Фрегаты заменят крейсеры. Современные корветы и фрегаты. Чем они отличаются от других российских кораблей крейсеров, сторожевиков и т. п

Российский корвет "Стерегущий"

Корвет - тип малых боевых судов, предназначенный для выполнения сторожевых и конвойных функций. Основными задачами такого корабля является обнаружение и борьба с подводными и воздушными силами противника.

Водоизмещение корвета может варьироваться от 500 до 1600 тонн, скорость редко превышает 20 узлов или 37 километров в час.

Из вооружения корветы, как правило, несут на борту ракетные или артиллерийские установки калибром до 102 миллиметров, зенитные орудия и бомбометы для сбрасывания глубинных бомб. Изредка корвет может быть оборудован торпедным аппаратом.

Кроме этого, корветы обладают гидроакустическими и радиолокационными средствами воздушного и подводного обнаружения.

В современном виде корветы появились незадолго до начала Второй Мировой войны. Что интересно, в отечественной классификации до недавнего времени они относились к типу сторожевых кораблей, а корвет, как отдельный класс был выделен лишь после распада СССР.

Эсминец "Сарыч"

Эсмнец или эскадренный миноносец получил свое название в честь вооружения первых кораблей этого типа. Изначально они предназначались для создания морских минных полей, а также обладали торпедными аппаратами и малокалиберной артиллерией для борьбы с кораблями противника.

Сегодня главными целями эскадренных миноносцев является борьба с воздушными, подводными и надводными целями в составе эскадры.

Среди вооружения этих кораблей имеются ракетные установки (ранее артиллерия), средства ПВО и торпедные аппараты.

Говорить о размерах и скорости этого типа кораблей несколько некорректно, так как понимание эсминцев в разных странах несколько варьируется.

К примеру, в Японии водоизмещение эсминцев может достигать 10000 тонн, в некоторых странах оно не превышает 2500. В России же стандартным водоизмещением эсминца считается 6500 тонн, а скорость может достигать 35 узлов.

Фрегат

По размерам и маневренности современные фрегаты очень близки к эсминцам. Однако, если эскадренный миноносец способен бороться со всеми типами целей: надводными, подводными, воздушными, то фрегаты концентрируются лишь на борьбе с подводными лодками и авиацией противника.

Они также имеют ракетное вооружение, но его недостаточно для эффективного противодействия кораблям противника.

Крейсер

Ракетный крейсер "Москва"

Крейсер, пожалуй, является самым универсальным современным типом кораблей, так как это единственное судно, способное выполнять задачи как самостоятельно, так и в составе эскадры.

В настоящее время этот тип кораблей активно используется лишь ВМС США и России. В других странах, если фрегаты и встречаются, то очень малым числом.

Основная задача этих кораблей заключается в борьбе с надводными силами противника.

Крейсера преимущественно несут ракетное вооружение, а также могут обладать небольшим количеством средств ПВО.

До недавнего времени крейсера имели обширную собственную классификацию. К примеру: линейные крейсера, крейсера ПВО, легкие, тяжелые, линейные и даже авианесущие крейсера. Тем не менее, к концу XX века эта классификация была упразднена.

Водоизмещение современных крейсеров: до 10 000 тонн. Скорость: 30-40 узлов.

Линкоры

Линкор Российского/Советского флота "Севастополь" выведенный из эксплуатации в 1956 году

Говорить много о линкорах, думаю, не стоит. Эти корабли в середине ХХ века были настоящими морскими монстрами - огромными и тяжеловооруженными, однако Вторая Мировая война показала их несостоятельность и после нее строительством линкоров больше никто не занимался, а оставшиеся потихоньку выводились из эксплуатации.

Авианосцы

Единственный российский авианосец "Адмирал Кузнецов"

Именно эти корабли затмили собой линкоры. Не менее огромные, они служили полноценными аэродромами посреди океана, обеспечивая поддержку с воздуха остальным кораблям.

Для Российского Военно-Морского Флота задача обороны прибрежной морской зоны была, есть и остается одной из самых насущных задач. Это вызвано большой протяженностью морских границ государства, наличием в прибрежной морской зоне большого количества стратегически важных объектов военного и экономического назначения. Подобной стратегии придерживались еще в Советском Союзе, где функцию по охране морских рубежей выполняли сторожевики. Не изменилась картина и в наши дни. Сегодня на смену устаревшим боевым судами пришли новые и совершенные боевые суда — корабли проекта 20380.

Боевая необходимость или дань традиции

Сторожевики в российском флоте — явление не новое. С кораблями этого класса русские моряки познакомились в годы Первой Мировой войны. Эти сравнительно небольшие военные суда стали универсальными боевыми единицами, выполняющими огромный объем боевой работы. За рубежом подобные суда классифицировались как фрегаты и корветы. В Российском флоте пошли своим путем, создав отдельный класс боевых судов – сторожевые корабли.

Появление этих судов в составе флота было вызвано острой необходимостью. Функции охраны побережья и морских рейдов, охрану конвоев и противодействие малым силами флота противника могли выполнять и эсминцы, однако эти корабли были немногочисленны. Строить новые эсминцы в большом количестве было дорогостоящим занятием. Посчитали, что будет выгоднее использовать для выполнения поставленных задач однотипные суда меньшего водоизмещения. Не следует сравнивать сторожевики по боевым и мореходным качествам с эсминцами – это совершенно разные по характеру применения боевые корабли. Такие корабли должны быть универсальными и строиться в массовом порядке.

Играл огромную роль и экономический фактор. Постройка одного сторожевого корабля, фрегата или корвета обходилась казне в два, в три раза дешевле, чем постройка одного эсминца. В Советском Союзе сумели оценить эти преимущества. В 20-е и в 30-е годы, в тяжелых экономических условиях постройка сторожевиков стала для СССР единственной возможностью поднять боеспособность своего флота. В предвоенное время, в годы войны сторожевые корабли стали самыми массовыми боевыми судами советского Военно-Морского Флота. Аналогичного принципа комплектования флота придерживались в СССР и в послевоенное время. На оснащении флота появились более мощные и совершенные корабли, ввиду которых класс сторожевых кораблей получил новое развитие.

В отличие от первых судов подобного класса, советские сторожевики (СКР) стали на порядок сильнее и мощнее. В Советском Союзе строятся корабли, которые по огневой мощи и техническому оснащению не уступают эсминцам. За рубежом советские сторожевики давно причисли к классу фрегатов, считая их полноценным боевыми судами. В СССР привыкли строить много и мощно. Соответственно и сторожевики стали больше в размерах, получили мощные средства вооружения. Такая тенденция сохранялась до последних дней существования Советского Союза. Для флота планировалось построить сторожевики проект 11540 – большие военные корабли океанского класса. Говорить о том, что флоту нужны СКР для охраны и обороны прибрежной морской зоны не приходилось. Эта ниша в советском ВМФ так и осталась незаполненной.

В России, которая унаследовала от Советского Союза огромный военный флот, пришлось с нуля решать задачу создания кораблей ближней морской зоны. Первоначально решить проблему должны были корабли проекта 12441, однако с «Новиком» — головным кораблем проекта — не сложилось. Проект был отклонен. Было решено начать строительство СКР в том виде и в том варианте, в котором эти корабли должны быть изначально. В таких условиях родился проект 22380, предусматривающий постройку малого сторожевого корабля для охраны ближней морской зоны.

Первые шаги на пути постройки нового сторожевика

В трудные 90-е годы основная задача командования российского ВМФ заключалась в сохранении боеспособности корабельного состава, доставшегося в наследство от советского военного флота. Необходимость в постройке новых судов ощущалась остро, однако экономические трудности и недостаток финансирования не позволяли с размахом начать строительство новых боевых кораблей. Ввиду того, что реализовать проект 12441, было признано нецелесообразно, высшее военно-морское руководство страны поставило перед отечественными кораблестроителями задачу: создать малый сторожевой корабль, которым можно будет заменить выводящиеся из состава флота сторожевики советской постройки.

Поручили это задание традиционно ЦМКБ «Алмаз», одному из ведущих отечественных проектно-конструкторских бюро страны. В техническом задании к будущему проекту указывались основные технические параметры нового корабля. Это должен был быть, в соответствии с западной классификацией, многоцелевой корвет проекта 20380. Говоря простым языком, было необходимо создать простой и дешевый надводный корабль 2-го ранга, предназначенный для выполнения боевых задач в прибрежных морских акваториях.

Начало проектирования пришлось на 1997 год. В окончательном виде проект сформировался к 2001 году. Строительство новых судов было решено поручить Санкт-Петербургской «Северной верфи». Это судостроительное предприятие должно было обеспечить постройку судов для нужд Балтийского флота. При удачной реализации проекта со временем планировалось начать постройку новых корветов на Дальнем Востоке, которыми будет оснащаться Тихоокеанский флот.

В соответствии с проектом новый сторожевик должен был выполнять следующие боевые задачи:

  • основная зона действия корабля — прибрежные акватории и экономическая морская зона;
  • основная функция кораблей заключалась в борьбе с надводными кораблями и подводными силами флота вероятного противника;
  • патрулирование в зоне ответственности, защита прибрежных морских коммуникаций, блокада объектов береговой инфраструктуры.

В целом, ничего нового в предназначении новых боевых судов не было. Все перечисленные цели соответствовали этому классу кораблей, которые должны будут наглухо закрыть прибрежный морской фланг от посягательств.

Закладка головного корабля проекта корвета «Стерегущий» состоялась в декабре 2001 года. Всего командование ВМФ в рамках первого заказа планирует получить от корабелов 7 судов проекта 20380. Через два года состоялась закладка следующего корабля этого типа, корвета «Сообразительный». В 2005 году состоялась закладка третьего корабля, получившего название «Бойкий». К этому времени состоялся спуск на воду головного корабля. Корвету «Стерегущему» предстояло еще пройти долгий цикл заводской достройки, оснащение средствами навигации и вооружения, приемки и ввода в строй.

Строительство оставшихся судов в соответствии с Государственным заказом для Балтийского флота на «Северной верфи» продолжается и сегодня. Первые четыре корабля введены в строй и входят в состав Балтийского флота. Ввиду успешности конструкции кораблей, проект получил продолжение. В 2015 году состоялась закладка еще двух судов для балтийских моряков, корвет «Ретивый» и корабль того же класса «Строгий» планируется сдать флоту до 2020 года.

Летом 2006 года состоялась закладка первого корабля проекта 20380 на «Амурском судостроительном заводе» в г. Комсомольск на Амуре. Сегодня этот совершенный и современный корабль под названием «Совершенный» уже числится в составе Тихоокеанского флота. Последующая реализация проекта 20380 ориентирована на строительство боевых судов для нужд Тихоокеанского флота. Второй корабль, строившийся на АСЗ в соответствии с программой технического переоснащения Тихоокеанского флота, корвет «Громкий» предполагается передать флоту в 2018 году. Сегодня на корабле ведется доводка и отладка основных систем корабля, включая комплекс управления и электротехнического обеспечения.

На данный момент мощности судостроительного завода в Комсомольске на Амуре загружены полностью. Следом за «Громким» ведется постройка еще двух однотипных корветов: кораблей «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» и «Резкий», на котором начаты работы по формированию корпуса. Суда должны быть переданы Тихоокеанскому флоту в 2020-21 гг.

Особенности корветов проекта 20380

Не стоит думать о том, что корветы проекта 20380 стали чем-то новым для Российского флота. Внимательно присмотревшись к кораблям, можно увидеть внешнее сходство с другими боевыми судами, стоящими на вооружении отечественного флота. Подобная схема сегодня в разных вариантах реализована в ходе строительства других боевых кораблей. Малые ракетные корабли типа «Буян-М», хотя и обладают вдвое меньшим водоизмещением, имеют те же обводы корпуса и конфигурацию надстройки. Подобным сходством обладают и корабли проекта 22350, строившиеся для боевой службы в дальней морской зоне. Корабли разнятся только в размерах, в водоизмещении и в комплексе вооружений.

Следует отметить, что концепция развития современного российского военного флота, в корветах проекта 20380 получила максимальную реализацию. Конструкция кораблей продумана и проработана. Основные системы боевого судна автоматизированы и оснащены современными электронно-цифровыми приборами и устройствами.

Благодаря удачной конструкции, корабли имеют превосходные мореходные качества. Несмотря на то, что корветы считаются кораблями прибрежного действия, дальность плавания этих судов составляет 3500 км. На борту судна созданы комфортные условия для экипажа, который может автономно пребывать в боевом походе до 15 суток.

Все основные узлы и агрегаты корабля обладают высокой технологичностью и отличаются высокой степенью ремонтопригодности. Конструкция корабля позволяет осуществлять в дальнейшем его модернизацию. Двигательная установка корветов представлена двумя дизельными двигателями ДДА 12000 конструкции ОАО «Коломенский машиностроительный завод». В результате удачной компоновки корпуса корабля и двигателей, корабль водоизмещением 1500 тонн обладает хорошим ходом. Двухвальная двигательная установка позволяет кораблю двигаться с максимальной скоростью 27 узлов. Особо стоить отметить низкую шумность работающих двигателей, которая обеспечивает тем самым кораблю малую заметность в гидроакустическом диапазоне. В плане невидимости новые российские корветы представляют собой образец инженерной мысли. Помимо того, что сам корабль имеет специфическую конфигурацию надстройки и обводы корпуса, в конструкции корабля массово применены композитные материалы.

Навигационное оборудование, мачты и антенны могут быть убраны внутрь надстройки. Общая концепция выдержана в рамках использования технологии «Стелс». Корветы «Бойкий» и «Стойкий» во время испытаний на морском полигоне продемонстрировали удовлетворительные параметры радиолокационной заметности. Это особенно важно в условиях плавания в акватории Балтийского мора, где присутствуют береговые и авиационные комплексы противокорабельных вооружений стран НАТО.

Вооружение кораблей проекта 20380 универсально. На первых серийных судах, которые находятся в строю действующих флотов, установлены:

  • основное ударное вооружение, противокорабельный комплекс «Уран», оснащенный 8-мю ракетами Х-35;
  • оборонительный зенитно-ракетный комплекс «Кортик-М», состоящий из артиллерийских 30-мм установок АК-630М и переносных ЗРК «Игла». В дальнейшем планируется оснастить корабли более совершенным ЗРК «Редут» с дальностью стрельбы 10 км;
  • артиллерийская 100-мм артустановка А-190, способная поражать все виды наземных и надводных целей на дистанции до 21 км;
  • противолодочный комплекс «Пакет-НК», в состав которого входят два торпедных аппарата калибром 330 мм.

В качестве вспомогательного противолодочного и поискового средства на корветах базируется вертолет Ка-27. Летательный аппарат размещается на открытой взлетно-посадочной площадке или в закрытом ангаре.

Навигационный комплекс корветов проекта 20380 представлен радиолокационной станцией обнаружения «Фурке-2». Для управления ракетным комплексом имеется своя РЛС целеуказания и система управления ракетным огнем «Монумент». Управление и позиционирование судном осуществляется с помощью системы спутниковой навигации СН-3101, ориентированной на ГЛОНАСС.

Для управления всеми боевыми система корабля имеется система БИУС «Сигма-20830» и СУО 5П-10-02 «Пума». Радиолокационное вооружение корвета усилено системой постановки радиоэлектронных помех, другими средствами радиоэлектронной борьбы.

В заключение

Корабли проекта 20380, корветы «Стерегущий», «Сообразительный», «Стойкий» и «Бойкий» сегодня составляют основу береговых сил Балтийского флота. Обладая совершенным комплексом вооружений и хорошими мореходными качествами, суда регулярно несут боевое дежурство по охране морских рубежей на Балтийском морском театре.

На Тихом океане службу по охране морских рубежей, в особенности рыбных промыслов в акватории Охотского моря, выполняет корвет «Совершенный».

Несмотря на удачную конструкцию кораблей, принято решение о модернизации проекта в рамках усиления огневых возможностей кораблей. Последующим развитием должны стать корабли проекта 20385 «Гремящий и «Проворный», строящиеся на Дальнем Востоке. Основное отличие этих двух судов – наличие на них тактического ударного вооружения, представленного УКСК Калибр.

в Избранное в Избранном из Избранного 0

Часто приходится слышать вопрос: Как соотносятся отечественные БПК и Сторожевые Корабли с иностранными Крейсерами и Фрегатами? Ответы бывают самые разные. Попробуем разобраться.

В конце 50-х годов американцы прекратили постройку Крейсеров и Эскадренных Миноносцев (единственным исключение стал экспериментальный «Лонг Бич»), сосредоточившись на строительстве двух новых классов кораблей: Фрегатов УРО (Управляемого Ракетного Оружия) и больших океанских Эскортных Эсминцев.

Первые предназначались, в первую очередь, для охраны авианосных ударных соединений от атак вражеской авиации и подводных лодок. В силу этого они несли мощное вооружение ПВО-ПЛО (зенитные ракетные комплексы большой и средней дальности, противолодочные ракетные комплексы «АСРОК») и практически не имели вооружения ударного, ведь задачу уничтожения надводных кораблей противника брала на себя палубная авиация. Одна одноствольная 127-мм артустановка, да и то не на всех – этим исчерпывались противокорабельные средства Фрегатов УРО типов «Кунц» (10 корпусов),

«Леги» (9),


и «Белкнап» (9).


К последним двум сериям прилагались их атомные аналоги: «Бейнбридж»

и «Тракстан».

В дальнейшем эта линия продолжилась сериями атомных Фрегатов УРО «Калифорния» (2)

И «Вирджиния» (4).

Второй класс был представлен в основном кораблями типа «Нокс» (46 штук). Эскортные эсминцы предназначались для охранения трансатлантических конвоев, и имели, как правило, только противолодочное вооружение.

Тут то и началась путаница, ведь Фрегатами во флотах европейских держав (членов НАТО, что немаловажно) именовались корабли, классифицируемые в США как эскортные эсминцы. Свои же аналоги Фрегатов УРО европейцы называли Легкими Крейсерами, как англичане свои корабли типа «Каунти»,

или Эсминцами (французские «Сюффрен» и «Турвиль»).


В СССР то ли по причине очередного витка борьбы с низкопоклонством перед Западом, то ли по какой другой, предпочли заменить термин Фрегат УРО на вновь изобретенный Сторожевой Корабль Противовоздушной-Противолодочной Обороны, что являлось простой калькой американского наименования. Сокращенно это звучало как СКР ПВО-ПЛО и приводило плавсостав, зачастую, в состояние полного лингвистического ступора. Пришлось принять более короткий и запоминающийся термин: Большой Противолодочный Корабль или БПК. При этом американцы, как бы не зная о противолодочной ориентации ракетоторпед «Метель», лукаво предпочли считать их противокорабельными, классифицируя БПК семейства 1134 («Адмирал Зозуля»), 1134А («Кронштадт») и 1134Б («Николаев») как Крейсера УРО. Правда в 1977 году руководство отечественного ВМФ передумало и перевело «Зозули» в ранг Ракетных Крейсеров. Модернизированные БПК проекта 61 и ЭМ 56-м после установки на нихпротивокорабельных ракет П-15М превратились в Большие Ракетные Корабли (БРК).


И над кораблями проекта 1135, классифицируемых, в США тех лет, как Эскортные Эсминцы, пришлось задуматься. Сначала их обозначали как БПК 2-го ранга, но в том же 1977 переклассифицировали в Сторожевые Корабли (СКР).

В итоге получилась вот такая таблица:

США

НАТО

СССР

РКР

ФР УРО

КРЛ/ЭМ

БПК

БРК

Эск.ЭМ

ФР

СКР

В начале 70-х годов, в связи с резким увеличением числа скоростных советских ПЛА, американцы решили, что скорость «Нокса» не худо бы и увеличить. Хотя вооружение увеличилось всего на одну 127-мм артустановку, водоизмещение «поплыло» и новый корабль превзошел своего прототипа (по массе) почти вдвое. Назвать такой корабль Эскортным Эсминцем язык не поворачивался, вот и решили назвать просто Эсминцем. Так родился знаменитый «Спрюенс».

После принятия в 1977 году на вооружение противокорабельной ракеты «Гарпун», американцы подумали и, одним росчерком пера, превратили свои Фрегаты УРО в Крейсера УРО («Леги», «Белкнап», «Калифорния» и «Вирджиния») и в Эсминцы УРО («Кунц»), обозначение же Фрегат было передано Эскортным Эсминцам, что сделало классификацию НАТО более однородной.

Следующие корабли, построенные в корпусе «Спрюенса», именовались уже Крейсерами УРО («Тикондерога»).

В СССР же продолжали играть по старым правилам, стараясь запутать противника как можно сильнее. В итоге проект 956, разрабатывавшийся в качестве корабля поддержки десанта, по мере усиления вооружения, и как следствие увеличения водоизмещения, стали именоваться Эсминцами, причем без приставки – Ракетный, хотя по логике вещей должны были классифицироваться как БРК.

К классу БПК был причислен советский аналог «Спрюенса» - «Удалой» (проект 1155), а так же его развитие «Адмирал Чабаненко», хотя последний, в связи с установкой на нем противокорабельных ракет «Москит», вполне может претендовать на обозначение Эсминец.

Отрадно, что эпоха оригинальной национальной классификации, наконец, закончилась и новые российские корабли получают обозначения в соответствии со стандартной международной системой.

Современные корветы и фрегаты. Чем они отличаются от других российских кораблей крейсеров, сторожевиков и т. п.

  1. Классификация кораблей дело довольно мутное. Корабли товар штучный, а живут они долго, за время их жизни могут смениться несколько концепций применения флота. Поэтому ситуация с классификацией, образно говоря, такая на три корабля пять систем их классификации:=).

    Так вот, у нас с нашими западными партнрами/противниками разные концепции применения флота, поэтому классификации кораблей разные.

    У американцев главная ударная сила флота палубная авиация, поэтому центральное место занимает авианосец, а все остальные корабли играют при нм подчиннную роль авианосного эскорта (противолодочная и противовоздушная оборона соединения) , и отличаются только размерами и боевыми возможностями. Отсюда принятая на западе однородная классификация по водоизмещению: корвет (до 2000 т) фрегат (35 тыс. т.) эсминец (более 6000 тыс. т) . Цифры указаны приблизительные.

    В СССР и России главной ударной силой флота были и остаются крылатые ракеты. Отсюда две пареллельные линейки кораблей: ударные корабли (ракетный крейсер большой ракетный корабль малый ракетный корабль ракетный катер) и эскортные корабли (большой противолодочный корабль сторожевой корабль малый противолодочный корабль) .

    Если сопоставить западную и нашу классификации, то получится примерно такое соответствие:

    эсминец = большой противолодочный корабль
    фрегат = сторожевой корабль
    корвет = малый противолодочный корабль

    Соответствия нашим ударным кораблям в западной классификации нет, поскольку такие корабли на западе просто не строятся.

    С некоторых пор в нашем флоте появилась тенденция сближения с западной классификацией. Первой ласточкой были корабли проекта 956 (1980 г.) , которые классифицировались как эсминцы. Они задумывались как универсальные корабли, сочетавшие в себе в равной степени противолодочные, противовоздушные и противокорабельные возможности, а также средства поддержки десантных операций, что требовало изменения классификации. Однако универсального корабля не получилось. Получился ракетный крейсер с монструозной артиллерией, уникальными противокорабельными ракетами, хорошей ПВО и откровенно дохлой ПЛО.

    Однако идея создания универсального корабля не умерла. В 2008 г. в состав российского флота вошл корвет Стерегущий (проект 20380, водоизмещение 1900 т) , который можно считать первым российским по-настоящему универсальным кораблм. Уже заложен фрегат Адмирал Горшков (проект 22350, 4500 т) , разрабатывается универсальный эсминец проекта 21956.

    В общем, мы постепенно переходим на западную классификацию. Во многом это связано также и с перспективами постройки кораблей на экспорт. И вс же, думаю, наши корветы/фрегаты/эсминцы не полностью впишутся в западную классификацию, поскольку будут обладать более сильным противокорабельным вооружением. В первую очередь это относится к сверхзвуковым противокорабельным ракетам, которых на западе вообще не выпускают.

    P.S. Про корветы, фрегаты и сторожевики вроде вс сказал. Небольшое уточнение по крейсерам, поскольку они фигурируют в вопросе.

    В настоящее время крейсер как класс кораблей умер. На западе в 197080-е годы, когда крейсера были многочисленны, ракетным крейсером называли эскортный корабль водоизмещением более 7 000 т. В общем, то, что раньше на западе называли крейсером, сейчас называют эсминцем. Соответственно, тогдашние эсминцы это нынешние фрегаты, а тогдашние фрегаты нынешние корветы. Такая забавная сдвижка в классификации произошла в 1980-х гг. Сейчас в США есть корабли, которые формально классифицируются как крейсера (корабли типа Тикондерога) , но фактически они ничем не отличаются от эсминцев.

На вооружении морского флота есть много разновидностей военных кораблей. Они различаются своим назначением, конструкционными особенностями, мореходными качествами. Рассмотрим подробней два образца военно-морской техники, а точнее, поговорим о том, чем отличается фрегат от корвета.

Определение

Фрегат – военный корабль среднего водоизмещения, выполняющий задачи оборонительного и ударного характера. В парусном флоте он был трехмачтовым, с парусным оснащением и орудийной палубой (двумя орудийными палубами) судном. Во время военных операций фрегаты, как правило, не участвовали в линейных боевых действиях, а выступали в качестве самостоятельных боевых единиц или флагманов эскадр. По размеру фрегаты были меньше линейных кораблей.

Фрегат

Корвет также относится к военным кораблям. Он имеет свои технические характеристики, оборудование и назначение. Будучи парусником, корвет имел схожее с фрегатом парусное вооружение.


Корвет

Сравнение

Оба корабля являются надводными, многоцелевыми. У них на борту есть военное снаряжение, необходимое для борьбы с воздушным и водным противником. Главное же отличие фрегата от корвета заключается в их размерах. Корвет – сравнительно небольшой корабль, меньше фрегата, и, соответственно, имеет меньшее водоизмещение. Разница в размерах, в свою очередь, влияет на степень могущества корабельных боеприпасов, дальность их действия. Она же определяет дальность плавания судов и возлагаемые на них функции.

Так, фрегаты, обладая прекрасной мореходностью, действуют в дальней морской зоне, а также, в отличие от корветов, предназначены для выхода в океан. Используются фрегаты для эскортирования, патрулирования и разведки. Они могут нести бомбометы, тяжелые ракеты, ракето-торпеды, пушки. На кораблях такого типа нередко базируются боевые вертолеты. Фрегаты оборудованы мощными гидроакустическими станциями и радарами.

Корветы, как правило, несут службу вблизи, в прибрежных морях. Они оснащены небольшими противокорабельными ракетами и ракетами ПВО, противолодочными бомбометами, пушками меньшей величины. Гидроакустические станции на корветах не такие крупные, радары обнаружения целей менее сильны. В число их задач входят патрулирование и обеспечение связи.

Это основные моменты, объясняющие, в чем разница между фрегатом и корветом.



Полезные инструменты