Сечение в фотографии. Основы композиции. Правила «золотого сечения. Золотое сечение - что это

« Никогда не берись за карандаш или кисть, пока ты как следует не обдумал, что тебе предстоит сделать и как это должно быть выполнено, ибо по истине, проще исправлять ошибки в уме, чем соскабливать их с картины.»

Леон Батист Альберти

Фотография во многом схожа с рисунком. Только художник в руках держит кисть, а фотограф камеру. Любой рисунок начинается с выбора объекта и расположения его на бумаге. В природе, архитектуре, в человеке уже все скомпоновано, все пропорционально и фотографу остается только нажать на кнопку. Но когда он смотрит на снимок, оказывается что ту красоту, которую он видит глазами, он не отобразил на фотографии. Почему так происходит? И что нужно делать для того чтобы получить красивую фотографию?

Когда мы смотрим на красивый пейзаж, мы взглядом охватываем все вокруг, потом по отдельности рассматриваем речку, деревья, как падают лучики солнца, рассматриваем, как играют тени, какие присутствуют цвета, и все вместе создает впечатление красивой картинки. Помимо зрительного восприятия, мы чувствуем тепло, запах воздуха, слышим пение птиц, все это усиливает наше восприятие картинки.

Зрение человека бинокулярное, мы смотрим на один объект одновременно с двух разных точек (правым и левым глазом), это позволяет нам видеть изображение трехмерным (то есть видеть глубину пространства).

Фотография же изображает только высоту и ширину, так как мы снимаем только с одной точки. Задача фотографа показать объём объектов, глубину пространства, передать атмосферу, движение, эмоции с помощью различных инструментов. Посмотрев в видоискатель, мы понимаем, что не все что мы видим глазами попадает в рамки кадра, нам приходится выбирать интересные объекты, кадрировать то, что видим в реальности, выбирать и размещать объекты в рамках видоискателя. Для того что бы получить красивую фотографию не достаточно просто нажать на кнопку, необходимо подумать о композиции картинки, чем мы заполним кадр, как и где будут размещаться объекты.

И так что же такое композиция?

Композиция с латинского означает «составлять, сочинять, располагать» .

Композиция – это набор правил и приемов о правильном расположении объектов в единое гармоничное целое, в рамках одной плоскости (фото снимка или листа бумаги). Знание и соблюдение правил композиции, делает снимок более выразительным, помогает фотографу сделать акценты на главных объектах, и привлечь внимание зрителя.

Основные составляющие композиции:

Правило третей и правило золотого сечения

Правило диагоналей и диагонального золотого сечения.

Движение и ритм в фотографии

Правило золотого сечения и числа Фибоначчи.

Использование правила золотого сечения , позволяет нам достичь гармонии в композиции с помощью определенных пропорций и чисел. Считается, что первым вывел это понятие Пифагор (VI в. до н.э.) позаимствовав знания у египтян и вавилонян. Это правило применяли математики, архитекторы, художники, биологи.

Если говорить точнее, золотое сечение - это деление целого на две не равные части, в соотношении что меньшая часть относится к большей, как большая часть ко всему целому и наоборот.
В математеке это легко продемонстрировать на отрезке, тогда становится понятнее о чем речь.

А:B=B:C и C:B=B:A
Это соотношение обозначается буквой φ =0,618= 5/8. Меньший отрезок соответственно = 0,382 = 3/8, а весь отрезок принимаем за единицу.

Когда мы говорим о фотографии, то мы плоскость нашей картинки делим на части по принципу золотого сечения. То есть от края каждой плоскости на расстоянии 5/8 и 3/8 проводим линии. Точки пересечения линий зачастую называют - "зрительным центром", так как взгляд человека задерживается именно в этих точках, и там мы стараемся размещать главные объекты композиции.
В своей камере вы можете включить сетку в видоискателе и расчитать где находятся эти точки, таким образом во время сьемки вы будете подготовлены и будете знать где лучше размещать объекты сьемки.

Можно изготовить вот такой циркуль. Его использовали древнегреческие архитекторы при постоении храмов, используя золотое сечение.

Арифметическим выражением золотого сечения является ряд Фибоначчи .
Фибоначчи итальянский математик, изучая природные явления открыл золотую пропорцию чисел.
Ряд чисел 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55 и т.д. известен как ряд Фибоначчи. Числа стоят в особенной последовательности так, что каждое число, начиная с третьего, равно сумме двух предыдущих 2 + 3= 5; 3 + 5= 8; 5 + 8= 13, 8 + 13= 21 а отношение чисел, которые расположены рядом, приближается к отношению золотого деления. Например, 21: 34= 0,617, а 34: 55= 0,618.
Применение золотого сечения и чисел Фибоначчи наблюдается в природе, в анатомии человека. Например количественное соотношение частей тела соответствует числам из ряда Фибоначчи. Если сопоставить длины фаланг пальцев и кисть руки, то можно заметить что это соотношение равно золотому делению.

Посмотрим несколько фотографий, с применением правила золотого сечения.

Правило третей
Это "упрощенный" вариант «золотого сечения». Во время сьемки зачастую применяется правило третей. Суть заключается в следующем: мы делим изображение на 3 равных части по горизонтали, и на 3 равных части по вертикали. Таким образом, мы получаем 9 равных частей.

Основные объекты размещаются вдоль линий либо в точках пересечений линий.
Рассмотрим на примере фотографии ночного Киева. На изображение мы накладываем сетку с линиями делящими на трети. С мотрим как лучше разместить объект сьемки, и чем заполнить кадр. Это лучше делать сражу же в видоискателе, нежели потом кадрировать, тем самым ухудшая качество изображения. Главный объект церковь, мы размещаем ее находится вдоль вертикальной линии. Купол церкви находится в точке пересечения. Линия горизонта лежит вдоль линии третей.

Применив правило третей, мы кардинально не изменили фотографию, мы просто придали больше значимости объекту сьемки.
Очень удобно использовать это правило для размещения горизонта (на верхней или нижней линии).


Если вы снимаете портрет, то лучше размещать глаза на верхней горизонтальной линии.

Если вы снимаете человека в полный рост, то лучше размещать его на правой или левой вертикальной линии. Очень важно следить за тем, в какую сторону направляется человек, или куда направлен его взгляд. Например, если человек смотрит влево, то его соответственно необходимо разместить на правой горизонтальной линии, что бы перед ним оставалось пространство.

И последний совет. Правая нижняя точка имеет самое сильное воздействие, нижняя левая точка имеет наименьшее воздействие. Таким образом, когда у нас в кадре есть несколько объектов, главный мы разместим в нижнем правом углу.

Люблю это видео. Оно напоминает о том, как все в этом мире пропорционально, красиво гармонично и прекрасно. Красивое знакомство с правилом золотого сечения и числами Фибоначчи.

И маленькое домашнее задание.
Проверить свои фотографии, использовали вы в них правило золотого сечения или правило третей. Поможет вам в этом прозрачная сетка, которую можно наложить на фотографию. В архиве есть несколько вариантов пересечения.
Не стоит сразу же выбрасывать снимки, которые не укладываются под сетку золотого сечения или третей. Это правило как и все остальные очень относительно, ведь в композиции есть множество других составляющих, которые помогут удержать взгляд зрителя.
О других правилах мы поговорим в следующих статьях.

Одна из самых дорогостоящих фотографий.

Фотограф: Gustave Le Gray
Название: "Tree" (1855)
Стоимость: $ 513 150

Желаю удачных снимков.

Золотое сечение – это пропорциональное деление отрезка АС на две части, при котором большая его часть АВ относится к меньшей ВС так, как отрезок АС относится к АВ. Краткая запись данной пропорции выглядит следующим образом: АВ:ВС – АС:АВ. При записи пропорции в дробях, она будет выглядеть так: 5/8. Данный показатель близок к стандарту кадра: 24х36 мм = 5:7,5 = 2:3.

Правило золотого сечения можно выразить и так: от отрезка откладываем 3/8 его длины, ставим точку, затем откладываем от того же края 5/8 его длины, ставим точку. С противоположного края также откладываем 3/8 длины отрезка, ставим точку. Аналогичным образом рисуем отрезок по вертикали так, чтобы он лежал на одной из точек первого отрезка. Ориентируясь на точки этих отрезков, прокладываем еще два отрезка по горизонтали и два по вертикали. В итоге должна получиться сетка. Точки пересечения отрезков – это области, автоматически привлекающие внимание человека.

Компоновка кадра

Применять принцип золотого сечения в фотографии крайне просто. В настройках большинства современных фотоаппаратов имеется такая функция, как «Сетка». Достаточно включить ее соблюдать следующие рекомендации:

  • На точках пересечения линий золотого сечения должны быть расположены наиболее значимые элементы композиции. Если в кадре имеется очевидный центр (наиболее яркий цветок, дерево, единственная лодка на морских волнах), необходимо расположить этот объект на одном из четырех пересечений решетки так, чтобы он был на треть снизу или сверху рамки, или на треть с каждой из сторон;
  • Вертикальные линии сетки могут быть применены для вертикального деления рамки. К примеру, при съемке здания между деревьями лучше его расположить на одну треть отступив от верхнего края, и на одну треть – от левого края. Таким образом внимание зрителя будет сфокусировано именно на строении, в обход деревьев;
  • Горизонтальные линии сетки обычно применяются для определения расположения линии горизонта. Если необходимо выделить передний план сцены, то лучше, если линия горизонта будет идти вдоль верхней линии сетки, в итоге получается соотношение ландшафта: 2:1. Если нужно сделать акцент на небе, лучше располагать линию горизонта вдоль нижней линии сетки;
  • Первое правило . Нижние и верхние края кадра делим соответственно правилу золотого сечения. Из точки золотого сечения, располагающейся в правой стороне верхушки кадра, откладываем линию к правому краю низа изображения. Из точки золотого сечения, располагающейся в левой стороне нижнего края изображения, откладываем линию вверх, к левому краю фотографии. Из правого верхнего края до левого нижнего края проводим диагональ. Все главные объекты должны располагаться в двух, наиболее крупных, секциях;
  • Второе правило . В прямоугольнике проводим диагональ. Далее из вершины необходимо провести перпендикуляр к уже проведенной диагонали. В итоге получаются три треугольника разных размеров. Значимые объекты располагаются в них. Данное правило обычно используется тогда, когда в кадре есть несколько областей, различающихся по смыслу.

Помните, что недостаточно поместить значимый объект в нужную точку, верный акцент вы создадите только тогда, когда он будет правильно выделен. К примеру: цветок среди камней, камень на фоне мхов, дерево на фоне пустынной равнины. И еще: не стоит превращать правило золотого сечения в строгую догму. Данный принцип не должен вписываться в композицию фотографии насильственно, иначе в лучшем случае она будет предсказуемой и посредственной, в худшем – маловыразительной, не вызывающей никаких эмоций у зрителя.

Применять правило или не применять зависит от каждой конкретной ситуации, однако знать его необходимо для каждого человека, интересующегося фотографией.

  • Композиция. Эксперимент 1. Правило третей. Золотое сечение.

В этом уроке вы узнаете первые тонкости построения кадра. Я расскажу, что такое
золотое сечение или правило третей в фотографии и как правильно строить
композицию фотографии с помощью этого самого правила золотого сечения.

Этим уроком фотографии мы начинаем цикл статей по базовой композиции. Условно
назову его «В качестве эксперимента». Почему такое название? Потому что эти, да и все
остальные уроки фотографии, которые вы читали, я настоятельно рекомендую вам
проверять на практике... Так, «в качестве эксперимента».

Как вы помните, перед нами стоит задача получить красивую профессиональную
фотографию. Первый шаг вы сделали, освоив свой фотоаппарат, как музыкальный
инструмент, в нашем прошлом курсе фотоуроков «Фотография с нуля. Ликбез».

В инструкциях к фотоаппаратам дано самое хорошее (всё гениальное просто)
руководство по получению шедевров. Позволю себе почти прямую цитату: «Поместите
объект съёмки в центр кадра и нажмите кнопку спуска затвора». И будет вам счастье и
красота в распечатанном виде. В принципе, многие и снимают, пользуясь только этим
безотказным приёмом весь свой жизненный путь, и ничего, довольны.


Но червь сомнения наверняка грыз ваше сердце не пробудившегося художника,
подсказывая, что всё не так-то просто в этом мире. И он, этот червь, был прав. Дело в том,
что «объект съёмки», будь то лицо человека, дом, птица, куст герани, умирающий жук и
тому подобные никому не нужные вещи, как правило, как раз НЕ СЛЕДУЕТ помещать в
центр кадра.

«А куда же ещё?!», - возмущённо спросите вы.

А и действительно! Куда же? В узлы пересечения линий! Условно назовём их «Узлы
золотого сечения». (Вот тут взять бы и закончить урок, и мучайтесь потом, где они - эти
узлы).

Но я приоткрою для вас эту тайну прямо сейчас.


Как получить эти узлы? Очень просто! Делите снимок на 9 РАВНЫХ частей, и
получившиеся пересечения и будут «узлами правила третей».

Объекты съёмки советую пробовать располагать на точках пересечения линий.

«Правило золотого сечения» - такая терминология часто используется среди людей,
увлекающихся фотографией. В первом приближении она применима к "правилу третей".
Хотя это не совсем верно. Для интересующихся: разница между золотым сечением и
правилом третей описана в послесловии к этому уроку.

В качестве эксперимента попробуйте. Не ленитесь! Сходите, снимите какой-нибудь дом,
постановочный портрет, посуду. Попробуйте. Правило золотого сечения может сделать
ваш снимок живым и интересным!

Еще один совет. Объект съёмки не обязательно ставить именно в «узлы решётки». Снимок
может смотреться интереснее, если объект будет находиться на линии.


В этом случае автор поместил модель на «ЛИНИЮ золотого сечения».

Тонкости эксперимента. Есть несколько деталей, за которыми следует следить во время
съемки при использовании правила третей.

Первую условно обозначим как «движение» - когда на снимке хотите передать движение
объекта. Оставляйте в кадре перед движущимся объектом больше места, чем у него «за
спиной».

То же самое касается взгляда. Оставляйте перед взглядом больше места.

Движение
Плохой горизонт.

Хороший горизонт.

Третья тонкость - «правило ринга». Я вас сейчас удивлю, но часто бывает так, что
объектов съёмки два. В большинстве случаев их лучше всего развести по
противоположным «узлам золотого сечения», как боксёров по рингу. Пример - лодка,
плывущая по морю в солнечный день. Кадр будет гармоничнее смотреться, если лодку
поместить в нижний левый узел, а солнце - в правый верхний. При этом не забывайте о
золотых словах старика Энштейна: «Всё относительно!». Поэтому не стесняйтесь, если
чувствуете, что объект съёмки лучше немного сместить, - сместите.


Четвёртая тонкость - «встречные курсы». На фотографии объекты двигаются навстречу
друг другу. Наше сознание помогает им. Поэтому в кадре, где объекты сближаются лучше
расположить их немного дальше друг от друга. Сознание смотрящего на снимок сблизит
их само. В случае, если объекты «расходятся», ситуация обратная.

Ну и, пожалуй, достаточно для первого урока композиции. Ещё раз напоминаю,
попробуйте «в качестве эксперимента», воплотить полученные знания в жизнь. И
желательно не один, а несколько раз. Когда вы станете профессионалом, вы будете
учитывать все эти (и ещё не рассказанные вам) правила на автомате. (Но учтите,
Профессиональный фотограф - это тот, кто на работе фотографирует ноги и попы, а
на отдыхе жучков и радугу).

P. S. Мелким шрифтом от себя по просьбам высокообразованных трудящихся,
чтобы внести ясность в политику партии.



Как это относится к фотографии? Например, золотое сечение в фотографии и кино
используют так: располагают основные компоненты кадра на расстояние 3/8 и 5/8 от
соответствующих краёв плоскости.

Правило третей (о котором мы и говорили уроке) - это "упрощённое золотое сечение». О
том, как его получать, рассказывалось выше.

  • Композиция. Эксперимент 2. Ритм в фотографии.
Этот урок посвящён одному из важнейших аспектов композиции - ритму в
фотографии. Вы узнаете, что такое ритм в фотографии, как его использовать и
какой бывает ритм.

О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг.

Это не моё стихотворение. Правда! Это Пушкин написал. Захотите - дам ссылку на моё
бумагомарательство. Мне не жалко.) Вот вы спросите: «А чего этот грамотей, в фото
школе вдруг стихи начал публиковать? Уроки литературы что ли?». Нет. Просто хочу
провести некоторые аналогии.

Почему «цепляют» (я позволю себе такой жаргон) стихи? Потому что в них (помимо
всяких глупостей, вроде притянутого за уши смысла) есть РИТМ.

Вам ведь нравится музыка? А в ней, даже в кажущейся многим сложной на слух
классической, тоже есть РИТМ.

Я эти примеры привёл для того, чтобы ответить на один простой вопрос: «Почему нас так
притягивает ритм?».

Отвечаю: «А черт его знает!».

Я не буду здесь приводить философские выкладки о связи между ритмами человека и
циклами планет и их отображении в искусстве. И научный трактат «Циклы природы и их
чарующее восприятие в творчестве» я напишу как-нибудь попозже.

Просто прошу вас воспринять как факт. Ритм - «цепляет».


Ритм ступеней и намёк на ритм теней от них.

И не только в музыке и стихах, ритм завораживает зрителя и в фотографии. Он заставляет
зрителя смотреть на фотографию снова и снова, перескакивая взглядом с одной колонны
на другую, с одной белой рубашки на следующую. Он заставляет считать глазами столбы,
уходящие вдаль.

Сейчас я расскажу вам о трёх видах ритма.

1. Равенство.

В этом случае объекты равны. Абсолютно равные объекты на фотографии выглядят
эффектно.
Ритм из одинаковых прутьев решётки.

2. Сходство формы.

Несколько объектов (начиная от двух) похожи друг на друга формой.
Ритм из силуэтов (к ним приводит ритм из полосок деревянного настила).

3. Контраст.

Объекты похожи друг на друга, но при этом очень сильно отличаются. Могут быть
разного цвета. Например, один белый, другой чёрный. Или иметь разный размер. Один
большой, другой очень маленький.


Контраст священника и креста.

4. Ритм цвета.

Разные объекты схожих цветов на фотографии создают цветовой ритм.

Ритм вина в бутылке и в бокале подчёркивается более светлой фигуркой ослика.

В качестве эксперимента, обязательно поснимайте какие-нибудь ритмические рисунки.
Например, составьте бутылки так, чтобы они создавали ритм на фотографии. Можно даже
полные бутылки. Или, чтобы было веселее, составьте бутылок пять. Совместите в кадре
приятное с полезным: Первая полная, в другой поменьше вина, в третьей ещё меньше, а в
последней его уже нет. Только так, чтобы это было видно на фотографии.

Ну и как это у нас заведено, небольшой совет напоследок.

Ритм не всегда является главной частью фотографии. Очень часто ритмический рисунок
подчёркивает или выделяет главный объект.
На этой фотографии столько ритмов, что и не сосчитать.

Когда вы в совершенстве овладеете этим приёмом в комплексе с золотым сечением , вы
уже будете на полпути к профессиональной фотографии.

  • Композиция. Эксперимент 3. Ракурс. Точка съёмки.
Эта часть нашего курса фотографии расскажет вам о ракурсе и точке съемки. В этом
фотоуроке я объясню, когда лучше использовать верхнюю или нижнюю точку
съёмки.

Эпиграф .

Двое фотографов гуляют с фотоаппаратами, смотрят вокруг через видоискатели,
фотографируют. Один вдруг спотыкается и падает. Второй тут же ложится рядом:
- Отличный ракурс! Что снимаем?

В предыдущих уроках мы, в основном, перемещали предметы, которые снимаем, а сами
(чисто теоретически, конечно) предавались неге перед видоискателем, лишь изредка
нажимая на кнопку затвора.

Но оказывается, что, если изменить положение фотоаппарата, то получающийся
фотоснимок тоже изменится! Надеюсь это не стало для вас откровением.)


Вспомните, как в первой главе Базового курса фотографии (Фотография с нуля. Ликбез)
мы с вами нашли много общего между глазом и фотоаппаратом.

Об этом стоит помнить всегда. Ведь, даже когда мы снимаем, мы «смотрим» через
видоискатель фотоаппарата и «видим» будущую фотографию.

Так вот. При выборе ракурса мы как раз выбираем то, что получится на фотографии, а в
видоискателе фотоаппарата мы видим то, что получится на снимке.

Самый простой пример ракурса - это использование двух горизонтальных точек съёмки
(или просто взгляда). Попробуйте даже не снять, а просто посмотреть на один и тот же
предмет спереди и сбоку. Первый пример, который приходит в голову - это человеческое
лицо. Фас и профиль - две очень разные картинки. Ведь многие люди красиво получаются
в фас, и при этом имеют полное основание стесняться своего профиля.

Это достаточно очевидное утверждение применимо не только к людям и их
разнообразным лицам, но и ко всем предметам и, наверняка, вы уже учитываете его при
съёмке.

Не обязательно менять ракурс съёмки столь радикально. Разумеется, существуют не
только «Фас» и «Профиль», а множество промежуточных состояний. Можно снять не
прямо в лоб, а сделать кадр «чуть-чуть сбоку» и получившиеся фотография превзойдёт
если не все, то хотя бы часть ваших ожиданий.

Сейчас открою ещё один большой секрет: фотоаппарат (точку съёмки) можно
перемещать не только по горизонтали, но и по вертикали!

И давайте на этой вертикали условно расставим возможные позиции точки съёмки. Всего
их три.

«Нормальная» точка съёмки.

Это то, как обычно снимают люди. При этом изображение почти не претерпевает
искажений. Фотография показывает «как бы вы видели с высоты человеческого роста»


Случаи применения.

При съёмке на паспорт, при портретной съёмке. Для получения классической фотографии.
Наверное, большинство фотографий в мире делается с «нормальной» точки съемки.

Нижняя точка съёмки.

Я думаю, вы догадались, что в этом случае мы стараемся снимать как бы «снизу»,
опуская фотоаппарат (а зачастую и себя вместе с ним для того, чтобы компоновать кадр,
используя видоискатель (визировать «по-умному»)) ниже привычного «уровня глаз».

ATENCION!
Очень осторожно используйте нижнюю и верхнюю точки при съёмке
портретов! В 80 случаях из 100 это самый короткий путь к рецепту «Как сделать уродца
из симпатичного человека».

Случаи применения.

Нижняя точка съёмки позволяет объектам выглядеть более «монументальными»,
величественными.
Если вы снимаете «трафаретные снимки» (по-умному: снятые «в контровом свете»), то
нижняя точка для вас не заменима. Трафаретными, я условно называю снимки против
света (как правило, против солнца), когда получающийся объект съёмки, как бы вырезан
из чёрной бумаги.
Часто бывает полезно прибегнуть к нижней точке съёмки для того, чтобы «сформировать
фон». Например, когда снимаете какой-либо объект - человека там или дерево, то бывает,
что линия горизонта будто рубит его пополам. Для того чтобы «опустить» горизонт,
необходимо снимать с более низкой точки.
ATENCION! И высокая, и низкая точки при близкой дистанции до объекта съёмки дают
сильные искажения, показывают объект с непривычных нам точек. При этом, когда
объект (или объекты) съёмки находятся далеко, получаемое на снимке изображение
вполне привычно воспринимается нашим взглядом.

Случаи применения.

Часто бывает нужна при съёмке городского пейзажа. Или когда необходимо показать
(раскрыть) объекты, находящиеся в одной плоскости.


Снимки, сделанные с верхней точки более спокойные. Даже движущиеся люди и
предметы кажутся почти статичными, если сняты с высоты.
Или положить фотоаппарат на пол (при этом самому на пол ложиться не обязательно!
Хотя... смотря с кем.))
Терминология.

Немного позанудствую напоследок, чтобы в разговорах с «умными» людьми у вас не
возникало путаницы и недопонимания (на самом деле недопонимания возникнуть не
может, но ещё большие зануды, чем я, очень трепетно относятся к вопросам «что как
называть»).

Надеюсь, вы поняли, что «точка съемки» - это то место в пространстве, откуда сделан
снимок.

Ракурс же - это те «искажения», которые получились на снимке, благодаря выбранной
вами точке съёмки.

То есть.

Возьмём квадрат.
Это и есть данный ракурс прямоугольника. А точка съёмки - это то место (внизу), откуда
квадрат виден как трапеция.

  • Композиция. Эксперимент 4. Перспектива в фотографии.
В этой главе нашей фото школы вы узнаете, что такое перспектива, как придать
плоской фотографии «объём», и чем отличаются линейная и тональная
перспективы.

Вы никогда не задумывались, почему при взгляде на окружающий мир вы его видите
объёмным? Если такая мысль вам приходила в голову, но ответа на нее вы не нашли,
рассказываю. Дело в том, что каждым глазом вы видите немного разные картинки.

Небольшой эксперимент. Вот, например, обычный вполне прямоугольник. Предположим,
что он достаточно большой и вы смотрите на него с близкого расстояния. «Вполне себе
прямоугольник», - скажете вы. Но!
А так мы видим его правым глазом.

Некий процессор в мозгу получает два этих изображения, складывает их в одно и
получается


Так вы видите его двумя глазами. И, например объёмные фигуры.

Если мы будем смотреть на пачку сигарет вблизи

Так мы видим ее левым глазом. А так мы видим ее правым глазом.

В мозгу же оба этих изображения снова складываются, и мы видим пачку как бы «с двух
сторон» и понимаем, что это ОБЪЁМНОЕ изображение.

Возьмите небольшой предмет в руки и посмотрите на него с близкого расстояния, по
очереди закрывая, то один глаз, то другой. Вы заметите что «по отдельности», если
можно так сказать, наши глаза видят меньше чем вместе. Это достаточно очевидно -
поэтому, возможно, вы об этом не задумывались.

Описанные чудеса иллюстрируют то, что умные люди называют «бинокулярное зрение
человека». Как раз за счёт него мы видим мир объёмным и, соответственно, можем
определить, какие предметы в окружающем мире находятся близко, а какие далеко от нас.

В качестве не относящейся к делу справки. Для создания отчётливого
стереоизображения нужно заставить нас увидеть немного отличающиеся друг от друга
картинки. Этим и пользуются 3D-кинотеатры. Там раздают специальные очки (это для
тех, кто в таких кинотеатрах ещё не был). На экран фактически проецируется
одновременно два изображения: для левого глаза и для правого глаза. А очки, благодаря
специальным линзам разделяют эти два изображения: то есть, НЕ ПУСКАЮТ картинку
для правого глаза в левый, а для левого - в правый. Если же вы снимите очки, то увидите
на экране два слившихся изображения (как правило, это выглядит как одно, но несколько
мутноватое и двоится).


Вот так выглядит кадр из 3D-фильма без стереоочков.

Линейная перспектива.

Впрочем, я отвлёкся. «Да и вообще, - спросите вы, - к чему всё это рассказывать?». А к
тому, чтобы вы могли задать себе вопрос - как так получается, что при просмотре вполне
плоской фотографии возникает ощущение объёмного пространства? То есть вы смотрите
на снимок и в тот же миг понимаете, что та гора находится далеко, и что дерево стоит
метрах в двадцати от вас, а вот лицо вашего племянника, наоборот, - совсем рядом. За
счёт чего? Ведь фотография не пачка сигарет, и сколько тут ни закрывай по очереди глаза
- они будут видеть ровным счётом одно и тоже.

Так вот! Мы ощущаем объём пространства не только за счёт бинокулярного зрения, но и
за счёт жизненного опыта и абстрактного мышления. Например. Если мы видим на
снимке уходящую вдаль дорогу со столбами по обочинам, которые по степени удаления
становятся всё меньше и меньше, мы сразу понимаем, что на самом деле столбы на
фотографии одинаковые. Они не уменьшаются в размерах, а просто удаляются от нас.
ATTENCION! Параллельные прямые (те же рельсы или края шоссе) по мере
удаления кажутся всё более и более сходящимися в одной точке.

Таким образом, если на снимке будут видны две сходящиеся линии, которые, заведомо
параллельны, зрителю будет очевидно, что на самом деле они не сходятся, а удаляются.


ATTENCION! Если предметы не знакомы зрителю, то вероятно, что с ними
вышеуказанные принципы не сработают.

Умные люди факт того, что предметы по мере удаления кажутся меньше (и,
собственно, то, что параллельные прямые сходятся) называют «Линейной
перспективой».

Хорошо это или плохо, сложно сказать. Это данность. Такая же данность, как и мир
вокруг нас. Ощущение объемности пространства (умные люди скажут: «Присутствие
линейной перспективы») есть буквально в каждой фотографии. Другое дело - как это
использовать? Я предлагаю исходить из того, что ЧЕМ ЛУЧШЕ ФОТОГРАФИЯ
ПЕРЕДАЕТ ОБЪЕМ - ТЕМ ЛУЧШЕ!

Влиять на передачу перспективы можно выбором точки съёмки.

Чем ближе при съёмке будут объекты «переднего плана» (не обязательно главные), тем
сильнее будет чувствоваться объём. Правда, для этого необходимо, чтобы в кадре были
видны и «предметы заднего плана», так как объём будет передаваться за счёт ощущения
расстояния между основным и второстепенными объектами.



Несложный вывод. Если вы хотите, чтобы ощущение объёма было минимальным (ну,
мало ли, вдруг будет нужно), располагайтесь при съёмке так, чтобы ближайшие предметы
были максимально удалены от вас.
2. Удаленные предметы кажутся менее резкими. О том, как этого достичь, можно
прочитать в фотоуроке «Работа с диафрагмой. Глубина резкости». (Фотография с нуля.
Ликбез)
Но надо признать, что такой эффект вполне можно получить и без игр с диафрагмой.
Когда сама природа создает такие условия. Например, лёгкий туман или смог в городе.

Или в горах, где расстояния такие, что слои воздуха уже перестают быть прозрачными.



P. S. Легче всего передавать и линейную, и тональную перспективу широкоугольными
объективами с небольшими фокусными расстояниями. (О фокусных расстояниях мы
говорили в книге «Фотография с нуля. Ликбез.» в уроке «Зум объектива. Фокусное
расстояние»). Потому что у них «большой угол зрения» (в кадр влезает много всего), а это
позволяет поймать в кадр предметы и переднего, и заднего планов.
  • Композиция. Эксперимент 5. Выделение главного объекта.
В этом уроке нашей фотошколы вы научитесь выделять главный объект на
фотографии, используя различные приёмы, от «рамки» до «съёмки с проводкой».

Сегодня я научу вас колдовать. Нет, в Хогвартс я вас не отправлю - не просите (самого
туда не приняли). Зато вы попробуете научиться управлять людьми.

Вот идёте вы с приятелем на улице и видите, как на противоположной стороне Клаудиа
Шиффер целуется с Киркоровым... (первые слова, которые возникнут у вас в голове, я
приводить не буду). А приятель идёт себе рядом, уткнулся в асфальт и не видит ТАКОГО.
Что вы делаете? Правильно! Добродушно бьёте его локтём (старясь попасть в печень) в
бок и говорите:

Смотри!

Что? Куда? - спросит приятель (разумеется, если вы не попали всё-таки в печень). И тут
вы покажете ему пальцем на сиё чудо Господне:

Да вот же! Вот!

Всё. Результат достигнут. Вы показали другу, куда нужно смотреть, чтобы УВИДЕТЬ.

Но когда человек смотрит вашу фотографию, вы не всегда находитесь рядом, чтобы
ткнуть пальцем в снимок и гордо сказать: «А за этим деревом я!».

Поэтому нужно что-то придумать для того, чтобы выделить центральный элемент
композиции (в данном контексте - дерево).

Итак, что же можно сделать?

1. Самое простое - обвести объект на фотографии красным маркером (или в Photoshop
-кистью) и для пущей верности подписать. Это будет эффективно, но, с большой долей
вероятности, фотография немного потеряет в художественности - скажем так. Правда,
если её и не было, то...


2. Другое элегантное решение, самое красивое и самое, пожалуй, сложное в исполнении.
Вы должны «взять зрителя за руку и привести» к главному объекту кадра. Как это
сделать? С помощью линий! Так или иначе, линии присутствуют почти на всех наших
снимках (более подробно об их влиянии на восприятие кадра мы поговорим в следующий
раз). Линии могут быть разными: линии проводов, дороги, рельсы. И это не обязательно
прямые линии.

Взгляд зрителя будет встречаться с линиями в кадре и, послушный вашей воле, идти по
ним до объекта композиции, который вы хотите показать.
По зелёной крыше до башни.


Линии дороги и бордюра к поезду.
Линии тротуара к мальчику и парикмахеру.

Такие линии не только приводят, но и усиливают роль главного объекта композиции.
Можно также направить зрителя в нужном направлении (в хорошем смысле этого слова)
линией взгляда. Если объект съёмки глядит куда-то вбок, то зритель проследит за тем,
куда же это смотрит человек (или не человек, а, например, другое существо, как на
снимке).


Взгляд начинает свой ход с правого верхнего угла, проходит по «ритму из верблюдов»
(хорошее название для музыкальной группы) и, следуя направлению взглядов
вышеупомянутых животных, попадает на цепочку уходящих людей и по ней уже
приходит в горы.

3. Рамка. Попробуйте взять ваш объект съёмки в рамку. Нет-нет! Я не переиначиваю
первый способ и не призываю вас носить с собой красивую рамку от старой картины и
всегда помещать её перед камерой при съёмке (хотя видит бог - это отличная идея!).


Работа команды «Сниму комнату» из города Пермь. Конкурс Формула ФОТО.

В качестве рамки можно использовать многие вещи из тех, то окружают как нас, так и сам
этот пресловутый и набивший уже оскомину «главный объект съёмки».

Например:

Дверной проём, сплетение деревьев, арка в доме и многое другое...

Окно .
«Вход» в конуру собаки.
Тень от окна.
Окно .

4.Размытие фона. О том, как это сделать мы, говорили в одном из первых уроков. Рецепт
прост, как яичница (а то и проще!). Главный объект в фокусе, а фон не в фокусе. Если
разжевать: главный объект резкий, фон мутный. Какие подводные грабли тут есть?
Связанные с техникой.

А) Объект должен быть достаточно близко (это «близко» зависит от объектива) к
камере. Потому что в противном случае, как бы вы не изменяли диафрагму, и фон, и
объект будут одинаково резкими.

Б) Объект и фон должны быть достаточно удалены друг от друга.



5. Контрастом. Ведь вам очень бросится в глаза белое пятно на чёрном фоне? Или красное
на чёрном? Это правило работает и в фотографии. Если объект съёмки достаточно
контрастирует с фоном, то человек сразу обратит на него внимание.

6. Движением. Вот это уже близкая к профессиональной хитрость! Как этого достичь?

А) Объект съёмки должен быть неподвижен на фоне двигающегося фона. И выдержка
должна быть достаточно большой (долгой), чтобы двигающиеся объекты получились
«смазанными».


Это не обязательно поезда. Можно сделать неплохой портрет «Человек в толпе».
Поставьте модель неподвижно, так чтобы сзади шёл поток людей. И сделайте снимок на
достаточно большой выдержке, чтобы модель получилась чётко (за счёт того, что
неподвижна), а люди за моделью - смазано.

Б) Объект съёмки двигается. Фон неподвижен. Для того, чтобы снять это, и объект
получился у вас чётко, а фон размыто, вам нужно «следить» за объектом, «вести» его. То
есть машина двигается, а вы следите за ней через видоискатель. Потом, не прекращая
движения, нажимаете кнопку спуска затвора и пуля... (тьфу!) и делаете снимок. Выдержка
должна быть тоже достаточно длинной, чтобы фон успел «размазаться».


Умные люди называют этот приём съёмка с проводкой.
  • Композиция. Эксперимент 6. Симметрия в фотографии.
Помните, в одном из первых уроков по композиции я говорил вам, что не стоит помещать
объект съёмки в центр кадра? Так вот. ЗАБУДЬТЕ!

Вот только не надо сразу «дядя сказал неправду!». Можно подумать! Дядя только
немного слукавил. Просто нужно было отучить вас от вредной привычки ставить объект
съёмки в центр кадра и когда нужно, и когда не нужно. Следующий шаг это задача, чтобы
вы могли отличить «когда нужно», от когда не нужно.

Тема сегодняшнего урока - как раз одно из таких «когда нужно». А точнее - симметрия в
фотографии. Почему это красиво смотрится, почему это завораживает и когда это
использовать. И, наконец - почему симметрия - это плохо.

Итак, отвлеченно от фотографии: симметрия окружает нас везде. «Где?» -спросите вы.
Посмотрите в зеркало.
Однако перейдём к съёмке.

Первые вопросы, которые приходят на ум: «Когда имеет смысл сделать снимок
симметричным? В какой момент понять, что именно сейчас нужно сделать кадр с
«симметричной композицией»?». Лучший подсказчик, конечно - это вдохновение. Но в
фотографии, оно, как правило, советчик немногословный. «Вот это классно!» - скажет
вдохновение и тут же умолкнет. А уж вам, бедолаге, придется отдуваться за него, пытаясь
передать «Вот это классно!» через фотографию, и самому решать, каким будет снимок, с
какой композицией.

Симметрия будет уместна при съёмке фотографий не динамичных, передающих
состояние покоя. Редко фотография с симметричной композицией передаёт ощущение
движение или опять-таки динамики.



Как правило, это статичная, можно даже сказать, «тяжёлая» фотография.

В большинстве случаев используется вертикальная симметрия (то есть когда правая часть
- это отражённая левая).

Реже - горизонтальная.
Как правило, используя этот приём хорошо снимать архитектуру. Только при этом учтите,
что, скорее всего, будет потеряно «пространство кадра» и с большой вероятностью кадр
получится «плоским».


Интересно получаются пейзажи с использованием отражения в воде. В этом случае
применяется как раз горизонтальная симметрия.

Фотография с фотоконкурса Формула ФОТО команды Внутри Енота Жуть и Мрак
  • Теория зрительного восприятия, или почему работает золотое сечение.
Начнем с того, как работает наше зрение, и за счет чего мы все так видим.

Наши глаза обладают тремя углами зрения. Это 180 - периферическое зрение, порядка 50 -
общее и порядка 8 градусов - детализирующее (желтое пятно). Разное зрение обладает
разной детализацией, чтобы что-то рассмотреть человек использует детализирующее
зрение.

Но как это все соотносится вместе? Дело в том, что видят не наши глаза, а наш мозг. Он
берет информацию от наших глаз, обрабатывает ее в соответствии с моделью
окружающего мира.

То есть, в картину периферического зрения вписывается зрение общее, в которое входит
детализирующее. Соответственно, если мы снимаем на фотоаппарат пятиэтажное здание,
немного приподняв его вверх, чтобы оно вошло в кадр, и строение у нас слегка
заваливается, то когда мы на него глядим снизу вверх, оно у нас не заваливается, а все
линии параллельны и перпендикулярны. Это работа нашего мозга. Он берет
детализированное зрение и вставляет в сетку соответствия, выправляя искажения.
Поэтому дом у нас при взгляде выглядит четко вертикальным.


Осознав это, вы поймете, почему для съемки пейзажей обычно используются
широкоугольные объективы - так как мы воспринимаем все окружающее. Для портретной
съемки - телеобъективы с углом зрения порядка 8 градусов, чтобы картинка была ближе к
той, что мы привыкли видеть. А общие сюжеты, как правило, снимать лучше всего на
объектив с углом зрения порядка 50 градусов.

Строение глаза, слепое пятно.

Помимо прочего, у нашего глаза есть еще особенность - это слепое пятно. Место, где
собираются все нервные окончания от светочувствительных рецепторов, и передаются в
наш мозг. В этом месте отсутствуют сами светочувствительные рецепторы, и мы в этом
месте не видим.
Где в центре - участок детализирующего зрения (желтое пятно), черный кружок - слепое
пятно. Естественно, правый и левый глаз, дают зеркальное расположение слепого пятна.

Чтобы наблюдать у себя действие слепого пятна посмотрите на рисунок ниже (кликните
на него, чтобы открыть в полный размер), закройте правый глаз и левым глазом
посмотрите на правый крестик, который обведён кружочком. Держите лицо и монитор
горизонтально. Не сводя взгляда с правого крестика, медленно приближайте (или
отдаляйте) лицо от монитора и одновременно следите за левым крестиком (не переводя на
него взгляд). В определённый момент он исчезнет.


Наш мозг маскирует такие провалы, запоминая информацию о том, что должно
находиться в месте слепого пятна, и мы не видим дыр в окружающем нас мире.
Соответственно, наш мозг на уровне механики зрения акцентирует свое внимание на этих
точках.

На изображении тоже есть такие точки, которые помимо нашего желания акцентируются
мозгом. Мы можем только воспользоваться этим для достижения выразительности
изображения.

И мы подходим напрямую к правилу золотого сечения.

Золотое сечение (золотая пропорция, деление в крайнем и среднем отношении) - деление
непрерывной величины на две части в таком отношении, при котором меньшая часть так
относится к большей, как большая ко всей величине.

~ 1,6180339...

Для простоты - 61 и 39 %.

Принято считать, что объекты, содержащие в себе «золотое сечение», воспринимаются
людьми как наиболее гармоничные. Пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов,
предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона якобы свидетельствуют, что
египетские мастера пользовались соотношениями золотого сечения при их создании.

Согласно Ле Корбюзье, в рельефе из храма фараона Сети I в Абидосе и в рельефе,
изображающем фараона Рамзеса, пропорции фигур соответствуют золотому сечению.
Древнеегипетский зодчий Хесира, вырезанный на деревянной доске, держит в руках
измерительные инструменты, в которых зафиксированы пропорции золотого сечения. В
фасаде древнегреческого храма Парфенона также присутствуют золотые пропорции. В
циркуле из древнеримского города Помпеи (музей в Неаполе) также заложены пропорции
золотого деления, и т. д. и т. п.

Существует также критика золотого сечения.

Ко всем этим утверждениям следует относиться с осторожностью, поскольку во многих
случаях это может оказаться результатом подгонки или совпадения. Есть основание
считать, что значимость золотого сечения в искусстве, архитектуре и в природе
преувеличена и основывается на ошибочных расчётах.

При обсуждении оптимальных соотношений сторон прямоугольников (размеры листов
бумаги A0 и кратные, размеры фотопластинок (6:9, 9:12) или кадров фотоплёнки (часто
2:3), размеры кино- и телевизионных экранов - например, 3:4 или 16:9) были испытаны
самые разные варианты. Оказалось, что большинство людей не воспринимает золотое
сечение как оптимальное и считает его пропорции «слишком вытянутыми».

(Если вы знаете, технологию зрения, то прекрасно поймете, критику золотого сечения.)

В фотографии обычно используют правило третей - для более простого построения кадра.
Когда кадр разбивается на три части по горизонтали и вертикали.

Точки пересечения линий, разбивающих кадр на части? образуют четыре точки
пересечения, это точки зрительного внимания или акцентирования.


При помещении объекта или его части в одну из этих точек вы будете акцентировать
внимание зрителя именно на этом объекте или месте.

Теперь, когда вам понятен принцип работы золотого сечения (правила третей), то вы
должны знать, что помимо этого правила построения кадра (компоновки) существуют и
другие. Часто в кадре может быть использовано несколько правил, они будут работать
совместно друг с другом. Но также бывают ситуации, когда одно правило построения
кадра исключает другое. В каждом конкретном случае вы решаете, что нужно
использовать для создания того или иного образа и создания того или иного ощущения у
зрителя от снятого кадра.

14.02.2011 18227 Тематические статьи 0

Как сделать фотографию интересной, выразительной, притягивающей взгляды зрителей?
Для создания фотографии недостаточно только снять изображение. Необходимо гармонично разместить объекты на снимке, наполнив его смыслом. Существуют разные способы и правила для создания гармоничной композиции. Иногда достаточно разместить объекты съемки в определенных местах. В других случаях для этого достаточно правильно выбрать точку съемки. Небольшое смещение положения фотоаппарата может внести существенные изменения в композицию.

Для придания выразительности вашим фотографиям, применяйте правила построения композиции.

Правило третей

Делим кадр на три равные части по горизонтали и по вертикали. Получилась сетка, которую вы видите на изображении. Правило основано на том, что объекты, расположенные в местах пересечения линий, соответствуют наилучшему зрительному восприятию. Таким образом, значимо важный объект съемки следует располагать или вдоль линий или в точках пересечений этих линий:

При съемке природных пейзажей наиболее интересными получаются те фотографии, на которых горизонт расположен по правилу третей. На какой из линий расположить горизонт? Это зависит от того, на чем вы хотите сконцентрировать внимание зрителя. На фото ниже - горизонт расположен на две трети ниже от верха снимка:

Правило золотого сечения

На протяжении многих веков, для построения гармоничных композиций художники пользуются понятием "Золотого сечения". Обнаружено, что определенные точки в картинной композиции автоматически привлекают внимание зрителя. Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости. Нарисовав сетку, мы получили данные точки в местах пересечения линий. Человек всегда акцентирует свое внимание на этих точках, независимо от формата кадра или картины.

Правило диагоналей

Согласно правилу диагонали, важные элементы изображения должны быть установлены вдоль диагональных линий. Диагональная композиция с направлением от левого нижнего угла к правому верхнему спокойнее, чем построенная на противоположной, более динамичной диагонали.

Линейные элементы, например, дороги, водные пути, береговая черта, ограждения, установленные по диагонали, обычно делают пейзаж более динамичным, чем те, которые расположены горизонтально.

Фотографии можно делать как для себя и семейного альбома, так это могут быть и художественные снимки для профессиональных выставок или коммерческих целей. Второй случай отличен от первого, так как на первый план выходит не только содержание кадра и эмоциональная нагрузка, но и верная постановка.

Уроки фотографии: правило третей

В процессе фотографирования существует ряд необходимых правил, которые нужно соблюдать для получения интересной и выразительной картинки. Главным является принцип золотого сечения (правило третей). Он заключается в расположении фотографируемых объектов в правильной позиции, то есть в определенной части изображения.

Практически во всей фототехнике имеется режим сетки, которая может отображаться на экране или в видоискателе, тем самым помогая оценить, насколько фотография сделана в соответствии с правилом. Также можно визуально представить, как воображаемые линии делят снимок на несколько зон. Должно быть по две вертикальных и две горизонтальных прямых, которые составляют золотое сечение в фотографии. Важные элементы снимка должны находиться на данных линиях или вблизи них - это зрительные центры внимания.

Золотое сечение. Отзывы

Правило третей популярно не только в фотографии, но и в рисовании, дизайне. Его используют профессионалы в своей работе, с его же освоения фотографы-любители начинают свое знакомство с миром фотоискусства.

Объект в кадре необязательно располагать прямо по центру, чтобы показать его значимость. Золотое сечение в фотографии показывает ее наиболее сильные точки. С этим связаны также некоторые дополнительные рекомендации специалистов:

  1. Удобнее рассматривать объект, если он находится слева на снимке. Обычно мы просматриваем текст слева направо, поэтому аналогично поступим и с образами на картинке.
  2. Когда объектов несколько, доминирующий из них стоит расположить в правом нижнем углу. Это объясняется тем, что информация, полученная последней, имеет более эмоциональное восприятие.

Пейзаж в кадре

Свое применение правило золотого сечения в фотографии поначалу нашло именно в запечатлении красот какого-либо уголка природы. Здесь все достаточно просто: в кадре считается идеальной пропорция 2:1. В зависимости от того, на чем вы планируете сфокусировать внимание зрителя, тому и следует оставлять большее место на снимке. Если вы фотографируете прекрасный закат или облака, соответственно, они должны занимать 2/3 снимка, по сравнению с оставшейся областью и объектами на ней. В случае запечатления того, что находится на земле или водной глади, наоборот, стоит именно этой частью пейзажа заполнить свободное пространство, а небо расположить в верхней трети изображения.

Портретная съемка

Золотое сечение в фотографии, на которой будет изображен личный или семейный портрет, также имеет свои нюансы. Если происходит съемка лица человека, то стоит в ключевых точках располагать глаза, так как чаще всего именно они привлекают внимание и больше говорят о настроении модели и всего кадра. Также желательно, чтобы лицо, снятое крупным планом, занимало 2/3 изображения. Его смещение в одну из сторон придаст элементы динамики. Полезно оставлять расстояние перед самим человеком, небольшое пространство для того, чтобы не было ощущения, будто субъект упирается в объектив. Для появления четких акцентов на фотографии можно расположить руки и волосы человека на основных линиях сечения.

Исключения из правил

Строгое соблюдение множества принципов может ограничивать творчество. Не всегда есть возможность запечатлеть что-либо или кого-либо по всем предписанным правилам. Причиной исключений могут быть внешние обстоятельства съемки, например, погода, особенности местности, освещенность, которые часто диктуют свои условия. Означает ли это, что фото получится плохим или его вовсе не стоит делать? Конечно, нет, всегда стоит пробовать и набивать руку в реальной практике.

Начинать нужно с усвоения основных норм, по которым делаются фотографии, и реализовывать их в своей деятельности. Постепенно, по мере приобретения конкретного опыта, появится понимание, где и какой акцент расставить, что сделать, чтобы композиция заиграла по-новому. Иными словами, творческие идеи можно будет реализовывать только тогда, когда заложены теоретические основы.

Примером грамотного исключения из принципа золотого сечения служит фотографирование пейзажа в отражении. В данном случае граница между природными или городскими объектами и водной поверхностью может проходить по центру фото. Таким образом будет создан прекрасный симметричный кадр, охватывающий весь пейзаж и его перевернутое изображение в воде.

Другие важные правила

Золотое сечение в фотографии, несомненно, является методом для того, чтобы сделать получаемые снимки более совершенными с технической стороны. Но существуют и другие важные принципы. Фотография может быть сделана правильно, но при этом не будет привлекать внимания или иметь особенный смысл. Чтобы этого не произошло, снимок должен иметь определенный сюжет, рассказывать историю.

Изюминка на фотографии появится при наличии определенного ритма в снимаемых объектах, будь то колонны, фонари, расположенные вдоль всей улицы, или другие повторяющиеся формы и линии. Перспектива в кадре создает большую глубину: например, дорога, уходящая куда-то вдаль. Главный предмет в кадре, если он контрастирует с фоном, будет более выгодно смотреться, так как станет ярче и заметнее. Все эти приемы придадут готовой работе необходимое содержание.



Полезные инструменты