«Сокол-Эшелон» возвращается: стратегическая лазерная авиация России

Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Бериева (ТАНТК) на сайте госзакупок поместил интересную информацию. Наименование закупки звучит как выполнение этапа составной части опытно-конструкторской работы по теме «Эргономическое обеспечение разработки самолета А-60СЭ».

Эксперты тут же распознали индекс СЭ как проект «Сокол-Эшелон», а под шифром А-60 «прячется» летающая лаборатория на базе самолета Ил-76, которая использует передовые разработки в области боевого лазера. В качестве способа закупки на сайте указана закупка у единственного поставщика. «Экономика сегодня» выясняла подробности проекта.

Сегодня передовыми державами в области разработки лазерного оружия являются Россия, США и Китай. О самых перспективных проектах этих стран мы рассказывали ранее. Первые российские решения датируются еще 60-ми годами 20 века, когда проект высокомощных лазеров находился в ведении выдающихся советских инженеров Николая Басова и Михаила Прохорова.

А-60 эксперты единодушно считают лучшим достижением советской лазерной программы. В советские годы на летающей лаборатории стояла лазерная установка «Скиф-Д». Во время перестройки проект заморозили, но впоследствии он получил новую жизнь и теперь известен как «Сокол-Эшелон». Испытания программы ведутся с 2005 года, а в 2009 году СЭ уже продемонстрировал первые успехи, поразив условную цель в полутора тысячах километров над землей.

По словам руководителя Центра евроатлантических и оборонных исследований РИСИ Григория Тищенко , в России разработки ведутся на уровне научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. «В качестве полноценной системы вооружения лазер воздушного базирования сегодня воспринимать не стоит», - говорит эксперт. Как объясняет Тищенко, принцип работы лазера следующий: он воздействует на цель либо импульсным, либо непрерывным образом. В первом случае необходима высокая мощность, во втором длительность удержания точки на цели.

Пока лазеры воспринимаются скорее как средства радиоэлектронной борьбы или оружие контрразведки. Но несколько лет назад появилась информация, что ТАТНК, КБ «Химпромавтоматика» и концерн ПВО «Алмаз-Антей» получили техническое задание на создание лазера, способного прожигать корпуса самолетов и ракет. Позже в «Химпромавтоматике» говорили о создании компактного газодинамического лазера мощностью 100 киловатт. Но современные технологии позволяют говорить пока только об «ослеплении» ракет. Ту же ракету «воздух-воздух», по словам Тищенко, можно отвести от цели, направив лазер на инфракрасную головку наведения.

Лазерное оружие на сегодня наиболее перспективное направление среди средств противоракетной обороны. И продолжающаяся работа над проектом «Сокол-Эшелон» очередное тому подтверждение. В будущем же несколько летающих лабораторий, оснащенных боевыми лазерами, будут в состоянии сдерживать любое ракетное вооружение, в том числе межконтинентальные баллистические ракеты.

Андрей Петров

«Существуют и советские проекты воздушно-космического самолета. Так, один из руководителей работ по созданию МТКК «Буран» Г.Е. Лозино-Лозинский предложил на рассмотрение многоразовую систему, первой ступенью которой будет самолет-носитель «Мрия». Он-то и доставит на себе поближе к космосу вторую ступень — орбитальный самолет с подвесным баком (последний будет являться единственным одноразовым компонентом всей транспортной системы). По расчетам орбитальный самолет сможет выводить на низкие околоземные орбиты до 7 т груза в пилотируемом варианте и до 8 т — в беспилотном.»

А.И. Шмыгин. «СОИ глазами русского полковника»

30 лет назад на одном из секретных авиационных полигонов в Подмосковье поднялись в воздух две модели самолета Ил-76, оснащенные боевыми лазерами. Так наступил решающий этап проекта «Сокол-Эшелон». В ходе данных опытноконструкторских работ советские ученые и инженеры предприняли попытку создать противовес американским разработкам целой группы лазерного оружия, способного уничтожать ракеты.

С распадом Советского Союза развитие программы «Сокол-Эшелон» прекратилось, а оборудование было законсервировано. Однако сегодня ряд западных СМИ настойчиво утверждает, что российские военные возродили отдельные направления советского лазерного проекта, причем новые сверхмощные оптические квантовые генераторы в основном предназначены для борьбы с орбитальными объектами.

Последняя разработка Таганрогского авиационного комплекса имени Г.М. Бериева А-60 напоминает американскую экспериментальную лазерную установку на борту «Боинга-747». У обоих лазерных комплексов носовые части имеют массивные обтекатели, а на верхней части фюзеляжа расположены крупные выпуклости, скрывающие дополнительное оборудование.

Последняя разработка таганрогских оружейников — А-60

На этом сходство заканчивается, ведь излучатель американской лазерной лаборатории располагается в носовом обтекателе, а российский самолет прячет лучевую пушку в верхней кормовой части фюзеляжа. Это и подчеркивает предназначение А-60 для стрельбы по орбитальным целям.

Любопытна эмблема летного отряда А-60. На ней изображен ловчий сокол, сбивающий боевой космический корабль, летящий через Северный полюс в направлении России.

«Сокол-Эшелон»

Стрельба по окнам

Между тем построить эффективную противоракетную оборону даже с помощью сверхмощных лазеров далеко не просто. Это в свое время прекрасно понял и Рейган с его «звездными войнами». Ведь необходимо в нужный момент попасть в узкие «окна», через которые пролетают вражеские флотилии ракет. Стратегическая оборонная инициатива (СОИ) Рейгана предполагала, что орбитальные аппараты будут сбивать чудовищные по силе импульсы гамма- и рентгеновского излучения, а также потоки быстрых нейтронов.

Базовый сценарий СОИ включал много-эшелонированную противоракетную оборону (ПРО). Согласно плану уцелевшие в «окнах» межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) должны были уничтожить лазеры и «пучковые генераторы» второй линии обороны. Предполагалось, что возможности подобных наземных мобильных установок будут где-то в пять раз превышать огневую мощь обычных ракет «земля-воздух».

Итак, современная космическая ПРО включает первую линию обороны из «системы зонной защиты», представляющую собой несколько рядов боевых лазерных станций на разных орбитах. Орбитальные излучатели должны успеть поразить вражеские МБР над местом их старта в точках наибольшей уязвимости. Затем следует удар авиационной группировки (это отличает ее от первоначального «наземного» плана СОИ) с лазерами на борту. А завершают действие ПРО самые различные ракетные системы «земля-воздух». Считается оптимальным, если каждый пояс «космической обороны» будет уничтожать не менее 90% уцелевших ракет противника.

Для СОИ камнем преткновения стали сверхмощные гайзеры, или гамма-рентгеновские лазеры. Дело в том, что накачка энергией этих боевых исполинов должна была осуществляться на основе ядерных взрывов. Только тогда можно было бы надеяться, что гайзеры будут выбрасывать настолько интенсивный разряд энергии, что находящиеся в тысячах километрах МБР будут мгновенно превращаться в облака плазмы.

Вторая линия обороны

Вторая линия «космической ПРО» в виде «системы точечной защиты» предназначалась для разрушения ракет, прорвавшихся через «систему зонной защиты». Одно время, во времена СОИ, казалось, что второй рубеж обороны могут составить обычные наземные лазеры высокой мощности. Их действие могли бы дополнить спутники-зеркала, отражающие, фокусирующие и передающие дальше потоки световой энергии.

Радиофизики и инженеры-электронщики сразу же подвергли критике подобную схему второго эшелона «космической ПРО». Выяснилось, что погодные условия и атмосферные турбулентности могут свести к минимуму «залпы наземных лучевых орудий». Так возникла идея создания «летающих лазеров», способных находиться над грозовыми фронтами и любыми другими ураганами.

Тем не менее уже начальная реализация «миссии СОИ» вызвала много критики по обе стороны Атлантики. В основном она сводилась к недостаточной проработанности научной основы проекта. Чего стоит одно только заявление авторов СОИ, что колоссальные реки электрической энергии для питания лазеров и «пучковых генераторов» даст… «термоядерный синтез». Стоит ли говорить, что за прошедшее время проблема создания термоядерного реактора не претерпела изменений.

Кроме того, до сих пор вызывает сомнение, что оптические квантовые генераторы, испускающие столь мощные импульсы, смогут надежно работать хотя бы несколько минут в условиях современного скоротечного боя. К тому же создание «лазерных орудий» требовало развития многих наук, таких как квантовая оптика и нелинейная спектрография.

Особый вопрос СОИ состоял в построении сверхмощных компьютеров и создании оригинального программного обеспечения. Фактически речь шла о создании гигантского «искусственного интеллекта», способного за доли секунды принимать оптимальные решения, поражая тысячи различных целей.

Говорят, что именно подобные фантастические идеи вдохновили голливудского режиссера Джеймса Кэмерона на создание киноэпопеи «Терминатор», где фигурирует военный суперкомпьютер «Скайнет». Точно по сценарию превентивного удара СОИ этот электронный монстр провоцирует ядерную катастрофу и порабощает выживших людей…

Инженерно-техническое обеспечение

Когда разработчики базиса СОИ перешли от глобальных научных проблем к инженерно-техническому обеспечению «космического ПРО», их ждали новые трудности. Прежде всего надо было построить концептуальную схему размещения и слаженной работы множества сенсоров, осуществляющих распознавание, захват и автоматическое сопровождение целей.

С одной стороны, надо было разместить целый флот лазерных орбитальных платформ, спутников и кораблей, а с другой — обеспечить их безопасность от орбитальных истребителей-перехватчиков противника. А о том, что подобные аппараты существуют, прекрасно знали ЦРУ, Пентагон и НАТО.

Кроме ведения «орбитальных схваток» между «космическими истребителями» и защитой основных лазерных станций первого эшелона, стояла еще и непростая задача контролировать театр боевых действий в условиях стремительного вращения своих и чужих объектов на земной орбите. Любую обработку информации требовалось проводить исключительно в режиме реального времени, что требовало не только колоссальных вычислительных мощностей, но и инновационных методов программирования.

Говорят, что даже неисправимый оптимист и большой сторонник развития СОИ Эдвард Теллер был поражен уязвимостью «космического флота» с его гигантскими лазерами и ускорителями частиц. Для уничтожения всей армады орбитального рубежа космической ПРО потребовалось бы всего лишь 5-6 мегатонных зарядов! По дальнейшему самому оптимальному сценарию, через второй и третий рубежи обороны могло бы прорваться от 30 до 40% МБР противника. Несомненно, что в этом случае все закончилось бы грандиозной катастрофой и для гибели нации даже не потребовалось бы последующей «ядерной зимы».

Удар по «Челленджеру»

Провалы концепции СОИ заставляют современную администрацию Пентагона относиться с большим вниманием к любым попыткам других стран создать военные аэрокосмические системы. Именно так была воспринята на Западе система А-60, «предназначенная для передачи лазерной энергии на удаленные объекты с целью противодействия оптоэлекгронным средствам противника», как писал военный обозреватель газеты «Вашингтон Пост». Иными словами, «лазерный самолет должен был ослеплять американские спутники-шпионы.

Эта идея намного старше концептуального плана СОИ и уже не раз была воплощена в действительности. Так, в 1984 году уникальный «лучевой комплекс Гранит — Терра», включавший лазеры, мазеры и магнетроны, произвел несколько «выстрелов» по шаттлу «Челленджер», когда он шпионил над территорией СССР.

Эта история до сих пор скрыта всеми возможными грифами секретности. Однако тот же эксперт «Вашингтон Пост» указывал, что, по просочившимся в печать сведениям, на космическом челноке вышла из строя вся основная электроника, а экипаж испытал очень странные болезненные симптомы…

Применялось ли лучевое орудие в дальнейшем — неизвестно. Во всяком случае, с середины 1980-х годов «дистанционное визирование» территории Советского Союза из космоса практически прекратилось, и восстановилось лишь после распада СССР.

В 2006 году Китай два раза наносил лазерные удары по американским спутникам, выведя из строя не менее трех американских «космических наблюдателей». Любопытно, что после этого демарша над китайской территорией также значительно уменьшилось количество чужих «электронных глаз».

Осенью 2013 года в отечественных средствах массовой информации появились сообщения о возобновлении работ по созданию авиационных лазерных комплексов. По данным прессы, в скором будущем отечественная оборонная промышленность должна была возобновить проект летающей лаборатории с лазерной аппаратурой А-60. Реализацией проекта должны были заниматься концерн ПВО «Алмаз-Антей», ТАНТК им Бериева и КБ химавтоматики. Оценивались различные особенности и перспективы проекта, однако до определенного времени официальные сведения о проекте отсутствовали.

Весной 2014 года в газете «Стрела», издаваемой ГСКБ «Алмаз-Антей», появились первые официальные сведения о новом проекте. Сообщалось о завершении некоторых предварительных работ по новому проекту. В частности, к моменту появления публикации была выполнена часть наземных стендовых испытаний новой аппаратуры. В дальнейшем предполагалось установить необходимое оборудование на летающей лаборатории и приступить к испытаниям комплекса в воздухе.


С тех пор новые сведения о перспективном проекте не появлялись. Тем не менее, несколько дней назад появились некоторые данные, прямо или косвенно рассказывающие о текущем ходе проекта лазерного комплекса воздушного базирования. На некоторых открытых ресурсах были опубликованы данные о текущих планах и работах оборонной промышленности.

Блог Alexeyvvo.livejournal.com сообщает, что имеющиеся сведения о производстве перспективных военно-транспортных самолетов позволяют строить некоторые предположения о ряде новых проектов, в том числе о разработке лазерного комплекса. Так, имеющийся парк самолетов типа Ил-76МД дает возможность не отправлять новые Ил-76МД-90А в войска, но использовать их в качестве основы для специальной техники. В частности, первый серийный Ил-76МД-90А с номером 01-03 был передан ТАНТК им. Г.М. Бериева, где его должны сделать первым образцом самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100 «Премьер».

Ранее на некоторых интернет-ресурсах публиковались слухи о возможной дальнейшей судьбе второго серийного Ил-76МД-90А с номером 01-04. Сообщалось, что эта машина могла быть передана не военному ведомству, а таганрогскому предприятию для использования в проекте лазерного комплекса. В середине сентября появились новые данные, в определенной мере подтверждающие эти слухи.

14 сентября ТАНТК им. Бериева опубликовал на сайте госзакупок информацию по своему новому заказу. Закупка получила наименование «Выполнение этапа составной части опытно-конструкторской работы по теме «Эргономическое обеспечение разработки самолета А-60СЭ на этапе ЭТП» и подразумевает заключение контракта с заранее определенным поставщиком.

Само название новой закупки явно указывает на проект, в целях реализации которого ТАНТК им. Бериева разместил заказ. Индекс А-60 применялся для обозначения летающей лаборатории с лазерным оборудованием, а литеры «СЭ», вероятнее всего, расшифровываются как «Сокол-Эшелон». Именно такое название носит проект перспективного лазерного комплекса воздушного базирования.

Имеющиеся данные прямо говорят о намерении промышленности построить еще одну летающую лабораторию со специальным оборудованием. Именно она, вероятно, будет использоваться в будущих испытаниях и прочих работах. Привлечение к испытаниям существующего образца маловероятно. Эта машина, получившая обозначение 1А2, насколько известно, еще несколько лет назад лишилась части специального оборудования. Кроме того, в последние годы ходят слухи о грядущем списании этого самолета ввиду израсходования ресурса.

Таким образом, общее количество самолетов-прототипов, в разное время участвовавших в проекте А-60, увеличится до трех, хотя в испытаниях сможет принять участие только один. Напомним, первый прототип под обозначением 1А1 был построен в 1981 году и прошел часть испытаний. В 1989 году он был утрачен вследствие пожара. Второй самолет 1А2 впервые поднялся в воздух и в дальнейшем активно выполнял поставленные задачи. В обозримом будущем должен появиться и третий опытный самолет со специальным оборудованием нового типа.

По отрывочным данным, не имеющим официального подтверждения, последние полеты самолета 1А2 выполнялись с целью испытаний нового оборудования, созданного в рамках проекта «Сокол-Эшелон». Следующий прототип, по-видимому, получит новое лазерное оборудование. Эта аппаратура ранее упоминалась в некоторых источниках под названием 1ЛК222. Именно эта система фигурировала в сообщениях осени 2013 года. Тогда утверждалось, что часть работ по этому проекту уже завершена и в ближайшее время должны начаться испытания новых систем.

Таким образом, сведения о проекте перспективного лазерного комплекса воздушного базирования выглядят следующим образом. Подтверждено завершение некоторых этапов разработки комплекса. Также достоверно известно о скором появлении совершенно новой или модернизированной летающей лаборатории. Сведения о конкретном составе оборудования этого самолета пока отсутствуют. На данный момент известно только обозначение комплекса – 1ЛК222.

Пока не получила официального подтверждения информация о связи самолета Ил-76МД-90А №01-04 и проекта А-60. Эту машину могут использовать при строительстве нового опытного самолета, однако нельзя исключать и иной вариант развития событий. При этом слухи о скором списании летающей лаборатории 1А2 могут в определенной мере подтверждать предположение о дальнейшей судьбе второго серийного Ил-76МД-90А.

Ввиду общей секретности сведения о перспективном проекте «Сокол-Эшелон» и самолетах А-60 носят отрывочный характер и нередко не имеют официального подтверждения или построены на слухах и предположениях. Тем не менее, даже такие неподтвержденные данные позволяют отслеживать ход работ и делать некоторые выводы. Продолжим следить за перспективным отечественным проектом и ждать, когда оборонная промышленность сможет огласить его подробности, представляющие большой интерес для специалистов и общественности.

По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://svpressa.ru/
http://alexeyvvo.livejournal.com/
http://zakupki.gov.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-680.html

В 80-е две модели «Ил-76» оборудовали лазерной пушкой (программа «Сокол-Эшелон»). Это, как считается, было попыткой противостоять американским разработкам лучевого оружия, способного уничтожать ракеты. После долгих лет развала 21 мая в Таганроге состоялся День открытых дверей на ОАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г. М. Бериева». На нём были представлены впервые для публики и второй летный образец экспериментального боевого лазерного комплекса воздушного базирования (летающей лаборатории) «А-60».
Как казалось многим, с распадом СССР канул в лету проект «ядерного щита». Но ныне возникает (особенно у журналиста американского «Wired Magazine» Ноя Шахтмана) масса подозрений, что военные возобновили проект «Сокол-Эшелон» (зачем подозревать - выставка прошла уже). По утверждению «Space Review», в новом олицетворении лучевая пушка наведена на спутники NASA. А-60 походит на лазерную лабораторию «Airborne Laser Test Bed» — «Боинг-747» оснащенный лазером (своеобразный обтекатель в носовой части и «горб» вверху фюзеляжа).

Лазер «А-60», в верхней части которого — «нарост», несомненно, предназначенный для стрельбы ввысь, по цели над самолетом, — считают эксперты «Space Review». Подтверждает их мнение и эмблема на фюзеляже самолета (сокол, атакующий космический корабль, в котором увидели «Hubble»). По утверждениям анонимного источника, система «А-60» создана для трансляции лазерной энергии. Задача — с противодействие оптико-электронным орудиям противника. То есть «ослепление» спутников-шпионов.«Вспомнили» и то, что в 1984 году СССР атаковал лазером челнок «Challenger» (вот уж больная фантазия!), возбудив неполадки аппаратуры и нездоровье экипажа, а в 2006 году Китай бил лазером по спутникам США, и на время вывел их из строя.

Изображения «возрожденной лучевой пушки» возникли 2 года назад, а вскоре, вспоминают американские эксперты, «Правда» в открытую восхваляла труды по производству «лазера воздушного базирования на базе Ил-76», для контрмер шпионским средствам оппонента. Вот только это всего лишь фантазии по программе "Сокол-эшелон".
Видео, фото, подробности, включая авиалабу янки, ниже:

Правда, экспертам непонятно, насколько успешны работы российских ученых в производстве лучевой пушки, но они уверены, что проект, в отличие от программы США, набирает обороты (США ведут исследования только на одном самолете).

На самом деле все проще. В стране появились деньги и люди, готовые их тратить не на золотые унитазы.


Создание советского боевого лазерного комплекса воздушного базирования было начато в середине семидесятых годов, головным разработчиком был избран Таганрогский машиностроительный завод (ТМЗ, с 1989 года именуется ТАНТК имени Г. М. Бериева), который тогда после свёртывания основной части работ по гидроавиации был переориентирован на создание авиационных комплексов специального назначения. Основным назначением советского боевого лазерного комплекса воздушного базирования рассматривался вывод из строя американских низкоорбитальных искусственных спутников военного назначения, в первую очередь спутников оптической разведки серии «КН».

Экспериментальный боевой лазерный комплекс воздушного базирования получил обозначение «А-60», и в качестве базы для него используются транспортные самолёты «Ил-76МД», переоборудование которых осуществляется в Таганроге. Заместителем главного конструктора на ТМЗ по комплексу «А-60» был В. Д. Заремба, ведущим конструктором по самолёту был Ю. А. Бондарев. Разработчиком лазерного комплекса выступали ЦКБ «Алмаз» (ныне в составе Концерна ПВО «Алмаз-Антей») и КБ химической автоматики. Лазер, предположительно газодинамический углеродный на жидких элементах, мегаваттного класса мощности.

В 1977 году на ТМЗ началось создание первого прототипа «А-60» - летающей лаборатории «изделие «1А» для отработки основных технических решений комплекса. Базовым самолётом для создания летающей лаборатории стал самолёт «Ил-76МД» (СССР-86879), на котором были проведены глубокие доработки. В носовой части вместо штатного метеорадара установлен бульбообразный обтекатель со «специальной аппаратурой» (предположительно РЛС обнаружения и наведения и лазерная система наведения). По бокам фюзеляжа под обтекателями были установлены два турбогенератора «АИ-24ВТ» мощностью 2,1 МВт, обеспечивающие работу лазерного комплекса. Сама лазерная установка была выполнена с убирающейся оптической головкой в отсеке с раздвижными створками, размещёнными в верхней части фюзеляжа за центропланом. За крылом имелись выступающие за контур фюзеляжа обтекатели с профилем, подобным профилю крыла. Грузовая рампа сохранялась, но створки грузового люка были сняты, а люк зашит металлом.

Впервые в воздух летающую лабораторию «1А» поднял 19 августа 1981 года экипаж, возглавляемый лётчиком-испытателем Е. А. Лахмостовым. Лазерный комплекс был смонтирован на самолёте в 1983 году. Огневые испытания лазерного комплекса с борта «1А» были начаты в 1984 году. Известно, что было выполнено несколько десятков стрельб по цели (стратосферный аэростат), находящейся на высотах 30-40 км. Кроме того, выполнялись стрельбы по воздушной мишени «Ла-17». Производились ли стрельбы по космическим объектам - в открытых источниках умалчивается (проводились, уже в середине 80-х было выполнено несколько стрельб по баллистическим ракетам и низкоорбитальным спутникам на высотах 30-110 км.).

В 1989 году летающая лаборатория «1А» (СССР-86879) сгорела на аэродроме Чкаловский под Москвой. Сообщается, что пожар возник при попытке технического состава слить для «внутреннего употребления» спирт из системы охлаждения, находившейся под током. Вполне привычная на просторах Руси картина.

Тем временем на ТМЗ была построена вторая летающая лаборатория «изделие «1А2» с новым вариантом лазерного комплекса, модифицированным по результатам испытаний, проведённых на «1А». В качестве базы для «1А2» был использован самолёт «Ил-76МД» (серийный номер 0013430893), который получил тот же регистрационный номер - СССР-86879. Внешне вторая лаборатория была подобна первой. Первый полёт «1А2» состоялся уже в смутные дни агонии Советского Союза - 29 августа 1991 года, машину пилотировал экипаж во главе с лётчиком-испытателем В. П. Демьяновским.

Распад СССР и резкое сокращение военных расходов предопределили тогдашнюю судьбу программы «А-60» - в 1993 году работы над ней были прекращены, а борт «1А2» поставлен на прикол в Таганроге. ТАНТК продолжал в последующее десятилетие вялые работы по «А-60» в инициативном порядке.

Улучшение финансирования Вооруженных сил России в последние годы позволило вернуться к ряду амбициозных советских военных программ, в число которых вошла и «А-60». Видимо, определённым стимулом к этому послужило и продолжение работ в США над боевым лазером воздушного базирования Boeing YAL-1 (ABL) противоракетного назначения. По имеющимся данным, решение о возобновлении работ над «А-60» было принято в 2005 году, и комплекс был включён в Государственные программы вооружений на 2007-2015, а затем и на 2011-2020 годы. В последние несколько лет ТАНТК получал весьма обширное финансирование по программе «А-60».

Это позволило восстановить, отремонтировать и модернизировать летающую лабораторию «1А2» (нынешняя регистрация RA-86879), которая получила, видимо, обновлённый лазерный комплекс, смонтированный теперь в характерном горбобразном обтекателе в верхней части фюзеляжа за центропланом. В 2010 году стало известно о возобновлении в Таганроге программы лётных испытаний «1А2». Главным конструктором - заместителем Генерального конструктора ТАНТК по этой теме является Н. А. Степанов.

Судя по эмблеме на борту «1А2», отработка комплекса «А-60» проводится в рамках опытно-конструкторской работы «Сокол-Эшелон». Упоминание об ОКР «Сокол-Эшелон» в открытых источниках впервые встречается в годовом отчёте «Концерна ПВО «Алмаз-Антей» за 2005 год, а затем мелькало в последующих годовых отчётах концерна и в отчётности и пресс-релизах ряда других оборонных предприятий и НИИ (в частности НИИКИ ОЭП в Сосновом Бору). Как можно судить, основной целевой задачей комплекса «А-60» рассматривается поражение опто-электронных систем американских спутников (в первую очередь раннего предупреждения) перспективной системы противоракетной обороны США. В статье, опубликованной в №2 за 2011 год журнала «Военный Парад», начальник Департамента вооружения Министерства обороны России А. В. Гуляев заявил, что «лазерный комплекс воздушного базирования функционального поражения оптико-электронных систем КА в перспективной системе ПРО США («Сокол-Эшелон») войдёт в перспективную систему ПВО».


Американский проект - летающая лазерная лаборатория Airborne Laser Test Bed.



А наша эмблема симпатичнее. Да и птица у янки дегенеративная.
Эмблема американской ПРО. Фи!!!

P.S. Впервые в отечественной практике 28 августа 2009 г. осуществлен
комплексный эксперимент, в котором при наведении лазерного луча с борта
летающей лаборатории на космический аппарат с высотой полета 1500 км был
зарегистрирован отраженный сигнал

Лазерная подсветка цели - камрад

Боевой самолет России А-60 / Фото: i.ytimg.com

Новый российский боевой самолет А-60 сможет уничтожать объекты противника с помощью высокоточного лазера. Об этом сообщил в субботу ТАСС советник первого заместителя генерального директора Концерна "Радиоэлектронные технологии" ( , входит в Ростех), разрабатывающего его бортовой комплекс обороны, Владимир Михеев.

«Россия ведет работы над самолетом, оснащенным лазерным вооружением нового поколения, речь идет о самолете, известном из открытых источников под индексом А-60, проект реализуется в рамках опытно-конструкторских работ "Сокол-Эшелон"»

"У него будет сверхточная навигация, ведь чтобы узкие лучи оружия этого самолета попадали в объекты, экипаж должен с высокой точностью определять местоположение в пространстве", - рассказал В. Михеев.

По словам В. Михеева, оружие А-60 будет настолько мощным, что от него придется защищать и сам самолет. "Мы понимаем, что авионику данного самолета необходимо дорабатывать под те задачи, для которых он предназначен. Так как этот самолет будет иметь на борту силовые лазеры, мы должны защитить все системы жизнеобеспечения воздушного судна от воздействия собственного оружия", - пояснил он.

По словам специалиста, на любом летательном аппарате подавляющее большинство авионики производится КРЭТ. Новый самолет является сугубо специальным, поэтому на его борту будет мощная система электропитания и защиты от радиоэлектронного воздействия противника.

Кроме того, добавил В. Михеев, "этот самолет будет иметь очень мощный бортовой комплекс обороны, так как на него будут нацелены самые современные средства поражения". "Я думаю, что на нем будет установлен комбинированный комплекс радиоэлектронной борьбы с элементами "Витебска", "Хибин" и целого ряда других систем для эффективной защиты", - добавил собеседник агентства.

Ранее источник в оборонно-промышленном комплексе сообщил, что Россия ведет работы над самолетом, оснащенным лазерным вооружением нового поколения. По его словам, речь идет о самолете, известном из открытых источников под индексом А-60. По данным СМИ, проект реализуется в рамках опытно-конструкторских работ "Сокол-Эшелон".

Попытки создать летающий лазер предпринимались еще в советское время. Первый экземпляр самолета А-60, созданного на базе Ил-76МД , поднялся в воздух в 1981 году. Несколько лет назад СМИ сообщали, что проект был возобновлен.

Работы над авиационным лазером велись и в США, однако в конце 2011 года программа, в рамках которой был создан экспериментальный боевой самолет Boeing YAL-1, была свернута.


Техническая справка

В середине 70-х годов ОКБ было поручено создание специального авиационного комплекса, необходимого для решения ряда важных военно-технических задач в интересах обеспечения обороноспособности страны. Предстояло решить множество сложных научно-технических и инженерных проблем. Очень многое делалось впервые не только в отечественной, но и в мировой практике, что требовало проведения просто гигантского объема различных опытно-конструкторских работ.

Поэтому с 1977 г. в ОКБ начинается создание летающей лаборатории изделие "1А" для отработки основных технических решений нового специализированного авиационного комплекса. Работы по этой теме проводились в широкой кооперации с предприятиями и научными организациями всей страны, но основным партнером ОКБ было ЦКБ "Алмаз".


Фото: www.aviaport.ru

Базовым самолетом для создания летающей лаборатории стал самолет Ил-76МД (СССР-86879), на котором в интересах размещения специального оборудования были проведены глубокие доработки сильно изменившие внешний вид самолета. В носовой части вместо штатного метеорадара установлен бульбообразный обтекатель со специальной аппаратурой. По бокам фюзеляжа под обтекателями располагались турбогенераторы уникальной энергосистемы, обеспечивающей работу специального комплекса. В связи с большим энергопотреблением также пришлось заменить штатную ВСУ. Для питания лазера и сопутствующей аппаратуры по бокам носовой части были установлены турбогенераторы, как на Ил-76ПП.

Оригинально было решено размещение лазерной пушки: чтобы не портить аэродинамику самолета еще одним обтекателем, пушку сделали убирающейся. Верх фюзеляжа между крылом и килем был вырезан и заменен огромными створками, состоящими из нескольких сегментов. Они убирались внутрь фюзеляжа, а затем наверх вылезала башенка с пушкой.




За крылом имелись выступающие за контур фюзеляжа обтекатели с профилем, подобным профилю крыла. Грузовая рампа сохранялась, но створки грузового люка были сняты, а люк зашит металлом.() Ф4а() Впервые в воздух летающую лабораторию "1А" поднял 19 августа 1981 г. экипаж возглавляемый летчиком-испытателем Е.А.Лахмостовым. 29 августа 1991 г., экипаж во главе с летчиком-испытателем В.П.Демьяновским, поднял в воздух вторую летающую лабораторию, получившую наименование "1А2". На ее борту размещался новый вариант специального комплекса, модифицированный по результатам испытаний проведенных на "1А".


Фото: www.aviaport.ru

Доработку самолета выполнял Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК) им. Г.М. Бериева и Таганрогский машиностроительный завод им. Георгия Димитрова, выпускавший А-50 и противолодочные самолеты Ту-142.

О ходе испытаний отечественного боевого лазера ничего не известно, поскольку они были совершенно секретными. Единственно что пока можно сказать, что было выполнено несколько десятков работ по цели (стратосферный аэростат), находящейся на высотах 30-40 км. Кроме того выполнялись стрельбы по и мишени Ла-17. Эту машину по некоторым сведениям ждала незавидная участь - самолет сгорел дотла на авиабазе Чкаловская (Подмосковье)


Фото: www.aviaport.ru

Сгорел самолет так. Он с вечера стоял полностью заправленный и подготовленный к утренней работе. Перед рассветом техники проникли внутрь для того, чтобы слить себе немного спирта, но т.к. ряд систем был под напряжением, возникло замыкание и начался пожар. Техники, чтобы им не попало, тут же выскочили наружу, закрыли и опечатали машину, и стали внутренний пожар (уже было видно задымление) всячески суетиться и тушить снаружи. Подоспевший наряд пожарных был без допуска работы внутри секретного объекта, поэтому пока получали разрешение, языки пламени стали вырываться наружу, и последовала команда "Бегом от машины!" Через несколько секунд последовал взрыв, при котором погиб один человек, команды не слышавший (он был с другой стороны самолета). Возможно был еще один самолет А-60, который в 1993 г. в г.Таганроге стоял подготовленный к разделке.

Работы на летающей лаборатории "1А2" по усовершенствованию и модификации специального комплекса и его систем продолжаются по настоящее время. Главным конструктором по этой теме является Н.А. Степанов.


Изображение: www.aviaport.ru

Тактико-технические показатели

Модификация А-60 А-60
Размах крыла, м
50.5
Длина самолета, м
46.86
Высота самолета, м
14.76
Площадь крыла, м²
300.0
Масса, кг:
пустого самолета - 92000;
максимальная взлетная - 179000
Тип двигателя
4 ТРДД Д-30КП сер. 2
Тяга, кН
4 х 12000
Калибр головной части гранаты, мм 40-105
Скорость, км/ч:
максимальная - 850;
крейсерская - 700
Практическая дальность, км
8200
Практический потолок, м
13800
Экипаж, чел
4 + 10 операторов
Вооружение:
лазерная пушка


Енвд