Бизнес план заправки азс пример полностью. Открываем азс. Как открыть АЗС: необходимые документы

При сравнении статистических данных по российскому и европейскому рынкам становиться очевидным преимущество розничного топливного рынка в нашей стране. На каждую отечественную АЗС приходится в несколько раз больше клиентов, чем в ЕС. При этом маржинальный доход доходит до 20%. На рынке кроме вертикально интегрированных компаний множество независимых участников.

Бизнес-план укажет последовательность действий открытия АЗС. Также он необходим при оформлении займа в финансовом учреждении. Банкиры должны быть уверены, что предоставляют средства ответственному клиенту.

Бизнес-план

В приведенном проекте рассмотрено строительство АЗС и дополнительного комплекса услуг:

  • магазин запчастей и расходных материалов;
  • кафе;
  • автостоянка;
  • сервис-обслуживание;
  • быстрая замена масла.

Строительство будет на трассе около районного цента. Размер автозаправочного комплекса - 1200 кв.м.

Цели

Цели предпринимательской деятельности:

  • удовлетворять потребности в топливе, горюче-смазочных материалов и сервисном обслуживании;
  • ликвидировать недостаток АЗС на выбранном участке трассы;
  • получить прибыль от инвестирования средств.

Параметры проекта:

  • Предусмотрено строительство АЗС с четырьмя видами топлива: дизель, Аи-92, Аи-80, Аи-95.
  • Возведение кафе для обслуживания клиентов АЗС и проезжавшим мимо машин.
  • Организация автостоянки.
  • Создание сервис-поста для быстрой замены масла.

Стоимость

Запланировано инвестировать в строительство 250 тыс. у.е. на следующие нужды:

  • расчистка, оборудование территории - 10 тыс. у.е.;
  • АЗС - 90 тыс. у.е.;
  • кафе - 80 тыс. у.е.;
  • автостоянка - 7 тыс. у.е.;
  • сервис-пост - 10 тыс. у.е.;
  • оформление документов, получение лицензии - 3 тыс. у.е.;
  • оборотные фонды, сырье - 50 тыс. у.е.

Сроки

На строительство 6 месяцев. Для возведения объектов будет использована помощь трех сторонних организаций. Строительство включает:

  • планирование, проектирование комплекса;
  • согласование с местными властями;
  • планирование участка, земельные работы;
  • строительство АЗС, стоянки, кафе и сервис-поста;
  • установка оборудования;
  • прокладка коммуникаций;
  • озеленение территории;
  • монтаж рекламных вывесок, щитов и стендов.

Строительство АЗС необходимо доверить только подрядчику с соответствующим опытом работы, а сервис-пост и кафе можно поручить любой строительной фирме. Обустройством и озеленением должны заниматься специализирующиеся на этом фирмы.

На АЗС будет установлено емкостей подземного типа (1 шт. - 100 л, 3 шт. - 25 л). Будет установлено 4 колонки: двусторонняя для ЛТ и 3 односторонних для бензина. Станция должна бесперебойно работать при температуре -40…+40 градусов. Электричество планируется брать с ЛЭП в 150 метрах от АЗС.

Организационно-правовая форма

Предприятие будет оформлено как ЗАО, работающего на основе устава, который разработан учредителями и узаконен в правительственных органах. Оно является объединением капиталов, образованное через выпуск акций. Акции будут документом на предъявителя.

Ответственность акционеров ограничена стоимостью имеющихся акций. Акционерное общество по обязательствам будет отвечать своим имуществом. Руководство и представление интересов общества поручено распорядителю, которое входит в состав правления. Он будет ответственен за нанесенный ущерб. При продаже акционерами акций преимущества покупки имеют другие акционеры.

Хозяйственной деятельностью ЗАО будет торговое предприятие, которое выполняет операции купли-продажи нефтепродуктов.

Источники финансирования

Учредители ЗАО при приобретении акций сформировали уставной капитал 9 млн., т.е. было продано 90 обычных акций по стоимости 100 тыс. Именные акции содержат данные их владельца, которые занесены в реестр. Передача акций возможна только в пределах круга учредителей и заранее определенных лиц.

Количество акционеров ограничено 50 людьми. Право на именную акцию передается с помощью передаточной подписи и занесения нового владельца в реестр.

На момент регистрации ЗАО должна быть оплачена полная стоимость акций. Уставной капитал требуется для:

  • составления материальной базы;
  • гарантирования обязательств компании;
  • является основой для распределения прибыли.

Выгода и риски

Проект может иметь различные риски:

  • Политические. Правительство может изменить курс развития отрасли и ужесточить свою позицию в отношении иностранных инвестиций, частных предпринимателей. Подобное стечение обстоятельств маловероятно, так как правительство заинтересовано в сохранении судействуемого положения, которое благоприятно сказывается на экономике страны.
  • Рыночные. На рынке может произойти активный рост стоимости нефти, что снизит платежеспособность и спрос.
  • Криминальный. Заключается в непредвиденных потерях вследствие противоправных действий. Серьезные мероприятия по охране минимизируют подобные риски.

Экономические показатели

Разовые инвестиции равны 350 тыс. у.е. Для финансирования будет создано акционерное общество, которое позволит привлечь требуемый объем финансовых средств. Возврат инвестиций будет с чистой прибыли.

Конкурентное преимущество открываемой АЗС - применение современного оборудования, высококачественное топливо, быстрое обслуживание, хорошее месторасположение, дополнительный сервис.

Выход на полную мощность должен произойти в течение 2 кварталов. После этого периода прогнозируются следующие показатели:

  • годовой объем реализации топлива - 14 млн. литров;
  • годовая выручка - 293,5 тыс.;
  • чистая прибыль - 17,1 тыс.

В проекте прослеживается высокая эффективность капиталовложений. Внутренняя рентабельность составляет 121,1%. Окупаемость наступит в течение года работы или 1,5 года с момента строительства.

АЗС решено зарегистрировать в качестве ЗАО по месту расположения. Компания попадает под категорию малых предприятий и может воспользоваться льготами по налогообложению.

Ориентация

Комплекс будет ориентирован на грузоперевозчиков. Задача маркетинговой компании - привлечь наибольшее количество водителей грузовых машин. Для этого предусмотрено кафе с готовыми горячими блюдами, а так же продуктами питания, которые можно приобрести в дорогу. Пункт быстрой замены масла повысит посещаемость кафе и магазина. Также клиенты будут дополнительно приобретать промывки для двигателя, фильтры, масло. Опытный продавец-консультант подскажет, что после замены масла лучше сменить топливный и воздушные фильтры, а так же салонный при его наличии. Все перечисленные товары, включая автохимию, горюче-смазочные материалы и автокосметику возможно подобрать у оператора.

Описание услуг

На территории комплекса будут оказываться различные услуги:

  • АЗС - реализация нефтепродуктов;
  • магазин при АЗС - реализация расходных материалов, аксессуаров, автозапчастей для авто;
  • кафе - производство и продажа блюд ограниченного ассортимента, напитков, кондитерских изделий:
  • магазин при кафе - продажа упакованных продуктов питания.

Виды основной продукции

АЗС будет предлагать 4 вида топлива:

  • бензин А-80;
  • дизельное топливо;
  • бензин А-92;
  • бензин А-95.

Контроль качества

Весь процесс переработки и продажи нефтепродуктов находится под контролем нефтяной инспекции. Но с 2002 года введена добровольная сертификация, а государство отслеживает только безопасность продукции. С 2003 года ГОСТы применяются исключительно в интересах защиты здоровья и жизни граждан, окружающей среды, имущества, животных и растений. В этом году государственные органы претерпели реорганизацию, а на следующий год нефтяные инспекции были ликвидированы. Это негативно сказывается на качестве реализуемых нефтепродуктов.

Руководство ЗАО приняло решение о добровольной сертификации, чтобы повысить конкурентоспособность на рынке. Обследование занимает 1,5 месяца. По окончанию заправке выдается сертификат соответствия на 3 года. Качество разливаемого топлива подтверждает специальный знак качества. В этот период контролирующие органы могут организовывать проверки для удостоверения соответствия нормативов.

В состав проверок входят обязательные для лицензирования, что позволяет сэкономить. Прохождение сертификации является конкурентным преимуществом и позволяет использовать факт в рекламе АЗС. Процедура не только повысит бренд, но и позволит потребителям пользоваться качественным товаром.

Анализ рынка

Перед открытием любого бизнеса требуется провести анализ рынка. АЗС не является исключением.

Положение отрасли

За последние 5 лет рынок розничных и оптовых продаж нефтепродуктов был разделен между крупными компаниями. Переработка нефти контролируют нефтяники, у которых свое представление о развитие мощностей.

Полное формирование рынка произошло только в последние годы. Если переработку и оптовую торговлю заняли нефтяные компании, то 50% розничной торговли принадлежит независимым трейдерам. На территории РФ более 22 тыс. АЗС. Крупными конкурентами являются «Лукойл», ТНК-ВР, ЮКОС, «Сибнефть», «Сургутнефтегаз». Они контролируют 20% рынка, а при учете франчайзинговых сетей - 25%. Доля отечественных компаний равна 40%. При желании крупных компаний расширить свое влияние значимых препятствий не существует: владельцами 17 из 25 НПЗ являются перечисленные выше компании.

Они перерабатывают 68% нефти. Переход оставшихся заправок можно назвать временным, так как оставшиеся владельцы полностью зависимы от оптовых поставок вертикально интегрированных компаний нефтяной отрасли. В большинстве регионах поставщиками являются только 1-2 компании. За 30 лет маржа независимых АЗС уменьшилась с 60% до 15%. В это время наблюдалась концентрация розничного бизнеса. Многие заправки опадали под контроль нефтяных компаний, а другие поглощали трейдерские сети.

Ценообразование

Нефтяной рынок можно сравнить с системой рыночных институтов, который включает продавцов и покупателей. Продавцами являются нефтеперерабатывающие заводы, посреднические организации, компании розничной торговли нефтепродуктами. Основной особенностью являются жесткие технологические связи. Российская система основана на схеме: добыча - переработка - сбыт. Это объясняется непрерывной добычей сырья, его переработкой и потреблением.

Второй особенностью является высокая концентрация и неравномерность расположения нефтеперерабатывающей промышленности. Почти половина расположена в европейской части (49,9%) РФ и Урале (25,9%), на Дальнем Востоке и в Сибири оставшиеся 24,2%.

Сегодня не существует единая методика ценообразования. Все зависит от продавца. Интеграция в мировой рынок энергетики ввела зависимость от «приведенной цены НПЗ». В ЕС ценовые ориентиры основаны на внебиржевых механизмах. Наиболее известно агентство Platts, которое публикует котировки на большинство продуктов и базисы. По значению можно определить настоящие состояние наличного товара. Приведенная стоимость равна разности котировки и расходов на транспортировку, перевалку и скидки.

В РФ подобного ориентира не существует. Котировки КОРТЕС используются только для торговли, применение в «формуле цены» достаточно редко. Так как нефтяные компании всегда выбирают между внутренним рынком и экспортом, то котировки Platts обязывают привязать внутренний рынок к внешнему. Далее цена формируется с учетом самого рынка: оптовые цены снижаются или повышаются.

Потребительские услуги

Потенциальными потребителями будут автовладельцы. Данные статистики показывают активный рост автопарка на 25% в год. К концу десятилетия количество машин на российских дорогах превысит 1,5 млн., что положительно скажется на рынке нефтепродуктов.

Легковые машины составляют 4,5% автопарка страны, но они редко выезжают за пределы населенного пункта. Это не позволяет им стать клиентами рассматриваемой АЗС. Проанализируем парк легковых автомобилей. Большую часть его составляют устаревшие АВТО-ВАЗ. На учете находится 713 тыс. «копеек» (31%). Второе место принадлежит иномаркам - 507 тыс. (22%). Далее в порядке убывания: «Самара», «Волги», различные «Москвичи», «Лады».

Вторым сегментом являются грузовые авто, так как их основная задача - транспортировка груза на большие расстояния. Грузовые авто следует классифицировать по грузоподъемности. Основная часть принадлежит легким машинам до 3,5 тонн. Далее идут тяжелые и сверхтяжелые более 7,5 тонн.

Мотоциклам принадлежит только 0,5%, но они редко проезжают по автострадам. Ввиду малого объема бака подобных клиентов можно не рассматривать.

Автобусы - это 0,3% автопарка. Однако они часто проезжают по автострадам. В этот сегмент следует отнести пассажирские, грузовые микроавтобусы.

Целевой сегмент

Огромные темпы роста доли легковых автомобилей приводят к повышению спроса на топливо. Также ежегодно повышается потребление топлива грузовыми авто.

Анализ рынка позволяет выделить в качестве основного потребителя легковые авто. Они будут потреблять весь ассортимент бензина и дизель. Вторыми по значимости будут водители грузовых машин. Эти транспортные средства работают на дизели.

Вероятность остановки рейсового автобуса на АЗС мала. Руководство должно приложить усилия, чтобы заинтересовать автобазы выгодным предложением. Это относится и к пассажирским микроавтобусам.

Руководители АЗС должны формировать условия для привлечения всех категорий клиентов, обеспечить суточную прокачку и специальные условия для увеличения потребителей. Решение обосновано следующим:

  • на экономику региона влияют крупные индустриальные центры, между которыми курсируют промышленный грузовой автотранспорт;
  • зимой падает спрос на топливо в сегменте легковых авто;
  • грузопоток промышленных перевозок зимой снижается, но это компенсирует повышенный расход топлива.

Конкурентный анализ

Участок выбран в определенной удаленности от ближайших АЗС. В 80 км находится заправка «Роснефть», а в 50 км «Лукойл». Последняя станция имеет неудобный заезд, что негативно сказывается на спросе. Также она имеет плохую репутацию, несмотря на низкие ценники. Минимальная емкость равна суммарным продажам ближайших АЗС.

Маркетинг

Маркетинг требуется для выделения АЗС среди конкурентов. Название заправки «Королева бензоколонки». Под него будет специализирована форма сотрудников. Девушки будут разъезжать на роликах и обслуживать машины. Они должны информировать людей об акциях, услугах и качестве товара. Покупательская оценка будет зависеть от общения с персоналом и качества товара. Чувство социального одобрения поможет сформировать положительную установку для сотрудничества в будущем.

Менеджмент качества

Качество является основным инструментом при завоевании рынка. В сочетании с приемлемой стоимостью оно определяет конкурентоспособность компании. Важно понимать, что степень конкурентоспособности связана с отношением наивысшего полезного эффекта к понесенным затратам. Конечно, высокое качество требует затрат. Однако прибыль быстро окупит понесенные издержки.

Дополнительный сервис

Современные клиенты интересуются не только основным продуктом, но и сервисными услугами фирмы-поставщика нефтепродуктов. Сервисные услуги компании повышают конкурентность и повышают продажи, обеспечивая дополнительную прибыль:

  • Замена масла. В развитых странах масла самостоятельно меняют 5% водителей. В постсоветском пространстве их количество намного больше, что повышает востребованность пунктов экспресс-замены масла. Однако экономический эффект от новой опции остается гипотетическим. Клиент нуждается в правильной обработке, а не соблазнении бесплатной замены масла.

НА практике моторное масло на АЗС не является успешно реализуемым товаром. Основные причины:

  • большая стоимость;
  • сомнения по поводу качества;
  • неопытность продавца;
  • близкое расположение авторынка.

Пункт экспресс-замены масла поможет изменить стереотипы. Стоимость опции небольшая и вполне соотносима с приносимой пользой.

Замена длиться около 15 минут, которые водитель может провести в кафе или магазине, купив дополнительную продукцию. Автовладелец может стать постоянным клиентом, так как замена рекомендована каждые 10 тыс. км. На АЗС запланировано установить пневматический вакуумный сборник, который работает со всеми машинами. Установка поможет быстро откачать масло. Она работает на основе экологичной технологии, не нуждается в сливной яме. Ежедневно можно обслужить до 40 авто.

Основными потребителями услуги будут женщины, которые мало разбираются в авто. Если она хорошо проведет время в кафе во время замены, то точно окажется в числе постоянных клиентов. Магазин при АЗС позволит конкурировать со стационарными автозаправками. Оно привлекает клиентов и приносит дополнительную прибыль. Экономисты отмечают долю оборота от общего комплекса - 20%.

Реклама

Многие владельцы ломают головы над названием АЗС. Прошло время номерных названий или простого «АЗС». Сегодня в офисах нефтяных компаний настоящие авралы, специалисты думают над повышением эффективности станции.

Рассматривая АЗС станет началом нового бренда с идеальным образом и символикой. Бренд поможет позиционировать среди конкурентов региона. Выбрано название «Королева бензаколонки», которое вписывается в психологический мир клиентов. У водителей будет возникать образ Надежды Румянцевой и высокого качества обслуживания, что вызовет благосклонность проезжающих водителей.

Корпоративный стиль предусматривает выделение по цветовой гамме. Графическое оформление или вывеска сразу бросается в глаза. Фирменный стиль позволяет получить уважение клиентов - хорошее имя будет подтверждаться качественным товаром и продуманным сервисом.

  • стеллажи и светящиеся ценники - 200 000;
  • оформление территории цветами - 100 000;
  • вывеска - 50 000;
  • шары для открытия - 30 000;
  • листовки - 3 000;
  • рекламные конструкции - 10 000;
  • ростовые фигуры - 20 000 ежемесячно.

Организационная структура направлена на установление взаимосвязей между подразделениями, распределение ответственности и прав. У каждого сотрудника будет определенная самостоятельность, что снизит нагрузку на руководителя. Все распоряжения будут доводиться письменно, что исключит противоречивых заданий.

Недостатком организационной структуры АЗС будет отсутствие финансового менеджера. Финансовое управление будет выполнять бухгалтер и руководитель. Они должны анализировать финансовую деятельность и формировать рекомендации для исключения неблагоприятных экономических ситуаций.

Сотрудники будут оформлены по контракту. Он позволит поддерживать интересы сотрудников и достигать высоких результатов. Там же будет прописана ответственность работников.

На заработную плату запланирована потратить 300 тыс. рублей:

  • управленческий отдел - 50 тыс.;
  • финансовый отдел - 17 тыс.;
  • отдел продаж - 18 тыс.;
  • обслуживающий персонал - 215 тыс.

Спрос на реализуемый товар постоянен, так как на трассе постоянно растет интенсивность движения. Нефтяной рынок конкурентный, товар стандартизирован, что позволяет участникам использовать прайс-тейкеры. Цена будет откорректирована рынком. Цены на АСЗ используются средние по региону.

Некоторые поставщики пытаются обманывать владельцев АЗС. Они прогоняют бензин несколько раз через нагревательные элементы, что увеличивает его объем на 30%. После транспортировки оказывается, что в бензовозе не хватает несколько сотен литров.

Инвестиционный план

При детальном подсчете видно, что для открытия потребуется 3100 тыс. рублей. Ранее упоминалось, что на строительство и приобретение оборудования потребуется большая часть.

Калькуляция:

  • покупка участка - 500 000;
  • строительство - 1 600 000;
  • топливораздаточная колонка (6 шт.) - 600 000;
  • система управления - 50 000;
  • датчик давления - 60 000;
  • топливозаправочный пункт - 90 000;
  • баки (4 шт.) - 500 000;
  • стеллажи (10 шт.) - 20 000;
  • кассовый аппарат - 10 000;
  • прилавок - 30 000;
  • стулья (3 шт.) - 6 000;

Итоговая сумма составляет 3 466 000 рублей.

Финансовый план

В плане будет заложены следующие показатели:

  • инфляция - 10%;
  • налог на прибыль - 20%;
  • НДС - 18%;
  • ставка дисконтирования - 11%;
  • Выплаты в соц.фонд - 34,2%.

При расчеты выясняется, что окупаемость наступает на 11 месяц работы, а дисконтный срок окупаемости - 9,8 лет. Точка безубыточности - 489 тыс. рублей. При запланированной ежемесячной выручки в 600 тыс., прибыль можно получать на 7 месяц работы.

Анализ устойчивости:

АЗС потребует больших финансовых вливаний. Выйти на окупаемость можно в течение года. Прибыль в будущем покроет все понесенные издержки и гарантирует приемлемый доход.

Вы наверняка уже давно отметили для себя тот факт, что с каждым годом количество автомобилей на дорогах и трассах растет в геометрической прогрессии.

С одной стороны, это является серьезным минусом для крупных и малых городов. Ведь ощутимо ухудшается экология.

Но если посмотреть на такое развитие событий со стороны бизнеса, то все складывается как нельзя лучше. Оптимальный вариант для обладателя достаточного капитала – открыть АЗС. Бизнес-план, расчет средних затрат, окупаемость бизнеса и иные подробности будут описаны ниже.

С чего стоит начать

Первым пунктом окажется не приобретение оборудования, топлива или набор обслуживающего персонала. Не знаете, как открыть АЗС? Начните с аренды или же приобретения земельного участка. Очень важный момент – удачно расположиться. От этого напрямую зависит количество клиентов, а также прибыль вашего дела.

Участок с заправочной станцией должен находиться в непосредственной близости от оживленных участков дорог, шоссе и трасс, по которым ежедневно проезжает большое количество автомобилей. Такая земля, разумеется, обойдется довольно дорого. Но зато рентабельность АЗС в данном случае ощутимо возрастает.

Аренда или приобретение земли

Здесь уже все напрямую зависит от доступной суммы первоначальных инвестиций. Покупка земельного участка для последующего строительства АЗС оформляется достаточно долго. Кроме того, вам придется сразу же выложить существенную денежную сумму, которая ляжет внушительным грузом на первичные вложения.

Есть вариант взять кредит. Но в таком случае обязательно учтите дополнительные расходы в виде процентов, которые необходимо регулярно платить в банк. В данном случае риск попасть в серьезную долговую яму сильно возрастает. Ведь на первых порах бизнес может не давать достаточно прибыли (и, скорее всего, так и будет).

Основное преимущество аренды участка заключается в том, что вам не нужно сразу же платить большую сумму денег. Но при этом в конечном итоге вы отдадите за пользование землей намного больше, чем в случае покупки. Зато все основные расходы будут отражаться в бизнесе постепенно, что ощущается не так болезненно в период окупаемости проекта.

Бумажная волокита

Всегда стоит учитывать, что вопрос о том, как открыть АЗС, сложен не только с финансовой стороны. Вас ожидает самая настоящая проверка бумажной волокитой. Речь пойдет об оформлении массы разрешений и получении лицензии на хранение горюче-смазочных материалов и топлива.

Без своевременного получения всех необходимых документов вы просто не сможете начать работать. В противном же случае подобная коммерческая деятельность будет признана незаконной. Разумеется, оформление документов стоит денег.

Вы можете не тратить собственное свободное время на оформление бумаг, а поручить это специализированной фирме, предварительно заключив с её сотрудниками договор на оказание соответствующих услуг. Однако в таком случае появятся дополнительные расходы. Ведь подобные компании не занимаются благотворительностью и не оказывают услуги бесплатно.

Вам придется включить в пункты бизнес-плана АЗС дополнительную строку, которая наверняка ощутимо ударит по карману. Между тем самостоятельное оформление всех необходимых бумаг через Министерство топлива и энергетики отнимет ненамного больше времени. А вот сэкономить можно приятную сумму.

Нанимаем персонал

Вряд ли вы будете находить достаточно свободного времени, чтобы самостоятельно обслуживать всех клиентов на своей заправке. Помните, что прибыль АЗС напрямую зависит от уровня и качества сервиса. Поэтому вам необходимо нанять грамотный, вежливый и непременно расторопный персонал. Заправлять автомобили нужно максимально быстро, чтобы не создавалась очередь из недовольных водителей. Как только уровень сервиса начинает снижаться, срабатывает так называемое сарафанное радио, разносящее отрицательные отзывы с поразительной скоростью.

При этом менталитет народа таков, что положительную репутацию заработать намного сложнее. Восторженными отзывами люди делятся крайне скупо, оставляя всю самую интересную и полезную информацию исключительно для себя.

Чтобы ответить на вопрос о том, как открыть АЗС, которая будет приносить стабильный доход, необходимо разработать грамотную стратегию работы с персоналом. Помните, что главное в вашем деле – правильная мотивация. Предложите своим сотрудникам небольшой оклад и процент от выполненной работы. Это станет прекрасной мотивацией к быстрому обслуживанию клиентов.

Еще один вариант – установка плана по продажам топлива. Можно также брать в расчет какую-то определенную марку (к примеру, самую дорогую). За выполнение плана сотрудник получит денежную премию. Главное – не ставить перед персоналом невыполнимых задач.

Закупаем оборудование

От чего по большей части зависит характеристика АЗС у клиентов? Немаловажную роль в данном вопросе играет качественное и высокотехнологичное оборудование. Вам понадобится несколько заправочных автоматов, а также компьютер для управления процессом (техникой руководит персонал).

Чтобы ваша АЗС, бизнес-план которой поможет установить необходимые ценовые рамки на приобретаемое оборудование, работала без простоя и очередей, необходимо поставить в среднем 8 колонок с бензином.

Что насчет франчайзинга?

Существует два варианта для открытия бизнеса с АЗС. Первый подразумевает начало дела практически с нуля. В таком случае речь идет об автономном существовании станции. Второй вариант подразумевает заключение договора франчайзинга. И именно такое развитие событий, как показывает практика, считается более выгодным. Что же скрывается за термином «франчайзинг»?

По сути, это всего лишь заключение договора на постройку АЗС под определенной торговой маркой. Все дело в том, что иногда популярный и яркий бренд намного важнее самого качественного обслуживания и продукции. Он уже известен людям, поэтому не придется даже тратиться на рекламу. Стоимость заключения такого
договора может сильно варьироваться в зависимости от бренда.

Средняя цена составляет порядка 1000 долларов США. Особенности ведения бизнеса в таком плане заключаются в том, что придется очень строго соблюдать требования фирменного стиля. Поэтому будет мало задаться вопросом о том, как построить АЗС.

Вам придется еще задуматься и о том, на каком уровне должны размещаться флаги компании, расстояние во сколько сантиметров оставить между урнами с символикой и т. д. Однако эксперты утверждают, что франчайзинг – самый простой способ с минимальными затратами в кратчайший срок привлечь внимание наибольшего числа потребителей.

Выбираем партнера

Чтобы выгодно заключить договор франчайзинга и начать получать прибыль с первых же дней, необходимо, прежде всего, определиться с торговой маркой, с которой будут оформляться коммерческие отношения. Делать это нужно, исходя из принципов собственной выгоды. Если вы не знаете, как открыть АЗС, сократив при этом всевозможные затраты до минимума, то для начала попробуйте найти такого поставщика топлива, база которого находится неподалеку от заправки.

Так вы уменьшите транспортные расходы. Обязательно договоритесь о возможности получить товар с другой базы, если из выбранного места поставка по какой-либо причине будет невозможна. Помните, что бензин на вашей АЗС должен быть всегда. В противном случае репутация сильно пострадает.

Допустим, вопрос с земельным участком вы решили. Пришло время подсчетов затрат на строительство здания заправки. И в данном случае все будет зависеть от проекта. Кроме того, необходимо решить, будете вы возводить только здание АЗС, или же еще рядом построите автомобильную мойку, кафе, магазин и прочие дополнительные радости для своих клиентов.

Чем больше объектов, тем существеннее будут финансовые вложения. Итак, сколько стоит построить АЗС под ключ? Рассмотрим конкретный пример. Начнем с земли. Если вы её приобретаете в собственность, то её цена окажется равной примерно 200 тыс. долларов США. Однако цифра может сильно отличаться в зависимости от выбранного места. Чем оно привлекательнее, тем дороже окажется участок. Также учитывайте и размер земли. Строительство АЗС вместе с приобретением всего необходимого оборудования обойдется ориентировочно в 0,8-1 млн. долларов США.

Считаем рентабельность заправки

Итак, мы ответили на вопрос о том, сколько стоит построить АЗС. Как видите, затраты немалые. Теперь необходимо рассчитать, насколько выгодно это дело. Допустим, первоначальные финансовые вложения составили 1,2 млн. долларов США. Теперь нужно рассмотреть расходы на каждый месяц. В среднем небольшая автомобильная заправка за 1 день продает порядка 2000 литров бензина.

Стоимость 1 л находится в пределах 1 доллара США. Цена зависит от курса иностранной валюты. Следовательно, в месяц к расходам добавляется еще и 60000 долларов на топливо. Данная цифра может оказаться и несколько меньше, если вы получите дисконт от своего поставщика. Сюда же необходимо приплюсовать зарплату сотрудникам заправки, а также приобретение товаров для магазина, если он предусмотрен в вашем бизнес-плане.

Чем больше получилась итоговая цифра, тем выше должна быть цена бензина, а также всего, что продается на территории АЗС. При этом необходимо помнить о конкурентах. Слишком дорогое топливо просто не будут покупать. В среднем такой вид бизнеса окупается лет за 5 и в целом считается весьма рентабельным при условии грамотного подхода к предпринимательской деятельности.

Увеличиваем прибыль

Чтобы коммерция в сфере продажи автомобильного топлива приносила достаточный уровень дохода, многие предприниматели идут на небольшую уловку. Как правило, они открывают на АЗС еще и кафе, магазин или автомойку. Иногда именно этот вид бизнеса становится основным в плане прибыли. А заправка автомобилей топливом только привлекает большее количество клиентов.

Важные мелочи

Не забудьте об охране объекта. Как открыть свою заправку с минимальными рисками? Обеспечьте ей безопасное существование. В последнее время нередки случаи нападения и грабежа с целью изъятия дневной выручки на АЗС. Поэтому очень важно оснастить объект камерами слежения, а также тревожной кнопкой.

В случае возникновения форс-мажорной ситуации сотрудник заправки должен иметь возможность незаметно вызвать охрану. Отдельным пунктом стоит пожарная безопасность. Не забывайте о наличии всех специальных средств для тушения возгорания. Кроме того, необходимо строго следить за тем, чтобы на территории АЗС никто не курил. Это касается как персонала, так и клиентов.

Возможные проблемы

В любом бизнесе время от времени возникают специфические помехи. В случае с собственной АЗС это может быть воровство продукции персоналом. Для предотвращения подобного казуса необходимо установить камеры слежения, а также ввести систему обязательных штрафов.

Кроме того, размер заработной платы должен исключить необходимость воровства. Всегда имейте в виду, что поставщик может привезти топливо низкого качества. Это также существенный недостаток в бизнесе, так как он может испортить репутацию заправки. Еще необходимо учитывать и наценку на бензин. Чаще всего она не превышает 5%.

Как зарегистрировать свой бизнес

Итак, вы все рассчитали и пришли к выводу о том, что такой вид предпринимательской деятельности принесет свои плоды. Далее необходимо зарегистрироваться в качестве юридического лица или же индивидуального предпринимателя, предоставив все необходимые для этого документы.

Откройте в банке расчетный счет. Именно через него вам придется совершать оплату за продукцию поставщикам. Выручка также сдается в банк. Очень тщательно выбирайте кредитную организацию, в которой будете хранить все средства своего бизнеса.

При желании можно открыть сразу несколько расчетных счетов. Но помните, что за каждый из них придется платить комиссию по тарифам банка. Это также несколько усложняет систему расчетов с контрагентами. Но преимущество тоже имеется и весьма существенное. Дело в том, что в случае признания банка банкротом, юридические лица, у которых в нем были открыты счета, могут особо не надеяться на компенсацию средств. Как правило, все деньги теряются. А в случае наличия нескольких расчетных счетов есть шанс сохранить хотя бы часть финансов.

Статистика утверждает, что соотношение между себестоимостью ГСМ, объемами продаж и прибылью в России составляет 20%.

Маржинальный доход российских АЗС выше, чем в Европе, потому что у каждой автозаправочной станции клиентов значительно больше, чем на Западе.

Несмотря на то что часть рынка занимают нефтяные компании, в городах и поселках по-прежнему остается место для независимых игроков. Так что можно смело выбирать место для строительства и составлять бизнес план АЗС. Заправочная станция превратится в , если:

  • правильно сбалансировать расходы, требующиеся на ее строительство, открытие и содержание;
  • грамотно рассчитать количество клиентов и требующегося для их обслуживания персонала;
  • выбрать правильное место для размещения заправки.

Что нужно, чтобы открыть собственную заправку?

Для начала следует определиться, строительство какого типа автозаправки наиболее выгодно в данном населенном пункте.

  1. Контейнерная АЗС. В контейнерной станции топливо и оборудование для его раздачи располагаются внутри наземного контейнера. Это удобно для мини-заправки в небольших населенных пунктах или в стороне от основного движения.
  2. Стандартный автозаправочный комплекс, в котором резервуары для хранения находятся под землей. На строительство и открытие такого потребуется больше средств, поэтому располагаться он может только в очень удобных для подъезда и оживленных местах.

После выбора типа АЗС нужно подумать, что будет выгоднее: франчайзинг или самостоятельная торговля. Преимущество первого заключается постоянной помощи, положительные черты второй - в абсолютной свободе выбора поставщиков и дополнительных услуг.

Теперь нужно проанализировать рынок, найти выгодное место для строительства заправки. Естественно, что чем активнее движение, тем больше будет прибыль. Однако важно помнить: автозаправочный комплекс не может располагаться ближе 40-50 м к жилым зданиям.

Определившись с местом строительства, можно составлять бизнес-план.

Вернуться к оглавлению

В самом его начале необходимо грамотно обосновать необходимость строительства еще одной АЗС. Сделать это только в том случае, если предприниматель:

  • отлично ориентируется в экономике своего населенного пункта;
  • умеет грамотно излагать мысли на бумаге.
  • основанная направленность: торговля АИ-92 и дизельным топливом;
  • дополнительные услуги: продажа вспомогательной продукции, буфет, обслуживание авто.

Одним из главных подразделов резюме будут цели, которые предприниматель ставит перед собой, начиная строительство новой станции. Обычно цель у всех одна: получение максимальной прибыли. А вот для достижения этой цели придется решать разные задачи, например:

  • получение ресурсов по выгодным ценам;
  • удовлетворение потребностей потенциальных клиентов;
  • оказание дополнительных услуг и т.д.

Далее в резюме можно указать актуальность проекта не только для его составителя, но и для населенного пункта (или участка дороги). Причинами актуальности могут быть отсутствие конкурентов, улучшение обслуживания автовладельцев, насыщение рынка необходимым товаром.

Следующий подраздел - предполагаемые проблемы и причины возможных убытков. Обычно они вычисляются в процессе анализа экономической обстановки. Среди них могут быть:

  • нестабильность экономики и политики;
  • человеческий фактор, приводящий к ошибкам;
  • аварийные ситуации или природные катаклизмы;
  • недопоставки по независящим от владельца причинам.

Рассчитывается примерная сумма возможного ущерба и делается вывод: строительство и выход станции автозаправки на полную мощность займет 1 год. С учетом возможных трудностей проект окупится через 4 года.

Вернуться к оглавлению

Сведение о персонале, налогах, рентабельности

В этом разделе указывают количество планируемых сотрудников. Помните, что ни одно предприятие не может обойтись без бухгалтера, директора (управляющего), рабочего. Другое дело, что можно совмещать некоторые обязанности.

  1. Сведения о налогах лучше всего представить в форме перечня.
  2. Налоги на предприятие в зависимости от формы собственности (13% или другая сумма, установленная законом).
  3. 5% налог с продаж.
  4. Налоги на имущество. Здесь лучше всего перечислить все, чем владеет предприятие.
  5. Социальный налог или взнос.

Теперь несложно вычислить, сколько процентов составит рентабельность предприятия. Однако все же лучше полученное число подтвердить дополнительными аргументами: отсутствием конкуренции, потребностью в дополнительных услугах и др.

Можно переходить к составлению маркетингового плана строительства заправки.

Обычно в нем присутствуют следующие пункты.

  • внешняя среда. Здесь коротко анализируется экономическая и политическая обстановка и их возможное влияние на ход строительства и функционирование автозаправочного комплекса. Учитываются и коротко описываются научно-технические, экологические, правовые факторы, влияющие на деятельность предприятия;
  • приводится перечень предполагаемых поставщиков и критерии их выбора. Особенно важно при выборе поставщиков (ГСМ или материалов для строительства) и производителей работ учитывать финансовые условия сотрудничества, скорость поставок или выполнения строительных работ, возможность сервисного обслуживания;
  • сравнение с уже существующими конкурентами, обоснование актуальности строительства новой заправочной станции;
  • перечень товаров, которыми предполагается торговать на заправочном комплексе. Это могут быть не только ГСМ, но и сопутствующие товары. Важно обосновать рентабельность их продаж.

В заключении раздела указываются источники, в которых будет распространяться информация о новой АЗС.

Вернуться к оглавлению

Организационный план

Он начинается с юридического обоснования проекта.

  1. Повторно указывается правовая форма, перечисляются все документы, которые регулируют работу предприятий данного типа. Сами документы нужно будет приложить отдельно.
  2. Далее указывается, сколько человек будет работать на АЗС, порядок их подчинения, обязанности и заработная плата. Рассчитывается годовой фонд зарплаты.
  • перечисляются требования к каждому работнику: уровень образования, квалификации, навыки и т.д;
  • приводится график реализации проекта.

Торговля топливом — достаточно прибыльный и перспективный бизнес, который при минимуме временных затрат приносит до 20% маржинального дохода. Бензин и солярка всегда будут покупаться, несмотря на кризисы и застой на рынке, поэтому АЗС — вполне интересное средство для заработка.

Общие понятия

Для начала немного вводной информации. Вложения в автозаправочную станцию достаточно крупные — их практически невозможно потянуть начинающему бизнесмену без опыта и стартового капитала.

Открытие АЗС может стать хорошим бизнесом или способом сохранения денег

Окупаемость одной автозаправочной станции, открытой в удачном месте, составляет примерно три года. С одной стороны неплохо, с другой — есть более интересные и рентабельные способы заработка. Чаще всего АЗС рассматривают как способ сохранения денег, а не их приумножения. Но если заняться данным бизнесом серьезно, то с одной заправки можно сделать целую сеть всего за 5-7 лет. АЗС — безрисковый вид бизнеса. Бензин у вас гарантировано купят, но для стабильного заработка необходимо хорошее место.

Виды заправок

Существует два типа заправочных станций:

  1. Наземные (контейнерные КАЗС).
  2. Стационарные (резервуары закопаны в землю).

Обычно контейнерные заправки используются как временные: для них необходимы специальные условия безопасности. Владельцы таких АЗС проходят в 2-3 раза больше экспертиз, к ним регулярно наведываются проверяющие, пожарные и прочие чиновники. Это делает продажу топлива нерентабельной. Поэтому если вы решили заниматься бизнесом по продаже топлива серьезно, то оборудуйте полноценную стационарную АЗС с подземными резервуарами.

Как зарегистрироваться

Для нормальной работы вам необходимо будет открыть ООО и зарегистрироваться в налоговой службе на общей системе как плательщику НДС. Это обязательное условие, поскольку 98 из 100 поставщиков топлива работает только с теми заправками, которые платят НДС. Можно открыть и ИП, но тогда вы лишитесь большой части корпоративных клиентов и различных компаний, поскольку они предпочитают работать именно с ООО, а не частниками. Это также откроет вам дорогу на тендерный рынок — подписанные контракты будут приносить вам серьезную постоянную прибыль.

Необходимо торговать несколькими видами топлива, чтобы увеличить количество клиентов

Выбираем землю

Самое сложное — найти подходящий участок. Он должен быть в месте, где проходит плотный автомобильный трафик. Это может быть крупная трасса, развязка, автобан, крупная заправка. В идеале участок должен располагаться в населенном пункте или на выезде из него.

Если вы не имеете опыта в опыте продажи топлива, то проведите независимую экспертизу, которая определит успешность сделанного выбора. Вам необходимо узнать, можно ли разместить на заданном участке объект дорожного сервиса — заправочную станцию.

Обратите внимание: к выбранному месту должны подходить удобные подъезды. Не стоит выбирать участок в 30-50 метрах от трассы — оборудование съезда съест достаточно много денег.

Какие разрешения нужны

После того как вы определились с формой деятельности, необходимо:

  1. Получить в налоговой службе коды ОКВЭД.
  2. Создать проектную документацию на АЗС. Правильнее будет заказать разработку проекта у профильной организации, если у вас нет соответствующего опыта.
  3. Согласовать созданный проект в Роспотребнадзоре.
  4. Разработать и согласовать положение о производственном контроле.
  5. Заключить договора с компанией, которая будет осуществлять вывоз ТБО с вашего объекта.
  6. Заключить договора на проведение периодической дератизации объекта.
  7. Передать пакет документов в экологическую службу и получить от них соответствующее разрешение.
  8. Получить разрешение на открытие в санэпидемстанции.
  9. Направить запрос в Минэнерго и оформить разрешение на хранение топлива.
  10. Подобрать персонал и провести аттестацию сотрудников.

Обратите внимание: все документы должны быть оформлены в строгом соответствии с требованиями законодательства. Чтобы сэкономить время и нервы, лучше заказывать их у профильных фирм.

Лизинг поможет сэкономить до 80% от суммы вложений, но окупаться он будет намного дольше

Примечательно, что в различных регионах России требования к открытию заправочной станции разные, поэтому следует заранее обсудить со специалистами все вопросы.

Требования к АЗС

Все основные требования к заправке можно разделить на:

  1. Территориальные.
  2. Строительные.
  3. Природоохранные и санитарно-гигиенические.
  4. Технологические.

Следует понимать, что заправочные станции являются объектами повышенной опасности. К ним выдвигаются повышенные требования, а любые нарушения могут привести к трагедии. Поэтому обязательно изучите требования “Правила к технической эксплуатации АЗС” РД 153-39.2-080-01 и “Требования к пожарной безопасности АЗС” НБП 111-98.

Необходимое оборудование

Все закупленное оборудование должно отвечать соответствующим нормам и иметь сертификаты качества. Продажами оборудования для заправок занимается достаточно много компаний. Вы можете приобрести его или взять в лизинг.

Торговать необходимо минимум четырмя видами топлива: АИ-92, АИ-95, АИ-98 и дизтопливо. Можно расширить ассортимент на сорта Euro.

Вам понадобится:

  1. Резервуар для хранения каждого вида топлива 4 шт по 15 кубов.
  2. Запасной резервуар на 15 кубов для откачивания топлива при аварии.
  3. Бак объемом в 10 кубов для создания ливневки.
  4. Колонки для разлива топлива (минимум 2 штуки) с 2-3 рукавами.

В состав ТРК входит не только сама колонка, но и все необходимые кабеля, запорная арматура, пульты управления и др. Единственное, что вам еще понадобится — компьютер с программным обеспечением для контроля продаж.

ПО контролирует весь процесс от залива топлива в резервуары до его продажи водителям. Это позволяет избежать спорных ситуаций и проконтролировать своих сотрудников на предмет честности.

На первых порах можно обойтись и без заправщиков

Персонал

Рассматривая вопрос, сколько стоит открыть заправку, следует вплотную остановиться на проблеме персонала. Вам понадобится:

  1. Руководитель. На нем будет лежать вся ответственность за работу наемных сотрудников, вопросы контроля производственного процесса и техники безопасности. Он должен разбираться в ПО автостанции и решать любые вопросы.
  2. Минимум два оператора (лучше всего 4, работающих посменно). Они отвечают за разлив топлива в баки и сдачу выручки.
  3. Ремонтник-сторож. Этот человек будет следить за безопасностью в ночное время, убирать мусор, снег, проводить текущий ремонт здания, принимать топливо и пр.

Также можно нанять двоих заправщиков, что повысит привлекательность АЗС в глазах клиентов, но на первых порах можно обойтись и без них.

Рентабельность

Для того чтобы получить все необходимые документы на открытие, вам понадобится 4-6 месяцев (в зависимости от региона и выбранного участка). На строительные работы обычно тратится порядка 6 месяцев. Всего в полноценную заправку на 4 вида топлива, с современным зданием и колонками необходимо вложить порядка 12 миллионов рублей. Сумма немаленькая, но при правильной работе и рекламе она окупится за 3 года. Уже через 10-12 месяцев, найдя себе постоянных клиентов, вы сможете заняться постройкой второй АЗС за счет доходов, получаемых с первой. Одноклассники

Розничная торговля нефтепродуктами традиционно относится к высокомаржинальному виду бизнеса не только в России, но и практически во всех странах, где существует автотранспорт. Тем не менее, в рамках данного бизнес-плана используются две стратегические концепции, позволяющие уверенно входить на этот высококонкурентный рынок и получать свою гарантированную прибыль.
Первая тенденция связана с тем, что, несмотря на все экономические трудности в стране, автомобильный рынок после некоторой консолидации и даже спада, уверенно растет не менее, чем на 2-3% в год. Стоит заметить, что за последние 10 лет автомобильный парк Росси фактически удвоился и достиг отметки - более 56 млн автомашин. Это примерно 250 - 300 авто на 1000 человек. Такая тенденция будет сохраняться и в дальнейшем, так как российский рынок еще далек от своего насыщения.

Вторым базовым элементом бизнес-концепции является тот факт, что моторное топливо относится к разряду товаров, имеющих неэластичный спрос, и востребован населением также как и основные продукты питания - хлеб и молоко. Существенным позитивным моментом здесь является то, что бизнес АЗС полностью защищен от инфляционных издержек и рост цен на топливо, в некоторых случаях даже превышающий темпы инфляции, позволяет получить дополнительную часть прибыли. За последние пять лет средние цены на автомобильные бензины в стране выросли в диапазоне от 30 до 44%.

Кроме этого, также следует иметь в виду, что рост численности на автодорогах электромобилей, несут незначительные риски для топливного рынка. Эти риски пока еще минимальны, и в перспективе нескольких лет бизнес АЗС будет высокорентабельным даже при высокой цене входа на этот рынок.

Сумма первоначальных инвестиций составляет 3 710 000 рублей.

Точка безубыточности достигается на второй месяц работы.

Срок окупаемости 17 месяцев.

Средняя чистая прибыль 230 000 рублей.

2. Описание бизнеса, продукта или услуги

Автозаправочная станция расположена на границе города между пригородной зоной, промышленной зоной и несколькими спальными районами, что обеспечивает доступ к основным категориям клиентов. Ближайшие АЗС компаний-конкурентов расположены в 10 км и 15 км.

Основные типы моторного топлива, продающегося на АЗС, соответствуют ГОСТ 32513-2013, ГОСТ 1667-68:

  • бензин автомобильный «АИ 98 - премиум» (для автомобилей стандарта «евро-5»);
  • бензин автомобильный АИ 95;
  • бензин автомобильный АИ - 92;
  • дизельное топливо - ДТ.

Закупка моторного топлива осуществляется непосредственно у региональных оптовых дилеров нефтепродуктов, со средней наценкой не более 20-30%.

Работа АЗС осуществляется круглосуточно в полуавтоматическом режиме, под контролем сменного оператора. В перспективе рассматривается расширение спектра услуг АЗС - это открытие небольшого круглосуточного кафе, шиномонтажной мастерской и автомойки.

Сильные стороны проекта:

Слабые стороны проекта:

  • постоянный спрос на моторное топливо;
  • большой выбор каналов продаж и поставок топлива;
  • быстрая адаптация к быстро меняющемуся рынку
  • возможность формирования индивидуального подхода к запросам клиентов по объему поставок и предоставляемых скидок.
  • конкуренция со стороны местных АЗС, сетевых дилеров нефтепродуктов;
  • некачественная работа персонала
  • риски частого повреждения и выхода из строя оборудования

Возможности проекта:

Угрозы проекта:

  • расширения бизнеса за счет увеличения ассортимента услуг АЗС;
  • возможность работы с корпоративными клиентами;
  • возможность создания сопутствующих видов бизнеса - торговых точек, кафе;
  • высокая конкуренция на рынке;
  • повышение цен на бензин и другие виды топлива;
  • резкое повышение арендной платы;
  • расторжение договора аренды;
  • снижение покупательной способности коммерческого сектора и снижение спроса на топливо со стороны автовладельцев.

3. Описание рынка сбыта

Для характеристики и анализа локального рынка сбыта моторного топлива (нефтепродуктов) можно с достаточной точностью использовать данные, касающиеся общей динамики топливного рынка, как в целом по России, так и отдельных ее регионов.

Для практических целей изучения любого местного рынка в первую очередь нужно принять во внимание значения трех главных параметров:

Конкурентная среда топливного рынка и распределение его долей межу основными игроками . В целом по стране топливный рынок, на котором работает большинство АЗС, можно обозначить, как монопольный, где преимущественное положение, порядка 80%, занимают крупные нефтяные компании (вертикальноинтегрированные холдинги). Это такие известные федеральные бренды, как Лукойл, Роснефть, ТНК ВР, Газпром нефть, Сургутнефтегаз и другие. Доля топливных холдингов превышает 35% на розничных рынках 50 субъектов Федерации. В каждом третьем регионе она достигала 50–60%. «Роснефть» доминирует в 15 регионах, «ЛУКОЙЛ» - в 11, «Сургутнефтегаз» - в четырех, ТНК-ВР и «Газпром нефть» контролируют по три региональных топливных рынка. По оценке ФАС, совокупная доля крупнейших нефтяных компаний на рынке автомобильных бензинов превышает 70% (источник www.gks.ru).

Сейчас на территории РФ из 24–25 тыс. автозаправочных станций

(АЗС) и только 8 тыс. входят в состав крупных монопольных компаний, но объемы реализации при этом составляют более 50%.

То есть, объемы реализации у монополистов на своих корпоративных заправках в среднем в 3 раза выше, чем на независимых автозаправках. В среднем по каждому из регионов страны предприниматель, входящий на рынок, как независимый продавец моторного топлива, может рассчитывать максимум на 30% рынка, которые в свою очередь также делятся между независимыми АЗС.

Емкость рынка . Базой расчета емкости рынка служат такие данные, как количество автомобилей в том или ином регионе в расчете на каждого жителя, средняя протяженность дорожной сети (маршрута), предпочтительные виды топлива и пользование теми или иными форматами услуг АЗС.

По данным аналитического агентства «Автостат» на 1 января 2017 года в России было зарегистрировано около 41 миллиона легковых автомобилей.

Также можно принять в расчет и такую цифру, как количество автомобилей, приходящихся в среднем по стране на одну АЗС.

Протяженность автомобильных дорог в России 1 млн. 396 тысяч километров, и на одну АЗС приходится 56,9 километров. Анализ автодорог, например, в Курганской области показывает, что из общего количества автодорог: 730 км дорог федерального значения, 2035 км регионального, 5863 муниципального и 8597 местных. Из них 8955 км дорог с твердым покрытием. Тогда на одну АЗС приходится 44 км автомобильных дорог с твердым покрытием. Таким образом, средняя АЗС, при ее расположении на трассе в пределах 40-50 км, может рассчитывать на обслуживание 2000 - 2500 автомобилей.

Характеристика целевой группы клиентов и анализ их предпочтений . Каждая из категорий автомобилистов (частных, корпоративные, грузовой транспорт, служебный транспорт) имеет свои предпочтения на рынке, что в конечном итоге выражается в спросе на те или иные услуги АЗС, виды топлива.

  • 77,7% опрошенных автолюбителей предпочитают заправляться на крупных заправочных станциях;
  • 20,3% не видят разницы;
  • 2% утверждают, что пользуются услугами мелких заправок.

Таким образом, малоформатная АЗС, может рассчитывать долю рынка в 22 - 23% от всех клиентов-автомобилистов, привлекая их не только ценами, дополнительными услугами, но и качеством топлива.

4. Продажи и маркетинг

5. План производства

Для оформления бизнеса автозаправочной станции в соответствии с правовыми и нормативными требованиями законов РФ, следует реализовать два процесса для получения документов, разрешающих коммерческую эксплуатацию.

Первый момент связан с регистрацией АЗС, как бизнеса. Наиболее оптимальным вариантом для небольшой АЗС, является регистрация ее как ИП. Этот формат правовой регистрации уже достаточно четко отработан в налоговых инспекциях. При правильном заполнении заявления и предоставлении паспорта учредителя, весь процесс займет не более 3 рабочих дней и будет стоить не более 10 000 руб. (открытие счета, изготовление и регистрация печати, постановка на учет во внебюджетных фондах).

Второй момент связан с оформлением АЗС, как промышленного объекта, причем имеющего высшую категорию пожарной опасности при эксплуатации. Для того чтобы начать строительство, ввод в действие и дальнейшую эксплуатацию, необходимо оформление следующих документов (в общем порядке последовательности работы с ними):

  • Заключение договора аренды с собственником земельного участка (на 49 лет).
  • Получение разрешения или землеотвод на строительство объекта повышенной опасности от местных властей (городских или районных отделов архитектуры).
  • Получение разрешения на строительство и открытие АЗС с санкции местного органа исполнительной власти (мэрия города или муниципальный комитет, городская дума).
  • Получение одобрения на проектную документацию АЗС от местных подразделений Ростехнадзора.
  • Получить разрешение в СЭС на торговлю топливом;
  • В региональном отделении Минтопэнерго получить лицензию для реализации и хранения ГСМ;
  • Получить разрешение в местной пожарной службе МЧС на хранение топлива (нужно оборудовать станцию всеми противопожарными средствами);
  • Заключить договор с компанией по вывозу мусора с территории АЗС;
  • Заключение соглашения с муниципальной компанией на проведение дератизации;
  • Иметь на каждую партию топлива от поставщиков соответствующие сертификаты качества.

Кроме этого должна быть пройдена сертификация всего оборудования АЗС на соответствие требованиям технической эксплуатации и соблюдения правил пожарной безопасности. Это касается не только топливного распределительного оборудования, но и компьютеров АЗС. Даже мебель, используемая персоналом АЗС, должна пройти антистатическую обработку, о чем должен быть получен соответствующий сертификат от компаний, имеющих лицензию от МЧС на проведение подобного рода работ.

Как показывает российская практика, для оформления всех разрешительных документов, начиная со строительства АЗС до окончательного ввода ее в эксплуатацию, понадобится примерно 3-4 месяца усиленной работы с ведомствами и прочими официальными инстанциями. При этом сумма финансовых средств, затраченных на проведение всей процедуры оформления, может находиться в диапазоне от 200 до 500 тысяч рублей на одну только АЗС.

Для практической реализации проекта АЗС в данном бизнес-плане рассматривается следующий вариант выбора места размещения, постройки помещения и закупки оборудования.

Выбор места постройки . Для того чтобы обеспечить необходимую рентабельность АЗС ее местом расположения выбран земельный участок, находящийся на границе города и пригородной зоны, в непосредственной близости от двух спальных районов и на трассе ведущей в промышленную зону. Площадь земельного участка составляет 900 кв. м., что достаточно для одновременного обслуживания 4 автомашин. Заправка производится 4 топливными колонками с разными сортами топлива. Также на участке размещается павильон АЗС с операторской службой, помещением для противопожарного оборудования, резервуары хранения топлива. Предусмотрено размещение эстакады для осмотра автомобилей клиентами автозаправки.

Помещение. Для размещения операторов, оборудования служебных помещений, а также с учетом перспективы открытия небольшой торговой точки, предполагается строительство помещения АЗС площадью 65 кв. м. Для строительства будет использована блочная каркасная конструкция павильонного типа, а также крытая эстакада, рассчитанная на обслуживание 4 автомобилей одновременно.

Оборудование . Для оснащения АЗС необходимым топливным, контрольным и противопожарным оборудованием, используются стандартные комплекты непосредственно от производителей и их официальных поставщиков.

Перечень оборудования выглядит следующим образом:

1. 4 металлические емкости с нержавеющим покрытием для хранения 4 сортов топлива емкостью 30 куб. м каждая.

2. Резервуар аварийного хранения топлива - 20 куб. м

3. Пожарный резервуар емкостью 10 куб. м.

4. Топливные раздаточные колонки с электронными датчиками расхода топлива

5. Автоматизированная система управления АЗС, интегрированная с карточными платежными системами, POS терминалом оплаты и периферийным компьютерным оборудованием.

В качестве готовых технологических решений можно использовать стандартные программные комплексы для АЗС от производителей (брендов) - SCADA TRACE, «Ай Ти Ойл», S&B, Smart Oil, SetOil.

6. Противопожарное оборудование. В его комплект входят огнетушители (порошковые, углекислотные, пенные), песок, ведра, лопаты, ломы, а также система пожарной сигнализации и стационарная система водяного тушения.

7. Система охраны и видеонаблюдения.

6. Организационная структура

Для полноценной работы автозаправочной станции в формате данного бизнес-плана предполагается задействовать следующих сотрудников:

1. Управляющий . В область компетенции управляющего АЗС входит общее руководство, бесперебойное снабжение топливом, осуществление контроля выполнения плана продаж, первичная управленческая отчетность, непосредственная работа с поставщиками топлива, корпоративными клиентами. Претенденту на эту должность желательно иметь профильное образование в области транспортной логистики или управления предприятием.

2. Ст. мастер-технолог . В обязанности этой штатной единицы входит непосредственный контроль работы всего оборудования АЗС, своевременное выявление неисправностей, принятие мер к ликвидации нарушений, контроль за состоянием критически важного оборудования, и пополнения расходных материалов, ЗИП. На эту должность желательно брать специалиста, имеющего профильное образование технолога или инженера, с опытом работы не менее 5 лет.

2. Оператор . В обязанность оператора входит непосредственное обслуживание клиентов АЗС, выдача топлива, работа со специальной программой учета топлива и движения финансовых средств, инкассация выручки в конце смены, учет выдачи топлива.

Для ведения бухгалтерского учета привлекается специалист на аутсорсе.

Расчет ФОТ на 24 месяца с учетом премиальной части и страховых взносов представлен в финансовой модели.

7. Финансовый план

План продаж на 24 месяца с учетом сезонности, прогноз эффективности инвестиций и расчет экономических показателей бизнеса представлен в финансовой модели.

8. Факторы риска

По своей основной характеристике бизнес АЗС относится с одной стороны к высококонкурентным типам коммерции, а с другой стороны - имеет существенный риск, связанный с технологической и пожарной безопасностью. В целом, все риски, присущие этому направлению предпринимательской деятельности, выглядят следующим образом:

Коммерческие риски . В этой группе рисков особое внимание следует обращать на действия ближайших конкурентов, и в первую очередь - АЗС сетевых монополистов местного топливного рынка. Они могут для устранения с рынка независимых дилеров применять демпинг цен и более расширенную линейку маркетинговых инструментов лояльности клиентов. Основной мерой противодействия такому риску является работа с определенной целевой группой потребителей, например, установления долгосрочных партнерских связей с коммерческими компаниями, имеющими свой автопарк.

Еще одним коммерческим риском, представляющим серьезную опасность для небольших и независимых автозаправок - это резкое повышение цен на топливо. В этих условиях покупатель мгновенно переключается на услуги сетевых АЗС, которые могут длительное время удерживать цену на выгодном для них уровне, забирая, таким образом, часть клиентов у независимых операторов АЗС.

Немаловажным коммерческим риском является общее снижение покупательской способности клиентов, что приводит к снижению валовой выручки на протяжении довольно длительного периода (люди начинают сокращать общее число поездок). Противодействовать такому риску можно только в том случае, если у независимой АЗС есть существенный запас финансовой прочности и бизнес не обременен кредитной нагрузкой.

Технологические риски . Как правило, в эту группу рисков входят неблагоприятные факторы техногенного свойства, могущие привести, либо к частичной остановке бизнеса, либо полному его прекращению. Сюда относят выход из строя оборудования, неквалифицированные действия персонала. Для нейтрализации таких рисков необходимо применять не только методы страхования всего бизнеса или гражданской ответственности за ущерб перед третьими лицами, но и постоянно проводить тренинги, обучение персона как действовать в тех или иных случаях.

Правовые риски . В эту группу рисков входят такие негативные факторы, как например, ужесточение требований к оборудованию АЗС, противопожарной безопасности со стороны контролирующих органов, ценового регулирования топливного рынка со стороны местных (региональных) властей. Очень часто такие требования носят неожиданный характер, требуя от предпринимателей не только быстрой реакции на устранение выявленных нарушений, но и вложения дополнительных финансовых средств.

В качестве заключения следует отметить, что постепенно АЗС меняют свой привычный формат работы с клиентами. Это сводится не только к тому, что на АЗС можно купить некоторые виды автомобильной химии, или произвести небольшой ремонт, пообедать или купить стаканчик кофе. Немало АЗС, особенно в Европе, Японии и Китае, начинают подстраиваться под автовладельцев нового типа. Это прежде всего гибридные авто и электромобили. И постепенно столь привычные автозаправки будут превращаться в станции подзарядки и смены аккумуляторных батарей, а также для предоставления услуг каршеринга, когда любой человек может взять на прокат электромобиль (электромопед) для краткосрочной поездки по городу и ближайшим окрестностям.



Налоги и платежи