Естественная монополия возникает благодаря. Естественная монополия. Различие между чистой монополией и совершенной конкуренцией

Что собой представляет монополия? Какой она может быть? В чём заключаются различия между её разными видами?

Общая информация

Итак, для начала давайте определимся с тем, что же представляет собой монополия. Так называют положение в хозяйственном процессе или ситуацию с наличием единственного продавца, вследствие чего отсутствует состязательность (конкуренция) между различными поставщиками услуг и товаров.

Следует отметить, что существует довольно много её видов, зависящих от сложившихся обстоятельств. Идеальное положение для монополиста - это ситуация, при которой отсутствуют товары-заменители (субституты). Хотя на практике они существуют всегда, весь вопрос только в том, насколько они эффективны, и могут ли помочь удовлетворить существующую потребность.

Какие бывают виды монополий?

Экономическая наука различает такие виды:

  1. Закрытая монополия. Предусматривает наличие ограниченного доступа к информации, ресурсам, лицензиям, технологиям и прочим важным аспектам. Рано или поздно происходит её открытие.
  2. Определение у неё следующее - это положение, которое предусматривает наличие состязательности и конкуренции, вследствие которых достигают своего минимума в тех случаях, когда компания обслуживает рынок целиком. Но при этом она существует только там, где из-за различных обстоятельств выгодно что-то создавать только в рамках одной фирмы, а не нескольких.
  3. Открытая монополия. Положение дел, когда компания становится единственным поставщиком услуг или продукта, и на это не влияют какие-либо специальные ограничения в плане конкуренции. В качестве примера можно привести прорыв в определённой области посредством создания нового уникального продукта. Также можно использовать и положение с брендами.
  4. Монополия Возникает при установлении разных цен на различные единицы одного продукта. Проявляется при разделении покупателя по группам.
  5. Ресурсная монополия. Предусматривает ограничение возможности использования определённого блага. Определение «ресурсная монополия» легче можно понять, используя небольшой пример: есть надобность в лесе. Но быстрее, чем его выращивают лесхозы, получить древесину не получится. К тому же существует определённое ограничение по территории.
  6. В этой ситуации есть только один продавец, и в других отраслях отсутствуют близкие заменители. Определение чистой монополии предусматривает наличие уникального продукта.

Условно все виды можно поделить на три основных класса: естественная, экономическая и административная. Их мы сейчас и рассмотрим.

Естественная монополия

Она возникает вследствие влияния объективных причин. В её основе, как правило, находятся специфические особенности обслуживания потребителей или же технологии производства.

Что собой представляет естественная монополия? Определение данной ситуации было бы неполно без примеров. Встретиться с нею можно в сфере энергообеспечения, связи, телефонных услуг и так далее. В этих отраслях представлено небольшое количество компаний (а иногда бывает и такое, что есть только одно государственное предприятие). И благодаря этому они занимают монопольное положение на рынке страны. К примеру, освоение космоса. Ещё лет пятьдесят назад этим могли заниматься только государства в силу целого ряда причин. Но сейчас уже есть одна частная компания, которая предлагает свои услуги.

Административная (государственная) монополия

Она появляется как результат влияния органов власти. Так, оно может выражаться в том, что отдельным компаниям предоставляют исключительное право на осуществление конкретного рода деятельности. В качестве примера можно привести и организационные структуры государственных предприятий, которые объединены и подчиняются различным ассоциациям, министерствам или же главкам.

Такой подход используется, как правило, для объединения в рамках одной отрасли. На рынке они выступают в качестве одного хозяйственного субъекта, что подразумевает отсутствие конкуренции. В качестве примера можно привести бывший Советский Союз. Вот что такое Определение не предусматривает наличия такого положения на территории всей страны.

Возьмём, к примеру, военную промышленность. Необходимо позаботиться о том, чтобы она была готова ко всяким неприятностям и неожиданностям. А если её передать в частные руки, то военной промышленности может быть причинён величайший вред. А этого допускать нельзя ни в коем случае. Поэтому она и находится под контролем государства.

Экономическая монополия

Это наиболее распространённый класс. Если рассматривать, что собой представляет данная монополия, определение по истории, тенденции развития общества, то следует отметить такую особенность: соответствие закономерностям хозяйственного сектора. Центральным объектом в данном случае является предприниматель. Он может получить монопольное положение двумя путями:

  1. Успешно развивать предприятие, непрестанно увеличивая его масштабы посредством концентрации капитала.
  2. Объединяться с другими людьми на добровольных основах (или же поглощая банкротов).

Со временем достигается такой масштаб, что можно говорить о доминировании на рынке.

Как же возникает монополия?

Современная экономическая наука выделяет три основные пути этого процесса:

  1. Завоевание рынка отдельным предприятием.
  2. Заключение соглашения.
  3. Использование дифференциации продукта.

Первый путь - весьма тяжелый. Подтверждением этого является факт исключительности подобных образований. Но одновременно он считается и самым порядочным за счет того, что завоевание рынка происходит на основании эффективной деятельности и получения конкурентного преимущества перед другими предприятиями.

Более распространённым является соглашение между несколькими крупными фирмами. Посредством его создаётся ситуация, при которой производители (или же продавцы) выступают «единым фронтом». В таком случае конкурентная борьба сводится на нет. И в первую очередь под прицелом оказывается ценовой аспект взаимодействия.

Закономерный результат всего этого - покупатель попадает в безальтернативные условия. Считается, что впервые такие ситуации начали возникать к концу ХІХ века. Хотя справедливости ради необходимо отметить, что подобные монополистические тенденции начали проявляться ещё во времена глубокой древности. Но новейшая история этого явления берёт начало с экономического кризиса 1893 года.

Негативное влияние

Монополию часто воспринимают в негативном русле. Почему так? Это во многом объясняет корреляционная связь между кризисами и монополиями. Как же всё происходит? Здесь есть два варианта:

  1. Монополия была учреждена во время кризиса несколькими предприятиями, чтобы удержаться на плаву. В таком случае им легче пережить трудные времена.
  2. Монопольное предприятие создало условия для кризиса, чтобы вытеснить с рынка мелких игроков и прибрать их долю рынка себе.

В обоих представляют собой крупные структуры, на долю которых припадает значительное количество продукции. Благодаря их доминирующему положению на рынке они могут влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных для себя цен и получая значительные прибыли.

Следует отметить, что монопольное положение - это желание и мечта каждого предприятия и компании. Благодаря этому можно избавиться от большого количества рисков и проблем, которые несёт конкуренция. Кроме этого, они в таком случае занимают привилегированную позицию на рынке и концентрируют в своих руках хозяйственную власть. А это уже открывает путь для навязывания своих условий контрагентам и даже обществу.

Специфика монополий

Следует уделить внимание и определённой специфике в экономической науке, которая изучает это влияние. Нужно отметить тот факт, что это не математика, и здесь множество терминов могут иметь отличающееся толкование, а некоторые - не признаваться в отдельных учебниках/коллективах.

Рассмотрим пример. В начале статьи упоминалось определение чистой монополии, но это вовсе не значит, что всё именно так. Вполне можно встретить информацию о наличии дополнительных аспектов или же немного иное толкование термина. Это не значит, что одно из них неверно. Просто нет утвержденного на государственном/международном уровне понятия. И как результат, появляются различные толкования.

То же самое можно было бы сказать, будь нами рассмотрена искусственная монополия. Определение данного термина можно было дать такое: ситуация, когда создаются такие условия для отдельного предприятия, что оно влияет на весь рынок. Это верно? Безусловно! Но если сказать, что искусственная монополия - это концентрация ресурсов, производства и сбыта в одних руках посредством картеля или треста, то это тоже верно!

Заключение

Вот и было дано определение слова «монополия». Следует отметить, что это весьма обширная и интереснейшая тема. Но размер статьи ограничен. Можно было бы ещё рассказывать о практических особенностях монополий в различных частях света, рассмотреть ситуацию на территории стран бывшего СССР, узнать, что и как в западной Европе и США. Материала по этой теме существует великое множество. Как говорится, кто ищет, тот обретёт.

В экономике РФ и многих других стран мира значительную роль играют естественные монополии. Эти предприятия чаще всего представлены масштабными бизнесами, являющимися ведущими в своём сегменте. Они имеют возможность осваивать крупные рынки, включая зарубежные, становиться носителями уникальных технологий. В чём специфика формирования естественных монополий? Какую роль они могут играть в экономике государства?

Что понимается под естественной монополией?

Естественная монополия - это фирма, которая имеет производственную модель, в силу некоторых причин существенно более эффективную, чем у других игроков рынка. Например, это может быть компания, имеющая доступ к дешёвому источнику сырья или электроэнергии. Она будет иметь низкие издержки, связанные с их закупкой, как результат - выставлять более низкие цены или работать с большей прибылью и динамичнее развиваться.

К естественным монополиям относятся предприятия, что имеют возможность осуществлять монетизацию ресурса, которого нет у конкурирующих компаний. Это реально, например, когда фирма имеет в собственности платную автомобильную магистраль. В этом случае, если иные транспортные пути между объектами, которые она связывает, отсутствуют или не столь качественны, предприятие сможет на монопольных началах получать прибыль за счёт взимания платы за проезд.

Классификация

Естественная монополия - предприятие, которое может представлять одну или несколько отраслей. Поэтому один из ключевых критериев классификации бизнесов соответствующего типа - принадлежность к той или иной сфере экономики. В национальном хозяйстве РФ монополии чаще всего ведут деятельность в таких отраслях: транспорт, топливно-энергетический комплекс, связь, коммунальные услуги, атомная промышленность, предоставление почтовых сервисов.

Ещё один критерий классификации фирм, о которых идёт речь, - то, в чьём владении находятся субъекты естественных монополий. Они могут являться государственными, муниципальными структурами, частными лицами и корпорациями, зарубежными инвесторами. Следующий критерий классификации естественных монополий - организационно-правовая форма. Чаще всего монополия представлена публичным акционерным обществом, но их функционирование будет также возможным, к примеру, в виде государственных корпораций или унитарных предприятий.

Причины возникновения естественных монополий

С чем связано появление естественных монополий в национальном хозяйстве? Причины тому могут быть самые разные. Одним из ключевых факторов, под влиянием которого сформировалась сфера естественных монополий в России, стал механизм трансформации советских предприятий. Изначально они были адаптированы к плановой экономике и занимали в силу отсутствия конкуренции лидирующие позиции в том или ином сегменте. На их базе образовались фирмы, функционирующие по рыночным принципам в условиях современной экономики РФ.

Можно отметить, что советские предприятия, монопольно функционировавшие в национальном хозяйстве, в целом сохранили свои позиции и в условиях свободного рынка. Их владельцем в большинстве случаев осталось государство, но к инвестициям в капитал были привлечены и частные лица.

Другая причина возникновения естественных монополий актуальная в том числе и для России - высокий инвестиционный порог входа в ту или иную отрасль. Для того чтобы начать бизнес, к примеру, в транспортной сфере, необходимы огромные капиталы. Их владелец будет заинтересован в том, чтобы окупить свои вложения и учредить фирму, которая сможет осуществлять деятельность в условиях минимальной конкуренции. Поэтому инвестор приобретает, потратив большой капитал, основной объём тех ресурсов, благодаря которым фирма собирается извлекать прибыль в дальнейшем. Например, строит платную магистраль, причём спроектировав её так, что любая альтернативная, скорее всего, будет менее эффективной за счёт большей протяжённости или меньшей ширины. Конкуренция естественных монополий - явление крайне редкое во многом в силу того, что соответствующего типа предприятия намеренно учреждаются в тех сферах, где несовпадение интересов бизнесов, скорее всего, наблюдаться не будет.

Ещё один механизм формирования естественных монополий - наличие административных барьеров на регистрацию и вход на рынок новых предприятий. Они могут выражаться в чрезмерно высоких требованиях по сертификации, лицензиям и иными разрешительным документам, в необходимости соответствия проектов очень большому количеству ГОСТов, стандартов и норм. В результате инвестору проще выбрать бизнес в той сфере, в которую, с точки зрения бюрократических барьеров, войти проще. В свою очередь, в том сегменте, в котором инвестор отказывается от участия, начинают вести деятельность те предприниматели, что в силу тех или иных причин могут обходить или легко преодолевать административные барьеры.

Какие в РФ есть естественные монополии?

Деятельность естественных монополий занимает значимую долю в российской экономике. К предприятиям соответствующего типа в РФ принято относить «Интер РАО», «Газпром», РЖД, «Росатом», «Почту России».

Все они имеют признаки, которыми характеризуется типичная естественная монополия. Примеры предприятий соответствующего типа можно найти в самых разных сегментах экономики РФ. В каждом из них возможно потенциальное проявление тех факторов, о которых мы сказали выше.

Со стороны государства осуществляется регулирование естественных монополий, направленное на стимулирование выполнения ими позитивной рыночной роли. Кроме того, инициативы властей могут быть связаны со стремлением повысить экономическую эффективность компаний соответствующего типа. Далее в статье мы рассмотрим соответствующий аспект подробнее.

Реестры монополий

Можно отметить, что в России компетентные органы власти ведут учёт предприятий, которые можно отнести к естественным монополиям. Как правило, этим занимается, в частности, Федеральная служба по тарифам. Учреждение ведёт собственный реестр естественных монополий. В нём представлены фирмы самых разных сегментов.

Реестр естественных монополий, сформированный ФСТ, включает предприятия таких отраслей, как водоснабжение в сфере коммунального хозяйства, транспортировка природного газа по трубопроводам, железнодорожный, воздушный, морской транспорт, телекоммуникации, атомная энергетика, транспортировка нефти. Есть и другие органы власти, осуществляющие учёт предприятий рассматриваемого типа. Так, реестр субъектов естественных монополий ведёт Федеральная антимонопольная служба.

Государственные контракты

Можно отметить, что в национальном хозяйстве РФ могут быть фирмы, которые фактически имеют признаки естественных монополий, но не включены в соответствующий реестр. В этом случае в силу особенностей положения ФЗ № 44 от 5.04.2013 г. может быть осложнено приобретение услуг у соответствующей фирмы государственными и муниципальными органами. Дело в том, что в тех случаях, когда поставщик того или иного сервиса является единственным на рынке, то госструктуры вправе заключать с ним контракты, только если он будет внесён в реестр субъектов естественных монополий. В этом смысле в интересах предприятия - как можно более оперативно попасть в соответствующий список, чтобы иметь возможность заключать контракты с бюджетными структурами.

Роль естественных монополий на рынке

Как правило, фирмы, о которых идёт речь, являются очень крупными бизнесами. Следовательно, естественная монополия - это, прежде всего, крупнейший работодатель и налогоплательщик. Поэтому государство заинтересовано в эффективности фирм соответствующего типа, поскольку их деятельность может быть фактором наполнения денежными средствами бюджета, а также обеспечения занятости населения - важнейшей социальной задачи. Это обуславливает тот факт, что регулирование естественных монополий государством осуществляется таким образом, чтобы текущие рыночные позиции предприятий соответствующего типа сохранялись, а сокращений рабочих мест и падения выручки на них не происходило. Соответственно, обеспечивается и социальная стабильность в тех регионах, в которых работают предприятия рассматриваемого типа.

Иногда услуги естественных монополий настолько востребованы, что у фирм соответствующего типа нет проблем с выручкой и рентабельностью. В этом случае вмешательство государства в деятельность предприятий может быть сведено к минимуму. Главное, чтобы фирма своевременно исполняла свои обязательства перед бюджетом страны. Говоря о роли государства в работе естественных монополий, полезно будет более подробно рассмотреть аспект регулирования деятельности предприятий рассматриваемого типа.

Регулирование монополий

Деятельность субъектов естественных монополий может регулироваться посредством следующих основных методов: издание государством нормативных источников - отраслевых, или же имеющих статус федеральных НПА, которые непосредственно определяют приоритеты в управлении предприятиями соответствующего типа. Или же утверждение других нормативно-правовых актов, влияющих на ценообразование в том или ином сегменте. Первый механизм регулирования применяется в отношении предприятий, владельцем которых является государство. Второй начинает «работать» в тех случаях, когда фирма принадлежит преимущественно частным лицам или иностранным компаниям.

Значимый аспект государственного регулирования естественных монополий - правоприменительная практика. Важно не только содержание НПА, издаваемых органами власти, но также и реализация их положений в условиях рынка. Практическая необходимость вмешательства государства в сферу естественных монополий может быть обусловлена разными причинами.

Например, работа предприятий соответствующего типа может перестать удовлетворять объективным критериям конкурентоспособности, когда выпускаемая им продукция начинает уступать в качестве зарубежной, вследствие чего её всё труднее становится продавать за рубежом. Следовательно, снижается валютная выручка государства, уменьшаются поступления в бюджет. Государство может быть заинтересовано в скорейшем стимулировании необходимой модернизации производства своих монополий или тех, которые принадлежат частным лицам, в целях повышения конкурентоспособности выпускаемой ими продукции.

Помощь монополиям от государства

Активность компетентных органов власти в части регулирования деятельности монополий может быть связана с необходимостью защиты национального рынка от развёртывания, в свою очередь, зарубежных монополий. Соответствующего типа бизнесы в других странах, как и в России, могут иметь большие финансовые возможности, иметь доступ к уникальным ресурсам, позволяющим обеспечивать присутствие на большом количестве национальных рынков.

В некоторых случаях государство напрямую содействует решению возможных сложностей в функционировании бизнес-модели естественных монополий. Это может быть выражено, к примеру, в предоставлении компаниям соответствующего типа кредитов в первоочередном порядке и на льготных условиях с высокой вероятностью последующего списания их части. Помощь государства фирмам, о которых идёт речь, может выражаться в поддержке их активностей за рубежом, поскольку субъекты естественных монополий часто работают с международными рынками и их устойчивость во многом зависит от уровня спроса в зарубежных странах.

Предприятия рассматриваемого типа могут иметь доступ к уникальным технологиям и даже разрабатывать их, имея в наличии достаточные объёмы капиталов. Поэтому в ряде случаев государство может быть заинтересовано не только в финансовой устойчивости фирм соответствующего типа, но также и в том, чтобы та или иная естественная монополия продолжала быть единственным или одним из немногих субъектов, обладающих редкой технологией. Это обстоятельство может положительным образом сказаться на конкурентоспособности экономики страны, положении дел в иных отраслях, в которых соответствующая технология может быть задействована.

Отметим, что для государства может быть существенно более предпочтительным лидерство компаний, зарегистрированных в нём, а не зарубежных в том или ином сегменте. Это связано, прежде всего, с тем, что выручка от бизнеса фирмы, имеющей прописку в конкретной стране, с высокой вероятностью будет оставаться в ней же. Это, в свою очередь, способствует общей капитализации экономики. Зарубежные фирмы часто стремятся как можно более оперативно выводить выручку за пределы государства, хотя даже при этом могут перечислять существенные объёмы налоговых платежей в бюджет страны, в которой работают.

Резюме

Итак, естественные монополии в России являются значительной частью национального хозяйства. Во многом это обусловлено тем, что крупнейшие предприятия соответствующего типа были основаны в СССР в условиях отсутствия рыночной конкуренции, изначально имели лидирующее положение на рынке и доступ к тем ресурсам, которые были недоступны потенциальным конкурентам. РЖД, «Почта России», «Газпром» - каждая из этих корпораций, основанных в СССР, может быть рассмотрена как естественная монополия. Примеры фирм соответствующего типа, безусловно, есть и во многих других отраслях. Естественные монополии - субъекты бизнеса, которые являются крупнейшими налогоплательщиками и работодателями. Поэтому государство заинтересовано в стабильности их работы и в меру возможностей содействует этому. Вместе с тем в ряде случаев власти могут осуществлять вмешательство в деятельность естественных монополий в силу необходимости модернизации того или иного сегмента рынка.

Предприятия, о которых идёт речь, с одной стороны, являются мощной опорой экономики, поскольку аккумулируют в себе значительные объёмы капиталов, обладают способностью инвестировать в различные инновационные производства и становиться конкурентоспособными на международной арене. А это способствует повышению инвестиционной привлекательности национального хозяйства страны в целом. С другой стороны, отсутствие конкуренций в тех сегментах рынка, в которых естественные монополии ведут деятельность, может привести к формированию консервативных приоритетов у менеджеров соответствующих бизнесов, как следствие - к противоположному результату, когда конкурентоспособность продукции снижается. Поэтому властям страны важно осуществлять мониторинг тех процессов, что происходят в сфере естественных монополий, и содействовать их эффективному развитию, соблюдая баланс между интересами государства и частных инвесторов.

Монополией в экономике называют отрасль, в которой по каким-либо причинам нет конкуренции. Она может быть ограничена законодательно с помощью юридического акта или патента, конкуренция может отсутствовать в новой отрасли, которой занимается только один производитель.

Понятие и сферы существования естественной монополии

Виды монополий: схематически Если говорить языком экономической науки, естественная монополия – это такое состояние рынка, когда его максимальная эффективность возможна только при полном отсутствии конкуренции. Товары, которые производятся в данных отраслях производства, невозможно заменить никакими аналогами, а спрос на них максимально неэластичен. Даже если цена на продукцию естественных монополий будет значительно увеличена, спрос останется прежним, и покупатели начнут экономить на приобретении товаров других групп. Естественная монополия в отрасли возможна только в том случае, если издержки на производство товаров и услуг одной фирмой будут ниже, чем если бы этим делом занимались две организации. Если же число производителей увеличится, объем производства для каждой из них станет меньше, а издержки будут только расти. В России, как и в других странах, сегодня существует несколько отраслей, в которых сформировалась ситуация естественной монополии: Транспортировка нефти и нефтепродуктов, а также природного газа по магистральным трубопроводам. Работа такой транспортной сети будет максимально эффективной и прибыльной, если этим занимается только одна компания. Железнодорожные перевозки. Примером естественной монополии в России является компания «Российские железные дороги» - это единственное предприятие, занимающееся железнодорожными перевозками, оно же владеет всей транспортной сетью по всей территории России. Услуги по транспортировке электричества и тепловой энергии. Аналогичным образом в данной отрасли ни одна организация не сможет стать серьезным конкурентом монополистам. Работа транспортных терминалов: аэропортов, морских и речных портов и т. д. Услуги водоснабжения городов, обеспечение работы коммунальных сетей. Назначение платы за коммунальные услуги находится под постоянным контролем государства, тарифы формируются с учетом целого ряда факторов. При этом у конечного потребителя нет альтернативы, ему приходится оплачивать водоснабжение канализацию, теплоснабжение и другие услуги по назначенным тарифам, и он не может перейти к другому поставщику. Почтовая связь. В России естественным монополистом в отрасли почтовой связи и пересылки корреспонденции является ФГУП «Почта России». Хотя в стране действует несколько региональных операторов, их доля в общем количестве оказываемых услуг уже более 10 лет составляет меньше 1%, и никаких изменений в ближайшее время не предвидится. Все перечисленные отрасли являются исключительными, и на них не распространяется действие антимонопольного законодательства. Это связано с тем, что они призваны оградить отрасль от некачественной конкуренции, и во всех случаях их деятельность регламентируется и контролируется государством. ГЛАВНЫЕ ПРИЗНАКИ МОНОПОЛИИ В ЭКОНОМИКЕ

Любая монополия в экономике имеет ряд специфических черт, которые отличаются ее от всех видов конкуренции и объясняют ее особое положение на рынке. Монополия может быть естественной или искусственной, но в любом случае она должна соответствовать нескольким особым признакам:

Существование только одной компании, поставляющей на рынок товары или услуги. Эта компания может сформироваться с помощью больших вложений капитала на протяжении длительного промежутка времени, как, например, сеть железных дорог в России. Естественно, никакая новая организация не сможет вложить столько же, чтобы стать сильнее монополиста и быстро покрыть все затраты. Товар или услуга является настолько специфическим, что для него не существует никаких аналогов. Потребителю остается только соглашать на условия, выставляемые монополистом или вообще отказываться от предлагаемого им блага. Монополист имеет возможность самостоятельно устанавливать цену. В условиях конкуренции цена формируется за счет соответствия спроса и предложения, поэтому она быстро меняется. Компания-монополист в любое время может диктовать свои условия, в естественных монополиях в ценообразовании большую роль играет государство. Монополист сам контролирует весь объем услуг или товаров, предоставляемых в данной отрасли. То есть он формирует не только цену, но и предложение, регулируя их соотношение по своему усмотрению.

ПРИЧИНЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОЙ И ЕСТЕСТВЕННОЙ МОНОПОЛИИ

Такая форма организации отрасли, как монополия, существует очень давно, сам термин появился еще в античные времена. Самые первые организации возникали в результате объединения усилий нескольких производителей, которые захватывали весь рынок и могли самостоятельно назначать цены на свое усмотрение. Практически во всех цивилизованных странах сегодня действует антимонопольное законодательство, регулирующее ситуацию на рынке и не допускающее захвата одной компанией целой отрасли. Однако необходимо различать искусственную монополию, являющуюся результатом договора между производителями и объединения компаний, и естественную, возникающую по объективным причинам. Она не только не будет препятствовать развитию экономики, но и являются для нее более выгодной и эффективной формой существования. Ситуация естественной монополии формируется по нескольким причинам: Одна фирма производит продукцию или услуги с меньшими средними затратами благодаря увеличенным объемам производства. Это позволяет уменьшить цену на конечный продукт, и для конечного потребителя такая ситуация оказывается намного более выгодной. В пример можно привести систему городского метрополитена или железных дорог: если в одном и том же направлении будут работать два перевозчика, доход каждого из них станет вдвое ниже, и из-за этого придется в два раза увеличить плату за проезд. Сложность входа на рынок нового предприятия с аналогичным предложением. К примеру, чтобы ввести еще одно предприятие, занимающееся водоснабжением города, придется прокладывать дополнительную водопроводную сеть. Это не только крайне затратно, но и бесполезно, так как получаемая прибыль даже в далеком будущем не окупит вложения. Ограниченный рыночный спрос. Товар некоторых поставщиков настолько специфичен, что для него более чем достаточно одного производителя. Если их станет больше, общая прибыль останется той же. В качестве примера можно назвать производство военной техники или атомных ледоколов: спрос на такую продукцию полностью зависит от государства, и в этой отрасли большее число производителей просто не выживет. Естественная монополия является максимально устойчивой: если искусственное монополистическое объединение может со временем распасться на несколько конкурирующих фирм, то отрасль естественной монополии будет очень долго оставаться неизменной. Перелом в ее работе может возникнуть только при появлении новых технологических решений или резком изменении спроса на рынке.

Евгений Маляр

# Бизнес-словарь

Примеры естественных монополий в России

Транспортировка нефти и газа, РЖД, ЖКХ, аэропорты, вокзалы – это одни из многих примеров естественных монополий в РФ

Навигация по статье

  • Монополия как форма рыночного доминирования
  • Классические способы монопольного захвата рынка
  • Чем отличается естественная монополия от искусственной
  • Причины возникновения естественной монополии и ее роль в национальной экономике
  • Роль естественных монополий в экономике России
  • Правовой статус субъектов естественной монополии
  • Ценообразование при естественной монополии
  • Государственное регулирование деятельности естественных монополий в России
  • Кто регулирует естественные монополии
  • Регулирование естественных транспортных монополий
  • Ответственность естественных монополий
  • Процедура банкротства естественной монополии

Монополией называется ситуация на рынке, при которой некий коммерческий продукт предлагается только одним субъектом хозяйственной деятельности. В статье будет рассмотрена естественная форма этого явления.

Монополия как форма рыночного доминирования

Отсутствие конкуренции – заветная мечта любого предпринимателя или руководителя предприятия. Без соперников можно полностью контролировать рынок и устанавливать максимальные цены, по которым потребитель вынужден приобретать продукцию. Термин «монополия» образован двумя греческими словами, вместе означающими «торгую один».

Классические способы монопольного захвата рынка

Доминирующее положение предприятие может занять несколькими способами. Рассмотрим каждый из них.

Производство нового уникального продукта, освоить аналоги которого конкурентам пока не удалось. Такая ситуация практически всегда является временной. Ее описывает понятие «открытой монополии». Отсутствие конкуренции обусловлено чаще всего технологическим отрывом, который соперники постараются преодолеть как можно скорее.

Достижение высочайшей эффективности производства, позволяющей предлагать товар по крайне низким ценам. Примеров вытеснения с рынка конкурентов таким методом в истории много.

Чистая монополия характеризуется присутствием на рынке единственного поставщика коммерческого продукта (товара или услуги).

Создание конгломератов и концернов. Несколько крупных производителей объединяют свои финансовые ресурсы и создают такое состояние рынка, при котором могут диктовать свои условия менее мощным конкурентам. Типичным приемом достижения этой цели считается овладение одновременно несколькими обширными потребительскими секторами (например, установление контроля над производством автомобилей и железнодорожными перевозками).

Формирование картелей. Несколько монополистических субъектов согласовывают между собой ценовую политику. Государственные органы регулирования практически всех стран активно борются с этим видом сговора, ограничивающего свободу торговли (в США с 1890 года). В Российской Федерации действует антимонопольное законодательство, фактически запрещающее картели (ст. 178 УК РФ).

Предоставление властями исключительных прав отдельным субъектам хозяйствования. Отличительные черты административной монополии – направленные действия государства по ограничению конкуренции и подчинение бюджетным структурам (министерствам, управлениям, главкам и пр.).

Теперь, разобравшись в природе явления можно понять, что такое естественная монополия.

Чем отличается естественная монополия от искусственной

Конкуренция лежит в основе функционирования свободного рынка, поэтому государство ее защищает. Однако есть ряд услуг и товаров, обладающих специфическими чертами. Главная их оособенность в том, что они имеют жизненно важное значение для национальной экономики. В большинстве случаев предложение подобных продуктов одним продавцом оправдано и рационально.

Естественной монополией называется рыночная ситуация, при которой конкуренция оказывает вредное влияние на макроэкономические показатели страны, стратегически опасна или невозможна по технологическим причинам.

Признаки естественной монополии:

  • Чрезвычайно высокая цена входа в бизнес. Начальные затраты настолько велики, что чаще всего только государство способно их понести.
  • Постоянная составляющая издержек также слишком масштабна.
  • Неэластичный спрос на продукт. Товар или услуга предназначены для удовлетворения первоочередных потребностей, за которые население будет платить независимо от цены.
  • Отсутствие альтернативы потребления продукта. Иными словами, услугу или товар нечем заменить.

Причины возникновения естественной монополии и ее роль в национальной экономике

Естественная монополия возникает в том случае, если в национальной экономике действует хотя бы один из трех нижеперечисленных факторов:

  • Уникальные технологические особенности и особые потребительские свойства. При этом условии образуется любая монополия (естественная и искусственная).
  • Отсутствие альтернативных источников сырья для производства.
  • Барьерные ограничения при входе на рынок. Чем с большими затруднениями образуется монополия, тем прочнее ее положение на рынке.

Роль естественных монополий в экономике России

Естественные монополии в России существуют, как и во многих других странах. В 2019 году список отраслей, отвечающих перечисленным критериям, включает ряд важнейших для экономики страны позиций.

Виды естественных монополий в РФ:

  • Транспортировка нефти и газа. Углеводороды занимают значительную долю экспорта, их роль в экономике РФ высока, к тому же средства доставки стоят очень дорого.
  • Железнодорожный транспорт. Единственное предприятие, выполняющее рельсовые перевозки в России – компания РЖД. Ему же принадлежит все путевое хозяйство.
  • Транспортные терминалы. Представить частный ж/д вокзал или аэропорт, конкурирующий с другим, стоящим рядом, людям с небогатой фантазией – проблема.
  • Транспортирование электроэнергии. Особенности функционирования единой энергосистемы не позволяют разделить ее между отдельными собственниками.
  • Теплоснабжение. Монополизация этой отрасли оправдана теми же причинами.
  • Водоснабжение и коммунальные сети. Эти отрасли естественной монополии критически важны в социальном плане. Цена на услуги ЖКХ устанавливается особым образом, в связи с чем возникает дилемма ее регулирования (выбор между эффективным и справедливым уровнем). Усилия власти по контролю деятельности естественных монополий направлены на то, чтобы не допустить увеличение темпов роста тарифов, нарушающих баланс доходов и расходов населения.
  • Услуги почты. В сфере доставки посылок, бандеролей и корреспонденции ФГУП «Почта России» пользуется преференциями со стороны федеральных органов власти.

Правовой статус субъектов естественной монополии

К субъектам естественной монополии относятся предприятия, к которым применяются методы государственного регулирования. Все они без исключения занесены в реестр Государственной Антимонопольной Службы.

Информация о субъектах, занимающих монопольное положение, доступна на официальной странице ФАС . Для удобства поиска существует деление по признаку области деятельности на пять групп (связь, водоснабжение и водоотведение, захоронение радиоактивных отходов, энергетический комплекс и транспорт).

Сферы деятельности и обязанности субъектов естественных монополий установлены Федеральным законом 147-ФЗ («О естественных монополиях») от 17 августа 1995 года в последней редакции, принятой 29 июля 2017 г. Этот же акт дает четкое определение участников монопольного рынка.

Помимо 147-ФЗ, правовое положение субъектов естественных монополий регламентируется другими законодательными актами Российской Федерации: Федеральными законами «О газоснабжении», «О железнодорожном транспорте», «О почте», «Об электроэнергетике» и «О госрегулировании тарифов на тепловую и электроэнергию».

Ценообразование при естественной монополии

Главная причина, по которой государство борется со всесилием монополий, состоит в опасности ценового диктата. Возможность возникновения такой ситуации учитывает госрегулирование деятельности естественных монополий. Именно при решении этой задачи возникает уже упомянутая дилемма между интересами общества и единственного предприятия, предоставляющего товар или услугу. Методы решения этой задачи делятся на две основные группы.

Методы ценового регулирования предполагают прямое установление предельной величины тарифов (если рассматривается рынок услуг) или цен (когда монопольный продукт поступает на товарный рынок). В этом случае осуществляется привязка к средним или предельным минимальным издержкам.

Средние затраты на производство продукта называют также ценой Рамсея (этот выдающийся экономист изучал вопросы ценообразования). Если товар или услугу компания-монополист отпускает по ней, то фирма будет получать прибыль, но минимальную, ограниченную разницей между средними и минимальными издержками.

При продаже продукции по цене, равной минимальным издержкам производителя, убытки практически неизбежны, а эксплуатация предприятия лишается экономического смысла. Для поддержания нужного уровня предложения государство вынуждено вводить компенсационное дотирование, иными словами, выплачивать субсидии.

Следует также учитывать, что достижение самоокупаемости монопольного производства возможно только в том случае, когда график объема реализации пересекает кривую затрат на производство товара или услуги и после этой точки равновесия. Слишком высокая цена повлечет уменьшение сбыта и как следствие – убыток. Компания изначально устанавливает объем выпуска, соответствующий определенному уровню рентабельности.

В случае с естественной монополией этого в большинстве случаев не происходит по причине отсутствия альтернативы и низкой эластичности спроса. Соответствие спроса предложению для критических товаров не работает. Однако все равно возникают негативные последствия: фактически государство не справляется со своими функциями по обеспечению доступности жизненно важных для населения услуг и продуктов.

Примером является ситуация с ЖКХ в некоторых постсоветских странах, где тарифы на природный газ и теплоснабжение достигли критических уровней. Побочным эффектом становится кризис неплатежей, только усугубляющий стагнацию отрасли.

При решении этой проблемы государственные регулирующие органы применяют следующие методы:

  1. Установление разных цен для основных категорий потребителей. Промышленные предприятия платят за энергоносители с учетом нормы прибыли, а население покрывает только минимальные издержки.
  2. Производство естественной монополией двух и более видов продукции с компенсацией убытков от одних из них за счет других.
  3. Установление пиковых цен. Естественные монополии применяют этот метод, если их продукт характеризуется хронологической неравномерностью спроса. Его смысл в том, чтобы расходы на расширение производственных возможностей оплачивали наиболее активные потребители. Примером могут служит повышенные тарифы на электроэнергию, если абонент её тратит больше установленного месячного лимита.
  4. Установление цен на основе усредненной потребительской корзины. В целом метод привязан к уровню инфляции и обеспечивает затраты населения на приобретение жизненно важного продукта в пределах определенного процента статистического дохода.
  5. Регулирование по предельной норме прибыли. Это означает, что естественный монополист не может зарабатывать на каждую вложенную денежную единицу больше. чем ему позволяет государство.

Последний описанный метод широко используется в США, и именно в этой стране выявлены его системные пороки. В частности, речь идет об «эффекте Аверча-Джонсона», то есть в искусственном завышении сумм издержек за счет неоправданного раздувания затратной части бюджета.

К тому же монополисты идут на другие уловки, позволяющие обходить ограничения: используют чрезмерно капиталоемкое оборудование, приобретают его по завышенным ценам, вводят особые стандарты надежности (с двойным-тройным запасом) и так далее.

В результате этих затрат эффективность не увеличивается, но они часто позволяют «отмыть» часть израсходованных средств.

Кроме описанных ценовых, существуют также методы неценового регулирования:

  1. Обязательная сертификация и стандартизация продукта естественной монополии. Эта мера вынуждает производителя придерживаться строгих качественных критериев.
  2. Обязательные регулярные аудиторские проверки на предмет возможного нарушения финансовой дисциплины.
  3. Выделение из крупной компании, являющейся естественным монополистом, самостоятельной структуры, специализирующейся на данном стратегически важном продукте.
  4. Ведение отдельного бухучета по направлению, соответствующему профилю естественно-монопольной деятельности.

Государственное регулирование деятельности естественных монополий в России

В российском правовом поле естественные монополии обязаны регулироваться государством. Механизм функционирования федеральных органов, уполномоченных осуществлять контроль, включает направления, описанные далее.

Ценовое регулирование. Этот метод описан ранее. На практике он состоит в установлении предельных размеров цен и тарифов. Реформирование системы ЖКХ и других социально значимых сфер потребления, может приводить к дисбалансу между расходами и платежеспособностью населения.

Неценовое регулирование подразумевает выявление групп потребителей, которым в любом случае необходимо обеспечить доступ к продуктам естественных монополий в полном или хотя бы частичном достаточном объеме. При этом должна учитываться реальная ситуация, возникшая на рынке товаров и услуг.

Фундаментальные задачи и основные проблемы государственного регулирования состоят в создании условий, при которых будет гарантирована экономическая безопасность, охрана природы, защита культурных ценностей и поддержка малообеспеченных граждан.

С целью реализации этих задач, органы, регулирующие деятельность в России естественных монополий, контролируют:

  • Все сделки по приобретению активов, не предназначенных для производства и реализации, стоимость которых превышает 10% собственного капитала предприятия-естественного монополиста.
  • Инвестиции предприятия-естественного монополиста в направления деятельности, не подлежащие государственному регулированию на сумму, превышающую 10% собственного капитала фирмы.
  • Продажу, передачу в лизинг, аренду и прочие виды отчуждения имущества естественных монополий, применяемые для регулируемой деятельности в пользу других лиц на сумму более 10% собственного капитала фирмы.

Базой исчисления упомянутых 10% служит размер собственного капитала, соответствующий данным последнего утвержденного баланса.

Исключения делаются для предприятий, являющихся естественными монополистами, подающих заявку на совершение подобных сделок в случае ее одобрения органами регулирования их деятельности. Основаниями для отказа служат следующие обстоятельства:

  • очевидный общественный вред от предполагаемой сделки;
  • неполный размер предоставляемой информации об обстоятельствах сделки или обнаружение в ней неправдивых фактов.

В свою очередь, субъекты государственного регулирования обязаны на основании законодательства о естественных монополиях:

  • Заключать договоры поставок или предоставления услуг с потребителями, входящими в льготный перечень, если есть техническая возможность их обеспечения.
  • Предоставлять регулирующему органу текущую финансовую отчетность и проекты своих капвложений.
  • Обеспечивать поступление на рынок производимого продукта без дискриминации потребителей, как того требует законодательное антимонопольное регулирование.

Кто регулирует естественные монополии

Естественная монополия как объект государственного регулирования - это сфера контроля федеральных и региональных органов власти.

На общегосударственном уровне до 21 июля 2015 года было две уполномоченные организации, но после упразднения Федеральной службы России по тарифам (ФСТ), осталась одна – Федеральная антимонопольная служба.

Практически в каждом регионе действует собственный межотраслевой совет по вопросам деятельности естественных монополий (обычно при губернаторах).

Регулирование естественных транспортных монополий

Под транспортной монополией в данном аспекте подразумевается хозяйственная деятельность в области эксплуатации железной дороги со всей ее инфраструктурой, а также морских и авиационных портов и терминалов. Этот сектор экономики специфичен, так как в ряде случаев его трудно ограничить региональными рамками.

Регулирование деятельности естественных монополий на транспорте производится с учетом индивидуальных характеристик субъектов. Как правило, крупные компании этой специализации принадлежат государству.

Усилия контролирующих органов направлены на поддержание доступных населению тарифов и одновременно соблюдение интересов инвестиционных финансовых структур. Если прибыльность вложений в транспортную отрасль России будет ниже нормативной, их никто не будет осуществлять.

Ответственность естественных монополий

Правовое регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется на основании 147-ФЗ. В зависимости от статьи закона, ответственность за нарушения может нестись в гражданско-правовом или административном порядке.

Гражданско-правовая форма ответственности применяется в случаях, когда естественные монополии наносят ущерб другим хозяйствующим субъектам. Решение о возмещении убытка имеет право принимать непосредственно регулирующий орган на основании решения арбитражного суда.

Административное наказание может выражаться предупреждением или штрафом. Их применяют только органы регулирования деятельности естественных монополий в следующих случаях:

  • завышение установленных тарифов и цен – в сумме до 15 тысяч МРОТ;
  • неисполнение предписания или решения органа регулирования – до 10 тысяч МРОТ;
  • представление неправдивой информации о показателях деятельности естественной монополии органу регулирования – до 1000 МРОТ;
  • непредставление документации по требованию органа регулирования – от 500 МРОТ.

В административном порядке за различные нарушения может быть оштрафован лично руководитель предприятия, занимающего на рынке естественно-монопольное положение – на сумму до 50 МРОТ.

Процедура банкротства естественной монополии

Особенности банкротства субъектов естественных монополий описаны в статье 197 Федерального закона 127-ФЗ («О банкротстве») в редакции 2018 года. Согласно положениям этого документа, субъект естественной монополии признается несостоятельным по совокупности следующих признаков:

  • Обязательства по уплате обязательных платежей просрочены более чем на полгода.
  • Сумма указанных просроченных обязательств составляет 1 млн руб. или более.

Информация о просроченных обязательствах документально подтверждается на основании исполнительного листа (ФЗ-197 «Об исполнительном производстве»).

В слушаниях по делу о банкротстве естественной монополии помимо непосредственно заинтересованных лиц может участвовать представитель федерального регулирующего органа (ФАС) на основании ст. 198 закона 127-ФЗ.

В процессе принудительного отчуждения имущества банкрота и его продажи, покупатель заключает с ФАС специальное соглашение об исполнении условий аукционных торгов. При их невыполнении покупателем сделка может быть признана недействительной по иску Федеральной антимонопольной службы.

Участие представителей ФАС в слушаниях дел о банкротстве возможно (по требованию суда или ходатайству заинтересованного лица) но обязательным не является.

Реализация имущества обанкротившегося естественного монополиста может быть приостановлена на срок до трех месяцев, если есть обоснованные предложения по восстановлению его платежеспособности.

Процедура постановления делопроизводства о банкротстве субъекта естественной монополии по закону может быть инициирована в случае, если он подал иск на органы власти об установленных ими неоправданно низких расценках, приведших к его несостоятельности. На время рассмотрения заявления предприятие пользуется правом на мораторий выплаты кредиторам (привилегия банкрота).

I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

15. Монополия. Естественная монополия. Ценовая дискриминация

Монополия – это фирма-отрасль, производящая продукцию, не имеющая заменителей. Поэтому фирма-монополист диктует цену на свою продукцию.

Монополия выступает в следующих формах:
1) закрытая защищена от конкуренции юридически: авторским правом, патентом;
2) открытая – не имеет специальной защиты от конкуренции (фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией);
3) естественная – эксплуатирующая уникальные природные ресурсы (электросети, компании водоснабжения, газовые предприятия).

Особое место занимает феномен “естественной монополии”. К естественным монополиям относятся предприятия общественного пользования и предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы (электрические и газовые предприятия, компании водоснабжения, линии связи, транспортные фирмы). Как правило, подобные “естественные монополии” находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Существование естественных монополий объясняется особым эффектом, связанным с масштабом производства – эффектом экономии ресурсов в результате укрупнения производства. Вследствие лучшей технической оснащенности и большей мощности крупного предприятия происходит повышение производительности труда, а значит и понижение издержек на единицу продукции.

Данная классификация весьма условна: некоторые фирмы-монополисты принадлежат к нескольким видам сразу.

Монополия, продающая продукцию всем покупателям по одной цене, называется простой .

Монополист, проводящий ценовую дискриминацию, продает свою продукцию разным потребителям по разным ценам. Ценовая дискриминация проводится:
– по объему покупки (опт и розница);
– покупателю (по доходам, возрасту). Например продажа авиабилетов бизнесменам и туристам. Для последних назначена более низкая цена, т.к. они, собираясь в турпоездку, заказывают билеты заранее, и могут выбрать более дешевый вид транспорта (спрос эластичен). У бизнесменов срок заказа более короткий (чаще в последний момент), поэтому альтернативы практически нет (спрос неэластичен);
– разным ценам на внутреннем и внешнем рынках.

Проведя условную дискриминацию, монополист максимизирует прибыль, охватывая большую долю рынка.

Так как монополист на рынке функционирует один, то кривые спроса для фирмы и отрасли совпадают (рис. 15.1). Монополист выбирает такую комбинацию цены и объема в отличие от конкурентной фирмы, которая выбирает только объем, которая позволит получить максимальную прибыль.

Монополист максимизирует прибыль, выпуская такой объем продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам (рис. 15.1)

В отличие от рынка совершенной конкуренции цена монополиста превышает MC

Таким образом P m и Q m – цена и объем, максимизирующие прибыль. Если бы Q m был произведен в условиях совершенной конкуренции, он был бы продан по P k (в условиях конкурентного рынка P=MR=MC). Так как P m > P k , а P m > MR=MC, следовательно, P m P k – величина монопольной власти (L). Источником монопольной власти является низкая эластичность спроса по цене

Рис. 15.1. Максимизация прибыли фирмой-монополистом

То есть чем более неэластичен спрос на продукцию монополиста, тем больше его монопольная власть, тем больше его прибыль. Так как цена монополиста P m >P z (себестоимость Q M), величину прибыли характеризует прямоугольник P m mzP z .



Енвд