Комиксы бэтмен читать онлайн. Бэтмен (Batman) читать комиксы онлайн

Бэтмен - один из старейших супергероев: в этом году ему исполняется 77 лет. Как в столь почтенном возрасте ему удается сохранять популярность? Благодаря удачным фильмам и играм, скажете вы, - и будете правы.

Но за адаптациями стоит первоисточник - сотни и сотни комиксов. У любого, кто захочет к ним подступиться, немедленно разбегутся глаза от количества томов, перезапусков и ответвлений. С чего лучше начать, что будет понятно человеку со стороны и сразу сможет его зацепить? Мы предлагаем свой вариант.

Год первый (1987)

Историю происхождения Бэтмена знают все. С теми или иными разночтениями она преподносилась уже десятки раз. Но версия из этого комикса - самая близкая к общепринятому канону, самая логичная и рациональная.

«Год первый» приводит к единому знаменателю все истории о появлении героя. Как обеспеченному сироте Брюсу Уэйну пришла идея одеться летучей мышью? Как он явил себя публике? Как складывались его отношения с единственным некоррумпированным копом - Джеймсом Гордоном? Обо всём этом рассказывает «Бэтмен: Год первый», графический роман Фрэнка Миллера, который серьёзно повлиял на фильм «Бэтмен: Начало».


Убийственная шутка (1988)

Бэтмен и Джокер - неразделимые противоположности, они как чёрное и белое, Холмс и Мориарти, кола и ментос. Антиподы, рождённые из трагедии. Любому, кого интересует именно Джокер, начинать стоит именно с «Убийственной шутки» - тут этот злодей раскрыт лучше всего. В этом роскошном графическом романе им с Бэтменом предстоит сразиться не только за Готэм, но и за рассудок комиссара Гордона.

«Убийственная шутка» помогает взглянуть с новой стороны и на Бэтмена. Алан Мур, как никто, умеет проникать своим персонажам в мозг. В своей циничной манере он прогнозирует, чем кончится бесконечное противостояние Бэтмена и Джокера, и описывает Тёмного рыцаря, в сущности, как ещё одного сумасшедшего.


Долгий Хэллоуин (1996–1997)

В этот Хэллоуин Бэтмен, комиссар Гордон и окружной прокурор Харви Дент объединяют усилия, чтобы спасти город от мафиозной войны и загадочного убийцы. Матёрый паук-ткач Джефф Лоэб удерживает напряжение и интригу до самого конца - оторваться невозможно.

«Долгий Хэллоуин», как и вдохновлённый им «Тёмный рыцарь», показывает подлинный трагизм фигуры Харви Дента, его двойственность, которую удавалось уловить не каждому автору. Тем, кого интересует происхождение одного из самых ярких злодеев вселенной DC, и любителям загадок с тройным дном, не стоит проходить мимо.


Падение рыцаря (1993–1994)

Своего рода ответ на «Смерть Супермена». Суперзлодей Бэйн решает сломать Бэтмена, как физически, так и психологически. Он открывает двери клиники Аркхем, и Крестоносцу в плаще на пределе своих сил приходится отлавливать пациентов одного за другим. На сей раз герой оказывается среди злодеев всех мастей и калибров в наименее подходящий для этого момент. Безумный Шляпник, Двуликий, Светлячок, Пугало, Джокер - в этой серии мы увидим многих врагов Бэтмена.

А на десерт - сам Бэйн. Он нанесёт герою такую травму, от которой тот, казалось бы, уже не оправится. А вы думали, Бэтмен всегда побеждает?


Лига справедливости Америки: Вавилонская башня (2000)


Бэтмен не только защитник Готэма. Он ещё и член Лиги справедливости, в рамках которой ему приходится взаимодействовать с сильнейшими (и опаснейшими!) созданиями во вселенной DC. «Вавилонская башня» рассказывает, как предусмотрительность Бэтмена дополняется паранойей и недоверием даже к ближнему своему.

Тем, кто знаком с членами Лиги справедливости, будет интересно увидеть Тёмного рыцаря в необычном антураже, ну а новички будут захвачены коварством противостоящего героям Ра’с аль Гула.


Тихо! (2002–2003)


Противники Бэтмена редко объединялись в команды, но это именно тот случай. Против Бэтмена организован заговор с участием почти всех его старых врагов. Кто стоит за этим? Тот, кто пламенно ненавидит героя Готэма и знает о нём больше, чем кто-либо другой.

Сценарист Джеф Лоэб создал ещё одну великолепную, яркую мистерию. Клубок тайн раскручивается, приоткрывая завесу и над детством Брюса Уэйна, и над его отношениями с Селиной Кайл и Талией аль Гул.


Безумная любовь (1994)


Подружка Джокера Харли Квинн - пожалуй, самая популярная антигероиня вселенной Бэтмена (во всяком случае, среди косплееров - точно). Не все помнят, что впервые она появилась в мультсериале Batman: The Animated Series и только затем - в этом комиксе. В наши дни Харли сильно изменилась, и увидеть, как её изобразил фактический отец, сценарист Пол Дини, бесценно.

Комичная, захватывающая и трогательная история безумной любви Харли Квинн к Джокеру завоевала премию Айснера. Имеет смысл прочесть её до выхода «Отряда самоубийц», в котором Харли дебютирует на большом экране.


Человек, который смеётся (2005)


Джокер появился в комиксах почти одновременно с самим Бэтменом и слишком важен, чтобы ограничиться одним томиком про него в этом списке. К сожалению, комиксы 1940-х, в которых дебютировал этот персонаж, уже не могут впечатлить нынешнего требовательного читателя. Но Эд Брубейкер сумел осовременить первую историю о Клоуне-принце преступного мира. Комикс не только объясняет, как Джокеру с ходу удалось стать врагом номер один для Бэтмена, Готэма и всего общества, но и показывает обычного человека, комиссара Гордона, перед лицом этой стихии.


Бэтмен и сын (2006)


У Бэтмена есть сын, и с ним придётся нянчиться! И всё бы ничего, но шкет - тренированный убийца!

Это может прозвучать как завязка очередного китчевого фильма от Джоэла Шумахера, но, к счастью, Грант Моррисон не оступился. Этот его комикс стал основой историй о Тёмном рыцаре на годы вперёд, а заодно дал ответы на все вопросы о Дэмиене Уэйне и его диком нраве.


Суд сов (2011–2012)

Первый сюжет о Бэтмене после перезапуска вселенной DC помогает читателям разобраться, что происходит с Тёмным рыцарем прямо сейчас.

По сюжету Готэм веками контролировался Судом Сов, таинственной организацией, о которой и сам Бэтмен не знал, пока она не решила нанести ему удар. А в продолжении «Ночь сов» с подручными Суда борется вся обширная Бэт-семья. Так что комикс представляет новый взгляд на окружение Брюса Уэйна: Барбару Гордон, Дика Грэйсона, Альфреда и других.


* * *

Конечно, в этот список вошли далеко не все лучшие истории о Тёмном рыцаре. В нём нет сложных для новичка многогранных графических романов, таких как «Лечебница Аркхем», «Готика» и «Бэтмен, R.I.P.» Гранта Моррисона, циничной криминальной драмы «Джокер» Брайана Азарелло, «Что случилось с крестоносцем в плаще?» Нила Геймана и шедеврального «Возвращения Тёмного рыцаря» Фрэнка Миллера…

Все эти вещи лучше подойдут читателю, уже знакомому с основами. А именно их излагают истории из нашего списка, которые помогут вам понять мотивы и характер Бэтмена и его окружения. Приятного чтения и добро пожаловать в Готэм!

После невероятно удачной экранизации Кристофера Нолана, Бэтмен по сути стал самым популярным на данный момент героем комиксов. Трилогия собрала не только сенсационную кассу в прокате, но и огромное количество фанатов Темного рыцаря по всему миру. И теперь, часть людей, не очень близких к культуре комиксов, может вполне справедливо задаться вопросом: с чего начинать читать комиксы про Бэтмена? Об этом мы сегодня и расскажем.

Первое появление Бэтмена в комиксах состоялось еще в мае 1939 года в Detective Comics #27, само собой за столько лет были исписаны тонны бумаги и нарисованы сотни тысяч артов, на этих историях выросли целые поколения, кроме того персонаж и его характер неоднократно менялись, как менялся и мир вокруг. Это вполне закономерное движение, ведь комиксы всегда были своего рода альтернативным отражением реальности, поэтому их герои всегда должны быть актуальными.

Мы постарались составить список комиксов, который полностью расскажет историю современного Бэтмена вплоть до The New 52.

Основные истории

Batman: Year One (1987)

Культовый арк Фрэнка Миллера, рассказывающий историю становления Бэтмена. По версии IGN именно этот комикс занимает первое место в топ 25 графических новелл о Бэтмене. Кроме того он является своего рода точкой отсчета, с которой начинается история мрачного и реалистичного Бэтмена, такого, каким мы привыкли видеть его сейчас. Солидная часть истории посвящена новичку полиции Джиму Гордону, который, как и Брюс Уэйн, не хочет играть по правилам, погрязшего в коррупции, Готэма. Из приятного: небольшое камео Женщины-кошки и Холли Робинсон (именно она появилась в качестве подельницы Селины Кайл в последнем фильме Кристофера Нолана) и эпичное спасение котика. Все-таки у Бэтмена всегда был пунктик на кошек.

The Long Halloween (1996-1997)

Логическое, но не совсем формальное продолжение Batman Year One. Комикс вышел ограниченной серией из 13 выпусков в 96-97 годах под авторством Джефа Лоеба и Тима Сэйла и был очень хорошо принят публикой. Это закрученная детективная история о загадочном серийном убийце по имени Холидэй, который очень любит убивать людей по праздникам, будь то Хэллоуин или День Святого Патрика. Но центральным персонажем истории является все-таки не он. Главная ценность этого комикса — это безусловно история Харви Дента, его ментальная и физическая трансформация в Двуликого (да, черт возьми, Джокер не поджигал прокурора на складе с горючим!). Интересно что именно здесь к уже известным противникам Бэтмена в лице двух мафиозных кланов, присоединяются преступники совершенно иного толка: Джокер, Риддлер, Ядовитый Плющ и другие уже известные нам злодеи Готэма.

Dark Victory (1999-2000)

Продолжение истории, начатой в The Long Halloween от тех же авторов. Арк стартует с масштабного побега из Психиатрической клиники Аркэм бо льшей части постояльцев, среди которых Двуликий, Джокер, Соломон Гранди, Мистер Фриз, Ядовитый плющ и многие другие. Вдобавок ко всему в Готэме появляется новый серийный убийца по имени Висельник (по аналогии с детской игрой), Бэтмену приходится нелегко и единственным светлым пятном в его жизни становится сирота Дик Грейсон. Чье появление стало предметом серьезного спора между двумя авторами комикса: Тим Сэйл был против добавления Робина, т.к. тот совершенно не вписывался в его концепцию Бэтмена. Лоеб же настоял на важности этого союза, объясняя его необходимостью дать Бэтмену некий якорь, который не позволит Брюсу Уэйну окончательно раствориться в своем альтер-эго.

У этой истории есть продолжение, хотя правильнее наверное будет сказать спин-офф: Catwoman: When in Rome, который несколько расширяет гипотезу о происхождении Селины Кайл и ее биологическом отце, начатую в Dark Victory. И если вам интересно, то именно Dark Victory является любимым комиксом Кристиана Бэйла.

The Dark Knight Returns (1986)

Еще один культовый арк из 4 комиксов от Фрэнка Миллера, который стал, возможно, самым непростым для Издательства DC. Миллер сорвал все мыслимые и немыслимые сроки сдачи, однако именно это позволило автору создать историю, которая стала классикой и обязательным must read для любого фаната комиксов, хотя так было не всегда. История о постаревшем и отошедшем от дел Бэтмене и его триумфальном возвращении в ночные мстители Готэма, не нашла отклика в сердце The New York Times, которая в 1987м году опубликовала очень нелестный отзыв на работу Фрэнка Миллера. Однако, начиная с 2000-х этот комикс исправно попадает во все топы и списки обязательного чтения, а в сентябре 2012 вышел анимационный фильм, покадрово пересказывающий эту историю. Художественный стиль оригинала достаточно непростой для восприятия, однако врядли это помешает, если вы действительно хотите прикоснуться к классике жанра.

Batman: The Killing Joke (1988)

Очень популярный one-shot Алана Мура, посвященный Джокеру. Это история главного противника Бэтмена в деталях: начиная от забитого неудачливого комедианта, который безуспешно пытается обеспечить свою беременную жену, продолжая Красным колпаком, и, заканчивая клоуном-маньяком, жестоко искалечившим Барбару Гордон. Именно здесь можно проследить суть отношений двух самых непримиримых врагов Готэм-сити. Кроме того этот комикс косвенно начал историю другого персонажа, известного как Оракул. После встречи с Джокером в силу определенных причин Барбара Гордон перестает быть Бэтгерл, и в последствии собирает команду «Хищные птицы» под новым псевдонимом «Оракул». Комикс был переиздан в 2008 году, так что вы без труда найдете его в отличном качестве.

Batman: Hush (2002-2003)

Безумно интересный арк от Джефа Лоеба (который на этот раз объединил усилия с величайшим Джимом Ли!), представляющий нового злодея Готэм-сити — Хаша. Если вы не осведомлены о личности этого злодея, то история будет держать в напряжении до самого последнего выпуска. Кроме того в комиксе впервые намекают на воскрешение Джейсона Тодда, да и отношения Бэтмена с Женщиной-кошкой переходят на совсем иной уровень, если вы понимаете о чем я…

На волне успеха и позитивных отзывов Лоеб и Ли собирались запустить продолжение истории Хаша, но по ряду причин проект пришлось закрыть. В 2011 году было издано делюкс издание, его так же не составит труда найти.

Arkham Asylum: A Serious House on Serious Earth (1989)

Тут случится ваше первое знакомство с таким человеком, как Грант Моррисон. И начнется оно с графической новеллы о бунте в Психиатрической лечебнице Аркэм под предводительством Джокера. Психоделичное, нелинейное повествование и нестандартный визуальный подход — это главные фишки Моррисона и вам с этим предстоит встретиться еще не раз. Если слова «сюрреализм», «Ян Шванкмайер», «Братья Квай», «Жан Кокто» и «Карл Юнг» — вас пугают, то обнимите покрепче плюшевого мишку и смело читайте. Вы же любите Джокера в исполнении Хита Леджера? Так вот он создавал свой образ в фильме «Темный рыцарь», опираясь именно на этот комикс. Обязательный must read.

Knightfall (1993)

После фильма Кристофера Нолана «Темный рыцарь: Возрождение легенды» стал обязательным к прочтению. Собственно история о том как Бэйн отбирает Готэм-сити у измученного Бэтмена и о том, как Азраэль возвращает его назад. Подход Азраэля, как нового Бэтмена, к борьбе с преступностью и в частности с, накачанным веномом, Бэйном весьма спорен, но не лишен своей логики. Многих эта брутальность напугала, но глупо идти с палкой против танка, поэтому Азраэль немного модифицирует костюм Бэтмена… ну а впрочем сами все увидите.

Тут есть и небольшое камео у обиженного Найтвинга, которому примерить костюм Бэтмена не предложили. В последствии Грейсон дважды займет место Бэтмена, но первопроходцем стал все-таки Азраэль.

Batman: The Man Who Laughs (2005)

Совсем небольшой one-shot Эда Брубэйкера про Джокера, логически продолжающий историю Batman: Year One (1989). Здесь описано первое появление Джокера в Готэм-сити. Само собой до смерти смешное и веселое… с горой улыбающихся трупов и толпами перепуганных горожан.

Бэтмен подозревает, что косвенно причастен к возникновению Джокера, тут как раз становится понятно почему Темный рыцарь не может убить безумного клоуна, и даже напротив — пытается ему помочь. История безусловно перекликается с Batman: The Killing Joke, но для укрепления базовых знаний о главном негодяе Готэм-сити рекомендуется к прочтению.

A Death in Family (1988-1989)

Культовый арк Джима Старлина, выпущенный под влиянием негативного читательского фидбэка. Дэннис О’Нил (главный редактор DC) понимал, что публике не нравится Джейсон Тодд и его дни в качестве Робина сочтены, но не был уверен как именно вывести персонажа из истории Бэтмена. Пробой пера стал лом и Джокер, однако после выхода номера, где полуживой Робин и его мать оказываются запертыми на складе, О’Нил запустил беспрецедентную компанию по спасению Тодда, открыв телефонное голосование. С перевесом в 200 голосов Джейсона было решено убить. Ходят слухи, что был некий запрограммированный телефон, который и предрешил исход голосования, однако точной информации на этот счет нет. Так или иначе, смерть Джейсона Тодда оказала очень важное влияние на всю последующую историю Бэтмена и, несмотря на обновленный канон в Issue #00 The New 52, Джейсон Тодд остается одним из ключевых персонажей Готэм-сити, теперь уже в качестве нового Красного Колпака.

Batman: A Lonely Place of Dying (1989)

Кроссовер из 5 выпусков Batman и New Titans, представляющий нового Робина — Тима Дрейка. Логически продолжает предыдущую историю, Бэтмен подавлен смертью Джейсона Тодда и не рассматривает вариант появления нового Робина. Однако этот вариант рассматривает настойчивый и чрезвычайно одаренный подросток Тим Дрейк. Не секрет, что парень добьется своего и станет самым популярным Робином (даже популярнее Дика Грейсона), хотя сейчас на его лавры покушается малыш Дэмиан, но о нем чуть позже.

После того как разделаетесь с небольшими арками и one-shot’ами, указанными выше, непременно стоит продолжить свое знакомство с творчеством Гранта Моррисона в пред-The New 52 серии, а именно:

Batman and Son -> Batman The Black Glove -> Batman R.I.P. (кроссовер Batman and the Outsiders/Detective Comics/Nightwing/Robin, можно скачать подборкой R.I.P.)

Первое появление Дэмиана Уэйна-аль Гул, несносный ребенок сваливается на голову, ничего не подозревающему, Бэтмену. Воспитанный наемниками Лиги Теней, амбициозный малыш даже почти убивает Тима Дрейка в погоне за местом Робина, которое в последствии и занимает. Главные злодеи истории — Черная маска и Доктор Херт, которым сообща удается захватить Готэм, свести с ума и убить Бэтмена. Дик Грейсон впервые занимает место Брюса и берет в качестве Робина — Дэмиана Уэйна. Фирменный стиль Моррисона вполне узнаваем, так что линейного повествования ждать не стоит, читать одним глазом тоже не получится, от вас потребуется внимание и много свободного времени, серия достаточно объемная.

-> Time and the Batman -> Batman and Robin vol 1.: Batman Reborn -> Batman vs. Robin -> Return of Bruce Wayne -> Batman must die -> Batman Inc.

Логическое продолжение серии с небольшим кроссовером, окончание эры Бэтмена до ребута The New 52.

*(выпуски Batman с 655 по 713+указанные выше кроссоверы)

UPDATED: Также наш гайд доступен в видео-формате , за это большое спасибо Tatorio & Vendy

Никому и никогда не удавалось остановить тёмный крестовый поход. Ни Джокеру. Ни Двуликому. Ни даже всем членам Лиги Справедливости. Но как поступит Бэтмен, когда против него выступит новый герой, который хочет спасти Готэм от Тёмного Рыцаря?

Отзыв от Жёлтый Гик - Batman #1. Многое сразу бросается в глаза. Для начала, рисунок и цвета. На мой скромный взгляд, всё стало лучше и приятнее. Особенно цвета понравились. Второе. Если сравнивать с первым номером Batman Rebirth, то нам будто дали другого Бэтмена. Хотя по сюжету выходит один и тот же человек. Только вот в прошлый раз, он без страха висел над пропастью, вцепившись скользкими потными руками в поручень вертолетной площадки, а теперь, пикируя на подорванном самолёте в холодные воды залива Готэма, он просит Альфреда передать всем пару приятностей на посошок, а заканчивает это слезливый момент, когда Брюс спрашивает Альфреда: «Родители гордились бы мной? Это хорошая смерть?». Где же брутальность в костюме летучей мыши? Или это что-то гормональное? Но если отбросить ту невероятную скорость перемены настроения Бэтса, должен сказать, что мне этот парень интереснее, того накачанного монстра в лосинах. Два номера с противоположными образами. Теперь интересно, в каком направлении Кинг поведет персонажа дальше. Третий момент – это отсылочки к создателям Бэтмена – Кейну и Фингеру. Просто приятность. Последний элемент комикса занимает всего одну страничку, но не заметить его трудно. Два новых персонажа – Готэм и Готэмгёрл. Что ж, пассажиры падающего самолёта жаловались, что у них нет «нормального» героя вроде Супермена или Флеша, а теперь они получили сразу двух летающих крепышей. Как я к этом отношусь? С интересом. Новые персонажи – это всегда возможность развития чего-то интересного. Главное тут – умелый автор. Единственное, что мне не по душе, – их внешний вид. Эти костюмы с готической буквой G на груди – выглядит несуразно. Может привыкну, а может им выдадут новую форму. Номер дал мне повод читать серию дальше. Интересно, куда поведет Кинг историю. Хотя если честно, у меня появилось чувство вторичности. Ощущение, что я уже видел все эти сцены в «All-Star Superman», когда Супс вернулся в Метрополис, а там хозяйничают два других криптонца.

Отзыв от Regular Punks - Batman #1 - Слабенько что-то. Сразу скажу, рисунок у Финча обычный. Глаза не режет, но и не красиво. Задники картонные, цвет ещё нормас. Старается рисовать только персонажей, а вот про бэкграунд забывает. Сюжет же... ну, тааак. Сборник клише о Бэтмене. Происходит херня, Бэтс узнаёт, что лига (О НИАЖИДАННАСТЬ) не может ответить на вызов, Бэтс решает всё сам, говорит, что сейчас умрёт, вспоминает мамку и папку (это сработало БЫ, но у нас уже была смерть бэтмена, совсем недавно, а потому тут драма не работает), но вот Деус Экс Машина, в облике Готэма и Готэм гёрл, спасает ситуацию. Готэм и Готэм гёрл? Чего?! Ага, они ещё и суперчеловеки. Летают, самолёты руками поднимают. Збс, только у нас Супер тема закончилась, как начинается другая. Было бы намного лучше, если бы они не были суперчеловеками. Просто, судя по описанию следующих номеров, там пойдёт сюжет о том что Готэм и Готэм гёрл станут героями лучше, чем Бэтмен и типо, что Бэтмен это символ прошлого и вообще... Нууу, Кинг, вот только не надо этого. Давай ка ты сделаешь финт ушами и забабахаешь что-то крутое, окей?

Темный рыцарь. Безмолвный страж и бдительный защитник. Величайший в мире детектив. (Чертов) Бэтмен.

Вот он уж точно не нуждается ни в каких представлениях, все его знают и любят. Бэтмен сражается с преступностью уже 73 года, именно в его историях было создано множество клише и сюжетных ходов, которые сейчас стандартны для различных жанров.

И вот вам 10 лучших комиксов. Да, мы не называем комиксы «графическими новеллами», чтобы звучало серьезно и взросло, потому что комиксы уже давно не глупые истории для тупых подростков, также как кино уже давно не несмешное немое убожество с Чарли Чаплином. Топ подтвердит мои слова!

#0. Gotham Central — лучший комикс про Бэтмена, который не про Бэтмена

Важным элементом комиксов о Темном Рыцаре является его связь с полицией: он не только регулярно встречается с комиссаром Гордоном на крыше полицейского участка или в темных углах очередного места преступления, но и время от времени спускается в морг посмотреть на результаты вскрытия очередного несчастного или одалживает важные улики для анализа в бэт-лаборатории. Этому пытались подражать с разной степенью успешности, а самого Бэтмена несколько раз “возвращали к корням”, уничтожая его дружественные отношения с органами защиты правопорядка. Но присутствие полиции остается самым заметным и активным именно в Готэме из всех супергеройских городов. Поэтому идея сделать комикс про готэмских полицейских неожиданно не только не выглядит идиотской, но и даже совсем наоборот.

И вот так в магазинах, на книжных полках и на жестких дисках появляется Gotham Central — совместная работа выдающихся авторов Эда Брубейкера и Грега Ракки, выходившая с 2003-го по 2006-й год и состоящая из сорока номеров. В этом комиксе Бэтмен — редкий гость, немногословная тень, от которой по мнению некоторых больше вреда, чем пользы. В центре внимания — сотрудники отдела особо важных расследований полиции Готэма, обычные полицейские с обычными проблемами. Каждый день они выходят на работу и не знают, что им сегодня подкинет этот город: пропавшего ребенка или встречу с Мистером Фризом, очередную безумную выходку Джокера или “нормального” серийного убийцу. Их окружают смерть друзей, ощущение собственного бессилия перед лицом хаоса, политика, коррупция и бесчисленные человеческие пороки. А они все равно продолжают делать свою работу.

Gotham Central заслуженно стоит в одном ряду с великими полицейскими драмами вроде The Wire, The Shield и по настоящему крутых периодов Law & Order. Из всех комиксов про Бэтмена он сильнее большинства заслуживает вашего внимания.

P.S.: Несколько лет назад я бы восторженно написал, что комикс идеально подходит для экранизации в формате телесериала, но с одной стороны отдавать эфирным каналам страшно, потому что изуродуют до неузнаваемости, а с другой — сколько уже FX пытается оторвать от земли Powers?

— бонусный пункт от проходившего мимо OLeg89

#10. Batman: Noël

Сюжет: Главный герой - старый мрачный скряга Эбинейзер Скрудж, который давно уже никого и ничего не любит, кроме собственных денег. Он не понимает радости, которую другие испытывают по поводу приближающегося Рождества и Святок, и брезгливо отклоняет приглашение своего доброго племянника отпраздновать Рождество с ним и его семьёй. Он не может понять зачем люди целый день веселятся и не работают, если это не приносит им выгоды, и отказывается пожертвовать благотворителям деньги на помощь нуждающимся детям.

Но на самом деле все немного иначе: мрачный и вечно молодой Бэтмен, переживший смерти почти всех, кого он любит (кроме собственного дворецкого), понимает, что даже в праздники надо работать. Он следит за мелким преступником по имени Боб и фамилии Крэтчит и узнает, что тот выполняет всякие не-особо-криминальные указания Джокера. Другое дело, что Боб пошел на такое только из-за отчаяния, ведь лекарства для больного сына сами себя не купят.

Вы думаете, что знаете куда дело идет и вы, в общем-то, правы. Диккенс и Бэтмен были созданы друг для друга и этот комикс – еще одна вариация «Рождественской песни».

И от этих вариаций, честно говоря, очень легко устать, потому что многие пересказы или слишком глупые, или прямые как рельсы. Но раз уж «Noël» попал в такой престижный топ, то ясное дело, что тут все замечательно. Проблемы у Бэтмена не из-за денег, жадности, разбитого сердца, а из-за того чем он стал. В начале истории он просто злой, одержимый местью психопат. Конечно, это похоже на него обычного, но не похоже на него обычного, потому что нет ни капли сострадания и благородства, он просто жесток и готов на все.

Ожидаемо, его навещают «призраки». Призраки в кавычках, потому что это скорее галлюцинации. Видите ли, Бэтмен заработал пневмонию и теперь у него жар и ему мерещатся Робин, исполнивший роль Марли, Женщина-кошка, напоминающая ему о том, как было весело раньше, Супермен, говорящий о том, как борьба с преступностью неблагодарное дело, но кто-то должен. Последним будет Джокер, предлагающий свою довольно забавную гиперболу по поводу будущих событий. Сразу отмечу это как плюс рассказа, ведь, зная как изменилось писательство со времен Диккенса, нельзя не оценить тот факт, что тут будущее ненастоящее.

В комиксе нет какой-то неуверенности по поводу «Ой, ну это же все делали до меня миллиарды раз, чем я могу сделать лучше», также нет и претензий на что-то большее, чем простой, вдохновляющий, добрый рассказ. Рассказ, который захотят слушать ваши дети.

И это правда одна из самых милых и честных версий классики.

#9. Batman: Hush

Сюжет: В Готэме появился новый злодей. Для кого-то это может и событие, но для Бэтмена это просто еще один скучный вторник. Но не все так просто, ибо новенький начинает использовать в своих все более умных планах других преступников, типа Джокера, Риддлера, Киллера Крока и даже Ра’с аль Гула. Сможет ли Темный Рыцарь остановить его?

************СПОЙЛЕРЫ —- ОН СМОЖЕТ, ПОТОМУ ЧТО ОН ЧЕРТОВ БЭТМЕН

Много историй считают, что Бэтмен намного интереснее Брюса Уэйна. Может это и правда, может днями Бэтмен действительно прикидывается Брюсом, а не Брюс ночами Бэтменом.

С таким отношением, естественно, фокус на Бэтмене поднадоедает. А вот этот комикс – прежде всего история Брюса Уэйна. По описанию и не скажешь, ведь тут беспорядки, массовая истерия, убийства и прочее. За всем этим стоит один человек — Хаш. Но кто он вообще такой и зачем ему это?

Ну, комикс в итоге ответит на эти и многие другие вопросы. Вам никогда не было интересно каким ребенком был Брюс до и после смерти родителей? Если не было, то пффф, зачем вообще читать. Это история о его детстве, о его друзьях и семье, которая была к нему добра.

Что делает эту историю действительно выдающейся? То как множество сюжетных линий в итоге достигают своих логических завершений, местами переплетаясь. Во время прочтения вас буквально толкают на догадки, можно сто раз подумать: «Аа, все-все, я догадался. Хаш это тот парень!», но каждый раз оказываться неправым неприятно, поэтому угадайки придется забросить еще до середины.

#8. The Dark Knight Returns

Сюжет: Бэтмен уже десять лет как ушел на пенсию, постоянно пьет и никак не может толком пережить смерть Робина. А этот урод, Супермен, все еще молод и все с таким же мужественным подбородком. Хотя он уже больше чем просто супергерой, теперь он отчитывается перед правительством. Комиссар Гордон вот-вот закончит последнее дело и тоже уйдет, Джокер давным-давно в Аркхеме, а Харви Дента готовятся выпустить, потому что он полностью реабилитирован. В Готэме, естественно, пошла волна убийств. Супер-пупер-жестокая-банда подростков, которые не смогли придумать название умнее «Мутантов», все же вынуждает пожилого Брюса опять надеть маску. Справится с этими идиотами было проще всего, а вот то, что будет дальше, к этому Бэтмен не мог быть готов.

Конечно, за десять лет без Бэтмена все пошло по наклонной, но свои плюсы все же были. Во-первых, худший преступник из всех впал в кататонию, просто потому что не может продолжать без своей половинки. Во-вторых, символу не дали умереть подражатели — «Сыны Бэтмена». Конечно, над именем стоит поработать, но их намерения и методы вызывают уважение. В-третьих, с Бэтменом в строю не было бы «Мутантов», которых можно считать средним пальцем в сторону страдающих и ноющих эмо-подростков из Марвелла.

Хотя я и не большой фанат этой истории, не признать ее значимость нельзя. Этот комикс увидел свет примерно в одно время с «Хранителями» и их вместе можно считать ответственными за наступление «темной» эпохи комиксов. Теперь все стремились к взрослому, блеклому, нуарному и лишенному всякой надежды. Почти никому не удалось достичь того, что удалось «Возвращению». Это правда тяжело – показать такой мир, в котором Бэтмен не только возможен, но еще и необходим. Еще именно «Возвращение» задало курс Бэтмена как персонажа, представив его одержимым, невменяемым социопатом, который скорее всего не повзрослел ни на день со дня смерти родителей.

#7. Batman: Knightfall

Сюжет: DC решило заменить стареющего Брюса Уэйна кем-то другим, так что они ввели нового персонажа по имени Жан-Поль Велли (Азраил). Он как будто создан, чтобы его ненавидели, потому что он — настоящий ариец, у него пафосное и плохо написанное Темное Прошлое, плюс он французик. И его зовут Жан-Поль, ну серьезно.

Еще сюжет: В любом случае, Бэтмен и Робин пытались сделать из него нормального человека (чувствуете иронию?), но у них вроде как не получилось, потому что загадочный орден загадочных французских чуваков в банных халатах крепко промыл ему мозги. Потом Ля Азраил вроде как куда-то пропал и все вздохнули с облегчением.

Появился еще один абсолютно новый персонаж — Бэйн. Он родился и вырос в тюрьме какой-то банановой республики, просто потому что его отец был революционером, а Фидель Кастро не любит революционеров. Так что Бэйн с рождения мотает срок за отца, как-то так. Логику диктаторов постичь иногда сложно.

Ваш среднестатистический любитель комиксов посчитает, что сидеть в тюрьме — это лучше, чем ходить в школу и терпеть унижения от крутых ребят, и окажется неправ. Хотя у маленького Бэйна был единственный друг — плюшевый мишка, так что ему не настолько и плохо пришлось. И, как мы все знаем, тюрьмы — это лучшие спортзалы; он целыми днями качался и читал книги, чтобы довести до совершенства свое тело и разум. Неожиданно для себя, он стал участником эксперимента по созданию супер-солдатов. Все дело сработало, но теперь Бэйн не может жить без «Венома» — супер-стероидной штуки, которая делает его огромным и сильным, амиго. Как только он сбегает из тюрьмы, он решает, что цель его жизни – попасть в Готэм и свергнуть его «короля». Очевидная зековская логика, кстати, «найти самого крутого парня и избить его».

Бэйн правда молодец. Конечно, его создали больше как сюжетный ход (нужен кто-то, кто убьет Уэйна), а не как персонажа. Но на это не стоит обращать внимания, Бэйн выделяется из галереи остальных бэт-злодеев тем, что он ровня Бэтмену как по силе, так и по уму.

Его план – ждать, пока Бэтса совсем истощат остальные, поэтому он посылает парочку своих людей, надоумливает парочку классических злодеев и так далее. Следующий шаг – освободить из Аркхема всех заключенных и выдать им оружие. Бэтмену все же удается поймать почти всех, но неожиданно объединившиеся Джокер и Пугало доводят его до полного истощения. После такого (и бессонных ночей) требуется отдых, но дома Бэтмен встречает Бэйна, который, видимо, убил Альфреда и теперь хочет официально стать крутейшим пацаном на всех районах. Дальше следует самый жестокий и даже унизительный бой, закончившийся тем, что Бэйн ломает Брюсу спину.

Но не волнуйтесь дети, Бэтмен выживает, просто остается калекой. И вот тут-то и возвращается этот тупой французик. Брюс считает его идеальным преемником, читатель считает, что сломанная спина также вызывает травму мозга. Азраил теперь Бэтмен и он готов убивать. Да что я говорю, вы просто посмотрите как этот маньяк переделал костюм.

Некоторые шипы наверняка вовнутрь, чтобы чувствовать слаааадкую боль. И да, это подвязка.

Комиссар Гордон начинает сомневаться настоящий ли это Бэтмен, потому что, ну блин, он стал не по-хорошему ненормальным. Заканчивает сомневаться и утверждается во мнении, что Бэтмен ненастоящий он тогда, когда АзБэтс не спрыгивает с крыши и вежливо ждет, пока Гордон договорит.

Вы говорили что-то типа «Ну блин, Бэтмен тупой что не убивает никого, так можно было бы избежать кучу смертей» или хотели, чтобы истории были мрачнее и реалистичнее? Все, ваше желание исполнено. Наслаждайтесь своим убийцей-психопатом.

Седьмое место, потому что в этой арке появляется злодей, который смог сделать то, что Джокеру не удалось за 50 лет. Бэйн сломал Бэтмена, потому что он был терпелив и прагматичен, а этими качествами никто другой не может похвастаться.

#6. Batman: No Man’s Land

Сюжет: После пары эпидемий и землетрясения правительство США решает, что хватит выкидывать деньги на попытки восстановить Готэм. Вместо этого они объявляют, что город теперь нейтральная зона, не часть США и взрывают мосты, чтобы отрезать всю связь с внешним миром. Из Аркхема сбегают заключенные, порядок могут поддерживать только около 20 копов, оставшихся в Готэме. И Бэтмен пропал. Уже страшно?

Это огромная сюжетная арка, где, естественно, не всегда все идеально, но достаточно хорошо, чтобы считаться одной из лучших историй о Бэтмене. Комиксов в арке слишком много, поэтому была выпущена новеллизация, которая и сжимает сюжет и делает читателя более важным, ведь, ох, книга, а не комикс.

История очень часто фокусируется не на суперзлодеях или супергероях, а на обычных людях в необычных обстоятельствах. Что же требуется, чтобы выжить в городе, от которого вопреки конституции отказалась своя же страна? Как далеко можно зайти ради благих целей? И прочее-прочее. Говорите что хотите, но я думаю, что всем интересна история типа мы-заперты-с-психопатами-и-убийцами-без-жизненноважных-ресурсов.

Идут войны за территорию , почти у каждого есть своя банда. Пингвин умнее всех – он покупает за бесценок предметы роскоши, которые не нужны сейчас, но потом, когда правительство опомнится, их можно будет продать за хорошие деньги. Риддлер еще умнее, он сваливает из города как только понимает, что мосты вот-вот взорвут. Список-Б тоже не дремлет: Черная Маска собирает пугающий культ, где все постоянно режут себе лицо, потому что, ну, так надо.

Великолепный рассказ, поражающий своим масштабом. Лучший и самый трогательный момент – когда Бэтмен все же возвращается, Гордон на него невозможно зол и тот снимает маску, чтобы восстановить доверие и дружбу.

#5. Arkham Asylum: Living Hell

Сюжет: Уоррен Уайт (худший человек, которого вы встречали) предстает перед судом за какие-то денежные махинации и присвоения имущества. Он считает, что просить об оправдании на основании невменяемости – гениальная идея. Что вообще может пойти не так?

Много чего . Уоррен получает что хотел – вместо тюрьмы его отправляют в Аркхем. После знакомства с другими пациентами, они сразу же начинает жалеть, что сейчас не в тюрьме. Хотя он не такой уж и глупый – быстро становится мальчиком-который-таскает-монетку-Харви-Дента, просто потому что без защиты он не выживет. Его сокамерник, кстати, тоже не такой уж и плохой. Его зовут Шалтай-Болтай и он один из немногих персонажей бэт-вселенной, который правда подходит под определение безумия. Шалтай, видите ли, правда верит, что он «исправляет» людей, что делает его инфантильным и пугающим психопатом-убийцей. Насколько пугающим? Ну, он «случайно» убил свою бабушку, а потом «исправил» ее, сшив куски тела в какой-то отвратительной манере, хотя другой манеры сшивания трупов и нет, если честно. Еще он видит весь мир очень (сюрприз!) льюсокэролловским и все сказочно.

Этот комикс читается как ужастик, потому что мало кто хочет представлять что же станет с обычным человеком, если он будет сожительствовать со всякими Джокерами и другими ненормальными убийцами. Постепенно, шаг за шагом, ситуация переходит из «хуже некуда» в новое «хуже некуда», после которого уже хуже правда некуда. Бэтмен, кстати, появляется всего на двух страницах. По-моему здорово, когда можно рассказать потрясающую историю, даже не включив в нее главную звезду.

#4. The Long Halloween

Сюжет: Серийный убийца серийно убивает разных мафиози. Убийства совершаются на праздники - например, день независимости или там день святого Патрика. Поэтому пресса быстро придумывает ему имя – Праздничный Убийца.

Для Кармайна Фальконе, главы самой влиятельной «семьи» Готэма, Праздник – самая незначительная проблема. Бэтмен никакой жизни не дает, Женщина-кошка постоянно грабит, окружной прокурор Харви Дент вообще хочет его засадить в тюрьму, еще и конкуренция возросла, но теперь это не только мафиози и всякие мелкие гангстеры, но и разодетые супер-злодеи.

Бэтмен, Гордон и Дент решают объединить свои силы, чтобы, наконец, покончить с Фальконе. Главное правило – не нарушать закон, но ставки постоянно растут и вот уже никто никому толком не доверяет. Бэтмен считает, что Харви и есть Праздник, Харви считает, что Брюс Уэйн работает вместе с Фальконе.

Мафия тоже не дремлет и принимает отличное решение – нанимает суперзлодеев, чтобы они поймали Праздника. Смеху будет много!

Это «Молчание ягнят» намного лучше настоящего «Молчания ягнят». Кроме того, что все идет к двум событиям – к тому, что Харви, ну, вы знаете, что станет с Харви и к тому, что Фальконе останется ни с чем, кроме этого Бэтмен решает консультироваться у другого злодея — у Календарника, который также одержим всякими датами, но не может быть Праздничным Убийцей, потому что заперт в Аркхеме. Вот он отлично выполняет роль Ганнибала Лектера, его советы, кажется, не приведут никуда, потому что он просто играет в игры и любит внимание.

Если герой вашего комикса считается «величайшим в мире детективом», то логично придумать для него детективную историю. Ждите много улик, намеков, твистов, все в лучших традициях историй о Холмсе или Пуаро. Это, по-моему, лучший показатель уровня первой тройки, потому что история, которая будь она книгой или комиксом не про Бэтмена, считалась бы самой лучшей и непревзойденной.

#3. Batman: Year One

Сюжет: Нетрудно догадаться. Это история о первом годе Брюса как Бэтмена. Он сражается как с мафиози, так и с коррумпированными полицейскими. Можно подумать, что центром истории будет Брюс Уэйн, но на самом деле нет, больше всего времени уделяется истории только что прибывшему в Готэм Джиму Гордону.

Не буду никак подытоживать, потому что хочу оставить всякую похвалу для первого фильма Нолана.

#2. Arkham Asylum: A Serious House on Serious Earth

Сюжет: Амадеус Аркхем оказывается в лечебнице (угадайте кто ее основал!), все же проиграв борьбу со своим безумием, которая началась еще с раннего детства и возобновилась после убийства его жены и дочери. Через много-много лет, заключенные, вместо того, чтобы, как обычно, сбежать, захватывают Аркхем и угрожают убивать персонал, если Бэтмен не появится. Он, будучи благородным героем, конечно появляется, а дальше, вопреки всеобщим ожиданиям, происходит сюрреалистичное путешествие по самым темным углам человеческой психологии.

Если описание звучит претенциозно, то у меня все получилось. Этот комикс правда с кучей амбиций. Он просто набит разношерстным символизмом, начиная от библейских символов и египетской мифологии, заканчивая Фрейдом, Юнгом, «Алисой в стране чудес», Алистером Кроули, картами Таро и квантовой механикой.

Теперь все заключенные ужасно пугающие. Глиноликий выглядит глупо, потому что он ходячая куча грязи? Теперь он персонификация СПИДа. Шляпник кажется безобидным, потому что нынешняя молодежь знает только как его играл Депп? Теперь он педофил, который одержим поисками очередной «Алисы». Джокер недостаточно злой и жестокий? Теперь про него можно писать докторские, потому что его состояние описать можно примерно так: каждый день он находит реальность настолько жестокой, что собирает себя заново и сегодня он может быть безобидным шутником, а завтра маньяком-убийцей, т.е. все версии персонажа определяются его состоянием, которое врачи называют «супер-вменяемостью». Макси Зевс полный идиот, который даже не в Б-списке и его никто не знает? Теперь у него пугающе реалистичный комплекс бога и он дает фору Доктору Манхеттену по не-человечности. Киллер Крок просто какой-то мутант? Теперь он ближе к человеку-слону, чем к умственно отсталому полузверю.

Что вам еще надо для того, чтобы понять, что комиксы — это серьезное дело? Именно этот, например, можно принять за научный трактат, написанный профессором психологии из Оксфорда. Ведь история чуть ли не требует от читателя определенного уровня знаний в нетривиальных вопросах. Еще она страшная и интересная, уху!

#1. The Killing Joke

Сюжет: Один из возможных вариантов почему Джокер такой, какой он есть.

Не буду описывать сюжет больше одного предложения, потому что это классика и каждый должен это прочитать.

Алан Мур уже не в первый раз дал книжке-с-картинками ощущение тяжелой, серьезной литературы. История начинается и заканчивается под дождем, а еще, еще есть та шутка.

У вас просто нет права называть себя фанатом Бэтмена, если вы не читали этот комикс. Лучше него уже не будет.

Крэг Шоу Гарднер

Бесстрашный и таинственный борец с преступностью встречает сильного противника.

На город опустилась ночь. Было душно, влажно и очень шумно. Звуки музыки смешивались с гудками автомобилей, откуда-то доносились крики и смех. Как обычно, после захода солнца улицы стали особенно оживлёнными. Из всех щелей, словно тараканы, вы- ползал разный ночной люд.

Правда, было не совсем темно. Кое-где горели фонари, и их света было достаточно для проституток, сутенёров или для мошенников, приглашающих простаков сыграть в «Три карты» и весело потешающихся потом над очередной жертвой. То там, то сям можно было видеть скорчившуюся в углу фигуру наркомана или алкоголика, временно умиротворённого принятой дозой. Ещё светлее было у татуировальных кабинетов, питейных и иных ночных заведений, сквозь немытые окна которых просачивался тусклый свет неоновых ламп. И всё это, словно посылая сверху своё благословение, освещала большая луна. Стояло полнолуние - время, когда, по старинному поверью люди, сходят с ума.

Таков был этот ночной город, полный отверженных и уличного мусора, огромный и неуправляемый. Здесь проститутки и сутенёры, карманники и наркоманы знали друг друга по именам. Здесь властвовали мрак и грязь.

Здесь жили по своим законам. Это была одна большая, вполне счастливая семья, но только не для чужаков.

Трос очень хорошо одетых - особенно для такого места - людей: отец, мать и их двенадцатилетний сын, малыш Джимми, спускались по грязной улице. Они старались не смотреть по сторонам, чем ещё больше привлекали к себе внимание.

В руках у них были программки. Они возвращались из театра, но отбились от основной массы театралов и заблудились.

За ними с удивлением наблюдали обитатели улиц, оглядывая с головы до ног и потешаясь над поспешностью, с которой они торопились покинуть квартал. Какой-то пропойца преградил им дорогу. Мать схватила отца за рукав:

Ради бога, Гарольд, пожалуйста, возьми такси.

Гарольд бросил на жену раздражённый, даже сердитый взгляд.

Я как раз собираюсь это сделать, - и с криком: «Такси!» - он замахал обеими руками.

Мимо пронеслась одна машина, потом ещё две. Никто из водителей не хотел останавливаться в этом районе.

Малыш Джимми достал из заднего кармана карту, развернул её и нахмурился.

Мы неправильно идём, - заявил он. За их спинами раздался смех.

Убери это! - приказал отец, стараясь говорить тихо, чтобы не привлекать внимание. - Иначе нас примут за туристов.

Он подвёл жену и сына к двум полицейским. Те стояли, прислонившись к патрульной машине, припаркованной у витрины ночного магазина. Они весело болтали с проституткой лет четырнадцати и не удостоили семейство своим вниманием. Малолетняя проститутка взглянула на них и одарила паренька улыбкой. Джимми улыбнулся ей в ответ.

Мать резко оттащила его в сторону и возмущённо посмотрела на мужа. Казалось, она кинется на него с кулаками.

Здесь мы такси не поймаем, - сказал Гарольд. - Попробуем-ка выйти на Седьмую улицу.

Они завернули за угол, но малыш Джимми вдруг остановился и махнул рукой назад.

Седьмая улица в другой стороне!

Я лучше знаю, где мы находимся, - заявил отец, шагая в темноте. В этой части улицы света совсем не было. Жена и сын быстро шли за ним, обходя брошенные здесь машины, которые освещал лишь яркий свет луны.

У одной из разбитых машин сидел парень лет девятнадцатидвадцати с угреватым лицом. На его рваной рубашке красовалась надпись: «Я люблю Готэм-Сити».

Они продолжали шагать, сделав вид, что ничего не слышат.

Мистер! - заорал парень, который любил Готэм-Сити. - Как насчёт доллара?

Шатаясь, он поднялся на ноги и заорал ещё громче:

Ты что, глухой? Или не понимаешь по-английски?

Семья быстро перешла на другую сторону переулка. Бродяга остался стоять, глядя им вслед и пошатываясь, словно раскачиваемый несуществующим ветром. Отец с трудом удержался, чтобы не оглянуться назад и убедиться, что опасность миновала. Он не заметил скрытого темнотой человека с револьвером в руках. Резким движением тот ударил им отца по шее.

Отец упал. Мать обхватила Джимми руками. Они отпрянули к кирпичной стене, не в силах произнести от страха ни звука. А через улицу к ним бежал парень, любивший Готэм - Сити, чтобы помочь своему приятелю с револьвером, который уже тянулся к карманам жертвы. Мать попробовала закричать, но из её горла вырвался какой-то неопределённый сдавленный звук. Парень с револьвером сразу перестал шарить в карманах и направил револьвер на Джимми.

Пожалейте паренька, дамочка, - сказал он мягким, рассудительным тоном. - Не надо кричать.

Женщина подавила вопль. Слёзы хлынули у неё из глаз. Она так крепко прижала к себе сына, будто только это давало ей возможность сохранить разум. Джимми тоже онемел и застыл, как каменный, заворожённо глядя на направленное на него дуло.

Наконец приятели нашли то, что им было нужно, и убежали довольные.

Женщина не сводила глаз со своего мужа, распростёртого на дороге. Он был недвижим. Она даже не была уверена, жив ли он.

Не в силах больше сдерживаться, она громко закричала.

Добро пожаловать в Готэм-Сити!

Её крик разнёсся по переулку. Вместе со звуками музыки, чьим-то смехом и наполнявшими улицы автомобильными гудками он поднялся над брошенными машинами» обшарпанными кирпичными стенами к башням старого городского собора, бывшего некогда духовным центром великой метрополии, а теперь превращённого в развалины. Каменные гаргульи смотрели вниз с башен собора; - по преданию, они не давали злым духам проникнуть внутрь. Гаргульи были лишь молчаливыми, застывшими свидетельницами совершавшегося у них на глазах зла. Но вдруг одна из них пошевелилась.

Добро пожаловать в Готэм-Сити!

Тем временем приятели, назовём их Эдди и Ник, один - в рубашке с надписью «Я люблю Готэм-Сити», а другой - с револьвером в руках, торопились к облюбованному ими укромному месту на крыше шестиэтажного дома, чтобы рассмотреть свою добычу. Ник открыл бумажник и увидел кредитные карточки.

Од райт! «Америкэн Экспресс», - он кинул карточку Эдди. - Без неё порядочные люди не выходят из дома.

Тем временем поднялся ночной ветер, сметавший песок с крыш. Эдди посмотрел наверх. Вдруг он услышал звук, похожий на лязганье металла о металл, и взглянул на Ника.

Пора сматываться, парень. Не нравится мне это.



Енвд