Написать рассказ о наблюдении за птицами зимой. Наблюдение «Птичья столовая». Весёлые упражнения «Зимующие птицы»

Нина Александровна Волкова
Наблюдение за птицами осенью на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста

Волкова Н. А. Наблюдения за птицами на прогулке.

Совместная деятельность с детьми 5-6 лет.

Предисловие.

Птицы – единственно доступный для наблюдения детей объект живой природы в естественных условиях. Птицы живут рядом с людьми, но многие не замечают птиц. У детей птицы вызывают желание догнать, поймать, и многие взрослые поддерживают это желание.

Задача педагогов детского сада привлечь внимание детей к птицам, научить наблюдать за птицами, не нанося им вред. Планируя наблюдения, трудно сказать, каких птиц увидят дети. Поэтому, я предлагаю наблюдения за птицами, а педагог может конкретно рассказать о той птице, что прилетит на участок.

Наблюдения проводятся на прогулке, чаще всего в прохладное или холодное время года. Поэтому беседы с детьми короткие, в основном самостоятельные наблюдения детей. В зимнее время о своих наблюдениях дети могут рассказать в группе. Для закрепления знаний о птицах предлагаю малоподвижные познавательные игры – весёлые упражнения.

Наблюдения проводятся циклами. В зимнее время года за птицами наблюдают на дневной прогулке, когда птицы наиболее активны.

1 цикл «Птицы – наши соседи» (сентябрь - октябрь). Привлечь внимание детей к птицам. Развивать наблюдательность и интерес к птицам. Расширять представления о способах правильного взаимодействия с птицами.

2 цикл «Птицы на юг улетают » (октябрь). Закрепить представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь птиц. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц. Расширять представления детей о птицах. Развивать интерес к изменениям в природе родного края.

3 цикл – «Лесные гости » (ноябрь – декабрь). Развивать желание детей наблюдать за птицами. Обратить внимание на птиц, прилетающих на зиму из леса в город. Учить отмечать характерные особенности птиц. Воспитывать в детях чувство сострадания и милосердия, желание подкармливать птиц зимой.

4 цикл – «Зимующие птицы » (январь). Формировать представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь птиц. Расширять знания о зимующих птицах, о поведение птиц зимой. Развивать наблюдательность, любознательность, внимание. Воспитывать желание заботится о зимующих птицах.

5 цикл – «Поведение птиц весной (гнездование)» (март). Расширять знания детей о приспособлении птиц к среде обитания, о поведение птиц весной (гнездование). Формировать реалистические представления о птицах. Воспитывать бережное отношение к птицам.

6 цикл – «Перелётные птицы » (апрель – май). Уточнять представления детей о перелётных птицах, о жизни птиц в весенний период, о значении солнца в жизни птиц. Расширять знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, поведении птиц и приспособлении их к среде обитания. Развивать интерес к изменениям в природе родного края. Воспитывать бережное отношение к птицам.

7 цикл – «Птенцы » (лето). Расширять знания детей о приспособлении птиц к среде обитания, о поведение птиц летом (птенцы). Уточнять представления об особенностях внешнего вида птиц. Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.

I. «Птицы – наши соседи» (сентябрь – октябрь).

1. Исследование «Птицы, они какие?» – строение птиц

2. Исследование «Чем питаются птицы в городе?» – поведение птиц

3. Наблюдение «Воробьи - воробушки» – рассказ о воробьях.

4. Целевая прогулка в сквер (парк) «Птицы в городе» – рассказ о голубях.

5. Исследование «Как птицы отдыхают?» – поведение птиц, рассказ о вороне.

6. Исследование «Как птицы относятся друг к другу и к людям?» – поведение птиц, рассказ о сороке.

II. «Птицы на юг улетают»

7. Наблюдение «Перелётные птицы» – ввести понятия перелётные птицы и насекомоядные птицы.

8. Наблюдение «Птицы на юг улетают» – ввести понятие водоплавающие птицы.

"Птицы – наши соседи"

октябрь 1 неделя

Исследовательская деятельность «Птицы, они какие?»

Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Учить сравнивать, находить общее и отличие и делать обобщение. Обогащать речь детей, активизировать мышление. Развивать наблюдательность и интерес к птицам. Расширять представления о способах правильного взаимодействия с птицами.

Ход исследования.

Кто такие птицы?

Чем они похожи?

Как они летают,

По земле гуляют?

Тайны птиц мы разгадаем,

Что-то новое узнаем.

Я приглашаю вас вступить в клуб орнитологов. Орнитологи – это люди, которые изучают жизнь птиц. Кто хочет стать орнитологом? (ответы детей).

Первое заседание нашего клуба посвящено теме «Птицы, они какие?».

Задание: понаблюдать за птицами. Выяснить, во-первых: их строение, что есть у птицы. Второе: как птицы передвигаются, что они умеют делать. Задание понятно? (ответы детей).

Запомните правила наблюдения за птицами.

Вывод. Птицы – живые, у них есть голова, туловище, два крыла и две ноги, хвост. На голове у птиц клюв и два глаза. Тело птицы покрыто перьями. Птица умеет летать, ходить, прыгать, клевать, смотреть, слушать.

Рассказ педагога. Птицы нас всегда привлекают, своим поведением удивляют. Мир птиц богат и разнообразен. Есть птицы маленькие и большие, яркие и незаметные, смелые и осторожные. Птицы живут везде: в городе, в лесу и в поле; на болотах, возле рек, на берегу морей и океанов; на холодном Севере и в жарких странах, в горах и в пустыне. И в нашем городе живёт много птиц. Тайны птиц мы разгадаем, что-то новое узнаем.

Исследовательская деятельность «Чем питаются птицы в городе?»

Задачи.

Ход исследования.

Что любят птицы кушать?

И где находят корм?

Тайны птиц мы разгадаем,

Что-то новое узнаем.

Что птицы – живые, у них есть… (голова, туловище, два крыла и две ноги, хвост).

На голове у птиц …. (клюв и два глаза).

Тело птицы покрыто … (перьями).

Птица умеет … (летать, ходить, прыгать, клевать, смотреть, слушать.)

Задание: понаблюдать за птицами. Выяснить: чем птицы питаются, где они находят корм в городе. Задание понятно? (ответы детей) .

Правила наблюдения за птицами.

Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.

Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.

Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.

Орнитологи приступайте к исследованиям.

В конце прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

Вывод. Птицы, которые живут в городе, едят разный корм. Птицы клюют ягоды, плоды, семена растений, крошки хлеба, семечки. Корм они находят на деревьях, кустах, на дорожках.

Рассказ педагога.

Мир птиц богат и разнообразен. Поиски пищи основное занятие для птицы. Есть птицы, которые насекомых уничтожают – таких птиц насекомоядные называют. Есть птицы, которые растительные пищу предпочитают – зерно, плоды, семена собирают. А есть птицы, которые разную пищу поедают, птиц таких всеядными называют.

Наблюдение «Воробьи - воробушки».

Задачи. Развивать желание детей наблюдать за птицами. Расширять представления о птицах. Учить отмечать характерные особенности птиц.

Беседа.

(ответы детей)

Воробей по лужице

Прыгает и кружится.

Пёрышки взъерошил он,

Хвостик распушил.

Погода хорошая!

Чил-чив-чил!

Кто такой воробей? (ответы детей)

Почему вы считаете, что воробей – это птица? (ответы детей)

Чем птицы отличаются от животных? (ответы детей)

Как отличить воробья от других птиц? (ответы детей).

Рассказ педагога.

Воробей – удивительная птица, маленькая, а людей не боится. Пёрышки у него коричнево-бурые, клювик маленький, острый. Воробьи всеядны: весной и летом комаров, да мошек ловят, птенчиков кормят. Осенью и зимой ягоды клюют, зёрнышки подбирают, да крошки собирают. Воробьи шустрые, проворные, хитрые, смелые, драчливые, задиристые. С утра до вечера слышим мы чириканье воробьёв. Живут они стайками, друг за другом летают, друг другу помогают. Вместе и корм легче найти, и от врага защитится. Днём воробьи везде летают, на ночь под крышу дома или на деревьях прячутся.

Представьте, что вы превратились в воробьёв.

Крепко, крепко спят.

С берёзы слетели, чик-чирик!

Песенку пропели, чик-чирик!

Прыгали, играли, чик-чирик!

Зёрнышки клевали, чик-чирик!

Ворону увидали, чик-чирик!

Воробышки не бойтесь,

Я вас не обижу.

Кто маленьких защищает,

Тот добро совершает!

Дети подходят к педагогу.

Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за воробьями.

Целевая прогулка в сквер (парк)«Птицы в городе».

Задачи. Расширять представления детей о птицах. Развивать наблюдательность и интерес к птицам. Закреплять знания о способах правильного взаимодействия с птицами. Формировать навыки собственной безопасности.

Прогулка начинается во дворе детского сада. Вспомнить правила поведения на целевой прогулке.

Цель нашей прогулки: птицы в городе. Только самые внимательные и наблюдательные дети заметят не только голубей и воробьёв, но и многих других птиц, которые живут в нашем городе. Во время путешествия нужно внимательно наблюдать за птицами. Вспомним правила наблюдения за птицами.

Правила наблюдения за птицами.

Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.

Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.

Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.

В сквере, гуляя по тропинкам, обращать внимание детей на птиц. Попросить детей рассказать, что они знают об этой птице, дополнить рассказ детей. Поощрять тех детей, кто не шумит, не бегает, а спокойно наблюдает за птицами.

Рассказ педагога. Сегодня я расскажу вам о голубе. Голубь доверчивая птица, нас она не боится. Голубя сизым называют, тёмно-серые с синеватым отливом перья его украшают. Голуби – дружные птицы, большими стаями по городу летают, друг друга от беды защищают.

Воробей и голубь. Воробьи чирикают, а голуби воркуют. У воробья крылья маленькие, когда он летает, часто ими махает. Голубь крупная птица, с длинными крыльями, поэтому и парит голубь в воздухе, плавно спускаясь на землю. Воробей на земле прыгает в поисках корма, а голубь важно шагает, переваливаясь с ноги на ногу. Питается голубь различными семенами, зерном, ягодами, плодами фруктовых деревьев.

В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.

Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.

Весёлые упражнения «Воробьи».

На ветках берёзы воробьи сидят.

Крепко, крепко спят.

Дети приседают, закрывают глаза

Воробышки проснулись, чик-чирик!

Дружно встрепенулись, чик-чирик!

Дети встают, машут крылышками

С берёзы слетели, чик-чирик!

Песенку пропели, чик-чирик!

Машут крылышками, повторяют за педагогом: «Чик-чирик».

Прыгали, играли, чик-чирик!

Зёрнышки клевали, чик-чирик!

Прыжки на двух ногах, наклон – выпрямились.

Ворону увидали, чик-чирик!

Все дружно улетали. Чив-чив-чив!

Дети разбегаются в разные стороны, машут крыльями. Педагог изображает ворону: машет крыльями и кричит «Кар-кар»

Воробышки не бойтесь,

Я вас не обижу.

Кто маленьких защищает,

Тот добро совершает!

Дети подходят к педагогу.

Исследовательская деятельность «Как птицы отдыхают?»

Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Развивать наблюдательность и интерес к птицам. Обогащать речь детей, активизировать мышление. Расширять представления о способах правильного взаимодействия с птицами.

Ход исследования.

Птицы всё время летают?

И никогда не отдыхают?

Тайны птиц мы разгадаем,

Что-то новое узнаем.

Открываем заседание клуба орнитологов. На прошлом заседании мы выяснили,

Что птицы кушают…(разный корм);

Корм они находят …. (везде).

Задание: понаблюдать за птицами. Выяснить: птицы отдыхают или нет. Если отдыхают, то когда и где? Задание понятно? (ответы детей).

Вспомним правила наблюдения за птицами.

Правила наблюдения за птицами.

Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.

Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.

Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.

Орнитологи приступайте к исследованиям.

В конце прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

Вывод. Птицы, всё время двигаются, чтобы найти себе корм. Но с заходом солнца птицы взлетают на деревья или крыши домом и отдыхают. Ночью птицы спят.

Рассказ педагога. Сегодня я вам расскажу о вороне. Ворона крупная чёрно-серая птица, никого не боится. Мусорные свалки предпочитает, пищу разную там поедает. Ворона умная птица, друзей защищает, врагов прогоняет. Любит ворона развлекаться, с горки кататься, в игры разные играть, людей удивлять.

Вороньи игры.

Купола церквей вороны облюбовали для катания. Одна за другой они подлетают к макушкам куполов церкви, покрытых сверкающей и гладкой позолотой, и, присев на лапах, скатываются вниз до самой широкой части, расправляют крылья и взмывают в воздух.

Вот ещё одна игра ворон. Одна ворона взлетает высоко вверх и роняет какой-нибудь предмет, другая подхватывает его недалеко от земли и летит вверх. Вороны меняются местами. Вторая бросает игрушки, а первая ловит. Затем вороны опять меняются местами.

Ворона каркает, но может воспроизводить смех человека, лай собак. Она любит дразнить собак, подражая их лаю. Ворона - хитрая, ловкая и находчивая птица.

Исследовательская деятельность «Как птицы относятся друг к другу и к людям?»

Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Расширять знания о приспособлении птиц к среде обитания. Развивать наблюдательность и интерес к птицам. Закреплять знания о способах правильного взаимодействия с птицами.

Ход исследования.

Птицы дружат или нет?

Дайте точный мне ответ?

А с людьми они играют,

Или быстро улетают?

Тайны птиц мы разгадаем,

Что-то новое узнаем.

Открываем заседание клуба орнитологов. На прошлом заседании мы выяснили,

Что птицы все время двигаются, чтобы…(найти себе корм);

С заходом солнышка птицы …. (отдыхают) .

Задание: понаблюдать за птицами. Выяснить: взаимоотношения птиц друг с другом и людьми. Задание понятно? (ответы детей).

Вспомним правила наблюдения за птицами.

Правила наблюдения за птицами.

Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.

Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.

Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.

Орнитологи приступайте к исследованиям.

В конце прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

Вывод. Некоторые птицы (воробьи, голуби) живут вместе. Они вместе ищут корм, иногда дерутся из-за корма. Другие птицы (сорока) летают по одному. Все птицы боятся людей.

Рассказ педагога. Сегодня я вам расскажу о сороке.

Сороку – белобокой называют, у неё чёрные – крылья да голова, белые – живот да бока. Длинный хвост, да крепкий клюв. Быстро, плавно летает, разную пищу поедает.

Сороку – воровкой называют, блестящие предметы в гнездо она собирает.

Сороку – стрекотухой прозвали, «лесным сторожем» назвали. «Ча-ча-ча» – стрекочет сорока. Без причины сорока не стрекочет, народ утверждает. Громким стрекотанием сорока об опасности лесных жителей предупреждает.

«Птицы на юг улетают»

Наблюдение «Перелётные птицы».

Задачи. Закрепить представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь птиц. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц. Расширять представления детей о птицах. Развивать интерес к изменениям в природе родного края.

Беседа.

Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите? (ответы детей)

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеётся,

Нет в цветах благовонья.

Скоро осень проснётся,

И заплачет спросонья.

К. Бальмонт

А вы знаете, что в лесу наступил месяц прощания перелётных птиц с Родиной. Рано утром, когда я шла в детский сад, я увидела стаи птиц, которые летели на юг. Скворцы и грачи, кукушки и жаворонки, ласточки и трясогузки. Это насекомоядные птицы, они питаются насекомыми. Почему же они покидают нас? (ответы детей)

А почему воробьи, вороны, голуби, сороки не улетают на юг? (ответы детей)

Осень. Тепла и света стало мало, исчезли насекомые, и поэтому птицы улетают на юг. Первыми нас покидают насекомоядные птицы, те, что питаются насекомыми: скворцы и грачи, кукушки и жаворонки, ласточки и трясогузки.

Весёлые упражнения «Перелётные птицы».

Насекомые пропали,

Птицы в лесу заскучали.

Взмахи руками (крыльями).

Стали думать и гадать,

Как беды им избежать?

Вместе собрались,

Стаей назвались.

Дружно взлетели,

На юг полетели.

Долго летели, устали,

Сели, отдыхали,

Останавливаются, приседают.

Вот и южные края,

Долетели мы, друзья!

Вы устали, отдохните.

Насекомых поищите.

Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.

В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.

Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.

Наблюдение «Птицы на юг улетают».

Задачи. Закрепить представления детей о перелётных птицах. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц. Расширять знания детей о жизни птиц. Развивать интерес к изменениям в природе родного края.

Беседа.

Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите? (ответы детей)

Птицы на юг улетают,

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

М. Ивенсен

Месяц прощания перелётных птиц с Родиной. Какие птицы первыми покидают свои родные места? (насекомоядные птицы)

А как выдумаете, какие ещё птицы скоро улетят на юг? (ответы детей)

Становится все холоднее и холоднее, пролетают первые снежинки. Скоро реки и озёра покроются льдом? А какие птицы живут на реках и озёрах? (ответы детей)

Журавли и лебеди, гуси и утки – это водоплавающие птицы. Они живут и питаются на озёрах и реках нашей области. Но когда мороз скуёт льдом реки и озёра, водоплавающие птицы покинут нас, полетят на юг, где реки и озёра не замерзают. Печальные крики журавлей раздадутся с небес. Не хотят птицы покидать свою Родину, да нужда заставляет.

Весёлые упражнения «Птицы на юг улетают».

Мороз реки и озёра льдом покрывает

Птицам плавать и нырять мешает.

Взмахи руками (крыльями).

Стали птицы думать и гадать,

Как беды им избежать?

Пальцы рук к вискам головы, покачивание головы вправо – влево.

Вместе собрались,

Стаей назвались.

Дети встают в круг, взявшись за руки.

Дружно взлетели,

На юг полетели.

Поворачиваются направо, машут руками, бегут по кругу.

Долго летели, устали,

Сели, отдыхали,

Останавливаются, приседают.

Встают, бегут по кругу, машут крыльями.

Вот и южные края,

Долетели мы, друзья!

Вы устали, отдохните.

В тёплые воды нырните.

Дети останавливаются, расходятся в разные стороны.

Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.

В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.

Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.

150 миллионов лет назад от предков динозавров произошли птицы. Сильно изменяясь, они приобретали разнообразные формы, повадки, размеры. Это позволило им со временем заселить все континенты, освоить самые разные экологические ниши.

Чтобы попасть в царство пернатых, человеку не нужно отправляться за тридевять земель. Птицы – рядом с нами. Всё время на глазах у человека.

Чную литературу о повадках зимующих птиц.

Птицы – одни из самых своеобразных животных, населяющих нашу планету. Птицы удивительно разнообразны по внешнему облику, встречаются во всех без исключения уголках земного шара и наиболее многочисленны среди всех наземных животных. Орнитологи – специалисты, изучающие птиц, - насчитывают около 8700 видов.

Птицы – одни из наиболее заметных представителей животного царства. Даже в центре крупных городов, где практически не осталось естественных зеленых насаждений, отсутствует почвенный покров, много людей и транспорта, можно встретить снующих под ногами воробьев и голубей или услышать в воздухе голоса стремительно летающих стрижей и ласточек.

Фауна птиц нашей республики разнообразна и насчитывает около 300 видов из 19 отрядов.

Они являются неотъемлемой частью природы и населяют различные лесные территории, поля и луга, сады и огороды, берега водоемов, города и селения. Наиболее многочисленными являются мелкие воробьинообразные, или воробьиные. Многие представители этого отряда птиц хорошо известны и узнаваемы в природе, например синицы, ласточки, соловьи, щеглы, снегири.

1. 2. Зимующие птицы.

Бывают птицы разными: К их перышкам взъерошенным

Одни боятся вьюг Не пристают снежинки,

И улетают на зиму Они и под порошами

На добрый, теплый юг. Резвятся для разминки.

Другие – те народ иной: Но если долго снег идет

В мороз над лесом кружат, И долго длится вьюга,

Для них разлука с родиной Тогда, друзья, приходится

Страшнее зимней стужи. Пичугам нашим туго.

Синичкин день.

Много на Руси памятных дней и праздников. Одним из таковых является и Синичкин день, который, по народному календарю, выпадает на 14 ноября. В этот день прилетают зимние птицы, а зимним гостям люди рады, как и весенним. И всех их встречает Синичка.

Из всех пернатых синицы наиболее полезны. Замечено, что синички не боятся ни раскачивающихся на ветру подвесок, ни узких лазов к корму.

Лучший корм для синиц – семечки подсолнуха, зёрна конопли, репейника. Любят синицы и обрезки мяса, сыра, а в холода – несолёные жир и сало. Кусочки сала подвешивают к ветке с помощью большой проволочной булавки. Жир можно горячим залить в пластмассовые баночки, а после застывания подвесить в опрокинутом виде.

Это мои любимые птички. У них красивое оперение: жёлтое брюшко, чёрная шапочка и очень беленькие щёчки, крылышки в чёрных и белых полосках.

Много у нашего народа любимых птиц, а вот снегири, самые любимые. Снегирей мы чаще видим зимой. Они хорошо видны на фоне выпавшего снега и очень красивы в своих ярко-красных нарядах.

В отличии от синиц, они – птицы солидные, не суетятся, не торопятся. Снегири ещё и «рыцари»: самцы, как бы ни были голодны, всегда уступят лучшие гроздья рябины самке.

Клест считается святой птицей. Если присмотреться, клюв его похож на крестик. Обитают клесты в еловых и сосновых лесах и кормятся семенами хвойных растений, которые созревают именно зимой. В феврале у клестов появляются птенцы. Один из родителей всегда находится в гнезде, чтобы птенцы не замерзли.

Свиристель.

Свиристели имеют ярко-бурую окраску и завидный хохолок на голове. Всю зиму они перелетают с места на место, подъедая урожай ягод и плодов с различных деревьев и кустарников.

Воробьи живут стаями, гнезда устраивают в различных укрытиях в зданиях, жилищах. В холодную погоду воробьи взъерошенные – так легче сохранить тепло тела.

Длинную зимнюю ночь птицы проводят по-разному. Вороны, воробьи и галки ночуют стаями прижавшись друг к другу. Дятлы и синицы скрываются в дуплах. А тетерева и рябчики прячутся под снегом.

1. 3. Зимняя подкормка птиц.

Трудно птицам жить зимой, Вот в этот самый трудный час

Корм себе найти. Спасенья птицы ждут от нас!

Кто их может кроме нас Кормите их! Согрейте!

От голода спасти? Повесьте домик на суку,

Сугробами засыпаны Рассыпьте крошки на снегу,

Бугры, дворы, дорожки, А то и манной кашки

Не могут пташки отыскать И оживут бедняжки.

Ни зернышка, ни крошки. По небу весело скользя,

И вот летают все слабей Взлетят пернатые друзья

Ворона, галка, воробей. И пропоют, чирикая:

Скорей на помощь, дети! «Спасибо вам великое!»

15 января – самая середина зимы – традиционно отмечается как Всероссийский День зимующих птиц.

Когда Снежная Королева появляется в своих владениях, перед зимующими у нас птицами встает два жизненно важных вопроса: как прокормиться и куда спрятаться на ночь от холодов. Светлая часть суток сокращается, доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает: увеличиваются затраты энергии на противостояние организма низким температурам. Вот почему наши синицы, поползни, снегири становятся зимой такими прожорливыми - практически весь день только тем и занимаются, что ищут пищу. А хороший слой жира под кожей еще и образует дополнительную защиту от морозов.

Зимняя подкормка птиц - уже довольно старая традиция. Первыми инициаторами ее были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое-чем разжиться - различные отходы, либо то, что плохо лежит. Зимой, даже типично лесные птицы начинают тянуться к человеческому жилищу. Голод - не тетка, и он заставляет на определенное время забыть о естественной осторожности.

Глава II. Мои наблюдения.

Наблюдать за птицами я начала с 14 ноября. Кормушку мы вешаем каждый год в середине ноября, а снимаем, как только растает снег. Кормим птиц пшеном, потому что хлеб, семечки, рис, гречу они едят плохо. Зерно насыпаем в определенное время три-четыре раза в день, поэтому птицы знают, когда им ждать еду. Количество корма зависит от температуры на улице. Когда холодно, насыпаем больше корма. За зиму они съедают примерно тридцать килограммов пшена.

Этой зимой ее первая половина выдалась на редкость мягкой. Но вот в начале января ударили морозы, выпал снег, и теперь птицам стало трудно добывать себе корм. При взгляде на какую-нибудь пичужку, распушившую перья от холода, пытающуюся усидеть на ветви дерева под напором ветра, поневоле сжимается сердце. Настало время помочь нашим пернатым друзьям, благодаря нашей помощи до весны их доживет намного больше. Богаче будут наши леса и парки. Какое удовольствие наблюдать за птицами возле кормушки! Тем более что зимой они легко идут на контакт с человеком, можно приучить брать пищу с рук.

В кормушку прилетали в основном воробьи, синиц было совсем мало. Но когда мы повесили кусочек свежего несоленого сала, которое очень любят синицы, их стало в птичьей столовой гораздо больше. Что важно – сало обязательно должно быть несолёным, иначе птичка может погибнуть. Синички очень забавно держатся за него своими крохотными лапками и отщипывают по кусочку. Две-три едят, остальные ждут на ветках своей очереди.

Синички гораздо культурнее воробьев, они не устраивают у кормушки потасовок. Воробьев прилетает много. Их трудно считать, они непоседливы, ведут себя шумно, постоянно дерутся. Их часто гоняют галки. Им тоже хочется корма. Когда мы замечаем это безобразие, то обязательно приходим на помощь воробьям.

Выводы и предложения

Подводя итог проделанной работе можно сделать вывод, что подкармливать можно практически любых птиц. Подготовку к этому необходимо начинать еще с лета, заготавливая корм. Иногда просто достаточно не выбрасывать то, что нам не надо. Когда кушаете арбузы и дыни, соберите и высушите семена. Зимой ими будут с удовольствием лакомиться синицы. Их подкармливают также семенами подсолнуха и тыквы (не жареными), конопли, кусочками несоленого сала и мяса, различными жирами - маргарином, маслом и т. п. Повесьте на гвоздь за окном в старой авоське пачку маргарина или кусок плавленого сырка. Синицы быстро найдут лакомство. Птицы привыкают к людям в комнате, и через несколько дней вы сможете наблюдать за их возней с расстояния всего в несколько сантиметров, через оконное стекло. Охотно кушают синицы и крошки хлеба (черного ржаного давать нельзя). Лучше использовать измельченный черствый хлеб. Свежий хлеб на холоде замерзает, и птицы не смогут с ним ничего сделать. Рады полакомиться хлебом также воробьи и голуби.

Для снегиря и других зерноядных птиц с лета и осени сушат пучки сорных трав - лебеды, крапивы, конского щавеля, лопуха и т. д. Для свиристели и дроздов-рябинников - гроздья ягод, калины, рябины, черной и красной бузины. Охотно лакомятся ими и снегири, но в отличие от предыдущих видов едят не ягоды, а косточки.

Самые простые в изготовлении кормушки из картонных пакетов из-под молочных продуктов. Нужно прорезать в них окошко, отогнуть вырезанный над отверстием клапан, засыпать корм и подвесить на веревочке к дереву.

Заключение.

Таким образом, в проделанной работе мы рассмотрели и проанализировали поведение птиц в зимний период используя научные источники и собственное наблюдение.

Цель исследования: Проанализировать поведение птиц в зимний период достигнута. Птицы разных видов отдают предпочтение определенному виду корма. Количество птиц возле кормушки в разную погоду не одинаково. В холода птиц больше.

Гипотеза: Количество птиц, прилетающих к кормушке, зависит от погодных условий и вида корма, выдвинутая вначале работы, подтвердилась полностью.

Нина Александровна Волкова
Наблюдение за птицами зимой на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста

Волкова Н. А. Наблюдения за птицами на прогулке.

«Лесные гости» (ноябрь – декабрь).

1. Исследование «Синицы» – рассказ о синицах.

3. Наблюдение «Лесные гости» – ввести понятие кочующие птицы.

4. Исследование «Кто к нам в гости прилетел?» – рассказ о снегирях.

5. Целевая прогулка по участку детского сада «Птичьи кормушки».

6. Исследование «Как птицы ведут себя возле кормушки?» – рассказ о свиристелях

7. Наблюдение «Птичья столовая».

«Зимующие птицы» (январь).

8. Наблюдение «Птицы зимой» – ввести понятие зимующие птицы.

9. Исследование «Почему птицы зимой постоянно в движении?»

10. Целевая прогулка в сквер (парк) «Поведение птиц зимой»

11. Исследование «Что делают птицы вечером?»

12. Исследование «Как птицы ведут себя в морозные дни?»

13. Наблюдение «Зимующие птицы».

«Лесные гости»

ноябрь 2 неделя

Исследование «Синицы».

Задачи. Развивать желание детей наблюдать за птицами. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц. Воспитывать желание бережно относится к птицам, подкармливать их зимой.

Ход исследования.

С грудкой жёлтой знаете птицу,

Называется синица.

Дайте, дети, мне ответ,

Синицы в городе или нет?

Задание: понаблюдать за птицами. Выяснить: есть ли среди птиц синицы. Задание понятно? (ответы детей).

В конце прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

Вывод. Синицы прилетели (не прилетели) в город.

Рассказ педагога.

Сегодня я хочу рассказать вам о синице. Синица – красивая птица: жёлтые пёрышки её украшают, чёрная полоса внимание привлекает. Своё имя она получили за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: «Зинь-зинь! Синь-синь!».

Синица – любопытная птица, всем интересуется, всюду суёт свой клювик, ни минуты не сидит на месте. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по стволам деревьев.

Синица – лесная птица, лес от вредных насекомых очищает, растения защищает. Зимой в стайки синицы собираются, поближе к людям перебираются. Зимой синицы доброе дело продолжают, вредных насекомых истребляют.

Вы синицам зимой помогите, кормушки смастерите. Синицы жирную пищу предпочитают, от холода лучше она защищает. Несолёное сало, масло, семечки в кормушку положите, синичек зимой покормите.

Разговор–размышление «Почему люди празднуют Синичкин день»

Задачи. Поощрять попытки детей делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации. Закреплять представления детей о птицах. Развивать интерес к народным приметам. Воспитывать желание заботиться о птицах зимой.

Беседа.

Есть такая пословица «Не велика птичка-синичка, а и то свой праздник знает».

12 ноября экологический праздник – Синичкин день. В этот день жители разных городов и сёл готовятся к встрече «зимних гостей» – птиц, остающихся на зимовку в наших краях: синиц, щеглов, снегирей, свиристелей. Люди заготавливают для них подкормку, в том числе и «синичкины лакомства»: несолёное сало, нежареные семечки тыквы, подсолнечника или арахиса, – делают и развешивают кормушки.

Зачем они это делают? (ответы детей)

Почему птиц зимой нужно подкармливать? (ответы детей)

Почему люди назвали праздник Синичкиным днём, а не Воробьиным, или Голубиным? (ответы детей)

Что мы можем с вами сделать в Синичкин день?

На участке детского сада вывешивают птичьи кормушки.

А вы знаете, что предусмотрительные синицы прячут про запас в щелки коры и развилки деревьев жучков, паучков и мошек. За один день синица может сделать около тысячи таких захоронок. Когда наступят холода, синица найдёт припасён-ного летом жучка и склюёт его. Делая запасы, эти птицы стараются не только для себя, но и для других птичек. Вот почему синицы внимательно обследуют, непрерывно обшаривают места, где их может ждать приготовленное кем-то угощение.

Запомните народные приметы.

Если птицы целыми стайками появились у дома, значит, вот-вот грянут морозы.

Если синица свистит – быть ясному дню, если пищит – быть ночному морозу.

Если собирается много синиц на кормушках – к метели и снегопаду.

Спозаранок скачут птицы

По заснеженным ветвям –

Жёлтогрудые синицы

Прилетели в гости к нам.

«Тинь-тень, тили-тень,

Всё короче зимний день –

Не успеешь пообедать,

Солнце сядет за плетень.

Ни комарика, ни мушки.

Всюду только снег да снег.

Хорошо, что нам кормушки

Сделал добрый человек!

Юрий Синицын

декабрь 1 неделя

Наблюдение «Лесные гости».

Задачи. Развивать желание детей наблюдать за птицами. Обратить внимание на птиц, прилетающих на зиму из леса в город. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц. Воспитывать желание бережно относится к птицам, подкармливать их зимой.

Беседа.

(ответы детей)

Спозаранок скачут птицы

По заснеженным ветвям –

Жёлтогрудые синицы

Прилетели в гости к нам.

Юрий Синицын

Откуда прилетели к нам жёлтогрудые синицы? (ответы детей)

По лесному календарю сейчас месяц «Зимних гостей». К нам из зимнего леса прилетают синицы, снегири, свиристели, дятлы. Как вы думаете, почему эти птицы прилетают к нам в город из леса? (ответы детей)

Как мы можем помочь лесным гостям пережить суровую зиму? (ответы детей)

Вот весёлые птички

Жёлтогрудые синички,

С ветки на ветку летали

Семена собирали. //

Красногрудые снегири

От зари и до зари

В парке летали,

Почки деревьев клевали. // Подпрыгивание на месте, взмахи руками (крыльями).

Свиристели прилетели,

Громко песенку запели, // Пружинка с поворотом вправо и влево.

Ягоды рябины собирали,

С места на место перелетали. // Наклон, выпрямиться.

Дятел в гости прилетел,

На дерево тихонько сел,

По стволу клювом застучал,

Короедов всех прогнал. // Ударяют кулачок о кулачок.

Рассказ педагога (в группе).

Поползень

Если вдруг, на глаза вам попалась серая птичка, которая совершенно не задумывается над тем, как передвигаться по дереву и ходит по стволу то вверх, то вниз, будто гуляя по земле – можно не сомневаться, это ещё один лесной гость, поползень. Спинка у поползня серо-голубая, брюшко – светлое. По бокам головы, от клюва и через глаза проходит чёрная полоска.

А вот прилетел к нам в город из хвойных лесов щур. У щура серо-малиновое оперение, толстый, короткий, чуть крючковатый клюв. Зимой щуры, соединяясь стайками, кочуют, спускаясь постепенно к югу и придерживаясь хвойных лесов. Питаются щуры семенами хвойных деревьев, ягодами рябины.

Щегол.

Щегол – очень подвижная птица. Он выделяется своей красно-чёрно-жёлтой окраской, его вряд ли можно спутать с какой-либо другой птицей.

Осенью и зимой стаи щеглов кочуют от поля к полю, по заброшенным лугам и полям, где собирают семена чертополоха, лопухов и других сорняков, или же ловко лазают по самым тонким веточкам берёзы и ольхи, доставая из маленьких шишек семена.

Исследование «Кто к нам в гости прилетел?»

Задачи. Развивать желание детей наблюдать за птицами. Учить отмечать характерные особенности птиц. Воспитывать в детях чувство сострадания и милосердия, желание подкармливать птиц зимой.

Ход исследования.

Положить корм в птичьи кормушки.

Мы кормушки смастерили

Птичьи столовые открыли.

Кто к нам в гости прилетает,

Кормушки наши посещает?

Задание: понаблюдать за кормушками. Выяснить: какие птицы прилетают к нашим кормушкам. Задание понятно? (ответы детей).

Вспомним правила наблюдения за птицами. (ответы детей).

Орнитологи приступайте к исследованиям.

Вывод. Зимой птицам трудно найти корм, поэтому они прилетают на кормушки.

Рассказ педагога.

Я сегодня увидела снегиря. На голове у него – красивая чёрная шапочка. Такого же цвета и крылья. На спинке перья окрашены в серый цвет, а на боках головки и грудка– в красный. Прилетают к нам снегири с первыми заморозками из хвойных лесов. Осенью снегири собираются в стайки, вместе летают по лесам и паркам, клюют ягоды рябины, боярышника и шиповника.

Когда наступает снежная морозная зима, снегири перебираются поближе к человеческому жилью, залетают в сады и огороды, отыскивают ягоды рябины, облепихи, барбариса. Они рассыпаются по кустам и мелодично посвистывают: «Рюм-рюм-рюм!» Если вам посчастливится увидеть этих красивых птиц, тихонько полюбуйтесь ими, стараясь не спугнуть.

Целевая прогулка по участку детского сада «Птичьи кормушки».

Задачи. Напомнить детям, что зимующие птицы очень нуждаются в помощи людей. Воспитывать в детях чувство сострадания и милосердия, желание подкармливать птиц зимой. Развивать желание наблюдать за птицами.

Положить корм в птичьи кормушки.

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Александр Яшин

Почему птиц зимой нужно кормить? (ответы детей).

А как вы думаете, только мы с вами повесили кормушку для птиц? (ответы детей).

Сейчас мы погуляем с вами вокруг детского сада и внимательно посмотрим, где висят кормушки для птиц? Какие птицы прилетают на кормушки?

Вспомним правила наблюдения за птицами. (ответы детей).

Во время прогулки обращать внимание детей на кормушки для птиц не только на территории детского сада, но и за забором (если они есть). Поощрять тех детей, кто не шумит, не бегает, а спокойно наблюдает за птицами.

Как вы думаете, почему так много кормушек? (ответы детей).

Вывод. Зимой птицам трудно найти корм, поэтому они прилетают на кормушки. Птиц много, поэтому и кормушек надо много.

Весёлые упражнения «Лесные гости».

Исследование «Как птицы ведут себя возле кормушки?»

Задачи.

Ход исследования.

Положить корм в птичьи кормушки.

Мы кормушки смастерили

Птичьи столовые открыли.

За поведением птиц понаблюдаем,

Характер птичек мы узнаем.

Задание: понаблюдать за поведением птиц. Выяснить: как птицы ведут себя возле кормушки. Как они клюют корм в кормушке (сразу же садятся на кормушку или осторожничают и сначала садятся на кусты, и только потом подлетают к кормушке, ссорятся или нет, уступают ли друг другу. Задание понятно? (ответы детей).

Вспомним правила наблюдения за птицами. (ответы детей).

Орнитологи приступайте к исследованиям.

В группе после прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Если ребёнок не помнит, как зовут птицу, попросить её описать. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

Вывод. Птицы ведут себя на кормушках по-разному. Воробьи часто ссорятся, отбирают корм друг у друга. Снегири спокойные птицы. Синички любят клевать сало, раскачиваясь на веревке, за которую сало прикреплено к кормушке. Когда к кормушке подлетает крупная птица – ворона, сорока или голубь – маленькие птички отлетают в сторону.

Рассказ педагога.

Я сегодня увидела удивительных птиц. Это были крупные птицы, в нарядном оперении, с хохолком на голове. Они тихонько посвистывали, будто играли на свирелях: «Свири-свири-свир». А зовут этих удивительных птиц свиристелями. Свиристели любят спелые ягоды рябины. Стайками они перелетают с одного дерева на другое.

Свиристели.

Прилетели свиристели,

Заиграли на свирелях,

Засвистели: «Свири-свир!

Мы в лесу устроим пир!

Пусть опали с веток листья,

Шелестит осенний дождь,

Мы клюём рябины кисти -

Лучше ягод не найдёшь!»

Шорыгина Т. А.

Наблюдение «Птичья столовая».

Задачи. Развивать желание детей наблюдать за птицами. Обратить внимание на птиц, прилетающих на зиму из леса в город. Учить детей отмечать характерные особенности птиц. Воспитывать в детях чувство сострадания и милосердия, желание подкармливать птиц зимой.

Беседа.

Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите? (ответы детей)

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли…

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник - снегири,

Ярче утренней зари.

3. Александрова

А какие птицы прилетали в нашу птичью столовую? (ответы детей)

По лесному календарю сейчас месяц «Зимних гостей». Какие птицы прилетели в город из леса? (ответы детей)

Как выдумаете, почему птицы перелетают зимой из леса в город? (ответы детей)

Как мы помогаем лесным гостям пережить суровую зиму? (ответы детей)

В лесу трудно найти корм, поэтому лесные птицы перебираются поближе к людям. Они кочуют с места на места в поисках корма. Поэтому таких птиц называют кочующие птицы.

Весёлые упражнения «Лесные гости».

Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.

В группе попросить детей рассказать о своих наблюдениях.

Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.

«Зимующие птицы»

январь 4 неделя

Наблюдение «Птицы зимой».

Задачи. Формировать представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь птиц. Воспитывать желание заботится о зимующих птицах. Развивать наблюдательность, любознательность, внимание.

Беседа.

Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите? (ответы детей)

…Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

Другие, те народ иной:

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи…

К. Мухаммади

Что это за птицы, что не боятся мороза и вьюг? (ответы детей)

Воробьи и голуби, вороны и сороки – это зимующие птицы. Они не улетают на зиму в тёплые края, а остаются зимовать с нами, поэтому их и называют зимующие птицы. В город из леса прилетают лесные гости: синицы, дятлы, и кочующие птицы: снегири, свиристели.

По лесному календарю сейчас месяц «Лютого голода». Птицам зимой трудно найти корм под снегом, поэтому и наступает лютый голод. Лютый – значит очень сильный. Многие птицы не доживают до весны, умирают от голода.

Как мы помогаем птицам выжить в морозные зимние дни? (ответы детей)

Воробьи и голуби

В гости прилетели, // Бег по кругу, взмахи руками (крыльями).

Грустные, нахохлившись,

На берёзу сели. // Присесть, встать

Лапки поднимали,

Пёрышками согревали. //

Зёрнышки искали,

Ничего не увидали //

Мы кормушки смастерили,

Птичек в гости пригласили. // Ударяют кулачок о кулачок.

Зимующим птицам рады мы,

Мы насыплем им еды. // Имитация, рассыпают корм.

Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.

В группе попросить детей рассказать о своих наблюдениях.

Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.

Исследование «Почему птицы зимой постоянно в движении?»

Задачи. Формировать представления детей о приспособлении птиц к среде обитания. Расширять знания о зимующих птицах, о поведение птиц зимой. Развивать наблюдательность, любознательность, внимание. Воспитывать желание заботится о зимующих птицах.

Ход исследования.

Почему птицы прыгают, летают,

А в игры не играют?

Почему так много едят,

Наверно потолстеть они хотят?

Тайны птиц мы разгадаем,

Что-то новое узнаем.

Задание: понаблюдать за птицами. Выяснить: почему птицы зимой постоянно в движении, чем они заняты. Задание понятно? (ответы детей).

Вспомним правила наблюдения за птицами.

Правила наблюдения за птицами.

Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.

Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.

Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.

Орнитологи приступайте к исследованиям.

В группе после прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

Рассказ педагога.

Зима – очень тяжелое время года для птиц. Холодно и голодно им. Из-за холода птицы теряют много тепла. Как же им согреться? Для того чтобы согреться птицам необходимо много есть, и корма им нужно зимой намного больше, чем летом. «Сытому морозы не страшны» – говорят в народе. Поэтому с раннего утра до позднего вечера зимующие птицы заняты одним важным делом – поиском еды. День зимой короткий, быстро темнеет, в темноте корма не найти. Вот и встают они с восходом солнца, и целый день ищут себе корм. А уж кто не нашёл еды и остался голодным – пропадёт ночью, замерзнёт! Корм легче найти в городе, вот и жмутся птички в холода поближе к людям, к теплу и еде. Люди делают кормушки, подкармливают птиц, чтобы помочь птицам выжить зимой.

Вывод. Птицы постоянно двигаются, чтобы найти корм и не замёрзнуть. Птицы много едят, потому что сытая птица не замёрзнет.

Целевая прогулка в сквер (парк) «Поведение птиц зимой».

Задачи. Формировать представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь птиц. Расширять знания о зимующих птицах, о поведение птиц зимой. Развивать наблюдательность, любознательность, внимание. Воспитывать в детях чувство сострадания и милосердия.

Прогулка начинается во дворе детского сада. Вспомнить правила поведения на целевой прогулке.

Цель нашей прогулки: поведение птиц зимой. Только самые внимательные и наблюдательные дети заметят зимой птиц. Вспомним правила наблюдения за птицами.

В сквере, гуляя по тропинкам, обращать внимание детей на птиц. Попросить детей рассказать, что они знают об этой птице, дополнить рассказ детей. Поощрять тех детей, кто не шумит, не бегает, а спокойно наблюдает за птицами.

Напомнить детям, что зимующие птицы очень нуждаются в помощи людей.

Весёлые упражнения «Зимующие птицы».

В группе после прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Если ребёнок не помнит, как зовут птицу, попросить её описать. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

Исследование «Что делают птицы вечером?»

Задачи. Формировать представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь птиц. Расширять знания о поведение птиц зимой. Учить устанавливать причинно-следственные связи между временем суток и жизнью птиц. Развивать наблюдательность, любознательность, внимание.

Ход исследования.

Вечером птицы пропали!

Наверно их совы украли?

Тайны птиц мы разгадаем,

Что-то новое узнаем.

Задание: понаблюдать за птицами. Выяснить: как птицы ведут себя вечером, когда на улице темно. Задание понятно? (ответы детей).

Вспомним правила наблюдения за птицами.

Правила наблюдения за птицами.

Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.

Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.

Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.

Орнитологи приступайте к исследованиям.

На следующий день в группе попросить детей рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

Вывод. Вечером птицы спят, потому что на улице темно.

Рассказ педагога.

В тёмное время суток, птицы спят. Они собираются в стайки, прячутся в дуплах, в густых ёлках, тесно прижимаются друг к другу и спят до восхода солнышка. Ночь особенно опасна для птиц, ночи зимой длинные, морозные. Если птица легла спать голодная, она может, не проснутся утром.

Исследование «Как птицы ведут себя в морозные дни?»

Задачи. Формировать представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь птиц. Расширять знания о зимующих птицах, о поведение птиц зимой. Развивать наблюдательность, любознательность, внимание. Воспитывать желание заботится о зимующих птицах.

Ход исследования.

Почему зимующие птицы не замерзают?

Как себя от морозов оберегают?

Тайны птиц мы разгадаем,

Что-то новое узнаем.

Задание: понаблюдать за птицами. Выяснить: как птицы ведут себя в морозный день. Задание понятно? (ответы детей).

Вспомним правила наблюдения за птицами.

Правила наблюдения за птицами.

Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.

Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.

Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.

Орнитологи приступайте к исследованиям.

В группе после прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях.

Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

Рассказ педагога.

Птицы к зиме меняют оперение на более тёплое и густое зимнее оперение. В мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись. Когда птица сидит, между перьями у неё находится неподвижный воздух. Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло.

В полёте к телу птицы со всех сторон устремляется морозный воздух, и птица мёрзнет на лету. А ещё в зимние морозы можно увидеть, как птицы стоят то на одной, то на другой ноге. Это они обогревает свои ножки в пёрышках, поднимая их с холодной земли. Зимующие птицы ночуют в дуплах, в густых ёлках, они тесно прижимаются друг к другу и прячут клювики под крылышки для тепла.

Вывод. В морозные дни птицы сидят, нахохлившись, чтобы сохранить тепло.

Наблюдение «Зимующие птицы».

Задачи. Обобщить знания детей о зимующих птицах. Формировать представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь птиц. Воспитывать желание заботится о птицах. Развивать наблюдательность, любознательность, внимание.

Беседа.

Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите? (ответы детей)

… Поёт зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с рёвом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится всё сильней.

Сергей Есенин

Какие птицы не боятся мороза и вьюг, а остаются с нами зимовать? (ответы детей)

Как называют этих птиц? (зимующие птицы)

Что мы с вами узнали о зимующих птицах? (ответы детей)

Для того чтобы выжить птицам надо много корма;

Птицы постоянно в движении, в поисках корма;

Вечером птицы спят, потому что на улице темно;

В морозные дни птицы сидят, нахохлившись, чтобы сохранить тепло.

Как мы помогаем птицам выжить в морозные зимние дни? (ответы детей)

Весёлые упражнения «Зимующие птицы».

Воробьи и голуби

В гости прилетели, // Бег по кругу, взмахи руками (крыльями).

Грустные, нахохлившись,

На берёзу сели. // Присесть, встать

Лапки поднимали,

Пёрышками согревали. // Встать на одну ногу, постоять

Зёрнышки искали,

Ничего не увидали // Наклон, выпрямиться, пожать плечами.

Мы кормушки смастерили,

Птичек в гости пригласили. // Ударяют кулачок о кулачок.

Зимующим птицам рады мы,

Мы насыплем им еды. // Имитация, рассыпают корм.

Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.

В группе попросить детей рассказать о своих наблюдениях.

Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.

Открытая образовательная деятельность

Тема: Прогулка "Наблюдение за птицами"

Цель:

- формировать первичное представления детей о зимующих птицах;

- научить детей самостоятельно проводить наблюдения за птицами.

Задачи:

Расширить знания детей о птицах, зимующих в нашем городе;

Формировать исследовательские умения (сбор необходимой информации, обобщение полученных знаний);

Развивать у детей наблюдательность, мышление, внимание;

Воспитывать бережное отношение и чувство сострадания к птицам.

Материал и оборудование : кормушки для птиц, хлебные крошки, семечки.

Предварительная работа : беседы, наблюдения за птицами на прогулке, подкормка птиц, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, изготовление родителями кормушек.

Ход прогулки

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на экскурсию, чтобы провести свои наблюдения за ---- . За кем, вы узнаете, отгадав загадку.

Кто два раза родится:

в первый раз гладкий,

а второй раз - мягкий. (Птица)

Так за кем мы с Вами будем наблюдать? (ответы детей).

Правильно, на экскурсии мы будем наблюдать за птицами и учиться приёмам наблюдения за ними.

Воспитатель: Птицы населяют все уголки нашей планеты. Их можно встретить и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океана. В отличие от многих других животных, часто ведущих скрытный образ жизни, птицы всегда рядом с нами. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Люди издавна привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их около себя.

Дети выходят на прогулку вместе с воспитателем. Воспитатель обращает внимание на погоду, что осенью и зимой холодно и голодно маленьким птичкам.

Обращая внимание на поведение птиц (птицы не поют, не чирикают, редко летают).

Воспитатель : Дети, скажите, легко ли найти птицам корм зимой? Почему? (Потому что зимний день короткий, все покрыто снегом, трудно находить корм во время снегопадов, метелей, сильных морозов). Только люди могут помочь – покормить их.

Воспитатель предлагает отгадать загадку:

На скуку сижу,

«Кар! Кар!»- кричу.

Чик-чирик!

С ветки прыг.

Клюй не робей!

Кто это… (Воробей)

Дети хором отвечают. Правильно!

Воспитатель объясняет, что люди зимой развешивают кормушки для птиц, чтобы птицы не голодали, подкармливают их.

Вы уже сказали, как трудно найти зимой корм. А как мы с вами можем помочь птицам? (Мы можем их подкармливать).

Чем мы можем подкармливать птиц? (Ответы детей : пшено, просо, овёс, пшеница, семена подсолнечника, ягоды рябины, боярышника, семена клёна, ясеня, орехи, хлеб, хлебные крошки).

Воспитатель: Надо сказать, что птицы в зимнее время не очень разборчивы в еде и едят то, что найдут. Поэтому для подкормки птиц зимой годится некоторая пища с нашего стола (крошки хлеба, семечки и др.).

А на участке у нас есть кормушка?

Воспитатель предлагает детям спасти птиц от голода и поиграть в игру.

Игра "Спасатели". Воспитатель предлагает детям повесить кормушки для птиц.

Воспитатель предлагает покормить птиц, и задает вопросы, кто прилетел, что птицы делают.

Рассказывает детям, что птицы очень пугливые и наблюдать можно только из далека.

На ветку села птица, воспитатель обращает внимание детей, что у птицы есть; клюв, оперение, хвост, лапки. Птица летает, чирикает, поет, прыгает. Воспитатель предлагает детям называть части тела птички.

Работа с наглядностью.

Воспитатель:

Посмотрите и скажите, кого вы здесь на ветке видите? (Птиц).

По каким признакам вы это определили? (Клюв, перья) .

Скажите, что делают птицы?

Назовите птиц, которых вы узнали?

Какие это птицы. (Зимующие).

Почему мы их так называем?

Поют ли птицы зимой? (Да, но нет такого многоголосья).

Кто из птиц чирикает? (Воробей).

Кто из птиц трещит (стрекочет)? (Сорока).

Кто из птиц каркает? (Ворона)

Какие птицы зимуют в нашем городе? (Ответы детей)

Воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру «Ворон и воробей».

Один из детей выбирается вороном, а остальные дети воробушки. Дети имитируют характерные движения птицы. По команде воспитателя воробушки летают, чирикают, клюют корм.

Когда прилетает ворон, воробушки улетают в гнездышки.

Воспитатель :

Чем мы с вами сегодня занимались?

Каких птиц Вы встретили на экскурсии? Чем они были заняты?

Много ли птиц зимой в нашем городе?

Поют ли птицы зимой?

Чем питаются птицы зимой?

Каких птиц Вы узнали, по каким признакам?

Чем вам понравилась наша прогулка?


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Поет зима - аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна.

3 слайд

Описание слайда:

Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. С. Есенин

4 слайд

Описание слайда:

Самое страшное время года для птиц – зима. В это время года многие птицы погибают от нехватки корма. Поэтому в нашей школе была создана группа учащихся, готовых помочь маленьким пернатым друзьям. Состав группы: Батомункуева Айна (исследователь) Парыгина Татьяна (исследователь) Косякова Елизавета (исследователь) Соловьев Степан (фотограф - исследователь) Кроме того в изготовлении кормушек помогли учащиеся первого, четвертого, пятого и шестого классов. Собрать корм помогли ученики третьего и шестого классов.

5 слайд

Описание слайда:

Место проведения наблюдения: пришкольный участок МБОУ «СОШ №15» Объект наблюдения: зимующие птицы Время наблюдения: декабрь 2014 г. – январь 2014 г Цель: Изготовить кормушки для птиц Собрать разнообразный корм для птиц Подкармливать птиц, прилетающих на территорию школы Изучить видовой состав птиц Провести наблюдение за особенностями поведения птиц у кормушки Изучить пищевые предпочтения птиц Изучить, какие кормушки больше посещают птицы Составить дневник наблюдений за птицами Составить рекомендации, с использованием результатов наблюдения

6 слайд

Описание слайда:

ДЕКАБРЬ План работы: Изготовить кормушки. Разместить кормушки на пришкольном участке, наполнить кормом. Провести наблюдение за птицами. - Изучить виды птиц, посещающих кормушки. - Изучить пищевые предпочтения птиц

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Парыгина Таня и Батомункуева Айна изготовили кормушки из пятилитровых бутылок, в которых были вырезаны отверстия - вход, а также были продеты прутья, для того чтобы нанизывать сало для синиц. Затем кормушки были раскрашены краской.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

После того как кормушки были развешаны мы заполнили их кормом. В состав корма входили: пшено, просо, семена подсолнечника, рис, хлебные крошки. На некоторые кормушки (с прутиками) были нанизаны кусочки несоленого сала. После этого мы начали своё наблюдение. Лиза насыпает корм в кормушки

11 слайд

Описание слайда:

Дневник наблюдения Дата Погода Корм Птицы, посещающие кормушку Что наблюдали 9.12 -10, ясно, ветер ю-з пшено, просо, семена подсолнечника, рис, хлебные крошки, несоленое сало Воробьи - 3 Воробьи прилетают к кормушке из литровой бутылки, но быстро улетают, долго не задерживаются. Бояться людей 10.12 -16, ясно, ветер ю пшено, просо, семена подсолнечника, рис, хлебные крошки, несоленое сало Воробьи - 5 Также к кормушке из бутылки подлетают воробьи. Сало остаётся нетронутым. 11.12 -15, малооблачно пшено, просо, семена подсолнечника, рис, хлебные крошки, несоленое сало Воробьи – 7, синица - 1 На пришкольный участок прилетели стайка свиристелей (примерно 32-36приц). К кормушкам не подлетали. Улетели в сторону пятиэтажных домов. К кормушке прилетела синица. Она брала семечки подсолнуха в клюв, улетала подальше от кормушек и там уже поедала корм. 12.12 -17, ясно, ветер с пшено, просо, семена подсолнечника, рис, хлебные крошки, несоленое сало Воробьи -7, синицы - 2 Синицы начали охотно поедать кусочки сала, корм едят, улетая на расстояние примерно 2 метра от кормушки. В кормушке меньше стало проса, семечек, крошек. Почти не тронут рис. Воробьи активно поедают пшено с листков с кормом. 13.12 -18, ясно штиль пшено, просо, семена подсолнечника, рис, хлебные крошки, несоленое сало Воробьи -9, синицы - 3 Сала практически не осталось. Птицы стали активно поедать корм со всех кормушек, но все же корм значительно уменьшился в кормушках из пластиковых бутылок. Птицы плохо поедают рис. 14.12 -14, ясно пшено, просо, семена подсолнечника, рис, хлебные крошки, несоленое сало Воробьи – 7, синицы - 3 Сало съедено синицами. Птицы активные, чирикают, охотно поедают корм. Человека бояться. Если близко подходишь, улетают. 16.12 -20, небольшая облачность пшено, просо, семена подсолнечника, рис, хлебные крошки. Воробьи – 8, синицы - 2 Корм во многих кормушках закончился. Птицы ожидают на ветках новой порции. Птицы съели даже рис.

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

Вывод о проделанной работе 1. В декабре на территории школы были замечены птицы: воробьи, синицы, свиристели. 2. Кормушки посещают воробьи и синицы. Воробьи по численности преобладают. Синицы предпочитают поедать несоленое сало, семечки подсолнуха, воробьи просо, пшено, хлебные крошки. Плохо поедают рис.

16 слайд

Описание слайда:

Январь План работы: 1. Продолжить наблюдения за птицами. 2. Изучить виды кормушек, которые предпочитают посещать птицы. 3. Изучить поведение птиц в зависимости от погодных условий.

17 слайд

Описание слайда:

Учащимися начальной школы были изготовлены разнообразные кормушки из пластиковых бутылок, из дерева, из картонных коробок. В течение недели проводились наблюдения за тем, какие кормушки предпочитают посещать птицы. В ходе наблюдения мы увидели, что птицы предпочитают кормушки просто устроенные, без лишних украшений. Очень часто посещают кормушки из пластиковых бутылок и деревянные кормушки. Кормушки из коробок легкие и на ветру сильно раскачиваются корм высыпается, поэтому такую кормушку нужно закреплять

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

21 слайд

Описание слайда:

Дата Погода Птицы/ количество Наблюдения 02.01 -19, ветер ю-з, малооблачно Воробьи – 8, Синицы - 2 Воробьи с утра сидят на ветках недалеко от кормушек, чирикают. Корм поедают активно. Из кормушек посещают практически все. Синицы уже поедают корм в кормушке, а не как в декабре, улетая скормом. 03.01 -22, ветер зап. небольшой снег, малооблачно Воробьи –12, Синицы – 3 Голуби -4 После снега воробьи громко чирикали. На территории школы были голуби, но к кормушкам они не подлетали, а искали корм на земле. 04.01 -25, ветер вост., малооблачно Воробьи – 10, Синицы - 2 Воробьи не очень активные, сидят нахохлившись. Синицы активные, прыгают по веткам, подлетают к кормушкам. У двух кормушек птицы не были замечены. Отдают предпочтение кормушкам из бутылок, деревянным. Корм в кормушках заканчивается быстро. 05.01 -22, штиль, ясно Воробьи – 11, Синицы - 3 Воробьи громко чирикают, реже подлетают к кормушкам. 06.01 -20, з, малооблачно Воробьи – 7, Синицы - 2 Птицы активно перелетают с дерева на дерево. Близко к себе по- прежнему не подпускают, сразу улетают. Активно поедают корм. 07.01 -20,облачно,з, Воробьи –26, Ястреб -1 В этот день произошло событие. Ястреб поймал воробья и со своей добычей присел на тополь перед школой и стал его поедать. Остальные воробьи, а их налетело в этот день около30птиц, присели на соседний тополь, а затем стали потихоньку подлетать к ястребу. Среди воробье, оказывается есть самый смелый, который первым подлетает к опасности, а затем следуют и другие за ним. Так они практически окружили ястреба, но он не обращал на них внимание и продолжал поедать свою добычу. Затем он доел воробья и стал отдыхать на ветке, а воробьи продолжали сидеть рядом. Но ястреб так и не схватил больше никого из них и улетел. 08.01 -15,з, ясно На территорию школы прилетела сорока, но сидела она вдалеке на дереве. К кормушкам она не приближалась. 10.01 -17,с-в, облачно Воробьи – 13 Синицы - 3 Обычное поведение воробьев. 12.01 -18,штиль, ясно Воробьи – 8, Синицы – 1 Сорока - 1 На территорию школы прилетела сорока, но сидела она вдалеке на дереве. К кормушкам она не приближалась. В ясный день воробьи меньше подлетают к кормушкам.

23 слайд

Описание слайда:

Вывод: 1. На территории школы в зимний период к кормушкам прилетают воробьи и синицы, голуби питаются с земли. 2. Предпочтение отдают: воробьи – пшену, просу, семенам подсолнечника, хлебным крошкам; синицы – семечкам и несоленому салу. 3. Поведение птиц зависти от погоды. 4. Предпочитают кормушки из бутылок и деревянные. Рекомендации: 1. Необходимо в следующем году составить смесь кормов исходя из пищевых предпочтений птиц. 2. Необходимо кормить и заботиться о птицах, не только зимой, но и в другие времена года. 3. Изготавливать кормушки.



Енвд