Дымковская игрушка - история промысла для детей, как лепить, как раскрашивать. План-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему: Рисование «Дымковская слобода (деревня)» (Коллективная композиция). Конспект занятия по изобразительной деятельност

Текущая страница: 5 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Занятие 19. Лепка «Козлик» (По мотивам дымковской игрушки)

Программное содержание. Продолжать учить детей лепить фигуру по народным (дымковским) мотивам; использовать прием раскатывания столбика, сгибания его и разрезания стекой с двух концов(так лепятся ноги). Развивать эстетическое восприятие.

Методика проведения занятия. Показать детям дымковского козлика. Рассмотреть его, выделить характерные особенности: слитная, обтекаемая фигурка. Предложить детям слепить такого же. Объяснить, как можно сделать такую фигурку: сначала отделить от общего комочка небольшую часть глины для лепки головы козлика. Оставшийся комок глины раскатать прямыми движениями ладоней в столбик, согнуть его в дугу. Затем разрезать его с двух сторон стекой и, раздвинув разрезанные концы, вылепить ноги. Спросить у детей: «А как еще можно вылепить ноги?» После этого слепить голову. Прижать ее сверху столбика над передними ногами и, работая пальцами, сгладить места прикрепления головы, затем выполнить детали.

Дети приступают к лепке, а воспитатель наблюдает за их действиями, в случае необходимости помогает, направляет.

По окончании работы рассмотреть с детьми все фигурки, выбрать наиболее красивые. Выставить готовых козликов на подставке-доске для просмотра.

Материалы. Глина, доска для лепки, стеки (на каждого ребенка).

Рассматривать дымковские игрушки, выделять их характерные особенности: слитность, пластичность, изящество, красота.

Занятие 20. Рисование «Дымковская слобода (деревня)» (Коллективная композиция)

Программное содержание. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции. Закреплять знания детей о дымковских игрушках, о дымковской росписи. Закреплять эмоционально положительное отношение к народному декоративному искусству. Развивать чувство прекрасного. Продолжать развивать навыки коллективной работы.

Методика проведения занятия. Показать детям разные дымковские игрушки (барышню, коня, козлика, уточку и др.). Спросить, как называются эти красивые изделия. Предложить расписать так же красиво вырезанную из бумаги фигурку, а затем сделать общую картину «Дымковская слобода» (село, деревня, где создают глиняные игрушки). Более сложные игрушки предложить для росписи детям, которые хорошо владеют дымковской росписью (2–3 дома, 3–4 барышни и более мелкие фигурки).

Дети приступают к рисованию. Воспитатель подходит к каждому ребенку, напоминает о том, что следует подумать о расположении элементов узора, об использовании разных элементов, разнообразных цветов.

По мере готовности изделий дети вместе с воспитателем раскладывают фигурки на большом листе бумаги, создавая картину.

По окончании занятия полюбоваться всем вместе общей композицией. Сказать детям, что в свободное время картину можно дополнить, если у них появятся интересные предложения.

Материалы. Силуэты дымковских игрушек, вырезанные из белой бумаги, краски гуашь, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка). Большой лист бумаги для оформления картины.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Расширять представления детей о дымковских расписных изделиях. Рассматривать альбомы декоративно-прикладного искусства.

Занятие 21. Рисование «Девочка в нарядном платье»

Программное содержание. Учить детей рисовать фигуру человека; передавать форму платья, форму и расположение частей, соотношение их по величине более точно, чем в предыдущих группах. Продолжать учить рисовать крупно, во весь лист. Закреплять приемы рисования и закрашивания рисунков карандашами. Развивать умение оценивать свои рисунки и рисунки других детей, сопоставляя полученные результаты с изображаемым предметом, отмечать интересные решения.

Методика проведения занятия. Выбрать из числа детей девочку в простом красивом платье. Рассмотреть ее с ребятами. Уточнить, спрашивая детей, форму платья, головы, рук, ног; их расположение и величину. Предложить детям определить последовательность рисования (все части рисуются простым карандашом, начиная с головы или с платья, а затем раскрашиваются краской). В процессе занятия следить за правильной передачей величины и формы частей. Напоминать приемы рисования простым карандашом и акварелью; добиваться создания крупного изображения.

Материалы. Простой графитный карандаш, краски акварель, альбомные листы, кисти, палитра, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание девочек в разных платьицах. Организация игр с куклами. Во время игр, самостоятельной художественной деятельности предлагать детям составлять изображение человека из прямоугольников и узких полос, изменяя положение фигуры и отдельных ее частей. Дидактическая игра «Одень куклу».

Занятие 22. Рисование «Знакомство с городецкой росписью»

Программное содержание. Познакомить детей с городецкой росписью. Учить выделять ее яркий, нарядный колорит (розовые, голубые, сиреневые цветы), композицию узора (в середине большой красивый цветок – розан, с боков – его бутоны и листья), мазки, точки, черточки – оживки (черные или белые). Учить рисовать эти элементы кистью. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, чувство прекрасного. Вызывать желание создавать красивый узор.

Методика проведения занятия. Показать детям изделия городецких мастеров, спрашивая, как эти вещи украшены. Обратить внимание на красоту изделий: на золотистом фоне – яркие, нарядные цветы. Обратить внимание на цвета росписи (не яркие цвета, а мягкие оттенки), на элементы узора. Предложить показать их в воздухе пальчиком. Предложить детям прорисовать некоторые элементы, показав им последовательность создания цвета. Каждый ребенок рисует, используя элементы и цвета городецкой росписи. Вызвать нескольких детей к доске, предложив каждому показать, как он будет рисовать тот или иной элемент узора.

В конце занятия полюбоваться всеми рисунками.

Материалы. Листы белой бумаги формата А4, гуашь нужных для городецкой росписи цветов (впоследствии учить детей составлять нужные оттенки), кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание изделий городецкой росписи, использование их в интерьере групповой комнаты. Беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве, рассматривание альбомов по народному искусству. При возможности совершить экскурсию в музей народного декоративно-прикладного искусства (краеведческий музей).

Занятие 23. Рисование «Городецкая роспись»

Программное содержание. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма, композиции. Продолжать знакомить с городецкой росписью. Учить рисовать элементы росписи. Упражнять в составлении оттенков цвета (добавляя в белую краску понемногу краску нужного цвета, чтобы получился нужный оттенок).

Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми городецкие изделия. Спросить, на каком материале создается роспись (на дереве). Рассмотреть городецкий большой цветок. Он может быть любого светлого оттенка красного, синего, фиолетового цвета. Спросить, как можно приготовить такой оттенок. Уточнить ответы детей. Объяснить и показать, как нарисовать цветок. Если требуется дополнительный показ, осуществить его надо на отдельном листочке. Можно ограничиться частичным показом.

По окончании работы все рисунки собрать для просмотра. Предложить детям выбрать самые красивые цветы. Объяснить, почему цветы получились красивыми: дети старались точно передать форму цветка и его частей, не спешили; ждали, когда высохнут краски и т.п.

Материалы. Изделия городецких мастеров; краски гуашь разных цветов, в том числе и белая; банка с водой, салфетки, палитры, листы для рисования цвета светлого дерева размером 8х8 см, кисти №№ 6, 8 (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Знакомство с народным декоративным искусством. Рассматривание изделий городецких мастеров, альбомов по декоративно-прикладному искусству.

Занятие 24. Рисование «Как мы играли в подвижную игру „Медведь и пчелы“»

Программное содержание. Продолжать формировать у детей образные представления, воображение. Развивать умение создавать сюжетные композиции, определенные содержанием игры. Упражнять в разнообразных приемах рисования, в использовании различных материалов (сангина, угольный карандаш, цветные восковые мелки). Вызывать радость от созданных образов игры.

Методика проведения занятия. Собрать детей перед началом занятия и спросить, любят ли они играть в подвижные игры, какие игры им особенно нравятся. Если среди названных ребятами подвижных игр нет игры «Медведь и пчелы», напомнить о ней, спросив: «А в какую игру мы играли вчера на прогулке (на физкультурном занятии)?» Предложить детям нарисовать картинки про эту игру; спросить, кто действует в игре и какое животное и каких насекомых нужно нарисовать; как нарисовать медведя, пчел. Показать иллюстрации с изображением животных.

Объяснить детям, что сегодня они будут рисовать сангиной. Сангина – это небольшая хрупкая палочка. Рисовать ей надо легко, чуть касаясь бумаги и совсем не нажимая, иначе она сломается. Держать палочку сангины нужно так же, как держат карандаш.

По окончании работы рассмотреть с детьми все готовые рисунки, обратить внимание ребят на то, как выразительно, красиво выглядит рисунок сангиной: пчелы кажутся пушистыми, мех медведя – настоящим.

Материалы. Альбомные листы, сангина, угольный карандаш, цветные восковые мелки (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Игры детей. Чтение книг. Рассматривание иллюстраций.

«Подвижная игра „Кот и мыши“»

Ксюша Н., старшая группа

Занятие 25. Рисование «Создание дидактической игры „Что нам осень принесла“»

Программное содержание. Закреплять образные представления о дарах осени. Продолжать формировать умение рисовать грибы, овощи и фрукты, передавая их форму, цвет, характерные особенности. Учить детей создавать дидактическую игру. Развивать стремление создавать предметы для игр. Вызывать чувство радости от приобретенного умения создавать дидиктическую игру.

Методика проведения занятия. Сказать детям, что в группе много разных игрушек и игр, которые сделали взрослые на фабриках. Но дети и сами могут сделать игру «Что нам осень принесла». Для этого надо на карточках нарисовать разные дары осени. В настольной игре должны быть большие м маленькие карточки. Показать для примера какую-либо похожую игру. Затем спросить, какие дары осени дети знают, как их можно нарисовать.

На маленьких карточках дети рисуют по одному предмету. Большие карты, где надо нарисовать два предмета, лучше дать тем детям, которые более успешно овладели рисованием. Каждый ребенок может успеть нарисовать 2–3 маленькие карточки. Предмет надо нарисовать, легко нажимая простым карандашом, а потом закрасить красками.

По окончании похвалить детей за создание игры, в которую они могут играть сами, а если захотят – подарить такую игру младшим детям.

Материалы. Квадраты белой бумаги больше 20х20 см и маленькие 5х5 см (можно увеличить размер карточки – 24х24 и 6х6 см, простые (графитные) карандаши, краски гуашь, кисть №8, салфетка, банка с водой (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Игры детей в различные настольно-печатные игры. Рассматривание, как они сделаны. Создание изображений грибов, овощей, фруктов на занятиях по рисованию, лепке, аппликации.

Занятие 26. Аппликация «Троллейбус»

Программное содержание. Учить детей передавать характерные особенности формы троллейбуса (закругление углов вагона). Закреплять умение разрезать полоску на одинаковые прямоугольники-окна, срезать углы, вырезывать колеса из квадратов, дополнять изображение характерными деталями (штанги).

Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми игрушку или картинку, изображающую троллейбус, уточнить его форму, ее особенности (скругленные углы), предложить обвести форму руками по контуру. Спросить о приемах вырезывания. Уточнить последовательность работы. В процессе выполнения изображения следить за правильными приемами работы ножницами. Добиваться более точной передачи формы и пропорций частей. Направлять внимание детей на передачу характерных деталей. Тем, кто раньше других закончит работу, предложить дополнить изображение (сделать дорогу, остановку и др.).

Материалы. Игрушка или картинка – троллейбус. Бумага размером 1/2 альбомного листа для фона, набор цветной бумаги, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдения за транспортом на прогулках, рассматривание иллюстраций, использование игрушечного транспорта в играх.

Занятие 27. Рисование «Автобус, украшенный флажками, едет по улице»

Программное содержание. Учить детей изображать отдельные виды транспорта; передавать форму основных частей, деталей, их величину и расположение. Учить красиво размещать изображение на листе, рисовать крупно. Закреплять умение рисовать карандашами. Учить закрашивать рисунки, используя разный нажим на карандаш для получения оттенков цвета. Продолжать развивать умение оценивать свои рисунки и рисунки других ребят.

Методика проведения занятия. Вместе с детьми обследовать игрушечный автобус с включением движения руки по контуру предмета. Предложить одному ребенку показать у доски, как он будет рисовать автобус. Уточнить последовательность создания изображения: вначале рисуют простым карандашом основные части (вагон, колеса), потом раскрашивают. Напомнить приемы закрашивания рисунков. Сказать, что закрашивать нужно аккуратно, чтобы автобусы были красивые.

Материалы. Простой графитный карандаш, цветные карандаши, альбомные листы (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдения на прогулках. Рассматривание иллюстраций, аппликаций, созданных детьми.

«Осень»

Андрей К., старшая группа

Занятие 28. Аппликация «Дома на нашей улице» (Коллективная работа)

Программное содержание. Учить детей передавать в аппликации образ сельской (городской) улицы. Уточнять представления о величине предметов: высокий, низкий, большой, маленький. Упражнять в приемах вырезывания по прямой и по косой. Закреплять умение аккуратно пользоваться ножницами, кисточкой, клеем. Воспитывать навыки коллективной работы. Вызывать удовольствие и радость от созданной вместе картины.

Методика проведения занятия. Вспомнить с детьми, какие дома они видели на улице. Спросить об их форме, расположении в пространстве. Уточнить форму, величину и расположение частей (окна, двери, крыши, балконы). Предложить детям показать на фланелеграфе возможное расположение домов на улице. Затем предложить каждому ребенку выбрать прямоугольник для стены дома, наклеить крышу, окна, двери. Вместе с детьми найти место каждого дома в общей композиции (в верхней половине листа), предложить внести соответствующие дополнения. Сказать детям, что на следующем занятии по аппликации они вырежут машины, которые едут по улице, и наклеят их на этой картине.

Материалы. Половина большого листа бумаги (разрезанного по горизонтали), бумага цветная мягких тонов для домов, серая бумага для окон, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдения на прогулках, экскурсиях. Рассматривание иллюстраций, игрушек.

«Сказочный домик»

Лена С., старшая группа

Занятие 29. Рисование «Сказочные домики»

Программное содержание. Учить детей создавать образ сказочного дома; передавать в рисунке его форму, строение, части. Закреплять умение рисовать разными знакомыми материалами, выбирая их по своему желанию. Упражнять в закрашивании рисунков, используя разный нажим на карандаш для получения оттенков цветов (при рисовании цветными карандашами). Формировать желание рассматривать свои рисунки, оценивать их; стремление дополнять изображения (в свободное время).

Методика проведения занятия. Предложить детям вспомнить, какие сказочные домики они знают. Дополнить, называя сказочные домики (теремок, рукавичка, кувшинчик, пряничный домик, избушка на курьих лапках). Уточнить форму домиков, части, их расположение. Предложить каждому ребенку подумать, кто какой домик хочет нарисовать и выбрать, чем он будет рисовать. Направлять внимание детей на передачу формы, частей выбранного домика, украшений. В случае необходимости напоминать приемы рисования и закрашивания.

В конце занятия рассмотреть все рисунки, выбрать те, где домик нарисован похожим на описанный в сказке.

Материалы. Фломастеры, цветные карандаши, цветные восковые мелки, краски гуашь, альбомные листы (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдения на прогулке. Рассматривание домов, украшенных к празднику.

«Теремок»

Женя Д., старшая группа

Вариант. Рисование «В селе (поселке) построены разные дома»

Программное содержание. Учить детей передавать разнообразие сельских домов: высоких и длинных, более низких и узких, одноэтажных. Закреплять умение передавать форму частей домов. Упражнять в рисовании цветными восковыми мелками (цветными карандашами).

Методика проведения занятия. Вспомнить с детьми наблюдения на прогулках, экскурсиях; показать иллюстрации с изображением сельских старых и новых домов. Уточнить, спрашивая детей, форму и конструкцию домов, их расположение в пространстве. В процессе рисования обращать внимание детей на изображение домов разной величины и разных пропорций. Напоминать приемы рисования цветными восковыми мелками. Если дети будут работать цветными карандашами, побуждать их использовать разные оттенки путем различного нажима на карандаш.

По окончании работы все рисунки рассмотреть, предложить ребятам выбрать те рисунки, где хорошо нарисованы разные дома.

Материалы. Цветные восковые мелки или цветные карандаши, бумага белая или любого мягкого тона формата А4 (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Экскурсия по улицам села (по возможности). Рассматривание иллюстраций, конструктивные игры.

Занятие 30. Лепка «Олешек»

Программное содержание. Учить детей создавать изображение по мотивам дымковских игрушек; лепить фигуру из целого куска глины, передавая форму отдельных частей приемом вытягивания. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать уважение к народному декоративному творчеству.

Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми дымковскую глиняную игрушку – олешка, обвести ее рукой по контуру, обратить внимание на слитность основной формы и частей. Затем показать, как можно вылепить олешка из целого куска глины, предварительно спросив об этом детей (ранее дети таким способом лепили козлика).

В процессе занятия следить за тем, чтобы дети пользовались правильными приемами лепки. Рассмотреть все готовые работы.

Материалы. Глина, доска для лепки, стека (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание дымковских расписных игрушек. Лепка козлика.

«Городец»

Катя Ш., старшая группа

Занятие 31. Рисование «Закладка для книги» («Городецкий цветок»)

Программное содержание. Продолжать обогащать представления детей о народном искусстве. Расширять знания о городецкой росписи. Обратить внимание детей на яркость, нарядность росписи; составные элементы; цвет, композицию, приемы их создания. Учить располагать узор на полосе, составлять оттенки цветов при рисовании гуашью. Развивать художественный вкус, чувство ритма. Вызывать чувство удовлетворения от умения сделать полезную вещь.

Методика проведения занятия. Показать детям предметы, оформленные городецкой росписью. Рассмотреть, из чего состоит узор, как он расположен, какие цвета использовали мастера. Объяснить, как можно нарисовать такие цветы, бутоны, листья. Рассмотреть образец узора на полосе. Показать детям приемы рисования. Напомнить приемы смешивания красок для получения разных оттенков.

Рассмотреть все готовые рисунки. Отметить удачно выполненные работы.

Материалы. Изделия с городецкой росписью. Образец узора на полосе. Гуашь красного, синего, зеленого, белого цветов; полоски бумаги размером 7х18 см светлого охристого тона, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Знакомство с разными видами народного декоративно-прикладного искусства. Занятия по дымковской росписи.

Конспект занятия «Дымковская игрушка» для детей 6-7 лет

Нерсесян Наира Игоревна, воспитатель МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №144", г. Воронеж

Назначение: воспитатели старших и подготовительных групп,учителя начальных классов,родители.
Цель: Знакомство детей с народной культурой.
Задачи:
-Познакомить с историей Дымковской игрушки.
-Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.
-Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом.
-Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек,умение создавать узоры по собственному замыслу.Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).Учить расписывать дымковскими узорами.
-Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
Предварительная работа: составление презентации «Дымковская игрушка», оригинальные дымковские игрушки для демонстрации,напечатанные трафареты на белой бумаге(формат А4) и цветные карандаши.
План занятия:
- 1. Организационный момент
2. Теоретическая часть. Вводная беседа об истории и процессе создания с демонстрацией дымковских игрушек, картин, презентаций.Объяснение последовательности росписи.
3. Заключительная часть.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята,у вас всех есть игрушки,а из чего они сделаны?
Дети: Наши игрушки сделаны из пластмассы,резины,металла,дерева,ткани.
Воспитатель: Давайте узнаем какие игрушки делают в селе Дымкого?
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
(В.Феофанов)
Воспитатель: Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? С вами познакомимся с дымковскими глиняными игрушками.Родился в заречной большой слободе Дымково близ города Вятка.В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи,обжигают игрушки.В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой.Возможно,от этого и возникло название Дымкого,а игрушки стали называть дымковскими. Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника <Свистопляска>.Позднее ярмарка-праздник стала называться <Свистунья>. Что же это за игрушки,давайте посмотрим?





Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий,желторогий
Мчится глиняный олень.


Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка,
Все расписаны бока.
Посмотрите,пышный хвост,У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок,
Да алее гребешок.


Дымковская барышня вся в оранжевых,золотых,алых и зеленых узорах.


Посмитри, как хороша
Эта девица-душа,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.

Даже кони в праздничных нарядах.


Кони глиняные мчатся
На подставках,что есть сил.
И за хвост не удержатся,
Если гриву упустил.

Воспитатель: Что общего у всех этих игрушек?
Дети: У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.
Воспитатель: А как вы думаете,какой краской сначала покрывают игрушку?
Дети: Белой.На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются..
Воспитатель: А сможете предположить,откуда взяли мастера белый цвет?
Дети: Они взяли от снега,у зимы. Игрушки же лепили зимой!!!
Воспитатель: Правильно.Белый фон взяли мастера от заснеженных полей,когда зимой все вокруг белым-бело.В тех местах зима длинная,а снега много.Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой,как снег. А почему они яркие?


Дети: Потому что они делались к празднику,поэтому раскрашивали их яркими красками.
Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
Дети: Они использовали яркие цвета:красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.
Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках?
Дети: На игрушках кружочки,точки, линии,клеточки,полоски,кривые,волны,квадраты,кольца,овалы.




Воспитатель: Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?
Дети: Лошадка,петушок,олень,баран,барышня.
Воспитатель: Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.




Воспитатель: Давайте узнаем как создается игрушка?

(Дети смотрят видео на интерактивном доске,воспитатель параллельно рассказывает).
Много труда надо вложить,чтобы игрушка стала такой нарядной.Она рождается три раза.Первый раз она рождается,когда ее лепят из красной глины.Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности.Игрушку надо обжечь,чтобы она стала прочной.От сильного жара игрушка раскаляется,а когда остывает,глина становится звонкой и крепкой.Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем.А когда рождается третий раз?
Дети: В третий раз игрушка рождается,когда ее белят и расписывают красками.
Воспитатель: Потом ее белят мелом,разведенным молоком,и расписывают.Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота,придающее еще большую нарядность игрушке.Так она рождается третий раз.Красивые яркие,нарядные игрушки продают на ярмарке.Изготовление игрушки, от лепки и до росписи - процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.



Воспитатель: Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать трафареты дымковской игрушки.

Конспект НОД по художественно­эстетическому
развитию в старшей группе на тему «Дымковская
слобода (деревня)»
(Коллективная работа)
Интеграция образовательных областей: познавательное, художественно­
эстетическое, физическое развитие.
Предварительная работа: беседа о дымковских игрушках, рассматривание
элементов росписи; просмотр мультимедийной презентации о народных
промыслах «Дымковской слободе». Рисование дымковских узоров, роспись
бумажных силуэтов. Чтение стихотворений, загадок о народных промыслах.
Разучивание наизусть потешек о дымковских игрушках.
Программное содержание: развивать эстетическое восприятие, обзорные
представления, чувство цвета и композиции. Закреплять знания детей
о дымковских игрушках, о дымковской росписи. Закреплять эмоционально
положительное отношение к народному декоративному искусству. Развивать
чувство прекрасного, творческие способности и эстетический вкус.
Воспитывать уважение и интерес к народным промыслам. Продолжать
развивать навыки коллективной работы.
Методика проведения занятия: показать детям разные дымковские
игрушки (барышню, коня, козлика, уточку и др.). Спросить, как называются
эти красивые изделия. Послушать стихи о Дымковской слободе, предложить
расписать так же красиво вырезанную из бумаги фигурку, а затем сделать
общую картину «Дымковская слобода» (село, деревня, где создают
глиняные игрушки). Более сложные игрушки предложить для росписи детям,
которые хорошо владеют дымковской росписью (2-3 дома, 3­4 барышни и
более мелкие фигурки).
Дети приступают к рисованию. Воспитатель подходит к каждому ребенку,
напоминает о том, что следует подумать о расположении элементов узора, об
использовании разных элементов, разнообразных цветов.
По мере готовности изделий дети вместе с воспитателем раскладывают
фигурки на большом листе бумаги, создавая картину.
По окончании занятия полюбоваться всем вместе обшей композицией. Сказать
детям, что в свободное время картину можно дополнить, если у них появятся
интересные предложения.
Материалы. Силуэты дымковских игрушек, глиняные дымковские
игрушки, дымковские игрушки вырезанные из белой бумаги, краски гуашь,

кисти разной толщины, подставки, палитры, баночки с водой, салфетка (на
каждого ребенка). Большой лист бумаги для оформления картины. Бумбокс,
аудиозапись русских народных мелодий.
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Расширять представления
детей о дымковских расписных изделиях. Рассматривать альбомы
декоративно­прикладного искусства.
Ход занятия:
Дети входят в группу под русскую народную музыку и встают на полукруг.
Восп: Здравствуйте ребята! Посмотрите, как много красивых игрушек
сегодня у нас в гостях! Такие интересные игрушки! Вы их узнали? Что это за
игрушки?
Дети: Это уточки, кони, это дымковские игрушки.
Восп: Правильно ребятки, а что же мы знаем об этой яркой русской нарядной
игрушке.
(перед детьми картина с видом Дымковской слободы)
(На мультимедийном проекторе)
­ Погляди­ка на картинку. Что за деревенька в дымке?
(дети читают стихи о дымковском промысле и слободе)
1. И село родное люди «Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски.
В том селе рождались сказки.
Вечера зимою длинны и лепили там из глины.
2. Все игрушки – непростые,
А волшебно – расписные
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски.
3. Говорят о ней повсюду.
Удивительному чуду мы поклонимся не раз!
И о дымковской игрушке
Мы ведем сейчас рассказ.
Восп: Молодцы, ребята!

Восп: А сейчас, предлагаю пройти в мастерскую и
украсить дымковским узором модели барашек,коней, барышень, уточек
которые я приготовила для вас.
Но что же это – мастерская закрыта!
Чтобы попасть в мастерскую, необходимо ответить на 2 вопроса:
1. Почему этот народный промысел называют дымковским?
2. А где сейчас находятся мастерские, где делают дымковскую игрушку?
Восп: Мастерская открыта – проходим и приступаем к работе.
Давайте разомнем пальчики и проверим осанку.
Пальчиковая гимнастика:
Наши пальчики расскажут
Все умеют, все покажут
Пять их на моей руке
Все делать могут
Всегда помогут
Они умеют рисовать
Палочки, кружочки
Разноцветные овалы
Кольца или точки
Мы возьмемся все за дело
Эх, работа закипела!
(дети украшают узором модели вырезанных из бумаги игрушек (во
время рисования звучит народная музыка), по окончании работы сделать
общую картину «Дымковская слобода»(село, деревня, где создают
глиняные игрушки).
Восп: Ай да, Дымковская Слобода у нас получились! Настоящие
– дымковские игрушки!
Анализ детских работ:
Восп: Да, ребята, слобода у вас получились веселая и дружная!

В заречной части города Кирова, напротив старых кварталов, расположилась на берегу слобода Дымково . Слобода отлично просматривается с высокого берега реки Вятки. Сейчас в слободе стоят местами старые избушки, но они потихоньку уступают небедным дачным домикам. Эта местность в весенний период находится в зоне затопления.

Именно слобода Дымково является матерью дымковского народного промысла , великолепной яркой . Она и раньше была застроена преимущественно одноэтажными деревянными домами.

Здесь отличные глины и песок. Сейчас, в наше время, промысел сохраняет свою традицию и использует только местную глину . Глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком и служит материалом для производства игрушки.

Дата основания слободы Дымково примерно XV - XVI век. Впервые Дымково упоминается в грамоте Ивана Грозного в 1582 году. В то время Киров носил название Хлынов . С Хлыновым слобода соединялась речной переправой. Именно на этом оживленном тракте впоследствии появился первый мост через Вятку - сейчас в народе его называют «старый».

Для жителей и гостей Хлынова путь начинался из Раздерихинского оврага, через переправу и далее по Слободскому тракту. И первой по пути была именно слобода Дымково. Тракт, кстати, называется так не из-за слободы, а потому, что в 35 километрах расположен небольшой городок Слободской.

Дымково прославила вятскую землю на всю Россию уникальным народным промыслом. Все привыкли считать его визитной карточкой Кировской области. Но, оказывается, в Великом Устюге, на низменном берегу реки Сухоны, расположено место, которое носит такое же название!

Большинство историков склоняются к мысли, что слобода Дымково была основана выходцами из Великого Устюга. В конце XV века по указу царя Ивана Грозного сюда были переселены неугодные люди. Уничтожая оппозиции, царь переселял бояр и купцов на север, подальше от Москвы. Не имея больших земляных наделов, люди занимались ремесленничеством. Возможно благодаря этому гончары и игрушечницы и дали начало этому народному промыслу.

Конспект занятий в старшей группе по рисованию «Дымковская слобода»

Цели и задачи:

Развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции. Закреплять знания о дымковских игрушках, о дымковской росписи; вызвать эмоционально положительное отношение к народному декоративному искусству. Продолжать развивать навыки коллективной работы.

Материал:

Заготовки силуэтов лошадки и петушка на каждого ребенка. Акварель, вода, кисти, простой карандаш. Презентация. Рисунки с изобрашение дымковской игрушки, таблицы с вариантами дымковской росписи.

Ход урока:

Здравствуйте, ребята! Сядем красиво, выпрямим спинки.

Дети, вы любите путешествовать? Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие! А в путешествие мы с вами отправимся не обычным способом. Нам поможет сила воображения, наша фантазия.

А попали мы в село Дымково!

Слайд села Дымково

Это село Дым-ково. А почему оно так называется? В старину - и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это - будто дымкой окутано, всё в дыму.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

Всю зиму женщины Дымкова лепили из глины игрушки для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика получалась уточка, то в петушок или лошадка. Затем их белят и украшают узором. И вот на лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торгуют весёлым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети.

Идет демонстрация слайдов “Барышня”, “Индюк”, “Олень”, “Конь” и др.

Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива.

Через горные отроги,

Через крыши деревень

Красноногий, желторогий

Мчится глиняный олень.

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил!

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил!

Уточка-Марфуточка бережком идет,

Уточек-марфуточек купаться ведет”.

Вот индюк нарядный

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите – пышный хвост

У него совсем не прост!

Точно солнечный цветок,

И высокий гребешок.

Слайд с образцами дымковской росписи.

Какие элементы используются при росписи игрушек? (кружочки, точки, волны, полоски и т.д.). Изображение на экране поможет вам вспомнить элементы, которые используются при росписи дымковских игрушек.

Краски, какого цвета использовали мастера при росписи дымковской игрушки? (Красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, зеленый, розовый).

Сегодня мы тоже станем мастерами и нарисуем, затем распишем игрушки. Самостоятельная работа.

Физкультминутка:

Хлопают в ладошки Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки . (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево – вправо)

Девчонки озорные, Матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры. (Полочка и к щеке)

Ребята, замечательные у вас игрушки получились. Наше путешествие окончилось пора возврашаться в детский сад.




Касса