Впечатления от работы. ⇡ Технические характеристики, заявленные производителем

Есть вообще подозрение, что это один и тот же сенсор, просто доработанный каждой компанией. Однако у пентаксовской матрицы есть свои особенности. Например, диапазон ISO очень сильно расширен программно.

Минимальное значение не 100, а 80. Улучшение качества снимка это не дает, но теоретически может помочь в яркий солнечный день, когда света в избытке. Верхняя граница диапазона тоже сильно задрана. позволяет включить аж ISO 51 200. Понятно, что фотографии на этой чувствительности фору даст даже снимок с мобильного телефона, но в теории она есть.

С рабочей чувствительностью у сенсора чуть хуже, чем у того же , но совсем на немного. ISO 1600 отличное, без вопросов, небольшая разница заметна лишь на ISO 3200: у чуть меньше шумов, хотя разница настолько мала, что легко нивелируется в конвертере.

Если оставить попиксельные сравнения и взглянуть на фотографии с в целом, то они производят приятное впечатление. Мягкие правильные цвета, хорошая детализация, приличный динамический диапазон. Матрица отрабатывает даже нарочито провокационные сюжеты, с большим контрастом или цветовой насыщенностью.

Фотографии выглядели бы еще лучше, но ситуацию несколько портит система экспозамера. Она имеет отчетливое свойство к недодержке кадра. В зависимости от сюжета и типа освещения нехватка света может достигать стопа, что очень много. Сильнее всего недодержка проявляется в помещении, при съемке без вспышки, для таких случаев положительная экспокоррекция обязательна. По части замера Pentax до Nikon и еще далеко.

Примерно то же самое можно сказать и про автофокус. Новая система наведения получила название SAFOX IX+. Для Pentax такая система уже прорыв, но до лидеров рынка достать не удалось. По спецификациям картина вообще выглядит грустно: у всего 11 точек, 9 из них крестообразные. На практике, правда, все не так плохо. Конечно, Canon 7D и со своими прогрессивными системами автофокуса на голову выше, но вот навязать борьбу Canon 60D и вполне по силам. Правда, победить вряд ли удастся. В покадровом режиме неплохо фокусируется, но вот стоит включить следящий автофокус, как сразу сказывается малое количество коллиматов.

Зато у есть очень большой плюс - встроенный стабилизатор изображения, основанный на сдвиге матрицы. Canon и Nikon предпочитают встраивать стабилизаторы в оптику. Раньше это объяснялось заботой о пользователях, потому как стабилизатор в объективе был намного эффективнее, чем в аппарате. Но с этот аргумент не работает. По словам производителя, может компенсировать 2,5-4 стопа выдержки. Даже если это и слишком оптимистичный прогноз, все равно разница между встроенными и вынесенными стабилизаторами существенно сократилась. Но при этом владельцам Canon и Nikon приходится переплачивать за «стаб» в каждом «стекле», тогда как пользователь Pentax получает его бонусом, бесплатно, причем не только на родных объективах, но и на тех, что установлены через переходник, например старых советских , с резьбой М42.

Помимо стабилизатора с помощью сдвига матрицы Pentax реализовала несколько интересных «фишек», например автоматическое выравнивание горизонта. Диапазон работы очень мал, ±2 градуса, но человеческому глазу такое отклонение заметить сложно, электроника же поправит снимок, причем не постфактум, а в процессе фотографирования.

А еще очень быстрая камера. Не знаю, что такого разработчики сделали, что установили, но аппарат просто летает. Быстро включается, без задержек открывает меню, отрисовывает снимки при просмотре, обрабатывает записанные файлы. Под стать и скорость серийной съемки. может «молотить» 7 кадров в секунду. Если использовать скоростные карты памяти, то приятно удивит и размер буфера. В формате JPEG должно поместиться 35 снимков, в RAW - 25, а в RAW+JPEG, вот так сюрприз, 23 - почти столько же, сколько и в формате RAW. Это очень хороший показатель. Правда, после того как буфер заполнился, аппарат ведет себя немного неадекватно. Он не только снижает скорость серийной съемки (что понятно), но и блокирует изменение некоторых параметров, пока все снимки не запишутся на карту. Вот это реально раздражает, особенно если в это время «уходит» интересный сюжет.

У хорошая цветопередача

Настройка баланса белого (ББ) радует своим разнообразием. Во-первых, есть куча уже готовых пресетов, среди которых помимо прочего аж четыре варианта галогеновых ламп. Во-вторых, есть возможность создать три собственных пресета с указанием цветовой температуры в кельвинах. В-третьих, можно задать ББ по серой карте или другому эталонному источнику. Немного обидно, что такие настройки могут не пригодиться: автоматический ББ работает неплохо и ему вполне можно доверять.

Аппарат получил аккумулятор емкостью 1860 мА·ч, что даже на такой сложной и прожорливой камере позволяет сделать более тысячи снимков с одного заряда. Не рекорд, но весьма достойный показатель. У аккумулятора есть недостаток - он очень долго заряжается. Полная зарядка длится почти 6 часов.

Встроенная вспышка самая что ни на есть обыкновенная, с ведущим числом 13. «Горячий башмак» тоже без сюрпризов, установить можно родные внешние вспышки, а также продукцию сторонних компаний.

Особенности работы с камерой, LiveView, видеосъемка

Как это ни покажется странным, но при работе с пристального изучения потребует диск выбора режимов. Современные фотоаппараты уже приучили к тому, что на них параметры более-менее стандартные: автомат, программный режим, приоритет выдержки, приоритет диафрагмы, ручной, пяток-другой сюжетных программ, с недавних пор видеосъемка у отдельных моделей. Что еще можно придумать? Но диск щеголяет несколькими нестандартными положениями - Sv, TAv, В, Х, USER. Некоторые из них дублируют другие функции, но вот другие вполне оригинальные.

Sv - это приоритет ISO. То есть фотограф выставил нужное ему значение чувствительности, а аппарат подобрал выдержку и диафрагму. В принципе именно так в других фотоаппаратах работает классический программный режим.

То, что скрывается в под буквой P, программным режимом назвать сложно. В нем камера сама выставляет параметры экспопары, но активными остаются оба колесика управления и в любое время можно подкорректировать выдержку и диафрагму. Чем это отличается от ручного режима? А тем, что в «мануале» оба параметра заданы жестко и если поменять один, то другой останется без изменения, а тут камера сама скорректирует другой параметр согласно своим данным о замере. Интересная находка Pentax.

TAv называется режимом приоритета экспозиции. То есть фотограф задал нужные выдержку и диафрагму, а камера управляет количеством света, регулируя значения ISO. На других камерах (да и на тоже) точно такой же эффект дает сочетание мануального режима плюс авто ISO.

Еще два новых обозначения скрывают под собой все такие же старые функции, только в новой обертке. В - это bulb, съемка с ручным управлением времени открытия затвора. Его можно включить в режимах приоритета выдержки или ручном, но в предусмотрено и отдельное положение. Х - это съемка со вспышкой в режиме высокоскоростной синхронизации. По идее, он сам должен включаться, когда выдержка становится короче определенного предела, но на снова предусмотрели отдельное положение на диске.

В режиме USER тоже нет ничего нового, некоторые профессиональные аппараты дают фотографу возможность создавать собственные наборы. Но на эта функция очень хорошо реализована. Во-первых, пресетов можно сделать аж пять, даже если с камерой работают несколько фотографов, им хватит с лихвой. Во-вторых, все очень четко и подробно настраивается через меню.

Кстати, о меню. У Pentax при всей его прогрессивности управления и большом количестве элементов на корпусе есть еще и так называемое легкое меню, в котором все параметры съемки можно изменить на экране основного дисплея. Вызывается оно кнопкой Info.

Основное меню, конечно, тоже есть. У Pentax получилось сделать его незапутанным, даже несмотря на большой объем параметров. Компания явно сделала ставку на функциональность в упор изяществу. В меню нет никакой анимации, цветных картинок и подсказок, зато все предельно просто. Такой подход придется по душе опытным фотографам, но может не понравиться новичкам.

Нельзя не отметить встроенный в автоматический режим создания HDR. Он есть почти во всех современных аппаратах, но в приятно удивляет качеством работы. Аппарат делает не две, как другие, а три фотографии подряд, причем для этого вовсе не обязателен штатив - сам компенсирует сдвиг. Результат получается отличным.

Режим LiveView в аппарате, конечно, есть. Понравилось то, что во время визирования на основной дисплей можно вывести массу различных параметров, особенный «респект» разработчикам стоит выразить за «живую» гистограмму. Почему-то в фотоаппаратах редко встречается такая функция, а она сильно облегчает подбор нужной экспозиции. Много и других подсказок: гироскоп, шкалы ББ и экспозамера.

Есть, правда, и сомнительный момент. В режиме LiveView предусмотрено два способа фокусировки: контрастный и фазовый. Когда работает второй, картинка на дисплее гаснет. В камерах Canon, у которых есть аналогичная функция, когда фокусировка закончена, экран снова загорается, а у нет. Как-то не продумали в Pentax этот момент. А если фотографу хочется навести фокус и ждать хорошего кадра с полунажатой кнопкой спуска, как ему это сделать в режиме LiveView?

Что в откровенно не впечатляет, так это видеосъемка. Складывается впечатление, что она тут для галочки. Выпускать современный аппарат без видео глупо, но сделали его так себе. Разрешение Full HD (1920х1080) поддерживает, но с частотой кадров всего 25 fps, этого маловато для высококачественной съемки. Совсем не радует кодек - разработчики выбрали устаревший MJPEG, который славится большим размером файлов и не самым высоким качеством. И уж тем более огорчает невозможность во время съемки управлять параметрами: автофокуса нет, диафрагму подкорректировать нельзя. Хорошо еще, что можно подключить внешний микрофон, потому что встроенный мало того что моно, так еще и не настраивается вообще: его можно только включить или выключить - и больше ничего. В общем, покупать для съемки видео откровенно глупо. Pentax в этом вопросе не только вчистую проигрывает Canon, но и не дотягивает до Nikon, разве что у него во время съемки работает встроенный стабилизатор, но это слабое утешение.

Выводы

Нам понравился. Очень удобная и практичная камера, в которой нет ничего лишнего и которая проектировалась, как показалось, стараниями инженеров, а не маркетологов, которые часто «режут» функциональность в угоду своим соображениям. Выглядит неказисто, кое-каких новомодных функций нет, но фотографировать она умеет неплохо. Отличная эргономика и высокая скорость серийной съемки намекают на возможность использования в качестве репортажной камеры; правда, ее несколько ограничивают возможности автофокуса и экспозамера.

На фоне аппаратов Canon и Nikon смотрится вполне достойно и свою стоимость, как нам кажется, вполне оправдывает. Другое дело, что как система в целом Pentax намного слабее. Выбор оптики и аксессуаров меньше, а стоят они почти всегда дороже. Да и найти в продаже то, что есть, для живущих не в Москве - задача нетривиальная. Pentax в провинции редко продают в магазинах и неохотно везут на заказ. Стоит учитывать и факт отсутствия роста. Если владелец Canon и Nikon потом всегда может перейти на фуллфрейм, то для пентаксиста это потолок, выше которого не прыгнешь (рассматривать для апгрейда среднеформатные модели Pentax совершенно бессмысленно, это другая вселенная цифровой фотографии). Все эти факторы и сдерживают развитие системы, фотоаппараты в которой вполне достойные.

Обзор фотоаппарата Pentax К-5. Внешний вид, органы управления

Кнопки управления расположены группой, довольно близко друг к другу. Самой верхней идет абсолютно бестолковая, на наш взгляд, «зеленая» клавиша. Она призвана кратковременно включать «автомат» без обращения к диску выбора режимов. Даже на мыльницах, с которыми общаются преимущественно начинающие пользователи, эта кнопка выглядит странно, но ее наличие на аппарате для профессиональных фотографов или как минимум продвинутых любителей вызывает откровенное недоумение. Ну какой опытный фотограф, тщательно настроив камеру, потом вдруг захочет сделать один снимок на тех параметрах, которые предложит аппарат? От полного фиаско инженеров Pentax спасает только то, что эта кнопка перепрограммируемая и через меню на нее можно «навесить» действительно важную функцию.

Чуть ниже расположены кнопка AF и кругляшок вокруг нее. Логично было бы предположить, что кнопка отвечает за выбор вида автофокуса, а кругляш - за тип его работы. Но нет, оказывается, AF - это кнопка блокировки. Конечно, хорошо, что в аппарате предусмотрена раздельная блокировка экспозиции и автофокуса, но не слишком ли низко опущена вторая кнопка. К ней большим пальцем правой руки уже приходится тянуться, что не очень удобно. К тому же в реальной работе блокировать автофокус приходится чаще, чем экспозицию (а еще чаще и то, и другое одновременно), так что не совсем понятно, почему кнопка блокировки экспозиции расположена удобнее.

Кругляш действительно переключает тип автофокуса, это здорово, вот только усилия для его перемещения нужно прикладывать огромные. Не знаем, может, нам попался такой экземпляр, но давить на лапку кругляша приходилось со всей силы - только тогда он соизволял перейти в другое положение.

Под ним нашлось место для кнопки активации LiveView. Для этого режима ничего лучше и желать не приходится. А вот для начала записи видеоролика отдельной кнопки нет, и это кажется минусом. На , чтобы включить запись, сначала нужно выбрать режим на диске, а потом нажать кнопку спуска - долго получается, неоперативно.

Еще ниже расположены пять кнопок псевдонавипада. «Псевдо» потому, что между собой они никак не соединены, но выполняют те же функции, что и навипады у других камер, то есть листают фотографии при просмотре, переходят по пунктам меню и выбирают точки фокусировки. Кроме того, на каждую из боковых кнопок навешено еще по одной функции, нужные пиктограммы на них нанесены, так что запутаться или забыть просто невозможно. В двух режимах работает и центральная кнопка псевдонавипада. Если нажать кратковременно, то она утверждает вводимое значение (как клавиша Enter в компьютере), а если чуть задержать нажатой, то позволяет менять точку фокусировки.

В самый низ задней панели разработчики отнесли кнопки Info и Menu. Для первой, которая выводит и убирает информацию с дисплея в разных режимах, это самое место; вторую можно было разместить и повыше, хотя, стоит признать, к экранному меню заставляет обращаться нечасто.

Диск выбора режима расположен на верхней панели. На он выполнен в модном ныне стиле - с кнопкой блокировки. То есть пока не нажмешь кнопку в центре диска, менять положения он не будет. Аналогичная конструкция применена и на Canon 60D. Кто-то ее боготворит (сбить режим случайным движением невозможно), кто-то ненавидит (снижает оперативность), тут угодить всем сложно. Под диском расположился ползунок для изменения режима работы замера. Это уже реплика в сторону Nikon , но там похожий ползунок выполняет другую роль.

Справа нашлось место для дополнительного экранчика, кнопки спуска, экспокоррекции, а также ISO. В Pentax кнопку ISO посчитали более важной, чем конкуренты (у них кнопка изменения светочувствительности расположена в менее «козырных» местах), но назвать такое решение нелогичным язык не повернется, все-таки светочувствительность - один из важнейших съемочных параметров.

Компания Пентакс выпустила новый фотоаппарат — PENTAX K-5 II. Восемнадцатого сентября новинка попала на американские рынки. В России новая «фотомодель» ожидается к началу ноября. Камера пришла на смену фотоаппарата PENTAX K-5, выпущенного осенью 2010 года.Основным отличием PENTAX K-5 II от предыдущей модели стала новая система автофокусировки.

Камера оснащена модулем автофокуса SAFOX X, который благодаря высокочувствительным датчикам способен работать практически при любом освещении — от -3 EV до +18 EV. Очень часто света бывает совсем мало, немного реже – слишком много. И в том и в другом случае новая система автофокуса от PENTAX хорошо справляется с окружающими условиями. К тому же система оснащена функцией автоматического расширения выбранной зоны автофокусировки, которая за счёт накопления информации о дистанции до объекта позволяет снимаемому быть в фокусе даже за пределами первоначальной зоны фокусировки. Ничего подобного в предыдущей модели не было.

Разрешение сенсора фотоаппарата — 16,28 млн. мегапикселей. Достаточно стандартные показатели для камер подобного уровня. По показателям разрешения K-5 II ничем не отличается от K-5. Глубина резкости – 8 бит для JPEG и 14 – для файлов формата RAW. В предыдущей модели – те же показатели. Диапазон чувствительности достаточно внушителен — от 100 единиц ISO до 12800. Значения, при соответствующей поправке, могут быть увеличены до диапазона ISO 80 до ISO 51200. По диапазону чувствительности две модели PENTAX ничем не отличаются. Рабочий предел при этом, как и в K-5, видимо, является ISO 1600. При этом диапазоне шумы не так сильно заметны, хотя чем выше чувствительность, тем их становится всё больше. При недостаточном освещении количество шумов увеличивается в разы, поэтому без штатива и вспышки никак не обойтись.

Оснащён PENTAX K-5 II оптическим видоискателем на основе стеклянной пентапризмы. Покрытие кадра – стопроцентное. В видоискателе могут быть применены сменные матированные фокусировочные экраны Natural-Bright-Matte III. Использование подобных экранов во многом облегчает фокусировку. Особенно, когда речь идёт о ручной фокусировке. Экран также даёт чёткую и яркую картинку в видоискателе, что помогает не отвлекаться и ясно видеть перед собой возможную фотографию. К тому же PENTAX вкладывает в комплект поставки экран с метками автофокуса.

В управлении экспозицией модели располагают сходными значениями. Система замера – TTL замер при полностью открытой диафрагме. Количество сегментов экспозамера – 77. Три основные режима замера экспозиции – 1. многосегментный экспонометрический замер, 2. центрально-взвешанный, 3. точечный. Одиннадцать экспорежимов – зелёный, программный, гиперпрограммный, приоритет выдержки, приоритет диафрагмы, приоритет чувствительности, ручной, гиперручной, ручная выдержка, выдержка синхронизации со вспышкой и сохранение настроек в пользовательском режиме USER. Возможна экспокоррекция +-5 EV (с шагом 0.3EV). Автобрекетинг по экспозиции – 2,3, 5 кадров в диапазоне ±5EV. Три параметра оптимизации динамического диапазона – автоматическая коррекция пересвеченных участков, настраиваемая коррекция теней и режим HDR, в котором возможно объединение 3-х кадров с разной экспозицией. Также возможно совмещение кадров, съёмка которых производилась без штатива.

Основное отличие камер – в системе автофокусировки . У K-5 — SAFOX IX. У K-5 II – более точная SAFOX X AF. Хотя по параметрам зон автофокусировки камеры абсолютно идентичны – у обеих 11 зон. Обе модели имеют 9 центральных датчиков. Режимы фокусировки также совпадают — однокадровый автофокус, следящий, ручной, произвольный выбор зоны фокусировки пользователем, фокусировка по 5-ти центральным точкам, автофокус с приоритетом резкости лица (работает в режиме Live View) и кратковременная подсветка выбранной точки фокусировки. Измерительный диапазон в новой модели за счёт более совершенной системы фокусировки – шире. В PENTAX K-5 — EV-1- EV18. В модели K-5 II — EV-3- EV18. Но в K-5 II добавлена дополнительная возможность – индикация «объект в фокусе» во время ручной фокусировки. Весьма полезная вещь, стоит признать. Ведь очень часто коррекция видоискателя в соответствии со зрением фотографа не всегда соответствует идеалу.

Обе модели имеют встроенную систему стабилизации изображения (Shake Reduction), применимую как для фото, так и для видео. Эта деталь выгодно отличает модели Pentax от соответствующих камер других производителей. Хотя не всё тут так просто – одновременно с выполнением своей основной функции – компенсации дрожания камеры – стабилизатор может выдавать всевозможные лишние детали и объекты.
И K-5 II, и K-5 имеют встроенную вспышку P-TTL, работающую в следующих режимах – принудительное включение с и без коррекции «красных глаз», синхронизация на длительных значениях выдержек (опять-таки с и без коррекции «красных глаз»), синхронизация на длительных выдержках по второй шторке и управление внешней вспышкой в режиме беспроводной синхронизации. Внешняя вспышка может прикрепляться либо через «горячий башмак», либо через разъём Х, предназначенный для несогласованных студийных вспышек. Выдержка синхронизации для внешней вспышки – 1/180 секунд.

Режимы съёмки в обеих камерах – однокадровый, непрерывная съёмка, съёмка с предварительным подъёмом зеркала, серийная съёмка с ПДУ, съёмка с ПДУ с задержкой в 3 секунды, автоспуск с задержкой в 12 секунд и в 2 секунды. Параметры скорострельности практически одинаковы – в режиме HI камеры могут выдавать до семи кадров в секунду. В JPEG непрерывно – 30 кадров, в RAW – 20. В медленном режиме LO – 1,6 кадров в секунду. В JPEG – практически без ограничения (до окончания свободного места на карте). Отличия между камерами – только для формата RAW. K-5 — 10 кадров непрерывно, в K-5 II — в четыре раза больше – 40 кадров.

Такими же, как и в предыдущей модели, в K-5 II остались тринадцать режимов баланса белого и предустановки при съёмке. К цифровым фильтрам, помимо камеры-редактора, ретро, высокого контраста, выделения цвета (красный, зеленый, синий), Soft, лучиков, fish-eye и пользовательского настраиваемого фильтра, прибавился цветной, в котором возможен выбор из шести оттенков. Цифровые фильтры при воспроизведении также немного расширены. К фильтрам – ретро, высокий контраст, акварель, пастель, миниатюра, настройка базовых параметров, монохромный, цветной, лучики, fish-eye и HDR – добавлены toy-камера, скетч-фильтр, постеризация и slim.

Обе камеры располагают функцией записи видео. Обе модели могут создавать столь популярное сейчас Full HD с разрешением 1920 x 1080 пикселей (пропорции сторон кадра – 16:9) и скоростью записи в 25 кадров в секунду. Но в новой модели добавлена возможность ручного управления настройками, чего так не хватало в K-5, так отдаляло эту модель от профессиональной техники. В K-5 II возможно управление экспорежимами. Доступны следующие режимы — программный (Р) и режим приоритета диафрагмы (AV). Возможен также выбор уровня качества видео – наилучший, повышенный и хороший. Новая камера предоставляет возможность применения цифровых фильтров. В отношении звука – к фотоаппарату может быть подключён внешний стереофонный микрофон. Так же, как и в предыдущей модели, имеется автофокус.

Разрешение, даваемое обеими моделями – одинаково. Для фото – в формате JPEG: 4928 х 3264, 3936 х 2624, 3072 x 2048; 1728 x 1152. В формате RAW: 4928 х 3264 пикселей. Разрешение видео — full HD (16:9, 1960×1080, 25 к/с); HD (16:9, 1280×720, 30 к/с и 25 к/с); VGA (4:3, 30 к/с и 25 к/с).

Камеры оснащены байонетом KAF2. Объективы, которые могут быть применены и для PENTAX K-5 II. и для K-5 – КА, KAF, KAF2, KAF3. С ограничением могут применяться объективы с байонетом K, а также резьбовые объективы M42, подсоединяемые через адаптер и объективы системы PENTAX 67, 645.

В PENTAX K-5 II к 3-дюймовому низкотемпературному ЖК монитору с разрешением в 921000 пикселей, который присутствовал и в K-5, добавлены внешнее антибликовое покрытие и специальное антибликовое покрытие между внешним стеклом и монитором, а также закалённое стекло особой прочности, защищающее монитор.

Интересное дополнение в обеих камерах – это так называемые «дополнительные возможности». Кроме общих стандартных, присутствует работа с опциональным модулем GPS, в задачи которой входит цифровой компас, запись в метаданные сведений о координатах места съемки, навигация (указание направление и расстояние до цели назначения) и функция ведения для съемки астрономических объектов. Камеры помимо этого могут и самозащищать авторские права своего хозяина, производя запись в EXIF-данные имени фотографа и запись в EXIF-данные имени правообладателя.

К компьютеру оба фотоаппарата могут подключаться через USB 2.0. Немного устаревающий интерфейс, конечно. Хотя бы K-5 II мог бы быть доработан в этом плане и предоставить выход через USB 3.0. Аудиовыход у камер — PAL/NTSC с монозвуком, micro-HDMI и mini-jack (3,5 мм) для внешнего стереомикрофона.

Батареи к камерам, предоставляемые в комплекте — литий-ионный аккумулятор D-LI90. Отдельно можно купить батарейный блок D-BG4. Аккумулятора хватает на 980 кадров при температуре окружающей среды 23°С и без использования вспышки. С использованием вспышки – приблизительно на 740 кадров.

Габариты K-5 II — 131 мм (ширина) x 97 мм (высота) x 72,5 мм (глубина). Точно такие же, как и в K-5. По весу новая модель немного тяжелее – 760 гр. с аккумулятором и картой памяти. Без таковых – 680 гр. У K-5 – 740 и 660 гр.

Наряду с PENTAX K-5 II компания представит и ещё один вариант — PENTAX K-5 IIs. Основное отличие этого варианта – в отсутствии сглаживающего фильтра.

Предполагаемая цена (body) – K-5 II — $1200. K-5 IIs — немного выше – $1300.

10.05.11

Признаюсь честно: мне реально страшно тестировать зеркалки от Pentax. Причина отнюдь не в фотоаппаратах, а в фанатах марки. Конечно, и у «никонистов», и у «кэнонистов», и у прочих есть свои странные оправдания для оголтелого йо-патриотизма, но когда натыкаешься на откровения «пентаксистов» в стиле «вы только послушайте этот звук затвора!», есть риск надолго замереть в положении facepalm. Как бы то ни было, последние обновления Pentax крайне интересны и заслуживают самого пристального внимания. С мы разобрались совсем недавно, теперь пришло время топовой модели - Pentax K-5.

Снаружи

Начну с грустного. Фанаты Pentax могут закидать меня пластиковыми «кэноновскими» «полтинниками», но с дизайном разработчики K-5 промахнулись. Очень резкие, грубые линии совершенно не радуют глаз. К счастью, этот недостаток фотоаппарату легко простить, если вспомнить, что перед нами не гламурная мыльница, а весьма серьезный инструмент, сделанный для фотографов с опытом. И в руку (по крайней мере, мою) камера ложится идеально - хват с удобным углублением под средний палец очень тому способствует. Тем, кто снимал на предыдущую модель, Pentax K-7, сюрпризов эргономика не преподнесет - корпуса обеих камер идентичны.

Ну а тот, кто камеру Pentax взял в руки впервые, отметит для себя некоторые особенности. Например, управляющее колесико на верхней части рукояти здесь расположено под углом, оно как бы «смотрит» чуть вверх. В результате до него очень легко достать указательным пальцем правой руки. В фотоаппаратах других производителей этот элемент управления строго горизонтален, и поэтому до него приходится тянуться пальцем. Вторая особенность заключается в том, что для прокрутки барабана, переключающего режимы съемки, нужно удерживать специальную кнопку в центре этого самого барабана. На мой взгляд, никакой рациональной необходимости в его блокировке нет - лишние усилия и временные затраты.

Из-за серьезной пыле- и влагозащиты корпуса K-5 может стать отличным выбором фотографов, которым приходится работать в экстремальных условиях. К тому же корпус здесь не пластиковый, как в бюджетных моделях, а из прочного магниевого сплава. Это очень важные моменты для фотографов, которые воспринимают камеру не как фетиш, а как рабочий инструмент. А хороший инструмент должен работать безотказно. Отдельного внимания заслуживает вес фотоаппарата, который составляет 740 граммов.

Внутри

Снаружи фотоаппарат не изменился, но начинку серьезно переработали. Прежде всего, в K-5 установлена новенькая 16-мегапиксельная CMOS-матрица производства Sony. Это позволило увеличить рабочие ISO вплоть до значения в 1600 единиц, а максимальный показатель - аж до 51200. Значительно улучшились и возможности видеосъемки. Если раньше максимумом было 1536х1024/30p, то теперь есть полноценное Full HD - 1920х1080, правда, уже при 25-ти кадрах в секунду в той же прогрессивной развертке. Поскольку процессор остался прежним - это Prime II, можно утверждать, что его серьезно «прокачали».

Также в камере использована новая система автофокусировки Safox IX+, что дало заметный прирост в скорости. Это касается не только самого АФ, но и серийной съемки: если K-7 мог сделать 5,2 кадра/с, то у K-5 этот показатель вырос до 7 кадров/с. Это позволяет заниматься серьезной репортажной съемкой при наличии подходящей оптики. Но если с фокусировкой в фазовом режиме все хорошо, то о заметном приросте в режиме LiveView, увы, говорить не приходится. Но зато при полунажатии кнопки спуска на дисплее в центре кадра появляется увеличенный фрагмент, по которому можно навестись точнее.

Объектив

Прочувствовать все преимущества Pentax K-5 можно только в сочетании с хорошим объективом. Мне вместе с камерой достался универсальный зум Pentax 17-70/4 SDM. Хорошее качество сборки, удобный диапазон фокусных расстояний и постоянная светосила компенсируются не очень высоким оптическим разрешением и чуть заметной размытостью по краям кадра. Также меня смутил малый и при этом почти свободный ход кольца фокусировки. Это неудобно для фотографии, но практично для видеосъемки, когда требуется быстро и без посторонних скрипов перевести резкость. Только вращать кольцо нужно очень осторожно - при достижении крайних положений что-то внутри громко стучит. При этом свою умеренную стоимость (22 000 рублей) линза вполне оправдывает.

Фото

Среди главных особенностей зеркальных фотоаппаратов Pentax - возможность оптимизировать «под себя» большинство основных параметров. Одна только гибкая настройка алгоритма шумоподавления (авто, выкл, средне, сильно, слабо) на длинных выдержках и/или при высоких ISO чего стоит! Фотоаппарат также умеет корректировать дисторсию и устранять хроматические аберрации. Плюс еще свобода выбора: формата записи RAW-фотографий (PEF или DNG), назначения управляющих колес и «зеленой кнопки» в разных режимах съемки и многого другого.

Конечно, большинство из этих предварительно программируемых манипуляций можно проделать и потом в редакторе. Но есть люди, которые предпочитают выжимать максимум из камеры, а в Photoshop проводить минимум времени. Или же бывает так, что этого времени вообще нет.

Как я уже писал выше, главное новшество K-5 - матрица. Поскольку она стала значительно лучше, то заметно повысился показатель чувствительности. Вплоть до значения ISO400 никаких заметных артефактов не появляется. На ISO800 начинают проявляться слабенькие шумы, но даже ISO1600 остается вполне рабочим. А начиная с ISO3200 лучше быть осторожным - такое изображение уже малопригодно для печати в формате больше, чем А4. И уж тем более не стоит замахиваться на обещанные 51200. В пресс-релизе эта цифра выглядит неимоверно круто, но на деле - лучше даже не проверять. Если резюмировать, то с чувствительностью у Pentax K-5 все хорошо.









И пусть выражение «теплые пентаксовские цвета» пугает меня почти так же сильно, как упомянутый в начале обзора пассаж про звук затвора, невозможно не признать, что цветопередача у K-5 очень приятная. Также нет проблем и с проработкой деталей, хотя здесь главную роль, конечно, играет объектив. Для любителей звенящей резкости есть возможность настроить этот параметр в меню камеры, чтобы потом не применять «шарпилку» в графическом редакторе. Нехороший момент я заметил только один - в темноте экспонометр камеры может ошибаться, и снимки оказываются чуть пересвеченными. Нередко мне приходилось ставить коррекцию в 1 - 1 1/3 стопа.





















Видео

K-5 вызовет большой интерес . Съемка осуществляется в 1080/25p, 720/30p и 720/25p. Благодаря новой матрице можно снимать на более высоких ISO - плюс для любителей фотографировать в ночи. Исчезла проблема, за которую сильно упрекали K-7: теперь на видео не проявляется эффект стробоскопа, если съемка велась под освещением газоразрядных ламп. Борется с этим автоматика, выставляя выдержку в 1/50 секунды (именно на такой частоте мерцают газоразрядные лампы). Несомненным плюсом для видеосъемки с рук является наличие встроенного в «тушку» K-5 стабилизатора, с битрейтом все тоже хорошо - он по-прежнему даже выше, чем в 5D Mark II, средний показатель в районе 80 Mbps на Full HD. А вот заветных ручных настроек в K-5, к сожалению, нет. Регулировать можно только значение диафрагмы до съемки.

Для сжатия используется кодек MJPEG, который хорош тем, что с ним без проблем работают все программы монтажа, и информация при покадровом сжати не теряется. Однако это накладывает определенные требования к используемым картам памяти. За SDHC высокого класса гнаться не стоит (за глаза хватит шестерки), но надо помнить, что на 16-гигабайтную флешку можно записать всего 20 минут видео.

Конкуренты

Основных соперников у K-5 два - и Canon EOS 7D. Главные достоинства камеры от Nikon - это наличие двух слотов для карт памяти, отличный автофокус и очень похожая матрица от Sony. Но D7000 уступает K-5 в скорострельности при фотосъемке и по битрейту при записи видео. Зеркалка Canon выигрывает в скорострельности, примечательна бОльшим разрешением матрицы, что можно считать условным плюсом, и возможностью записи 720/60p видео. При этом у обеих камер нет встроенного в «тушку» стабилизатора. Также при выборе между этими камерами стоит присмотреться и к Canon EOS 60D и, конечно, нужно учитывать цены т.к. K-5 и 7D относятся к более высокому классу в маркетинговой линейке производителей, чем D7000 и 60D.


+/-

Достоинства:
- Прочный корпус с пыле- и влагозащитой
- Высокие рабочие ISO
- Хорошая скорость автофокусировки в фазовом режиме и высокая «скорострельность»
- Встроенный в камеру оптический стабилизатор
- Высокий битрейт при съемке видео

Недостатки:
- Отсутствие ручных настроек при съемке видео
- Нет отдельной кнопки для мгновенного перехода в режим записи видео
- Нет режима записи 720/60p

Резюме

При относительно небольших, но крайне важных изменениях, у Pentax получилось сделать очень достойное обновление своей топовой камеры. С K-5 в руках можно не только учиться фотографии или просто снимать в свое удовольствие, но и заниматься серьезной работой, в том числе, репортерской. Последнему особенно будут способствовать отлично защищенный корпус, высокая скорострельность и очень гибкие, практически индивидуальные настройки, которыми всегда славились фотоаппараты Pentax. Но есть один важный момент - любитель не обратит на него внимания, а профессионал задумается. У Pentax нет и в ближайшее время скорее всего не будет камеры с полнокадровой 35-мм матрицей и, следовательно, K-5 - это предел. Конечно, можно продать почку папину подержанную иномарку и «дорасти» до среднеформатного 645D, но это уже совсем другое.

Алексей Ведерников

Производитель Pentax
Модель K-5
Тип матрицы CMOS
Размеры матрицы APS-C
Общее количество мегапикселей 16,93 Мп
Количество эффективных мегапикселей 16,1 Мп
Возможность смены объектива да
Тип объектива PENTAX-DA 17-70mm/4 SDM
Ручной баланс белого да
Диапазон ISO 80 - 12800 ISO
Диапазон выдержки 30 - 1/8000 с
Тип жк-дисплея TFT
Размер жк-дисплея, количество точек 3”, 921 000 точек
Live view да
Вспышка встроенная, горячий башмак
Стабилизация изображения встроенная в "тушку"
Скорость серийной съёмки, максимум снимков в серии 7 кадров/с
Формат записи .raw, .jpeg
Максимальное разрешение снимка 4928 x 3264
Съёмка видео да
Максимальное разрешение видео 1920х1080/25p, 1280x720/30/25p
Внутренняя память мб нет
Поддержка карт памяти Secure Digital - Card (SD)
Разъёмы USB, аудио/видео, HDMI, д/у
Аккумулятор, количество снимков около 1000 фотографий
Габариты: ширина\высота\толщина мм 131x97x73 мм (без объектива)
Вес, г. 740 г (с аккумулятором, без объектива)
Цена, руб. 55 000 за комплект с объективом 18-55/3.5-5.6


Отчетность за сотрудников