Что можно увидеть на старинных фотографиях. Редкие фотографии прошлого, которые вы наверняка еще не видели

Старые черно-белые фотографии привлекательны прежде всего своей исторической ценностью, как слепок эпохи. Всегда интересно посмотреть, как жили люди 50 или 100 лет назад, на их быт, моду, работу, особенно если это реальные жизненные снимки, а не что-то художественное. Ну а если речь заходит об известных событиях или выдающихся личностях, то такие фотографии вызывают не только праздный интерес, но и исторический и научный.

(Всего 25 фото)

1. Фотография, иллюстрирующая классовое расслоение в довоенной Англии, 1937 год.

2. Зигмунд Фрейд и Карл Юнг отдыхают с друзьями после бани, 1907 год.

3. Советский солдат делится сигаретами с немецкими военнопленными, 1943 год.

4. Фотография из журнала PlayBoy 1975 года, посвященная историческому событию - стыковке в космосе советского космического корабля «Союз» и американского «Аполлона».

5. Человек-обезьяна, найденный в джунглях Бразилии, 1937 год.

6. Эволюция женского купальника с 1875 по 1927 год.

7. Школа вождения, 1953 год.

8. Аэрофотосъемка сборного пункта советских военнопленных в поле под Харьковом, 1942 год.

9. Всего несколько десятилетий назад дети именно так летали на самолетах. 1950-е годы.

10. Мальчик и его «транспорт». США, начало XX века.

11. Учения в полицейской академии.

12. Комсомольская стройка. Надым, 1971 год.

13. Арнольд Шварценеггер в детстве.

14. Алиса Лидделл - прототип персонажа Алисы из книг Льюиса Кэрролла.

15. Пиренеи. Франция, 1956 год.

16. Опиумная вечеринка, 1918 год.

17. Первый хоккейный вратарь, надевший маску во время игры регулярного чемпионата НХЛ, - Жак Плант. 1 ноября 1959 года.

18. Череп, принадлежавший римскому солдату, который погиб во время Галльской войны, 52 год до н.э.

19. BMW на службе ГАИ СССР. 1980-е годы.

Здравствуйте, коллеги! Особенно москвичи. Посмотрите на заставку – узнаёте место? Раньше это была улица Горького, а в наше время это Тверская, у самого её выхода на Охотный ряд. Фото сделано в 70-х годах. Самый расцвет Советского Союза. Предлагаю поговорить сегодня о том, какие фотографии старых лет могут иметь фотостоковую ценность.

У нас в эта фотография продаётся редакционно. То есть её нельзя использовать для изготовления рекламы. Почему? Потому что она сделана всего 45 лет назад. А в общественное достояние такие изображения передаются только спустя 70 лет после опубликования или после смерти автора. Если рассмотреть эту картинку подробнее, там можно увидеть много приватных деталей – лица людей, номера на автомобилях, вывески на магазинах, ещё что-то. Любая из этих подробностей переводит фотографию в разряд редакционных.

Я не могу знать про политику других фотобанков. Я сотрудник Лори, и могу квалифицированно рассказывать только про наши правила.

А общее правило в отношении ретро-фотографий у нас такое же, как и ко всем другим изображениям: мы их принимаем, если они представляют коммерческую ценность.

Мы по опыту знаем, что старинные фотографии хорошо продаются. Совсем старые, дореволюционные, вплоть до снимков Льва Толстого в кругу семьи; старинные открытки, даже цветные, раскрашенные; фотографии нового и новейшего времени, до 80-х или 90-х годов. Они раскупаются активно, и это значит, что есть смысл их загружать. Но есть нюансы.

Вот например, имеет ли коммерческую ценность фотография Тверской с заставки статьи? Конечно имеет! Я про это только что и рассказывал, что такие фото активно покупают. Интерес к истории России и Москвы сейчас переживает явный ренессанс, изображения “как это было” востребованы!

А вот такая картинка имеет ли ценность?

Нет, это фото куплено не будет. Потому что здесь явно неправильная композиция. Это фотокарточка из моего личного альбома, и на ней изображён кабель-кран лесоперерабатывающего завода в моём родном посёлке. Между прочим, этот кабель-кран германского производства, он был поставлен в Советский Союз по программе репараций от побеждённой Германии в первые послевоенные годы. Таких кранов в СССР было привезено всего несколько штук, и один из них долгие годы трудился у нас, на нашей лесобазе. Это ведь история? Да, безусловно! И было бы полезно иметь в базе изображение этого агрегата! Но с таким кадрированием у него нет шансов быть принятым.

Итак, ретро-фотография должна быть правильно скомпонована, и не выглядеть случайным снапшотом. Снимок Тверской улицы на заставке – пример хорошей компоновки, вместе с остальными параметрами качественной фотографии. Поэтому она заслуженно занимает своё место в базе фотобанка.

Дальше. Изображения, отражающие дух ушедшей эпохи. Например, вот:

Фотография сделана в 1978 году. Модельных релизов, конечно, нет. Эти люди явно позируют фотографу. С учётом всех этих условий, если бы это была современная фотография, то принять её без релизов мы не имели бы права. Но она принята, хотя и редакционно. Почему? Как раз по этой причине – дух ушедшей эпохи. Песни под гитару у костра в кругу друзей – даже я ещё застал это романтическое время! В мою молодость увлечение такой романтикой уже заканчивалось, но в 70-х годах это явление было массовое!

Кстати, рядом с фотографией стоит пометка, что это эксклюзивное изображение. Оно есть только в Лори, больше ни в каком другом фотобанке вы его не купите.

Или вот ещё такое же:

Эта фотка чуть постарше, но явление такое в самом деле было – в шахматы играли буквально все! И тоже – принято без релизов, только редакционно.

Дух времени, это такое слабо формализуемое понятие, его можно только почувствовать… Если оно, это неуловимое, на снимке есть, то ему тоже место в базе фотобанка.
Кстати, обратите внимание, что обе эти фотографии грамотно откадрированы и экспонированы. Это то, о чём я писал выше.

Дальше. Портреты, в том числе студийные. Они тоже часто принимаются редакционно, без релизов. Вот, например:

Снимок 1960 года, то есть до перехода в общественное достояние ему ещё далеко. Девочка явно позирует, снимок студийный. И она сейчас наверняка жива и здорова, да и фотограф тоже. Тем не менее, фотография принята без релиза, хотя и редакционно. Почему? А вот из-за этой школьной формы! Вообще весь этот образ советской отличницы… Например, художник-костюмер в театре или в киностудии купит эту картинку и будет придирчиво рассматривать все мелкие детали этого наряда – чтобы сшить такой же! И это только один пример, а вариантов использования изображений старых костюмов может быть множество.

Или вот ещё более ценный с этой точки зрения кадр:

Фасон платьев на женщинах, покрой пиджака на одном мужчине, галстук на втором, огромные ретро-кепки – всё это может оказаться для кого-то настоящим кладом информации! И кстати, видите – это изображение принято уже произвольно, оно подходит для любого типа использования, в том числе и для коммерческого. И это тоже понятно: снимок 30-х годов прошлого века, 70 лет со дня его создания уже прошло, и он перешёл в общественное достояние.

Перед тем, как броситься потрошить свои семейные архивы и загружать оттуда на Лори всё подряд, призываю вас хорошенько понять, что может быть востребовано, а что нет. Что из вашего личного альбома может кому-то потребоваться, а что не потребуется никогда.

Вот например, посмотрите ещё раз на самую первую фотографию в этой статье, там, где наш кабель-кран. Там объект съёмки слишком мелкий, расположен он далеко, что это такое – непонятно. Короче, плохо. Теперь сравните её вот с этой:

Здесь уже гораздо лучше, правда? Это тоже наш лесозавод, снимок из моих архивов. На снимке погрузчики для пачек пиломатериалов. Говорят, они были изобретены нашими местными умельцами, изготавливались кустарно, и работают у нас до сих пор! Правда, уже в современном варианте. (С кондиционерами в кабинах! :)) Такая фотография уже гораздо ценнее – здесь хорошо видны объекты съёмки, грузовой двор завода, и вообще всё очень даже неплохо. По сравнению с тем первым снимком. И тем не менее, я всё равно сомневаюсь в её коммерческом потенциале.

Ещё пример. Вот две фотки меня любимого:

(Ничего, что я всё про себя, никого не коробит? 🙂) Как думаете, какой снимок обладает бОльшим коммерческим потенциалом?
Не обращайте внимания на убитое качество фотки справа. Для ретро-фотографий это не так уж важно. В любом случае, ответ очевиден: интерес может представлять левая фотография. Хотя бы из-за наряда первоклассника – такой костюм сейчас вряд ли вы найдёте! А это в самом деле “первый раз в первый класс”. Правая же фотография – что тут может кого-то заинтересовать? Ровно ничего! Такой сюжет можно снять и сейчас, на любом пляже. И качество будет на порядок лучше!

А знаете, какие фотографии будут приняты в фотобанк Лори вообще без всяких условий? Ответ – совершенно уникальные, эксклюзивные, которых нет больше нигде, и при этом ярко отражающие историю России или других стран. Например, фотка Валерия Харламова в раздевалке после хоккейного матча. Юрий Гагарин на волейбольной площадке. Андрей Тарковский перед съёмками. Игорь Дятлов, готовящийся к своему последнему походу, или в аудитории своего университета, всё равно. Строительная техника на берегу Енисея, на строительстве первой тамошней ГЭС. Строительство Байконура (а также строительство “Восточного” в наше время!) И всё то же самое, относящееся к другим странам.

И отсюда очень важный вывод: все перечисленные выше критерии приёмки действуют, куда же без них. Но уникальные, единичные кадры, типа описанных в предыдущем абзаце, которых больше нет ни у кого – мы принимаем не глядя, на раз! Качество таких снимков может быть совершенно никакое. Но они всё равно будут приняты, несмотря ни на какие дефекты!

Сейчас кто-то может сказать: “Ха, где же нам такие фотки взять? Вы раскатали губу, господа!” Вот потому-то эти снимки и такие ценные, что они единичные! И понятно, что у большинства фотолюбителей не было возможности снимать такие эксклюзивные вещи.

Итак, запомним. При выборе старых фотокарточек для загрузки их в фотобанки следует иметь в виду:

  • Снимок должен нести ясно заметное высказывание, иметь грамотное кадрирование, разделение на планы по всем правилам фотографии (передний, средний, задний), и лучше если будет чётко выделенный объект съёмки.
  • Снимок должен отражать дух своего времени.
  • Снимок должен демонстрировать костюмы людей, или архитектуру, или интерьеры, или вообще что-то такое, что уже невозможно воспроизвести сейчас.

Удачных вам снимков и хороших продаж!
Влад Нордвинг

Считается, что первая в мире фотография была сделана в 1822 году французом Жозефом Нисефором Ньепсом, но она не сохранилось до наших дней. Следующей фотографии повезло больше. Снимок «вид из окна», был получен Ньепсом в 1826 году с помощью камеры-обскуры на оловянной пластинке, покрытой тонким слоем асфальта. Экспозиция длилась восемь часов при ярком солнечном свете.

Первые дагерротипные снимки Москвы были сделаны в 1839 г.: "5 июля 1839 г. в прибавлении №53 к газете «Московские ведомости» москвичи прочитали удивительное сообщение владельца магазина Карла Андреевича Беккерса: «ДАГЕРРОТИП. Сия машина, изобретенная г-ном Даггером в Париже, посредством коей неумеющий рисовать может снимать всякие виды с удивительной точностью, уже везде известна по многочисленным описаниям во всех газетах и журналах; магазину братьев Беккерс на Кузнецком мосту препоручено (одному в Москве) принимать подписки на сию машину. Цена всему аппарату с наставлением – 550 руб. асс., кроме пошлины и провозу из Парижа в Москву, с платою половины денег вперед; она получится еще до конца навигации…».

И уже 23 октября москвичи увидели первые дагеротипные снимки с видами Москвы, выставленные в витрине магазина К.А. Беккерса, которые он выполнил сам посредством вышеупомянутой машины». Беккерс стал не только продавать аппараты, но и принимать (первым в Москве) заказы на «снятие улиц и зданий Москвы по 50 руб. асс. за вид».

Первые известные снимки (дагеротипы) Москвы датируются 1842 годом. Тогда выдержка достигала 30 минут и снимок раскрашивали, дорисовывали фигурки людей, от чего он становился похож на картину. Сегодня я хочу показать вам подборку самых старых фотографий Москвы.


Старейшее известное фото Москвы. Представляет собой раскрашенный и отретушированный дагеротип Леребура, сделанный в 1842 г. На фотографии виден начальный этап строительства Большого кремлевского дворца. 1842 год.

Один из старейших дагеротипов с изображением Москвы. Нижняя граница - по первому известному дагеротипу Леребура, верхняя - по отсутствию колокольни ц.Николая Чудотворца на Берсеневке (колокольню построят в 1854 г.). На сайте французского Музея фотографии этот снимок атрибутируется 1842 годом.

Одна из первых видовых фотографий Москвы. Для Замоскворечья - даже наверняка первая. Московский классицизм во всю ширь, до горизонта, практически в чистом виде. Лишь некоторые фасады испытали влияние времени - в одном месте исчезли колонны, в другом - фронтон, в третьем - рустовка. Но это - частности, а в целом - впечатляет, не правда ли? Есть что поразглядывать. (http://oldmos.ru/upload/photos/d/3/c/1412_d3c9868fa0b3a1f5696751a7894651ac.jpg большой файл)

Дореформенная Москва... 1855 год. Снято с только что отстроенной колокольни ц. Николы на Берсеневке. Древние набережные палаты при церкви (с кокошниками, на переднем плане) в перестроенном виде стоят и сейчас. Справа - первоначальный Большой Каменный мост (постройки 80-х годов XVII века). В 1857-59 он будет заменён новым, который, в свою очередь, простоит до 1938. Крупные, значимые городские объекты ещё не тонут в плотной застройке.

Фотография Роджера Фентона "Внешние стены Кремля, Москва" 1852 г. запечатлела момент, когда Храм Христа Спасителя стоял ещё в строительных лесах. Снимок был сделан на вощеной бумаге.

Строительство храма Христа Спасителя в Москве. 1852 год.

В 1860 году наружные леса были разобраны, и Храм Христа Спасителя впервые предстал перед москвичам в своем величии. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте.

Вид на Москву с Храма Христа Спасителя. 1867 год. (http://www.oldmos.ru/upload/photos/2983_b72d71d09e4c90f86325ea0bb363a5b9.jpg большой файл)

Ильинка. Биржевая площадь в 1864 году.

Видъ Красной площади въ 1872 г., снятый фотографически до сломки зданiя присутственных мѣст, находившагося на мѣстѣ, на которомъ построен Историческiй музей

Начало строительства Исторического музея. 1875 год.

"Вид Преображенского с западной стороны в настоящее время. Изображение выполнено от места бывшего Нагорного Дворца Его Императорского Высочества в Ново-Преображенском" - подпись к снимку. Фотография очень известная, переизданная Найденовым, Шерером. 1879 год.

Вид Кремля со Швивой горки. 1883 год.

Вид из-за Москвы реки (от Устьинского моста) в сторону Таганки. На фотографии распознаны (слева направо): усадьба Тутолмина; несохранившаяся церковь Космы и Дамиана (нового), а возле нее, если не ошибаюсь, усадьба Шапкиных/В. П. Щукина/М. Ф. Михайлова; затем (на переднем плане) идет Мазуринская богадельня и за ней церковь Св. Николая в Котельниках; несохранившаяся церковь Спаса Всемилостивого в Чигисах; несохранившаяся церковь Воскресения Христова в Гончарах; Новоспасский монастырь.

Нажмите на фотографию, чтобы перейти на ее страничку. Там вы сможете посмотреть ее в других размеров, а также оставить свои комментарии. Но и это не все, на сайте также работает форум, где вы сможете обсудить историю Москвы. На сайте "Фотографии старой Москвы" вы найдете много интересных фотографий. Если у вас есть старые снимки Москвы, присылайте их мне, или добавляйте через специальную форму на сайте .

Прошлые выпуски:
Передвижка домов в Москве
История Манежной площади
Снег идет...
Гагарин в Москве
Маскировка Москвы
История Триумфальной площади
История московской ГАИ
Московские продавцы
Слово из четырех букв
История Кремлевских звезд
Московские зимы
Необычный транспорт на улицах Москвы
Подборка фотографий в хорошем качестве

Старые фотографии привлекательны тем, что имеют налет времени, то есть переносят нас в ту эпоху, в которой они были сделаны.

В этом уроке я покажу несколько приемов состаривания фотографии в Фотошопе.

Для начала необходимо понять, чем же старое фото отличается от современного, цифрового.

Во-первых, четкость изображения. На старинных фотографиях объекты обычно имеют несколько размытые очертания.

Во-вторых, старая фотопленка имеет так называемую «зернистость» или попросту шумы.

В третьих, старая фотография просто обязана иметь физические недостатки, такие как царапины, потертости, заломы и прочее.

И последнее – цвет на старинных фото может быть только один – сепия. Это специфический светло-коричневый оттенок.

Итак, с внешним видом старой фотографии мы разобрались, можем приступать к работе (обучению).

Исходное фото для урока я выбрал такое:

Как видим, на нем присутствуют как мелкие, так и крупные детали, что как нельзя лучше подходит для обучения.

Приступаем к обработке…

Создаем копию слоя с нашим изображением, просто нажав комбинацию клавиш CTRL+J на клавиатуре:

С этим слоем (копией) мы и совершим основные действия. Для начала – размытие деталей.

Воспользуемся инструментом «Размытие по Гауссу» , который можно (нужно) найти в меню «Фильтр – Размытие» .

Фильтр настраиваем таким образом, чтобы лишить фотографию мелких деталей. Конечное значение будет зависеть от количества этих самых деталей и от размера фото.

С размытием главное не переусердствовать. Делаем фото немного не в фокусе.

Теперь займемся приданием цвета нашей фотографии. Как помним, это сепия. Для достижения эффекта воспользуемся корректирующим слоем «Цветовой тон/Насыщенность» . Нужная нам кнопка находится внизу палитры слоев.

В открывшемся окне свойств корректирующего слоя ставим галку возле функции «Тонирование» и выставляем значение для «Цветового тона» 45-55 . Я выставлю 52 . Остальные ползунки не трогаем, они автоматически становятся на нужные позиции (если Вам кажется, что так будет лучше, то можно и поэкспериментировать).

Отлично, фотография уже приобретает вид старого снимка. Займемся зернистостью пленки.

Для того чтобы не запутаться в слоях и операциях, создадим отпечаток всех слоев, нажав сочетание клавиш CTRL+SHIFT+ALT+E . Полученному слою можно дать название, например, «Размытие+Сепия» .

Настройки фильтра следующие: распределение – «Равномерная» , галку возле «Монохромный» оставляем.

Значение «Эффект» должно быть таким, чтобы на фото появилась «грязь». По моему опыту, чем больше мелких деталей на снимке, тем выше значение. Вы руководствуйтесь результатом на скриншоте.

В общем-то мы уже получили такое фото, каким оно могло быть в те времена, когда не было цветной фотографии. Но нам нужно получить именно «старую» фотку, поэтому продолжаем.

Ищем в Гугл-Картинках текстуру с царапинами. Для этого набираем в поисковике запрос «царапины» без кавычек.

Мне удалось найти такую текстуру:

Сохраняем ее к себе на компьютер, а затем просто перетаскиваем в рабочую область Фотошопа на наш документ.

На текстуре появится рамка, при помощи которой можно, если требуется, растянуть ее на весь холст. Нажимаем ENTER .

Царапины на нашей текстуре черного цвета, а нам нужны белые. Это значит, что изображение необходимо инвертировать, но, при добавлении текстуры в документ, она превратилась в смарт-объект, который непосредственно не редактируется.

Для начала смарт-объект нужно растрировать. Нажимаем правой кнопкой мыши по слою с текстурой и выбираем соответствующий пункт меню.

Затем нажимаем сочетание клавиш CTRL+I , тем самым инвертируя цвета на изображении.

Теперь меняем режим наложения для этого слоя на «Мягкий свет» .


Получаем поцарапанное фото. Если царапины кажутся не очень выраженными, то можно создать еще одну копию текстуры сочетанием клавиш CTRL+J . Режим наложения унаследуется автоматически.

Непрозрачностью регулируем силу эффекта.

Итак, царапины на нашей фотографии появились. Давайте добавим больше реалистичности при помощи еще одной текстуры.

Набираем в Гугле запрос «старая фотобумага» без кавычек, и, в Картинках, ищем нечто подобное:

Снова создаем отпечаток слоев (CTRL+SHIFT+ALT+E ) и снова перетаскиваем текстуру на наш рабочий документ. Растягиваем, если необходимо и жмем ENTER .

Текстуру необходимо переместить ПОД отпечаток слоев.

Затем нужно активировать верхний слой и поменять для него режим наложения на «Мягкий свет» .

Теперь снова переходим на слой с текстурой и добавляем к нему белую маску, нажав на кнопку, указанную на скриншоте.




Активируем маску (кликаем по ней) и красим нашей черной кистью, удаляя белесые участки из центра изображения, стараясь не задевать рамку текстуры.

Не обязательно полностью стирать текстуру, можно сделать это частично – непрозрачность кисти позволяет нам это сделать. Размер кисти меняется квадратными кнопками на клаве.

Вот что у меня получилось после данной процедуры:

Как можно заметить, некоторые участки текстуры не совпадают по тону с основным изображением. Если у Вас такая же проблема, то примените еще раз корректирующий слой «Цветовой тон/Насыщенность» , придав снимку цвет сепия.

Не забудьте перед этим активировать верхний слой, чтобы эффект применился ко всему изображению. Обратите внимание на скриншот. Палитра слоев должна выглядеть именно так (корректирующий слой должен быть сверху).

Заключительный штрих.

Как известно, фотографии со временем тускнеют, теряют контраст и насыщенность.

Создаем отпечаток слоев, а затем применяем корректирующий слой «Яркость/Контрастность» .

Снижаем контрастность почти до минимума. Следим, чтобы сепия не очень сильно потеряла свой оттенок.

Для еще большего снижения контраста можно воспользоваться корректирующим слоем «Уровни» .

Ползунками на нижней панели добиваемся нужного эффекта.

Полученный на уроке результат:

Домашнее задание: наложить на полученное фото текстуру мятой бумаги.

Помните, что силу всех эффектов и выраженность текстур можно регулировать. Я Вам показал лишь приемы, а как их применять решаете только Вы, руководствуясь вкусом и собственным мнением.

Совершенствуйте навыки работы в Фотошопе, и удачи в Вашем творчестве!



Налоги и платежи