Рабочая программа по менеджменту рабочая программа на тему. Образовательная программа «Менеджмент Паспорт примерной программы учебной дисциплины

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 03. «Менеджмент»

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ:

38.02.03 «Операционная деятельность в логистике»

Рыльск 2015 г.

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03. «Менеджмент» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике», укрупненная группа 38.00.00 «Экономика и управление».

Организация - разработчик: Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Рыльский аграрный техникум».

Разработчик: Шатилина Наталья Ивановна, преподаватель ОБПОУ «Рыльский аграрный техникум».

Рассмотрена и одобрена на заседании ПЦК профессионального учебного цикла специальности «Операционная деятельность в логистике»

Председатель ПЦК _____________ Шатилина Н.И.

(подпись)

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03.»Менеджмент»

Рассмотрена и одобрена на заседании методического Совета техникума

Председатель методического совета __________ Добрынина И.Н.

(подпись)

Заместитель директора по учебной работе _________ Добрынина И.Н.

(подпись)

Методист __________ Кузьменко И.В.

(подпись)

стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ 4

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ 6

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ 13

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 15

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Менеджмент»

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.03. «Операционная деятельность в логистике», укрупненная группа 38.00.00 «Экономика и управление».

1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина относится к группе профессиональных дисциплин профессионального учебного цикла.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

Уметь:

Знать:

Цикл менеджмента;

Методику принятия решений;

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

В том числе:

Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов.

Самостоятельная работа обучающегося 30 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем

часов

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

в том числе:

лабораторные занятия

практические занятия

контрольные работы

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

в том числе:

индивидуальное задание

внеаудиторная самостоятельная работа

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Менеджмент»

Наименование

разделов и тем

Объем

часов

Уровень

освоения

Введение

Понятие менеджмента, его содержание и место в системе социально-экономических категорий. Цели, задачи и содержание дисциплины «Менеджмент». Сущность и характерные черты современного менеджмента.

Раздел 1. Теоретические основы менеджмента.

Тема 1.1. Эволюция

менеджмента.

Исторические периоды развития менеджмента. Школа научного управления (1885 – 1920). Административная школа управления (1920 – 1950). Школа человеческих отношений и поведенческих наук. (1930 – 1950).

Тема 1.2. Особенности менеджмента в профессиональной деятельности.

Сущность деятельности менеджера.

Модель современного менеджера.

Типы и виды менеджмента.

Практическое занятие. Учёт особенностей менеджмента по (отраслям).

Тема 1.3. Организация как объект менеджмента.

Внешняя среда организации.

Понятие среды прямого и косвенного воздействия. Построение организации.

Самостоятельная работа обучающихся.

Изучение и конспектирование учебного материала по темам:

1.Организация как объект менеджмента.

2.Внутренняя среда организации.

3.Научные подходы в управлении.

Написание докладов по темам:

1.Японская модель менеджмента.

2.Американская модель менеджмента.

Выполнение индивидуального задания. Определение организационных структур.

Раздел 2. Функции менеджмента.

Тема 2.1. Цикл менеджмента.

Планирование – как функция менеджмента.

Сущность и виды планирования.

Модель стратегического планирования.

Варианты стратегий.

Практическое занятие. Планирование и организация работы подразделения.

Самостоятельная работа обучающихся.

Написание рефератов на темы :

1. «Планирование и прогнозирование».

2. «Разновидности прогнозов, методы прогнозирования»

Тема 2.2. Организация взаимодействия.

Понятие функции организации.

Структура организации.

Делегирование полномочий.

Тема 2.3. Структура управления организацией

Структура управления организацией. Типы организационных структур управления: линейная, линейно-функциональная (штабная), проектная и матричная.

Практическое занятие. Формирование организационной структуры управления.

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовка докладов на тему:

1. «Разновидности прогнозов, методы прогнозирования»

2. «Различные типы организационных структур».

Тема 2.4. Мотивация.

Определение мотивации, и ее рост в достижении целей организации.

Процессуальные теории мотивации.

Использование мотивации в практике менеджмента.

Практическое занятие. Мотивационная политика предприятия.

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка рефератов на темы:

1. «Эволюция, понимание проблемы мотивации».

2. «Внутренняя резигнация и пути ее преодоления».

3. «Происхождение мотивации деятельности персонала предприятия»

Тема 2.5. Контроль.

Сущность и виды управленческого контроля.

Поведенческие аспекты контроля.

Этапы процесса контроля.

Эффективность контроля.

Практическое занятие. Определение способов контроля, исключающих негативное воздействие на поведение персонала.

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовка докладов на тему:

1. «Поведенческие аспекты контроля».

2. «Оперативный и стратегический контроллинг».

Раздел 3. Принципы и методы менеджмента.

социальные; психологические.

Раздел 4. Принятие решений.

Тема 4.1. Принятие решений.

Понятие управленческого решения, их классификация. Подходы к принятию управленческих решений. Процесс принятия и реализации управленческих решений.

Тема 4.2. Методика принятия решений.

Эффективность принятия управленческого решения. Принципы принятия решения.

Практическое занятие. Принятие эффективных управленческих решений.

Раздел 5. Руководство, власть и партнёрство.

Тема 5.1. Стили управления.

Понятие о стиле руководства и его роль в управлении людьми.

Классификация стилей руководства.

Практическое занятие. Определение стиля управления.

Тема 5.2. Теория лидерства и руководства

Понятие лидерства и руководства. Типы руководителей и лидеров. Теории лидерства. Понятие власти. Баланс власти в организации. Формы власти и влияния. Имидж руководителя.

Раздел 6. Коммуникации.

Тема 6.1.

Процесс коммуникаций.

Процесс коммуникаций. Элементы и этапы процесса коммуникаций.

Межличностные коммуникации. Организационные коммуникации. Преграды в организационных коммуникациях.

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовка рефератов на тему:

1. «Коммуникации как связующие процесса управления».

2. «Виды коммуникаций».

3. «Кодирование и выбор канала».

Информационное обеспечение менеджмента. Формальные и не формальные коммуникации.

Раздел 7. Деловое общение.

Тема 7.1. Деловое общение.

Понятие делового общения. Общение как обмен информацией.

Психологические закономерности делового общения.

Этика делового общения.

Деловой этикет.

Тема 7.2. Тактика делового общения.

Тактика делового общения.

Правила ведения переговоров.

Порядок подготовки выступления.

Техника телефонных переговоров.

Практическое занятие. Приемы делового и управленческого общения.

Тема 7.3. Управление конфликтами.

«Конфликт», классификация конфликтов. Причины и последствия конфликтов. Методы управления конфликтами.

Практическое занятие. Разрешение конфликтных ситуаций на предприятии

Выполнение индивидуальных заданий.

Подготовка рефератов на тему:

1. Формирование коллектива, его виды и функции.

2. Стадии развития коллектива.

Тема 7.4. Управление стрессами.

Понятие стресса, незначительный и чрезмерный. Организационные и личностные факторы стресса.

Раздел 8. Эффективность менеджмента.

Тема 8.1. Самоменеджмент

Планирование и достижение личных целей, достижение и принятие решений. Оптимальное использование рабочего времени. Здоровье как фактор успеха профессиональной деятельности менеджера.

Тема 8.2. Эффективность менеджмента.

Понятие эффективности управления, ее виды и показатели. Факторы эффективности управления.

Дифференцированный зачёт

Всего:

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение

Для реализации учебной дисциплины имеется в наличии учебный кабинет «Менеджмент».

Оборудование учебного кабинета:

Посадочные места по количеству обучающихся;

Рабочее место преподавателя;

Комплект учебно-наглядных пособий.

Технические средства обучения:

Интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа-проектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Басовский Л.Е. «Менеджмент»: Учебное пособие.-М.: ИНФРА – М,2010.-216 с.
  2. Веснин В.Р. «Основы менеджмента»: Учебник: 2 –е изд., доп. И исправ,-М: ООО «ТД,-2010.-560с.
  3. Виханский О.С., Наумов А.И. «Менеджмент»: Учебник-3-е изд.-М.: Гардарики, 2011.-528 с.
  4. Герчикова И.Н. «Менеджмент»: Учебник. – 3-е изд., перераб. И доп.-М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2011.-501 с.
  5. Глухов В.В. «Основы менеджмента» - С.-Петербург: спец. литература, 2010.
  6. Драчева Е.Л. «Менеджмент» М.: Издательский центр «Академия», 2004.-2011.-288 с.

7.Зайцева О.А. и др. «Основы менеджмента»: - М.: Центр, 2012.-432 с.

8.Королев Ю.Б. и другие «Менеджмент в АПК» М.: Колос, 2010.-304с.

9.Мескон М. Альберт М. «Основы менеджмента» (пер. с англ./Академия народного хозяйства при Правительстве РФ., М.:Дело,2012. -704 с.

10.Менеджмент. (Современный Российский менеджмент): Учебник. (Под редакцией Ф.М. Русинова. –М.:ФБК – ПРЕСС.2012.-504с.

11. «Основы менеджмента» Учебное пособие для ВУЗов/ под ред. А.А. Радугина. М.: Центр. 2012.-432 с.

12.Смолкин А.М. «Менеджмент: основы организации: Учебник для ВУЗов. – М.: ИНФРА – М, 2011. – 248 с.

13. Уткин Э.А. «История менеджмента» - М.: Издательство ЭКМОС, 2010.-224с.

14. Фатхутдинов Р.А. «Производственный менеджмент»: Учебник для Вузов М.: Биржи и банки, ЮНИТИ, 2010. – 235с.

Дополнительные источники:

  1. Васильев Ю.П. «Управление развитием производства». Опыт США. – М.: Экономика, 2012. – 310с.
  2. «Можно ли управлять предприятием вместе? Под ред. Фаминского Г.П. и Наумова А.И. –М.: Внешторгиздат. 2010. – 198с.
  3. Хойер Вольфганг. «Как делать бизнес в Европе» - М.: Прогресс, 2010. – 205с.
  4. Ансофф И. «Стратегическое управление» / Пер. с англ. – М.: Экономика, 2012. – 212с.
  5. Водачек Л., Водачкова О. «Стратеги управления инновациями на предприятии»/Пер. со словацкого. – М.: Экономика, 2011. – 235с.
  6. Интернет ресурс. Царенко Ю. Власть и трудовая дисциплина. Понятие и понимание сути.
  7. Форма отступа:http://www.kadrovic-lus.ru/catalog/likdez/element.php?id=1085.

4. КОНРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умение:

Планировать и организовывать работу подразделения;

Формировать организационные структуры управления;

Разрабатывать мотивационную политику организации;

Применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

Принимать эффективные решения, используя систему методов управления;

Учитывать особенности менеджмента (по отраслям).

Знание:

Сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;

Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям);

Внешнюю и внутреннюю среду организации;

Цикл менеджмента;

Процесс принятия и реализации управленческих решений;

Функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;

Систему методов управления;

Методику принятия решений;

Стили управления, коммуникации, деловое общение.

текущий контроль:

оценка выполнения группового задания;

оценка выполнения практического задания;

оценка выполнения группового практического задания.

оценка выполнения тестирования;

оценка выполнения дидактического диктанта;

оценка выполнения устного фронтального опроса;

оценка выполнения индивидуального задания;

оценка выполнения тестирования;

оценка выполнения групповой письменной работы;

оценка выполнения устного фронтального опроса;

оценка выполнения индивидуального задания.



Теория менеджмента

Основная дисциплина программы, включающая в себя изучение таких вопросов как современный менеджмент и менеджер, современная теория и инструменты менеджмента, основные показатели работы менеджера. У студентов формируется системное представление о профессии менеджера.

Деловые коммуникации

Эта дисциплина учит добиваться своих целей. Для этого студенты разбираются в коммуникативных особенностях и потребностях как в своих, так и оппонентов, осваивают различные техники и форматы коммуникации.

Управленческие решения

Результат работы менеджера — управленческое решение. От того, насколько качественно и своевременно принято решение зависит успех подразделения и организации в целом. Поэтому студенты осваивают процесс разработки решений в полном объёме, начиная с постановки целей и заканчивая оценкой рисков и последствий их реализации.

Лидерство и командообразование

Перед современным менеджером стоит непростая задача: с одной стороны, от него ожидают проявления лидерских качеств, с другой – навыков командного игрока, умеющего сотрудничать со своими коллегами и партнёрами. Студенты учатся находить баланс, необходимый для эффективного достижения индивидуальных, командных и организационных целей.

Управление проектом

Проектный менеджмент является неотъемлемой частью работы современной организации. Студенты не только изучают теоретические основы управления проектами, такие как содержание стандартов проектирования, но и в составе команды работают над учебными проектами, начиная с инициации проекта и заканчивая оформлением проектной документации.

Дизайн внутренней среды организации

Начиная с этого курса, студенты учатся работать на организационном уровне. У них формируются знания об организационных законах и принципах, диагностике организации и организационных изменениях. На практике учебные команды исследуют структуру и культуру реальной организации, ее внешнюю среду и предлагают варианты изменений.

Стратегический менеджмент

Этот курс формирует стратегическое мышление и дает теоретические основы стратегического управления организацией, что важно для повышения эффективности. На практических занятиях учебные команды разрабатывают варианты стратегий для реальной компании. В результате составляется деловой отчет.

Бизнес-планирование

Итоговая дисциплина, позволяющая использовать практически все ранее освоенные знания и навыки. Студенты учатся разрабатывать и использовать бизнес-план. Для этого студенческие команды разрабатывают бизнес-план и бизнес-модель для реальной организации, готовят и проводят их презентацию для представителей данной организации. У наших студентов есть опыт разработки индивидуальных бизнес-планов, которые они уже успешно реализовали по окончании учёбы.

Программа дистанционного курса

« »

Цель и задачи дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации « Менеджмент в образовании или образовательный менеджмент ».

Цель: ознакомление специалистов, имеющих высшее педагогическое образование с основными понятиями и направлениями образовательного менеджмента, с его типовыми задачами и подходами к их решению.

Задачи:

- понимание сущности образовательного менеджмента и его места в системе управления организацией;

Изучение основных направлений образовательного менеджмента и их особенностей;

Определение задач образовательного менеджмента и методов их решения.

Специалисты системы образования, имеющие начальное профессиональное, среднее специальное или высшее образование.

Прогнозируемы результаты:

Знание основных понятий, методов и инструментов теории моделирования организаций;

Знание основных информационных технологий в области управления образования;

Умение проводить моделирование образовательного процесса;

Владение навыками количественного и качественного анализа для принятия управленческих решений;

Владение информационными технологиями для прогнозирования и управления образованием;

Владение активными методами преподавания управленческих дисциплин.

В результате изучения курса, обучающиеся должны иметь представление:

- о месте образовательного менеджмента в системе управления организацией;

О проблемах образовательного менеджмента как специфических проблемах управления;

О сфере деятельности образовательного менеджера;

- об основных подходах к организации управления;

- о методологиях и стандартах в области управления.

знать:

Конституцию Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в области образования, а также другие законодательные и нормативные отраслевые акты;

Основы российского административного, гражданского и трудового права, порядок разрешения гражданских и трудовых споров;

Правовые нормы выдвижения законодательных инициатив в области образования;

- основные методы решения задач образовательного менеджмента;

- основные цели и задачи планирования образовательного менеджмента;

Основные типы организационных структур образовательного менеджмента.

уметь:

Составлять учебно-методические и нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательных систем;

Использовать информационные технологии, применяемые в управлении образовательными системами;

Организовывать ведение делопроизводства органов управления образованием;

- выполнять анализ состояния существующей образовательно й системы;

- составлять календарный план создания/развития образовательного менеджмента и организовывать процесс его реализации;

- выполнять оценку экономической эффективности образовательного менеджмента.

Аннотация курса

Образовательный менеджмент является новой отраслью знаний, возникшей на стыке различных направлений менеджмента.

Для успешного усвоения материала по дисциплине «Менеджмент в образовании или образовательный менеджмент» обучающимися должны быть прослушаны такие специальные дисциплины как: « Менеджмент в сфере образования», «Образовательный маркетинг», « Сущность и основные принципы управления образовательными системами», « Методы управления образовательными учреждениями», « Основы управления персоналом», « Делопроизводство в кадровой службе», « Информационные технологии в образовательной деятельности ».

Программой дисциплины «Образовательный менеджмент или менеджмент в образовании» предусмотрено чтение лекций он-лайн, а также выполнение обучающимися заданий по самоподготовке в рамках самостоятельной работы, а также подготовки к практическим занятиям, выполнение контрольных и тестовых заданий.

Лекционные занятия

Лекционные занятия проводятся в объеме 21 часа. При проведении лекционных занятий, посвященных вопросам, которые связанны с рассмотрением, как теоретических вопросов изучения дисциплины, так и практических приемов работы может быть использовано специальное оборудование (персональный компьютер и сеть Интернет).

Практические занятия

Практические занятия проводятся в объеме 21 часа. При проведении практических занятий для выполнения ряда индивидуальных заданий обучающимся необходим свободный доступ к глобальной сети Интернет.

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа (16 часов, из них: по 2 часа на каждый модуль, 2 часа на написание итоговой работы) подразумевает подготовку обучающихся к лекционным и практическим занятиям, на основании материалов лекций и рекомендованных программой литературных и Интернет - источ¬ников, а также других информационных источников, закрепление теоретических знаний и практических навыков, подготовку к прохождению тестов по усвоению пройденного материала.

Самостоятельная работа также является дополнением к лекционному курсу и практическим работам, позволит расширить и углубить знания с помощью самостоятельной проработки отдельных тем и вопросов.

Текущий, промежуточный и итоговый контроль:

Текущий, промежуточный и итоговый контроль (28 часов) осуществляются с использованием организационных форм и количественных показателей контроля, закрепленных для данной дисциплины в соответствии с действующей системой оценки успеваемости обучающихся.

Изучение модуля завершается зачетом или дифференцированным зачетом, который включает проверку теоретических знаний обучающихся и приобретенных практических навыков работы. Обязательным условием получения, обучающимися зачета, является выполнение всех практических работ и наличие необходимого количества баллов по текущему контролю.

Учебная программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

Основное содержание программы

Модуль 1.

Тема 1. Методологические основы менеджмента в образовании:
-
Развитие науки об управлении, эволюция управленческой мысли;

Инфраструктура менеджмента;

Социофакторы и этика менеджмента в образовании;

Природа и состав функций менеджмента.

Тема 2. Стратегическое и тактическое планирование в системе менеджмента:

Организационные отношения в системе менеджмента, формы организации;

Мотивация деятельности.

Тема 3. Регулирование и контроль в системе менеджмента:

Моделирование ситуаций и разработка решений;

Динамика групп и лидерство, управление человеком и управление группой; -Руководство: власть и партнерство;

Стиль и имидж менеджера;

Конфликтность;

Факторы эффективности менеджмента.

Модуль 2. Образовательный маркетинг:

Тема 1. Сущность образовательного маркетинга:

- Сущность

Предпо сылки образовательного маркетинга.

Тема 2. Современ ная концепция маркетинга:

Услуга (товар) в мар кетинговой деятельности;

Комплексное исследо вание рынка образовательных услуг;

Методиче ские основы исследования рынка;

Оценка возможностей рынка;

Формирова ние политики выбора услуг и рыночной страте гии;

Роль маркетинговой деятельности в процессе разработки и создания услуги рыночной новизны;

- Разработка ценовой политики, продвижение ус луги, сбыт и сервис в маркетинговой деятельно сти, формирование спроса и стимулирование сбыта.

Тема 3. Организация деятельности маркетинговой службы в образовании :

- Специфика образовательных услуг;

- Что такое маркетинговая служба школы;

- Функции маркетинговой службы школы.

Модуль 3.

Тема 1. Управление функциониро ванием и развитием образовательных систем :

- Образовательная система как объект управления;

Системный, про цессный и ситуационный подходы к управлению;

- Понятие управления. Система управления. Функции управле ния;

Содержание функций управления образова тельными системами;

Эффективность управления образовательной системой;

- Планирование функционирования образователь ных систем;

Базовые организационные структуры систем управления образованием;

Органы управления образова нием;

Контроль в управлении образо ванием.

Тема 2. Мониторинг качества образования :

Организационные структуры управления развитием образования в регионе и муниципаль ном округе;

Построение региональной системы осуществления государственной аттестации, ак кредитации и лицензирования образовательных учреждений;

Планирование и экспертиза эффективности введения инноваций в образовании;

Эффективность управленческих нововведений.

Тема 3. Целевая комплексная программа развития как инструмент управления образовательными системами:

- Функции целевых комплексных программ;

Типы целевых комплексных программ;

Механизм разработки и реализации целевых комплексных программ.

Модуль 4.

Тема 1. Методологические основы управления образовательными учреждениями:

Зарождение и развитие научных подходов к управлению образовательными учреждениями;

Функции управления. Система управления. Эффективность управления образовательным учреждением;

Образовательное учреждение как объект управления. Типы и виды образовательных учреждений;

Планирование функционирования и развития образовательного учреждения;

Организация управления функционированием и развитием образовательных учреждений;

Мотивация организационного поведения;

Методы стимулирования трудовой активности кадров в образовательных учреждениях;

Оценка эффективности деятельности педагогических кадров.

Тема 2. Контроль в управлении образовательным учреждением:

- Методы контроля учебно-воспитательной, финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений и исполнения решений;

Основные стратегии развития образовательных учреждений;

Организационные структуры управления развитием образовательных учреждений.

Тема 3. Инновационный процесс и его этапы:

Оценка и выбор инноваций, планирование, апробация и освоение нововведений, оценка результатов инновационного процесса;

Мотивация кадров при осуществлении нововведений;

Системное управление развитием образовательного учреждения;

Целевая программа развития как инструмент управления.

Модуль 5.

Тема 1. Методические центры и отделы кадров в системе управления образованием и их функции:

Задачи управления персоналом в образовании. Органы и структура службы управления персоналом в муниципальных и региональных системах образования. Кадровое, информационно-техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом. Функциональное разделение труда в образовании. Анализ и планирование развития кадрового потенциала образовательных систем. Перемещения в системе образования, работа с резервом, планирование деловой карьеры. Методы подбора и профориентации педагогических кадров. Система работы с молодыми специалистами. Профессиональная и организационная адаптация кадров. Тема 2. Аттестация педагогических и управленческих кадров в образовании.

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации управленческих и педагогических кадров в системах образования. Обучение новым технологиям. Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности. Системы стимулирования труда педагогических и управленческих кадров. Конфликты в трудовом коллективе: методы предупреждения и разрешения конфликтов.

Тема 3. Оценка эффективности систем управления персоналом в образовании:

- Методы оценки эффективности системы управления персоналом;

Исследование системы управления персоналом;

Показатели эффективности систем управления персоналом в образовании.

Модуль 6.

Тема 1. Государственные стандарты по документированию: документ, формы, классификация и унификация, реквизиты, требования к бланкам, формулярам:

Содержание, значение делопроизводства;

Службы документации и секретарской службы.

Тема 2. Основные виды документов: служебные письма, телеграммы и телефонограммы, справки, акты, записки, приказы и выписки из них, протоколы и выписки из них, другие виды:

Организация документооборота, работа с документами;

Дела: номенклатура дел, формирование дел;

Средства составления текстовых документов, средства копирования и оперативного размножения, средства хранения и поиска документов, средства передачи информации, использование ПК в делопроизводстве, программное обеспечение делопроизводства.

Тема 3. Деловая переписка:

- Общие требования к деловой переписке;

Основные требования к тексту письма;

Виды деловых писем;

Особенности делового письма.

Модуль 7.

Тема 1. Проектирование информационных систем управления образованием:

Назначение и области применения ЭВМ в образовании и управлении образовательными системами;

Компьютерный мониторинг качества образования;

Компьютерный банк инноваций.

Тема 2. Новые информационные технологии выработки управленческих решений:

Информационные технологии нормативно-правового обеспечения работы образовательных учреждений.

Тема 3. Дистанционное обучение кадров в образовании:

Программно-методическое обеспечение информационных технологий.

Объем программы 72 часа

Общее количество часов

Лекционная часть

Самостоятельная работа

Практическая работа

Контроль

72

21

16

7

28

Учебный план

Наименование разделов, модулей,

тем

Всего часов

Из них

Контроль

лекции

самостоятельная работа

практическая работа

количество часов

форма

контроля

Модуль 1. Менеджмент в сфере образования:

10

3

2

1

4

Зачет

Тема 1. Методологические основы менеджмента в образовании;

1

1

Тема 2. Стратегическое и тактическое планирование в системе менеджмента;

1

1

Тема 3. Регулирование и контроль в системе менеджмента.

1

1

Итоговое тестирование

1

Модуль 2. Образовательный маркетинг:

10

3

2

1

4

Диф. зачет

Тема 1. Сущность образовательного маркетинга;

1

1

Тема 2. Современ ная концепция маркетинга;

1

1

Тема 3. Организация деятельности маркетинговой службы в образовании .

1

1

Итоговое тестирование

1

Модуль 3. Сущность и основные принципы управления образовательными системами:

10

3

2

1

4

Диф.

зачет

Тема 1. Управление функциониро ванием и развитием образовательных систем;

1

1

Тема 2. Мониторинг качества образования;

1

1

Тема 3. Целевая комплексная программа развития как инструмент управления образовательными системами.

1

1

Итоговое тестирование

1

Модуль 4. Методы управления образовательными учреждениями:

10

3

2

1

4

Зачет

Тема 1. Методологические основы управления образовательными учреждениями;

1

1

Тема 2. Контроль в управлении образовательным учреждением;

1

1

Тема 3. Инновационный процесс и его этапы.

1

1

Итоговое тестирование

1

Модуль 5. Основы управления персоналом:

10

3

2

1

4

Диф.

зачет

Тема 1. Методические центры и отделы кадров в системе управления образованием и их функции;

1

1

Тема 2. Аттестация педагогических и управленческих кадров в образовании;

1

1

Тема 3. Оценка

эффективности систем

управления персоналом в

системе образования.

1

1

Итоговое тестирование

1

Модуль 6. Делопроизводство в кадровой службе:

10

3

2

1

4

Зачет

Тема 1. Государственные стандарты по документированию: документ, формы, классификация и унификация, реквизиты, требования к бланкам, формулярам;

1

1

Тема 2. Основные виды документов: служебные письма, телеграммы и телефонограммы, справки, акты, записки, приказы и выписки из них, протоколы и выписки из них, другие виды;

1

1

Тема 3. Деловая переписка.

1

1

Итоговое тестирование

1

Модуль 7. Информационные технологии в образовательной деятельности:

10

3

2

1

4

Диф.

зачет

Тема 1. Проектирование информационных систем управления образованием;

1

1

Тема 2. Новые информационные технологии выработки управленческих решений;

1

1

Тема 3. Дистанционное обучение кадров в образовании.

1

1

Итоговое тестирование

1

Итоговая практическая работа или тестирование

2

2

Всего:

72

21

16

7

28

Требования к оснащению рабочего места обучающегося

(если будут использоваться программы, которые требуют дополнительного оснащения ПК)

Компонент

Требования

Операционная

система

Windows 7 и выше

Доступ в

Интернет

браузер Mozilla Firefox, возможность доступа в сеть Интернет

Редактор слайдов

Компьютер и

процессор

Intel Pentium(или аналогичный AMD Athlon ) или выше

Оперативная

память

2 Гб

Жесткий диск

120 Гб

Дисплей

19

Принтер, сканер

По мере поступления заданий (если требуется)

Средства связи

Skype, электронная почта

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05 – ОП.03 ­ 2017 УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых ________________ Д.А. Мартынов «_____» ______________ 2017 г. технологий и сервиса» ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ОП.03 МЕНЕДЖМЕНТ (название дисциплины/предмета/модуля) специальности (специальностей) среднего профессионального образования ___09.02.05 «Прикладная информатика (по отраслям) в экономике____ код, наименование специальности(ей) / профессии 2017 г. 2 ОДОБРЕНА Разработана на основе Предметной, цикловой комиссией Федерального государственного ______________________________ образовательного стандарта по название ЦМК специальности 09.02.05 «Прикладная информатика в экономике» Председатель ЦМК Заместитель директора по УР Давыденко Л.И _________ ______________Л.С.Панькова «_____»_________________20___г. «_____»______________20____ г. РАЗРАБОТЧИК/И: _________________________________________________ ФИО, должность _________________________________________________ ФИО, должность _________________________________________________ ФИО, должность РЕЦЕНЗЕНТЫ: _________________________________________________ ФИО, должность внутреннего рецензента _________________________________________________ ФИО, должность, место работы внешнего рецензента с предприятия или организации 3 Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) среднего профессионального образования (далее ­ СПО) Организация­разработчик: ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» Разработчики: Сафина В.Г., заместитель директора по НМР ГБПОУ «СТОТиС» Мартынов В.Ю, преподаватель ГБПОУ «СТОТиС» 4 СОДЕРЖАНИЕ 1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 4 5 11 12 5 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Область применения программы «МЕНЕДЖМЕНТ» Программа учебной дисциплины «Менеджмент» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 09.02.05 «Прикладная информатика (по отраслям)» Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании по повышению квалификации и переподготовки специалистов по специальностям 19.02.10 «Технология продукции общественного питания» 22.02.06 «Сварочное производство» 09.02.05 «Прикладная информатика (по отраслям)» 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина «Менеджмент» относится к профессиональному циклу (общепрофессиональные дисциплины) учебного плана по специальности 09.02.05 «Прикладная информатика (по отраслям)» 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:  применять в профессиональной деятельности приемы делового общения; принимать эффективные решения. ­ использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения;  применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения; 6 ­ учитывать особенности менеджмента (по отраслям); В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:     функции менеджмента; процесс принятия и реализации управленческих решений; методы управления конфликтами; особенности менеджмента в области профессиональной деятельности; 1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки студента 69 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 46 часов; самостоятельной работы обучающегося 23 часов. 7 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: лабораторные занятия практические занятия контрольные работы курсовая работа (проект) Самостоятельная работа обучающегося (всего) Итоговая аттестация в форме: Объем часов 69 46 ­ ­ ­ 23 зачёт 8 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» ППССЗ 09.02.05 – ОП.03 ­ 2017 a. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Менеджмент» Наименование разделов и тем 1 Раздел1 Основы менеджмента Тема 1.1. Сущность современного менеджмента Тема 1.2. Организация и её среда Раздел 2. Функции менеджмента Тема 2.1. Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся 2 Содержание учебного материала 1. Сущность и характерные черты современного менеджмента. Цели и задачи менеджмента. Принципы управления. Объекты и субъекты управления. 2. История развития менеджмента. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям Самостоятельная работа обучающихся: Содержание учебного материала 1. Организация, как форма существования людей. Условия возникновения организации. 2. Организация как открытая система. Внешняя и внутренняя среда организации. Внутренние элементы организации. Значение и показатели внешней среды Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу1. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Школы менеджмента Факторы внешней среды организации Социальная ответственность и этика менеджмента Объем часов Уровень освоения 4 2 1 2 1 3 18 6 6 4 6 4 24 Содержание учебного материала Наименование разделов и тем 1 Цикл менеджмента Тема 2.2. Планирование и организация деятельности коллектива Тема 2.3. Мотивация сотрудников Тема 2.4 Контроль в управлении Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения 1. Функции менеджмента в рыночной экономике: организация, планирование, мотивация и контроль деятельности экономического субъекта. Значение и содержание функций менеджмента. .Цикл менеджмента. . Связующие процессы. 2 Самостоятельная работа обучающихся: изучить функции менеджмента Содержание учебного материала 1. Содержание и организация стратегического планирования. Методы планирования и организации работы подразделения. 2. Организация взаимодействий в управлении. Понятия структура управления. Принципы построения организационной структуры управления Практические занятия Построение и анализ организационной структуры управления конкретного предприятия. Использование на практике методов планирования и организации работы подразделения с учетом особенностей менеджмента (по отраслям). Самостоятельная работа обучающихся: изучить планирование и организацию деятельности коллектива Содержание учебного материала 1. Значение и основные элементы мотивации. Первичные и вторичные потребности. Основы формирования мотивационной политики организации Практические занятия Выполнениеработыпомотивациитрудовойдеятельностиперсоналаипринятиярешений Учетом особенностей менеджмента(по отраслям). Содержание учебного материала 1 Сущностьинеобходимостьконтролядеятельностиэкономическогосубъекта. Виды контроля. Процесс контроля: установление стандартов, сравнение результатов и корректирующие действия. 3 6 2 6 2 6 2 6 6 6 4 3 1 3 3 3 1 1 3 2 10 Наименование разделов и тем 1 Раздел 3. Методы управления Тема 3.1. Система методов управления Тема 3.2. Деловое общение Тема 3.3. Управленческое решение Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения 2 Самостоятельная работа Выполнение домашнего задания по разделу 2 Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Основные теории мотивации Практика мотивации труда Содержание учебного материала 1. Система методов управления. Экономическое, административное и социально­ психологическое воздействие. Необходимость сочетания всех методов управления 2. Значение психологических методов управления. Личность и ее свойства. Социально Психологические отношения Практические занятия Изучение 4 типов темперамента составление анкеты по определению характера Содержание учебного материала 1. Значение управления информацией и требования, предъявляемые к ней. Коммуникация в системе управления. Основные элементы и этапы коммуникации. Искусство делового общения в работе менеджера. Принципы делового общения. Законы и приемы делового общения. Практические занятия Использованиевпрофессиональнойдеятельностиприемовделовогоиуправленческого общения, разбор ситуаций Самостоятельная работа обучающихся: изучить тему Искусство делового общения в работе менеджера. Принципы делового общения Содержание учебного материала 1. Процесс принятия и реализации управленческих решений. Методика принятия решений Практические занятия Разборситуацийипринятиеэффективныхрешенийсиспользованиемсистемыметодов 3 2 28 8 4 6 6 2 6 6 4 1 2 3 2 3 1 3 3 11 Наименование разделов и тем 1 Тема 3.4 Руководство в организации Контрольная работа по разделам 1­3 Самостоятельная работа обучающихся по разделу 3: Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Информационные технологии в сфере управления. Барьеры общения и пути их устранения. Управление конфликтами. Управление стрессами. Управление неформальной организацией Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. –репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) Всего: 105 Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения 2 управления. Самостоятельная работа обучающихся: изучить материал по теме принятие управленческих решений Содержание учебного материала 1. Сущность и элементы руководства. Стили руководства. Форма власти и влияние Неформальный лидер и работа с ним. Практические занятия Изучение основных понятий руководства. Разбор производственных ситуаций Самостоятельная работа студента: изучить материал по теме Стили руководства. 3 1 8 6 1 4 1 2 3 1 12 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Требования к минимальному материально­техническому 3.1. обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Менеджмент» Оборудование учебного кабинета: ­ посадочные места по количеству обучающихся; ­ рабочее место преподавателя; ­ альбом наглядных пособий по «Менеджменту» Технические средства обучения: ­ интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и Мультимедиапроектор. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет­ресурсов, Дополнительной литературы Основные источники: 1.КазначевскаяГ.Б. Менеджмент. – Ростов­на­Дону, Феникс, 2007. 2.КорговаМ.А. Менеджмент. – Ростов­на­Дону, Феникс, 2007. 3.МесконМ.Х. Основы менеджмента: Пер. сангл. / Мескон М.Х., Альберт М., ХедоуриФ. – М.: Вильямс, 2007. 4.НазаровЮ.А. Основы менеджмента. Учебное пособие. М.: Глобус; Волгоград: Альянс, 2006. Дополнительные источники: 1.ВиханскийО.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. – 4­еизд., перераб. и доп. – М.: Экономист, 2008. 2.ГапоненкоА.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление. М.: Омега Л., 2008. 3.ДрукерП.Ф. Практика менеджмента/ Пер. сангл. – М.: Издат. дом «Вильяме», 2006. 4.ЛомакинА.Л. Управленческие решения. – М.: Форум, ИНФРА­М, 2005. 5.ЛукашевичВ.В., Астахов Н.Н. Менеджмент. – М.: ЮНИТИ­ДАНА, 2007. 6.МэддаксР. Успешная команда: как ее создать, мотивировать и развивать. Пер. сангл. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. 7.ТомпсонА.А., Стрикленд Дж. Стратегический менеджмент: Пер. сангл.: Вильямс, 2005. 13 8.Теория управления: Учебник/Подобщ.ред. ГапоненкоА.Л. и ПанкрухинаА.П. изд. 3­е, доп. и перераб. – М.: Изд­воРАГС, 2008. 9.ЧудновскаяС.Н. Управленческие решения: Учебник. – М.: Эксмо, 2007. 10.«МенеджментвРоссииизарубежом». Практический журнал. Издательство: «Финпресс». 11.«Российский журнал менеджмента». Научно­исследовательский журнал. Издан по инициативе Высшей школы менеджмента СПбГУ. 12.«Новыйменеджмент».Научно­практическийжурнал. Издательство: «Новый издатель». Интернетресурсы: 1.http://www.mevriz.ru/ 2.http://www.rjm.ru/ 3.http://www.new­management.info/ 4.http://www.top­manager.ru/ 14 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных и практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Обучающийся должен: уметь: ­ использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения ­ анализировать организационные структуры управления ­ проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала ­ применять в профессиональной деятельности приёмы делового и управленческого общения ­ принимать эффективные решения, используя систему методов управления ­ учитывать особенности менеджмента (по отраслям) Знать: ­ сущность и характерные черты современного менеджмента ­ методы планирования организации работы подразделения ­ основы формирования мотивационной политики организации ­ особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Индивидуальные Практическое занятие 15 ­ внешнюю и внутреннюю среду организации ­ цикл менеджмента ­ процесс принятия и реализации управленческих решений Функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта ­ систему методов управления ­ методику принятия решений ­ стили управления, коммуникации, принципы делового общения Практическое занятие Тестирование Индивидуальное тестирование Разработчики: Заместитель директора по НМР ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»В.Г. Сафина Преподаватель ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» Мартынов В.Ю Эксперты: ____________________ ___________________ _________________________ (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия) ____________________ ___________________ _________________________ (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия) 16 17



Бизнес идеи