Является ли ревизионная комиссия органом управления. Поправки в Закон об акционерных обществах: ревизионные комиссии, внутренний аудит и совет директоров. Особенности создания и функционирования ревизионной комиссии в акционерных обществах

Понятие ревизионной комиссии

Это выборный контрольный орган управления акционерным обществом. Ее функции состоят не в оперативном или стратегическом управлении обществом, а в осуществлении проверки результатов финансово-хозяйственной деятельности общества.

Порядок избрания ревизионной комиссии

Ревизионная комиссия избирается только общим собранием акционеров.

Члены совета директоров и акционеры, занимающие руководящие должности в акционерном обществе, не имеют права голосовать при избрании или отстранении от должности членов ревизионной комиссии.

В акционерном обществе может быть либо ревизионная комиссия, либо ревизор. Закон оставляет право выбора за акционерами, которые свое решение должны отразить в уставе общества.

Состав ревизионной комиссии

Численный состав ревизионной комиссии определяется уставом общества.

Члены ревизионной комиссии не могут одновременно являться членами совета директоров, а также занимать иные должности в органах управления обществом. Членом ревизионной комиссии может быть не только акционер. Срок, на который избираются члены ревизионной комиссии, законом не определен.

В случае неудовлетворительной работы ревизионной комиссии собрание акционеров вправе переизбрать как отдельных членов, так и всю комиссию целиком до истечения сроков ее полномочий.

Организация работы ревизионной комиссии

Руководит работой ревизионной комиссии ее председатель, избираемый из состава членов комиссии.

Решения ревизионной комиссии правомочны, если в ее работе принимают участие не менее половины от числа ее членов. В случае, когда число членов ревизионной комиссии становится менее половины, совет директоров обязан созвать внеочередное собрание акционеров и провести довыборы или перевыборы членов ревизионной комиссии общества.

Ревизионная комиссия вправе при необходимости для целей ревизии привлекать по контракту специалистов и аудиторские организации за счет средств общества.

Порядок деятельности ревизионной комиссии регламентируется внутренними документами общества. Это, как правило, Положение о ревизионной комиссии, которое рекомендуется утверждать общим собранием акционеров.

Результаты проверок, а также все решения, принимаемые ревизионной комиссией, фиксируются в протоколах ее заседаний. Протокол подписывается председателем и членами ревизионной комиссии. В случае несогласия кого-либо из членов комиссии с тем или иным решением, он вправе внести в протокол свое особое мнение.

Общее собрание устанавливает размер и порядок вознаграждения членов ревизионной комиссии. При этом им выплачиваются не только вознаграждение, но и компенсируются расходы в период исполнения ими своих обязанностей.

Компетенция ревизионной комиссии

Компетенция ревизионной комиссии устанавливается по закону и по уставу. Эта компетенция предусматривает право:
  • осуществлять ревизию финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества по итогам года, а также во всякое иное время;
  • требовать от лиц, занимающих должности в органах управления, документы о финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества;
  • требовать созыва внеочередного общего собрания;
  • требовать созыва заседания совета директоров.

Проверка финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества может осуществляться по итогам деятельности за год, а также во всякое время по инициативе комиссии или по требованию акционера, владеющего не менее 10% акций.

По итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества ревизионная комиссия (ревизор) составляет заключение, в котором обычно содержится:
  • подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах и иных финансовых документах общества;
  • информация о фактах нарушения норм и правил ведения учета и предоставления отчетности, а также нарушения правовых актов при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

В компетенцию ревизионной комиссии может быть отнесен правовой контроль за деятельностью органов управления акционерного общества.

Аудитор акционерного общества

Кроме ревизионной комиссии (ревизора) в акционерном обществе должен быть также аудитор. В его функции входит осуществление проверки финансово-хозяйственной деятельности общества на предмет ее соответствия правовым актам Российской Федерации.

Аудитор утверждается общим собранием акционеров. Размер оплаты услуг аудитора определяется советом директоров на основании заключенного с ним договора.

Аудиторская проверка необходима прежде всего в случаях опубликования документов общества. Публикация годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибылей и убытков, проспектов эмиссии осуществляется только после проведения аудиторской проверки. Без аудиторской проверки ФСФР не регистрирует проспекты эмиссий ценных бумаг акционерных обществ.

Акционерное общество обязано предоставлять заинтересованным лицам аудиторское заключение. Обычно предоставляется только та часть аудиторского заключения, которая содержит сведения о подтверждении достоверности бухгалтерской отчетности.

Особое место в системе внутреннего контроля занимают контрольно-ревизионные комиссии, которые могут создаваться во многих коммерческих структурах: обществах с ограниченной или дополнительной ответственностью, акционерных обществах, ассоциациях и союзах.

Статут ревизионной комиссии определен в уставе субъекта хозяйствования. Для акционерных обществ вопросы создания и полномочий ревизионной комиссии решены законодательно. В соответствии с Федеральным законом № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» проверка финансовой и хозяйственной деятельности акционерных обществ осуществляется финансовыми, статистическими, кредитными и правоохранительными инспекциями, а также контрольными органами пенсионного, социального и медицинского страхования. Наряду с этими органами проверку акционерных обществ проводят ревизионные комиссии этих обществ.

Акционерное общество обязано проводить ревизию своей финансово-хозяйственной деятельности силами ревизионной комиссии или привлекаемых за плату сторонних организаций не реже одного раза в год, а внеочередные ревизии - по требованию ревизионной комиссии (ревизора) общества, либо по решению общего собрания акционеров, либо по требованию совета директоров (акционеров) общества, владеющего в совокупности не менее чем 10% голосующих акций общества. Эти вопросы оговариваются в уставе акционерного общества.

Ревизионная комиссия наряду с общим собранием акционеров и правлением является постоянно действующим органом.

Задачи и полномочия ревизионной комиссии (ревизора) общества определяет ст. 85 закона ФЗ №208. 1. Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной

деятельностью общества общим собранием акционеров в

соответствии с уставом общества избирается ревизионная комиссия (ревизор) общества.

2. Компетенция ревизионной комиссии (ревизора) общества по

вопросам, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, определяется уставом общества. Порядок деятельности ревизионной комиссии (ревизора) общества определяется внутренним документом общества, утверждаемым общим собранием акционеров.

3. Проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности

общества осуществляется по итогам деятельности общества за год, а также во всякое время по инициативе ревизионной комиссии (ревизора) общества, решению общего собрания акционеров, совета акционера (акционеров) общества, владеющего в совокупности не менее чем 10% голосующих акций общества.

4. По требованию ревизионной комиссии (ревизора) общества лица, занимающие должности в органах управления общества, обязаны представить документы о финансово-хозяйственной деятельности общества.

5. Ревизионная комиссия (ревизор) общества вправе потребовать

созыва внеочередного общего собрания акционеров в соответствии со статьей 55 настоящего Федерального закона.

6. Члены ревизионной комиссии (ревизор) общества не могут одновременно являться членами совета директоров (наблюдательного совета) общества, а также занимать иные должности в органах управления общества.

Акции, принадлежащие членам совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицам, занимающим должности в органах управления общества, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии (ревизора) общества.

Как отмечалось, ревизионная комиссия акционерного общества избирается общим собранием акционеров.

В ее состав должны входить лица, имеющие опыт бухгалтерской и финансовой деятельности, высококвалифицированные специалисты. В состав ревизионной комиссии входят акционеры, не связанные с акционерным обществом трудовыми отношениями.

В обязанности ревизионной комиссии входят:

Проверка ежегодного отчета правления, кассы и имущества акционерного общества в срок, способами и средствами по ее усмотрению;

Предварительное рассмотрение смет и планов акционерного общества;

Проверка состояния делопроизводства и отчетности акционерного общества;

Подготовка предложений общему собранию о приостановлении действия решений правления, если они противоречат уставу.

Для исполнения возложенных обязанностей ревизионная комиссия:

Проводит документальные проверки финансово-хозяйственной деятельности общества (сплошной проверкой или выборочно); .

Проверяет выполнение установленных смет, нормативов и лимитов;

Проверяет своевременность и правильность платежей в бюджет;

Проверяет соблюдение обществом и его органами управления законодательных актов и инструкций, а также решений общего собрания акционеров;

Проверяет постановку и достоверность оперативного бухгалтерского и статистического учета и отчетности;

Проверяет правомочность принятых советом директоров или правлением решений, их соответствие решениям, принятым общим собранием акционеров;

Анализирует решения общего собрания акционеров, выносит предложения по их изменению в случае несоответствия положения документам, имеющим большую юридическую силу;

Проверяет состояние кассы и имущества;

Составляет и утверждает акты проверок и ревизий, необходимые заключения, в том числе по годовому отчету и балансу АО.

Комиссия имеет право:

Требовать от правления и совета директоров все необходимые для своей работы документы;

Требовать созыва заседания совета директоров и внеочередного общего собрания акционеров;

Привлекать к своей работе специалистов, не занимающих штатных должностей в обществе, а также внешних аудиторов, требовать от генерального директора оплатить все необходимые расходы, связанные с проведением проверок и ревизий;

Ставить вопрос перед уполномоченными на то органами управления общества об исключении членов АО из числа таковых.

Члены комиссии имеют право участвовать в заседаниях правления с правом совещательного голоса.

По итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности общества ревизионная комиссия составляет заключение, в котором должны содержаться:

Подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах и иных финансовых документах общества;

Информация о фактах нарушения установленных правовыми актами Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов Российской Федерации при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

Ревизионная комиссия:

Предоставляет общему собранию акционеров и в копии совету директоров и генеральному директору отчеты о проведенных ревизиях и проверках, сопровождая их необходимыми замечаниями и предложениями по повышению эффективности работы общества;

Соблюдает условия конфиденциальности деятельности общества;

Требует внеочередного созыва общего собрания акционеров в случае возникновения угрозы существенным интересам общества или выявления злоупотреблений, допущенных должностными лицами.

Комиссия не вправе разглашать результаты ревизий и проверок до их утверждения органом, по поручению которого они проводились. Члены ревизионной комиссии (организаций, представители которых являются членами ревизионной комиссии), допустившие разглашение коммерческой тайны или другие нарушения в процессе выполнения своих обязанностей, могут быть исключены из числа акционеров. По решению совета директоров к ним могут быть применены штрафные санкции. Уставом акционерного общества могут быть предусмотрены дополнительные полномочия ревизионной комиссии (ревизора) общества. Это относится прежде всего к дополнительному праву получить объяснения от должностных лиц общества по любым вопросам, связанным с деятельностью общества, и к праву требования наложить взыскание на работников общества за нарушения, выявленные в процессе ревизии. Такие предложения ревизионная комиссия выносит на заседание совета директоров (наблюдательного совета) или исполнительного органа общества.

Ревизору или члену ревизионной комиссии может быть выплачено вознаграждение за выполнение им установленных обязанностей. Этот вопрос решает либо совет директоров, либо исполнительный орган.

Ревизионная комиссия представляет результаты проведенных ею проверок общему собранию акционеров или совету директоров акционерного общества.

Без заключения ревизионной комиссии по годовым отчетам и балансам общее собрание акционеров не вправе утверждать баланс акционерного общества.

Члены ревизионной комиссии обязаны потребовать созыва внеочередного общего собрания акционеров, если возникла угроза существенным интересам акционерного общества или отдельных его членов.

Ревизии и проверки на должны нарушать нормальный режим работы акционерного общества.

Ревизионная комиссия составляет программу ревизии, в которой определяются объекты ревизии (контроля), а также их значимость в отраслевой направленности акционерного общества.

Целью ревизии является контроль, во-первых, за соответствием финансово-хозяйственной деятельности общества требованиям российского законодательства и, во-вторых, за соблюдением интересов акционеров. В процессе контроля ревизионная комиссия подтверждает правильность и объективность отражения финансовых и хозяйственных операций в бухгалтерском учете общества и их соответствие законодательным и нормативным актам, действующим в стране, а также на основе анализа хозяйственной деятельности достоверность (чистоту) бухгалтерской отчетности. Особо следует отметить, что достоверность данных, содержащихся в годовом отчете исполнительного органа общества, подготовленном общему собранию акционеров, должна подтвердить ревизионная комиссия.

В акционерных обществах среднего размера, где нет специальных органов внутреннего контроля, ревизионная комиссия должна стать активным помощником совета директоров и исполнительного органа, помогать руководству общества выявить слабые стороны, наметить пути их преодоления и разработать меры по закреплению и развитию прогрессивны. тенденций развития общества, способствует повышению рентабельности и укреплению финансового состояния общества (фирмы).


Ревизор или ревизионная комиссия?

Необходимость наличия в акционерном обществе ревизора или ревизионной комиссии обусловлена требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона «Об акционерных обществах». Ревизор или ревизионная комиссия должны быть как в открытых, так и закрытых обществах вне зависимости от количества акционеров, видов деятельности, размера уставного капитала. При этом законодательство предусматривает два варианта формирования органа: либо в виде комиссии, либо в виде одного лица - ревизора.

Избрание данного органа общества относится к компетенции общего собрания акционеров. А его миссия заключается в осуществлении контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества.

Первое формирование контрольного органа должно происходить еще на стадии учреждения акционерного общества. Согласно требованиям п. 2 ст. 9 Федерального закона «Об акционерных обществах» решение об учреждении общества должно содержать результаты голосования учредителей и принятые ими решения по вопросам учреждения общества, утверждения устава общества, избрания органов управления общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества. При создании акционерного общества в результате реорганизации вопрос об избрании ревизионной комиссии (ревизора) также требует отдельного рассмотрения. В последующем вопрос об избрании ревизионной комиссии (ревизора) в обязательном порядке решается на каждом годовом общем собрании акционеров или, в случае, когда общество состоит из одного акционера, в годовом решении этого акционера. Такое требование установлено в ст. 47 Федерального закона «Об акционерных обществах».

Компетенция контрольного органа общества определяется Федеральным законом «Об акционерных обществах» (ст. 86) и уставом общества, а порядок его деятельности закрепляется во внутреннем документе общества, утверждаемом общим собранием акционеров. В случае, когда в обществе отсутствует совет директоров (наблюдательный совет), ревизионная комиссия (ревизор) может являться тем органом, к компетенции которого уставом общества отнесено решение вопроса о проведении общего собрания акционеров и об утверждении его повестки дня.

Проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности общества осуществляется ревизионной комиссией (ревизором) по итогам деятельности общества за год, а также во всякое время по собственной инициативе контрольного органа, по решению общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества или по требованию акционера (акционеров), владеющего в совокупности не менее чем 10% голосующих акций общества. Результаты ревизии оформляются в виде письменного заключения, содержание которого регламентируется ст. 87 Федерального закона «Об акционерных обществах».

Для решения основной стоящей перед ревизионной комиссией (ревизором) задачи - контроль за финансово-хозяйственной деятельностью акционерного общества - ревизионная комиссия (ревизор) вправе требовать от лиц, занимающих должности в органах управления общества, предоставления документов о финансово-хозяйственной деятельности общества, а также, при необходимости, требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров. Таким образом, благодаря своим полномочиям ревизионная комиссия (ревизор) может оказывать достаточно сильное влияние на деятельность юридического лица. Правда, учитывая, что формирование ревизионной комиссии не может происходить путем кумулятивного голосования (законом такой вариант голосования предусмотрен только для формирования совета директоров (наблюдательного совета)), возможность вхождения в нее миноритарных акционеров, как правило, больше всего заинтересованных в финансово-хозяйственной «чистоте» деятельности общества крайне мала.

Независимость контрольного органа от других органов общества обеспечивается соблюдением следующих установленных законодательством требований:

члены ревизионной комиссии (ревизор) общества не могут одновременно являться членами совета директоров (наблюдательного совета) общества, а также занимать иные должности в органах управления общества;

члены ревизионной комиссии (ревизор), а также кандидаты в ревизионную комиссию (ревизоры) общества не могут одновременно являться членами счетной комиссии (лицом, выполняющим функции счетной комиссии) общества;

акции, принадлежащие членам совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицам, занимающим должности в органах управления общества, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии (ревизора) общества.

Последнее из перечисленных ограничений - ограничение на голосование акциями, принадлежащими членам совета директоров (наблюдательного совета) или лицам, занимающим должности в органах управления общества, - зачастую приводит к ситуации, когда формирование контрольного органа общим собранием акционеров невозможно из-за неучастия миноритарных акционеров в общем собрании и недостаточности голосов для кворума по вопросу избрания ревизионной комиссии (ревизора). Для разрешения такой проблемы используется метод формирования крупных пакетов акций в руках физических лиц, не входящих в органы управления общества (запрет на аффилированность крупных владельцев акций с членами органов управления общества законодательством для данной ситуации не установлен) или передача акций юридическому лицу (за исключением юридического лица, являющегося управляющей организацией общества).

Выбор обществом варианта формирования контрольного органа - ревизор или ревизионная комиссия - может быть обусловлен различными факторами. На выбор ревизионной комиссии, состоящей из нескольких членов, может повлиять наличие в структуре акционеров нескольких крупных владельцев акций, каждый из которых хочет иметь в комиссии своего представителя, или наличие государственной/муниципальной собственности на акции общества. Выбор ревизора зачастую делают компании, состоящие из одного участника - юридического лица: в такой ситуации акционер и так имеет доступ ко всем документам и информации общества. Но иногда в такой ситуации выбор останавливается именно на ревизионной комиссии: через ежегодно устанавливаемое членам ревизионной комиссии общества вознаграждение единственный участник осуществляет дополнительное денежное поощрение лиц, входящих в состав комиссии, за счет общества.

Закон не запрещает предусматривать в уставе и соответствующем внутреннем документе акционерного общества оба варианта формирования органа - ревизор и ревизионная комиссия. Окончательный выбор будет осуществляться общим собранием акционеров (единственным акционером).

ЗАО «РКЦ» оказывает услуги по подготовке проектов внутренних документов акционерного общества, в том числе положения о ревизионной комиссии (ревизоре), по подготовке иных документов, связанных с формированием и деятельностью ревизионной комиссии (ревизора). Наши специалисты консультируют по вопросам составления и оформления ежегодных и внеплановых заключений ревизионной комиссии (ревизора), выносимых на общее собрание акционеров и представляемых в совет директоров. При необходимости наша компания готова провести анализ деятельности контрольного органа Вашего общества и предоставить рекомендации по повышению эффективности его работы.

Согласно статье 85 Закона об акционерных обществах ревизионная комиссия осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества. Ревизионная комиссия действует самостоятельно и не зависит в своей деятельности от органов управления обществом. Ревизионная комиссия не является органом управления обществом, однако ее деятельность имеет важное значение для общества.

В соответствии со статьями 85, 48 Закона об акционерных обществах, статьи 103 ГК РФ ревизионная комиссия избирается общим собранием акционеров.

Членами ревизионной комиссии могут быть только физические лица, независимо от того, являются ли они акционерами общества или нет.

Законом об акционерных обществах не установлен срок полномочий членов ревизионной комиссии. Однако, исходя из комплексного толкования статей 47, 53 Закона об акционерных обществах, можно сделать вывод о том, что ревизионная комиссия должна ежегодно переизбираться на годовом общем собрании акционеров, и, следовательно, срок полномочий ревизионной комиссии истекает в день проведения следующего годового общего собрания акционеров общества.

Если по каким-либо причинам ревизионная комиссия не была переизбрана на годовом общем собрании акционеров, то срок ее полномочий считается истекшим и обществом должно быть созвано внеочередное собрание для избрания нового легитимного органа. В случае, если положения устава или внутренних документов акционерного общества относительно сроков полномочий ревизионной комиссии (ревизора) противоречат нормам Закона об акционерных обществах, то по общим правилам должны применяться соответствующие нормы Закона об акционерных обществах (Письмо ФКЦБ от 28 февраля 2000 года №ИК-07/883 "О сроках полномочий ревизионной комиссии").

Необходимо учитывать, что подпункт 9 пункта 1 статьи 48 Закона об акционерных обществах устанавливает, что полномочия членов ревизионной комиссии (ревизора) могут быть прекращены досрочно решением общего собрания акционеров.

Это означает, что вопросы досрочного прекращения полномочий членов ревизионной комиссии (всего состава или отдельных членов комиссии) и, соответственно, вопрос избрания нового состава ревизионной комиссии общества могут решаться также и на внеочередном общем собрании акционеров, если этого требуют интересы акционеров, обладающих количеством акций, позволяющих им требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров общества.

Компетенция ревизионной комиссии определяется Законом об акционерных обществах и уставом общества.

Согласно статье 85 Закона об акционерных обществах ревизионная комиссия осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности.

Как правило, проверка финансово-хозяйственной деятельности общества осуществляется по итогам деятельности общества за год.

Согласно пункту 3 статьи 88 Закона об акционерных обществах достоверность данных, содержащихся в годовом отчете общества, годовой бухгалтерской отчетности, должна быть подтверждена ревизионной комиссией (ревизором) общества.

Кроме того, может быть проведена и внеочередная проверка по инициативе ревизионной комиссии общества, решению общего собрания акционеров, совета директоров общества или по требованию акционера (акционеров) общества, владеющего в совокупности не менее чем 10 процентами голосующих акций общества.

Кодексом корпоративно поведения рекомендовано проводить внеочередную проверку финансово-хозяйственной деятельности общества не позднее 30 дней с даты поступления требования акционеров о ее проведении или протокола общего собрания акционеров или совета директоров.

С целью недопущения необоснованного затягивания проверок во внутренних документах общества следует определить сроки их проведения. Желательно чтобы срок ее проведения не превышал 90 дней.

В обеспечение исполнения обязанностей ревизионной комиссией пунктом 4 статьи 85 Закона об акционерных обществах закреплена обязанность лиц, занимающих должности в органах управления общества по требованию ревизионной комиссии общества представить документы о финансово-хозяйственной деятельности общества.

Порядок деятельности ревизионной комиссии (ревизора) общества определяется внутренним документом общества, утверждаемым общим собранием акционеров.

Законом об акционерных обществах не предусмотрен количественный состав ревизионной комиссии. Законодательство не определяет необходимый кворум для принятия решений на заседаниях ревизионной комиссии общества. Вместе с тем, чтобы решения принимались действительно коллегиально, желательно, чтобы кворум для проведения заседания ревизионной комиссии составлял не менее половины числа избранных членов ревизионной комиссии.

Решения на заседании ревизионной комиссии следует принимать большинством голосов членов ревизионной комиссии, принимающих участие в заседании. Передача права голоса члена ревизионной комиссии иному лицу, в том числе другому члену ревизионной комиссии, не допускается.

Заседание ревизионной комиссии оформляется протоколом (пункт 1 статьи 89 Закона об акционерных обществах).

Важное правомочие закреплено в пункте 5 статьи 85 Закона об акционерных обществах, ревизионная комиссия (ревизор) общества вправе потребовать созыва внеочередного общего собрания акционеров.

Акции, принадлежащие членам совета директоров общества или лицам, занимающим должности в органах управления общества, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии (ревизора) общества.

По решению общего собрания акционеров членам ревизионной комиссии (ревизору) общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждения и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими своих обязанностей. Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания акционеров.

По результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности общества в соответствии со статьей 87 Закона об акционерных обществах ревизионная комиссия общества составляет заключение

Аудитор акционерного общества.

Перед опубликованием обществом указанных в пункте 2 статьи 88 Закона об акционерных обществах документов общество обязано привлечь для ежегодной проверки и подтверждения годовой финансовой отчетности аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его акционерами.

Привлечение аудитора осуществляется независимо от деятельности ревизионной комиссии, данные органы не подменяют друг друга.

Аудитор (гражданин или аудиторская организация) общества осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации на основании заключаемого с ним договора.

Согласно статье 1 Федерального закона от 30 января 2008 года №307-ФЗ "Об аудиторской деятельности":

"Аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (далее - аудируемые лица)".

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.

Аудиторская организация - коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги.

Статьей 7 Федерального закона от 30 января 2008 года №152-ФЗ "Об аудиторской деятельности" установлены случаи обязательного аудита:

  • 1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
  • 2) организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
  • 3) объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда.

Общее собрание акционеров утверждает аудитора общества. Это исключительная компетенция общего собрания. Акционеры и органы управления не вправе инициировать аудиторскую проверку (Постановление ФАС Уральского округа от 31 августа 2004 года по делу №Ф09-2836/2004-ГК).

С аудитором заключается договор о возмездном оказании услуг (статья 779 ГК РФ). Заключение договора и определение размера оплаты его услуг осуществляется советом директоров общества.

В своей деятельности аудиторы руководствуются Федеральными правилами аудиторской деятельности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 года №696 "Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности".

По результатам аудиторской проверки аудитор представляет аудиторское заключение.

Аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

В заключении должны содержаться:

  • - подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах, и иных финансовых документов общества;
  • - информация о фактах нарушения установленных правовыми актами Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов Российской Федерации при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

Счетная комиссия проверяет полномочия и регистрирует лиц, участвующих в общем собрании акционеров, определяет кворум общего собрания акционеров, разъясняет вопросы, возникающие в связи с реализацией акционерами (их представителями) права голоса на общем собрании, разъясняет порядок голосования по вопросам, выносимым на голосование, обеспечивает установленный порядок голосования и права акционеров на участие в голосовании, подсчитывает голоса и подводит итоги голосования, составляет протокол об итогах голосования, передает в архив бюллетени для голосования.

В данной статье рассмотрим вопросы по составу и избранию ревизионной комиссии.

Создание ревизионной комиссии и подтверждение ею финансовой отчетности общества является обязательным.

Многие руководители не представляют себе роль ревизионной комиссии в финансово-хозяйственной деятельности организации, об этом свидетельствуют протоколы ревизионных комиссий. Деятельность ревизионной комиссии в обществе не должна дублировать функции бухгалтерии общества. Включение в устав общества положений о правомочности ревизионной комиссией, проведения проверок исполнительного органа, по правильности заключения договоров от имени общества, а также проведения проверки правомочности принятия решений совета по тем или иным вопросам, на соответствие требованиям действующего законодательства, положениям, целям и задачам общества позволит ревизионной комиссии общества занять именно то положение в обществе, которое предусмотрено в законодательстве. Правовое регулирование деятельности ревизионной комиссии позволяет повысить эффективность и качество управления бизнесом. Ревизионная комиссия не относится к органам управления общества и действует самостоятельно, независимо от деятельности органов общества.

На практике часто в состав комиссий входят лица, не имеющие необходимого опыта бухгалтерской или контрольной работы либо занимающие должности в органах управления общества. В соответствии с требованиями, установленными п.3 ст. 88 Федерального закона от 26 декабря 1995г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее Закон об АО) , достоверность данных, содержащихся в годовом отчете общества, годовой бухгалтерской отчетности, должна быть подтверждена ревизионной комиссией (ревизором) общества. Необходимо отметить, что в соответствии с п. 2 ст.13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, состоит из:

а) бухгалтерского баланса;

б) отчета о прибылях и убытках;

в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

д) пояснительной записки.

Можно сделать вывод, что члены ревизионной комиссии должны быть знакомы с порядком составления и содержания тех документов, с которыми им предстоит работать. Для этого целесообразней рекомендовать в состав ревизионной комиссии лиц, имеющих специальное бухгалтерское или экономическое образование, чтобы дополнительно не привлекать к работе специалистов указанных профессий, так как именно ревизионная комиссия дает заключение, подтверждающее или опровергающее достоверность данных, включаемых в годовой отчет общества и сведений, содержащихся в годовой бухгалтерской отчетности общества.

Для того чтобы понять кто может входить в состав ревизионной комиссии и ответственность ее членов рассмотрим в данной статье.

Требования к кандидатам в члены ревизионной комиссии.

Рассмотрим подробнее наиболее распространенные формы собственности - Общества с ограниченной ответственностью и Акционерные Общества. Какие требования согласно законодательству они предъявляют к членам ревизионных комиссий, кем и как избираются.

В соответствии с п.6 ст.32 Федерального закона от 08 февраля 1998г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее Закон об ООО) членами ревизионной комиссии общества могут быть как участники, так и лица, не являющиеся участниками общества. Члены ревизионной комиссии не могут: одновременно являться членами совета директоров, занимать иные должности в органах управления общества.

В ст.32 Закона об ООО сказано, что функции ревизионной комиссии (ревизора) общества может осуществлять утвержденный общим собранием участников общества аудитор. А аудитором может быть как физическое, так и юридическое лицо на основании ст.4 Федерального закона от 07 августа 2001г. №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Получается, что функции ревизионной комиссии может выполнять и юридическое лицо. В законодательстве по этому вопросу четких разъяснений нет.

В акционерных обществах.

Согласно ст.85 Закон об АО членами ревизионной комиссии могут быть только физические лица, при этом не имеет значения, являются либо не являются эти лица акционерами общества. Члены ревизионной комиссии не могут: одновременно являться членами совета директоров, занимать иные должности в органах управления общества.

Избрание членов ревизионной комиссии

В обществах с ограниченной ответственностью.

В соответствии со ст. 91 ГК РФ и п. 1 ст. 47 Закона об ООО ревизионная комиссия избирается на общем собрании участников общества с ограниченной ответственностью. На основании под. 5 п. 2 ст. 33 Закона об ООО избрание ревизионной комиссии (ревизора) и досрочное прекращение их полномочий относится к исключительной компетенции общего собрания участников общества. Согласно п. 2 ст. 33 Закона об ООО данный вопрос не может быть передан на решение ни совету директоров (наблюдательному совету), ни исполнительному органу общества.

Решение об избрании ревизионной комиссии (ревизора) принимается общим собранием участников общества большинством голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия решения по данному вопросу не предусмотрена уставом общества.

На основании абз. 1 п. 9 ст. 37 Закона об ООО, допускается возможность предусмотреть в уставе общества проведение кумулятивного голосования при принятии решений по вопросам об избрании членов ревизионной комиссии общества.

При кумулятивном голосовании число голосов, принадлежащих каждому участнику общества, умножается на число лиц, которые должны быть избраны в орган общества, и участник общества вправе отдать полученное таким образом число голосов полностью за одного кандидата или распределить их между двумя и более кандидатами. Избранными считаются кандидаты, получившие наибольшее число голосов.

В закрытом акционерном обществе.

Согласно п.1 ст. 48 Закона об АО ревизионная комиссия избирается общим собранием, и решение данного вопроса находится в его исключительной компетенции. При этом акции, принадлежащие членам совета директоров или лицам, занимающим должности в органах управления общества, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии (ревизора).

В ЗАО, где учредители (акционеры) одновременно являются членами совета директоров, избрание ревизионной комиссии будет невозможным. С точки зрения Закона об АО этот вопрос может быть разрешен с использованием абз.2 п.1 ст.64, в котором говорится о том, что в обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций менее 50 устав общества может предусматривать, что функции совета директоров (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров. Поэтому, если в устав ЗАО внести подобные коррективы (если им это не предусмотрено), то право голосования за всеми акционерами остается, и ревизионная комиссия (ревизор) может быть избран в соответствии с требованиями закона.

В открытом акционерном обществе.

В соответствии с п.2. ст. 9 Закона об АО, решение об учреждении общества должно содержать результаты голосования учредителей не только по вопросам учреждения общества, утверждения устава общества и избрания органов управления общества, но также и по вопросу избрания ревизионной комиссии (ревизора) общества.

На основании п. 4 ст. 9 Закона об АО большинство в три четверти голосов необходимо при избрании не только органов управления общества, но и ревизионной комиссии или ревизора общества.

Согласно ст. 47 Закона об АО установлено, что вопрос избрания членов ревизионной комиссии отнесен к числу вопросов, которые в обязательном порядке должны рассматриваться на годовом общем собрании акционеров общества. Согласно час. 2 ст. 50 Закона об АО определено, что избрание членов ревизионной комиссии не может проводиться в форме заочного голосования.

Члены ревизионной комиссии выбираются из кандидатур, предложенных акционерами. В соответствии со ст. 53 Закона об АО, акционеры (акционер), являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2 процентов голосующих акций общества, вправе выдвинуть кандидатов в ревизионную комиссию общества, число которых не может превышать количественный состав этого органа. Такое предложение должно поступить в общество не позднее 30 дней после окончания финансового года. Положением о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров дополнительно определено, что при выдвижении кандидатов в ревизионную комиссию (ревизоры) может прилагаться письменное согласие выдвигаемого кандидата и сведения о кандидате. При избрании членов ревизионной комиссии существует ограничение, предусмотренное абз. 2 п. 6 ст.85 Закона об АО, устанавливающее, что акции, принадлежащие членам совета директоров (наблюдательного совета) общества, а также лицам, занимающим должности в органах управления обществом, не участвуют в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии. Согласно п. 2 ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" в открытых акционерных обществах, в отношении которых принято решение об использовании специального права ("золотой акции"), Правительство Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Российской Федерации назначают своего представителя в ревизионную комиссию. Так как избрание членов ревизионной комиссии, согласно п. 1 ст. 47 Закона об АО, это вопрос повестки дня годового собрания акционеров, то из этого следует, что ревизионная комиссия (ревизор) общества избирается сроком на 1 год.

Таким образом, в зависимости от организационно правовой формы общества и ее функций выбирается численный состав ревизионной комиссии. Компетенция ревизоров определяется высшим органом управления и закрепляется в уставе, а так же детализируется в положении о ревизионной комиссии.

Как уже было сказано выше задачи ревизионной комиссии, определяются законодательством и высшим органом управления. Но планы и порядок ревизионной комиссии утверждается председателем ревизионной комиссии, и прописываются в положении о ревизионной комиссии. Ревизионная комиссия несет ответственность перед общим собранием за качество и своевременность выполнения своих служебных функций и полномочий.

Только проведение систематического анализа хозяйственной деятельности общества, наряду с контролем основных финансовых показателей общества и причин их изменения, позволяет говорить о работе ревизионной комиссии в обществе.

Для обществ, работающих в различных отраслях хозяйственной деятельности, тем не менее могут быть определены общие финансовые показатели, которые обязательно должны контролироваться ревизионной комиссией. Это величина получаемой ежеквартально прибыли обществом, себестоимость единицы изготовленной продукции, количество реализованных единиц, величина заработной платыработников общества и аналогичные параметры. Все это позволит ревизионной комиссии общества действительно и в полном объеме выполнять свои функции, которые ей предусмотрены законодательством. В отчетных документах ревизионной комиссии не должно быть общих и пустых фраз типа "не соответствует действительности" и т.п., а должны содержаться конкретные описания нарушений законодательства, нормативно-правовых актов, устава, положений, правил и инструкций общества работниками общества и должностными лицами. Только такая работа ревизионной комиссии общества окажет действительную помощь руководству общества, так как позволит своевременно выявлять нарушения в финансово-хозяйственной деятельности общества. Ведь вся деятельность ревизионной комиссии должна быть направлена на обеспечение доверия к обществу, к его финансовой отчетности и обеспечивать защиту капиталовложений и активов общества.



Отчетность за сотрудников