Посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу…. Посеешь характер - пожнешь судьбу

Наши привычки – и плохие и хорошие – не родились вместе с нами: мы приобрели их сами. И, как сказал один мудрец, сначала мы создаем свои привычки, а потом привычки создают нас. К сожалению, не всегда результат такого созидания оказывается удачным. Очень часто мы страдаем от укоренившегося поведения и втайне желаем от него избавиться.

Сила привычки…

Большинство своих поступков человек совершает как бы «машинально», не задумываясь, потому что давно уже привык определенным образом выполнять те или иные действия. То, как человек умывается, одевается, произносит слова, его походка, почерк, жесты, в целом все его поведение и характер формируются из суммы его привычек.

Что же такое привычка? Привычка – это многократно повторяемое действие, которое доводится до автоматизма. Эти постоянные поступки становятся образом жизни, характером.

Привычки влияют на нас либо во благо, либо во зло, оказывая мощное воздействие на все сферы жизни.

Привычки можно сравнить или со спасательным жилетом, выталкивающим нас на поверхность моря и сохраняющим нашу жизнь; или со свинцом, который топит, тянет на самое дно. Привычки могут быть полезными и благотворно влиять на человека. Например, привычка говорить правду и отвечать за свои слова. Правильно выбранные, хорошие привычки приводят к Божьим благословениям.

Однако привычки могут также стать злом и оказывать пагубное воздействие. Они имеют тенденцию усиливаться, становясь более стойкими, сильными, и повторяются все чаще и чаще. Со временем они закрепляются, сохраняются и становятся трудноизменяемыми. В этом случае Священное Писание использует слова «твердыни», «рабство» и «зависимость» для того, чтобы обрисовать картину уз греховных привычек.

Например, если родители в детстве не позволяли ребенку высказывать свое мнение, то тот вырастает замкнутым человеком, который в случае конфликта всегда будет уходить в себя. Другому же позволялось в детстве все, и теперь он, даже после сорока-пятидесяти лет, ведет себя, как капризный ребенок, и ждет, чтобы ему все прислуживали. Некоторым привычкам столько же лет, сколько и самим людям. Представьте себе привычку, которой сорок-пятьдесят лет. Какие могучие корни она пустила!

Ответственность на нас!

Привыкание – это дар Божий. Еще Пушкин писал: «Привычка свыше нам дана, замена счастию она». Например, человек способен втягиваться в тяжелый физический труд, или же матери привыкают просыпаться по ночам из-за крика маленького ребенка. Привычка делать зарядку, следить за собой, быть пунктуальным, читать Библию утром и перед сном, молиться и многие другие хорошие привычки могут сформировать из нас добропорядочных и здоровых людей.

Но грех извратил привычки и наполнил их разрушительной силой. Именно греховные привычки – раздражение, грязные слова, ложь, сексуальная нечистота, курение, пьянство и т.п., ведут человека в ад. «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» – предупреждает Писание (1Кор.6:9,10).

Важно заметить, что за свой характер, как и за свои привычки, мы несем полную ответственность перед Богом. Некоторые люди полагают, что они не виноваты в том, что у них такой плохой характер. Но наш тип поведения, который состоит из привычек, – это результат наших желаний и поступков. В Библии есть такое интересное наблюдение, которое показывает механизм зарождения привычки: «Каждый обманывает своего друга, и правды не говорят: приучили язык свой говорить ложь, лукавствуют до усталости» (Иер.9:5). «Приучили» — так люди сами формируют свои греховные привычки. И потом обязательно несут Божье наказание за это.

Пути решения

До тех пор, пока наши привычки дают чувство временного удовлетворения и не причиняют нам боль, мы обычно не испытываем желания менять свое поведение. Но, если уже развилась зависимость и жизнь стала невыносимой, человек начинает понимать, что пришла пора решиться на некоторые изменения.

Итак, как же воевать с плохими привычками? Для начала нужно их увидеть. Можно помолиться и попросить Бога, чтобы Он указал, какие именно привычки у нас греховные. Давид, царь Израиля, молился так: «Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения» (Пс.18:13,14).

Неплохо также спросить об этом у родственников или друзей. Если они найдут в себе смелость быть честными, то, несомненно, помогут вам. А можно искренне ответить на такие вопросы:

– Подчинены ли планы моим привычкам? Раздражаюсь ли я, когда мои планы не осуществляются?

– Испытываю ли я чувство вины от своих привычек?

– Насколько я сержусь и оправдываю себя, когда мне говорят об очевидных вредных привязанностях?

– Злюсь ли я, если не могу исполнить свое желание?

– Разрушаются ли мои отношения с Богом и людьми, особенно с близкими, из-за плохих привычек?

Привычки без боя не сдаются

Всем известно выражение «сила привычки». Человек, если можно так сказать, привыкает к своим привычкам. Когда привычке годы и корни ее буквально «вросли» в нас, трудно от нее освобождаться. Но это возможно, потому что сила Господа сильнее силы привычки.

В битве с укоренившимся греховным поведением обязательно нужно обратиться за помощью к Господу. Слово Божье говорит: «Если Сын (Иисус Христос – ред. ) освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин.8:36). Действие Его благодати трудно переоценить, если мы, конечно, в нее верим. Пусть нашим девизом станет известное высказывание апостола Павла: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп.4:13).

Как это работает?

Каждое повторенное действие создает своеобразную «бороздку» в мозге человека. Для того чтобы измениться, нужно «засыпать» старые «бороздки» и на их месте «выкопать» новые. Работа, на первый взгляд, несложная, если дело касается земли, но весьма непростая, если касается привычек. Придется не просто избавиться от старых, греховных привычек, но и заменить их новыми, праведными. Вот, например, что советует нам по этому поводу Новый Завет: «Кто крал, впредь не кради, но работай своими руками» (Еф.4:28). И еще: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство, но исполняйтесь Духом» (Еф.5:18).

Новые, добрые привычки формируются только многократным повторением. Психологи говорят, что привычка формируется и закрепляется не меньше чем за двадцать один день. Вот что утверждал выдающийся русский писатель Лев Толстой: «Доброе дело совершается с усилием, но когда усилие повторено несколько раз, то же дело становится привычкой».

Еще одно условие – громадное желание измениться. Нам стоит ставить четкие цели и знать, для чего это делаем. Можно написать для себя конкретный план действий.

Например, вы хотите избавиться от вредной привычки объедаться или есть неполезную пищу.

Ставим для себя новую цель: «Я хочу научиться контролировать себя в еде, чтобы быть здоровым и свободным от пищевой зависимости».

Определяем новые ценности: «Я заменю свою привычку переедать на привычку к здоровому и правильному питанию».

Составляем новый план: «Полагаясь не на свои силы, но на Христа и Его поддержку, я решаю:

– Правильно планировать меню на каждый день, покупать только полезные продукты и придерживаться правильного режима питания.

– Следить за собой и не хранить в доме ту пищу, от которой мне трудно отказаться и которая может стать искушением для меня.

– Есть здоровую пищу небольшими порциями.

– Отказаться от жирного и сладкого.

– Есть полезные закуски, большее количество овощей и фруктов.

– Употреблять больше жидкости.

– Избегать возможных искушений.

– Заучивать наизусть те стихи из Библии, которые могут служить мне поддержкой в борьбе с привычкой переедания. «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1Кор.10:31).

Выбор за нами!

«Вы не можете посеять дурные привычки и пожать добрый характер. Вы не можете посеять обман и пожать доверие. Вы не можете посеять гневные и злые слова и получить в ответ добрые и доверительные взаимоотношения. Вы не можете посеять непрощение и получить в ответ прощение.

Вы не можете посеять небрежное отношение к Богу и получить в ответ Божий мир в своем сердце» – так справедливо выразилась о привычках писательница, библейский консультант Джун Хант. Станем ли мы прикрываться надоевшими привычками, словно лохмотьями, и будем продолжать сетовать на жизнь или же, обратившись ко Христу, оденемся в прекрасные одежды свободы от плохих привычек и готовности к добрым? Библия говорит, что выбор только за нами.

Татьяна Арчибасова

В уроке принимают участие ученики 4-х классов, 5 групп по 5 человек.

Образовательная цель: создать условия для формирования представлений омногообразии черт характера и о способах его сознательной коррекции.

Задачи:

  1. Формирование ценностно-смысловой компетенции:
  • развивать способность осознавать свою роль и предназначение в окружающем мире
  • развивать умение выбирать целевые установки для своих действий и поступков, умение принимать решение.
  1. Формирование общекультурной компетенции:
  • установить взаимосвязь между личными и общечеловеческими ценностями
  • расширить представления о духовно – нравственных основах жизни человека, социальных, общественных явлениях и традициях.
  1. Формирование коммуникативной компетенции:
  • формировать навыки работы в группе
  • способствовать овладению различными социальными ролями.

При проведении урока используются дидактически оправданные приемы рефлексии, связанные с рефлексией ценностей.

Интерактивные приемы, используемые в ходе проведения мероприятия: работа в малых группах сменного состава, “каждый учит каждого”, займи позицию (“шкала мнений”), “дерево решений”.

Рисунок 1

Этапы занятия Ход занятия Примечания

1. Актуализация знаний

Вопрос для всех участников дискуссии. Cегодня у нас не обычный урок, а урок философского общения. Ребята, работать вы будете в группах, в каждой группе есть 3 постоянных участника и 2 помощника, которые будут меняться в течение занятия.

У вас на столах стоят сигнальные карточки, а у помощников сигнальные круги. Напоминаю вам, если вы согласны с утверждением, показываем зеленую сторону, если не согласны, то красную.

Обсуждение в группах вы будете заканчивать по сигналу колокольчика.

Появляются слова (прочитайте слова на слайде):
  • Волевой
  • Легкий
  • Сильный
  • Слабый
  • Склочный
  • “Сибирский”
  • “Золотой”

К какому одному слову можно отнести все эти эпитеты?

Презентация, слайд 1
Работа в группах (у каждой группы листы бумаги, маркеры).

Защита своего выбора каждой группой.

Работа в группах над выведением понятия характер.

С чем ассоциируются у вас это слово, изобразите схематично на листе или напишите, объясните свою точку зрения.

Большинство ваших ассоциаций достаточно полно отражают представление о характере, возьмем одну из них как опору для нашей работы на уроке.

Характер, что это такое? Как вы считаете? Как проверить правильность высказываний?

У вас на столах лежат листы с определениями, взятыми из различных источников. Обведите более точное и понятное для вас. Кто справится, поднимает руку.

У кого другой выбор? Зачитайте.

  • Если одно мнение: “Определение, взятое из (называется источник) наиболее полно и ясно трактующее понятие характер”.
  • Если разные мнения: “Понятие трактуется с разных точек зрения, но все это присуще именно характеру”.
Камень - твердость, тесто - мягкость, дерево - может изменяться, кристалл – многогранный.

Выбор рисунка-опоры.

(дерево)

В справочной литературе.

Пока обводят нарисовать рисунок – опору на доске.

Проверка: читает одна из групп.

Определения выставляются на доску в корень дерева.

<Рисунок 1>

Смена помощников

Физкультминутка

Мы определили, что такое характер, дадим возможность поработать другим ребятам в группах, все встали, помощники поменяйтесь, а те, кто остается на местах, отдохнем, выполним упражнения под музыку.
Работа в группах над чертами характера Как называют отличительные особенности характера?

Какие черты характера вы знаете?

Все черты характера названы верно, некоторые из них выписаны на отдельных листочках, вам предлагается поработать на магнитных досках и разделить черты характера на группы. (Упорство, упрямство, щедрость, расточительность, любопытство, любознательность, застенчивость, скромность, самостоятельность, самоуверенность).

Проверка.

Посмотрите на результаты работы других групп, сравните. По какому признаку вы разделили качества характера на группы?

Кто разбил по другому признаку? (если есть три группы: выслушать мнения детей)

Черты характера

Карточки, магниты, магнитные доски.

При проверке доски выставляются, различия выделяются сигналом - красный магнит.

На 2 группы:

  • положительные
  • отрицательные.

На 3 группы:

  • положительные
  • отрицательные
  • могут быть положительными или отрицательными в зависимости от жизненной ситуации.
Обсуждение качеств, выделенных красным сигналом.

1.Что означает качество? Где более точно можно узнать значение слова?

2. Как это качество проявляется в жизненной ситуации, приведите примеры.

Положительные качества характера так же называют сильными сторонами личности, так как они помогают человеку жить среди других людей и занять достойное место в обществе.

Ответы детей

1. Можно посмотреть в справочной литературе.

3. На дереве появляются положительные качества, отрицательные качества

<Рисунок 1>

2. Постановка проблемы
Постановка проблемы: Посмотрите на фотографии.
  • У кого из этих людей сформированы определенные черты характера? Почему?
  • Какие вопросы у вас возникли?
  • По внешнему виду сложно говорить о характере человека. Какой еще вопрос возникает?

Если затруднения.

Я прожила примерно столько же, сколько эта девушка, значит, если исходить из того, что характер формируется с течением времени у меня с ней одинаковый характер?

Какой же возникает вопрос?

Выскажите мнения.

Презентация , слайд 2

У взрослого человека.

Какой у нее характер?

(у девушки)

Что повлияло на ее характер?

Нет, разный.

Что влияет на становление характера?

Семья, образование, круг общения, темперамент, климатические условия, умение приложить усилия для достижения цели.

Игра “Аукцион” Для более точного ответа на вопрос: “Что влияет на становление характера?”, - я предлагаю вам сыграть в “Аукцион”.

Это товар: семья, образование, круг общения, темперамент, климатические условия, умение приложить усилия для достижения цели, чтобы вы могли купить его, вы должны доказать, что допустим семья влияет на становление характера.

  • Я выставляю на торг слово “Семья”, кто покупает?
  • Докажите, что семья влияет на становление характера. Продано…

А сейчас смена помощников и небольшой отдых…

Смена помощников

Физкультминутка

Среди купленных товаров всегда есть то, что более ценно и необходимо, что на ваш взгляд самое ценное? Все купленное помещается на дерево

<Рисунок 1>

Высказывания детей

Просмотр презентации
  • Посмотрите презентации о двух исторических личностях, сравните их судьбы и подумайте, какой из купленных вами товаров больше повлиял на ход их жизни.
  • Сделайте вывод, какой из товаров, купленных вами, самый необходимый в жизни каждого человека.
  • Почему вы пришли к такому выводу?
Презентация , слайд 3-7

При просмотре презентации дети два раза делают прогнозирование о судьбе Петра 3:

О Ломоносове – просмотр.

Презентация , слайд 8-15

Умение приложить усилия для достижения поставленной цели.

3. Самостоятельная работа по карточкам.

Работа по группам с карточкой. Это умение надо в себе развивать, для этого надо совершать определенные действия, они выписаны на листах, которые у вас на столах, обсудите в группе, какие 5 вы считаете наиболее важными и закрасьте кружок рядом.
  • Быть настойчивым
  • Быть решительным
  • Не расстраиваться при неудаче, ошибке, не торопиться
  • Не ждать быстрого результата
  • Не торопиться
  • Верить в успех
  • Верить в то, что всему можно научиться
  • Поддерживать друзей в трудную минуту
  • Не унывать
  • Не пасовать перед трудностями
  • Не сдаваться
  • Не стесняться просить помощи
  • Не бросать начатое дело
Заканчиваем по звонку.

Дети работают в группах по общей карточке.

Одна группа зачитывает свой вариант слов, другие дополняют, в это время названное появляется на дереве.

<Рисунок 1>

4. Итог занятия

Кто для человека должен совершать все эти действия?
  • К какому выводу вы пришли?
  • А зачем человеку работать над своим характером?
  • Все это влияет на ход жизни человека, поэтому, недаром говорят… “Посеешь характер - пожнешь судьбу”.
  • Эта пословица определяет тему сегодняшнего занятия и является руководством к действию: “Построй свою судьбу сам!”
Каждый сам.

Высказывания детей.

Презентация, слайд 16.

5. Рефлексия

Чтобы понять, ценность занятия для каждого из нас мы проведем небольшой опрос по поднятой руке. Когда услышите, что было особенно ценным на занятии поднимайте руку
  • Получение новой информации
  • Деловое общение во время работы
  • Полученный результат
  • Возможность проявить себя и услышать слова одобрения
  • Процесс личной деятельности
  • Получение оценки

Выполните тест, определите какой у вас характер и подумайте, над чем нужно работать.

Голоса заносятся в таблицу, делается обобщение.

Каждому ребенку выдается тест. .(см. ниже)

Тест “Каков Ваш характер”

Ответьте “Да” или “Нет” на следующие вопросы:

  1. Уважаете ли Вы дружбу?
  2. Привлекает ли Вас что-то новое?
  3. Предпочитаете ли Вы старую одежду новой?
  4. Притворяетесь ли вы довольным без всякой на то причины?
  5. Меняли ли Вы в детстве более трех раз профессию, которую собирались выбрать?
  6. Теряете ли Вы уверенность в себе, когда Вам предстоит решить трудную задачу?
  7. Коллекционируете ли Вы что-нибудь?
  8. Часто ли Вы меняете свои планы в последний момент?

Запишите себе по одному очку, если Вы ответили “Да” на вопросы:1,3,7. И столько же за ответы “Нет” на вопросы: 2,4,5,6,8. Затем подсчитайте набранные очки.

Свыше 6 очков: Вы уравновешенный человек, у вас легкий характер.

От 3 до 6 очков: Ваш характер не назовешь легким. Ваше хорошее настроение легко может превратиться в плохое. Не забывайте, что только проявляя настойчивость, Вы будете преуспевать в жизни.

Менее 3 очков: Почему Вы не верите в свои силы? Нужно больше доверять людям и поискать себе друзей среди тех, кто Вас окружает.

Привычки помогают человеку, без особого труда делать то, что нужно, для достижения успеха и счастья. Прививай полезные привычки, искореняй вредные и жизнь становиться счастливее и проще.

ИЗУЧИЛ - ПРИМЕНИЛ.
Наверняка, за вашими плечами уже несколько прочитанных книг, а может и не один десяток. Но что, из того, что вы узнали, вы реально используете в своей жизни?
Знать и Делать это разные вещи.
Человек, прочитавший всего одну книгу и применивший на практике все, что он там узнал, достигнет гораздо большего успеха, чем большинство людей, продолжающих читать и бездействовать.
Так что с этого дня заведите себе привычку - Изучил - Применил. Узнали что-то новое и тут же на практике применили. Не откладывайте, не читайте дальше. Действуйте!

КАЖДЫЙ ДЕНЬ ДЕЛАТЬ ЧТО-ТО.
Заведите себе за правило - каждый день делать хотя бы один шаг, который будет двигать вас к успеху. Пусть это будет дело на 5 минут, но не давайте себе спуску. Даже если это выходной и вам очень лень - встаньте и сделайте что-нибудь.
В году 365 дней. Если каждый день делать по 1 шагу, то это будет 365 шагов. Постепенно это будет тренировать вашу самодисциплину, мотивировать вас и поднимать самооценку.
Поэтому каждый день делайте шаг к вашему успеху.

ОРИЕТНТАЦИЯ НА РЕЗУЛЬТАТ И ДЕЙСТВИЕ.
Только действия и результаты будут двигать вас вперед. Вы можете сколько угодно планировать, раздумывать, изучать - но вперед вы будете продвигаться только в одном случае - если будете действовать.
Поэтому повесьте на видное место напоминание в виде вопроса - ТО, ЧТО Я ДЕЛАЮ СЕЙЧАС, ПРОДВИГАЕТ МЕНЯ ВПЕРЕД ИЛИ НЕТ?

ПОСТОЯННО РАБОТАЙТЕ НАД ПОВЫШЕНИЕМ ВАШЕЙ КОМПЕТЕНЦИ.
Развивайте свои знания, навыки и опыт. Но действуйте избирательно, концентрируйтесь только на том, что касается вашей сферы деятельности. Не надо глотать все подряд, учитесь отделять зерна от плевел. Чем опытней вы становитесь, тем меньше времени вам требуется для анализа ситуации, принятия решения и получения нужного результата. Таким образом, увеличивая свои знания, вы повышаете свою эффективность в единицу времени.

ДУМАТЬ О РЕШЕНИИ, А НЕ О ПРОБЛЕМЕ.
Проблема исчезнет только в одном случае - если вы сосредоточитесь на ее решении и начнете воплощать в реальность план по ее устранению.
Все остальные мысленные колебания ни на миллиметр не продвинут вас вперед.

ДЕЛАЙТЕ НЕ ТО, ЧТО ПРОЩЕ, А ТО, ЧТО НЕОБХОДИМО.
В любой момент времени и на любой стадии вашего развития существует самое важное дело, реализация которого в данный момент даст наибольший результат. И зачастую, это самое трудоемкое или сложное дело.
Ваш временной ресурс ограничен. Поэтому делайте только такие дела. Не затягивайте и не ждите, пока они сами разрешатся.
А простые вещи вы всегда успеете сделать, либо поручить кому-то другому.

РАДОВАТЬСЯ В НЕГАТИВНЫХ СИТУАЦИЯХ.
Чтобы с вами ни случилось, ищите в этом что-то позитивное. Настраивайтесь на возможности, которые перед вам открываются.
Эта поговорка - Все, что не делается - Все к лучшему - должна войти у вас в привычку.

ИНВЕСТИРУЙ В СЕБЯ, А НЕ В АТРИБУТЫ УСПЕХА.
Многие люди, достигнув определенных результатов, начинают почивать на лаврах. В итоге - остановка в развитии, а через некоторое время - откатывание назад.
Поэтому не останавливайтесь на достигнутом. Инвестируйте в первую очередь в себя - свои знания, навыки, опыт. А уже потом балуйте себя атрибутами успеха.

ИЩИТЕ СУТЬ-ФАКТЫ ПОЧЕМУ ВЫ ЭТОГО ХОТИТЕ, А НЕ ОДОБРЕНИЯ ИЛИ ПОДДЕРЖКИ.
Большинство людей сначала принимают решения. И только потом начинают их обосновывать, ища что-то такое, что подтвердит их выбор, а также обращаются за помощью и поддержкой к другим людям.
Но для достижения успеха необходимо сначала собрать факты и докопаться до сути, на основе которых и принимать окончательное решение.

ВАША ОСНОВНАЯ МЫСЛЫ - ЧТО Я ХОЧУ И КАК ЭТОГО ДОСТИЧЬ?
Это основная привычка. Каждый вечер задавайте себе этот вопрос - Что я хочу и как этого достичь? Все свои действия анализируйте исходя из ответов на этот вопрос.

ДОВОДИТЬ КАЖДОЕ ДЕЛО ДО РЕЗУЛЬТАТА.
Если уж взялись за что-то, то действуйте, пока не будет достигнут конечный результат. Недоведенное дело потребует лишней траты времени на повторное вхождение в курс дела. Ведь уже через сутки вы не будете помнить всех нюансов.

ЛЮБИТЕ ВРЕМЯ.
Успешный человек оценивает свою эффективность тем, сколько он зарабатывает в час. Он ценит свое время и поэтому за один час делает то, что обычный человек делает за день или даже больше. Поэтому и час успешного человека стоит очень дорого.

ОТДЫХАТЬ И ПРАЗДНОВАТЬ.
Человеческие ресурсы не безграничны, вы можете работать неделю, две, месяц. Но ваша общая эффективность будет снижаться. И рано или поздно вы просто свалитесь с ног.
Поэтому один раз в неделю полностью посвятите себе и своим слабостям.

«Посеешь мысль - пожнешь действие,

посеешь действие - пожнешь привычку,

посеешь привычку - пожнешь характер,

посеешь характер - пожнешь судьбу».

Неужели привычка может так глобально повлиять на жизнь человека?

Каждый человек имеет большое количество привычек, они могут быть полезными и вредными. Полезные привычки помогают нам почувствовать себя собранным, организованным, готовым к преодолению трудностей. Они помогают человеку при стрессе, в условиях дефицита времени. А что же вредные (патологичные) привычки? Считают, что закрепившись, вредные привычки отвлекают человека от процесса познания, мешают при взаимодействии с другими людьми, наносят вред самому человеку, могут быть не эстетичны и социально неприемлемы.

Почему так происходит? Эта отрицательная склонность, выражающаяся в действиях или поведении, часто становится для человека потребностью и при подавлении её у него возникает чувство внутреннего напряжения и дискомфорта. Многие привычки приобретаются в раннем детстве и нередко остаются «на память» на всю жизнь. С годами они сглаживаются или одна рождает другую, создавая патологический комплекс.

Многие родители жалуются: «Моему сыну три года, а он до сих пор сосёт палец»; «Дочери скоро 7, а она не расстаётся с тряпочкой и постоянно слюнявит её»; «Он - школьник, ему уже 12 лет и он грызёт ногти» — у вредных привычек нет возраста, а есть потребность в их проявлении.

Почему человек не расстаётся с вредными привычками, почему они возникают и что можно сделать, чтобы избежать их появления?

Формируются в результате простого повторения и могут возникнуть непреднамеренно.

Навязчивые действия ребёнок осуществляет неосознанно, и они производят довольно неприятное внешнее впечатление.

Формирование подобных привычек происходит в самом раннем возрасте и выражается в ритмических движениях, служит вынужденным замещением тех движений, за которыми стоят важные механизмы созревания. Например, такой ритмичный акт, как сосание груди, - это не просто акт кормления, это сложный комплекс пищевых, гормональных и психологических воздействий, стимулирующий развитие головного мозга. Поэтому «война» с сосанием у полуторагодовалого малыша психологически не оправдана.

Некоторые ритмические действия способствуют синхронизации биоритмов и сложной перестройке мозговых процессов при переходе от бодрствования ко сну. Поэтому укачивание при засыпании вовсе не так вредно, как считают родители, опасающиеся избаловать ребенка. Самостимуляция в виде сосания пальцев, губ и т.п. возникает как эквивалент любящих рук мамы. Эта самостимуляция может перерасти во вредную привычку и растянуться на долгие годы, провоцируя, в частности, такое явление, как онанизм.

Чаще всего, когда речь идет о вредных привычках у детей, имеются в виду сосание пальцев, языка или предметов, грызение ногтей, вырывание волос, бровей или ресниц, которые появляются в возрасте около трёх лет.

Самая распространенная среди привычек - «вредин» - сосание пальца. С ней сталкиваются чуть ли не в каждой семье. Но, строго говоря, назвать ее привычкой трудно. Скорее, это первый в жизни ребенка навык, рефлекс, который дала ему сама природа и который, как ни странно, должен иметь применение. Все дело в способе. Радость от сосания ребенок получает с самого рождения, когда мать прикладывает его к груди, дает соску-бутылку или пустышку. Поскольку эта процедура ассоциируется у крохи с комфортом и безопасностью, малыш посредством сосания и голод утоляет, и успокаивается. На руках у мамы он вообще вряд ли испытывает другие эмоции.

Акт сосания делал ребёнка независимым от невзгод внешнего мира, и если это было тогда, так почему бы подобное не перенести на сегодняшний день. И какая разница, что сосать. В школе, ребёнок грызёт ручку или карандаш, а став подростком в компании затягивается сигаретой. Так привычка, не исчезая, перешагивает из дошкольного детства в школьный возраст. Есть мнение, что тяга к табаку и алкоголю возникает от нереализованного сосательного рефлекса и привычки «засасывать» нервозность и напряженность. Частые «перекуры» во время стрессовых ситуаций вполне наглядно подтверждают верность данного предположения.

Иногда родителей волнует привычка ребёнка грызть ногти и выдёргивать брови или волосы . Они редко бывают в три года, появляются чуть позже. Во время грызения и выдёргивания ребёнок даёт выход своей агрессии, напряжённости, раздражению и получает удовольствие. Как правило, это дети, склонные скрывать свои чувства и «вымещать» их на собственном теле, причиняя себе боль. Такие вредные привычки характерны для детей замкнутых, робких, неуверенных в себе. Они очень остро переживают свое несоответствие требованиям взрослых и пытаются таким способом себя «наказать».

В период младшего школьного возраста (с 6/7 лет до 9/10) ребёнок испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания - трудолюбием и чувством неполноценности. Маленький человек пытается завоевать признание и заслужить одобрение, осуществляя разнообразную продуктивную деятельность, в результате чего у него развиваются чувство трудолюбия и способность к самовыражению. Если продукты, полученные благодаря усилиям ребёнка, оказываются качественными и ценными в газах взрослых и сверстников, то у него формируется глубокая убеждённость в собственной компетентности. А в случае неуспешности и постоянных неудач, ребёнок будет искать «альтернативные» способы совладания с действительностью, стремиться обрести успокоение, снять напряжение, убрать внутренний дискомфорт.

Особое беспокойство взрослых вызывает мастурбация (онанизм) у детей. Чаще онанизм происходит при засыпании или затянувшемся пробуждении, однако подобные явления могут наблюдаться и в бодрствующем состоянии - во время игры, занятий рисованием, лепкой, музыкой. Пока ребёнок изучает свои руки, ноги, лицо - родители и педагоги спокойны. Но когда ребёнок начинает интересоваться строением своих половых органов, многие взрослые приходят в растерянность и начинают подозревать в ребёнке распущенность и извращённость.

Если ребенок легко отвлекается от разглядывания и ощупывания своих частей тела, открыто задает вопросы (например, о строении тела, о разнице между мужчиной и женщиной, между девочкой и женщиной) и у него не нарушено поведение, нормальный сон, то это - естественная ступенька развития психики, познания окружающего мира и самого себя. Всплеск такого интереса приходится на возраст с трёх до шести лет, потом сходит на нет до подросткового возраста. В этой ситуации родителям достаточно вести себя тактично, не стыдить за естественное любопытство, отвечать на детские вопросы.

Когда норма переходит в патологию?

Начнем с того, что в 2-3 года малыш еще не понимает, что такое онанизм, не знает, что трогать себя и других в некоторых местах считается неприличным, он воспринимает эту сторону жизни как вполне естественную и неотъемлемую. «Сексуальные» игры у здорового ребёнка не вызывают полового возбуждения, он играет неосознанно, поэтому говорить об онанизме (мастурбации) рано.

Онанизм - способ самоудовлетворения, когда ребенок доводит себя до эмоциональной разрядки, делает это регулярно, действие сопровождается чувством удовольствия - вот тогда можно говорить о патологической привычке. В открытой, заметной для взрослых форме эта привычка встречается у 5% мальчиков и у 3% девочек дошкольного возраста. В переходном возрасте мастурбации сопутствуют представления эротического содержания.

Таким образом, сосёт ли ребёнок одеяло, выдирает ли волосы, употребляет спиртное - всё это свидетельствует об одном: ребёнок испытывает эмоциональный дискомфорт. И это сигнал, на который надо адекватно отреагировать - понять причину проблемы, а после выбрать оптимальное ее решение.

Мир ребенка еще достаточно мал. Семья, друзья, детский сад (школа) - вот, пожалуй, и всё окружение. События в этом мире становятся поводом для радостей или беспокойств ребёнка.

У ребёнка раннего возраста основная причина - дефицит материнского внимания. Изначально любой малыш стремится к получению внешних впечатлений и их источником является мать; если же её нет рядом, то развитие ребенка как бы возвращается во внутриутробный период - малыш сам себя успокаивает и развлекает.

В дошкольном и младшем школьном возрасте число причин вызывающих данные привычки, возрастает.

Основные причины «вредных» привычек.

  1. Недостаточность эмоциональной и материальной составляющих среды приводит к поиску впечатлений от собственного тела, саморазвлечение.
  2. Нарушение в работе ЦНС. Органическое поражение центральной нервной системы, может выражаться в завышенном пороге восприятия. При этом ребенку постоянно нужны новые яркие впечатления и не получая их, он испытывает внутренний дискомфорт, который внешне проявляется в навязчивых действиях.
  3. Реакция на негативную ситуацию. В состоянии стресса, например, в процессе адаптации к ОУ, из-за конфликтов в семье, рождения брата или сестры, школьной неуспешности. Ребёнок начинает искать способ успокоения и находит его в виде привычки.
  4. Нарушение воспитания. Излишняя строгость, гиперопёка или попустительство родителей, ограничение активности ребёнка, недостаток ласки, внимания и положительных эмоций. Использование физических наказаний (шлепки и порка) способствуют приливу крови к генитальной области и стимулируют возбуждение.
  5. Невроз. Патологическая привычка может являться симптомом невропатии.

Если причина выявлена, можно заняться искоренением привычки.

  • Многие родители начинают борьбу с ребёнком, а не с его привычкой. Не нужно настаивать на отказе от нее, прямолинейная атака только раздражает, приводит к разладу с ребенком и его невротизации. Бесперспективна, например, попытка отучить сосать палец, смазав его горчицей или перцем. Сосать палец или кусать губы ребёнок, может быть, и перестанет, а вот проблема останется и непременно выльется в другую вредную привычку.
  • Именно поэтому так важно начать с избавления ребенка от раздражающих моментов. Увидев, что он грызет ногти или дергает себя за ушко, надо спокойно, без одергиваний и резких движений отвести его пальчик ото рта и положить в руку пластилин, тем самым переключив одни навязчивые движения на другие, но более продуктивные. Детям более старшего возраста, можно задать вопрос: «Что ты делаешь?» В этом случае у ребёнка появится возможность сказать о своих чувствах, действиях и осознать их.
  • Не задабривайте своего ребенка подарками, конфетами, потаканием его желаниям. И не реагируйте на его поведение агрессивно, с криками и рукоприкладством. Так привычка - «вредина» - у него только закрепится. Чем ярче реагируют взрослые на вредные привычки, тем выше они поднимают её в чине. Более того, подобный подход дает сыну или дочке возможность манипулировать родителями.
  • В тех случаях, когда вредные привычки появляются у детей из-за нарушений в работе ЦНС, они, как правило, определяются в роддоме или во время осмотров у невропатолога еще на первом году жизни малыша. Избавиться от подобных недугов иногда помогает лишь серьезное лечение и наблюдение у специалиста. Однако данная рекомендация не означает, что лишь нервный недуг приводит к возникновению вредных привычек. На их появление у детей с нарушением ЦНС влияет и напряженная обстановка в семье. Общаться с таким ребёнком нужно спокойно, не повышать голос и постараться оградить его от телевизионных потрясений.
  • Если ребенок срывает злость, причиняя себе боль (рвет волосы, грызет ногти), или ведет себя агрессивно по отношению к другим детям, или испытывает ночные страхи (вскрикивает во сне, плохо спит, не может заснуть, снова мочится в постель), то в таких случаях спросите себя: хватает ли ребенку внимания в семье, ощущает ли он себя защищенным, уверен ли в своих силах?
  • Младшему школьнику очень важно помочь поверить в свои силы, компетентность. Именно в деятельности рождается интерес, происходит радость от процесса созидания, появляются друзья и единомышленники. Чаще всего на фоне учебных проблем у ребёнка страдает самооценка, происходят потеря самоуважения и нарушения отношений в школьном коллективе. Взрослым необходимо поддерживать и поощрять любые умения и интересы ребёнка.

Вредную привычку устраняют терпеливо, затрачивая на ее преодоление столько же времени, сколько она закреплялась. Она начиналась с отсутствия внимания к ребенку, а теперь для ее устранения внимание близких особенно необходимо. У него не должно оставаться времени на вредную привычку. Борьба с вредной привычкой - всегда борьба с неуверенностью в себе, тревожностью, пессимизмом.

Тесный внутренний контакт с ребенком, нежное и последовательное руководство его действиями, неослабное внимание родителей к ребенку, разнообразные занятия и соответствующая возрасту детей требовательность к ним — это лучшая профилактика возможных вредных привычек, равно как и терапия, предотвращающая их появление или устраняющая их.

Необходимо помнить, что патологические привычки у ребенка могут усиливаться. Более того, подавив одну привычку у ребенка дошкольника, мы получаем взамен другую в более старшем возрасте.

Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу
Рубрика (тематическая категория) Философия

Эта поговорка - весьма древнего происхождения. Известна такая притча˸

ʼʼКонфуций любовался в Люйляне водопадом; струи спадают с высоты в три тысячи жэней, пена бурлит на сорок ли. Его не могут преодолеть ни кайманы, ни рыбы, ни черепахи - морские или речные. Заметив там пловца, Конфуций подумал, что тот с горя ищет смерти, и отправил своих учеников вниз, чтобы ᴇᴦο вытащить. Но тот через несколько сот шагов вышел из воды с распущенными волосами, запел, и стал прогуливаться у дамбы.

Конфуций последовал за ним и ему сказал˸

– Я принял тебя за душу утопленника, но вгляделся˸ ты - человек. Дозволь задать вопрос˸ владеешь ли секретом, как ходить по воде?

– Нет, - ответил пловец. - У меня нет секрета. От рождения - это у меня привычка, при возмужании - характер, в зрелости - это судьба. Вместе с волной погружаюсь, вместе с пеной всплываю, следую за течением воды, не навязывая ей ничего от себя. Вот почему я и хожу по воде.

– Что означает ʼʼот рождения - это привычка, при возмужании - характер, в зрелости - судьба?ʼʼ - спросил Конфуций.

– Я родился среди холмов и удовлетворен жизнью среди холмов - такова привычка; вырос на воде и удовлетворен жизнью на воде - таков характер; это происходит само по себе, и я не знаю почему - такова судьбаʼʼ.

Поговорка предупреждает˸ всё, что ты делаешь в жизни - имеет значение для жизни в целом. Отдельный поступок может иметь значение для формирования привычки, привычка - послужить основой для формирования характера, а характер - оказать решающее влияние на жизнь в целом.

Кроме того, поговорка указывает на то, что всё в жизни взаимосвязано˸ одно вытекает из другого, а другое из третьего... Одним словом, жизнь - это цепь причин и следствий. Если ты хочешь чего-то добиться в жизни, то должен выстроить эту цепь причин и следствий. Например, в случае если хочешь быть здоровым и выносливым, бегать на длинные дистанции и непременно с комфортом, то должен следовать такому правилу˸ ʼʼЕсли хочешь бегать с комфортом пять километров - бегай десять; если хочешь бегать с комфортом десять километров - бегай двадцать; если хочешь бегать с комфортом двадцать километров - бегай марафон (42 км); если хочешь бегать с комфортом марафон- бегай сто километров.ʼʼ



Енвд