Лего конструирование проект юные. Приёмы работы с детьми на занятиях по конструированию из блочного конструктора. Технология работы по проекту

Конструирование в ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.

ФГОС подчёркивают необходимость обеспечения преемственности целей, задач и содержания дошкольного образования, предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:

Вариативности и разнообразия содержания образовательных программ;

Единство развивающих, воспитательных и образовательных целей и задач в совместной и самостоятельной деятельности взрослого и ребёнка;

Учёта ведущего вида деятельности дошкольника – игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Пышминского городского округа

«Чернышовский детский сад»

ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:

Педагогическим советом Заведующая МБДОУ ПГО

МБДОУ ПГО «Чернышовский детский сад»

«Чернышовский детский сад» ____________ А.В. Евдокимова/

«___»__________________2015г. «___»_________________2015г.

Протокол №

ПРОЕКТ

«Лего-конструирование как средство развития творческой активности детей » по теме:

«Уральское подворье»

Исполнитель: Печеркина А. А. Должность: воспитатель 1 КК

Согласовано

Родительским комитетом

Протокол №__

от «__»______________2015г.

с. Чернышово, 2015

Пояснительная записка

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Особое значение придаётся дошкольному воспитанию.

В последние годы социальный статус дошкольного детства существенно изменился. В силу требований нового времени этот период стал важнейшим этапом государственного образования, не менее значимым, чем школьный этап. Одной из первостепенных задач современного дошкольного образования является развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей, которые составляют основу активного познания окружающего мира.

Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, - вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим особое значение отведено конструированию.

Конструирование в ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.

ФГОС подчёркивают необходимость обеспечения преемственности целей, задач и содержания дошкольного образования, предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:

Вариативности и разнообразия содержания образовательных программ;

Единство развивающих, воспитательных и образовательных целей и задач в совместной и самостоятельной деятельности взрослого и ребёнка;

Учёта ведущего вида деятельности дошкольника – игры.

По своей сути, Лего-конструирование относится к инновационным технологиям, обладает широким образовательным потенциалом. Деятельность с конструктором «Лего», как с дидактическим материалом настолько привлекательна и эмоционально окрашена для ребёнка, что часто её рассматривают как конструктивно – игровую деятельность, что не противоречит возрастным особенностям детей.

Игра является важнейшим спутником детства, ведущим видом деятельности дошкольника. Лего-конструирование позволяет детям учиться, играя и обучаясь в игре. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.

Лего-конструирование является уникальным инструментом для увлекательного, всестороннего развития детей, раскрывая потенциальные возможности каждого ребёнка и в силу своей педагогической универсальности, служит важнейшим средством развивающего обучения.

Использование конструктора «Лего» позволяет развивать у детей:

Творческий потенциал;

Мыслительно–коммуникативные возможности;

Речь;

Знания об окружающем мире;

Внимание, память, мышление, умение сосредоточиться;

Элементарные математические представления.

Начиная с конструирования простых фигур, ребёнок совершенствует свои навыки, видя свои успехи, становится более уверенным в себе и переходит к более сложному этапу обучения. Игры с «Лего-конструкторами» выступают способом исследования и ориентации ребёнка в реальном мире, пространстве и времени. Конструктор помогает воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат, расширяя представления об окружающем мире. Опыт, получаемый ребёнком в ходе лего-конструирования, незаменим в плане формирования и умения и навыков исследовательского поведения.

Важно чаще предлагать детям, такие конструкторские задачи, которые заставляли бы их мыслить, изобретать. А если деятельность ребёнка носит творческий характер, она заставляет его думать, становиться привлекательной и позволяет открывать в самом себе новые возможности, а это является сильным и действенным стимулом к занятиям по лего-конструированию.

Паспорт проекта

Цель проекта:

Цель проекта:

Создание современной образовательной среды по формированию потенциальных возможностей ребенка, обеспечивающей создание ситуации успеха через применение технологии лего-конструирования в интеграции образовательных областей дошкольного образования.

Создание механизма умственного и творческого развития дошкольников, педагогов и родителей через использование технологии ЛЕГО-конструирования в образовательном процессе ДОУ в интеграции образовательных областей.

Задачи проекта:

  1. Создать психолого-педагогические условия, способствующие интеграции образовательных областей и обеспечивающие непрерывность образовательного процесса, направленного на развитие способностей, компетенций и творчества воспитанников средствами технологии ЛЕГО-конструирования.
  1. Создать единое социально – образовательное пространство, включающее ДОУ и семью, направленного на поддержку и развитие познавательной инициативности, социальной и творческой активности детей дошкольного возраста.
  1. Способствовать формированию инженерного мышления подрастающего поколения через выполнение проекта « Уральское подворье ».

Методическое сопровождение

Перспективно-тематические планы (Приложение 1)

Конспекты занятий (Приложение 2)

Картотека развивающих и дидактических игр (Приложение 3)

Картотека образцов моделей (Приложение 4)

Консультации для родителей (Приложение 5)

Тип проекта

познавательно – игровой

Сроки реализации проекта

Долгосрочный (1.10.2015г. – 31.03.206г.)

Участники проекта

Дети (6 – 7 лет), педагог, родители дошкольников

Этапы реализации проекта

Первый этап подготовительный

1.10.15 – 31.10.15 гг.

Изучение, обобщение методической литературы по Лего-конструированию

Разработка перспективного планирования по теме проекта

Создание – «Лего-центра» в группе для реализации проекта

Разработка картотеки образцов, схем из конструктора ЛЕГО

Второй этап основной

1.11.15 – 29.02.16 гг.

Знакомство детей с терминологией, особенностями деталей конструктора Лего

Реализация проекта, в соответствии с перспективным планом

Организация самостоятельной и совместной игровой деятельности детей

Информирование и привлечение родителей в совместную проектную деятельность

Разработка диагностического инструментария

Третий этап творческий

1.03.16 – 31.03.16 гг.

Обобщение опыта работы по проекту

Участие в конкурсах

Открытые мероприятия для родителей и педагогов ДОУ

Ресурсы проекта

Временные

В режиме дня детского сада и в домашних условиях детей

Информационные

Учебно-методическая литература, интернет ресурсы, детская литература

Материально-технические

Аудиозаписи, видеозаписи, компьютер, цифровой фотоаппарат

Художественно-изобразительные средства

Фотографии образцов, иллюстрации, изображения схематичных рисунков

Продукт деятельности детей

Выставка творческих работ детей из лего-конструктора «Уральское подворье».

Результат деятельности педагога

Систематизация работы по Лего-конструированию с детьми в рамках ДОУ

Развитие творческой активности у детей дошкольного возраста и во время совместных мероприятиях с родителями

Активность родителей в реализации проекта

Социальная направленность проекта заключается в тесном взаимодействии детей, родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Перспектива дальнейшего развития проекта .

В перспективе планируется продолжать внедрять и совершенствовать систему работы по проекту, способствовать разработке и внедрению новых технологий и приёмов в работе с воспитанниками. Разработать перспективное планирование для работы с детьми по легоконструированию на старший дошкольный возраст, продолжать знакомить детей с разновидностями конструктора «Лего», развивать взаимодействие с социальными партнёрами. Продолжать работу по самообразованию, делиться опытом с коллегами и публиковать материалы по данной теме, принимать активное участие в различных конкурсах и выставках.

Технология работы по проекту

Срок реализации проектной деятельности 1.11.2015г. – 31.03.2016г.

Работа по Лего-конструированию ведётся в непосредственной и совместной образовательной деятельности с детьми. Тематика непосредственной образовательной деятельности разработана в соответствии с возрастом детей, календарно-тематическим планом.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для воспитанников деятельности. В группе старшего дошкольного возраста применимы:

Виды НОД

По схеме

По образцу

По собственному замыслу

По карточкам с моделями

Формы работы с детьми

Создание совместных построек

Беседы

Разнообразные игры

Изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности

Создание макетов

Проектная деятельность

Познавательно-исследовательская деятельность

Экспериментирование

Оформление выставок

Продуктивная деятельность

Применяемые методы

Наглядно-практические

Словесные

Проблемные ситуации

Анализ образцов

Игровые

Игровые приёмы

Дидактические игры на развитие внимания, мышления, памяти

Сюрпризные моменты

Игровой сюжет

Основные принципы обучения детей

Последовательность

Доступность

Индивидуальный подход к каждому ребёнку

Эффективность форм взаимодействия

Непосредственно образовательная деятельность по Лего-конструированию проводится в игровой форме:

Дети в ходе игры обследуют детали конструктора, выделяя сенсорные признаки;

В соответствии с замыслом и темой выполняют поделки из деталей;

Используют постройки для организации игр в совместной деятельности.

В данном проекте систематизирована и представлена работа по организации образовательной деятельности с конструктором «Лего».

Представленный проект технологичен, так, как в нём прослеживается целенаправленная систематическая работа с детьми в тесном взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса. Данный проект перспективен как для работы с одарёнными детьми, так и с детьми, имеющие слабые конструктивные навыки в продуктивной деятельности.

Работа с родителями и социальными партнерами

Семья и дошкольное учреждение – два самых важных института воспитания и развития ребёнка. Их функции различны, но для полноценного содержательного течения детства необходимо объединение усилий родителей и воспитателей.

Эффективно организованное сотрудничество даст импульс к построению взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающее не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию, сформирует предпосылки совместной деятельности детей и родителей, сделает их настоящими партнёрами. В тоже время это позволит педагогу скорректировать собственную работу на основе учёта интересов семьи, не испытывая трудностей при контакте с родителями.

Вовлечение родителей в совместную деятельность играет немаловажную роль в воспитании подрастающего поколения.

Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребёнка.

Данный проект предполагает сплочение детско-родительских отношений. Очень часто к детской деятельности с удовольствием подключается вся семья, возникает настоящее деловое сотрудничество детей с родителями. В процессе реализации проекта планируется вместе возводить новые постройки, оформлять альбомы, организовывать фотосессии, а также использовать совместные игры детей и родителей, в качестве средства общения, и многое другое. Проектная работа даёт им новые темы для разговоров и совместной деятельности.

В результате проектной деятельности дети учатся работать по образцу, анализировать и читать схематичные рисунки. Своими достижениями дети делятся в группе, а у родителей непременно появляется уверенность в своих детях – активных творцов, способных добиваться поставленной цели. В результате совместной деятельности дети стали более самостоятельными, формируется обогащение представлений об окружающем мире, повысилась наблюдательность, любознательность дошкольников.

Ожидаемые результаты работы детско-родительских отношений:

Рост посещаемости мероприятий в стенах дошкольного учреждения,

Доверительные отношения,

Рост педагогической компетентности родителей,

Полноценное общение с ребёнком в кругу семьи.

Основные шаги реализации проекта

Первый этап «Подготовительный»

Цель

Выявить исходный уровень развития конструктивных способностей дошкольников на начало проекта

Изучение мнения родителей, обобщение и анализ полученных данных; постановка цели и задач проекта

Диагностика включает в себя

Систематическое наблюдение за свободной деятельностью детей, ее направленностью на самостоятельное конструирование

Наблюдение и оценка индивидуальных особенностей, проявления конструктивной активности дошкольников

Результат

Разработка комплекса методических материалов по реализации проекта в образовательном процессе.

Знакомство детей с конструктором Лего, обогащение знаний о данном виде конструктора, заинтересованность родителей и активное взаимодействие .

В процессе знакомства был выявлен уровень осведомлённости родителей о пользе конструктора в развитии ребёнка, о необходимости включения Лего-конструирования в образовательный процесс, о его образовательной универсальности, привлекательности для ребёнка.

В ходе общения с родителями были установлены доверительные отношения. (Приложение)

Второй этап - основной «Реализация проекта»

Цель

Апробировать результативность разработанного содержания проекта в рамках программы «От рождения до школы» направленного на развитие конструктивных способностей детей дошкольного возраста

Виды деятельности по реализации проекта

Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с разработанным календарно-тематическим планом

Организация режимным моментов с использованием конструктора «Лего» и литературного материала

Активное привлечение родителей, специалистов ДОУ и социальных партнеров в рамках темы проекта

Третий этап «Оценочный»

3 этап творческий - заключительный

Цель

Выявить уровень развития конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста, показать динамику на конец проекта

Провести рефлексию проделанной работы, наметить перспективы развития

Диагностика включает в себя

Систематическое наблюдение за свободной деятельностью детей, ее направленностью на самостоятельное действие

Наблюдение и оценка индивидуальных особенностей проявления конструктивной активности дошкольников

Индивидуальные беседы с детьми

Анализ данных по комплексным критериям

Проявление интереса ребенка к конструированию

Особенности процесса конструирования

Отношение ребенка к помощи взрослого (воспитателя, родителей) в процессе конструирования

Отношение ребенка к результату конструирования и его оценка

Ожидаемые результаты работы по проекту:

  • накопление положительного опыта взаимодействия семьи педагогов ДОУ;
  • повышение педагогической компетенции родителей;
  • формирование интереса к детскому Лего-конструированию;
  • активное участие родителей в жизни своего ребёнка.

Промежуточные результаты: значительно повысился интерес родителей к участию в различных проектах, выставках в рамках ДОУ. Родителями группы были приобретены для своих детей конструкторы «ЛЕГО», что повлияло на создание новых творческих работ в кругу семьи и в представлении своего творчества на выставках детского сада: «Лего любит вся семья-мама, папа, Я!».

Литература

  1. Е.В. Фешина «Лего – конструирование в детском саду» Сфера 2012г.
  2. Емельянова И.Е, Максаева Ю.А «Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно–игровых комплексов» Линка – Пресс Москва 2011г стр.131.
  3. М.С. Ишмакова «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» «Маска» 2013г.
  4. Л.Г. Комарова «Строим из ЛЕГО» Линка – Пресс Москва 2001г.
  5. Научно – методический журнал «Дошкольное воспитание»№12 2014г.
  6. Научно – методический журнал «Дошкольное воспитание»№5 2014г.
  7. Научно – методический журнал «Детский сад от А до Я»№1 2014г.
  8. Научно – методический журнал «Дошкольник» методика и практика воспитания и обучения №5 2014г, стр.48 – 50.

Интернет-ресурсы:

1. http://www.lego.com/ru-ru/

2. http://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school

3. http://int-edu.ru

4. http://creative.lego.com/en-us/games/firetruck.aspx?ignorereferer=true

5. http://www.youtube.com/watch?v=QIUCp_31X_c

6. http://www.robotclub.ru/club.php

7. http://www.liveinternet.ru/users/timemechanic/rubric/1198273/

Приложение 1. Перспективно-тематическое планирование.

Месяц

Тема

Цели

Октябрь

1. Вводное занятие «История Лего. Кубики Лего»

Дать представление о конструкторе Лего. Инструктаж о правилах поведения при работе с лего-конструктором.

2. Конструирование по замыслу.

3. «Мост через реку Пышма»

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

4. Конструирование по замыслу.

Учить строить мостик, точно соединять строительные детали, накладывать их друг на друга.

Ноябрь

5. «Дом фермера»

Формировать обобщенные представления о домах. Учить создавать постройки с перекрытиями, делать их прочными. Развивать умение выделять части (стены, пол, крыша, окно, дверь). Познакомить детей с жизнью жителей села. Познакомить с понятием фундамент.

6. Конструирование по замыслу.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

7. Конструирование по замыслу.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

8. Конструирование по замыслу.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Декабрь

9. «Грузовая машина»

Учить создавать простейшую модель грузовой машины. Выделять основные части и детали

10. Конструирование по замыслу.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

11. «Водный транспорт»

Учить детей строить водный транспорт по схеме. Развивать мелкую моторику рук, навыки конструирования.

12. Свободное конструирование по теме «Подарки для друзей»

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Январь

13. Конструирование по замыслу.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

14. «Морские животные»

Учить детей строить по предложенным схемам, инструкциям, учитывая способы крепления деталей; передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO.

15. Конструирование по замыслу.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Февраль

16. «Зоопарк»

Учить выполнять задания по условиям. Развивать глазомер, навыки конструирования, мелкую моторику рук. Учить детей строить всех одну поделку.

17. Конструирование по замыслу.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

18. Конструирование по замыслу.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Март

19. «Летим на Луну»

Продолжить учить работать с конструктором LEGO, создавать постройки по собственному замыслу и определенным условиям. Повторить правила работы с конструктором.

20. Конструирование по замыслу.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

21. Итоговое занятие «Фантазируй»

Развивать фантазию и воображение детей. Развивать умение передавать форму объекта средствами конструктора. Закреплять навыки скрепления. Обучать умению планировать работу.

Приложение 2.

НЕПРЕРЫВНАЯ НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Приложение 3. Картотека развивающих и дидактических игр

Дети этого возраста уже занимаются по карточкам, строят более сложные постройки.

Цель игр – развивать речь, уметь работать в коллективе, помогать товарищу, развивать мышление и память.

Название игры

Цель игры

Оборудование

Ход игры

Назови и построй

Закреплять названия деталей ЛЕГО-конструктора; учить работать в коллективе

Набор ЛЕГО-конструктора

Педагог дает каждому ребенку по очереди деталь конструктора. Ребенок называет ее и оставляет у себя. Когда каждый ребенок соберет по две детали, педагог дает задание построить из всех деталей одну постройку, придумать ей название и рассказать о ней.

ЛЕГО-подарки

Развивать интерес к игре и внимание

Игровое поле, человечки по количеству игроков, игральный кубик (одна сторона с цифрой 1, вторая с цифрой 2, третья с цифрой 3, четвертая – крестик (пропускаем ход)), ЛЕГО-подарки

Дети распределяют человечков между собой. Ставят их на игровое поле. Кидают по очереди кубик и двигают человечков по часовой стрелке. Первый человечек, прошедший весь круг, выигрывает, и ребенок выбирает себе подарок. Игра продолжается, пока все подарки не разберут.

Не бери последний кубик

Развивать внимание, мышление

Плата с башней

Играют два ребенка, которые по очереди снимают один или два кирпичика с башни. Кто снимет последний, тот проиграл.

Запомни расположение

Развивать внимание, память

Набор ЛЕГО-конструктор, платы у всех игроков

Педагог строит какую-нибудь постройку из восьми (не более) деталей. В течение короткого времени дети запоминают конструкцию, потом педагог ее убирает, и дети пытаются по памяти построить такую же. Кто выполнит правильно, тот выигрывает и становится ведущим.

Построй, не открывая глаз

Учить строить с закрытыми глазами, развивать мелкую моторику рук, выдержку

Плата, наборы конструктора

Перед детьми лежат плата и конструктор. Дети закрывают глаза и пытаются что-нибудь построить. У кого интереснее получиться постройка, того поощряют.

Рыба, зверь, птица

Развивать память, внимание

Кирпичик ЛЕГО

Педагог держит в руках кирпичик ЛЕГО. Дети стоят в кругу. Педагог ходит по кругу, дает по очереди всем детям кирпичик и говорит: «Рыба». Ребенок должен сказать название любой рыбы, затем дает другому и говорит: «Птица» или «Зверь». Кто ошибается или повторяет, выбывает из игры.

Приложение 4.

Картотека образцов моделей

Приложение 5

Диагностическая карта в подготовительной группе

Дети

Называет все детали конструкторов

Строит более сложные постройки

Строит по образцу

Строит по инструкции

педагога

Строит по творческому замыслу

Работает в команде

Использует предметы заместители

Работа над проектами

Показатели детей на начало проекта

Показатели детей на конец проекта

Ребёнок 1

Селюкова Алина

Селюкова Алина

с. Сухая Буйвола, МКОУ СОШ № 17, 2 класс

руководитель: Григорова Анжела Владимировна, учитель начальных классов

Цель исследования: изучить историю создания лего-конструкторов.

Задачи:

1. Узнать историю создания лего-конструкторов.

2. Узнать историю возникновения названия.

3. Изучить разновидности игр.

4. Провести анкетирование и обработать полученные данные.

5. Провести конкурс моделей «Лего – 2014».

6. Подготовить творческую работу.

Объект исследования: конструктор «Лего» и его создатель.

Предмет исследования: история возникновения Лего, его изменения в разные годы

Методы исследования:

анализ научной литературы по данному исследованию;

Полученные данные: изучая материалы на данную тему, было проведено анкетирование среди учащихся 2 – х классов. Приняли участие – 40 человек. Из анкет я узнала, что 15 учащихся имеют собственный набор конструктора Лего, историю создания Лего знают 31 ученик, новую модель хотели бы создать 39 учащихся и, наконец, узнать, как всё начиналось желают 37 сверстников.

Выводы: с целью выявления значимости конструктора «Лего» в жизни детей 8-10 лет была проведена исследовательская работа. Мною были изучены материалы из разных источников по выбранной теме, далее было проведено анкетирование и организован конкурс конструированных моделей. Конкурс показал, что все мы любим играть, конструировать, творить, а в будущем может быть даже станем конструкторами. Следовательно, можно с уверенностью сказать, что Лего-конструирование – это серьёзное развивающее занятие.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Районная научно-практическая конференция младших школьников

«Первое открытие»

Секция: информатика, робототехника (Конструктор «Перворобот»)

Название работы: «Лего-конструирование – просто игра или серьёзное занятие»

Место выполнения работы:

С. Сухая Буйвола,

МКОУ СОШ № 17, 2 класс.

Руководитель: Григорова

Анжела Владимировна,

Учитель начальных классов

МКОУ СОШ № 17

Светлоград, 2014

Введение ……………………………………………………………………………..3

Глава 1.История возникновения LEGO ………………………………………...3

1.1.История создания Лего……………………………………………………….3-4

1.2.История возникновения названия……………………………………………...4

1.3.История возникновения игр……………………………………………………5

1.4. ЛЕГО-конструирование – модная игра или серьёзное занятие?.....................5

Глава 2. Практическая часть …………………………………………………....5

2.1. Методы и материалы исследования………………………………………..5-6

2.2. Результаты анкетирования……………………………………………………6

2.3. Организация конкурса……………………………………………………....6-7

Заключение ………………………………………………………………………..7

……………………………………………..8

Приложения

Введение

Мир детских игрушек огромный, яркий, красочный, можно сказать, богатый. Но если внимательно приглядеться, все однообразно: в одном магазине, в другом, в третьем одни и те же модели машинок, самолетов, трансформеров, как много их и как трудно сделать выбор.

Решить проблему расширения детского кругозора помогут конструкторы,

которых, к счастью, сейчас стало много. Самым интересным занятием для меня является конструирование. Модель можно собрать по рисунку, а можно и самому придумать – собрать машину, самолёт, лодку и многое-многое другое.

Конструируя различные модели, я задумалась, кто и когда создал такую

полезную игрушку, в какой стране? Я решила найти информацию об истории

возникновения конструктора LEGO. В библиотеках нашего села литературы по данной теме нет, поэтому всю информацию я нашла в Интернете.

Тема: « Лего-конструирование – просто игра или серьёзное занятие».

Цель моей работы:

Гипотеза : Лего-конструирование – это серьезное развивающее занятие.

Объект исследования : конструктор Лего и его создатель.

Предмет: история возникновения Лего, его изменения в разные годы.

Задачи:

Глава 1. История возникновения ЛЕГО

2.1. История создания Лего

Обычно самый первый в жизни ребенка конструктор - простые деревянные кубики. С изготовления такого конструктора начинал плотник из

бедной датской семьи Оле Кирк Кристиансен. (Приложение 1)

Сегодня 8000 человек трудятся над созданием конструкторов на 37 предприятиях Lego. Конструкторы продаются в 130 странах мира, причем со скоростью примерно семь коробок в секунду. Но в самом начале дела у плотника Кристиансена шли не столь великолепно. И тогда наудачу он решил заняться производством деревянных кубиков. В 1963 году кубики начали изготовлять из специальной ABS-пластмассы, которую используют до сих пор. Она нетоксична и безопасна. Кроме того, сегодня в нее добавляют некий специальный элемент, чтобы кубик, случайно проглоченный ребенком, высветился на рентгене. Собранная в конце 90-х в Москве, даже попала в Книгу рекордов Гиннесса. Сегодня самой высокой лего-постройкой считается башня в чилийской столице Сантьяго - 31 метр. На установление рекорда ушло три дня и 550 тыс. кубиков. (Приложение 2)

Интересно, что тем количеством кубиков, которое сейчас есть, можно опоясать Землю пять раз. А к 65-й годовщине существования компании в созвездии Малой Медведицы появилась Звезда по имени Lego. В этом же году 17-летний датский композитор Фредерик Магле написал «Симфоническую фантазию Lego». 10 раз дотянуться до Луны - это возможно, если поставить все когда-либо произведенные кубики один на другой. 4 парка Леголенд существует в мире: в Дании, Великобритании, США и Германии.

2.2. История возникновения названия ЛЕГО

Название для своей компании Оле Кирк придумал сам. Оно образовалось от выражения LEgGOdt. В переводе с датского это означает «увлекательная игра» или « играй с удовольствием». Что вполне соответствует действительности – игры Лего доставляют море удовольствия детям всего мира уже более 70 лет.

Несколькими годами позже основатель узнал, что сама фраза «LEGO» на латыни означает «я учусь» или «я складываю». Очевидно, что осознание этого

серьезно повлияло на будущую историю компании.

2.3. История возникновения игр

Три кита, на которых стоит Lego, - это серии «Город», «Замок» и «Космос». Очень часто серии создаются по мотивам известных фильмов и мультиков: «Звездные войны», «Бэтмен», «Гарри Поттер», «Индиана Джонс» и десятки других. Один из основных принципов компании – все наборы должны быть

совместимыми между собой.

2.4. Лего-конструирование – модная игра или серьёзное занятие?

эстетики, прочности и долговечности. В силу своей универсальности они оказываются наиболее предпочтительными развивающими игрушками. Причём

этот конструктор побуждает работать в равной степени и голову, и руки.

Действительно ли занятия Лего-конструированием развивает детские творческие способности, фантазию, память, или это просто детская игра - забава, простое развлечение?

Работая с конструктором, можно строить модели и при этом обучаться, играя и получая удовольствие. Когда придумываешь модели сам, ощущаешь себя профессиональным инженером, механиком, строителем или великим конструктором. Конструктор ЛЕГО помогает воплощать в жизнь свои задумки,

строить и фантазировать, увлечённо работать и видеть конечный результат своей работы. Конструирование способствует развитию мышления, ловкости, а также интеллекта, воображения и творческих задатков. Способствует формированию таких качеств, как умение концентрироваться, способность сотрудничать с партнером, и самое главное - чувство уверенности в себе.

Глава 2. Практическая часть

2.1. Методы и материалы исследования

Практическая часть работы проводилась в 2 этапа.

Первый этап: Анкетирование учеников 2-х классов. В процессе было опрошено 40 человек. Результаты анкетирования сведены в диаграммы. (Приложение 3)

Второй этап: Организация выставки-конкурса моделей «Лего-2014». В конкурсе участвовало 8 человек из 2-х классов.

2.2. Результаты анкетирования

Изучая материалы на данную тему, было проведено анкетирование среди

учащихся 2 – х классов. Приняли участие – 40 человек. Из анкет я узнала, что 15 учащихся имеют собственный набор конструктора Лего, историю создания Лего знают 31 ученик, новую модель хотели бы создать 39 учащихся и, наконец, узнать, как всё начиналось желают 37 сверстников.

2.3. Организация конкурса

Для изучения развития Лего я нашла интересующую меня информацию в Интернете, пообщалась с ребятами в классе по данной теме, и мне захотелось увидеть модели, которые мои сверстники собирают с помощью инструкции или придумывают сами.

Так среди 2-3 классов была объявлена выставка - конкурс моделей из конструктора «Лего-2014».

Были предоставлены самые разнообразные модели: машины, лодка, тигр, крокодил и др. (Приложение 4)

Было очень интересно смотреть, сравнивать, изучать. Получилась не совсем обычная выставка, потому что модели можно было брать в руки и даже играть. Ребята рассказывали, как они моделировали, что получалось, а что нет, кто им помогал.

Из рассказов я поняла, что это, действительно, не просто забава, не просто развлечение. Все подтверждает название – «Я учусь». Порой бывает очень сложно разобраться в деталях конструктора, приходится долго думать, пробовать собрать то, что пока и сам не понимаешь, разбирать и снова все собирать, а иногда обращаешься к взрослым – вот и получается: учишься сам и с помощью взрослых.

Мастерить модели, которые придумываешь сам, на первый взгляд кажется легче, но это не так. Придумаешь модель, начинаешь собирать, вдруг понимаешь, что не хватает деталей или есть те, которые совсем не подходят – надо подумать, что использовать, и как радостно становится, когда находишь новый способ. Много удовольствия приносит Лего – конструктор мне и моим сверстникам.

Заключение

С целью выявления значимости конструктора Лего в жизни детей 8-10 лет была проведена исследовательская работа. Мною были изучены материалы из разных источников по выбранной теме, далее было проведено анкетирование и организован конкурс конструированных моделей. Конкурс показал, что все мы любим играть, конструировать, творить, а в будущем может быть даже станем конструкторами. Также ребята заинтересовались историей создания Лего-конструкторов и хотели бы ее узнать.

Таким образом, получается, что я не напрасно выбрала эту тему, буду ее изучать и дальше, наблюдать, какие еще модели появятся в будущем. Думаю, что моя исследовательская работа будет интересна не только моим одноклассникам, но и другим учащимся начальных классов.

Технический прогресс шагнул далеко вперед. Человек фантазирует, думает и по-прежнему мечтает строить и создавать.

Все гениальное начинается с простой игры!

Список источников и литературы

1.www.akceptor.com

2.www.interesno.name

3. www.lego.ucoz.ru

4.www.luchik.okis.ru

5.www.my-lego-models.ucoz.ru

6.www.newtimes.ru

7.www.cube-online.ru

8.www.steissd.livejournal.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Лего – конструирование – просто игра или серьёзное занятие? Выполнила: Селюкова Алина, ученица 2 класса МКОУ СОШ № 17 Руководитель: Григорова Анжела Владимировна, учитель начальных классов МКОУ СОШ № 17

Цель: изучить историю создания лего –конструкторов.

Гипотеза: лего - конструирование – серьёзное развивающее занятие.

Задачи: узнать историю создания Лего –конструкторов; узнать историю возникновения названия; изучить разновидности Лего-конструкторов; провести анкетирование и обработать полученные данные; оформить выставку моделей « Лего – 2014»; подготовить творческую работу.

История создания Лего-конструктора Компанию Лего в 1932г. в Дании основал Оле Кирк Кристиансен

Наборы Лего

История возникновения названия Логотип « LEGO» на латыни означает «Я учусь»

Башня до Луны

Дети – неутомимые конструкторы

Практическая часть I этап – анкетирование 1. У тебя есть конструктор ЛЕГО?

2. Знаешь ли ты историю создания ЛЕГО?

3. Хотел бы ты создать новую модель из ЛЕГО?

4. Хотел бы ты узнать, как все начиналось в развитии ЛЕГО?

II этап – Конкурс «ЛЕГО - 2014»

Лего-конструирование – серьёзное развивающее занятие.

Литература: 1.www.akceptor.com 2.www.interesno.name 3. www.lego.ucoz.ru 4.www.luchik.okis.ru 5.www.my-lego-models.ucoz.ru 6.www.newtimes.ru 7.www.cube-online.ru 8.www.steissd.livejournal.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Лего-конструирование – просто игра или серьёзное занятие

Селюкова Алина

с. Сухая Буйвола, МКОУ СОШ № 17, 2 класс

руководитель: Григорова Анжела Владимировна, учитель начальных классов

Цель исследования: изучить историю создания лего-конструкторов.

Задачи:

1. Узнать историю создания лего-конструкторов.

2. Узнать историю возникновения названия.

3. Изучить разновидности игр.

4. Провести анкетирование и обработать полученные данные.

5. Провести конкурс моделей «Лего – 2014».

6. Подготовить творческую работу.

Объект исследования: конструктор «Лего» и его создатель.

Предмет исследования: история возникновения Лего, его изменения в разные годы

Методы исследования:

анализ научной литературы по данному исследованию;

Полученные данные: изучая материалы на данную тему, было проведено анкетирование среди учащихся 2 – х классов. Приняли участие – 40 человек. Из анкет я узнала, что 15 учащихся имеют собственный набор конструктора Лего, историю создания Лего знают 31 ученик, новую модель хотели бы создать 39 учащихся и, наконец, узнать, как всё начиналось желают 37 сверстников.

Выводы: с целью выявления значимости конструктора «Лего» в жизни детей 8-10 лет была проведена исследовательская работа. Мною были изучены материалы из разных источников по выбранной теме, далее было проведено анкетирование и организован конкурс конструированных моделей. Конкурс показал, что все мы любим играть, конструировать, творить, а в будущем может быть даже станем конструкторами. Следовательно, можно с уверенностью сказать, что Лего-конструирование – это серьёзное развивающее занятие.

Творческий проект по ЛЕГО-конструированию «Электросноумобиль»


Лебедева Елена Николаевна, педагог дополнительного образования
Место работы: ГБПОУ СО Северный педагогический колледж, детский сад «Солнышко»
Материал включает теоретическую основу технологии проектирования и пример проекта с использованием ЛЕГО-конструирования, выполненный ребёнком старшего дошкольного возраста.

Развитие познавательных интересов детей во многом зависит от того, насколько ребенок вовлекается в собственный творческий поиск, открытие новых знаний, в исследовательскую деятельность.
Метод проектов - это творческий подход к организации обучения, при котором познание строится не на запоминании отобранной информации, а на самостоятельном поиске и развитии интересов ребёнка.
Классификация проектов, используемых в практике ДОУ:
По составу участников (дети, родители, сотрудники);
По срокам реализации: краткосрочные; средней продолжительности; долгосрочные;
По целевой установке;
По тематике.

Основные виды проектов , используемых в практике ДОУ:
межгрупповые;
групповые («День варенья»);
индивидуальные («Мой пушистый друг»);
комплексные («Поможем природе»).
Типы проектов:
исследовательские;
ролевые, игровые;
информационно - практико-ориентированные;
творческие.
Педагогическая значимость проектов
В процессе проектной деятельности педагог выступает в роли организатора познавательной деятельности детей, а не просто носителем готовых знаний.
Проектный метод позволяет активному, творческому педагогу эффективно интегрировать содержание образовательных областей, успешно решать программные задачи в процесс разнообразной, интересной, насыщенной деятельности.
Особенности проектной деятельности в ДОУ
Особенности проектной деятельности в детском саду заключаются в том, что ребёнок ещё не может самостоятельно сформулировать проблему, определить замысел, поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, родители.
Дошкольник не может быть автором, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы. По ходу решения поставленных задач взрослый помогает ребёнку найти средства и способы для достижения цели. Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместное анализирование интернет-ресурсов, чтение познавательной литературы, наблюдений. Они совместно занимаются продуктивной деятельностью: рисуют, мастерят, сочиняют, конструируют.
Условия, необходимые для успешной реализации проектной деятельности
Учёт интересов ребёнка.
Деятельность без принуждения.
Тематика из близкого окружения. Проблемная ситуация должна быть доступна для понимания.
Предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы.
Ненавязчивое привлечение родителей в совместную работу над проектом, создание атмосферы совместного с ребёнком творчества.
Соблюдение принципа последовательности в работе над проектом.
Совместное с педагогом достижение цели.

Образовательные области в ДОУ не существуют в «чистом виде». Всегда происходит их интеграция, а с помощью применения ЛЕГО-конструирования легко можно интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническое конструирование с художественно-эстетическим развитием (когда мы говорим о творческом конструировании), с социально – коммуникативным развитием и с другими образовательными областями.
В педагогике ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры ЛЕГО выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире, пространстве и времени.

Воспитанники детского сада приняли участие в разработке проектов на экологическую тему «Инженер-эколог» через конструирование.

Цель проекта:
Создание современной образовательной среды по формированию потенциальных возможностей ребенка, обеспечивающей создание ситуации успеха через применение технологии лего-конструирования в интеграции образовательных областей дошкольного образования.
Задачи:
1. Создать психолого-педагогические условия, способствующие интеграции образовательных областей и обеспечивающие непрерывность образовательного процесса, направленного на развитие способностей, компетенций и творчества воспитанников средствами технологии ЛЕГО - конструирования;
2. Создать единое социально – образовательное пространство, включающее ДОУ и семью, направленного на поддержку и развитие познавательной инициативности, социальной и творческой активности детей дошкольного возраста;
3. Способствовать формированию инженерного мышления подрастающего поколения;
4. Выявить возможности в развитии детей;
5. Формировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества ДОУ и семьи.

Этапы реализации проекта.

I этап - ценностно-ориентированный.
Выявление проблемных ситуаций в ближайшем окружении. Мозговой штурм для поиска способов, путей решения проблемы.



II этап - конструктивный.
Проведение мастер-классов для детей по применению Лего технологии, Знакомство с уже созданными человечеством моделями по выявленной проблеме, анализ их приемлемости и эффективности.



III этап - практический.
Совместная деятельность педагогов и детей. Самостоятельное конструирование по замыслу, схемам, чертежам. Обсуждение, апробирование, рефлексия, преобразование.





IV этап - презентационный.
Проведение презентационных мероприятий, Лего выставки, обмен опытом между дошкольниками.
Презентация проекта состоялась на базе детского сада для детей 3-х возрастных групп.



V этап - награждение участников и победителей.


Представляю проект «Электросноумобиля», оформленный совместно с педагогом.







Создатель данного проекта стал победителем на областном фестивале робототехники:


Таким образом, техническое конструирование – воплощение замысла из деталей Лего-конструктора. С его помощью обеспечивается формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. А метод проектов - первая ступень для погружения в среду творчества и познания; ранняя диагностика способностей ребёнка; экспериментирование и первые изобретения.

Алина Блинова
Проект по лего-конструированию «Колобок».

Актуальность

Лего -конструирование – одно из самых современных направлений развития детей, широко использующее трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. LEGO позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре. Самое главное – предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. Узнавая новое, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Конструируя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. В процессе деятельности решаются самые разные задачи : психологические, развивается познавательная деятельность. Путешествуя, дети помогают своим друзьям, выручают героев из беды, узнают интересные факты. Готовясь к путешествию, дети, конструируют, учат стихи, работать со схемами. При этом у детей развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность. Главное нет зрителей, здесь есть только участники, причем все участвуют с большим желанием. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда.

Типы проекта .

По деятельности : творческий.

По количеству участников : групповой.

По продолжительности : средней продолжительности.

Участники проекта .

Педагоги, родители, дети 2-ая младшая (конец года,средняя группа.

Возраст детей : 3-5 лет.

Продукт детской деятельности.

Композиция из лего -конструктора DUPLO по мотивам русской народной сказки «Колобок » .

Проблема проекта .

Сформировать у детей представление о том, какие животные обитают в лесу.

Игровая мотивация проекта .

«оживить» «Колобок » , сконструировать при помощи лего - конструктора сюжет сказки «Колобок » и обыграть его.

Цель проекта .

Учить детей строить из лего-конструктора , выбирая верную последовательность действий, приемы соединения, сочетание форм и цветов.

Задачи проекта :

Расширить представление о диких животных.

Формировать устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание творить, изобретать.

Учить мысленно разделять предмет на составные части и собирать из частей целое.

Учить строить из лего – конструктора DUPLO «Колобка » , «Зайца» , «Волка» , «Медведя» , «Лису» .

Развивать фантазию, конструктивное воображение и умение творчески использовать приобретённые навыки.

Сформировать элементарные математические знания о счете, форме, пропорции, симметрии.

Обучать правильному и быстрому ориентированию в пространстве.

Развивать самостоятельность при работе со схемами.

Развивать внимание, способность сосредоточиться, память, мышление.

Развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.

Формировать бережное отношение к лего-конструктору .

Воспитывать дружеские взаимоотношения, уважение своего и чужого труда.

Этапы работы над проектом .

Предварительная работа :

1. Продумывание проблемы и игровой ситуации.

2. Подготовка схем для конструирования «Колобка » , «Зайца» , «Волка» , «Медведя» , «Лисы» .

Этап Деятельность педагога Деятельность детей

погружение в проект

Формулировка проблемы : Педагог предлагает детям вспомнить сказку «Колобок » , какие животные обитают в лесу, какие из них встречались в сказке.

Вводит в игровую ситуацию Формулирует задачи :

Воспитатель вносит в группу книгу без картинок и предлагает детям «оживить» ее, вспомнить, какие животные обитают в лесу, а какие из них встречались в сказке «Колобок » , сконструировать при помощи лего - конструктора сюжет сказки «Колобок » и обыграть его.

Вхождение в проблему.

Вживание в игровую ситуацию.

Принятие задач.

Дополнение задач проекта .

организация деятельности

Чтение русской народной сказки «Колобок » .

Рассматривание иллюстраций диких животных.

Прослушивание аудиозаписи и просмотр мультфильма по мотивам сказки.

Предлагает детям рассмотреть схемы, распределить между детьми кто и что делает в каждой группе.

Помогает спланировать деятельность.

Организует деятельность.

Взаимодействие с семьями. Вместе с детьми и родителями рисуем план-схему проведения проекта и вывешивает на видном месте. Рассматривание иллюстраций к произведению.

Прослушивание аудиозаписи и просмотр мультфильма (ю по мотивам сказки.

Рисование героев сказки.

Объединение детей в рабочие группы : изготовление «Колобка » , изготовление «Зайца» , изготовление «Волка» ,

Изготовление «Медведя,

Изготовление «Лисы»

Рассмотрение и анализ схем.

Распределение между детьми каждой группы ролей и обязанностей.

3-й осуществление деятельности

Практическая помощь детям при создании из лего-конструктора фигур «Колобка » , «Зайца» , «Волка» , «Медведя» , «Лисы» .

Составление общей композиции.

Направляет и контролирует осуществление проекта . Создание из лего-конструктора фигур «Колобка » , «Зайца» , «Волка» , «Медведя» , «Лисы» . Составление общей композиции.

4-й презентация результатов

Распределение ролей между детьми для обыгрывания сказки.

Создание серии слайдов с использованием ЛЕГО DUPLO и создания проекта .

Презентация проекта :

Приглашаем гостей.

Обыгрывание сказки.

Показ слайдов. Обыгрывание сказки.

Помощь в показе слайдов.

Презентация проекта .

1. Выставка композиции «Колобок в лесу » по мотивам русской народной сказки в группе.

2. Обыгрывание сказки сказки, показ слайдов.

3. Участие в конкурсах по легоконструированию .

Публикации по теме:

Картотека проблемных ситуаций по лего-конструированию «Пожарная станция» Словарь: огонь, станция, пожарник, тушить, узкий, ширина, выполняемые функции, безопасность. Мотивация Жила-была Пожарная.

«Мебель». Конспект НОД по лего-конструированию «Мебель» 3-4 года Цель: Повторить с детьми понятие «Мебель», её назначение. Задачи: Продолжать учить называть детали конструктора, предметы.

Конспект занятия по Лего-конструированию «Теремок» Тема. Теремок. Задачи: Образовательные. Познакомить с основными частями конструкции домика: стены, крыша, окно, дверь. Закрепить название.

Конспект занятия по Лего-конструированию «Сказка «Теремок» Задачи Закреплять умения детей строить по образцу; Развивать способность осуществлять элементарный анализ объектов, выделять целое.

Особенности образовательной деятельности в приобщении дошкольников к лего-конструированию Консультация на тему: Особенности образовательной деятельности в приобщении дошкольников к лего-конструированию. Значение Лего-конструирования.



Должность: воспитатель

Актуальность:

Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни, так как быстро находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональное решение. Влияние конструктивной деятельности на умственное развитие детей изучал А.Р.Лурия. Им был сделан вывод о том, «что упражнения в конструировании оказывает существенное влияние на развитие ребенка, радикально изменяя характер интеллектуальной деятельности».

Лего в переводе с датского языка означает «умная игра».

Использование Лего-технологии в системе дополнительного образования в ДОУ является актуальным в свете новых федеральных государственных требований к программе дошкольного образования:

— прослеживается принцип интеграции образовательных областей: конструирование находится в образовательной области «Познание» и интегрируется с образовательными областями «Коммуникация», «Труд», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Безопасность»;

— конструктор ЛЕГО используется как в самостоятельной деятельности детей не только в рамках НОД, но и при проведении досугов, праздников, в проектной деятельности;

— основой образовательного процесса с использованием ЛЕГО-технологии является игра – ведущий вид детской деятельности.

Занятия по лего — конструированию способствуют:

— формированию образного, пространственного мышления

— развивает воображение

— самореализации собственных замыслов

— развитие познавательной, художественно-эстетической способностей

— развитию внимания, памяти, речи

Использование ЛЕГО – технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Объект исследования:

Дети старшей группы

Предмет исследования:

Развитие конструктивной деятельности с конструктором ЛЕГО.

Цель проекта:

Развитие умственного и творческого мышления дошкольников через использование ЛЕГО-конструирования в образовательном процессе ДОУ.

Задачи проекта:

1.Создание условий, обеспечивающих непрерывность образовательного процесса, направленного на развитие способностей, компетенций и творчества воспитанников средствами технологии ЛЕГО-конструирования.

2.Выявления возможностей в развитии детей; определение наиболее эффективных целесообразных методов, приемов, средств, педагогических технологий, обучение детей ЛЕГО-конструированию.

3.Формирование активной родительской позиции на основе продуктивного сотрудничества ДОУ и семьи.

Гипотеза:

Сроки проекта: годовой

Состав участников:

— воспитатели;

— родители;

База проекта:

МБДОУ г.Кургана «Детский сад комбинированного вида №137 «Алиса»

Этапы реализации проекта

Этапы реализации Деятельность педагога
1 этап

Организационно-подготовительный

(2012-2013уч.гг.)

1. Составление проблемно-ориентированного анализа

Всестороннее изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы;

Дифференциация потребностей педагога и детей и родителей в рамках существующей проблемы;

Определение конкретных целей, подготовки, способов решения проблемы.

— мониторинг.

2. Определение основных ресурсов для реализации проекта.

3. Выработка плана конкретных действий по созданию условий.

4. Методическое обеспечение реализации проекта:

Осуществление мониторинга реализации проекта;

— разработка календарно-перспективного плана реализации проекта с детьми.

2 этап

Практический

(2012-2013уч.гг.)

1. Разработка и апробирование конспектов занятий.

А.Занятия:

— «Строительство домика» (октябрь);

— «Волшебные рыбки» (ноябрь);

— «Животные» (февраль);

— «Лего — мир аквариума» (март);

— «Жизнь на другой планете» (апрель).

Б. игры-упражнения:

— «Чья команда быстрее построит»;

— «Найди деталь такую же, как на карточке»;

— «Таинственный мешочек»;

— «Разложи детали по местам»;

— «Выложи вторую половину узора».

2. Работа с родителями в рамках реализации проекта:

— установление сотрудничества с родителями по реализации проекта;

Информирование родителей о результатах внедрения проекта.

3 этап

Обобщающий

  1. Выставка «Лего – мир» (февраль)
  2. Мастер – класс «Развитие творческого потенциала ребенка в играх с конструктором «Лего»
  3. Методические рекомендации «Развитие конструктивных навыков в играх «Лего»
  4. Защита проекта

Ожидаемые результаты:

  1. Ребенок создает конструкции из разных видов конструкторов по собственному желанию.
  2. Применяет разные средства для достижения результаты(схемы, модели, рисунки, образцы).
  3. Самостоятельно организует предметно-игровую среду, отражая и преломляя окружающую действительность, содержание книг.
  4. Стремиться стать участником коллективной сюжетно-ролевой игры с использованием поделок из различных видов конструктора.
  5. В режиссерской игре берет на себя роль организатора и исполнителя всех действующих лиц в игре, создавая и проигрывая целостные сюжеты на основе созданных игр-макетов.
  6. Заинтересовать родителей в развитии творческого развития.

Прогноз дальнейшего развития:

В результате проведенной нами работы у детей будут сформированы моторные навыки, навыки конструирования, умения выбирать оптимальные пути решения творческих заданий, успешно функционировать в социуме.

Программно-методическое обеспечение.

1. Веракса, Н. Е. Мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы / Н. Е.Веракса, А. Н. Веракса. — М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 40 с.

2. Комарова, Л. Г. Строим из ЛЕГО: моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО / Л. Г. Комарова. — М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2001.-88 с.

3. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду: программа и методические рекомендации / Л. В. Куцакова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 64 с.

4. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: пособие для педагогов-дефектологов / Т. В. Лусс.- М.: ВЛАДОС, 2003.-104 с.

5. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование / Л. А. Парамонова. — М., 1999.

6. Шайдурова Н. В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: справочное пособие / Н. В. Шайдурова. — М.: ТЦ Сфера, 2008.- 128 с.

7. Новикова В. П., Тихонова Л. И. Лего-мозаика в играх и занятиях / В. П. Новикова, Л. И. Тихонова-М.: Мозаика-Синтез, 2005.-72с.

Пояснительная записка

Игрушки, игры — одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника.

Но, при этом, часто можно видеть картину: у малыша много игрушек, а он не играет ими. Причин тому, конечно, не одна, но чаще всего главная причина в том, что игрушки уже себя»исчерпали», элемент новизны исчез. А он-то и привлекает ребёнка в первую очередь. Дать же ему задачку для ума, длительную интеллектуальную нагрузку готовая игрушка не в состоянии. В этом отношении куда лучше строительные материалы,мозаика и пр. Эти игры обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций. Но и их развивающие возможности ограничены: они не побуждают детей к усиленной умственной деятельности, не требуют от них значительных напряжений, не опережают развитие ребёнка, а в лучшем случае удовлетворяют лишь его сиюминутные потребности. А этого очень мало для развития творческих способностей. Если ещё учесть, что далеко не в каждой семье созданы все необходимые условия для развития творческой деятельности детей, то становится очевидно: нужны игры нового типа , игры моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат,где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта., способствующие формированию у детей коммуникативных навыков,установлению положительных межличностных отношений.

Такими играми нового типа являются игры с конструкторами типа Лего , которые при всём своём разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями :

Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач , которые ребёнок решает с помощью деталей из конструктора.

Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, рисунка, фотографии, чертежа, устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации .

Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному .

Постепенное возрастание трудности задач в конструировании позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно , т.е. развивать свои творческие способности , в отличии от обучения, где всё объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребёнке.

Решение задачи предстаёт перед ребёнком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде сооружения из деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.

Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, т.е. заниматься творческой деятельностью.

Так моделирование из конструкторов типа “Лего” позволяет разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей, воображения, интеллектуальной активности; формированием на основе создания общих построек коммуникативных навыков: умением в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в вежливой форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь; объединяться в игре в пары, микро-группы.

Столкнувшись с проблемой по обучению детей моделированию из конструкторов типа “Лего”,стала необходимость в разработке проекта с использованием конструкторов типа “Лего”.

Этапы работы

над созданием проекта следующие: организационно-подготовительный, практический и обобщающий.

На организационно-подготовительном этапе был составлен проблемно-ориентировочный анализ, всесторонне изучалась психолого-педагогическая и научно-методическая литература, определялись конкретные цели и способы решения проблемы.

На практическом этапе создавался банк методических рекомендаций и пособий для конструктивной деятельности с использованием конструкторов “Лего”. Разрабатывался календарно-перспективный план реализации проекта с детьми, составляющий реализацию игровых мини-проектов: “Наша группа”, “Строим город”, “Леса-чудеса”, “Космос”.Разрабатывались и апробировались конспекты занятий. Устанавливалось сотрудничество с родителями для успешной реализации проекта.

На Обобщающем этапе принимались решения по результатам мониторинга, определялись перспективы дальнейшего развития.

Отличительная особенность и новизна работы выражается в реализации задач по развитию творчества и конструктивных навыков через такие формы работы как игровые мини-проекты с использованием конструкторов типа “Лего”.

В ходе выполнения педагогической работы руководствовались следующими принципами :

  • от простого к сложному
  • учёт индивидуальных возможностей
  • детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;
  • активности и созидательности
  • — использование эффективных методов и целенаправленной деятельности направленных на развитие творческих способностей детей;
  • комплексности решения задач
  • — решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;
  • результативности и гарантированности
  • — реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.

Разрабатывая проект «Страна Лего» мы поставили следующие цели : развивать творческое воображение, интеллектуальную активность в конструктивной и игровой деятельности; развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений детей в игровой и конструктивной деятельности.

Осуществление проекта «Страна Лего»позволило реализовать следующие задачи :

1. Способствовать возникновению в играх дружеских, партнерских взаимоотношений и игровых объединений по интересам;самостоятельно договариваться друг с другом,справедливо распределять роли, самим в этически приемлемой форме разрешать конфликты

2. Развивать у детей умения анализировать условия функционирования будущей конструкции,устанавливать последовательность её выполнения,способствовать созданию разных оригинальных конструкций на одной и той же основе:достраивать, используя блоки разных конфигураций, встраивать различные элементы.

3. Учить использовать созданные конструкции в играх-макетах, сюжетно-ролевых, режиссёрских играх.

Задачи проекта реализовывались по следующим направлениям :

1. Обучение детей через игры-задания,игры-упражнения, дидактические игры , которые развивают разные интеллектуальные качества:внимание, память, умение находить зависимости и закономерности; классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию; умение делать правильные умозаключения на основе проведённого анализа.

2. Осуществление реализации мини-проектов : «Наша группа», «Леса-чудеса», «Строим город», «Космос». Они позволяют развивать умение планирования процесса создания собственной модели и совместного проекта;конструктивное воображение при создании постройки по собственному замыслу; способность предвидеть результаты своих действий; находить партнера для реализации собственного замысла,уметь устанавливать доброжелательные взаимоотношения со сверстником, создавать и обыгрывать тематический макет.

3. Проведение диагностики уровня сформированности конструктивных навыков у детей.

В ходе выполнения проекта для успешного выполнения поставленных задач были созданы следующие условия:

1. Организована предметно-развивающая среда ,отвечающая всем требованиям по развитию детской активности в конструктивной деятельности. В групповой комнате созданы игровые центры: “Юный архитектор”, “Город мастеров”, “Мы играем”,где детям предоставлена возможность реализовать потребности в конструктивной деятельности в соответствии со своими интересами и замыслами. Центры оснащены различными строительными наборами и конструкторами (настольные,напольные, деревянные, металлические,пластмассовые, с разными способами крепления),конструкторами “Lego”, “Lego-Dacta”, подобными отечественными конструкторами. А также детям предложены игрушки сомасштабные постройкам и отвечающие детскому восприятию (человечки,животные, машинки и др.). Подобраны альбомы образцов (рисунки, иллюстрации, фотографии,схемы) по темам: “Здания”, “Транспорт”,“Животные”; дидактические игры типа “Дострой здание”, “Найди ошибку в схеме”.

2. Разработаны и систематизированы конспекты занятий , направленные на развитие умений рассматривать и обследовать предметы и строения,выделять особенности конструкций, их назначение,материалы, из которых они изготовлены. Подобраны игры-упражнения стимулирующие детей к решению новыми способами конструкторских задач, способствующие совершенствованию конструкторских умений(соотносить, комбинировать).

Были использованы следующие формы работы :

  • занятия;
  • совместная деятельность;
  • мини-проекты.

Эффективно применялись методы и приёмы :

  • Проведение прогулок, экскурсий, во время которых дети наблюдают разнообразные объекты, отмечают особенности, чтобы в последствии смоделировать подобное из конструктора.
  • Рассматривание рисунков, фотографий, чертежей различных предметов, строений.
  • Использование народных пословиц, поговорок, песенок: “У кого сноровка, тот и действует ловко”, “Скоро слово сказывается, а не скоро дело делается” и др.
  • Обучение детей конструированию по образцу, по условию или по инструкции, по собственному замыслу, по рисунку, иллюстрациям.
  • Коллективное обсуждение будущей постройки. Дети учатся выражать своё мнение, отстаивать свою точку зрения.
  • Совместный анализ постройки, конструкции. Дети должны понимать, что нельзя критиковать неудачную работу товарища, если он очень старался; не стоит восхищаться сооружением сверстника, если он разбросал строительный материал.

На основе построек вместе с детьми создавали игровые макеты, привлекали родителей к подготовке тематических выставок,фоторепортажей; проводили вечера-досуги,викторины, игры-путешествия, режиссёрские и сюжетно-ролевые игры.

При создании игровых макетов «Наша группа», «Строим город», «Леса-чудеса»дети научились самостоятельно создавать предметно-игровую среду, придумывать и воплощать в игре интересные сюжеты игр, применять разные средства для достижения результата (схемы,модели, рисунки, образцы), установились устойчивые объединения детей, что способствовало формированию детского коллектива установлению положительного микроклимата в группе

Таким образом, целенаправленная продуманная педагогическая работа способствовала и развитию коммуникативных навыков и развитию творческого склада мышления.

Номинация: проектная деятельность в детском саду готовые проекты старшая группа.

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ Детский сад №137
Месторасположение: г. Курган



Енвд