Химическая энциклопедия. Оптовые продажи мазута, его основные поставщики, покупатели, и применение Что заправляют мазутом

Дата публикации: 02-02-16

Мазут является смесью углеводородов и нефтяных смол с наличием асфальтенов, карбоидов, карбенов и различных металлов (V, Ni, Fe, Mg, Na, Ca), присутствующих в органических соединениях. Получают этот нефтепродукт путем переработки нефти, а также подмешивания тяжелых остатков, получившихся после первичной перегонки или каких-либо вторичных процессов.

На сегодня разработаны технологии получения различных видов мазута:

  • - М-40
  • - М-100
  • - прямогонный
  • - топочный
  • - флотский Ф-5
  • - флотский Ф-12
  • - котельное топливо
  • - мазут-Т
  • - технологическое топливо
  • - негостированный мазут

Мазут 1 и 2 вида используется в транспортных средствах, технологических установках и стационарных мазутных котельных. 5 и 6 вид применяется в двигателях и агрегатах судов.

Виды мазута топочного

Топочный мазут - наиболее распространенная разновидность тяжёлого жидкого топлива. Его принято классифицировать на флотский мазут (используемый в двигателях и прочих энергетических установках морских судов) и топливо для печей. Последнее применяется не только в промышленных печах, но и в системах стационарных паровых котлов.

Получить топочный мазут можно уже при первой перегонке сырой нефти. В зависимости от способа производства готовый продукт бывает прямогонным и крекингом. Первый - является смесью тяжёлых остатков нефти и маловязких фракций после её прямой перегонки. Крекинг-мазут является более тяжёлым и высоковязким остатком крекинг-процесса.

Топочное топливо бывает двух марок (ГОСТ 10585-75):

  • - М-40 (обладает меньшей температурой застывания благодаря добавлению среднедистиллятных фракций)
  • - М-100 (среднедистиллятные фракции отсутствуют)

Флотские мазуты Ф-5 и Ф-12 относят к тяжёлому моторному топливу, равно как и топливо марки ДТ и ДМ. Еще одна разновидность судового топлива - дистиллятное ТМС.

Отдельная категория - печное бытовое топливо, которое применяется для сжигания в обогревающих жилые дома отопительных установках. Это устройства небольшой мощности, которые, как и промышленные теплогенераторы, нуждаются в топливе, несколько более тяжелом, нежели дизельное. Его расход относительно низок, к тому же печное топливо имеет низкую себестоимость производства.

Флотские мазуты

Для получения флотского мазута Ф-5 применяется смесь обычного прямогонного мазута (60-70%), а также дизельного топлива с депрессорной присадкой (30-40%). Нефтепродукт марки Ф-12 обычно вырабатывается в относительно небольших количествах при помощи технологии прямой перегонки нефти. В этом флотском мазуте отмечается пониженное содержание серы (0,6% при 2,0% в марке Ф-5), а также большая вязкость (12 °ВУ при 50 °С при 5 °ВУ в марке ф-5).

Мазут - жидкий продукт темно-коричневого цвета, остаток после выделения нефти или продуктов ее вторичной переработки бензиновых, керосиновых и газойливых фракций, выкипающих до 350-3600С. - это смесь углеводородов, нефтяных смол, асфальтенов, карбенов, карбоидов и органических соединений, содержащих металлы.

Примерный компонентный состав товарного мазута может включать в себя: мазут атмосферной перегонки нефти, гудрон, вакуумные газойли, экстракты масляного производства, керосино-газойлевые фракции (первичные и вторичные), тяжелые газойли каталитического крекинга и коксования, битумы, остатки висбрекинга, тяжелые смолы пиролиза.

Классификация мазута

Топочные мазуты представляют собой одну из основных разновидностей тяжелого жидкого топлива, включающего также флотский мазут и мазут - топливо мартеновских печей (печное топливо). Котельные топлива применяют в стационарных паровых котлах, в промышленных печах. Тяжелые моторные и судовые топлива используют в судовых энергетических установках. Топочные мазуты, как и другие виды жидкого нефтяного топлива, получают на нефтеперерабатывающих заводах либо в процессе перегонки нефти, либо при высокотемпературной переработке ее промежуточных фракций (крекинг - процессе). По способу производства различают прямогонные мазуты и крекинг-мазуты.

Прямогонный мазут представляет собой смесь тяжелых нефтяных остатков прямой перегонки нефти с ее маловязкими фракциями. Подмешивание дистиллятов к тяжелому остатку необходимо для поддержания вязкости мазута в пределах требований стандарта.

Крекинг-мазут представляет собой тяжелый высоковязкий остаток крекинг-процесса.

К котельным топливам относят топочный мазут марок 40 и 100, вырабатываемые по ГОСТ 10585 - 75 (в М-40 для снижения температуры застывания до 10 0С добавляют 8 - 15 % среднедистиллятных фракций, в М-100 дизельные фракции не добавляют), к тяжелым моторным топливам - флотские мазуты Ф-5 и Ф-12 - по ГОСТ 10585-75, моторные топлива ДТ и ДМ - по ГОСТ 1667-68.

К судовым топливам относят дистиллятное топливо ТМС по ТУ 38. 101567-87 и остаточные топлива СВТ, СВЛ, СВС по ТУ 38.1011314-90.

Флотский мазут марки Ф-5 получают смешением продуктов прямой перегонки нефти: 60-70 % прямогонного мазута и 30-40 % дизельного топлива с добавлением депрессорной присадки. Допускается использование в его составе до 22 % керосиново-газойлевых фракций вторичных процессов, в том числе легкого газойля каталитического и термического крекинга.

В небольшом количестве в качестве жидкого котельного топлива используются остатки перегонки смол, получаемых при термической переработке углей и горючих сланцев (угольные и сланцевые мазуты).

Кроме флотских и топочных мазутов промышленность выпускает технологическое топливо по ТУ 38.001361-87. Это топливо изготовляют только из продуктов прямой перегонки нефти.

Для судовых энергетических установок вырабатывают несколько видов топлив, в том числе моторное топливо по ГОСТ 1667-68, судовое маловязкое топливо по ТУ 38.101567-87 и судовое высоковязкое топливо по ТУ 38.1011314-90.

Для газотурбинных установок получают нефтяное топливо из дистиллятов вторичных процессов и прямой перегонки нефти путем компаундирования легких газойлей коксования, каталитического крекинга и прямогонных фракций дизельного топлива (180-420 0С). В газотурбинном топливе строго ограничивается содержание ванадия и серы. Наличие ванадия приводит к высокотемпературной ванадиевой коррозии лопаток газовой турбины, а сера усиливает ванадиевую коррозию железных сплавов.

Печное бытовое топливо предназначено для сжигания в отопительных установках небольшой мощности, расположенных непосредственно в жилых помещениях, а также в теплогенераторах средней мощности, используемых в сельском хозяйстве для приготовления кормов, сушки зерна, фруктов, консервирования и других целей. По фракционному составу оно может быть несколько тяжелее дизельного топлива. В нем не нормируются цетановое и иодное числа, температура помутнения.

Требования, предъявляемые к качеству котельных, тяжелых моторных, судовых, газотурбинных и печных топлив, устанавливающие условия их применения, определяются такими показателями качества, как содержание воды, механических примесей, зольность, содержание серы, вязкость, температуры застывания и вспышки, теплота сгорания.

Мазуты применяются в качестве топлива для паровых котлов, котельных установок и промышленных печей, для производства флотского мазута, тяжелого моторного топлива для крейцкопфных дизелей и бункерного топлива. Выход мазута составляет около 50 % по массе в расчете на исходную нефть. В связи с необходимостью углубления ее дальнейшей переработки мазут во все большем масштабе подвергают дальнейшей переработке, отгоняя под вакуумом дистилляты, выкипающие в пределах 350-420, 350-460, 350-500 и 420-500°С. Вакуумные дистилляты применяют как сырье для получения моторных топлив, в процессахкатклитического крекинга, гидрокрекинга, дистилляторных смазочных масел. Остаток вакуумной перегонки мазута используют для переработки на установках термического крекинга и коксования, в производстве остаточных смазочных масел и гудрона, затем перерабатываемого на битум.

Основные потребители мазута - промышленность, флот и жилищно-коммунальное хозяйство.

Мазут – это один из видов топлива, получаемый при дистилляции сырой нефти. Также известное как котельное топливо, этот материал может подразделяться на различные категории в зависимости от его химического состава, цели использования и температуры кипения. В сравнении с другими нефтепродуктами, мазут - это наиболее неочищенный от примесей и сильно загрязняющий окружающую среду продукт.

После того, как нефть была добыта из недр земли и доставлена на нефтеперерабатывающий завод, она проходит процесс переработки под названием фракционная перегонка. При фракционной перегонке нефть нагревается, и разные типы масел, содержащиеся в ней, начинают отделяться, т.к. имеют разную точку кипения. Как правило, фракционная перегонка происходит в дистилляционной колонне, где осуществляется откачка различных, выпадающих в осадок фракций. Во время фракционной перегонки, нефтеперерабатывающие заводы могут также применять катализаторы для «разбиения» углеводородной цепочки нефти с целью создания специфических масляных фракций.

Нефтепродукты с небольшими молекулами, такие, например, как пропан, бензин и авиационный керосин, имеют относительно низкую температуру кипения и отделяются вначале фракционной перегонки. Более тяжелые нефтепродукты (дизельное топливо , различные смазочные материалы), отделяются гораздо медленнее. Мазут отделяется дольше всех, и в буквальном смысле находится на самом дне этой колонны. Единственный продукт, еще более плотный чем мазут, это гудрон, который смешивается со смолой и используется при строительстве дорог и ремонте крыш зданий и сооружений.

Углеводородные цепи мазута очень длинные, что и делает этот вид топлива тягучим и вязким. В нём также присутствует очень много различных примесей, которые нельзя удалить, и поэтому, при сжигании, мазут сильно дымит и загрязняет окружающую среду. Густое топливо тяжело использовать в двигателях внутреннего сгорания, т.к. для эффективного горения его требуется предварительно разогреть, поэтому мазут чаще всего используют в больших двигателях, типа тех, что устанавливаются на кораблях и в мощных котельных различного назначения. На кораблях имеется достаточно места для установки котлов предварительного разогрева мазута с его последующей подачей в двигатель, который способен сжигать различные виды топлива, включая и низкокачественный мазут.

Многие случившиеся разливы нефтепродуктов не обошлись без присутствия среди них мазута, что заставило различные природоохранные организации обратиться к правительствам разных стран с просьбой о запрете его использования. Из-за своей высокой плотности и вязкости, мазут очень прочно закрепляется на поверхностях, включая береговые линии и представителей животного мира, и очень трудно поддается отчистке, а учитывая то, что в его составе содержится множество загрязняющих веществ, то его разливы могут нести катастрофические последствия для окружающей среды. Но, несмотря на это, мазут – это очень дешевое топливо, и многие судоходные компании приложат все усилия чтобы не допустить его запрет, а следовательно, и резкое удорожание эксплуатации своих судов.

При производстве многих продуктов, таких как моторные масла, кокс, битумы, смазочные масла и т.д., используется мазут. Кроме этого, мазут применяется и в качестве котельного топлива.

Мазут представляет собой нефтепродукт, но при этом он может производиться и из каменных углей, а также горючих сланцев, однако такие варианты мазута предназначаются для потребления в месте производства, а потому не изготавливаются в больших количествах.

Мазут является смесью большого количества различных компонентов, среди которых имеются некоторые органические соединения, нефтяные смолы, карбены, углеводороды с молекулярной массой 400-1000 г/моль. Консистенция мазута жидкая, а цвет темно-коричневый.

В настоящее время известны следующие виды мазута: топочные, прямогонные, крекинг-мазут, флотский, печное бытовое топливо.

Мазут представляет собой остаток первичной перегонки нефти и может применяться в качестве котельного топлива - облегченный мазут (выше 330?С), а также в качестве сырья, в последующем перерабатываемого на масляные фракции до гудрона, который применяется при производстве масел - утяжеленный мазут (выше 360?С).

Кроме этого, если раньше мазут использовался как сырье установок термического крекинга, то на сегодняшний день он применяется и в качестве сырья установок гидрокрекинга и каталитического крекинга.

Используя разные составы и физико-химические свойства исходного материала, имеется возможность получать мазут, обладающий различными свойствами. В зависимости от плотности, вязкости и содержания в составе мазута серы производится оценка его качества. Плотность мазута определяют при температуре 20?С, и она должна составлять 0,89 - 1 грамм на кубический сантиметр.

Не менее важным параметром оценки качества является температура застывания, которая варьируется от 10 до 50?С, но исключением являются флотские мазуты, для которых данная температура составляет от минус 5 до минус 10?С. Вязкость мазута должна находиться в пределах 8-80 мм2/с и измеряется при температуре 100?С.

На сегодняшний день большое количество мазута перерабатывается, и в результате переработки получаются дистиллятные смазочные материалы и моторные топлива. Несмотря на то, что мазут применяется во многих отраслях, основными его потребителями являются предприятия промышленности, а также жилищно-коммунальные хозяйства.

Мазут применяется в двигателях морских судов и тепловозов, но наиболее широко используется как топливо для паровых котлов, промышленных печей и котельных установок.

Пик потребления мазута выпадает на зимний сезон, однако, это не означает, что на него нет спроса в остальное время года.

В современное время наиболее популярен мазут М-100.

Мазут это один из продуктов переработки нефти. В результате дистилляции сырой нефти из нее выделяются и отводятся бензиновые, керосиновые и газойливые (дизельное топливо и различные смазочные материалы) фракции. Самой тяжелой и неочищенной от примесей фракцией переработки сырой нефти является жидкий мазут. Тяжелее мазутов в цепи отгоняемых фракций только гудрон.

Состав мазута

Химически, мазуты включают в себя:

  • углерод, водород, азот, серу в различном процентном содержании;
  • высокомолекулярные компоненты, как асфальтены, карбоиды, карбены;
  • примеси металлов, таких как, железо, марганец, никель, кальций, натрий.

Свойства и содержание конкретного мазута зависит от нефтяного месторождения с которого поступает сырье, режима переработки и компаундирования (технологического смешения нефти различного качества).

Виды мазута

В настоящее время промышленностью освоено производство двух видов мазутов: топочного (от слова «топка») и флотского. Как следует из названия, первые используются как печное и котельное топливо, вторые, как топливо судовых энергетических установок.

Свойства мазута

Мазуты представляют собой буро-черную маслянистую горючую массу, получаемую в результате переработки нефти.

Температура мазута в высокой степени влияет на текучесть, пластичность и вязкость мазута. Как следствие, транспортировка и складирование требуют соблюдения температурных режимов. На практике, при транспортировке масса требует подогрева до температур 80-120 градусов Цельсия, в зависимости от вида.

Мазут обладает высокими загрязняющими свойствами. Загрязнения кожных или волосяных покровов трудноудаляемы. При попадании на грунт мазут не вымывается, практически, годами и для санации земляных покровов требуется их полная замена.
Мазут плавуч. Загрязнение водных акваторий ведет к экологическим катастрофам, массовой гибели флоры и фауны. Замазученные воды — неизбежный продукт отходов при эксплуатации любого судна, машина которого работает на флотском мазуте. Слив замазученных вод за борт строжайше запрещен. Современные средства мониторинга морской среды позволяют неизбежно выявлять вольное или невольное загрязнение не только в портах или прибрежных водах, но и в открытом океане. Штрафы за несоблюдение экологических норм объектами транспорта весьма велики.

Пары мазутов токсичны. Работа с мазутом требует использования индивидуальных средств защиты глаз, кожных покровов, особенно органов дыхания.

При сжигании мазута на открытом пространстве выделяется значительное количество черной копоти, которая наносит ущерб окружающей среде и токсична для человека. Копоть несет в себе не вступившие в процесс горения остатки углеводородов и все металлические включения.

Невзирая на перечисленные отрицательные свойства мазута и опасности связанные с его использованием, он используется в подавляющем числе судовых энергетических установок по причине низкой стоимости.

Температура кипения мазута, в зависимости от марки разная, но, начиная с 430 градусов Цельсия, закипает, практически любой мазут, в независимости от марки.
Важной характеристикой является температура застывания. Она во многом определяет марку.

В зависимости от химических и физических свойств мазуты делятся на марки. Основные из показателей:

  • Условная вязкость мазута
  • Зольность
  • Доля механических примесей
  • Процентное содержание воды
  • Содержание кислот и щелочей
  • Содержание серы
  • Температура вспышки мазута
  • Температура застывания
  • Плотность мазута
  • Теплота сгорания

Мазуты относятся к малоопасным химвеществам четвертого класса. Несмотря на это, температура горения мазута в топке порядка 1800 градусов.

Марки мазута

Топочный мазут М-100

Самая распространенная марка топочного мазута, наиболее дешевая и востребованная.

Цифры в обозначение марки отображают расчетную вязкость мазутов при определенных температурах.

Перевозка мазута производится специализированными железнодорожными вагонами-цистернами или автоспецтехникой — битумовозами. По запросу заказчика для транспортировки возможно растаривание в бочки, что удобно при разовых или незначительных потребностях.

Топочный мазут М-40

В отличие от марки М-100 , мазут марки М-40 обладает значительно более высокими потребительскими свойствами. Рецептура его приготовления подразумевает добавление дизельных фракций, что значительно повышает вязкость продукта.

Большая, в сравнении с М-100 , текучесть позволяет транспортировать мазут этой марки без дополнительного подогрева при температурах до плюс 10-ти градусов, тогда как марка М-100 застывает уже при плюс 25-ти градусах.

Кроме того, М-40 обладает значительно более низкой температурой вспышки, что весьма критично в ряде технологических процессов.

Флотский мазут Ф-12

Топочные мазуты в просторечии принято называть тяжелым топливом, флотские легким топливом.

Флотские мазуты приготавливаются с обязательной добавкой дизельного топлива.

Отличительной особенностью флотских от топочных мазутов является требование низкой температуры застывания. Для марки Ф-12 она составляет минус 8 градусов Цельсия.

Вторым обязательным требованием к флотским мазутам является низкая зольность. Этот параметр отражает процент отходов после использования топлива. При современных требованиях к экологии выброс продуктов сгорания в открытое море запрещен, а возможности утилизации ограничиваются объемами судовых хранилищ. Зольность мазута марки Ф-12 не более десятой процента, величина несопоставимая с параметрами зольности топочных мазутов.

Флотские мазуты требовательны к пониженному содержанию серы. Для Ф-12 процент ее содержания не должен превышать одного.

Флотский мазут Ф-5

Технические характеристики мазута Ф-5 несколько занижены в сравнении с Ф-12 . Это более грубое топливо.

Температура застывания — -5 градусов Цельсия.
Допускается содержание серы до двух процентов.
Требование к зольности не более одной десятой процента.

Применение мазута

Химические свойства мазута регламентируются ГОСТ 10585-99
Мазуты М-100 широко применяют в качестве топлива котельных, промышленных печей, теплоэлектроцентралей.

Мазуты М-40 , как продукт более универсальный, помимо сжигания в котельных, используется в транспорте и технологических установках.

Основная ниша применения мазута флотского Ф-5 — питание энергетических установок судов морского и речного флота. Используется, преимущественно, в дальних океанских переходах, где требования к маневрированию минимальны.

Использование мазута марки Ф-12 ограничивается сравнительно высокой стоимостью. Его потребитель, прежде всего, военно-морской флот и крупные государственные структуры.

Использование нефти и продуктов ее переработки для производства электричества составляет, оценочно, пять процентов в мировом производстве электроэнергии.

Из остаточных фракций перегонки мазута извлекают смазочные масла и гудрон. Гудрон перерабатывается в битум, который широко применяется в жилищном и дорожном строительстве.

В нашей стране мазут занимает четвертую строку по экспорту (в денежном выражении) после нефти, газа и дизельного топлива.



Бизнес идеи