На какой фотобумаге лучше печатать фотографии. На что оказывает влияние плотность бумаги. Как выбрать бумагу по инструкции к принтеру

Сегодня на рынке представлены самые разные виды фотобумаги, которыми можно пользоваться в домашних условиях. Кроме того, есть возможность недорого приобрести цифровую камеру, с помощью которой можно делать отличные снимки. У современных моделей высокая разрешающая способность матриц, поэтому фото печать может быть весьма качественной. Любой начинающий должен знать, каким образом следует выбирать бумагу для печати фото.

Свойства глянцевой бумаги

У глянцевых видов фотобумаги, как правило, более высокая плотность. У них есть глянцевый слой, благодаря которому:

  • не смываются чернила;
  • не выцветают краски.

Эту бумагу используют, чтобы осуществлять печать кадров с мягкими полутонами.

Это хороший вариант для пейзажной, портретной съёмки, прочих вариантов печати с насыщенной цветопередачей. К недостаткам глянцевой бумаги можно отнести то, что пигментные чернила использовать не получится, так как они очень легко стираются. Для печати с помощью таких чернил нужно выбирать суперглянцевый тип бумаги со специальным защитным слоем.

Особенности матовой бумаги

Есть два типа матовой фотобумаги, которые различаются по плотности (меньше и больше 120 г / кв. м). Бумагу с меньшей плотностью применяют, чтобы изготавливать полиграфическую продукцию самых разных видов. Второй тип фотобумаги, у которого более высокая плотность, подходит, чтобы печатать высококачественные снимки, например, для выставок. Матовую бумагу, в отличие от глянцевой, можно использовать с разными видами чернил. Лучше всего выглядят фотографии с высокой детализацией. К преимуществам такого типа бумаги можно отнести низкую цену, а также устойчивость к механическим нагрузкам.

Вы хотите сами распечатать фото на струйном принтере для семейного альбома, креативные визитки или фотографию на футболке?! Предполагаю, что принтером вы уже обзавелись, значит в данный момент стоите перед выбором бумаги. Для того, чтобы качество печати вас устраивало, нужно представлять какая бумага вам подойдет.

Практически все картинки в тексте представляют универсальную бумагу Lomond, как один из основных брендов гармонично сочетающих в себе соотношение цена-качество.

Критерии для выбора фотобумаги.

Бумага для цифровой струйной печати различается по

производителю и стоимости

Стоимость глянцевого листа А4 200 г/м 2 определялась на 20.06.2015 по заявленным ценам для розничной продажи на сайте самого производителя либо в магазине Коралл-микро (КМ) где я приобретаю бумагу и, полагаю, что это самый недорогой магазин, особенно по расходникам. Найдете дешевле-пишите, буду признательна.

Основные бренды:

Black Diamond 0,13$

Cactus 0,10$

Canon 0,57$

Epson 0,58$

Hp 0,15$

Lomond 0,12$

Revcol 0,11$

Бумага Canon и Epson предназначена для соответствующих струйных принтеров и выдает, по тестам,отличное качество. Я, уже пару десятилетий печатаю на универсальной, т.е. подходящей для всех принтеров, бумаге Lomond.

плотности

определяет толщину листа. Для сравнения обычная писчая бумага имеет 80-90 грамм на метр квадратный (г/м 2). Для печати фото требуется бумага от ~180 до 300 г/м2:

  • на документы 180-230 г/м2;
  • для печати художественного фото, достаточно 230-270 г/м2;
  • для фото на футболках можно использовать LOMOND Ink Jet Transfer Paper for Bright Cloth, A4, 140 г/м2;
  • визитки печатаем на тисненной (огромный выбор) бумаге,напр., Lomond, глянцевая односторонняя ярко-белая с тиснением «Ящерица» 200 г/м2.
  • для флаеров желательно двухсторонняя бумага с плотностью 90-150 г/м2

Стандартные размеры листовой фотобумаги:


Можно привести еще массу стандартных форматов, но думаю, в том нет необходимости. Если вам встретится размер в дюймах, то надо помнить, что 1ʺ= 25,4 мм (классический английский дюйм).

Большинство струйных принтеров поддерживает формат А4 и менее.

Кроме того, если вы решитесь обратиться в пункты печати, то вам следует кадрировать фото под следующие размеры (в мм):

  • 10х15 —102х152
  • 15х20—152х203, 152х216, 152х224 — размеры на любой вкус, не забудьте предупредить лаборанта, какой размер вы выбрали. 20х30—203х305
  • 30х40—305х403
  • 30х45—305х457

покрытию или фактуре

  • Матовая (Matte) . Идеально подходит для вставки в рамку под стекло, для ламинирования,для фото на документы.
  • Глянцевая (Glossy). Используется для печати фото, имеет глянцевую поверхность. Вот чтоб блестело! И это именно та бумага.
  • Полуглянцевая (Semi Glossy) . Блестит, но менее, дополнительный плюс- отпечатки пальцев не столь заметны.
  • Cуперглянцевая (Super Glossy). Аж слепит,) особенно если учесть что она часто бывает повышенной белизны (см. др.параметры).

Тисненая бумага может быть как глянцевой так и матовой.

другим параметрам

разрешению , которое ответственно за прорисовку мелких деталей. Разрешение, по сути, плотность точек на дюйм. Соответственно чем больше разрешение (измеряется в в точках на дюйм (dpi– dots per inch) и dpi = ррi (пикселей на дюйм)) тем лучше качество фотоснимка. Но такое утверждение достаточно спорно. К сведению, фотографию на экране мы рассматриваем с разрешением 72 dpi, и лишь распечатанная она выглядит непривлекательной, что означает важность данного параметра только при выводе на печать. Считается, что человеческий глаз способен увидеть не более чем 300-320 dpi, т.е. фото, распечатанное с данным разрешением и рассматриваемое с расстояния 20-30см, ничем не будет отличаться от фотографии с более высоким разрешением. Причем чем больше картинка, и, соответственно, расстояние с которого ее рассматривают, тем меньше может быть разрешение.

У Lomond-а разрешение печати варьируется от 2880 dpi до 5760 dpi.

Для любознательных. Как соотнести такое разрешение фотобумаги с нашим разрешением при печати 300-320 dpi? Если я правильно разобралась, то несложный расчет показывает, что стороны формата А4 297мм=297/25,4=11,7ʺумножаем на разрешение 300 dpi получаем 3510 пикс, и для другой стороны А4 210 мм=210/25,4=8,3ʺумножаем на разрешение 300 dpi получаем 2490 пикс. Итак, чтобы распечатать фото с разрешением 300 dpi мы должны использовать бумагу повышенного разрешения,т.е.5760 dpi. При 2880 dpi мы получаем разрешение по большей стороне равное 244 dpi, которого, в принципе, предостаточно.

яркости или белизне. Белизна, как показывает сравнение, у Ломонда несколько ниже чем у его основных конкурентов. Но настолько ли важен этот критерий? Ломонд имеет линейку фотобумаг повышенной яркости(белизны).

Передача цветов, при использовании бумаги Lomond, без нареканий. Но при черно-белой печати, появляется легкий сине-зеленый оттенок особенно заметный на черных деталях фотографии. Убирается в настройках принтера: синий, в данном случае голубой, нейтрализуется добавлением красного, а зеленый — пурпурного, можно слегка убрать насыщенность.

водостойкости. Как и любая фотобумага, относительно влагостойкая, вы можете полить ее водой и, чернила (особенно оригинальные) не потекут, что связано с технологией струйной печати, но если вы потрете влажное фото пальцем, то увидите ослепительно белую подложку. Повторная качественная печать на такой бумаге невозможна.

Наибольший интерес представляет режим real size. Только в этом случае машина гарантированно не делает ресайз, т.е. пересчет линейных размеров изображения при его выводе на печать. При печати в режиме real size картинка печатается «пиксель в пиксель», что и позволяет нам в нужной степени управлять резкостью при печати. Более подробно я писал об этом в статье «Шарпинг под печать» .

Большинство лабораторий, в том числе профессиональных, в открытом виде предлагают клиентам лишь два режима печати - в обрез и целиком. Несмотря на сложности понимания этих параметров, напечатать фотографии, не задав один из них, невозможно. А вот режим real size относится к дополнительным возможностям печати. Он более сложен для понимания и заведомо приведет к браку, если файлы не готовить специальным образом. Однако профессиональные лаборатории позволяют печатать в real size, если это указать в примечаниях. На практике этот режим используется достаточно редко, т. к. готовить файлы к такой печати трудоемко и их нельзя с тем же качеством использовать для печати других форматов. Режим real size обычно используют для таких задач, когда высокоточная передача резкости картинки критична.

Какую бумагу выбрать - матовую или глянцевую?

Этот, казалось бы, простой вопрос заставляет нас задумываться почти каждый раз, когда мы заказываем печать фотографий. Именно из-за того что мы не можем сделать однозначный выбор раз и навсегда, производители фотобумаги и лаборатории предлагают как минимум два варианта, а в некоторых случаях и больше.

Выбор типа бумаги в большей степени субъективен и в меньшей - зависит от конкретных задач. Одним нравится блеск глянцевой бумаги, другим - возможность «бесследно» дотрагиваться до матовой. Широко распространено мнение, будто глянцевая бумага более контрастна, однако измерения этого не подтверждают. Вероятно, такое восприятие обусловливается особенностью человеческого глаза. Стоимость обоих типов бумаги также не различается.

Немаловажный фактор - условия просмотра. Если отпечаток будет висеть на солнечной стороне комнаты, я бы не советовал печатать его на глянцевой бумаге. А вот дать рекомендации против печати на матовой бумаге затруднительно, хотя многим она нравится меньше.

Не стоит забывать и про бумагу metallic, которую предлагают многие современные лаборатории. Она покрыта специальным слоем, который не только «играет» на свету, но и невероятно увеличивает прочность отпечатка: порвать такой снимок практически невозможно. Metallic отлично подходит для ярких и урбанистических сюжетов: подсолнухи в летний день, отражающие детали автомобилей и т. п. Однако такая бумага существенно дороже, редко где принимают к печати на ней форматы меньше 20 х 30.

На практике люди часто меняют тип бумаги от заказа к заказу или даже в рамках одного заказа. Я не советую уделять вопросу выбора бумаги слишком много внимания - действуйте по настроению, это принесет вам гораздо больше удовольствия. Меняйте тип бумаги, экспериментируйте! Старайтесь в момент заказа иметь под руками фотографии, отпечатанные на разной бумаге - тогда вы всегда сможете освежить ощущения и выбрать то, что вам по душе в данную минуту.

Как сделать так, чтобы отпечаток соответствовал картинке на мониторе?

Соответствие изображений на итоговом отпечатке и мониторе - комплексная задача, требующая поддержки со стороны и фотографа, и лаборатории. Для обеспечения максимально точной цветопередачи от файла к отпечатку необходимо: * аппаратным образом откалибровать свой монитор. Для этого можно воспользоваться услугами специалистов или приобрести спектрофотометр и научиться с ним работать. Некоторые практические советы по калибровке можно найти, например, в статье Сергея Щербакова «Настройка и калибровка монитора. Комплекты Pantone/Gretagmacbeth Eye-One Display LT и Eye-One Display 2» . Тем же, кого вопросы калибровки интересуют на глубоком уровне, советую изучить статью Алексея Шадрина «Колориметрическая настройка мониторов. Теория и практика» ; * выбрать фотолабораторию, которая обеспечивает поддержку профайлов фотобумаг: такой лабораторией является, в частности, «Фотопроект»;
* готовить файлы к печати с использованием профайлов бумаг, измеренных в данной лаборатории.

Профайл описывает цветовой охват бумаги и конкретного устройства, используемого в конкретных условиях. Поддержка профайлов со стороны лаборатории требует обеспечения стабильных условий печати (влажность, температура, химия, бумага и др.) и комплекса регламентных работ по калибровке оборудования. Если говорить о работе с Adobe Photoshop, то существует несколько способов работы с профайлами, основными из которых являются: * предпросмотр будущего отпечатка в режиме View - Proof Colors. Для этого необходимо предварительно записать профайл в специальную директорию операционной системы. В Windows XP профайлы располагаются в C:/WINDOWS/system32/spool/driver/color , в MacOS X профайлы находятся в Library/ColorSync/Profiles . Для установки достаточно кликнуть правой кнопкой мыши на файл и в открывшемся меню выбрать «Установить профиль». Далее при работе в Adobe Photoshop выбираем необходимый профайл в View - Proof Setup - Custom. В этом режиме мы можем увидеть, как примерно будет выглядеть наш файл на будущем отпечатке - с учетом особенностей конкретных условий печати. При необходимости можно внести в файл поправки, находясь непосредственно в режиме софт пруфинга;
* конвертация графического файла в профайл устройства/бумаги с помощью команды Edit - Convert to Profile. Рекомендуемый для большинства случаев метод конвертации (Intent) - Perceptual. В момент конвертации происходит математический подбор цвета исходя из возможностей печати - таким образом, чтобы цвета на отпечатке были максимально похожи на цвета в файле. Этот метод цветопередачи является более точным, но вносит необратимые изменения в файл, который нельзя использовать для других ситуаций. Если вы конвертируете картинку с профайлом, обязательно сохраняйте файл для печати в виде отдельной копии;
* конвертация средствами печатной машины. Как правило, минилабы не поддерживают такую возможность, однако машины большого формата Durst умеют пересчитывать цвета самостоятельно. Для этого машина должна знать исходное цветовое пространство, в котором производилась работа с файлом. При сохранении файлов всегда имеет смысл убедиться, что в параметрах сохранения выставлена галочка ICC Profile. Минилабы игнорируют встроенные профайлы, но некоторым машинам такая информация необходима для качественной печати.

Что такое цветокоррекция при печати и зачем она нужна?

Качество итогового отпечатка напрямую зависит от качества исходных файлов. Напечатать можно практически любое изображение вне зависимости от того, сделан кадр любителем или профессиональным фотографом. Однако для достижения наилучшего результата файлы из фотокамеры или сканера обычно расценивают как сырой материал, требующий дальнейшей интерпретации.

Как правило, любое изображение в той или иной степени можно улучшить с помощью элементарной или сложной компьютерной обработки. Результат улучшения зависит от качества исходного файла, характера изображения, творческих задач, опыта и имеющегося в распоряжении времени. Особенно актуально улучшение файлов в случае печати фотографий большого формата. К задачам подготовки файлов относят проверку, анализ проблем и возможных способов улучшения оригинала, цветокоррекцию, управление контрастом, яркостью, насыщенностью , резкостью, выделенную коррекцию областей (например, лиц) и т. д.

Если вы не владеете компьютерными программами обработки, некоторую элементарную цветокоррекцию можно поручить оператору печати. При печати малых форматов во многих лабораториях такая услуга предоставляется бесплатно и определяется параметром «Цветокоррекция» (делать или не делать). Если вы готовили файл самостоятельно, лучше выбрать «Не делать»: тогда оператор отправит изображение на печать как есть, без дополнительного вмешательства. Если же в параметре «Цветокоррекция» выбрать «Делать», то оператор внесет поправки в цветопередачу картинки, если посчитает это необходимым. Такая коррекция в первую очередь направлена на исправление явных огрехов съемки и производится согласно общепринятым нормам работы с цветом
(серый - нейтральный, небо - голубое, трава - зеленая). Если в кадре есть люди, цветокоррекция производится по лицам. При работе с цветом оператор манипулирует следующими основными параметрами: - цветовой баланс (желтый, пурпурный, голубой); - плотность; - контраст. В случае необходимости оператор может вмешаться в насыщенность и резкость картинки, а также сделать кадрирование.

Цветокоррекция оператором также необходима в случае печати с пленки, ведь не каждый фотограф может позволить себе отсканировать пленку и обработать ее перед печатью. Передавая пожелания по цветокоррекции, не поленитесь описать их как можно подробнее. Не стесняйтесь писать в примечаниях такие фразы, как «сделайте понасыщеннее», «лучше более контрастно, чем недоконтраст», «люблю потемнее (посветлее)» и т. п. Цветокоррекция субъективна, поэтому чем больше информации о ваших предпочтениях будет у оператора, тем более вероятен ожидаемый вами результат.

Как узнать параметры цветокоррекции, которую внес оператор при печати?

Если вам понравилась (или, наоборот, не понравилась) цветокоррекция оператора, вы можете узнать, что именно он сделал. При печати в профессиональных лабораториях такая информация располагается на обратной стороне каждого отпечатка и называется «бэкпринт» (backprint). Содержание бэкпринта зависит от типа печатной машины и параметров печати. Ниже приводится пример расшифровки бэкпринта в лабораториях «Фотопроект» (по аналогии можно расшифровать и любую другую печать). желтый - пурпурный - голубой, плотность. N - отсутствие коррекции.
После 9 идет A и так до F, что соответствует 16.
8 - Двузначная цифра - автоматическая коррекция плотности негатива. При печати с файлов - три прочерка. Первая цифра также заменяется на букву после 9, т. е. B9 означает 119.
9 - Другие корректуры, где
AC - контраст;
AСh - контраст в светах;
ACs - контраст в тенях;
SA - насыщенность;
AS - резкость;
GR - подавление зерна.
10 - Автоматическое масштабирование.
11 - Ручное масштабирование.

Можно ли напечатать настоящее ч/б?

В современных лабораториях печать осуществляется в «цветном процессе», т. е. с использованием цветной бумаги и цветной химии. Печать на настоящей ч/б бумаге возможна в теории, но на практике для этого необходимо поддерживать специальные настройки печатной машины (химия, бумага). Так как ч/б печать на фоне цветной является редкой услугой, найти лабораторию, которая содержит для такой печати специальную машину, весьма затруднительно - это не выгодно экономически. Поэтому приходится довольствоваться выводом ч/б изображения на цветной бумаге. Незначительный цветовой оттенок в этом случае неизбежен, однако его можно значительно минимизировать (вплоть до невидимого глазу), если печатать в профессиональных лабораториях, которые обеспечивают стабильные условия печати. Практика показывает, что наилучшие результаты достигаются при конвертировании черно-белого изображения в профайл бумаги/устройства.

Плотность фотобумаги измеряется как отношение массы листа к его площади и обычно обозначается в граммах на квадратный метр (г/м2). Некоторые ошибочно принимают плотность бумаги прямо пропорциональной её толщине, забывая что объёмная плотность разных её типов может сильно различаться: с плотностью 600 г/м2 (за счет тяжелого намагниченного слоя) примерно такая же толстая, как матовая 250 г/м2. Хотя, в большинстве случаев, подобное допущение уместно - чем больше плотность, тем толще и дороже бумага.

Плотнее значит лучше?

Плотность всегда указывают на упаковках, так как плотность бумаги определяет кроме прочего ее назначение. Например, обычная тонкая бумага не подходит для печати фотографий на струйном принтере: большое количество чернил буквально пропитают ее насквозь, лист деформируется, а цвета будут недостаточно насыщенными и контрастными. Дело в том, что матовая бумага без покрытия плотностью меньше 100 г/м2 по сути подходит только для печати текстов, 100-200 г/м2 - для цветной полиграфии, для фотографий требуется соотношение не менее 150 г/м2. В разрезе такая фотобумага представляет собой многослойную пористую структуру, которая хорошо впитывает цветные чернила и защищает их от выцветания с течением времени. Стоит помнить, что бумаги с покрытием могут использоваться для фотографий и при плотности 100 г/м2 (глянцевое покрытие впитывает почти весь объем чернил).

Высокая плотность бумаги также означает физическую стойкость и долговечность отпечатка, а тонкие листы легко мнутся и рвутся, на перегибах образуются неустранимые дефекты.

Почему не нужно брать очень плотную бумагу

Крайне важно обращать внимание на плотность и по другой причине: со слишком толстым и тяжёлым листом может справится не каждый принтер. Максимально допустимая плотность бумаги, которая не будет застревать и зажевываться - одна из важных характеристик принтеров, плоттеров и МФУ. Большинство современных устройств может работать с бумагой плотностью до 300 г/м2 - более чем достаточно для печати качественных фотографий. И всё таки, приобретая фотобумагу, заранее уточняйте, справиться ли с ней ваша модель – иногда заявленные характеристики действительны только для определенного типа бумаги (например, матовой определенного производителя). Именно эта особенность печатающих устройств не позволяет однозначно рекомендовать всем пользователям максимально плотные материалы для печати.

Выбирать бумагу для офиса легче, чем для печати книг об искусстве, но и здесь есть свои хитрости. Первое, что бросается в глаза, - белизна: от неё зависит, насколько легко будет читаться текст на странице. Но, кроме белизны, есть и другие параметры, влияющие на качество. Например, жёсткость, непрозрачность, плотность, гладкость, ровность краёв и даже влажность.

Некачественная бумага с шероховатой поверхностью и большим количеством пыли на листах вредит технике: мелкие частицы попадают на печатающие элементы, выводят их из строя. Острые, шероховатые края цепляют барабан, и вот уже нужно идти в мастерскую и менять детали принтера.

Разберёмся, на что смотреть при покупке бумаги и на какие образцы ориентироваться.

Как выбрать бумагу по инструкции к принтеру

Производители техники понимают, насколько важна бумага для работы принтера. А потому в инструкции написано, какая плотность оптимальна для устройства. Плотность измеряется в граммах на квадратный метр. В офисах обычно используют листы с характеристикой 80–90 г/м². Для сравнения: 65 г/м² - это газета, 250 г/м² - уже картон.

Если использовать слишком плотную бумагу, принтер с ней не справится, листы даже могут повредить печатающие элементы. Если, наоборот, слишком тонкую, то принтер её замнёт, порвёт. И если это будет происходить часто, возрастёт вероятность поломки техники.

Если инструкцию вы куда-то подевали, то есть подсказка: название производителя. Крупные фирмы, как Xerox, выпускают расходные материалы для своей техники.

Ну а если хотите выбрать бумагу, не задумываясь о совместимости с торговой маркой, просто обращайте внимание на качество. Удобнее всего ориентироваться на ключевые характеристики. Разберёмся в них.

Какую бумагу купить для важных документов

Если вы собираетесь долго хранить или много использовать распечатки или если вы печатаете документы для партнёров, важных совещаний и презентаций, то нужна высококачественная, премиальная бумага.

Это означает, что листы должны быть:

  • Непрозрачными. Они подойдут даже для двусторонней печати, и через них не будет просвечивать стол и текст со следующего листа.
  • Беспыльными. Значит, мелкие частицы при печати не помешают краске ровно лечь на лист, то есть все изображения и буквы будут чёткими.
  • Белыми. Мы не видим оттенков белизны, поэтому обычно неважно, на 90 или на 100 процентов бумага белая. Но текст на белой бумаге лучше читается из-за контрастности.

Бумага для важных документов может быть даже плотнее и толще, чем стандартная офисная. Например, бумага с плотностью 120 г/м² идеально подходит для печати брошюр и сертификатов.

Образцы премиальной бумаги стандартной плотности - Xerox Premier и «Марафон Премьер». Если вы выбираете более плотные материалы, то эталоном качества может стать бумага Colotech. Она хорошо впитывает чернила и краску, поэтому отлично подходит для использования в лазерных и струйных принтерах.

Какую бумагу купить в офис, где много печатают

Если принтер в офисе работает почти без остановки, то нужно покупать бумагу, которая сохранит технику, но при этом не разорит компанию.

Это офисная бумага бизнес-класса с оптимальными показателями ровности краёв, жёсткости, влажности и электропроводности.

У бумаги для бизнеса должны быть ровные края, чтобы они не цеплялись за детали принтеров, и оптимальная толщина, чтобы листы бесперебойно подавались на печать. Это важно, когда нужно распечатывать большие объёмы документов.

Также важен показатель яркости, ведь для хорошей работы нужны документы, которые хорошо читаются.

Плюс существует офисная бумага с готовой перфорацией (как некоторые варианты Xerox Business), чтобы документы было удобно сразу подшивать в папки. Если дыроколы в офисе нарасхват, купите листы с отверстиями и сэкономьте время и нервы сотрудников.

Какую бумагу купить для недолговечных документов и для дома

Если вы очень много печатаете, но потом эти документы используете недолго (черновики, проекты документов), берите бумагу, которая дешевле, из экономсегмента.

Это как раз тот случай, когда абсолютная белизна листа не нужна, вполне подойдёт бумага с показателями ниже, чем у бизнес-класса.

Главное при выборе такой бумаги - не забывать, что даже в дешёвых пачках не должно быть пыли, статического электричества и плохо обрезанных листов. Иначе экономия на бумаге бессмысленна: эти деньги вы отдадите за ремонт оргтехники.

Ещё хорошая идея - бумага из переработанных материалов для тех, кто заботится об окружающей среде. Она может быть не такой яркой и контрастной, как бумага из чистого сырья, зато вы поддержите природу. Кроме того, переработанная - не всегда тёмная. Например, Xerox Recycled plus отбеливается без хлора, соответствует европейским экологическим стандартам и отлично справляется со всеми задачами.



Касса