Государственное финансирование предпринимательской деятельности. Финансирование предпринимательства

  • Вопрос 15. Государственный долг и методы его регулирования.
  • Вопрос 16. Налоговая система рф. Налоговый механизм.
  • Вопрос 17. Характеристика федеральных налогов.
  • Вопрос 18. Региональные и местные налоги и их характеристика.
  • Вопрос 19. Сущность, функции денег и их роль в системе экономических отношений.
  • Вопрос 20. Виды денег и их характеристика.
  • Вопрос 21. Денежный оборот и его структура.
  • Вопрос 22. Законы денежного обращения.
  • Вопрос 23. Денежная масса. Денежная база.
  • Вопрос 24. Современные формы организации безналичных расчетов в рф.
  • Вопрос 25. Сущность, формы и виды инфляции. Социально-экономические последствия инфляции.
  • Причины инфляции Инфляция вызывается монетарными и структурными причинами:
  • Последствия инфляции
  • Воздействие на перераспределение национального дохода
  • Вопрос 27. Этапы развития мировой валютной системы
  • 1. Этапы развития мировой валютной системы
  • Вопрос 28. Сущность и функции кредита. Законы кредита.
  • 1. Перераспределение денежных средств на условиях их последующего возврата;
  • Виды кредита и их классификация по различным признакам
  • Виды кредита по количеству кредиторов:
  • Виды кредита по валюте, в которой предоставлен кредит:
  • Виды кредита по типу заемщика:
  • Виды кредита по субъектам кредитных сделок:
  • Виды кредита по обеспеченности:
  • Виды кредита по целям (направлениям использования):
  • Виды кредита по форме и способу предоставления:
  • Функции и роль кредита в современной экономике
  • Вопрос 30. Ссудный процент и основы формирования его уровня.
  • Вопрос 31. Банковская система рф и стратегия ее развития в современных условиях.
  • Банковская система Англиии
  • Банковская система Германии
  • Вопрос 32. Цели деятельности и характеристика функций Центрального банка Российской Федерации.
  • Вопрос 33. Денежно-кредитная политика Банка России, ее элементы.
  • Вопрос 34. Кредитование физических лиц коммерческими банками.
  • Вопрос 35. Кредитование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
  • Классификация, в зависимости от цели кредита
  • Документы, необходимые для получения бизнес-кредита
  • Оценка заемщика
  • Риски кредитования коммерческих предприятий
  • Текущая ситуация
  • Кредитование малого бизнеса
  • Международный опыт использования кредитных договоров в банковской практике
  • Вопрос 36. Валютные операции коммерческих банков.
  • Вопрос 37.Банковские риски и их характеристика.
  • Вопрос 38. Методы управления банковскими рисками.
  • Вопрос 39. Виды инвестиций и их характеристика.
  • Вопрос 40.Формы и методы государственного регулирования инвестиционной и инновационной деятельности.
  • Вопрос 41. Венчурное финансирование. Сущность и значение.
  • Вопрос 42. Иностранные инвестиции, их роль в экономике страны.
  • Вопрос 43. Инвестиционные риски и направления их минимизации.
  • Вопрос 44. Финансовый рынок, его структура и место в системе экономических отношений.
  • Вопрос 45. Рынок ценных бумаг Российской Федерации и его характеристика.
  • Вопрос 46. Характеристика операций, совершаемых на рынке ценных бумаг рф.
  • Вопрос 47. Виды и характеристика профессиональных участников фондового рынка.
  • 1. Состав участников рынка ценных бумаг.
  • 2. Профессиональные участники рынка ценных бумаг.
  • Вопрос 48. Виды ценных бумаг.
  • Вопрос 49. Производные ценные бумаги
  • Вопрос 52. Стратегия управления портфелем ценных бумаг. Определение нормы дохода портфеля ценных бумаг.
  • Портфель регулярного дохода ориентирован на получение среднего уровня дохода на капитал при минимальном уровне риска;
  • Вопрос 53. Государственные ценные бумаги, их виды и значение.
  • 1. По виду эмитента:
  • 2. По форме обращаемости:
  • 3. По срокам обращения:
  • 5. В зависимости от цели выпуска облигаций выделяют:
  • Вопрос 55. Инвестиционная стратегия предприятия, этапы ее формирования.
  • Вопрос 56. Сущность и структура инвестиционного рынка
  • 3. Определение критериев и способов анализа рисков.
  • 9. Разработка мероприятий по снижению рисков
  • 10. Мониторинг рисков
  • 11. Ретроспективный анализ
  • Вопрос 57 Оценка рыночной стоимости объекта. Подходы к оценке бизнеса
  • Вопрос 59. Государственное регулирование рынка страхования
  • Вопрос 61. Личное и имущественное страхование в Российской Федерации.
  • Вопрос 62. Ценообразование в условиях рыночной экономики.
  • Вопрос 63. Сущность и виды цен.
  • Вопрос 64. Экономическая сущность основных фондов субъектов хозяйствования. Задачи воспроизводства основных фондов.
  • Вопрос 65. Управление оборотным капиталом.
  • Вопрос 66. Оценка структуры затрат с позиции доходности и риска.
  • Вопрос 67. Экономическая сущность и состав оборотного капитала субъекта хозяйствования.
  • Вопрос 68. Прибыль предприятия: сущность, функции, виды.
  • Функции прибыли:
  • Вопрос 69. Операционный рычаг (производственный леверидж) как инструмент планирования прибыли.
  • Вопрос 70. Порог рентабельности, запас финансовой прочности. Практическая значимость, определяющие факторы
  • Вопрос 71. Эффект финансового рычага (финансового левериджа). Оценка размеров предельного заимствования.
  • Вопрос 72. Структура капитала предприятия.
  • Вопрос 73. Выручка от реализации продукции.
  • Вопрос 74. Основной капитал предприятия: экономическая сущность, состав, показатели эффективности использования.
  • Вопрос 75. Финансовое планирование и бюджетирование на предприятии.
  • Виды финансового планирования.
  • Вопрос 76. Основные направления стратегического менеджмента.
  • Вопрос 77. Инновационная политика государства. Методы стимулирования и возможности.
  • Вопрос 78. Анализ финансового состояния субъекта хозяйствования и его содержание.
  • Вопрос 79. Факторный анализ финансово-экономических показателей предприятия.
  • Вопрос 80. Финансовый механизм предприятия.
  • Вопрос 81. Себестоимость продукции и классификация затрат на предприятии.
  • Вопрос 82. Финансовая политика государства.
  • Вопрос 83. Финансирование государственных программ поддержки малого бизнеса.
  • Вопрос 84. Системы налогообложения малых предприятий.
  • Вопрос 85. Сущность и практика деятельности негосударственных пенсионных фондов.
  • Вопрос 86. Банкротство (несостоятельность) предприятий в условиях рыночных отношений.
  • Вопрос 87. Аудиторский контроль в России, его цели и основные стандарты.
  • Вопрос 83. Финансирование государственных программ поддержки малого бизнеса.

    Сущность государственного финансирования малого бизнеса

    Государственное финансирование - это метод безвозвратного предоставления финансовых ресурсов субъектам хозяйствования за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов. Посредством государственного финансирования происходит целенаправленное перераспределение финансовых ресурсов между субъектами хозяйствования.

    Финансовое обеспечение реализации мер по развитию малого бизнеса осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП ), который является заказчиком федеральных программ, и региональные (муниципальные) фонды, которые выполняют соответствующие функции на уровне субъектов РФ (муниципальных образований). С участием ФФПМП в субъектах Российской Федерации было создано 82 государственных региональных фонда и более 170 муниципальных фондов.

    (Источники) Финансовые ресурсы фонда формируются за счет ассигнований из федерального бюджета; средств, поступающих от приватизации имущества, находящегося в государственной собственности; средств из внебюджетных источников; возвращенных средств, ранее предоставленных по договорам возвратного финансирования, а также доходов от предпринимательской деятельности фонда в соответствии с его уставом.

    Задачи государственной финансовой поддержки индивидуальных предпринимателей:

    Предоставляет предпринимателям финансовую помощь; на возмездной и безвозмездной основе при осуществлении программ демонополизации, перепрофилирования производства в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка в соответствии с действующим законодательством;

    Выполняет функции залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам предпринимателей;

    Осуществляет долевое участие в создании и деятельности; хозяйствующих субъектов, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных консультационных организаций и информационных систем поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции, систем потребительской экспертизы и сертификации товаров и услуг;

    Проводит мероприятия, направленные на привлечение и эффективное использование средств отечественных и иностранных инвесторов, в том числе конкурсы, аукционы, выставки, лотереи.

    Право на получение государственной поддержки имеют субъекты малого предпринимательства, удовлетворяющие следующим критериям :

    Юридические лица не относятся к категории дочерних или зависимых хозяйственных обществ, бaнкoв, cтpaxoвыx opгaнизaций, нeгocyдapcтвeнныx пeнcиoнныx фoндoв, инвecтициoнныx фoндoв, пpoфeccиoнaльныx yчacтникoв pынкa цeнныx бyмaг, лoмбapдoв, opгaнизaций, зaнимaющиxcя пpoизвoдcтвoм пoдaкцизныx тoвapoв, дoбычeй и peaлизaциeй пoлeзныx иcкoпaeмыx (зa иcключeниeм oбщepacпpocтpaнeнныx), opгaнизaций, зaнимaющиxcя игopным бизнecoм, opгaнизaций, являющиxcя yчacтникaми coглaшeний o paздeлe пpoдyкции;

    Юридические лица не имеют в качестве учредителей (участников, членов) органы государственной власти и местного самоуправления;

    Юридические лица, в которых доля (пай) или вклад в уставном (складочном) капитале или общем имуществе других юридических лиц составляет не более 25 процентов;

    Юридические лица или индивидуальные предприниматели не являются аффилированными лицами других юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    Индивидуальные предприниматели, средняя численность работников у которых (с учетом работающих по договорам подряда и совместительству) за календарный год не превышает 30 человек;

    Индивидуальные предприниматели не зaнимaются пpoизвoдcтвoм пoдaкцизныx тoвapoв, дoбычeй и peaлизaциeй пoлeзныx иcкoпaeмыx (зa иcключeниeм oбщepacпpocтpaнeнныx), игopным бизнecoм, не являются пpoфeccиoнaльными yчacтниками pынкa цeнныx бyмaг, yчacтникaми coглaшeний o paздeлe пpoдyкции, нотариусами, занимающихся частной практикой.

    Виды и формы государственной поддержки малого предпринимательства

    Государственная поддержка малого предпринимательства включает в себя финансовую, имущественную, информационную поддержку субъектов малого предпринимательства, поддержку их внешнеэкономической деятельности и межрегионального сотрудничества , меры по защите прав и законных интересов субъектов малого предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора) за их деятельностью, создание механизма участия субъектов малого предпринимательства в поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд , создание и развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на федеральном и региональных уровнях, создание и развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров субъектов малого предпринимательства, начинающих предпринимателей и государственных служащих, отвечающих за поддержку, развитие и регулирование деятельности малого предпринимательства.

    К формам государственной поддержки МП относятся: - организационно-инфраструктурная; - налогово-управленческая; - имущественная; - финансово-кредитная.

    Самой обременительной для государственного бюджета и одновременно самой привлекательной для бизнеса является финансово-кредитная поддержка, включающая льготное кредитование, предоставление гарантий под кредиты коммерческих банков и др. Задача государства состоит не в том, чтобы просто передать малым предприятиям финансовые, имущественные и иные ресурсы а в том, чтобы на основе правовой и экономической базы путем использования эффективных форм финансирования помочь им выживать, создавать возможности роста и саморазвития в условиях рынка.

    Государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства включают в себя следующие основные положения:

    · меры по формированию инфраструктуры его развития и поддержки на федеральном, региональном и местных уровнях;

    · перспективные направления его развития и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;

    · меры, принимаемые для реализации основных направлений форм его развития;

    · предложения по установлению налоговых льгот и ежегодному выделению средств из соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства;

    · меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства не завершенных строительством и пустующих объектов, а равно нерентабельных и убыточных предприятий на льготных условиях;

    · меры по обеспечению субъектами малого предпринимательства возможности для первоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости с учетом вложенных в указанные объекты средств.

    Региональные программы . Значительную организующую роль в становлении малого бизнеса сыграла разработка и реализация программ его поддержки в регионах России. Разрабатывались программы на различной методической основе, с разной степенью обоснования и экспертизы включаемых в них мероприятий.

    В основном программы базировались на «Рекомендациях по разработке региональных программ поддержки малого предпринимательства» (1993 г.). В качестве заказчиков программы выступали органы исполнительной власти субъекта федерации. Первоочередной задачей было создание необходимых условий для становления малого бизнеса. Поэтому в блок функциональных подпрограмм были выделены мероприятия по нормативно-правовому и инфраструктурному, финансовому, информационному, кадровому, организационному и материально-техническому обеспечению МП. В самостоятельный раздел выделялись инвестиционные проекты в различных отраслях и сферах производства.

    Разработанные позднее региональные программы в основном придерживались предложенной структуры. Содержание программ, особенно в части инвестиционных проектов (производственных подпрограмм), отражало региональные особенности, отношение органов управления к реформе. Одним из приоритетов большинства региональных программ поддержки МП стало обеспечение занятости населения, создание новых рабочих мест. Особое место занимает работа по вовлечению в предпринимательскую деятельность молодежи. Серьезный недостаток многих региональных программ - отсутствие оценки эффективности функциональных блоков (подпрограмм) и программы в целом.

    Муниципальные программы . Перспективы государственной политики в отношении малого бизнеса связаны с переносом акцента в реализации соответствующих мер поддержки с федерального на региональный и муниципальный уровни.

    Структура городских программ в какой-то степени повторяет структуру региональных: в них содержатся мероприятия по нормативно-правовому, организационному, инфраструктурному, финансовому, кадровому обеспечению, а также механизм реализации. В то же время приоритеты муниципальных программ становятся более конкретными. В ряде регионов уже ведется методическая и организационная работа по подготовке базовой модели поддержки малого предпринимательства на уровне органов местного самоуправления. Модель, предлагаемая регионом для муниципальных образований, должна носить рамочный характер, содержать рекомендации об организации работы над программой: формы взаимодействия с органами местного самоуправления: увязку основных разделов муниципальной программы с региональной, включая приоритетные направления; порядок отбора (экспертизы) проектов для включения в программу; определение источников финансирования.

    Усиление акцента на поддержку малого предпринимательства на муниципальном уровне предполагает разработку механизма концентрации налоговых сборов и платежей в местном бюджете, разграничение функций по регулированию развития малого бизнеса между федеральным, региональным и муниципальными уровнями.

    Проблемы финансирования поддержки малого бизнеса.

    1. Административно-бюрократические барьеры, сдерживающие развитие малых и средних предприятий в России.

    2. Недостаток кредитно-финансовых ресурсов (как, например, отсутствие каких-либо специальных фондов поддержки предпринимателей и т.д.);

    3. Недостаточная государственная поддержка развития малого и среднего предпринимательства до сих пор не позволяла обеспечить рост его социально-экономической эффективности;

    4. Отраслевая структура малого и среднего бизнеса в России нерациональна (на торговлю и общественное питание приходится около 25% МСП, в промышленности - 15,3 %, в строительном секторе - 14,4 %), а доля инновационного малого бизнеса недопустимо низка;

    5. Высокая доля "теневого" сектора, являющаяся особенностью российского малого предпринимательства, составляющая от 30 до 50% реального оборота субъектов малого бизнеса;

    6. Высокая неравномерность развития МСП в РФ по регионам (примерно 50% работающих в сфере малого бизнеса сосредоточено в восьми субъектах Российской Федерации, в том числе до 25% - в Москве);

    7. Инфраструктура поддержки МСБ не объединена в единую систему;

    8. Неоднозначность нормативно-правовых актов, регулирующих малое и среднее предпринимательство в России. Государственные программы в сфере поддержки малого бизнеса не работают.

    Уровень финансирования малого бизнеса в РФ и в развитых странах.

    Опыт Великобритании, Германии, США и Японии.

    Опыт многих стран, показывает, что наиболее эффективно государственную политику поддержки и развития МСП можно осуществлять через специализированный правительственный орган, имеющий достаточные ресурсные возможности и полномочия. В США это SBA, в Великобритании – «Национальное Агентство по обслуживанию малого бизнеса» (SBS), созданное в 2000 г в составе «Министерства торговли и промышленности» (DTI), в Германии – «генеральный Директорат малого и среднего бизнеса, ремесленничества, услуг и свободных профессий» (DG VIII) в составе «Федерального Министерства экономики и технологий» (BMWA), в Японии – реорганизованное «Министерств экономики, торговли и промышленности» (METI), в составе которого создано новое «Агентство малого и среднего предпринимательства» (SMEA).

    Эффективность деятельности SBA подтверждается как фактом устойчивого развития США и мощью сектора МСП, так и использованием опыта SBA при проведении преобразований в системах поддержки МСП в странах ЕС, в Великобритании и Японии, а так же в других странах. Руководит деятельностью SBA - Управляющий, кандидатура которого выдвигается Президентом и утверждается Сенатом. К настоящему времени SBA является одной из наиболее крупных в мире правительственных организаций, специализирующихся в поддержке и развитии МСП.

    Мощным рычагом косвенной финансовой поддержки МСП, является предоставление государственных гарантий по обеспечению кредитов, выдаваемых в рамках государственных или региональных программ обеспечения доступа МСП к финансовым ресурсам. Такие программы существуют в США, Японии, Германии и мн. других странах

    Опыт многих стран, свидетельствует об эффективном использовании возможностей сектора МСП в сфере выполнения государственных и муниципальных заказов. В США крупные предприятия обязаны размещать в секторе МСП до 20% оборонных заказов.

    Самофинансирование - обязательное условие успешной хозяйствен­нойдеятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Этот принципбазируется на полной окупаемости затрат по производству про­дукции ирасширению производственно - технической базы предприятия, он означает, чтокаждое предприятие покрывает свои текущие и капи­тальные затраты за счетсобственных источников.Смысл инвестирования средств в производство продукции со­стоит в получениичистого дохода, и если выручка превышает себе­стои­мость, то предприятиеполучает его в виде прибыли. Прибыль и амортизационные отчисления являютсярезультатом кру­го­оборота средств, вложенных в производство, и относятся ксобствен­ным фи­нансовым ресурсам предприятия, которыми они распоряжаютсясамо­стоя­тельно. Оптимальное использование амортизационных отчисле­ний иприбыли по целевому назначению позволяет возобновить произ­водство продукциина расширенной основе.Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия - это многоце­ле­вой источникфинансирования его потребностей, но основные направ­ле­ния ее ис­пользованияможно определить как накопление и потребление. Про­порции распределенияприбыли на накопление и потребление опреде­ляют перспек­тивы развитияпредприятия.Амортизационные отчисления и часть прибыли, направляемая на на­копление,составляют денежные ресурсы предприятия, используемые на его производственноеи научно - техническое развитие, формирование финан­со­вых активов -приобретение ценных бумаг, вклады в уставной ка­питал дру­гих предприятий ит. п. Другая часть прибыли, используемая на накоп­ление, на­правляется насоциальное развитие предприятия. Часть прибыли исполь­зуется на потребление,в результате чего возникают фи­нансовые от­ношения между предприятием илицами, как занятыми, так и не занятыми на пред­приятии.В современных условиях хозяйствования распределение и использо­ваниеамортизационных отчислений и прибыли на предприятиях не всегдасопро­вождается созданием обособленных денежных фондов. Амортиза­ци­онныйфонд как таковой не формируется, а решение вопроса о распре­де­ле­ниипри­были в фонды специального назначения оставлено в компе­тен­циипредприя­тия, но это не меняет сущности распределительных про­цес­сов,от­ражающих использование финансовых ресурсов предприя­тия.Поскольку финансы предприятия как отношения являются частью эко­номическихотношений, возникающих в процессе хозяйственной дея­тельности, принципы ихорганизации определяются основами хозяй­ствен­ной деятель­ности предприятий.Исходя их этого, принципы органи­зации финансов можно сформулироватьследующим образом: самостоятель­ность в области финансо­вой деятельности,самофинансирование, за­инте­ресован­ность в итогах финан­сово - хозяйственнойдеятельности, от­вет­ственность за ее результаты, контроль за финансово -хозяйственной дея­тельностью пред­приятия.

    Предпринимательская деятельность в процессе осуществления своих целей использует большое количество разных видов ресурсов. Одним из важнейших ресурсов являются финансовые ресурсы, обладание которыми позволяет предпринимателю реализовать свои планы, производить продукцию, выстраивать свои взаимоотношения с поставщиками оборудования, сырья, материалов, а также кредиторами, налоговыми органами и другими контрагентами.

    Учитывая, что возможности предприятия по сравнению с его желаниями более ограничены, необходимо разобраться, откуда же оно в принципе может получать финансовые ресурсы. В целом предприятие может генерировать финансовые ресурсы за счет своей хозяйственной деятельности, а также привлекать внешние источники финансовых ресурсов. В первом случае это будет прибыль и амортизационные отчисления, которые обязаны своим происхождением умению, навыкам и опыту предпринимательской деятельности руководителей предприятия.

    В качестве источников привлеченных финансовых ресурсов могут выступать:

      дополнительная эмиссия акций;

      взносы учредителей предприятия в уставный капитал предприятия;

      дотации и гранты, полученные предприятием от государства;

      «благотворительные взносы» конкурентов данного предприятия.

    Как правило, структура источников финансирования предприятия меняется в зависимости от фазы делового цикла, а также этапа жизненного цикла наиболее важных видов продукции предприятия. Доля внутренних источников снижается в периоды оживления и подъема, когда повышается инвестиционная активность, и растет в периоды экономического спада, что связано с сокращением масштабов инвестирования, сокращением предложения денег, удорожанием кредита. Это вполне объяснимо, так как в случае ухудшения деловой конъюнктуры кредитные учреждения начинают переливать свой капитал в более выгодные сферы и соответственно снижают объемы финансирования промышленных предприятий. Ярким подтверждением этого могут служить также сроки предоставления кредитов в условиях инфляции, не превышающие трех лет.

    В качестве внешних заемных финансовых ресурсов предприятия следует выделить следующие:

      выпуск облигаций;

      кредиты банков;

      целевой государственный кредит;

    Выпуск предприятием облигаций и размещение их на финансовом рынке дает возможность привлечь дополнительные средства без потери контроля за управлением проектами предприятия, а также на приемлемых для предприятия условиях. Владельцы облигаций имеют право на фиксированный и гарантированный доход по данным ценным бумагам взамен отказа от вмешательства в дела предприятия. Доход по облигациям не зависит от дивидендной политики менеджеров предприятия, поэтому в случае неэффективных действий предприятия заемщик финансовых ресурсов не теряет доход. Для предприятия же удобно самому определить безопасные условии привлечения заемных средств, учитывая деловую конъюнктуру рынка и свои финансовые возможности. При этом предприятие само диктует плату за заемные средства, а не соглашается на условия, предлагаемые финансово-кредитными учреждениями. Конечно, предприятие должно иметь положительный имидж в глазах потенциальных покупателей облигаций, убедить их в том, что облигации являются надежным и ликвидным средством вложения средств, в противном случае ценные бумаги предприятия не будут пользоваться спросом.

    Привлечение средств за счет коммерческих кредитов является наиболее распространенным способом мобилизации финансовых ресурсов предприятия. В этом случае предприятие получает возможность расширить масштабы своей деятельности, при этом отсрочив возврат средств на определенный срок за установленную плату. Характерной чертой данного способа является необходимость наличия ликвидного обеспечения или надежных гарантий для банка. Правда, необходимо учитывать, что российские банки располагают дешевыми ресурсами в ограниченном количестве, которые они могут представить предприятиям на относительно длительный срок 5-7 лет.

    Рассматривая государственный кредит, следует отметить следующие его основные черты:

    -Во-первых, это достаточно традиционный источник финансирования, и, следовательно, попытка получить финансирование в областной администрации или в правительстве более привычна и не требует от менеджмента новых знаний и навыков.

    -Во-вторых, подготовить проект для частного инвестора на порядок сложнее, чем для государства: требования государства к раскрытию информации и подготовке инвестиционных проектов скорее формальные, чем профессиональные.

    -В-третьих, государство - самый лояльный кредитор, и многие предприятия не возвращают полученные от него займы в срок без опасения быть объявленными банкротами. Если предприятие действительно располагает возможностями получить прямое государственное финансирование, гарантии или налоговый кредит, то этим необходимо воспользоваться. Наибольшие шансы на получение финансирования из государственного бюджета имеют инфраструктурные, социальные, оборонные и научные проекты предприятий, которые вследствие объективных причин не в состоянии получить доступ к финансированию из коммерческих источников.

    В настоящее время широкое распространение получило также лизинговое финансирование предприятия. Суть данного метода заключается в том, что предприятие использует какое-либо оборудование в предпринимательских целях, не обладая полным правом собственности на него. В качестве платы за использование данного источника финансовых ресурсов предприятие уплачивает лизинговые платежи, а в роли обеспечения выступает само оборудование, которое остается в собственности предприятия-лизингодателя. Характерной чертой данного метода является также возможность переноса риска морального износа оборудования на владельца данного оборудования, что снижает финансовый риск предприятия в случае неблагоприятной конъюнктуры рынка или появления на рынке более совершенного оборудования. О привлекательности данного метода говорит также тот факт, что темпы роста рынка лизинговых услуг составляют около 36 % в год, а также отмена лицензирования лизинговой деятельности.

    Также широкое применение имеет финансирование предприятиями поставщиками материально-технических ресурсов. Суть данного источника заключается в предоставлении отсрочки по платежам за приобретенные ресурсы, что позволяет предприятию начать использование оборудования, получить доход и расплатиться за поставленное оборудование из полученного дохода. В свою очередь, поставщик имеет возможность расширить объемы продаж своего оборудования за счет рационального управления дебиторской задолженностью своих контрагентов.

    Изучив данную главу, студент должен:

    • знать понятие и виды финансирования в предпринимательской деятельности;
    • уметь анализировать источники правового регулирования финансирования и кредитования предпринимательской деятельности, квалифицировать частные и публичные источники финансирования, различать их различные виды;
    • владеть навыками правового анализа основных видов финансирования и кредитования в предпринимательской деятельности, оценки правовых преимуществ и недостатков каждого из таких видов.

    Финансирование и кредитование представляют собой способы обеспечения денежными средствами предпринимательской деятельности.

    Финансирование – это безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в разных формах для осуществления какой-либо деятельности. Принципами безвозвратности и безвозмездности финансирование отличается от кредитования, предусматривающего предоставление средств на условиях возвратности и возмездности (платности).

    Правовой режим инвестирования отличается от финансирования, главным образом, тем, что инвестор приобретает право собственности на объект инвестиционной деятельности. При финансировании право собственности у субъекта, предоставившего денежные средства, не возникает. Кроме того, инвестициями могут быть любые материальные и нематериальные ценности, финансирование же осуществляется денежными средствами. Можно проследить различия и по целям деятельности (инвестиционная, как правило, ориентирована на получение прибыли), но субъектам этой деятельности. Классификацию видов финансирования можно провести по ряду оснований. Так, в зависимости от источника финансирования, под которым следует понимать источник получения денежных средств, финансирование делится на государственное; самофинансирование; банковское; коммерческое.

    Понятие и формы государственного финансирования предпринимательской деятельности

    В рыночных условиях хозяйствования государство берет на себя обязанность финансировать приоритетные государственные программы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, а также обеспечивать денежными средствами функционирование социальной инфраструктуры. Источником государственного финансирования являются средства федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ. Рассматриваемый вид финансирования носит строго целевой характер. Расходование средств не по целевому назначению может служить основанием для применения мер ответственности. Для обеспечения возможности контроля за целевым использованием государственных средств они отражаются на отдельных субсчетах по кредиту счета "Целевые финансирование и поступления". Бухгалтерский учет предоставленных бюджетных средств осуществляется в соответствии с приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Учет государственной помощи” ПБУ 13/2000". Для организаций, выполняющих государственный заказ за счет средств федерального бюджета, предусмотрена обязанность вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному заказу.

    Государственное финансирование осуществляется в следующих формах:

    • предоставление бюджетных средств на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным контрактам;
    • предоставление дотаций, субсидий, субвенций физическим и юридическим лицам, а также бюджетам других уровней бюджетной системы РФ;
    • предоставление бюджетных ассигнований казенным предприятиям на выполнение плана-заказа в случае недостаточности для этого их собственных средств.

    Общие правовые и экономические принципы и порядок финансирования государственных нужд установлены Федеральными законами от 13.12.1994 № 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", от 02.12.1994 № 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", от 29.12.2012 № 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", от 29.12.1994 № 79-ФЗ "О государственном материальном резерве", от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и другими актами.

    В целях организации работы по выполнению целевых программ и удовлетворению иных государственных нужд определяются государственные заказчики, которые и становятся главными распорядителями бюджетных средств. Целевые программы и государственные заказчики утверждаются Правительством РФ. Для выполнения целевых программ и обеспечения иных государственных нужд заключаются государственные контракты. Совокупность заключенных государственных контрактов представляет собой государственный заказ.

    Утвержденные целевые программы и иные государственные нужды финансируются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ, а также привлекаемых для выполнения программ внебюджетных источников: взносов участников реализации программ, целевых отчислений от прибыли организаций, заинтересованных в осуществлении программ, средств внебюджетных фондов и других поступлений.

    Перечень федеральных и межгосударственных целевых программ, принимаемых к финансированию из федерального бюджета, представляется Правительством РФ на утверждение Федеральному Собранию в составе федерального бюджета на очередной финансовый год. Финансирование закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете, а также с учетом реального поступления в бюджет финансовых ресурсов. Финансирование осуществляется Минфином России путем перечисления Главным управлением федерального казначейства денежных средств государственным заказчикам в пределах бюджетных назначений. Платежные документы принимаются к исполнению только при наличии письменного подтверждения факта поставки товаров для государственных нужд государственному заказчику или факта выполнения работ и услуг.

    Полученные из бюджета средства должны расходоваться главными распорядителями средств строго по целевому назначению. Средства, направленные не по целевому назначению, засчитываются Минфином России в счет текущего финансирования и в дальнейшем не компенсируются. Контроль за строго целевым расходованием указанных средств осуществляется Минфином России.

    Помимо непосредственного финансирования государственных нужд, в целях экономического стимулирования поставщиков, изготовителей, подрядчиков в соответствии с законодательством РФ им могут предоставляться:

    • льготы по налогу на прибыль;
    • текущие и долгосрочные кредиты на льготных условиях;
    • валютные средства, оставляемые на льготных условиях в их распоряжении при реализации продукции на экспорт.

    Виды, размеры и порядок предоставления финансовых льгот устанавливаются соответствующими органами власти при утверждении конкретной целевой программы или перечня других государственных нужд.

    Финансовая помощь и поддержка со стороны государства может заключаться в финансировании определенных затрат организаций (селективное санирование) или отраслей в целом путем предоставления дотаций, субсидий, субвенции.

    Дотации – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.

    Субсидии – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу па условиях долевого финансирования целевых расходов.

    Субвенции – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов.

    Порядок финансирования расходов на государственную финансовую поддержку закупки и доставки продукции (товаров) в районы Севера с ограниченными сроками завоза грузов был утвержден приказом Минфина России от 15.05.2000 № 49н "Об утверждении Порядка финансирования за счет средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации расходов на государственную финансовую поддержку закупки и доставки продукции (товаров) в районы Севера с ограниченными сроками завоза грузов".

    Правовые основы финансирования казенных предприятий закреплены в постановлении Правительства РФ от 15.12.2007 № 872 "О создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий". В основном финансирование деятельности казенных предприятий осуществляется за счет доходов от реализации продукции (работ, услуг). При их недостаточности такому предприятию из федерального бюджета выделяются средства на реализацию плана его развития (в том числе осуществление государственных инвестиционных программ, выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ), содержание объектов социальной инфраструктуры, компенсацию убытков от выполнения плана-заказа.

    Указанные средства на финансирование казенных предприятий предусматриваются в федеральном бюджете отдельной строкой. Решение о выделении предприятию средств из федерального бюджета принимается Правительством РФ по представлению Минэкономразвития России и Минфина России. Выделение предприятию бюджетных средств производится только после представления уполномоченным органом указанным министерствам сведений о расходовании бюджетных средств и общих результатах хозяйственной деятельности предприятия за предыдущий период. Не использованные казенным предприятием по истечении года бюджетные ассигнования подлежат возврату в федеральный бюджет. Предприятие представляет уполномоченному органу отчет о целевом использовании выделенных бюджетных ассигнований.

    - 238.00 Кб
    Ведение. 2
    Глава 1. Значение Кредитования предпринимательства в современных условиях хозяйствования 4
    1.1.Источники финансирования деятельности предприятия. 4
    1.2. Особенности кредитования в условиях рыночной экономики. 6

    Глава 2 Финансирование предпринимательской деятельности

    10

    2.1 Финансирования. Понятие и отличительные черты 10

    2.2 Источники финансирования предпринимательской деятельности

    11

    2.3 Государственное финансирование

    14

    2.4 Самофинансирование

    20

    2.4 Банковский кредит

    22

    2.5 Коммерческий кредит

    25

    Глава 3. Проблемы финансово-кредитной инфраструктуры поддержки предпринимательства в Казахстане

    27

    Заключение 38
    Список использованной литературы 40

    Ведение.

    Кредитно - финансовая система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банковской системы и товарного производства исторически шло параллельно и тесно переплеталось. Находясь в центре экономической жизни, банки опосредуют связи между вкладчиками и производителями, перераспределяют капитал, повышают общую эффективность производства.

    Предпринимательство - это хозяйственная деятельность, связанная с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг, необходимых потребителю. Она имеет регулярный характер и отличается свободой в выборе направлений и методов деятельности, самостоятельностью в принятии решений, ответственностью за принимаемые решения и их последствия. Этот вид деятельности не исключает риска, убытков и банкротств. Предпринимательство четко ориентировано на получение прибыли, чем в условиях развитой конкуренции достигается и удовлетворение общественных потребностей. Это важнейшая предпосылка и причина заинтересованности в результатах финансово - хозяйственной деятельности.

    Любое предприятие нуждается в финансировании. Под финансированием предприятия понимают привлечение необходимого для приобретения основных и оборотных фондов предприятия капитала, иными словами, покрытие потребности в капитале.

    В этом плане особую роль играют кредиты, превращаясь, по существу, в основной источник, финансирующий народное хозяйство дополнительными денежными ресурсами. С переходом от командно-административной к рыночной экономике монополизированная, государственная банковская структура становится более динамичной и гибкой. Банковская система основывается на частной и коллективной собственности и ориентирована на преодоление конкуренции и получение прибыли.

    Цель работы – рассмотрение кредитно-финансовой системы в Казахстане и за рубежом.

    Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

    1. Изучить методологические основы формирования кредитно-финансовой системы. .

    2. Проанализировать пути государственного финансироавния предпринимательства.

    3. Изучить основу кредитования предпринимательства

    Теоретической и методической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных исследователей по проблеме финансирования и кредитования предпринимательства..

    Объектом исследования выступает малый и средний предпринимательский сектор Казахстана.

    Курсовая состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников.

    Глава 1. Значение Кредитования предпринимательства в современных условиях хозяйствования

    1.1.Источники финансирования деятельности предприятия.

    Под финансированием предприятия понимают привлечение необходимого для приобретения основных и оборотных фондов предприятия капитала, иными словами, покрытие потребности в капитале. При создании предприятия уставный капитал направляется на приобретение основных фондов и формирование оборотных средств в размерах, необходимых для ведения нормальной производственно - хозяйственной деятельности, вкладывается в приобретение лицензий, патентов, ноу-хау, использование которых является важным доходообразующим фактором. Таким образом, первоначальный капитал инвестируется в производство, в процессе которого создается стоимость, выражаемая ценой реализованной продукции. После реализации продукции она принимает денежную форму - форму выручки от реализации произведенных товаров, которая поступает на расчетный счет предприятия.

    Финансовые ресурсы предприятия формируются за счет:

    • собственных сбережений;
    • вложений или ссуд родственников и друзей;
    • капиталов, вложенных партнерами задуманного бизнес-плана;
    • средств, полученных от выпуска облигаций;
    • дополнительных паевых взносов участников в товариществах;
    • средств от выпуска и размещения акций в акционерных обществах;
    • долгосрочных кредитов банков и других кредиторов;
    • программ государственной помощи;
    • других законных источников.

    Принцип самофинансирования пока не может быть обеспечен на предприятиях, выпускающих необходимую потребителю продукцию с высокими затратами на ее производство и не обеспечивающих достаточный уровень рентабельности по разным объективным причинам. К ним относятся предприятия жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, сельскохозяйственные и другие предприятия.

    Совокупность основных правил и рекомендаций, которые определяют состав источников денежных средств, порядок их мобилизации банками и предоставления субъектам инвестиционной деятельности, а также контроля за целевым и эффективным использованием этих средств образует ядро системы финансирования и кредитования деятельности предприятия. Особенности воспроизводства основных фондов, производства и его продукции обуславливают относительную самостоятельность и специфические черты этой системы.

    Различают два основных метода обеспечения предпринимательства денежными средствами: безвозвратный, или финансирование, и возвратный, или кредитование. Безвозвратное предоставление средств не обусловлено их возвратом в заранее установленные сроки. В каком порядке используются бюджетные ассигнования, собственные и привлеченные средства инвесторов и, как правило, средства специальных внебюджетных фондов.

    Основными принципами финансирования являются прямой и планово-целевой характер, его непрерывность, предоставление средств в меру выполнения плана (контракта), денежный контроль в процессе финансирования и безвозвратность предоставления средств. Прямой характер финансирования означает, что средства предоставляются предприятия и организациям непосредственно. Планово-целевой характер финансирования заключается в том, что средства выдаются только на такую деятельность, которая обеспечена утвержденной проектно-сметной документацией.

    Неотъемлемой чертой финансирования является контроль за денежной единицей за целевым и эффективным использованием средств со стороны банков и органов хозяйственного управления. Особое значение он имеет при финансировании вложений за счет бюджетных и других централизованных средств. При финансировании их за счет собственных средств инвесторов последние сами заинтересованы в эффективности вложений, поэтому банки могут не контролировать такие вложения. Только по просьбе инвесторов на договорных началах за отдельную плату они могут осуществлять такой контроль, например, проверять качество проектно-сметной документации.

    Важным источником финансирования становится прибыль от основной деятельности, которая представляет собой часть чистого дохода, остающегося в распоряжении предприятия и организации. Амортизационные отчисления выступают как источник средств для простого воспроизводства основных фондов. Отдельные предприятия и организации могут использовать эти отчисления для расширенного воспроизводства своих основных фондов. Это обусловлено различием в возмещении основных фондов по стоимости и в натуральной форме, поскольку средства труда изнашиваются постепенно, а возобновляются в натуральной форме одновременно, через определенный период времени.

    1.2. Особенности кредитования в условиях рыночной экономики.

    Кредит – это заёмный капитал банка в денежной форме, который передаётся во временное пользование на условиях обеспеченности, возвратности, срочности, платности и целевого использования кредитов.

    В настоящее время субъекты хозяйственной деятельности могут использовать такие виды кредитов: коммерческий, банковский, ипотечный, лизинговый, бланковый и консорциумный. Физические лица могут использовать потребительский кредит только в национальной валюте.

    Коммерческий кредит – это товарная форма кредита, определяющая отношения в сфере перераспределения материальных фондов в виде кредитной сделки межу двумя субъектами хозяйственной деятельности. Участники кредитных отношений при коммерческом кредите могут создавать платёжные средства в виде векселей – обязательств должника выплатить кредитору определённую сумму к определённому термину. Объектом коммерческого кредита могут быть реализованные товары, выполненные работы, предоставленные услуги с отсрочкой платежа. При оформлении коммерческого кредита с помощью векселя другие договора о предоставлении кредита не заключаются.

    Погашение коммерческого кредита может осуществляться путём:

    • выплаты по векселю;
    • передачи векселя другому юридическому лицу;
    • переоформление коммерческого кредита на банковский.

    Суть активных банковских операций заключается в размещении кредитных ресурсов на условии срочности, платности и возвратности. Кредитные операции приносят банкам основную часть прибыли. Так из общей суммы валовых операционных доходов банков США 68,1% приходится на процентные платежи по выданным кредитам и лизингу и лишь 13,4% - на доходы от портфеля ценных бумаг. Аналогичное соотношение источников доходов прослеживается и в других странах.

    По срокам использования и возвратности кредиты делятся на следующие категории:

    а) краткосрочные (до 1 года);

    б) среднесрочные (до 3 лет);

    в) долгосрочные (более 3 лет).

    Помимо сроков использования этих видов кредитов в основании классификации конкретизуется цель получения кредита. Краткосрочные кредиты могут предоставляться в случае временных финансовых затруднений, возникающих в связи с затратами производства и оборота. Среднесрочные кредиты предоставляются на оплату оборудования, текущих затрат. Долгосрочные кредиты могут предоставляться для формирования основных фондов.

    По характеру обеспечения кредиты подразделяются на:

    а) обеспеченные залогом (имуществом, имущественными правами, ценными бумагами);

    б) с гарантийным обеспечением (банками, денежными средствами, имуществом третьей стороны);

    в) с иным обеспечением (поручительство, страховой полис);

    г) бланковые (не обеспеченные никакой гарантией и выдаваемые под имидж и доверие к заёмщику).

    Основная масса банковских кредитов дается только под какое-либо обеспечение. Предмет гарантии должен отвечать следующим требованиям:

    • быть высоколиквидным (т.е. пользоваться спросом и обладать способностью конвертироваться в деньги);
    • способным к длительному хранению (по крайней мере не ниже срока погашения кредита);
    • иметь стабильную цену и низкие издержки по хранению и реализации).

    Описание работы

    Цель работы – рассмотрение кредитно-финансовой системы в Казахстане и за рубежом.
    Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
    1. Изучить методологические основы формирования кредитно-финансовой системы. .
    2. Проанализировать пути государственного финансироавния предпринимательства.
    3. Изучить основу кредитования предпринимательства

    Содержание

    Ведение. 2
    Глава 1. Значение Кредитования предпринимательства в современных условиях хозяйствования 4
    1.1.Источники финансирования деятельности предприятия. 4
    1.2. Особенности кредитования в условиях рыночной экономики. 6
    Глава 2 Финансирование предпринимательской деятельности
    10
    2.1 Финансирования. Понятие и отличительные черты 10
    2.2 Источники финансирования предпринимательской деятельности
    11
    2.3 Государственное финансирование
    14
    2.4 Самофинансирование
    20
    2.4 Банковский кредит
    22
    2.5 Коммерческий кредит
    25
    Глава 3. Проблемы финансово-кредитной инфраструктуры поддержки предпринимательства в Казахстане
    27
    Заключение 38
    Список использованной литературы 40



    Бизнес идеи