Как забыть неприятного человека все существующие методики. Как научиться забывать плохое? Таблетка от стресса. Методы забывания. Как забыть ненужную информацию

Для большинства людей актуальной является проблема запоминания, а не забывания. «Многие из нас думают: как найти пути для того, чтобы лучше запомнить? Никто не работает над вопросом: как лучше забыть?» - писал академик А.Р. Лурия. Однако для эффективной работы памяти необходимо уметь не только надежно запоминать, хранить и воспроизводить какую-либо информацию, но и забывать ее в случае необходимости. Рассмотрим наиболее эффективные методы подавления психотравмирующих воспоминаний и удаление из памяти информации, потерявшей свою актуальность.

Римский историк Публий Корнелий Тацит утверждал: «Не во власти человека терять что-то из памяти». По всей видимости, Тацит имел в виду неспособность человека к произвольному забыванию.

Позволим себе не согласиться с древним римлянином. В самом деле, если есть произвольное и непроизвольное запоминание, произвольное и непроизвольное воспроизведение, то почему считается, что забывание может быть только непроизвольным?

В мнемонике существуют методы, предназначенные для целенаправленного забывания . Совокупность таких методов называется летатехникой . Этимология данного термина (также как и термина « мнемотехника ») уходит к греческой мифологии. Лета - река забвения в подземном царстве. Души умерших, отведав воду из Лета, забывали о своей земной жизни. Отсюда происходит выражение - кануть в Лету, что означает быть забытым, бесследно исчезнуть.

В каких случаях необходимо произвольное забывание? Для большинства людей актуальной является проблема запоминания, а не забывания. «Многие из нас думают: как найти пути для того, чтобы лучше запомнить? Никто не работает над вопросом: как лучше забыть?» - писал академик А.Р. Лурия. Однако забывание не является однозначно негативным качеством памяти, поскольку полноценное функционирование мнемонических процессов невозможно без такого процесса.

Летатехнические методы могут быть использованы, по меньшей мере, в двух случаях.

  1. С целью подавления психотравмирующих воспоминаний, особенно тех, которые стали навязчивыми, назойливо повторяющимися.
  2. С целью стирания из памяти информации, которая просто стала ненужной. В частности, при помощи лета-техники можно освобождать мнемонические матрицы от старого, «отработанного» материала для более эффективной «записи» в эту же матрицу новых содержаний.

В первом случае летатехнические методы обретают психотерапевтическую направленность. Рассмотрим наиболее эффективные методы подавления психотравмирующих воспоминаний.


1. Подавление

Чаще всего воспоминание о чем-либо неприятном становится обсессивным (болезненно навязчивым) из-за антиципированной тревоги: человек начинает бояться, что психотравмирующие воспоминания вновь начнут «всплывать» из памяти и чем больше он этого боится, тем навязчивее и ярче они становятся.

Для снятия мнемонических обсессий можно использовать упражнение, которое называе тся «горящее письмо». Упражнение выполняется следующим образом:

Человек, обсессивно травмируемый каким-либо воспоминанием (или группой воспоминаний), подробно описывает на бумаге эти воспоминания; их можно представить в виде мысленных картин, движущегося видеоряда или видеофильма (здесь может пригодиться школьный опыт написания «сочинения по картине»). Этот процесс может быть неприятным, но сам он часто производит психотерапевтический эффект: человек не подавляет воспоминания, включая всевозможные защитные механизмы, а, описывая их, освобождается от этих воспоминаний. Затем листок бумаги с воспоминаниями помещается на огнеупорную основу (к примеру, в пепельницу) и поджигается. В этот момент важно смотреть на огонь, видеть, как сгорают переживания, касающиеся тех или иных событий прошлого, как превращаются в пепел и рассыпаются психотравмирующие воспоминания. Все негативное сгорело в пламени! Пепел выброшен в окно и развеян по ветру!

Конечно, такое упражнение не приведет во всех случаях к обязательному элиминированию (удалению) из памяти негативных воспоминаний так, что их будет невозможно вспомнить. Смысл упражнения заключается в том, что оно позволяет человеку стать хозяином своих воспоминаний . Он может в любой момент перенести их на бумагу и сжечь, а значит, перестает их бояться. Если человек перестает бояться воспоминаний, то они перестают приобретать навязчивую форму и, в конечном итоге вовсе перестают приходить.

Нередко, при хорошо развитом воображении, человек действительно может с помощью «горящего письма» полностью и безвозвратно уничтожить какие-либо нежелательные воспоминания. Огонь магнетически действует на человека, оказывая катарсический, «психоочищающий» эффект. Еще со времен Homo habilis («человека умелого») огонь играл роль первого в человеческой истории психотерапевта: смотря в огонь человек, по сути, проходил психотерапевтический сеанс, освобождаясь от своих тяжелых мыслей и очищаясь от «первобытных стрессов». Если человек способен ярко вообразить, что сгорает не только бумага, но и его воспоминания, то он не сможет их воспроизвести даже при желании. «Я пытаюсь вспомнить, но не могу, вижу только рассыпающийся пепел» - так иногда говорят после выполнения этого упражнения.

Еще одно эффективное упражнение называется « телевизор » . Такое упражнение часто используют в психотерапии. Выполняется оно так:

Человек старается максимально ярко воспроизвести свои негативные переживания, представляя их на экране большого телевизора. Затем он мысленно берет пульт и выключает звук. После этого вновь просматривается исходный «фильм», но уже без звука. Теперь выключается цвет; «фильм» снова просматривается, но в черно-белом режиме. Те же самые манипуляции производятся с контрастом и яркостью. В конце концов, изображение полностью исчезает. Человек хочет просмотреть «фильм» снова, но видит только темный экран. Для усиления эффекта в своем воображении можно вытащить вилку из розетки и выбросить телевизор в окно.

Если травмирующие воспоминания не трагичны, а просто неприятны, то с помощью упражнения «телевизор» можно превратить их в комедию и посмеяться над ними. Там, где есть искренний смех, нет места неврозу. Представьте, что неприятные события, которые когда-то произошли с вами, записаны на видео. В своем воображении можно просмотреть «запись» на большой скорости, пустить ее в обратную сторону, включить замедленный режим, остановить в режиме «стоп-кадр». Попробуйте мысленно наложить на «запись» веселую музыку, ввести в «запись» комичные персонажи. Если вы сможете стать режиссером своих воспоминаний, то вы будете управлять ими, а не они вами.

Данное упражнение также не гарантирует абсолютного забывания, но оно помогает перестать бояться воспоминаний . Устраняя страх перед неприятными воспоминаниями, мы устраняем причину их обсессивных появлений.

2. Удаление

Другая стратегия летатехнических методов направлена на удаление из памяти информации, потерявшей свою актуальность и загромождающей «архив». К примеру, можно освобождать мнемонические матрицы от использованного информационного содержания с тем, чтобы заполнять их новым материалом. Рассмотрим некоторые летатехнические методы, позволяющие это делать.

Один из наиболее простых методов носит название «летатехническая тряпка» .

К примеру, мы заполнили какую-либо мнемоническую матрицу (дорогу, комнату, «алфавит» и т. п.) рядом слов, а точнее - рядом образов, сформированных на основе слов. Стереть эти образы можно обратным по отношению к их созданию способом. Обращаемся к «месту» № 1 матрицы, где находится образ или образная группа. Мысленно берем большую влажную тряпку и стираем этот образ. «Место» № 1 остается, мы продолжаем видеть его во всех подробностях, но оно пустое, свободное и на нем можно размещать новые ассоциативные композиции. Затем мы последовательно, от «места» к «месту» проходим по всей матрице и аналогичным способом стираем все остальные образы. Если какие-либо образы неэтично или нехорошо стирать тряпкой даже мысленно, то тогда как можно ярче представляем, как эти образы исчезают сами собой. Они растворяются как утренний туман, или же просто уходят.

Нужно отметить, что такой метод оказывается неудобным в тех ситуациях, когда мнемонические матрицы достаточно большие. Для последовательного стирания информации с каждого отдельного «места» потребуется слишком много времени и сил. В таки х случаях целесообразно воспользоваться методикой забывания С. В. Шерешевского.

Будучи профессиональным мнемонистом и выступая на эстраде перед публикой с интеллектуальными аттракционами, Соломон Шерешевский был вынужден не только запоминать огромные ряды слов, цифр, бессвязных слогов и т. п., но и стирать все это из памяти перед очередным сеансом. Иногда за один день Шерешевский выступал с несколькими концертами в одном и том же зале, используя одну и ту же матрицу.

Вот как он это делал: «Я боюсь, чтобы не спутались отдельные сеансы. Поэтому я мысленно стираю доску и как бы покрываю ее пленкой, которая совершенно непрозрачна и непроницаема. Эту пленку я как бы отнимаю от доски и слышу ее хруст. Когда кончается сеанс, я мысленно снимаю пленку... Я разговариваю, а в это время мои руки как бы комкают эту пленку». Таким образом, Шерешевский стирал информацию сразу со всего пространства мнемонической матрицы, а не с каждого отдельного ее «места».

В тех случаях, когда такой метод не помогал эффективно забыть информацию, Шерешевский прибегал к парадоксальным на первый взгляд способам летатехники - к записи на бумаге той информации, которая подлежала забыванию : «Для того чтобы запомнить, люди записывают... Мне это было смешно, и я решил по-своему: раз он записал, то ему нет необходимости помнить. Значит, если я запишу, я буду знать, что нет необходимости помнить. .. И я начал применять это в маленьких вещах: в телефонах, в фамилиях, в каких-нибудь поручениях».

Здесь мы находим очень важную мысль: «Если записал, то нет необходимости помнить» . Это одна из причин, по которой большинство людей считают свою память плохой. Стремясь зафиксировать важную для себя информацию, человек как правило не запоминает ее, а записывает. Тем самым, больше записывая, он меньше пользуется своей памятью . Не получая необходимой нагрузки память все меньше и меньше работает, а это прямой путь к ее атрофии. В конечном итоге, человек приходит к выводу, что его память никуда негодна, хотя сам же и загнал себя в этот амнестический тупик.

Доверяйте своей памяти: постарайтесь не пользоваться записными книжками, «нагружайте» память так, чтобы она имела возможность работать, и она никогда вас не подведет. Записывайте что-либо только тогда, когда вам это необходимо забыть!

Процесс освоения мнемонических (равно как и летатехнических) методов протекает в полном соответствии с законами диалектики Гегеля. В какой-то момент количественное накопление навыков произвольного запоминания и произвольного забывания приводит к качественному скачку, к «мнемоническому озарению», позволяющему запоминать и забывать без использования специальных методов, только за счет волевых установок.

Таким образом, для эффективной работы памяти необходимо уметь не только надежно запоминать, хранить и воспроизводить какую-либо информацию, но и забывать ее в случае необходимости, поскольку качество мнемонических процессов обеспечивается взаимосвязью всех четырех функций памяти.


3. Упражнение

Выберите какое-нибудь неприятное воспоминание (для данного упражнения достаточно представить, например, страшный эпизод из фильма ужасов) и мысленно осуществите с ним следующие манипуляции:

Представьте, что Вы видите это событие (или фрагмент фильма) на экране кинотеатра. Измените размер «кадра». Сделайте его формат длинным и узким. Теперь попробуйте максимально увеличить размер. После этого уменьшите изображение до размеров точки.

Верните изображение до исходных размеров. Сделайте его как можно более ярким и цветным. Теперь уменьшите интенсивность цвета до черно-белого. Представьте изображение только в зеленом цвете. Затем - в синем. В оранжевом.

Постарайтесь уменьшить контрастность изображения до полной неразличимости фигур и фона.

Попробуйте «запустить» изображение в обратную сторону. Остановите «кадр». Теперь просмотрите изображение, варьируя скорость просмотра несколько раз от очень высокой до очень медленной.

«Озвучьте» изображение. Сделайте звук максимально громким. Постепенно уменьшайте громкость звука до его полного исчезновения.

Восстанавливаем все исходные параметры изображения: цвет, яркость, контрастность, скорость, звук. Плавно выключаем звук. Останавливаем изображение. Снижаем интенсивность цвета, яркости. Убираем контрастность до полной «размытости». Отключаем изображение. Остается белый экран. Сводим его до размеров белой точки. Точка рассеивается в воздухе как колечко дыма. Воспоминание исчезло...

Забыть ненужную информацию бывает не так уж просто. Казалось бы, что тут сложного? Наша память и так ежедневно (а точнее сказать – еженочно) стирает огромное количество информации, поступающей из различных источников в течение дня. Некоторые воспоминания очень важны для нас, они делают нас самими собой. Но есть негативные воспоминания, которые накрепко врезаются в память и от которых очень сложно избавиться. Бывает, нам просто необходимо освободить своё хранилище от лишней информации. Что же делать в таком случае? Как забыть ненужную информацию?

Существует 2 основных метода забывания: подавление и удаление .

1.Метод подавления

Данный метод заключается в намеренных попытках забыть негативные события прошлого, которые имеют травматическое воздействие на психику в настоящем. Для этого используют несколько упражнений:

  • «Сожги записку»

Запишите на одном листе или нескольких стикерах все, что Вас тревожит, все мысли по этому поводу, все эмоции… А потом сожгите эти записи. Важно представить себе, как Вы освобождаетесь от этих воспоминаний. Подумайте о пустых ящиках комода. Представьте, как из Вашего мозга удаляется информация, например так, как это происходит на компьютере: Вы видите, как из его памяти информация переносится в корзину. Но этого мало. Мысленно сожгите эту корзину с мусором.

  • «Сам себе режиссер»

Данную технику еще иногда называют «Телевизор». Для начала Вам необходимо принять удобное положение, лучше всего в кресле, и представить, что Вы включаете телевизор. На экране прокручивается «фильм» на основе Ваших негативных воспоминаний. Но здесь Вы можете повернуть сюжет так, как сами того хотите. Вы можете сделать его комедийным, фантастическим или приключенческим. Поиграйте со своим воображением. Важно, чтобы у Вас было в запасе достаточно времени, спешка недопустима.

В этом случае, даже если у Вас и останутся негативные воспоминания, они приобретут другой оттенок и больше не будут Вас беспокоить.

2.Метод удаления

Этот метод больше направлен на то, чтобы стереть из памяти неактуальную информацию, которая не несет никакой смысловой нагрузки или является эмоциональным мусором.

  • «Мокрая тряпка»

Представьте, что Вы всю ненужную информацию записываете, зарисовываете, как-то образно передаете на большой доске. А затем берете мокрую тряпку и вытираете ею доску. Все, что Вы изобразили, теперь стерто. На пустом месте могут вырисовываться какие-то ассоциации, их тоже необходимо стереть тряпкой. Вытирайте доску до тех пор, пока на ней больше ничего не будет проявляться, то есть пока она не станет абсолютно чистой. Эта техника хороша, если Вам мешает сконцентрироваться какая-то эмоция или небольшой объем информации.

  • «Записывание»

С.В.Шерешевский – советский и российский журналист, профессиональный мнемонист и обладатель феноменальной памяти – вывел несколько законов забывания, одним из которых является записывание. Шерешевский считал, что все, что записано на бумаге, наша память отказывается запоминать, потому что в этом нет необходимости. Зачем запоминать, если можно вернуться к записям и прочитать. Хотя здесь можно поспорить, ведь когда мы записываем, то дополнительно включаем в работу механическую и визуальную память. Но если мы записываем, к примеру, план на день, то уже можем не держать в голове эту информацию, и у нас освобождается место для новой.

Для многих людей проблема развития памяти и навыков запоминания и усвоения текстов является более актуальной, чем умение забыть прошлое и избавиться от ненужной информации.

Сегодня можно встретить большое множество рекламных объявлений в газетах, по телевизору и в Интернете, заголовки и анонсы которых пестрят обещаниями улучшить и восстановить память. Любой человек сегодня может самостоятельно и без труда найти массу полезной информации о том, как развить память . Но ведь для эффективной работы нашей памяти необходимо не только умение надежно запоминать, хранить и при надобности воспроизводить нужную информацию. Важно так же умение ее забывать.

В мнемонике (методы и способы, облегчающие запоминание) существуют специальные приемы, предназначенные для преднамеренного забывания. И действительно, почему, если есть непроизвольное и произвольное запоминание, забывание может быть лишь только непроизвольным?

Так вот совокупность методов и приемов умения забыть называется летатехникой. Происхождение этого слова берет свое начало в греческой мифологии. Лета - река забвения находящаяся в подземном царстве Аида. Души прибывшие в царство мертвых, отведав воду из этой реки, получали забвение и уже не помнили о своем земном существовании. Отсюда и пошло выражение - кануть в Лету, означающее бесследное исчезновение и забвение.

В чем же польза летатехники и ее законов забывания? В каких случаях они необходимы?

В первую очередь, отвечая на эти вопросы, следует сказать, что забывание не является определенно негативным качеством человеческой памяти, так как функционирование мнемонических процессов без процессов забывания будет неполноценным. Уместным будет вспомнить слова выдающегося советского психолога Александра Романовича Лурия - «Многие работают над тем как найти пути для того, чтобы лучше запомнить? Но никто даже не думает над вопросом: как лучше забыть

В этой статье мы рассмотрим наиболее действенные способы, которые помогают человеку забыть прошлое, оказывающее на его психику травмирующее воздействие, и узнаем, как забыть информацию потерявшей свою актуальность.

Методы забывания могут быть использованы, по крайней мере, в двух случаях:

  • Для того чтобы подавить неприятные воспоминания, особенно ставшие навязчиво повторяющимися.
  • С целью стирания из памяти ненужной информация, которая просто захламляет наш мозг.

Метод забывания №1 - Подавление

Этот летатехнический прием имеет психотерапевтическую направленность, с его помощью можно забыть травмирующие психику воспоминания.

Часто память о неприятных событиях не дает людям покоя, и они начинают бояться, что эти травмирующие психику воспоминания вновь начнут «всплывать» и чем больше они этого боятся, тем эти страхи становятся навязчивее . Для снятия обсессии (непроизвольно навязчивые мысли) можно использовать упражнение, называемое «горящее письмо »:

  • Воспоминания, которые заставляют вас страдать и испытывать неприятные ощущения, подробно опишите и перенесите их на лист бумаги. Потом возьмите этот лист скомкайте и поместите его в какую-нибудь огнеупорную посуду, подожгите. Смотря как горит бумага, думайте о том, как сгорают ваши переживания, как они рассыпаются и превращаются в пепел. Все негативные воспоминания сгорели! Пепел выбросите в окно и развейте по ветру!

Смысл упражнения «горящее письмо» заключается в том, что оно помогает не просто забыть информацию, а стать хозяином своих воспоминаний. Человек, испытывающий неприятные ощущения от прошлых событий, таким образом, может забыть их. Конечно, этот процесс забывания может быть неприятным, но часто он дает нужный эффект: человек не включает защитные механизмы, не подавляет воспоминания, а наоборот, описывая эти события избавляется от воспоминаний связанных с ними.

Еще с древних времен огонь играл роль первого для человеческой психотерапевта: смотря на пламя человек, по сути, проходил сеанс психотерапии, очищаясь от тяжких мыслей и сбрасывая с плеч тяжесть первобытных стрессов. И если у человека хорошее воображение, и он способен ярко представить, что в огне сгорает не просто бумага, но и травмирующие его психику воспоминания, то он даже при желании не сможет их воспроизвести.

«Телевизор » - еще одно упражнение, часто применяемое психологами и психотерапевтами в своей практике для избавления пациента от тяготящих его воспоминаний:

  • Постарайтесь максимально ярко перенести свои отрицательные переживания на экран большого телевизора. Вспомните все до мельчайших деталей. Затем возьмите пульт, и мысленно отключив звук, просмотрите «немое кино». Дальше, подобным образом, лишите визуализацию четкости, контрастности, и, наконец, яркости. В конце концов, изображение тускнеет и полностью исчезает. Главное – не стоит торопиться! Для придания процессу забывания большего эффекта можно мысленно вытащить шнур из розетки или выкинуть телевизор в окошко. Если негативные воспоминания не столь трагичны (скажем, просто неприятны), то с помощью этого упражнения можно перевести их в жанр комедии. Представьте, эти события записанными на видеокамеру. Мысленно пустите запись в обратную сторону, прокрутите ее на большой скорости, используйте замедленный режим, наложите на картинку забавную музыку, введите в «фильм» комедийного актера и т.д. Если вы научитесь режиссировать свои воспоминаний, то вам будет проще ими управлять. К тому же там, где есть юмор, неврозу нет места.

Может эти упражнения и не помогут полностью избавиться от воспоминаний, но они научат вас их не бояться. А это очень важно, ведь устраняя страх перед негативными воспоминаниями, мы устраняем причину их непроизвольного появления.

Метод забывания №2 - Удаление

Другая техника забывания предназначена для удаления из памяти ненужной информации, утратившей свою актуальность и захламляющей «архив» памяти. Например, можно высвобождать мнемонические матрицы от уже примененного информационного материала для того, чтобы заполнить их новым содержанием.

Самый простой метод забывания называется «летатехническая тряпка ».

  • Например, мы заполнили матрицу памяти рядом образов, созданных на основе слов. Затем мы, сфокусировав внимание на первой ячейке матрицы, берем мокрую тряпку и стираем находящийся в ней образ (образную группу). Первая ячейка остается, мы продолжаем четко ее видеть, но теперь она пуста, место свободно и теперь на нем можно размещать новые ассоциативные композиции. Далее мы последовательно, ячейка за ячейкой проходим по всей матрице и подобным методом стираем все оставшиеся образы.

Следует отметить, что данный метод не совсем удобен, в случае если мнемонические матрицы имеют большие размеры. Ведь потребуется очень много времени и сил для последовательного стирания информации с каждой отдельно взятой ячейки. В подобных случаях уместно применять законы забывания Соломона Вениаминовича Шерешевского российскио-советского журналиста и профессионального мнемониста, который выступая с интеллектуальными номерами перед огромной аудиторией, был вынужден не только запоминать большие последовательности цифр, слов, бессвязных слогов и т. п., но и стирать все это из памяти перед следующим представлением.

  • «Переживая, чтобы отдельные сеансы межу собой не перепутались, я мысленно стираю доску и как бы накрываю ее пленкой, которая совершенно беспросветна и непроницаема. Когда сеанс заканчивается, я мысленно снимаю ее… Я всееще разговариваю с публикой, а в это время руками как бы сминаю эту пленку, слыша как она хрустит. » - делился секретами Шерешевский. Так он, удалял информацию сразу со всего поля мнемонической матрицы, а не с каждого отдельной ее ячейки. В случае же если такой метод не помогал эффективно забыть информацию, Соломон Вениаминович прибегал на первый взгляд к парадоксальным способам забывания: «Для того чтобы запомнить, люди записывают… Мне это показалось смешным, и я решил сделать по-своему: раз они записывают, следовательно, им нет необходимости помнить. Значит, если я запишу, я буду знать, что мне нет надобности это помнить… И я начал применять этот закон забывания в маленьких вещах: в каких-либо поручениях, в фамилиях, в телефонах ».

Стремясь запомнить важную информацию, большинство людей, как правило, записывают ее. А чем чаще мы записываем, то что хотим запомнить, тем меньше пользуемся своей памятью. Это прямой путь к атрофии памяти, ведь не получая достаточной нагрузки она все меньше и меньше работает. В итоге, люди приходят к печальному выводу, что у них плохая память , хотя сам же часто и виноваты в этом.

Постарайтесь не использовать блокноты и записные книжки, доверяйте своей памяти, нагружайте ее так, чтобы она могла полноценно работать (упражнения для развитие памяти ), и тогда она вас перестанет подводить. Отмечайте что-либо на бумаге только в случае если вам это надо забыть!

Процесс освоения навыков забывания (также как и запоминания) протекает в непротиворечии законам диалектики Гегеля. В определенный момент опыт произвольного забывания приводит к качественному скачку, позволяющему забывать ненужную информацию только за счет силы воли без применения специальных методов забывания.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Воспоминание - это не одномерная мысль или идея. Это сумма впечатлений от конкретных событий вашего прошлого. Вы запоминаете не точку во времени, а множество чувственных деталей.

Например, если вы постараетесь вспомнить приятный день, проведённый на пляже в детстве, в памяти возникнет не только изображение реки. Вы вспомните, каким тёплым был песок, запах ветра и вкус мороженого, купленного в киоске через дорогу.

Любое из этих ощущений может стать триггером. Когда вы купите пломбир, похожий по вкусу на тот самый, из детства, вы вновь перенесётесь в жаркий день на речном пляже.

Таким образом, воспоминания неотделимы от контекста.

2. Как управлять воспоминаниями?

Контекст - самый важный фактор для того, кто хочет научиться управлять своими воспоминаниями. Ведь с его помощью можно закрепить воспоминание. Чем шире и ярче контекст, тем сильнее мы запоминаем событие.

Вернёмся к воспоминанию про жаркий день на пляже. Желательно, чтобы вы детали, обстановку, эмоции и чувства. Тогда будет сформирован контекст.

Если вы помните лёгкое течение речной воды, тёплый песок побережья, раскалённый асфальт дорожки рядом с вашим зонтиком и сливочный вкус пломбира, воспоминание об этом дне останется очень ярким и полным на долгие годы. Чем шире контекст, тем разнообразнее опыт. Именно его мы воскрешаем в памяти, когда вспоминаем о жарком дне, проведённом в детстве.

Итак, если мы знаем, как использовать контекст для создания воспоминания, можем ли мы найти способ стирать себе память?

3. Как можно стереть воспоминания?

Стратегия забывания может быть такова: позволить себе забыть отдельные детали события, чтобы уничтожить воспоминание полностью.

Чтобы проверить это предположение, учёные провели исследование, в котором приняли участие две группы человек. Они должны были выучить слова из двух отдельных списков и одновременно смотреть на фотографии разных пейзажей, чтобы создать контекст воспоминания.

Одной группе велели подойти к заданию очень тщательно: выучить наизусть первый список слов и только после этого переходить ко второму. Испытуемых из второй группы попросили сначала выучить слова, а потом забыть их. Затем волонтёрам нужно было повторить, что они запомнили.

Активность мозга участников эксперимента изучалась с помощью функциональной МРТ. Оказалось, что у испытуемых, которые забывали выученные слова, наблюдался гораздо меньший уровень активности той части мозга, которая отвечает за обработку изображений. Эта группа участников просто позволила словам и изображениям выскользнуть из памяти.

Когда мозг пытается запомнить слова, факты, изображения, он постоянно работает над созданием контекста. Когда мозг пытается что-то забыть, он изначально отвергает контекст и абстрагируется от него. Потому воспоминание создаётся с трудом и существует недолго.

Если вернуться к примеру с пляжем, можно сказать так: чтобы забыть этот день, вам стоило бы специально стараться забыть вкус пломбира и горячий песок под ногами.

4. Можно ли удалить воспоминание полностью?

Работает ли этот метод всегда и на все 100%? Конечно же, нет. Говорить, что учёные открыли волшебный способ забывать, как в фильме «Вечное сияние чистого разума», нельзя. Мы знаем о мозге и слишком мало и не умеем стирать воспоминания.

Забывание очень полезно. Мы можем использовать его для того, чтобы легче пережить травматический опыт или болезненное событие. Забывание необходимо, чтобы очищать мозг от ненужной информации.

В эксперименте участники запоминали и забывали простые вещи: слова и картинки. Реальное воспоминание - это десятки деталей и чувственных впечатлений, поэтому стереть его не так уж и просто. Но это исследование - первый шаг в начале очень интригующего и манящего пути.

Похоже, мы можем понять, как забывать неприятные и ненужные вещи. Что ещё важнее, мы научимся запоминать счастливые дни и моменты на всю жизнь.

Мне 13 лет. 6 месяцев назад я увлеклась корейской культурой. Всё начиналось очень невинно: я просматривала корейские сериалы. Каждый день новый сериал и так каждый день. И дошло до того, что я стала не спать ночами, чтобы просмотреть всё больше и больше. Здоровье ухудшилось, про уроки и вспоминать подавно.

Потом на 2 месяца отключили интернет и я потихоньку забывала про всё это, конечно бывало, что просматривала по телефону некоторую информацию про всё это, но это было совсем другое от того я испытывала потом. И так нам включили интернет и я старалась не смотреть сериалы и какую-либо информацию. Однако я наткнулась на очень популярную к-поп группу, и вот тогда по настоящему началось безумие. На первых порах я просто слушала музыку и мне было просто хорошо слышать и смотреть на этих ребят. Но потом стала чувствовать, что завишу от них. Мне понравился один парень из этой группы и мне понравился его характер, то есть я понимала, что это просто образ, который создали для него агентство, но отказаться от просмотра его фотографии и видео с ним я не могла. И в душе засело то, что он для меня очень родной человек. Но в то же время я знала, что не знаю его и он просто парень, который даже не знает о моём существовании. Каждый день искала всё больше информации о нём. И что-то начало со мной происходит, я не знаю как это объяснить: я стала ненавидеть этого человека, бывает же такое когда любишь и ненавидишь одновременно. Я всё больше и больше думала об этом человеке, смотрела и умилялась его глазами, лицом, губами.В последнее время обращаю внимание,что нервы подводят меня всё чаще и чаще. Однажды на уроке учитель наорал на одного из моих одноклассников и у меня началась паника: ощущение будто испугалась того, чего нет, страх пожирал меня изнутри и я не могла даже есть. Но потом я как-то успокоилась, но всё же беспокойство осталось. По вечерам я включаю музыку их группы и тихо мучаю себя,думая об этом парне. Иногда начинается мания преследования, часто просто паника - страх от чего-то. И тогда хочется сброситься с крыши, только чтобы не думать об этой группе и о том парне. Даже от одной мысли о нём начинаю ненавидеть и его, и себя. Это будто наркотики, от которых хочешь, но не можешь отказаться: хочется послушать их песни, смотреть на них часами. Я стараюсь, но самой не получается забыть всё это. Иногда подумываю вот бы мне амнезию - потерю памяти, чтобы забыть про это и никогда не знать, что всё это существует. Я думаю, что это фанатская любовь, наверное и может я просто убегаю от реальности, смотря на корейские сериалы и группы, имидж которых создан, чтобы зарабатывать деньги на таких как я. Я не знаю что мне делать: как забыть всё это и как начать жизнь с нуля - уже без них....

Ответ психолога:

Здравствуйте, Алина!

Давайте ваш вопрос рассмотрим с двух сторон. Когда я была в вашем возрасте, мы фанатели от Шатунова, их концерты проходили под фонограмму, особенно никто не танцевал, но мы слушали и ревели. Были фанатами. А теперь вспоминать смешно, но это юность и все через это проходят.
Какая вы умничка, вы догадались, что "подсели" на музыку. К сожалению, на просторах инета не всякую музыку можно слушать. Дело все в том, что нечестные люди стали выкладывать музыку с так называемым "эффектом 25 кадра", т.е. в музыке присутствуют шумы, которые мы не слышим и что записано вместе с этими шумами мы, увы, не знаем. Я уверена, что у вас хорошо развита интуиция и сила воли. Вы ведь пробовали сами отказаться от информации (сериалы, музыка). Ваш внутренний голос сам вам подсказал что нужно сделать: перестать смотреть, слушать. Вы абсолютно правы-вам понравился образ МЧ, дальше ваша фантазия дорисовала картинку. Давайте "спустим на землю" образ парня. Его менеджеры точно знают какой образ нравится девушкам: форма губ, глаз и т.д. плюс фотошоп- и вот он ваш идеал.... В наше время идет сильное навязывание азиатской культуры. А вы знаете, что роллы и суши именно нам навязали, но они нам понравились и мы стали их поглощать. Да, корейская культура интересная, там все другой. А вы знаете, что там можно оставить сумку на улице и она там так и будет лежать.
Увлечения это хорошо, но без фанатизма и в меру.
Давайте так, включаете силу воли и до 1 июля никакой корейской культуры. Сможете?



Бизнес идеи