Сценарий или судьба. Ваш выход. Как пройти собеседование

Действующие лица

Ведущий
Ведущая
Учитель
Ученики
Ваня
Таня
Дима
Оля
Первоклассники
Царь
Советник
Литература
Математика
Биология
Астрономия
Физкультура
Музыка

Реквизит

Зал празднично украшен.

Звучит веселая музыка. Выходят ведущие – одиннадцатиклассники

Ведущий.
Снова дождь в оконное стекло
К нам с напоминанием стучится,
Что настало первое число
И пора за парты всем садиться!

Ведущая.
Мы не шутим, братцы, ни на грамм:
Ведь вы сами торопили лето,
Чтоб скорей увидеть всех и вам
Принародно здесь признаться в этом!

Ведущий. Мы признаемся в том, что нам очень хотелось поскорее прийти в родную школу. Ведь это наш последний праздник 1-го сентября!

Ведущая. Мы понимаем, что выходим на последний школьный старт, и эта мысль не дает нам сейчас покоя.

Ведущий. Нам очень хочется достойно завершить учебу, исправить все ошибки, которые сделали за эти годы, успеть сказать много-много добрых слов всем нашим учителям и сотрудникам школы. А времени для этого у нас остается так мало!

Ведущая. Мы любим тебя, родная наша школа. Прими признание в этом. Его мы выразили в виде песни.

Песня выпускников о школе
Стихи Н.А. Опариной, музыку исполнители могут написать сами

Утром нам дорогу освещает
Солнца золотистого кружок,
Мы спешим туда, где нас встречает
Школьный переливистый звонок.

Припев:
Распахнешь ты двери, как объятья,
Обо всех заботясь и любя.
Вечно дети, школа, для тебя!

Всех сюда с цветами и бантами
Нас приводят в самый первый раз.
Не печальтесь, мамы, ведь за нами
Смотрит в школе много добрых глаз…

Как учебник, годы мы листаем,
То листва кружит, то белый снег.
Вот уже на смену нам шагает
Маленький, но смелый человек…

Выходят первоклассники и становятся рядом с выпускниками

Вот уже не годы, а недели
Нам осталось вместе здесь пробыть.
Как же мы, ребята, повзрослели,
Как же будем мы без школы жить!

Мы сюда из разных мест слетимся.
Будет школу золотить листва.
Здесь по-детски вновь развеселимся,
Хоть седою станет голова.

Распахнешь нам двери, как объятья,
Верим, всех нас помня и любя.
Здесь мы все как сестры и как братья,
Вечно дети, школа, для тебя!

Ведущий. Для вас, дорогие первоклассники, сегодняшний день особенный! Сегодня мы вручаем вам нашу школу.
Ведущая. Желаем вам поскорее расти, беречь школу и своей отличной учебой и другими успехами прославить ее!

Старшеклассники вручают первоклассникам подарки, а малыши дарят старшим свои рисунки и поделки. С приветственными речами в адрес первоклассников и выпускников выступают директор школы, учителя, гости, родители.

Ведущий (обращаясь к первоклассникам).
Ни за что на свете,
Дорогие дети,
Не ходите в школу,
Не выучив урок!

Ведущая.
Не раз мы убеждались
И дружно зарекались,
Что лучше уж, ребята,
Учить уроки впрок!

Ведущий.
Когда вы подрастете,
Букварь перелистнете,
То химию зубрите
И физику учите!

Ведущая.
Дружите с математикой
И русским языком,
Английскую грамматику
Познаете потом!

Ведущий.
История, ребята,
Уж тем здесь хороша,
Что у ее учителя
Прекрасная душа!

Ведущая.
Биологи, географы
Научат вас, друзья,
Тому, что пригодится вам,
Чего не знать нельзя!

Ведущий.
Послушайте, ребята,
Еще один совет:
Здесь будет физкультура –
Главнейший ваш предмет!

Ведущая.
У вас и к рисованию
Откроются таланты,
И превратит вас пение
В прекрасных музыкантов!

Ведущий. В таких же прекрасных, как вот эти ребята!

Ведущая. А вы, дорогие первоклассники, займите свои места в зале – там вам будет лучше видно и слышно.

Первоклассники уходят со сцены. Ведущие объявляют музыкальные номера и их исполнителей.

Ведущий. А сейчас мы покажем вам, как проходят уроки в одной из школ. Правда, у нас таких уроков не бывает.

Звенит звонок на урок. Ученики бегают, прыгают, никак не могут успокоиться. Входит учитель. Учащиеся замолкают при его появлении и быстро занимают свои места за партами.

Учитель. Ну, что вы затихли? Почему не шумите?

Ученики (жалобно). Больше не хочется…

Учитель. Как это не хочется? А ну, сейчас же шумите, кричите!

Ученики. Больше не хотим, не получается…

Учитель (грозно). Ах, не хотите шуметь! Не хотите баловаться?!

Ученики (со страхом). Не хотим…

Учитель. Тогда всем завтра прийти с родителями! Надо разобраться с вашим поведением! А теперь спрашиваю на оценку! Ваня, сколько будет 1 + 2.

Учитель. Молодец! Ставлю тебе “5”! Таня, как пишется слово “корова”?

Таня. “Ка-ро-ва”!

Учитель. Молодец! Ставлю тебе “5”! Так, теперь посмотрим ваши тетрадки…Маша, безобразие! Почему ты так чисто пишешь? Единица тебе за это!

Маша начинает плакать

Учитель. Не хнычь! Иди к директору и объясни ему, за что ты все время получаешь единицы!

Маша, всхлипывая, уходит с тетрадкой в руках.

Учитель. Ну а теперь я выставлю вам оценки за поведение. Дима, сколько раз ты облил меня компотом в столовой?

Дима (грустно). Только шесть раз…

Учитель. Да… маловато… “Тройка” тебе по поведению! Так. А дальше кто? Оля, ты ведешь себя все лучше: списываешь, подталкиваешь других, обманывать научилась! Молодец! Тебе уже можно поставить твердую “четверку”!

Оля (радостно). Буду стараться исправить эту отметку на “пятерку”!

Учитель. Правильно! Молодец! А больше всех заслуживает поощрения наш Толя: он и дерется, и плюется, и никому не дает прохода, и не учит уроки вообще! Давайте все вместе поздравим его – он у нас по всем статьям круглый отличник!

Все аплодируют, а Толя стоит, горделиво задрав нос. Звенит звонок. Все исполнители убегают.

Ведущие (спрашивают первоклассников). Ну как, ребята, нравятся вам такие уроки?

Первоклассники (дружно отвечают). Нет!

Ведущие. А сейчас мы всех приглашаем в наше “Царство знаний”!

Звучит музыка. На сцене устанавливается трон и другие декорации. Стражники встают с двух сторон от царского трона, держа в руках секиры. Входит Царь, за ним идет Советник.

Царь. Ох, что-то заскучал я за лето без уроков, без ребят, без их шума, проказ и шалостей…Несчастный я, бедный…Скучно, пусто стало в моем царстве… А ну-ка, подать сюда мой царский календарь!

Вносят большой календарь.

Царь. Так, год 200…-й, месяц – сентябрь, день (называет день), а какое же число?

Советник. Первое сентября…

Царь. Как? И никто мне об этом не сказал! А я этого дня так долго ждал! Это же мой любимый праздник! (обращается к стражникам) Ах вы, бездельники! Совсем обленились за лето!

Советник. Не гневайся, царь-батюшка, ведь в календаре этот день не красный. Я и подумал, что он обычный, не праздничный…

Царь.
Красной цифрой не отмечен этот день в календаре
И флажками не расцвечен возле дома во дворе.
По одной простой примете узнаем мы этот день –
По идущим в школу детям городов и деревень,
По веселому волненью на лице учеников…

Советник. По особому смущенью шестилетних новичков…

Царь. И пускай немало славных, разных дней в календаре.

Царь, Советник (вместе). Но один из самых главных – самый первый – в сентябре!

Царь. А посему повелеваю устроить большой праздник! Огласи мой царский указ для всех!

Советник (читает указ). Я, царь Грамотей Великолепный, повелеваю сотворить в моем царстве-государстве знаний 1-го сентября сего года великий праздник знаний и созвать на него всех, кто любит читать, считать и открывать для себя новые науки, чтобы всем было весело и радостно! Повелеваю начать праздник с музыки и угощения!
В зал входят коробейники и лотошники с сувенирами и угощениями, скоморохи. Звучит веселая музыка.

Царь. Угощайтесь, гости дорогие! Веселитесь!

Продолжает звучать музыка. Скоморохи шутят, веселят зрителей. Во время этого веселья слышится громкий стук и крик.

Царь. Кто осмеливается врываться в мои покои? Казнить немедля бунтаря! Четвертовать возмутителя моего спокойствия!

Советник (подбегая к дверям). Царь-батюшка, там кто-то плачет и войти просится. Может, впустить?

Царь. Погоди! Я сначала приму лекарство “антирассердин”, а то казню и выслушать не успею. Ты ж меня знаешь – горяч я во гневе и скор на расправу!

Советник. Знаю, ох, знаю!

Подает царю огромную таблетку.

Царь (начинает есть таблетку и постепенно “добреет”). Ну, впускай!

Литература (вбегает и падает на колени перед царем). Царь-батюшка, не вели казнить, а вели слово молвить!

Царь. Молви, красавица!

Литература. Осмелюсь спросить, царь-батюшка, имя мне свое называть али нет?

Царь. Назови, назови, красавица.

Литература. Имя мое, батюшка, Литература. Я – наука сложная. Много читаю, много знаю. Знания есть, а терпения больше нет!

Царь. А в чем дело?

Литература. Царь-государь! Нет никакого сладу с Математикой! Возомнила она себя самой умной, самой нужной на свете. Да это бы еще ничего. Мы ведь, каждая из наук, ты знаешь и сам, имеем такую слабость – любим считать себя самой-самой.

Царь. Да, есть за вами такой грех. А Математика-то чем плоха?

Литература. Да она нас всех ни в грош не ставит и уверяет, что дети и взрослые только ее одну любят и почитают. Еще она говорит, что остальные науки надо уничтожить, а царство знаний – разогнать! Раз царство разогнать, то и царь ей никакой больше не нужен – сама хочет быть главнее всех!

Царь. Ах, вот как! Ну это мы еще посмотрим! (Советнику) А позвать-ка ко мне всех моих подданных! Привести сюда все науки школьные!

Советник. Слушаюсь! (кричит вдаль) Эй, стража! Доставить к царю Математику, Астрономию, Музыку, Биологию, Физкультуру … (называет науки).

Царь. Ну, что? Устроили бунт в моем царстве?

Все науки (отвечают одновременно). Это не я! Не я! Это она! Она! (указывают на Математику)

Математика. Да. Это я!

Царь. Это ты считаешь себя самой главной?

Математика. Да! Я – самая главная наука!

Все науки. Нет, я! Нет, я! (кричат и спорят друг с другом)

Литература. Видишь, батюшка, скромность все потеряли – каждой хочется быть главной! Как нам быть? Рассуди нас.

Царь. Да, чувствую, суд здесь мой нужен. Рассудить все по справедливости мне помогут мои гости. (Обращается к зрителям.) Гости дорогие, только с вашей помощью смогу я наладить мир в своем царстве и установить истину. Пусть говорит Литература, а остальным потом дам слово.

Литература. Дорогие ребята, я не верю в то, что вы не интересуетесь природой, не любите смотреть на звезды, слушать музыку, писать стихи, проектировать новые космические корабли, работать на компьютере. Конечно, каждый выбирает себе науку по душе, но это не значит, что у всех у вас интерес только к одной Математике, Так может рухнуть не только царство знаний, но и остановиться жизнь! Давайте проверим, есть ли в зале юные биологи, литераторы, музыканты, астрономы? Я предлагаю провести конкурсные состязания по каждой науке, а вас всех прошу разделиться на две команды.
С этой стороны (показывает налево) зрительный зал будет представлять собой команду “Икс”, а с этой (показывает направо) – “Игрек”! Согласны, государь?

Царь. Продолжай, продолжай.

Литература. Ну что ж, начну с себя, с Литературы. Прошу подняться на сцену юных литераторов от обеих команд.

Называет число представителей от каждой команды и объясняет им суть заданий по литературе. Они разрабатываются с учетом возможностей учеников школы, в которой проводится праздник. После выполнения заданий подводятся итоги литературного конкурса и проводится награждение победителей.

Литература. Теперь к вам хочет обратиться Биология.

Биология. Приглашаю на сцену любителей биологии.

Называет число представителей от каждой команды и объясняет им суть задания по биологии. Пока ребята выполняют ее задание, Биология проводит конкурс среди болельщиков.

Биология. Передаю слово Астрономии!

Астрономия. Не пугайтесь, ребята. Мой предмет сложный, но я думаю, что вы много читали, многое знаете, изучали географию и на некоторые мои вопросы сможете ответить. Приглашаю на сцену представителей от обеих команд.

Предлагает ребятам выполнить свое задание. После выполнения задания подводятся его итоги и проводится награждение победителей.

Астрономия. А теперь я уступаю место Физкультуре.

Физкультура. Итак, дорогие друзья, проведем разминку.

Проводит две-три игры с залом.

Физкультура. Слово Математике!

Математика. Я уверена, что все вы больше всего на свете любите решать задачи по математике и легко справитесь с моими конкурсными заданиями. Приглашаю к себе самых смелых математиков от обеих команд.

Раздает ребятам свои задания.

Математика. А пока вы решаете задания, я уступаю место Музыке.

Музыка. Ну какой же праздник обходится без музыки! Я проведу с вами музыкальную игру.

Проводит музыкальную игру с залом. После игры проходит награждение победителей математического конкурса.

Царь. Ну, а теперь пора подводить итоги всех состязаний. Ты, Математика, любишь считать, вот и руководи общим подсчетом!

Математика считает число побед от каждой команды и выявляет победившую команду.

Царь. Я рад поздравить команду-победительницу! Хотя и вторая команда уступила в игре совсем немного. А самое главное – нам удалось в ходе игровых состязаний сегодня выяснить, любят ли ребята только одну Математику или интересуются и другими науками. Оказалось, что ребята интересуются очень многими науками и стремятся к знаниям по всем предметам! Поняла, Математика?

Математика. Поняла…

Царь. Не горюй! Тех, кто любит твой предмет, тоже хватает, и они все чрезвычайно талантливы!

Звучит торжественная музыка.

Царь.
В путь, ребята!
Будущее, здравствуй!
Знаний мир открыт перед тобой!
Этот мир – чудесный и прекрасный –
Связан навсегда с твоей судьбой!

Математика.
Это – нерешенные задачи!

География и биология.
Тайны неизведанных дорог!

Астрономия.
Это – неудачи и удачи!
Это – путь открытий и тревог!

Литература.
Это – непрочитанные книги!

Астрономия.
Новые орбиты звездных трасс!

Физкультура.
Это все, что может воплотиться
В самом скором времени для вас!

Математика.
Вам всегда в делах помогут знания!

Литература.
И всегда во всем поможет труд!

Царь.
До свидания! До свидания!
Приходите в Царство знания!

Опарина Н.А. , кандидат педагогических наук, доцент Московского государственного педагогического института, член Союза писателей России

Вконтакте

Существуют ли какие-либо объективные основания для разговоров о доброй и злой судьбе, и если существуют, то что такое судьба? Для практикующих психологов ответ на этот вопрос очевиден, но только в данном случае они предпочитают говорить не о судьбе, а о жизненных сценариях. Следование своему роду предполагают , следование религии выбора – современные психологи. Сценарии и судьбы, можно ли их перехитрить

Татьяна Готлиб , психолог-консультант компании «ЭКОПСИ». Рисунки: Елена Горева

Почему одним людям в жизни всегда везет, а другие все время попадают в какие-то неприятные истории? (текст 2005 г.)

Сын ошибок или баловень судьбы

За теми событиями, которые в быту обычно называют проявлением судьбы, психологи могут увидеть неосознанные психические механизмы, которые подспудно оказывают влияние на поведение человека, на его поступки, на выбор друзей, спутников жизни и партнеров по бизнесу. И если разобраться в этих механизмах, то многое из происходящего вполне можно объяснить без ссылок на злой рок и коварную судьбу.

Многим знакомо имя Эрика Берна, автора популярных книг и создателя такого направления в практической психологии, как «сценарный анализ». По Берну, сценарий представляет собой программу, заложенную с детства, которую человек реализует в течение своей жизни, не сознавая этого. Как правило, знаком присутствия в жизни человека «сценария» являются повторяющиеся события. Например, один человек трижды женится на блондинках по имени Инга. У другого постоянно складываются невыносимые отношения с начальством, которое его «зажимает», ворует его идеи и недоплачивает ему зарплату.

Мне вспоминается один очень характерный случай с женщиной, которая вышла замуж, а муж пил и бил ее. Она развелась, вышла замуж вторично, и снова муж пил и избивал ее. Она решилась на третий брак, ей повезло - муж оказался непьющий. Однако через пару лет и он начал пить, а еще через год - бить свою жену. Жизненный сценарий данной особы сформировался в детстве. Ее отец сильно пил и избивал «по пьянке» мать. У девочки произошла идентификация с матерью, и она сжилась с ролью жертвы, автоматически начав искать и находить своего «палача». В последнем браке ее выбор оказался не совсем удачным с точки зрения сценария, поэтому пришлось «поработать», чтобы непьющий супруг запил и так же, как и предыдущие, стал драться. Этот сценарий называется «пауки и мухи».

Казалось бы, какая корысть бедной женщине иметь мужа пьяницу и драчуна? Но оказывается, определенная психологическая выгода есть. Сохраняется привычная с детства «картина мира», она снова и снова получает подтверждение ее незыблемости, того, что «все мужчины скоты» (если бы она не меняла мужей, она не имела бы права на обобщение), подтверждение своего образа «страдалицы». А это весьма выгодная роль, «алиби», дающее возможность не следить за собой, не заниматься домом и детьми, не зарабатывать денег, зато все время жаловаться, быть в центре внимания.

Материнская плата

Понятно, что негативные сценарии бросаются в глаза сильнее, чем позитивные - ведь если все идет хорошо, то к психологу обращаться незачем. Возможно, именно поэтому Эрик Берн в первую очередь говорил о сценариях неудачников или о деструктивных стереотипах поведения и эмоциональных реакций людей. В то время, когда я работала в психиатрической клинике и параллельно с этим занималась частным психологическим консультированием, я также по большей части сталкивалась с деструктивными сценариями. Но с момента начала работы в сфере бизнеса, я получила возможность наблюдать за многочисленными сценариями «везунчиков», а также за тем, как люди успешно преодолевают происки своей злой судьбы и грозные семейные проклятья. Однако и в малом, и большом бизнесе также немалую роль играют неосознанные реакции людей, которые умудряются совершать одни и те же ошибки.

Вот один такой пример. Руководитель подписывает пустой платежный документ, теряет крупную сумму и через некоторое время «дословно» повторяет свою ошибку. Он увольняет финансового директора, который подсунул ему неверные бумаги, но через какое-то время нанимает нового человека, оказавшегося столь же бестолковым или нечестным.

Для опытных психологов, скорее всего, будет очевидным, что такой человек играет в одну из разновидностей психологических игр, которую можно условно назвать «обманутый босс». И действительно, анализ показал, что мать нашего начальника была женщиной ревнивой и властной. Она ревновала своего ребенка ко всем, в том числе и к его друзьям. Ее любимой присказкой было: «Никому нельзя верить!». Такие высказывания обычно называются «родительскими проклятьями», «семейными лозунгами» или «жизненными предписаниями». Мальчик дал однокласснику деньги в долг, тот не вернул, в другой раз у него «увели» ценную кассету. Каждый подобный случай возводился в ранг события, мать торжествовала: « Вот видишь. Я же тебе говорила!»

Сын вырос, возглавил собственный бизнес, редко видится с матушкой. Но ему не приходит в голову, насколько сильна власть стереотипов, живущих в нем, насколько его личность и личность его матери до сих пор «сцеплены» друг с другом. Он энергичный и успешный коммерсант, все идет прекрасно и вдруг включается материнская программа: он ведь «послушный мальчик», он должен подтвердить, что мама права и «все вокруг воры и мерзавцы». И руководитель, словно под гипнозом, выбирает из нескольких претендентов на важную должность нечистого на руку человека, а потом ставит подпись на пустой платежке или подставляется как-то иначе. Что не сделаешь ради любимой матери, если являешься рабом соответствующего сценария.

Кто хозяин вашей судьбы

Итак, «сценарий» формируется во взаимоотношениях с близкими людьми. Родители, часто неосознанно, «транслируют» ребенку свои ожидания. Это может быть желание, чтобы ребенок, став взрослым, осуществил то, в чем его отец не преуспел или что не удалось его матери. Например, мать в юности мечтала стать врачом, а стала инженером. Значит, врачом должна стать ее дочь. Или мать вышла замуж по любви и всю жизнь «мучилась» с мужем-неудачником, поэтому дочь должна найти себе богатого мужа «по расчету». То есть, дочь будет «заложницей» фантазий своей матери и проживать, в сущности, не свою жизнь, а чужую, не подозревая об этом. «Трансляция» сценария происходит различными способами: и путем словесных «лозунгов» и «предписаний», и с помощью демонстрации в поведении: ты только посмотри, «какой несчастной папа сделал маму» и «как ужасна эта нищета».

Другой вариант: «призыв» родителей к ребенку с требованием воспроизвести их жизненный путь, делать все, как они. Тем самым, родители утверждают свои жизненные ценности, доказывают самим себе правильность своего выбора, даже если они и не достигли в жизни ничего особенного, а может быть, даже и пропустили из-за своих предубеждений многие предоставлявшиеся им возможности.

Сценарий «победителя» встречается у людей, чьи родители верили в возможности своих детей и вкладывали в них много сил. Если ребенок обладал способностями, ему удавалось осуществить мечту родителей и занять то место, которое ему наметили.

Некий товарищ много лет работал организатором торжественных мероприятий при Дипломатическом корпусе. Он вблизи видел известных и влиятельных особ, но себя ощущал «мальчиком на побегушках». Он поклялся, что его сын станет дипломатом, важной персоной и прислуживать будут ему. Он перенес на ребенка свои неосуществленные амбиции, вкладывал все деньги в его образование, внушал ему веру в успех. Сын оправдал надежды отца.

Помимо «предписаний» существуют так называемые «проклятия», которые обычно создают сценарий неудачника. Самые распространенные: «Из тебя никогда ничего не получится!», «Тебя никто не возьмет замуж!» Если ребенок поверит, что из него ничего не получится, что он «не O.K» - он станет откровенным неудачником, никогда не попадет на руководящие позиции.

Сын ответил за отца

Однако, если у ребенка сильная энергетика, он способен противостоять «сценарному проклятию» и реализует так называемый «антисценарий». Одинокая мать, брошенная мужем-алкоголиком, постоянно твердит сыну: «Тебе некому помочь, у тебя нет отца, ты не сможешь пробиться, ты никогда не станешь большим человеком. Да и наследственность у тебя плохая». Будь мальчик слабеньким, путь неудачника был бы ему гарантирован. Но он оказывается сильным и делает все наоборот: вырастает мужчиной огромного роста, становится хозяином крупного холдинга и очень богатым человеком, занимается политикой и не берет в рот ни капли спиртного, ни при каких обстоятельствах. Он как будто говорит матери: «Ты в меня не верила, посмотри и убедись!», складывая к ее ногам свои достижения, как военные трофеи. К матери он относится с трепетной любовью, среди своих коллег знаменит тем, что не может увольнять женщин со своих предприятий.

Может показаться, что, если человек успешен, если у него «хо-роший» сценарий или антисценарий, то все в порядке и ничего анализировать и менять не надо. Это так, но не всегда. Даже реализуя положительную программу, ее носитель несвободен - он ее не выбирал осознанно.

Кроме того, профессиональные, карьерные «темы» сценария порой тесно связаны с темами личными, семейными. В вышеописанном случае подрастающий мальчик крепко усвоил «предписание» не быть как отец. Отец пил, а он - нет; отец бросил жену с маленьким ребенком, а он женился на матери-одиночке, брошенной мужем, и усыновил ее ребенка. Но установка «не быть как отец» в подсознании иногда преломляется в установку «не быть отцом». К сожалению, у «большого человека» нет родных детей - это жестокая «отмашка» его удачного антисценария.

Жизнь как в сказке

Как же определить свой сценарий? Оказывается, заложенная в детстве программа может быть извлечена на свет Божий путем анализа сказок. Та или иная сказка не случайно произвела на ребенка сильное впечатление, возможна идентификация с героем этой сказки из-за совпадения сюжета и его жизненных обстоятельств. Сказка помогает оформиться, приобрести более четкие очертания наметившемуся сценарию. И, обнаружив потом эту сценарную сказку, можно определить, по какой программе живет взрослый человек.

Вот пример такого сценарного анализа. Дама 50-ти лет, владелица собственного небольшого бизнеса. На нее работают около сорока человек. Но правильнее было бы сказать, что это она работает на них. Она проводит какую-то странную кадровую политику, подбирая самых убогих и беспомощных в профессиональном плане работников. Она без конца опекает их, решает все их проблемы, в том числе, личные, лечит, помогает деньгами, не получая ни отдачи, ни благодарности.

Ситуация выглядит нелепо. Хозяйка на грани банкротства, с одной стороны, и нервного истощения и депрессии, с другой. Ее сценарная сказка - «Белоснежка и семь гномов». Она - старшая дочь в многодетной семье. Родители совершенно не бывали дома и не занимались малышами, сбросив все на нее. Всю жизнь она доказывает своим безответственным родителям, как надо «правильно жить», как надо заботиться о детях (в качестве «детей» или гномов из сказки выступают ее служащие). Это совершенно неосознанная установка чуть было не привела к крушению ее бизнес и ее жизнь.

К счастью, от сценария можно освободиться. Э. Берн писал, что помочь может «война, любовь или психотерапия». В данном случае помогла психотерапия. Клиентка получила «разрешение» выйти из затяжного одностороннего «спора» с родителями и строить свою жизнь и свой бизнес на новом, рациональном основании. Меньше, чем через год измученная полуживая особа превратилась в цветущую бизнес-леди.

Выход из сценария посредством любви показан в фильме «Красотка». Героиня Джулии Робертс помогла «акуле бизнеса» Ричарду Гиру прекратить сводить счеты с давно умершим отцом и в отместку ему крушить бизнесы ни в чем не повинных контрагентов. Оказалось, что другим, не столь деструктивным, способом можно стать не менее богатым.

Существует множество сценариев, соответствующих известным сказкам. Например, «Колобок» - человек, начинающий какое-то дело, но не способный ничего доводить до конца - ему становится скучно и он «катится» дальше.

Хорошо, если Вам нужен именно такой помощник, чтобы раскрутить проект с нуля, а потом пусть катится, скатертью дорога. Но ведь может случиться, что Ваш бизнес требует стабильного руководства, и тогда не выявленный вовремя «колобок» нанесет серьезный урон.

У одного менеджера сценарной оказалась сказка про молодца, который бился со Змеем Горынычем - тот ее фрагмент, когда молодец отрубает Змею головы, а они снова и снова отрастают. Менеджер зафиксировался на этом моменте и в своей деятельности его все время воспроизводит: он борется с проблемами, а они возникают снова и снова - ниоткуда, как в сказке.

Сценарии победителей

О сильном, успешном человеке часто говорят: «Он из породы победителей». Как правило, победители умеют управлять собой, трезво оценивают свои сильные и слабые стороны. Они знают, что будут делать завтра, оказываются в нужное время в нужном месте, им всегда везет.

Чемпион. Для него самой естественной и конструктивной является ситуация противостояния. Он заряжается энергией «драки», всегда готов к честной борьбе, всегда уверен в победе.

Человек-ракета. Стремительный, пробивной, напористый, каждая минута на счету. Считает все: время, деньги, дела. Не любит возвращаться два раза к одному и тому же вопросу. Решения принимает быстро, со стороны может показаться - даже иррационально, на грани фола. Кажется, что ему все время везет. А на самом деле, у него быстрый ум и прекрасная интуиция. Он неутомим, фантастически много работает, находится в постоянном напряжении, движении, не умеет и не любит расслабляться. Предпочитает экстремальные виды спорта. Для него главное - быть первым в любом деле, и не важно, что это - крупный финансовый проект, скоростной спуск на лыжах или боулинг.

Улитка на склоне. Спокойный, неторопливый, обстоятельный. Не любит суетиться, действовать наскоком. Ему всегда требуется некоторое время на размышление. Внушает окружающим доверие, ощущение надежности, стабильности. По жизни продвигается постепенно, обеспечивая тылы. Скорее тактик, чем стратег. Терпелив, умеет ждать. Медленно и неотвратимо добивается своего. Придерживается принципа «тише едешь - дальше будешь».

Игрок. Осторожный и расчетливый, способен просчитывать события на несколько ходов вперед. Наблюдает, анализирует и прогнозирует поведение людей, их реакции с большой степенью точности. Старается избегать ненужного риска. Любит придумывать хитроумные финансовые или юридические схемы. В школе серьезно занимался шахматами, позже начал играть в преферанс. И сейчас любит позиционные игры. Ему важно переиграть кого-то. Люди для него - фигуры на шахматной доске. Его привлекает не только выигрыш, но и сам процесс игры. Тонкий манипулятор. Получает удовольствие от красивых многоходовых комбинаций. К бизнесу и к жизни в целом относится как к игре, в которой практически всегда выигрывает.

Сценарии непобедителей

Для данной категории людей характерно не столько стремление к успеху, сколько ориентация на избежание неудач. У них невысокая энергетика, несколько заниженная самооценка, они не претендуют в жизни на многое. Им легче ограничить свои потребности и желания, отказаться от них, чем «напрягаться» для их осуществления. Они предпочитают проторенные пути и размеренную жизнь. Родители часто говорили им: «не высовывайся», «не умничай», «держи рот на замке», «слушайся старших». В результате формируется характер послушного исполнителя, не склонного проявлять инициативу, выделяться. Непобедители идут, как правило, по пути наименьшего сопротивления, занижают планку: поступают в вузы, где конкурс поменьше, делают предложение девушке, которая точно не откажет. Они работоспособны, добросовестны, могут занимать средние менеджерские позиции, но не выше. Они не склонны к соперничеству и самоутверждению, хотя не застрахованы от чувства зависти.

В открытую конфронтацию обычно не вступают.

Старательная секретарша. Она приходит в офис раньше всех и уходит позже всех. Если не успевает что-то сделать, берет работу домой. Она старается быть со всеми в хороших отношениях, всем помогает, чтобы заслужить любовь окружающих.

Она болезненно реагирует на замечания, может расплакаться. Старается все делать как можно лучше. Она неглупа, у нее высшее образование, но должность секретаря ее вполне устраивает. Ее радуют небольшие прибавки жалования. Она не претендует на освободившуюся позицию референта и доброжелательно встречает молодую девушку без высшего образования и опыта работы, которую берут на эту вакансию «за красивые глаза». Конечно, ей обидно, что той платят намного больше, хотя она ничего не умеет.

Но она скрывает свои отрицательные эмоции и помогает новенькой. Ее утешает то, что в коллективе ее любят больше.

Аналитик . Не стремится принадлежать к какой-то структуре. Он одиночка, ему ближе позиция независимого аналитика. Любит свою работу и получает удовлетворение от одного сознания того, что он настоящий профессионал. Равнодушен к деньгам и социальному успеху, нацелен на процесс, а не на результат. Родители говорили, что интеллигентный человек не должен быть карьеристом, что стремиться к материальным благам стыдно. Для него главное - личная свобода.

Человек-невидимка . Всегда придумывал множество теорий, оправдывающих собственную пассивность. Его нельзя назвать неудачником. Он даже не пытался поступить в институт. Жена зарабатывает втрое больше, чем он. Очень мил, но что интересно: многие, когда разговор заходит о нем, не могут вспомнить, как он выглядит. Его родители часто повторяли: «Не мозоль глаза», и это стало его жизненным кредо.

Часто «неудачники» - это дисгармоничные, внутренне противоречивые люди, с разнонаправленными тенденциями (типа «Лебедь, рак и щука»). Будучи способными, талантливыми, они толком не знают, чего хотят, не могут сконцентрировать усилия в определенном направлении, разбрасываются и не достигают ничего. Выглядят они, как правило, довольно привлекательно. Ощущая их потенциал, на них возлагают надежды. Однако вложенные в такого человека средства не приносят результата - он оказывается «пустышкой».

Прожектер. С детства считался вундеркиндом. Блестящий ум, творческие тенденции, обаяние. Подавал большие надежды. Но каждый раз гениальное начинание имело какой-то несерьезный результат. Он занялся наукой, шуму было много, а на выходе - одна тоненькая монография, написанная в соавторстве. Организовал на заре перестройки кооператив, но деньги заработал смешные. Стал играть на бирже - проиграл квартиру. Пробовал силы в политике, литературе, на телевидении, но безрезультатно. Причины неудачливости и столь низкого КПД коренятся в детстве. Его слишком баловали, ему все легко давалось, и он не научился прикладывать усилия, трудиться, в частности, прорабатывать свои идеи. Он все время с горящими глазами обсуждает разные способы обогащения, выдвигает одну идею за другой. Окружающие начинают избегать «прожектера», так как его пустые фантазии всем порядком надоели.

Имитатор. Солидный господин с приличным, статусным резюме, занимающий достаточно высокие должности, часто меняет место работы. Причина? Не поняли, не оценили, не было возможности для развития и т. д. В ловушку под названием «гала-эффект резюме», как правило, легко попадаются руководители кадровых департаментов. На самом деле, это обыкновенный имитатор, у которого за душой ничего – ни ума, ни знаний, ни опыта, ни лидерских качеств. Зато есть умение достоверно имитировать эти качества. Его кредо – «не быть, а казаться», он умеет менять маски: с одними он «жесткий мужик, настоящий руководитель», с другими – «интеллектуал, профи». В течение полугода и более он способен успешно «дурить голову» работодателю и создавать видимость бурной деятельности при нулевой отдаче. Сколько времени он продержится, зависит от проницательности первого лица. Он устраивается на новое место - и история повторяется.

Избавиться от неудачного сценария не так-то просто.

Война, любовь и психотерапия

Мы уже цитировали слова Эрика Берна о том, что избавиться от сценария помогают «война, любовь и психотерапия. Человеку, решившему «переписать» свою программу, имеет смысл предпринять следующие шаги.

Во-первых, постараться осознать свой сценарий. Порой уже только это производит на человека очень сильное впечатление. Он переживает эмоциональное потрясение, катарсис, который переворачивает все не только в его душе, но и в жизни. Так произошло, например, с «Белоснежкой», о которой шла речь выше.

Может помочь и чувство юмора. Однажды я случайно разговорилась с одним преуспевающим человеком. Мой собеседник рассказал, что всегда добивается своих целей, но только с третьей попытки - так было и во время учебы, и когда он занимался наукой, и в бизнесе. Эта закономерность его явно раздражала. Слово за слово, выяснилось, что с детства ему нравилась сказка «Стеклянная гора», где герой пытается добраться до принцессы, и это ему удается - но только на третий раз. Я объяснила ему смысл его сценарной сказки, он был поражен, долго смеялся и в этот момент, по-видимому, расстался со своим сценарием. При следующей нашей встрече, спустя год, он сообщил, что больше не теряет времени на «репетиции».

Кроме того, важно научиться слышать самого себя. Обратите внимание, что и как вы повторяете своему ребенку или подчиненным. Например, вы любите повторять «у тебя ничего не получится до тех пор, пока…». Эти слова несут сильный отрицательный заряд, сомнение в возможности успеха. Ставится жесткое условие: «Ты не получишь пятерку, пока не выучишь теоремы «или «Ты не продвинешься по службе, пока не защитишь кандидатскую». Сами по себе подобные высказывания достаточно спорны. Ведь можно не зубрить теоремы, а понять, как их доказывают, да и продвижение по службе не обязательно связано с кандидатской диссертацией. Но суть сценарного программирования, его сила - в безапелляционности, однозначности.

Понимание, что на самом деле вариантов существует множество, - это уже путь к свободе.

Попробуем видоизменить, переписать эту программную фразу так: «У тебя получится лучше, если… или когда…». Это тоже так называемый «сценарий с условием», но он гораздо мягче. Теперь вы можете сказать себе: «Моя жизнь станет успешнее, когда я расстанусь с мешающими мне однозначными установками».

Еще можно получить «разрешение». Разрешение - это специальная процедура, используемая психотерапевтом при сценарном анализе. Когда от сценария освобождается неудачник - это похоже на чудо, это выглядит так, как будто человека расколдовали.

Снять сценарную программу может не только терапевт, но и кто-то из значимых людей, по силе воздействия не уступающий родительской фигуре, эту программу создавшей. Например, тренер, сказав робкому юнцу: «Ты сможешь!»

А если человек готов к трансформации, на него могут подействовать даже слова случайного попутчика. Многие могут вспомнить случай, когда одна фраза или встреча оказались судьбоносными, изменили всю их жизнь.

Однако не стоит воспринимать жизненный сценарий как нечто обязательно негативное и сразу пытаться от него избавиться. Бессознательное следование сценарию позволяет человеку экономить силы и время. Как правило, живущие по жестким сценариям победители не склонны раздумывать и сомневаться, они целеустремленны и работоспособны, они - люди действия. Заложенный с детства сценарий подсказывает им нужную стратегию.

Бывает так, что выявленный «сценарий судьбы» имеет смысл подкорректировать, в другом случае его надо просто принять как данность и учитывать, как мы учитываем особенности своей внешности или своего характера. Однако, желательно представлять себе этот сценарий. Самостоятельный анализ может быть затруднен нашей склонностью к «вытеснению», забыванию неприятностей и невниманием к психологическим нюансам. Для того, чтобы проделать грамотный сценарный анализ необходимы профессиональные знания и специальные техники.

1. Как называется ваша профессия (должность)?

Секретарь – референт - достаточно ответственная, требующая быстрой реакции и наличие организаторских способностей должность.

2. В чем заключается Ваша работа, и какие у Вас обязанности?

В ежедневные обязанности секретаря входит: ответ и совершение звонков, прием / отправка факсов, обеспечение внутренней деятельности организации (покупка канцтоваров, заказ доставки воды, чая/кофе и прочее).

Однако основная деятельность, которая отличает его от простого секретаря – планирование рабочего дня начальника, а именно: назначение и организация встреч (например, заказ столика в ресторане для проведения делового ленча), заказ железнодорожных и авиабилетов, бронирование номеров в гостинице и прочее.

3. Какое образование необходимо, чтобы получить Вашу должность?

Для работы на этой должности высшее образование не требуется, но для того, что бы стать незаменимым помощником, правой рукой руководителя, следует пройти специальный обучающий курс, из которого можно узнать о подробностях ведения документов и прочих официальных бумаг. Также, для создания благоприятной обстановки в рабочем коллективе и наведения деловых контактов, секретарю – референту следует ознакомиться с основами деловой этики.

4. Опишите свой рабочий день.

Мой рабочий день начинался в 16.00 и заканчивался в 22.00. Так как местом моей работы был издательский дом, то приходилось достаточно часто принимать/отправлять факсы, отвечать на телефонные звонки, заказывать билеты и бронировать номера в гостинице для сотрудников и гостей.

5. Насколько комфортны условия Вашего труда (целый день на улице, или в офисе с чашечкой кофе)?

В целом работа была достаточно приятной и спокойной – тихая музыка, комфортное рабочее место, чай/кофе….

6. Что Вам больше всего нравится в своем деле?

Больше всего мне нравилось, что во время рабочего дня было достаточно свободного времени и можно было уделить внимание личным делам.

7. Что Вам больше всего не нравится в своем деле?

Единственным минусом такой работы было отсутствие перспективы развития, такая должность не подразумевает карьерного роста.

8. Если не секрет, Ваш уровень зарплаты (достаточно написать устраивает или нет)?

Уровень зарплаты соответствует степени занятости на работе, но не является удовлетворительным (порядка 300$).

9. Опишите Ваш коллектив, какие люди работают вместе с Вами?

Рабочий коллектив – журналисты, достаточно веселые и активные люди, с ними никогда не было скучно и в редакции всегда царила дружественная атмосфера.

10. Какие человеческие качества, по Вашему мнению, наиболее важны в вашем деле?

Мне кажется, что в любом деле важно оставаться человеком, ведь у каждого бывают проблемы и черные полосы в жизни, но дружеская поддержка и понимание делают нашу жизнь мягче, а продуктивность работы – выше.

11. Работа дает мне дополнительные возможности (тут все, что дает вам работа кроме денег, от самовыражения и общения с интересными людьми до возможности побывать в различных странах).

Работа дала мне возможность познакомиться со многими успешными и известными людьми, которые бывали у нас в редакции.

12. У Вас есть возможность оценить по пятибалльной шкале свою работу, какую оценку Вы бы поставили?

За свою работу я поставила бы 4+, так как все – таки это не является должностью моей мечты.

13. Почему Вы выбрали такую работу?

Я выбрала именно эту должность, так как здесь я могла совмещать учебу и работу.

На мой взгляд план не требует доработок, он довольно содержателен.

[b]
КОНКУРС ПРОФМАСТЕРСТВА ПО ПРОФЕССИИ «СЕКРЕТАРЬ-РЕФЕРЕНТ»
« Секретарь – это звучит гордо!»

Разработала мастер п/о
I квалификационной категории
Атанова Л.Г.

ПОЛОЖЕНИЕ КОНКУРСА

ЦЕЛЬ: определение уровня подготовки специалистов данного профиля, пропаганда профессии и повышение ее престижа; совершенствование подготовки специалистов, развитие профессиональных умений и навыков; стимулирование подростков к развитию и совершенствованию интеллектуального, эмоционального, действенно-практического потенциала через участие в конкурсе мастерства.
. ЗАДАЧИ:
диагностика обученности учащихся;
расширение познавательного кругозора;
формирование адекватной самооценки;
воспитание эстетического вкуса;
воспитание коллективизма и ответственности; повышение интереса обучающихся к занятиям.

ТЕХНИЧЕСКОЕ, КОМПЛЕКСНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ, ОФОРМЛЕНИЕ:
оформление зала (воздушные шары, афиша конкурса)
мультимедийный проектор,
мультимедийная презентация
переносной персональный компьютер,
персональные компьютеры в лаборатории компьютерного набора
Места рабочие для участниц (стол, стул)
бумага писчая,
карточки-задания,
ручки шариковые,
музыкальный центр,
карточки для жюри с оценками
стол для жюри,
места для зрителей

ЖЮРИ: преподаватель спецдисциплин, представители администрации ПЛ-24
ВЕДУЩАЯ: мастер п/о Атанова Люция Гумерзаковна

УЧАСТНИКИ КОНКУРСА: учащиеся 1 курса группа № 17 «Секретарь-референт»

УСЛОВИЯ КОНКУРСА: в конкурсе участвуют две команды по 6 человек в каждой.
Представители команд заранее знакомятся с практическими заданиями конкурса (за 2 недели). Участники готовятся к практическим заданиям под руководством педагога или самостоятельно.
Оцениваются вопросы и задания в определенной системе
Тематика заданий-конкурсов охватывает разделы образовательной программы «Делопроизводство» и производственного обучения: основы делопроизводства, технику печати, этику делового общения и т.д.

От команд требуется:
подготовить приветствие команд, зрителей и жюри (желательно самим составить тексты);
придумать название команды;
подготовить эмблемы каждому участнику команды.
приготовить домашнее задание: презентация слайд-шоу «Почему я выбрала профессию «Секретарь» и подготовить поздравление сотрудника фирмы с каким – либо праздником.

ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ И НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

Оценивает ответы и практические задания жюри из трех человек из числа педагогического состава и приглашенного специалиста. По сценарию, жюри после предоставления слова ведущим оглашает промежуточные результаты и окончательный итог конкурса. Демонстрируются оценки зрителям и участникам, средний балл фиксируется на доске, расположенной на видном месте. Жюри по предложенным конкурсам будет оценивать знания, умения, творческий подход к выполнению заданий. По окончании конкурса команда, набравшая наибольшее количество баллов, становится победителем, награждается грамотой. Призы вручаются обеим командам и зрителям, наиболее активным в процессе конкурса.

СЦЕНАРИЙ КОНКУРСА «Секретарь-это звучит гордо!»
(Звучит музыка)

Ведущая: Здравствуйте!
Сегодня мы проводим ежегодно устраиваемый конкурс профессионального мастерства "Секретарь-это звучит гордо!".

В борьбу вступят учащиеся 1 курса группы №17 «Секретарь-референт»

Теоретические знания и практические навыки, полученные во время занятий, а также смекалка, быстрота и умение помогут выявить сильнейших.

Представляю жюри в составе:
1. Председатель методической комиссии Валитова К.Н.
2. Методист Егорова Е.А.
3. Старший мастер Щербинина Л.А.

Напутствие перед игрой участникам, жюри и болельщикам:
Пусть дух творчества, доброго соперничества, объективного судейства и доброжелательности присутствует на нашем соревновании.

В конкурсе принимают участие 2 команды:

1-я команда – название «Деловые и непобедимые секретари»
Чего мы ждем от конкурса?
Чтоб ярких впечатлений нам конкурс подарил.
И, главное, чтоб праздник сегодня у нас был!
Капитан: Киселева Ольга

2-я команда – название «Секретари»

Мы рады состязаться с вами.
Здесь найдется примененье:
Уму, таланту, вдохновенью!
Капитан: Актаев Наиль

Ход мероприятия

Ведущая:

Появление секретарской должности на Руси относится к XVIII веку. Подписанный в 1720 году Петром Генеральный регламент государственных коллегий фактически создал канцелярию и утвердил должность секретаря. В обязанности секретаря того времени входила регистрация документов и доклад о них “без промедления”. С тех пор секретарская должность претерпела существенные изменения.
Пришло время узнать и увидеть, чему научились наши «секретари».

Конкурс 1 «ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ»
Визитная карточка и презентация

Почему я выбрала профессию «Секретарь»
Ведущая:
Пусть наша профессия не романтична,
Пусть подвигов нам совершить не дано,
Но без профессии этой обычной
Не обойдется никто.
Возможно, что есть профессии лучше:
Учитель, строитель, геолог, поэт,
Но мы отдаем предпочтение этой
И будем стремиться поднять ее авторитет.
Когда-то вы хотели стать
Актрисой, продавщицей, стюардессой
И вряд ли думали мечтать
Что секретаршей будете прелестной…
Вы в сентябре пришли в лицей
Об этом вряд ли пожалели,
И строгое жюри сейчас оценит
Успехи ваши в этом деле.
Спрошу сегодня: “Почему,
Профессию секретаря вы вдруг избрали?”
А если вдруг чего-то не пойму
По вашим презентациям узнаю.
Команды представляют презентации, созданные в программе Microsoft Office PowerPoint 2003 на тему “Почему я выбрала профессию «Секретарь"”.
Жюри оценивает содержание и оформление презентации, содержание доклада, умение конкурсанток выступать перед аудиторией, качество проведенной самостоятельной работы, уместность подобранного материала, уровень творчества. Условие конкурса – соблюдение регламента (до 5 мин.).

Максимальная оценка этого конкурса – 5 баллов.
Основные критерии оценки данного конкурса:
Уровень владения технологией создания презентации (смена слайдов, настройка анимации, эстетические требования и т.д.);
Качество выполненной работы (стиль изложения материала, наглядность, грамотность текста).

Демонстрация визитной карточки и презентаций (10 мин).

Конкурс 2 «СЕКРЕТАРЬ-ЭРУДИТ»

Ведущая: А теперь переходим к теоретическим заданиям. Следующий конкурс называется «Секретарь-эрудит»
Здесь командам необходимо показать знания делопроизводства для секретаря. Каждая команда отвечает на предложенный вариант вопроса. Оценивается только правильный ответ. Оценка данного конкурса – 5 б. Командам будет предоставлено право ответить на вопрос другой команды, если та не сможет дать правильный ответ. Дополнительный ответ оценивается в 3 балла.

Вопросы к конкурсу

1. В каких видах документов указывается реквизит «Справочные данные об организации»? Какая информация включается в этот реквизит?
К справочным данным относятся почтовый и телеграфный адреса, также включают номера телефонов, факса, номер счета в банке, электронный адрес. Порядок и форма записи должны соответствовать Почтовым правилам. Данный реквизит указывается только в бланках писем, располагается после реквизита наименование организации
2. Что входит в состав реквизита «Подпись»? Где располагается данный реквизит?
В состав этого реквизита входят наименование должности лица, подписывающего документ (полное, если документ оформлен не на бланке, и сокращенное, на документе, оформленном на бланке, личная подпись и ее расшифровка. Располагается слева под текстом сразу от поля.
3. Что считается датой документа? Как оформляется и где располагается?
Датой документа считается дата его подписания или утверждения, для протокола – дата заседания (принятия решения), для акта – дата события. Оформляется арабскими цифрами в последовательности: день месяца, месяц, год. День месяца, месяц оформляют двумя парами арабских цифр, разделенными точками, год – четырьмя арабскими цифрами: 10.06.2011. Проставляется в верхней части бланка.
4. Какую информацию включает реквизит «Регистрационный номер документа»? Где располагается данный реквизит?
Включает номер письма и его условное обозначение – обычно состоит из нескольких частей. Сначала может быть записан индекс структурного подразделения, индекс по номеклатуре дел, а последней частью будет порядковый номер исходящего письма, например, № 2/16-2955 или 18/75.
5. На каком документе помещается реквизит «Ссылка на регистрационный номер и дату документа»? Для чего необходим этот реквизит?
Включает регистрационный номер и дату письма, на который дается ответ, и располагается ниже регистрационного номера и даты исходящего документа. Присутствует только на бланке писем. Сопоставление дат отправки и получения писем дает представление о степени оперативности работы учреждения с корреспонденцией.
6. Где размещается реквизит «Место составления или издания документа»? В каких случаях его можно не указывать?
Указывают в том случае, если затруднено их определение по реквизитам Наименование организации и Справочные данные об организации, Место составления или издания указывают с учетом принятого административно – территориального отделения, и оно включает только общепринятые сокращения. Размещается по в центру бланка.
7. Что означает реквизит «Эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания)»? Где и когда размещается?
Эмблема должна быть зарегистрирована в установленном законом порядке. Рекомендуется эмблему фирмы делать размером не более 2,5х2,5 см. Размещается в левом верхнем углу или по центру верхней части документа. Не воспроизводится на бланке, если на нем помещен герб РФ или герб субъекта РФ.
8. Из чего состоит реквизит «Гриф согласования документа»? Где располагается?
Состоит из слова СОГЛАСОВАНО, наименования должности лица, с которым согласовывается документ (включая наименование организации), личной подписи, ее расшифровки и даты. Располагают ниже реквизита Подпись или на отдельном листе согласования.
9. Что означает реквизит «Отметка о заверении копии документа»? Как оформляется и где располагается?
При заверении копии документа ниже реквизита «подпись» проставляют заверительную надпись «Верно», наименование должности лица, заверившего копию, его личную подпись, ее расшифровку и дату заверения. Например:
Верно
Инспектор отдела кадров Личная подпись А.С. Смирнов
10.02.2011
При пересылке копии документов в другие организации или выдаче ее на руки заверительную подпись удостоверяют печатью.
10. Сколько реквизитов определено в стандарте ГОСТ Р 6.30-2003?
В данном государственном стандарте определено 30 реквизитов.

Жюри обрабатывает ответы, а командам дается слово "ОРГАНИЗАЦИЯ" для игры.
Составить слова, используя данные буквы (орган, рана, рог, нога, гора, и т.п.).
За большее количество названных слов присуждается 1 балл.

Конкурс 3 «СОЛО НА КЛАВИАТУРЕ»
Ведущая: “На рояле, на рояле не умеем мы играть, но зато мы на машинке быстро можем написать”. Чтобы быть настоящим профессионалом своего дела, секретарь должна в совершенстве уметь пользоваться компьютером, т.е. владеть “слепым десятипальцевым” методом письма. В этом конкурсе участникам необходимо напечатать предложенный текст за 15 мин.
Этот конкурс проводит жюри. Конкурсанткам выдается текст. Дается три попытки по 1 минуте. Одна ошибка забирает три знака. Засчитывается лучшая попытка. Количество знаков за минуту делится на 10.
Оцениваются:
 Организация рабочего места;
 Соблюдение правил ТБ;
 Скорость печати;
 Грамотность.
Максимальная оценка – 5 баллов.

Конкурс 4 «ЗНАНИЕ БЛАНКОВ ДОКУМЕНТОВ»
Ведущая: Как мы знаем, деятельность любого предприятия, организации, учреждения получает отражение в служебной документации, а чтобы было легче нам работать с документами, создаются типовые унифицированные формы бланков документов, которые вам как делопроизводителям придется заполнять. Сейчас проверим, насколько вы с ними знакомы.
Необходимо определить наименование документа и найти ошибки в оформлении и расположении реквизитов:
Бланк конкретного вида документа
Бланк должностного лица
Бланк письма
Общий бланк
С помощью мультимедийных технологий на экране, представляются бланки различных документов, командам предлагается угадать их наименование и найти ошибки в оформлении и расположении реквизитов. (Командам раздаются варианты заданий и на бумажном носителе) Уч-ся записывают наименование, правильно располагают реквизиты и сдают для оценки членам жюри. После этого на экране представляются эталоны правильных ответов.
Жюри оценивает уровень знания участницами унифицированных систем документации, стандартов на документы, умение применять полученные знания на практике, уровень компетентности. Максимальная оценка – 5 баллов.

Конкурс 5 «ПОЗДРАВЛЕНИЕ СОТРУДНИКА/КОВ ФИРМЫ»

Ведущая: В качестве еще одного домашнего задания командам было предложено подготовить поздравление сотрудника с каким либо праздником. Команда выбирает вид праздника и поздравляет своего сотрудника. Высший балл – 5. Критерии оценки – оригинальность поздравления.
Конкурс 6 КОНКУРС КАПИТАНОВ
Ведущая: Игра "Хорошая память - одна из характеристик идеального секретаря".
Предметы, разложенные на столе необходимо запомнить и перечислить.
(дискета, степлер, скрепка, ручка, ластик, линейка, карандаш, компьютерная мышка, дырокол и др.).
Время выполнения - 5 мин.
Критерии оценки: одна ошибка или без ошибок – 5 баллов, 3 ошибки и более – 3 балла.

Ведущая: Секретарь всегда на виду. Поэтому секретарь должна быть эрудированной, грамотной, начитанной, обладать хорошим интеллектом. Сейчас мы проверим, кто из зрителей конкурса самый эрудированный.
Зрителям предлагаются вопросы на эрудицию.
деловая ценная бумага – документ;
коренной житель страны – абориген;
заболевание, вызванное резким недостатком витаминов – авитаминоз;
наука о воспитании и обучении – педагогика;
краткое иносказательное и нравоучительное стихотворение – басня;
красная строка, отступ – абзац;
стиль спортивного плавания на груди, при котором обе руки одновременно выбрасываются над водой – баттерфляй;
мужской голос между тенором и басом – баритон;
тёмноокрашенный леопард – пантера.

Ведущая:
Для подведения итогов слово предоставляется жюри, вручаются подарки.
После окончательного подведения итогов объявляется победитель конкурса и номинации.

Наш конкурс завершен. В замечательной старой комедии «Ищите женщину» созданы прекрасные образы Секретаря и Референта: веселая и легкомысленная (так кажется!) девица, способная на любой вопрос ответить быстро, уклончиво и метко, и зануда - пунктуальная, въедливая и преданная начальнику до смерти. Хороший секретарь должен уметь быть обеими!
Всем широкой дороги, чтоб поменьше несчастья!
Чтоб у каждого было настоящее счастье!
До новых встреч



Енвд