Основные понятия и принципы профессиональной этики. Основные нормы и принципы профессиональной этики

    Принцип профессионального отношения к труду. Профессионализм формируется как принцип, в равной мере относящийся как к уровню специальных знаний (умений, навыков), так и к уровню культурности, моральности работника. Современный профессионал работает не по наитию, а с представлением о последствиях своих действий для людей.

    Корпоративность. Это обособленность и преданность узким групповым интересам в рамках профессиональных объединений (корпораций). Корпоративность проявляется в следующем:

а) общим для всех профессий является сохранение профессиональной тайны и конфиденциальности ;

б) проявление «цеховой солидарности» - помощь и защита «своих» в любых условиях;

в) наличие внешней стороны корпоративности. Она проявляется в традициях, обычаях, внешнем виде, одежде - все это играет роль профессиональных символов (например, белые одежды у целителей, черные - у монахов; мантии и парики у судей; достаточно строгая форма одежды и причесок у учителей; военная форма и знаки отличия; впечатляющие ритуалы - присяга, клятвы на крови у средневековых рыцарей и т. п.).

    Высшие моральные ценности. Принцип следования высшим моральным ценностям обретает в различных профессиональных этиках свои специфические черты.

Так, во многих профессиональных этических системах такие ценности, как профессиональный долг, совпадающий со смыслом жизни, и ответственность обретают характер глобальности. Имеют свои особенности понимание, толкование и проявление добра и зла в юридической практике, страдание и сострадание в медицине.

    Неравенство сторон. В сфере профессионального общения, например в системе «начальник-подчиненный», «педагог-учащийся», наблюдается неравенство сторон. Это нарушение не несет в себе никакого унижения и обусловлено спецификой взаимодействия сторон. Эта специфика взаимодействия неравных сторон и определяет необходимость профессиональных деонтологий - этических кодексов, предписаний, «правил поведения специалиста» в условиях неравенства и зависимости.

    Служебная этика и конфликт интересов. Во всех профессиях требуется отказ от использования служебного положения в личных целях. В противоположность патриархальной морали - профессиональная этика утверждает первичность служебных обязанностей и вторичность личного или семейного долга. Профессионал не имеет права получать иных доходов за труд, кроме оговоренной заработной платы или обозначенного в контракте вознаграждения. Любое иное вознаграждение, услуга, обусловленные занимаемой должностью, могут рассматриваться как факт коррупции .

    Уважение прав собственности. Любая профессиональная деятельность предполагает обращение с собственностью - услуги, купля-продажа, сделки с недвижимостью и т. п. Смысл вовлечения участников в товарно-денежные отношения можно свести к этическому принципу взаимной выгоды . Сделки и операции, содержащие заведомо скрытые от одного из участников преимущества для другой стороны (кто кого обманет), могут быть признаны незаконными, мошенническими. Это может повлиять на репутацию искателей подобных выгод.

Практически во всех профессиях существует проблема интеллектуальной собственности (на идеи, разработки, технологии, ноу-хау). Общим для всех является недопустимость плагиата, т. е. использования чужой интеллектуальной собственности (идей, технологий, текста) без согласования с автором, недопустимость использования авторских прав.

    Коллегиальность . Во многих профессиях сегодня принципом деятельности является коллегиальность. Хотя с развитием экономических отношений и повышается индивидуальная ответственность каждого работника, но вместе с ней повышается и сложность принятия решений. Поэтому вполне естественным выглядит принятие коллегиальных решений.

Во многих профессиях сегодня приняты коллективные поиски решений на совещаниях. Участие в них - не только работа, но и личный долг специалиста. Неэтично быть невнимательным, отмахнуться или сослаться на занятость, когда коллега просит выслушать и высказать свое мнение.

    Право на критику и бесконфликтность. Профессионал обязан уметь критиковать работу своих коллег, не «переходя на личности», не унижая своих коллег, а также правильно принимать к сведению критику в свой адрес.

Важен также и принцип бесконфликтности. Моральный климат и деловая атмосфера только выигрывают, если решения принимаются с учетом многих точек зрения; если сотрудники чувствуют себя не слепыми исполнителями воли руководства, а способными влиять на ситуацию.

Необходимо заботиться об этике дискуссий, чтобы деловой спор не переходил в личностную конфронтацию.

    Гедонистический принцип профессиональной этики. Гедонизм - этический принцип, по которому стремление к наслаждению является естественным правом человека. Гедонизм в профессиональной деятельности связан с факторами, которые стимулируют трудовую деятельность специалиста. Основные из них лежат в области «человеческих отношений», они требуют умения общаться, строить свои отношения на основе взаимопонимания, уважения и сотрудничества.

Важным фактором, который мотивирует положительное отношение специалиста к труду, является психологическое самоощущение личности, в частности привлекательность для нее самого процесса труда, интерес и стремление «показать себя». Особую роль в положительной мотивации специалиста к труду играют стремление к признанию и ориентация на успех.

Работа, приносящая удовлетворение профессионалу, должна отвечать следующим требованиям:

работа должна быть оптимально организована;

в коллективе должно царить взаимоуважение;

одобрение и стимулирование успехов в работе должно быть нормой;

сотрудник должен иметь возможность самосовершенствоваться;

сотруднику должна быть предоставлена возможность творческого подхода к работе;

сотрудник должен видеть или ощущать результаты своего труда;

руководитель должен быть достойным своей должности, профессионалом;

работа должна требовать напряжения сил;

сотрудник должен иметь доступ к информации, касающейся его работы и состояния дел в целом.

    «Золотой стандарт» - это вариация золотого правила нравственности: в рамках служебного положения не следует допускать по отношению к подчиненным, к руководству, к коллегам, к клиентам и т. п. таких поступков, каких бы ты не хотел видеть по отношению к себе, - не делай другим того, чего сам не желаешь.

    Справедливость . Этот принцип должен соблюдаться при наделении работников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.).

    Восстановление морального паритета. Необходимость обязательного исправления нарушения норм морали независимо от того, когда и кем оно было допущено. В противном случае возникает нарушение морального климата в коллективе, работник, ущемленный морально, будет выполнять свои обязанности с грузом обид, униженности, несправедливости, и это может сказаться на качестве его работы.

    Принцип общей культуры и здравого смысла. Этичным является терпимое отношение работников организации к моральным устоям, традициям, имеющим место в других организациях, регионах, странах. Это по большей части касается этикетных ситуаций.

    Принцип гармонии индивидуального и коллективного начал, при разработке и принятии деловых решений. Необходим учет индивидуальных мнений и подходов при решении любых служебных вопросов. Однако нонконформизм (непринятие господствующих порядков, норм, ценностей, законов) как черта личности должен проявляться в разумных пределах.

    Принцип корректности в отношениях с подчиненными. Не должно быть насилия, «нажима» на подчиненных, выражающегося в различных формах, например в приказной, командной манере ведения служебного разговора, не говоря уже о хамской.

    Принцип авансирования доверием. При поручении сотруднику какого-либо задания, при обсуждении какой-либо проблемы, просто в решении отдельных рабочих вопросов целесообразно доверять чувству ответственности работника, его компетенции, сообразительности, чувству долга, обязательности и т. п.

    Принцип бесконфликтности. Конфликт - это следствие назревшей проблемы. Проблемы нужно решать в соответствии с уже рассмотренными принципами коллегиальности, учета индивидуальных и коллективных точек зрения. Также надо учитывать, что конфликт в деловой сфере имеет не только дисфункциональные последствия (может в данный момент резко ухудшить и даже парализовать работу в служебном коллективе), но и функциональные последствия (может создать серьезные проблемы для дальнейшего функционирования отдела). При этом конфликт - благоприятная почва для этических нарушений.

    Принцип «не критикуй конкурента». Имеется виду не только конкурирующая организация, но и «внутренний конкурент» - коллектив другого отдела, коллега в котором можно «усмотреть» конкурента.

    Культура речи как критерий этики профессионала. Умение выразить и объяснить суть идеи - необходимое условие эффективности в профессиональной деятельности. При этом важное значение имеет и интонация разговора. В суде точность и краткость высказываний всех участников процесса является условием установления истины или победы кого-либо из оппонентов.

В профессиональном общении важно владение речевым этикетом , понимание этических аспектов делового письма. В основе речевого этикета лежат доброжелательность, уважение к партнеру в общении, поддержание контакта, благодарность за него, деловой переписки - правильно выбранное обращение, краткость текста, ясность изложения, учет значимости эмоционального тона, сроков ответа и пр.

    Культура мышления как критерий этики профессионала. Человеческая речь неразрывно связана с мышлением. Мышление специалиста-профессионала - это четкая формулировка мыслей, последовательность рассуждения, ясное выражение проблемы и постановка задач.

Культура мышления специалиста предполагает способность:

логически грамотно составлять служебные документы;

аргументированно излагать свои мысли;

эффективно вести полемику и дискуссию;

вскрывать противоречия и опровергать ложные выводы оппонентов.

Мышление профессионала - это всегда мышление творческое.

В эпоху зрелого и позднего капитализма профессионализм получает статус морального принципа, он сформировался как основной принцип этики бизнеса (деловой этики) и стал означать:

понимание работы как долга, призвания, как служения делу, людям, Родине;

высокое качество производимых продуктов, услуг, профессиональных достижений;

уважение и доверие к другим профессионалам (стремление во всем иметь дело с профессионалами, а не с дилетантами);

творчество, энергичность, постоянное повышение квалификации, стремление к новому, к информированности о новациях;

честная конкуренция с другими профессионалами: хочешь больше зарабатывать - лучше работай;

сотрудничество и взаимопомощь в рамках профессионального цеха;

трудолюбие в сочетании со здоровым образом жизни - умением отдыхать, восстанавливаться (как правило, на природе); существует даже неписаное правило: не вести разговоры на профессиональные темы на досуге или с незнакомыми людьми. Нарушение этого правила воспринимается как невоспитанность, бестактность.

Уяснение особенностей профессиональной этики поможет разобраться в содержании берущих свое начало из этических принципов многочисленных этических кодексов различных фирм, организаций, корпораций, частных, государственных.

1. Верховенство права - означает сознание юристом своей миссии служения праву и закону, соблюдение законности. Юрист не должен отождествлять понятие права и закона, но не может противопоставлять их. Он обязана руководствоваться соображением о том, что закон в правовом государстве является правовым, справедливым, подлежащим неукоснительному исполнению. Даже если какой-либо закон, с его точки зрения, не полностью отвечает идеям правового государства, юрист обязан стоять на страже соблюдения его положений. Это можно назвать принципом связанности с законом, приоритетом закона, который не поддается опровержению. Именно юристы призваны вести борьбу с правовой анархией, нигилизмом, быть «служителями» права, блюстителями закона.

2.Гуманное отношение к людям - непременный принцип, входящий в кодекс профессиональной этики юриста. Он подчеркивает, что одной высокой квалификации недостаточно для того, чтобы состояться профессиональным работником юридического труда. Важное значение имеет его заботливое отношение к каждому человеку, с которым он сталкивается в процессе выполнения служебных обязанностей. Все люди, с которыми по роду своей деятельности юрист общается, воспринимают его не только как исполнителя определенной профессиональной роли, но и как человека со всеми его положительными и отрицательными качествами. Каждый, кто силой обстоятельств вовлекается в общение с прокурором, следователем, судьей, адвокатом, ожидает от них не только квалифицированного исполнения обязанностей, но и уважительного отношения.

Гуманное отношение к людям представляет собой такое отношение, в котором практически признается достоинство личности. Сложившееся в моральном сознании общества понятие уважения предполагает: справедливость, равенство прав, возможное наиболее полное удовлетворение интересов людей, доверие к людям, внимательное отношение к их убеждениям, проблемам, чуткость, вежливость, деликатность.

3.Порядочность - один из исходных принципов высокого морального уровня исполнения профессиональных полномочий, означающий органическую неспособность к бесчестному поступку. Она проявляется, прежде всего, в способах и приемах, используемых юристом в своей деятельности. Для достижения любой поставленной цели юрист выбирает такие способы и приемы, которые не противоречат нормам права и морали. Невозможно законодательно регламентировать все нюансы, связанные с юридической практикой, поэтому в некоторых ситуациях именно от порядочности юриста зависит судьба, доброе имя конкретного человека.

Порядочность юриста строится на таких качествах, как доверие и сочувствие, честность и справедливость. Эти качества должны проявляться во всех видах взаимоотношений: «руководитель-подчиненный», «между коллегами», «юрист-клиент».

4.Доверие представляет собой отношение человека к действиям другого лица, к нему самому, и основано на убежденности его правоте, верности, добросовестности, честности.

5.Честность предполагает принципиальности, верность принятым обязательствам, субъективную убежденность в правоте проводимого дела, искренность перед другими и перед собой, признание и соблюдение прав других людей на то, что им законно принадлежит. Это качество должно определять поведение юриста во всех случаях, когда он, общаясь с клиентом, принимает на себя обязательства в выполнении для не го значимых действий, таких как: обеспечение безопасности ему или членам его семьи, создание всех условий для защиты, обещание довести дело до конца, как бы тяжело это не было сделать. Честность-залог нравственных отношений в юридической практике. Это требование вытекает из объективной необходимости совместной деятельности, подчиненной общему интересу-установлению истины.

6. Правдивость юриста представляет собой моральное качество, характеризующее его как личность, сделавшую для себя правилом говорить людям истину, не скрывать от них действительное положение дел, если это не причинит вред интересам личности и государства.

Правдивость- общечеловеческое требование, однако отдельные виды юридической деятельности в силу их специфики нуждаются в некоторых ограничениях- оправданных и допустимых. К ним следует отнести добродетельный обман: дезинформация противника, легендирование оперативно-розыскной деятельности и некоторые другие средства, используемые правоохранительными органами.

7. Самоотверженность - выражается в действиях, которые по своему характеру представляют акт самопожертвования- добровольного принесения в жертву своих интересов, а иногда даже жизни ради других людей, достижения поставленных целей, во имя справедливости.

6.Характеристика основных этических категорий.

· Справедливость (морально-политическая и правовая). В этике справедливость как морально-политическая категория рассматривается, как категория определяющая поведение, как должностное, отвечая основным идеалам справедливости и исходящая из признания равенства, как правовая категория отражена в статье 10 «Всеобщей декларации прав человека», 14 статье международного пакта о гражданских и политических правах.

Современное гражданское законодательство включает норму о защите этических категорий: честь, достоинство и деловая репутация

· Достоинство – особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, основанное на признании ценности человека, как личности, понятие достоинства личности опирается на принцип равенства всех людей и основывается на запрете унижать достоинство человека независимо от его социального положения

· Репутация – мнение о нравственном облике человека сложившееся у окружающих, основанное на предшествующем поведении данного человека

Законодательство предоставляет возможность заинтересованным лицам подавать исковые заявления о защите чести и достоинства гражданина после его смерти, в случае если:

· Сведения порочащие честь, достоинство или репутацию были распространены в СМИ, то опровергающая информация должна быть опубликована в порядке установленном судом

· Информация содержаться в документах, то этот документ подлежит отзыву или принудительной замене на документ, содержащий действительную информацию

· Решение суда не выполняется. суд вправе наложить на нарушителя штраф в доход РФ

· Были причинены иные убытки (кроме морального вреда), то они так же подлежат взысканию

· Невозможно установить лицо, распространившее сведения порочащие честь, достоинство и репутацию, то лицо может обратиться в суд с заявлением о признании данных сведений не соответствующими действительности

Кодекс судейской этики 2004 года обязывает судью в любой ситуации сохранять личное достоинство, заботиться о своей чести.

7.Виды профессиональной этики.

ü Этическая аксиология (добро и зло; теория, рассматривающая философские вопросы моральных ценностей. В качестве особой философской дисциплины А., изучающая проблемы экономических, эстетических, моральных, исторических и др. ценностей, возникла сравнительно недавно, во второй половине XIX в.)

ü Деонтология (учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики)

ü Историческая

ü Социология (это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях. Социология изучает общество, раскрывая внутренние механизмы его строения и развития его структур (структурных элементов: социальных общностей, институтов, организаций и групп); закономерности социальных действий и массового поведения людей, а также отношения между личностью и обществом.)

ü Профессиональная (представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста.

Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного. Общие принципы профессиональной этики, базирующиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают:
а) профессиональную солидарность (иногда перерождающуюся в корпоративность);
б) особое понимание долга и чести;
в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности.)


Похожая информация.


1. Профессиональная этика и профессиональная мораль. Принципы профессиональной этики

Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста.

Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного. Общие принципы профессиональной этики, базирующиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают: а) профессиональную солидарность (иногда перерождающуюся в корпоративность); б) особое понимание долга и чести; в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности. Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются, в основном, в моральных кодексах - требованиях по отношению к специалистам.

Профессиональные этики, как правило, касаются лишь тех видов профессиональной деятельности, в которых наличествует разного рода зависимость людей от действий профессионала, т.е. последствия или процессы этих действий оказывают особое влияние на жизнь и судьбы других людей или человечества. В связи с этим выделяются традиционные виды профессиональной этики, такие, как педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого, и сравнительно новые, появление или актуализация которых связаны с возрастанием роли «человеческого фактора» в данном виде деятельности (инженерная этика) или усилением его влияния в обществе (журналистская этика, биоэтика)

Профессионализм и отношение к труду являются важными качественными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной оценке индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. В классово-дифференцированном обществе они определяются социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных и непривилегированных профессий, зависят от степени классового самосознания профессиональных групп, источников их пополнения, уровня общей культуры индивида и т. д.



Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Но к некоторым видам профессиональной деятельности общество предъявляет повышенные моральные требования. Есть такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда основывается на высокой согласованности действий его участников, обостряя потребность в солидарном поведении. Уделяется особое внимание моральным качествам работников тех профессий, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, значительными материальными ценностями, некоторых профессий из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания и т. д. Здесь речь идет не о фактическом уровне моральности, а о долженствовании, которое, оставшись нереализованным, может каким-либо образом воспрепятствовать исполнению профессиональных функций.

Профессия – определенный вид трудовой деятельности, требующий необходимых знаний и навыков, приобретаемых в результате обучения и длительной трудовой практики.

Профессиональные виды этики - это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе.

Профессиональные моральные нормы - это руководящие начала, правила, образцы, эталоны, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этико-гуманистических идеалов. Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Активную роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение.

Профессиональная этика, возникнув первоначально как проявление повседневного, обыденного морального сознания, в дальнейшем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения суммировались как в писаных и неписаных кодексах поведения различных профессиональных групп, так и в форме теоретических выводов, что свидетельствовало о переходе от обыденного к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали.

Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, этика права, предпринимателя (бизнесмена), инженера и т. д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические аспекты в реализации норм и принципов морали и в совокупности составляет профессиональный кодекс морали.

В основе врачебной этики лежат традиционные представления о гуманном назначении труда медика, который должен руководствоваться в своих действиях соображениями телесного и духовного здоровья больного, не считаясь при этом с трудностями, а в исключительных обстоятельствах - и с собственной безопасностью. История медицины знает много случаев, когда врачи испытывали действие нового препарата на себе, чтобы не подвергать опасности больного. К компетенции медицинской этики относятся такие сложные проблемы, как границы сохранения врачебной тайны, условия трансплантации жизненно важных органов и другие.

Гуманистическими аспектами насыщена и педагогическая этика. Она так регулирует, например, поведение учителя, чтобы оно укрепляло его авторитет, обеспечивало единство усилий педагогического коллектива. Вместе с тем она нацелена на защиту интересов детей, устанавливает пределы педагогической солидарности, реализует принцип единства уважения к личности ученика и требовательности к нему, ставит вопрос о моральном доверии общества к учителю.

В сфере науки профессиональная этика требует отстаивать истину и добиваться использования научных достижений в интересах человечества. Она формирует готовность правильно воспринимать критику, требует сочетания научной добросовестности с личной честностью исследователя, осуждает конъюнктурщину, начетничество, плагиат, попытки создания монополии той или иной научной школы, подкрепляет систему правил ведения дискуссий, способов закрепления научного приоритета, форм выражения признательности коллегам.

Сходные требования выдвигает профессиональная этика журналиста, писателя, художника, деятеля театра и кино. Особые моральные кодексы складываются и в тех видах деятельности, которые связаны не с профессиональным разделением труда, а с использованием каких-то специфических общественных функций (например, в воинской и милицейской службе, в сфере торговли и услуг, в области спорта).

О специфических кодексах поведения применительно к другим профессиям можно говорить лишь в той мере, в какой в них формируются нравственные отношения между руководителями и подчиненными, сотрудниками разных рангов и специальностей. В этом смысле можно выделить этику инженера, служебную или административную этику, экономическую этику («деловую этику», «этику бизнеса»).

Несмотря на всеобщий характер моральных требований и наличие единой трудовой морали класса или обществ, существуют еще и специфические нормы поведения только для некоторых видов профессиональной деятельности. Возникновение и развитие таких кодексов представляет собой одну из линий нравственного прогресса человечества, поскольку они отражают возрастание ценности личности и утверждают гуманность в межличностных отношениях.

Следовательно, основное назначение профессиональной этики состоит в том, что она обеспечивает реализацию общеморальных принципов в условиях профессиональной деятельности людей, способствует успешному осуществлению профессиональных обязанностей. Профессиональная этика помогает специалисту избегать ошибок, выбирать наиболее правильную, высокоморальную линию поведения в различных ситуациях трудовой деятельности.

Задача профессиональной этики не дать готовые рецепты на все случаи жизни, но научить культуре нравственного мышления, дать надежные ориентиры для решения конкретных ситуаций, влиять на формирование нравственных установок у специалиста в соответствии со специфическими требованиями профессии, объяснение и оценку выработанных адвокатской практикой стереотипов поведения в областях, не урегулированных правом.

Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Просто к некоторым видам профессиональной деятельности общество проявляет повышенные моральные требования. В основном это такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда требует согласованности действий всех его участников. Уделяется особое внимание моральным качествам работников той сферы, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, здесь речь идет не только об уровне моральности, но и в первую очередь о должном исполнении своих профессиональных обязанностей (это профессии из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания). Трудовая деятельность людей этих профессий, более чем каких-либо других, не поддается предварительной регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций. Она по своему существу является творческой. Особенности труда этих профессиональных групп усложняют моральные отношения и к ним прибавляется новый элемент: взаимодействие с людьми - объектами деятельности. Здесь нравственная ответственность приобретает решающее значение.

Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Общеморальные нормы должны быть конкретизированы в трудовой деятельности человека с учетом специфики его профессии. Таким образом, профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали. Нарушение трудовой этики сопровождается разрушением общих моральных установок, и наоборот. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести, в конечном счете, и к деградации самой личности.

Сейчас в России выявляется необходимость выработки нового типа профессиональной морали, которая отражает идеологию трудовой активности на основе развития рыночных отношений. Речь идет, прежде всего, о моральной идеологии нового среднего класса, составляющего подавляющее большинство рабочей силы в экономически развитом обществе.

В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда.

На российской конференции членов межрегиональной Ассоциации работников социальных служб (22 мая 1994г.) был принят профессионально- этический кодекс соц.работника, в котором сформулированы моральные принципы деятельности в сфере социального обслуживания.

Принцип моральной ответственности перед клиентом:

Работники соц.служб должны относиться к клиентам с присущей их профессии гуманистической направленностью;

Интересы клиентов являются приоритетными для работников соц.служб; благополучие клиента должно рассматриваться в качестве основного фактора при принятии любого решения работником службы;

Работники соцу.служб должны соблюдать конфиденциальный характер отношений с клиентами и заботиться о неразглашении полученной информации;

Работники соц.служб должны способствовать свободному, самостоятельному и осознанному решению клиентом своих проблем.

Принцип моральной ответственности перед обществом:

Деятельность работников соц.служб должна способствовать росту благосостояния общества;

Работники соц.служб должны откликаться на просьбу любого клиента вне зависимости от его образа жизни, происхождения, пола, сексуальной ориентации, возраста и состояния здоровья.

Принцип моральной ответственности перед профессией и коллегами:

Работники соц.служб обязаны накапливать и углублять свои знания и полноценно их использовать в профессиональной деятельности;

Работники соц.служб должны поддерживать и укреплять всё то, что способствует осуществлению ими своего назначения;

работник соц.службы должен стремиться к сотрудничеству со своими коллегами в интересах своих клиентов; отношения между работниками соц.служб должны строиться на взаимном уважении и доверии

2. Этика делового общения. Этические проблемы взаимоотношений с клиентами.

Деловые отношения - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач.
Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами. Обязательным условием в процессе деловых отношений является общение людей, мною будет рассмотрена этика деловых отношений на примере общения, взаимоотношения, т.к. при грамотном общении, умении расположить собеседника к себе зависит и конечный результат.

Этику делового общения следует учитывать в различных ее проявлениях:
В отношениях между предприятием и социальной средой, между предприятиями, внутри одного предприятия – между руководителем и подчиненными, между подчиненным и руководителем, между людьми одного статуса. Между сторонами того или иного вида делового общения, существует своя специфика. Задача и состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы делового общения, которые не только соответствовали любому виду делового общения, но и не противоречили общим нравственным принципам поведения людей. Вместе с тем они должны служить надежным инструментом координации деятельности людей, вовлеченных в деловое общение.

Общий нравственный принцип человеческого общения содержится в категорическом императиве И.Канта: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также и силу принципа всеобщего законодательства.»
Применительно к деловому общению основной этический принцип можно сформулировать следующим образом: в деловом общении при принятии решения о том, какие ценности следует предпочесть в данной ситуации, поступай так, чтобы максима твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и допускала координацию интересов всех сторон.

Таким образом, в основе этики делового общения должна быть координация, а по возможности и гармонизация, интересов. Естественно если оно осуществляется этическими средствами и во имя морально оправданных целей. Поэтому деловое общение должно постоянно проверяться этической рефлексией, оправдывающей мотивы вступления в него. При этом сделать этически правильный выбор и принять индивидуальное решение часто дело совсем непростое. Рыночные отношения предоставляют свободу выбора, но вместе с тем увеличивают количество вариантов решений, порождают комплекс моральных дилемм, поджидающих деловых людей на каждом шагу в процессе их деятельности и общения.

Особое внимание следует обратить на золотое правило этики общения:
«Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам». В отрицательной форме в формулировке Конфуция оно гласит: «Чего не пожелаешь себе, того не делай другим». Это правило применимо и к деловому общению, но по отношению к отдельным его видам: «сверху-вниз» (руководитель- подчиненный), «снизу-вверх» (подчиненный-руководитель), «по горизонтали»
(сотрудник-сотрудник) требует конкретизации.

Этика делового общения «сверху-вниз».

В деловом общении «сверху-вниз», т.е. в отношении руководителя к подчиненному золотое правило этики можно сформулировать следующим образом:

«Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель». Искусство и успех делового общения во многом определяются теми этическими нормами и принципами, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным. Под нормами и принципами имеется в виду то, какое поведение на службе является этически приемлемо, а какое – нет. Эти нормы касаются прежде всего того, как и на основе чего отдаются распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебная дисциплина, определяющая деловое общение. Без соблюдения этики делового общения между руководителем и подчиненным большинство людей чувствуют себя в коллективе дискомфортно, нравственно незащищенными. Отношение руководителя подчиненным влияет на весь характер делового общения, во многом определяет его нравственно - психологический климат. Именно на этом уровне формируются в первую очередь нравственные эталоны и образцы поведения. Отметим некоторые из них:

Стремитесь превратить вашу организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными нормами общения. Приобщите сотрудников к целям организации. Человек будет только тогда чувствовать себя нравственно и психологически комфортно, когда произойдет его идентификация с коллективом.
Вместе с тем каждый хочет остаться индивидуальностью и хочет, чтобы его уважали таким, каким он есть.

При возникновении проблем и трудностей, связанных с недобросовестностью, руководителю следует выяснить ее причины. Если речь едет о невежестве, то не следует бесконечно попрекать подчиненного его слабостями, недостатками. Подумайте, что вы можете сделать, чтобы помочь ему преодолеть их. Опирайтесь при этом на сильные стороны его личности.

Если сотрудник не выполнил вашего распоряжения, необходимо дать ему понять, что вам известно об этом, иначе он может решить, что провел вас.
Более того, если руководитель не сделал подчиненному соответствующего замечания, то он просто не выполняет своих обязанностей и поступает неэтично.

Замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам.
Этика делового общения «снизу-вверх».

В деловом общении «снизу-вверх», т.е. в отношении подчиненного к своему начальнику, общее этическое правило поведения можно сформулировать следующим образом: «Относитесь к своему руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчиненные».

Знать, как следует обращаться и относиться к своему руководителю, не менее важно, чем то, какие нравственные требования следует предъявлять к своим подчиненным. Без этого трудно найти «общий язык» и с начальником и с подчиненными. Используя те или иные этические нормы, можно привлечь руководителя на свою сторону, сделать своим союзником, но можно настроить его и против себя, сделать своим недоброжелателем.

Вот несколько необходимых этических норм и принципов, которые можно использовать в общении с руководителем.

Старайтесь помогать руководителю в создании в коллективе доброжелательной атмосферы, упрочению справедливых отношений. Помните, что ваш руководитель нуждается в этом в первую очередь.

Не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им. Высказывайте ваши предложения или замечания тактично и вежливо. Вы не можете прямо ему что-то приказать.

Если в коллективе надвигается или уже случилось какое-либо радостное или, напротив, неприятное событие, то об этом следует сообщить руководителю. В случае неприятностей старайтесь помочь облегчить выход из этой ситуации, предложить свое решение.

Этика делового общения «по горизонтали».

Общий этический принцип общения «по горизонтали», т.е. между коллегами (руководителями или рядовыми членами группы), можно сформулировать следующим образом: «В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам». Если вы затрудняетесь, как вести себя в той или иной ситуации, поставьте себя на место вашего коллеги.

Применительно к коллегам-управляющим следует иметь в виду, что найти верный тон и приемлемые нормы делового общения с равными по статусу сотрудниками из других подразделений – дело весьма непростое. Особенно если речь идет об общении и отношениях внутри одного предприятия. В этом случае они нередко являются соперниками в борьбе за успех и продвижении по службе.
В то же самое время это люди, которые вместе с вами принадлежат к команде общего управляющего. В рассматриваемом случае участники делового общения должны чувствовать себя равными по отношению друг к другу.

Профессиональная этика регулирует взаимоотношения людей в деловом общении. В основе профессиональной этики лежат определенные нормы, требования и принципы.

Принципы – это абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, правильно формировать свое поведение, свои действия в деловой сфере. Принципы дают конкретному работнику в любой организации концептуальную этическую платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т.п.

Порядок рассматриваемых этических принципов не обусловливается их значимостью. Сущность первого принципа исходит из так называемого золотого стандарта: « В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе».

Второй принцип : нужна справедливость при наделении работников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.).

Третий принцип требует обязательного исправления этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено.

Четвертый принцип – принцип максимума прогресса: служебное поведение и действия сотрудника признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения.

Пятый принцип – принцип минимума прогресса, в соответствии с которым действия работника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм.

Шестой принцип - этичным является терпимое отношение работников организации к моральным устоям, традициям и пр., имеющим место в других организациях, регионах, странах.

Восьмой принцип - индивидуальное и коллективное начало равно признаваемы за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях.

Девятый принцип - не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов. Однако нонконформизм* как черта личности должен проявляться в разумных пределах.

Десятый принцип никакого насилия, т.е. «нажима» на подчиненных, выражающегося в различных формах, например, в приказной, командной манере ведения служебного разговора.

Одиннадцатый принцип постоянство воздействия, выражающееся в том, что этические стандарты могут быть внедрены в жизнь организации не единовременным приказом, а лишь с помощью непрекращающихся усилий со стороны и менеджера, и рядовых работников.

Двенадцатый принцип при воздействии (на коллектив, отдельного работника, на потребителя и пр.) учитывать силу возможного противодействия. Дело в том, что признавая ценность и необходимость этических норм в теории, многие работники, сталкиваясь с ними в практической повседневной работе, по той или иной причине начинают им противодействовать.

Тринадцатый принцип - состоит в целесообразности авансирования доверием – чувству ответственности работника, к его компетенции, к чувству долга и т.п.

Четырнадцатый принцип настоятельно рекомендует стремиться к бесконфликтности, т.к. конфликт – благоприятная почва для этических нарушений.

Пятнадцатый принцип – свобода, не ограничивающая свободы других; обычно этот принцип, хотя и в неявной форме, обусловлен должностными инструкциями.

Шестнадцатый принцип - работник должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению своих коллег.

Семнадцатый принцип - не критикуй конкурента. Имеется виду не только конкурирующая организация, но и «внутренний конкурент» - коллектив другого отдела, коллега в котором можно «усмотреть» конкурента.

Указанные принципы должны служить основанием для выработки каждым работником любой фирмы собственной личной этической системы.

Виды профессиональной этики

Каждому роду человеческой профессиональной деятельности соответствуют определенные виды профессиональной этики со своими специфическими особенностями.

Профессиональные моральные нормы – это правила, образцы, порядок внутренней регуляции личности на основе этических идеалов.

Например, врачебная этика изложена в «Этическом кодексе Российского врача», принятом в 1994 г. Ассоциацией российских врачей. Ранее, в 1971 г., была создана присяга врача Советского Союза. Представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача связано с именем Гиппократа.

Традиционная врачебная этика решает вопрос личного контакта и личных качеств взаимоотношений врача и пациента, а также гарантий врача не нанести вред конкретному индивиду.

Биомедицинская этика (биоэтика) представляет собой конкретную форму современной профессиональной этики врача, это система знаний о допустимых границах манипулирования жизнью и смертью человека Манипуляция должна регулироваться нравственно. Биоэтика – это форма защиты биологической жизни человека. Основная проблема биоэтики: самоубийство, эвтаназия*, определение смерти, трансплантология, экспериментирование на животных и человеке, отношение врача и пациента, отношение к психически неполноценным людям, организация хосписов, деторождение (генная инженерия*, искусственное осеменение, «суррогатное» материнство, аборт, контрацепция).

Целью биоэтики является выработка соответствующих регламентаций для современной В 1998 г. при Московской Патриархии по благословению Святейшего Патриарха Алексия II был создан Совет по биомедицинской этике. В него вошли известные богословы, священнослужители, врачи, ученые, юристы.

Профессиональная этика журналиста , подобно другим видам профессиональной этики, начала формироваться непосредственно в трудовой деятельности. Она проявила себя в ходе кодификации тех профессионально-нравственных представлений, которые стихийно сложились в рамках способа журналистской деятельности и так или иначе были зафиксированы профессиональным сознанием журналистского сообщества. Появление первых кодексов означало завершение длительного процесса формирования профессиональной журналистской морали и одновременно открыло новый этап в ее развитии. Этот новый этап базировался на целенаправленном самопознании журналистской деятельности и практическом применении его результатов. Особым проявлением профессиональной этики выступает экономическая этика («деловая этика», «этика бизнеса»). Экономическая этика – наука древняя. Ее начало положено Аристотелем в произведениях «Этика», «Никомахова этика», «Политика». Аристотель не отделяет экономику от экономической этики. Он советует своему сыну Никомаху заниматься только u1087 производством благ. Его принципы нашли развитие в идеях и концепциях католических и протестантских теологов, которые в течение длительного времени напряженно размышляли над проблемами этики бизнеса.

Одной из первых этико-экономических концепций была концепция Генри Форда, одного из основателей автомобильной промышленности США. Он считал, что счастье и благосостояние добываются только честной работой и что в этом заключается этический здравый смысл, суть фордовской экономической этики заключена в мысли о том, что произведенный продукт не просто реализованная «деловая теория», а «нечто большее» - теория, цель которой создать из мира вещей источник радости. Сила и машина, деньги и имущество полезны лишь постольку, имеют практическое значение и в настоящее время.

Этика менеджмента наука, рассматривающая поступки и поведение человека, действующего в сфере управления, и функционирование организации как «совокупного менеджера» относительно своей внутренней и внешней среды в том аспекте, в каком действия менеджера и организации соотносятся с общечеловеческими этическими требованиями.

Экономическая этика – это совокупность норм поведения предпринимателя, требования, предъявляемые культурным обществом к его стилю работы, характеру общения между участниками бизнеса, их социальному облику.

Экономическая этика включает в себя деловой этикет, который формируется под влиянием традиций и определенных сложившихся исторических условий конкретной страны.

Основными постулатами этического кодекса предпринимателя являются следующие: он убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества в целом; исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать; признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества; уважает любую собственность, общественные движения, уважает профессионализм и компетентность, законы; ценит образование, науку и технику.

Эти основные принципы этики делового человека могут быть конкретизированы применительно к различным сферам его профессиональной деятельности. Для России проблемы экономической этики приобретают большое значение. Это объясняется стремительным формированием рыночных отношений в нашей стране.

В настоящее время основные принципы и правила делового поведения формулируются в этических кодексах. Это могут быть стандарты, по которым живут отдельные фирмы (корпоративные кодексы), или правила, регулирующие отношения внутри целой отрасли (профессиональные кодексы).



Налоги и платежи