Подводная лодка с самолетом на борту. Подводный авианосец

Подводные авианосцы – это специальные боевые судна предназначенные для подводного перебазирования авиационных сил в другие точки земного шара для разведывательных и атакующих операций. Проектирование этого вида кораблей началось чуть больше века назад. В наши дни строительство или использование таких кораблей не является актуальным. Однако кто знает куда приведет нас наша фантазия и технологический прогресс. Поэтому нельзя исключать такого поворота событий, что морские державы вновь примутся за проект подводной лодки авианосца.

История создания

Конец девятнадцатого и начало двадцатых веков были явным прыжком в военно – морских технологиях. Интеграция надводного флота с авиацией не остановилась на достигнутом. Многие державы того времени захотели объединить авиацию с подводным флотом, в итоге появились первые подводные лодки с возможностью перевозить на своем борту самолеты. Правда эти «самолеты» не являлись теми самолетами, которые мы видим в наши дни. Сначала это были гидропланы, затем с улучшением технологий перевоплощались в змеи-автожиры, гидросамолеты и самолеты.

Первые аналоги подводных авианосцев появились в первой четверти прошлого столетия в Имперской Германии. В предвоенном времени немцы искали рычаги превосходство в войне, которая вот-вот должна была начаться. Одержимый расширить границы своей империи, Вильгем II уделял особое внимание военно-морским силам т.к. наличие Великобритании в рядах противника могла привести к плачевным результатам если ничего не предпринимать в этом аспекте. Первым подводным авианосцем (если конечно его можно назвать таковым) была обычная подводная лодка U-12, на борт который прикрепили кран подъема/спуска авиатранспорта и специальные крепления для гидроплана «Фридриксрафен». Таким образом в 1915-ом году был произведен первый запуск гидроплана, перевозимый подводной лодкой для разведки Великобританских берегов. Однако субмарина могла перевозить гидроплан только в надводным положение, что заставило инженеров построить специальный ангар для авиатехники. В итоге в 1917-ом субмарине U-12 был достроен ангар. Первой авиатехникой взятый в ангар был гидросамолет-разведчик «Брандэнбург» класса «FF-29». Однако в связи с поражением и жесткими условиями Версальского соглашения, Германия забросила этот проект.

Подводные авианосцы между «I»-«II» Мировыми

После Первой Мировой войны идеей «подводных авианосцев» заинтересовался ряд стран: Великобритания, Франция, Соединенные Штаты, Советский Союз, Фашисткая Германия и Имперская Япония. Америка вновь погрузилась в доктрину «Монро», вследствие чего, не стала уделять особых усилий в развитие этой темы (дальше испытаний на субмарине «S-1» тема не продвинулась). В недавно образовавшемся СССР первый проект «субмарины-авианосца» был предложен только в 1935-м году. Проект С.Базилевского включал в себя подводные крейсера, линкоры и авианосцы, которые могли перевозить от 1 до 16 единиц разведчиков, истребителей и бомбардировщиков. Однако командование Военно-Морской Академии РККА забраковало проект в связи с тем, что он не имел экономического, тактического и военного обоснования.

Остальные из перечисленных стран были более настойчивы в этом вопросе, вследствие чего добились результатов. Особенно в идеи «подводных авианосцев» была успешна Имперская Япония.

Французский подводный авианосец «Сюркуф»

После устрашающих последствий Первой Мировой было решено снизить и ограничить количество военной техники. В корабельном плане был подписан «Лондонский» договор, по которому были приняты ограничения в водоизмещение, оружие и их количестве. Страны стали искать лазейки для обхода принятого соглашения. В связи с тем, что договор в основном концентрировался на надводной технике, страны решили воспользоваться подводной техникой. Франция была одной из таких стран. Франция сделала свой акцент на мощные подводные лодки в 1927-м году.

Подводные крейсера начали строиться в том же 1927-ом году в количестве 3-х единиц. Однако из-за ужесточенных пунктов нового «Лондоского» договора, по которому калибр артиллерии субмарин не должен был превышать 155мм, в 1929-ом достроился только 1 подводный крейсер, который имел калибр артиллерийского орудия 203 мм («Сюркуф» был исключением для Франции по договору). В эскплуатацию вошел в 1932-ом году.

«Сюркуф» стал величием ВМС Франции. Он был огромен, имел водоизмещение в 4 300 тонн. Благодаря своему артиллерийскому орудию мог поражать любые надводные цели; 20 торпед позволяли поражать подводные цели; а также гидросамолет – разведчик «Бессон БМ410» давал возможность видеть на много дальше своих возможностей. «Сюркуф» неоднократно посещал порты других стран для показа мощи ВМФ Франции.

С быстрой капитуляцией Франции во Второй Мировой, подводный – крейсер вместе с остальными кораблями французского флота попал в руки англичан, а затем был перенаправлен в США. Из-за своих нескончаемых неисправностей, субмарина переходила с одного порта в другой. В одном из таких переходов в Таити из порта в Бермудах, «Сюркуф» пропал без вести в водах Карибского моря. По официальным данным подводная лодка потонула из-за своих неисправностей, однако французские историки до сих пор ведут расследование по данной теме.

Британский подводный авианосец «М-2»

Великобритания достигла меньших успехов своего соседа по Ла-Маншу – Франции. В 1927-м году Королевский флот переоборудовал свою старую субмарину «М-2» в подводный авианосец, заменив запрещенную Лондонским соглашением артиллерийскую установку 305 мм на ангар, который был 3 м. в диаметре и 7 м. длинной. Для подводного авианосца было решено построить специальные гидросамолеты «Парнел Пето», чья основная задача была разведывать территории противника, куда не могут добраться другие группы. Однако низкие результаты испытаний авианосца не внушали особых надежд командованию ВМС. В 1932-м году на одном из учений, который стал для «М-2» последним, субмарина потонула в районе Портсмута. Основным предположением инцидента является преждевременное открытие ангарной двери субмарины. После такого расклада событий, Великобритания отказалась от идеи подводных авианосцев.

Подводные авианосцы Фашисткой Германии

«Безумным» идеям Гитлера не было предела. В конце 1930-х годов немцы вновь взялись за проект подводной лодки авианосца. В проекте было построить два разных типа таких авианосцев – классы «III» и «IX». Однако со временем от первой отказались т.к. она была прототипом подводного крейсера времен Первой Мировой. Субмарины класса «IX» имели на борту ангар с диаметром 2,25 м. В 1939-м году для ангара был спланирован специальный гидросамолет «Ародо-231», на взлет которого требовалось 10 минут. На проект были выделен бюджет, но начавшаяся война изменила планы фашистов. Отклонившись от данного пути, Германия отказалась строить специальные гидросамолеты и заменила их на змеи-автожиры класса «Фа-330», которые были привязывались к субмарине. Автожиры, весившие 200 кг. (вместе с пилотом), стали строиться с 1943-го года.

Для полной подготовки змея к взлету уходило 7 минут, а еще нужно было около 3 минут на набор высоты привязанного змея, который мог подыматься на высоту до 150 м. и вести наблюдение за вражескими действиями. Для приземления на палубу и сбор автожира требовалось в общем 12 (10+2) минут. Год спустя спроектирован «Фа-336», у которого был свой двигатель, что облегчало управления змеям. Однако «Фа-336» так и не смог пройти серийную постройку из-за спада сил Фашисткой Германии, на чем в принципе и закончилась история подводных авианосцев в Германии.

Подводные авианосцы Имперской Японии

ВМС Имперской Японии пришли к теме «подводных авианосцев» самыми последними, однако стали самыми успешными. Первый проект японцев был построен в 1932-м году. Это была не большая подводная лодка «I-5» типа «J-1M», с пристроенным на палубе специальном ангаром и краном подъема/спуска. «I-5» использовала немецкий гидросамолет «Гаспар У-1», которую японцы строили получив лицензию еще в 1920-ых. Однако из-за того, что у «I-5» был ряд недостатков (отсутствие катапульты и трамплина, проблемы с подъемным краном и качество самого корпуса), субмарин типа «J-1M» больше не строили.

На место «J-1M» пришел тип «J-2» с построенной в 1935-ом году субмариной «I-6». Для подводной лодки был создан специальный самолет типа «E9W». Новый подводный авианосец имел большие преимущества над своим предшественником во многих аспектах, но все же не стал тем, что искало командование японского флота. Основной причиной недовольства было отсутствие на субмарине трамплина и катапульты, что понижала скорость взлета самолетов. В итоге подводные авианосцы типа «J-2» так и остались в одном экземпляре.

Начало 1939-го года стал успехом для японских инженер. Был создан первый подводный авианосец «I-7» типа «J-3», у которого на борту была катапульта и трамплин (основной минус «J-2»). Авианосец был удлинен, что позволило построить ангар на 2 авиатехники. Основными самолетами был принят тип «Yokosuka E14Y». «E14Y» был гораздо лучше своих предшественников, а главной его особенностью стало то, что он был не только разведчиком, но и бомбардировщиком. Конечно он не мог сравниться с основными бомбардировщиками Имперской Японии и имел довольно маленький запас бомб, но все таки он был первым самолетом-бомбардировщиком, используемый на подводных авианосцах. Позже была спущена в воду еще одна субмарина этого типа «I-8».

После «J-3» последовал тип «А-1» в серии 3-х («I-9», «I-10» и «I-11») единиц. Последние 2 появились после успешных действий «I-9» в получение фотосъемок с Перл Харбора.

Японские подводные лодки авианосцы проходили постоянную модернизацию, появились типы «А-2», «В-1», «В-2», «В-3» и «В-4» в общей сложности количество которых превышало 20 единиц. Я бы не сказал что их отличия были велики, просто совершенствовалась техника и вооружения; единственным неизменным оставались используемые самолеты японцев — «E14Y».

Считаю нужно подчеркнуть еще один факт, что за время двух мировых войн, Американский континент был бомбардирован только 1 раз. Это бомбардировка была сделана самолетом Японского ВМС типа «E14Y». Самолет должен был вызвать массивные лесные пожары в штате Орегон, но что-то пошло не так и бомбы не дали ожидаемого эффекта. Однако это безусловно потрясло весь американский народ.

Подводный авианосец типа «I-400»

Несмотря что это тоже японский тип подводных авианосцев, я решил уделить ему отдельное внимание. На это есть 2 простые причины:

  1. «I-400» были крупнейшими субмаринами до появления АПЛ.
  2. Современные технологии «I-400» являлись примером созданию атомной подводной лодки.

Неудачная бомбежка Перл Харбор и крупные поражения морских сражений «подкосили» план Имперской Японии. Япония нуждалась в новом оружие, которое сможет перевернуть исход войны. В связи с ослаблением японцев, надводный флот страны «восходящего солнца» не мог приблизиться к берегам Америки. Для этой задачи инженеры стали работать над оружием, которое будет иметь эффект неожиданности и мощную силу поражения – огромной подводной лодки – авианосца, с возможностью перевозить минимум 3 самолета (в неразобранном виде); иметь на борту артиллерию и торпеды высокого уровня силы поражения; иметь достаточно ресурсов чтобы находясь под водой до 90 дней, дойти до любой точки мира. Воплощением этих запросов стал подводный авианосец «I-400».

«I-400» имел водоизмещение 6 500 тонн, длину – 122 м, ширину – 7 м, глубину погружения – 100 м, автономность – 90 дней, максимальную скорость -18 узлов, экипаж — 144 человека. На вооружение находилось 1 артиллерийское орудие 140 мм, 20 торпед и 4 ЗАУ 25 мм. Корпус субмарины напоминал цифру «8». Такой корпус был создан для удобного хранение топливо и провинций. Ангар был 4 метра в диаметре и 34 метра длину.

Специально для «подводного гиганта» было спроектирован и построен самолет «Аичи М6А Сейран», который мог перевозить до 2 бомб по 250 кг или 1 бомбу в 800 кг. Дальноходность самолета была 1200-1500 км, в зависимости с поплавком самолет или без. Поплавок был единственной отсоединяющийся частью самолета т.к. без него самолет летел на 100 км/ч быстрее и на 300 км дальше. Более того во время боевых действий самолеты планировалось запускать без поплавка ради экономии времени запуска. Таким образом без поплавка самолеты взлетали за 14.5 минут, с поплавковом – 30 минут.

Основной задачей японского «чудо» было бомбардировка стратегически важных мест США. В план входил Нью-Йорк, Панамский канал и другие американские стратегические точки. Изюминка атаки была в неожиданности операции. Флотилия подводных авианосцев должна была атаковать континент «нового мира» с Атлантики. Маршрут был проложен через Индийский океан в южные берега Африки (мыс Доброй Надежды), от куда уже флотилия могла направиться в пункт своего назначения через Атлантический бассейн.

Операция «Хикари»

В связи с положением на 1945-ый год, правительство Японской Империи пересмотрели свои перспективы. План по атаки американских земель бомбами и цистернами крыс (переносящие смертельные болезни), был отменен. Командование посчитало что такие действия уже не повлияют на ход событий. Поэтому было принято решение потопить американские авианосцы, находящиеся недалеко от атоллов Трук. Операцию назвали «Хикари». Операцию назначили на 17 августа, однако и этой задаче не суждено было сбыться т.к. 15 августа Япония объявила капитуляцию. Экипаж «I-400» и «I-401» получил приказ уничтожить вооружения и возвращаться домой. Самолеты и торпеды были сброшены в воду, а капитан судна «I-400» командир первого ранга – Аридзуми застрелился не выдержав такого позора.

Три японские подводных авианосца типа «I-400» были перебазированы в Перл Харбор и изучены американскими учеными. В 1946-м году Советские ученые также хотели изучить этих гигантов, однако США проигнорировала запрос СССР и потопила все подводные лодки расстреляв их торпедами в районе Гавайских островов.

Российский Проект «914 бис»

СМИ охватила новость о том, что Россия собирается построить атомный подводный авианосец «914 бис». Каких-либо конкретных заявлений по этому поводу не было. Однако эксперты утверждают что такой гигант в наше время не актуальная тема т.к. в первую очередь это будет платформой для самолетов. Любой авианосец нуждается в защите другими подводными/надводными группами. Следовательно, потеряется изюминка подводных авианосцев – неожиданность. Если подводный авианосец будет действовать в одиночку, он может быть легко поражен. Да, можно произвести взлет самолетов, а затем обратно погрузиться под воду, но что тогда будет с самолетами? В этом случае это будут самолеты – камикадзе, что использовались только в Японии. Другими словами подводные авианосцы на данный момент являются не доработанным и очень дорогим удовольствием для любой страны мира.

На протяжении Второй мировой войны каждая из стран-участниц разрабатывала собственное супероружие, которое бы так или иначе изменило расстановку сил. Немцы работали над «Фау-2», американцы проектировали атомную бомбу, Советы далеко не смотрели и остановились на «Катюше». Но японцы к этой идее подошли со всей изощренностью и невиданной изобретательностью.

Неудавшийся эксперимент с торпедами-кайтенами, о которым , был лишь частью большого плана по созданию японского супероружия. В 1943 году началась разработка и создание суперсубмарины I-400, самой большой подлодки за все время Второй мировой, опередившей время как минимум на два десятка лет.

Подводные авианосцы в Первую мировую войну

Первая мировая положила начало развитию привычных нам военных машин, усовершенствованные прототипы которых используются до сих пор. Самолеты той поры, вопреки расхожему мнению, не сразу стали военной единицей. Хрупкие конструкции еще неуверенно себя чувствовали в полете и служили чаще для разведки или логистики. Чего нельзя было сказать о субмаринах - в составе крупных флотов мира на вооружении их состояло более 250 единиц. Субмарины показали себя превосходным оружием, о чем свидетельствуют первые успехи германских подлодок U-26 и U-9. Вторая, даже добилась тройного успеха, потопив за одно сражение сразу три британских крейсера. Это сильно насторожило военные державы, так как угроза, исходящая из-под воды, стала новой проблемой.

Субмарина U-9

Совместить две стихии, подводную и воздушную, первыми попытались немцы: в 1915 году на подлодке U-12 решено было доставить гидроплан FF-28 до английского канала. Гидроплан взлетел, достигнул Темзы и благополучно вернулся на базу. Этот эксперимент показал, что с помощью транспортировки увеличивается боевой радиус самолета. Правда, подлодка шла в наводном положении, от чего становится не совсем понятно, в чем была хитрость, так как в таком положении субмарину было несложно обнаружить.

В 1917 году был объявлен конкурс на создание самолетов-разведчиков, в котором принял участие авиаконструктор Эрнест Хейнкель. Подлодка U-142 со специальными ангарами для бортовых самолетов не показала хороших результатов: в ходе испытаний была выявлена чрезвычайно низкая устойчивость и плохая управляемость в обоих положениях субмарины. При погружении лодка раскачивалась с борта на борт на угол 50 градусов и могла перевернуться. Испытания отложили в долгий ящик, а позднее прекратили вовсе из-за военных ограничений, полученных Германией. Свои варианты также разрабатывали американцы и французы, но особым успехом они не увенчались.

Эрнест Хейнкель

авиаконструктор


Подводный крейсер Surcouf

Японские разработки

После окончания войны Япония, получив колонии в Китае, на Каролинских и Маршалловых островах в Тихом Океане, продолжила вынашивать императорские планы полного доминирования в азиатском регионе. Если на воде и под водой японцы могли держать ситуацию под контролем, то с воздухом дела обстояли сложнее.

Вместо того чтобы развивать авиацию отдельно, в 1925 году японцы создали свой первый самолет для подлодок, Yokosho 1-GO, который использовался вместе с минным заградителем I-21. Для хранения самолета на заградителе оборудовали ангар, в котором транспортировали самолет. Но самолет мог стартовать только с воды. Подлодка транспортировала его только до места, откуда самолет взлетал, находясь в полете не более двух часов, после чего приземлялся на воду и с помощью крана перемещался снова в ангар на субмарине.

В 1929 году была заложена основа для подлодки I-5 - также для разведки. За основу взят тип субмарин Junyo Sensuikan (подводный крейсер). Самолет в разобранном состоянии размещался в двух ангарах: в одном - фюзеляж, в другом - крылья и поплавки. Части извлекались из ангаров с помощью крана и собирались на верхней палубе в течение получаса. Работала конструкция только в штиль: при небольшом волнении ангары заливало водой, и в таком случае даже извлечение оттуда гидроплана становилась невозможным. После сборки самолета на верхней палубе подлодки с помощью пневмокатапульты он понимался в воздух.

В разгар Второй мировой самолет E14Y1 впервые произвел воздушную бомбардировку территорий США. Самолет залетел вглубь материка и сбросил всего две зажигательные бомбы в лесном массиве штата Орегон. Практика таких мелких вылазок позволила Японии наносить незначительные удары по США, которые лишь раздражали американское командование. Но к 1943 году США частично оборудовали свои рубежи противовоздушным щитом, что в разы снизило успехи японцев. К концу года японцы практически полностью отказались от использования подобной практики, не хватало пилотов, плюс запуск каждого самолета требовал хорошей погоды и длительной подготовки. Так было решено создать подлодку, которая могла бы наносить полноценные бомбовые удары. В качестве цели был выбран Панамский канал, позволявший блокировать водную артерию из Атлантического океана в Тихий.

Подводная лодка I-400


Макс. глубина

100 метров

Состав команды

144 человека

СКОРОСТЬ

18,75 узлов на поверхности и 6,5
узлов под водой

Строительство шло достаточно быстро, так как на разработку были брошены все силы и максимум имеющихся средств. Сначала нужно было разработать корпус подлодки, способный устойчиво держаться на воде и осуществлять запуск самолетов даже при водной тряске. Был предложен конструктивный вариант: соединив две круглые цилиндрические конструкции, которые образовывали что-то похожее на перевернутую восьмерку. Чтобы решить проблему с длиной лодки, все четыре дизельных двигателя расположили рядом, разбив их по парам. Топливные танки и цистерны с авиатопливом разместили снаружи субмарины, тем самым освободив место внутри.

Вооружение подлодки состояло из 20 торпед, осадного 1400-миллиметрового палубного оружия, трех установок 25-миллиметровых пулеметов, одного зенитного орудия и трех самолетов «Аичи М6А1 Шейран». В качестве двигателя использовались четыре дизельных мотора по 7700 л. с. и четыре электромотора АД по 2400 л. с. Лодка уходила под воду за 70 секунд. Цилиндрический ангар (3,5 метра в диаметре и 37,5 в длину) для хранения трех самолетов находился над корпусом в центральной части лодки. Стартовые тележки для взлета были специально разработаны под новые самолеты. Тележка имела гидравлическую подвеску, это позволяло менять угол атаки в 3,5 градуса при запуски с катапульты, также с подвеской было проще опускать и наклонять самолет при закатывании в ангар.

Общая сборка самолета, в которой участвовали пять механиков, осуществлялась в течение шести минут, а полное время готовности самолета с момента всплытия составляла порядка 15 минут, разборка - две минуты. Чтобы быстро завести самолеты, японцы придумали поистине мастерскую идею - предварительно подогревать топливо в резервуарах и подавать его уже теплым.

Поплавки самолетов хранились под палубой. При сборе самолета поплавки подавались на палубу по рельсам. С левого борта находился 12-тонный подъемный кран, складывающийся в палубное углубление. Кран был по-прежнему необходим для приема самолетов после их приводнения.

Чтобы оставаться незамеченной и снизить радиолокационную и акустическую заметность, корпус гигантской субмарины был обит каучуковым составом, который не отражал звуковые волны сонара. Но все же, даже несмотря на все эти меры, шумность подложки оставалась достаточно высокой. Всего было построено три субмарины I-400 из запланированных 18-ти. Первая погрузилась уже 30 декабря 1944 года, вторая - через год, в 1945-м, третья достраивались вплоть до 1945-го, но так и не вышла в плавание. Была еще и четвертая, но в результате авиаударов США она была затоплена рядом с верфью.

Вооружение подлодки состояло из 20 торпед, осадного 1400-миллиметрового палубного оружия, трех установок 25-миллиметровых пулеметов, одного зенитного орудия и трех самолетов «Аичи М6А1 Шейран».


Операция «Хикари»

Изначальный план был таков: флотилия отплывает на юг от Японских островов, пройдя через Индийский океан, входит в Атлантику, после чего движется на север к Карибскому морю, чтобы нанести удар по Панамскому каналу с неожиданной стороны.

В последний момент операцию пересмотрели и направили флотилию, чтобы уничтожить американские авианосцы, находящиеся у атолла Улити. Операция «Хикари» не предполагала возвращения самолетов M6A1 Seiran. Все пилоты должны были стать камикадзе, чтобы сделать ущерб США максимальным. Для этого самолеты стартовали без поплавков, чтобы они не вернулись обратно ни при каких обстоятельствах.

Говорят, летчиков морально подготавливали к их последнему вылету. Адмирал подлодки вручил каждому пилоту персональный самурайский меч с дарственной гравировкой. И вот 27 июля 1945 года две субмарины I-400 и I-401 с шестью бомбардировщиками направились к атоллу Трук. Атака была назначена на 17 августа, но уже 15 августа по радио прозвучало объявление о полной капитуляции Японии. Подлодки получили приказ экстренно возвращаться в порт, подняв черные флаги, уничтожить всю документацию и затопить все шесть самолетов. В сложенном состоянии самолеты M6A1 Seiran были установлены на катапульты и выброшены в море.

25 августа американский эсминец «Вивер» перехватил подлодку, и команда высадилась на борт. Японцы не проявили военного героизма и сдались американцам; солдаты США блефанули, убедив японцев проследовать в порт, в противном случае они намеревались это сделать сами, хотя не имели ни малейшего представления, как управлять I-400. Размер и конструкция лодки поражала американцев, такого они никогда еще не видели.

В последний день лета, 31 августа, подлодка вошла в Токийский залив, а командир Рюносуке Аридзуми заперся в трюме и застрелился, заранее оставив предсмертную записку, в которой просил обернуть его тело военно-морским флагом и сбросить в океан. В сентябре 1945-го лодки отбуксировали на американскую военно-морскую базу на Гавайские острова, а через год после изучения затопили близ острова Охау. Вторую лодку взорвали чуть позже. Это было сделано для того, чтобы СССР не добрался до секретных разработок.

После войны

Уже в 1960-е годы становится понятно, зачем США затопили все подлодки. Ведь субмарины, способные нести и запускать ядерные боеголовки, фактически были разработаны на основе I-400. Только подлодки не запускали самолеты, которые несли боеголовки, а производили самостоятельный запуск ядерного снаряда после всплытия из моря.

Новое время перемололо все предыдущие разработки, и результатом стало то, что мы имеем сегодня - баллистические ракеты, которые способны поразить цель на очень большом расстоянии. Кто знает, каким бы был исход Второй мировой войны, если бы Япония создала свои подлодки хотя бы двумя годами раньше. Однако такие одиозные и фантастические разработки середины XX века открыли кардинально новые перспективы развития оружия и применения тактик.

Субмарины, способные нести и запускать ядерные боеголовки, фактически были разработаны на основе I-400.

В ходе Первой Мировой войны свою значимость показали и доказали многие типы вооружения. К примеру, танки потребовали пересмотреть доктрину позиционной войны, а подводные лодки стали настоящим чудо- морских сражений. Естественно, в некоторые головы стали приходить довольно оригинальные идеи по «скрещиванию» нескольких новых видов вооружения. Так, уже в 1915 году появились первые проекты подводной лодки, способной перевозить самолет. Естественно, аэроплан планировалось использовать в разведывательных целях. Далее эта идея будет неоднократно пересматриваться и развиваться, но в подавляющем большинстве случаев проекты новых «подводных авианосцев» будут в значительной мере повторять исходную идею.

Из всех проектов подводных авианосцев, созданных между мировыми войнами, особого внимания заслуживают работы японских конструкторов. В определенный момент военное руководство Страны восходящего солнца предложило сделать самолет не только глазами подводной лодки, но и ее длинной рукой с мечом. И действительно, грузоподъемность даже сугубо разведывательных легких самолетов позволяла брать на борт пару небольших бомб. Вполне понятно, что для полноценной бомбежки этого будет мало, но порой и двух-трех бомб достаточно. Правда, эффект от такого нападения будет, скорее, психологическим.


Первая японская субмарина с возможностью перевозки самолетов была построена в 1932 году. Лодка I-2 проекта J-1M имела герметичный ангар для транспортировки самолета. Габариты ангара позволяли держать в нем легкий разведывательный Caspar U-1 – немецкий самолет 20-х годов, производившийся в Японии по лицензии. Был построен только один экземпляр подлодки проекта J-1M. Несмотря на шедшую полным ходом подготовку к грядущей экспансии, японцы не торопились строить подводный авианосный флот. Субмарина I-2 была в равной степени военной и испытательной: строительство авианесущей подлодки сопряжено со множеством специфических проблем. К примеру, обеспечить герметизацию небольшого люка для экипажа гораздо легче, чем предотвратить попадание воды через щели в большом люке ангара. Кроме того, было необходимо создать компактный и грузоподъемный кран: в проекте J-1M не предусматривался взлетный трамплин, поэтому самолет должен был подниматься в воздух и садиться с воды. Для переноса на поверхность воды и подъем на лодку последняя должна была иметь подъемный кран. В первое время с краном пришлось помучиться – соленая морская вода крайне плохо действовала на его механизмы и порой детали заклинивали. Тем не менее, кран и конструкцию ангара в итоге довели до ума. Принципиальная возможность создания подлодки-авианосца, перевозящей ударные самолеты, была доказана.

К 1935 году парк подводных авианосцев Японии пополнился еще одной лодкой. Это была I-6 проекта J-2. От предшественника ее отличал ряд конструктивных изменений. Она была немного больше, имела лучшие ходовые характеристики, а в ангаре большего размера мог перевозиться один самолет-разведчик типа Watanabe E9W. Хотя он совершил первый полет одновременно со спуском лодки на воду, впоследствии именно E9W стал основой авиационного вооружения I-6. Благодаря разумному подходу к испытаниям предыдущего подводного авианосца японским инженерам удалось создать более совершенную конструкцию и при этом не повторить ряд ошибок. Тем не менее, самолет по-прежнему взлетал с воды. Если посадка на поплавки ни у кого претензий не вызывала – нетрудно представить размеры подлодки, оснащенной полноценной летной палубой – то необходимость сначала спускать самолет на воду, после чего он мог взлететь, была причиной нареканий. В частности и этот факт стал причиной того, что проект J-2 смог «породить» только одну подлодку-авианосец.

Следующим проектом японских подводных авианосцев был J-3. Это была более серьезная подлодка: ангар вмещал уже два самолета, а для их взлета имелись трамплин и катапульта. В 1939 году была спущена на воду первая лодка серии – I-7. Немного позже была достроена и I-8. Авиационным вооружением этих двух субмарин стали самолеты Yokosuka E14Y. Эти гидросамолеты были гораздо лучше предыдущих, хотя по своим характеристикам все еще не могли соревноваться с другими японскими бомбардировщиками. Да и полезная нагрузка в четыре 76-килограммовых бомбы была явно недостаточна. Тем не менее, в качестве вооруженного разведчика для подводных лодок E14Y был вполне неплохим.

За несколько месяцев до нападения на Перл-Харбор в строй японского военно-морского флота вошла лодка I-9. Она стала головной субмариной проекта A1. Впоследствии были построены два аналогичных подводных корабля, получивших обозначения I-10 и I-11. Обладая солидным водоизмещением порядка 4000 тонн и шестью торпедными аппаратами, эти лодки также имели на борту по одному самолету «Йокосука» E14Y и запас различного вооружения для них. Примечательно, что A1 стал первым японским проектом подводного авианосца, который не имел никаких эксплуатационных ограничений, связанных с конструкцией люка ангара. Конструкторы успешно справились с проблемой герметизации оного, и проект A1 мог спокойно ходить на глубинах до 100 метров без риска затопления помещения для самолета. Одновременно с этим внешние обводы почти не портили обтекаемость подлодки и не «съедали» скорость и дальность. Головная лодка проекта, носившая обозначение I-9, а именно ее самолет, 7 декабря 1941 года произвела фото- и киносъемку результатов нападения на американскую военно-морскую базу Перл-Харбор.

Проект A1 в некоторой мере стал основой для последующих серий японских субмарин-авианосцев. Так, за считанные месяцы были сконструированы и поставлены в серию лодки следующих проектов:
- A2. Фактически представлял собой модернизацию A1 с добавлением ряда новых систем. Связанная с самолетом аппаратура никаких изменений не претерпела. Построена одна лодка;
- AM. Глубокая модернизация A1. Была уменьшена длина корпуса, что, однако, не помешало увеличить ангар для размещения второго самолета E14Y. Лодки этого проекта I-13 и I-14 были готовы только к 44-му году.

Наработки по проектам семейств «J» и «A» позволили собрать весь необходимый опыт и уже летом 42-го была спущена на воду еще более совершенная лодка I-15 проекта B1. До 44-го года будет построено 20 таких субмарин с обозначениями от I-15 до I-39. Именно субмарина проекта B1 стала одной из первых японских лодок-авианосцев, которым довелось участвовать в нанесении ударов по территории США. 9 сентября 1942 года экипаж самолета Yokosuka E14Y в составе летчика Н. Фуджиты и стрелка Ш. Окуды сбросил несколько зажигательных бомб на лес в штате Орегон. Незадолго до операции, позже получившей название «Lookout Air Raid» в той местности прошел дождь и высокая влажность листвы, почвы и т.д. не дала зажигательным бомбам сделать свое дело. Единственный удар лодки-авианосца по континентальной части Соединенных Штатов не увенчался успехом.

Проект B1, как и предыдущий A1, стал основой для целого семейства. Так, было проведено несколько его модернизаций: B2, B3 и B4. Друг от друга они отличались техническими особенностями и количеством изготовленных лодок. После двадцати субмарин варианта B1 было сделано всего шесть подлодок B2 и три B3/4. При этом было отменено строительство восьми B2 и двенадцати B3/4. К концу 43-го года, когда принималось это решение, Япония нуждалась в другом вооружении для своего флота.

Однако сокращение объемов строительства не влияло на общие планы японского командования. Еще в 1942 году было начато проектирование нового типа подводных авианосцев, получившего обозначение I-400. Субмарины с подводным водоизмещением более 6500 тонн и длиной около 120 метров должны были иметь подводную дальность хода в 110 километров и надводную более 60 тыс. км. При этом они должны были нести 20 торпед и 3-4 самолета. Специально для лодок I-400 разрабатывался самолет Aichi M6A Seiran. Этот самолет уже мог нести серьезное вооружение в виде двух 250-килограммовых или одной бомбы калибра 800 кг. Кроме того, всерьез рассматривалась возможность использования специальных контейнеров с грызунами-переносчиками болезней. Всего один сброс такого контейнера на континентальной территории США мог привести к серьезным последствиям. Да и дальность хода подлодки позволяла выходить за пределы Тихого океана.

На фото запечатлена головная подлодка серии I-400 на следующий день после сдачи американцам. Японские подводные лодки серии I-400 являлись крупнейшими подводными лодками до появления атомных субмарин. Старт их проектированию положил адмирал Ямамото, которому требовался подводный авианосец, способный нести гидросамолеты вооруженные 800-кг бомбой или авиаторпедой. Таким самолетом стал Aichi M6A «Seiran» (Горная дымка), который, кстати, не получил прозвища у союзников, в числе немногих поздних японских машин. Из 18 лодок планировавшихся к постройке было завершено всего 3, но и они не приняли участия в боевых действиях

Головная лодка проекта I-400 была заложена в феврале 43-го. Флот хотел получить 18 таких субмарин. Однако всего через несколько месяцев после закладки первой подлодки серии планы пришлось урезать вдвое. Постоянное ухудшение положения на фронтах привело к тому, что до конца войны из планировавшихся шести подлодок японцы успели заложить только шесть. Что касается завершения строительства, то спустили на воду четыре лодки, а в строй было введено всего лишь три. Определенный интерес вызывает конструкция этих лодок. Обводы корпуса были нестандартными для такой техники японского и зарубежного производства. Так, для обеспечения необходимого внутреннего объема и сохранения приемлемых габаритов в носовой части корпус лодки имел 8-образное сечение. К центральной части сечение плавно превращалось в подобие знака «∞», а корма снова была похожей на восьмерку. Такой профиль двухкорпусной лодки был обусловлен тем, что техническое задание требовало большого количества топлива на борту, а отдельный ангар приводил к увеличению вертикальных размеров конструкции. Поэтому трубчатый герметичный ангар диаметром около 3,5 метра был помещен в средней части лодки, под рубкой. Благодаря форме средней части корпуса он не привел к значительному увеличению высоты лодки. В готовом для использования виде на лодке могло находиться три самолета M6A. Перед взлетом субмарина всплывала, моряки открывали двери ангара, устанавливали самолет на катапульту (на носу лодки), раскладывали его плоскости и летчик производил взлет. Садился самолет на воду, откуда его поднимал кран. Кроме трех самолетов, готовых к вылету, в ангаре в разобранном виде можно было перевозить четвертый, однако объема помещения хватало только на три собранных.

Японская авианесущая подводная лодка I-401 ошвартована в Перл Харборе. Американские военные специалисты изучают внутренне устройство лодки, одной из трех авианесущих лодок серии I-400, сдавшихся американцам

Из-за постоянных проблем с ресурсами головная лодка проекта I-400 была введена в строй ВМФ Японии только 30 декабря 1944 года. 8 января следующего 45-го за ней последовала I-401 того же проекта, а третья I-402 стала боевым кораблем только в конце июля. Само собой, эти субмарины так и не успели сделать что-то для изменения обстановки на фронте. В августе-месяце 45-го, за несколько дней до окончания Второй Мировой войны экипажи лодок приняли решение сдаться американцам. Лодки I-400 и I-401 за считанные месяцы своей боевой работы не успели нормально повоевать. Так, сначала они получили приказ на атаку шлюзов Панамского канала. Однако руководство флота вскоре поняло бесполезность такой операции и отменило свое распоряжение. Теперь подводные авианосцы должны были идти к атоллу Улити и атаковать стоявшие там американские корабли. 6 августа лодки вышли в море, но через пару дней вернулись – на I-400 произошел пожар и был необходим ремонт. I-401, в свою очередь, не могла справиться с заданием самостоятельно. Повторный выход сначала планировали на 17-е число. Далее начало операции перенесли на 25 августа, но в конце концов 20-го числа командиры лодок получили приказ об уничтожении всего наступательного вооружения. Выполнение этого приказа означало только одно – лодки-авианосцы больше не смогут ничего сделать для спасения Японии от поражения. Экипаж I-400 отстрелял торпеды в море и сбросил самолеты в воду. Капитан лодки I-401 Аридзуми, отдав приказ сделать то же самое, застрелился.

Японская авианесущая подводная лодка I-401, сдавшаяся американцам, ошвартована в Токийском заливе

Японских подводных авианосцев завершилась весной 1946 года. После сдачи американцам лодки проекта I-400 были доставлены в Перл-Харбор, где были тщательно изучены. В марте 46-го Советский Союз, в соответствии с имевшимися договоренностями, потребовал от США предоставить доступ к японскому чудо-оружию. Не желая делиться трофеями, американское командование отдало приказ уничтожить их. Первого апреля недалеко от Перл-Харбора была расстреляна торпедами лодка I-402, а 31 мая на дно отправились I-400 и I-401.

Источники информации:
http://korabley.net/
http://voenhronika.ru/
Журналы «Морская коллекция» и «Техника молодежи»

Секретное Японии - подводный авианосец (США, Великорбритания) 2009 год

Весной 1946 года, спустя 8 месяцев после окончания Второй мировой войны, в США было принято решение на высочайшем правительственном уровне: одна из самых совершенных систем японского оружия была отправлена на морское дно, чтобы избежать её попадания в руки Советского Союза. Мы узнаем о том, как мог измениться ход Второй мировой войны, если бы японцы осуществили свой проект...

Как мог измениться ход Второй мировой войны, если бы японцы осуществили свой проект создания гигантского подводного авианосца.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Первый подводный атомный авианосец проекта 941-бис будет построен в России, так утверждают интернетовские слухи...

Суть не в слухах - будет построен подводный авианосец или не будет, а в идеи, которая могла родиться только в России. Для англосаксов сама мысль осуществлять взлеты и посадки на палубу авианосца, который плавает под водой противоречит логике английского языка.

АТАВКРП проекта 941бис был создан под руководством группы высших офицеров флота и КГБ СССР. В 1991 году они не пожелали нарушить присягу, данную стране, которая перестала существовать. Они, как многие думающие люди, надеялись что это временное помешательство и страна будет восстановлена.

Однако было понятно, что просто так олигархат не сдаст свои позиции и более того наверняка позовет на помощь своих западных друзей. Исходя из этого нужно было создать вооруженное формирование, которое в нужный момент смогло бы выступить на стороне сторонников воссоздания страны. Было бы хорошо иметь некий резерв генеральной ставки в составе дивизиона эсминцев и парочки РПКСН.

Неслыханный уровень коррупции и предательства в высших эшелонах власти и руководства ВМФ не оставляли надежды на то, что хотя бы один корабль не пойдет под нож или не будет разворован. Кроме того, тотальный контроль со стороны НАТОвцев в рамках наблюдений по программе совместного уменьшения угрозы не позволял “спрятать” или законсервировать ни одного боеспособного корабля, не говоря уже о соединении.

Единственным решением оставалось создание чего-то нового. Основной проблемой такого строительства были деньги и секретность. Причем секретность должна была быть выведена на новый уровень - скрывать стройку нужно было не только от чужих, но и от своих.

Идея возможности постройки подводного авианосца базировалась на Рубиновском проекте транспортных ПЛ, основанных на пр 941. Основным заказчиком ТПЛ был Норильский никель.

Для финансирования проекта 941бис были найдены новые русские заказчики, которым понравилась идея возить подержанные машины из Японии в европейскую. часть страны круглогодично СевМор путем.

Небольшая группа конструкторов из Рубина доработала проект ТПЛ, используя наработки проектов 621 (десантно-транспортный подводный крейсер), 717 (транспортно-десантная ПЛ, минный заградитель), 748 и 664. Конструкторы трудились двумя группами: одна думала, что создает подводный ролкер для новых русских, и лишь вторая, весьма малочисленная, знала о настоящей цели проекта.

За основу были взяты корпусные конструкции ТК-210, которые якобы были ранее разобраны. По окончании строительства цивильной части крейсера, он перешел подо льдами на Дальний восток, в рамках “ходовых испытаний”. Еще в середине перехода заказчику было заявлено, что в проекте были серьезные упущения и, что лодка как есть эксплуатироваться не может. Нужен долгосрочный ремонт - перестройка. В силу того что длительность жизни новых русских в то время была коротка, то претензии предъявлять было просто некому.

Американцы как то вяло наблюдали за “Звездой”в то время, и крейсер поставили именно туда для вооружения и установки полетной палубы. Туда же в разобранном виде малой скоростью под видом цвет-мета из Крыма было привезено паровое бросковое устройство, а проще говоря - катапульта.

К 1995 году крейсер был готов. Авиакрыло было отобрано из ДВ эскадрилий, СУшки были просто напросто куплены.

Строительство привлекало внимание. И никакие средства маскировки и дезинформации не могли предотвратить утечку информации. Единственным спасением секретности был уход в моря. Экипаж был подобран исключительно из добровольцев, причем подавляющее большинство из них не знало о существовании “Советского Союза” до момента всхода на борт.

18 ноября 1995 года в 00:00 часов по местному времени тяжёлый авианесущий крейсер подводный “Советский Союз”отдал швартовы и вышел на боевое дежурство, длина которому как теперь понятно - жизнь….

-----------------

Как всегда модель изготовлена по аутентичным чертежам, все миллиметры подогнаны, и все заклепки посчитаны.

В самом понятии «подводный авианосец» заложено определение. Он представляет собой подводную лодку с находящимися на борту летательными аппаратами. Этот подводный аппарат начал появляться в начале ХХ века в Германии и использовался для транспортировки и последующего запуска с него гидропланов. Наибольшее развитие данная технология получила во время Второй мировой войны со стороны Японии.

Начальная идея подводных авианосцев в Германии

Еще в далеком 1915 году с палубы немецкой субмарины U-12 был спущен гидроплан «Фридрихсгафен». В 1917 году в этой же стране на борту дизельной лодки был размещен и испытан гидроплан «Бранденбург».

Перед второй мировой войной в Германии был создан проект подводного авианосца III и XI серий, для которых был разработан и создан самолет Arado-231. От III серии (корабли - наследники достаточно быстро отказались. XI серия имела лучшие маневренные качества при плавании на поверхности, на нее непосредственно перед войной были выделены финансы, но война внесла свои коррективы, от нее также отказались.

Высокая скорость была основана на принципах германских лодок Вальтера. Этому изобретению уже 3/4 века, но до сих пор воплотить его в жизнь могут далеко не все государства.

Из истории японских подводных лодок-авианосцев

Многие страны, имеющие выход к морю, между мировыми войнами задумывались о том, как создать такие подлодки, которые могли бы одновременно являться авианосцами. Япония сумела разработать такую концепцию под названием «Сен Токи». Первой с размещенным бомбардировщиком оказалась субмарина «Сейран». Основная идея этого авианосца заключалась в эффекте неожиданности. Возникновение идеи о данных подводных агрегатах относится к моменту начала войны на Тихом океане. Она заключалась в том, что нужно было построить что-то грандиозное, превосходящее остальное по своим масштабам, что-то такое, что могло одновременно служить и средством транспортировки, и средством запуска самолетов, обеспечивая их неожиданное появление для противников. После совершения атаки самолет должен был возвращаться на исходную позицию, экипаж эвакуироваться, авианосец погружаться под воду.

В 1942 году с помощью подводного авианосца Японии была произведена атака на Орегон, которые смогли сбросить две зажигательных бомбы. Они должны были вызвать глобальные пожары в лесах, но что-то пошло не так и планируемый эффект не был достигнут. При этом такой вид атаки оказал большое психологическое действие, поскольку такой способ не был известен.

В 1945 году Япония планировала с помощью данных авианосцев совершить бактериологическую войну против США. Имелись как противники, так и сторонники этой идеи. В итоге победил здравый смысл, когда генерал Умедзу наложил вето на план операции, объяснив это тем, что бактериологическая война нанесет ущерб не только американцам, но и всему человечеству.

Подводные авианосцы по разным причинам, в том числе из-за авантюристских наклонностей военного руководства Японии, не вступили в реальные военные действия. После капитуляции Японии они были доставлены на базу США Перл Харбор, а в 1946 году были выведены в море и расстреляны торпедами, чтобы никаких секретов не досталось русским, которые потребовали доступ к этим авианосцам.

В Японии способны были брать до 3 самолетов -торпедоносцев и бомбардировщиков на борт. Во время второй мировой войны было построено 56 авианесущих подводных лодок, из них 52 - в Японии. К концу второй мировой войны таких аппаратов осталось 39, и все они были японскими.

Краткая характеристика некоторых авианосцев Японии

Японские подводные авианосцы были, в основном, представлены подводной лодкой I-400 и другими близкими к ней аналогами. Это были крупнейшие вплоть до 70-х годов прошлого столетия. На палубе этих лодок находились гигантские ангары, в которых размещались бомбардировщики. На лодках был шноркель - устройство, обеспечивающее двигатели воздухом при подводном плавании, детекторы работающих РЛС противника, свои РЛС и гигантские топливные баки, с помощью которых можно было полтора раза обойти вокруг Земли.

В качестве главного орудия выступали три торпедоносца-бомбардировщика М6А1 "Шейран", находящиеся в ангаре и запускаемые верхнепалубной катапультой.

Самолеты были оснащены с помощью которых можно было поразить цель до 1500 миль (с естественной технической гибелью их в конце). Они имели поплавки, хотя в ангаре находились без них и со сложенными крыльями.

В 2005 году экспедицией из США была найдена около острова Оаху затопленная субмарина I-401. Она была обследована, и из нее было решено сделать подводный корабль. Однако на этапе 90% готовности строительство было остановлено.

Атомные подводные лодки "Акула"

Атомный подводный авианосец "Акула" был разработан в СССР. Являлись самыми большими подводными лодками в мире. Техническое задание было выдано в 1972 году в противовес подводным лодкам США "Огайо", которые начали строиться практически одновременно. "Акула" должна была комплектоваться ракетами Р-39, которая имела большую дальность полета по сравнению с американским аналогом, больше блоков и забрасываемой массы, но была длиннее и тяжелее американца, поэтому необходимо было разработать ракетоносцы нового поколения.

Название "Акула" пошло от первой лодки этой серии - ТК-208, у которой ниже ватерлинии в носовой части было изображение акулы.

Атомный подводный авианосец характеризуется небольшой осадкой корабля, большим запасом плавучести, что позволяет ее использовать как ледокол.

Основная ядерная энергоустановка разработана по блочному принципу и включает 2 водно-водяных реактора и две паротурбинные установки.

Ракетами Р-39 были оснащены только лодки "Акула", их дальность составляла 8300 км с разделяющимися боеголовками. На подводной лодке размещена ПЗРК "Игла-1".

Всего было построено 6 кораблей данной серии, три из которых были утилизированы.

Американская атомная подводная лодка "Огайо"

Подводные лодки "Огайо" включают 18 американских подводных авианосцев третьего поколения с разделяющимися боеголовками. Вначале оснащались ракетами "Трайдент-1", которые позже были заменены на "Трайдент-2". Основная часть ракетоносцев сосредоточена в Тихом океане.

Эти лодки создавались как ответ на невозможность нанесения безнаказанного превентивного ядерного удара со стороны США по СССР в качестве "реалистического устрашения". Корабль однокорпусный с четырьмя отсеками. В работе малошумны.

Согласно договору СНВ-2, четыре первых корабля данного типа были переоборудованы в носители крылатых ракет «Томагавк».

Сравнительная характеристика "Огайо" и "Акулы"

По числу ракет "Огайо" превосходит "Акулу", но американская лодка предназначена для дежурства в южных широтах, в то время как подводная лодка-авианосец России может находиться в Арктике.

В "Огайо" предусмотрена возможность последовательного усовершенствования, что дает возможность использовать один тип баллистических ракет.

Подводное водоизмещение у "Акулы" - 50000 т, у "Огайо" - 18700 т, скорость подводного хода - более 30 и 25 узлов соответственно.

На борту "Акулы" 20 ракет, "Огайо" - 24 ракеты. В "Акуле" - 2 торпедных аппарата, в "Огайо" - 4. Дальность стрельбы ракетами у "Огайо" выше - до 11000 км (у "Акулы" - до 10000). Глубина погружения у "Огайо" - до 300 м, у "Акулы" - до 380-500 м.

Автономное плавание на "Огайо" возможно в течение 90 дней, а на "Акуле" - 120.

Состояние на сегодняшний день

Из 6 построенных в Советском Союзе подводных авианосцев России 3 лодки были утилизированы, одна - модернизирована, два корабля находятся в резерве.

Все "Акулы" входили в 18-ю дивизию подводных лодок. Она была сокращена. В 2011 году Министерство обороны собиралось разделать на металл "Акулы", предварительно их списав, однако, в 2014 году Д. Рогозин сказал, что срок годности лодок будет увеличен до 35 лет вместо 25 изначальных, каждые 7 лет в этих кораблях будет меняться вооружение и электроника.

Ракеты в составе АПЛ "Акула" были утилизированы не полностью и в 2012 году появились сообщения о том, что возможен ввод в эксплуатацию лодок "Архангельск" и "Севастополь" из данной серии, но из-за дороговизны модернизации от этой идеи решено было отказаться.

В строю до 2020 года продолжит находиться первый корабль данной серии - ТК-208.

"Борей" и "Борей-М"

В настоящее время Россия строит современный ВМФ, используя проект 955 "Борей". В 2016 году была заложена 8 субмарина этого проекта. Усовершенствованная модификация носит название "Борей-М" (проект 955А). На борту находятся 16 - 20 МБР "Булава-30" и несколько крылатых ракет. Потенциальный радиус действия составляет 8000 км.

С помощью гидроакустического комплекса "Борея" корабли противника могут быть обнаружены на расстоянии в полтора раза большем, чем позволяют подобные системы наиболее совершенных на сегодняшний день американских подлодок "Вирджиния".

Потенциальная глубина погружения "Борея" - 480 м. Еды для автономного существования хватит на 90 дней. По системам очистки воды, возобновления воздушной системы, энергоснабжению ракетоносец может быть автономен долгие годы.

Проект 949 УА

Последние описываемые подводные лодки назвать авианосцами можно лишь условно, поскольку несут они ракеты, а не самолеты. Однако в отечественном ВПК был проект 949УА, по которому задумывался трехкорпусный авианосец подводный "Днепропетровск". Но из-за геополитических событий он не был построен. Планировалось водоизмещение около 47000 т. Здесь была предусмотрена быстровысыхающая взлетная полоса. В 1992 году Е. Гайдаром проект был закрыт.



Бизнес идеи