Этика профессиональной деятельности. Профессиональная этика: что это такое? Принципы профессиональной этики

2.3.1. Профессиональная этика как вид прикладной этики Профессиональная этика - термин, используемый для обозначения:
  • Системы профессиональных моральных норм (например «профессиональная этика юриста»)
  • Направления этических исследований относительно оснований профессиональной деятельности

Профессия - определенный вид трудовой деятельности, требующий необходимых знаний и навыков, приобретаемых в результате обучения и длительной трудовой практики. Профессионализм рассматривается как нравственная черта личности.

Под профессиональной этикой понимается совокупность норм, принципов, идеалов, а также форм практического поведения и механизмов, способствующих их передаче (ритуалы, обычаи, обряды, традиции и т.п.).

Профессиональная этика регулирует нравственные отношения людей в трудовой сфере, обеспечивает моральный престиж профессиональных групп в обществе.

В задачи профессиональной этики входит выявление нравственных норм и оценок, суждений и понятий, характеризующих людей в роли представителей определенной профессии. Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности.

Термин «этика» здесь употребляется в смысле «мораль», скорее всего, такое словоупотребление связано со спецификой формирования профессиональной морали и тем, что с ранних этапов её становления многие нормы фиксировались в письменной форме, вводились в право, поддерживались благодаря различным профессиональным предписаниям. Нормы внутри профессиональных нравственных кодексов стали делится на две ярко выраженные группы: - нормы и принципы, определяющие общение и отношения внутри профессии;- нормы, определяющие отношения представителей профессии с остальным населением. Моральные нормы, а впоследствии и кодексы таких социальных институтов, как армия, церковь, медицина и др. Эти нормы объединяли едиными нравственными требованиями людей, чья деятельность уже не могла определяться только как профессия. Происходящая непрерывно дифференциация норм профессиональной морали привела к тому, что практически не осталось профессий, которые не имели бы в рамках своей деятельности специальных нравственных требований. В основе процесса, прежде всего, лежит углубляющаяся кооперация труда во всех сферах человеческой деятельности. Таким образом, все оказываются во всё большей зависимости от результатов труда каждого. Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов.

Профессиональная этика изучает:

Отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;

Нравственные качества, личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;

Взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии;
- особенности профессионального воспитания.
Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Просто к некоторым видам профессиональной деятельности общество проявляет повышенные моральные требования.

В основном это такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда требует согласованности действий всех его участников. Уделяется особое внимание моральным качествам работников той сферы, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, здесь речь идет не только об уровне моральности, но и в первую очередь о должном исполнении своих профессиональных обязанностей.

Это профессии из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания. Трудовая деятельность людей этих профессий, более чем каких-либо других, не поддается предварительной регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций. Она по своему существу является творческой.

Особенности труда этих профессиональных групп усложняют моральные отношения и к ним прибавляется новый элемент: взаимодействие с людьми - объектами деятельности. Здесь нравственная ответственность приобретает решающее значение. Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности.

Общеморальные нормы должны быть конкретизированы в трудовой деятельности человека с учетом специфики его профессии.
Каждому виду человеческой деятельности Научной, педагогической, художественной и т. д. соответствуют определенные виды профессиональной этики.

Виды профессиональной этики

Профессиональные виды этики - это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе и касаются лишь тех видов профессиональной деятельности, в которых наличествует разного рода зависимость людей от действий профессионала, то есть последствия или процессы этих действий оказывают особое влияние на жизнь и судьбы других людей или человечества.

В связи с этим выделяются традиционные виды профессиональной этики, такие, как педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого, и сравнительно новые, появление или актуализация которых связаны с возрастанием роли «человеческого фактора» в данном виде деятельности (инженерная этика) или усилением его влияния в обществе (журналистская этика, биоэтика).

а) профессиональную солидарность (иногда перерождающуюся в корпоративность);
б) особое понимание долга и чести;

в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности.

Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются, в основном, в моральных кодексах - требованиях по отношению к специалистам.

Профессионализм и отношение к труду являются важными качественными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной оценке индивида.

Особое внимание моральным качествам работников тех профессий, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, значительными материальными ценностями, некоторых профессий из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания и так далее. Здесь речь идет не о фактическом уровне моральности, а о долженствовании, которое, оставшись нереализованным, может каким-либо образом воспрепятствовать исполнению профессиональных функций.

Врачебная этика изложена в «Этическом кодексе Российского врача», принятом в 1994 г. Ассоциацией российских врачей. Ранее, в 1971 г., была создана присяга врача Советского Союза. Представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача связано с именем Гиппократа. Традиционная врачебная этика решает вопрос личного контакта и личных качеств взаимоотношений врача и пациента, а также гарантий врача не нанести вред конкретному индивиду.

Биомедицинская этика (биоэтика) представляет собой конкретную форму современной профессиональной этики врача, это система знаний о допустимых границах манипулирования жизнью и смертью человека Манипуляция должна регулироваться нравственно. Биоэтика – это форма защиты биологической жизни человека. Основная проблема биоэтики: самоубийство, эвтаназия, определение смерти, трансплантология, экспериментирование на животных и человеке, отношение врача и пациента, отношение к психически неполноценным людям, организация хосписов, деторождение (генная инженерия, искусственное осеменение, «суррогатное» материнство, аборт, контрацепция). Целью биоэтики является выработка соответствующих регламентаций для современной биомедицинской деятельности. В 1998 г. при Московской Патриархии по благословению Святейшего Патриарха Алексия II был создан Совет по биомедицинской этике. В него вошли известные богословы, священнослужители, врачи, ученые, юристы.

Профессиональная мораль в журналистике начала складываться вместе с журналистской деятельностью. Однако процесс ее формирования растянулся на века и достиг определенности только с превращением журналистской профессии в массовую. Завершился он лишь на рубеже ХIХ и ХХ вв., когда были созданы первые кодексы и профессионально-нравственное сознание журналистского сообщества приобрело документированную форму существования. Журналист, осваивая в ходе профессионального становления постулаты профессиональной морали, вступает с коллегами в профессионально-нравственные отношения, которые, в отличие от моральных как таковых, предполагают возможность институционально организованного и непосредственного вмешательства корпорации в его поведение. Однако, это вмешательство существенным образом отличается от административного воздействия, поскольку цель его – не принуждение, а побуждение.

Профессиональная этика журналиста, подобно другим видам профессиональной этики, начала формироваться непосредственно в трудовой деятельности. Она проявила себя в ходе кодификации тех профессионально-нравственных представлений, которые стихийно сложились в рамках способа журналистской деятельности и так или иначе были зафиксированы профессиональным сознанием журналистского сообщества. Появление первых кодексов означало завершение длительного процесса формирования профессиональной журналистской морали и одновременно открыло новый этап в ее развитии. Этот новый этап базировался на целенаправленном самопознании журналистской деятельности и практическом применении его результатов.

Особым проявлением профессиональной этики выступает экономическая этика («деловая этика», «этика бизнеса»). Экономическая этика – наука древняя. Ее начало положено Аристотелем в произведениях «Этика», «Никомахова этика», «Политика». Аристотель не отделяет экономику от экономической этики. Он советует своему сыну Никомаху заниматься только производством благ. Его принципы нашли развитие в идеях и концепциях католических и протестантских теологов, которые в течение длительного времени напряженно размышляли над проблемами этики бизнеса. Одной из первых этико-экономических концепций была концепция Генри Форда, одного из основателей автомобильной промышленности США. Он считал, что счастье и благосостояние добываются только честной работой и что в этом заключается этический здравый смысл, суть Фордовской экономической этики заключена в мысли о том, что произведенный продукт не просто реализованная «деловая теория», а «нечто большее» - теория, цель которой создать из мира вещей источник радости. Сила и машина, деньги и имущество полезны лишь постольку, поскольку они способствуют жизненной свободе. Эти экономические установки Г. Форда имеют практическое значение и в настоящее время.

Экономическая этика – это совокупность норм поведения предпринимателя, требования, предъявляемые культурным обществом к его стилю работы, характеру общения между участниками бизнеса, их социальному облику. Экономическая этика включает в себя деловой этикет, который формируется под влиянием традиций и определенных сложившихся исторических условий конкретной страны. Основными постулатами этического кодекса предпринимателя являются следующие: он убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества в целом; исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать; верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество; признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества; уважает любую собственность, общественные движения, уважает профессионализм и компетентность, законы; ценит образование, науку и технику. Эти основные принципы этики делового человека могут быть конкретизированы применительно к различным сферам его профессиональной деятельности. Для России проблемы экономической этики приобретают большое значение. Это объясняется стремительным формированием рыночных отношений в нашей стране.

В юридической деятельности главная проблема - это соотношение законности и справедливости. Консерватизм законодательства, сложность регулируемых им отношений могут создать такие ситуации, при которых некоторые варианты вердикта, формально соответствующие букве закона, по духу будут ему противоречить, будут несправедливы. Для профессии юриста справедливость есть основной постулат, цель деятельности.

Строгая подчиненность юриста закону способствует его независимости. И судьи, и органы прокуратуры в пределах своей компетенции осуществляют свои полномочия независимо от органов государственной власти и управления, общественных и политических организаций, движений. Судья, прокурор, следователь не вправе уступать местным влияниям, руководствоваться советами, указаниями или просьбами отдельных лиц или учреждений. Принцип независимости и подчиненности только закону диктует важные требования нравственного характера. Юрист (судья, прокурор, адвокат и др.) - специалист, которым движет исключительно чувство долга, не должен допускать компромиссов, сделок с совестью, поддаваться какому-либо влиянию, он должен служить только закону и справедливости.

Работа юриста напрямую связана с защитой достоинства человека. Поэтому нравственные нормы, основанные на признании ценности человека как личности - неотъемлемые составляющие профессиональной этики юриста. Важно противостоять деформации, духовной черствости, превращению в некий винтик судопроизводства. Такой подход требует от юридического работника высоких личностных качеств, но именно он наполняет правосудие и юридическую деятельность гуманистическим содержанием.

Специфика работы юриста сопряжена с особыми нравственными ситуациями, которые не встречаются у представителей других профессий. Например, в оперативной работе криминальной милиции допускается конспиративность (скрытность), дезинформация (ложь) или притворство (моральная маскировка) по отношению к преступникам. Что касается процесса судопроизводства, то, адвокат, узнавший от подсудимого, что именно он совершил преступление, при том, что подзащитный на суде лживо настаивает на своей невиновности, не вправе выступить свидетелем против него. Эти примеры - типичная коллизия в рамках общего и особенного в морали. Поэтому следует еще раз отметить, что такая нравственная специфика профессии не противоречит общим принципам морали, но является их дополнением и конкретизацией применительно к условиям юридической деятельности. Это важно подчеркнуть еще и потому, что работники юридической сферы, постоянно сталкивающиеся с негативными проявлениями человеческой натуры, должны иметь моральное оправдание сделанного профессионального выбора, своеобразный нравственный «иммунитет».

Действительные же нарушения моральных норм в юридической среде, как правило, вызывают огромный общественный резонанс. И это естественно - повышенные нравственные требования к работникам юридической профессии в служебное и во внеслужебное время (например, Кодекс чести судей РФ 1993 г.) объясняются особым доверием к ним со стороны общества, ответственным характером выполняемых ими функций. Люди, решающие судьбы других, требующие от них соблюдения закона, должны иметь на это не только служебное, но и моральное право.

Этика предпринимателя в современной научной литературе совпадает с понятиями «деловая этика», «экономическая этика», «этика бизнеса», «этика рынка» и т. д. В первую очередь это совокупность норм поведения предпринимателя на переговорах, при общении, составлении документации и т. д., отражающая специфику его деятельности, а также зачастую обусловленная историческими условиями конкретной страны.

Для развития этики предпринимателя нужны определенные условия: политическая и экономическая свобода, стабильность законодательства, наличие традиций и др.

Деловая этика формируется уже в рамках «экономической ячейки» - трудового коллектива. Служебные отношения должны строиться на партнерстве, исходить из взаимных запросов и потребностей, из интересов дела. Такое сотрудничество, бесспорно, повышает трудовую и творческую активность, является важным фактором технологического процесса производства, бизнеса.

При взаимодействии с другими «ячейками» эти правила сохраняются. Уважение к деловому партнеру не позволяет манипулировать им в своих интересах, подавлять его. Честность увеличивает степень доверия и взаимопонимания между партнерами. Добросовестное отношение к своим обязанностям способствует выполнению намеченных планов. Тем самым закладываются основы долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества.

В настоящее время выработан определенный порядок поведения в сфере бизнеса и при деловых контактах, так называемый деловой этикет. Он помогает избежать промахов или сгладить их доступными, общепринятыми способами. Поэтому основную функцию или смысл этикета делового человека можно определить, как формирование таких правил поведения в деловом сообществе, которые способствуют взаимопониманию людей в процессе общения.

Этикет является одним из главных «орудий» создания имиджа. В современном бизнесе лицу фирмы отводится немалая роль. Те фирмы, в которых этикет не соблюдается, теряют очень многое. Там, где он есть, выше производительность, лучше результаты. С такой фирмой удобнее работать, т. е. этикет создает комфортный психологический климат, способствующий деловым контактам.

Для России проблемы экономической этики имеют особое значение. На них оказывают большое влияние сложный характер формирования рыночных отношений, неоднозначные исторические традиции и широкий спектр проявлений массового сознания. Предпринимателям в России следует помнить, что личное обогащение не критерий нравственного отношения человека к труду, а прибыль не цель личностного развития.

Этика социальной работы - это проявление общих норм морали в социальном обслуживании. В профессиональной деятельности таких специалистов, заключающейся в оказании помощи индивидам, семьям, социальным группам или общинам, нравственно-этические нормы играют особую роль. Они отражены в профессионально-этическом кодексе социального работника России.

К основным принципам профессиональной этики социального работника относятся: ответственность перед клиентом, ответственность перед профессией и коллегами, ответственность перед обществом.

Требования к личностно-нравственным качествам социального работника диктуются также спецификой его работы. У него должны быть развиты чувства долга, добра и справедливости, собственного достоинства и уважения достоинства другого человека; терпимость, вежливость, порядочность, эмоциональная устойчивость; личностная адекватность самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности. Также важно обладать определенными педагогическими навыками. Соблюдение специалистами по социальной работе этических норм предупреждает негативные последствия социального обслуживания.

Также можно говорить об этикете социального работника. В него входят: а) коммуникативные умения и навыки, международные нормы поведения социальных работников; б) установленный порядок поведения работников социальных служб при знакомствах и представлении, обращении с коллегами и клиентами; в) искусство ведения беседы, телефонных разговоров, переговоров, деловой переписки, этикет протокольных мероприятий на национальных и международных конференциях, симпозиумах; г) нормы поведения на улице, в общине, в семье клиента, на работе клиента, в общественном транспорте, в общественных объединениях, церкви и т. д.

Этика менеджмента – наука, рассматривающая поступки и поведение человека, действующего в сфере управления, и функционирование организации как «совокупного 18 менеджера» относительно своей внутренней и внешней среды в том аспекте, в каком действия менеджера и организации соотносятся с общечеловеческими этическими требованиями.

В настоящее время основные принципы и правила делового поведения формулируются в этических кодексах. Это могут быть стандарты, по которым живут отдельные фирмы (корпоративные кодексы), или правила, регулирующие отношения внутри целой отрасли (профессиональные кодексы). 2.3.3. Основные принципы профессиональной этики Профессиональная этика регулирует взаимоотношения людей в деловом общении. В основе профессиональной этики лежат определенные нормы, требования и принципы.

Принципы – это абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, правильно формировать свое поведение, свои действия в деловой сфере. Принципы дают конкретному работнику в любой организации концептуальную этическую платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т. п. Порядок рассматриваемых этических принципов не обусловливается их значимостью.

Сущность первого принципа исходит из так называемого золотого стандарта: «В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам, к клиентам и т. п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе».

Второй принцип: нужна справедливость при наделении работников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.).

Третий принцип требует обязательного исправления этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено.

Четвертый принцип – принцип максимума прогресса: служебное поведение и действия сотрудника признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения.

Пятый принцип – принцип минимума прогресса, в соответствии с которым действия работника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм.

Шестой принцип : этичным является терпимое отношение работников организации к моральным устоям, традициям и пр., имеющим место в других организациях, регионах, странах.

Восьмой принцип: индивидуальное и коллективное начало равно признаваемы за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях.

Девятый принцип : не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов. Однако нонконформизм как черта личности должен проявляться в разумных пределах.

Десятый принцип – никакого насилия, т. е. «нажима» на подчиненных, выражающегося в различных формах, например, в приказной, командной манере ведения служебного разговора.

Одиннадцатый принцип – постоянство воздействия, выражающееся в том, что этические стандарты могут быть внедрены в жизнь организации не единовременным приказом, а лишь с помощью непрекращающихся усилий со стороны и менеджера, и рядовых работников.

Двенадцатый принцип – при воздействии (на коллектив, отдельного работника, на потребителя и пр.) учитывать силу возможного противодействия. Дело в том, что признавая ценность и необходимость этических норм в теории, многие работники, сталкиваясь с ними в практической повседневной работе, по той или иной причине начинают им противодействовать.

Тринадцатый принцип состоит в целесообразности авансирования доверием – чувству ответственности работника, к его компетенции, к чувству долга.

Четырнадцатый принцип настоятельно рекомендует стремиться к бесконфликтности. Хотя конфликт в деловой сфере имеет не только дисфункциональные, но и функциональные последствия, тем не менее конфликт – благоприятная почва для этических нарушений.

Пятнадцатый принцип – свобода, не ограничивающая свободы других; обычно этот принцип, хотя и в неявной форме, обусловлен должностными инструкциями.

Шестнадцатый принцип : работник должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению своих коллег.

Семнадцатый принцип : не критикуй конкурента. Имеется виду не только конкурирующая организация, но и «внутренний конкурент» - коллектив другого отдела, коллега в котором можно «усмотреть» конкурента. Указанные принципы должны служить основанием для выработки каждым работником любой фирмы собственной личной этической системы. Содержание этических кодексов фирм берет свое начало из принципов этики.

Требования профессиональной этики становятся всё более сложными. Общество не может полагаться только на традиционные механизмы их усвоения. Поэтому в практику профессионального этического воспитания входит: - создание этических ассоциаций; - широко распространяется практика разнообразных инструкций, памяток, в которых обращается внимание на возможные отступления от этических стандартов.2.3.4. Служебная этика Служебная этика – самое широкое понятие в сфере профессиональной этики. Под служебной этикой понимают совокупность наиболее общих норм, правил и принципов поведения человека в сфере его профессиональной, производственной и служебной деятельности. Эти нормы должен соблюдать каждый человек, начавший работать. Количество этих норм невелико. Подавляющая часть их формулируется в предельно общем виде, с тем, чтобы быть детализированными применительно к конкретным видам деятельности. Требования служебной этики:1. Дисциплинированность; 2. Сбережение материальных ресурсов, предоставляемых работнику для осуществления производственной деятельности; 3. Корректность межличностных отношений. Человек в сфере своей трудовой деятельности должен вести себя таким образом, чтобы как можно меньше возникало межличностных конфликтов, и чтобы другим людям было комфортно работать рядом с ним при прямом и косвенном межличностном контакте. Все эти требования делятся на две подгруппы: Первая группа: включает в себя требования в межличностных контактах по вертикали (подчинённый – руководитель). Тут главное требование к подчинённому – признание самого права руководителя отдавать распоряжения, что включает функциональные обязанности, принятые на себя человеком по трудовому договору. Подчинённый должен, исходя из этих обязанностей, соответствующим образом строить своё поведение, и не использовать различные формы уклонения от исполнения распоряжений. Уклонение может быть гласным, публичным, с выставлением определённых условий руководителю. Может быть скрытым, принимать характер тайного (с помощью мимики, жестов, отдельных слов) провоцирования руководителя на открытые действия против подчиненного. В этих ситуациях подчинённый для окружения часто может представляться страдающей стороной, а реакция на него руководителя – неадекватной. Одной из причин подобного поведения подчинённых может быть стремление нажить определённый социальный капитал, выглядеть гонимым, приобрести статус неформального лидера, добиться каких-либо льгот для себя и т.д. 2.3.5. Этика управления Этика управления – второе по объему понятие после служебной этики. Это совокупность норм, правил, принципов, идеалов, определяющих поведение людей в сфере осуществления властно – распорядительных полномочий, т.е. в сфере управления.Все нормы этики управления можно разделить на две группы: нормы, связанные с процессом принятия решения и нормы, регулирующие процесс общения с подчинёнными и другими руководителями (по горизонтали и вертикали). Нормы, регулирующие процесс принятия решения условно можно разбить на три подгруппы: A. Нормы, регулирующие процесс выдвижения проблемы и подготовку решения. Все решения руководителя должна пронизывать ответственность. Особенность нравственных последствий и в том, что они могут сменить значение с положительного первоначального результата на отрицательный впоследствии и наоборот. В широком смысле руководителю необходимы такие качества как профессионализм, компетентность, уверенность в своей компетентности, воля, организаторские способности и общий набор качеств лидера: уверенность в себе, умение увлечь людей, умение «зажечь» интерес к делу и т.д. Но любое из этих качеств, представленное в избытке, способно превратится в свою противоположность. Так воля к достижению цели превращается в навязывание своих желаний, уверенность в своей компетентности – в веру в свою непогрешимость. Вера в непогрешимость, соединённая с избыточной волей, порождает специфический тип руководителя, который ощущает себя всегда правым и стремится при любых условиях и, не взирая на возможные последствия, настоять на своём во что бы то ни стало. На первом этапе подготовки управленческих решений часто возникает противоречие между знанием о необходимости конкретных изменений и незнанием конкретных путей, методов и средств этих изменений, незнание механизма функционирования объекта, которым надо управлять. Необходимо чёткое осознание того факта, что любая возникающая управленческая проблема имеет как минимум два, а чаще – множество возможных решений. Решения различаются:· Продолжительностью достижения желаемого результата;· Материальными затратами;· Количеством привлекаемых средств и структур;· Особенностью удовлетворения палитры интересов различных людей, социальных групп, организаций, политических сил, заинтересованных в данном решении. B. Нормы, регулирующие процесс обсуждения и принятия решения. На этапе обсуждения и принятия решения руководитель должен стремиться, чтобы в обсуждении принимали участие, по возможности, представители всех групп, слоёв населения, все те, чьи интересы могут быть затронуты принимаемым решением. Необходимо, чтобы на обсуждение были представлены возможно более полные данные экспертизы и статистические данные по возможным вариантам решения. Если в процессе обсуждения становится очевидно, что предпочитаемый руководителем вариант решения менее удовлетворяет интересам различных групп, чем какой – либо другой, руководитель, ведущий обсуждение, должен иметь мужество отказаться от своего мнения в пользу большинства, а не настаивать на неправильном варианте решения, который выбрал именно он. C. Исполнение и контроль за исполнением решения. Существует точка зрения, что исполнение решения – чисто административный процесс, в который входят оформление решения, определение исполнителей, доведение до их сведения поставленных задач, составление плана выполнения решения и т.д. На самом деле главное в исполнении решения то, что в момент своего исполнения решение, принятое в отношении какой-либо организации (системы) может ввести эту систему в состояние нестабильности. Главная обязанность управленца в процессе контроля за исполнением решения – контролировать состояние системы для обнаружения признаков нестабильности. В случае появления таких признаков необходимо либо прекращать процесс исполнения решения, либо проводить какие-либо корректирующие действия.

2.3.6. Этапы становления и развития профессиональной морали

Специфика формирования профессиональной морали характеризуется тем, что с ранних этапов её становления многие нормы фиксировались в письменной форме, вводились в право, поддерживались благодаря различным профессиональным предписаниям.

Становление норм профессиональной этики относится к периоду раннего рабовладельческого общества, когда стали оформляться первые относительно массовые профессии.

В ранних письменных источниках есть свидетельства того, что уже более 4000 лет тому назад люди осознали необходимость определённых нравственных запретов в ряде профессий, и то, что сами профессии, вернее принадлежность к ним, могут формировать у людей ряд как положительных, так и отрицательных нравственных качеств.

Однако прошло длительное время, пока в рабовладельческом обществе Древней Греции начали складываться первые прообразы будущих профессиональных моральных кодексов.

Первый этап. Едва ли не первая клятва на верность профессии появилась в среде людей, призванных служить человеку. В обещании-клятве, которую давали в Древней Греции врачи, оканчивающие так называемую школу асклепиадов, говорилось: «Образ жизни больных я буду по мере моих сил и разумения устраивать к их пользе, и буду предохранять их от всякого вреда и порока. Что бы ни случилось видеть и слышать при моей врачебной деятельности о том я буду хранить молчание, и считать тайной то, что не подлежит оглашению».

Положения, выработанные школой асклепиадов, перекликались с идеями знаменитой клятвы Гиппократа, не потерявшей своего значения до наших дней.

Профессиональная мораль первоначально складывается в среде профессий, представители которых непосредственно при выполнении своего профессионального долга контактировали с людьми: врачи, учителя, воспитатели, политики, писцы, жрецы, служители при храмах и т.п. В этих контактах они могли оказывать воздействие на физическое и моральное состояние людей, причинить им вред, дестабилизировать общественную обстановку.

Количество норм в первых профессиональных кодексах было невелико. Они затрагивали наиболее общие аспекты профессиональной деятельности, многие из них носили описательный характер и не достигали степени всеобщей абстракции, как это имело место в более поздние периоды оформления профессиональных моральных норм.

Второй этап в развитии профессиональной морали наступает в эпоху позднего средневековья, к этому послужило несколько причин.

Прежде всего, укрепление государственности и складывание норм абсолютистской власти, что предопределило становление и укрепление таких социальных институтов как армия, церковь, государственная служба. Во-вторых, бурный рост городов в средневековой Европе, который породил к жизни обособление профессий, обслуживающих население и поставил людей в зависимость от труда друг друга.

Новый этап в развитии профессиональной морали ознаменовался формированием нескольких тенденций:

Значительно расширился круг профессий, в отношении которых формировались нравственные требования, в основном за счёт профессий, которые контактировали с населением не напрямую, а через результат своего труда. Яркими свидетельствами данного процесса являются кодексы ремесленных цехов (уставы), которые включали в себя требования к выполнению определённых нравственных обязательств.

Во-вторых, нормы внутри профессиональных нравственных кодексов стали делится на две ярко выраженные группы: нормы и принципы, определяющие общение и отношения внутри профессии и нормы, определяющие отношения представителей профессии с остальным населением. Данное деление было вызвано тем, что к этому моменту люди оценили то, насколько оценка и признание их труда зависит от особенностей труда, поведения и отношения к профессии их коллег по ремеслу.

Это связано с тем, что в Западной Европе в это время бурно развивались города, торговля, поэтому люди, покупая товар, меньше всего думали о личности изготовившего этот товар.

Прежде всего, новые моральные нормы были обращены на обеспечение должного качества труда и производимых изделий всеми членами профессионального братства, затем ряд норм определял специфику общения между людьми одной профессии, для создания благоприятной профессионального сообщества.

Этика (ethics от зthos - обычай, нрав, характер) - это совокупность принципов и норм поведения, принятых в данной эпохе и в данной социальной среде. Основным предметом изучения этики является мораль .

Мораль - это нормы и правила, предъявляемые человеку, осуществление которых носит добровольный характер.

Слово «этика» происходит от греческого «ethos», слово «мораль» - от латинского «mos». Смысл обоих слов - нрав, обычай*. В отличие от простого обычая или традиции*, нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и т.п.

Этика зарождается в обществе как результат осознания роли и сущности моральных отношений и в развитом состоянии представляет собой науку о морали, содержащую две составляющих: теоретические исследования (теоретическая этика) и нормативные разработки(нормативная этика).

Теоретическая этика исследует происхождение и сущность морали, ее роль и место в обществе, функции, механизм действия, ее основные компоненты (прежде всего моральное сознание и моральное поведение), характер связи между ними, структуру моральных отношений и значение их для системы общественных отношений в целом. Кроме того, теоретическая этика выявляет содержание ценностных оснований морали (благо, добро, зло, смысл жизни, счастье), разрабатывает шкалу моральности (идеал - добродетель - порок) и определяет ее критерии. В контакте с психологией и социологией она исследует реальный уровень моральности общества(нравственность) и влияющие на него факторы.

Нормативная этика концентрирует свой интерес на исследовании стихийно складывающихся представлений морального сознания, которые отражают побуждения, входящие в моральную установку человека, уточняя, систематизируя, конкретизируя их, трансформируя в определенные рекомендации, нормативная этика разрабатывает пути совершенствования моральной практики общества. Нормативная этика занимается вопросом о том, как должен поступать человек.

В этом заключается социальное назначение этики . Роль этики как науки в настоящий, переживаемый современным российским обществом период, велика: она должна проанализировать нравственное состояние общества, указать причины, вызвавшие это состояние, предложить решения, которые помогли бы обновить моральные ориентиры общества.

Среди отраслей этической науки выделяют профессиональную этику.

Профессиональная этика - это совокупность определенных обязанностей и норм поведения, поддерживающих моральный престиж профессиональных групп в обществе. В задачи профессиональной этики входит выявление нравственных норм и оценок, суждений и понятий, характеризующих людей в роли представителей определенной профессии.

Предмет профессиональной этики выработка норм, стандартов, требований, характерных для определенных видов деятельности.

Профессиональная этика должна также объяснить мораль и учить морали, прививать моральные принципы и представления о долге и чести, морально воспитывать работников. Этика призвана воспитывать, помогать людям правильно вести себя с людьми, общаться в производственном коллективе и т.п. Профессиональная этика учит следовать эталонам нравственности, принятым за норму поведения людей в определенной деятельности. На эти эталоны работник должен ориентироваться. Равняясь на этот эталон, работник сервиса должен воспитывать в себе соответствующее личностное качество. Профессиональная этика призвана регулировать человеческие отношения в сфере производства.

Каждая профессия имеет свою специфику принятой в ней и действующей системы ценностей. Причем один и тот же поступок может рассматриваться как моральный, внеморальный и даже аморальный в зависимости от того, как в нем выражается отношение к действующей системе ценностей. профессиональный этика социальный кризис

Профессиональная этика регулирует взаимоотношения людей в деловом общении. В основе профессиональной этики лежат определенные нормы, требования и принципы. Принципы - это абстрагированные, обобщенные представления, которые даюn возможность тем, кто на них опирается, правильно формировать свое поведение, свои действия в деловой сфере.

  • 1. Золотой стандарт: « В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе».
  • 2. Справедливость при наделении работников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.).
  • 3. Обязательное исправление этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено.
  • 4. Максимума прогресса: служебное поведение и действия сотрудника признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения.
  • 5. Минимума прогресса, в соответствии с которым действия работника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм.
  • 6. Этичным является терпимое отношение работников организации к моральным устоям, традициям и пр., имеющим место в других организациях, регионах, странах.
  • 7. Разумное сочетание индивидуального релятивизма и этического релятивизма с требованиями общечеловеческой (универсальной) этики.
  • 8. Индивидуальное и коллективное начало равно признаваемы за основупри разработке и принятии решений в деловых отношениях.
  • 9. Не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов. Однако нонконформизм как черта личности должен проявляться в разумных пределах.
  • 10. Никакого насилия, т.е. «нажима» на подчиненных, выражающегося в различных формах, например, в приказной, командной манере ведения служебного разговора.
  • 11. Постоянство воздействия, выражающееся в том, что этические стандарты могут быть внедрены в жизнь организации не единовременным приказом, а лишь с помощью непрекращающихся усилий со стороны и менеджера, и рядовых работников.
  • 12. При воздействии (на коллектив, отдельного работника, на потребителя и пр.) учитывать силу возможного противодействия.
  • 13. Целесообразность авансирования доверием - чувству ответственности работника, к его компетенции, к чувству долга и т.п.
  • 14. Стремление к бесконфликтности.
  • 15. Свобода, не ограничивающая свободы других; обычно этот принцип, хотя и в неявной форме, обусловлен должностными инструкциями.
  • 16. Работник должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению своих коллег.
  • 17. Не критикуй конкурента.

Указанные принципы должны служить основанием для выработки каждым работником любой организации, управления собственной личной этической системы.

В структуру профессиональной этики входит:

Каждому роду человеческой профессиональной деятельности соответствуют определенные виды профессиональной этики со своими специфическими особенностями. Этика рассматривает моральные качества человека безотносительно к психическим механизмам, стимулирующим появление данных качеств. Изучение этики показывает многообразие разносторонность профессиональных моральных отношений, моральных норм. Профессиональные моральные нормы - это правила, образцы, порядок внутренней регуляции личности на основе этических идеалов.

Профессиональная этика государственного и муниципального служащего наука о профессиональной морали; кодекс поведения, включающий этические принципы нормы, моральные требования общества к нравственной сущности государственного и муниципального служащего, социальному назначению их служебной деятельности, характеру взаимоотношений с обществом, государством в процессе обеспечения их взаимодействия и защиты прав и законных интересов граждан; это система общих ценностей и правил, регулирующих взаимоотношения между руководителями и подчиненными, коллегами в процессе их совместной деятельности, направленной на создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе и достижение целей, вытекающих из назначения данной профессии.

1. Введение

2. Профессионально-этические нормы и принципы, которыми должен пользоваться в своей деятельности современный руководитель:

2.1 Основные этические правила и нормы поведения.
2.2 Основы взаимодействия в системе «начальник-подчиненный».
2.3 Пути и направления повышения этики в управленческой деятельности.

3. Заключение

4. Список используемой литературы

Введение

Сегодня для российского общества характерны новые требования к личности, к ее морали, к ее поведению и поступкам. Различают этику общечеловеческую (ее еще называют универсальной) и профессиональную этику. Роль этики как науки в настоящий, переживаемый современным российским обществом период, велика: она должна проанализировать нравственное состояние общества, указать причины, вызвавшие это состояние, предложить решения, которые помогли бы обновить моральные ориентиры общества.

Выбранная тема является весьма актуальной в современных условиях, так профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности. Таким образом, профессиональная этика - это кодекс поведения, предписываемый тип отношений, которые представляются наилучшими с точки зрения выполнения работниками своих служебных обязанностей в той или иной профессиональной сфере (в производстве продукции, в сфере предоставления услуг и пр.).
Цель данной работы – определить профессионально-этические нормы и принципы, которыми должен пользоваться в своей деятельности современный руководитель.

Для этого и поставлены следующие задачи (основные вопросы, подлежащие разработке (исследованию)):

Изучить основные этические правила и нормы поведения;
- основы взаимодействия в системе «начальник-подчиненный»;
- пути и направления повышения этики в управленческой деятельности.

2.ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ И ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН ПОЛЬЗОВАТЬСЯ В СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

2.1.Основные этические правила и нормы поведения

  • демократизм общения руководителя с подчиненными, коллегами по работе;
  • его доступность, внимательность;
  • умение создать товарищескую атмосферу доверия;
  • вежливость и корректность в обращении;
  • точность и ответственное отношение к данному слову.

Этика деловых отношений является профессиональной этикой, регулирующей систему отношений между людьми в сфере бизнеса. Этика деловых отношений занимается анализом взаимоотношений деловых партнёров с позиции толкования нравственных оценок причин успехов или неудач в какой-либо деятельности, в частности, в коммерческой и управленческой. В переводе с греческого языка этика означает обычай, нрав. Этика основывается на принципах, которые определяют правильное поведение. Впервые термин «этика» употребил Аристотель, живший в античную эпоху и поднимавший вопрос о том, что люди должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки. Этика - учение о морали и нравственности. Важнейшие категории этики: добро, зло, справедливость, долг, совесть, ответственность и др. В зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает и в какой степени учитывает в общении, он может или облегчить деловое общение, сделать его эффективным, достичь поставленных целей, или очень сильно затруднить это общение. Поскольку в деловом общении люди стремятся достигать не только общих, но и значимых личных целей, то в деловых отношениях особую актуальность имеет так называемое золотое правило этики: «Чего не пожелаешь себе, того не делай другим» (Конфуций). Это правило есть нравственный регулятор деловых отношений, который препятствует беспредельному эгоизму в партнерских отношениях. Цивилизованные общества, в которых существует развитый рынок, убедились в том, что бизнес на нравственной основе в конечном счете более выгоден, чем безнравственный, разрушающий деловые партнерские отношения. Этика деловых отношений основывается на таких правилах и нормах поведения, которые в конечном счете развивают сотрудничество, укрепляют деловые отношения, координируют или даже гармонизируют интересы. Конкретным выражением этого является укрепление взаимного доверия, открытость намерений и действий. Однако воплотить на практике этические принципы совсем не просто. В рыночной экономике, которая представляет свободу действия ее участникам, перед деловыми людьми в процессе их деятельности и общения часто возникают моральные дилеммы. Они возникают из противоречий самой жизни: с одной стороны, человек стремится вести себя нравственно, должным образом, ориентируясь на нравственный идеал, а с другой - ему необходимо удовлетворить свои потребности, что часто связано с нарушением нравственных норм. Таким образом, идеальные нормы вступают в конфликт с фактическими нормами поведения людей, возвышенный идеал может не совпадать с практическим расчетом. Эффективность делового общения можно значительно повысить, если следовать положениям, выработанным практикой самого общения. Следует знать, что:

В морали нет абсолютной истины и высшего судьи среди людей;

Когда речь идет об этических промахах других, не следует делать из «моральных мух» «моральных слонов»;

В морали следует хвалить других, а предъявлять претензии к себе;
- нравственное отношение окружающих к нам зависит в конечном счете только от нас самих;

Когда речь идет о практическом утверждении норм морали, основной императив поведения - «Начни с себя». Без соблюдения этики делового общения между руководителем и подчиненным многие люди испытывают дискомфорт, чувствуют себя нравственно незащищенными.

2.2.Система « Начальник-подчиненный»

Соблюдение принципов деловой этики весьма важно в процессе общения с партнерами, так как служит для партнера наиболее достоверным подтверждением истинного имиджа компании. Первое впечатление от общения с сотрудниками компании весьма сложно (и дорого) исправить. Отсюда - особый подход к найму персонала, непосредственно общающемуся с клиентом. В свою очередь, этика деловых отношений может рассматриваться в более широком контексте – в контексте профессиональной этики и нравственной культуры человека вообще. Профессиональная этика - это кодекс поведения, предписываемый тип отношений, которые представляются наилучшими с точки зрения выполнения работниками своих служебных обязанностей в той или иной профессиональной сфере (в производстве продукции, в сфере предоставления услуг и пр.). Одним из основных элементов культуры общения является нравственное поведение людей. Это поведение базируется на общечеловеческих моральных принципах и нормах - уважении человеческого достоинства, чести, благородстве, порядочности, корректности, чувстве долга, точности и др. Собственно, они составляют нравственную основу деловых отношений . Принципы - это абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, верно формировать свое поведение, свои действия, свое отношение к чему-либо. Применительно к принципам этики деловых отношений вышесказанное формулируется следующим образом: принципы этики деловых отношений, т.е. профессиональной этики, дают конкретному сотруднику нашей, да и в любой организации концептуальную этическую платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т.п. . Среди теоретиков и практиков бизнеса в масштабе мировой экономики нет разногласий по поводу того, каким принципом должен открываться перечень этических принципов и норм, как для субъектов этики - отдельных сотрудников, так и для коллективных носителей этических начал - организаций. Общепринятым является центральное положение так называемого золотого стандарта: "В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе". Порядок рассматриваемых далее принципов этики деловых отношений не обусловливается их значимостью . Второй принцип: необходима справедливость при наделении сотрудников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.). Третий принцип требует обязательного исправления этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено. Согласно четвертому принципу, называемому принципом максимума прогресса, служебное поведение и действия сотрудника, признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения. Логическим продолжением четвертого принципа является пятый - принцип минимума прогресса, в соответствии с которым действия сотрудника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм. Сущность шестого принципа в следующем: этичным является терпимое отношение сотрудников организации к моральным устоям, традициям и пр., имеющим место в других организациях, регионах, странах. Седьмой принцип рекомендует разумное сочетание индивидуального релятивизма и этического релятивизма с требованиями общечеловеческой этики. Согласно восьмому принципу индивидуальное и коллективное начало равно признаваемо за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях.

2.3. Пути и направления повышения этики в управленческой деятельности

Этика руководителя в значительной степени связана с содержанием их предшествующей профессиональной деятельности, особенностями жизненного опыта, уровнем и профилем профессионального образования.

Профессиональная этика - это отрасль этического знания, отражающая уровень морального отношения человека к обществу и к себе самому в опредмеченных формах: в содержании, средствах, процессе и последствиях профессиональной деятельности. Профессиональную этику трактуют как:

  • 1) определенную совокупность правил поведения социальнопрофессиональной группы, обеспечивающих морально-этический характер взаимоотношений, которые обусловливаются спецификой профессиональной деятельности;
  • 2) отрасль гуманитарных наук, исследующую специфику проявления моральных норм в различных видах профессиональной деятельности;
  • 3) совокупность уникальных моральных норм, определяющих отношение людей к профессиональному долгу;
  • 4) кодексы поведения, детерминирующие нравственный характер социально-профессиональных взаимоотношений между людьми;
  • 5) прикладную философскую дисциплину, изучающую сущность, происхождение, общественные функции и специфику моральных социально-профессиональных отношений и норм, выявляющую закономерности их развития в различные исторические периоды;
  • 6) самостоятельный раздел этики как науки, изучающий особенности морали, специфику реализации обобщенных принципов нравственности в определенной сфере труда.

Объект исследования профессиональной этики - специфические морально-профессиональные отношения, а также принципы, нормы и заповеди главенствующей в обществе морали, приспособленные к особенностям конкретной профессиональной деятельности. Целью профессиональной этики является выяснение уровня овладения работниками этическими нормами, правилами, которые становятся их личностными принципами. Задачи профессиональной этики таковы:

  • 1) изучение процесса становления и отражения профессиональных взаимоотношений работников в их этическом сознании и профессиональных нормах;
  • 2) уточнение сущности профессионально-этических качеств и профессионального мастерства специалиста;
  • 3) предоставление рекомендаций профессионалам, должностным лицам, руководителям относительно моральной составляющей в выполнении профессиональных функций;
  • 4) мониторинг осознания общественных задач и целей выбранной профессии, ее значения для общества.

Профессиональная этика имеет собственное назначение, которое заключается в формировании профессионально-этических правил каждой профессиональной деятельности. Виды человеческой деятельности (научная, педагогическая, художественная и др.) определяют соответствующие виды профессиональной этики , имеющие свои традиции и нормы профессионального поведения, свидетельствующие о преемственности главных профессионально-этических норм, разработанных представителями данной профессии на протяжении многих лет.

Профессиональная этика как аспект морали базируется на ее общечеловеческих принципах и установках, но позиционирует их с точки зрения профессиональных проблем различных сфер деятельности.

В структуре профессиональной этики можно выделить следующие составляющие:

  • отношение людей к своей профессиональной деятельности, а через отношение к профессии и к людям, с которыми соприкасаешься в процессе деятельности (добросовестность, ответственность, профессиональный долг и др.);
  • мотивы профессиональной деятельности (чувство патриотизма, материальный стимул, построение карьеры, престиж профессии и т.д.);
  • средства реализации профессиональных целей (обучение, воспитание и др.);
  • управленческо-производственная регламентация профессиональных обязанностей (организация труда в коллективе, материальное и моральное поощрение добросовестных работников и др.);
  • оценка результатов профессиональной деятельности (финансовая, нравственная, управленческая и др.);
  • теоретико-методологическая разработка вопросов профессиональной этики в связи с трансформацией общества и появлением новых профессий.

Профессиональная этика - это кодексы профессионального поведения людей, которые предписывают определенные нравственные требования. Их цель - достижение максимальных результатов в профессиональной деятельности.

Родина возникновения первых нравственных требований в профессиональной деятельности - Древний Египет. Однако моральные проблемы данного вида этики интересовали и философов Древней Греции - Платона, Аристотеля и др. Например, именно в этот период возникает и знаменитая Клятва Гиппократа, которая регламентировала с моральной точки зрения вид профессиональной деятельности, имеющей важное значение для всего общества.

Если говорить о профессиональных кодексах как регламентированном перечне морально допустимого, то они возникают только в Средние века (XI-XII вв.) и формируются в период средневековой цеховой организации труда, которая объединяла людей со сходными социальным статусом и видом профессиональной деятельности. Позже появляется многообразие уставов, которые регламентируют деятельность цехов в городах Западной Европы - распределение заказов, обучение подмастерьев и др.

Таким образом, регламентация нравственных взаимоотношений людей в рамках определенной профессии довольно рано потребовала оформления соответствующих профессиональных требований. Поэтому можно сказать, что формирование требований профессиональной этики происходит раньше, чем она начинает изучаться теоретически.

На сегодняшний день существует разветвленная этическая система, регламентирующая процесс трудовой деятельности: служебная этика, этика руководителя, этика служебных отношений, управленческая этика и т.д. В условиях кризисной ситуации общественной морали она в какой-то мере компенсирует ущербную мораль и играет воспитательную роль.

Развитие современного социума приводит к еще большему разделению труда и появлению новых профессиональных сфер деятельности. Эта тенденция способствует возникновению соответствующих им моральных кодексов трудовых отношений. Кроме того, современные рыночные отношения требуют и профессиональной идеологии, которая бы коррелировала с современной ситуацией. Нравственно-ценностными основаниями ее являются активность, предприимчивость, профессиональная и деловая культура и др. Это дает основание утверждать, что профессиональную мораль необходимо рассматривать в единстве с общественной моралью. В случае возникновения конфликта между профессиональной и общественной моралью предпочтение отдается последней, так как она «старше», основательнее.

Профессиональная этика, как и любая теория, не может дать однозначного ответа на все вопросы, возникающие в профессиональной ситуации. Ее задача - очертить границы «можно» и «нельзя». Поэтому каждое следующее поколение с учетом новых требований общества должно трансформировать механизм взаимодействия «человек - профессионал - коллектив - общество».

Профессиональная этика исторически сложилась как результат общественного разделения труда. Она посредник в отношениях личности и общества. В деятельности человек утверждает уровень нравственности в объектированных формах, т.е. предметно закрепляет свое соприсутствие в бытии. Профессиональная этика отражает уровень вторичной социализации личности.

Профессионализм - это способность человека освоить умения и навыки определенной деятельности и сконструировать на их основе собственные творческие способности. Профессионализмом личность предметно подтверждает признание общества. Профессионализм становится не только объективным основанием для уважения со стороны общества, но и реальным базисом для самоуважения.

Понятие профессионализма не тождественно понятию «специальность». Мастерское овладение каким-либо ремеслом - основа чувства собственного достоинства и нужности людям, а также основа психической комфортности. В конце концов, это важный фактор ощущения полноты и содержательности жизни.

Следует, однако, иметь и виду, что профессия не делает человека нравственным. Дело не в профессии, а в моральных качествах человека. Аморальный человек может самую благородную профессию использовать в собственных корыстных целях. Нравственность не формируется профессией и ею не определяется. В профессиональной деятельности и через нее нравственность может лишь проявляться. Существуют профессии, непосредственно и тесно связанные с моральной ответственностью человека - это прежде всего учитель, врач и юрист. В их руках - важнейшие аспекты человеческой жизни, поэтому они имеют гуманистически определенное направление. От совести врача зависит здоровье и жизнь человека; от компетентности и нравственности юриста - доброе имя, гражданский статус, в конце концов, судьба человека; гуманизм и любовь к ребенку в учительской профессии являются решающими факторами становления творческой личности.

В современную эпоху к ряду профессий, которые непосредственно опираются на моральные факторы, принадлежит также профессия ученого. От уровня гуманистической направленности науки в настоящее время, без преувеличения, зависит существование планетарной жизни в целом.

Профессиональная этика — это, прежде специфический нравственный кодекс людей определенной профессии. Каждая профессия предъявляет к людям, которые ее выбрали, соответствующие моральные требования, порождает особые нравственные проблемы. Однако одни профессии не требуют существенных корректив обычных норм и правил поведения людей, а остальные настойчиво требуют этого. Речь идет прежде всего о видах деятельности, в которых объектом воздействия является человек (образование, медицина, юриспруденция). Однако и отношения между людьми профессий других категорий тоже существенно зависят от их моральных отношений. Многие виды деятельности предъявляют к людям повышенные моральные требования.

Профессиональная мораль конкретизирует общие моральные нормы и оценки, которые определяют отношение человека к своим профессиональным обязанностям, а опосредованно — к людям, с которыми она взаимодействует согласно своей профессии и к обществу в целом. ее содержанием является, прежде всего, соответствующие моральные кодексы — своды нравственных норм и правил, которые необходимо выполнять. Они приписывают определенный тип отношений между людьми, которые считаются оптимальными с точки зрения выполнения человеком своих профессиональных обязанностей.

В каждой профессии есть свои нравственные «соблазна», моральные «доблести» и «потери», возникают определенные противоречия, конфликты, вырабатываются своеобразные способы их решения. К профессиональной деятельности человек вовлекается с его субъективным миром чувств, переживаний, стремлений, способом мышления, моральных оценок.

Среди разнообразных ситуаций в профессиональных отношениях начинают выделяться наиболее типичные, которые и характеризуют относительную самостоятельность профессий, ее специфическую нравственную атмосферу. А это, в свою очередь, обуславливает специфику поступков людей, своеобразие моральных норм их поведения.

Итак, как только профессиональные отношения приобрели качественной устойчивости, это привело к формированию особых нравственных установок, соответствующих характеру и содержанию труда, отражают практическую целесообразность определенных отношений как между членами профессиональной группы, так и самой группы с обществом.

Морально-профессиональные нормы исторически развивались от конкретного к абстрактному. Сначала их значение было слишком конкретным и связывалось с определенными действиями или предметами. И лишь в ходе длительного исторического развития их смысловое содержание приобретает общий, собственно нравственного значения.

Каждая эпоха имеет свой комплекс производимых морально-профессиональных норм, которые становятся определенной духовной реальностью. Морально-профессиональные нормы могут жить своей собственной жизнью и превращаться в объект осмысления, изучения, анализа и усвоения, становятся силой, что направляет поведение представителя той или иной профессии. Конкретизация же общих моральных принципов и норм таких отношений в соответствии с особенностями того или иного вида профессиональной деятельности является «профессиональной» моралью.

Поскольку мораль выступает важнейшим элементом человеческой деятельности, сама деятельность людей во всем ее разнообразии и специфичности не может не накладывать отпечаток и на специфику моральной регуляции. Существуют отдельные виды человеческой деятельности, где предъявляются чрезвычайно высокие моральные требования к людям, которые профессионально нею занимаются. Это касается тех видов деятельности, которые способны порождать очень острые нравственные коллизии, при других видах деятельности возникают лишь эпизодически. Эти острые нравственные коллизии имеют место прежде, там, где решаются вопросы жизни и смерти, здоровья, свободы, чести и достоинства человека, где моральные качества специалиста приобретают решающее значение, где судьба одного может в значительной степени зависеть от морального способности другого. Более того, в некоторых профессиях даже самая профессиональная способность специалиста во многом зависит от его моральных качеств. Это, прежде всего, касается работы врача, юриста, учителя, руководителя, военного, дипломата, журналиста и т. п.

Следовательно, речь идет о медицинской, юридической, педагогической, военной, дипломатической, журналистской этике. Именно в этих сферах деятельности особенно велика зависимость одного человека от другого, и результаты профессиональной деятельности одного могут иметь судьбоносное значение для другой. К представителям названных профессий общество предъявляет повышенные моральные требования не из-за их массовость, а потому, что их деятельность связана непосредственно с людьми, их интересами.

Однако профессий, где «объектом труда» выступают живые люди, многие, и по содержанию деятельности эти профессии разные. В связи с этим есть необходимость их распределить, во-первых, на профессии обслуживающего труда (парикмахеры, продавцы, официанты, почтальоны и др.). Где много профессиональных предписаний, требований, имеющие обязательный характер, но они не собственно моральными, во-вторых — профессии, где укоренились традиции, сформировались элементы морально-психологического характера, где моральные принципы представляют не только условие успешного осуществления профессиональной деятельности, а является внутренним ее компонентом (врачи, учителя, юристы, журналисты, дипломаты и др. .).

Главным признаком этих профессий выступает возможность «вторжения» в духовный мир человека, в его судьбу, что и порождает особые моральные коллизии, которые влекут за собой изменение субординации моральных требований. Для регуляции этих коллизий кроме общечеловеческих нравственных ценностей, нужны еще дополнительные побуждения в виде повышенных моральных требований, что и вызывает к жизни необходимость новых видов профессиональной этики.

В трудовой деятельности юриста, врача, дипломата, педагога, руководителя любого уровня, более чем в какой-то другой, общество принимает во внимание не только уровень образования, объем специальных знаний, умений, навыков, но и моральные качества работника, под которыми понимают устойчивые проявления нравственного сознания в поведении и поступках. Здесь нравственное «лицо» занимает особое место, иногда оно играет важную роль в решении профессиональных задач.

В обществе, несмотря на то, что в основе конкретных обязанностей представителей той или иной профессии являются одни и те же требования общей морали, существуют однако и специфические нравственные требования. Например, для врача основной моральной требованием является чуткое, внимательное, заботливое отношение к больному, охрана здоровья и жизни человека, для учителя — любовь к детям и осознание ответственности перед обществом за воспитание подрастающего поколения.

Профессиональный долг ученого заключается в добросовестных поисках истины, объективности научной аргументации, в совесть прогресса человечества; представителей правосудия — в максимальной справедливости («юстиция» буквально означает «справедливость»), неподкупности, неуклонной верности духу закона, объективности в анализе материалов следствия, соблюдении чувства меры и такта при проведении допроса свидетелей, неразглашении тайны следствия подобное. Конечно, могут возникнуть возражения, что, мол, все указанные выше требования не являются сугубо специфическими, что все люди должны чутко и внимательно относиться друг к другу, быть честными, правдивыми, справедливыми и т.п.. Безусловно, это так, но качество чуткости, гуманности, ответственности у представителей разных профессий не тождественна, она имеет свою специфику и нюансы.

Например, в профессии медика чуткость, гуманность приобретает в высшей степени надлежащего характера, высокой и многогранной степени моральной ответственности, то есть именно эти качества у врача должны быть особенно развитыми. В деятельности же юриста или военного чуткость и гуманность могут приобрести иной формы, не похожей на медицинскую. Отсюда поведение врача, который скрывает от больного характер его болезни, морально оправдана, а заблуждение со стороны следователя как тактический прием с целью раскрытия преступления недопустим. Визит врача к тяжело больному домой — дело высоконравственный, а вот поведение адвоката, который предлагает обвиняемому свои услуги по собственной инициативе, рассматривается как аморальная. Однако какими бы дополнительными требованиями к поведению людей не отличались профессиональные группы, эти требования будут иметь соответствующий аналог в общем моральном кодексе. Здесь важно правильно расставить акценты и видеть то главное, что определяет специфику морально-профессиональных отношений.

Все виды профессиональной этики направлены на планомерное использование трудового потенциала для обеспечения социального и нравственного прогресса. Общество, которое сознательно реализует свои моральные возможности, заботится о своем моральном здоровье, стремится стать морально чище, не должно оставлять без внимания специфические свойства профессиональной нравственности, прогнозировать возможные изменения в ней, пути и методы совершенствования.

В меру своей научности профессиональная этика может и должна выразить самоценность морально-профессиональных нормативов в научно обоснованных положениях, причем так, чтобы каждый специалист мог сделать оптимальный выбор ценностей, действий, поведения, подносил бы его профессиональную деятельность, его как личность, вызвал потребность в таком устройстве нравственной жизни, который базируется на общечеловеческих ценностях.

Вконтакте



Полезные инструменты