Сибирские гидроэлектростанции. ОбьГЭС. Новосибирская гидроэлектростанция

Новосибирскую ГЭС было решено возвести в октябре 1950 года на реке Обь - одной из крупнейших рек мира, это самая протяженная река в России (5140 км от истока Иртыша), а по площади водосбора занимает 5-е место на земном шаре (2990000 км2 ).

2.

Наиболее благоприятным для строительства гидроузла изыскателями был признан створ реки Обь у деревни Нижние Чемы вверх по течению от города Новосибирска. Строительство Новосибирской ГЭС явилось первым и экспериментальным в Западной Сибири и продолжалось 11 лет.

И сегодня удивляют темпы её строительства, героический труд гидростроителей приравнивается к подвигу. В мае 1953 года начала укладка первого бетона, 5 гоября 1956 года перекрыто русло оби, через год был запущен первый агрегат и еще через полтора года был запущен последний седьмой гидроагрегат. 12 августа 1961 года ГЭС принята государственной комиссией в постоянную эксплуатацию.

3. Здание ГЭС

Новосибирская ГЭС - гидроэлектростанция руслового типа. Общая протяженность подпорных сооружений гидроузла составляет почти 5 км, большая часть из которых приходится на грунтовые плотины, а остальное на основные бетонные сооружения - здание ГЭС и водосливную плотину.

4. Водосливная плотина. Ведутся реставрационные работы.

Напорный фронт Новосибирского гидроузла формируют 6 гидротехнических сооружений:

Левобережная земляная плотина (311м),
- здание ГЭС, в котором размещено основное генерирующее оборудование (223,6м),
- бетонная водосливная плотина, регулирующая расход воды через гидроузел (198,5м),
- правобережная земляная плотина (3044,5м)
- однониточный трехкамерный судовой шлюз, обеспечивающий проводку судов между рекой Обь и водохранилищем,
- правобережная земляная плотина (1023м).

6. Козловые краны на водосливной плотине

По гидротехническим сооружениям прололжены автодорога и автомобильный мост, которые соединяют части города Новосибирска и две автомагистрали федерального значения, располженные на разных берегах.

7. На левом берегу расоложено открытое распределительное устройство (ОРУ), обеспечивающее отпуск произведенной электроэнергии потребителям через электрические сети.

8. Основной расчетный расход воды через створ гидроузла составляет 16200 м3/с, что ровно объему воды в семи бассейнах с 6-ю дорожками для плавания.

Гидросооружения ГЭС образовали крупное водохранилище. Жители Новосибирска ласоково называют его Обским морем. Новосибирское водохранилище - это основной аккумулятор запасов пресной воды, кроме того ГЭС регулирует уровень воды в Оби. Водные ресурсы водохранилища используют для обеспечения судоходства, водоснабжения, развития рыбного и селького хозяйства.

9. При избытке притока воды водхранилища над расходом через гидротурбины вода в холостую сбрасывается через водосбросные сооружения.

10. Бетонная водосливная плотина Новосибирской ГЭС состоит из 8-ми пролетом длиной 20 м каждая. Пролёты разделены бычками и перекрыты плоскими колёсными затворами, благодаря которым регулируется пропускная способность водослива.

11. Маневрирование затворами осуществляется двумя кранами. Водосливная плотина является важной и неотъемлемой частью ГЭС.

Водосливная грань плотины плавно сопрягается с дном нижнего бьефа посредством массивного бетонного водобоя и каменной рисбермы. Для гашения избыточной энергии потока в концевой части водослива имеются расщепители, а в водобойной части два ряда бетонных шашек-гасителей. Водобойная плита заканчиваается бетонным зубом, в плите предусмотрены разгрузочные отверстия для выхода фильтрации воды. Шашки-гасители на водобойной плите расположены в шахматном порядке, они имеют высоту 2.5 м, трапецеидальную форму с длиной основания 6 м.

12. Из воды выглядывают те самые шашки-гасители. Ведутся реставрационные работы.

13. Водолазы работают под водой. В любой холод.

14. Водосбросное сооружение

16. Верхний бьеф

17. Одна из проблем ГЭС - рыбаки на нижнем бьефе. И ведь не боятся, что их может смыть при водосбросе.

23. Каждый гидроагрегат состоит из турбины и генератора.

24. Турбина размещается в проточной части. Крышка турбины изолирует проточный тракт турбины от машинного зала.

25. Расположенный выше гидрогенератор обеспечивает преобразование механической энергии вращения в электрическую.

Пуск агрегата производится открытием лопаток направляющего аппарата и поступлением воды из спиральной камеры в камеру рабочего колеса с воздействием потока на лопасти. Давление объема воды на лопасти приводит к вращению турбины и ротора генератора. Постоянный ток подается на обмотку ротора, формируя магнитное поле. Ротор вращается и для неподвижного статора магнитное поле ротора становится переменным. На выходе из генератора напряжение 13800 вольт. На блочных транформаторах оно преобразуется до 110 и 220 киловольт. От главных силовых транформаторов энергия передается на ОРУ - этот объект является связующим звеном между производителем электроэнергии и её потребителем.

26. Внутренности гидроагрегата

27. Остановленный ротор гидроагрегата

28.

31. Блочные трансформаторы

33. Главный щит управления - центр управления всей ГЭС, здесь производится управление и контроль за основным и вспомогательным оборудованием, пуск или остановка агрегатов и многие другие важнейшие задачи выработки электроэнергии и эксплуатации ГЭС.

За время своей работы, а это более 50 лет Новосибирска ГС выработала свыше 100 мрдл кВт-ч электроэнергии, обеспечив экономию в регионе 28 млн т условного топлива, что равнозначно 10 000 железнодорожных составов угля. Новосибирская область получила мощный источник электроэнергии, что дало импульс к её промышленному развитию.

36. Благодаря усилиям профессионального коллектива проводится постоянная работа по модернизации энергетического объекта. с 2007 года являясь филиалом ОАО "РусГидро" Новосибирская ГЭС развернула широкую деятельность по обновлению основного и вспомогательного оборудования для эффективного использования водных ресурсов, повышая тем самым надежность и безопасность энергетического производства.

37. Саму яму из под агрегата снять не удалось.

Спасибо РусГидро за организацию фотосъемки.

Поездка в Новосибирск получилась очень насыщенной благодаря большому количеству объектов, которые нужно было и хотелось посетить. Но и без всяко-разно непредвиденных ситуаций и приключений не обошлось. Все как обычно и очень не скучно. Собственно, после авиационных съемок у меня была запланирована поездка на Новосибирскую ГЭС и прогулка к Ту-104 в Бердске. И если до аэропорта « » с можно доехать на общественном транспорте, то добраться до ГЭС и до Бердска уже проблематично. Нет, конечно, для особых фанатов оно реально, но зачем такие мучения? Я как-то привык, что в поездках меня либо возят, либо я сам вожу себя. И никакого ОТ, который съедает ценное время путешествия (к поездкам в центр Москвы это никак не относится, если чо) и мешает взять с собой все необходимое оборудование.

Чтобы избежать всех этих проблем, я решил взять напрокат машину. Только любая прокатная контора мне не подходила (да, я привередливый) - мне нужна была такая, чтобы я мог получить мили в программе S7 Priority. С этой программой работают только Sixt или Avis. В Новосибирске работает только Avis, поэтому проблемы выбора не было. Но чтобы получить вожделенные 500 миль, нужно было забронировать не самую дешевую машину, а на ступеньку выше. Мне не принципиально на чем ездить, так что забронировал что-то типа Hyundai Solaris с автоматом. А за то, что я участник программы S7 Priority, даже получил скидку на аренду – что-то около 10%.

И все было бы прекрасно, если бы не косяки прокатной конторы с автомобилем. Когда я забирал ее в аэропорту, то первый раз замки открывал представитель Avis. После перелета из Москвы мне уже так хотелось в гостиницу, что я не стал тщательно проверять комплектацию и работу всех систем. А зря. Первый звоночек был на утро следующего дня, когда я поехал на съемку в «Толмачёво» - дверь не открывалась. Замок замерз! Просто фантастика. Впервые за 10 лет с такой фигней сталкиваюсь. После продолжительной возни с замком мне удалось его расшатать и открыть. Но дальше – лучше. По дороге выяснилось, что в автомобиле замерзли брызгалки, а без них в метель, мягко говоря, не очень удобно ехать. Вечером, после того как машина простояла почти 10 часов на парковке около аэропорта, я вообще не смог открыть злополучный звонок. Позвонил в службу техподдержки, те прислали сотрудников с зажигалкой (благо они рядом были). Замок мне отогрели, но саму проблему не решили. А на мой вопрос, что мне делать с замерзшими брызгалками, предложили «отогреть машину где-нибудь». Хорошо, что на следующий день ударило потепление, и они сами оттаяли. А для замка пришлось купить на ближайшей заправке размораживатель. Кстати, Avis до сих пор (уже месяц прошел!) не вернул мой депозит в 9000 тысяч и зажал 500 миль по программе. Ау!

Но, так или иначе, машина в самой нищебродской комплектации у меня появилась (а на пять дней больше и не надо). Пора ехать на Новосибирскую ГЭС.

Для начала немного ликбеза и истории. Новосибирская ГЭС - гидроэлектростанция на реке Обь в Советском районе города Новосибирск. ГЭС, как единственная станция на Оби, играет важную роль во всей энергосистеме Новосибирска. Построена в 1950-1961 годах. Собственником Новосибирской ГЭС (за исключением судоходного шлюза) является ПАО «РусГидро». Архитектурный комплекс Новосибирской ГЭС является объектом культурного наследия и охраняется государством.

Первая схема гидроэнергетического использования Оби была создана в 1933-1934 годах по заданию Госплана СССР институтом «Ленгипроводхоз». Но в 1937 году дальнейшие проектные проработки были приостановлены.

В годы Великой Отечественной войны в Новосибирскую область, в первую очередь непосредственно в Новосибирск, было эвакуировано значительное количество промышленных предприятий и населения. Резко возросший промышленный потенциал региона вызвал острый дефицит электроэнергии, что потребовало срочных мер по созданию новых генерирующих мощностей. В этой ситуации было принято решение о возобновлении проектных работ по мощной гидроэлектростанции на Оби в районе Новосибирска. В мае 1945 года начались изыскательские работы по выбору створа Новосибирской ГЭС.

Был изучен участок Оби протяженностью 20 км вниз по течению от села Нижние Чемы, на котором было предварительно определено 11 возможных створов. По ряду параметров привлекательным выглядел створ непосредственно в черте Новосибирска - у деревни Бугры. Он позволял увеличить напор (соответственно, и выработку электроэнергии), а для строители видели большой плюс в твердых породах, на которых можно было расположить будущую станцию. Однако в случае затопления в аварийную зону попадали часть городской застройки, железнодорожный мост и ряд других объектов. Поэтому 23 октября 1945 года правительственная комиссия утвердила створ в районе деревни Нижние Чемы, расположенный в 18 км выше Новосибирска.

Уже в мае 1953 года началась укладка первого бетона, 5 ноября 1956 года перекрыто русло Оби, а еще через год был запущен первый агрегат. Всего полтора года спустя на ГЭС были запущены все семь гидроагрегатов. 12 августа 1961 года госкомиссия приняла станцию в постоянную эксплуатацию.

1. Погода утром была не съемочной вообще. Но и не в таких условиях работали. После инструктажа по ТБ, выдаче касок и уточнения плана работы идем в машинный зал и начинаем свое путешествие по станции.

2. По конструкции Новосибирская ГЭС представляет собой низконапорную русловую гидроэлектростанцию (здание ГЭС входит в состав напорного фронта). Установленная мощность электростанции - 465 МВт.

3. Если кто забыл, то вот так выглядит в разрезе низконапорная ГЭС. Здание ГЭС совмещенного типа (в нем размещены одновременно гидроагрегаты и водосбросы) длиной в 223,6 м, расположенное на левом берегу, разделяется на машинный зал и монтажную площадку. Машинный зал, в свою очередь, состоит из семи блоков, в каждом из которых размещены гидроагрегат и три донных водосброса (общая максимальная пропускная способность донных водосбросов при форсированном подпорном уровне - 5200 м³/с). Новосибирское водохранилище одно из немногих на территории бывшего СССР, которое чисто теоретически может быть спущено полностью с помощью донных водосбросов.

4. А теперь для искушенных - технические подробности. Для пропуска избыточных объемов воды в паводковый период используется водосбросная бетонная плотина длиной в 198,5 м и высотой в 20 м. Плотина имеет 8 пролетов шириной по 20 м, перекрываемых плоскими колесными затворами, и рассчитана на пропуск 9200 м³/с воды при нормальном подпорном уровне и 13 400 м³/с - при форсированном уровне. Гашение энергии сбрасываемой воды производится на водобое, представляющем собой железобетонную плиту толщиной в 2-4 м и длиной в 32,5 м. Она снабжена двумя рядами пирсов-гасителей трапецеидальной формы, имеющих высоту и толщину в 2,5 м. Плита заканчивается зубом, заглубленным в основание, за ним на протяжении 20 м расположена рисберма, выполненная частично из бетонных кубов, частично из крупного камня - на чертеже это все прекрасно видно.

5. Эстетика 1950-х годов. Уже не так красиво, как в 1930-е, но и не бездушные пульты последующих лет. Электроэнергия Новосибирской ГЭС выдается в энергосистему по следующим линиям электропередачи: две линии по 220 кВ и четыре линии по 110 кВ.

6. Возраст станции весьма преклонный, и сейчас идет большая программа капитального ремонта и модернизации гидроагрегатов.

7. Сейчас гидроагрегат №4 проходит плановую модернизацию.

8. На станции это четвертый гидроагрегат, на котором будет заменена устаревшая гидротурбина. Турбина проработала 57 лет, выработав при этом 17,561 млрд кВт/ч. Ее установленная мощность после модернизации увеличится на 5 МВт.

9. Долгосрочная программа комплексной модернизации ГЭС (период реализации 2012-2020 гг. с перспективой до 2025 года) направлена на техническое перевооружение генерирующих объектов «РусГидро». Всего планируется заменить 55% турбин, 42% генераторов и 61% трансформаторов от общего парка компании. Это позволит переломить тенденцию старения парка оборудования, обновление всех генерирующих мощностей отработавших нормативные сроки, а также снизить эксплуатационные затраты за счет уменьшения объемов ремонтов и автоматизации процессов. Реализация программы позволит заменить генерирующее оборудование общей мощностью 12 618 МВт и увеличить установленную мощность объектов компании на 779 МВт.

10. Рабочие колеса - как старые, так и новые - выпустил Харьковский турбинный завод. Для замены колеса требуется демонтировать часть бетона в шахте гидроагрегата и сделать новое посадочное место.

11. Ввод в эксплуатацию гидроагрегата №4 запланирован на вторую половину 2016 года.

12. Бетон за 50 лет набрал очень хорошую плотность, и просто так его не сковырнуть. В ход идут алмазные пилы и алмазные коронки.

13. А полное завершение работ по модернизации оставшихся трех гидротурбинных установок на Новосибирской ГЭС планируется к 2020 году.

14. Прекрасные старые таблички и относительно новые показометры.

15. А это уже новая турбина и наш экскурсовод по станции - Андрей Гисматулин, начальник участка службы эксплуатации Новосибирской ГЭС.

16. Всегда удивляюсь сложности станции и их непохожести друг на друга. Каждый проект - жемчужина инженерного искусства.

17. Новый гидроагрегат №5.

18. Как показала история, электрификация всей страны коммунизма нам не дала.

19. Так как в зале места мало, то демонтированные детали от четвертого гидроагрегата складываются между работающими. Для ГЭС - обычная практика.

20. На улице чуть распогодилось, поэтому делаем набег на водосбросную плотину.

21. Общая пропускная способность гидроузла при форсированном подпорном уровне составляет 22 065 м³/с (включая пропуск воды через водосливную плотину, гидроагрегаты, донные водосбросы и трехкамерный ниточный шлюз, входящего в состав гидроузла).

22. Помимо здания ГЭС и водосбросной плотины, в состав сооружений Новосибирской ГЭС входят две земляные плотины и одна дамба, намытые из мелкозернистых песчаных грунтов.

23. 8 пролетов водосбросной плотины. Устои плотины имеют резерв для второго моста. Когда-то тут предполагалось сооружение ж/д ветки. Сейчас это место можно было бы использовать для расширения дороги, что очень необходимо. Но дело в том, что дорога принадлежит городу, а не «РусГидро». А город вкладывать денег в реконструкцию дороги в обозримом будущем не планирует.

24. Здание ГЭС.

25. Огромное спасибо пресс-службе Новосибирской ГЭС и лично Олесе Тарасовой за организацию съемки, гостеприимство и прекрасную экскурсию по станции.

Кстати, пока готовил этот пост, нашел интересный прогноз от Международного энергетического агентства (IEA) - к 2050 году мощности ГЭС могут составить 2000 ГВт (сегодня эта цифра в два раза меньше), что может избавить планету от примерно 3 млрд тонн выборов CO² ежегодно. Как думаете, осуществимо?

Река Обь является одной из крупнейших в мире.На 394 кубических километра воды ежегодно пополняет она Северный Ледовитый океан. Обский бассейн имеет площадь водосбора, равную почти 3 миллионам квадратных километров, и занимает первое место в стране. Неудивительно, что вопрос о строительствегидроэлектростанции поднимался еще в 19 веке, но череда драматических событий, развернувшихся на русской земле, не позволила сразу осуществить эти планы. Лишь в годы второй мировой войны, когда разросшийся и резко увеличивший энергопотреблениеНовосибирск ввёл жесткие нормы потребления энергии в быту и на производстве, назрела необходимость срочного изыскания мощного источника энергоснабжения. Тогда снова заговорили об использовании водных ресурсов реки. Подготовка к строительству и проектирование началось еще до окончания войны. Работы предстояло много - нужно было выбрать место для створа ГЭС, а также определить границы затопления, неизбежного при заполнении водохранилища, и подготовить всю проектную и строительную документацию. Первые работы начались в апреле 1950 года: в деревне Нижние Чемы загрохотала техника.Строительную площадку пришлось возводить с нуля: подъездные автомобильные и железнодорожные дороги; линии связи и электроснабжения; жилые поселки для рабочих и вспомогательные предприятия- вот далеко не полный перечень объектов первоочередного строительства.

Перекрытие реки - важнейший момент для любого гидроэнергетического строительства. Русло Оби впервые в истории гидростроительства решили перекрывать в осенне - зимних условиях, чтобы не допустить перерыва в судоходстве, ведь Обь - важнейшая сибирская транспортная магистраль. Итак, была возведена бетонная плотина и строители ночью 25 октября 1956 года приступили к перекрытию русла. Одновременно с двух берегов грузовики начали скидывать в реку камни, таким образом сужая русло реки. По мере сужения, возрастала скорость потока, что сильно усложняло задачу: мощный напор уносил камни далеко вниз по течению. Тогда в ход пошли «гирлянды» из громадных камней, связанных между собой проволокой, сварные металлические корзины, доверху набитые камнем, а также огромные железобетонные балки.Дело пошло быстрей, и 4 ноября 1956 года могучая и упорная река покорилась воле человека, навсегда преградившего путь Оби в старом русле, и направившего ее воды в бетонную плотину.16 тысяч железнодорожных составов камней потребовалось для перекрытия реки. Выставив их в одну линию, получим расстояние от Москвы до Хабаровска!

Сразу после перекрытия русла началось заполнение водохранилища. Предварительно дно будущего обского моря было тщательно подготовлено и очищено. В зону затопления попали более 30 тыс. гектаров лесов и кустарников, 59 населенных пунктов и 28 колхозов и промысловых артелей. Также на новую территорию был перенесен городБердск, насчитывающий более 11 тыс. построек. Леса и кустарники были вырублены вровень с землей - не оставили даже пней; людей переселили, а все постройки были снесены и сожжены. Более того, была проведена санитарная обработка ложа будущего водохранилища, поскольку его планируется использовать как источник питьевой воды для Новосибирска и множества других населенных пунктов. В июне 1959 года уровень водохранилища был поднят до проектной отметки. Его объем составил почти 9 млрд. кубических метров, а площадь водосбора - почти 228 тыс. квадратных километров. Новосибирцы гордятся этим водоемом и называют его Обским морем. Длина моря составляет более 200 километров, а наибольшая ширина - почти 25 километров.

Нельзя не отметить роль водохранилища в развитии речного флота Новосибирска: до возведения ГЭС по Оби ходили лишь суда с низкой посадкой и небольшой грузоподъемностью - малая глубина реки вносила свои ограничения. Но после заполнения Обского моря и сооружения судоходного канала с трехкамерным шлюзом, ситуация в корне поменялась - речники начали эксплуатировать крупнотоннажные суда. К тому же благодаря энергетикам почти на 4 месяца продлился навигационный период на важнейшей для сибири, одной из крупнейшей в мире транспортной магистрали.

Итак, всего лишь через год после перекрытия реки, 10 ноября 1957 года первый гидроагрегат был запущен и дал ток. Этот день официально считается днем рождения Новосибирской ГЭС, с этой даты станция передана во временную эксплуатацию. Начался непростой период в жизни коллектива ГЭС: станция запущена и в то же время продолжается строительство и установка еще шести гидроагрегатов, к тому же уровень водохранилища еще не соответствует проектной норме. Временная эксплуатация длилась почти 4 года, оставшиеся 6 агрегатов были установлены и запущены поочередно: седьмой, последний, запущен 31 марта 1959 года и с этого дня ГЭС вступила в режим работы на полную мощность. Еще пару лет ушло на устранение недоделок, настройку оборудования, отделочные работы, благоустройство прилегающей территории и возведение распределительного устройства. И вот произошло долгожданное событие в жизни и строителей, и энергетиков: 12 августа 1961 года государственная комиссия приняла Новосибирскую ГЭС в постоянную эксплуатацию.

В 2012 году ГЭС на Оби отмечала юбилей- 55 лет со дня начала эксплуатации. Конечно за столь длительный срок коллектив энергетиков неоднократно проводил модернизацию и замену устаревшего оборудования. Так, в 1972 году в результате технического перевооружения удалось увеличить мощность станции с 400 до 455 МВт; в 1992 году был утвержден проект реконструкции и началась работа по замене устаревшего и изношенного оборудования новым. В рамках этого проекта к 2006 году были полностью заменены генераторы всех семи гидроагрегатов. Настала очередь обновления турбин, и в 2012 году была заменена гидротурбина первого агрегата. Новая турбина имеет 5 лопастей, а не 4, как прежняя. Руководство станции планирует завершить реконструкцию оставшихся агрегатов к 2020 году, в результате чего мощность ГЭС увеличится более чем на 100 МВт.

Ежегодно Новосибирская ГЭС вырабатывает около двух миллиардов киловатт- часов электроэнергии. И, хотя она небольшая по мощности, по сравнению с гигантами гидроэнергетики страны, ее роль как регулирующего источника электроэнергии несомненно велика. Включена она в общую сеть с пятью новосибирскими ТЭЦ, и сглаживает пиковые нагрузки и резкие колебания потребляемой городом мощности, вырабатывая при этом до 25 процентов необходимой Новосибирску электроэнергии. Выдача мощности от станции осуществляется по десяти линиям 110 кВ и двум линиям 220 кВ.

Через плотину водохранилища проложен мост связывающий Советский район с центром города. Сейчас он имеет по одной полосе для движения в каждую сторону, но мог быть и однополосным, с реверсивным движением. Дело в том, что строительство ГЭС курировал лично Никита Хрущев, и в одно из своих посещений строительной площадки, приказал экономить бюджетные средстваи не расходовать их понапрасну. Но строители после длительных споров доказали необходимость строительства именно двухполосного моста. Трудно представить какие пробки сейчас собирались бы перед мостом, будь он реверсивным. В настоящее время решается вопрос расширения полотна дороги до еще двух полос, которые возможно разместить на существующих опорных колоннах.

Не забывают энергетики героев- гидростроителей.Замечательный памятник им установлен на левом берегу Оби, перед въездом на плотину. Мозаичное панно «Покорители Оби»было торжественно открыто на месте, где располагалась камнедробилка при строительстве ГЭС. К юбилею станции,в 2012 году, панно было отреставрировано, заменены потрескавшиеся от времени фрагменты и восстановлены недостающие мозаичные плитки. Также у здания ГЭС установлена мемориальная доска почета в виде кольца бетономешалки.

Диспетчерская. Отсюда осуществляется управление станцией.

С 2007 года Новосибирская ГЭС входит в структуру ОАО «Русгидро», единую гидроэнергосистему страны.

Дежурство по станции осуществляют три человека.

Все параметры станции выводятся на монитор, и видны в режиме реального времени.

Машинный зал.


Ротор генератора вращается со скоростью 1 оборот в секунду, имеет диаметр 8 метров.

Генератор в сборе весит более тысячи тонн. Ощущения непередаваемые, когда над головой вращается такая махина!

Вал гидроагрегата. Снизу рабочее колесо гидроагрегата, вращаемое напором воды. Сверху- генератор, вырабатывающий ток.

Гидропривод, управляющий лопатками камеры рабочего колеса.

Манометры смазочной системы гидроагрегата.

В процессе реконструкции, начатом в 2012 году, полностью заменен первый гидроагрегат из семи.

Внешне все то же самое, только новое, с защитными ограждениями для безопасности обслуживающего персонала, ну и шкала уже не латунная.

Ремонтный цех для обслуживания. Под потолком- мощнейший кран- балка.

Гидрогенераторы установлены в машинном зале каждый на своей опорной крестовине.

Клеммные колодки обмотки возбуждения.


Описание окружающей местности

Новосибирская ГЭС — первая крупная гидроэлектростанция в Сибири, давшая начало строительству более мощных сооружений на крупнейших сибирских реках. ГЭС — яркий пример инженерного искусства, она и сейчас соответствует современным международным нормам. Около Новосибирска Обь каждую секунду в среднем проносит 1700 куб. м воды, а весной до 14 тыс. куб. м. Это огромный потенциал, и используется он для получения электроэнергии.

В комплекс гидротехнических сооружений Новосибирской гидроэлектростанции кроме собственно здания ГЭС, входят бетонная водосливная плотина длиной 198 м, судоходный канал со шлюзом, левобережная земляная плотина, правобережная намывная земляная плотина длиной 4382 м, правобережная земляная дамба. Трехкамерный шлюз — водный путь судам из нижнего бьефа на Алтай и Обское море. Первое шлюзование проведено в июне 1957 году, и с тех пор шлюз работает безаварийно.

В конце войны, 20 марта 1945 года Главгидроэнергострой Министерства электростанций СССР выдал техническое задание на проектирование ГЭС на Оби Ленинградскому отделению института «Гидроэнергопроект». В 1952 году появился технический проект станции, главный инженер проекта — А. В. Егоров. Но уже в 1950 году, не дожидаясь его утверждения, Совмин СССР за подписью Сталина от 21 января №126 (45) принял решение по подготовке к строительству новых электростанций, в числе которых наряду с Иркутской, Нарвской, Павловской и Белореченской была и Новосибирская ГЭС

Строительство ГЭС было самой крупной стройкой в Сибири, численность рабочих здесь достигала 4 тыс. человек. В мае 1953 года уложен первый кубометр бетона в основание сооружения. В октябре 1956 года русло Оби перекрыто, и ее воды пошли через выстроенные сооружения. В 1957 году началось заполнение водохранилища. В ноябре 1957 года был введен в промышленную эксплуатацию первый, а затем второй турбоагрегат. Станция введена в строй в марте 1959 года. В 1961 году комиссия приняла станцию в постоянную эксплуатацию.

Гидрогенераторы с диаметром рабочего колеса 8 м для ГЭС изготовлены в Новосибирске на предприятии, которое сейчас называется НПО «Элсиб». Всего на ГЭС установлено 7 гидрогенераторов по 65 МВт, что дает городу 455 МВт энергии летом и до 90 МВт — зимой.

Плотина подняла воду на 20 м, образовав Новосибирское водохранилище (Обское море) длиной 214 км и максимальной шириной 22 км. Затопление территории вынудило перенести на новые места около 30 тысяч строений, в том числе и город Бердск, переселить десятки тысяч жителей, вырубить лес на площади в 33 тысяч га. Но в то же время водохранилище стало важнейшим аккумулятором запасов питьевой воды для Новосибирска и окрестных городов. Оно регулирует уровень воды зимой. ГЭС также регулирует уровень воды в Оби в соответствии с нуждами речников. В 1960 году через основные сооружения гидроузла проложен железобетонный мост. С его пуском замкнулось дорожное кольцо вокруг Новосибирска.

Информация и фотографии про историю строительства Новосибирской ГЭС и шлюза взяты с официального сайта РусГидро: http://www.nges.rushydro.ru/

Описание тайника

Виртуальная часть тайника на зимний период

В зимний период, а также в случае разорения традиционной части тайника, необходимо брать виртуальную часть. Для получения зачёта вам будет необходимо осмотреть комплекс гидротехнических сооружений Новосибирской ГЭС и трёхкамерный шлюз расположенные на разных берегах Оби.

1) На левом берегу возле здания ГЭС, по координатам N54 51.183 E82 58.929, находится мозаичное панно работы новосибирского художника-монументалиста В. П. Сокола, посвященное строителям Новосибирской ГЭС. Рядом на круглом монументе высечены имена 65-ти лучших строителей ГЭС. Прочитайте текст на монументе. В нём вам встретятся три числа. Назовите эти числа в том порядке, в котором они встречаются в тексте

2) На правом берегу находится особо охраняемый объект - "Новосибирский судоходный шлюз". Прогуляйтесь вдоль канала. Возможно, вам повезет, и вы увидите процесс шлюзования.
У въезда на территорию шлюза, в месте с координатами N54 50.720 E83 02.505, установлен памятник - настоящий корабельный якорь на невысоком бетонном постаменте. Его нашли и вытащили при чистке верхнего проходного канала. Чей он, через пятьдесят лет невозможно узнать. Кто и когда его потерял - неизвестно. Его почистили, покрасили и установили на постамент. Якорь, установленный на Шлюзе, по морской классификации называется "якорем Холла" (Hall Anchor).
На якоре сваркой нанесены буква и трёхзначное число. Назовите их?

Содержимое тайника



Енвд