Импорт товаров из стран еаэс: что нужно знать бухгалтеру. Импорт из стран Таможенного союза

Работаем на УСН без НДС. Закупаем товар у белорусов,получаем счет-фактуру с нулевой ставкой. Как импортеру как быть с НДС? И надо ли сообщать в налоговую о сделке и предоставлять какие то документы? За ранее спасибо.

Все указанные документы, кроме заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, можно приложить к декларации в виде копий, заверенных руководителем (главным бухгалтером) и печатью организации или в электронном виде. После того как организация представит необходимый пакет документов , инспекция в течение 10 рабочих дней обязана их проверить и подтвердить факт уплаты НДС импортером (п. 6 приложения 2 к ). После этого организация-импортер на УСН может учесть уплаченный в стоимости товара (пп. 3 п.2 ст. 170 Кодекса) или в составе расходов (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), а организация-экспортер сможет подтвердить право на применение нулевой ставки НДС (п. 4 приложения 18 к ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Нормативная база

Порядок начисления НДС при импорте товаров в Россию из стран – участниц Таможенного союза регулируется:

Кроме того, международные договоры, иные нормативные акты, информационные материалы и образцы документов, относящихся к деятельности Таможенного союза, ФНС России размещает на своем официальном сайте в разделе «Таможенный союз» (письмо ФНС России от 9 июля 2010 г. № ШС-37-3/6330).

Налогоплательщики

При импорте товаров на территорию России из стран – участниц Таможенного союза НДС взимается в стране импортера, то есть в России (). Следовательно, при ввозе товаров из республик Беларусь, Казахстан и Армения у российских покупателей возникает обязанность по уплате НДС. Причем если при обычном импорте (ввозе товаров из других стран) налог платится на таможне, то в данной ситуации он перечисляется в бюджет через налоговую инспекцию (п. 4 ст. 72 Договора о евразийском экономическом союзе , п. 13 приложения 18 к ). *Такой порядок распространяется как на товары, происходящие с территорий стран – участниц Таможенного союза, так и на товары, происходящие из других стран и выпущенные в свободное обращение на территории Таможенного союза.

При импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза НДС должны платить все импортеры, в том числе применяющие специальные налоговые режимы* и получившие освобождение от уплаты НДС в порядке, предусмотренном Налогового кодекса РФ (п. 13 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе , п. 3 ст. 346.1 , п. 2 ст. 346.11 , п. 4 ст. 346.26 , п. 3 ст. 145 НК РФ).

Исключением является ввоз на территорию России товаров:
– в режиме свободной таможенной зоны и свободного склада;
– освобожденных от налогообложения при ввозе. Их перечень приведен в Налогового кодекса РФ;
– в связи с их передачей в пределах одной организации (например, от одного структурного подразделения другому);
– гражданами для личных нужд (для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью).

Со временем организация может изменить цель использования ввезенного товара, в связи с которой она освобождалась от налогообложения по Налогового кодекса РФ. В этом случае ей придется заплатить НДС на общих основаниях (п. 25 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе).

Ставка НДС

Ставку НДС надо определять по российскому налоговому законодательству (п. 17 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе). Поэтому в зависимости от вида ввозимых товаров она составит 10 либо 18 процентов (п. 5 ст. 164 НК РФ).*

Момент определения налоговой базы

Момент определения налоговой базы по НДС – это дата принятия ввезенных товаров на учет (п. 14 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе). То есть дата отражения поступивших товаров на счетах бухучета, в том числе на счетах 10 «Материалы», 41 «Товары», 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Исключением из этого правила является импорт товаров по договору лизинга, в котором предусмотрен переход права собственности на товары к лизингополучателю. В такой ситуации моментами определения налоговой базы по НДС являются даты лизинговых платежей, установленные договором (даты и размеры фактического перечисления платежей значения не имеют). Это следует из пункта 15 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе .

НДС, уплаченный при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза, организации, применяющие общую систему налогообложения и не использующие налоговое освобождение по статьям и Налогового кодекса РФ, могут принять к вычету ().

Расчет НДС

Сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза, рассчитайте по формуле:

При импорте товаров по договору купли-продажи (в т. ч. товаров, изготовленных по заказу импортера) их стоимостью является цена сделки, указанная в договоре, которую организация должна перечислить поставщику. При этом если расходы на транспортировку товаров не включены в стоимость импортируемых товаров, налоговую базу по НДС они не увеличивают. Это следует из положений абзаца 2 пункта 14 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе , письма Минфина России от 7 октября 2010 г. № 03-07-08/281 (несмотря на то что в письме сделаны выводы на основе протокола, действующего до вступления в силу Договора о евразийском экономическом союзе , эти разъяснения можно применять и в настоящее время).

При ввозе товаров по товарообменному (бартерному) договору, а также по договору товарного кредита (товарного займа) их стоимостью является стоимость товаров, указанная в этих договорах. При отсутствии стоимости в договоре налоговая база по НДС определяется как стоимость, указанная в товаросопроводительных документах. При отсутствии стоимости и в договоре, и в товаросопроводительных документах для расчета НДС используется стоимость, по которой товары приняты импортером к бухгалтерскому учету.

При ввозе продуктов переработки их стоимость определяется как стоимость работ по переработке давальческого сырья.

Если стоимость товаров (переработки давальческого сырья) выражена в иностранной валюте, налоговою базу определите исходя из договорной стоимости товаров (работ), пересчитанной в рубли. Пересчет производите по курсу Банка России на дату принятия товаров (продуктов переработки) к учету (п. 14 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе).

При ввозе товаров по договору лизинга (который предусматривает переход права собственности на товар к лизингополучателю) их стоимость определяется как часть стоимости предмета лизинга, подлежащая уплате по договору на момент определения налоговой базы . При этом размер и дата фактического платежа значения не имеют. Если лизинговый платеж по договору установлен в иностранной валюте, то он пересчитывается в рубли по курсу Банка России, действующему на момент определения налоговой базы.

Пример отражения в бухучете суммы НДС при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза

В августе ООО «Альфа» импортировало в Россию из Республики Беларусь автопогрузчик для дальнейшей перепродажи. Его стоимость по договору поставки составляет 700 800 руб. Сумма НДС, которую «Альфа» уплатила в российский бюджет, равна:
700 800 руб. ? 18% = 126 144 руб.

Дебет 41 Кредит 60
– 700 800 руб. – отражена стоимость погрузчика;

Дебет 60 Кредит 51
– 700 800 руб. – оплачен погрузчик;


– 126 144 руб. – начислен НДС к уплате в бюджет;


– 126 144 руб. – уплачен НДС в бюджет.

Пример отражения в бухучете суммы НДС при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза. Стоимость товаров в договоре указана в иностранной валюте

В августе ООО «Альфа» импортировало в Россию автопогрузчик для дальнейшей перепродажи. Его стоимость по договору поставки – 22 000 долл. США. 15 августа «Альфа» приняла погрузчик на учет. 19 августа оплатила ввезенный товар.

Условный курс доллара на даты совершения операций составлял:

В бухучете «Альфы» сделаны следующие записи:

Дебет 41 Кредит 60
– 682 000 руб. (22 000 USD ? 31,0000 руб./USD) – принят к учету импортированный погрузчик;

Дебет 60 Кредит 51
– 660 000 руб. (22 000 USD ? 30,0000 руб./USD) – оплачен погрузчик;

Дебет 60 Кредит 91-1
– 22 000 руб. (682 000 руб. – 660 000 руб.) – отражена положительная курсовая разница;

Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 122 760 руб. (682 000 руб. ? 18%) – начислен НДС к уплате в бюджет;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 51
– 122 760 руб. – перечислен НДС со стоимости импортного товара.

Уплата налога и подача декларации

Заплатить НДС при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем:

Подтверждение уплаты НДС

После того как организация представит необходимый пакет документов , инспекция в течение 10 рабочих дней обязана их проверить и подтвердить факт уплаты НДС импортером (п. 6 приложения 2 к протоколу от 11 декабря 2009 года). Это нужно, чтобы в дальнейшем:

  • организация-импортер смогла получить вычет по уплаченному ей НДС ();
  • организация-экспортер смогла подтвердить право на применение нулевой ставки НДС (п. 4 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе).*

Порядок подтверждения зависит от того, в какой форме подано заявление.

Заявление подано на бумаге. Факт уплаты НДС импортером инспекция подтверждает путем проставления соответствующей отметки в разделе 2 заявления о ввозе товаров. Отметка должна содержать в себе следующие сведения:

  • сумму НДС, начисленную и уплаченную организацией-импортером. Эта сумма должна быть равна итоговому значению графы 20 заявления о ввозе товаров. Если импортная поставка не облагается НДС, то вместо суммы налога ставится прочерк;
  • подпись, фамилию, инициалы и должность инспектора, ответственного за проверку документов, а также дату завершения им проверки;
  • подпись, фамилию и инициалы руководителя инспекции (его заместителя), а также дату проставления отметки и гербовую печать инспекции.

Отметка проставляется на всех экземплярах заявления, представленных организацией. Три из них (с проставленными отметками) инспекция возвращает организации-импортеру. Срок, в течение которого инспекция должна подтвердить уплату НДС импортером, составляет 10 рабочих дней со дня поступления заявления и необходимого пакета документов .

Заявление подано в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью. Налоговая инспекция в подтверждение уплаты НДС направит в электронном виде документ. Форма такого документа должна быть утверждена ФНС России.

Такой порядок предусмотрен пунктом 6 приложения 2 к протоколу от 11 декабря 2009 года .

Уплата НДС не подтверждена

Инспекция может не подтвердить уплату НДС импортером. Например, это возможно, если организация сдаст неполный комплект документов или если при проверке будет обнаружено несоответствие сведений, указанных в заявлении о ввозе товаров, сведениям, содержащимся в других документах, представленных импортером. В этом случае не позднее 11 рабочих дней со дня получения пакета документов от импортера инспекция должна направить в его адрес письменное уведомление об отказе в проставлении отметки на заявлении. В уведомлении инспекция должна указать причину отказа (выявленные несоответствия) и предложить импортеру устранить их. Вместе с уведомлением инспекция возвращает три экземпляра заявления. После устранения выявленных несоответствий импортеру придется вновь заполнить и представить в инспекцию заявление о ввозе товаров на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью. Если причиной отказа стал неполный комплект документов, то к заявлению импортер должен будет приложить недостающие документы.

Аналогичные разъяснения о порядке подтверждения инспекцией факта уплаты НДС импортером приведены в письме ФНС России от 13 августа 2010 г. № ШС-37-2/9030 .

Принудительное взыскание НДС

Если организация импортирует товары из стран – участниц Таможенного союза, но не платит (несвоевременно платит) НДС или не сдает (сдает с нарушениями) налоговые декларации, то инспекция по местонахождению организации вправе взыскать налог в принудительном порядке, а также начислить пени и штрафы в соответствии с Налоговым кодексом РФ (п. 22 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе).

Ольга Цибизова,

Ввоз в Россию товаров из-за рубежа является объектом обложения НДС (подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ). Сумма налога, фактически уплаченная при ввозе импортных товаров, принимается к вычету ().

При ввозе товаров с территории стран – участниц Таможенного союза уплату и вычет НДС контролируют налоговые инспекции (п. 13 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе).

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет по товарам, импортированным из стран – участниц Таможенного союза, отражается в специальной декларации по косвенным налогам (НДС и акцизам).*

Форма декларации

Формы налоговой отчетности, а также порядок их представления должны быть утверждены ФНС России по согласованию с Минфином России (). До принятия новых документов действуют прежние правила оформления налоговой отчетности (п. 14 ст. 10 Закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ). В настоящее время при составлении специальной декларации следует руководствоваться формой и порядком , которые были утверждены .

Периодичность и сроки сдачи

Составлять и сдавать специальную декларацию по косвенным налогам нужно ежемесячно:

  • за месяц, в котором организация приняла импортированные товары на учет;*
  • за месяц, в котором наступает срок лизингового платежа, предусмотренный договором лизинга (если товары ввозятся по договору лизинга, которым предусмотрен переход права собственности на товары к лизингополучателю).

Внимание: несвоевременная подача специальной декларации по косвенным налогам при ввозе товаров из стран – участниц Таможенного союза является правонарушением (п. 22 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе , ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность*.

Одновременно с декларацией в инспекцию нужно подать пакет документов , который предусмотрен пунктом 20 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе .

Последний срок подачи декларации и пакета документов может приходиться на нерабочий день. В этом случае сдайте их в первый следующий за ним рабочий день (п. 5 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н).*

Ситуация: может ли налоговая инспекция оштрафовать организацию, если специальная декларация по косвенным налогам сдана своевременно, а документы, которые должны быть к ней приложены, – с опозданием

Да, может.

За несвоевременное представление документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ предусмотрен штраф. Размер штрафа составляет 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Требование о представлении документов, которые подтверждают уплату НДС по товарам, ввезенным в Россию из стран – участниц Таможенного союза, установлено пунктом 20 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе . Международные договоры по вопросам налогообложения имеют приоритет над налоговым законодательством России (). Поэтому требования, предусмотренные названным договором, обязательны для всех российских организаций, которые участвуют в экспортно-импортных операциях с партнерами из стран – участниц Таможенного союза. Невыполнение этих требований является основанием для привлечения организации к налоговой ответственности по российскому законодательству. Таким образом, взыскание штрафа по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ за несвоевременное представление документов, которые должны быть приложены к декларации по косвенным налогам, правомерно.

Оштрафовать организацию по Налогового кодекса РФ инспекция не вправе. Эта статья предусматривает ответственность только за несвоевременную подачу налоговых деклараций. Если организация сдала декларацию вовремя, то оснований для применения Налогового кодекса РФ у инспекции нет.

Специальную декларацию по косвенным налогам сдавать не нужно:

  • если в течение месяца российская организация не принимала к учету товары, ввезенные из стран – участниц Таможенного союза;
  • если в течение месяца не наступал срок лизингового платежа, предусмотренный договором лизинга.

Порядок заполнения

При заполнении деклараций соблюдайте общие правила оформления налоговой отчетности с учетом специальных требований, предусмотренных пунктами 8–17.4 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н . Так, например, не допускается двухсторонняя печать декларации при сдаче ее на бумажном носителе (п. 10 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н).

Специальная декларация по косвенным налогам включает в себя:

  • раздел 1 , в котором отражается сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет в отношении товаров, ввезенных в Россию из стран – участниц Таможенного союза;
  • раздел 2 , в котором отражается сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет по подакцизным товарам, ввезенным в Россию из стран – участниц Таможенного союза;
  • приложение к декларации , в котором приводится расчет налоговой базы по виду подакцизного товара.

Особенности заполнения разделов и приложения специальной декларации по косвенным налогам приведены в Порядке , утвержденном приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н .

Такой порядок следует из положений пункта 3 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н .

Пример заполнения декларации по косвенным налогам. Организация ввозит из Республики Беларусь неподакцизные товары

ООО «Альфа» зарегистрировано в г. Москве и применяет общую систему налогообложения. В августе 2015 года «Альфа» заключила контракт с белорусской организацией на приобретение мебели. Сумма контракта составляет 1 180 000 руб. (в т. ч. НДС – 180 000 руб.). В сентябре 2015 года мебель была ввезена на территорию России и принята «Альфой» на учет.

20 октября 2015 года бухгалтер «Альфы» представил в налоговую инспекцию декларацию по косвенным налогам за сентябрь 2015 года, состоящую из:

  • раздела 1 , в котором указана сумма НДС, исчисленная к уплате в бюджет.

Так как мебель не относится к подакцизным товарам, раздел 2 и приложение к декларации в состав отчета не включены.

Налоговые инспекции обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах (подп. 1 п. 1 ст. 32 НК РФ). Порядок представления налоговой отчетности определен пунктом 4 статьи 80 Налогового кодекса РФ.

Перечень оснований, по которым налоговая инспекция может отказать организации в приеме отчетности, закрыт и содержит в себе следующие позиции:

  • отсутствие (отказ от предъявления) документов, подтверждающих полномочия представителя организации на сдачу отчетности и подтверждение указанных в ней сведений;
  • представление отчетности не по установленной форме (не в установленном порядке);
  • отсутствие в налоговой отчетности печати и подписи (в т. ч. электронной подписи) руководителя или уполномоченного представителя организации;
  • несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи данным руководителя (уполномоченного представителя);
  • представление декларации (расчета) в налоговую инспекцию, в компетенцию которой не входит прием этой отчетности.

При соблюдении этих требований налоговая инспекция не вправе отказать в приеме декларации, сославшись на то, что налог не перечислен в бюджет. Более того, по просьбе налогоплательщика инспекция обязана поставить на титульном листе отметку о приеме декларации с указанием даты ее представления. При получении декларации по телекоммуникационным каналам связи инспекция обязана передать налогоплательщику электронную квитанцию о приеме отчетности. Это следует из положений абзаца 2 пункта 4 статьи 80 Налогового кодекса РФ.

Факт неуплаты налога до момента подачи декларации может быть причиной для проведения проверки, начисления пеней или налоговых санкций (п. 22 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе). Но сам по себе отказ налоговой инспекции в приеме декларации по косвенным налогам из-за их неуплаты является неправомерным.

Ситуация: нужно ли составлять и сдавать специальную декларацию по косвенным налогам. Организация, применяющая специальный налоговый режим, ввозит в Россию товары из государства, которое входит в Таможенный союз

Обязательны для всех российских организаций, которые участвуют в экспортно-импортных операциях с партнерами из стран – участниц Таможенного союза. Порядка, утвержденного Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н .

Ольга Цибизова,

начальник отдела косвенных налогов департамента

налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

3. Ситуация: Как учесть НДС, уплаченный на таможне при импорте товаров, если организация применяет специальный налоговый режим

НДС, уплаченный на таможне при импорте, можно учесть либо в стоимости имущества, либо в составе расходов.

Порядок учета зависит:

  • от того, какой налоговый режим применяет организация;
  • от вида импортируемого имущества (основные средства или другие товары).*

2) при ввозе товаров, предназначенных для перепродажи:

  • если единый налог уплачивается с доходов – в стоимость товаров (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ);
  • если единый налог уплачивается с разницы между доходами и расходами – в состав расходов (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). При этом в уменьшение налоговой базы такие расходы относите по мере реализации импортированных товаров и при условии, что эти товары оплачены поставщику (письмо Минфина России от 20 января 2010 г. № 03-11-11/06);

3) при ввозе сырья и материалов, предназначенных для использования в производстве:

  • если единый налог уплачивается с доходов – в стоимость сырья и материалов (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).). При этом в уменьшение налоговой базы суммы НДС относите после их фактической уплаты (»

    Ольга Цибизова,

    начальник отдела косвенных налогов департамента

    налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Ввоз товаров налогоплательщиками на территорию Российской Федерации участниками Таможенного союза являются импортом. (ст. 1 Соглашения от 25.01.2008).

При ввозе товаров из Республики Беларусь в отношении таких товаров следует руководствоваться Соглашением между Правительствами РФ, Республики Беларусь и Республики Казахстан от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в ТС" (п. 1 Решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21.05.2010 № 36). В соответствие с данным Соглашением при импорте товаров из Белоруссии исчислить и уплатить с данной операции НДС должен российский покупатель. Взимание НДС по ввозимому из Белоруссии товару производится налоговыми органами по месту постановки на учет налогоплательщиков, то есть российский покупатель должен уплатить НДС не на таможне (как это происходит в остальных случаях), а через свою налоговую инспекцию.

Налоговая база по НДС при этом определяется на дату принятия на учет ввезенных товаров как сумма стоимости приобретенных товаров (цена сделки), включая затраты на транспортировку и доставку товаров (если такие расходы не были включены в цену сделки). Эти затраты приведены в пункте 2 раздела I Приложения к постановлению. Уплата в бюджет исчисленного НДС подлежит не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров . При ввозе товаров из Республики Беларусь заполняется отдельная налоговая декларация, форма и порядок заполнения которой утверждены Приказом Минфина России от 27 ноября 2006 г. № 153н. Вместе с этой декларацией российские импортеры белорусского товара должны представить соответствующие документы. После уплаты НДС российский покупатель, применяющий ОСНО, может принять этот НДС к вычету, если ввезенные из Белоруссии товары будут использоваться при осуществлении операций, облагаемых НДС.

Импортер на упрощенном режиме налогообложения (УСНО)

Организация, применяющая УСНО, не освобождается от уплаты НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Это правило касается и ввоза товаров в Россию из Республики Беларусь (п. 1 разд. I Положения). Порядок исчисления и уплаты НДС «упрощенцем» такой же, что и при ОСНО.

Однако в отличие от организации, применяющей ОСНО, «упрощенец» не сможет принять уплаченный НДС к вычету по нормам положений главы 21 НК РФ. Данный вывод содержится и в Письме ФНС от 10 октября 2005 г. № ММ-6-03/843@:

Однако, сумму уплаченного при ввозе товаров НДС «упрощенец» может включить в расходы на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ. Возможность включения такого НДС в состав расходов «упрощенца» подтверждена и в Письме Минфина России от 7 июля 2005 г. № 03-04-08/174.


Методика и новые возможности 1С:Бухгалтерия

Новые возможности:

  • введены специальные счета бухгалтерского учета для целей белорусского НДС:
    • 19.10 « НДС, уплачиваемый при импорте изТаможенного союза» учитываются суммы налога надобавленную стоимость потоварам, ввезенным натерриторию Российской Федерации изгосударств- членов Таможенного союза.
    • 68.42 « НДС при импорте товаров изТаможенного союза» предназначен для обобщения информации орасчетах сбюджетом поналогу надобавленную стоимость при ввозе товаров изгосударств- членов Таможенного союза.
  • Составление заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов
  • Составление статистической формы учета и перемещения товаров
  • Автоматическое заполнение декларации по косвенным налогам при ввозе товаров из государств-членов таможенного союза.
  • Автоматическое заполнение в декларации по НДС сумм для строки 190 - налог на добавленную стоимость, подлежащий вычету при ввозе товаров из стран таможенного союза.

Методика учета:

1. Хозяйственная операция: Поступление импортных товаров с территории Белоруссии

Документ в 1С: Поступление товаров и услуг

Проводки документа:

Дт 41 Кт 60.01

2. Хозяйственная операция: Составление заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составление статистической формы учета и перемещения товаров,начисление НДС подлежащего уплате

Документ в 1С:Заявление о ввозе товаров

Проводки документа:

Дт 19.10 Кт 68.42

3. Хозяйственная операция: Уплата НДС в бюджет

Документ в 1С: Списание с расчетного счета

Проводки документа:

Дт 68.42 Кт 51

4. Хозяйственная операция: получение отметки от налогового органа в

Документ в 1С: Подтверждение оплаты НДС в бюджет

Проводки документа: документ проводок не формирует

5. Хозяйственная операция: принятие к вычету сумм налога, начисленных при ввозе товаров из государств таможенного союза

Документ в 1С: Формирование записей книги покупок

Проводки документа:

Дт 68.02 Кт 19.10

Настройка программы и пример оформления операций

Рассмотрим более подробно каждый этап на примере:

Организация ООО « Торжок» покупает 01.07.2014 уконтрагента ООО « БелТорг» партию белорусского товара, количество которого равно 10 штнасумму 50000руб втом числе НДС. Необходимо оформить впрограмме поступления, сформировать заявление оввозе товаров иуплате косвенных налогов, оформить уплату налога, статистическую форму учета иперемещения товаров, покосвенным налогам при ввозе товаров изгосударств-членов таможенного союза.

Пример будет выполнен в 1С:Бухгалтерия редакция 3.0.35, в программе установлен интерфейс « Такси » .

Настройка программы

Для использования возможностей по учету товаров из государств Таможенного союза необходимо установить флажок Импортные товары (раздел Главное - Функциональность - Запасы ).


Работа со справочниками при белорусском импорте

При этом есть особенность внесения элементов в справочнику контрагенты и номенклатура. Рассмотрим их более подробно.

Вводим Страна регистрации - Беларусь, налоговый и регистрационный номер. Эти реквизиты в дальнейшем будут использоваться в заявлении о ввозе.


В справочнике номенклатура указываем код ТН ВЭД и страну происхождения, которые так же будут использованы в заявлении.


Оформление поступления ТМЦ из стран таможенного союза

Первичные документы: товарно-транспортная накладная, счет-фактура, спецификация, контракт, CMR.

Оформление в программе:



Составление заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составление статистической формы учета и перемещения товаров, начисление НДС подлежащего уплате.

Документ предназначен для отражения в учете ввоза товаров из государств таможенного союза. Документ может быть составлен на неограниченное количество поставок от одного контрагента за отчетный период (месяц). Табличная часть документа заполняется автоматически по данным документов Поступление товаров и услуг .

Дополнительно в документе указывается:

  • код по товарной номенклатуре внешне-экономической деятельности (ТН ВЭД)
  • вес товара
  • код вида транспорта
  • реквизиты товаросопроводительных документов
  • реквизиты спецификаций и участников сделки (при покупке товаров через комиссионера)

При проведении документа производится начисление налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате.

По кнопке Выгрузить формируются файлы выгрузки Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов и Статистическая форма учета и перемещения товаров .



Дозаполняем необходимые реквизиты табличной части:



Формируются проводки:

Из данного документа есть возможность распечатать заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов и статистическую формы учета и перемещения товаров. Для этого необходимо нажать на кнопку Печать .

Так же можно выгрузить формы отчета по кнопке Выгрузить или отправить в налоговый орган прямо из данного документа по кнопке Отправить .


Оплата НДС

Уплата налога проводится до 20-го числа месяца, следующего за отчетным. Для отражения в программе используется документ Списание с расчетного счета . С видом операции – Перечисление налога , счет Дт 68.42




Подтверждение оплаты НДС в бюджет

При получении отметки налогового органа в Заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов об уплате налога вводится документ .

Таблицу документа можно заполнить автоматически по документам Заявление о ввозе товаров задолженность перед бюджетом по которым погашена. При ручном заполнении дата оплаты указывается самостоятельно.

Открываем меню Операции - Помощник по учету НДС - Подтверждение оплаты НДС в бюджет


Открываем документ и нажимаем кнопку Заполнить .



Если после нажатия в табличной части не появились заявления, то необходимо открыть ОСВ по 68.42 с группировкой по контрагентам, договорам и счетам-фактурам и проверить прошла ли оплата по данным заявлениям.


В нашем случае заполнилась таблица:

Принятие к вычету НДС

Для принятия к вычету НДС используется документ Формирование записей книги покупок .

Открываем меню Операции - Помощник по учету НДС



Для заполнения нажимаем кнопку Заполнить документ :


В нашем случае табличная часть заполнилась следующим образом:


Документ формирует проводки:


Декларация по косвенным налогам при импорте товаров из государств - членов Таможенного союза

Для составления декларации в1С:Бухгалтерии 8 необходимо в форме 1С-Отчетность ввести команду создания нового отчета, в форме Виды отчетов найти отчет с названием Косвенные налоги при импорте товаров из государств - членов Таможенного союза и ввести команду Выбрать .





Составление декларации по НДС

Автоматическое заполнение в декларации по НДС сумм для строки 190 - налог на добавленную стоимость, подлежащий вычету при ввозе товаров из стран таможенного союза.



Заключение

В новой версии программы Бухгалтерия 3.0 представлен очень удобный функционал:

  • Введены специальные счета бухгалтерского учета для целей белорусского НДС
  • Введены верные проводки по учету белорусского НДС
  • Составление заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов
  • Составление статистической формы учета и перемещения товаров
  • Автоматическое заполнение декларации по косвенным налогам при ввозе товаров из государств-членов таможенного союза
  • Автоматическое заполнение в декларации по НДС сумм для строки 190 - налог на добавленную стоимость, подлежащий вычету при ввозе товаров из стран таможенного союза

Надеемся, что данные нововведения и наша статья помогут вам значительно облегчить свою работу с импортными товарами. Если вам необходима помощь во внедрении нового функционала, оставьте заявку и мы с радостью вам поможем.

При использовании материалов данной статьи обязательна ссылка на источник

Соловьева Мария

Специалист-консультант по 1С:Бухгалтерии, преподаватель ЦСО

Что же подразумевается под благозвучным и намекающим на неплохие перспективы словом "союз", когда идет речь об упрощении товарно-денежных отношений между государствами? По сути, это единая таможенная территория, которая на основе международного договора заменяет две или несколько таможенных территорий . В пределах официально оговоренных просторов отменяются таможенные пошлины и другие меры ограничения внешней торговли в отношении практически всех товаров. При этом каждый участник соглашения применяет единые таможенные пошлины и другие инструменты регулирования с третьими странами.

трех государств - России, Беларуси и Казахстана (ТС) - идея 15-летней давности. Сперва 6 января 1995 г. в Минске было подписано историческое Соглашение между Россией и Республикой Беларусь, которое, по сути, является фундаментом создания современного трехстороннего партнерства.

Новой ступенью в формировании ТС стал Договор от 6 октября 2007 г. "О создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза", в результате которого к действовавшему Таможенному союзу присоединился Казахстан. Кроме того, было принято решение о создании единой таможенной территории и устранении процедур таможенного оформления и контроля между тремя странами.

Примечание. Образование Таможенного союза трех стран должно исключить процедуры таможенного контроля и администрирования внутри соответствующей территории, а также установить действие единого таможенного тарифа на территории союза.

Преимущества создания ТС очевидны. Восстановление и укрепление экономических связей между организациями трех стран благоприятно повлияют на экономическую обстановку - появятся новые рынки для сбыта продукции, а себестоимость товаров значительно снизится ввиду упрощения условий пересечения границы.

Однако теплые отношения между государствами не отменяют возникновения налоговых последствий у участников внешнеэкономических отношений.

Что с экспортом?

С точки зрения косвенного налогообложения порядок исчисления платежей не меняется, за исключением некоторых особенностей. В соответствии с Протоколом от 11 декабря 2009 г. "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе" основным принципом налогообложения при экспорте товаров в рамках Союза является применение нулевой ставки НДС. Само собой, факт экспорта должен быть документального подтвержден участниками сделки. Кроме того, при экспорте товаров в пределах "дружественных" государств налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты в порядке, предусмотренном законодательством государства-экспортера.

Примечание. Нормативно-правовое регулирование

На межгосударственном уровне порядок взимания косвенных налогов при торговле товарами регулируется нормативно-правовыми актами :

Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе";

Протоколом от 11 декабря 2009 г. "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе".

Процедурой подтверждения факта экспорта является представление вместе с декларацией в налоговые органы следующих документов или их копий:

Договора, на основании которого производится экспорт товаров, с учетом изменений, приложений и дополнений к ним;

Выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера;

Заявления о ввозе товаров и уплате необходимой суммы косвенных налогов, составленного по форме Приложения 1 к Протоколу от 11 декабря 2009 г. На заявлении должна стоять отметка структурного подразделения, ответственного за проведение камеральных проверок, налогового органа государства, на территорию которого импортированы товары;

Транспортных документов предусмотренных законодательством государства-экспортера, подтверждающих перемещение товаров с территории одной страны на другую;

Иных документов, предусмотренных законодательством страны - участника Таможенного союза, с территории которого осуществляется экспорт товаров, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС.

Документы, которые подтверждают факт экспорта, представляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки товаров. Стоит отметить, что в отличие от пока действующего порядка косвенного налогообложения с Белоруссией новый срок подачи указанных выше документов должен составлять 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров. Сейчас налогоплательщики по-прежнему обязаны представить в налоговые органы соответствующие налоговые декларации и подтверждающие документы не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров.

Одно из значимых новшеств в рамках Соглашения от 25 января 2008 г. составляет тот факт, что его положения распространяются как на все товары, производимые в России, Белоруссии, Казахстане, так и на товары, произведенные в других странах и выпущенные в свободное обращение на территории тройственного союза.

Что с импортом?

Основные положения по уплате таможенного НДС при импорте товаров остались прежними по сравнению с положениями Соглашения между Россией и Белоруссией от 15 сентября 2004 г., за исключением следующих моментов:

Введены новые правила определения налоговой базы;

Комплект документов, представляемых в налоговый орган, дополнен информационным сообщением;

Отсутствуют положения об особенностях уплаты обязательных платежей при транзите товара и освобождении от уплаты НДС при ввозе товаров для переработки с целью последующего вывоза продуктов переработки за пределы Таможенного союза.

Общим принципом обложения НДС является исчисление и уплата налога покупателем в бюджет государства, на территорию которого товары были импортированы.

Важно помнить, что если товары приобретаются на основании договора между резидентом государства - члена Таможенного союза и организацией, не имеющей отношения к тройственному союзу, но при этом товары импортируются с территории России, Беларуси или Казахстана, косвенные налоги уплачиваются тем участником сделки, на чью территорию импортированы товары.

В соответствии с Протоколом от 11 декабря 2009 г. налоговая база по НДС определяется на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров на основе стоимости приобретенных товаров. Исчисленный НДС уплачивается не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров либо за месяцем, когда должен пройти платеж, предусмотренный договором.

При импорте Протокол от 11 декабря 2009 г. предусматривает обязанность представления вместе с налоговой декларацией комплекта документов :

Заявления на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде;

Выписки банка, подтверждающей фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам, или иного документа, подтверждающего исполнение налоговых обязательств по уплате косвенных налогов, если это предусмотрено законодательством государства - члена Таможенного союза;

Транспортных документов, предусмотренных законодательством государства - члена ТС, подтверждающих перемещение товаров на территорию другого государства - члена ТС. Указанные документы не представляются в случае, если для отдельных видов перемещения товаров оформление таких документов не предусмотрено законодательством государства;

Счетов-фактур, оформленных в соответствии с законодательством государства - члена ТС при отгрузке товаров, в случае если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством государства - члена ТС;

Договоров, на основании которых приобретены или произведены импортированные товары;

Если товары были отгружены с территории одного государства, а контракт был заключен с компанией другого государства, не входящего в тройственный союз, необходимо представить информационное сообщение поставщика товаров о лице, у которого они были приобретены (пп. 6 п. 8 ст. 2 Протокола об экспорте и импорте товаров);

Договора комиссии, поручения или агентского договора в случаях их заключения.

Проблемы воплощения идей

Уже сейчас возникает ряд организационных вопросов, с которыми столкнутся заинтересованные налогоплательщики. Согласно Решению Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), принятому 21 мая 2010 г., нормативно-правовые документы, регулирующие сотрудничество трех стран, должны вступить в силу с 1 июля 2010 г. В этот же день должен заработать и отдельный Таможенный кодекс для Казахстана, Беларуси и России. Но на момент выпуска июльского журнала "Расчет" указанный документ не был ратифицирован Республикой Беларусь. Несмотря на то что платформа для сотрудничества готовится "на троих", Беларусь несколько отстала от процесса вхождения в ТС.

Примечание. До сих пор нет определенности в вопросах создания и деятельности Таможенного союза, который вступил в силу полгода назад.

Согласно заявлениям Игоря Шувалова, первого вице-премьера РФ, на Петербургском международном экономическом форуме только 5 июля представители двух государств попытаются разрешить вопрос о дальнейшем развитии экономических отношений. Что же касается Казахстана, то в отношении этой страны положения нового Таможенного кодекса должны заработать с июля. Но и здесь без оговорок не обошлось. На том же экономическом форуме вице-премьер Казахстана Умирзак Шукеев заявил, что существующий таможенный контроль на границе Россия - Казахстан еще год останется неизменным.

Примечание. 5 июля представители России и Беларуси попытаются разрешить вопрос о дальнейшем развитии экономических отношений в рамках тройственного Таможенного союза.

Нет четкости в действиях на пути к сближению - нет и конкретики в документальном оформлении сделок, которые подпадут под новое таможенное регулирование. Так, форма декларации по НДС, которую необходимо будет представить российскому покупателю импортного товара в свою налоговую, пока не опубликована. А открытый перечень документов может привести к спорам с инспекторами в части необходимости и достаточности представляемых документов.

Бухгалтерам нашей страны не привыкать работать в неведении. Усугубляется ситуация тем, что международные отношения нет-нет да требуют более серьезной подготовки, начиная с согласования условий контракта с иностранным партнером и заканчивая оформлением всех необходимых для сделки документов. И как, интересно, внутри компании можно стремиться к четкому и законному учету операций, когда "в верхах" устные соглашения и обсуждения не успевают за уже изданными нормативно-правовыми трактатами? Остается разводить руками.

"Главная книга", 2015, N 7

С января 2015 г. в Евразийский экономический союз входят Россия, Белоруссия, Казахстан и Армения. В ближайшем будущем к ЕАЭС может присоединиться и Киргизия.

Именно Договор о ЕАЭС регулирует теперь уплату НДС при экспорте и импорте товаров, работ и услуг во взаимной торговле между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Арменией. В целом порядок налогообложения остался таким же, какой применялся ранее при торговле между странами Таможенного союза - Россией, Белоруссией и Казахстаном. НДС считается по принципу страны назначения.

Но в 2015 г. появились новые особенности, которые надо учесть при работе с контрагентами из стран ЕАЭС. Связаны они не только с новым Договором о ЕАЭС, но и с внутрироссийскими изменениями.

В этой статье рассмотрим общий порядок уплаты НДС при импорте товаров в Россию из других стран ЕАЭС, а также обратим внимание на особенности, появившиеся в этом году.

Примечание: Будем рассматривать самые простые сделки купли-продажи товаров - без участия комиссионеров и агентов.

НДС при импорте платят независимо от режима налогообложения

Организациям и предпринимателям независимо от применяемого режима налогообложения при ввозе товаров в Россию из Белоруссии, Казахстана и Армении надо уплачивать в российский бюджет НДС со стоимости ввезенных товаров <3>. Из этого правила есть исключения. Так, не надо платить "ввозной" НДС, если:

(или) товары не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при ввозе в Россию;

(или) товары ввозятся организацией в связи с их передачей в рамках одного юридического лица. К примеру, товар передается российской головной организацией собственному филиалу, находящемуся в другой стране ЕАЭС. В таком случае покупатель, купивший товар у филиала, должен будет уплатить импортный НДС (как при ввозе товара из России) в бюджет своей страны. А российская организация, получив от покупателя заявление об уплате косвенных налогов с отметкой его налоговой инспекции, сможет претендовать на экспортную ставку НДС.

Внимание! Платить НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС надо также и упрощенцам, и плательщикам ЕНВД.

"Ввозной" НДС надо уплачивать налоговой службе (а не таможне - как при импорте товаров из других стран, не входящих в ЕАЭС) .

"Ввозной" НДС надо исчислить на дату принятия на учет импортированных товаров. Считается налог со стоимости товаров, которая определяется как цена сделки, подлежащая уплате поставщику по условиям договора.

Если стоимость товаров выражена в иностранной валюте, ее надо пересчитать в рубли по курсу Банка России на дату принятия товаров к учету.

Ставка НДС определяется так же, как при реализации товаров внутри России (за исключением случаев ввоза товаров, освобождаемых при ввозе от налогообложения).

Начисление "ввозного" НДС отражается проводкой по дебету счета 19 "НДС по приобретенным ценностям" и кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" (субсчет "Расчеты по НДС").

После ввоза товаров в Россию не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров, нужно:

Заплатить "ввозной" НДС в инспекцию (или подать заявление о зачете имеющейся переплаты по другому федеральному налогу - с таким расчетом, чтобы до этой даты инспекция уже либо сделала зачет, либо приняла решение об отказе и вы успели уплатить налог). Порядок зачета уплаченных сумм в счет долга по импортному НДС такой же, как и при зачете иных налогов, уплачиваемых при реализации на внутрироссийском рынке.

Напомним, что по общему правилу на вынесение решения по проведению зачета налоговому органу отводится 10 рабочих дней со дня получения им заявления от налогоплательщика;

Подать в инспекцию декларацию по косвенным налогам. Эта декларация не имеет ничего общего с обычной НДС-декларацией, у них разные формы, сроки подачи и периоды, за которые они составляются.

Внимание! По-прежнему декларацию по косвенным налогам надо подавать в ИФНС не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет товаров, ввезенных из стран ЕАЭС.

Сейчас действует старая форма декларации по косвенным налогам, утвержденная еще в 2010 г.

Вместе с декларацией по косвенным налогам в инспекцию надо представить:

Заявление о ввозе товаров:

(или) четыре экземпляра на бумажном носителе + электронный вариант этого заявления;

(или) только заявление в электронном виде, если оно подписано электронно-цифровой подписью.

Обратите внимание на то, что с 1 января форма заявления немного изменена. В частности, убрана подпись главного бухгалтера. Изменился и электронный формат этого заявления;

Копию выписки банка, подтверждающей уплату косвенных налогов по импортированным товарам.

Если у вас была переплата, которую вы зачли в счет уплаты "ввозного" НДС, то выписка банка не нужна;

Копии транспортных (товаросопроводительных) документов, подтверждающих перемещение товаров (если они оформлялись);

Копии счетов-фактур, оформленных продавцом при отгрузке товаров.

Если счет-фактуру продавец не должен составлять (к примеру, если он неплательщик НДС), то в инспекцию надо представить другой документ, подтверждающий стоимость товаров. Налоговики не будут требовать счет-фактуру, если продавец товара - налогоплательщик страны, не входящей в ЕАЭС;

Копию договора/контракта, на основании которого приобретены товары, и копию посреднического договора (если он заключался);

В некоторых случаях - информационное сообщение о приобретении импортированных товаров. В частности, такое сообщение потребуется, когда товар приобретен у контрагента из одной страны ЕАЭС (к примеру, у продавца из Армении), а импортируется товар с территории другой страны ЕАЭС (к примеру, вывозится из Казахстана). Сообщение составляет и подписывает контрагент, у которого приобретаются товары, он указывает в сообщении данные контрагента, договора и спецификации. Учтите, что такое сообщение необходимо, если требуемых данных нет в договоре. К сообщению, составленному не на русском языке, нужен перевод.

Вместо бумажных копий документов, прилагаемых к декларации по косвенным налогам, можно направить в инспекцию электронные варианты требуемых документов (по утвержденным нашей налоговой службой форматам), подписанные ЭЦП.

"Ввозной" НДС - к вычету или в расходы, но не у всех

Если в ходе камеральной проверки инспекция не выявила каких-либо несоответствий, она должна в течение 10 рабочих дней с даты подачи заявления:

(если) заявление было представлено на бумаге - проставить на трех его экземплярах отметку об уплате налога и вернуть вам. Один экземпляр оставляете у себя, а два других передаете своему продавцу;

(если) заявление направлялось в инспекцию в электронном виде и было подписано ЭЦП, то инспекция направит вам в электронном виде документ, подтверждающий уплату косвенных налогов (освобождение или иного порядка исполнение налоговых обязательств). В этом случае вы должны будете направить своему продавцу в бумажном или электронном виде (если между вами налажен электронный документооборот):

Копию представленного вами в инспекцию заявления;

Копию документа, полученного от инспекции с подтверждением уплаты "ввозного" НДС.

Плательщики НДС могут принять к вычету уплаченный "ввозной" НДС, если ввезенные товары предназначены для использования в облагаемых НДС операциях.

Для этого нужно зарегистрировать в книге покупок заявление о ввозе товаров и указать в ней реквизиты документов, подтверждающих уплату "ввозного" НДС.

"Ввозной" налог учитывается в расходах, если покупатель:

(или) применяет "доходно-расходную" упрощенку либо уплачивает ЕСХН - как отдельный расход <21>;

(или) применяет общий режим налогообложения и товары предназначены для не облагаемых НДС операций - в составе стоимости ввезенного имущества.

Плательщики ЕНВД и упрощенцы, выбравшие объект "доходы", никак не учитывают уплаченный при ввозе НДС.

Корректируем базу по "ввозному" НДС

Ситуация 1. Некачественный или некомплектный импортированный товар возвращен в месяце принятия его на учет.

В этом случае в декларации по косвенным налогам не нужно вообще отражать импорт возвращенных товаров. Но к такой декларации надо приложить дополнительные документы (в бумажном или электронном виде), подтверждающие возврат товаров и объясняющие причину такого возврата:

Согласованную участниками договора претензию;

Документы на дальнейшие операции с бракованными или некомплектными товарами, в частности:

(или) акты их приема-передачи - если товар не транспортировался;

(или) транспортные/товаросопроводительные документы - при транспортировке возвращаемых товаров;

(или) акты уничтожения - если стороны договорились о том, что некачественный товар возврату не подлежит.

Ситуация 2. Некачественные/некомплектные товары возвращаются по истечении месяца, в котором они были приняты на учет.

Тогда в инспекцию надо представить уточненную декларацию по косвенным налогам и документы, подтверждающие возврат товара и причину этого (как в предыдущей ситуации). Также к уточненной декларации нужно приложить:

(если) возвращается лишь часть товаров - уточненное заявление о ввозе и уплате косвенных налогов. Особенности его составления теперь прописаны в Правилах заполнения заявления о ввозе товаров;

(если) товар возвращается полностью - информационное сообщение о реквизитах ранее представленного заявления (составляется в произвольной форме, в нем надо указать, что товар, при ввозе которого было заполнено определенное заявление, возвращен продавцу).

Как в первой, так и во второй ситуации после уменьшения "ввозного" НДС на ту же сумму надо восстановить НДС, предъявленный ранее к вычету. Это надо сделать в том квартале, в котором некачественные товары возвращены. Следовательно, при возврате импортированных товаров не требуется уточнять обычную НДС-декларацию, даже если товары возвращены поставщику по истечении довольно длительного времени.

Ситуация 3. Увеличилась стоимость импортированных товаров.

В этом случае должна увеличиться и база для целей уплаты "ввозного" НДС на разницу между измененной и предыдущей стоимостью импортированных товаров. Не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором увеличилась цена товаров, нужно:

Доплатить "ввозной" налог;

Представить еще одну декларацию по косвенным налогам (не уточненную, а именно новую - за текущий месяц). Если в месяце увеличения цены ранее ввезенных товаров вы импортировали другие товары из стран ЕАЭС, все операции можно отразить в одной декларации по косвенным налогам.

В ней надо, в числе прочего, отразить разницу, возникшую из-за увеличения цены товаров. Для обоснования этой суммы к декларации надо приложить:

Заявление о ввозе товаров с указанием разницы между измененной и предыдущей стоимостью. Представляется оно в том же порядке, что и первоначальное, - на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде либо в электронном виде, подписанное ЭЦП. Особенности составления корректирующего заявления закреплены в Правилах его заполнения;

Договор или иной документ, подтверждающий увеличение цены товара;

Корректировочный счет-фактуру (если он выставлялся продавцом).

После того как вы доплатите "ввозной" налог, его можно будет принять к вычету, но только при условии, что товары вы планируете использовать в облагаемой НДС деятельности.

Ситуация 4. Стоимость импортированных товаров уменьшилась.

Такое возможно, когда стороны договариваются об уменьшении стоимости товаров, к примеру, в связи с выявлением в них недостатков. Однако в Приложении N 18 к Договору о ЕАЭС не прописано никаких специальных правил для отражения уменьшения стоимости ввезенных товаров. Вот как это прокомментировали специалисты Минфина.

Лозовая Анна Николаевна, ведущий советник отдела косвенных налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

"Уменьшение налоговой базы по импортированным товарам после их принятия к учету не предусмотрено действующим Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг.

Предполагалось, что после уплаты НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС вся сумма полностью принимается к вычету либо в некоторых случаях включается в расходы, учитываемые при налогообложении, поэтому нет смысла корректировать сначала налоговую базу при ввозе в сторону уменьшения, а потом восстанавливать налоговые вычеты по НДС".

Как видим, при таком подходе плательщики НДС, которые приобрели товары для облагаемых НДС операций, действительно в выигрыше: проверяющие не ставят под сомнение возможность вычета "входного" НДС, начисленного до уменьшения стоимости. Таким образом, отсутствие перерасчета никак не повлияет на налоговые обязательства и не нужно подавать какие-либо уточненные декларации и делать корректировки в текущей отчетности.

Однако те, кто не имеет права на вычет НДС, наверняка предпочли бы пересчитать "ввозной" налог - это выгоднее с налоговой точки зрения. Ведь если скорректировать обязательства по "ввозному" НДС, из бюджета можно вернуть (зачесть) 100% разницы, к примеру 18 000 руб. при уменьшении стоимости ввезенных товаров на 100 000 руб., облагаемых по ставке 18%. А если корректировки не будет, то:

(или) уплачиваемый налог на прибыль будет меньше лишь на 3600 руб. (18 000 руб. x ставка налога на прибыль 20%) по сравнению с налогом, рассчитанным без уменьшения налоговой базы на НДС в сумме 18 000 руб.;

(или) упрощенцы при "доходно-расходной" УСНО базу по налогу могут уменьшить максимум на 2700 руб. (18 000 руб. x ставка налога 15%);

(или) при "доходной" упрощенке, так же как и при применении ЕНВД, нескорректированный НДС просто теряется.

Но будут ли инспекции принимать уточненные заявления из-за уменьшения стоимости товаров, а также уточненные декларации - покажет время. Договор о ЕАЭС прямо не запрещает импортерам подать такие документы (хотя и прямо не позволяют это делать).

А также организации и ИП на спецрежимах.

Но в некоторых случаях импорт товаров НДС не облагается. Например, если в Россию ввозятся медицинские товары, реализация которых не облагается НДС в нашей стране (п. 2 ст. 150 НК РФ).

Ставка НДС при импорте товаров

В 2018 году ввозимые в РФ товары облагаются НДС по ставке 10% или 18%. Если, например, реализация определенного товара внутри страны облагается НДС по ставке 18%, то при ввозе такого товара НДС уплачивается по такой же ставке. НДС при импорте придется уплачивать по ставке 20%.

НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС

При ввозе товаров в Россию из Белоруссии, Казахстана, Армении или Киргизии организации и ИП должны перечислить импортный НДС не на таможню, а в свою ИФНС, а также представить соответствующую декларацию.

Сумма НДС определяется по следующей формуле.

Налоговая база определяется на дату принятия импортированных товаров на учет (п. 13 Приложения № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе" (Подписан в г. Астане 29.05.2014)).

Представление декларации при импорте товаров из стран ЕАЭС

Декларация по импортному НДС при ввозе товаров из стран ЕАЭС (утв. Приказом ФНС от 27.09.2017 № СА-7-3/765@) представляется в ИФНС не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем ввоза товаров на территорию РФ. Например, за октябрьский импорт нужно отчитаться перед ИФНС

Декларация по НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС представляется в ИФНС в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, если средняя численность работников организации/ИП превышает 100 человек за предшествующий год (п. 3 ст. 80 НК РФ). Если же эта численность не превышает 100 человек, то декларацию можно сдать на бумаге.

Уплата НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС

НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС уплачивается не позднее срока представления соответствующей декларации. Например, если товар ввезен в Россию в ноябре 2018 г., то перечислить ввозной НДС нужно

При перечислении платежей по данному налогу в поле 104 платежного поручения указываются следующие КБК.

НДС при импорте товаров из других стран (не из ЕАЭС)

В этом случае получателем импортного НДС является таможня.

Ввозной НДС рассчитывается следующим образом (ст. 160 НК РФ).

НДС при импорте услуг

Приобретая услуги у иностранца, заказчик в некоторых ситуациях должен будет уплатить НДС в бюджет как . Обязанности налогового агента возникают, если местом реализации услуг признается территория РФ (ст. 148 НК РФ). Налог , перечисляемой иностранному исполнителю, и он получает в качестве дохода сумму за минусом НДС.

НДС при импорте услуг уплачивается в бюджет одновременно с перечислением денег иностранцу (п. 4 ст. 174 НК РФ). Перечисляется такой НДС на КБК 182 1 03 01000 01 1000 110. При этом в поле 101 платежного поручения («статус») указывается «02».

По итогам квартала, в котором был удержан агентский НДС при импорте услуг, нужно отчитаться перед ИФНС, представив обычную декларацию по НДС не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Напомним, что с отчетности за I квартала 2017 года декларация подается по обновленной форме (утв. Приказом ФНС от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@, в ред. Приказа ФНС от 20.12.2016 N ММВ-7-3/696@).

Импортный НДС можно принять к вычету

Плательщики внутреннего НДС могут взять к вычету импортный НДС после принятия ввезенных товаров на учет и уплаты данного налога в бюджет. Принятие НДС по импорту к вычету производится на основании документов, подтверждающих уплату этого налога (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Спецрежимники и освобожденные от обязанностей плательщиков НДС включают импортный НДС в стоимость приобретенных товаров/услуг.



Полезные инструменты