Класс птицы. Особенности строения, связанные с полетом. Приспособления к полету формировались в нескольких направлениях

Урок по биологии.

«Класс Птицы. Особенности строения, связанные

с полетом»

Цель урока: раскрыть особенности строения птицы, связанные с полетом и средой обитания.

Задачи:

Обеспечить усвоение учащимися знаний об особенностях строения птиц в связи с приспособленностью к полету.

Сравнить особенности биологической организации птиц и пресмыкающихся, показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с пресмыкающимися.

Учить видеть прекрасное в мире птиц.

Форма урока: урок - исследование

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы:

Объяснительно-иллюстративный.

Репродуктивный.

Поисковый.

Практический.

Прогнозируемый результат:

Умение делать выводы о взаимосвязи строения органов с выполняемыми функциями.

Проверка умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы.

Умение работать с источниками информации.

Умение вести монолог, диалог.

Оборудование:

Инструктивные карточки к лабораторной работе.

Лупы, набор перьев.

Презентация «Птицы».

Учебное электронное издание «Биология 6-11 класс».

Компьютеры, проектор, экран.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель:

Птицы - это удивительные животные, которые в настоящее время являются наиболее процветающей группой живых организмов. Об этом говорит тот факт, что птиц сейчас насчитывается 8 тысяч видов, в то время как млекопитающих в 2 раза меньше. Они попытались освоить воздушную среду обитания, и эта попытка им удалась блестяще. Даже человек, поставивший себя на вершину эволюционной лестницы не способен летать. Легко и непринужденно взмыть ввысь, словно без всяких усилий отрываясь от земли, проноситься над необъятными просторами воды и суши способны только птицы.

Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос, который волновал человека с давних пор: «Почему птицы летают?»

III. Изучение нового материала.

Запись темы урока в тетрадях учащихся. Слайд 1.

Несмотря на разнообразие мест обитания, форм, величину, окраску, отличие повадок, птицы имеют сходные черты внешнего и внутреннего строения.

Цель нашего урока познакомиться с особенностями строения птиц в связи с приспособленностью к полету. Слайд 2

Задачи урока. Слайд 3.

Чтобы решить поставленные задачи мы проведем ряд исследований. На ваших рабочих столах лежит инструктивная карточка. Она поможет нам в нашем исследовании. Приложение 1.

Исследование первое.

Фронтальная работа со слайдом № 4 «Внешнее строение птицы».

Вопросы к классу:

Опишите форму тела птицы и укажите, из каких отделов оно состоит. По каким признакам можно отличить птицу от других позвоночных животных?

Рассмотрите голову птицы и найдите органы, расположенные на ней. Какие функции выполняют органы?

Какие особенности имеются у птиц во внешнем строение в сравнение с пресмыкающимися? Каково их значение?

Учитель: Вы правильно отметили характерные особенности во внешнем строении у птиц. Действительно одной из особенностей является клюв. Зачем птице клюв? (Работа учителя со слайдом №5, 6).

Чтобы - разрывать пищу.

Чтобы - вычерпывать из воды рыбу.

Чтобы - собирать с поверхности воды самые крохотные растения и организмы.

Чтобы - вскрывать раковины.

Чтобы - вытаскивать из-под коры насекомых.

Ребята, вы сказали, что основной характерной особенностью птиц является наличие перьевого покрова. Какие виды пера можно найти на теле птиц? Какую функцию они выполняют? Каково их строение в связи с выполняемой функцией?

Чтобы ответить на эти вопросы необходимо выполнить исследование.

Работа с коллекцией перьев. Слайдом.

Учитель: У современных птиц есть два основных типа перьев - контурное и пуховое. На крыльях вырастают крепкие контурные маховые перья. (Демонстрируются перья птиц из коллекции). Контурное перо имеет узкий твердый ствол и широкое опахало, которое образовано густой сетью роговых бородок I и II порядка с крючками. Такое строение крыла делает его гибким, легким и почти непроницаемым для воздуха.

Контурные покровные, налегая друг на друга вершинами, как черепицы, образуют на теле птицы сплошную обтекаемую поверхность, облегчающую полет. Главное значение при полете имеют крупные контурные перья крыльев и хвоста.

Пуховые перья располагаются под контурными. Опахала у них легкие, рыхлые, без бородок II порядка. У некоторых птиц есть еще и пух - коротенький стержень с пучком бородок на вершине в виде кисточки. Пуховые перья сохраняют тепло тела птицы.

Изношенные перья выпадают, а на их месте вырастают новые. Из копчиковой железы (у основания хвоста) птица выдавливает клювом капли маслянистой жидкости и переносит их на перья. Это делает перья эластичными и упругими, а у водоплавающих птиц - предохраняет от намокания.

Учитель: Рассмотрим скелет птиц и выясним особенности в строении скелета. Выполнение демонстрационной лабораторной работы № 5.11 «Особенности строения птиц, связанные с полетом», задания № 2, 4, 5.

После выполнения работы на компьютере учащиеся работают с раздаточным демонстрационным материалом «Скелет птиц».

Учитель: Ребята, вы рассмотрели скелет птицы. Давайте выясним, какие изменения в строение каждого отдела скелета птицы вам удалось найти. (фронтальная работа с классом проходит с использованием демонстрационного материала «Скелет птиц»).

Назовите отделы скелета (череп, позвоночник, скелет конечностей, пояс конечностей).

Чем представлен скелет головы (округлая черепная коробка, глазницы, костная основа клюва).

Какие особенности скелета головы? (Все кости срослись кроме нижней челюсти, Кости легкие).

Назовите отделы позвоночника (отделы шейный, грудной, поясничный, крестцовый, хвостовой).

Учитель: Какие отличия в строение отделов позвоночника вы нашли? (позвонки во всех отделах срослись, исключение шейный и копчиковый).

Учитель: Как вы думаете, срастание позвонков, какую играет роль (опора для туловища особенно во время полета).

Учитель: Какие отличия в строение пояса передних конечностей вы обнаружили? (2 пары лопаток, 2 ключицы, 2 вороньи кости).

Учитель: Найдите грудину и ключицу. В строении грудины у птиц есть отличия, имеется вырост – киль.

Учитель: Как вы думаете, каково предназначение киля и ключицы образующей вилочку для птицы? (прикрепляются мышцы, а вилочка увеличивает прочность скелета и смягчает толчки).

Учитель: Какие изменения произошли в строение скелета передней конечности – крыла, у птиц и какое это имеет значение? (в кисти всего три пальца, сокращение количества пальцев увеличивает площадь прикрепления перьев и придает большую прочность кости).

Учитель: Чем представлен пояс задних конечностей? (три пары тазовых костей, которые срослись в одно целое с поясничным и тазовым отделами, а также с первыми хвостовыми позвонками).

Учитель: А сейчас ребята я хочу, чтобы вы обратили внимание на скелет нижней конечности. Из каких отделов состоит скелет нижней конечности? (бедро, голень, стопа и особая кость цевка).

Учитель: Работа со слайдом №8.

Для передвижения по твёрдому субстрату птицам служат задние конечности – ноги. Неоперённая часть ноги прочная, крепкая и длинная облегчает отталкивание при взлёте. Пальцы ног хорошо развиты и представляют собой самые различные типы адаптаций к способу передвижения. У птиц болот, передвигающихся по мягкой поверхности, они длинные, у бегающих наземных форм они крепкие, короткие, а у страусов наблюдается редукция пальцев. У древесных форм наблюдаются сложные приспособления к охвату ветвей. У водных форм развиваются плавательные перепонки.

Учитель: Скелет птиц отличается прочностью и лёгкостью. Туловищный скелет представляет крепкую и малоподвижную коробку, напоминающую остов самолёта. Хорошо развита мускулатура крыльев и ног, что особенно важно для полета, хуже – туловища. Но не возникал ли у вас вопрос: «А зачем птицам летать?»

Учащиеся могут предложить разные варианты ответов:

Учитель: Ребята, мы выяснили ряд черт приспособленности птиц к полету в строении скелета, внешнем строении, но возникает вопрос, а нет ли таких приспособлений в системах органов кровеносной, дыхательной, пищеварительной, нервной, выделительной? Рассмотрим строение кровеносной, дыхательной, пищеварительной, нервной, выделительной и половой системы органов. Слайд №9.

Изучение систем органов птиц с использование видеоматериала. «Пищеварительная система», «Кровеносная система», «Выделительная система», «Нервная система», «Половая система». Приложение 3.

Учитель: Ребята, какие же приспособления появились у птиц в связи с полетом. Работа с таблицей. Слайд№10. Приложение 4.

IV. Закрепление изученного материала.

Тест 1. Приложение 6.

V. Домашнее задание. Приложение 5.

VI. Итог урока.

Учитель подводит итоги урока. Оценивает работу учащихся на уроке..


Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний об особенностях внутреннего строения птиц в связи с полетом.

  • Обучающие задачи:
расширить знания учащихся о процессах жизнедеятельности на примере птиц, об особенностях строения внутренних органов в связи с функциями.
Установить особенности строения внутренних органов птиц в связи с полетом.
  • Развивающие задачи:
  • продолжить развитие умений работать с текстом учебника, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы.
    Развивать умения самоконтроля и взаимоконтроля.
  • Воспитывающие задачи:
  • продолжить формирование эмоционально-ценностного отношения к изучению окружающего нас мира.
    Формировать коммуникативность учащихся через совместную работу.

    Оборудование: интерактивная доска, компьютерная презентация, электронный учебник, методички с вопросами, оценочный лист.

    Основополагающий вопрос. Как различные животные адаптировались к средам их обитания?

    Проблемные вопросы.

    В чем секрет птиц, помогающий им летать?
    Чем отличаются птицы от других животных?

    Формируемые компетенции:

    • Коммуникативная (работа в группах, взаимообучение)
    • Информационная (работа с учебником, составление табличного конспекта, использование компьютерной презентации, электронного учебника)

    Ход урока

    I. Актуализация знаний.

    “Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный…”
    М.Горький

    Полет птиц всегда привлекал внимание человека. Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, зародились у людей при взгляде на птиц.

    Что же позволяет им летать?

    Задание 1. Составьте коллективный рассказ, в котором в логической последовательности вы называете особенности внешнего строения и скелета птиц, связанные с полетом.

    II. Изучение нового материала.

    “Знанию всегда предшествует предположение”
    А. Гумбольт

    1. Проблемный вопрос.

    Есть ли связь между строением внутренних органов птиц и полетом? Постарайтесь высказать предположения, в чем она может заключаться?

    (Учащиеся высказывают предположения.)

    2. С целью проверки правильности высказанных предположений проведем работу с текстом учебника по группам. (Работа в группах сменного состава.)

    Стол А – 1 группа. Пищеварительная система. Выделительная система.
    Стол Б – 2 группа. Дыхательная система.
    Стол В – 3 группа. Кровеносная система
    Стол Г – 4 группа. Нервная система. Органы чувств.
    Стол Д – 5 группа. Особенности размножения.

    Каждому ученику в группе дается жетон с номером, после подготовки они пересаживаются таким образом, что за столом “А” собираются все ученики с № 1; за столом “Б” – с № 2 и т.д. В новой группе каждый представитель рассказывает свой материал. В оценочный лист выставляется взаимооценка.

    По результатам работы в группе составляется табличный конспект.

    Системы органов Особенности строения, связанные с полетом
    Пищеварительная отсутствие челюстей и зубов, двухкамерный желудок, быстрое пищеварение и частое освобождение кишечника
    Дыхательная двойное дыхание
    Кровеносная четырехкамерное сердце, большая частота сердечных сокращений
    Выделительная отсутствие мочевого пузыря
    Нервная сильно развиты большие полушария, мозжечок, средний мозг
    Органы размножения у самок функционирует только левый яичник, птица откладывает сразу только одно яйцо
    Обмен веществ высокий уровень, постоянная температура тела.

    3. Подведение итогов работы.

    Отчет учащихся о проделанной работе с использованием компьютерной презентации .

    Анимация “Схема кровообращения птиц” (Электронный учебник)

    III. Закрепление полученных знаний.

    На столах учащихся методички с заданиями:

    Задание 1. Выберите правильные утверждения.

    (Взаимоконтроль. Оценка выставляется в оценочный лист. )

    1. Птицы – высокоорганизованные теплокровные позвоночные, приспособленные к полету.
    2. Частичное переваривание пищи начинается во рту.
    3. В воздушных мешках птиц происходит активный газообмен.
    4. По телу птицы распространяется артериальная кровь.
    5. Толстый кишечник и мочеполовые протоки впадают в клоаку.
    6. У птиц хорошо развит средний мозг, особенно зрительные доли.
    7. У всех птиц птенцы выводятся беспомощными, слепыми и голыми.
    8. Сердце трехкамерное, с неполной перегородкой.
    9. По форме клюва можно определить характер питания птиц.
    10. Наука о птицах – птицеводство.

    Работа в парах.

    Задание 2. Полет птиц требует интенсивной работы мышц, которые для этого должны обильно снабжаться кислородом. Однако птицы не могут иметь большого количества крови, доставляющей кислород мышцам, так как увеличение массы крови затруднило бы сам полет. Иными словами крови хорошо бы иметь поменьше, а кислорода хорошо бы получать побольше. Как это сделать? (Обсуждение.)

    Образец ответа.

    Кровь у птиц движется по сосудам очень быстро, за счет этого она быстрее меняется в легких. Кроме того, кислород, благодаря системе воздушных мешков, проходит через легкие, как при выдохе, так и при вдохе.

    Задание 3. Пищеварение у птицы происходит очень быстро. Сочные ягоды у воробьиных проходят через кишечник за 8–10 минут. Домовой воробей переваривает зерно за 3–4 ч, жука за 1 час, гусеницу за 15 минут. Насекомоядные птицы наполняют свой желудок 5–6 раз в сутки. Один – два раза в сутки едят хищники.

    Какое значение для природного сообщества имеет большая скорость пищеварения у птиц?

    Образец ответа:

    Быстрый процесс пищеварения у птиц заставляет их часто наполнять свой желудок. В природном сообществе прожорливые насекомоядные птицы уничтожают много насекомых вредителей.

    Задание 4. Общий объем воздушных мешков в несколько раз превышает объем легких. Например, у пеликанов он равен 10,5л

    Определите функции воздушных мешков с точки зрения физики. (Обсуждение.)

    Образец ответа.

    Уменьшение плотности тела, облегчающего полет. Сохранение тепла в состоянии относительного покоя благодаря малой теплопроводности воздуха. Охлаждение внутренних органов в полете за счет теплообмена между внутренними органами птиц и более холодным воздухом, поступающим в воздушные мешки. Увеличение плотности тела у ныряющих птиц при уменьшении объема воздушных мешков.

    Подведение итогов.
    Опрос-итог.

    Прочитайте цель урока. Достигли ли вы цели урока? В какой степени?
    Оцените свою работу на уроке: “отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно”, “неудовлетворительно”
    Что на уроке было главным? Что интересным? Что нового узнали? Чему научились?

    Задание на дом §51. Творческое задание: подготовить компьютерные презентации.

    1. Бескилевые птицы.
    2. Плавающие птицы.
    3. Килевые птицы:

    • Птицы вводно-болотных угодий,
    • Лесные птицы,
    • Птицы открытых пространств.

    Оценочный лист.

    Ф. И. Итоговая оценка
    Работа в группе
    (взаимооценка)
    1 задание 2 задание 3 задание 4 задание

    Особенности внутреннего строения птиц, связанные с полетом.

    Пищеварительная система. Челюсти

    образуют клюв - орган захвата пищи.

    Зубы отсутствуют. В ротовой полости

    расположен язык. Секрет,

    выделяемый слюнными железами ,

    смачивает пищу и облегчает её

    движение по пищеводу . У большинства

    птиц он имеет расширение - зоб , где

    пища подвергается химической

    обработке. Во время вывода птенцов

    стенка зоба некоторых видов птиц

    выделяет питательный секрет –

    "молочко", которым выкармливаются

    птенцы. Желудок состоит из двух

    отделов – железистого ( пища расщепляется под действием ферментов) и мускулистого (механическая обработка пищи). Из желудка пища поступает в двенадцатиперстную кишку , куда открываются протоки печени и поджелудочной железы . Продвигаясь далее по тонкому кишечнику, она переваривается и всасывается. У растительноядных птиц он длиннее, чем у насекомоядных. Интенсивность пищеварения очень высокая. Непереваренные остатки пищи поступают в короткую толстую кишку, открывающуюся в клоаку. Быстрое переваривание пищи и быстрое опорожнение кишечника избавляют птиц от избыточной массы.

    Дыхательная система . Через ноздри

    воздух поступает в носовую полость,

    глотку, гортань, трахею, в нижней

    аппарат птиц. Трахея разделяется на

    два бронха , которые, входя в лёгкие ,

    ветвятся на 15-20 вторичных бронхов .

    Лёгкие птиц - не мешки, как у

    земноводных или пресмыкающихся, а

    губчатые тела с большой дыхательной

    поверхностью. Часть вторичных

    бронхов проходит в воздушные мешки.

    Акт дыхания в покое осуществляется за

    счёт сужения и расширения грудной

    клетки. При вдохе грудина опускается,

    при выдохе - поднимается. При полёте вентиляция легких осуществляется с помощью воздушных мешков. При подъёме крыльев мешки растягиваются и воздух частично поступает в лёгкие, где происходит газообмен, а частично в воздушные мешки. В них окисления крови не происходит. При опускании крыльев воздушные мешки сжимаются и воздух из них поступает в лёгкие, где снова происходит окисление крови. Таким образом, в полете газообмен у птиц происходит и на вдохе и на выдохе. Такой механизм получил название двойного дыхания . Помимо участия в газообмене, воздушные мешки предохраняют организм при большой мышечной работе от перегрева, отводя с выдыхаемым воздухом избыток тепла.

    Кровеносная система птиц характеризуется полным разделением артериального и венозного токов крови в связи с формированием четырёхкамерного сердца , состоящего из двух предсердий и двух желудочков. Как и у всех наземных позвоночных - два круга кровообращения. Венозная кровь из правого желудочка поступает по лёгочным артериям в лёгкие и окисляется. Артериальная кровь по лёгочным венам поступает в левое предсердие. Это малый круг кровообращения . Большой круг кровообращения начинается в левом желудочке. Из него берёт начало только одна, правая дуга аорты, несущая артериальную кровь к органам. Венозная кровь собирается в парные передние и непарную заднюю полые вены, впадающие в правое предсердие. Здесь заканчивается большой круг кровообращения. У птиц высокая скорость кровотока. Это, наряду с высокой кислородной ёмкостью крови, а также интенсивным газообменом в лёгких, позволяет осуществлять эффективное насыщение тканей организма кислородом. Благодаря этому птицы способны поддерживать постоянную температуру тела.

    Органы выделения - парные почки. От каждой почки отходит мочеточник , открывающийся в клоаку. Мочевой пузырь отсутствует .

    Нервная система отличается большим, чем у пресмыкающихся, размером головного мозга. Полушария крупные, доли среднего мозга хорошо развиты, мозжечок - большой, От головного мозга отходят 12 пар черепно-мозговых нервов.

    Урок биологии в 7 классе "Особенности внешнего строения птиц, связанные с полетом".

    Цель

    Задачи : 1) образовательные

    2) развивающие

    3) воспитательные

    Тип урока: изучение нового материала.


    «ПРИЛОЖЕНИЕ 3»

    Отделы тела

    Особенности строения

    Небольшая, округлой формы.

    По бокам головы; третье веко (мигающая перепонка) защищает от инородных частиц, во время полета.

    Состоит из поклювья и надклювья, одет роговым чехлом. Зубов нет.

    У основания надклювья

    Ушные отверстия

    Углубления, на дне которых находятся барабанные перепонки.

    Очень подвижная.

    ТУЛОВИЩЕ

    Плавный переход отделов тела друг в друга. Обтекаемая форма тела.

    Выполняет функцию руля.

    КОНЕЧНОСТИ

    Задние конечности

    Пальцы с когтями и цевка покрыты роговыми чешуйками.

    Особенности внешнего строения птицы

    Просмотр содержимого документа
    «УРОК Особенности внешнего строения птиц, связанные с полетом»

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Сорожская основная общеобразовательная школа»

    Методическая разработка

    урока биологии в 7 классе

    «Особенности внешнего строения птиц, связанные с полетом»

    Выполнила:

    Захарова Наталья Владимировна учитель биологии I категории

    Цель : Познакомить учащихся с классом птиц, показать особенности внешнего строения, связанные с полётом, дать определение птицам.

    Задачи : 1) образовательные : ознакомить учащихся с классом птиц, дать определение птицам, показать особенности внешнего строения, связанные с полётом. Также показать, что в связи с полётом птицы имеют легкий скелет, сильные мышцы, хорошо развитое зрение.

    2) развивающие : развитие памяти, воображения, логико-мыслительных операций (сравнение, анализ), критического мышления. Совершенствование умений школьников проводить наблюдения за птицами, узнавать изученных птиц в природе, на видео, таблицах, рисунках, сравнивать их между собой. Продолжить формирование умений работать с учебником: находить в тексте необходимые сведения.

    3) воспитательные : формирование научного мировоззрения учащихся, используя знания о приспособленности птиц к полёту. Осуществление экологического воспитания, развитие бережного отношения к пернатым, как важного компонента среды обитания. Расширить политехнический кругозор на основе знаний физических явлений в жизни птицы. Также осуществлять патриотическое и эстетическое воспитание.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Межпредметная связь с уроком физики.

    Ход урока:

    Вступление. Слайд № 1

    Полюбуйся – весна наступает,
    Журавли караваном летят,
    В ярком золоте день утопает,
    И ручьи по оврагам шумят.

    Скоро гости к тебе соберутся,
    Скоро гнезд понавьют, посмотри!
    Что за звуки, за песни польются
    День-деньской от зари до зари!

    Сегодня мы отправляемся в необычайный, загадочный и великий «Мир Птиц».

    Разнообразие птиц на Земле так велико, что с трудом поддаётся описанию. Наш мир обеднел бы без их звонких песен, игры красок и пышного щегольства оперенья.

    Среди них есть мудрецы и жестокие агрессоры, добродушные тихони и весёлые артисты, великие труженики и настоящие лентяи.

    Конечно, птицы удивительны, птицы красивы, но самое-то главное – они летают! Именно они подарили нам волнующую идею полёта! Наслаждаться ощущением воли и простора могут только они:

    РОЖДЁННЫЕ ЛЕТАТЬ Слайд № 2

    Показ презентации: слайды № 3 – 19

    Изучение нового материала. Слайд № 20

    Тема нашего сегодняшнего урока: Особенности внешнего строения птиц, связанные с полетом

    Откройте тетрадь запишите число и тему.

    Слайд № 21 (заставка) Кто из людей не мечтал подняться в небо, воспарить над землей, взглянуть на нее сверху, с высоты птичьего полета! И народное творчество (сказки, мифы, легенды), и история научных и донаучных изобретений красноречиво свидетельствуют о том, что полеты над землей являются вековой мечтой человечества. Если вспомнить разные летательные аппараты, созданные человеком, и проанализировать их устройство, легко обнаружить, что все они имеют те или иные приспособления для полетов, повторяющие особенности строения птиц. А какие знание о строении птиц помогли человеку осуществить его вековую мечту о полетах в небе?

    Чтобы ответить на этот вопрос мы должны изучить особенности внешнего строения птицы.

    I часть: Определение птиц.

    – С чего нам начать? Конечно с самого главного. Мы должны выяснить: А кто же они такие птицы? Посмотрите на них? (на столах у уч-ся находятся чучела птиц)

    Почему птиц нельзя спутать с другими животными ?.....

    Предполагаемые ответы учащихся: (Прикрепляем на магнитной доске эти предположения, их заранее готовит учитель .)

    1. Птицы летают .

    Но только ли птицы летают? Летают также насекомые, млекопитающие (летучие мыши, белки–летяги), летающие рыбы. Но самыми хорошими летунами бесспорно, признаны птицы.

    2. Птицы имеют крылья .

    Крылья также имеют насекомые, летучие мыши.

    3. Птицы имеют клюв .

    4. Птицы имеют перья .

    Потому птиц называют пернатые. Ни у одних животных населяющих Землю нет перьев, кроме птиц.

    А теперь прочитайте текст на стр. 208

    – Исходя из наших выводов и прочитанного текста составьте определение птицам .

    Птицы – это позвоночные животные, с постоянной температурой тела, обладающие способностью к полету, покрытые перьями и имеющие клюв. Слайд № 22

    Запишем это определение в тетрадь.

    II часть: Внешнее строение птиц.

    Рассмотрите птицу.

    Какая форма тела у птицы? …..

    Какие отделы тела? ……

    Чем покрыто тело птицы? ……

    Кожа у птиц тонкая, сухая, не имеет желез. И только одна железа – копчиковая, которая находится на гузке выделяет жироподобное вещество для смазывания перьев.

    У вас на партах есть карточка с рисунком птицы (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), подпишите его и вклейте в тетрадь.

    Проверим как вы выполнили работу. Слайд № 23

    Рассмотрим конечности птицы.

    В учебнике на стр. 211 рис. 158. «Строение крыла»

    Крылья образованны первостепенными перьями, которые прикрепляются к кисти, а к предплечью прикрепляются второстепенные маховые перья.

    Неоперенная часть задней конечности называется цевка . Пальцы и цевка покрыты роговыми чешуйками. У каких животных мы встречали такой покров тела?

    Рассмотрите какие органы расположены на голове . Слайд № 24

    Рассказ учителя по слайду.

    А теперь в карточке (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) подпишите органы, расположенные на голове и вклейте карточку в тетрадь. Проверяем.

    (проверка по щелчку)

    Обобщим особенности внешнего строения птицы

    Слайд № 25

    Учащиеся таблицу (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) вклеивают в тетрадь. Эта таблица нам еще понадобится на уроке.

    Отделы тела

    Особенности строения

    Небольшая, округлой формы

    По бокам головы; третье веко (мигающая перепонка) защищает от инородных частиц, во время полета

    Состоит из поклювья и надклювья, одет роговым чехлом. Зубов нет

    У основания надклювья

    Ушные отверстия

    Углубления, на дне которых находятся барабанные перепонки

    Очень подвижная

    ТУЛОВИЩЕ

    Плавный переход отделов тела друг в друга. Обтекаемая форма тела.

    ХВОСТ

    Выполняет функцию руля

    КОНЕЧНОСТИ

    - крылья

    Образованы первостепенными и второстепенными маховыми перьями

    Задние конечности

    Пальцы с когтями и цевка покрыты роговыми чешуйками.

    ПОКРОВЫ

    Тело покрыто перьями, кожа сухая тонкая и лишена желез. Имеется копчиковая железа, которая выделяет жир для смазывания перьев.

    III часть: «Строение перьев»

    - Почему птиц называют пернатыми? ……. (Это единственные животные тело которых покрыто перьями).

    Выясним какие бывают перья и какое строение они имеют .

    Рассмотрите перья которые есть у вас на столах.

    Чем отличаются эти перья?.........

    Слайд № 26

    КОНТУРНЫЕ ПУХОВЫЕ

    МАХОВЫЕ – образуют

    плоскость крыла;

    РУЛЕВЫЕ –образуют

    плоскость хвоста;

    ПОКРОВНЫЕ – придают

    телу обтекаемую форму.

    Подробно рассмотрим строение контурного пера . Слайд № 27

    Рассмотрите перо под увеличительным стеклом . Слайд № 28

    I V часть: Приспособленность птиц к полету.

    Ребята, а почему же птицы могут летать? Давайте выясним какие у них есть приспособления к полёту?

    – На протяжении многих веков человек пытался покорить воздушную стихию и для этого создавал различные технические конструкции – воздушные шары, дирижабли, аэропланы, вертолёты и самолёты. Принцип этих летательных аппаратов человек заимствовал у природы, аналогом которых являются птицы. Попробуем это доказать!

    – Птицы и самолёты очень похожи друг на друга. Смотрите: Слайд № 29

    Голова – голова (кабина пилотов);

    шея – шея;

    туловище – корпус (салон);

    крылья – крылья;

    ноги – шасси;

    хвост – хвост.

    Каковы же слагаемые успеха, позволяющие летать?

    Птица

    Самолет

    Обтекаемая форма тела.

    Перьевой покров.

    Обтекаемая форма тела.

    Легкий скелет.

    Прочность, легкость, компактность.

    Легкий корпус.

    Алюминий.

    Сильные мышцы.

    Двигатели.

    Причуды стопы.

    Питание.

    Питательные вещества окисляются = углекислый газ + вода + ЭНЕРГИЯ

    Органы чувств.

    Бортовые приборы.

    ПРИРОДА ← КОНСТРУКТОР → ЧЕЛОВЕК

    А теперь мы заслушаем выступления учащихся.

    1. Крылья . Слайд № 30

    Крылья – видоизменённые передние конечности.

    Крупные перья передних конечностей образуют самый совершенный летательный аппарат. Крылья идеально приспособлены к полету по своей форме и создают подъемную силу.

    – Слайд № 31 Сокол Сапсан, для увеличения скорости движения Слайд № 32 прижимает крылья к телу, когда устремляется за добычей с небес и достигает при этом скорость 270 км/ч. Современные истребители достигают высоких скоростей, также складывая в полете крылья.

    – Слайд № 33 Альбатрос – самая крупная из летающих птиц, у которых крылья имеют вытянутую форму и размах до 3 метров, потому часами может парить над океанами, не сделав ни одного взмаха. V (щелкнуть) Крылья планеров – длинные, узкие; набрав высоту в восходящем потоке теплого воздуха, они потом парят медленно и плавно опускаясь вниз.

    – Слайд № 34 Колибри – может занимать почти вертикальное положение, стоять в воздухе на одном месте и даже двигаться назад, за счет того, что их крылышки бьются с частотой 80 взмахов в секунду. Горизонтальный винт вертолёта позволяет ему зависать в воздухе.

    – Слайд № 35 А бывают ли птицы без крыльев? Нет! Бескрылых птиц в природе не бывает, хотя не всякие крылья годятся для полета. У Страусов – крылья используются для брачных танцев. У Пингвинов – они выполняют функцию ласт. У Новозеландского Киви – они очень малы и полностью спрятаны среди оперения, так что снаружи не видны. У других внешне и вовсе не отличаются от типичных крыльев – просто они очень слабые и птицу в воздух поднять не способны.

    2. Обтекаемая форма тела. Слайд № 36

    Обтекаемую форму тела птицам придает перьевой покров. Старательно уложенные перья придают птице хорошо обтекаемый контур так, чтобы рассекаемый воздух не препятствовал сопротивлению перьев.

    – Перо – чудо инженерного искусства, которое создала природа. Оно чрезвычайно легко и прочно. Заменить крыло самолету – большая проблема, а вот поврежденное перо восстановить легко. Кроме того, перья и пух отлично согревают птицу и защищают её.

    – От перьев многое зависит в жизни птиц, поэтому птицы очень тщательно ухаживают за ними: промывают в воде, протирают пылью, укладывают каждое пёрышко на своё место, а некоторые смазывают свои перья жиром (гусь – «как с гуся вода»).

    – Слайд № 37 А знаете ли вы сколько у птицы перьев? Перьев у птиц очень много: у лебедя их насчитали 25216, причем 80% на голове и шее; у курицы – 8325; у воробья зимой – 3550, а летом – 3150.

    3. Легкий скелет (кости). Прочность, легкость, компактность. Слайд № 38

    Важное условие для хорошего полета – это малый вес . Самолеты делают из сплавов алюминия, они очень легкие и прочные.

    – Значит скелет птиц, должен состоять из легких и прочных костей. Это достигается за счет полых костей.

    4. Сильные мышцы. Слайд № 39

    Самолет взлетает за счет работы двигателей .

    – «Двигателем», обеспечивающим работу крыльев у птиц служат мощные летательные мышцы, на долю которых приходится до 25% веса тела.

    Подробно скелет и мышцы птицы мы изучим на следующем уроке.

    5. Причуды стопы. Слайд № 40

    – Стопа состоит из 4 пальцев (3 пальца вперед, один назад), исключения: совы и дятлы – 2 вперед, 2 назад, стриж – 4 вперед.

    – У птиц есть цевка – длинная прочная кость, не имеющая мускулатуры. Через неё проходят сухожилия. Обеспечивает сгибание пальцев. Выполняет функцию рычага и обеспечивает точную координацию движений.

    – Птицы при ходьбе опираются не на всю стопу, как это делаем мы, а на пальчики. Так называемое «Пальцехождение» придает особую мягкость и элегантность движениям.

    6. Питание. Слайд № 41

    – Полет требует много энергии. Самолет заправляется топливом (керосин), а птицам приходится очень много есть. Например, птица колибри в сутки съедает пищи в 2 раза больше собственного веса.

    – Птицы постоянно заняты поиском корма.

    – Скорость переваривания также очень велика. Например, воробей полностью переваривает зерна за 3 часа.

    – Питательные вещества окисляются = углекислый газ + вода + ЭНЕРГИЯ

    много пищи и много кислорода = энергия

    – А при полете требуется в 10-12 раз больше кислорода, чем в покое.

    – Поэтому в дыхательной системе птиц кроме легких, имеются воздушные мешки, благодаря которым при полете обеспечивается непрерывный ток воздуха через легкие.

    7. Рекорды зоркости. Слайд № 42

    – У самолета есть бортовые приборы для ориентации. А птицы же ориентируются в воздухе за счет органов чувств. Конечно, лучше всего у них развито зрение.

    – Если среди всех живых существ планеты устроить соревнование на самое лучшее зрение, то птицы бесспорно займут на нем все призовые места.

    – Главный приз достанется хищникам. Острота зрения у некоторых хищных птиц в 8 раз больше, чем у человека.

    – Степной орел видит суслика с высоты нескольких километров.

    – Сапсан видит голубя за километр.

    – С расстояния 1,5 км беркут наблюдает за кроликом.

    – Парящие на высоте гифы различают труп мелкой антилопы с расстояния 3-4 км.

    – Птицы видят мир во всём богатстве его цветов и красок.

    – А вот обоняние у них развито плохо.

    От чего люди не летают?.....

    – Полёт – это прежде всего победа над земным притяжением. Секрет возникновения подъемной силы, побеждающей в полете силу тяжести разгадал выдающийся русский исследователь, основоположник современной аэродинамики (Слайд № 43) Н.Е.Жуковский. Он доказал, что причина кроется в разности давления воздуха снизу и сверху от крыла.

    – Полет возможен благодаря подъемной силе, которую создает крыло. Это связано с тем, что давление воздуха под крылом больше, чем давление воздуха, проходящее над крылом. Эта разница давлений и создает подъемную силу крыла, которая удерживает птицу в полете.

    Проведем эксперимент. Положим лист бумаги на 1/3 в учебник.

    - Что мы смоделировали ?.......

    И сделаем над «крылом» несколько дыхательных движений.

    Что наблюдаем?.....

    А теперь вернемся к таблице , которую мы вклеили в тетрадь.

    - Подчеркните те особенности, которые позволяют птице летать. Далее проверяем и обобщаем. (после ответов Слайд № 44)

    Итак, сегодня на уроке мы познакомились с классом птиц, показали особенности внешнего строения, связанные с полётом, дали определение птицам.

    Рефлексия. Слайд № 45

    В заключение урока я предлагаю вам составить синквейн с такими понятиями как птица, перо, крыло, клюв, полет.

    Учащиеся составляют синквейн, зачитывают его и прикрепляют ее на дерево.

    Выставление оценок.

    • 1. Приспособленность к полету во внешнем строении (обтекаемая форма тела. Перьевой покров, крылья, хвост из рулевых перьев) .
    • 2. 2. Скелет птиц характеризуется прочностью и легкостью. Это качества обусловлены тем, что многие кости срослись между собой и образовали прочные отделы (череп, туловищный отдел позвоночника, цевка, кости кисти и др.), а трубчатые кости полые, содержат воздух, поэтому они и легкие.
    • 3. 3. Особенности мускулатуры птиц, связанные с полетом - сильное развитие мышц, приводящих в движение крылья: большие грудные мышцы опускают крыло, подключичные поднимают. Межреберные - имеют большое значение в дыхании птиц. Сильно развиты мышцы ног.
    • 4. 4. Приспособленность к полету в пищеварительной системе (клюв без зубов, быстрое переваривание, частое опоражнивание кишечника и др.) . 5. Приспособленность к полету в дыхательной системе (воздушные мешки способствуют увеличению объема вдыхаемого воздуха, участвуют в механизме двойного дыхания, содействуют теплоотдаче, предохраняя организм от перегрева, облегчают вес тела птицы) .
    • 5. 6. Особенности кровеносной системы (крупные размеры сердца, наличие 4-х камер, благодаря которым ткани организма получают артериальную кровь, богатую кислородом) . Процессы жизнедеятельности протекают быстро (окисление), обеспечивая интенсивный обмен веществ и высокую постоянную температуру тела.
    • 6. 7. В связи с полетом и разнообразным образом жизни нервная система, в частности головной мозг, имеет более сложное строение. Это выражается в более крупных размерах его переднего отдела и мозжечка, в наличии относительно больших зрительных долей, что связано с более сложным строением органов зрения.
    • 7. 8. Высокое развитие центральной нервной системы обусловлено более сложное поведение птиц. Оно проявляется в различных формах заботы о потомстве (гнездостроение, откладка и насиживание яиц, обогревание птенцов, их кормление), в сезонных перемещениях, в развитии звуковой сигнализации. Сложные формы заботы о потомстве у птиц - это прогрессивные особенности, сложившиеся в процессе их исторического развития.
    • 8. 9. Приспособленность к полету в органах размножения (у самок один левый яичник и один левый яйцевод) . Размножаются на суше с помощью относительно крупных яиц, богатых желтком и покрытых рядом оболочек; для развития зародыша в яйце необходимы питательные вещества, кислород и тепло; сходство в размножении и развитии птиц и пресмыкающихся свидетельствуют о родстве позвоночных этих классов.

    Особенности внешнего строения птиц

    Класс Птицы - это единственная группа животных, тело которых покрыто перьями. Передние конечности птиц преобразованы в крылья. Задние конечности - ноги. Они обычно покрыты роговыми чешуями. На концах хорошо развитых пальцев имеются когти

    Птицы в отличие от земноводных и пресмыкающихся - животные теплокровные. Они имеют постоянную и высокую температуру тела, для поддержания которой потребляют большое количество пищи, быстро и почти полностью усваивая ее. Питаются птицы и растительным, и животным кормом, в поисках которого много передвигаются.

    За редкими исключениями, птицы прекрасно летают, превосходя в этом отношении всех других позвоночных животных. Кроме этого, птицы хорошо передвигаются по земле, лазают по деревьям, многие ныряют и плавают в воде.

    Птицы чрезвычайно разнообразны по величине, формам, окраске, повадкам и приспособились к обитанию в различных климатических условиях.

    Наибольшее видовое разнообразие птиц наблюдается в Центральной и Южной Америке. Из наземных птиц одним из наиболее многочисленных видов считается домовый воробей.

    Численность птиц иногда снижается очень быстро, так как они чутко реагируют на негативные изменения в среде обитания.

    В чем заключаются особенности внешнего строения птиц? Рассмотрим внешнее строение птиц. У них имеется голова, шея, туловище, конечности и хвост.

    Голова у птиц обычно маленькая. На ней расположены клюв, глаза, ноздри. Клюз образован вытянутыми вперед костными челюстями, которые сверху покрыты роговыми чехлами. Зубов у птиц нет, что облегчает череп - скелет головы. У основания верхней части клюва расположены ноздри. Округлые глаза прикрываются двумя веками и мигательной перепонкой. Ближе к затылку под перьями скрыты ушные отверстия.

    Подвижная шея соединяет голову с компактным туловищем.

    Части тела (внешнее строение)

    Типы перьев:

    Основу оперения птицы составляют контурные перья. Центральная часть контурного пера - узкий твердый стержень. Нижняя его часть погружена в кожу. Вдоль остальной части стержня расположены две широкие боковые пластины, образующие опахало. Оно имеет упругую, плотную и почти непроницаемую для воздуха поверхность.

    Самые крупные и крепкие контурные перья - маховые и рулевые- расположены на крыльях и хвосте. Они создают гребные лопасти крыльев и рулевую поверхность хвоста. Сплошную обтекаемую поверхность, облегчающую полет, образуют на теле птицы покровные перья.

    У многих птиц под контурными перьями находятся мелкие пуховые перья. Их стержни короткие и тонкие, в мягкие опахала не имеют сомкнутых пластинок. Пуховые перья сохраняют тепло, то есть обеспечивают теплоизоляцию. Температура тела у птиц постоянная (не зависит от окружающей температуры) и высокая, около +42 °С.

    Перья постепенно изнашиваются и нуждаются в обновлении. Под старыми перьями глубоко в коже образуются новые. Они выталкивают отмершие перья, которые выпадают, а на их месте вырастают новые. Смена оперения называется линькой.

    Уходу за перьями птицы уделяют много времени. Они постоянно чистят оперение. Смазывают перья маслянистыми выделениями копчиковой железы, расположенной па спинной стороне у основания хвоста. Это предохраняет перья от намокания.

    Формы хвоста.

    Наблюдая за полетом птицы, можно заметить, что при боковом повороте она так перекашивает хвост, что его крайние-рулевые перья с одной стороны поднимаются, а с другой опускаются, давая крен хвосту в ту сторону, куда поворачивает птица. Наблюдая за парящим хищником, можно видеть, что его хвост все время в движении: то он слегка расширяется, то чуть сложится; медленными волнообразными движениями крайние рулевые перья то поднимаются вверх, то опускаются,-- и птица плавно изменяет направление полета.

    Маневрирующие в полете птицы (ласточки, стрижи, чайки) имеют хвост вильчатой формы (развилкой); из хищников таким хвостом наделены только коршуны.

    Хвост может служить и как руль глубины. Когда птица взмывает в небо, вертикальные силы хвоста направлены вниз. Обратное явление происходит при спуске летящей птицы к земной поверхности. Крутизна подъема или спуска в полете зависит от того, насколько сильно птица отвела хвост вверх или вниз. В момент резкого поднимания или опускания птицы хвост работает, как тормоз. Поэтому же лесные птицы, которым издавна свойственны крутые взлеты и такие же посадки (например, сороки, кукушки), наделены длинным хвостом.

    У соколов и некоторых других птиц из "благородного сословия" (их не так уж много) хвост приспособлен для пикирования. У таких птиц удлинены средние рулевые перья. Однако не у всех пернатых, способных к пикированию, средние рулевые перья длиннее остальных. Объясняется это тем, что, например, у крачки и ей подобных пикирующих птиц хвост выполняет и другие функции. У птиц, обитающих в густых зарослях, где они находят себе "стол и дом" (пеночки, камышевки и др.), укороченный, округлый, вздутый хвост. Подобной формы хвост, конечно, снижает летные качества птицы, но он необходим для коротких перелетов в зарослях, для посадки (и взлета) на ствол или ветку и тому подобное.



    Касса