Новые кассовые аппараты с для бизнеса. Предпосылки введения онлайн-касс. Как некоторые химичили со старыми кассами

Начало следующего года станет своего рода рубежным моментом для всех, кто работает с кассовой техникой. Дело в том, что наконец-то принят закон об онлайн кассах с 2017 года (от 03.07.2016 № 290-ФЗ). С середины июля он уже действует.

О вступлении закона в силу и об переходе на онлайн кассы мы уже писали в статье « ». Однако нам на сайт присылают дополнительные вопросы. В связи с этим мы подготовили эту статью, в которой более детально рассмотрим некоторые аспекты перехода на онлайн кассы.

Отправные точки

Сразу заметим, что положения об онлайн кассах внесены в несколько законов. Начинать действовать они будут постепенно, но основной водораздел между прежним и новым порядком приходится на 1 февраля 2017 года. Чтобы вам ничего не спутать в новом законе про онлайн кассы с 2017 года , главные сроки показаны в таблице.

Ключевая дата Что можно и нельзя
До 01.02.2017 Фирмы и ИП могут регистрировать ККТ по прежним правилам.
До 01.07.2017 Действуют старые правила применения, перерегистрации и снятия ККТ с учета (при регистрации кассы до 01.02.2017).
С 01.02.2017 При подаче в ИФНС заявления на регистрацию (перерегистрацию) ККТ нужно заключить договор с оператором фискальных данных и передавать их через него в инспекцию в электронной форме (исключение – отдаленные уголки страны).
С 15.07.2016 по 01.02.2017 Заключение договора с оператором фискальных данных и об их передаче – дело добровольное.
С 01.02.2017
Инспекции не вправе регистрировать и перерегистрировать кассы, которые не передают оператору каждый чек или БСО в электронной форме с фискальным признаком (исключение – отдаленные уголки страны).
До 01.02.2017 Позиции в госреестре ККТ налоговики корректируют по старому закону.
С 01.02.2017
Нужно указывать на чеке ставку НДС, когда есть такая обязанность в силу закона
До 01.01.2017 Некоторые фирмы и ИП могут продолжать работать по прежним правилам с ККТ, которые требуют использования устройств на мобильных телефонах, смартфонах, планшетах.
Также отметим, что штрафовать за общие нарушения нового порядка и условий применения ККТ (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ) начнут с февраля 2017 года. Так что – будьте готовы. Более того: административная ответственность в этой области пополнилась аж 13-ю новыми составами!

На заметку: новый закон об онлайн кассах подразумевает, что любая ККТ снабжена онлайн элементом для «общения» с налоговиками.

Онлайн кассы для ЕНВД и ПСН

Бизнесменам на патенте, а также фирмам и ИП на «вмененке», по видам деятельности, которые подпадают под ЕНВД, разрешено вести расчеты без касс, в том числе с онлайн элементом. В этом случае действует обязательное требование: надо по требованию покупателя или клиента выдавать документ о принятии денег за работу, услугу. Правда, продлится это счастье лишь до 1 июля 2018 года. Так что, не расслабляйтесь, спецрежимники! И это не

(No Ratings Yet)

До декабря 2017 года включительно подавляющее большинство бизнесменов из сферы торговли и услуг перейдут на онлайн-кассы (онлайн-ККТ). Данное утверждение следует из тех норм, которые ввёл Федеральный закон №290-ФЗ (от 15.07.2016 г.), и которые заменили собой некоторые статьи закона №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники».

До декабря 2017 года включительно большинство бизнесменов и компаний (ОАО, ООО и др.) из сферы торговли и услуг перейдут на онлайн-кассы (онлайн-ККТ или ККМ). Данное утверждение следует из тех норм, которые ввёл Федеральный закон №290-ФЗ (от 15.07.2016 г.), и которые заменили собой некоторые статьи закона №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники». Основная идея нововведений заключается в том, чтобы обеспечить передачу фискальных данных в ФНС в режиме онлайн. Такую возможность предоставят новые кассы – оборудование, снабжённое особым фискальным накопителем, подключённое к сети Интернет и способное отправлять чеки прямо в ФНС.


Работа по замене контрольно-кассовых аппаратов старого образца должна быть произведена в течение 2017 года (до декабря включительно), причём Федеральный закон №290-ФЗ установил чёткие сроки перехода организаций и ИП, в том числе находящихся на ЕНВД, УСН и т.д., на новые кассы, определил перечень субъектов, которых затрагивает нововведение, закрепил меры административной ответственности за нарушение новых норм. Когда необходимо осуществить переход на онлайн-кассы? Что для этого необходимо сделать? Какие крайние сроки перехода установил закон?

Меняются правила торговли с 1 февраля 2017 года

Переход на онлайн-кассы законодатели решили сделать поэтапным: они установили крайние сроки использования ККТ старого образца и сроки перехода на новые кассы. Фактически Федеральный закон обозначил следующие периоды:

  • июль 2016 г. – июнь 2017 г. – разрешается переходить на онлайн-кассы в добровольном порядке. В этот период также сохраняется возможность модернизировать старый ККТ для его соответствия новым требованиям. Для этого в кассу устанавливается новый фискальный накопитель и модуль подключения к сети Интернет. Новую кассу необходимо зарегистрировать в налоговой инспекции (в режиме онлайн – через официальный сайт ФНС), после чего заключить договор с одним из операторов фискальных данных (ОФД). Последний будет обеспечивать работу по передаче информации.
  • С 1 февраля 2017 года – запрещено приобретать и регистрировать кассы старого образца. В ФНС начнут принимать к регистрации только онлайн-кассы – терминалы, соответствующие новым требованиям.
  • До 1 июля 2017 года – разрешено пользоваться старыми ККТ и ККМ.
  • С 1 июля 2017 года – вводится обязательное применение онлайн-касс всеми организациями и ИП, которые попадают под соответствующий перечень (применительно к этому сроку закон делает исключение лишь для организаций и ИП на ЕНВД, предприятий, оказывающих услуги населению, и ИП на патенте).
  • С 1 января 2018 года – вводится хождение только электронных кассовых чеков (до декабря 2017 года бумажные чеки обязательны к выдаче). Привычные бумажные чеки будут выдаваться лишь по просьбе покупателя.
  • С 1 июля 2018 года – на новые кассы обязаны перейти: организации и ИП на ЕНВД (работающие в соответствии с п. 2 ст. 346.26 НК РФ); предприятия, оказывающие услуги населению; ИП на патенте; предприятия, использующие торговые автоматы. Важное уточнение: до 1 июля 2018 года вышеперечисленные субъекты смогут работать без онлайн-касс только при условии возможной выдачи кассовых чеков по требованию покупателя (согласно п. 7 ст. 7 ФЗ№290-ФЗ).


Таким образом, уже 1 июля 2018 года почти вся торговля, равно как и сфера услуг, перейдут на использование онлайн-ККТ – модернизированных или новых кассовых аппаратов, которые избавят от необходимости подавать в ФНС большую часть отчётных документов. При этом закон сделал исключение для ряда представителей бизнеса, которые освобождаются от необходимости применять онлайн-ККТ или ККМ и после 1 июля 2018 года. Полностью освобождёнными от онлайн-касс стали предприятия и ИП (в том числе находящиеся на ЕНВД, УСН и т.д.):

  • предоставляющие мелкие бытовые услуги (ремонт обуви, уход за детьми и т.п., что обычно попадает под УСН);
  • торгующие компьютерной техникой, велосипедами, музыкальными инструментами, одеждой и обувью из кожи (УСН и ЕНВД);
  • продающие газеты, мороженое, талоны и билеты (УСН);
  • работающие в местностях, где отсутствует Интернет (согласно статье 2 ФЗ № 54-ФЗ, такие места обязаны входить в перечень, который утверждается на региональном уровне).

Для справки. Работа онлайн-ККТ и ККМ будет предполагать следующий порядок действий: Кассиру необходимо считать штрих-код на товаре сканером, после чего онлайн-касса самостоятельно сформирует фискальный признак, параллельно отправив его на проверку оператору фискальных данных. Взамен система получает уникальный номер кассового чека. Вся операция занимает не более полутора секунд. После этого оператор фискальных данных направит полученные сведения в ФНС, а покупатель получит чек (на телефон или на электронную почту). При необходимости онлайн-касса может распечатать бумажный вариант чека (по запросу покупателя). Считается, что возможные сбои в работе сети Интернет не будут влиять на скорость передачи данных — об этом обязан позаботиться оператор фискальных данных. При этом уже к декабрю 2017 года все подобные технические службы будут иметь в наличии оборудование, исключающее влияние каких-либо сбоев.

О содержании кассовых чеков и БСО

Обновлённое законодательство указывает на необходимость соответствия кассовых чеков и бланков строгой отчётности установленным нормам. Так, при использовании онлайн-кассы и отправке сформированной ею отчётной документации любой кассовый чек, являющийся БСО — бланком строгой отчётности, должен содержать информацию о:

  • используемой продавцом (предпринимателем) налоговой системе (ИП и ООО на ЕНВД, УСН и т.д.);
  • адресе интернет-сайта оператора фискальных данных (ОФД);
  • заводском номере фискального накопителя;
  • форме расчёта (наличные или электронный платеж);
  • признаке произведённого наличного или безналичного расчёта (приход или расход);
  • сумме расчёта (отдельно ставка и НДС);
  • дате, времени и месте осуществления наличного или безналичного расчёта (например, 1 декабря 2017 года, 18:17, Магазин «Евроопт №14»);
  • наименовании приобретённых (проданных предпринимателем) товаров;
  • номере телефона или e-mail покупателя (при передаче чека или БСО в электронной форме).

Новые штрафы за ККТ с 1 февраля 2017 года

Поскольку изменения в Федеральный закон №54-ФЗ уже вступили в силу, представители торговли и сферы услуг обязаны руководствоваться вышеупомянутыми сроками перехода на онлайн-кассы. Нарушители, в том числе находящиеся на ЕНВД, УСН и т.д., которые не позаботятся о приобретении и своевременной установке новых кассовых аппаратов до декабря 2017 года, будут привлекаться к административной ответственности:

  • Применение кассового аппарата, не соответствующего обязательным требованиям, нарушение сроков перехода на онлайн-кассы, нарушение правил использования онлайн-ККТ или ККМ и предоставления БСО в ФНС: организация и ИП – предупреждение или штраф в размере 5–10 тыс. рублей; должностное лицо – предупреждение или штраф в размере 1,5–3 тыс. рублей.
  • Отсутствие онлайн-ККТ или ККМ: организация и ИП – 75-100% суммы расчёта вне кассы (минимум 30 тыс. рублей); должностное лицо – штраф в размере 25-50% суммы расчёта вне кассы (штраф минимум 10 тыс. рублей).
  • Повторное нарушение, или если сумма расчёта превысила 1 млн. рублей: организация и ИП – приостановка деятельности на срок до 3 месяцев; должностное лицо – дисквалификация на срок до 12 месяцев.

Онлайн-кассы с 1 февраля 2017 по закону 54-ФЗ

Согласно положениям 54-ФЗ, до декабря 2017 года включительно будет осуществляться массовый переход компаний (ООО, ОАО), бизнесменов, предпринимателей и прочих продавцов товаров и услуг, в том числе находящихся на ЕНВД, УСН и т.д., на применение новых кассовых аппаратов и БСО, что автоматически повлечёт за собой целый ряд последствий. Прежде всего, фискальные данные будут напрямую, а самое главное – максимально оперативно попадать в распоряжение ФНС. Фактически онлайн-ККТ позволят специалистам в режиме реального времени контролировать ход торговли, вести учёт выручки и т. п. Очевидно, что такая форма организации процесса по сбору фискальных данных сделает расчёты в сфере торговли и услуг более прозрачными.

Новый закон добавляет хлопот и самому бизнесмену: до декабря 2017 года почти каждому из них придётся купить новый кассовый аппарат или переоборудовать старый ККТ. Во сколько это обойдётся? Производители онлайн-ККТ уверяют, что новое оборудование будет стоить не дороже старых касс и терминалов. Это означает, что наиболее бюджетные модели кассовых аппаратов обойдутся в 20-25 тыс. рублей. При этом комплект оборудования, позволяющий модернизировать старый терминал (фискальный накопитель и модуль) обойдётся в 5-15 тыс. рублей. Кроме того, обязательно понадобится заключить договор с оператором фискальных данных, услуги которого будут стоить порядка 3 тыс. рублей в год. Ещё одна статья расходов – программное обеспечение, в том числе для БСО, которое будет представлено продавцом — оператором фискальных данных (ОФД) – 7 тыс. рублей на одну кассу. Итого оборудование с фискальным накопителем обойдётся предпринимателю или компании (ООО, ОАО) порядка 40 тыс. рублей, тогда как возможность модернизировать ККТ позволит сэкономить до 10 тысяч.

Введение онлайн-ККТ с 1 февраля 2017 года можно и нужно ассоциировать не столько с лишними хлопотами и затратами, сколько с новыми возможностями, которые предоставляют более современные способы хранения, учёта и передачи фискальной информации в ФНС. Тяжело не согласиться с тем, что онлайн-ККТ значительно облегчат работу: избавят от необходимости вести кассовые журналы, минимизируют ошибки при проведении расчётов за товары и услуги, а в перспективе позволят самостоятельно контролировать движение средств или отправлять в налоговую отчётность с помощью обычного смартфона.


Поскольку уже в 2017 году будет налажена программа контроля выручки через Интернет, ФНС сможет работать более оперативно, и так же оперативно будет указывать предпринимателям и компаниям (ООО, ОАО) на возможные сбои в работе их торговых точек. Онлайн-ККТ окажут несомненную пользу и рядовым покупателям: последние смогут получать электронные фискальные чеки – на почту или на телефон, всегда будут иметь возможность распечатать любой из них при необходимости. Стоит ожидать и постепенного снижения стоимости содержания и обслуживания онлайн-ККТ.

Уже с прошлого года начал работать ФЗ 54-ФЗ с новыми поправками, относительно денежных расчетов. Какие предприниматели освобождены от ККТ и как работать с новой ККТ мы рассмотрим в данном блоге. Также выше на фото вы можете увидеть как выглядит одна из модификаций ККТ.

Предприниматели обязаны производить операции с населением через онлайн-кассу.

Это установлено с 01.07.2017 года.

Для того, чтобы соответствовать требованиям закона, модернизируется старая ККТ (до 01.02.2017) или покупается новая. Результат будет зависеть от цены. Многие считают, что второй вариант лучше. В этом случае обращается внимание на марку ККТ.

Одни модели печатают кассовый чек, другие бланк строгой отчетности. Далее следует оформить отношения с оператором фискальных данных.

Полученную от онлайн-кассы информацию организация передаст налоговому органу. Таким образом новая ККТ работает как посредник.

Как зарегистрировать ККТ в ИФНС

Можно лично прийти и зарегистрировать технику. Если у ИП имеется цифровая подпись, то лучше сделать это самостоятельно, пройдя процедуру через онлайн-сервис.

Каждые 3 года необходимо менять фискальный накопитель (устройство, на котором храниться зашифрованная информация).

Онлайн-касса с 2017 года для ИП

Каким предпринимателям дается возможность фиксировать наличные расчеты и расчеты с помощью платежных карт без использования ККТ:

На ЕНВД, осуществляя виды предпринимательской деятельности, записанные в п. 2 статьи 346.26 НК РФ;

Оказывающие услуги, работы населению;

Производящие продажи с использованием торговых автоматов. До 01.07.2018 года закон предоставляет им такую возможность, но только до этой даты.

Предприниматели, осуществляющие виды деятельности, приведенные ниже, могут работать без хлопот уже сейчас, не беспокоясь об онлайн-кассах.

К ним относят:

Ремонт обуви;

Изготовление ключей;

Уход за больными;

Выездная торговля;

Торговля молоком, квасом, из автоцистерн;

Обеспечение питанием в школьных и студенческих столовых и др.

Полный список приводиться в статье 2 п. 2 ФЗ 54-ФЗ. Из этого перечня исключаются ИП, которые используют автоматические устройства для расчетов и торгующие подакцизными товарами.

Что делать, если связь нарушена и онлайн-касса не может передать данные?

Не стоит паниковать, как только ситуация стабилизируется, вся информация уйдет к оператору фискальных данных.

Главное уложиться в отведенный срок – 30 дней.

В отдаленных районах, где нет сети интернет, можно применять ККТ не передавая информацию в налоговые органы. Предпринимателям, у которых выручка от торговых операций поступает сразу на расчетный счет можно спать спокойно. Им не нужна онлайн-касса.

Штрафы при работе без ККТ

Если ИП не работает с ККТ, ему грозит штраф от 25 до 50% расчетной суммы, но не меньше 10 тыс. рублей.

Если касса не соответствует предъявляемым требованиям, то последует предупреждение или санкции от 1,5 тыс. до 10 тыс. рублей.

Если предпринимателем игнорируется требование и он продолжает работать без кассовой техники, при этом общая сумма по расчетам выходит 1 млн. рублей и больше, то деятельность ИП будет приостановлена на срок до 90 суток.

Добрый день, уважаемые ИП!

В последнее время часто получаю письма с вопросами по новым ККМ, которые будут вводиться уже с 2017 года. Напомню, что их хотели ввести еще в 2016 году, но отложили эту идею на один год.

Итак, час ИКС близится. И в этой небольшой статье я отвечу на самые частые вопросы, которые раздаются снова и снова.

Для удобства, данная статья будет построена не как обычно, а в формате “Вопрос/Ответ”.

Когда будут вводить новые кассы для ИП и компаний?

Согласно последним данным сроки перехода на новые онлайн-кассы будут следующими:

1. С 1-го февраля 2017 года будут регистрировать ККМ только нового типа. Это значит, что если Вы заявитесь ставить на учет обычную кассу (как те, которые используются сейчас), то вам откажут. То есть, с февраля в ФНС нужно приходить ТОЛЬКО с ККМ нового типа.

2. Если же у Вас уже есть ККМ, то Вам необходимо будет купить онлайн-кассу(или модернезировать старую кассу) не позже 1-го июля 2017 года. То есть, придется выложить деньги на новую ККМ или ее модернизацию, что печально. Учитывая их стоимость.

Я ИП на ЕНВ (или ПСН). Мне нужно покупать ККМ нового типа?

Действительно, сейчас (в 2016 году) многие выбирают ПСН и ЕНВД только потому, что на этих системах налогообложения можно НЕ применять ККМ. Но такая льгота сохранится только до 1-го июля 2018 года. Затем, ИП на ЕНВД (ПСН) тоже должны будут купить ККМ, если они работают с наличными деньгами. То есть, принимают от физлиц деньги наличными.

Обновление: для большинства ИП на ПСН или ЕНВД дали отсрочку еще на один год — до 1 июля 2019 года. Можете прочитать о или просто посмотрите новое видео ниже:

А что это за кассы такие? Чем они отличаются от обычных?

В отличие от тех ККМ, что используются сейчас, они СРАЗУ передают данные через Интернет куда надо =) . То есть, в ФНС. Как понимаете, придется еще и организовать доступ в Интернет для таких касс.

Также будет фиксироваться так называемый “электронный чек”, который покупатель не сможет потерять в принципе.

А если я живу в глухой тайге, где нет доступа в Интернет? Как тогда быть?

Не беспокойтесь, наши депутаты и такой момент предусмотрели. В законе четко сказано, что для мест, где нет доступа в Интернет сохранится возможность применять кассы без передачи данных в ФНС в режиме «онлайн».

Честно говоря, я слабо представляю, как такой список можно будет составить, но вот обещают.

Вот, что дословно сказано по этому поводу в законопроекте, который прошел одобрение в третьем чтении:

«В отдаленных от сетей связи местностях , определенных в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере связи, и указанных в перечне местностей, удаленных от сетей связи , утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, пользователи могут применять контрольно-кассовую технику в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных.»

То есть, просто так не получится отказаться от использования новых ККМ в 2017 году, если ваш населенный пункт НЕ попадет в этот волшебный список.

А что будет, если я не куплю новую ККМ?

На самом деле, предусмотрены довольно суровые штрафы. Сделано все, чтобы предприниматели массово применяли новые кассы.

Опять-же, позволю себе процитировать выдержку из законопроекта, и выделить главные моменты:

Неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.»;

«3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения контрольно-кассовой техники, составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, —

влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

4. Применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Как понимаете, приостановка работы любого магазина на 90 дней – это почти приговор.

А где можно прочитать полностью этот увлекательный закон?

На момент написания статьи он проходил согласование в Совете Федераций. По плану, он должен быть подписан Президентом России 29-го июня.

Сам законопроект уже прошел одобрение в третьем чтении в Госдуме. Так-что, маловероятно, что он серьезно изменится.

Короче, читайте вот здесь:

http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=968690-6&02

В нем 130 страниц, если что =)

Полное название: “О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты

Российской Федерации”

Что делать? Как быть? Куда бежать?

Советую заранее обратиться в компании, которые продают кассы для ИП и обслуживают их. Наверняка они уже давно подготовились к этому глобальному событию и давно находятся в предвкушении =)

Мало того, многие компании уже сейчас применяют новые ККМ, не дожидаясь 2017 года.

Одним словом, продумайте стратегию перехода на новые ККМ ЗАРАНЕЕ.

Только смотрите на даты публикаций, так как многое уже поменялось за этот год. Например, ранее говорили, что “старыми” ККМ можно будет пользоваться еще 7 лет, что уже неактуально.

Готова новая электронная книга по налогам и страховым взносам для ИП на УСН 6% без сотрудников на 2019 год:

"Какие налоги и страховые взносы платит ИП на УСН 6% без сотрудников в 2019 году?"

В книге рассмотрены:

  1. Вопросы о том, как, сколько и когда платить налогов и страховых взносов в 2019 году?
  2. Примеры по расчетам налогов и страховых взносов "за себя"
  3. Приведен календарь платежей по налогам и страховым взносам
  4. Частые ошибки и ответы на множество других вопросов!

Уважаемые читатели, готова новая электронная книга для ИП на 2019 год:

"ИП На УСН 6% БЕЗ Дохода и Сотрудников: Какие Налоги и Страховые Взносы Нужно платить в 2019 году?"

Это электронная книга для ИП на УСН 6% без сотрудников, у которых НЕТ дохода в 2019 году. Написана на основе многочисленных вопросов от ИП, которые имеют нулевой доход, и не знают как, куда и сколько платить налогов и страховых взносов.

Рассмотрим, как изменится в следующем году порядок применения ККТ, а также контроль со стороны налоговых органов и меры ответственности за неприменение или неправильное применение ККТ.

С 15 июля 2016 года вступили в силу поправки ( (далее — Закон № 290-ФЗ)) в Закон о ККТ (Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее — Закон о ККТ)), которые вводят новые требования к порядку регистрации и использования кассовой техники, расширяют сферу ее применения, а также права налоговых органов по контролю и получению информации.

Кроме того, внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях, которые ужесточают ответственность за неприменение или неправильное применение ККТ и вводят новые виды наказаний.

Порядок применения ККТ: новые требования

Закон о ККТ теперь предъявляет более жесткие требования к контрольно-кассовой технике и порядку расчетов с покупателями (клиентами). Цель изменений — обеспечить возможность передачи через кассовый аппарат информации о расчетах (фискальных данных) в налоговые органы в режиме реального времени.

Напомним, что в 2014—2015 годах на территории ряда субъектов РФ проводился эксперимент по применению онлайн-касс (пост. Правительства РФ от 14.07.2014 № 657). Его признали удачным, и теперь полученный опыт распространяют на всю страну.

Организации и индивидуальные предприниматели (далее — ИП), которые осуществляют наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг (именуемые в Законе о ККТ «пользователи» (абз. 17 ст. 1.1 Закона о ККТ)), должны будут приобрести и зарегистрировать по новым правилам кассовые аппараты, соответствующие новым требованиям (https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/registries/reestrkkt/), а также заключить договор на обработку фискальных данных, передаваемых через кассовый аппарат, с оператором фискальных данных — специализированной организацией, имеющей соответствующее разрешение, выданное налоговыми органами (ст. 4.4 Закона о ККТ). В функции оператора входит обработка, хранение и передача в налоговые органы информации. Его услуги платные.

Применение ККТ, не отвечающей новым требованиям, допускается до 1 июля 2017 года, а ее регистрация по старым правилам — до 1 февраля 2017 года ().

Новый порядок регистрации ККТ заключается в подаче пользователем в налоговый орган заявления о регистрации на бумажном носителе или в электронной форме через кабинет контрольно-кассовой техники на сайте ФНС России. В фискальный накопитель кассового аппарата (блок, предназначенный для защиты фискальных данных) пользователь заносит полученный от налогового органа регистрационный номер ККТ, а также сведения о себе и о ККТ и затем передает в налоговый орган отчет о регистрации, сформированный в ККТ. Особо отметим, что осуществления технической поддержки ККТ для регистрации теперь не требуется.

Изменился порядок применения БСО. Теперь это первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением ККТ в момент расчета с покупателем, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления (абз. 5 ст. 1.1 Закона о ККТ). С 1 июля 2018 года Закон о ККТ не предусматривает применение БСО, изготовленных типографским способом ().

Появились принципиальные нововведения в части информации о расчетах. Во-первых, на кассовом чеке или БСО теперь будет печататься двухмерный штриховой код (QR-код размером не менее 20 × 20 мм), содержащий в кодированном виде реквизиты проверки документа (дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа) (п. 1 ст. 4 Закона о ККТ).

Во-вторых, у организаций и ИП появилась обязанность в случае предоставления покупателем (клиентом) до момента расчета абонентского номера телефона либо адреса электронной почты направлять на них сведения, идентифицирующие выданный на бумажном носителе кассовый чек или БСО (регистрационный номер кассового аппарата, сумму, дату и время расчета, фискальный признак документа), а также информацию об адресе интернет-ресурса, по которому кассовый чек или БСО может быть бесплатно получен. Причем полученный документ в распечатанном виде приравнивается к чеку или БСО, выданному кассовым аппаратом (пп. 2, 3 ст. 1.2 Закона о ККТ).

Сфера применения ККТ расширена

Перечень видов деятельности и особых обстоятельств, при которых применение ККТ не требуется (п. 3 ст. 2 Закона о ККТ), практически не изменился. Однако новая редакция Закона о ККТ не предусматривает льготы, ранее предоставлявшиеся организациям и ИП, оказывающим услуги населению, плательщикам ЕНВД и ИП, применяющим патентную систему налогообложения (далее — ПСН).

Напомним, до 15 июля 2016 года от обязанности применения ККТ были освобождены организации и ИП, оказывающие услуги населению. Вместо кассового чека они могли выдавать клиенту БСО с установленными Правительством РФ реквизитами (пп. 3, 5—6 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ, утв. пост. Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 (далее — Положение)). БСО изготавливались типографским способом или формировались с помощью автоматизированной системы. Если автоматизированная система по своим параметрам функционирования отвечала требованиям, предъявляемым к ККТ (пп. 11, 12 Положения; письма Минфина России от 25.11.2010 № 03-01-15/8-250, от 03.02.2009 № 03-01-15/1-43, от 26.11.2008 № 03-01-15/11-362, от 22.08.2008 № 03-01-15/10-303), то, по сути, организации и ИП, использующие такие системы, применяли особую разновидность ККТ. БСО, изготовленные типографским способом, обычно заполняли от руки.

Как было отмечено выше, с 1 июля 2018 года Закон о ККТ не предусматривает применение БСО, изготовленных типографским способом (ч. 8 ст. 7 Закона № 290-ФЗ). В свою очередь, автоматизированная система для формирования БСО согласно изменениям — это ККТ, используемая для формирования в электронной форме БСО, а также их печати на бумажных носителях. Таким образом, практическая разница между выдачей кассового чека и выдачей БСО исчезла. Поэтому организация или ИП, оказывающие услуги населению, должны будут приобрести и зарегистрировать кассовый аппарат, соответствующий новым требованиям, и заключить договор на обработку фискальных данных с оператором фискальных данных.

Аналогичным образом ИП, применяющие ПСН, а также организации и ИП — плательщики ЕНВД с 1 июля 2018 года утрачивают право осуществлять наличные расчеты и расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Применение ККТ теперь предполагает больше ответственности

Законодатели существенным образом изменили систему наказаний в сфере применения ККТ.

Ранее Кодекс об административных правонарушениях предусматривал за все нарушения (неприменение ККТ; применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям; нарушение порядка регистрации ККТ; невыдача покупателю кассового чека) единую меру ответственности (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ в прежней редакции): предупреждение либо штраф в размере 1500—2000 рублей — для граждан, 3000—4000 рублей — для должностных лиц и 30 000— 40 000 рублей — для юридических лиц.

С вступлением в силу Закона № 290-ФЗ в Кодексе об административных правонарушениях появился целый набор новых составов административных правонарушений и видов штрафов. Кроме того, размеры штрафов установлены не просто в рублях, а в сумме, кратной размеру платежа, осуществленного с нарушением.

Так, неприменение ККТ в установленных законодательством случаях влечет наложение штрафа (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ):

На должностных лиц в размере от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 рублей;

На юридических лиц — от 3/4 до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 рублей.

Повторное совершение указанных выше правонарушений в случае, если сумма расчетов составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет, а в отношении ИП и юридических лиц — административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 2, 3 ст. 14.5 КоАП РФ).

Отметим, что ответственность физических лиц — исполнителей (то есть обычных продавцов) из статьи 14.5 Кодекса об административных правонарушениях исключена. Наказание будут нести только должностные лица.

Применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение ККТ с нарушением порядка ее регистрации, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения влечет (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ):

  • предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1500 до 3000 рублей;
  • на юридических лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 рублей.
Отметим, что данная мера ответственности будет применяться только с 1 февраля 2017 года ().

Введена ответственность за непредставление или нарушение сроков представления информации и документов по запросам налоговых органов: предупреждение или штраф в размере от 1500 до 3000 рублей для должностных лиц и предупреждение или штраф от 5000 до 10 000 рублей для юридических лиц (ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ).

Установлена ответственность за ненаправление покупателю (клиенту) кассового чека или БСО в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе по его требованию: предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере 2000 рублей, на юридических лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере 10 000 рублей (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ).



Енвд