Россия начала строить невиданные доселе подводные лодки. Сколько у России подводных лодок? Современные подводные лодки России. Подводные лодки ВМФ России

У какой страны самый большой флот подводных лодок? June 3rd, 2015

Подробнее про это место на фотке

Вот казалось бы можно прикинуть приблизительно и сказать, какая страна будет обладать наибольшим количеством подводных лодок. Но у меня это не получилось. Может у вас получится?

Подумайте и скажите. Какая? А под катом в обратном порядке будет ТОП-10 стран по численности подводного флота …

Каждый год страны тратят миллиарды долларов на свои вооруженные силы. Армии, военно-воздушные силы и флот получают щедрые суммы финансирования для поддержания существующего уровня боеготовности, разрабатывая и закупая все новые образцы вооружения. За последние несколько веков державы мира быстро поняли важность и нужность военно-морского флота. Являясь не только символом власти и богатства, сильный флот может проецировать силу, использоваться в качестве политического инструмента, защитить коммерческие линии и доставить свои войска в любое место мира.

Для многих народов одним из самых важных и универсальных компонентов их флотов является подводная лодка. Первая подводная лодка была построена в 17 -м веке. В течение следующих нескольких сотен лет, подводная лодка прошла большой ряд эволюций, значительно улучшила свою подвижность, практичность, летальность и общие возможности. Сегодня подводные лодки – это грозная сила, которая наводит ужас на вероятного противника. Сегодня мы посмотрим на 10 крупнейших подводных флотов в мире. Этот список построен по общему количеству дизель-электрических и атомных лодок у государства.

10. Южная Корея – 14 подводных лодок.

Начинает этот список подводный флот Южной Кореи. ВМС Республики Корея в настоящее время располагают флотом из 14 дизель-электрических подводных лодок. В настоящее время, 12 из этих подводных лодок являются немецкой подводной лодкой Тип 209 и Тип 214, в то время как две сверхмалые подводные лодки построены в Корее. Небольшая лодка Тип 214 обладает восемью торпедными аппаратами и возможностью вести огонь противокорабельными ракетами и минами.

9. Турция – 14 подводных лодок.

Все подводные лодки ВМС Турции являются дизель-электрическими лодками и принадлежат к немецкому варианту Тип 209. Эти подводные лодки являются одними из наиболее экспортируемых типов. При стоимости около 290 млн. долларов, Тип 209 имеют возможность стрелять противокорабельными ракетами «Гарпун». Со следующего года ВМС Турции планирует заменить Тип 209 более современными немецкими дизель-электрическими подводными лодками Тип 214.

8. Израиль – 14 подводных лодок.

Когда думаешь о морской державе, то уж Израиль точно не приходит на ум. С военной точки зрения, большинство людей видят Израиль как сухопутную державу. И тем не менее известно, что израильский военно-морской флот в настоящее время располагает 14 подводными лодками (хотя большинство интернет-источники сообщают, более низкие цифры). Наиболее известные здесь являются лодки Dolphin. Построенные в Германии с 1998 года, подводные лодки класса Dolphin являются дизель-электрическими, они способны нести и осуществлять стрельбу израильским ядерным оружием.

7. Япония – 16 подводных лодок.

Сегодня подводные силы Японии состоят из дизель-электрических подводных лодок. Самая старая из них была построена в 1994 году. Новейшие подводные лодки Японии относятся к классу Soryu. Они созданы с применением новейших технологий, имеют диапазон действия в 11000 километров и могут стрелять ракетами, торпедами и минами.

6 Индия – 17 подводных лодок.

В настоящее время, подавляющее большинство подводных сил Индии состоит из дизель-электрических подводных лодок, построенных на российских и немецких верфях. Эти суда позволили Индии показать свою мощь в прибрежных водах и в Индийском океане в течение последних 25 лет. Совсем недавно, были приняты меры, чтобы создать индийский ядерный подводный флот. Аренда в России подводной лодки класса Акула и разработки Индией своей ядерной военной программы – явные признаки того, что Индия хотела бы значительно расширить возможности своего подводного флота. Учитывая время и затраты, связанные с созданием атомных подводных лодок, вполне вероятно, дизель-электрические лодки останутся костяком ВМС Индии в течение следующих нескольких лет.

5 Иран – 31 подводная лодка.

Нет, это не опечатка, Иран в настоящее время действительно обладает пятым по величине подводным флотом в мире. За последние несколько лет, Исламская Республика Иран приступила к разработке новых надводных кораблей и подводных лодок. Подводные силы были, и в значительной степени остаются, сосредоточенными на прибрежных операциях и операциях в акватории Персидского залива. Наиболее современные подводные лодки – это три дизель-электрические лодки российского производства класса Кило. Построенные в 1990-е годы, эти подводные лодки обеспечивают Иран возможностью патрулировать более 11000 километров и представляют реальную угрозу для любых военно-морских сил, приближающихся к иранским берегам.

4. Россия – 65 подводные лодки.


Кликабельно 1600 рх

С распадом Советского Союза в начале 1990-х годов, советский ВМФ, как и большинство советских военных сил, получал недостаточное финансирование и техническое обслуживание. За последние несколько лет эта ситуация изменилась, Россия стремится реформировать и модернизировать свои вооруженные силы. Подводный флот ВМФ России является одной из ветвей вооруженных сил, который выиграл от этой реформы. Россия располагает около 30 ядерных подводных лодок. Сейчас активно строятся новые подводные лодки, вероятно, подводные силы ВМФ России скоро смогут улучить свою позицию в этом списке в ближайшие годы.

3 Китай – 69 подводных лодок.

За последние 30 лет, военные силы Китая прошли программу массового расширения и модернизации. В дополнение к наземным и воздушным силам, подводный флот претерпел существенное развитие в целях расширения функциональных возможностей. В настоящее время Китай располагает около 50 дизель-электрическими подводными лодками, которые составляют основу подводного флота. Кроме этого у Китая в качестве сил ядерного сдерживания имеется несколько ядерных подводных лодок с баллистическими ракетами.

2 США – 72 подводные лодки.

Подводные силы ВМС США к удивлению не первые в этом списке. Однако не смотря на то, Америка располагает вторым по величине подводным флотом в мире, тем не менее, пожалуй, они располагают самым мощным подводным флотом. В настоящее время подавляющее большинство подводных лодок США являются атомными, что означает, что при выполнении операций в океане они ограничены только количеством пищи и воды. В настоящее время наиболее многочисленны подводные лодки класса Лос-Анджелес, из из которых около 40 находятся в эксплуатации. Построенные между 1970 и 1990 годами, подводная лодка класса Лос-Анджелес стоит около 1 миллиарда долларов, обладает водоизмещением почти 7000 тонн, может погружаться на глубину более 300 метров. Однако в настоящее время США начали заменять эти лодки времен холодной войны новыми и более современными подводными лодками класса Virginia стоимостью около 2,7 млрд. долларов.

1 Северная Корея – 78 подводных лодок.

Флот Корейскойя Народной армии занимает первое место в этом списке, располагая в своем составе 78 подводных лодок. Все подводные лодки КНДР являются дизель-электрическими и все они водоизмещением менее 1800 тонн. Потенциальная опасность этой силы была продемонстрирована в 2010 году, когда небольшая 130 тонная субмарина класса Yono потопила южнокорейский корвет Чхонан. Тем не менее, подводные лодки КНДР в значительной степени считаются устаревшими. Основное количество подводного флота состоит из старых лодок советской эпохи и малых самодельных прибрежных подводных лодок. Малые северокорейские подводные лодки очень хороши способностью операций в мелководных бассейнах и в руслах рек. Во время войны их можно использовать для минирования, разведки во вражеских гаванях и транспортировки спецназа к вражеским берегам.

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Россия славится своими подводными войсками. Именно наша субмарина - «Акула» - занесена в Книгу рекордов Гиннеса как самый большой подводный корабль в мире.

«Тюлень»

«Тюлень» - одна из самых результативных русских лодок периода Первой мировой войны. Основной задачей русских подлодок в Черном море было нарушение коммуникаций противника и препятствование подвозу стратегических грузов в Стамбул. Для уничтожения неохраняемых судов лодки использовали артиллерию и подрывные патроны, а для атак вооруженных или конвоируемых судов - торпедное оружие. В 1915-1917 годах «Тюлень» уничтожил или захватил 8 пароходов и 33 шхуны противника. В 1920-ом, во время Крымской эвакуации Белой армии, лодка была уведена в Тунис. В 1924 году было достигнуто соглашение о возвращении лодки СССР, но в силу ряда причин корабль возвращен не был.

«Краб»

«Краб» - первый в мире подводный минный заградитель. Корабль мог незаметно осуществлять минные постановки на коммуникациях противника, неся запас в 60 мин и использоваться как обычная подводная лодка (имел 1 торпедный аппарат). «Краб» вступил в строй в 1915 году и активно использовался в боевых действиях на Черном море. Осуществил ряд успешных минных постановок, в том числе вблизи Босфора. Достоверно известно о гибели на минах, установленных «Крабом», турецкой канонерской лодки. В 1918-ом заградитель был захвачен интервентами, а затем затоплен в Севастополе. В 1923 году был поднят, но более в строй уже не вводился.

«Пантера»

Подводная лодка типа «Барс». Вступила в строй в конце 1916 года, совершив несколько походов на коммуникации противника. Активно использовалась во время Гражданской войны в России. 31 августа 1919-го «Пантера» потопила английский эсминец «Виктория». Это была первая победа советских подводников и самый крупный военный корабль, потопленный отечественными подводными лодками. Командир лодки А. Н. Бахтин первым среди подводников в 1922 году был удостоен ордена Красного Знамени. В 1923-ем «Пантера» была переименована в «Комиссар», а в 1934-ом – в Б-2. С 1940 года использовалась в качестве плавучей зарядовой станции и только в 1955-ом была сдана на слом.

К -21

Одна из самых знаменитых лодок Северного флота в период Великой Отечественной войны. Известна прежде всего попыткой в июле 1942-го атаковать крупнейший немецкий корабль – линкор «Тирпиц». Однако проводившаяся с огромной дистанции (23 кабельтовых) по удаляющейся цели атака могла иметь лишь случайный успех. Тем не менее, лодка имела четыре подтвержденных победы. На минах, поставленных К-21, погибли норвежский пароход «Бессхейм» и немецкий большой охотник за подводными лодками Uj 1110. Кроме того артиллерийским огнем лодки были потоплены два норвежских мотобота и еще три повреждены. 23 октября 1942 г. К-21 была удостоена ордена Красного Знамени. В 1954 г. лодка была выведена из состава флота, а с 1983-го используется в качестве филиала военно-морского музея Северного Флота в Североморске.

К-162

Уникальная подводная лодка и первая в мире с титановым корпусом. За чрезвычайно высокую стоимость постройки (более 2 млд руб.) получила прозвище «Золотая рыбка». В 1969 году лодка была введена в строй и вступила в состав Северного Флота. В 1971-ом К-162 установила мировой рекорд скорости под водой. На глубине 100 метров была достигнута скорость в 83 км/час. На начало 70-х годов «Золотая рыбка» на максимальной скорости могла уйти от любых торпед, предназначенных для поражения подводных лодок. В 1989 году К-162 была исключена их состава ВМФ, а в 2010-ом корпус лодки передан для утилизации.

К-3

К-3 - первая атомная лодка советского флота. Вступила в строй в 1958 году. Известна тем, что в июле 1962-го совершила поход подо льдами Северного полюса. Всего подо льдом было пройдено около 1300 миль за 178 часов и осуществлено три всплытия. К-3 стала первой советской лодкой, прошедшей точку Северного полюса (вблизи полюса). Руководитель похода контр-адмирал А. И. Петелин, командир лодки капитан 2-го ранга Л. М. Жильцов и инженер-капитан 2-го ранга Р. А. Тимофеев. были удостоены звания Героя Советского Союза. В октябре того же года лодке было присвоено почетное наименование «Ленинский комсомол». В 1967 году во время похода вблизи Фарерских островов на К-3 вспыхнул сильный пожар, в результате которого погибло 38 чел. экипажа. В 1987 году К-3 была выведена из боевого состава флота и превращена в учебно-тренировочное судно. В 2011-ом предполагалось использовать лодку как музей, однако из-за нехватки средств в 2013 году не исключена утилизации легендарного корабля.

«Акула»

Серия из шести подводных лодок, ставших самыми мощными субмаринами в мире. Всего были построены 6 лодок типа «Акула». По своим размерам подводные лодки проекта 941 (водоизмещение в подводном положении 48000 т.) в три раза превосходили подводные лодки США. Основное вооружение лодки состояло из 20-ти баллистических ракет Р-39 с разделяющимися боеголовками. Одна лодка могла накрыть до 200 целей на расстоянии 9000 км. Лодки проекта 941 входили в состав Северного флота и составляли основу советского подводного флота в 80-90 гг. В соответствии с договором ОСВ -2 три из шести субмарин были утилизированы. Судьба остальных на данный момент находится под вопросом.

November 4th, 2014

Подводный сюрприз от России для Америки и Европы знаменует собой настоящую РЕВОЛЮЦИЮ в области военного ПОДВОДНОГО КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ.

С появлением новой российской подводной лодки «Лада» в прошлое уйдёт целая эпоха американского «господства на море», Вашингтон фактически потеряет главный инструмент «проецирования силы» на удалённые регионы и рискует окончательно утратить свою глобальную геополитическую роль.

В последнее время на Западе лавинообразно нарастает антирусская милитаристская истерия. Обнаружив, что вместо податливой либеральной «россиянии» на просторах Евразии неожиданно возродилась историческая, традиционная, имперская Россия, разгневанная и оскорблённая десятилетиями унижений и оскорблений со стороны надменного и лживого западного Содома, «свободные» европейские и американские СМИ исполнены панических заголовков о «военных приготовлениях» Москвы.

Стоит нам, запустить ракету с космодрома в Плесецке или с подводного ракетоносца в Баренцевом море, или отправить в патрулирование вдоль европейских границ свои воздушные ракетоносцы, это тут же становится поводом для бесчисленных обвинений в «милитаризме и империализме», «бряцании ядерным оружием», «запугивании мирового сообщества» и т.п. глупостей. А между тем, многие действительно важные новости, имеющие прямое отношение к изменению военно-стратегического баланса сил в Евразии, проходят мимо внимания массового читателя.

Вот одна из таких новостей …

Фото 2.

13 октября 2014 года информагентство «РИА Новости» со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе РФ сообщило: «В России принято решение о серийном производстве воздухонезависимых энергетических установок (ВНЭУ) для оснащения будущих подводных лодок проекта 677 «Лада». Испытания опытного макета ВНЭУ на стенде завершились успешно. Следующие испытания будут проводиться уже непосредственно на лодке».

Это сообщение прошло практически незамеченным, даже среди военных обозревателей никто не обратил на него особого внимания. А зря! Ибо это решение знаменует собой настоящую революцию в области военного подводного кораблестроения.

Фото 3.

Сокрушители балансов

Чтобы читатель понял, насколько существенно новые русские ПЛ с ВНЭУ смогут изменить баланс сил между Россией и США, приведу лишь один пример. «Четыре-шесть таких подлодок, — говорил ещё в конце 2010 года в интервью «РИА Новости» вице-адмирал Виктор Патрушев — могут полностью перекрыть такие закрытые или полузакрытые акватории, как Черное, Балтийское и Каспийское моря. Их преимущества очевидны любому военно-морскому специалисту».

От себя добавлю, что развёртывание в составе Российского ВМФ дополнительно двух-трёх соединений «Лад» способно принципиально изменить соотношение сил не только на Балтике, Каспии и Чёрном море, но и на Севере, и в Средиземноморье, в Атлантике и Индийском океане. На Севере, в Баренцевом море такие лодки способны гарантированно прикрыть маршруты развёртывания российских подводных стратегических ракетоносцев от любых посягательств противолодочных сил США и стран НАТО, что существенно повысит боевую устойчивость морской компоненты наших стратегических ядерных сил.

Сейчас наши ракетоносцы несут боевую службу по большей части под льдами Арктики, где они практически недоступны для вражеского воздействия. Американцы могут засечь, отследить и поразить наш подводный крейсер лишь на этапе его перехода в район боевого патрулирования. А «Лады» 667-го проекта идеально приспособлены для противодействия американским АПЛ, следящим за нашими «стратегами», так как слышат их на дистанциях гораздо больших, чем американцы способны услышать «Ладу». В таких условиях поражение вражеской субмарины – то ли «Ладой» самостоятельно, то ли с помощью наведения на неё сил противолодочной авиации и надводных кораблей – становится делом техники.

Что касается Средиземного моря, Атлантики и Индийского океана, то наличие в их водах в достаточном количестве подводных лодок, подобных «Ладе», практически обнуляет там американскую военно-морскую мощь, ядром которой являются авианосные ударные группировки (АУГ). Ещё в советские времена «дизелюхи» проекта 641Б умудрялись прорывать противолодочную оборону авианосцев и, бывало, всплывали прямо под носом у обалдевших американских адмиралов. И лишь малый запас подводного хода, отсутствие дальнобойного ракетного вооружения да невозможность оставаться в подводном положении больше 3-х суток давали американцем шанс в этом противостоянии с советскими подводниками.

Сегодня, при условии, что «Лада» будет действительно способна оставаться под водой до 25 дней, её боекомплект включит в себя мощный противокорабельный ракетный комплекс, подобный «Калибру», а разведка и наведение ПЛ на АУГ будет осуществляться с использованием эшелонированной разведки, включающей космическую группировку, такого шанса у хвалёных штатовских авианосцев уже не будет! А это значит, что в прошлое уйдёт целая эпоха американского «господства на море», Вашингтон фактически потеряет свой главный инструмент «проецирования силы» на удалённые регионы и окончательно утратит свою глобальную геополитическую роль.

Фото 4.

Подробнее о ВНЭУ — в чем суть?

Сегодня все подводные лодки по типу энергетических установок делятся на два вида: ПЛ с ядерной энергетической установкой (атомным реактором) и дизель-электрические подводные лодки (ДЭПЛ), двигающиеся в надводном положении при помощи дизеля, а в подводном – используя электромоторы, черпающие энергию от аккумуляторных батарей.

Атомные подводные лодки появились в советском ВМФ в конце 50-х годов прошлого столетия. Первая АПЛ 627-го проекта под названием «Ленинский комсомол» вступила в строй в 1957 году. С того момента и до сего дня подводные атомоходы составляют главную ударную силу нашего флота, являясь носителями широкого спектра самого грозного оружия – от стратегических межконтинентальных ракет и тактических ядерных торпед до высокоточных крылатых ракет большой дальности, составляющих сегодня основу российских сил стратегического неядерного сдерживания.

Атомные ПЛ обладают целым рядом выдающихся достоинств: практически неограниченным временем пребывания под водой, высокой скоростью подводного хода и большой глубиной погружения, способностью нести огромное количество самого разнообразного вооружения и оборудования. Высокая энерговооружённость, достигаемая огромной мощностью ядерной энергетической установки, позволяет строить лодки очень большого водоизмещения и размещать на них не только много оружия, но и высокоэффективные гидроакустические комплексы, средства связи, радиоэлектронной разведки и навигации.

Но, увы – главное достоинство ядерной энергетической установки, её мощность, является одновременно источником основного недостатка, свойственного подводным атомоходам. Этот недостаток – большая шумность. Наличие на борту АПЛ атомного реактора (а иногда и двух) со всем комплексом сопутствующих механизмов: турбинами, генераторами, насосами, холодильными установками, вентиляторами и т.д. – неизбежно порождает огромное количество разночастотных колебаний и вибраций и требует сложнейших технологий для снижения уровня шумов, являющихся главным демаскирующим фактором любой АПЛ.

Зато дизель-электрическая подлодка под водой практически бесшумна. Электромоторы, питающиеся энергией аккумуляторных батарей, не требуют наличия турбин и другого высокошумного оборудования. Поэтому ДЭПЛ крадётся в океанских глубинах, практически не шумя, подобно опасной хищной рыбе, выслеживающей зазевавшуюся добычу.

Однако рыба эта может находится под водой относительно недолго – всего несколько суток. Притом двигается она в океанской глубине очень медленно, экономя запас энергии, который по сравнению с атомными «акулами» просто ничтожен. А недостаток энергии, в свою очередь, налагает серьёзные ограничения на водоизмещение, вооружение и другие ключевые характеристики ДЭПЛ. По сути, эти лодки не являются полностью «подводными», их можно скорее назвать «ныряющими», так как большую часть времени на маршрутах развёртывания они проводят в надводном положении, да и в районах боевого патрулирования вынуждены регулярно всплывать и включать дизеля для подзарядки аккумуляторных батарей.

Фото 5.

Унифицированный перископный комплекс «Парус-98″ и ограждение рубки ПЛ «Санкт-Петербург» пр.677 LADA с выдвижными устройствами, декабрь 2005 г. (в основе фото Олега Карпенко, http://photofile.ru/users/carpenco)

Так, например, у новейшей российской ДЭПЛ проекта 636.3 запас подводного хода составляет всего 400 миль. И двигается она под водой в основном экономходом со скоростью 3 узла, то есть 5,4 км/час. Поэтому преследовать свою добычу под водой такая лодка не может. Она вынуждена полагаться на данные разведки, которая должна вывести её в заданную точку на маршруте развёртывания кораблей противника. Отсюда и главный способ боевого использования ДЭПЛ – т.н. «завеса», т.е. развертывание подводных лодок в линию, перпендикулярную курсу вероятного движения цели, на определенных интервалах друг от друга. При этом вся группа участвующих в ней подлодок управляется с внешнего командного пункта, что создаёт дополнительные демаскирующие факторы и снижает боевую устойчивость и эффективность группировки ПЛ. Если учесть к тому же, что глубина эшелонированной противолодочной обороны современной американской авианосной ударной группировки составляет свыше 300 миль (т.е. более 550 км), становится понятным, как непросто нашим ДЭПЛ противостоять такому противнику.

Поэтому неудивительно, что заветной мечтой всех подводников является создание подводной лодки с принципиально новой энергетической установкой, которая позволит совместить в себе достоинства атомных и дизель-электрических подводных лодок: мощность и скрытность, большую автономность подводного плавания и малую шумность…

Фото 6.

Сказка стала былью

Так вот: российские подводные лодки 677-го проекта «Лада» с воздухонезависимой энергетической установкой как раз и являются серьёзнейшим прорывом в этом направлении, выводящим подводный флот России на принципиально новые рубежи.

«Лады» невелики, их водоизмещение почти в два раза меньше, чем у знаменитой «Варшавянки». Зато комплекс её вооружений очень серьёзен и непривычно велик. Помимо традиционного минно-торпедного вооружения ДЭПЛ (6 торпедных аппаратов 533-мм, 18 торпед или мин), 667-й проект – первая в мире неатомная подводная лодка, оснащённая специализированными пусковыми установками для крылатых ракет (10 вертикальных ПУ в средней части корпуса). Причём эти КР могут быть как оперативно-тактическими, ударно-противокорабельными, так и ракетами большой дальности, предназначенными для поражения стратегических целей в глубине территории противника.

Главный командный пункт ПЛ пр.677 (рисунок ЦКБ»Рубин», http://milparade.com)

Но самой важной особенностью новых русских ПЛ является ВНЭУ, воздухо-независимая энергетическая установка. Не вдаваясь в детали, интересные специалистам, отметим, что наличие ВНЭУ позволит «Ладам» находиться в подводном положении до 25 суток, то есть почти в 10 раз дольше, чем их знаменитым «старшим сёстрам» — «Варшавянкам» проекта 636.3! При этом шумность у «Лады» будет даже меньше, чем у знаменитой варшавянской «чёрной дыры», которую американцы прозвали так из-за того, что её практически невозможно обнаружить.

Страны НАТО давно уже пытаются оснастить свои подводные лодки такими ВНЭУ. «Законодателями» мод в этой области выступают Германия и Швеция. Германские корабелы ещё с конца 90-х годов строят малые ПЛ проекта 212\214, оснащенные гибридной энергетической установкой. В нее входят дизель для надводного хода и подзарядки батарей, сами серебряно-цинковые аккумуляторные батареи и ВНЭУ для экономичного подводного хода на базе топливных элементов, включающих в себя цистерны с криогенным кислородом и ёмкости с гидридом металла (специальный сплав металла в соединении с водородом).

Фото 7.

Оснащение лодки такой анаэробной установкой позволило немцам увеличить время нахождения ее в подводном положении до 20 суток. И сейчас германские «малютки» с ВНЭУ различных модификаций находятся на вооружении Германии, Италии, Португалии, Турции, Израиля, Кореи и еще нескольких стран.

Шведский концерн Kockums Submarin Systems, в свою очередь, в конце прошлого века начал строительство подлодок класса Gotland с ВНЭУ на основе т.н «двигателя Стирлинга». При его использовании эти лодки также могут находиться под водой без подзарядки аккумуляторных батарей до 20 суток. И сейчас ПЛ с двигателями Стирлинга есть не только в странах Скандинавии, но и в Австралии, Японии, Сингапуре и Таиланде.

Но ни немецкие, ни шведские ПЛ, являющиеся малыми, по сути прибрежными лодками, не идут ни в какое сравнение с русскими «Ладами» — ни по своим тактико-техническим характеристиками, ни по разнообразию и мощности вооружения. Наши ПЛ 667-го проекта во всех отношениях являются в этом классе уникальными по своему качеству кораблями нового поколения!

Общий вид и фрагмент квазиконформных шумопеленгаторных антенн ГАС (носовой и боковой) ГАК «Лира» (фото вероятно ПЛА «Кронштадт», 2009 г., из архива Deep Blue Sea, http://paralay.iboards.ru).

ЦКБ «Рубин» - главный разработчик подводных лодок в России, спроектировал «Ладу» так, что она способна наносить залповые торпедно- ракетные удары по морским и стационарным наземным целям как из торпедных аппаратов, так и из специализированных вертикальных ракетных шахт. За счет уникального гидроакустического комплекса наша лодка имеет существенно увеличенную дистанцию обнаружения целей. Она может погружаться на 300 м, имеет скорость полного подводного хода до 21 узла, автономность - 45 суток. Для снижения шумности лодки применены виброизоляторы, всережимный гребной электродвигатель на постоянных магнитах. Корпус лодки покрыт материалом «Молния», поглощающим сигналы гидролокаторов.

О ВНЭУ нашей лодки известно пока немного. Так же как и у немцев, в ее основе будет электрохимический генератор. Но она будет принципиально отличаться тем, что водород, необходимый для работы ВНЭУ, будет получаться прямо на борту с помощью переработки имеющегося дизельного топлива. Поэтому российская ВНЭУ будет значительно экономичнее немецкого аналога, что позволит увеличить время её непрерывного нахождения лодки под водой до 25 суток. Одновременно и стоить «Лада» будет существенно меньше, чем немецкие лодки проекта 212\214.

До 2020 года российский же флот рассчитывает получить 14 единиц таких новых неатомных подводных лодок 4-го поколения.

Фото 8.

А теперь немного ТТХ подробнее:

Под­вод­ные лод­ки про­ек­та 677 пред­на­зна­че­ны для про­ве­де­ния са­мо­стоя­тель­ных опе­ра­ций на мор­ских ком­му­ни­ка­ци­ях про­тив под­вод­ных ло­док и над­вод­ных ко­раб­лей про­тив­ни­ка в ог­ра­ни­чен­ном рай­оне, осу­ще­ст­в­ле­ния про­ти­во­ло­доч­ной обо­ро­ны в при­бреж­ных рай­онах, уз­ко­стях и в про­лив­ных зо­нах, по­ста­нов­ки мин­ных за­гра­ж­де­ний и дру­гих за­дач.

ПЛ про­ек­та 677 вы­пол­не­на по так на­зы­вае­мой по­лу­то­ра­кор­пус­ной схе­ме. Осе­сим­мет­рич­ный проч­ный кор­пус из­го­тов­лен из ста­ли АБ-2 и прак­ти­че­ски по всей дли­не име­ет оди­на­ко­вый диа­метр. Но­со­вая и кор­мо­вая за­кон­цов­ки име­ют сфе­ри­че­скую фор­му. Пло­ски­ми пе­ре­бор­ка­ми кор­пус раз­де­лен по дли­не на пять во­до­не­про­ни­цае­мых от­се­ков, по­сред­ст­вом плат­форм кор­пус раз­де­лен по вы­со­те на три яру­са.

Лег­ко­му кор­пу­су при­да­на об­те­кае­мая фор­ма, обес­пе­чи­ваю­щая вы­со­кие гид­ро­ди­на­ми­че­ские ха­рак­те­ри­сти­ки. Ог­ра­ж­де­ние вы­движ­ных уст­ройств име­ет та­кую же фор­му, как у ло­док про­ек­тов 877, в то же вре­мя кор­мо­вое опе­ре­ние вы­пол­не­но кре­сто­об­раз­ным, а пе­ред­ние го­ри­зон­таль­ные ру­ли раз­ме­ща­ют­ся на ог­ра­ж­де­нии, где они соз­да­ют ми­ни­маль­ные по­ме­хи ра­бо­те гид­ро­аку­сти­че­ско­го ком­плек­са.

Фото 9.

Воо­ру­же­ние

На ПЛ ус­та­нов­ле­ны 6 тор­пед­ных ап­па­ра­тов ка­либ­ра 533 мм. 2 ТА верх­не­го яру­са при­спо­соб­ле­ны для стрель­бы те­ле­управ­ляе­мы­ми тор­пе­да­ми. Бое­за­пас со­став­ля­ет 18 еди­ниц, в ко­то­рый мо­гут вхо­дить уни­вер­саль­ные тор­пе­ды (ти­па САЭТ-60М, УГСТ и УСЭТ-80К), про­ти­во­ло­доч­ные ра­ке­то-тор­пе­ды, кры­ла­тые ра­ке­ты, ми­ны (22 ти­па ДМ-1). Пре­ду­смот­ре­на воз­мож­ность ис­поль­зо­ва­ния ско­ро­ст­ных про­ти­во­ло­доч­ных ра­кет «Шквал».

Сис­те­ма стрель­бы по­зво­ля­ет вы­стре­ли­вать бое­за­пас оди­ноч­но и зал­пом до 6 еди­ниц. Ме­ха­ни­че­ское уст­рой­ст­во за­ря­жа­ния «Му­ре­на» по­зво­ля­ет ав­то­ма­ти­че­ски про­из­ве­сти пе­ре­за­ряд­ку тор­пед­ных ап­па­ра­тов. Весь цикл под­го­тов­ки ком­плек­са к ис­поль­зо­ва­нию ору­жия и стрель­ба ав­то­ма­ти­зи­ро­ва­ны и осу­ще­ст­в­ля­ют­ся с пуль­та опе­ра­то­ра из глав­но­го ко­манд­но­го пунк­та под­вод­ной лод­ки.

Для про­ти­во­воз­душ­ной обо­ро­ны име­ет­ся 6 ПЗРК «Игла-1М».

Ко­ор­ди­на­ция ра­бо­ты всех средств ра­дио­элек­трон­но­го воо­ру­же­ния обес­пе­чи­ва­ет­ся бое­вой ин­фор­ма­ци­он­но-управ­ляю­щей сис­те­мой «Ли­тий».

Гид­ро­аку­сти­че­ский ком­плекс «Ли­ра» вклю­ча­ет вы­со­ко­чув­ст­ви­тель­ные шу­мо­пе­лен­га­тор­ные ан­тен­ны. В со­став ком­плек­са вхо­дят но­со­вая (Л-01) и две бор­то­вые ан­тен­ны в но­со­вой око­неч­но­сти ПЛ. Раз­ме­ры ан­тенн уве­ли­че­ны в мак­си­маль­но воз­мож­ной сте­пе­ни. Они за­ни­ма­ют боль­шую часть по­верх­но­сти но­со­вой око­неч­но­сти.

Кро­ме ста­цио­нар­ных ан­тенн, на ПЛ раз­ме­ще­на вы­пу­ск­ная бук­си­руе­мая гид­ро­аку­сти­че­ская ан­тен­на с точ­кой вы­хо­да в верх­нем вер­ти­каль­ном ста­би­ли­за­то­ре.

На­ви­га­ци­он­ный ком­плекс вклю­ча­ет инер­ци­аль­ную на­ви­га­ци­он­ную сис­те­му и обес­пе­чи­ва­ет безо­пас­ность ко­раб­ле­во­ж­де­ния и вы­ра­бот­ку дан­ных о мес­те на­хо­ж­де­ния и па­ра­мет­рах дви­же­ния под­вод­ной лод­ки с не­об­хо­ди­мой для ис­поль­зо­ва­ния ору­жия точ­но­стью.

Уни­фи­ци­ро­ван­ный пе­ри­скоп­ный ком­плекс УПК «Парус-98» име­ет в сво­ем со­ста­ве:

  • ко­ман­дир­ский пе­ри­скоп не­про­ни­каю­ще­го ти­па «Парус-98КП» с оп­ти­че­ским и ТВ-ка­на­ла­ми (днев­ным и низ­ко­уров­не­вым) с пе­ре­мен­ным уве­ли­че­ни­ем 1,5-12Х, с ви­део­за­пи­сью;
  • оп­трон­ную мач­ту не­про­ни­каю­ще­го ти­па «Парус-98УП» (уни­вер­саль­ный пе­ри­скоп) с ТВ-ка­на­ла­ми (днев­ным и низ­ко­уров­не­вым) с пе­ре­мен­ным уве­ли­че­ни­ем 1,5-12Х, ка­нал ла­зер­но­го даль­но­ме­ра;
  • РЛС КРМ-66 «Ко­дак». Вклю­ча­ет в се­бя ак­тив­ный и пас­сив­ный ра­дио­ло­ка­ци­он­ные ка­на­лы, со­вме­щен­ный ан­тен­ный пост ка­на­лов. Ра­дио­ло­ка­ци­он­ная сис­те­ма име­ет ка­нал по­вы­шен­ной скрыт­но­сти в ак­тив­ном ре­жи­ме и да­ет пол­ную ин­фор­ма­цию и над­вод­ной, и воз­душ­ной об­ста­нов­ке, не де­ма­ски­руя под­вод­ную лод­ку;
  • циф­ро­вой ком­плекс средств ра­дио­свя­зи «Дис­тан­ция». Ком­плект средств ра­дио­свя­зи по­зво­ля­ет осу­ще­ст­в­лять на­деж­ную дву­сто­рон­нюю ра­дио­связь с бе­ре­го­вы­ми ко­манд­ны­ми пунк­та­ми, ко­раб­ля­ми, су­да­ми и са­мо­ле­та­ми при на­хо­ж­де­нии в над­вод­ном и пе­ри­скоп­ном по­ло­же­ни­ях. Для прие­ма ко­манд­ных со­об­ще­ний при на­хо­ж­де­нии на боль­шой глу­би­не име­ет­ся вы­пу­ск­ная бук­си­руе­мая ра­дио­ан­тен­на. Вы­пуск ан­тен­ны про­из­во­дит­ся из проч­но­го кор­пу­са;
  • на­ви­га­ци­он­ный ком­плекс «Ап­пас­сио­на­та» с инер­ци­аль­ной на­ви­га­ци­он­ной сис­те­мой и сис­те­мой спут­ни­ко­вой на­ви­га­ции GPS / ГЛО­НАСС. Точ­ность на­ви­га­ции — от­кло­не­ние ко­ор­ди­нат мес­та за 2 дня — 5 км при из­ме­не­нии кур­сов до 6 град/мин.

Фото 10.

Энер­ге­ти­че­ская ус­та­нов­ка

Лод­ка име­ет ди­зель-элек­три­че­скую глав­ную энер­ге­ти­че­скую ус­та­нов­ку, раз­ра­бо­тан­ную по схе­ме пол­но­го элек­тро­дви­же­ния. В ее со­став вхо­дят раз­ме­щен­ная в чет­вер­том от­се­ке ди­зель-ге­не­ра­тор­ная ус­та­нов­ка в со­ста­ве двух ди­зель-ге­не­ра­то­ров по­сто­ян­но­го то­ка 28ДГ с вы­пря­ми­те­ля­ми (мощ­но­стью по 1000 кВт), две груп­пы ак­ку­му­ля­тор­ных ба­та­рей по 126 эле­мен­тов в ка­ж­дой (об­щая мощ­ность — 10580 кВт·ч), на­хо­дя­щие­ся в пер­вом и треть­ем от­се­ках, все­ре­жим­ный бес­кол­лек­тор­ный низ­ко­обо­рот­ный греб­ной элек­тро­дви­га­тель с воз­бу­ж­де­ни­ем по­сто­ян­ны­ми маг­ни­та­ми ти­па СЭД-1 мощ­но­стью 4100 кВт.

Вы­бран­ная мощ­ность ди­зель-ге­не­ра­то­ров по­зво­ля­ет осу­ще­ст­в­лять не толь­ко «обыч­ную» за­ряд­ку ак­ку­му­ля­тор­ной ба­та­реи, но и спе­ци­аль­но раз­ра­бо­тан­ный ре­жим ус­ко­рен­ной за­ряд­ки, по­зво­ляю­щий зна­чи­тель­но со­кра­тить вре­мя на­хо­ж­де­ния под­вод­ной лод­ки в пе­ри­скоп­ном по­ло­же­нии. От­сут­ст­вие ще­точ­но­го то­ко­съем­но­го уст­рой­ст­ва по­вы­ша­ет безо­пас­ность экс­плуа­та­ции ге­не­ра­то­ров.

Электродвигатель СЭД-1 на тестовом стенде в ЦКБ МТ «Рубин» (фото ЦКБ МТ «Рубин»)

Фото 11.

Все­ре­жим­ный греб­ной элек­тро­дви­га­тель вы­пол­ня­ет функ­цию глав­но­го греб­но­го элек­тро­дви­га­те­ля и элек­тро­дви­га­те­ля эко­ном­но­го хо­да. Он при­во­дит в дей­ст­вие се­ми­ло­па­ст­ный ма­ло­шум­ный греб­ной винт фик­си­ро­ван­но­го ша­га с саб­ле­вид­ны­ми ло­па­стя­ми. Так­же, ПЛ име­ет 2 вы­нос­ных вин­то­вых ко­лон­ки РДК-35. Наи­боль­шая ско­рость под­вод­но­го хо­да дос­ти­га­ет 21 уз­ла, при дви­же­нии в над­вод­ном по­ло­же­нии лод­ка раз­ви­ва­ет ско­рость хо­да 10 уз­лов. Даль­ность пла­ва­ния в ре­жи­ме ра­бо­ты ди­зе­ля под во­дой дос­ти­га­ет 6000 миль, в по­доб­ном по­ло­же­нии при дви­же­нии эко­ном­ным хо­дом лод­ка мо­жет пре­одо­леть 650 миль.

ПЛ ос­на­ще­на спа­са­тель­ным уни­вер­саль­ным ком­плек­сом ти­па КСУ-600 для дис­тан­ци­он­но­го ав­то­ма­ти­че­ско­го вы­пус­ка спа­са­тель­ных пло­тов ПСНЛ-20 (2 шт., в над­строй­ке пе­ред ог­ра­ж­де­ни­ем вы­движ­ных уст­ройств).

Все жи­лые по­ме­ще­ния ПЛ раз­ме­ще­ны в треть­ем от­се­ке. Для всех чле­нов эки­па­жа пре­ду­смот­ре­ны каю­ты: для ко­манд­но­го со­ста­ва — двух­ме­ст­ные, у ко­ман­ди­ра — од­но­ме­ст­ная.

Для прие­ма пи­щи име­ет­ся каю­т-ком­па­ния с бу­фет­ной. Все за­па­сы про­до­воль­ст­вия раз­ме­ще­ны в спе­ци­аль­ных кла­до­вых, ох­ла­ж­дае­мых и не­ох­ла­ж­дае­мых. Кам­буз­ное обо­ру­до­ва­ние но­вой раз­ра­бот­ки при ма­лых га­ба­ри­тах и энер­го­по­треб­ле­нии спо­соб­но обес­пе­чить бы­строе при­го­тов­ле­ние го­ря­чей пи­щи.

Пре­сная во­да хра­нит­ся в цис­тер­нах из не­ржа­вею­щей ста­ли. По­пол­не­ние за­па­сов во­ды воз­мож­но с по­мо­щью во­до­оп­рес­ни­тель­ной ус­та­нов­ки, ути­ли­зи­рую­щей те­п­ло ди­зе­лей. В це­лом во­до­снаб­же­ние впол­не дос­та­точ­но как для пить­е­вых, так и для ги­гие­ни­че­ских це­лей (мы­тье по­су­ды, ду­ше­вые). Ус­ло­вия оби­тае­мо­сти и за­па­сы то­п­ли­ва, про­до­воль­ст­вия и пить­е­вой во­ды обес­пе­чи­ва­ют ав­то­ном­ность 45 су­ток.

Напомню вам еще, что и о том, что . Это лишний раз подтверждается, что Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

15 июня 2010 года в Северодвинске был выведен из дока Северного машиностроительного предприятия новейший подводный крейсер проекта 885. Таким образом, на сегодня в России построены головные подлодки новых серий трех основных классов: РПКСН проекта 955 («Юрий Долгорукий»), ДЭПЛ проекта 677 («Санкт-Петербург») и наконец ПЛАРК проекта 885 («Северодвинск»).

На этот промежуточный рубеж стоит обратить внимание, чтобы понять, какие перспективы ждут отечественный подводный флот и на каких субмаринах будут служить те будущие офицеры и матросы, которые сегодня пока лишь заканчивают 9-11-й классы средних школ.


ЧЕТВЕРТОЕ ПОКОЛЕНИЕ

История нового, четвертого поколения отечественных подводных лодок началась на рубеже 70-80-х годов прошлого века, сразу после того, как были сформированы требования и началась подготовка к строительству субмарин третьего поколения - проектов 941, 945, 949, 971 и других. Новое поколение лодок должно было развить успех, который удалось достичь с созданием субмарин третьего поколения, способных, несмотря на некоторые недостатки, соперничать с американскими и британскими аналогами-ровесниками по возможностям оборудования и уровню скрытности.

По традиции советского Военно-морского флота предусматривалось одновременное строительство нескольких проектов субмарин для выполнения различных задач - стратегических, противоавианосных, многоцелевых, противолодочных и специального назначения. Однако в конце 80-х годов уже стало ясно, что подобная практика приводит к неоправданному повышению расходов на ВМФ, и по примеру вероятного противника было решено свести это многообразие к трем основным классам: два класса атомных ПЛ - стратегические и многоцелевые и один класс многоцелевых дизель-электрических ПЛ.

В итоге работы над новыми лодками привели к созданию трех проектов, которые были утверждены в качестве основных. Роль нового «стратега» предназначалась проекту 955 «Борей», нового многоцелевого подводного крейсера - проекту 885 «Ясень». Перспективные дизельные субмарины планировалось строить по проекту 677 «Лада».

К сожалению, осуществление этих замыслов пришлось на крайне тяжелое для нашей страны время. Распад СССР и разрушение промышленности, в первую очередь оборонной, привели к тому, что в 90-х и большей части 2000-х годов флот получал подлодки «советского задела», не мечтая о новых субмаринах. Строительство же последних продвигалось с огромными трудностями. Между тем численность подплава российского ВМФ резко сокращалась за счет вывода из его состава большого количества лодок ранних проектов, причем многие боевые единицы, номинально остававшиеся в строю, могли годами не выходить в море.

В итоге к настоящему времени в российском подводном флоте сложилась следующая ситуация.

МОРСКИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЯДЕРНЫЕ СИЛЫ

В настоящее время в составе российских МСЯС находится шесть РПК СН проекта 667БДРМ (постройки 80-х - начала 90-х), пять РПК СН проекта 667 БДР (построены в 70-80-е), один РПК СН проекта 955 (спущен на воду в 2007 году, в строй еще не введен). Кроме того, в строю Военно-морского флота России остается три РПК СН проекта 941, один из которых («Дмитрий Донской») после переоборудования используется для испытаний ракетного комплекса Д-30 с МБР «Булава», а еще два ждут решения своей судьбы.

Ныне идет строительство еще трех подводных ракетоносцев проекта 955. Два из них должны быть сданы ВМФ РФ в течение 2011 года, а третий - в 2014-м или 2015-м. История этого проекта довольно драматична: строительство головного корабля официально началось в 1995 году, но почти не продвигалось из-за недофинансирования. В дальнейшем проекту пришлось пережить серьезную переработку, когда после нескольких неудачных пусков отказались от перспективного ракетного комплекса «Барк» в пользу «Булавы», разработка которой превратилась в настоящую драму. В результате обновление морских СЯС России затягивается. Сегодня на решение проблем «Булавы» выделены весьма значительные интеллектуальные, финансовые и промышленные ресурсы, и это позволяет надеяться: в ближайшей перспективе ракета будет принята на вооружение.

В целом, несмотря на имеющиеся трудности, состояние морских стратегических ядерных сил России на фоне остальных частей отечественного подводного флота можно считать наиболее благополучным. Их основа - шесть РПК СН проекта 667БДРМ в настоящее время проходит ремонт с перевооружением на МБР «Синева», и ожидается, что они сохранятся в составе ВМФ до 2020-х годов, а при условии дальнейшей модернизации - и долее.

С учетом строительства серии кораблей проекта 955 (предполагая, что все проблемы «Булавы» удастся устранить в течение ближайшего года) и принимая во внимание ограничения Договора СНВ-3, подписанного весной текущего года, можно сказать, что наличие в строю шести РПК СН проекта 667БДРМ и строительство такого же количества «Бореев» позволят снять с повестки дня вопрос обновления российских МСЯС на ближайшие 20 лет.

«УБИЙЦЫ АВИАНОСЦЕВ»

На нынешний день в составе ВМФ России сохраняется восемь атомных подводных крейсеров проекта 949А «Антей». Эти лодки, строительство которых началось в 80-х годах, являются одними из самых современных в составе российского Военно-морского флота, однако состояние этого компонента подплава можно назвать кризисным. Прежде всего по причине выхода из строя МКРЦ «Легенда» и списания большей части самолетов-разведчиков Ту-95РЦ, а также сложностей с вводом в эксплуатацию новой МКРЦ «Лиана». В результате лодки этого типа могут использовать для наведения своих ракет П-700 только собственные средства обнаружения, что исключает применение данного ракетного на полную дальность и требует сближения с целью.

Второй и более серьезной проблемой является узкая специализация этих подводных крейсеров. «Заточенные» на борьбу с авианосными соединениями ВМС США, субмарины проекта 949А оказались очень крупными, сложными и дорогостоящими в постройке и эксплуатации кораблями, назначение которых в современных условиях неясно. Вдобавок большие размеры делают эти лодки весьма заметными, а еще они довольно шумные.

Продлить срок эксплуатации «Антеев» и расширить их возможности можно путем капитального ремонта и модернизации с заменой на лодках ракетного комплекса «Гранит» на новый РК с универсальными пусковыми установками. Такое перевооружение позволит «Антеям» использовать широкую номенклатуру современных крылатых ракет и сделает их многоцелевыми кораблями. Однако всех недостатков проекта такая модернизация не устранит, а кроме того, окажется крайне длительной и дорогостоящей.

СУБМАРИНЫ-ОХОТНИКИ

В декабре 2009 года в состав ВМФ России была введена атомная подлодка К-152 «Нерпа». Новая АПЛ проекта 971И предназначена для передачи в лизинг ВМС Индии. До этого на субмарине пройдет подготовку уже сформированный индийский экипаж.

Данный факт особенно интересен с учетом состояния группировки отечественных многоцелевых атомных подводных лодок. Последняя многоцелевая АПЛ вошла в состав Военно-морского флота России в 2001 году. Это была однотипная с «Нерпой» субмарина «Гепард». На сегодня в строю ВМФ РФ находится, не считая «Нерпы», 12 субмарин проекта 971, средний возраст которых превышает 15 лет. Помимо этих АПЛ флот также располагает многоцелевыми АПЛ других проектов - 671РТМК (четыре единицы) и 945 (три единицы). В ближайшие полтора десятка лет не менее половины лодок этого класса выйдут из строя, в частности все субмарины проекта 671РТМК и проекта 945, а также построенные первыми АПЛ проекта 971. Такое сокращение, если его не компенсировать вводом в состав флота новых субмарин, приведет к тому, что к середине - концу 2020-х годов группировка многоцелевых атомных подлодок ВМФ РФ не сможет выполнять боевые задачи - даже столь важные, как прикрытие российских стратегических подводных крейсеров на боевой службе, а о выделении сколько-нибудь заметного количества АПЛ для выполнения задач в удаленных районах Мирового океана не будет и речи.

Каким образом этой ситуации можно избежать?

В постройке для ВМФ в настоящее время находится две многоцелевые АПЛ проекта 885. Как известно, головной корабль проекта - К-329 «Северодвинск» недавно был выведен из построечного цеха. Существующие планы предусматривают ввод в строй флота шести АПЛ данного типа в течение ближайших десяти лет, и они, очевидно, не смогут заменить все 27 многоцелевых субмарин (включая противоавианосные 949А), входящих в состав ВМФ сейчас.

Головную лодку проекта 885 намеревались заложить еще на рубеже 80-90-х годов, но финансовые ограничения и распад СССР отложили начало работ до 1993 года. Затем потянулась длительная эпопея ее постройки. Изначально предполагалось, что этот корабль передадут морякам в 1998-м, и появились слухи о закладке еще двух или трех корпусов проекта 885. Но в 1996 году в связи с отсутствием финансирования строительство практически заморозили.

В 1998 году сроки ввода в строй сдвинулись на начало 2000-х, затем на 2005-й, на 2007-й... К работам на лодке приступили вновь лишь в 2004 году. После возобновления финансирования проект пришлось модернизировать - оборудование, закладывавшееся создателями субмарины в конце 80-х, устарело и достраивать крейсер с ним было бессмысленно. Кроме того, по некоторым сведениям, возникли сложности и с главной энергетической установкой нового поколения, которую пришлось дорабатывать.

На поверку оказались несоответствующими действительности и слухи о строительстве следующих корпусов проекта 885, якобы заложенных еще в 90-х. В реальности к работам на втором корабле усовершенствованного проекта 885М, получившем имя «Казань», приступили только в 2009 году.

Нужно отметить, что необходимость постройки серии из шести крейсеров проекта 885 вызывает вопросы. Для того чтобы разобраться с этой темой, надо понять происхождение и оценить характеристики «Северодвинска». Это крупный подводный корабль стандартным водоизмещением 9700 и полным - более 13 500 тонн, длиной около 120 метров и шириной 13 метров. Он обладает большой скоростью хода (по некоторым данным, до 33 узлов) и имеет мощное вооружение: 8 торпедных аппаратов калибром 533 и 650 мм, а также 8 пусковых установок шахтного типа, в каждой из которых может быть размещено до трех крылатых ракет различных типов.

Лодка оснащена мощным радиоэлектронным оборудованием и гидроакустикой, а стоимость ее постройки, по некоторым данным, приближается к двум миллиардам долларов. Наиболее близким по функциональности и характеристикам аналогом отечественного проекта является американский проект SSN-21 Sea Wolf. «Си Вулфы» также представляют собой крупные, скоростные, тяжеловооруженные и дорогостоящие боевые единицы. В конце 80-х они предполагались как ответ на ввод в состав ВМФ СССР подлодок проекта 971. Тогда США хотели построить 30 субмарин данного типа. Однако в связи с окончанием холодной войны надобность в подобной серии отпала и в 1989-2005 годах американские ВМС получили всего три лодки, при этом цена каждой субмарины достигла четырех миллиардов долларов. В качестве основной АПЛ нового поколения была выбрана меньшая по размерам и не столь выдающаяся по ТТХ «Вирджиния». Подлодки этого типа планируется построить в количестве 30 единиц для замены устаревающих субмарин типа «Лос-Анджелес».

В связи с этим возникает вопрос: нужно ли России сегодня строительство серии подобных «Си Вулфу» кораблей, характеристики которых в свое время рассчитывались исходя из предполагавшейся большой войны с самым могущественным на земле противником? Или, учитывая текущую международную обстановку, можно ограничиться вводом в строй двух-трех субмарин проекта 885 (885М), а в качестве основной атомной лодки на перспективу выбрать более дешевый вариант, сохраняющий за счет современного оборудования и вооружения необходимые возможности.

Изложенные выше соображения по поводу предстоящего значительного сокращения группировки многоцелевых атомных лодок позволяют сделать вывод: строительство в ближайшие полтора десятилетия более дешевой «массовой» АПЛ в количестве хотя бы 12-15 единиц является жизненно необходимым. По основным характеристикам такая лодка должна соответствовать АПЛ проекта 971 или даже 671РТМ, превосходя эти субмарины по уровню скрытности и, разумеется, возможностям оборудования и вооружения. Судя по некоторой информации, разработка подобного проекта ведется рядом конструкторских бюро.

ДИЗЕЛЬНЫЕ ЛОДКИ

Еще в конце 90-х годов прошлого века был поставлен вопрос о необходимости замены лодок проекта 877, составляющих сегодня основу отечественного дизельного подплава. Поставки субмарин этого проекта для отечественного ВМФ завершились в 1994 году. В настоящее время в составе нашего флота находится согласно сведениям различных источников от 12 до 15 ДЭПЛ данного типа, самые старые из которых были построены в начале 80-х годов.

В качестве вариантов замены рассматривалась постройка либо усовершенствованных лодок проекта 636/636М, либо новейших ПЛ проекта 677. Первый вариант обещал возможность относительно дешевого и быстрого обновления подплава благодаря конструктивной близости субмарин проектов 636 и 877, вместе с тем возможности последних должны были значительно возрасти за счет нового оборудования. Второй же был более рискован - лодка проекта 677 являлась абсолютно новым продуктом, освоение которого в условиях постсоветского развала промышленности сулило большие трудности.

Тем не менее в 1997 году заложили головную субмарину проекта 677, но спустили ее на воду лишь через восемь лет, а ввод ПЛ в строй состоялся в итоге только в мае 2010-го. При этом лодка принята в «ограниченную эксплуатацию» - на ней, по имеющейся информации, не установлен штатный гидроакустический комплекс, с разработкой которого возникли проблемы, есть сложности и с главной энергетической установкой.

Затягивание ввода в строй головной лодки «подвесило» и судьбу следующих субмарин проекта - Б-586 «Кронштадт» и Б-587 «Севастополь», заложенных в 2005 и 2006 годах. Они в результате пока даже не спущены на воду. Удастся ли исправить возникшие неполадки без ухудшения ТТХ лодки и в какие сроки это можно сделать - пока неизвестно.

В результате на сегодня складывается парадоксальная ситуация: уже почти 15 лет имея в руках успешный, современный, конкурентоспособный проект 636, пользующийся спросом на мировом рынке и за счет постоянного усовершенствования поддерживающий свою конкурентоспособность, Россия не строит эти лодки для себя. Попытавшись сделать ставку на новейший проект 677, наша страна столкнулась с рядом организационных и технических проблем, в результате которых обновление дизельного подплава задерживается вот уже на десять лет. При ином развитии событий флот в течение прошедших десяти лет мог бы получить шесть, а может быть, и восемь подлодок 636-го проекта. Не исключено, что он их в итоге получит - но на полтора десятка лет позже, чем следовало бы.

ВАРИАНТЫ БУДУЩЕГО

Обновление российского Военно-морского флота, включая подплав, прямо зависит от того, какие средства страна сможет выделить на решение этой задачи и насколько тщательно будет контролировать их расходование. По заявлениям представителей Минобороны РФ, для полноценного финансирования нужд Вооруженных Сил необходимо израсходовать в ближайшие 10 лет 28-36 трлн рублей. В случае же принятия наименее затратного, 13-триллионного варианта Государственной программы вооружений на 2010-2020 годы финансирование ВМФ пойдет по остаточному принципу - приоритетом будут пользоваться стратегические ядерные силы, ВВС и ПВО. Согласно информации из ряда источников в этом случае пополнение флота новыми кораблями станет осуществляться за счет реализации не входящей в ГПВ объединенной программы военного и гражданского кораблестроения. При этом помимо собственно вопросов финансирования следует решить массу проблем с реорганизацией и модернизацией судостроительной промышленности.

Как в случае того или иного варианта развития событий будет выглядеть российский подплав 15 лет спустя? Можно выделить следующие основные сценарии:

1. Минимальный. В отсутствие необходимого финансирования развитие получат только «защищенные» статьи, в случае с подводным флотом - это морские стратегические ядерные силы. Группировка многоцелевых АПЛ сохранит 2-3 субмарины проекта 949А и 6-7 лодок проекта 971, а также получит 4-6 кораблей проекта 885. В общей сложности в ее составе окажется 10-16 АПЛ. Группировка дизельных лодок будет включать 5-6 последних субмарин проекта 877 и аналогичное число лодок проекта 677 и/или 636М. С учетом удаленности друг от друга основных морских театров Россия не получит возможности создать ни на одном из них более или менее сильную подводную группировку, не допуская критического ослабления других. Возможности подплава по выполнению боевых задач резко сократятся.

2. Допустимый. При более значительных объемах финансирования можно предпринять необходимые меры по сохранению в строю большего числа лодок «советских проектов». Модернизация всех 12 имеющихся «Барсов» и, например, четырех лодок проекта 949А в сочетании с вводом шести АПЛ проекта 885 и, возможно, 2-3 первых лодок нового проекта позволит удержать численность группировки многоцелевых лодок на уровне 22-25 единиц, что несколько облегчит положение. Группировка дизельных субмарин, полностью избавившись от устаревших субмарин проекта 877, будет насчитывать 12-15 новых ПЛ.

3. Оптимальный. Регулярное финансирование в сочетании с модернизацией судостроения позволит, в частности, полностью обновить состав МСЯС, не утруждая себя модернизацией РПК СН старых проектов. Группировка многоцелевых лодок сохранит старые боевые единицы: 4-6 субмарин проекта 949А, прошедших глубокую модернизацию, и 8-10 ПЛ проекта 871, также усовершенствованных. Заказ на строительство лодок проекта 885 будет сокращен до двух-трех единиц, но вместе с тем флот получит 12-15 более компактных и дешевых субмарин. В этом случае численность группировки многоцелевых АПЛ как минимум останется на нынешнем уровне, а возможно, и несколько возрастет при одновременном улучшении качества. Группировка дизельных лодок в этом случае будет насчитывать до 20 единиц проекта 677 и/или 636М, а вероятно, и какого-то иного.

В прошлом году подводный флот, по сути, отметил свой столетний юбилей. Первый глубинный крейсер появился в Германии в начале XX века - как мирное исследовательское судно, которое спроектировал зоолог Шоттлендер. Но его планам по научному изучению морского дна не суждено было сбыться – грянула Первая мировая. А уже в январе 1915-го года Германия отправила к побережью Франции первый в мире военный подводный корабль, шокировав всех этим новым видом оружия, с которым никто еще не знал, как бороться.

За сто лет человечество сумело превратить глубоководные лодки в настоящий атомный кошмар. ОХРАНА.ru предлагает вспомнить о самых крутых субмаринах в мире.

5 - "Рубис" и "Барракуда" (Франция)

Первые АПЛ Франции были спущены на воду в 1979 году и – подумать только! – до сих пор в деле! Название Rubis ("Рубин") отражает нестандартную историю создания данных субмарин – опытным образцом здесь послужила не многоцелевая подлодка, а настоящая атомная с баллистическими ракетами. С нее "срезали" ракетный отсек и получился многофункциональный крейсер "Рубис". Драгоценные камни требуют огранки, или, как в старом анекдоте про русскую подводку, - "а теперь обработать напильником"! Несмотря на красивое название, самые маленькие габариты в мире и небольшую цену, эти машины не стали популярными – в 90-е с ними приключались аварии, приведшие к гибели 10 человек. Поэтому на смену им плывут более совершенные "Барракуды" – сегодня эта программа по строительству многоцелевых субмарин считается приоритетной для французского флота. Новые "рыбки" будут очень длинными – 99 метров! Но при этом более незаметными, чем "Рубины" (74 метра). Максимальное погружение – 350 метров, скорость – 25 узлов, экипаж – 60 человек, и стоимость на 30% ниже предшественниц.

4 - "Астьют" (Великобритания)

Чопорные в своем пафосе британцы пытаются не отставать от мировых тенденций в строительстве подводных великанов. Вот и субмарины класса "Астьют" ("Проницательный") – правда, по утверждению самих британцев – утроены внутри гораздо сложней, чем космический звездолет "Шатл"! Но что есть, то есть: на сегодня это действительно самые большие и мощные подлодки на страже островов Британии. С одним НО – и здесь пафос кончается – говорить во множественном числе об "Астьюте" не приходится – выпущен был всего один экземпляр! Остальные шесть, видимо, так и застряли на стадии неторопливого викторианского мышления их производителя. Тем не менее, единственная машина вооружена 38 ракетами типа "Тамагавк", имеет водометный двигатель и атомный реактор "под капотом", обеспечивающий автономность плавания 90 дней. Скорость под водой – 54 км/час, глубина погружения – 300 метров, экипаж – 98 человек. Таким образом, "Проныра-англичанин" вполне соответствует по основным параметрам иных "хищников морского дна".

3 - "Вирджиния" (США)

Эти атомные крейсеры пришли на смену малочисленным, но считавшимися совершенными подлодками "Сивулф", главное достоинство которых состояло в способности погружаться на 600 метров. "Морских волков" было построено всего три единицы - они пока все на ходу, но серия снята с производства, просто потому, что Штаты в корне поменяли концепцию применения своих АПЛ. Естественно, из-за выключения СССР из Холодной войны. "Волки" должны были в первую очередь проникать в "бастионы" – то есть воды, контролируемые флотом СССР и следить за нашими кораблями и лодками, но не предназначались для их открытого сдерживания. Новые реалии потребовали создать что-то более многофункциональное – так появились "Вирджинии", которые считаются субмаринами "четвертого поколения". Они способны наносить удары как по морским соперникам, так и по объектам на суше, закладывать мины, вести радиоэлектронную разведку, прямо поддерживать надводные крейсеры и скрытно высаживать диверсантов на берег противников. "Глазами" американских лодок являются выдвижные мачты с камерами высокого разрешения вместо стандартного перископа. Этих АПЛ тоже немного – семь, но все они в строю. Над водой развивают скорость 46 км/час, под водой – 65, глубина погружения – 500 метров, экипаж – 120 человек, запас хода и автономность плавания – не ограничены.

2 - "Борей" (Россия)

Если вам говорят, что Холодная война окончена, и мы в ней проиграли – знайте, что это риторические ошметки западной пропаганды. По крайней мере, в эскалации совершенствования подводного флота Россия и США по-прежнему ориентируются друг на друга, а иные государства робко стоят в сторонке и не вмешиваются в этот спор. То же самое происходит с лучшими атомоходами в мире – у них "Вирджиния", у нас – "Борей" и "Ясень". Субмарина проекта 955 ("Борей") выполняет стратегическую задачу – нести новейшие баллистические ракеты огромной дальности "Булава". Чтобы произвести запуск этого богатырского снаряда, подлодке даже не обязательно отходить от пирса! А дальше - как сказал один из экспертов документального фильма об этих чудо-ракетах: "А куда ты, американец, денешься? Ты на острове живешь!" Дальность полета "Булавы" – 8000 тысяч километров, экипаж крейсера может изменить направление ракеты 10 раз, никакая ПВО в мире не может ее сбить, в том числе – из космоса. Что же касается самой АПЛ, то она способна погружаться на 480 метров, благодаря реактору работать в автономном режиме три месяца, на данный момент она является самой "тихой" субмариной под водой.

Не ошибетесь, если скажете, что многоцелевая субмарина проекта 885 ("Ясень") почти не имеет недостатков. Именно на ее базе будет развиваться наш глубинный флот "пятого поколения". Она должна в перспективе заменить устаревающие единицы, спроектированные еще в СССР. Первая АПЛ этого проекта – "Северодвинск" была передана Северному морскому флоту в 2014 году, и сегодня проходит этап так называемого опытного использования. Энергетическая ядерная установка позволяет "Ясеню" оставлять далеко позади всех предшественников, она может погружаться на 600 метров. Здесь установлена, как и у американских машин, сферическая антенна гидроакустического комплекса, которая занимает весь нос. В средней части атомохода размещены 10 торпедных отсеков и 8 ракетных шахт с боекомплектом из 32 крылатых ракет типа "Калибр".

Что такое "Калибр" мы видели собственными глазами, когда Каспийский флот точечно отработал по объектам террористов в Сирии, находясь в 3000 километров от них. "Ясень" также оснащен электродвигателем малого хода, который позволяет бесшумно "подкрадываться" к противнику. Стандартный перископ здесь заменен видеомачтами, собранная ими информация транслируется на центрпост по оптоволокну. При этом специалисты утверждают, что сравнивать "Ясень" и "Вирджинию" не совсем корректно: у них разные задачи. Но в открытом море нашей субмарине по оснащению, характеристикам и мощи пока аналогов нет.

P.S. Будущее уже наступило

Не так давно стало известно, что ВМФ нашей страны решил вернуть в строй титановые подлодки проекта 945 ("Барракуда"), которые создавались в 1980-е годы. Тогда они являлись самыми совершенными крейсерами в мире – более прочными, чем аналоги, они были абсолютно "бесшумны" в морской тиши... но – стоили очень дорого, поэтому проект закрыли. Сегодня же новые начальники главкомата флота заново пересчитали затраты и приняли решение, что проще восстановить российские "Барракуды", чем утилизировать. Но не просто восстановить, а модернизировать до уровня тех же "Ясеней", "обучив" не обнаруживать себя на глубине до 600 метров и обнаруживать противника с помощью новейшей гидроакустики, а также бить по морским и наземным целям ракетами "Калибр". Срок службы "титанов" – 100 лет, а прочность невероятная – в 1992 году в Баренцевом море одна из наших АПЛ столкнулась с американской: субмарина РФ отделалась легкими повреждениями рубки, а вот наши заокеанские друзья свою машину списали. Сегодня существуют четыре подлодки данного типа - «Карп» и «Кострома» и две титановые лодки модернизированного проекта 945А - «Псков» и «Нижний Новгород».

Но по-настоящему прорывным может стать российский проект атомной подводной лодки "пятого поколения", сделанной из многослойных композитных материалов.



Енвд