Фронтальное, боковое и контровое освещение. Фронтальный свет

60122 Совершенствуем знания 4

В этом уроке вы узнаете: Роль света. Цветовые характеристики света. Правило обратных квадратов. Естественный и искусственный свет. Свет от разных источников

Свет — это еще одно средство создания изображения, пожалуй, одно из самых капризных. Когда мы говорим о свете в фотографии, то вспоминаем как минимум то, что само название "фотография" переводится с древнегреческого как "светопись". Однако говоря о роли света в фотографии, нужно помнить, что он выполняет здесь две прикладные функции.

Первая из них заключается в получении фотографического изображения необходимого качества, с хорошей проработкой деталей в тенях и светах, что обеспечивается правильной экспозицией при съемке и грамотно проведенным негативным процессом. Отдавая должное технической стороне вопроса, без чего невозможно получить более или менее приемлемый фотоснимок, нельзя относиться к свету в фотографии только как к фактору, определяющему экспозицию.

У него есть вторая, более сложная функция, которая носит творческий характер, и поэтому, в отличие от экспонирования и обработки негативов, не может быть поручена автомату. Свет является одним из основных и наиболее ярких изобразительных средств фотографии. Это своего рода и палитра, и кисть фотографа, с помощью которых мы добиваемся необходимого выразительного эффекта, определяющие художественные достоинства того или иного снимка.

Основная цветная характеристика света — его спектральный состав и цветовая температура. Цветовая температура разных источников света сильно отличается, поэтому, снимая на пленку или цифровую камеру, помните о возможности корректировать цвета.

Измерение цветовой температуры источника cвeтa основано на соотношении количества холодного синего цвета и тёплого красного цвета. Единица измерения цветовой температуры °К (градус Кельвина). Источник свeтa с более высокой температурой имеет больше голубого оттенка в своём составе. И наоборот, чем больше красной составляющей спектра в источнике cветa, тем ниже цветовая температура. Ниже приведена таблица цветовых температур, в которой указаны значения цветовой температуры согласно источникам освещения:

Не секрет, что основа успеха фотографии состоит именно в освещении - без света вообще невозможно сделать снимок. Кто не хочет получить яркие, сочные снимки как на обложке глянцевого журнала? Освещение очень значимо как для портрета, так и для натюрморта, а также и для других видов съемки. Первое требование - света должно быть достаточно. Длительные выдержки приводят к смазанному изображению, повышению светочувствительности и к появлению «шумов» на изображении. Когда света достаточно, снимок получается сочным, ярким, насыщенным с хорошо различимыми деталями. Поэтому очень важно обеспечить достаточный свет. Вторая, более сложная задача - сделать световой рисунок выразительным, акцентировать внимание зрителя на главном. Красивый необычный свет становится неотъемлемой частью снимка, частью композиции. А для экспериментов и получения интересных снимков совершенно не обязательно использовать дорогое студийное оборудование.

Проанализировав список слагаемых хорошей фотографии, мы подходим к важному выводу. Для того, чтобы фотография получилась, чтобы изображение на снимке было близко к нашим зрительным ощущениям, недостаточно одной эмоциональной составляющей, даже если она дополнена хорошим композиционным решением снимка. В светописи одно из самых главных слагаемых - это свет и его характеристики. А значит - сложно недооценить умение фотографа правильно видеть, оценивать и виртуозно использовать имеющееся освещение (или создавать искусственное). Важно следить и за техническими характеристиками света. Поэтому, рассматривая тему света и освещения, есть смысл все световые характеристики разделить на три независимые группы. Это цветовые, количественные и качественные характеристики света. Рассмотрим их.

Цветовые характеристики света

Цветовые характеристики света - это соотношение количества разных лучей света в спектре источника, освещающего наш объект съёмки. Очевидно, что источники света, с которыми мы сталкиваемся в нашей жизни, имеют заметно отличающиеся друг от друга характеристики. И это легко увидеть, если расположить несколько разных источников света рядом друг с другом. К примеру, лампа накаливания по сравнению с дневным освещением окажется откровенно желтой, а "экономные" (люминесцентные) лампы "дневного" и "теплого" света, установленные в один светильник, воспринимаются как сине-голубые и желто-розовые. Хотя, если объект съёмки освещается только одним источником света, наши глаза отлично адаптируются к его цветовым характеристикам. Такая особенность нашего зрения позволяет точно определять цвета окружающих предметов практически при любом освещении.

Баланс белого, как и зачем . К сожалению, матрица цифрового аппарата сама по себе так легко приспосабливаться не умеет. А значит - её цветовосприятие нуждается в настройке при помощи меню "баланса белого". Собственно "баланс белого" - это и есть передача матрицей света, состоящего из разного количества лучей синей, зеленой и красной областей спектра видимого света. А настройка баланса белого - это изменение чувствительности матрицы к лучам красного, синего и зеленого цвета в соответствии с особенностями освещения. К примеру, в спектре дневного ("белого") света количество синих, зеленых и красных лучей примерно одинаково. В этом случае, если чувствительность матрицы к синим, зеленым и красным лучам света будет также одинакова, то цветопередача на фотографии будет вполне естественной. Зеленая трава будет передана зеленой, синее небо останется синим, а нейтрально окрашенные предметы не получат нежелательного цветного оттенка. Именно это мы, в общем случае, и понимаем под "естественной цветопередачей".

Состав света ламп накаливания отличается от белого света из-за преобладания в спектре желто-красных лучей и недостаточного количества синих. И, если оставить "дневной" баланс белого при переходе от уличной дневной съёмки к сюжетам, освещаемым лампами накаливания, то картинка будет иметь грубый желтовато-оранжевый оттенок, а синие и фиолетовые цвета практически исчезнут со снимка. Вернуться к нормальной цветопередаче можно, переключив баланс белого на аппарате в положение "лампы накаливания". В этом случае чувствительность матрицы к красно-желтым лучам будет значительно снижена (поскольку их количество в спектре и так избыточно), а чувствительность к лучам синей части спектра, наоборот, заметно увеличена (так как последние лампой накаливания излучаются в очень малом количестве). В итоге нейтрально окрашенные предметы избавятся от нежелательной оранжевой окраски, а цветопередача предметов остальных цветов максимально приблизится к нашему восприятию.

Автоматический баланс белого . В современных аппаратах предусмотрен и вариант настройки баланса белого в полностью автоматическом режиме, без необходимости вмешательства со стороны фотографа. Пользоваться автобалансом, как и любой другой автоматикой, очень удобно, оперативно и приятно. Однако, к сожалению, режим автобаланса белого не всегда адекватен. Ведь электронная "начинка" даже самого современного фотоаппарата не идёт ни в какое сравнение с нашими мозгом и объёмом жизненного опыта. Существует достаточно ситуаций, когда в режиме автобаланса передача цветов на снимке искажается. В этих случаях цветопередача получается весьма далёкой не только от естественной или желаемой, но даже может выходить за рамки приемлемости. К примеру - тропинка через зелёный луг, занимающий на снимке основную площадь, почему-то приобретает пурпурноватый оттенок, а зелень при этом становится сероватой и пожухшей. Вывод напрашивается сам собой - от услуг автоматики в таких случаях придётся отказываться.

Пользовательский баланс белого . Более "профессиональным" считается режим пользовательской настройки баланса белого по эталону нейтральной окраски (белому листу или серой карте). Этот вариант позволяет в некоторых случаях добиться практически идеальной цветопередачи, но требует гораздо больших трудозатрат и не всегда применим. Впрочем, излишне сильно углубляться в подробности настройки баланса белого мы сейчас не будем. Во-первых, вы уже знаете главный принцип - при настройке баланса белого мы компенсируем повышенной чувствительностью матрицы к синим, например, лучам недостаток их в спектре источника света. И наоборот - излишнее количество, например, жёлтых лучей в спектре источника света не приведет к жёлтому оттенку на фотографии, если матрица к ним будет менее чувствительна. Во-вторых, вполне достоин внимательного прочтения раздел инструкции вашего фотоаппарата, посвященный этой теме. Ну а в-третьих - обсуждению всех нюансов, связанных с передачей цвета и балансом белого (в нашей фотошколе этому посвящено отдельное занятие), достойна отдельная большая статья, которая со временем обязательно будет написана. В любом случае важно понимать, что неоправданно искаженная цветопередача может вызвать у зрителя подсознательное ощущение какой-то неправильности. Которое, в свою очередь, трансформируется в ощущение неправдивости и неприятия ко всему, что изображено на фотографии. А значит - такой зритель уже не сможет (или не захочет) принимать ваши мысли и ощущения, высказанные фотографией, близко к сердцу.

Количество света

Вторая группа технических вопросов, связанных со светом - это его количество. Наше зрение и в этом вопросе решает всё практически незаметно для нас в полностью интуитивно-автоматическом режиме. Мы находим среди окружающих предметов наиболее темные (считаем их "чёрными") и наиболее светлые (называем их для себя "белыми"). Все остальные предметы мы сравниваем по тону с белым и черным. Вроде всё, казалось, просто. Но камера таким путем пойти не может. Поскольку её "сердце" - светочувствительная матрица - не может определять тон объекта съёмки. Она лишь выдает соответствие между количеством попавшего на неё света и уровнем выходного сигнала. И то - лишь в узких рамках так называемого "линейного диапазона" чувствительности матрицы. Поэтому-то при определении количества света, попадающего на матрицу, мы вынуждены пользоваться помощью точного прибора - экспонометра. Экспонометр в автоматическом режиме определяет количество света, отраженного объектом съёмки, и предлагает (или даже сам устанавливает) соответствующее сочетание выдержки и диафрагмы (а иногда - и чувствительности матрицы). Сразу заметим, что даже самый зоркий и чувствительный глаз не в состоянии точно определить количество света и соответствующие ему пару выдержка-диафрагма.

Поэтому "самурайскими" методами, без помощи экспонометра, обойтись при съёмке на "цифру" будет очень сложно. И ещё надо сказать, что экспонометр и связанная с ним экспозиционная автоматика в большинстве случаев отрабатывают своё назначение вполне достойно, не оставляя нам необходимости явно вмешиваться в процесс определения количества света. За исключением, может быть, самых сложных в плане света сюжетов, характеризующихся очень большим диапазоном яркостей.

"Сложные" сюжеты и экспонометр . Дело в том, что диапазон яркостей, который может "переварить" обычная матрица цифрового аппарата - достаточно невелик. И когда яркость самых светлых деталей нашего объекта съёмки значительно отличается не только от теней, но и от объектовсредней (как нам кажется) яркости, начинаются проблемы. И в этом случае нам нужно определиться с тем, какие именно из увиденных нами объектов нам наиболее важны для кадра, определить экспозицию для наиболее корректной передачи их тонального диапазона. И, понятно, смириться с тем, что более светлые и более темные объекты передадутся не так, как мы их воспринимаем нашим зрением, а в виде выбеленных или утонувших в тени. А поскольку белые и черные "дырки" (то есть области с неоправданно потерянными деталями) на фотографии смотрятся крайне неприятно и неопрятно, есть смысл обращать на это внимание при компоновке снимка. При этом лишний раз заметим, что "Великий и могучий Фотошоп", равно как и другие программы для последующей обработки фотоснимков, могут лишь улучшить восприятие картинки, адаптировав её для более лёгкого и удобного восприятия. Особенно когда речь идёт о печати фотографий на фотобумаге, которая воспроизводит гораздо более узкий диапазон яркостей. Ну а если в процессе съёмки детали потеряны из-за пересвета или недосвета, то ни одна (даже самая сложная и могучая) программа обработки, ни шаманские танцы с бубнами уже никогда не смогут вернуть их на снимок.

Направление падения света

Третья группа из набора параметров освещения - это его качественные характеристики. Свет не просто освещает нужный нам объект съёмки, чтобы мы смогли увидеть и запечатлеть его цветовые и тональные характеристики. Освещая выбранный нами в качестве объекта съёмки предмет, источник света создает на его поверхности участки с разным уровнем яркости - яркие ("света"), средней тональности ("полутени") и минимальной яркости ("тени"). И это очень важно. Ведь из одних светов создать картинку достаточно сложно, а из одних теней - и вовсе невозможно. Контраст (разница) между светами и тенями создёт ощущение яркости. Сами тени и света дают нам возможно однозначно судить о форме и объёме объектов, из которых складывается сюжет нашего снимка. А маленькие тени, "отрисовывающие" каждую, даже самую незначительную неровность поверхности нашего объекта съёмки, демонстрируют нам его фактуру. Но всё это происходит тогда, когда свет правильно падает на наш объект.

Наиболее часто в фотографии используется свет передне-верхне-бокового направления. То есть источник света освещает объект съёмки со стороны фотографа, находясь при этом выше фотографа и правее (левее) относительно направления съёмки. В этом случае изображение будет состоять не только из светов, но и небольшого количества теней. Передне-верхне-боковое освещение - это стандартный и, даже можно сказать, беспроигрышный вариант освещения для съёмки большинства сюжетов. Остальные варианты освещения (в первую очередь свет из задней полусферы и нижний свет) применяются гораздо реже, и только тогда, когда в таком варианте освещения есть осознанная необходимость.

Фронтальный свет . Он же — прямой, лобовой. Помните, как выглядят снимки со встроенной вспышкой, которая дает именно фронтальный свет? Он падает на модель строго спереди, лишая лицо рельефа, делая его плоским, съедая всю фактуру. Иногда людям нравятся портреты, сделанные с таким светом, так как несмотря на потерю деталей лица, исчезают прыщи и морщины, однако редко когда такой результат действительно профессионально выглядит.

Боковой свет . Как следует из названия, источник света стоит сбоку. Текстура при этом прорисовывается очень хорошо. Жесткий боковой свет с одной стороны способен полностью провалить в черноту неосвещенную сторону, поэтому лучше всего, если такой тип света поддерживается заполняющим светом. Хотя, конечно, многое зависит от задумки автора.


Передне-боковой свет . Золотая середина. Такой свет подчеркивает контуры щек и скул, форму губ и носа модели, передает объем, и при этом не проваливает в темноту половину лица, так как все-таки находится не сбоку.
Если источник такого света еще и мягкий, то он вполне может оказаться единственным и самодостаточным источником освещения в портрете.

Верхний свет . Мы о нем уже говорили, когда рассматривали пример жесткого света на полуденном солнце. Проваленные глазницы, черная тень под носом и подбородком. Пейзаж при верхнем свете тоже смотрится довольно скучно. Однако если источник верхнего света крупный и находится прямо над головой модели, можно получить интересный результат.

Нижний свет . Нижний свет гарантированно делает из человека страшилку по той простой причине, что тень от носа падает не привычно вниз, а уходит наверх. Тень от щек тоже уходит наверх, скрадывая глазницы.

В результате мы получаем лицо, похожее на череп. Кстати, нижний свет — единственный тип света, практически не встречающийся в природе.

Контровой свет . Источник света находится прямо напротив камеры или немного сбоку — в таком случае он называется задне-боковым.Такой свет красиво подчеркивает контур лица или фигуры. А когда источник контрового света один-единственный, мы получаем силуэт. Кстати, контровой свет может быть направлен не только на модель, но и на фон за моделью, тогда он станет мягким и ровным.

Контражур . Разновидность контрового света с условием, что источник света располагается прямо за объектом. Контуры объекта при этом загораются, создается эффект свечения. Очень красиво в таком свете смотрится что-то прозрачное и легкое: фата невесты, волосы...

Жесткость света

Кроме направления света важно не забыть и о второй качественной характеристике - жесткости (или мягкости) света. Жесткий свет создается источником света небольших размеров в сравнении с расстоянием до него (пример - свет солнца при чистом небосводе). При этом получается достаточно яркое и контрастное освещение - яркие света, глубокие и чётко очерченные тени.

Жёсткое освещение очень хорошо выявляет все особенности поверхности объекта съёмки - форму и фактуру. Особенно это заметно, когда свет имеет "скользящее" направление относительно поверхности объекта съёмки.

Мягкий свет - это свет от относительно большого по размерам (в сравнении с расстоянием до него) источника света. Пример такого освещения - пасмурная погода, где источник света - это затянутое облаками небо. В противоположность жесткому, мягкий свет создает гораздо менее контрастное освещение, ведь изображение при этом состоит в основном из более светлых и более темных полутеней. Яркие света и глубокие тени на снимке, сделанном при мягком освещении, либо присутствуют в совсем незначительных количествах, либо - вообще отсутствуют. Мягкий свет гораздо хуже, чем жесткий, прорабатывает фактуру поверхности объектов съёмки, зато акцентирует внимание на их цветовых особенностях. Самые "цветные" снимки - это фотографии, сделанные именно при мягком освещении.

Жесткий свет в ясную погоду Мягкий свет в пасмурную погоду

Свет в естественных условиях

Все то, о чем мы сейчас говорили, вполне можно использовать даже в тех случаях, когда вы работаете не в студии и не пользуетесь вспышкой. На улице тип освещения напрямую зависит от положения солнца. Чем ближе к полудню, тем больше свет похож на верхний. Но, кстати, не зимой. Зимой солнце висит низко и даже в полдень дает косой свет.

Контровой солнечный свет . Очень красиво выглядят снимки, сделанные на закате или рассвете. Низкое солнце дает длинные тени, а фотография приобретает приятный теплый оттенок. Будет этот естественный свет фронтальным, боковым, переднебоковым или контровым, решать вам. Все зависит от того, как вы повернете модель относительно солнца и какое положение займете сами.

Но поскольку слишком глубокие тени все же требуют проработки, вам понадобится заполняющий свет. Как правило, он в таких случаях отраженный. Вы можете получить его, используя специальный лайт-диск для подсветки теней, либо же воспользовавшись любой светлой поверхностью, оказавшейся под рукой. Например, белая футболка или светлая стена отлично отражают свет под разными углами и дают мягкое заполняющее освещение. Темные поверхности, наоборот, поглощают свет, так что если хотите сделать тени поглубже, можете найти черную стену и поставить модель рядом с ней.

Если же вы снимаете в пасмурную погоду, свет будет проще и скучнее — мягкое и равномерное освещение модели и фона со всех сторон, без глубоких теней и провалов. С одной стороны, это хорошо, с другой — ни о каком акцентировании светом и прорисовке объема не идет и речи.

Снимая дома, вы тоже можете получить интересные сюжеты — достаточно подойти к окну. Окно работает как большой источник мягкого света, который очень красиво ложится на объект. Кстати, если поставить модель или объект между окном и светлой занавеской, то занавеска даст легкий заполняющий свет.

Освещение от ламп накаливания обычно смотрится довольно скучно. Люстра, висящая на потолке, дает верхний жесткий свет, да и с настольными лампами манипуляции тоже довольно ограничены, так как свет от них будет жестким (поскольку они маленькие) и тусклым. Для получения качественной картинки в таком случае лучше воспользоваться вспышкой.

Источники света в фотографии условно могут выполнять следующие роли.

Рисующий свет . Источник рисующего света должен быть всегда один. Теоретически это основной свет в композиции. Это направленный свет, который выявляет форму и детали предмета, этот свет может быть жестким или мягким. Лампы нужно использовать либо различной мощности, либо удалять их на разное расстояние от объекта. Часть света от источника рисующего света может отражаться от отражателя, и вы получите заполняющий свет, который подсвечивает тени. Источник света ставится обычно не ближе полутора двух метров от объекта, но и не слишком далеко. Функцию рисующего света может выполнять солнечный свет, который проходит через окно, дверь и т.д. Рисующий свет создает теневой контур. При освещении поверхности источником света со стороны камеры, на отдельных участках, расположенных под различными углами к световым лучам, образуются теневые участки, создающие контур.

Заполняющий свет должен равномерно освещать объект, создать такой уровень освещенности, чтобы хорошо проработались детали, и не было видимых теней. Тени он делает более светлыми. Заполняющий свет должен быть мягким - например, источник можно направить в светлый потолок.

Моделирующий свет играет роль дополнительного заполняющего света. Он подсвечивает тени в нужных участках. Моделирующий свет образуется маленькими источниками мягкого света. Позволяет получить блики, рефлексы на отражающих деталях объекта съемки.

Контровой свет (встречное освещение) . Световой источник располагается за объектом съемки. Создается световой контур, а также используется для выявления воздушной дымки, освещения фактур, создания "игры света" на прозрачных предметах. Чем ближе к камере расположен источник света, тем шире образуется полоса светового контура. Чем дальше источник света от камеры, тем больше световая полоса сужается.

Фоновый свет освещает фон. Используется мягкий и рассеянный или направленный свет. Фоновый свет выделяет объект съемки, создает разницу освещения между ним и фоном. Чтобы получить объект идеально белом фоне, на фон направляется более сильный свет, чем на объект. Чтобы подчеркнуть объект на цветном фоне, фон освещается меньше, чем объект съемки.

Световой акцент - узкий направленный луч жесткого или мягкого света направляется на часть объекта, которую нужно подсветить и композиционно выделить.

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ. Освещенность объекта съемки прямо пропорциональна яркости источника света. При увеличении яркости света в два раза освещенность предмета увеличится вдвое. При искусственном свете освещенность зависит от расстояния между источником света и объектом съемки. Относительная освещенность точечного источника света обратно пропорциональна квадрату этого расстояния. Это и есть правило обратных квадратов , котороеозначает, что:

При увеличении расстояния между объектом и источником света в два раза освещенность уменьшается в четыре раза;

При увеличении расстояния между объектом и источником света в три раза освещенность уменьшается в девять раз;

При уменьшении расстояния между объектом и источником света в два раза освещенность возрастает в четыре раза.

Обязательно надо заметить, что не существует какого-то "гарантированно хорошего" света, при котором всё, что попало в поле зрения объектива вашей фотокамеры, превращается в отличную фотографию. Точно так же не существует и "однозначно плохого" света. "Хорошим" и "правильным" освещение будет тогда, когда его направление и жесткость наиболее хорошо выявляют нужные нам для сюжета характеристики нашего объекта съёмки. И наоборот - "плохой" и "неправильный" свет акцентирует наше внимание на тех свойствах нашего объекта, которые мы показывать не хотели. К примеру, при съёмке в лучах света жесткого источника света кожа на лице теряет свой естественный цвет, зато становится шершавой, бугристой и испещренной морщинами. А мягкий свет делает эту же кожу мягкой, гладкой и нежной, позволяет насладиться естественным "телесным" тоном её цвета. В других ситуациях, когда необходимо подчеркнуть фактуру кирпичной кладки стены старинного дома, выявить форму каждого колоска на пшеничном поле или буквально "нарисовать" следы на песке - нет альтернативы скользящему жёсткому свету.

Так что не бойтесь экспериментировать и помните, что хороший снимок делает не оборудование, а фотограф.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.

1. Поставьте на стол небольшую модель, например куклу и "поиграйте" разными источниками освещения, которые найдёте у себя дома. Это может быть настольная лампа, торшер, софит или фонарик... Поснимайте свою модель при различных комбинациях света.

2. Возьмите фонарик, подойдите к зеркалу, посмотрите внимательно на своё лицо. Теперь, используя фонарик как моделирующий свет, освещайте лицо с разных сторон - сбоку, сверху, снизу. Проанализируйте это упражнение.

3. Предлагаю вам ответить на следующие вопросы:

  • Как, используя освещение, добавить "возраст" человеку?
  • В какое время суток лучше снимать пейзаж? Почему?
  • Почему не рекомендуется снимать в помещении со встроенной вспышкой, особенно с близкого расстояния?
  • Зачем в яркий солнечный день часто рекомендуется включать фотовспышку?

Результаты опытов, а так же вопросы по теме урока мы ждем на сайта.

В следующем небольшом уроке №2 вы узнаете: когда в большинстве случаев нужно соблюдать правила композиции, а когда можно рискнуть их нарушить и получить необычное изображение.

Продолжим нашу статью и раскроем до конца все приёмы и секреты съёмки «особых» объектов — людей. Фотографы во всем мире часто спорят, какие портреты лучше - постановочные или непостановочные. Справедливо считать, что оба варианта хороши, если фотограф изначально задается целью как можно вернее отобразить своего героя. Пожалуй, каждого из нас не­
сколько раз в жизни просили позировать перед камерой, хотя бы для школьной фотографии.

Как правило, такие фотографии лише­ны индивидуальности (и возвращают нас в детсадовские годы), поскольку они постановочные в том смысле, что нам говорят, где сесть, как встать, куда повернуть голову, а затем, что самое сложное, посмотреть прямо в объектив и улыбнуться.

Постановка или «случай»?

С другой стороны, непостановочные фотографии - это фотогра­фии людей, которые либо не подозревали о том, что их снимают, либо же (и здесь дискуссия становится по-настоящему интерес­ной) у зрителя складывается такое впечатление. При настоящей непостановочной фотосъемке людям не говорят, что им нужно делать и какие эмоции выражать, им просто удается быть со­бой в данный момент времени. В отличие от постановочных портретов здесь никогда не чувствуется присутствие фотографа. Но что, если фотографу удается создать впечатление естествен­ности, в то время как герои кадра прекрасно осознают его при­сутствие? На протяжении долгих лет мы верили, что знаменитый французский фотограф Роберт Дуано действительно поймал прекрасный кадр целующейся пары, проходящей мимо уличного кафе и его камеры. Эта фотография, Le Baiserdel’Hotelde Ville, Paris, была и, по глубокому убеждению многих, остается одним из его шедевров. Но недавно мы узнали, что Дуано срежиссировал эту сцену и неоднократно заставлял молодых людей проходить мимо кафе, обмениваясь поцелуями и жаркими объятьями, до тех пор, пока он не получил то, чего хотел:

Le Baiserdel’Hotelde Ville, Paris. Robert Doisneau

В защиту Дуано скажем, что мы бы совсем не удивились, узнав, что он и в самом деле однажды увидел юношу и девушку, которые, поглощенные друг другом, шли в обнимку мимо кафе, где сидел фотограф. Возможно, он не сделал этот кадр, но отметил его в уме и скоро, прибегнув к помощи своих друзей, воссоздал это мгновение. А что в этом плохого? В 1950 году, когда он сделал эту фотографию, улицы Парижа часто казались праздничными - не так давно снята была германская оккупация, и в городе снова воцарилась атмосфера любви. Ну и что, если он инсценировал этот миг?! Ему это удалось настолько хорошо, что ни у кого на протяжении многих лет не возникало сомнений в искренности этого кадра.

Постановочный он или нет, разве он противоречит истине момента? То была пора воодушевления и свободы, и фото­графу прекрасно удалось уловить дух времени так, чтобы весь мир почувствовал его и разделил.

Каждая фотография - это «ложь», которая, если удается, становится правдой. Под ложью подразумевается выбор композиции. Составляя композиции, фотограф показывает лишь малую часть общей картины - и именно здесь начинается ложь. Портрет улыбающейся малышки крупным планом ничего не говорит о бедности, которая ее окру­жает; в кадре отсутствуют ее дом из листов рифленого металла, четыре голодных пса, что спят на крыльце, и канава со сточными водами, проходящая прямо рядом с домом. В конечном счете в спорах о постановочных или непостановоч­ных кадрах можно привести такой аргумент: если фотография застав­ляет вас злиться, грустить, смеяться, если она заставляет вас чувствовать , значит, это правда.

Если герой воплощает идею, которую вы хотите передать, - вне зависимости от то­го, постановочный ли это кадр, придуманный и даже снятый с двадцатого раза, - и фотография не кажется неестественной, значит, для всех она правдива! В Голливуде ставят, снимают и переснимают «правду» на протяжении многих лет, так почему это непозволительно фотографам? И каждому из вас?

Зрительный контакт

Нужно ли, чтобы люди на всех ваших портретах всегда смотрели прямо в объектив, создавая зрительный контакт с аудиторией? Необходимо ли это для создания эффектного кадра? Чаще всего на этот вопрос должен даваться положительный ответ. Но это не всегда удается при съемке непостановочных кадров, поскольку, как правило, в таком случае человек не осознает, что его снимают, а значит, редко, практически никогда не смотрит на фотографа и прямо в объектив.

Отсутствие зрительного контакта зачастую позволяет лучше изу­чить общую композицию, поскольку внимание зрителя не при­тягивает пристальный взор модели. Кроме того, зрители могут и посочувствовать несчастьям героя кадра, и посмеяться над его злоключениями, не ощущая себя бессердечными людьми. С другой стороны, когда человек смотрит прямо в камеру, что бы он ни делал, такая фотография, как правило, глубже затрагивает зрителя. Подобный эффект прямого зрительного контакта касается только фотографий людей. Когда мы смотрим в глаза, например, курице или корове, между нами не возникает столь глубокой связи. В противном случае, думаю, практически все мы стали бы вегетарианцами.

Планирование и реквизит: преимущества постановочной фотографии

Если фотография для вас в первую очередь источник дохода, то вы редко позволите себе такую роскошь, как настоящая непостановочная съемка. Всегда старайтесь получать от своих моделей разрешение на публикацию фотографий и зачастую делайте это до съемки первого кадра. Без такого разрешения будет невозможным в будущем ни продать, ни на время предоставить права на публикацию изображения в любых коммерческих целях. К тому же в наше сутяж­ническое время всегда можно получить иск, даже просто выставляя свои фотографии в галереях социальных сетей или в портфолио на своём веб-сайте. Поэтому у профессионального фотографа нет иного выбора, кроме как обозначать свое присутствие, равно как и намерения. Очевидное преимущество работы с людьми, которые осознают ваше присутствие, заключается в том, что так вы имеете возможность лучше продумать композицию по сравнению с экспромтом. К тому же многие фотографы любят использовать в постановочных «случайных» кадрах определенные реквизиты. Это объясняется тем, что реквизиты притягивают внимание к личности человека (его интересам, талантам или профессии).

С другой стороны, реквизиты могут на самом деле и не иметь никакого отношения к человеку, но если кастинг проведен хорошо, они помогают сделать образ более убедительным. Бывает, что реквизиты бросаются в глаза (как, например, прирученная змея на шее уличного фокусника) или же становятся частью фона («Феррари» позади заядлого автолюбителя). В любом случае они полезны. Допустим, вы приехали погостить в США и видите женщину в джинсах, фланелевой рубашке, ковбойской шляпе, сапогах на фоне какой-то зелени. Она живет в сельской местности? Скорее всего, да. У нее есть лошади? Вероятно. Занимается ли она их разведением? Наверняка. Ей нравится музыка в стиле кантри? Очень может быть. И всю эту информацию вы получили не из окружения, а благодаря реквизитам (в данном случае одежде). Неужели перед нами девушка-ковбой? Если вы верите в это, значит, так и есть!

Помимо всего прочего, некоторые реквизиты (такие, как музыкальные или же садовые инструменты, произведения искусства, книги, фрукты и овощи, стакан чая со льдом, плюшевый медведь или мобильный телефон) позволяют решить одну насущную проблему занять руки модели. Людям проще почувствовать себя раскованно, когда они держат в руках какие-то привычные предметы. А значит, не стоит вручать лопату бледному юноше, вся наружность которого просто кричит о том, что работе на свежем воздухе он предпочитает уединение в домашней библиотеке или за ноутбуком.

Баланс белого и теплые фильтры

Какой дать начинающим фотографам только один совет о том, как добиваться более приятных глазу результатов? А вото он: устанавливайте баланс белого в режим Cloudy (Облака) всегда, когда снимаете на улице! Тому есть очень простое объяснение. В жаркую летнюю пору фотографы-любители в большинстве своем не встают с первыми петухами и не дожидаются заката, чтобы поймать теплый свет раннего утра и позднего вечера. Начинающие фотографы зачастую считают позд­нее утро и день идеальным временем для съемок, поскольку тогда «наконец-то становится достаточно светло». Но проблема в том, что в это время дня свет не теплый и приятный, а холодный и резкий.

Обратите внимание на явное различие между двумя этими сним­ками мужчины, сделанными в летний день в два часа пополудни. Солнечный свет снаружи попадал на модель через верхнее витражное окно. Очевидно, что один (слева) немного холоднее второго, поэтому если вы стремитесь делать теплые и приятные портреты, используйте ба­ланс белого «Cloudy (облака)». Или делайте снимки в «цифровом негативе» — RAW-формате, что позволит в дальнейшем при импорте и обработке добиться желаемого баланса белого и даже сделать несколько вариантов одного снимка.

RAW (англ. raw - сырой, необработанный) - формат цифровой фотографии, содержащий необработанные данные, полученные с фотоматрицы. Содержит большой объём исходных данных для дальнейшего редактирования отснятого материала, например, в графическом редакторе Adobe Lightroom.

Люди как тема

Большинство, если не все, фотографы на том или ином этапе своего пути переживали то, что называется фотографической депрессией. Сколько бы она ни длилась несколько дней, недель или даже месяцев, как бы упорно мы ни искали вдохновения, на всем ее протяжении раз за разом приходится убеждаться в том, что ничего не получается. Некоторых фотографов такое временное затишье очень пугает, особенно когда оно совпадает с некими важными со­бытиями или заказами. Наиболее серьезную угрозу эта проблема представляет для профессиональных фотографов, от которых ожидают качественного результата и которые редко позволяют себе такую роскошь, как время на поиски творческого вдохновения.

Если размышлять о творческих застоях, которые дово­дилось переживать фотографам, то часто можно прийти к выводу, что чаще всего случались они тогда, когда вы фотографируете бесцельно, без темы. В то время как фотографам-натуралистам выбрать тему относительно легко, для фотографов, снимающих людей, это слож­нее. К примеру, фотограф-натуралист может делать серию фотографий водопадов, конюшен, деревьев, цветов, бабочек, лесов, гор, пустынь, любых животных и т. д.

Предположим, вы решили фотографировать только увлеченных садоводов. Поездите по окрестностям, отыщите самые ухоженные садовые участки, достойные украсить обложку журнала «Ваш сад». Остановитесь рядом с ними, постучитесь и представьтесь хозяевам. Похвалите их двор, а затем коротко объясните, в чем заключается суть вашего фотопроекта (серия портретов садо­водов). Поскольку вы предлагаете людям сфотографироваться в окружении плодов их самого любимого труда, скорее всего, они согласятся. Со временем вы начнете обнаруживать в своих рабо­тах некие сюрпризы, то, о чем вы раньше даже не задумывались. Например, вы откроете для себя, что у большинства садоводов загорелое лицо и огрубелые руки, что они, как правило, носят хлопковую одежду свободного покроя, и по натуре они люди спокойные и безмятежные. Очевидно, эта серия будет очень сильно отличаться от серии портретов шахтеров. Их мир обычно темен, лица покрыты слоем угольной пыли, а в глазах как будто застыло ощущение постоянной опасности.

Дети отдельная тема для съемок, которую часто упускают потому, что она кажется настолько очевидной. Начать можно с первого дня рождения вашего малыша, где он сидит за столом перед праздничным тортом. Такую ком­ позицию можно воспроизводить на протяжении последующих семнадцати лет. Эти забавные фотографии будут радовать вас долгие годы. Или, допустим, такие темы: люди в шляпах, голубоглазые люди, рыжеволосые, водители «ГАЗелей», люди в форме, владельцы лошадей, любители пива, рыбаки или работники
придорожных магазинов. Очевидно, этот список бесконечен.

Большинство людей проводит треть своей жизни на работе! Вдумайтесь в это. А теперь вспомните, сколько раз ваши друзья заставляли вас просматривать свои фотографии, сделанные на ра­бочем месте. Какие фотографии?! Вот именно. Как правило, мы не фотографируем в том месте, где проводим треть своей жизни! Конечно же, вас в конце концов уволят, если вы целыми днями будете снимать своих коллег, но ведь это можно делать во время обеденного перерыва! А поскольку вы знакомы с теми, с кем работаете, и за день происходит многое, у вас есть прекрасная возможность для создания как постановочных, так и непостано­вочных кадров. Если вы относитесь к людям, с которыми работа­ете, как к потенциальным моделям, а не просто сотрудникам, это постоянно будет вдохновлять вас.

Рабочее место благодатная почва для фотографа. Только вду­майтесь, сколько типажей можно найти вне офисного мира: плот­ники, лесорубы, сварщики, судостроительные рабочие, фермеры, пастухи, пожарные, полицейские, таксисты, дальнобойщики, рыбаки, сталелитейщики, нефтяники, мусорщики, мойщики стекол, маляры, железнодорожники, электрики… Как правило, эти люди трудятся в очень колоритном окружении. Кроме того, у них же под рукой вы всегда найдете самые разные реквизиты. Рабочие — это золотая жила не только для портретов, но и для коммерческой фотографии. Возможно, у вас даже купят отснятый материал для корпоративного календаря или ежегодного отчета.

Фотографируя людей на работе, вы встречаетесь с ними «на их тер­ритории», где они чувствуют себя раскрепощенно, как правило, свободно выражают свое мнение и не скрывают эмоций. Кроме того, рабочий график бывает очень напряженным, и ваших моде­лей могут постоянно отвлекать. В сущности, рабочие, как правило, настолько заняты своим делом, что им просто некогда обращать внимание на вас и вашу камеру если вы их к этому не вынуждаете. Вот почему фотографы считают рабочие помещения благодатной почвой для прекрасных непостановочных кадров. К тому же многие с удовольствием фотографируются на рабочем месте, ведь так у них, наконец, появляется возможность показать своим родным и близким, чем они занимаются. Тем более что люди в большинстве своем на вопрос «Кто вы?» называют свою профессию.

Как же подойти к людям, когда они занимаются своим делом? Пройдитесь по стоянке фур, и вам не только с удовольствием по­позируют, но и, возможно, предложат прокатиться. Встаньте утром пораньше, и, как только услышите звон пустых консервных банок, выйдите на улицу, поздоровайтесь с мусорщиком и расскажите о своих задумках. Посетите лесопильный завод и разузнайте, где в округе трудятся лесорубы. Побывайте в гавани и познакомьтесь с рыбаками. Отправляйтесь в питомник и спросите садовников, можно ли вам сопровождать их во время следующей рабочей смены. Фотографировать людей на работе нужно хотя бы потому, что это позволяет вам видеть, ощущать, фиксировать жизнь других людей, что тем более интересно, если вы сами редко занимаетесь физическим трудом. Кроме того, так вы сумеете глубже понять, что такое труд и почему люди выбирают ту или иную профессию.

Что такое досуг? Хотя все мы понимаем это слово по-своему, под ним всегда подразумевается какая-то приятная деятельность, например игра в футбол с друзьями, выезд на шашлыки, катание на велосипедах, поиск ракушек на морском берегу, чтение, рыбалка на озере, танцы, походы, катание зимой на коньках или лыжах. И это лишь несколько примеров из множества занятий, которым люди предаются в свободное время для того, чтобы отдохнуть и от­влечься от повседневной суеты.

К сожалению, многие фотографы напрочь лишены умения фотогра­фировать отдыхающих людей. Вспомните, сколько раз вам приходи­лось терпеливо просматривать бессчетное количество фотографий, сделанных кем-то из ваших друзей во время путешествия по Турции или Египту, или выслушивать подробные комментарии сотрудника к каждой фотографии из его альбома «Наш отпуск на море». Как правило, это довольно утомительно, поскольку в целом ворохе подобных кадров редко попадается что-то интересное. Избавьте меня от фотографий вашего сына с пяти килограммовой форелью в руках на фоне джипа, который отвлекает внимание; лучше покажите мне снимок, где он стоит у озера, чтобы я смог увидеть четкую связь между ним и окружающей средой. А лучше проявите находчивость и удивите меня фотографией, на которой видны две пары рук вашего сына и отца, усердно пристраивающие червяка на крючок.

Оградите меня от фотографии, на которой вы с друзьями стоите рядом со своим горным велосипедом; не нужно мне расска­зывать о том, как страшно и восхитительно было нестись вниз по сорокаградусному склону покажите мне это! Установите выдержку 1/60 с и сфотографируйте, используя прием панора­мирования, друзей, которые пролетают мимо вас с бешеной скоростью. А затем продемонстрируйте мне великолепие горного ландшафта, сфото­графировав друзей с большого расстояния на фоне грандиозных силуэтов гор. И я пойму, каким чудесным было ваше путешествие.

Покажите лицо вашей дочери, когда она старается набросить кольцо на палку. Возьмите телеобъектив, подойдите к ней как можно ближе, так, чтобы было видно капельки пота на лбу. Затем сфокусируйтесь на палке, на которую набрасывают кольца, вы­берите выдержку 1/500 с — это позволит вам «заморозить» пыль, которая наверняка поднимется от удара кольца о землю.

Фотографируя на пляже, возьмите широкоугольный объектив, выставьте диафрагму f/16, выберите низкую точку съемки и рас­скажите мне историю о том, как ваша подруга собирает ракушки. Затем продемонстрируйте коллекцию, собранную в ходе этой прогулки: возьмите в кадр только ее руки, полные ракушек. Такие воспоминания хочется хранить.

Вы можете возразить, что хотите отдохнуть, а дополнительные телодвижения требуют много сил. Но здесь вы ошибаетесь. Для того чтобы сделать убедительный кадр, сил нужно не больше, чем для создания обычного. Конечно, вам придется подумать, но ведь не о том, как спасти человечество от голода. Награда за ваши творческие усилия будет существенно большей, чем та эмоциональная и интеллектуальная «плата», которую вам пришлось отдать.

Дети

Я еще не встречал фотографа, который был бы не согласен с тем, что детей фотографировать проще всего. Они редко отказываются позировать, как правило, не зажимаются и никогда не требуют гонорара. Дети — это неиссякаемый источник энергии, твор­чества и фантазий. С тех пор, как у вас появятся свои дети, вы узнаете много ценных уроков, едва ли не самый важный из кото­рых заключается в том, что они недолго остаются детьми. И то, что знаю я, знает каждый родитель: когда у вас есть дети, время летит. Поэтому не ленитесь фиксировать хотя бы самые важные события их жизни. Новорожденных и малышей до двух-трех лет, пожалуй, фотографируют чаще других. Если бы меня попросили дать только один совет о том, как фотографировать детей, я бы сказал: если у вас есть ребенок, всегда держите фотоаппарат под рукой. Пройдут месяцы и годы, вы сделаете немало памятных и трогательных фотографий, и ваш ребенок привыкнет видеть вас с фотоаппаратом в руках. А значит, всегда будет чувствовать себя раскованно перед объективом.

Когда вы фотографируете детей, расстроить вас может лишь их не­ способность следовать указаниям. Эта проблема часто возникает потому, что они слишком поглощены собой, чтобы слушать вас, или попросту устали. Иногда их нужно отвлекать. Вот один прием: наденьте на камеру телеобъектив, выставите нужную экспозицию, выберите настройки фокусировки и дайте условный знак своему другу, который по вашей команде достанет из картонной коробки щенка или котенка. На лице ребенка отразятся разнообразные эмоции, начиная с удивления и страха и заканчивая неописуе­мой радостью, и все это вы можете запечатлеть крупным планом. Главное не расставаться с фотоаппаратом.

Вам помогут также куклы и мягкие игрушки. Дайте ребен­ку игрушку, а затем попросите его рассказать о ней историю. Поверьте, дети могут говорить без умолку, когда их об этом просят. Если у вас под рукой нет игрушки, спросите их, где ловят рыбу, насколько высоко они могут подпрыгнуть, что они видят, глядя на облака, или какие их любимые персонажи из мультфильмов. Когда вы разговариваете с ними, держите камеру наготове, стараясь поймать как можно больше разных выражений лица. Попробуйте использовать фотоаппарат вместо видеокамеры или смартфона. Результат вас приятно удивит — это будут чудесные фотосессии. И теперь у вас есть море фото­графий своих детей, по которым можно проследить, как менялись их милые мордашки и они сами. Дети остаются детьми совсем не­ долго, поэтому не жалейте времени и фотографируйте их не только по праздникам, но и в обычных повседневных ситуациях.

Роль света

Роль света (и освещения) нельзя переоценить, поэтому мы немно­го поговорим о свете в целом, прежде чем мы перейдём к важным для фотографа частностям. Без света никто бы ничего не видел. Каждый был бы слеп.

Первый луч солнца ранним утром свидетельствует о том, что начался новый день. Пресловутый свет в конце тоннеля симво­лизирует завершение тяжелого и сложного периода. Свет также напрямую влияет на эмоции людей и даже создает настроение. Почти у каждого в жизни бывали черные дни. Иногда они рас­тягиваются на недели и даже месяцы так, определенный вид депрессии начинается зимой, когда световой день очень короткий.

Резкий, мягкий, ослепительный или рассеянный свет во многом определяет характер изображения. Когда вы фотографируете вульгарную женщину в рассеянном свете, вы смягчаете ее облик. Подобным же образом снимая скромного молодого человека при резком освещении, вы придаете его образу некоторую над­менность и холодность. При виде этих фотографий они оба, конечно же, воскликнут: «Это не я!», имея на то вполне достаточ­ные основания.

Качество освещения и впечатление, которое оно создает, резко противоречит их привычному самоощущению. Еще один важный аспект это направление света, то, откуда он падает на объект- спереди, сбоку, сзади, сверху или снизу. Чтобы проще понять это, вспомните, как безобразно и пугающе выглядят люди в то мгновение, когда их лицо снизу освещает вспышка. Этот эффект как раз таки зависит от света и угла его падения.

В фотографировании различают три типа освещения: фронтальное, боковое и контровый свет. Выделяют также моделирующий свет, разновидность фронтального, и ненаправленный, который равномерно распределяется по всему пространству сцены. Рассеянный свет вы получаете в пасмурный день или при исполь­зовании софтбокса. Все пять типов освещения выявляют разные цвета и оттенки в зависимости от времени дня, а цвета и оттенки, в свою очередь, существенно влияют на характер изображения.

Что такое фронтальный свет? Это свет, который падает из-за спи­ны фотографа и освещает объект спереди. Чаще всего мы снимаем при свете солнца. Поскольку фронтальный свет, как правило, равномерно освещает объект, многие опытные фотографы считают, что с ним проще всего работать. Проще потому, что экспонометр при таком освещении легко снимает данные и определяет пра­вильную экспозицию. Поскольку при фронтальном свете объект освещен равномерно и не имеет слишком светлых или темных областей, экспонометрические данные снимать относительно несложно, и на выходе вы получаете правильно экспонированный кадр. Современные фотокамеры со встроенными экспонометрами позволяют получать правильную экспозицию при фронтальном освещении.

Однако фронтальный свет не всегда выгоден для объекта съемки, поэтому для того, чтобы отобразить характер и личность человека, нужно использовать цвет или интенсивность цвета. Опытные фотографы любят фронтальный свет за то, что он дает широкие возможности работать с цветом. Лучшими считаются золотистые оттенки раннего утра, которые сохраняются в течение часа после восхода солнца, и оранжево-золотые тона, появляю­щиеся за час-полтора до заката. Благодаря этим краскам изобра­жение становится более теплым, трогательным, глубоким и даже чувственным, в зависимости от возраста, пола, одежды модели.

Боковой свет падает со стороны, освещая только половину объекта, а другую оставляя в тени. Сочетание света и тени создает контраст, из-за чего этот тип освещения является очень динамичным. Боковой свет считается самым драматургическим. Он помогает выразить чувства опасности, одиночества, близости, передать ощущение интриги. Взаимодействие света и тени раскрывает и вы­рисовывает формы, поскольку одна половина лица или фигуры освещена, а другая сокрыта под покровом тьмы. Когда опытные фотографы хотят показать, к примеру, фактуру огрубевших рук или морщинистого лица, они используют боковое освещение.

Они также знают, что при съемках на улице боковой свет особенно выразителен ранним утром и поздним вечером. Боковое освещение позволяет экспонировать кадр по-разному. Например, вы можете дать светлые области в переэкспозиции, чтобы показать находящиеся в тени детали. Или недодержать светлые участки, чтобы в конечном изображении темные области стали практически черными. Возможно, в каком-то случае вам захочется найти золотую середину. Для этого вам нужно сделать брекетинг по экспозиции. Чтобы сделать брекетинг по экспозиции, сделайте первый кадр в той экспозиционной паре, которую рекомендует экспонометр фотоаппарата, а следующие два в переэк­спозиции и недоэкспозиции на одну ступень. Но если вы снимаете в формате RAW, внести необходи­мые коррективы в экспозицию можно в процессе постобработки, так как формат RAW хранит данные по экспозиции снимка в широком динамическом диапазоне, что полностью невозможно сделать в JPEG и плёночном варианте.

Контровый свет

Когда вы фотографируете, а солнце светит вам в глаза, значит, ваш объект съемки находится в контровом свете. Какой бы фотоаппа­рат вы при этом ни использовали, вы, вероятнее всего, зафиксируете снимаемый объект как силуэт без каких бы то ни было деталей, таких как цвет, фактура, форма. Если вы фотографируете человека, то по этому кадру сложно будет уга­дать, сколько ему лет, какого цвета его одежда, во что именно он одет.

Отсутствие деталей, которые передают индивидуальные особен­ности человека, объясняет, почему многие опытные фотографы зачастую не любят снимать силуэты, ведь силуэт, как правило, ничего не сообщает о характере человека. Но с этим в корне можно не со­гласиться (если не брать в расчет просто профиль, по которому действительно трудно что-то узнать о человеке). Если включать в композицию детали, которые имеют отношение к сни­маемому человеку, его образ даже выигрывает за счет контрового света. При мысли о контровом свете в первую очередь на ум при­ ходят восходы и закаты.

Выбор объектива играет важнейшую роль в определении правиль­ной экспозиции для съемки силуэтов. Современные фотоаппараты позволяют без особых сложностей про­водить автоматические экспозамеры при съемке в контровом свете, что особенно важно при работе с широкоугольными объективами. Поскольку широкоугольный объектив уменьшает размер солнца, вы можете просто выбирать объект съемки, фокусироваться и снимать, а если вы при этом работаете в программном режиме или в режиме при­оритета диафрагмы или выдержки, то съемочный процесс у вас пойдет как по маслу.

Сюжетов для съемки широкоугольным объективом в контровом свете множество, но многие фотографы, если не все, любят карти­ны, в которых большой оранжевый шар встречается с горизонтом. В такой ситуации следует уделять особое внимание экспонометрическим данным. Когда вы снимаете любым телеобъективом, фокусное расстояние которого превышает 80 мм, всегда про­ водите экспозамер по светлой области неба слева или справа от заходящего или восходящего солнца. (Если вы будете снимать данные по солнцу, изображение получится слишком темным). Если вы вручную устанавливаете экспозицию и определились с композицией еще до того, как выбрали нужную диафрагму (к примеру, остановились на f/8), то вам остается лишь направить камеру на область слева или справа от солнца и по экспонометру подобрать нужную выдержку. Затем нужно поменять композицию на выбранную изначально и все, готов прекрасный кадр в кон­тровом свете. Проводя экспозамеры, всегда убеждайтесь в том, что солнце не в видоискателе.

Если бы вы фотографировали в контровом свете в режиме авто­ экспозиции, вам все равно пришлось бы снимать данные слева или справа от солнца, запоминать нужную экспозицию, чтобы затем, выбрав композицию, в которой присутствует солнце, воз­вращаться к предыдущим данным, полученным без солнца в кадре. Звучит запутанно, но так оно и есть. И хотя этот способ имеет право на существование, в таком случае вам понадобится на несколько секунд больше, чем при работе в ручном режиме, а эти несколько секунд могут стоить вам целого кадра. Кроме того, вы можете забыть сделать блокировку автоэкспозиции и вспомнить об этом, уже сделав несколько кадров в неправильной экспозиции. А значит, вам придется тратить время на работу в Photoshop или какой-нибудь другой программе редактирования изображений в попытках исправить плохо экспонированные кадры.

Разумеется, контровый свет не ограничивается лишь восходами и закатами. На любом фоне, который хотя бы на три ступени ярче объекта съемки, можно получить силуэт. Если мимо светлой ме­таллической стены, освещенной солнцем, идет человек, на фото­графии мы увидим его силуэт (при условии, что вы снимаете экспозамер со стены).

Контровый свет, но не силуэт

Начинающие фотографы часто задаются вопросом о том, как снимать портреты в контровом свете. Многим хочется знать, как в ситуа­ции, когда солнце находится за героем кадра, получить не силуэт, а портрет, способный передать индивидуальные особенности человека. Опытные фотографы в таких случаях чаще всего ис­пользуют отражатели. Отражатель это не более чем белый, золотистый или серебристый кусок ткани, натянутый на гибкое кольцо, которое позволяет легко и быстро его устанавливать. 75-сантиметровый в диаметре рефлекторный отражатель в собранном положении вмещается в 25-сантиметровую сумочку на молнии (и практически ничего не весит). Когда вы направляете отражатель на солнце, он во многом дей­ствует как зеркало-рефлектор, от которого лучи света отражается обратно к источнику. Однако вам нужно осветить не солнце, а объект, находящийся перед вами. Поэтому когда вы используете отража­тель, у вас становится как будто бы два солнца, одно (настоящее) освещает объект съемки сзади, а другое (отражатель) спереди.

Студийные фотографы давным-давно уже используют два источ­ника света, так почему бы нам не поступать так же? Когда вы с помощью отражателя направили солнечный свет на лицо или фигуру человека, необходимо приблизиться к нему и определить нужную экспозицию, ориентируясь на свет, который теперь освещает его. Даже если вы подойдете так близко, что не­ возможно будет сфокусироваться, не беспокойтесь, ведь для вас сейчас главное определить правильную экспозицию. Итак, выбрав диафрагму (в соответствии с нужной вам глубиной резкости), вы просто заполняете весь кадр целиком отраженным светом и по экспонометру подбираете выдержку. Если вы работаете в ручном режиме, что в данной ситуации наиболее удобно, по­сле этих приготовлений вы просто компонуете кадр и нажимаете кнопку спуска затвора. Разумеется, возникает еще один вопрос: кто же будет держать от­ражатель? Если у вас нет лишней пары рук, почему бы не привлечь кого-нибудь на помощь? Пусть кто-нибудь подержит отражатель.
Если вам некого попросить об этом, в некоторых случаях подер­жать отражатель может тот, кого вы фотографируете, если вы снимаете лицо крупным планом. Что касается конкретных характеристик фотоотражателя, нет ничего лучше отражателя «пять в одном». Это хитроумное при­способление на молнии легко превращается в 60-сантиметровый золотистый или серебристый отражатель, а если вы отстегнете внешний слой, у вас получится 60-сантиметровый белый рассе­иватель, идеальный для создания тех кадров, которые вам при­ходится делать днем (поскольку рассеиватель ослабляет и даже устраняет тени под глазами, неизбежные при освещении сверху). А в собранном положении он занимает всего 25 сантиметров в длину и легко помещается в сумке для фотопринадлежностей.

Моделирующий и рассеянный свет

Моделирующий свет это наиболее мягкий тип фронтального освещения. Фотографы часто используют его в студии, но редко прибегают к нему при съемках на улице. Так, в студии фотограф мо­жет поместить специальную доску размером 60×90 сантиметров, напоминающую швейцарский сыр, на расстоянии 60 сантиметров перед основным источником света. Благодаря отверстиям разной формы и размеров эта доска рассеивает свет на объект съемки с разной степенью интенсивности. Хотя интенсивность отличается незначительно, фотограф может двигать доску до тех пор, пока не выделит светом самые важные области: глаза, руки или улыбку.
Работать с моделирующим светом можно и вне стен студии, но нужно знать, где его искать. Взять, к примеру, парки здесь открываются бессчетные возможности для работы с моделиру­ющим светом. Пусть тени под кронами деревьев не всегда такие длинные, как ранним утром и в предзакатный час, они все же имеются. Большие клены и дубы отбрасывают тень на траву, где моделирующего света вы найдете в изобилии. Свет, проходя сквозь листья, смягчается, но остается фронтальным. Каждый тип освещения по-своему влияет на объект, но самым уди­вительным, пожалуй, является моделирующий. Чем больше света направлено на объект, тем более важным он кажется, а поскольку моделирующий сочетает в себе свет и тень, более освещенные области обретают наибольший визуальный вес. Стоит назвать еще один интересный тип освещения — рассеянный свет. Благодаря ему выражения лиц кажутся более мягкими, об­раз обретает спокойствие, а морщинки и другие несовершенства кожи визуально заметно уменьшаются.
И, в отличие от фронталь­ного или бокового света, которые диктуют, как следует распола­гать объект, рассеянный свет позволяет и вам, и вашей модели располагаться свободно. Рассеянный свет появляется на улице тогда, когда небо закрыто тонким слоем облаков, словно гигантским зонтом. Поскольку этот свет нерезкий, ваша модель не будет щуриться или до слез терпеть яркое солнце. Кроме того, нет ничего проще, чем определить экспозицию при рассеянном свете: фотографируете вы руки, лицо, фигуру человека или человека в некоем окружении, все будет освещено равномерно. А значит, вам останется только выбрать композицию, сфокусироваться и снимать. Ведь нет никаких светлых или темных пятен, которые могли бы сбить с толку экспонометр. Рассеянный свет не равнозначен освещению в день, когда небо за­тянуто плотными облаками, или же в ясный солнечный день в тени. Если вы посмотрите наверх и увидите то место, где расположено солнце, пусть даже оно практически полностью скрыто, значит, вы снимаете при рассеянном свете. Но если, бросив взгляд на облач­ное небо, вы не понимаете, где солнце, значит, скоро будет дождь. Запомните, что в день, когда на небе тучи, или в солнечный день в тени свет становится голубым, холодным.

Свет, падающий на объект спереди, со стороны фотоаппарата, принято называть фронтальным. Большинство примеров показывает, что это чаще всего неблагоприятные для съемки условия освещения: выразительный световой рисунок в этих случаях отсутствует, нет необходимой градации светов и теней, объемные формы и пространства на снимках передаются плохо, рисунок становится плоским, тени от предметов падают назад и скрываются за самими фигурами и предметами, следовательно, со стороны фотоаппарата тени не видны.

Соответственно и пространство при фронтальном освещении очерчивается очень вяло, поскольку предметы, находящиеся на разных расстояниях от точки съемки, освещены в этом случае одинаково ярко и передаются тонами, близкими по светлоте, что скрадывает расстояния, разделяющие предметы; ничто не указывает на распределение фигур в пространстве, и детали изображения воспринимаются как находящиеся в непосредственной близости друг к другу.

Равнозначное по силе и контрасту тонов изображение всех без исключения деталей объекта съемки приводит к излишней пестроте фотоснимка, перегруженности его подробностями.

Все эти обстоятельства дают достаточные основания для того, чтобы признать фронтальное освещение в большинстве случаев нежелательным. В практической работе такого света по возможности следует избегать, если только фронтальный свет не является хорошо продуманным способом решить особые изобразительные задачи, специально поставленные фотографом. Что это за случаи съемки?

Фронтальным освещением можно воспользоваться, если фотограф задался целью передать собственные тона объекта, не изменяя их световым рисунком, т. е. яркими светами или глубокими тенями. Тогда изображение получается очень тонким, нежным, как иногда говорят, пастельным. Но, разумеется, такой эффект достигается далеко не всегда и только в особых случаях. Здесь есть важное требование к самому объекту съемки; он должен быть собранным в тоне: либо состоять из близких по светлоте тонов, либо из небольшого количества контрастирующих тонов (например, черного и белого без промежуточных серых). Вот тогда при обязательной совершенной технике фотографических процессов можно получить изображение, подобное фото 72 (Э. Даулбаев "Этюд в белом тоне").

Гипсовая модель освещалась только одним источником света – мягким широким пучком, направленным точно от фотоаппарата и с той же высоты, на которой была установлена модель. Второй источник освещал белый фон. Его яркость несколько больше яркости модели, и фигура отделяется от фона легким теневым контуром.

Положение источника света

Место размещения источника света очень сильно повлияет на вашу фотографию. Положение источника света меняет на вашем снимке контраст. Контраст - это разница между самыми светлыми и самыми тёмными областями вашей фотографии. Изображения с низким контрастом освещены равномерно - на них почти нет теней. Изображения с высоким контрастом освещены скачкообразно - там есть и тёмные тени, и яркие пятна.


Три базовых позиции

Базовых позиций для источника света три - фронтальная, боковая и контровая.

Фронтальный свет также можно описать как «свет, идущий по той же оси». То есть источник света смотрит в ту же сторону, что и объектив, находится с ним на одной линии. Следовательно, на левую и правую часть сцены падает одинаковое количество света, поэтому освещение получается очень равномерным. Теней почти нет. Это делает изображение «плоским» и низкоконтрастным.

Боковой свет - это 90 градусов от позиции вашего объектива. Такое освещение даёт яркие места с одной стороны изображения и тени - с другой. Поскольку одна часть вашего изображения яркая, а другая тёмная, такое освещение делает снимок высококонтрастным.

Контровый свет - это 180 градусов от позиции вашего объектива. То есть источник света смотрит прямо на ваш объектив. Как правило, снимаемый вами объект блокирует большую часть этого света, создавая силуэт.

Фигура и Форма

Когда мы видим двумерный объект и понимаем, что это, то называем это «фигурой». Когда вы видите силуэт дерева, то инстинктивно понимаете, что это дерево.

Форма - это когда мы видим «глубину» нашего объекта. Если вы смотрите на фотографию дерева с тенями, которая показывает, что это ствол этого дерева - большой и круглый, то вы смотрите на «форму».

Перемещая источник света с передней позиции (где нет теней) на боковую (больше теней), вы создаёте форму. Когда вы перемещаете источник света за объект, то создаёте фигуру. Играя с позицией источника света, вы не только определяете контраст вашего снимка, но и выбираете яркие участки фигуры или формы.


Цвет против чёрно-белого

"Фигура - враг цвета" , - Джозеф Альберс

Объекты, которые хорошо выглядят фигурами, тянет к монохроматичности. Если вы хотите создать драматичное чёрное-белое изображение, используйте боковой и задний свет. Если вы хотите делать красивые цветные снимки, используйте фронтальный свет.

Фронтальный свет акцентирует цвета.

Решение проблем

Иногда простое смещение одного единственного источника света может превратить заурядный снимок в нечто экстраординарное.


Делая этот снимок, я хотел придать ему атмосферу «джаз-клуба». Я попросил агентство, чтобы мне прислали модель, которая в свои 40 выглядит так, будто уже не первый день поёт в клубах. Они прислали ко мне 17-летнюю модель с почти безупречной кожей. Но мне нужен был совершенно другой типаж. Чтобы скрыть возраст модели и сделать фото более светлым, я сфотографировал прямо в свет. Таким образом, направление света поменялось -- теперь он светил не слева, а позади модели. Кроме того, какое-то количество света отразилось от пола студии, чего оказалось достаточно для того, чтобы слегка детализировать микрофон.

Я использовал большой софт-бокс 4х6 , который стоял примерно в 50 градусах справа от камеры. Монохроматические тона этого снимка играют с направлением света, создавая изображение, преисполненное фигурой и текстурой. Если бы я использовал фронтальный свет, то не было бы теней для придания снимку формы. Я разместил свет далеко сбоку, чтобы акцентировать фигуру снимка.

Этот снимок был сделан при помощи одного Giant Reflector 300. Он был настолько велик, что я стоял прямо перед ним. Благодаря этому удалось получить идеальный фронтальный свет. Поскольку рефлектор был параболическим, свет получился очень направленным - в результате тени очертили тело модели. Цвета и виньетирование были добавлены при постобработке.

Теперь вы знаете, как расположение источника света влияет на ваши снимки, и можете попробовать это самостоятельно. Вас поразит то, чего вы можете достичь, просто меняя позицию источника света.



Енвд