Сценарий фестиваля конкурса русской пляски частушки. Сценарий праздничного гуляния «Гуляй, люди веселей, самовару – юбилей»

Душа – частушка

(фольклорный праздник для старшеклассников)

Цель : формирование представления учащихся о частушках и о значении в народном творчестве;
Задачи:
развить желание у учащихся принимать участие в подобных фольклорных праздниках;
узнать историю частушек;
вызвать желание у учащихся выучить частушки.

Пояснительная записка:

Я жила в посёлке до восьми лет. Моя бабушка очень часто пела частушки во время застолья, было очень весело, поскольку пели все Звонкий голос бабушки помню до сих пор. В деревнях всегда поют частушки. Они создают праздничное настроение, атмосферу радости и веселья. Они пришли из народа и я думаю, что частушки будут жить всегда. Их пели и в годы войны, чтобы скрасить тяготы военного времени. Их надо петь, надо учить и сегодня. Они будут жить всегда.
Действующие лица:
Ведущие (1) и (2)
Девушки (1) – (3)
Парни (1) – (3)
Подготовка: зал оформлен в деревенском стиле: лавка, домотканые половики, макет русской печи. Заранее следует подготовить аудиозаписи частушек в исполнении Л. Руслановой и Н. Кадышевой и русской народной музыки (по выбору организаторов)



Звучат аудиозаписи русских народных песен. На лавке сидят девушки (1) – (3)
Ведущий (1):
Три девицы под окном,
Пряли поздно вечерком,
Говорит одна девица…
Девушка (1):
Кабы я была царица,
Я бы больше не пряла,
А устроила б веселье,
Чтоб с частушками и пеньем.
Ведущий (1):
Дверь тихонько отворилась…
(Ведущий (1) уходит и входят Парни (1) –(3) с гармошкой)
Парни (1) – (3) (поют):
Разойдитеся!
Расшатайтеся!
Дайте, дайте ходику
Весёлому народику!
(Девушки (1) – (3) подходят к парням (1)-(3).)
Девушки (1) –(3) (поют):
Поиграй повеселее,
Неужели тебе лень?
Мы твою игру весёлу
Ожидали целый день.
Девушка (1):
Здравствуйте, гости дорогие! Рады видеть вас у нас в горнице!


Вы сидите, не стесняйтеся,
Пойте с нами, наслаждайтеся!
(Поёт)
Мои щёчки, что листочки,
Глазки, что смородинки,
Давай, милый, погуляем,
Пока мы молоденьки.
Парень (1) (поёт):
Дайте лодочку дубову
И дубовое весло:
Ягодиночку на льдиночке
Далеко унесло.
Девушка (2) (поёт):
Меня милый проводил,
Сел на изгородочку.
Долго, долго любовался
На мою походочку.
Парень (2) (Поёт):
Шёл я лесом, сенокосом,
Повалился в лужу носом.
До кровей разбил я нос
Ну какой там сенокос!
(Парни (1) – (3) и Девушки (1) –(3) садятся на лавку, выходят Ведущие (1) и (2).
Ведущий (1) : Наверное, нет такого человека, который не знал бы частушек, не помнил хотя бы с десяток этих то озорных, то грустных песенок, будь он городской житель или сельский.
Ведущий (2): Частушки живы! Они слышатся на свадьбахх, проводах в армию, юбилеях, больших и малых общественных праздниках. Поют их на площадях, сценах, за деревенской околицей, в городских квартирах и деревенских домах. Любят и знают частушки люди разного возраста – от стариков до малых детей. Старинные частушки звучат рядом с новыми, порой приходящими из газет и журналов. Но между ними нет разлада.


Относительно многих фольклорных жанров частушки молоды. Они сложились во второй половине девятнадцатого века, но быстро вошли в народную жизнь. В первое время новый жанр песенного фольклора не имел единого названия. Эти короткие песенки в разных местах называли по – разному: « припевки», « пригудки», «приговорки», « прибаски» и так далее.
Впервые в печати термин « частушка» употребил в 1889 году Глеб Успенский в статье « Новые народные стишки». Автор отмечал, что народ «частушками откликается на каждую малость жизни», они « неведомым путём создаются неведомыми поэтами чуть не каждый божий день и непременно в каждой деревне».
Ведущий (2): Широкому распространению частущки способствовало бурное развитие отхожих промыслов. Крестьяне, уходившие в другие губернии, в большие города на заработки, уносили туда свои частушки, а, возвращаясь домой, приносили новые, услышанные на чужбине. Так распространялся этот жанр. Однако местные особенности текста, напева сохранялись. Поэтому тамбовские частушки отличались от воронежских, саратовских, рязанских. (Звучит аудиозапись частушек в исполнении Л. Руслановой


Ведущий (1): А уж каких только названий для частушек было напридумано: « матаня», « тараторка» , « набирушка», « тараторка», « ихохошка» и многие другие.
Самые первые частушки исполнялись только во время молодёжных вечеринок. Ими сопровождались пляски и танцы.


Частушки, исполняемые на гулянке, назывались « ходовыми». На покосе «покосными», при сборе грибов – «лесными». Любопытно отметить, что первоначально частушки сочинялись главным образом юношами. Затем инициатива в их создании всё более и более переходила к девушкам.
Девушка (3) (поёт):
Жала я с утра до ноченьки
Пшеницу да овёс,
Только девке хлеба белого
Поесть не удалось.
Ведущий (2): Наибольшей популярностью пользуется почти повсеместно распространённая частушка – танцевальная и лирическая.
Девушка (1) (поёт):
Дайте острую пилу,
Пойду картофеля копать,
На зелёной на берёзе
Рукавицы не растут.
Ведущий (2):
У танцевальных частушек есть традиционные зачины: « Светит месяц», « Цыганочка» , « Семёновна».
Девушка (2) (поёт):
Как Семёновна
Сидит на лесенке,
А про Семёновну
Поются песенки.
Девушка (3) (поёт):
Ой, Семёновна,
Меня выручи:
Не умею петь,
А ты выучи!
Девушка (1) (поёт):
Ты, Семёновна,
Везде нашла приют:
Тебя и в городе,
И в селе поют.
Девушка (2) (поёт):
Мне «Семёновну»
Запретили петь,
А я, девчоночки,
Не могу стерпеть!



Ведущий (1) Поражает способность частушек радоваться и печалиться, от души веселиться и искренне горевать, смеяться и плакать, жалеть и жаловаться, сострадать и ненавидеть. Частушками, кажется, можно выразить невыразимое. Горечь разлуки близка и понятна всем, её пережившим, когда слышится…
Девушка (3): (поёт)
Мы с милёнком расставались,
Между белых двух берёз,
Листья падали и вяли
От моих горячих слёз.
(звучит аудио запись «Страданий» в исполнении Н.Кадышевой)
Ведущий (2):
Тема любви в частушках – центральная, наиболее разработанная, но далеко не единственная.
Частушки живо откликались на все важнейшие социальные явления времени. Это и крестьянская бедность…


Из кинофильма «Любовь и голуби»
Парень (2) (поёт)
Я работал и потел –
Без нужды пожить хотел,
Глядишь: подать, недород,
Нужда в двери к нам идёт!
Ведущий (1): И солдатчина…
Парень (3) (поёт):
Отдадут в солдатушки.
Не к родимой матушке,
На ученье будут бить-
Придётся мальчику служить.
Ведущий (2) : В деревенской глуши театром служили избы. В них рождались отзвуки на каждое событие жизни. Главные же события – война и голод, голод и война.
Девушка (1) (поёт):
В тридцать третьем году
Все поели лебеду,
Руки-ноги опухали
С лебедухи подыхали.
Подружка моя Маня,
Какой трудный этот год,
Голод пляшет, голод скачет,
Голод песенки поёт.
Ведущий(1): Война. Похоронки - вдовьи слёзы…
Казалось бы до частушек ли в такие мрачные времена, до песен ли? Но пели и песни, и частушки, и на балалайках играли.


Девушка (2 ) поёт:
Сорок первый год несчастный,
На нас Гитлер наступил,
Меня сиротиночкой оставил,
Ягодиночку убил.
Девушка (3) (поёт):
С неба звёздочка упала
И разбилась на кучки.
Наша молодость проходит
В средней школе у доски.
Ведущий (1):
За что любимы частушки? Что помогает им закрепляться в памяти и переходить из поколения в поколение? Думается, главная сила частушек – в личном характере чувств, которые они передают. Привлекают в частушках доверие к людям, уверенность в том, что тебя поймут как в радости, так и в горе. Ни один другой жанр не исполнен так обращениями и призывом « ты послушай». К кому только ни адресованы частушки: к родителям, подруге, товарищу, старикам, сопернице, ребятам, девчатам, гармонисту. Делятся исполнители частушек своими чувствами с природой: « ох, ты, белая берёза», « ты, холодная вода», « ты, кукушечка – горошечка».
Девушка (1) (поёт):
Ой, ты, белая берёза,
Ветра нет, а ты шумишь,
Ой, сердечко ретивое,
Горя нет, а ты болишь.
(Звучит аудиозапись «Страданий» в исполнении Л.Руслановой)
Ведущий (2): Частушки бывают разные: любовные, бытовые, лирические, грустные и весёлые. Но у всех частушек есть одна общая черта- их сочинил народ.
Ведущий (1): Литературоведы спорят, принимают или не принимают частушку, а она живёт. Появляются новые, современные частушки. Отмирает ненужное, остаётся лишь то, что запоминается, то есть лучшее, оригинальное, остроумное.
Девушка (2) (поёт):
Потеряла из кармана
Яровое зёрнышко,
Я на милого глядела,
Как на красно солнышко.
Ведущий (2):
Русская частушка доставляет истинное эстетическое наслаждение замечательной непосредственностью, неожиданной меткостью наблюдений, свежестью образов.
И эти замечательные свойства частушек помогут ей в и дальше идти через века и судьбы.

Замысел: ведущий дает представление детям о частушке. Заранее группами ребят подготовлено исполнение частушек разной тематики. Перед каждым выступлением ребят ведущий делает небольшое вступление.

Ход программы

Ведущий . Сегодняшняя программа, ребята, посвящена частушке. Кто скажет, что такое частушка? Частушка - это короткая, исполняющаяся в быстром темпе песенка, состоящая, как правило, из четырех строчек, отличающаяся четкостью ритма и имеющая обязательный комический эффект. Сегодня частушка является одним из самых популярных жанров русского народного творчества. По всей России народ распевает частушки. В разных местах их называют по-разному: «припевки», «собирушки», «коротушки». Интересно, что у других народов частушка почти не встречается.

Хочется отметить, что частушки всегда предельно личные, как будто в них поется о себе и для себя или для самых близких людей. Популярность частушек вызвана тем, что они быстрее, чем другие жанры, откликаются на события. Не успело что-то, обращающее на себя внимание, произойти, а народ уже сочинил и распевает на эту тему частушки.

Тематика частушек разнообразна, и вы в этом сегодня убедитесь. Наша эстафета частушечников познакомит вас с частушками для детей.

Самыми распространенными среди детей являются частушки на школьную тему. Наверняка многие из вас сами когда-то пели или даже сочиняли подобные произведения. Например, такие:

Подружка моя,

Как тебе не стыдно?

На уроке булку ела.

Думаешь, не видно?

Подружка моя,

Я ее не ела,

Раз пятнадцать откусила -

Больше не хотела.

Кто еще может вспомнить подобные частушки?

А теперь в исполнении группы ребят послушайте несколько частушек на школьную тему.

Школьные частушки

Мы частушки запоем,

Запоем мы звонко.

Затыкайте ваши уши,

Лопнут перепонки.

Как-то раз учитель Свете

Объяснял, что знанье - свет.

Света спать легла при свете,

Утром встала - знаний нет.

Очень просто жить Сереже,

Он всегда и всюду

Говорит одно и то же:

Больше я не буду!

Женя ранец долго тряс,

Чтоб найти тетрадки.

Но тетрадки каждый раз

С ним играли в прятки.

Опоздания причину

Вася мигом сочинит:

То попал он под лавину,

То нашел метеорит.

Горе горькое у Вани,

Просто елки-палки:

Из дыры в его кармане

Выпали шпаргалки.

У Валеры нет терпенья,

Он урок недоучил

И за полстихотворенья

Полчетверки получил.

Раньше Катя запросто

Помогала классу.

Стала Катя старостой -

Отдает приказы.

Начал важничать Вадим,

Ходит с видом гордым,

Словно стал не звеньевым,

А английским лордом.

Мы пропели вам частушки.

Вы скажите от души:

Хороши наши частушки,

И мы тоже хороши!

Ведущий . Посмотрев по телевизору один очень интересный мультфильм, вся страна стала распевать частушки Бабок- ёжек. Ю. Энтин, автор текста этих частушек, считает, что Баба- яга - это вовсе не мрачная лесная старуха с костяной ногой и длинным носом, а очень даже веселая бабулька, остроумная хохотушка, можно сказать, поэт-сатирик, самородок. И все-то она замечает, и все-то может смешно прокомментировать.

Давайте в исполнении следующей группы ребят послушаем ставшие знаменитыми «Частушки Бабок-ёжек».

Шла лесною стороной,

Увязался черт за мной.

Думала - мужчина,

Что за чертовщина?

Я была навеселе

И летала на метле.

Хоть сама не верю я

В эти суеверия.

Снова я иду домой,

Снова черт идет за мной.

Плюнула на плешь ему

И послала к Лешему.

Самый вредный из людей -

Это сказочник-злодей,

Вот уж врун искусный,

Жаль, что он невкусный!

Ведущий. Иногда человека сравнивают с животным. Это называется «фразеологическим оборотом». Помогите мне по картинкам составить такие обороты, то есть расставить недостающие слова - названия животных:

колючий, как...

трусливый, как...

голодный, как...

хитрый, как...

здоровый, как...

болтливый, как...

надутый, как...

упрямый, как...

грязный, как...

изворотливый, как...

Ответы: еж, заяц, волк, лиса, бык, сорока, индюк, свинья, осел, уж.

Я попросила вас выполнить это задание, чтобы подвести к следующей теме. Сейчас ребята споют нам «Звериные частушки» Ю. Энтина.

Дал Медведь поэту в лоб,

И поэт на землю - хлоп!

А пускай не пишет впредь:

«Неуклюжий, как медведь».

Покорили весь народ

Пес, Петух, Осел и Кот.

Им везде открыты двери.

Музыканты - просто звери!

Ёлки-палки, лес густой,

Ходит Ёжик холостой.

Нет печальней участи -

Все из-за колючести.

Валерьянки выпил Кот

И всю ночь будил народ.

Он уселся на суку

И кричал «кукареку!»

Вон корова пролетела

Прямо в теплые края.

Ну а мне какое дело?

Ведь корова не моя!

Ой, Лягушки, не шучу:

Я во Францию лечу.

Знаю от подружек -

Любят там Лягушек!

Факт чудесный налицо -

Учит Курицу Яйцо.

Времена такие -

Яйца-то крутые!

Повстречала я Ужа

И сказала: «Здрасьте-ка!»

Уж в ответ как зашипит.

Нет страшней ужастика!

Под землею Крот-слепец

Строит мышкам глазки...

Тут частушечкам конец

И начало сказки!

Учитель. Ребята, вы все, конечно же, любите сказки. А хорошо ли вы знаете героев сказок? Сейчас проверим вашу эрудицию.

Имя девочки, вступившей в борьбу со Снежной королевой. (Герда.)

Продавец пиявок из сказки о приключениях Буратино. (Дуремар.)

Самый ушастый сказочный герой, любитель апельсинов. (Чебурашка.)

Кто призывал со всеми жить дружно? (Кот Леопольд.)

Мальчик-луковка. (Чиполлино.)

Имя царя из сказки А. Пушкина о золотом петушке. (Дадон.)

Самый чистоплотный герой из сказки К. И. Чуковского. (Мойдодыр.)

Ленивый, косолапый увалень. (Медведь.)

Поросенок, который не хотел обманывать детей. (Фунтик.)

Мальчик, который путешествовал с дикими гусями. (Нильс.)

Рыжая и хитрая «сестричка». (Лиса.)

Мальчик, которого даже родители звали «дядей». (Дядя Федор.)

Подруга Маугли, пантера. (Багира.)

Ведущий. А сейчас группа ребят исполнит свой номер.

Сказочные частушки

Стоит дуб на горе,

Распустил коренья.

Ко мне Карлсон прилетал -

Требовал варенья!

Карабасу-Барабасу

Новых кукол накуплю,

Потому что прямо с детства

Я продюсеров люблю!

На ковре на самолете

Я с Хоттабычем лечу.

Тем, кто вылез из бутылки,

Не такое по плечу!

У меня подружка есть,

Звать ее Лариской.

С ней дружу, как Шапокляк

Со своею крыской.

Ой, Иванушка-Ванек

Был непьющий паренек.

Милым был ребеночком,

Выпил - стал козленочком!

В холодильнике сижу

День и ночь прилежно я:

Обещалася прийти

Королева снежная!

У Емели - чудо-печь,

Куда хочет может бечь...

Только надо постараться

Одно место не обжечь!

Кот Базилио с Лисой

Любят глупых мальчиков.

Нынче банк открыли свой -

Приглашают вкладчиков!

Ю. Энтин

Ведущий . Ребята, наверняка вы слышали такие выражения, как «авгиевы конюшни», «аргонавты», «двенадцать подвигов Геракла», «нить Ариадны», «троянский конь», «ахиллесова пята» и многие другие. Эти выражения пришли к нам из древнегреческих мифов. Мифы - предания, своеобразные сказки о богах, героях, об удивительных существах. Сложены они древними греками около двух-трех тысяч лет назад, когда люди еще не научились объяснять различные явления природы. В страхе слыша раскатистые звуки грома, греки представляли себе огромное, могучее, но все же похожее на человека существо, которое свирепствует где-то за облаками. Видя ежедневный восход и закат солнца, люди также начинали представлять его человекоподобным существом, богом, разъезжающим по небу на колеснице.

Изображая своих богов и героев, древние греки воплощали в них как самые лучшие, так и самые худшие стороны человеческой натуры. Перед нами встают примеры благородного мужества, беззаветной отваги, крепкой дружбы, нежной любви. Но в мифах мы также находим и другие примеры: жалкой трусости, омерзительной жадности, коварства и вероломства.

Из мифов мы узнаем, что древние люди, страдая и радуясь, мечтали стать могучими и справедливыми, стремились побеждать врагов, жить в ладу с суровой природой. Мифы и нас учат любить свою родину, ненавидеть предателей, быть честными и отважными.

Сейчас вы услышите «Мифические частушки». Если какие-то выражения будут вам не понятны, мы разберем их вместе.

Раскрасавчик Аполлон,

Уведи меня в полон!

Жить желаю на Олимпе

Среди мраморных колонн!

Я Нарцисса обожаю,

Вся измучилась любя.

А Нарцисс какой-то странный -

Обожает сам себя!

У медузы у Горгоны

Небывалая краса -

На голове у ней змеюки

Заменяют волоса!

Надоела нам война,

Длинная, Троянская.

Выручай, троянский конь,

Хитрость партизанская!

Аж до неба, аж до тучи

Поднялися бычьи кучи.

Но Геракл так могуч...

Раз, два, три - и нету куч!

Мне прислали приглашение

К Минотавру на съеденье!

В лабиринт явилася,

Здесь и заблудилася!

Вот безрукая Венера

В совершенной наготе.

Ну зачем Венере руки

При такой-то красоте?!

Ведущий. На этом эстафета частушечников заканчивается. Ваши впечатления?

Оформление — на сцене декорации горницы. Подготавливается выставка работ декоративно-прикладного творчества, рисунков ребят. Для проведения конкурсов понадобятся: гимнастический обруч, ложки, к которым привязаны нитки, карточки с номерами от 1 до 7, воздушный шарик, шнурки, ластик, чай, леденец, свеча, карандаш, призы для победителей.

Действующие лица:

Ведущие (1) и (2)
Скоморохи (1) и (2)
Девочки (1) — (3)
Мальчики (1) — (3)
Баба-яга

СКОМОРОХ (1):

Здравствуйте, народ честной!
Веселья и хорошего настроения всем желаю.
В Доме творчества наш праздник открывается,
Потому что певуны здесь лучшие собираются!
Если вы приглядитесь,
То сами в этом убедитесь.

СКОМОРОХ (2) : Ой вы, красны девицы да добры молодцы! Слушайте да глядите, да не говорите, что слыхом не слыхивали и видом не видывали!
(На сцену выходят Девочки (1) — (3),
исполняют частушки).

ДЕВОЧКИ (1) — (3) (вместе): Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться!
Тут народу очень много,
Можем растеряться!

ДЕВОЧКА (1):
Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать.
Чтоб частушка лучше пелась,
Надо пляской помогать!
ДЕВОЧКА (2):
Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги.
Оглянулася назад — Сапоги мои лежат.
ДЕВОЧКА (3):
Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася.
А гармошка заиграла — Я не удержалася.

СКОМОРОХИ (1) и (2) (вместе):
Вы пропели нам частушки,
Прямо скажем — от души.
Хороши частушки ваши,
И вы тоже хороши!

(Скоморохи (1) и (2) уходят.
На сцену выходят Мальчики (1) — (3) с гармошкой).

МАЛЬЧИКИ (1) — (3) (поют): Разойдитеся! Расшатайтеся!
Дайте, дайте ходику Весёлому народику!

ДЕВОЧКИ (1) — (3) (поют):
Мои щёчки, что листочки,
Глазки, что смородинки.
Давай, милый, погуляем,
Пока мы молоденьки
Поиграй повеселее,
Неужели тебе лень?
Мы твою игру весёлую Ожидали целый день!
ВЕДУЩИЙ (1): Здравствуйте, гости дорогие! Рады видеть вас у нас в горнице!
Вы сидите не стесняйтеся,
Пойте с нами, наслаждайтеся!
Любят и знают частушки люди разного возраста — от стариков до малых детей.

ВЕДУЩИЙ (2) : Относительно многих фольклорных жанров частушки молоды. Они сложились во второй половине XIX века, но быстро вошли в народную жизнь. В первое время новый жанр песенного фольклора не имел единого названия. Эти короткие песенки в разных местах называли по-разному: припевки, пригудки, приговорки, прибаски и т.д.

Впервые в печати термин «частушка» употребил в 1889 году писатель Глеб Успенский в статье «Новые народные стишки». Автор отмечал, что народ частушками откликается на каждую малость жизни, они «неведомым путём создаются неведомыми поэтами чуть не каждый божий день и непременно в каждой деревне».

ВЕДУЩИЙ (1): Широкому распространению частушки способствовало бурное развитие «отхожих» промыслов. Крестьяне, уходившие в другие губернии, в большие города на заработки, уносили туда свои частушки, а, возвращаясь домой, привозили новые, услышанные на чужбине. Так распространялся этот жанр. Однако местные особенности текста, напева сохранялись. Поэтому тамбовские частушки отличались от воронежских, саратовских, рязанских.

ВЕДУЩИЙ (2): А уж каких только названий для частушек не было придумано: «матаня», «тараторка», «набирушка», «ихохошка» и многие другие. Самые первые частушки исполнялись только во время молодёжных вечеринок. Ими сопровождались пляски и танцы. Частушки, исполняемые на гулянке, назывались «ходовыми», на покосе — «покосными», при сборе грибов — «лесными». Любопытно отметить, что первоначально частушки сочинялись главным образом юношами. Затем инициатива в их создании всё чаще переходила к девушкам.

ДЕВОЧКА (1) (поёт) :
Жала я с утра до ноченьки
Пшеницу да овёс,
Только девке хлеба белого Поесть не удалось.
ВЕДУЩИЙ (1) : Наибольшей популярностью почти повсеместно пользуются танцевальные и лирические частушки.

(Девочки (1) — (3) исполняют частушки.)

ДЕВОЧКА (2):
Гармонист у нас хороший,
Я в него влюбилася,
Когда б стеклянною была,
Упала б и разбилася.

ДЕВОЧКА (3):
Ты, «Семёновна»,
Везде нашла приют:
Тебя и в городе,
И в селе поют.

ДЕВОЧКА (1):
Мне «Семёновну»,
Запретили петь,
А я,девчоночки,
Не могу стерпеть!

ДЕВОЧКА (2):
Мы с милёнком расставались Между белых двух берёз,
Листья падали и вяли От моих горячих слёз.

ДЕВОЧКА (3):
С неба звёздочка упала И разбилась на куски.
Наша молодость проходит В средней школе у доски.

ДЕВОЧКА (1):
Ой, ты, белая берёза,
Ветра нет, а ты шумишь.
Ой, сердечко ретивое,
Горя нет, а ты болишь.

ДЕВОЧКА (2):
Потеряла из кармана Яровое зёрнышко.
Я на милого глядела,
Как на красно солнышко.

(На сцену выходи Баба Яга).

БАБА ЯГА : Ой, так к вам на праздник торопилась, что чуть свой транспорт не сломала. Я тоже петь умею — заслушаетесь!
А я Бабушка Яга,
Костяная ножка.
И спою я вам частушки Под свою гармошку.
Посмотрите на меня — Писана красавица.
Что причёска, что походка,
Всем ужасно нравится!
Я бабулька не простая,
Я Бабуленька яга.
У меня есть костяная,
Костяная есть нога.
Я диету соблюдаю
Уж не помню, сколько лет.
Мухоморы ем на завтрак И поганки на обед!
(Ребята отвечают).

То-то. Молодцы, ребята! Весёлые да озорные у вас частушки. А теперь давайте вместе поиграем!

(Ведущие (1) и (2) делят ребят на две команды).

Игра «Кто быстрее?»

Участники команд на скорость строятся в алфавитном порядке и по росту. Побеждает та команда, которая выстроится быстрее.

Игра «Раз, два, три! В обруч заберёмся мы!»

Участники по сигналу Ведущих должны забраться в большой гимнастический обруч. Побеждает та команда, у которой большее количество игроков быстрее окажется в обруче

Игра «Умелицы!

ВЕДУЩИЙ (1): А данный конкурс покажет нам, как девушки умеют шить. Если мы дадим им просто пуговицу, они легко справятся с этим заданием. Мы же усложним задачу наших участниц: вместо иголок они получат ложки с привязанными нитками. Участницы должны быстро и качественно «пришить» друг к другу всех членов своей команды. Пришить за лямки, ремешки, петельки — словом, за что можно зацепиться. Побеждает та команда, которая первой справится с заданием.

Игра «Танец сидя»

Участники от каждой команды исполняют танец, сидя на стуле.

ВЕДУЩИЙ (2) : Почему-то считается, что танцевать нужно обязательно на ногах. А разве нельзя танцевать лёжа или сидя? Предлагаю нашим участникам исполнить танец, не поднимаясь со стула. Кто же в этом конкурсе победит? Очень-очень интересно.

Игра «Я - актриса»

В конкурсе участвуют две девочки от каждой команды.

ВЕДУЩИЙ (1) : Этот конкурс даст возможность девушкам проявить и продемонстрировать свои актёрские способно¬сти. Участницы, ваша задача — с помощью мимики, жестов, движения показать себя в предложенной ситуации.
Задание

Нужно пройтись как:
балерина на сцене; девушка, которой жмут туфли; младенец, только научив-шийся ходить; курица по двору; воробей, скачущий по крыше; цапля на болоте; обезьяна в клетке; женщина с тяжёлыми сумками; девушка в короткой юбке на высоких каблуках; часовой, охраняющий продовольственный склад; эквилибрист на канате.

Конкурс «Пословица не даром молвится»

ВЕДУЩИЙ (2): А знаете ли вы пословицы о труде? Я начну,а вы заканчивайте.

Пословицы

Скучен день до вечера…(Коли делать нечего.)

Без дела жить… (Только небо коп¬тить.)

Кто рано встаёт… (Тому Бог подаёт.)

В зимний холод… (Всякий молод.)

И зимой будет ягода… (Если заготовить загодя.)

Конкурс «Петушиный бой»

В конкурсе участвуют два мальчика от каждой команды. Ребята встают напротив друг друга. Задача - вытолкнуть противника за черту.
(Подведение итогов конкурсов. Награждение победителей.)
«Лотерея Бабы Яги»
Желающие тянут карточки, затем по очереди называют Бабе Яге номера карточек. Баба Яга зачитывает шутливое описание выигрыша и вручает его.

Карточки

Летательный аппарат. (Воздушный шарик.)
Вещь, не выходящая из моды. (Шнурки.)
Стиральная машинка малогабаритной формы. (Ластик.)
Вечерами не скучай — ароматный пейты… (Чай.)
Ой, какой ты молодец — получи-ка… (Леденец.)
Пусть в жизни будет вам теплее от подарка Прометея. (Свеча.)
Да, билет счастливый ваш, так держите… (Карандаш.)

ВЕДУЩИЙ (2) : За что любим мы частушки? Что помогает им закрепляться в памяти и переходить из поколения в поколение? Думается, главная сила частушек — в личном характере чувств, которые они передают. Привлекают в частушках доверие к людям, уверенность в том, что тебя поймут как в радости, так и в горе. Ни один другой жанр не наполнен так обращениями и призывом «Ты послушай». К кому только ни адресованы частушки: к родителям, подруге, товарищу, старикам, сопернице, ребятам, девчатам,гармонисту.

ВЕДУЩИЙ (1): Русская частушка доставляет истинное эстетическое наслаждение замечательной непосредственностью, неожиданной меткостью наблюдений, свежестью образов. И эти изумительные свойства частушки помогут ей дальше идти через века и судьбы.

МАЛЬЧИК (1) (поёт):
Дайте лодочку дубову И дубовое весло:
Ягодиночку на льдиночке Далёко унесло.
ДЕВОЧКА (2) (поёт):
Меня милый проводил,
Сел на изгородочку.
Долго-долго любовался На мою походочку.
МАЛЬЧИК(2) (поёт):
Шел я лесом, сенокосом,
Повалился в лужу носом.
До кровей разбил я нос,
Ну, какой там сенокос!
ВЕДУЩИЙ (2) : Наверное, нет такого человека, который не знал бы частушек, не помнил хотя бы с десяток этих озорных, то грустных песенок, будь он городской житель или сельский.

ВЕДУЩИЙ (1): Частушки поют на больших и малых общественных праздниках. Поют их на площадях, сценах, за деревенской околицей, в городских квартирах и деревенских домах.

Частушки живы!

Они слышатся на свадьбах, проводах в армию, юбилеях, днях рождения.

Порой они при-ходят к нам из газет и журналов. Но между ними нет разлада.

Фирдания Салимуллина,
Тюменская область, Ямало-Ненеский АО

Post Views: 5 070

Праздник русской частушки

Цель проведения : развития творческих способностей обучающихся; приобщения к культурному прошлому русского народа о традициях русского народа; организация свободного досуга школьников.

В записи звучит весёлая русская народная инструментальная музыка. Зал оформлен в народном стиле: флажками, разноцветными лентами. На стенах красочные яркие плакаты с высказыванием.

Ведущий 1: Хорошо в холодное время года в деревне… На улице дождь или вьюга, мороз такой, что звери забрались в норы. Дремлют под снегом деревья, спят подо льдом рыбы…(Звучит фонограмма балалайки)

Ведущий 2: Хранит тепло русская печка, горит, потрескивает лучина…

Вот такие длинные осенние и зимние вечера становились вечерами загадок, шуток да весёлых песенок, называемых в народе частушками.

Ведущий 1: Вот и мы собрались с вами сегодня позаботиться да потешиться!

Ведущий 2: Поиграть, пошутить, посмеяться!

Ведущий 1: Смех вам, да веселье!

Ведущий 2: Перво – наперво отгадайте-ка наши загадки.

Ведущий 1: Морщинистый Тит всю деревню веселит(гармошка, баян)

Ведущий 2: В лесу выросли, из лесу вынесли.

В руках плачет, а кто слушает – скачет (рожок)

Ведущий 1: В лесу: тук-тук!

В избе: ляп-ляп

В руках: дзинь-дзинь!

На полу: топ – топ! (балалайка)

Отгадывание загадок сопровождается звучанием этих муз. Инструментов

Ведущий 2 : Вот эти музыкальные инструменты звучали в деревенских избах, и под них народ запевал свои весёлые частушки.

Ведущий 1: А кто же придумал частушки?

Ведущий 2 : Частушки- это коротенькие песенки с юмористическим (смешным) содержанием. Частушка появилась сравнительно недавно: в конце 19 века. Невозможно сказать, кто придумал первую частушку. Поэтому и говорят, что частушки сложил русский народ.

Ведущий 1: Слово же «частушка» употребил для названия этого жанра творчества русский писатель – публицист Глеб Иванович Успенский.

Ведущий 2 : Частушки появились в сельской местности. Интересно, что первые частушки пели исключительно молодые люди (мужчины). Они собирались и исполняли эти озорные песенки. Сначала частушки были о любви, об отношениях между парнем и девушками.

Ведущий 1: Со временем стали появляться частушки о войне, о политике, о жизни в деревне. Сейчас тематика частушек чрезвычайно широка.

Ведущий 2: Интересно, что родительницей частушек является русская народная лирическая песня, а ровесницей – гармошка.

Ведущий 1 : В настоящее время частушка самый распространённый жанр народного творчества.

Учитель : Здравствуйте дети, учителя и гости нашего праздника. Как вы уже догадались, наш праздник посвящён празднику русской частушки. Когда – то частушка была неотъемлемой частью русских праздников, почитаемых на Руси: рождественского и масленичного гулянья, посиделок, свадеб и других семейных торжеств. Но частушка и сейчас пользуется большой популярностью. Даже на наших концертах всегда исполняются частушки. Четыре лаконичные строки, а сколько в них эмоционального подъёма, народного юмора и задора, присущих только русской частушке! Не одну сотню лет она веселит народ, помогая пережить самые страшные и тяжёлые времена: войну и разруху, голод и нищету, беды и ненастья.

На уроках чтения и музыки в младших классах при изучении устного народного творчества вы уже обзорно знакомились частушкой, а сегодня мы предоставляем возможность ближе соприкоснуться с этим уникальном жанром народного творчества.

Ведущий 2: А сейчас мы приглашаем

Вас частушки нам пропеть,

В конкурсе принять участие

Показать таланты здесь!

Ведущий 1: Ох, девчонки, вы, подружки,

Мастерицы петь частушки,

Состязание начнём!

Классами все запоём

Ведущий 2: Ну конечно запоём! Но для того, чтобы определить очерёдность выступающих, мы проведём игру, которая нам в этом поможет.

На сцену приглашаются по 1 представителю от класса.

Игра «Закрутим карусель».

Представление жюри.

Ученик : Уверяют нас старушки:
«Древний возраст у частушки.
Завтра стукнет ей в обед
Уже целых двести лет!»
Учитель : «Где есть шутка, там веселье»,
Уяснил давно народ.
И поэтому он в праздник
Веселиться и поёт.

Ученик : Разудалые припевки
Под весёлую гармонь
Распивают парни, девки-

Не припевки, а огонь!
Учитель : Так отметим именины
Мы частушечки родной.
Все, кто хочет приходите
К юбилярше дорогой.
Чтецы уходят.

После приветственных и вступительных слов к зрителям, игрокам и членам жюри, начинается игра и тема конкурсной программы «Русская частушка»

Первая команда.
Название команды : «Озорные девчата».
Девиз: «Наш девиз всегда такой – без частушки не ногой!».
Визитная карточка команды:
Мы – ребята озорные,
Любим песни петь, плясать.
Если только разойдёмся -
Никому нас не унять!

Приветствие соперникам:
Чтоб в игре вас обойти,
Мы сплотились вместе.
Мы уверены в себе -
На процентов двести!

Вторая команда.
Название команды : «Веселушки»
Девиз: «А у нас девиз такой – веселись, пляши и пой!»
Визитная карточка команды:
Никогда на жизнь не ной.
Будь как мы: пляши и пой!
Веселись, честной народ,
Встречай праздник у ворот!
Приветствие соперникам:
Нос соперникам утрём
И во всём их обойдём!
А ещё в нагрузку
Не дадим им спуску!
1 – конкурс. Как на частушкины именины мы с подарками пришли…
В качестве подарка ребята должны исполнить танцевальные припевки, посвящённые частушке.
Команда «Озорные девчата»
Ученик: Эх, ты русская частушка,
Любит чтить тебя народ!
Несмотря на все столетья
Тебя время не берёт!
Ученик: Эх, частушка дорогая,
Как тебя нам не любить!?
Без задорной песни, шутки
Очень даже скучно жить!

Команда: «Веселушки»
Ученик: Ох и славные частушки
Распевает наш народ,
Сколько юмора, задора!
Где он только их берёт!
Ученик : Искромётные частушки
Для веселья и души –
Ты не стой столбом на месте,
Подпевай нам и пляши.

2 – конкурс. Что мы знаем о частушке

Вопросы к команде «Озорные девчата»
- Что означает слово «частушка»?
- Когда в России зазвучала частушка?
- Какие бывают частушки по своему содержанию?

Вопросы к команде «Веселушки»
- Что представляет собой частушка?
- Под какой инструмент обычно издавна исполнялись частушки?
- Как называются в народе частушки более медленного, певучего, лирического содержания?

3 – конкурс. Импровизационный

Команда «Озорные девчата»

Импровизация на «Школьные страдания»
В нашем классе на окошке
расцвели цветы в горшочке,
Белый, красный, голубой-
давай встретимся с тобой?

Ты за партою сидишь, На меня и не глядишь.
Каков будет свой ответ:
Может «да», а может «нет».

Безразлично ловлю взгляды
И тому совсем не рада…
На окне цветут цветы,
«Нет!» - ответил же мне ты.

Команда «Веселушки»

Импровизация на «Задорные частушки»
С тавьте ушки на макушке,
Мы споём для вас частушки
Лукавые, задорные,
Останетесь довольные!
О х, ох, ох,ох!
Я посеяла горох.
У меня теперь вопрос:
Что же делать, чтобы рос?
Я горошек развлекала,
Песни пела и плясала.
Все частушки перепела
Развлекала как умела.
О х, беда. беда, беда!
По колено лебеда!
Урожай совсем мой плох.
Виноват во всём горох.

4 – конкурс. Отгадай загадки

Команда «Озорные девчата»

В руки ты её возьмёшь,
То растянешь, то сожмёшь.
Звонкая, народная.
Русская, духовная. (Гармонь)
У какого инструмента
Есть и струны, и педаль?
Что же это? Несомненно,
Это славный наш …(рояль).
О чень весело поёт,
Если дуете в неё.
Вы все на ней играете
И сразу отгадаете.(Дудка)
Д еревянные подружки
Пляшут на его макушке.
Бьют его, а он гремит –
В ногу всем шагать велит. (Барабан)
П риложил к губам я трубку-
Полилась по лесу трель.
Инструмент тот очень хрупкий,
Называется …(свирель).

Команда «Веселушки»

С орок пуговиц на нём
С перламутровым огнём
Весельчак и буян
Голосистый мой …(баян).
К то такая? Отгадай-ка,
Это наша…(балалайка)
Балалайка, балалайка,
Весело играй - ка.
Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль,
Как зовут меня? (Рояль)
О н на солнце заблестит,
Нежным звуком загудит
В джазе самый первый он-
Серебристый…(саксофон).
З аиграет, только тронь.
Как зовут её?...(гармонь).
Рада вам она играть,
Приглашает поплясать!

5 – конкурс. Расскажи о себе с помощью частушек

Рассказ «Озорных девчат»

М ы в учёбе первые,
Во всем всегда примерные
Педагоги хвалят нас
Весь наш дружный, лучший класс
«
О дин - за всех, и все - за одного!»-
Таков девиз наш в классе
Его мы выбрали не зря
на нашем классном часе.
В озникает вдруг проблема –
Не решаем сгоряча.
Все проблемы разбираем
Только вместе сообща.
Н аш учитель - капитан
Ну, а мы - матросы.
С ним решаем сообща
Насущные вопросы.
К ниголюбы, шахматисты,
Футболисты, пианисты.
Они в нашем классе есть,
Они – гордость наша, честь!
В небольших своих припевках
Рассказали, как живём.
Что допеть мы не успели.
В другой раз уж допоём.

Рассказ «Веселушек»

М ы частушки пропоём,
В них расскажем обо всём,
Вместе с вами развлечёмся
И немного посмеёмся.
М ы – девчонки ничего.
Очень даже сильные,
Но по части развлечений!
А так мы не спортивные.
В ыпускаем стенгазету
Иль готовимся к концерту,
Везде учитель нас ведёт
Классный наш корабль вперёд.
Мы – девчонки боевые,
За себя уж постоим.
Драчуну или задире
Мы отпор всегда дадим.
В нашем классе есть ребята
Умные, спортивные
Как в учёбе, так и в жизни
Весёлые, активные!

Ц елым классом у Марии
Мы справляли именины.
Съели мы огромный торт,
До сих пор болит живот!

М ы пропели вам частушки
Очень даже ничего.
Можно мы на той неделе
В гости к вам зайдём ещё.

И в заключение по традиции ни один праздник не обходиться без танцев. Сейчас наши команды покажут нам своё мастерство.

Танец «Озорных девчат» и «Веселушек».

Подведение итогов, оглашаются результаты игры. Победители награждаются дипломами.



Полезные инструменты