РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 03. «Менеджмент»
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ:
38.02.03 «Операционная деятельность в логистике»
Рыльск 2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03. «Менеджмент» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике», укрупненная группа 38.00.00 «Экономика и управление».
Организация - разработчик: Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Рыльский аграрный техникум».
Разработчик: Шатилина Наталья Ивановна, преподаватель ОБПОУ «Рыльский аграрный техникум».
Рассмотрена и одобрена на заседании ПЦК профессионального учебного цикла специальности «Операционная деятельность в логистике»
Председатель ПЦК _____________ Шатилина Н.И.
(подпись)
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03.»Менеджмент»
Рассмотрена и одобрена на заседании методического Совета техникума
Председатель методического совета __________ Добрынина И.Н.
(подпись)
Заместитель директора по учебной работе _________ Добрынина И.Н.
(подпись)
Методист __________ Кузьменко И.В.
(подпись)
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ 4
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ 6
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ 13
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 15
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Менеджмент»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.03. «Операционная деятельность в логистике», укрупненная группа 38.00.00 «Экономика и управление».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина относится к группе профессиональных дисциплин профессионального учебного цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
Уметь:
Знать:
Цикл менеджмента;
Методику принятия решений;
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
В том числе:
Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов.
Самостоятельная работа обучающегося 30 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | |
в том числе: | |
лабораторные занятия | |
практические занятия | |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
в том числе: | |
индивидуальное задание | |
внеаудиторная самостоятельная работа | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Менеджмент»
Наименование разделов и тем | Объем часов | Уровень освоения |
||
Введение | Понятие менеджмента, его содержание и место в системе социально-экономических категорий. Цели, задачи и содержание дисциплины «Менеджмент». Сущность и характерные черты современного менеджмента. | |||
Раздел 1. Теоретические основы менеджмента. | ||||
Тема 1.1. Эволюция менеджмента. | Исторические периоды развития менеджмента. Школа научного управления (1885 – 1920). Административная школа управления (1920 – 1950). Школа человеческих отношений и поведенческих наук. (1930 – 1950). | |||
Тема 1.2. Особенности менеджмента в профессиональной деятельности. | Сущность деятельности менеджера. Модель современного менеджера. Типы и виды менеджмента. | |||
Практическое занятие. Учёт особенностей менеджмента по (отраслям). | ||||
Тема 1.3. Организация как объект менеджмента. | Внешняя среда организации. Понятие среды прямого и косвенного воздействия. Построение организации. | |||
Самостоятельная работа обучающихся. Изучение и конспектирование учебного материала по темам: 1.Организация как объект менеджмента. 2.Внутренняя среда организации. 3.Научные подходы в управлении. Написание докладов по темам: 1.Японская модель менеджмента. 2.Американская модель менеджмента. | ||||
Выполнение индивидуального задания. Определение организационных структур. | ||||
Раздел 2. Функции менеджмента. | ||||
Тема 2.1. Цикл менеджмента. | Планирование – как функция менеджмента. Сущность и виды планирования. Модель стратегического планирования. Варианты стратегий. | |||
Практическое занятие. Планирование и организация работы подразделения. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся. Написание рефератов на темы : 1. «Планирование и прогнозирование». 2. «Разновидности прогнозов, методы прогнозирования» | ||||
Тема 2.2. Организация взаимодействия. | Понятие функции организации. Структура организации. Делегирование полномочий. | |||
Тема 2.3. Структура управления организацией | Структура управления организацией. Типы организационных структур управления: линейная, линейно-функциональная (штабная), проектная и матричная. | |||
Практическое занятие. Формирование организационной структуры управления. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка докладов на тему: 1. «Разновидности прогнозов, методы прогнозирования» 2. «Различные типы организационных структур». | ||||
Тема 2.4. Мотивация. | Определение мотивации, и ее рост в достижении целей организации. Процессуальные теории мотивации. Использование мотивации в практике менеджмента. | |||
Практическое занятие. Мотивационная политика предприятия. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка рефератов на темы: 1. «Эволюция, понимание проблемы мотивации». 2. «Внутренняя резигнация и пути ее преодоления». 3. «Происхождение мотивации деятельности персонала предприятия» | ||||
Тема 2.5. Контроль. | Сущность и виды управленческого контроля. Поведенческие аспекты контроля. Этапы процесса контроля. Эффективность контроля. | |||
Практическое занятие. Определение способов контроля, исключающих негативное воздействие на поведение персонала. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка докладов на тему: 1. «Поведенческие аспекты контроля». 2. «Оперативный и стратегический контроллинг». | ||||
Раздел 3. Принципы и методы менеджмента. | ||||
социальные; психологические. | ||||
Раздел 4. Принятие решений. | ||||
Тема 4.1. Принятие решений. | Понятие управленческого решения, их классификация. Подходы к принятию управленческих решений. Процесс принятия и реализации управленческих решений. | |||
Тема 4.2. Методика принятия решений. | Эффективность принятия управленческого решения. Принципы принятия решения. | |||
Практическое занятие. Принятие эффективных управленческих решений. | ||||
Раздел 5. Руководство, власть и партнёрство. | ||||
Тема 5.1. Стили управления. | Понятие о стиле руководства и его роль в управлении людьми. Классификация стилей руководства. | |||
Практическое занятие. Определение стиля управления. | ||||
Тема 5.2. Теория лидерства и руководства | Понятие лидерства и руководства. Типы руководителей и лидеров. Теории лидерства. Понятие власти. Баланс власти в организации. Формы власти и влияния. Имидж руководителя. | |||
Раздел 6. Коммуникации. | ||||
Тема 6.1. Процесс коммуникаций. | Процесс коммуникаций. Элементы и этапы процесса коммуникаций. Межличностные коммуникации. Организационные коммуникации. Преграды в организационных коммуникациях. | |||
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка рефератов на тему: 1. «Коммуникации как связующие процесса управления». 2. «Виды коммуникаций». 3. «Кодирование и выбор канала». | ||||
Информационное обеспечение менеджмента. Формальные и не формальные коммуникации. | ||||
Раздел 7. Деловое общение. | ||||
Тема 7.1. Деловое общение. | Понятие делового общения. Общение как обмен информацией. Психологические закономерности делового общения. Этика делового общения. Деловой этикет. | |||
Тема 7.2. Тактика делового общения. | Тактика делового общения. Правила ведения переговоров. Порядок подготовки выступления. Техника телефонных переговоров. | |||
Практическое занятие. Приемы делового и управленческого общения. | ||||
Тема 7.3. Управление конфликтами. | «Конфликт», классификация конфликтов. Причины и последствия конфликтов. Методы управления конфликтами. | |||
Практическое занятие. Разрешение конфликтных ситуаций на предприятии | ||||
Выполнение индивидуальных заданий. Подготовка рефератов на тему: 1. Формирование коллектива, его виды и функции. 2. Стадии развития коллектива. | ||||
Тема 7.4. Управление стрессами. | Понятие стресса, незначительный и чрезмерный. Организационные и личностные факторы стресса. | |||
Раздел 8. Эффективность менеджмента. | ||||
Тема 8.1. Самоменеджмент | Планирование и достижение личных целей, достижение и принятие решений. Оптимальное использование рабочего времени. Здоровье как фактор успеха профессиональной деятельности менеджера. | |||
Тема 8.2. Эффективность менеджмента. | Понятие эффективности управления, ее виды и показатели. Факторы эффективности управления. | |||
Дифференцированный зачёт | ||||
Всего: |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Для реализации учебной дисциплины имеется в наличии учебный кабинет «Менеджмент».
Оборудование учебного кабинета:
Посадочные места по количеству обучающихся;
Рабочее место преподавателя;
Комплект учебно-наглядных пособий.
Технические средства обучения:
Интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа-проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
- Басовский Л.Е. «Менеджмент»: Учебное пособие.-М.: ИНФРА – М,2010.-216 с.
- Веснин В.Р. «Основы менеджмента»: Учебник: 2 –е изд., доп. И исправ,-М: ООО «ТД,-2010.-560с.
- Виханский О.С., Наумов А.И. «Менеджмент»: Учебник-3-е изд.-М.: Гардарики, 2011.-528 с.
- Герчикова И.Н. «Менеджмент»: Учебник. – 3-е изд., перераб. И доп.-М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2011.-501 с.
- Глухов В.В. «Основы менеджмента» - С.-Петербург: спец. литература, 2010.
- Драчева Е.Л. «Менеджмент» М.: Издательский центр «Академия», 2004.-2011.-288 с.
7.Зайцева О.А. и др. «Основы менеджмента»: - М.: Центр, 2012.-432 с.
8.Королев Ю.Б. и другие «Менеджмент в АПК» М.: Колос, 2010.-304с.
9.Мескон М. Альберт М. «Основы менеджмента» (пер. с англ./Академия народного хозяйства при Правительстве РФ., М.:Дело,2012. -704 с.
10.Менеджмент. (Современный Российский менеджмент): Учебник. (Под редакцией Ф.М. Русинова. –М.:ФБК – ПРЕСС.2012.-504с.
11. «Основы менеджмента» Учебное пособие для ВУЗов/ под ред. А.А. Радугина. М.: Центр. 2012.-432 с.
12.Смолкин А.М. «Менеджмент: основы организации: Учебник для ВУЗов. – М.: ИНФРА – М, 2011. – 248 с.
13. Уткин Э.А. «История менеджмента» - М.: Издательство ЭКМОС, 2010.-224с.
14. Фатхутдинов Р.А. «Производственный менеджмент»: Учебник для Вузов М.: Биржи и банки, ЮНИТИ, 2010. – 235с.
Дополнительные источники:
- Васильев Ю.П. «Управление развитием производства». Опыт США. – М.: Экономика, 2012. – 310с.
- «Можно ли управлять предприятием вместе? Под ред. Фаминского Г.П. и Наумова А.И. –М.: Внешторгиздат. 2010. – 198с.
- Хойер Вольфганг. «Как делать бизнес в Европе» - М.: Прогресс, 2010. – 205с.
- Ансофф И. «Стратегическое управление» / Пер. с англ. – М.: Экономика, 2012. – 212с.
- Водачек Л., Водачкова О. «Стратеги управления инновациями на предприятии»/Пер. со словацкого. – М.: Экономика, 2011. – 235с.
- Интернет ресурс. Царенко Ю. Власть и трудовая дисциплина. Понятие и понимание сути.
- Форма отступа:http://www.kadrovic-lus.ru/catalog/likdez/element.php?id=1085.
4. КОНРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умение: Планировать и организовывать работу подразделения; Формировать организационные структуры управления; Разрабатывать мотивационную политику организации; Применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения; Принимать эффективные решения, используя систему методов управления; Учитывать особенности менеджмента (по отраслям). Знание: Сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития; Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям); Внешнюю и внутреннюю среду организации; Цикл менеджмента; Процесс принятия и реализации управленческих решений; Функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта; Систему методов управления; Методику принятия решений; Стили управления, коммуникации, деловое общение. | текущий контроль: оценка выполнения группового задания; оценка выполнения практического задания; оценка выполнения группового практического задания. оценка выполнения тестирования; оценка выполнения дидактического диктанта; оценка выполнения устного фронтального опроса; оценка выполнения индивидуального задания; оценка выполнения тестирования; оценка выполнения групповой письменной работы; оценка выполнения устного фронтального опроса; оценка выполнения индивидуального задания. |
Теория менеджмента
Основная дисциплина программы, включающая в себя изучение таких вопросов как современный менеджмент и менеджер, современная теория и инструменты менеджмента, основные показатели работы менеджера. У студентов формируется системное представление о профессии менеджера.
Деловые коммуникации
Эта дисциплина учит добиваться своих целей. Для этого студенты разбираются в коммуникативных особенностях и потребностях как в своих, так и оппонентов, осваивают различные техники и форматы коммуникации.
Управленческие решения
Результат работы менеджера — управленческое решение. От того, насколько качественно и своевременно принято решение зависит успех подразделения и организации в целом. Поэтому студенты осваивают процесс разработки решений в полном объёме, начиная с постановки целей и заканчивая оценкой рисков и последствий их реализации.
Лидерство и командообразование
Перед современным менеджером стоит непростая задача: с одной стороны, от него ожидают проявления лидерских качеств, с другой – навыков командного игрока, умеющего сотрудничать со своими коллегами и партнёрами. Студенты учатся находить баланс, необходимый для эффективного достижения индивидуальных, командных и организационных целей.
Управление проектом
Проектный менеджмент является неотъемлемой частью работы современной организации. Студенты не только изучают теоретические основы управления проектами, такие как содержание стандартов проектирования, но и в составе команды работают над учебными проектами, начиная с инициации проекта и заканчивая оформлением проектной документации.
Дизайн внутренней среды организации
Начиная с этого курса, студенты учатся работать на организационном уровне. У них формируются знания об организационных законах и принципах, диагностике организации и организационных изменениях. На практике учебные команды исследуют структуру и культуру реальной организации, ее внешнюю среду и предлагают варианты изменений.
Стратегический менеджмент
Этот курс формирует стратегическое мышление и дает теоретические основы стратегического управления организацией, что важно для повышения эффективности. На практических занятиях учебные команды разрабатывают варианты стратегий для реальной компании. В результате составляется деловой отчет.
Бизнес-планирование
Итоговая дисциплина, позволяющая использовать практически все ранее освоенные знания и навыки. Студенты учатся разрабатывать и использовать бизнес-план. Для этого студенческие команды разрабатывают бизнес-план и бизнес-модель для реальной организации, готовят и проводят их презентацию для представителей данной организации. У наших студентов есть опыт разработки индивидуальных бизнес-планов, которые они уже успешно реализовали по окончании учёбы.
Программа дистанционного курса« »
Цель и задачи дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации « Менеджмент в образовании или образовательный менеджмент ».
Цель: ознакомление специалистов, имеющих высшее педагогическое образование с основными понятиями и направлениями образовательного менеджмента, с его типовыми задачами и подходами к их решению.
Задачи:
- понимание сущности образовательного менеджмента и его места в системе управления организацией;
Изучение основных направлений образовательного менеджмента и их особенностей;
Определение задач образовательного менеджмента и методов их решения.
Специалисты системы образования, имеющие начальное профессиональное, среднее специальное или высшее образование.
Прогнозируемы результаты:
Знание основных понятий, методов и инструментов теории моделирования организаций;
Знание основных информационных технологий в области управления образования;
Умение проводить моделирование образовательного процесса;
Владение навыками количественного и качественного анализа для принятия управленческих решений;
Владение информационными технологиями для прогнозирования и управления образованием;
Владение активными методами преподавания управленческих дисциплин.
В результате изучения курса, обучающиеся должны иметь представление:
- о месте образовательного менеджмента в системе управления организацией;
О проблемах образовательного менеджмента как специфических проблемах управления;
О сфере деятельности образовательного менеджера;
- об основных подходах к организации управления;
- о методологиях и стандартах в области управления.
знать:
Конституцию Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в области образования, а также другие законодательные и нормативные отраслевые акты;
Основы российского административного, гражданского и трудового права, порядок разрешения гражданских и трудовых споров;
Правовые нормы выдвижения законодательных инициатив в области образования;
- основные методы решения задач образовательного менеджмента;
- основные цели и задачи планирования образовательного менеджмента;
Основные типы организационных структур образовательного менеджмента.
уметь:
Составлять учебно-методические и нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательных систем;
Использовать информационные технологии, применяемые в управлении образовательными системами;
Организовывать ведение делопроизводства органов управления образованием;
- выполнять анализ состояния существующей образовательно й системы;
- составлять календарный план создания/развития образовательного менеджмента и организовывать процесс его реализации;
- выполнять оценку экономической эффективности образовательного менеджмента.
Аннотация курса
Образовательный менеджмент является новой отраслью знаний, возникшей на стыке различных направлений менеджмента.
Для успешного усвоения материала по дисциплине «Менеджмент в образовании или образовательный менеджмент» обучающимися должны быть прослушаны такие специальные дисциплины как: « Менеджмент в сфере образования», «Образовательный маркетинг», « Сущность и основные принципы управления образовательными системами», « Методы управления образовательными учреждениями», « Основы управления персоналом», « Делопроизводство в кадровой службе», « Информационные технологии в образовательной деятельности ».
Программой дисциплины «Образовательный менеджмент или менеджмент в образовании» предусмотрено чтение лекций он-лайн, а также выполнение обучающимися заданий по самоподготовке в рамках самостоятельной работы, а также подготовки к практическим занятиям, выполнение контрольных и тестовых заданий.
Лекционные занятия
Лекционные занятия проводятся в объеме 21 часа. При проведении лекционных занятий, посвященных вопросам, которые связанны с рассмотрением, как теоретических вопросов изучения дисциплины, так и практических приемов работы может быть использовано специальное оборудование (персональный компьютер и сеть Интернет).
Практические занятия
Практические занятия проводятся в объеме 21 часа. При проведении практических занятий для выполнения ряда индивидуальных заданий обучающимся необходим свободный доступ к глобальной сети Интернет.
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа (16 часов, из них: по 2 часа на каждый модуль, 2 часа на написание итоговой работы) подразумевает подготовку обучающихся к лекционным и практическим занятиям, на основании материалов лекций и рекомендованных программой литературных и Интернет - источ¬ников, а также других информационных источников, закрепление теоретических знаний и практических навыков, подготовку к прохождению тестов по усвоению пройденного материала.
Самостоятельная работа также является дополнением к лекционному курсу и практическим работам, позволит расширить и углубить знания с помощью самостоятельной проработки отдельных тем и вопросов.
Текущий, промежуточный и итоговый контроль:
Текущий, промежуточный и итоговый контроль (28 часов) осуществляются с использованием организационных форм и количественных показателей контроля, закрепленных для данной дисциплины в соответствии с действующей системой оценки успеваемости обучающихся.
Изучение модуля завершается зачетом или дифференцированным зачетом, который включает проверку теоретических знаний обучающихся и приобретенных практических навыков работы. Обязательным условием получения, обучающимися зачета, является выполнение всех практических работ и наличие необходимого количества баллов по текущему контролю.
Учебная программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.
Основное содержание программы
Модуль 1.
Тема 1. Методологические основы менеджмента в образовании:
-
Развитие науки об управлении, эволюция управленческой мысли;
Инфраструктура менеджмента;
Социофакторы и этика менеджмента в образовании;
Природа и состав функций менеджмента.
Тема 2. Стратегическое и тактическое планирование в системе менеджмента:
Организационные отношения в системе менеджмента, формы организации;
Мотивация деятельности.
Тема 3. Регулирование и контроль в системе менеджмента:
Моделирование ситуаций и разработка решений;
Динамика групп и лидерство, управление человеком и управление группой; -Руководство: власть и партнерство;
Стиль и имидж менеджера;
Конфликтность;
Факторы эффективности менеджмента.
Модуль 2. Образовательный маркетинг:
Тема 1. Сущность образовательного маркетинга:
- Сущность
Предпо сылки образовательного маркетинга.
Тема 2. Современ ная концепция маркетинга:
Услуга (товар) в мар кетинговой деятельности;
Комплексное исследо вание рынка образовательных услуг;
Методиче ские основы исследования рынка;
Оценка возможностей рынка;
Формирова ние политики выбора услуг и рыночной страте гии;
Роль маркетинговой деятельности в процессе разработки и создания услуги рыночной новизны;
- Разработка ценовой политики, продвижение ус луги, сбыт и сервис в маркетинговой деятельно сти, формирование спроса и стимулирование сбыта.
Тема 3. Организация деятельности маркетинговой службы в образовании :
- Специфика образовательных услуг;
- Что такое маркетинговая служба школы;
- Функции маркетинговой службы школы.
Модуль 3.
Тема 1. Управление функциониро ванием и развитием образовательных систем :
- Образовательная система как объект управления;
Системный, про цессный и ситуационный подходы к управлению;
- Понятие управления. Система управления. Функции управле ния;
Содержание функций управления образова тельными системами;
Эффективность управления образовательной системой;
- Планирование функционирования образователь ных систем;
Базовые организационные структуры систем управления образованием;
Органы управления образова нием;
Контроль в управлении образо ванием.
Тема 2. Мониторинг качества образования :
Организационные структуры управления развитием образования в регионе и муниципаль ном округе;
Построение региональной системы осуществления государственной аттестации, ак кредитации и лицензирования образовательных учреждений;
Планирование и экспертиза эффективности введения инноваций в образовании;
Эффективность управленческих нововведений.
Тема 3. Целевая комплексная программа развития как инструмент управления образовательными системами:
- Функции целевых комплексных программ;
Типы целевых комплексных программ;
Механизм разработки и реализации целевых комплексных программ.
Модуль 4.
Тема 1. Методологические основы управления образовательными учреждениями:
Зарождение и развитие научных подходов к управлению образовательными учреждениями;
Функции управления. Система управления. Эффективность управления образовательным учреждением;
Образовательное учреждение как объект управления. Типы и виды образовательных учреждений;
Планирование функционирования и развития образовательного учреждения;
Организация управления функционированием и развитием образовательных учреждений;
Мотивация организационного поведения;
Методы стимулирования трудовой активности кадров в образовательных учреждениях;
Оценка эффективности деятельности педагогических кадров.
Тема 2. Контроль в управлении образовательным учреждением:
- Методы контроля учебно-воспитательной, финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений и исполнения решений;
Основные стратегии развития образовательных учреждений;
Организационные структуры управления развитием образовательных учреждений.
Тема 3. Инновационный процесс и его этапы:
Оценка и выбор инноваций, планирование, апробация и освоение нововведений, оценка результатов инновационного процесса;
Мотивация кадров при осуществлении нововведений;
Системное управление развитием образовательного учреждения;
Целевая программа развития как инструмент управления.
Модуль 5.
Тема 1. Методические центры и отделы кадров в системе управления образованием и их функции:
Задачи управления персоналом в образовании. Органы и структура службы управления персоналом в муниципальных и региональных системах образования. Кадровое, информационно-техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом. Функциональное разделение труда в образовании. Анализ и планирование развития кадрового потенциала образовательных систем. Перемещения в системе образования, работа с резервом, планирование деловой карьеры. Методы подбора и профориентации педагогических кадров. Система работы с молодыми специалистами. Профессиональная и организационная адаптация кадров. Тема 2. Аттестация педагогических и управленческих кадров в образовании.
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации управленческих и педагогических кадров в системах образования. Обучение новым технологиям. Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности. Системы стимулирования труда педагогических и управленческих кадров. Конфликты в трудовом коллективе: методы предупреждения и разрешения конфликтов.
Тема 3. Оценка эффективности систем управления персоналом в образовании:
- Методы оценки эффективности системы управления персоналом;
Исследование системы управления персоналом;
Показатели эффективности систем управления персоналом в образовании.
Модуль 6.
Тема 1. Государственные стандарты по документированию: документ, формы, классификация и унификация, реквизиты, требования к бланкам, формулярам:
Содержание, значение делопроизводства;
Службы документации и секретарской службы.
Тема 2. Основные виды документов: служебные письма, телеграммы и телефонограммы, справки, акты, записки, приказы и выписки из них, протоколы и выписки из них, другие виды:
Организация документооборота, работа с документами;
Дела: номенклатура дел, формирование дел;
Средства составления текстовых документов, средства копирования и оперативного размножения, средства хранения и поиска документов, средства передачи информации, использование ПК в делопроизводстве, программное обеспечение делопроизводства.
Тема 3. Деловая переписка:
- Общие требования к деловой переписке;
Основные требования к тексту письма;
Виды деловых писем;
Особенности делового письма.
Модуль 7.
Тема 1. Проектирование информационных систем управления образованием:
Назначение и области применения ЭВМ в образовании и управлении образовательными системами;
Компьютерный мониторинг качества образования;
Компьютерный банк инноваций.
Тема 2. Новые информационные технологии выработки управленческих решений:
Информационные технологии нормативно-правового обеспечения работы образовательных учреждений.
Тема 3. Дистанционное обучение кадров в образовании:
Программно-методическое обеспечение информационных технологий.
Объем программы 72 часа
Общее количество часов
Лекционная часть
Самостоятельная работа
Практическая работа
Контроль
72
21
16
7
28
Учебный план
Наименование разделов, модулей,
тем
Всего часов
Из них
Контроль
лекции
самостоятельная работа
практическая работа
количество часов
форма
контроля
Модуль 1. Менеджмент в сфере образования:
10
3
2
1
4
Зачет
Тема 1. Методологические основы менеджмента в образовании;
1
1
Тема 2. Стратегическое и тактическое планирование в системе менеджмента;
1
1
Тема 3. Регулирование и контроль в системе менеджмента.
1
1
Итоговое тестирование
1
Модуль 2. Образовательный маркетинг:
10
3
2
1
4
Диф. зачет
Тема 1. Сущность образовательного маркетинга;
1
1
Тема 2. Современ ная концепция маркетинга;
1
1
Тема 3. Организация деятельности маркетинговой службы в образовании .
1
1
Итоговое тестирование
1
Модуль 3. Сущность и основные принципы управления образовательными системами:
10
3
2
1
4
Диф.
зачет
Тема 1. Управление функциониро ванием и развитием образовательных систем;
1
1
Тема 2. Мониторинг качества образования;
1
1
Тема 3. Целевая комплексная программа развития как инструмент управления образовательными системами.
1
1
Итоговое тестирование
1
Модуль 4. Методы управления образовательными учреждениями:
10
3
2
1
4
Зачет
Тема 1. Методологические основы управления образовательными учреждениями;
1
1
Тема 2. Контроль в управлении образовательным учреждением;
1
1
Тема 3. Инновационный процесс и его этапы.
1
1
Итоговое тестирование
1
Модуль 5. Основы управления персоналом:
10
3
2
1
4
Диф.
зачет
Тема 1. Методические центры и отделы кадров в системе управления образованием и их функции;
1
1
Тема 2. Аттестация педагогических и управленческих кадров в образовании;
1
1
Тема 3. Оценка
эффективности систем
управления персоналом в
системе образования.
1
1
Итоговое тестирование
1
Модуль 6. Делопроизводство в кадровой службе:
10
3
2
1
4
Зачет
Тема 1. Государственные стандарты по документированию: документ, формы, классификация и унификация, реквизиты, требования к бланкам, формулярам;
1
1
Тема 2. Основные виды документов: служебные письма, телеграммы и телефонограммы, справки, акты, записки, приказы и выписки из них, протоколы и выписки из них, другие виды;
1
1
Тема 3. Деловая переписка.
1
1
Итоговое тестирование
1
Модуль 7. Информационные технологии в образовательной деятельности:
10
3
2
1
4
Диф.
зачет
Тема 1. Проектирование информационных систем управления образованием;
1
1
Тема 2. Новые информационные технологии выработки управленческих решений;
1
1
Тема 3. Дистанционное обучение кадров в образовании.
1
1
Итоговое тестирование
1
Итоговая практическая работа или тестирование
2
2
Всего:
72
21
16
7
28
Требования к оснащению рабочего места обучающегося
(если будут использоваться программы, которые требуют дополнительного оснащения ПК)
Компонент
Требования
Операционная
система
Windows 7 и выше
Доступ в
Интернет
браузер Mozilla Firefox, возможность доступа в сеть Интернет
Редактор слайдов
Компьютер и
процессор
Intel Pentium(или аналогичный AMD Athlon ) или выше
Оперативная
память
2 Гб
Жесткий диск
120 Гб
Дисплей
19 ”
Принтер, сканер
По мере поступления заданий (если требуется)
Средства связи
Skype, электронная почта
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05 – ОП.03 2017 УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых ________________ Д.А. Мартынов «_____» ______________ 2017 г. технологий и сервиса» ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ОП.03 МЕНЕДЖМЕНТ (название дисциплины/предмета/модуля) специальности (специальностей) среднего профессионального образования ___09.02.05 «Прикладная информатика (по отраслям) в экономике____ код, наименование специальности(ей) / профессии 2017 г. 2 ОДОБРЕНА Разработана на основе Предметной, цикловой комиссией Федерального государственного ______________________________ образовательного стандарта по название ЦМК специальности 09.02.05 «Прикладная информатика в экономике» Председатель ЦМК Заместитель директора по УР Давыденко Л.И _________ ______________Л.С.Панькова «_____»_________________20___г. «_____»______________20____ г. РАЗРАБОТЧИК/И: _________________________________________________ ФИО, должность _________________________________________________ ФИО, должность _________________________________________________ ФИО, должность РЕЦЕНЗЕНТЫ: _________________________________________________ ФИО, должность внутреннего рецензента _________________________________________________ ФИО, должность, место работы внешнего рецензента с предприятия или организации 3 Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) среднего профессионального образования (далее СПО) Организацияразработчик: ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» Разработчики: Сафина В.Г., заместитель директора по НМР ГБПОУ «СТОТиС» Мартынов В.Ю, преподаватель ГБПОУ «СТОТиС» 4 СОДЕРЖАНИЕ 1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 4 5 11 12 5 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Область применения программы «МЕНЕДЖМЕНТ» Программа учебной дисциплины «Менеджмент» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.05 «Прикладная информатика (по отраслям)» Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании по повышению квалификации и переподготовки специалистов по специальностям 19.02.10 «Технология продукции общественного питания» 22.02.06 «Сварочное производство» 09.02.05 «Прикладная информатика (по отраслям)» 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина «Менеджмент» относится к профессиональному циклу (общепрофессиональные дисциплины) учебного плана по специальности 09.02.05 «Прикладная информатика (по отраслям)» 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: применять в профессиональной деятельности приемы делового общения; принимать эффективные решения. использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения; применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения; 6 учитывать особенности менеджмента (по отраслям); В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: функции менеджмента; процесс принятия и реализации управленческих решений; методы управления конфликтами; особенности менеджмента в области профессиональной деятельности; 1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки студента 69 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 46 часов; самостоятельной работы обучающегося 23 часов. 7 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: лабораторные занятия практические занятия контрольные работы курсовая работа (проект) Самостоятельная работа обучающегося (всего) Итоговая аттестация в форме: Объем часов 69 46 23 зачёт 8 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05 – ОП.03 2017 a. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Менеджмент» Наименование разделов и тем 1 Раздел1 Основы менеджмента Тема 1.1. Сущность современного менеджмента Тема 1.2. Организация и её среда Раздел 2. Функции менеджмента Тема 2.1. Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся 2 Содержание учебного материала 1. Сущность и характерные черты современного менеджмента. Цели и задачи менеджмента. Принципы управления. Объекты и субъекты управления. 2. История развития менеджмента. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям Самостоятельная работа обучающихся: Содержание учебного материала 1. Организация, как форма существования людей. Условия возникновения организации. 2. Организация как открытая система. Внешняя и внутренняя среда организации. Внутренние элементы организации. Значение и показатели внешней среды Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу1. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Школы менеджмента Факторы внешней среды организации Социальная ответственность и этика менеджмента Объем часов Уровень освоения 4 2 1 2 1 3 18 6 6 4 6 4 24 Содержание учебного материала Наименование разделов и тем 1 Цикл менеджмента Тема 2.2. Планирование и организация деятельности коллектива Тема 2.3. Мотивация сотрудников Тема 2.4 Контроль в управлении Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения 1. Функции менеджмента в рыночной экономике: организация, планирование, мотивация и контроль деятельности экономического субъекта. Значение и содержание функций менеджмента. .Цикл менеджмента. . Связующие процессы. 2 Самостоятельная работа обучающихся: изучить функции менеджмента Содержание учебного материала 1. Содержание и организация стратегического планирования. Методы планирования и организации работы подразделения. 2. Организация взаимодействий в управлении. Понятия структура управления. Принципы построения организационной структуры управления Практические занятия Построение и анализ организационной структуры управления конкретного предприятия. Использование на практике методов планирования и организации работы подразделения с учетом особенностей менеджмента (по отраслям). Самостоятельная работа обучающихся: изучить планирование и организацию деятельности коллектива Содержание учебного материала 1. Значение и основные элементы мотивации. Первичные и вторичные потребности. Основы формирования мотивационной политики организации Практические занятия Выполнениеработыпомотивациитрудовойдеятельностиперсоналаипринятиярешений Учетом особенностей менеджмента(по отраслям). Содержание учебного материала 1 Сущностьинеобходимостьконтролядеятельностиэкономическогосубъекта. Виды контроля. Процесс контроля: установление стандартов, сравнение результатов и корректирующие действия. 3 6 2 6 2 6 2 6 6 6 4 3 1 3 3 3 1 1 3 2 10 Наименование разделов и тем 1 Раздел 3. Методы управления Тема 3.1. Система методов управления Тема 3.2. Деловое общение Тема 3.3. Управленческое решение Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения 2 Самостоятельная работа Выполнение домашнего задания по разделу 2 Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Основные теории мотивации Практика мотивации труда Содержание учебного материала 1. Система методов управления. Экономическое, административное и социально психологическое воздействие. Необходимость сочетания всех методов управления 2. Значение психологических методов управления. Личность и ее свойства. Социально Психологические отношения Практические занятия Изучение 4 типов темперамента составление анкеты по определению характера Содержание учебного материала 1. Значение управления информацией и требования, предъявляемые к ней. Коммуникация в системе управления. Основные элементы и этапы коммуникации. Искусство делового общения в работе менеджера. Принципы делового общения. Законы и приемы делового общения. Практические занятия Использованиевпрофессиональнойдеятельностиприемовделовогоиуправленческого общения, разбор ситуаций Самостоятельная работа обучающихся: изучить тему Искусство делового общения в работе менеджера. Принципы делового общения Содержание учебного материала 1. Процесс принятия и реализации управленческих решений. Методика принятия решений Практические занятия Разборситуацийипринятиеэффективныхрешенийсиспользованиемсистемыметодов 3 2 28 8 4 6 6 2 6 6 4 1 2 3 2 3 1 3 3 11 Наименование разделов и тем 1 Тема 3.4 Руководство в организации Контрольная работа по разделам 13 Самостоятельная работа обучающихся по разделу 3: Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Информационные технологии в сфере управления. Барьеры общения и пути их устранения. Управление конфликтами. Управление стрессами. Управление неформальной организацией Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. –репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) Всего: 105 Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения 2 управления. Самостоятельная работа обучающихся: изучить материал по теме принятие управленческих решений Содержание учебного материала 1. Сущность и элементы руководства. Стили руководства. Форма власти и влияние Неформальный лидер и работа с ним. Практические занятия Изучение основных понятий руководства. Разбор производственных ситуаций Самостоятельная работа студента: изучить материал по теме Стили руководства. 3 1 8 6 1 4 1 2 3 1 12 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Требования к минимальному материальнотехническому 3.1. обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Менеджмент» Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; альбом наглядных пособий по «Менеджменту» Технические средства обучения: интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и Мультимедиапроектор. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернетресурсов, Дополнительной литературы Основные источники: 1.КазначевскаяГ.Б. Менеджмент. – РостовнаДону, Феникс, 2007. 2.КорговаМ.А. Менеджмент. – РостовнаДону, Феникс, 2007. 3.МесконМ.Х. Основы менеджмента: Пер. сангл. / Мескон М.Х., Альберт М., ХедоуриФ. – М.: Вильямс, 2007. 4.НазаровЮ.А. Основы менеджмента. Учебное пособие. М.: Глобус; Волгоград: Альянс, 2006. Дополнительные источники: 1.ВиханскийО.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. – 4еизд., перераб. и доп. – М.: Экономист, 2008. 2.ГапоненкоА.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление. М.: Омега Л., 2008. 3.ДрукерП.Ф. Практика менеджмента/ Пер. сангл. – М.: Издат. дом «Вильяме», 2006. 4.ЛомакинА.Л. Управленческие решения. – М.: Форум, ИНФРАМ, 2005. 5.ЛукашевичВ.В., Астахов Н.Н. Менеджмент. – М.: ЮНИТИДАНА, 2007. 6.МэддаксР. Успешная команда: как ее создать, мотивировать и развивать. Пер. сангл. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. 7.ТомпсонА.А., Стрикленд Дж. Стратегический менеджмент: Пер. сангл.: Вильямс, 2005. 13 8.Теория управления: Учебник/Подобщ.ред. ГапоненкоА.Л. и ПанкрухинаА.П. изд. 3е, доп. и перераб. – М.: ИздвоРАГС, 2008. 9.ЧудновскаяС.Н. Управленческие решения: Учебник. – М.: Эксмо, 2007. 10.«МенеджментвРоссииизарубежом». Практический журнал. Издательство: «Финпресс». 11.«Российский журнал менеджмента». Научноисследовательский журнал. Издан по инициативе Высшей школы менеджмента СПбГУ. 12.«Новыйменеджмент».Научнопрактическийжурнал. Издательство: «Новый издатель». Интернетресурсы: 1.http://www.mevriz.ru/ 2.http://www.rjm.ru/ 3.http://www.newmanagement.info/ 4.http://www.topmanager.ru/ 14 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных и практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Обучающийся должен: уметь: использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения анализировать организационные структуры управления проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала применять в профессиональной деятельности приёмы делового и управленческого общения принимать эффективные решения, используя систему методов управления учитывать особенности менеджмента (по отраслям) Знать: сущность и характерные черты современного менеджмента методы планирования организации работы подразделения основы формирования мотивационной политики организации особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Индивидуальные Практическое занятие 15 внешнюю и внутреннюю среду организации цикл менеджмента процесс принятия и реализации управленческих решений Функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта систему методов управления методику принятия решений стили управления, коммуникации, принципы делового общения Практическое занятие Тестирование Индивидуальное тестирование Разработчики: Заместитель директора по НМР ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»В.Г. Сафина Преподаватель ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» Мартынов В.Ю Эксперты: ____________________ ___________________ _________________________ (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия) ____________________ ___________________ _________________________ (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия) 16 17
Бизнес идеи