Проведение бесед. Десять шагов, что позволит провести беседу успешно. Следует заранее продумать все организационные моменты

1. Понятие правовых бесед. В этом случае с соответствующими модификациями могут быть использованы достижения криминалистики, связанные с разработкой тактики допросов. Меньшее внимание обращается на то, что "целевые" беседы, не исключающие обмен мнениями, но проводимые по инициативе одного лица, осуществляются не только в среде уголовного судопроизводства. Под правовой беседой можно понимать вид коммуникации, состоящий в направленной передаче юристом своему собеседнику определенного вида информации для достижения заранее поставленных целей. Примерами правовых бесед являются допросы свидетелей, подозреваемых, обвиняемых, получение объяснений от граждан, должностных лиц по различным проблемам, требующим вмешательства юриста, разъяснение юристом своей позиции по тому или иному вопросу, действующему закону, определенных требований к тому или иному субъекту права - участнику правового оборота.

Правовая беседа имеет определенную цель (для чего-то), некоторый предмет (о чем-то), имеет своего адресата (с кем-то), свою тактику (определенным образом).

Сторона, проводящая беседу, является ее инициатором либо дает согласие на беседу, и предполагается, что именно она должна сохранять инициативу в достижении целей беседы. Собственно, этим правовая беседа и отличается от правовых переговоров.

К сожалению, правовые беседы юриста с различного рода заинтересованными лицами слабо освещены именно с консалтинговых, гражданско-правовых и административно-правовых позиций. Ведь юрист может проводить беседу не только как следователь и судья, но и как адвокат (что вообще очень типично), как консультант по правовым вопросам, как работник органов социального обеспечения, трудоустройства, банка, инвестиционной компании, управленческих органов, выдающих разрешение на строительство, и пр.

Проведенные исследования подтверждают то, что ясно любому непредубежденному наблюдателю: от уровня, качества, содержательности, тактичности бесед юриста зависят мнение о нем, успех дальнейшей работы, самочувствие лица, с которым проходила беседа, и пр. К сожалению, часто жалуются на спешку, равнодушие, агрессивность юриста, отсутствие нормального взаимопонимания, оставшуюся непроясненность ситуации для жалобщика и пр.

2. Подготовка к беседе. Юрист не всегда имеет достаточно времени для тщательной подготовки, составления плана беседы и пр. Но в любом случае он должен уметь сконцентрироваться на предмете беседы, на осознании его содержания и значения, моделировании возможного поведения собеседника.

Юрист должен знать: а) чего от него будут добиваться; б) о чем состоится разговор; в) что он сам хочет получить от этой беседы. Он должен психологически подготовить себя к необходимости: а) затратить время; б) интеллектуально напрячься и профессионально вести себя; в) может быть, перенести неприятные высказывания либо поведение собеседника, которые вольно или невольно отнимают время и требуют действий.



3. Техника проведения беседы. Она включает в себя:

Установление контакта на основе оценки собственной позиции, позиции собеседника и значения беседы;

Фиксацию позиции адресата беседы;

Формулирование и обоснование собственной позиции;

Оппонирование, т.е. дополнение позиции собеседника либо возражение ему;

Достижение общего вывода.

Техника фиксации позиции адресата беседы состоит из приемов побуждения к передаче информации, приемов фиксации и оценки этой информации с правовых позиций. Начнем с фиксации и оценки. Их основным содержанием являются сопровождающее беседу в режиме

выделять различные составляющие в передаваемом ему сообщении. Например, предмет сообщения, которым может быть информация собеседника о своем имуществе реального времени сепарирование получаемой информации, установление ее связи с предметом и целями беседы, ее достаточности и правдоподобности, достоверности.

В рамках правовой беседы фиксация позиции ее адресата не должна занимать много времени. Но она во многом определяет дальнейший ход беседы, программирует ее. Юрист не должен "ломиться в открытые двери", убеждать адресата беседы в том, с чем он уже согласен, передавать уже известную информацию. Напротив, ему следует сконцентрироваться на передаче неизвестной адресату информации и изменении его неверной позиции.

Фиксация позиции адресата беседы на практике, однако, проводится недостаточно четко. Проще говоря, юристы нередко проводят беседу, не зная позиции адресата и - хуже - иногда не желая ее знать. Поэтому рассмотрим некоторые приемы проведения этого этапа правовой беседы.

Один из основных приемов - расчленение информации на смысловые элементы: фактические утверждения, правовые оценки, правовые позиции и правовые притязания, требования. В зависимости от характера беседы эти компоненты имеют различное значение. Например, сообщение лица, свидетеля в гражданском процессе содержит большей частью фактические утверждения, хотя ему трудно избежать передачи и иных компонентов. Сообщение же потерпевшего по уголовному делу имеет иное, болee разнообразное содержание. Собеседник нередко стремится говорить на юридическом (как ему кажется) языке, употреблять правовые термины.

Именно техника юриста должна позволить ему выделять эти компоненты сообщения, фиксировать их отдельно с тем, чтобы на основе состоявшейся беседы могло возникнуть целостное представление об ее итогах, воспринимать правовые понятия и позиции и уметь их перекодировать в то, что действительно означает сообщение. Для этого и необходимо уметь использовать названные обобщающие инструменты правовой понятийной системы, а именно: правовые утверждения; фактические утверждения; правовые понятия и определения; правовые взгляды и рекомендации; правовые предложения (проекты). Практически это означает, что юрист должен уметь четко ("мой дом", "мой подарок" и пр.), о каких-либо фактах ("двухэтажный дом", "подарок в виде автомобиля"), понятийный аппарат, т.е. круг используемых правовых понятий, их правильность, т.е. соответствие значению этих понятий в законе или правовой литературе, информационную ценность, т.е. смысл правового утверждения, и пр.

Эти различные блоки информации затем должны быть соединены юристом в целостную для данного сообщения картину.

Дальнейший шаг рабочей техники, или ее прием, состоит в анализе сообщения с точки зрения его правовых целей, что делается на основе построенной и переведенной в нормальный правовой язык картины.

Пример. Заявитель (иной участник беседы) сообщает о том, что при уходе с работы его вынуждают продать полученные на предприятии акции. Тогда выделяются: заявитель (возможно, его жена или сын); предмет обращения - он хочет сохранить акции (получить компенсации, потребовать наказания отдельных лиц, изменения существующего положения); адресат жалобы - лица, пытающиеся захватить предприятие, дирекция завода, власти страны, города, страховая компания; основание жалобы и пр. В сущности, здесь делается то же самое, что и при оценке изученного документа или любого иного источника информации, имеющей правовое значение.

Еще один пример. При консультационной беседе о порядке приобретения недвижимости устанавливается, кто (заявитель-представитель, третьи лица, кредитор-должник) и что хочет (продать имущество, купить имущество, сдать в аренду, очистить от отягощений, получить гарантии и пр.); у кого и на каком основании он хочет нечто получить или потребовать.

В рамках этого технического приема особое значение, по-видимому, приобретают классификация и анализ притязаний. Применительно к частноправовым отношениям можно выделить, в частности, следующие типовые притязания: на исполнение договора, обязательства; на возмещение вреда; на передачу вещей; на освобождение от исполнения или, напротив, на исполнение определенных обязанностей (договорных, статусных); на бездействие или претерпевание; на прекращение определенных действий.

Несколько иначе классифицируются исковые жалобы. Можно выделить иски о принуждении к действию самого разнообразного публичного и частного характера; об установлении (подтверждении) позитивного права (на пенсию, признание иждивенцем); о признании акта ничтожным, о прекращении или изменении права; об оспаривании и проверке правильности акта, об обязывании административного органа совершить определенные действия.

Наряду с этим могут быть обозначены возражения собеседника. Тогда блок информации о требовании несколько несимметрично преобразуется в блок возражений против этого, или же в формирование в информацию о встречных требованиях. Здесь можно отметить возражения на полное и неизменное исполнение права, когда субъект стремится его ограничить постоянно или временно; на само существование права.

4. Формирование и обоснование юристом собственной позиции. Это центральная часть правовой беседы. Она состоит, в сущности, из трех элементов, наличие которых как будто очевидно.

Формулирование собственной позиции включает: а) обозначение предмета беседы, что обязательно; б) указание на компетенцию и возможности юриста; в) выдвижение предложений либо требований, объем и характер которых может меняться.

Существуют сомнения, насколько точно и четко и во всех ли случаях юрист должен формулировать свою позицию. Несомненно, однако, что он не может и не должен представлять ее путаной, неопределенной, когда кажется, что юрист сам не знает, чего он хочет.

Обоснование собственной позиции осуществляется путем приведения соответствующих аргументов. Иногда это могут быть аргументы силы закона, но во всех случаях и сила закона, и возможности, предоставляемые законом, должны обосновываться аргументами, соразмерности, рациональности, действительности (наличия определенных фактов), справедливости и гуманности.

5. Оппонирование собеседнику. Оно может состоять из вопросов, дополнений и возражений. Центральное место оппонирование занимает в переговорах. Но и правовая беседа, направляемая проводящим ее лицом, неизбежно включает элементы полемики, воздействие на аргументацию адресата беседы.

О вопросах много написано в криминалистике, но в иных ситуациях разработанные там приемы применимы не всегда. По-видимому, вопросы юриста должны касаться двух сфер:

во-первых, того, что и здесь можно назвать главным фактом;

во-вторых, вариативных фактов, т.е. наиболее возможных вариантов действительного правового положения, когда: а) собеседник передает заведомо искаженную или по незнанию неверную информацию; б) правовая оценка, основанная на законе, может быть заведомо иной.

В ходе оппонирования высказывания юриста, по-видимому, не должны быть окончательными. Многие квалифицированные практики, в том числе адвокаты и судьи, считают, что юрист должен иметь возможность быстрой переоценки ситуации и правильной рекомендации в условиях дефицита времени. Например, адресат беседы, который должен немедленно решать вопрос о совершении каких-то действий, выдвигает встречное предложение или обращается с некоей просьбой, что вызывает необходимость в юридической оценке с новых позиций. По-видимому, высококвалифицированный юрист за счет своего опыта быстро и квалифицированно реагирует на возникшую ситуацию. Однако, на наш взгляд, юристу полезнее поосторожничать и ничего не формулировать окончательно, во всяком случае так, чтобы это исключило уточнение позиции. Такая рекомендация может быть значима для любого юриста: адвоката, прокурора, тем более для судьи, принимающего посетителей, и пр. Разумеется, она крайне ограниченно и специфично может применяться к рутинным беседам, сопровождающим, например, разъяснения действий нотариуса.

Во всяком случае, юрист в беседе должен осторожно высказывать правовые оценки квалифицирующего характера, если они действительно не являются окончательными.

6. Иные приемы. Проведение правовых бесед (обмен правовой информацией) включает также ряд скорее этических приемов, равно как и приемов соблюдения норм этикета. Эта часть очень сложна именно ввиду ее кажущейся очевидности.

Для юриста это общий вопрос поведения и общения. Но и во время беседы существуют приемы, которых следует добиваться путем долгой тренировки (показ уверенности в себе, надежности, доброжелательности, солидности), которые реализуются в самой беседе импровизационно, автоматически, целенаправленно (внушение партнеру чувства большей безопасности, освобождение его от страха, ощущения безнадежности либо неопределенности, побуждение к правильному действию и пр.). Есть вещи, которые просто нельзя делать: проявлять агрессивность, смущать собеседника, вызывать у него чувство вины (кроме особых ситуаций), подавлять его или, напротив, заметно подлаживаться под позицию собеседника, лебезить перед ним.

Это тоже постоянно повторяющаяся мысль. У некоторых юристов, повторим, поведение определяется либо ощущением собственной власти, когда он рассматривает себя как человека, призванного распоряжаться "частью вселенной", либо установками на "кормление", имеющими в России длительные исторические корни, либо чувством интеллектуального превосходства, обусловленным тем, что он знает нечто известное только ему и недоступное третьим лицам. Тут нужен не только психологический тренинг на личностном уровне, но и развитый социальный контроль на групповом уровне и уровне общества.

Беседа

Беседа - это разговор двух или более лиц с целью получения определенной информации, решения важных проблем.

Беседа - не самый сложный из всех жанров устного делового общения, поскольку в значительной мере это экспромт, а для экспромтов надо иметь значительный жизненный опыт, огромный запас теоретических знаний, а также в совершенстве владеть речевым этикетом.

Чтобы достичь успеха во время беседы, надо тщательно готовиться к ней, быть внимательным, тактичным к собеседнику, постоянно стимулировать у него заинтересованность разговором, учитывать взгляды собеседника, выражать свои мысли точно, логично, убедительно.

В зависимости от содержания деловые беседы могут выполнять различные функции;

o обмен информацией;

o формирование перспективных мероприятий;

o контроль и координация определенных действий;

o взаимное общение при решении актуальных проблем;

o поддержка деловых контактов на различных уровнях;

o поиск, выдвижение новых идей;

o стимулирование действий в новом направлении;

o решения этических проблем, возникших во время общения 19. В зависимости от количества участников беседы передиляються на:

o индивидуальные;

o групповые.

Обычно беседа состоит из следующих этапов:

1. Определение места и времени встречи (на нейтральной, своей, чужой территории »).

2. Начало беседы. Он играет особую роль в создании благоприятной атмосферы общения. Итак, в начале беседы прежде всего следует заручиться благосклонностью своего собеседника, то есть произвести приятное впечатление о себе. Время, отведенное на это, довольно ограничен, а потому следует продумать форму приветствия, начальную фразу. На этом этапе важную роль играют невербальные формы взаимодействия - выражение лица, поза, приветственный жест.

3. Формирование цели встречи.

4. Обмен мнениями и предложениями.

5. Окончание беседы.

Во время беседы надо держаться скромно и одновременно уверенно. Не следует разговаривать отрывисто, вы должны быть спокойным, вежливым, чтобы создать психологически благоприятную атмосферу доверия, доброжелательности.

ДЕСЯТЬ ШАГОВ, что позволит провести БЕСЕДУ УСПЕШНО

1. Тщательное подготовки.

Перед началом беседы составьте Ее план, проанализируйте ситуацию.

2. Помни, к чему Вы стремитесь. Четко сформулируйте цель беседы.

3. Старайтесь создать атмосферу доверия. Собеседник пытаться для Вас сделать что-то хорошее, если

Вы произведете приятное впечатление на него.

4. не подозревает собеседника в ненадежности

Взаимное доверие всегда необходима, чтобы достичь поставленной цели.

5. Выясните перед беседой, или масс ваш собеседник соответствующие полномочия.

6. Не заставляйте собеседника постоянно принимать решения.

7. Сосредотачивайтесь на реальных потребностях, а не на амбициях. Уважайте мнения собеседника, как свои собственные. Следуя

этого правила, Вы сможете больше шансов обойти острые углы и согласовать решение.

8. Слушайте внимательно собеседника и задавайте корректные вопросы. Умение слушать собеседника побуждает его к высказыванию

собственных мыслей, чувств, убеждений. Тогда возникает момент искренности, подлинности, взаимопонимания, уважения.

9. Работайте на перспективу, а не на промежуточные результаты.

10. Просуммируйте результаты беседы. Важные решения желательно зафиксировать на бумаге.

ТЕЛЕФОННЫЙ РАЗГОВОР

В наше время телефон - не только один из самых эффективных средств связи, но и способ налаживания официальных деловых контактов между учреждениями, способ поддержания частных отношений между людьми.

По телефону осуществляются переговоры, договариваются о важных деловые встречи, решают многочисленные оперативные вопросы, возникающие в ходе управленческой деятельности, предоставляют консультации, обращаются с просьбами, приглашениями, выражают благодарности, извинения.

Телефонный разговор - одна из разновидностей устной речи, характеризующееся специфическими признаками, обусловленными екстрамовнимы причинам:

o собеседники не видят друг друга и не могут воспользоваться невербальными средствами общения, то есть передать информацию с помощью мимики, жестов, соответствующего выражения лица, сигналов глазами и т.п. (отсутствие визуального контакта между собеседниками)

o ограниченность во времени (телефонная беседа не может быть слишком длительным);

o наличие технических препятствий (вмешательство посторонних абонентов, плохая слышимость).

Итак, если вы человек деловой и целенаправленная, предусмотрительный, если вы беспокоитесь о своем авторитет, а также престиж своей фирмы и привыкли учитывать все до мелочей, то выработка определенных принципов поведения в телефонном общении просто необходимым и незаменимым.

Специалисты по проблемам устного делового общения предлагают соблюдать следующие правила ведения телефонного разговора.

Если звоните вы;

o прежде всего поздоровайтесь, назовите организацию, которую вы представляете, а также свою фамилию, имя и отчество. Обычно первые слова телефонного разговора воспринимаются плохо, а потому называйте свою фамилию и имя последним - по крайней мере это будет услышано;

o если звоните в учреждение или незнакомому человеку, следует спросить фамилию, имя и отчество своего собеседника. Можете сообщить, с кем именно вы хотели бы поговорить;

если звоните в важном деле, спросите сначала, есть ли у вашего собеседника достаточно времени для беседы;

o предварительно напишите перечень вопросов, которые необходимо выяснить, и держите этот перечень перед глазами на протяжении всей беседы;

o всегда заканчивает разговор тот, кто звонит. Завершая разговор, обязательно попрощайтесь, бестактно класть трубку, не дождавшись последних слов вашего собеседника;

o в случае достижения важных договоренностей со пришлите подтверждение письмом или факсом сообщение.

Если звонят вам

o попробуйте как можно быстрее снять трубку и назовите организацию, которую вы представляете;

o в случае необходимости запишите имя, фамилию и контактный телефон собеседника;

o разговаривайте тактично, вежливо: демонстрируйте понимание сущности проблем звонящего;

o Не помещайте неожиданно трубку, даже если разговор является неинтересной, скучной и слишком длительной для вас;

o если вы даете обещание, постарайтесь сдержать слово и выполнить ее как можно быстрее. В случае возникновения сложных вопросов предложите собеседнику встречу для детального обсуждения сути проблемы;

o всегда кратко суммируйте беседу, перечислите еще раз договоренности, которые вы достигли.

Независимо от того, кто звонит:

o будьте доброжелательным, ни в коем случае не показывайте своего недовольства чем;

o задавайте вопросы и внимательно выслушивайте ответы на них;

o старайтесь оставаться тактичным и сдержанным, даже если разговор становится весьма неприятной для вас;

o симпатия к вам возрастет, если вы несколько раз в течение беседы назовете собеседника по имени и отчества;

o особенно упор на существенном. Если во время беседы вы называете какие числа, их следует повторить несколько раз, чтобы избежать досадных недоразумений;

o старайтесь как можно шире использовать лексические возможности литературного языка (прежде всего богатую синонимику), но при этом всегда высказывайтесь кратко и точно, правильно построенными предложениями. Следите за логикой изложения своих мыслей, последовательностью;

2) изложение сущности дела (сообщение цели звонка, подход к вопросу, обсуждение сообщенной информации);

3) окончание разговора.

Любую телефонный разговор начинаем коротким выявлением вежливости: Добрый день (утро, вечер)! Доброго (утра, вечера)! Если звоните по делу, то нужно назвать не только фамилию, имя и отчество, но и должность, которую вы занимаете. Если звонящий, забыл назвать себя, собеседник вправе спросить: Простите, с кем я разговариваю? В ответ вы не должны возмущаться или сразу класть трубку - по правилам этикета вам следует представиться; на анонимный звонок можно не отвечать и сразу положить трубку. Если к телефону подошел не тот, кто вам нужен, вы должны извиниться и обратиться с просьбой позвать нужную вам человека: Добрый день. Извините за беспокойство, не могли бы вы пригласить к телефону Ивана Петровича (господина Петренко) Очень прошу, попросите к телефону Ольгу Власьевны (госпожа Ольгу, госпожа Романчук) Пожалуйста, позовите к телефону... Обычно отвечают так: Добрый день. Подождите, пожалуйста, минуточку, я сейчас передам ей трубку; ... Прошу подождать; . "Пожалуйста, подождите... К сожалению (жаль, простите), Иван Петрович вышел, вернется в 14 часов. Возможно, вы хотели бы ему что-то передать. Есть его заместитель, возможно, он смог бы помочь вам. Когда к телефона подойдет вам человек, непременно следует снова поздороваться и назвать себя.

Бестактно давать абоненту неправильную информацию, разговаривать грубо, если он ошибся номером телефона. Будет любезно с вашей стороны, когда поможете абоненту выяснить причину неудачи. В свою очередь, если вы позвонили не по нужным вам номером, должны обязательно извиниться за причиненные заботы. Старайтесь всегда быть вежливым, ведь ваша тактичность - это прежде всего уважение к самому себе. Вежливость должна стать духовной потребностью каждого человека.

После установления связи старайтесь излагать информацию четко, кратко и по существу. Именно такой разговор будет характеризовать вас как опытного, делового человека, не злоупотребляет чужим временем и вниманием, как человека, который в совершенстве владеет этикетом телефонной беседы. Еще одной чрезвычайно важным условием ведения разговора является логичность и последовательность выражения мнений. Недопустимо, чтобы ваш разговор была хаотичной, ведь так цель вашего звонка может остаться непонятной для собеседника. Не забывайте о соблюдении пауз таким образом вы предоставите собеседнику возможность выразить свое отношение к проблеме. В разговоре избегайте категоричности, прилагайте усилия, чтобы тон вашего разговора был как можно более дружелюбным. Если вы уважаете себя и своего собеседника, старайтесь избегать категорически-приказных высказываний.

Инициатива окончания разговора принадлежит обычно тому, кто звонил. Иногда вызван к телефону может вежливо сказать, что по той или иной причине спешит, хочет закончить разговор. Завершая разговор, обязательно надо попрощаться.

Не стоит звонить по личным делам со служебного телефона, а по служебным делам неуместно звонить домой лицу, не имеющего их выполнить (решить). В случае, если вам звонят на работу по личным делам, отвечайте, что вы непременно позвоните после работы.

И наконец, не злоупотребляйте местоимением я, ведь ваш разговор - диалог, а не монолог.

Как провести беседу?

Беседа дает возможность контактов с подопечными детьми, информацию. Значимость беседы определяется непродолжительностью.

Структура беседы: 1) задачи; 2) построение; 3) время; 4) ход; 5) завершение.

Практические советы

Поставить цель. Что я хочу добиться в ходе беседы.

Решается в зависимости от цели, необходимо записывать план беседы: с чего начну, как будет идти беседа, чем завершу. Необходимо планировать несколько вариантов беседы.

Если времени не хватает, разбить беседу на несколько этапов – особенно, если надо убедить ребят в чем-либо.

Ход беседы:

необходимо установить климат доверия (поговорить о вещах, на которые есть общие мнения);

правильно реагировать на замечания, которые высказывает собеседник;

отвечать надо нейтрально: «надо подумать», «продолжай»;

выяснить, понимает ли собеседник, о чем идет речь (в запасе иметь ключевые вопросы, которые помогут понять разбирается ли он в сути проблемы);

определить, что в словах собеседника – факт, а что оценка, мнение человека. Фиксировать события, факты;

избегать задавать наводящие вопросы;

поощрять собеседника к тому, чтобы он точнее высказал свою точку зрения: «С чего бы ты начал, если бы тебе поручили…?», «Что тебе мешает сделать так, как ты только что рассказал?»;

на беседах-взысканиях обязательно отметить, что помешало выполнить задание, что мог сделать, а не сделал, объявить взыскание;

уметь правильно слушать собеседника – повторять его ключевые мысли;

если выявилась новая тема, отложите ее на другое время.

Четко изложите результаты беседы. Если приняли решение, сообщите его и оцените беседу.

Не затягивайте беседу больше, чем наметили.

Во время беседы обязательно делайте записи (покажите их собеседнику). Лидер обязан делать анализ беседы:

как я провел беседу;

четко ли я ставил вопросы;

как вел себя собеседник и т.д.

Условно весь путь можно поделить на три этапа:

    Подготовка беседы

    Сама беседа

    Анализ получившейся беседы

Итак, подготовка беседы. Для начала надо определиться с темой, то есть надо решить, о чем будем рассказывать, лучше всего, если тема нам интересна.

Теперь, когда мы знаем, о чем будем говорить, надо придумать название. Оно должно быть четким кратким, полностью отражать суть беседы и, по возможности, заинтересовывать слушателей.

Еще нам важно знать, кто нас будет слушать. Знакома им эта тема или нет. В зависимости от этого мы и строим текст беседы. Если ребята с темой не знакома, то стоит раскрывать какие-либо важные основные понятия. Тогда как если ребятам тема известна, то знакомство с понятиями можно опустить.

Теперь мы все придумали и переходим к следующему этапу- сама беседа. Ну, вот мы оказались перед своими ребятами. Теперь самое важное установить контакт со слушателями. Поэтому нужно пропустить через себя тему своего рассказа, тогда и слушатели живо откликнуться, слушая новую информацию. А если самому педагогу не интересно, то и остальным скучно. Что же надо делать:

Поддерживаем контакт глазами – нужно обводить зрителей взглядом.

Стараться вовлечь ребят в диалог, то есть задавать вопросы. Этим мы вовлекаем в нашу беседу остальных.

Информация должна быть интересной и новой.

Есть еще волшебный прием – юмор. Но шутки должны быть уместными.

Как же узнать удалось ли нам установить контакт с ребятней? Все очень просто если дети заинтересованно смотрят, если нет постороннего шума, если откликаются на вопросы, то у нас все получилось!

Ну и непосредственно при беседе с ребятами:

Не стоит строжиться или стараться казаться добрым. Будьте собой.

Когда рассказываете, то не торопитесь, но и не медлите. В первом случае Вас не поймут, а во втором аудитория благополучно уснет.

Старайтесь приводить примеры, иллюстрируйте материал реальными случаями. Это поможет лучшему пониманию, однако все хорошо в меру!

Еще один важный аспект в беседе это наши: поза, мимика и жесты. Речь на 25% воспринимается зрительным путем, потому очень важно как мы выглядим.

Начнем с позы: мы должны выглядеть уверенно и легко. Неподвижный педагог утомляет ребят. Поэтому позу надо периодически менять. Нет бегать от стены к стене не надо – это слишком, а вот переступить(перевалиться) с ноги на ногу - вполне. И нам легче, и зрителю не тяжело смотреть.

Дальше мимика и жесты: помним, что наше отношение к тому, что мы говорим у нас «на лице написано». И поэтому наше выражение лица должно соответствовать тому, что мы рассказываем: мы должны быть оживленными, взволнованными, где-то задумчивыми или радостными. В этом нам так же помогают жесты. Их тоже лучше заранее отрепетировать. Перегруженность лишними жестами плохо воспринимается детьми. Жесты должны усиливать отдельные моменты текста, нести определенные эмоции.

Ну, вот мы уже выступили и рассказали свой рассказ. На этом наша работа не заканчивается. Осталось проанализировать беседу. Надо подумать, что у нас получилось, а что нет. Можно даже спросить мнение со стороны. Тогда у нас будет возможность работать над собой и самосовершенствоваться.

Деловая беседа - это весьма специфический вид общения , организованный особым образом. Людям, занимающимся бизнесом в различных сферах, постоянно приходится проводить деловые беседы с целью достижения определенных практических целей. Эти цели могут быть разными. Иногда они подиктованы необходимостью получить нужную информацию, иногда обусловлены стремлением договориться по важному для партнеров вопросу, обсудить условия сделки и др. Но не только бизнесмены принимают участие в деловых беседах: она считается неотъемлемым атрибутом любой профессиональной деятельности.

Таким образом, деловой является беседа, которая проводится в официальной обстановке и с официальным лицом, что накладывает соответствующий отпечаток на стиль общения и форму организации всего мероприятия. Для того, чтобы добиться успехов в достижении поставленных целей при проведении деловой беседы, необходимо учитывать определенные правила.

Следует заранее продумать все организационные моменты.

Если вы являетесь инициатором деловой беседы, то все организационные моменты должны определять вы. Прежде всего, необходимо решить, где будет происходить беседа. Несмотря на то, что, как отмечалось выше, деловая беседа носит официальный характер, достаточно часто между партнерами, давно сотрудничающими, может возникнуть нечто вроде приятельских отношений. Поэтому вы можете планировать проведение деловой беседы, исходя из предпочтений и пожеланий партнера, и даже назначить место встречи в спокойном кафе или в другом общественном месте. Однако все-таки оптимальным вариантом для деловой встречи является офис, где царит рабочая атмосфера и все документы, которые могут понадобиться в ходе беседы, под рукой.

Обо всех сопутствующих материалах также стоит позаботиться заранее. Приготовьте документы, текстовый и иллюстративный материал, технические средства еще до начала мероприятия.

Обратите внимание на размещение участников.

Если в беседе принимают участие два человека, то такой вопрос решается сам собой: они сидят лицом друг к другу. Однако, если количество участников больше, то нужно таким образом расположить их за столом, чтобы все отлично видели друг друга. Для этого хорошо подходит стол круглой или овальной формы, а также стол в виде буквы «Т», квадрата или треугольника.

Четко определите задачи, которые предстоит решать.

Прежде, чем вступать в диалог, вы должны четко определить для себя, какие цели и задачи являются для вас приоритетными. Необходимо заранее продумать, каким образом вы будете строить беседу, поэтому можно обозначить для себя предполагаемый план мероприятия.

Следует также определить, в каких аспектах вы можете пойти на компромиссы, а в каких моментах это неприемлемо. Четко обозначьте для себя все эти категории.

Следует также определиться с приоритетами. Какие вопросы надо рассмотреть прежде всего, без решения каких проблем невозможно дальнейшее развитие беседы. Будьте логичны и последовательны в своих действиях и рассуждениях.

Будьте убедительны.

Проводя деловую беседу, вы, естественно, стремитесь убедить партнера в своей правоте и добиться принятия наиболее выгодного для вас решения. Поэтому во время беседы вы должны быть предельно убедительны. Приводите доказательства, доводы, оперируйте объективными фактами. Всем своим видом вы должны демонстрировать уверенность: она должна проявляться и в тоне (он должен быть спокойным и уверенным), и в позе, и в жестах (никакой суеты и хаотичности).

Следите за речью.

Ваша речь должна быть не только правильной, выразительной и последовательной, но и соответствовать ситуации. Если вы общаетесь с давно знакомым вам собеседником, то разговор может быть по-настоящему простым, естественным и обычным. Если же деловая беседа происходит в более официальной обстановке, то и строить свою речь вы должны соответствующим образом. Однако в любом случае не стоит ее слишком усложнять и перенасыщать узкоспециальными терминами: это может усложнить восприятие информации, которую вам нужно донести до партнера.

Обратите внимание на свой внешний вид.

Внешний вид также должен соответствовать обстановке, в которой происходит деловая беседа. Однако в любом случае не стоит экспериментировать со своим внешним видом и одежной. Сохраняйте и в одежде, и в макияже, и прическе сдержанно-деловой стиль.

Будьте вежливы и тактичны.

В любом случае, несмотря на то, в какой русло, движется разговор, во время деловой беседы следует сохранять спокойствие. Даже если с помощью беседы вам не удалось добиться желаемых результатов, будьте вежливы и тактичны с партнером. Так же следует вести себя и в случае его отказа или неприятия ваших условий: возможно, что сейчас вы не смогли договориться, но позже ваше сотрудничество продолжится и принесет положительный результаты.

Экология жизни. Дети: Даже в самой дружной семье между детьми возникают конфликтные ситуации, ссоры, драки. Одни родители занимают позицию невмешательства...

Даже в самой дружной семье между детьми возникают конфликтные ситуации, ссоры, драки.

Одни родители занимают позицию невмешательства: «сегодня поссорятся – завтра помирятся».

Другие становятся на защиту одной из сторон: «младшего нельзя обижать», «старшего нужно слушаться», «поднять на девочку руку недостойно для настоящего мужчины».

Третьи устраивают «разбор полетов» для истинного виновника происшествия.

Беседа эта имеет свои особенности и предполагает наличие у родителей чуткости и педагогического такта.

  • Не начинайте неприятный разговор с критических замечаний. Чтобы с самого начала не озлобить ребенка, поговорите с ним на нейтральную тему. Спросите его о школьных делах, о приятелях – настройте на позитивную волну.
  • Замаскируйте прямую критику между похвалами: «Я заметил, что в последнее время твои отношения с сестрой стали намного мягче…»; теперь замечание по сути: « Но то, что произошло сегодня утром, нас всех огорчило…»; и в конце: «Я очень надеюсь на твое мужское благородство и уверен, что ты…».
  • Говорите по существу. Обсуждая детали инцидента, вы покажете ребенку, что действительно всесторонне и глубоко проанализировали случившееся, а не отчитываете его под горячую руку.
  • Сочувствуйте. Ничто так не подкупает людей, как сопереживание. Дайте ребенку почувствовать, что, осуждая его некрасивый поступок, вы не отвергаете его самого. Не одобряя в целом его действия, вы все же способны понять причины, вызвавшие его агрессию.
  • Сохраняйте спокойствие. Даже нейтральная по содержанию фраза, произнесенная с угрозой, может вызвать нежелательную защитную реакцию. Помните, что ваша задача – вызвать чувство раскаяния, а для этого душа ребенка должна быть раскрыта перед вами доверием.
  • Не отвлекайтесь от темы. Не стоит припоминать сыну аналогичные поступки в отношении других членов семьи или его недостойное поведение вне дома. Злопамятство еще никогда и никого не сближало.
  • Создавайте единое поле с похожими вибрациями. Вы сможете глубже проникнуть в душу ребенка, если будете разговаривать с ним не тоном участкового милиционера, не заученными фразами педагога, а используя «Я – высказывания»: «я чувствую…», «мне очень неприятно…», « я переживаю…», «я бы хотел…», «давай вместе обсудим…». Ребенок будет благодарен за то, что в сложной ситуации вы не оставили его без поддержки.
  • Критикуйте поступок ребенка, а не его самого. Каждый нормальный человек защищает свою личность. У него возникает чувство агрессии по отношению к обидчику. Мы же не этого хотим достичь нашим разговором? Почувствуйте разницу между высказываниями: «Ты грубиян, несносный мальчишка» и «Ты поступил с сестрой грубо, такое поведение не достойно настоящего мужчины».
  • Следите за эмоциональной реакцией ребенка. Если он понурил голову, рассматривает свои пальцы – это сигнал о том, что он уже не воспринимает ваши нотации. Если он со всем соглашается и смотрит на вас широко раскрытыми глазами – вряд ли он искренен, скорее всего хочет быстрее закончить неприятный разговор.
  • Критика «на одну тему» воспринимается только первый раз. Во второй раз она уже не срабатывает. Поэтому в случае повторения подобной ситуации не стоит проводить беседу по тому же сценарию. Лучше высказать недовольство по поводу того, что предыдущий разговор прошел впустую и сын не оправдал ваших надежд. Ну а в третий раз пора принимать более действенные карательные меры.


Енвд