Казначей - это одна из главных профессий в условиях современной экономики. Личностные качества: квалификация и стимул. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

[наименование организации, предприятия и т. п.]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Казначей относится к категории специалистов, назначается на должность и увольняется с нее приказом [наименование должности руководителя].

1.2. Казначей непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.3. На должность казначея принимается лицо, имеющее высшее экономическое или финансово-экономическое образование, стаж работы по направлению деятельности не менее [значение] лет.

1.4. Казначей должен знать:

Федеральные законы, законы субъекта Российской Федерации (в ведении которого находится учреждение), постановления Правительства Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, регламентирующие ведение финансово-хозяйственной деятельности предприятия и его структурных подразделений;

Перспективы развития организации;

Состояние и перспективы развития рынка сбыта соответствующих работ, услуг, продукции;

Экономику, организацию производства, труда и управления;

Стандарты финансового учета;

Порядок ведения делопроизводства;

Порядок, формы и сроки составления отчетности;

Современные средства вычислительной техники и возможности их применения для выполнения учетно-вычислительных работ и анализа производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;

Методики создания бизнес-планов, составления и контроля бюджета движения денежных средств и платежного календаря, управления финансовыми рисками;

Отечественный и зарубежный опыт в сфере профессиональной деятельности;

Основы трудового законодательства;

Правила трудового внутреннего распорядка;

Правила техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

1.5. В период временного отсутствия казначея его обязанности возлагаются на [вписать нужное], который несет полную ответственность за их качественное и своевременное исполнение.

2. Должностные обязанности

На казначея возлагаются следующий должностные обязанности:

2.1. Управление и контроль денежных потоков организации.

2.2. Планирование, распределение и движение денежных средств, контроль ликвидности проектов организации.

2.3. Ведение документации по финансированию проектов организации.

2.4. Составление платежного календаря, контроль исполнения бюджета движения денежных средств.

2.5. Осуществление сбора и анализа информационного и статистического материала по вопросам, входящим в компетенцию казначейства организации.

2.6. Осуществление прогнозирования движения денежных средств.

2.7. Управление банковскими счетами организации.

2.8. Контроль и анализ дебиторской и кредиторской задолженностей.

2.9. Контроль осуществления текущих платежей.

2.10. Определение потребности в заемных средствах и их структуры.

2.11. Мониторинг рынков финансовых и кредитных услуг, установление и поддержание отношений с кредитными учреждениями, управление кредитным портфелем организации.

2.12. Составление установленной отчетной документации.

2.13. Уведомление непосредственного руководителя обо всех недостатках, выявленных в процессе деятельности, представление рекомендаций по их устранению.

2.14. [Указать иные должностные обязанности].

3. Права

Казначей имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.2. Вносить предложения вышестоящему руководству по совершенствованию методов выполняемой работы.

3.3. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.

3.5. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.6. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя документы, материалы, инструменты и т. п., необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.7. На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.9. [Указать иные права, предусмотренные трудовым законодательством ].

4. Ответственность

Казначей несет ответственность:

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.2. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Словарь Ушакова

Казначейство

казначе йство , казначейства, ср. (офиц. дорев. ). Место хранения, приема и выдачи государственных сумм. Губернское казначейство. Уездное казначейство.

Политическая наука: Словарь-справочник

Казначейство

в ряде стран (США, Великобритания, Франция, Россия) государственный финансовый орган, ведающий кассовым исполнением бюджета. Казначейство также организует взимание налогов, сборов, выпускает казначейские билеты.

Современный экономический словарь. 1999

КАЗНАЧЕЙСТВО

Терминологический словарь банковских и финансовых терминов

Казначейство

1. Казначейство США, являющееся эмитентом всех казначейских облигаций и векселей, а также контролирующее деятельность по выпуску ценных бумаг федеральных агентств.

2. Отдел корпорации, занимающийся финансовыми операциями, в том числе выпуском новых акций.

Пограничный словарь

Казначейство

система подразделений Минфина России, ведающая кассовым исполнением государственного бюджета и осуществляющая контроль за использованием федерального бюджета, в т.ч. войсками и органами ПС РФ, имеющими открытые лицевые счета в органах федерального К.

Справочный Коммерческий Словарь (1926)

Казначейство

государственное учреждение, на которое возложено заведование (хранение, прием, выдача, учет и т. д.) средствами казны (см.); обязанности казначейства часто поручаются банковскому учреждению.

Словарь экономических терминов

Казначейство

специальный государственный финансовый орган, существующий обычно при министерстве финансов страны или в его составе. В функции казначейства входит составление проекта государственного бюджета и управление его исполнением, а также управление государственным долгом и эмиссия государственных ценных бумаг. В ходе исполнения государственного бюджета казначейство отслеживает сбор налогов, пошлин и других поступлений в бюджет, открывает бюджетные кредиты и предоставляет бюджетные средства в соответствии с утвержденными ассигнованиями.

Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

Казначейство

в зарубежных странах министерство финансов или специальный финансовый орган, в функции которого входит составление проекта государственного бюджета и его исполнение, управление государственным долгом, а также эмиссия государственных ценных бумаг (см. ). При исполнении бюджета К. организует сбор налогов, пошлин и др. доходов в бюджет, открывает бюджетные кредиты и предоставляет средства в соответствии с утвержденными ассигнованиями. Кассовое исполнение бюджета, как правило, возлагается на центральные банки.

см. также ,

Тезаурус русской деловой лексики

Казначейство

Syn: казна, сокровищница

Энциклопедический словарь

Казначейство

в ряде стран (США, Великобритания, Франция) государственный финансовый орган, ведающий кассовым исполнением бюджета. Казначейство также организует взимание налогов, сборов, выпускает казначейские билеты.

Словарь Ожегова

КАЗНАЧЕ ЙСТВО, а, ср. Государственный финансовый орган, ведающий хранением и использованием денежных средств, исполнением бюджета. Федеральное к. Губернское к. (в царской России).

| прил. казначейский, ая, ое. К. билет (бумажный денежный знак, банковский билет).

Словарь Ефремовой

Казначейство

  1. ср.
    1. Государственный финансовый орган, ведающий взиманием и хранением поступающих ценностей, расходами по ним, а также выпускающий казначейские билеты (в Российском государстве до 1917 г.).
    2. Государственный финансовый орган, ведающий хранением и выдачей государственных средств.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Казначейство

(кассы министерства финансов). - До 1863 г. каждое министерство имело свое К., которое собирало доходы, хранило их и производило расходы по данному ведомству, передавая в кассы министерства финансов лишь свободные остатки. В 1863 г. последовало преобразование кассового устройства по принципу "единства касс" (см. соотв. статью), причем все К. министерств были упразднены и обязанности их возложены исключительно на кассы министерства финансов. В ведомстве дпт. государственного К. учреждены, кроме главного К. (см. соотв. статью), губернские К. в каждом губернском и уездные К. в каждом уездном городе, подчиненные непосредственно казенным палатам. На обязанности К. лежит: 1) собирание государственных доходов, хранение их, производство платежей и передвижение денежных сумм из одного К. в другое или в государственный банк; все эти действия К., как органы исключительно исполнительные, совершают лишь по требованиям распорядительных управлений, сами же по себе они не могут ни производить каких-либо расходов, ни взыскивать налоги, ни слагать недоимки, ни останавливать взыскание их или делать отсрочки платежей. К. следят за своевременным и бездоимочным поступлением доходов, представляя казенной палате сведения о накопившихся недоимках, для понуждения к их уплате. Избыток доходов против предстоящих расходов уездные К. передают, в определенные сроки, в губернские К., а последние - в государственный банк. 2) Прием, хранение и расходование специальных средств и депозитов правительственных учреждений (кроме ведомства св. синода), некоторых особых сумм (как то кабинета Его Величества, приказов общества призрения и др.), а также общественных и сословных сумм, по особому соглашению подлежащих учреждений с министерством финансов. 3) Продажа гербовой бумаги, марок, бандеролей, бланков, свидетельств и патентов по акцизным сборам. 4) Выдача свидетельств на право торговли и промыслов, билетов на торговые и промышленные заведения и паспортов мещанам. 5) Прием на временное хранение сумм присутственных мест, общественных учреждений и должностных лиц, а также перевод, где это признано министром финансов возможным, частных денежных сумм из одного города в другой через местные К. 6) Счетоводство по всем доходам и расходам К. и представление в установленные сроки отчетности как казенной палате, так и учреждениям государственного контроля. К. подвергаются свидетельствам: 1) срочным - по окончании каждого месяца, по истечении 3-летнего служения казначея и в случае увольнения его от службы и 2) внезапным. Срочные свидетельства губернских К. производятся общим присутствием казенной палаты, а уездных - общим присутствием из заседателей местных дворянских опек и полицмейстера или исправника; внезапные - а) губернатором, б) управляющим казенною палатой или чиновниками, командируемыми от этих лиц, в) чинами, командируемыми от министерства финансов или государственного контроля и г) общими присутствиями для срочных свидетельств. В случае обнаружения растраты в К., казенные убытки покрываются прежде всего из имущества казначея, затем из имущества других участников растраты; если же этим не покрываются казенные убытки, то взыскание обращается: а) на залоги казначеев, затем б) на имущество лиц, производивших срочное свидетельство, и наконец, в) на казенную палату.

На Руси казначеями называли вообще хранителей любой казны , не обязательно государственной, поскольку свою казну могли иметь не только князья , но и бояре, и просто "лучшие люди". Как правило казначеи при них были лично зависимыми дворовыми людьми (холопами).

При дворе удельных князей домосковской Руси казначеи приравнивались по своему статусу к тиунам , по сути это первоначально были просто своего рода "специализированные" тиуны, управлявшие таким специфическим объектом, как княжеская казна.

В принципе аналогичным первоначально был и статус казначеев великих князей Московских, однако в правление Ивана III при введении системы приказов был создан (в году) Казённый приказ , возглавлявшийся великокняжеским казначеем и включавший в себя Казённый двор . После этого казначей стал по статусу ниже думных бояр, но выше думных дворян . К компетенции великокняжеского казначея относились государевы доходы, сбор пошлин, государевы оброки и откупы по ним, ведение учёта холопам (вообще всем, как государственным, так и частным), кроме того, как глава Казённого двора он заведовал хранением ценных вещей, отписанных в государеву казну, и выдачей по государевым указам жалований из неё, но только этими же вещами, денежное и кормовое жалование не относилось к его ведению. Также казначею были делегированы судебные права великого князя в части, касавшейся дел о доходах казны и споров о холопстве.

Кроме своих непосредственных задач великокняжеский казначей как особо доверенное лицо царской администрации мог привлекаться к выполнению совершенно несвойственных ему функций, например дипломатических поручений. По судебнику года великокняжеский казначей уже ставится вровень с боярами и окольничьими. Такой широкий круг полномочий приводил к тому, что иногда одновременно назначались не один, а сразу два казначея с равными правами. К концу XVII века Казённый приказ разукрупняется, его функции передаются новым приказам, например холопские дела были переданы в новый Холопский приказ , таможенные и мытные сборы в году - в Приказ Большой казны и т.п., хотя имел место и обратный процесс - году к ведению Казённого приказа, а следовательно и казначея , была отнесена из Приказа Большой казны Гостиная сотня и гостьи дела. В конце концов в компетенции приказа остались по сути только вопросы Казённого двора . С этого времени на должность царского казначей назначают обычно людей, хоть и пользующихся доверием государя, но неродовитых, "новых", с тем, чтобы затем возвести их в боярское достоинство. С года, в ходе петровских реформ, Казённый приказ окончательно утрачивает самостоятельное значение и переподчиняется Приказу Большой казны, но, по сути, это делается только для подготовки к сдаче дел приказа Статс-контор коллегии. В этот непродолжительный период казначей переходит в подчинение боярину -главе Стрелецкого приказа (по должности возглавлявшему и Приказ Большой казны).

В русской армии и на флоте после года некоторое время существовало воинское звание казначея, жёстко связанное с должностью казначея крупного соединения - армии или флота - но звание это достаточно быстро вышло из употребления, и всех казначейские должности стали замещаться штаб- и обер-офицерами . По состоянию на конец XIX века должности казначеев были предусмотрены в канцелярии императорской главной квартиры, во всех военно-окружных управлениях, в полках , артиллерийских бригадах и в отдельных батальонах . В других частях исполнение казначейских обязанностей возлагалось на одного из офицеров, в главных управлениях - на экзекутора , в прочих управлениях и заведениях - на одного из штатных чиновников, при этом полковые, бригадные и батальонные казначеи избирались командиром соответствующей части исключительно из обер-офицеров, к их ведению помимо собственно казначейских вопросов относились цейхгаузы, а также могли возлагаться и обязанности квартирмейстера части.

С созданием Синода в нём была введена должность синодского казначея , который являлся одним из высших должностных лиц Синода и не только отвечал за финансовые вопросы, но и ведал всеми церковными сборами, повинностями и учётно-регистрационной дисциплиной в целом.

После реформы губернской системы России года и упразднения провинциального деления в губернской статской службе были установлены должности губернских и уездных казначеев (в областях - областных и окружных соответственно), заведовавших соответствующими казначействами, при этом подчинялись они не губернским либо уездным властям, а напрямую Казённой палате, от руководителя которой которой зависело назначение их на должность. Казначеи лично хранили печать и ключи от своего казначейства и несли персональную ответственность за целость вверенных сумм. В качестве мер по профилактике возможных злоупотреблений с казначеев при назначении на должность брался залог и, кроме того, подписка о том, что без разрешения Казённой палаты ни они сами, ни жены, или дети их не будут отчуждать принадлежащего им имущества или давать деньги в рост. Таким образом, на период исполнения своих обязанностей статские казначеи оказывались временно поражены в правах.

Документы

  • Указ Петра I от 1724 года, июня 4 дня о податях с раскольщиков

См. также

Статья составлена по материалам книги

В последнее время появилось много интересных профессий, некоторые профессии получили новую жизнь. В условиях развивающегося российского бизнеса зачастую функционал одного и того же специалиста в разных компаниях существенно отличается. Нет четких стандартов работы, требований к должности. Сегодня мы поговорим о том, кто такие казначеи, какие требования предъявляют к этой позиции

В последнее время появилось много интересных профессий, некоторые профессии получили новую жизнь. В условиях развивающегося российского бизнеса зачастую функционал одного и того же специалиста в разных компаниях существенно отличается. Нет четких стандартов работы, требований к должности. Сегодня мы поговорим о том, кто такие казначеи, какие требования предъявляют к этой позиции.

Финансовый рынок нуждается в узкопрофильных специалистах, которых на рынке труда немного. Одна из наиболее востребованных профессий в финансовой сфере – казначей. Настоящих профессионалов в области казначейства – единицы. В среднем на одного квалифицированного казначея приходится от 5 до 10 привлекательных вакансий. Большее количество необходимых рынку профессионалов появится только через несколько лет. Это люди, которые уже получили высшее профильное образование, но только сейчас начинают строить карьеру, получать необходимые практические навыки. Пока же работодателям приходится довольствоваться существующим кругом кандидатов, перекупать их друг у друга либо же растить собственные кадры.

Что такое казначейство

Давайте разберемся: что такое само казначейство? Значение понятия «казначейство» меняется в зависимости от сферы деятельности компании-работодателя. В банковской сфере – это служба, управляющая ликвидностью (то есть платежеспособностью) банка. В государственных структурах казначейство обеспечивает управление финансовыми ресурсами государства, исполнение федерального бюджета и контролирует расходование бюджетных средств. В коммерческих структурах за казначейством в зависимости от размеров компании закреплены функции управления заемными средствами, инвестициями, финансовыми рисками, страхованием, валютными инструментами.

Марина СЕДУКОВА,
начальник казначейства ООО «ТС-Ритейл»:

«Во многих компаниях зачастую существует лишь приблизительное представление об уровне компетенций, полномочиях и выполняемых функциях казначея. Часто руководители сводят работу казначея к оформлению платежных поручений и контролю платежей на предмет соответствия БДДС*. Надеюсь, что с течением времени эта проблема будет решена: компании наконец оценят роль казначея в управлении бизнес-процессами, а рынок труда отреагирует на спрос в финансовой области, развиваясь и укрепляя свои позиции по направлению казначейства».

Кто нам нужен?

В небольшом банке или компании решения по распределению свободных ресурсов и привлечению новых средств, по политике выбора объектов для инвестирования, процентной политике и другие глобальные решения обычно принимаются руководством. В данной ситуации не стоит нанимать матерых «монстров» из больших организаций. Даже если вы привлечете их деньгами, они все равно очень быстро поймут, что для них эта должность явилась шагом назад, и покинут компанию. В данной ситуации гораздо более разумно нанять чуть менее опытного казначея, для которого должность главы казначейства, возможно, будет как раз следующим шагом в карьере и который будет расти и развиваться вместе с организацией. Есть мнение, что смысл выделять казначейство в отдельную структуру в банке появляется только при наличии уставного капитала не менее 15 миллиардов рублей.

Большой публичной корпорации или крупному банку со множеством филиалов и представительств со сложными и массивными денежными потоками не обойтись без очень опытного, квалифицированного руководителя казначейства. В этом случае требования к кандидату будут несравнимо более высокими и жесткими. Соискателю потребуются такие качества, как умение принимать самостоятельные решения, способность оптимизировать денежные потоки, руководить большим коллективом и повышать эффективность работы компании в целом за счет работы своего департамента.

Анна БОГИНА,
руководитель группы «Банки & Финансы» кадровой компании AVANTA Personnel (Санкт-Петербург):

«Казначей – это очень сложная для Петербурга позиция. У абсолютного большинства компаний и банков, в структуре которых есть казначейство, головной офис находится в Москве. Поэтому на рынке практически отсутствуют кандидаты, обладающие профильным опытом. Есть два основных варианта выхода из ситуации: либо приглашение кандидата из Москвы (в этом случае компания вынуждена платить «московскую» зарплату + релокационный пакет), либо расширение круга поиска кандидатов (чаще всего за счет финансовых директоров небольших компаний, которые соглашаются на понижение статуса ради работы в крупной компании)».

Способы подготовки специалистов казначейства:

  • организация стажировок для выпускников профильных вузов. В настоящее время руководители казначейств редко используют такой способ, мотивируя это тем, что обучать неопытных сотрудников некогда. Однако молодым специалистам стоит уделять внимание: развивая потенциал новичков, можно создать поколение настоящих профессионалов в организации;
  • разработка персональных карьерных планов для сотрудников. Такие планы, включающие внутреннее обучение и стажировки в различных отделах компании, позволяют выработать системный подход к адаптации и развитию сотрудников. Казначей должен очень хорошо представлять себе движение денежных потоков компании, систему распределения ресурсов, основы принятия решений в различных направлениях деятельности. Только поняв механизм действия организации в целом, он сможет принимать правильные решения;
  • направление сотрудников на внешние профессиональные тренинги. Выездное обучение, в частности, в зарубежных странах, где работа в казначействах хорошо отлажена, дает возможность не только пройти обучение у профессионалов, но и обменяться опытом с коллегами – другими участниками тренингов;
  • направление на практику в головные офисы иностранных компаний (для работников зарубежных представительств). Иностранные компании, работающие на российском рынке, как правило, имеют возможность проводить обучение ключевых сотрудников в своих головных офисах. Тем самым достигаются одновременно цели развития и мотивации специалистов.

Творчество или системность?

Уникальность профессии казначея в том, что этот специалист должен сочетать в себе, на первый взгляд, несочетаемые качества. Руководители считают, что казначей, с одной стороны, должен уметь общаться с клиентами и быстро принимать решения, с другой – он должен уметь анализировать свои сделки и быть «системным» человеком. Аналитичность и системность мышления обязательно должны присутствовать у казначея, иначе он просто не справится с тем потоком информации, который проходит через казначейство. А вот соотношение творческой и аналитической составляющих работы в разных ситуациях может быть разным.

Если казначейство компании уже создано и все процессы отлажены, вероятно, потребуется сотрудник с системным мышлением, поскольку творческая составляющая работы будет минимальной. Если же департамент создается с нуля или реструктуризируется, скорее всего, нужно искать хороших управленцев, умеющих создавать команду и управлять ей и при этом обладающих нестандартным, творческим подходом.

Выбираем свой путь

Как же заполучить редкого специалиста и не потерять его в жесткой «борьбе за таланты»? Решение всегда зависит от соотношения «цена-качество» и срочности поиска. У новой компании, открывающейся в России, практически нет другого выбора, как брать готовых профессионалов. Поэтому для таких компаний оптимальным решением является Executive Search.

Задача компании, уже давно существующей на рынке, – дальнейшее развитие. Если в ней ведется грамотная кадровая политика, она, скорее всего, созрела для того, чтобы готовить профессионалов для себя. Однако просто вырастить сотрудника недостаточно. Помимо этого нужно создать систему мотивации, отслеживать изменения зарплат на рынке, а также быть готовым к попыткам других компаний перекупить сотрудников.

В заключение отметим, что все заинтересованные лица компании должны иметь четкое представление о том, какие функции выполняют казначеи (см. таблицу). Только в этом случае казначейство сможет принести ту пользу, на которую рассчитывала компания, создавая это подразделение.

Требования, обязанности и средний уровень дохода специалистов казначейства (Москва)

Должность

Требования

Обязанности

Ежемесячный уровень дохода

Руководитель казначейства банка Высшее экономическое образование; опыт аналогичной работы в финансово-кредитных учреждениях от двух лет; знание нормативно-методических документов, регламентирующих деятельность банка. Опытный пользователь ПК (MS Office, интернет, банковское ПО). Знание иностранных языков Определение стратегии банка по операциям на финансовых рынках; управление ликвидностью банка; стратегический анализ возможностей и направлений развития банка на финансовых рынках; управление портфелями банка (кредитным, инвестиционным и др.); выстраивание партнерских отношений с кредитными организациями; общее руководство казначейством 156 000–234 000 руб. (небольшой банк)
208 000–312 000 руб. (крупный банк)
Руководитель казначейства компании Высшее экономическое образование; опыт работы в казначействе холдинговой структуры на руководящей должности от трех лет; желателен опыт создания / руководства департаментом казначейства. Личные качества: организаторские способности, ориентированность на результат, лидерские качества, системность мышления. Опытный пользователь ПК. Свободное владение английским языком (для западных компаний) Управление денежными потоками компании / холдинга; определение кредитной политики компании / холдинга; оптимизация и контроль кредитного портфеля; управление рисками; контроль / проведение переговоров по торговому финансированию; кредитование с целью текущего финансирования и финансирования инвестиционной программы; привлечение инвестиционных ресурсов; подготовка и проведение сделок с экспортными кредитными агентствами 260 000–390 000 руб. и выше (крупные российские компании)
230 000–310 000 руб.(международные компании FMCG-сектора)
90 000–130 000 (средние российские компании)
Специалист казначейства Высшее экономическое образование; опыт работы в аналогичной должности от двух лет; свободное владение английским языком (для западных компаний). Опытный пользователь ПК, знание систем «Банк-Клиент» Работа с банками; работа с кредитными линиями, депозитами; контроль над осуществлением платежей компании / холдинга; эффективный операционный менеджмент денежных потоков

75 000–130 000 руб. (международные компании и крупные российские компании)
35 000–50 000 руб. (средние российские компании)

* Бюджет движения денежных средств.

Ответ редакции

Флаг Федерального казначейства (Казначейства России) на его здании, расположенном на Биржевой площади в Москве. Фото: РИА Новости / Наталья Селиверстова

Казначейство России — это госструктура, которая занимается централизацией, управлением и распределением федеральных денежных потоков и финансовыми вложениями. Находится в ведении Минфина РФ. Образована в 8 декабря 1992 года.

Основные функции Казначейства России:

  • обеспечение исполнения федерального бюджета
  • кассовое обслуживание
  • учет и распределение поступлений
  • управления рыночными и валютными рисками.

Полномочия Федерального казначейства:

  • распределяет (по законодательно установленным нормативам) доходы, поступившие в бюджетную систему, между бюджетами разных уровней;
  • ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;
  • открывает в ЦБ РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством РФ;
  • осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;
  • открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
  • ведет реестр государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов;
  • обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну и др.

Структура

Федеральное казначейство в своей структуре имеет 85 территориальных органов и одну подведомственную организацию — Федеральное казенное учреждение «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России». За пределами России ведомство представительств не имеет.

История

Зарождение казначейской службы произошло еще во времена Древней Руси, когда появилась должность казначея — должностного лица княжеской или боярской администрации, хранителя княжеских ценностей, которые назывались казной. С расширением границ Российского государства и его укреплением постепенно росла казна, и это требовало дополнительного контроля за сохранностью средств. Все это привело к возрастанию роли казначеев и появлению в XV веке, в период царствования Ивана III , казенных дворов.

В результате финансовых преобразований Петра I в 1710 году была создана Счетная или Казначейская контора, которая должна была следить за правильным поступлением налогов. Она просуществовала до 1742 года.

Следующей ступенью в развитии финансовой системы России стал выход в 1775 году, в эпоху царствования Екатерины II , крупного правового акта «Учреждения для управления губерний Российской империи» от 7 ноября 1775 г. Согласно данному документу, в каждой губернии создаются казенные палаты «для домостроительных дел и управления казенных доходов Императорского Величества» и определяются основные их функции: «1) Дабы доходы сполна и в настоящее время собраны были, 2) Дабы доходы куда надлежит доставлены были, 3) Дабы доходы в целости сохранены были».

Сохранение казны уже в то время стало делом государственной важности. Зачастую казначеи хранили государственные средства с риском для жизни. Так, в период пугачевских волнений в селе Малыковка (ныне г.Вольск) Саратовской губернии казначейша Тишина была казнена бунтовщиками за то, что не отдала им дворцовую казну.

Следующим этапом развития казначейства стали реформы Александра I . В 1802 году им был подписан манифест «Об учреждении министерств», в соответствии с которым, наряду с другими министерствами, создается Министерство финансов. А 15 февраля 1821 года в структуре нового ведомства был создан Департамент Государственного казначейства, ставший ядром всей системы казначейской службы России.

В начале XX века роль казначейства усиливается в связи с ростом доходов и расходов государства. В свет выходят новые законы и внутренние инструкции, более четко регламентирующие деятельность казначейств. Предметами ведения казначеев в то время были: прием и хранение всех доходов; продажа всякого рода гербовой бумаги, гербовых марок, бланков, свидетельств и патентов; выдача промысловых свидетельств и бесплатных промысловых билетов, перевод денег и так далее.

С 1918 года казначейство было расформировано, и его функции получили новые финансовые органы. Финансирование всего народного хозяйства страны и всего советского аппарата, счетно-бюджетная работа, руководство денежным обращением были переданы организованной казначейской финансовой комиссии, а впоследствии — Наркомату финансов и Народному банку РСФСР, а затем — Министерству финансов СССР и союзных республик, Государственному банку СССР и его территориальным органам.

Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года № 1556 и постановлением Правительства России от 27 августа 1993 года № 864 был решен вопрос о возрождении казначейства в России.



Полезные инструменты