Методы выработки и принятия управленческих решений. Методы выработки управленческих решений

1. Целевое обсуждение - метод выработки новых идей, который заключается в проведении совещания. Оно организуется и проводится ведущим с целью втянуть собравшихся в открытую и заинтересованную дискуссию. Участники сами предлагают новые идеи. При этом важно их фокусировать на обсуждении определенной области, в которой ведется поиск новой продукции.

2. Метод «мозговой атаки»

в основе метода лежит идея о том, что для пробуждения творческой инициативы работников нужно поместить человека в необычные условия: сделать его участником игры или дискуссии с элементами игры, вырвать из привычной обстановки. Не рекомендуют приглашать специалистов по обсуждаемой проблеме.

Количество участников – от 6 до 12 человек. Мозговая атака начинается с формулировки проблемы, которая не должна быть ни слишком общей, ни слишком узкой. При этом записываются все идеи.

3.Обсуждение списка «слабых мест»

Не допускаются никакие критические замечания (полная свобода высказывания, дискуссия должна проходить весело с элементами игры);

Необходимо всячески поощрять свободу мышления (чем экстравагантнее, тем лучше);

Желательно высказывать как можно большее количество идей (выше вероятность того, что среди них попадется что-то существенное);

Важно подхватывать идеи, высказанные другими, развивать сами идеи и их комбинации.

Метод, в котором участникам совещания заранее предлагается полный список возможных слабых мест (проблем) продукции, относящейся к определенной товарной группе (калорийность, вкус, внешний вид, стоимость). Участников просят привести примеры (привязать конкретные товары на рынке к готовому списку слабых мест). Использование метода приближает к пониманию того, что хочет потребитель. Метод подходит также и для оценки перспективности уже имеющихся идей новых продуктов.

Методы творческого решения проблем

метод «мозговой атаки наоборот» построен на том, чтобы участники группы выявили недостатки предлагаемых идей. Задача состоит в том, чтобы не только найти слабые места, но и предложить пути их устранения. Главное требование – вести себя корректно по отношению друг к другу.

метод Гордона основан на том, что участники заранее не знают, какая именно тема будет обсуждаться. Поэтому они не скованы привычными шаблонами и стереотипами. Ведущий в самых общих чертах излагает концепцию, связанную с интересующей его проблемой. Участники высказывают свои идеи по поводу услышанного. Затем под руководством ведущего уточняется исходная концепция и другие относящиеся к ней вопросы. После этого вскрывается та самая проблема, ради которой проводилось обсуждение. Участников просят высказать свои мысли и конкретные предложения по поводу решения проблемы.

метод вопросника построен на выработке новых идей, используя составляемый в произвольной форме список вопросов или предложений, имеющих отношение к анализируемой проблеме. Например: можно ли найти для этого какой-то другой способ применения (адаптировать, модифицировать, заменить, увеличить или уменьшить и т.д.).

эвристический метод зависит от умения предпринимателя строить догадки на основании логических рассуждений, интуиции и прошлого опыта. Этот метод часто используется предпринимателями для принятия решений в условиях неполной информации, когда о последствиях решений можно только догадываться, но нельзя судить с уверенностью.

стоимостной анализ - метод выработки новых решений, основанный на максимизации выгоды для предпринимателя и его нового предприятия. В ходе его использования задают определенные вопросы, к примеру: можно ли снизить стоимость данной детали и сделать ее замену на более дешевую, если она не оказывает влияния на качество готовой продукции.

матричное структурирование - метод систематизации поиска новых идей путем построения матрицы, столбцы которой соответствуют обсуждаемым вариантам товаров, а строки – рыночным атрибутам этих товаров, записанным в виде вопросов. Например, где его можно использовать, на какой сегмент покупателей он рассчитан, где и кто его может применить и др.

«мечты о невозможном» - метод, основанный на том, что все приходящие в голову мечты записываются, пока не будет выработана идея, с которой можно работать дальше. Независимо от того, каким образом получена бизнес-идея, необходимо тщательно взвесить и оценить ее. Важно убедиться, что она действительно может стать основой успешного бизнеса.

Фильтрация новых идей может осуществляться по следующему ряду характеристик:

1) первоначальные затраты;

2) уровень конкуренции;

4) легкость копирования;

6) законность;

7) потенциальная прибыль.

Характеристики перспективной бизнес-идеи

1) удовлетворяет потребности клиента;

2) является инновационной;

3) является уникальной;

4) является четко сфокусированной;

5) предполагает рентабельность в долгосрочной перспективе.

Методы определения выработки на предприятиях зависят от того, в каких единицах измеряются объем продукции и трудовые затраты. На рисунке 1 приведены три основных метода: натуральный, трудовой и стоимостный, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки.

Рисунок 1 - Методы определения выработки на предприятии

Натуральным методом выработка рассчитывается по объему производства, выраженному в физических единицах -- тоннах, штуках, килограммах, метрах и т.д. Его достоинство в том, что он прост и более точно характеризует производительность труда. Однако этот метод применим лишь при производстве однородной продукции. При выпуске нескольких видов (марок) однородной продукции выработка определяется в условно-учетных натуральных единицах. На практике применять натуральные показатели для расчета выработки удается далеко не всегда, так как большинство промышленных предприятий выпускает несколько видов продукции, не сопоставимых по своей натуральной форме. Кроме того, выработка в натуральном выражении не учитывает качества продукции.

Если предприятие выпускает несколько видов однородной продукции, то выработка исчисляется в условно-натуральных единицах. Использование так называемых условно-натуральных измерителей позволяет расширить возможности применения этих показателей.

Применяя трудовой метод в качестве измерителя продукции, используют ее трудоемкость в нормо-часах, т.е. нормы трудовых затрат. Если за определенный период нормы выработки не меняются, то оценка в нормо-часах довольно точно показывает изменение производительности труда. Этот метод универсален .

Он пригоден для оценки уровня производительности труда на отдельных участках производства, в цехах, в тех случаях, когда производятся разнородная продукция, большой объем полуфабрикатов и незавершенного производства, но требует строгой обоснованности норм труда. При использовании норм труда, предусматривающих разную напряженность, что имеет место на предприятиях, трудовой метод существенно искажает показатель производительности труда, по­ этому пока не находит широкого применения. Несмотря на различия, оба рассмотренных метода обладают достаточно высокой степенью объективности и диагностической способности, поскольку используют реальные и нормативные данные.

Стоимостной способ наиболее универсален, он позволяет проводить сравнения уровня и динамики производительности труда на предприятии, в их группах, отрасли, регионе, по экономике в целом. При стоимостном методе измерения производительности труда объем работы приводится в денежном исчислении .

Стоимостной метод позволяет сравнивать производительность труда работников разных профессий, квалификаций, например кондитера и повара, токаря и водителя. Достоинствами этого метода являются простота исчисления, возможность сравнения уровней продуктивности труда разных производств, а также определения его динамики в разные периоды времени. Но недостатком метода является влияние ценовых факторов: конъюнктуры рынка, инфляции, а также материалоемкости работы.

Показатель стоимости валовой продукции, на основе которого долгие годы планировались и учитывались объемы производства продукции, хорош тем, что продукция разных предприятий и за разные годы исчислялась в единых оптовых ценах предприятий по состоянию на какое-то время. Это позволяло нивелировать изменение цен в разные периоды и добиваться по этому критерию сопоставимости показателей. Однако стоимость продукции отражает не только затраты живого труда, но и прошлого, овеществленного в сырье, материалах, покупных полуфабрикатах, деталях и узлах, поступающих по кооперации. Более дорогое сырье, направляемое на обработку, увеличивало стоимость валовой продукции и соответственно уровень производительности труда без какого-либо участия работников предприятия.

В стоимость валовой продукции входит также разница в стоимости незавершенного производства на начало и на конец периода. Это даст возможность предприятиям повышать стоимость валовой продукции, а вместе с ней и показатель производительности труда за счет увеличения объемов незавершенного производства. Показатель стоимости товарной продукции свободен от влияния объемов незавершенного производства, но сохраняет другие недостатки, присущие показателю валовой продукции.

Показатель нормативной стоимости обработки (НСО), в который включали нормативную стоимость затрат живого труда: заработную плату основных производственных рабочих с отчислениями на социальное страхование, цеховые и общезаводские расходы, рассчитанные по нормативам. Достоинством показателя НСО является то, что он в основном свободен от влияния затрат прошлого труда - стоимости сырья, материалов, покупных изделий (за исключением части таких затрат, входящих в общецеховые и общезаводские расходы). Недостатки показателя НСО в том, что он не характеризует всей вновь созданной стоимости и учитывает не фактическую стоимость обработки, а лишь ее нормативное значение. Экономическое содержание этого показателя расплывчато, поэтому целесообразность его использования вызывает сомнения.

Теоретически наиболее полное представление о вкладе предприятия и создание продукции дает показатель стоимости чистой продукции - вновь созданной стоимости, так как на его величину не влияют затраты на сырье, материалы, покупные полуфабрикаты и узлы, он свободен от стоимости амортизационных от отчислений.

Чистая продукция (заработная плата с начислениями плюс прибыль) точно характеризует вновь созданную стоимость, если она (продукция) реализуется по рыночным ценам. Но в нашей действительности большое влияние оказывают монопольные цены, которые искажают реальный вклад предприятия в создание новой стоимости, и установление стоимости чистой продукции становится проблематичным.

Показатель условно чистой продукции включает в себя помимо заработной платы с начислениями и прибыли также сумму амортизации основных средств, т.е. часть прошлого труда. Применяется он в отраслях с высоким уровнем технического оснащения. Практика использования этого измерителя объема производства при значительной разнорентабельности различных изделий и большими различиями доли прибыли в оптовой цене предприятий не дала надежных результатов сопоставимости реального вклада предприятия в выпуск продукции и его отражения в виде соответствующей величины прибыли. Так обстояло дело с выражением объема производства в формулах 1 и 2.

Трудозатраты наиболее точно отражают отработанным количеством человеко-часов. Но их подсчет достаточно сложен.

Человеко-дни дают менее точный результат трудозатрат по сравнению с человеко-часами, так как они не учитывают внутрисменных простоев.

Среднесписочная численность персонала по сравнению с человеко-днями не учитывает целодневных простоев, но, тем не менее, именно показатель среднесписочной численности персонала используется при подсчетах годовой производительности труда, так как это обеспечивает сопоставимость показателей различных предприятий, отраслей и по стране в целом. Показатели же часовой и дневной выработки применяют при внутрипроизводственном анализе хозяйственной деятельности предприятия.

Итак, для определения выработки выбираются соответствующие показатели объема производства продукции и трудовых затрат и первые делятся на вторые (формула 1).

Другой показатель производительности труда - трудоемкость - представляет сумму затрат труда на производство единицы продукции.

Для определения трудоемкости Те единицы продукции трудозатраты на все производство делят на объем выпущенной продукции за определенной период (формула 2).

Методы типа "мозговой атаки", или коллективной генерации идей. Концепция "мозговой атаки", или "мозгового штурма", получила широкое распространение с начала 50-х гг. XX в. как метод систематической тренировки творческого мышления, направленный на открытие новых идей и достижение согласия группы людей на основе интуитивного мышления .

Метод "мозговой атаки" основан на гипотезе, что среди большого числа идей имеются по меньшей мере несколько хороших, полезных для решения проблемы, которые нужно выявить. Методы этого типа известны также под названиями коллективной генерации идей (КГИ), конференций идей, обмена мнениями.

Обычно при проведении мозговой атаки или сессии КГИ стараются выполнить определенные правила, суть которых сводится к тому, чтобы обеспечить как можно большую свободу мышления участников КГИ и высказывания ими новых идей. Для этого рекомендуется сформулировать проблему в основных терминах, выделив центральный пункт обсуждения, высказывать и подхватывать любые идеи, даже если они вначале кажутся сомнительными или абсурдными (обсуждение и оценки идей проводятся позднее), не допускать критики, не объявлять ложной и не прекращать обсуждать ни одну идею, высказывать как можно больше идей (желательно нетривиальных), стараться создавать как бы цепные реакции идей, оказывать поддержку и поощрения, необходимые для того, чтобы освободить участников от скованности и т.п.

В зависимости от принятых правил и жесткости их выполнения различают прямую "мозговую атаку", метод обмена мнениями, методы типа комиссий, судов (в последнем случае создается две группы: одна группа вносит как можно больше предложений, а вторая старается максимально их раскритиковать). Мозговую атаку можно проводить в форме деловой игры, с применением тренировочной методики стимулирования наблюдения, в соответствии с которой группа формирует представление о проблемной ситуации, а эксперту предлагается найти наиболее логичные способы решения проблемы.

На практике подобием сессий КГИ являются совещательные органы разного рода – директораты, ученые, научные и координационные советы, специально создаваемые временные комиссии, комитеты, "мозговые тресты", не опирающиеся на постоянный персонал и т.п.

В реальных условиях достаточно трудно обеспечить жесткое выполнение требуемых правил, создать атмосферу мозговой атаки: на совещаниях у главного конструктора или генерального директора, заседаниях советов (научного, технического, координационного и др.) мешает влияние должностной структуры организации; собрать специалистов на межведомственные комиссии трудно. Поэтому желательно применять способы опроса компетентных специалистов, не требующие обязательного их присутствия и устного высказывания своих мнений в конкретном месте и в конкретное время, рассматриваемые далее.

Методы "мозговой атаки" применялись при разработке и реализации программ долгосрочных научных исследований НАТО, в военном прогнозировании. Однако уже в 60-е гг. XX в. из первостепенного метода источника идей и поиска кратчайшего пути решения проблемы МА превратилась во вспомогательное средство в методиках, использующих и другие методы анализа, и в настоящее время эти методы обычно используются в качестве одного из элементов методик системного анализа в форме проведения обсуждений предложений или промежуточных результатов анализа, полученных с применением различных методов, на коллективных совещаниях типа "мозговой атаки".

Методы типа "сценариев". Методы подготовки и согласования представлений о проблеме или анализируемом объекте, изложенные в письменном виде, получили название "сценариев". Первоначально этот метод предполагал подготовку текста, содержащего логическую последовательность событий или возможные варианты решения проблемы, развернутые во времени. Однако позднее обязательное требование временных координат было снято, и сценарием стали называть любой документ, содержащий анализ рассматриваемой проблемы и предложения по ее решению или по развитию системы, независимо от того, в какой форме он представлен.

Как правило, на практике предложения для подготовки подобных документов пишутся экспертами вначале индивидуально, а затем формируется согласованный текст.

"Сценарий" предусматривает не только содержательные рассуждения, помогающие не упустить детали, которые невозможно учесть в формальной модели (в этом собственно и заключается основная роль сценария), но и содержит, как правило, результаты количественного технико-экономического или статистического анализа состояния страны, региона, отрасли с предварительными выводами. Группа экспертов, подготавливающая сценарий, пользуется обычно правом получения необходимых сведений от предприятий и организаций, необходимых консультаций.

На практике по типу "сценариев" разрабатывались прогнозы в отраслях промышленности. Разновидностью "сценариев" можно считать комплексные программы научно-технического прогресса и его социально-экономических последствий, которые разрабатывались в период реформ 70-х гг. XX в. специальными комиссиями при АН СССР, Госплане СССР и Госкомитете по науке и технике при Совете Министров СССР на последующие 20 лет.

Роль специалистов по системному анализу при подготовке сценария состоит в следующем:

  • 1) помочь привлекаемым ведущим специалистам соответствующих областей знаний выявить общие закономерности развития системы;
  • 2) проанализировать внешние и внутренние факторы, влияющие на ее развитие и формулирование целей;
  • 3) провести анализ высказываний ведущих специалистов в периодической печати, научных публикациях и других источниках научно-технической информации;
  • 4) создать вспомогательные информационные фонды, способствующие решению соответствующей проблемы.

В последующем понятие "сценария" расширяется как в направлении областей применения, так и форм представления и методов их разработки: в "сценарий" допускалось введение количественных параметров и установление их взаимозависимости, предлагались методики подготовки "сценария" с использованием ЭВМ, методики целевого управления подготовкой "сценария".

"Сценарий" позволяет создать предварительное представление о проблеме (системе) в ситуациях, которые не удается сразу отобразить формальной моделью. Однако "сценарий" – это все же текст со всеми вытекающими последствиями (синонимия, омонимия, парадоксы), обусловливающими возможность неоднозначного его толкования. Поэтому его следует рассматривать как основу для разработки более формализованного представления о будущей системе или решаемой проблеме.

Методы групповых дискуссий или дискуссионные методы. Эта разновидность методов выработки коллективных решений применяется при принятии управленческих решений.

Методы групповых дискуссий являются средством приобщения руководителей к выработке коллективного стиля руководства, повышают мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем. Ситуация групповой дискуссии стимулирует ассоциативное мышление. Этому благоприятствует эмоциональная атмосфера интеллектуального соперничества, складывающегося в ходе дискуссии.

Краткая характеристика основных методов групповых дискуссий приведена в табл. 2.13 .

Таблица 2.13

Краткая характеристика

Метод анализа конкретных ситуаций (АКС).

Разработан в 20-х гг. XX в. в Гарвардской школе бизнеса

Проходит в несколько этапов.

  • 1. Введение в изучаемую ситуацию и стоящую за ней проблему.
  • 2. Постановка задачи – разбиение на группы, получение описания ситуации, время работы и т.д.
  • 3. Групповая работа над поиском вариантов решения.
  • 4. Групповая дискуссия, проводимая в форме поочередного выступления членов группы с обоснованием предлагаемого варианта решения и последующей общей дискуссии с обсуждением точек зрения и решений, оценкой результатов анализа и выбора наилучшего решения в данной ситуации

Балинтова

Метод основан на принципе изложения своей проблемы другим и коллективном ее обсуждении. Главная цель – помочь человеку глубже вникнуть в эту проблему.

Сессия балинтовой группы проводится следующим образом.

  • 1. Каждый из участников в порядке очереди докладывает свою проблему.
  • 2. Выбирается проблема для обсуждения.
  • 3. Поочередно задаются вопросы.
  • 4. Вносятся предложения, рекомендации.
  • 5. Делаются обобщения и выводы

Метод "635"

Этот метод объединяет идеи мозговой атаки и сценариев.

Проводится в форме двух основных этапов.

  • 1. Каждый из шести членов группы записывает основные три идеи для решения поставленной проблемы. Для этой цели, а также в целях предупреждения пространственного описания идей разработан бланк.
  • 2. Основные идеи (6 х 3 = 18) по очереди поступают к членам коллектива, каждый из которых дополняет их еще тремя мыслями, касающимися решения поставленной проблемы. После прохождения всех этих шести участков бланк содержит 108 идей.

Условием применения метода является то, что обмен информацией между членами группы разрешается только в письменном виде, что способствует большей обоснованности и четкости идей, чем устные высказывания

Метод "метаплан"

Соединяет в себе преимущества метода "мозговой атаки", а также положительные черты визуального наблюдения. Шаги реализации метода состоят в следующем.

1. Дается поручение группе выявить проблему, составить карту потерь. Члены группы, отвечая на вопросы: "В чем состоят потери?", "Что собой представляют мобилизуемые резервы?", заполняют разноцветные карточки.

Карточки с ответами поступают на обобщенное табло, размер которого составляет примерно 1,6 х 4 м. На нем свободно размещаются 6–7 карточек каждого из 15 человек группы, т.е. всего 100–120 ответов, что обеспечивает хороший их обзор.

2. Карточки с ответами систематизируются в "банк" информации

Метод "за – против"

При подготовке метода голосования группа определяет варианты решения проблемы и представляет их в схематичном виде так, чтобы основные характеристики могли наблюдаться всеми членами группы одновременно. Из множества вариантов выбираются необходимые варианты на заседании жюри путем балльной оценки вариантов каждым членом жюри. К каждому обсуждаемому варианту необходимо прикрепить по два представителя концепции "за" (т.е. "защитников", положительно характеризующих вариант) и столько же представителей концепции "против" (т.е. отвергающих вариант)

Дельбека

Включает следующие этапы.

  • 1. Определение проблемы.
  • 2. Выявление факторов, способствующих и препятствующих достижению цели, взаимосвязи между ними; при этом члены экспертной группы предлагают факторы в письменном виде.
  • 3. Разработка вариантов решения проблемы, выбор наилучшего варианта

Метод ролей

Метод ролей может быть использован:

■ для сбора данных, доказывающих правильность выбранной концепции;

■ предварительного ознакомления с контраргументами, которые могут возникнуть в процессе утверждения конкретного варианта решения проблемы и которые необходимо опровергнуть;

■ использования перечисленных выше данных и аргументов в целях совершенствования избранной концепции

Блочные методы

Вариантами данных методов являются метод "блока дискуссий" и метод "блока вопросов".

Первый из них реализуется в форме дискуссия между 2–б участниками перед аудиторией из 20–25 человек (которые должны быть активизированы в результате споров) об определенной проблеме. Причем в качестве обязательного условия не выдвигается однозначное определение проблемы. Выступающие выражают свои мнения в сжатой форме и быстро; выступления ораторов дополняются предложениями от участников дикус- сии. Впоследствии к диспуту между участниками дискуссии подключается и вся аудитория.

Второй – методически похож на первый. Опрашиваемые обсуждают поставленный вопрос в присутствии группы, определяют список, очередность возможных ответов. По завершении дискуссии группа оценивает важность (реальность, актуальность) заданных вопросов и поступивших ответов при помощи матрицы предпочтений

Дискуссия с разделением интеллектуальных функций

Эта форма выработки и принятия управленческих решений предусматривает разделение функций по генерации, развитию, обсуждению, критике и конкретной разработке идей между различными группами участников. Группа "генераторов" проводит мозговой штурм, стараясь выдвинуть максимальное количество идей по решению данной проблемы.

Группа "эрудитов" развивает выдвинутые идеи в духе новейших достижений науки и техники.

Группа "экспертов" подвергает предложенные идеи критическому анализу, может отвергнуть некоторые идеи или вернуть их на доработку "эрудитам" и "генераторам".

8 задачу "рабочей группы" входит окончательная редакция выдвинутых предложений, выработка плана мероприятий по их реализации

  • Таблица составлена по материалам В. В. Ходырева, представленным в работе .

Существует значительное количество методов выработки новых идей.

Метод целевого обсуждения достаточно традиционен и заключается в проведении дискуссии, направляемой ведущим, прямо или косвенно ориентирующим участников обсуждения на конкретную область.

В основе метода мозговой атаки лежит идея о том, что для пробуждения творческой инициативы человека следует вырвать из привычной обстановки и поместить в необычные условия, сделав, например, участником игры. Этот метод характеризуется доступностью. Достаточно собрать группу из 6-12 специалистов разных направлений. Как правило, большинство высказанных предложений окажутся непригодными для использования, но среди них может быть и интересная идея.

Метод мозговой атаки предполагает строгое выполнение определенных правил:

запрещены критические замечания в адрес участников обсуждения;

поощрение свободного полета мысли;

обилие идей - необходимая предпосылка успеха;

идея должна быть обыграна всеми участниками обсуждения.

Мозговая атака должна проходить в веселой и непринужденной обстановке и лучше всего без участия специалистов по обсуждаемой проблеме, которые, как правило, склонны подавлять своим авторитетом других участников.

Практикуется также мозговая атака наоборот. От предыдущего этот метод отличается тем, что участникам обсуждения разрешается высказывать критические замечания. Участники группы должны выявлять недостатки предлагаемых идей. Метод целесообразно использовать в качестве "разминки" для стимулирования творческой активности.

Инвентаризация слабых мест схожа с целевым обсуждением. Участникам дискуссии вручают заранее составленный список "слабых мест" продукции и предлагают "привязать" к отдельным пунктам перечня имеющиеся на рынке образцы этой продукции известных марок, а потом объяснить свой выбор.

Любопытен метод словесных ассоциаций. Предположим, вам нужно модернизировать изделие. Возьмите словарь и выберите наугад слова (существительные). Случайность выбора - основное условие. К каждому слову подбираются определения: стол - круглый, пиджак - мятый. А дальше все определения относят к интересующему вас изделию. Анализ подобных комбинаций может дать самые непредсказуемые результаты.

Метод синектики основан на использовании механизмов аналогии: личностной, прямой, символической, фантазийной. Обсуждение проводится в два этапа. На первом путем обобщения различных ситуационных моделей непривычную проблему или объект помещают в привычный контекст, на втором, напротив, стараются привычное сделать непривычным.

Метод Гордона требует, чтобы участники обсуждения не знали заранее, какая именно проблема будет обсуждаться и не успели вооружиться устоявшимися стереотипами. Ведущий в самых общих выражениях излагает концепцию. Участники высказывают свои идеи по поводу услышанного. Затем под руководством ведущего уточняется исходная концепция и некоторые, имеющие к ней отношение вопросы. Вскрывается сама проблема. Участники начинают высказывать конкретные предложения о том, как реализовать задуманное.

Метод вопросника помогает вырабатывать новые идеи путем использования списка вопросов, имеющих отношение к анализируемой проблеме, и применим как для выработки принципиально новых решений, так и для поиска новых идей в заранее очерченной области. Вопросник составляют в произвольной форме.

Суть метода "вмененные связи" состоит в том, чтобы разложить проблему на составляющие, дезагрегировать, выявить все компоненты, осмыслить, перекомпоновать и на основании новой комбинации выстроить новую концепцию или идею. Метод предполагает несколько шагов:

выявить все аспекты проблемы;

установить взаимосвязи между ними;

описать взаимосвязи в структурированном виде;

выявить закономерности, скрытые во взаимосвязях;

определить новые идеи, вытекающие из этих закономерностей.

Если вы решили прибегнуть к методу записной книжки, заведите блокнот, в который надо занести формулировку проблемы и все известные вам факты, имеющие отношение к ее решению. По мере осмысления проблемы записывайте в блокнот возникающие идеи. В конце месяца отберите из них лучшие. Этот метод применим и для коллективной выработки идей. Все участники группы ведут собственные записи, а потом сдают их координатору, который сводит предложения воедино и составляет общий список идей, обсуждаемый сообща.

Результативность эвристического метода зависит от умения строить догадки на основании логических рассуждений, интуиции и прошлого опыта. Предприниматели прибегают к эвристике в условиях неполноты информации, когда о последствиях решения можно только догадываться, но с уверенностью судить нельзя.

Широко применяемый в различных областях научный метод предполагает сбор данных в ходе наблюдений или экспериментов и проверку на основании этих данных различных гипотез о состоянии объектов или процессов. Он обычно применяется, когда необходимо провести тщательное исследование объекта или процесса.

бизнес планирование риск рынок

Метод стоимостного анализа ориентирован на извлечение максимальной выгоды и требует детального анализа всех компонентов продукта или процесса с точки зрения, можно ли снизить их стоимость и, следовательно, качество без ущерба для целого.

Список атрибутов. Составляя списки атрибутов (качеств) объекта или проблемы и исследуя каждый из них в отдельности, можно установить связи между понятиями, которые раньше казались несвязанными, создать новую комбинацию понятий и за счет этого найти новое решение.

Метод матричного структурирования основан на построение таблицы, столбцы которой соответствуют обсуждаемым вариантам товара, а строки - рыночным атрибутам. В них проставляют вопросы, уточняющие, какое применение может найти товар, на какой круг потребителей рассчитан и т.п. Ответы заносят в клетки матрицы.

Мечты о невозможном. Мечтать не только приятно, но и полезно: это может навести на оригинальную мысль. Все приходящие в голову возможности следует записать и изучить, пока не будет выработана пригодная для разработки идея.

Метод рыбьего скелета разработан профессором Исикавой, а мировую известность приобрел благодаря эффективной работе "кружков качества", которым в большой степени обязана своим качеством продукция японских фирм. Группы из 8-10 рабочих собирались, чтобы обсудить главную помеху производительному труду на своем участке. Результаты дискуссии изображали в виде схемы, напоминавшей рыбий скелет - отсюда и название. "Хвост" - начальное состояние проблемы, "голова" - цель группы, "кости" - различные причины, влияющие на проблему.

Следует иметь в виду, что некоторым людям не нужны никакие формальные методы. Самые обыденные вещи и ситуации вызывают у них непрерывный поток идей. Каждый человек в той или иной мере генератор идей.

Методы определения выработки на предприятиях

На предприятиях выработка определяется разными способами исходя из того, в каких единицах измеряются объём продук­ции и трудовые затраты. На рис. 25 отражены три основных мето­да˸ натуральный, трудовой и стоимостный, - каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки.

Рис. 25. Методы определения выработки на предприятиях

Натуральным методом выработка рассчитывается по объёму производства, выраженному в физических единицах - тоннах, шту­ках, килограммах метрах и т.д. Его достоинство в том, что он более просто и точно характеризует производительность труда. Однако этот метод применим при производстве однородной продукции. При выпуске нескольких видов (марок) однородной продукции вы­работка определяется в условно-учетных натуральных единицах. В реальной жизни применять натуральные показатели для расчета выработки удается далеко не везде, так как в подавляющем боль­шинстве случаев промышленные предприятия выпускают несколь­ко видов продукции, не сопоставимых по своей натуральной форме. Кроме того, выработка в натуральном выражении не учитывает ка­чества продукции.

Следовательно, недостаток натурального метода определения выработки в том, что он не позволяет определить выработку по всей номенклатуре продукции предприятия и учесть качество продук­ции. При трудовом методе в качестве измерителя продукции исполь­зуется её трудоемкость в нормочасах, т.е. нормы трудовых затрат.

Если за определенный период нормы выработки не меняются, то оценка в нормочасах довольно точно показывает изменение произ­водительности труда. Этот метод универсален. Он пригоден для оцен­ки уровня производительности труда на отдельных участках производ­ства, в цехах, в тех случаях, когда производится разнородная продук­ция, большой объём полуфабрикатов и незавершенного производства, но требует строгой обоснованности норм труда. При использовании норм труда с разной напряженностью, что имеет место на предпри­ятиях, трудовой метод существенно искажает производительность труда, поэтому пока не находит широкого применения.

Несмотря на различия натурального и трудового методов, оба они обладают достаточно высокой степенью объективности и ди­агностической способности, поскольку используют реальные и нор­мативные данные.

Стоимостным методом рассчитывают выработку по объёму про­изводства продукции, выраженному в денежном измерении, в руб­лях. В связи с этим данный метод наиболее универсален, так как позволяет сравнивать уровень и динамику производительности тру­да на предприятии, в отрасли, по регионам, в стране. Для опреде­ления выработки стоимостным методом используются различные показатели по стоимости объёма производства продукции˸ ВП, ТП, УЧП, ЧП, НСО. Это объясняется тем, что на показатель выработ­ки, рассчитанный стоимостным методом, значительное влияние оказывает удельный вес материалов и полуфабрикатов, существен­но различающихся по цене, т.е. влияет перенесенная стоимость, со­зданная вне предприятия.

Наличие разных способов (методов) определения объёмов про­изводства для измерения выработки свидетельствует о том, что сто­имостный метод может существенно искажать истинное положение в оценке производительности труда.

Методы определения выработки на предприятиях - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Методы определения выработки на предприятиях" 2015, 2017-2018.



Налоги и платежи