Технологический процесс транспортировки грузов. Выбор технологии перевозки груза. определение логистических издержек, связанных с транспортировкой

В учебном пособии проведен системный анализ современных технологий перевозок различных видов (типов) грузов водным транспортом. Подробно рассматриваются организационные особенности перевозки грузов, а также меры по предупреждению возникновений чрезвычайных ситуаций в транспортно- логистических системах.
Использованный в пособии глоссарий не только раскрывает сущность морских технических терминов, но и предлагает их английский (международный) эквивалент.
Учебное пособие предназначено для курсантов высших учебных заведений, специализирующихся в направлениях, связанных с морской техникой и технологиями транспортных процессов и может быть использовано как для самостоятельной работы, так и в качестве базового издания по дисциплине «Технология перевозки грузов».

Технология перевозки грузов. Организация и структура.
Повышение эффективности перевозок грузов морским или речным транспортом связано с техническим усовершенствованием флота и погрузочно-разгрузочных оборудования, внедрением новых технологий перевозки грузов, созданием специализированных типов судов и одновременно их универсализация. Технические усовершенствования позволяют сократить простои под погрузочно-разгрузочными операциями, увеличить объем партии перевозимого груза и свести до минимума влияние человеческого фактора. Задача технологии - сократить продолжительность и трудоемкость перемещения груза за счет уменьшения числа выполняемых операций, их автоматизации.

Под технологией процесса перемещения груза понимается метод осуществления людьми отдельно взятого перевозочного процесса путем разделения его. на цепочку следующих друг за другом этапов и операций, которые должны привести к максимальной эффективности перевозок. Задача технологии - убрать из этой цепочки все ненужные или дублируемые операций. Глубинная суть технологии перевозки грузов выявляется через два основных понятия - этап и операция. Этап - это конструктор из операций, с помощью которых осуществляется тот или иной процесс.

Операция - это монолитная часть процесса перевозки, направленная на достижение конкретной цели, в которой задействованы один или несколько исполнителей.
Технологию любого процесса перевозки груза можно разбить на три составные части: разделение процесса перевозки, координация и этапность, строго фиксированный порядок действий.

Разделение процесса перевозки грузов на этапы необходимо для определения в каких именно границах будут предъявляться требования к субъекту, который работает по данной технологии. Любая операция должна приближать объект управления к поставленной цели и гарантировать переход от одной операции к другой. Последняя операция любого этапа должна плавно перетекать в первую операцию следующего этапа. Цель любой разрабатываемой технологии должна в конечном итоге привести к повышению производительности труда.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ГРУЗЫ - ПРЕДМЕТ ТРУДА НА ТРАНСПОРТЕ
Тема 1.1. Грузы. Номенклатура. Классификация. Виды и назначение классификации. Организация и структура перевозок груза
Тема 1.2. Транспортные свойства грузов. Преобразование грузов в процессе перевозки. Изменение транспортных свойств грузов
Тема 1.3. Грузопотоки. Принципы формирования, характеристика. Классификация. Исследование грузопотоков. Формирование схем движения тоннажа
Тема 1.4. Схемы доставки грузов. Подбор и расстановка транспортных средств по направлениям перевозок
РАЗДЕЛ 2. ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА - ОРУДИЯ ТРУДА В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕВОЗКИ
Тема 2.1. Транспортные средства - виды. Классификация
Тема 2.2. Эксплуатационно - технические характеристики транспортных средств
Тема 2.3. Экипаж транспортного средства, его функции и принципы формирования
Тема 2.4. Транспортный цикл и его элементы
Тема 2. 5. Провозная способность
Тема 2.6. Бизнес - план работы и использования транспортного средства
РАЗДЕЛ 3. ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ КОНДИЦИОННЫХ СВОЙСТВ ПЕРЕВОЗИМЫХ ГРУЗОВ
Тема 3.1. Факторы воздействующие на груз во время перевозки и защита груза от их влияния
Тема 3.2. Микроклимат грузовых помещений судна
РАЗДЕЛ 4. ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗКИ ГЕНЕРАЛЬНЫХ ГРУЗОВ
Тема 4. 1. Виды генеральных грузов
Тема 4. 2. Документы регулирующие перевозку генеральных грузов:
Тема 4. 3. Основные подготовительные операции с генеральными грузами
Тема 4. 4. Подготовка судна к перевозке генеральных грузов
РАЗДЕЛ 5. ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ УКРУПНЕННЫМИ МЕСТАМИ
Тема 5.1. Укрупненные грузовые места. Виды и транспортные характеристики средств укрупнения грузовых мест
Тема 5.2. Организационные особенности перевозки грузов укрупненными местами. Транспортно-технологические системы доставки грузов укрупненными местами
РАЗДЕЛ 6. ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗКИ РЕЖИМНЫХ ГРУЗОВ
РАЗДЕЛ 7. ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗКИ НАВАЛОЧНЫХ ГРУЗОВ
Тема 7.1. Виды навалочных грузов и их транспортные свойства. Классификация
Тема 7.2. Транспортные средства для перевозки навалочных грузов и их эксплуатационные характеристики
Тема 7.3. Национальная и международная регламентация перевозки навалочных грузов
Тема 7.4. Перевозка зерновых навалочных грузов
РАЗДЕЛ 8. ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗКИ ЛЕСНЫХ ГРУЗОВ
Тема 8.1. Виды лесных грузов. Замеры
Тема 8.2. Национальная и международная регламентация перевозки лесных палубных грузов
РАЗДЕЛ 9. ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ НАЛИВОМ
РАЗДЕЛ 10. ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНЫХ ГРУ ЗОВ
Тема 10. 1. Опасные грузы, их классификация
Тема 10.2. Защита окружающей среды при перевозке опасных грузов. Меры по предупреждению возникновения и ликвидации последствий возникновения чрезвычайных ситуаций
РАЗДЕЛ 11. ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК
Тема 11.1. Пассажирские перевозки
Тема 11.2. Показатели качества пассажирских перевозок
РАЗДЕЛ 12. РАБОТА ТРАНСПОРТА; КРИТЕРИИ. НОРМАТИВЫ. ПОКАЗАТЕЛИ
Тема 12.1. Критерии работы транспорта
Тема 12.2. Нормативы работы транспорта
Тема 12.3. Показатели работы транспорта
РАЗДЕЛ 13. СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗА ХОДОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ В ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Тема 13.1. Планирование деятельности предприятия - программа реализации функций системы. Управление флотом судоходной компании
Тема 13.2. Планирование рейса и работы судна
Тема 13.3. НГРФ - система повышения уровня оптимизации транспортного процесса. Назначение и содержание графика движения флота. Логистика как частный случай оптимизации элементарного процесса доставки грузов
Тема 13.4. Организация информационных потоков
Тема 13.5. Обоснование привлечения и пополнения транспортных средств для расширения производства транспортных услуг
Тема 13.6. Материально-техническая база
Тема 13.7. Участники транспортного процесса и их функции
Тема 13.8. Транспортно-технологические системы перевозок
РАЗДЕЛ 14. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТЕКУЩЕГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Технология - совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств и формы сырья, материалов и полуфабрикатов, применяемых в процессе производства продукции .

Под транспортной технологией понимается совокупность приемов и методов, обеспечивающих перемещение грузов и пассажиров, т.е. определенный технологический процесс создания транспортной продукции.

Технология производственного процесса на транспорте отличается от других отраслей материального производства - промышленности, строительства, сельского хозяйства. Как известно, продукция промышленности и других отраслей производится в стационарных условиях, «в стенах предприятия», в то время, как транспортные средства (вагоны, локомотивы, морские, речные и воздушные суда, автомобили и др.), выполняя перевозки, перемещаются по всей сети путей сообщения порой на значительные расстояния. Вследствие динамичности подвижного состава на транспорте существует такое неизвестное другим отраслям явление, как порожние пробеги транспортных средств и транспортного оборудования (например, контейнеров), поскольку после выполнения перевозки они могут оказаться далеко от пункта следующей погрузки.

Структурные подразделения и другие объекты промышленных предприятий как правило размещаются в определённом географическом пункте, в то время как транспортные предприятия нередко пространственно рассредоточены и находятся на территории нескольких территориальных образований и даже субъектов Федерации, а их деятельность носит комплексный характер. Так, например предприятие «Канал имени Москвы» - крупнейший воднотранспортный и одновременно водохозяйственный объект. В его состав входят 240 гидротехнических сооружений и 3842 км водных путей в 12 субъектах Российской Федерации. Другой пример: одна из 17-ти железных дорог страны - Куйбышевская, имеет эксплуатационную длину 4,7 тыс. км, включает в себя 336 станций и проходит по территории десяти областей и автономных республик. Морские торговые суда выполняют грузовые перевозки в любою точку мирового океана, находясь за тысячи миль от порта приписки.

Эти и другие особенности организации производственного процесса на транспорте требуют отличных от других отраслей технологических методов и управленческих воздействий. Так, на всех видах транспорта организованы диспетчерские службы , основными задачами которых является непрерывный контроль за состоянием подвижного состава, его технической готовности, соблюдения графика движения и расписания и в целом - обеспечение согласованной работы отдельных звеньев транспортного предприятия или взаимодействующих предприятий разных видов транспорта. При этом структура и организация диспетчерской службы на транспорте значительно отличаются от диспетчерской службы на промышленных предприятиях. Особенность диспетчеризации на транспорте - непрерывное изменение оперативной обстановки на железнодорожных линиях и узлах, аэропортах, в морских и речных портах. Диспетчерская служба основана на современных методах управления и контроля с применением новейших средств связи, автоматики и вычислительной техники.

Особое место в управлении транспортным процессом занимают современные системы коммуникации. В последние десятилетия созданы, внедрены в практику и непрерывно совершенствуются информационные сети связи и сети для позиционирования подвижного состава и транспортного оборудования разных видов транспорта: воздушных судов, поездов, морских и речных судов, контейнеров и т.п. Главная цель внедрения этих систем - повышение эффективности и безопасности транспортного процесса, информационное обеспечение процесса управления. Примером являются «Речные информационные службы (РИС) / River Information Services (RIS)», которые создаются на внутренних водных путях Евросоюза и других стран, в том числе Российской Федерации, для согласованного управления движением судов и перевозками в системе внутреннего судоходства, включая стыковку с береговыми службами и другими видами транспорта. РИС имеют следующие основные цели: обеспечение безопасности и эффективности перевозок, а также уменьшение вредного воздействия на окружающую среду.

В зависимости от вида перевозок (внутренние, международные, транзитные и т.п.) транспортные предприятия в своей деятельности руководствуются не только отраслевыми нормативными документами, но и законами федерального и регионального уровня, а также международными конвенциями. Кроме того, специфика производственной деятельности транспорта находит отражение и в принимаемых законодательных актах общего характера таких, например, как Налоговый кодекс, Водный кодекс и др. Вследствие этого, юридическое сопровождение деятельности транспортных предприятий многообразнее и сложнее, чем, например, у предприятий, производящих промышленную продукцию.

Для современного транспортного производства характерна дифференциация транспортных технологий на грузовые и пассажирские. Для грузовых перевозок можно также выделить технологии, ограниченные рамками одного вида транспорта, и технологии, рассчитанные на использование нескольких видов транспорта.

Номенклатура перевозимых транспортом грузов насчитывает тысячи наименований. Каждый груз имеет свои технико-экономические характеристики, свои требования к скорости и сохранности перевозки, которые предопределяют технологию его перевозки. Но все эти особенности учесть практически не представляется невозможным. Поэтому необходимо сгруппировать всю номенклатуру грузов в ограниченное количество групп и затем для каждой группы разработать свою технологию.

Анализ технологий перевозок грузов позволил, несмотря на их многообразие, сгруппировать в 3 крупные группы, а именно технологии перевозки массовых грузов, технологии перевозки терминальных грузов и технологии перевозок остальных грузов.

Характеристика технологий перевозки массовых грузов связана, с одной стороны, с их сравнительной простотой, а с другой - с отсутствием тары. Особенностью технологии в этом случае является и то, что масса перевозимого груза в транспортном средстве ограничивается его грузоподъемностью. К числу таких грузов относятся наливные, насыпные и навалочные. Эта категория грузов не требует высокой скорости доставки, а поэтому они могут накапливаться как в пунктах отправления, так и в пунктах прибытия.

При перевозке грузов этой категории с использованием нескольких видов транспорта необходимо наличие перегрузочных комплексов, обеспечивающих перегрузку с одного вида транспорта на другой в пунктах перевалки.

Для их транспортировки, как правило, используют транспортные средства большой грузоподъемности. На водном транспорте для перевозки этих грузов ис- пользуются суда или составы большой грузоподъемности. В частности, на морском транспорте для транспортировки нефти используются танкеры грузоподъемностью до 500 тыс.т и более, навалочных грузов - суда грузоподъемностью до 350 тыс.т. На внутреннем водном транспорте для транспортировки массовых грузов используются чаще всего большегрузные составы грузоподъемностью на реках Сибири до 15-18 тыс.т, в США на реке Миссисипи грузоподъемностью до 20-25 тыс.т. Основной экономический эффект, получаемый при использовании такой технологии, связан с сокращением эксплуатационных расходов из-за сокращения затрат на содержание экипажа, снижения энергетических затрат, амортизации и др. расходов, приходящихся на 1 т перевозки груза.

Однако, необходимо иметь в виду, что использование крупнотоннажных судов большой грузоподъемности для перевозки массовых грузов возможно при значительных концентрациях потоков этих грузов и большой дальности перевозок. В противном случае, простои таких судов в пунктах отправления и прибытия потребуют значительных затрат, которые превысят те выгоды, которые обеспечиваются при использовании судов большой грузоподъемности. В этих случаях более эффективным может оказаться использование судов меньшей грузоподъемности.

Рассмотренные технологии перевозок массовых грузов представляют по объему большую часть перевозок на всех видах транспорта, но на их транспортирование затрачивается меньше средств, чем на транспортирование терминальных грузов. В категорию терминальных (мелкопартионных) грузов включается наукоемкая, высокостоимостная, скоропортящаяся продукция, которая требует больших скоростей доставки и высокой степени сохранности в процессе перевозки.

Особое внимание этой категории грузов придают потому, что в производственном цикле сам процесс производства занимает около 5% времени, а остальные 95% времени цикла эта продукция находится в процессе транспортировки и на складах.

Повысить эффективность перевозок этой категории грузов можно путем укрупнения их отправки и использования для этой цели специальных средств укрупнения: контейнеров, трейлеров, съемных кузовов, поддонов. Эти средства позволяют внедрить современные бесперегрузочные технологии перевозок и осуществить передачу в пунктах стыка видов транспорта не самого груза, а грузовой единицы, в которую он загружен.

Тогда всю цепочку технологических операций по доставке рассматриваемой продукции от ее производителя к потребителю можно разбить на три фазы:

  • 1) формирование грузовой единицы (контейнера, трейлера и др.) и доставка её на транспортный терминал в районе производства продукции;
  • 2) транспортировка грузовой единицы от транспортного терминала в месте производства продукции до транспортного терминала в месте ее потребления;
  • 3) расформирование грузовой единицы и доставка продукции потребителю. Применение такой технологии позволяет:
  • 1) сократить простой транспортных средств под грузовыми операциями;
  • 2) сократить затраты на выполнение погрузочно-разгрузочных работ;
  • 3) сократить затраты на тару и упаковку грузов;
  • 4) повысить сохранность перевозимых грузов .

Доставка грузов - это комплекс услуг по перемещению груза от производителя до потребителя, который включает в себя выполнение услуг, обеспечивающих отправление, перевозку и получение груза, в том числе возможное оформление товаросопроводительных, перевозочных, таможенных и других документов, необходимых для осуществления доставки груза, хранение грузов, укрупнение грузовых партий и др.

Перевозка грузов, в свою очередь, рассматривается в качестве составной части процесса доставки грузов. Сегодня большинство производителей активно участвуют в разработке способов доставки своей продукции конечным потребителям, так как от эффективности ее осуществления зависит конкурентоспособность компании. В связи с высоким уровнем конкуренции, например, на рынках продуктов питания и бытовой электроники, производители заинтересованы в продвижении своей продукции на различные рынки как внутри страны, так и за ее пределами. Более того, они (производители) заинтересованы в том, чтобы цена на их товары была ниже, чем цены на аналогичные товары конкурентов. Для реализации этих двух ключевых задач сбыта продукции - доступность рынков с минимальным транспортными затратами, производители разрабатывают варианты доставки или согласуют их с региональными дистрибьюторами. При формировании варианта доставки выбирают виды магистрального транспорта, которые следует использовать с учетом развития транспортной инфраструктуры региона, природно-климатических, экономических и других факторов; размеры отправляемых партий, обеспечивающих максимальную загрузку подвижного состава, бесперебойное удовлетворение спроса и т.п.; дислокацию пунктов перераспределения грузовых потоков (региональных складских комплексов), через которые будет осуществляться доставка товаров внутри региона; способы транспортировки на местных направлениях и т.д.

В зависимости от целей доставки и транспортно-технологических возможностей ее осуществления грузы перемещаются через различные элементы системы распределения продукции:

  • ? склады производителя и потребителя;
  • ? станции (порты) отправления и назначения;
  • ? промежуточные склады (как элементы многокаскадной системы распределения).

Последовательность прохождения грузами отдельных элементов системы распределения в процессе их доставки от производителя к конечному потребителю образует схему доставки. На рис. 1 показаны различные схемы доставки.

Рис. 1.

При выборе схемы доставки учитывают особенности производства и потребления продукции, транспортные факторы и условия управления запасами в системе распределения. Критерием выбора является минимум затрат у всех участников процесса доставки грузов.

В зависимости от взаимного расположения пунктов отправления и получения грузов в рамках сформированной схемы доставки создаётся направленное движение грузов - грузопоток. Грузопоток в заданном сечении дороги характеризуется количеством груза, перевозимого за рассматриваемый период времени. Грузопотоки могут быть представлены в виде картограмм, эпюр и таблиц.

Картограмма грузопотоков привязывается к изображению территории, по которой осуществляется доставки грузов. На картограмме в условном масштабе откладывается величина перевозимых грузов и направление их перевозки в виде очертаний трассы движения на карте. Прямое и обратное направления движения грузов наносят соответственно принятому в РФ правостороннему движению автомобилей (рис. 2).


Рис. 2.

Эпюра грузопотоков строится в прямоугольной системе координат: на горизонтальной прямой линии в условном масштабе откладываются расстояния между пунктами доставки (причем криволинейная форма трассы заменяется прямолинейной); по вертикали также в масштабе откладывается объемы перевозимых грузов (рис. 3).

Рис. 3. Эпюра грузопотоков

Представление грузопотоков в табличной форме позволяет систематизировать различную количественную информацию: объемы перевозок по направлениям, распределение объемов перевозок по отдельным пунктам (прибытие, отправление, транзит), выполненный объем транспортной работы (см. табл. 1 и 2).


Таблица 1

Таблица 2


Производственный процесс по доставке грузов затрагивает большое число участников и связан с выполнением многочисленных операций, поэтому он должен рассматриваться комплексно на основе единой технологи. В соответствии с ГОСТ 3.1109-82 технологический процесс является частью производственного процесса, содержащий целенаправленные действия по изменению предмета труда. Сущность технологического процесса доставки грузов заключается в их перемещении через различные элементы системы распределения от производителя к конечному потребителю.

Технология доставки грузов - это набор и последовательность операций с грузами, обеспечивающих их доставку потребителю. Совокупность основных операций технологии доставки грузов представлена на рис. 4.


Рис. 4.

Перечисленные операции технологического процесса доставки грузов рассматриваются в качестве подпроцессов, так как сами являются сложными процессами и состоят из различных операций. Некоторые из них настолько тесно связаны между собой, что могут объединяться в подпроцессы более высокого уровня, например, погрузочно-разгрузочные и перевозочные операции входят в состав процесса транспортировки.

Процесс доставки грузов (рис. 5) начинается с процесса подготовки груза к перевозке, которая выполняется, как правило, отправителем и включает операции: консолидацию (накопление), упаковку, маркировку и т.д. Накопление груза необходимо для формирования минимально допустимого объема партии груза, обеспечивающего максимальное использование грузоподъемности транспортного средства. Погрузочно-разгрузочные операции могут выполняться как отправителем, так и экспедитором (перевозчиком). Далее груз оправляется по разработанной схеме доставки, которая может включать один или несколько распределительных центров (терминалов), обеспечивающих регулирование направления и мощности грузопотоков. Распределительные центры выполняют операции по консолидации, разукрупнению и сортировке грузов по направлениям, краткосрочному и длительному хранению и контролю над уровнем запасов, погрузке, разгрузке и перегрузке грузов с одного вида транспорта на другой, а также дополнительные услуги по осуществлению централизованных расчетов, упаковке, маркировке, таможенному оформлению грузов и т.д. Процесс доставки завершается развозом грузов непосредственным получателям в соответствии с графиком доставки и правилами приемки грузов. Эффективное осуществление процесса доставки грузов возможно только при условии полного согласования параметров взаимодействия всех его участников (отправителей и получателей грузов, перевозчиков и т.д.), а также использовании современных технологий доставки грузов. Взаимосвязь участников процесса доставки и технологии его осуществления обобщается в понятии транспортно-технологической системы доставки грузов.


Рис. 5.

Транспортно-технологическая система доставки грузов (ТТС) - это совокупность материальных элементов на всём пути продвижения продукции (транспортных и погрузочно-разгрузочных средств, транспортного оборудования, объектов инфраструктуры, складов и т.п.), а также способов взаимодействия между ними (технологических операций), обеспечивающих доставку грузов от производителей до потребителей.

Проектирование ТТС требует последовательной разработки комплекса вопросов, в частности:

  • ? разработка схем доставки, маршрутов транспортировки;
  • ? выбор видов транспорта, типов подвижного состава, тары и оборудования, погрузочно-разгрузочных средств;
  • ? определение мест размещения промежуточных складов, расчет объемов складских запасов продукции;
  • ? разработка технологической документации доставки грузов;
  • ? определение методов контроля качества и безопасности доставки грузов.

Снижение затрат и трудоёмкости работ в ТТС достигается за счёт следующих факторов: выбора эффективных транспортных средств; рационального использования складских помещений; ускорения доставки грузов; совершенствования упаковки; применения многооборотной тары (контейнеров) и пакетных перевозок; механизации погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских операций; сокращения или полной ликвидации потерь транспортируемых грузов и др.

Важным условием эффективного функционирования ТТС является технологическая согласованность работы транспортных организаций, поставщиков и потребителей продукции и промежуточных складов. Такое согласование достигается путем организации единого технологического процесса.

Единый технологический процесс - это предварительно разработанная рациональная технология взаимодействия грузоотправителей, грузополучателей, транспортных и складских организаций. Осуществление единого технологического процесса предусматривает координацию деятельности этих участников по следующим направлениям:

  • 1) согласование ритма транспортного процесса с ритмом производства и потребления, достигаемое комплексным решением задачи оптимизации выбора транспортных средств и определения объемов накапливаемых грузов на складах;
  • 2) согласования режима работы грузоотправителей, грузополучателей, транспортных и складских организаций;
  • 3) согласование ритма работы транспортных и погрузочно-разгрузочных средств;
  • 4) сокращение количества перевалочных операций в пунктах погрузки и выгрузки за счёт использования пакетных и контейнерных технологий доставки грузов;
  • 5) предварительная подготовка грузов к перевозке: своевременное комплектование партий грузов с учётом условий их накопления, грузоподъёмности транспортных средств и контейнеров, затаривание и пакетирование тарно-штучных грузов; маркировка грузов и т.д.

Эффективность деятельности любой ТТС во многом определяется тем, насколько полно и глубоко в ней внедрены передовые достижения науки и техники. Это особенно актуально для транспортных услуг, для того, чтобы доставка грузов и деятельность перевозчиков осуществлялись рационально и с минимальными затратами.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Современные технологии транспортировки в глобальных логистических системах

Введение

Транспортировка является ключевой логистической функцией, связанной с перемещением материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции в транспортных средствах по определенной технологии. Транспортировка, помимо перемещения грузов, включает такие логистичкские операции, как экспедирование, грузопереработка, упаковка, таможенные процедуры, страхование рисков и т.п. логистический грузовой транспортировка

Выполнение всех логистических операций транспортировки производится с целью обеспечения доставки нужной продукции требуемого количества и качества в заданное время и с оптимальным затратами. Значение транспортировки в логистике достаточно велико. По разным оценкам, затраты на транспортировку составляют от 20 до 70% от общих затрат на логистику и могут доходить до 300% от себестоимости производства продукции по различным отраслям и компаниям.

Обеспечение транспортировки в логистике требует управления грузопотоками, следующими от конкретных пунктов зарождения до конкретных пунктов погашения. Для этого необходимо решение следующих задач транспортировки:

-обеспечение технологического способа транспортировки грузов: унимодальной, мультимодальной, интермодальной и т.п.;

-выбор вида (видов) транспорта;

-выбор транспортных средств;

-выбор логистических посредников в транспортировке (перевозчиков, экспедиторов, агентов, терминалов и т.п.);

-определение рациональных маршрутов;

-распределение транспортных маршрутов;

-оценка качества транспортного сервиса;

-определение логистических издержек, связанных с транспортировкой;

-обеспечение технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса, согласования их экономических интересов, распределения рисков и ответственности.

В курсовой работе, рассмотрена большая часть задач транспортировки, позволяющая сформировать наиболее востребованные в разных областях логистики компетенции логиста в вопросах транспортировки. В курсовой, представлены модели и методы, применяемые в транспортировке, которые позволяют эффективно управлять материальными потоками. Методические разработки сопровождаются подробно рассмотренными практическими примерами.

Целью настоящей работы является изучение использования информационных технологий (ИТ) в транспортной логистике.

Для реализации поставленной цели в работе ставятся следующие основные задачи:

1. проанализировать эффективность ИТ в транспортной логистике.

2. изучить основные транспортные информационные системы;

3. выявить современные тенденции развития транспортной логистики на фоне распространения ИТ.

Актуальность.

Я считаю, что тема курсовой работы «современные технологии транспортировки в глобальных логистических системах» актуальна тем, что на данный момент в России недостаточно хорошо развита инфраструктура, таких комплексов как: состояние автомагистральных дорог, нано- технологий для транспортировки, ускорение процесса транспортировки, отслеживание грузов с системой «glonass» и многих других современных технологий. В настоящее время в совершенствовании нуждается как сам перевозочный процесс, так и управление транспортными потоками по всей технологической цепочке с охватом взаимодействующих звеньев разных видов транспорта. Совершенствованию смешанных перевозок с участием различных видов транспорта, повышению их эффективности многое могут дать логистические технологии как средство управления перевозочным процессом и доставки грузов по системе «точно в срок».

С развитием системного бизнеса в России появилась реальная потребность в реализации проектов по оптимизации транспортной логистики .
Давно уже прошли те времена, когда многие компании вели свой бизнес с рентабельностью до 100% и выше и доля транспортных расходов в общих расходах на реализацию товара, была настолько мизерна, что на нее вообще никто не обращал внимания.
Сейчас бизнесу стало выгодно иметь высокотехнологичную систему транспортной логистики , поддающуюся реальному управлению и контролю.
Систему, которая позволит обеспечивать доставку товара с издержками, поддающимися оптимизации по цене и качеству и способную удерживать долю транспортных расходов в определенном прогнозируемом диапазоне.
Хорошо понимая, что купить данную систему в готовом виде нельзя, а выстроить собственными силами очень непросто и долго, многие руководители бизнеса по-прежнему пытаются модернизировать свою транспортную систему самостоятельно.
Как водится, наши бизнесмены, прежде всего в данном вопросе, делают акцент на систему контроля (устанавливают GPS навигацию на автомобили, считают каждый километр пробега и каждый литр горючего) но при этом очень часто забывают об аналитическом блоке , имеющим гораздо большее значение, чем контрольный блок.
Русский менталитет, основанный на том, что «главное, чтобы не воровали» , не позволяет многим руководителям бизнеса сконцентрироваться на главной цели - выстроить систему, способную к самосовершенствованию, за счет правильного анализа получаемых данных.
В связи с тем, что купить и поставить GPS датчики гораздо проще и понятнее, выполнив это мероприятие, многие руководители бизнеса прекращают заниматься оптимизацией своей транспортной логистики, так и не добившись намеченной цели.

Цель работы.

-Проанализировать какие были технологии раньше, и как сильно они развились до сегодняшнего момента

-Проанализировать современные технологии используемые в транспортной логистике

-Проанализировать современные системы и схемы транспортировки грузов

-Рассчитать примерную прибыль обычной транспортной организации, рассчитать и сравнить с прибылью с организацией, использующие новые технологии для максимального избежания издержек

1. Современные логистические технологии на транспорте. Обеспечение устойчивой работы транспортного предприятия

Совершенствование процесса управления производством в период серьезных преобразований экономической системы возможно только на основе использования современных технологий, в частности, логистических

В середине ХХ века произошли коренные изменения в мировой экономике и в международном разделении труда. Многие страны, бывшие до этого колониальными и зависимыми территориями, получили политическую независимость и возможность свободного развития своей экономики, включения ее в мировое хозяйство. Сформировавшееся объективное наличие на земном шаре капиталистической и социалистической форм хозяйствования создало почву для мощного соперничества этих систем друг с другом в различных сферах хозяйственных и общественных отношений. Все это в совокупности потребовало немедленного перехода от эволюционного хода к резкому качественному скачку в развитии науки и техники, организации производства, ломки сложившихся технологий. Отмеченные выше особенности нашли отражение, в первую очередь, на автомобильном транспорте, как наиболее гибком и мобильном компоненте транспортной системы. А изменения, произошедшие за последние 15 лет в странах бывшего соцлагеря, потребовали стремительного развития международного транспорта для удовлетворения потребностей обеспечения роста международного товаро- и грузооборота в десятки раз. Потребовалось значительное сокращение непроизводительных транспортных потерь общества, связанных с доставкой продукта от места его производства к месту потребления.

Следует отметить, что на сегодняшний день недостаточное развитие сети и состояние автомобильных дорог привело к тому, что средние скорости движения на дорогах России почти в два раза меньше, чем в развитых промышленных странах, а срок службы автомобилей почти на треть меньше, чем в Европе. Данный вид транспорта в России наиболее ресурсоемок: на автомобильном транспорте работает около 60% всех занятых в отрасли; автотранспорт потребляет более двух третей объема нефтяных топлив и т. п. Резко увеличилась интенсивность транспортных потоков и, соответственно, возросли нагрузки на подвижной состав и дороги. На дорогах страны появилось большое количество иномарок разных лет выпуска и разного технического состояния. Важнейшей отличительной особенностью современного отечественного парка автотранспортных средств является разномарочность, неоднородность и сильная изношенность. Современный автомобильный транспорт России в его нынешнем состоянии далеко не отвечает требованиям, предъявляемым к конструкции транспортных средств, в частности, с позиций экологической безопасности. Незавершенность процесса создания новой экономической системы, постоянная корректировка положений хозяйственного права, высокий уровень инфляции, резкие изменения объемов производства различных видов продукции, внутрироссийских и международных экономических связей делают внешние условия работы автотранспорта нестабильными.

Происходит общее снижение объемов перевозок грузов автомобильным транспортом; при этом значительно возрастает доля импортно-экспортных грузопотоков. Кроме того, низкие резервы провозных возможностей автомобильного парка, высокий уровень налогов и эксплуатационных затрат снижают конкурентоспособность российского автомобильного транспорта.

Одним из главных внешних факторов является изменение характера спроса на транспортные услуги. Объем международных перевозок грузов на сегодняшний день определяется развитием политических событий в отдельных регионах Европы, темпами формирования единого европейского рынка и усилением торговой активности.

Преобразования, идущие на автомобильном транспорте, осуществляются под непосредственным воздействием политических, экономических и социальных реформ.

Переход к рынку стал для автомобильного транспорта началом нового этапа его развития: внедряются новые виды деятельности и формы транспортного обслуживания. Все более весомая роль в этом принадлежит независимым грузовым транспортным предприятиям, которые в результате проводимых на транспорте разгосударствления, акционирования и приватизации получили возможность самостоятельно выходить на рынок транспортных услуг.

Ситуация, сложившаяся на рынке транспортных услуг к началу XXI столетия потребовала опережающего развития информационного сектора экономики. На транспорте оно проявилось в компьютеризации, создании, обработке, хранении и распространении информации, а также и в создании своей собственной инфраструктуры в виде телекосмических средств связи, слежения за движением транспортных средств и устройств, перехода на использование безбумажной документации. Следует отметить, что в настоящее время для транспорта как отрасли народного хозяйства как в рамках того или иного региона, так и в международном масштабе особенно актуальным стало требование снижения себестоимости товаров за счет сокращения затрат на перемещение товарно-материальных потоков от мест производства до мест потребления, уменьшения сложившихся объемов и масс запасов сырья и продукции в производстве. Для этого необходимо внедрить принципы логистики в управление производством и создать скоростные перевозочные системы, уже проверенные на практике за рубежом.

Подпрограмма «Международные транспортные коридоры» Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» предусматривает использование преимуществ геополитического положения России.

Одним из ключевых звеньев развития российской экономики становится совершенствование транспортной системы страны и реализация ее мощного транзитного потенциала для обеспечения евроазиатских связей.

Для повышения эффективности внешнеторговых и транзитных связей международные организации и заинтересованные европейские и азиатские страны приступили к формированию системы международных евроазиатских транспортных коридоров, под которыми понимаются совокупности наиболее технически оснащенных магистральных транспортных коммуникаций, как правило, различных видов транспорта, обеспечивающих перевозки пассажиров и грузов в международном сообщении, на направлениях их наибольшей концентрации.

Создание международных транспортных коридоров предусматривает не просто слияние существующих магистралей в единый комплекс, но и приспособление действующей коммерческой практики к международным стандартам, удаление любых ненужных торговых барьеров в свете экономических, социальных и политических концепций, действующих в той или другой стране. Процесс формирования международной системы интермодальных перевозок грузов и формирования глобальных международных транспортных узлов и коридоров продолжается.

В современных условиях необходимой научной основой стратегии и тактики организации и функционирования интермодальных транспортных систем является логистика. Это комплексное направление в науке. Оно охватывает управление материальным и информационным потоком в их взаимодействии, а ее научно-практическое назначение состоит в повышении эффективности этого управления в целях максимального снижения материальных и финансовых издержек транспорта как не создающего материальных и стоимостных запасов. Так, например, транспортная логистика, основные постулаты которой использовались ранее только в области военных сообщений и в доставке грузов на крупные строительные объекты, в настоящее время является научной основой для решения глобальных перевозочных проблем. Логистика не могла пройти мимо научного анализа интермодального варианта перевозок в целях интеграции преимуществ каждого из видов транспорта: автомобильного с использованием им широкой и разветвленной сети дорог, гибкости в отношении времени доставки и характера груза, когда транспортные расходы не играют существенной роли в ценовой политике; авиационного - с его скоростью; железнодорожного - с его надежностью; водного - с его эффективностью перевозок массовых грузов, совмещения доставки штучных товаров с их хранением при довольно низких эксплуатационных расходах. Логистика также не могла не прийти к выводу о том, что складирование полуфабриката или готового изделия не всегда нерентабельно. В ряде случаев оно повышает эффективность производства за счет переноса в склад отдельных процессов изготовления товара или обеспечения надежности систем снабжения, распределения или реализации. На основе принципов логистики были созданы концепции взаимозаменяемости услуг отраслей транспорта, включая специфические виды перевозок грузов на особых условиях, например тяжеловесных и длинномерных, концепции транспортных узлов и коридоров. Логистика заложена в основе создания контейнерной технологии. Доставку товара по варианту «от двери до двери» и «точно в срок» называют логистической. Требование совершенствования инфраструктуры, разработки единых тарифов и таможенных правил, согласования движения транспортных средств, способов формирования грузопотоков считаются логистическими.

Современная концепция логистики принимается за основу экономической стратегии предприятия, когда логистика используется как инструмент в конкурентной борьбе и должна рассматриваться как управленческая логика для реализации планирования и контроля над материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами.

В условиях современной рыночной экономики использование логистической концепции в управлении предприятием должно оказаться весьма эффективным как вследствие благоприятных экономических, юридических и политических условий, так и потому, что многие положения, не называвшиеся в прошлом логистическими, были, вне всякого сомнения, таковыми по существу.

На основе логистики формируется сегодня научно-практическое направление - экономика товародвижения. Ее инструментом становится интермодализм как средство концентрации грузопотоков на оптимальных географических коммуникациях. Экономика товародвижения в ее глобально-международном применении призвана дать объективную оценку эффективности действующих и проектируемых транспортных «мостов», «коридоров» и «узлов». Формирующаяся сегодня экономика товародвижения обязана находить оптимальные решения на основе оценки альтернатив логистических транспортных цепей доставки товаров: прямого транзита, организации сбыта товаров через систему складов, создания сборочного предприятия в стране реализации изделия и др. Должны оцениваться не только прямые транспортные издержки по вариантам перевозок, но и такие факторы, как размеры сбытовых затрат, наличие внутриотраслевой конкуренции в целях реализации синергетического эффекта наиболее эффективного управления транспортом, запасами и другими функциями комплекса как единого целого. В ходе создания интермодальных логистических транспортных систем учитывается главенствующее грузопотокообразующее значение той или иной отрасли. Наличие интермодального сообщения предполагает управление и координацию движения из единого центра. Такие центры сегодня создаются ассоциациями перевозчиков и экспедиторов. Они могут сосредоточиваться в крупных терминалах, формировочных центрах и осуществлять также контроль за грузопотоками на основе слияния отдельных участников в единый комплекс и интеграции отраслей. Такая интеграционная система предполагает проведение единой политики ценообразования и централизованной системы расчетов.

Так, при выборе интермодального варианта доставки груза грузовладельцу (товаропроизводителю, потребителю или агенту-экспедитору) приходится давать стоимостную и качественную оценку следующим факторам: сроку доставки, степени сохранности, условиям страхования и финансирования, фрахтовой, маркетинговой политике отраслей транспорта и терминалов, условиям и стоимости хранения, контрактным графикам поставки и др. Например, логистические концепции поставки товаров «точно в срок» приводят к выводу об эффективности для огромной производственной кооперации доставки одной огромной массы изделий с конвейера на другую сборочную линию, минуя склад, а для другой массы товаров - через централизованный склад хранения с использованием стандартных контейнеров в морских и железнодорожных сообщениях на участке «изготовитель - склад», а на всех остальных участках, включая вариант «от двери до двери» (например, запчастей), - мелкими отправками в автомобильно-авиационных сообщениях. Таким образом, необходимо создание таких логистических центров, которые координируют работу различных видов транспорта, обеспечивают краткосрочное и длительное хранение грузов, грузопереработку, таможенное оформление грузов и осуществляют доставку грузов клиентуре.

Установлено, что применение логистической системы способно обеспечить:

1) сокращение уровня складских запасов сырья и готовой продукции на 30-50%;

2) ускорение процесса транспортирования в 1,5-2 раза;

3) улучшение использования производственных мощностей фирм - производителей продукции на 20-50%.

К сожалению, в транспортных системах имеет место несогласованность работы отдельных звеньев между собой, которая проявляется обычно в двух формах - в несогласованности интенсивности хода процесса на отдельных элементах и в несогласованности протекания отдельных процессов во времени. Последняя особенно характерна для перевалочных узлов. Ситуация в транспортном производстве изменяется быстро, а информация о ходе процесса часто запаздывает. В этих условиях особое значение имеет коренное улучшение оперативного управления движением перевалочных грузопотоков, непрерывный контроль хода перевозок в реальном масштабе времени.

Перспективы развития автомобильного транспорта будут определяться будущим спросом на перевозки, так как спрос на транспортные услуги соответствует характеру экономического роста, причем переход к рыночной экономике сопровождается структурными изменениями не только в экономике, но и в самой транспортной системе.

1.1 Классификация и характеристика грузовых перевозок

В период становления рыночной экономики в нашей стране изменилось отношение к процессу оказания услуги транспортными предприятиями, основное внимание стало уделяться не выполнению планового задания, а наиболее полному удовлетворению требований потребителей. При этом технологии доставки стали базироваться на концепции интеграции транспорта и материально-технического обеспечения, что привело к постепенному органическому срастанию транспорта с обслуживаемым производством. Однако транспорт был и остается ключевой частью логистической цепи.

Транспорт - это, во-первых, комплекс технических средств для осуществления транспортировки грузов и пассажиров; во-вто- рых, отрасль экономики страны, обеспечивающая бесперебойное и своевременное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках.

Транспортная система - комплекс различных видов транспорта, находящихся во взаимозависимости и взаимодействии при выполнении перевозок.

Рынок транспортных услуг - экономическая система отношений со встроенным организационным механизмом управления транспортной системой, посредством которого формируется отношения обмена между покупателями и продавцами транспортных услуг (рис. 1.1).

Перевозка грузов является сложным процессом, состоящим из ряда операций. Это и погрузка, перемещение груза, его выгрузка. При доставке возникает необходимость приема груза у грузоотправителя и выдачи его грузополучателю, оформления документов, сопровождения груза и др. Учитывая, что условия выполнения грузовых перевозок и виды перевозимых грузов достаточно многообразны, грузовые перевозки принято классифицировать по ряду признаков.

2. Альтернативы транспортировки и критерии выбора логистических посредников

2.1 Система критериев при выборе посредников

Технологический процесс доставки грузов состоит из последовательности операций по транспортировке: перемещение грузов от грузоотправителей до получения их потребителем, хранение грузов на промежуточных складах, упаковка, маркировка грузовых мест, сбор и разукрупнение отправок и др. Для обеспечения доставки до потребителя необходимо выбрать способ перевозки, технологии доставки, маршрут. Перевозка грузов может выполняться собственным транспортом предприятия, заинтересованного в доставке товаров, или с привлечением логистических посредников, которые выполняют все или отдельные операции по транспортировке, поэтому одной из логистических процедур выбора наряду с выбором способа перевозки и видов транспорта является выбор логистических посредников: перевозчиков, экспедиторов и др.

Решение любой задачи выбора производится на основе определенных критериев. Логистические процедуры выбора в транспортировке - это сложные многокритериальные задачи, решаемые с учетом системы критериев. Основными критериями выбора варианта транспортировки являются стоимость доставки, время, затрачиваемое на перевозку, качество доставки, выполнение сопутствующих услуг и др.

Выбор варианта транспортировки по критерию стоимости доставки или суммарных затрат на доставку осуществляется при помощи сравнения уровней данных затрат при разных вариантах, зависящих как минимум от двух факторов: расстояние перевозки груза и физического объема груза. Стоимостной критерий является одним из решающих в случае выбора самостоятельной организации доставки или доставки с применением логистических посредников. При этом учитываются затраты на приобретение и эксплуатацию собственного парка транспортных средств, затраты на наем, обучение, подготовку необходимого персонала, приобретение требующихся документов (сертификатов, допусков, разрешений, таможенных документов и т. д.), затраты на оплату услуг логистических посредников.

Сроки (скорость) доставки - временный критерий, косвенно связанный со стоимостным. Приоритет данному критерию отдается, как правило, в случае экстренных заказов.

Критерий качества доставки является комплексным критерием, включающим соблюдение сроков доставки, обеспечение сохранности грузов, готовность изменить условия договора, имидж фирмы на рынке, безопасность, качество применяемых процедур управлений рисками, например, надежность страховой защиты и др.

В целом же система критериев для выбора вида транспортировки может различаться в зависимости от вида перевозимого груза, параметров заказа, динамики бизнеса, в том числе, транспортное го и сопряженных с ним отраслей, и других факторов.

При определенных ситуациях для потребителя может быть решающим только один критерий, а все остальные не будут приняты во внимание. Так, например, известно, что доставка воздушным транспортом используется, в основном, только для ценных грузов и почты. Однако если отсутствие какой-либо детали приведет к остановке производства, клиента будет интересовать, в первую очередь, может ли поставщик организовать незамедлительную поставку. Естественно, что процедура выбора варианта транспортировки по одному критерию является более простой. Однако выбор редко производится по одному критерию, так как самый быстрый вариант может быть настолько дорогим, что доставка груза по нему не принесет желаемой прибыли или вообще окажется убыточной; самый дешевый вариант доставки может оказаться неприемлемым из-за большой продолжительности перевозки или низкой надежности доставки в договорные сроки.

Если при выборе варианта транспортировки решающими являются несколько критериев, то выбор варианта производится с применением методов решения многокритериальных задач, предусматривающих компромиссное решение. Модель выбора варианта транспортировки должна предусматривать возможность изменения системы критериев, задания значимости (ранжирования) критериев нахождения наилучшего решения при равной важности всех участвующих в выборе критериев.

2.2 Основные логистические посредники, Современные тенденции экспедиционного обеспечения логистики

При перевозках грузов большое влияние на качество обслуживания оказывает участие посредников. К основным логистическим посредникам в транспортировке товаров относятся перевозчики и экспедиторы. Первые, как правило, выполняют различные перевозочные услуги, ассортимент которых определяется размерами отправок, различной дальностью перевозки, видами принимаемых к отправке грузов и другими признаками. Экспедиторы выполняют набор комплексных услуг: организовывают перевозку по маршруту, выбирают способ транспортировки и маршрут, координируют работу разных перевозчиков, выполняют таможенное оформление грузов и другие операции. Объем и содержание транспортной экспедиции определяется многими обстоятельствами: видом транспорта, видом сообщения, характером груза, технологией обработки груза и т. д. По данным Международной федерации экспедиционных ассоциаций (ФИАТА - FIATA), в мире действует около 35 тыс. экспедиционных предприятий.

К основным функциям экспедитора относят следующее:

Проработка транспортных условий контракта купли- продажи и выбор наиболее рационального вида транспорта, маршрута перевозки, транспортных средств с учетом системы критериев, принятой для транспортировки товара;

Изучение конъюнктуры мирового рынка транспортных услуг и разработка рекомендаций по организации перевозок;

Сопровождение товара в процессе транспортировки с предоставлением набора информационных услуг,

Организация доставки грузов, погрузочно-разгрузочкых и складских работ,

Обеспечение максимального использования грузоподъемности и грузовместимости перевозочных средств (вагонов, автомобилей, контейнеров, судов);

Заключение договоров с перевозчиками или их представителями на транспортировку груза, осуществление расчетов с перевозчиками и другими транспортными посредниками;

Подготовка необходимых транспортных и товаросопроводительных документов;

Приемка груза от перевозчика в пунктах назначения с проверкой количества груза (веса, числа мест), а в отдельных случаях и его качества;

Оформление коммерческих актов и других документов при обнаружении недостач, порчи, повреждения груза или тары, излишков, пересортицы и т. п.;

Содействие организации перевалки грузов при передаче cj одного вида транспорта на другой;

Выполнение таможенной очистки, содействие санитарному! контролю и карантинным операциям;

Выполнение страхования грузов;

Координация действий участников транспортного процесса для обеспечения эффективной доставки грузов и др.

Выполнение указанных функций экспедитора реализуется через последовательность конкретных операций. Так, погрузочному разгрузочные и складские работы включают следующие операции: | погрузку, разгрузку, сортировку, маркировку, упаковку, счет, взве- j шивание грузов, комплектование и разукрупнение отправок, формирование и расформирование пакетов, ремонт упаковки и транспортной тары и т. д. Экспедитор при этом может выполнять очист-1 ку транспортных средств и контейнеров от остатков груза, содержать парк оборотных контейнеров и пакетов и предоставлять их| грузоотправителям, предоставлять пломбировочные устройства.

К коммерческим услугам, предоставляемым экспедиторами, относятся заполнение товарно-транспортных документов; оформление и оплата провозных платежей, сборов, штрафов; декларирование грузов в таможенных органах, оформление таможенных документов, составление актов о недостаче, несохранности грузов и просрочке их доставки от имени грузовладельца.

К информационным услугам экспедитора относят информирование грузополучателей об отправке грузов, уведомление о прибы-1 тин грузов в их адрес, предоставление сведений и месте нахождения груза, о тарифах на логистические услуги, выполняемых в ходе транспортировки и др.

Экспедиторы, имеющие подвижной состав, могут выполнять операции по перевозке.

При привлечении экспедитора в смешанном сообщении возни- зет необходимость определения выгоды, получаемой пользователем, которая зависит во многом от используемой схемы доставки. Пусть продавец и покупатель заключили договор купли-продажи товара, в котором предусмотрена обязанность продавца организовать доставку груза в пункт назначения. При этом следует выполнить следующие операции: груз необходимо подготовить к транспортировке, оформить документы, погрузить на автомобиль, доставить на автомобиле на железнодорожную станцию, там выгрузить и какое-то время хранить до погрузки в вагон, перевезти груз по железной дороге в порт своей страны, выгрузить на склад порта, временно хранить на складе до прибытия судна, погрузить груз на судно, отправить морем в порт другой страны, обработать груз в порту страны назначения, передать его автомобильному перевозчику, который доставит его в обусловленный договором пункт назначения.

В рассматриваемой ситуации возможны три основные схемы организации указанного сообщения.

По первой схеме (рис. 2.1) продавец отказывается от услуг каких-либо посредников в организации и осуществлении перевозок, т. е. действует самостоятельно. Из схемы видно, что для того, чтобы осуществить возложенные на него обязательства по доставке, отправителю следует заключить 6 договоров обслуживания (перевозки и оказания услуг) - по количеству участников транспортировки и перевалки груза с одного вида транспорта на другой. Таких договоров может быть больше, если на участке одного вида транспорта задействовано более одного перевозчика.

По второй схеме в договор включаются посредники - экспедиторы. Их договорно-правовой статус и деятельность в такой логистической цепи доставки принципиально меняют права и обязанности отправителя и покупателя, что отражено на рис. 2.2. В это схеме различают следующие виды транспортной экспедиции:

При отправлении груза, в пунктах отправления и погрузки;

По прибытии груза, в пунктах назначения, выгрузки;

При перевалке груза, в пунктах перехода с одного вил транспорта на другой, перегрузки.

Отправитель не готовит груз к перевозке, а поручает выполнить все необходимые операции экспедитору. Вместо 6 договоров перевозки и обработки грузов продавец заключает лишь 3 договора транспортной экспедиции. При этом следует отметить, что понятие «экспедитор» имеет в данном случае узкий смысл, т. е. это оператор на рынке транспортных услуг, который тяготеет к определенным видам транспорта и деятельности на них, а также к определенным странам и регионам. В указанной схеме, как правило, один экспедитор представляет интересы покупателя и выполняет необходимые операции с грузом по его прибытии на место назначения.

Третья схема доставки груза, приведенная на рис. 2.3, иллюстрирует сущность и главные принципы организации и регулирования смешанных перевозок.

Оператором смешанных перевозок является экспедитор, обла дающий большими правами и ответственностью, а также более ши рокой сферой деятельности. Отправитель заключает один договор и предает груз оператору смешанной перевозки. Процесс доставки находится под постоянным контролем оператора, и грузовладелец может в любой момент получить информацию о продвижении груза и его состоянии. Таким образом, операторы смешанных перевозок организуют и осуществляют перевозку в соответствии с логистическим принципом «от двери до двери». Операторы смешанной перевозки имеют, помимо главных офисов, региональные представительства, дочерние компании, сеть агентов в грузообразующих центрах и в транспортных узлах.

К вспомогательным логистическим посредникам в транспортировке (если экспедиторы не выполняют соответствующие функции) относятся таможенные брокеры, информационные, страховые, охранные компании, банки, терминалы и др.

3. Современные логистические технологии доставки грузов. Принципы, организация, эффективность

3.1 Модальные перевозки: унимодальные, мультимодальные, интермодальные

Снижение транспортных расходов возможно за счет применения новых технологий перевозки, реорганизации транспортной инфраструктуры и интеграции транспортных систем. Таким образом, главным инструментом в указанном процессе является использование нескольких видов транспорта при доставке грузов. При этом следует отметить, что указанный способ доставки не имеет в российской и международной практике единой терминологии, однако многими авторами сделана попытка обобщить известные определения: смешанные, комбинированные, мультимодальные, интермодальные.

Правилами UNCTAD (United Nation on Trade and Development) принята следующая терминология.

Унимодальная (юнимодальная) перевозка - это перевозка грузов одним видом транспорта одним или несколькими перевозчиками.

Интермодальная перевозка -- это перевозка несколькими вицами транспорта с перевалкой грузов, при этом один из перевозчиков организует всю перевозку от одного пункта происхождения через один или несколько пунктов перевалки до конечного пункта и в зависимости от распределения ответственности за перевозку выдаст различные виды транспортных документов.

Сегментированная перевозка возникает, если перевозчик, организующий транспортировку, принимает ответственность лишь за часть перевозки, осуществляемой им самим. При этом он может выписать документ на интермодальную или комбинированную перевозку.

Мультимодалъная перевозка возникает, если перевозчик, организующий транспортировку, принимает ответственность за всю перевозку с выдачей документа о мультимодальной Перевозке.

Комбинированная перевозка - это перевозка грузов в одном и том же грузовом месте или транспортном средстве последовательно различными видами транспорта с использованием сквозного документа.

Смешанная перевозка- это перевозка по крайней мере, двумя видами транспорта.

Обобщающая схема, позволяющая определить основные характеристики каждого вида перевозки, приведена на (рис 3.1)

Общими особенностями смешанных перевозок являются.

1) Согласованное использование в перевозке ьолее одного вида транспорта

2) Перевозка организуется одним лицом- оператором смешанной перевозки

3) Отношение между заказчиком и исполнителем комплексной транспортной услуги (оператором смешанной перевозки) регуоируются на основе одного договора.

4) Смешанная перевозка может иметь статус международной. В этом случае место приема груза к перевозке и предлогаемой место его сдачи находятся на территории двух различных государств.

3.2 Терминальные перевозки: Характеристика современных грузовых терминалов

При разработке схемы доставки большое значение приобретают пункты перегруза, в которых выполняются перевалочные операции с одного вида транспорта на другой, производятся рассортировка грузовых партий и другие операции, связанные с транспортировкой и складскими работами. В таких пунктах организуются специальные комплексы инжерено-технических сооружений, предназначенных для взаимодействия разных видов транспорта и выполнения таких, как прием, накопление, погрузка, разгрузка, временное хранение, сортировка грузов, комплектация и разукрупнение отправок. Такие комплексы получили название терминалов. На терминалах, помимо складских операция и грузоперерабоки, выполняется коммерческое и информационное обслуживание грузополучателей, экспедиторов, перевозчиков и других логистических посредников.

Терминалы, предназначенные для обслуживания широкой номенклатуры грузов, называются универсальными, а терминалы, на которых осуществляют переработку груза какого-то одного вида специализированными.Система доставки, организуемая через терминалы получила название терминальной, схема терминальной система приведена на рис.3.2.

Одним из главных показателей эффективности доставки грузов с использованием терминалов является обеспечение высокой скорости доставки в сочетании с высокой производительностью подвижного состава. Так, разветвленная терминальная система позволяет осуществлять международные перевозки по территории Западной и Центральной Европы с гарантией доставки в течение 24- 48 ч. Производительность подвижного состава в терминальных системах возрастает на 40-60%, себестоимость перевозки снижается на 25-30%. Столь высокая эффективность работы терминальных систем определяется интегрированием большого числа логи- стических функций и операций и соблюдением технологической целостности процесса доставки. Технология доставки грузов через терминалы включает предварительную подготовку груза и необходимых для него документов, широкое использование парка оборотных контейнеров, поддонов, укрупнение грузопотоков, формирование информационных систем электронного документооборота, телекоммуникационных систем слежения за грузами в процессе движения и многое другое. Стандартная схема технологического цикла грузового терминала представлена на рис. 3.3.

Терминальная система, кроме терминалов, на которых выполняется грузоперерабока и складские операции, включает подсистемы подвоза (сбора) и развоза грузов, а также подсистему терминальных перевозок.терминальных перевозок. Сбор грузов на терминал и развозка грузов из терминала выполняется, как правило, автомобилями малой и средней грузоподъемности. В магистральных перевозках задействованы все виды транспорта. Автомобильный транспорт в подсистеме магистральных перевозок представлен автомобилями большой грузоподъемности, автопоездами с прицепами и полуприцепами.

Одной из важных логистических процедур транспортировка грузов является выбор терминала или терминальной системы. Дл этого важно знать расположение терминалов по предполагаемому маршруту доставки, специализацию, мощность терминалов, а также уметь оценивать надежность выбранных объектов, качество выполняемых операций и другие параметры работы терминалов. Процедура выбора терминала аналогична выбору экспедитора, иногда обе задачи выбора объединяются, поскольку многие экспедиторы - это предприятия, имеющие терминальные комплексы, а грузоотправителю нужны и терминальные и экспедиционные услуги, поэтому экспедиторам, имеющим терминалы, может быть отдано предпочтение.

Большое значение терминальные системы имеют в доставка грузов по международным транспортным коридорам, под которыми понимается часть транспортной системы, предназначенная для обеспечения международных грузовых перевозок между отдельными районами на основе единой технологии. Организация между народных транспортных коридоров создает основу для созданных глобальных логистических систем и интеграции национальны: транспортных систем в мировую транспортную систему.

4. Современные технологии контроля качества транспортировки продукции, чувствительной к температурным изменениям

Кухаренко А.В. ООО "Брукс ЛМ", специалист по предотвращению транзитного ущерба

В условиях жесткой конкуренции всегда побеждает продукция, обладающая более высоким качеством. Для целей повышения качества производителями приобретается более совершенное технологическое оборудование, совершенствуются процедуры контроля качества. Однако, даже если производство без потерь, благодаря четкому контролю, потери, все-таки имеют место. Эти потери проявляются там, где проведение контроля, по каким либо причинам не представляется возможным. Например, в процессе транспортировки груза.

Транспортировка во все времена была для отправителя "черным ящиком". То, что происходит с грузом при перевозке, как правило, обнаруживается уже после приемки, когда оспорить что-либо уже невозможно. Одним из нарушений вызывающих скрытые повреждения груза является нарушение температурного режима.

Для контроля температуры, современные модели рефрижераторов снабжаются электронными регистраторами, которые позволяют отслеживать температурные колебания на протяжении всего времени следования, но таких машин мало, в большинстве рефрижераторов установлены только термометры. Конечно, такие регистрирующие системы можно установить самостоятельно, но это хорошо только для собственной транспортной службы предприятия, потому что это дорогие устройства. Есть и другой способ решения проблемы контроля температурного режима транспортировки, основанный на применении системы многоступенчатого контроля в сочетании с использованием одноразовых термоиндикаторов.

Применение такой системы обладает целым рядом преимуществ:

Термоиндикаторы на несколько порядков дешевле даже самых простых электронных систем;

Термондикаторы свободно считываются визуально, без применения считывающих устройств;

Термоиндикаторы позволяют определить кумулятивную продолжительность температурного воздействия на продукт;

Одноразовые термоиндикаторы представляют собой небольшие многослойные бумажные устройства, окрашивающиеся в красный цвет в случае, если превышена контрольная температура. Такие индикаторы широко используются для контроля холодовой цепи при транспортировке вакцин, фармацевтических препаратов, донорской крови и органов.

Применительно к замороженным продуктам и мороженому, контрольная температура составляет -18 градусов Цельсия. Рассмотрим систему контроля температурного режима транспортировки с использованием термоиндикаторов WarmMark (Рис.1).

Рис. 1. Схема рабочей модели системы контроля температурного режима транспортировки груза с использованием термоиндикаторов WarmMark

Управляющая логистическая система проводит предварительную подготовку к отправке груза, в рамках которой проводятся следующие мероприятия:

Информирование получателя, компании перевозчика и страховой компании о проводимых контрольных мероприятиях;

После загрузки, проводится установка термоиндикаторов на контрольные упаковки с грузом;

Делается отметка об использовании термоиндикаторов в транспортной накладной;

Непосредственный перевозчик (водитель) предупреждается об ответственности и о том, что груз находится под контролем;

По прибытии груза в пункт назначения, получателем проводится приемка груза в присутствии представителя перевозчика.

В случае если термоиндикатор сработал:

О факте срабатывания делается отметка в транспортной накладной;

Информируется отправитель;

Проводится выборочная проверка;

Если обнаружена порча груза, составляется коммерческий акт;

Отправитель проводит анализ возможных причин и принимает управленческие решения;

Если индикатор не сработал - это означает, что колебаний температуры могущих привести к порче груза не было.

Как показывает практика, благодаря применению системы контроля температурного режима транспортировки удается существенно сократить потери при транспортировке (от 50% и выше), более того, отношение к грузу со стороны участников процесса транспортировки резко меняется - повышается дисциплина складского персонала отправителя, водителей транспортных компаний, персонала получателя. Перевозчик старается заранее предвидеть возможные дорожные ситуации и риски, чаще проводит температурный контроль посредством бортового термометра. В итоге, продукция доставляется получателю без потерь в качестве. Что, собственно, и требуется!

4.1 Современные технологии снижения затрат транспортной логистики

Групп а Компаний АНТОР.

Профессиональные ИТ-решения повышения эффективности управления транспортной логистикой и транспортными ресурсами

Размещено на http://www.allbest.ru/

ANTOR Размещено на http://www.allbest.ru/

LogisticsMaster™ - автоматизация планирования маршрутов доставки продукции и локальных грузоперевозок

ANTOR Размещено на http://www.allbest.ru/

Logist CPM - финансовый анализ бизнес-процессов доставки продукции

ANTOR Размещено на http://www.allbest.ru/

Intercity Delivery Planning - планирование междугородних грузоперевозок

ANTOR Размещено на http://www.allbest.ru/

MonitorMaster - спутниковый GPS/ГЛОНАСС мониторинг и навигация транспорта и мобильных объектов

ANTOR Размещено на http://www.allbest.ru/

PocketMaster - спутниковый мониторинг транспорта персонала (и транспорта) на основе КПК.

ANTOR Logistics Master тм

Автоматизированная система планирования маршрутов грузоперевозок

Планирование оптимальных маршрутов грузоперевозок (доставка и сбор)

Размещено на http://www.allbest.ru/

Сокращение расходов и оптимизация ресурсов

Размещено на http://www.allbest.ru/

Повышение скорости и точности планирования

Размещено на http://www.allbest.ru/

Формализация процессов планированияРазмещено на http://www.allbest.ru/

и осуществления контроля;

Снижение влияния человеческого фактора

Размещено на http://www.allbest.ru/

Программный комплекс ANTORРазмещено на http://www.allbest.ru/

LogisticsMaster тм обеспечивает эффективное решение задач распределения заявок по рейсам с точки зрения максимизации использования ресурсов автотранспорта и оптимизации пробега, строго учитывая установленные «окна доставки».

Источником данных для планирования служат заявки клиентов, автоматически поступающие из Корпоративной Информационной Системы заказчика в ANTOR LogisticsMaster тм. Кроме того, системе планирования маршрутов ведется полный учет доступных транспортных средств (как собственных, так и арендуемых).

В ходе планирования ANTOR LogisticsMaster тм проводит распределение заявок по отдельным рейсам, осуществляется геокодирование (привязка рейсов к картографической основе, транспортному графу и адресной базе).

ANTOR LogisticsMaster тм . Преимущества использования

Вариант 1: За счет сокращения периода планирования маршрутов доставки и грузоперевозок, мы получаем возможность проводить более тщательную комплектацию и погрузку заказов в кузов автомобиля, в соответствии с порядком объезда точек, что позволяет значительно сократить время разгрузки в точке доставки, а значит обслуживать больше клиентов.

Вариант 2: появляется возможность использовать высвобождаемое время для увеличения срока приема заказов (например, не до 16.00 для доставок на следующий день, а до 18.00-19.00), что не может не способствовать увеличению объемов продаж и повышения качества обслуживания клиентов.

4. 2 ANTOR Intercity Delivery Planning система автоматизации планирования междугородних грузоперевозок

Автоматизировать процесс планирования маршрутов междугородних грузоперевозок;

Эффективно управлять прибыльностью и стоимостью каждого рейса

Формировать для каждого клиента индивидуальные цены, учитывая сопутствующие издержки и норму прибыльности

Сократить порожние пробеги автотранспорта (планировать дозагруз машин, в т.ч. после начала рейса)

Планировать расход топлива

Повысить общую безопасность рейсов

Повысить производительность и качество работы диспетчеров

Повысить степень контроля за выполнением грузоперевозок

ANTOR Intercity Delivery Planning позволяет детально планировать все этапы и параметры выполнения рейсов:

Среднюю скорость перемещения

Размещено на http://www.allbest.ru/

Полный (общий) пробег ТС

Размещено на http://www.allbest.ru/

Средний пробег в сутки

Размещено на http://www.allbest.ru/

Количество необходимого Размещено на http://www.allbest.ru/

Места заправок и ночевок

Размещено на http://www.allbest.ru/

И многое другое…

Подобное планирование позволяет:

· Определить затраты (издержки) и необходимые ресурсы для организации грузоперевозки

· Повысить безопасность транспортных средств и грузов

· Оптимально управлять эксплуатацией и содержанием транспортных средств

· Снизить аварийность грузоперевозок

4.3 ANTOR Monitor Master

Система GPS /ГЛОНАСС мониторинга транспортных средств и специальной техники

Однако, все преимущества эффективного планирования могут быть сведены к нулю из-за отсутствия системы надежного контроля. Много ли будет стоить Ваш план, если водитель, выезжая за ворота склада, тут же про него забывает и сам определяет порядок объезда точек доставки или что еще хуже - в первую очередь, решает собственные задачи, используя корпоративный транспорт.

С функцией контроля и анализа фактических перемещений транспортных средств, режимов работы машин и механизмов успешно справляется система спутникового GPS/ГЛОНАСС мониторинга мобильных объектов ANTOR MonitorMaster.

Принцип работы

На транспортное средство устанавливается специализированное оборудование: бортовой контроллер (с GPS/ГЛОНАСС-приемником и GSM-модемом) и при необходимости: датчики состояния (расхода топлива, температуры, открытия/закрытия кузова, давления на ось и т.д.) или CAN/FMS адаптер для подключения к бортовому компьютеру автомашины. Передача данных осуществляется каждые 10-15 секунд (возможна дистанционная настройка данного параметра) по каналу GPRS/EDGE (мобильный Интернет) через специализированный Интернет-шлюз на сервер Заказчика. Полученная информация отображается на электронной векторной карте и сохраняется в архиве. Пользователи могут получать отчеты о состоянии, маршруте и текущем нахождении транспортных средств - в данный момент времени или за любые прошлые периоды.

...

Правовые основы различных транспортных логистических операций. Экономическая оценка видов транспортировки. Анализ ситуации на рынке нефтеналивных грузов. Железнодорожный транспорт в перевозке нефтеналивных грузов: традиционные поставки и перевозки.

дипломная работа , добавлен 09.02.2009

Теоретические и методологические основы мультимодальных перевозок и интермодальных систем. Транспортная экспедиция в мудьтимодальных системах транспортировки. Оптимизация маршрута контейнерной перевозки из Китая в Россию. Расчет стоимости доставки.

дипломная работа , добавлен 10.07.2017

Факторы, определяющие свойства и качество грузов. Классификация и организация перевозок массового груза. Транспортная характеристика и перевозка тарно-штучных грузов. Особенности транспортировки опасных грузов и грузов, перевозимых в контейнерах.

курсовая работа , добавлен 11.04.2013

Основные виды сообщений в системе доставки грузов. Терминальные технологии в формировании логистической системы перевозок грузов. Технико-экономические особенности различных видов транспорта и сферы их использования. Подвоз-развоз грузов на терминалы.

контрольная работа , добавлен 07.05.2011

Организационная структура транспортной компании, функциональные задачи ее служб (отделов). Задачи по организации перевозок транспортной компании. Планирование и организация доставки грузов. Организация перевозки мониторов для компьютеров, свежей зелени.

курсовая работа , добавлен 04.01.2015

Правила перевозок тарно-штучных грузов автомобильным и железнодорожным транспортом, сравнительная характеристика, преимущества и условия использования. Принципы определения совокупных логистических издержек на организацию поставок скоропортящихся грузов.

курсовая работа , добавлен 06.02.2014

Сущность и возможности транспортировки грузов морским путем, достоинства и недостатки данного вида перевозок. Проведение анализа современного состояния рынка морских контейнерных перевозок как самого дешевого и безопасного вида транспортировки грузов.

курсовая работа , добавлен 26.10.2012

Методологические основы исследования логистических аспектов международных транспортных перевозок. Содержание и классификация транспортных операций: сущность и особенности. Стратегические основы развития транспортных перевозок Европейского Союза и США.

Организации и технологии перевозок грузов и 196  

Второе направление включает совершенствование управления , организации и технологии перевозок.  

Решение о целесообразности создания и внедрения новой техники принимается на основе экономического эффекта , определяемого на годовой объем производства и использования новой техники в расчетном году. За расчетный год принимается первый год после окончания планируемого срока освоения производства новой техники . Как правило, это второй или третий календарный год серийного выпуска новой продукции или использования новой технологии перевозок и производства.  

Технология перевозок грузов укрупненными местами и,  

Необходимость изучения зависимости себестоимости перевозок от объема перевозочной работы на промышленном железнодорожном транспорте вызвана тем, что объем работы , как известно, самый мощный фактор, влияющий на уровень себестоимости продукции . Зависимости, найденные исследователями на железнодорожном транспорте общего пользования , не могут быть использованы в условиях промышленного транспорта по следующим причинам существенно различается технология перевозок калькуляционной единицей является, как правило, 1 т, а не 1 ткм в сотни раз меньше средняя дальность перевозок другой характер работы и уровень использования подвижного состава.  

Специальные (горячие) перевозки, которые осуществляются железнодорожными цехами металлургических заводов, имеют еще ту особенность, что осуществляются в подвижном составе, принадлежащем основным производственным цехам, отличаются высокими нагрузками на ось подвижного состава, а также технологией перевозок.  

Однако при создании чрезмерно крупных предприятий требуются значительные капитальные затраты и много времени, усложняется управление производством , ограничиваются возможности равномерного размещения промышленности , увеличивается объем дальних перевозок как готовой продукции , так и сырья и материалов, необходимых для ее изготовления. Поэтому при определении рациональных размеров предприятий исходят из учета хозяйственных факторов, местоположения предприятия, особенностей отрасли производства, а также достигнутого уровня развития техники и технологии производства.  

В сланцеперерабатывающей промышленности и промышленности технического углерода намечается сокращение затрат ручного труда за счет внедрения трудосберегающих технологий, автоматизации упаковки, выгрузки и загрузки продукции, внутризаводских перевозок.  

Нефтегазовая отрасль, способствуя развитию других направлений экономики, обеспечивает мультипликативный эффект добыча, переработка и транспортировка больших объемов нефти и газа создает предпосылки для развития отечественного нефтегазового, энергетического, транспортного машиностроения , телекоммуникаций, нефтехимии, транспортных перевозок, строительства автодорог и инфраструктуры сервиса. Это, в свою очередь, даст импульс развитию науки и высоких технологий в этих сферах.  

Другим, в значительной степени условным, недостатком трубопроводного транспорта , связанным с присущей ему технологией, является большой удельный вес первоначальных и текущих расходов , не зависящих от объема перекачки. В связи с этим наилучшие экономические показатели по трубопроводам достигаются при максимальной их загрузке. Правда, и на других видах транспорта с увеличением объема перевозок улучшаются их экономические показатели , но на трубопроводном транспорте эта зависимость проявляется особенно ярко. Удельный вес зависящих расходов в общих расходах (без учета грузовых работ) по видам транспорта виден из данных табл. 34 .  

Рационализация транспортно-экономических связей является сложной комплексной проблемой, охватывающей сферы производства и обращения. Совершенствованию связей внутрипроизводственной сферы способствуют в основном улучшение размещения предприятий , внедрение новой техники и технологии. Рационализация связей в сфере обращения связана с повышением научного уровня планирования перевозок, с эффективной организацией материально-технического снабжения в народном хозяйстве , с осуществлением мероприятий внутри транспортной системы , создающими условия для снижения себестоимости перевозок.  

Технологии транспортировки. Высокие транспортные издержки служат барьером для любого типа торговли и особенно для торговли между удаленными друг от друга регионами. Но совершенствование транспортных средств привело к тому, что земной шар как бы съежился, и это очень облегчило международную торговлю . Самолеты теперь быстро доставляют легкие ценные товары , например алмазы или полупроводники, из одной страны в другую. Нефть обычно транспортируется в огромных танкерах, что сильно сократило стоимость перевозки в расчете на единицу объема. Зерно отгружается на океанские корабли из современных зернохранилищ на Великих озерах и в прибрежных портах. Контейнерные суда доставляют железнодорожные контейнеры прямо в иностранные порты, где краны перегружают контейнеры на железнодорожные платформы для внутренних перевозок. Природный газ течет по трубам большого диаметра от стран-экспортеров к импортерам, например из России в Германию или из Канады в Соединенные Штаты. Рабочие потрошат рыбу на больших рыболовецких судах прямо в местах лова. В специальных холодильниках рыбу затем доставляют в зарубежные порты. Производители коммерческих самолетов доставляют новые лайнеры зарубежным клиентам в течение нескольких часов, просто совершая на них перелеты непосредственно к месту назначения.  

В конце 1970-х годов в Ленинграде была разработана логистическая технология, т. е. работа видов транспорта по методу транспортного узла, где осуществлялось их взаимодействие. Концепции i отечественных ученых изучались западными специалистами. В настоящее время они положены в основу развития единой Европейской транспортной системы стран ЕС. В конце 1980-х годов в СССР была сделана попытка внедрить межотраслевую систему Ритм, функционирующую на принципах логистики . Единая межотраслевая технология устойчивых перевозок железорудного сырья объединяла графики движения поездов , работу станций , предприятий - отправителей и получателей грузов по организации продвижения технологических маршрутов . Была разработана и внедрялась логистическая цепочка доставки каменного угля из Кузбасса на одну из ТЭЦ Москвы.  

К политике предоставляемых услуг относятся все решения и действия, направленные на комплексное осуществление транспортного процесса. Это означает, что организация перевозок грузов с учетом расстояния их транспортировки, количества сроков доставки планируется наряду с оказанием дополнительных услуг клиентам. Анализ участия фирм-перевозчиков в логистической деятельности грузовладельцев США показал, что транспортные предприятия весьма охотно идут на расширенную диверсификацию своей деятельности. Это повышает потенциал привлечения клиентуры, увеличивает прибыль, ускоряет внедрение новейших транспортных технологий, укрепляет положение на рынке транспортных услуг. В свою очередь, фирмы-продуценты-не менее заинтересованы в том, чтобы освободиться от многих логистических функций и сосредоточить внимание на основной профилирующей деятельности с целью снижения затрат и повышения гибкости в работе.  

Как правило, эти меры касались таможенных барьеров, контроля и технологических процедур на пограничных переходах, внедрения в практику новых технологий перевозок (например, интермодальных). В результате было сокращено время нахождения грузов в пути, повышена точность их доставки и сохранность, уменьшены запасы материальных ценностей на приграничных терминалах.  

Помимо этого, как уже упоминалось, в последнее время получает развитие более прогрессивная форма организации перевозок, связанная с внедрением новой технологии перевозок в контейнерах, пакетах, флетах и с интегрированием многих видов транспорта.  

Руководство работой транспортно-экспедиторских контор в морских портах и на погранпереходах расширяло кругозор специалистов, делало их транспортниками-универсалами, позволяло в самые короткие сроки осваивать прогрессивные логистические технологии перевозок грузов в комбинированных и мультимодальных сообщениях (например, морем до Сингапура, затем судами река-море плавания по р. Меконг в Камбоджу или морем в Бангкок, затем железной дорогой и автотранспортом - в Лаос).  

Этот прием может быть применен в том случае, когда рост грузооборота при переходе от одного планового периода к другому на конкретных предприятиях не отличается высокими темпами и не требует значительного прироста основных средств железнодорожных цехов, т. е. он осваивается за счет изыскания внутренних резервов, лучшего использования наличного подвижного состава, совершенствования технологии перевозок, других средств и методов. При таком варианте круг расходов, зависящих от объема работы, будет несколько шире, чем в первом. Так,



Енвд