Трансакционные издержки с позиции размера фирмы. Трансакционные издержки фирмы. Пример трансакционных издержек

33.1. Теория трансакционных издержек: исходные представления

Теория трансакционных издержек берет свое начало с работы Рональда Коуза «Природа фирмы» (1937), в которой он напря­мую увязал существование фирмы с наличием этих издержек. 3 отличие от агентского подхода, в котором анализируются взаимоотношения между различными актерами, вне зависимо­сти от того, находятся они внутри одного и того же предпри­ятия (либо какой-то другой организационной единицы), или за его пределами, теория трансакционных издержек ставит сле-5>тощие центральные с точки зрения теории фирмы вопросы, а >шенно: должна ли продукция производиться внутри фирмы, или - за ее пределами и покупаться фирмой. В данном случае -мы имеем дело с так называемым решением «производить или покупать» и связанным с ним вопросом об «естественных» или эффективных границах фирмы.

Согласно Р. Коузу, принятие решения либо о производстве, либо о покупке продукции зависит от величины соответствую­щих трансакционных издержек. Организация производства внутри фирмы предпочтительнее рыночного механизма, если издержки использования рыночного механизма, или трансакционные издержки (ТС), являются более высокими в сравне­нии с издержками администрирования внутри предприятия. Тем самым, согласно данной логике, фирмы существуют для минимизации ТС. Этим выводом данный подход отличается, скажем, от теории стейкхолдеров, в рамках которой фирма трактуется в качестве средства согласования и удовлетворения интересов разнообразных заинтересованных лиц. Что касается размера предприятия, то он также напрямую увязывается (с учетом соображений об эффективности) с величиной соответ­ствующих трансакционных издержек. И фирма будет расши­рять свою деятельность пока издержки по проведению тран­сакций внутри нее ниже издержек реализации соответствую­щих трансакций посредством рынка.

Итак, если фирмы, или иерархические структуры, обнару­живают большую эффективность в проведении экономических трансакций в сравнении с рынком, эти трансакции оказывают­ся интернализированными внутри фирмы . Подобная интернализация трансакций дает воз­можность компаниям использовать ранее рассмотренные (п. 2.2) эффект масштаба (т.е. эффект снижения издержек на производство продукций с ростом объема производства) и эф­фект сети (когда совместное производство, например, двух продуктов обходится дешевле их раздельного производства). В этом случае границы компании могут быть определены с уче­том границ действия эффекта от масштаба.

Трансакционные издержки сопровождают различные хозяй­ственные решения и могут быть связаны, например, с необхо­димостью для фирмы поиска на рынке поставщика оборудо­вания, проведения с поставщиком переговоров об условиях поставки этого оборудования и т.д. Последующее развитие "> неоинституциональной экономики, включая теорию трансак­ционных издержек, привлекшее внимание к анализу различий между рынками и иерархиями, позволило получить ряд новых результатов, важных для анализа активно происходящих сего­дня процессов вертикальной интеграции и диверсификации. Эта проблематика, имея важное теоретическое значение, пред­ставляет несомненный практический интерес, особенно в свете периодически возникающих волн слияний и поглощений, свидетелями усиления которых на различных отраслевых рынках в настоящее время мы являемся. Процесс вертикальной инте­грации, вне зависимости от ее разновидности («upstream», т.е. назад к поставщикам, или «downstream», т.е. вперед, к торгов­ле, потребителям и т.п.), является процессом перевода трансак-ционных издержек из рынка и их интернализации внутри ком­пании. И такая интернализация осуществляется, если иерархи­ческие структуры (предприятия, организации) характеризуют­ся большей эффективностью по проведению трансакций в сравнении с рыночньгми структурами (подробнее см. главу 11). Развитие теории ТС Коуза применительно к анализу фир­мы связано с исследованиями целого ряда авторов, к числу наиболее значимых из которых принадлежат работы Оливера Уильямсона. Развивая подход Коуза, данный автор проанали­зировал свойства ТС и для каждой трансакции попытался обосновать эффективные формы ее проведения. Согласно его представлениям, для осуществления ТС в рамках рыночного механизма или их интернализации внутри предприятия крити­ческое значение имеют следующие три свойства: частота; нена­дежность; специфичность. Представим соответствующие пояс­нения этих свойств:

1) при частоте трансакций оказывается более целесообраз­ной «фирменная» организация. В числе прочего это объясняет­ся тем, что постоянные издержки создания административной структуры внутри фирмы при значительном числе проводи­мых трансакций могут быть распределены (разделены) на большее количество операций. Этим достигается их минимиза­ция (рационализация) ;

2) при ненадежности трансакций, особенно если рассматри­ваются решения на долгосрочных интервалах, с течением вре­мени повышается вероятность их разрыва. Аналогичные ситуа­ции внутри компании гораздо легче разрешить, включая воз­можность применения «административного ресурса»;

3) специфичность (активов - asset specificity) измеряется по­терей экономических преимуществ в случае разрыва отношений между партнерами по трансакциям. Чем более специфичными являются трансакции, тем выше преимущества их проведения внутри предприятия (организации) и ниже - через рынок.

В предыдущем параграфе значительное внимание уделя­лось контрактам как форме организации взаимодействия хо­зяйствующих субъектов с различными интересами при асим­метричном распределении между ними информации. Разумно поставить вопрос о том, какое влияние на разработку контрак­тов и их содержание оказывают ранее не включаемые в анализ контрактных взаимоотношений трансакционные издержки. Обсудим эти вопросы.

Трансакционные издержки внутри фирмы: издержки влияния (Мильгром)

Посмотрим далее более внимательно, какие трансакционные издержки возникают внутри фирмы (мы называли их управленческими или бюрократическими издержками). Внутри фирмы возникают две взаимосвязанные проблемы: координационная и мотивационная.

Суть координационной проблемы заключается в том, чтобы скоординировать разделение труда внутри фирмы. Необходимо определить, что и как следует сделать и кто должен это сделать. Выживание и успешность работы организации зависят от того, насколько удастся скоординировать действия большого количества людей и групп, разработать реалистичный план и направить действия людей на его реализацию. Необходимо решить, кто принимает решения, какие из них нужно принимать в централизованном порядке, а какие – децентрализовано; какая информация должна быть передана наверх тем, кто принимает решения, и какая должна быть спущена вниз тем, кто участвует в реализации плана, т.е. организовать систему коммуникации внутри фирмы. Поэтому координационные издержки состоят из следующих компонентов:

  • управленческие издержки (распределение задач);
  • издержки сбора и обработки информации;
  • издержки коммуникации (сюда входят потери времени от задержки информации в ходе коммуникации; издержки, вызванные неаккуратной или недостаточной информацией, сокрытием информации).

Мотивационная проблема связана с координационной, она влияет на решение проблем координации. Суть моти

вационной проблемы заключается в том, чтобы обеспечить охотное выполнение работниками заданий, заинтересовать их в аккуратном и точном предоставлении информации, необходимой для разработки планов. Работники могут иметь стимулы к неправильному предоставлению частной информации с тем, чтобы вышестоящие органы принимали решения, выгодные для этих работников. Для решения мотивационной проблемы и предотвращения оппортунистического поведения работников в фирмах появляются сложные и дорогостоящие структуры, в задачи которых входит контроль поведения работников, установление наказаний – санкций, штрафов. Часть управленческого аппарата занята исключительно сокращением издержек оппортунистического поведения. Итак, издержки, возникающие в связи с мотивационной проблемой, включают в себя следующие компоненты:

  • потери от отлынивания работников;
  • издержки измерения вклада отдельных работников;
  • издержки контроля работников.

Пытаясь определить границы фирмы и ответить на вопрос о возможности преодоления одного из недостатков фирмы как механизма координации деятельности людей, который связан с отсутствием внутри фирмы сильных экономических стимулов, характерных для рыночного механизма, американский ученый П. Мильгром предложил идею "издержек влияния" (influence costs). Он предположил, что бюрократические правила – это рациональный способ сдержать вредную для организации деятельность, направленную на оказание влияния на руководство с целью получения от него определенных выгод (influence activity) .

Мильгром, также как и Уильямсон, попытался дать ответ на вопрос о том, нельзя ли сделать так, чтобы в рамках фирмы действовали независимые подразделения, и их действия координировал механизм с сильными стимулами, похожий на рыночный, а центральное руководство фирмы осуществляло бы политику избирательного вмешательства там, где возникала необходимость подправить рыночный механизм. Так же как и Уильямсон, Мильгром дает отрицательный ответ на этот вопрос: подобная политика избирательного вмешательства невозможна из-за того, что происходит политизация внутренней жизни фирмы и начинается активная деятельность с целью оказания влияния на руководство.

Деятельность, направленная на оказание влияния на руководство с целью получения от него определенных выгод (influence activity), всегда возникает в организациях, когда организационные решения влияют на распределение богатства или других выгод между членами организации или группами, входящими в организацию.

Чем больше полномочий имеет руководство, тем более интенсивными могут стать попытки подчиненных, преследующих свои эгоистические цели, повлиять на него. Почему руководство должно обращать внимание на эти попытки влияния на него со стороны подчиненных?

Во-первых, руководитель должен оценивать работу для того, чтобы принимать правильные решения о соответствии между навыками работника и порученной ему работой. Он должен обращать внимание на сигналы о способностях работников. В результате работники, не стесняясь в средствах для достижения целей, могут направлять свои усилия на то, чтобы доказать свои способности менее производительным способом: лестью, поддакиванием начальству, личными услугами, созданием альянсов с другими сотрудниками. Рынок, конечно, также подвержен подобному недостатку: карьерные соображения могут искажать поведение в любой ситуации, где производится некоторая оценка экономических агентов (например, на рынке труда управляющих, о чем мы будем говорить ниже). Но внутри фирмы за работником наблюдают более внимательно, и выгоды от подачи работником сигналов о своей ценности выше. На рынке же труднее определить цели для подобной деятельности по влиянию, поэтому потери от этой деятельности внутри фирмы будут более значительными.

Во-вторых, руководителю подобная деятельность может даже понравиться, поскольку ему может быть предложена взятка. Конечно, это не взятка в виде определенной суммы денег, она проявляется в виде личных услуг, лести. Взаимный обмен возрастает со временем и с интенсивностью контактов. Собственнику фирмы нет необходимости беспокоиться о взятках подобного рода от работника. Если он принимает личные услуги, то это будет просто взаимовыгодный обмен. Но когда лицо, осуществляющее контроль, не несет всех финансовых последствий своих действий, тогда подобный обмен может стать избыточным .

Издержки этой деятельности носят название "издержек влияния". Этим издержкам подвержены любые структуры с элементами централизованного принятия решений. Можно выделить следующие составляющие издержек влияния:

  • потери эффективности из-за искажения агентами информации, которую они предоставляют в вышестоящие инстанции, пытаясь таким образом повлиять на решения руководства; агенты могут также скрывать информацию, пытаясь стать незаменимыми;
  • время и усилия, которые растрачиваются в попытках повлиять в свою пользу на принимаемые руководством решения;
  • затраты фирмы иа предотвращение политизации ее внутренней жизни и сокращение издержек влияния.

Чтобы предотвратить или ограничить политизацию внутренней жизни и рост издержек влияния фирмы:

  • – скрывают информацию (например, заработная плата работников перечисляется на банковскую карту и они не знают о величине заработной платы своих коллег);
  • – сглаживают различия в оплате труда;
  • – устанавливают жесткую зависимость между заработной платой, стажем работы и выполняемым заданием;

вводят "объективные" критерии продвижения по службе (возраст или образование сотрудников);

  • – устанавливают жестко формализованные процедуры принятия решений;
  • – создают специальные контролирующие органы;
  • – ограничивают общение между руководителями и сотрудниками более низкого уровня .

Все эти ограничения связаны с прямыми расходами, однако они оказывают и негативное косвенное влияние – приводят к снижению эффективности из-за ослабления стимулов. Например, ограничение общения между руководителем и сотрудниками более низкого уровня, хотя и снижает возможности для политиканства и снабжения руководства стратегической информацией, приводит к тому, что часть важной для руководства информации к нему не поступает.

Правила и бюрократические ограничения могут препятствовать деятельности, который имеет исключительный характер. Запросы о выделении фондов должны получить одобрение во многих инстанциях, прежде чем они попадут к лицу, который может принять окончательное решение, в связи с этим вероятность того, что будет принят непривычный и инновационный проект, значительно уменьшаются. Кроме того, руководители различных уровней будут защищать свои вложения в специфический человеческий капитал, а новые продукты и методы производства могут быть потенциальной угрозой для их положения как руководителей .

Когда две организации объединяются в одну, издержки влияния резко возрастают. Сотрудники каждого подразделения будут пытаться повлиять на высшее руководство, с тем, чтобы оно передало ресурсы в это новое подразделение (инвестиции, наиболее талантливых работников). Многие поглощения оказываются неудачными из-за издержек влияния. В качестве примера можно привести поглощение в 1980 г. компанией "Теннеко Инк." компании "Хьюстон Ойл энд Минерэлз Корпорейшн", которая занималась разведкой, разработкой месторождений и добычей нефти и других полезных ископаемых. До поглощения компания "Хьюстон" была довольно успешной и агрессивной, и компания "Теннеко" захотела сохранить этот предпринимательский стиль работы компании. В надежде сохранить квалифицированный штат сотрудников компании "Хьюстон", "Теннеко" предложила ей специальную систему вознаграждения, которую она не использовала для своих работников.

Однако при реализации этого плана возникли трудности, и в течение года из бывшей компании "Хьюстон" ушло большинство сотрудников. Причиной этого были бюрократические трудности, возникавшие при получении назначенного им пакета вознаграждений, и бюрократические ограничения на размер этих выплат. Оказалось невозможным поддерживать отличный от других подразделений статус нового подразделения, и дифференцированный подход к определению размеров вознаграждений не мог быть реализован. Политика вознаграждения, проводившаяся в отношении бывшей компании "Хьюстон", пришла в противоречие со стремлением компании "Теннеко" следовать политике справедливой оплаты труда, применения единых стандартов вознаграждения ко всем работникам компании. Эта политика поощрения нового подразделения могла иметь разрушительные последствия для компании "Теннеко", она привела бы к попыткам других подразделений получить в свое распоряжение большую часть фондов, увеличилось бы количество жалоб сотрудников, т.е. значительно возросли бы те издержки, которые Мильгром называет издержками влияния

Но если фирма с ее иерархическим принципом организации является более эффективной по сравнению с рыночной организацией, то почему наряду с фирмами существует рынок? Почему вся экономика не может быть организована в виде одной гигантской фирмы или единой страны-фабрики (о которой мечтал В. И. Ленин)?

Теория следующим образом отвечает на поставленный вопрос. С увеличением размеров фирмы происходит возрастание издержек на организацию дополнительных трансакций внутри фирмы. Следовательно, фирма может расширяться не бесконечно, а до таких размеров, пока издержки на организацию одной дополнительной трансакции внутри фирмы не станут равными издержкам по проведению аналогичной трансакции через обмен на открытом рынке или не сравняются с издержками на организацию ее через другую фирму.

Проследим, в чем конкретно выражается рост трансакционных издержек с изменением размеров фирмы.

· Феномен потери контроля

С увеличением масштабов фирмы возрастает и количество осуществляемых ею трансакций. Рано или поздно их число превосходит физические возможности одного человека. Начиная с этого момента, предприниматель, занимающийся координацией ресурсов, оказывается неспособным оптимально разместить и использовать факторы производства, он начинает делать ошибки при управлении. Это явление в экономике получило название феномен потери контроля. Выход состоит в создании управленческой пирамиды, распределяющей процесс принятия решений между многими людьми. Но здесь кроется иная опасность.

· Эффект искажения информации

Разрастающаяся фирма порождает эффект искажения информации при ее многократной передаче между людьми. Поскольку управляющий может работать напрямую лишь с небольшим числом подчиненных ему работников, увеличение размеров фирмы сопровождается и ростом количества уровней иерархии. Передача информации по этим уровням задерживается, информация искажается. Происходит бюрократизация фирмы, т. е. теряется гибкость принимаемых решений и появляются ошибки.

· Ослабление мотивации

Еще одна проблема, возникающая с увеличением размера фирмы, состоит в ослаблении мотивации. В гигантской корпорации менеджеры разных уровней всего лишь наемные служащие, часто выполняющие свою работу без энтузиазма и инициативы, в отличие от страстно стремящегося к успеху хозяина малой фирмы. Рынок способен создавать и поддерживать более мощные побудительные мотивы. Поэтому крупной фирме необходимо нести дополнительные затраты по организации контроля за надлежащим использованием производственных факторов.

· Рост издержек учета

Наконец, возрастание трансакционных издержек происходит также в связи с необходимостью вести дополнительный учет и составлять отчетность.

В связи с этим возникают новые вопросы: до каких размеров фирма может расширяться? где же проходит граница эффективности фирмы? что служит критерием ее оптимальности?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие и сущность трансакционных издержек, их виды. Организационный код – основа повышения конкурентоспособности современной фирмы. Причины, в связи с которыми трансакционные издержки стали приобретать приоритетное значение в деятельности компании.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2013

    Издержки производства, их виды. Предельные издержки. Закон убывающей предельной отдачи. Равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах. Исследование издержек в производственном процессе. Прибыль. Максимизация прибыли. Точка безубыточности.

    курсовая работа , добавлен 05.11.2008

    Недостатки неоклассической трактовки фирмы. Теория трансакционных издержек и институциональная концепция. Система корпоративного управления, внутрифирменные кризисы. Институциональная среда и аналитические возможности учетной информации бизнеса.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2015

    Экономические подходы к изучению структуры фирмы. Теория коллективного производства, прав собственности, специфических активов. Модель заключения контракта. Группировка подходов по Ландруму и Гарднеру. Роль трансакционных издержек в деятельности фирмы.

    презентация , добавлен 17.07.2014

    Сущность издержек производства. Способы минимизации издержек фирмы в свете микроэкономической теории. Постоянные, переменные и общие издержки, их характеристика. Кривые средних издержек фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах, их особенности.

    реферат , добавлен 07.10.2013

    Процесс перемещения или воспроизводства прав собственности. Трансформационные, организационные и трансакционные издержки фирмы. Ограничения рыночного механизма. Экономический эффект существования трансакционных издержек. Классификация Т. Эггертссона.

    презентация , добавлен 16.10.2014

    Понятие издержек предприятия. Издержки и себестоимость продукции. Четыре модели развития фирмы. Издержки и цена. Ликвидация излишних расходов. Планирование издержек обращения. Снижение затрат на сырье и материалы. Резервы снижения себестоимости продукции.

    курсовая работа , добавлен 20.07.2013

    Изучение понятия и состава издержек производства фирмы. Анализ взаимосвязи экономических и бухгалтерских затрат и прибыли. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах. Классификация затрат производства в новых условиях хозяйствования.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2015

В хозяйственной практике термин «фирма» используют для обозначения образований, ведущих коммерческую деятельность. Рассматривая фирму в таком аспекте, ее можно определить как хозяйственную единицу, обладающую обособленным имуществом и оформленными правами, позволяющими ей осуществлять хозяйственную деятельность под свою имущественную ответственность. Хотя такое определение наиболее широко используется на практике, оно отражает юридический аспект природы фирмы, не раскрывая таких важнейших с точки зрения экономического анализа ее сторон, как особенности внутренней организации и цель функционирования. Фирма - сложное экономическое явление. Ею может быть как мелкое предприятие, так и крупная компания, объединяющая несколько предприятий. Поэтому в экономической теории сложилось несколько концепций фирмы: неоклассическая, неоконституциональная, бихевиористская, эволюционная.

Неоклассическая теория фирмы рассматривает фирму как производственную (технологическую) единицу, деятельность которой описывается производственной функцией, а целью является максимизация прибыли. Главная задача фирмы усматривается в нахождении такого соотношения ресурсов, которое обеспечило бы ей минимальные . В этой связи оптимизация размеров фирм постулируется как результат действия эффекта масштаба. Однако опорные предпосылки неоклассической трактовки фирмы - заданность условий деятельности (совершенство информации, полная рациональность поведения, стабильность цен), игнорирование особенностей внутренней организации и отсутствие альтернативности в выборе решений -- делали ее уязвимой для критики с позиций хозяйственной практики.

Институциональная теория фирмы исходит из того, что фирма является сложной иерархической структурой, действующей в условиях рыночной неопределенности. Главная задача анализа связывается с объяснением поведения фирмы в системе дорогостоящей и неполной информации, а в центр внимания ставятся вопросы о причинах многообразия видов фирм и их развития. Используя в качестве предпосылок наличие транзакционных издержек (издержки осуществления сделок), а также присущего фирме неценового метода распределения ресурсов, институциональная теория определяет фирму как альтернативный рыночному (ценовому) механизм осуществления сделок (управления ресурсами) в целях экономии транзакционных издержек. Это одна из предпосылок данной теории.

Другая предпосылка теории фирмы базируется на понимании того, что, являясь сложной иерархической организацией, фирма представляет собой совокупность отношений между владельцами ресурсов. В этом смысле центральным аспектом анализа становится исследование проблемы распределения прав собственности, а сама фирма представляется в виде заключаемого между владельцами ресурсов контракта, призванного обеспечить наиболее эффективное использование ресурсов. Переуступка властных правомочий порождает необходимость контроля поручителем исполнителя, в связи с чем возникают издержки контроля. Фирма оказывается средоточением двух типов контрактов - внешних (рыночных), отражающих ее взаимодействие с рыночными институтами и связанных с транзакционными издержками, а также внутренних, отражающих особенности внутренней организаций фирмы и связанных с издержками контроля. Поэтому фирма представляется образованием, позволяющим оптимизировать соотношение транзакционных издержек и издержек контроля в процессе координации решений владельцев производственных ресурсов. Само же соотношение транзакционных издержек и издержек контроля будет выступать критерием определения размеров фирмы.

Бихевиористские теории фирмы акцентируют внимание на активной роли фирм в экономике, их способности не только приспосабливаться к изменяющейся рыночной среде, но и трансформировать эту среду. Они исходят из невозможности максимизации какой-либо цели и концентрируют внимание на исследовании функционирования внутренних структур фирмы и проблем принятия решений. В этом отношении можно выделить предпринимательскую концепцию фирмы, в которой фирма рассматривается как система взаимодействия разных уровней проявления предпринимательской функции (управления). Имея в качестве главной задачи консолидацию этой функции, поведение фирмы определяется как результат взаимодействия разных уровней предпринимательства, а главный вопрос сводится к решению проблемы взаимодействия собственников и наемных управляющих.

Другой разновидностью этой теории является эволюционная концепция фирмы. Суть ее сводится к тому, что фирма эволюционирует под воздействием внешних и внутренних факторов, а решения принимаются исходя из особенностей внутренней организации и сложившихся в фирме традиций. При этом у фирмы отсутствует единственный критерий оптимальности принятия решений и ее поведение меняется в зависимости от рыночной ситуации, сложившихся традиций и исторического опыта фирмы.

Общая особенность всех фирм, представляющих собой сложные иерархические структуры, заключается в наличии проблемы взаимодействия собственника и наемных управленцев. Проблема «работодателя-агента» возникает всякий раз, когда располагающие более полной информацией и обладающие специальными знаниями «агенты» могут использовать это к собственной выгоде и в ущерб интересам собственника. Следствием ее могут быть отклонение от целей фирмы, рост издержек и снижение прибыли. Поэтому главная задача внутрифирменного управления сводится к обеспечению едино направленности их целей в долгосрочной перспективе, а условием ее решения выступают дисциплина рынка и создание механизмов, стимулирующих управленцев.

Фирма это производственная единица, осуществляющая свою деятельность на принципах оптимизации затрат с целью максимизации прибыли.

Контрактная концепция фирмы

Фирма представляет собой совокупность отношений между работниками, управляющими и собственниками. Эти отношения часто выражаются формальными договорами - контрактами. Но даже если отношения не регулируются формальным договором, существуют свои правила поведения между работниками фирмы, работниками и управляющими, между поставщиками и потребителями продукции. Эти правила поведения могут рассматриваться в качестве неформальных контрактов, так как они достаточно стабильны на протяжении длительных периодов времени, а их нарушение вызывает формальные или неформальные санкции прочих участников.

Фирма, представляя собой совокупность внутренних и внешних контрактов, сталкивается с двумя типами затрат на обеспечение их выполнения. Это транзакционные издержки (от слова «трансакция» - сделка, операция, контракт) и издержки контроля. Транзакционные издержки - это (явные и неявные) на обеспечение выполнения внешних контрактов, в противоположность затратам, связанным с внутренними контрактами - издержками контроля. Транзакционными издержками служат затраты на совершение деловых операций, включая в себя денежную оценку времени на поиск делового партнера, на ведение переговоров, заключение контракта, обеспечение соответствующего выполнения контракта. Издержки контроля включают расходы на мониторинг выполнения внутренних контрактов, а также потери в результате недолжного выполнения контрактов. Рынок и фирма с этой точки зрения представляют собой альтернативные способы заключения контрактов. Рынок может трактоваться как сеть внешних контрактов, а фирма - как сеть внутренних контрактов. Фирма может купить продукт или услугу на рынке посредством заключения соответствующего соглашения с другим, внешним контрагентом, но фирма может произвести товар сама, используя внутренние контракты с работниками. Выбор между внешними и внутренними контрактами зависит от соотношения издержек их использования. Чем выше транзакционные издержки по сравнению с издержками контроля, тем выше вероятность того, что товар будет производиться фирмой, а не рынком.

Транзакционные издержки особенно высоки по сравнению с издержками контроля в таких ситуациях, когда существуют возможности и стимулы для оппортунистического поведения.

А именно:

* производство уникального товара;
* динамический рынок с неопределенным спросом и непредсказуемым движением цен;
* асимметрия информации на рынке.

Рост транзакционных издержек из-за неэффективности внешних контрактов ограничивает сферу деятельности рынка. Это в свою очередь обусловливает существование относительно крупных фирм, перед которыми проблема внешнего соглашения и возможности оппортунистического поведения во многих случаях снимается развитием внутренних контрактов. Теперь возникает вопрос, почему же существует рынок, если фирма обеспечивает экономию на транзакционных издержках? Зачем вообще нужны внешние контракты? При росте фирмы растет численность занятых и расчлененность производственного процесса (характерный пример - конвейер с обособленными операциями), так что совокупный результат деятельности фирмы оказывается делом не одного или нескольких работников, как в доиндустриальную эпоху, а многих подразделений и множества работников. В результате теряется непосредственная связь между трудом и его результатом, характерная для мелкого производства. И сразу же появляется проблема «безбилетника»: сокращение интенсивности труда одного из работников никак не сказывается прямым образом на совокупном продукте фирмы и может остаться незамеченным, а, следовательно, искушает работников трудиться не в полную силу. Самоконтроль интенсивности труда перестает служить способом повышения эффективности производства, на его место вынужденно встает контролирующая инстанция. Появляются и растут издержки контроля за степенью интенсивности труда (деятельности) каждого производственного звена. Чем крупнее становится фирма, тем выше оказываются эти издержки контроля. В конце концов затраты на обеспечение выполнения внутренних контрактов превышают трансакционные издержки, привлекательность рыночных контрактов по сравнению с внутренними растет, и внутренние контракты заменяются внешними. Фирма как обособленный субъект экономической деятельности существует между двумя видами издержек - трансакционными издержками, которые определяют нижнюю границу фирмы, ее минимальный размер, и издержками контроля, которые задают верхнюю границу, ее максимальный размер.

Издержки мониторинга: проблема уклонения от налогов

Государство активно участвует в экономике через формирование налоговой политики. Между тем для производителей налоги являются по существу трансакционными издержками, уклонение от которых является формой, или поведения «безбилетника». Средства от налогообложения использует на производство общественных благ, которыми пользуются все. Получается, что фирмы, не уплачивающие налоги, пользуются услугами общественного сектора бесплатно, то есть возникает так называемая проблема "безбилетника". Причина возникновения этого явления кроется в свойстве общественного блага - неисключаемости. Например, защита прав собственности в стране предполагает существование большой и дорогостоящей системы судов, контрольных и властных органов, регистрационных органов и т.п. На ее содержание необходимы значительные издержки, которые финансируются из государственного бюджета. Для фирмы надежная охрана ее прав собственности является ценным благом. Но поскольку данная система носит общенациональный и универсальный характер, то исключить из числа пользующихся ею субъектов рынка неплательщиков налогов невозможно. Ведь не будет же полиция, прежде чем представить такой фирме защиту от грабителей, выяснять, своевременно ли и правильно ли она внесла налоговые платежи.

Причины возникновения проблемы "безбилетника" можно разделить на субъективные: непорядочность граждан и объективные, которые в свою очередь делятся на связанные преимущественно с налогоплательщиком (индивидом), и связанные с государством, то есть с каждым из двух субъектов отношений: общественные блага - налоги.

Субъективные причины: сокрытие налогоплательщиками истинных предпочтений в общественных благах. Участникам финансирования общественного блага выгодно занижать свою объявленную потребность в общественном благе, чтобы меньше платить за него. Если число потребителей мало, то ситуация стимулирует последних к честному выражению своих предпочтений, так как ложная информация может привести к недопроизводству блага. И наоборот, рост числа потребителей приводит к росту количества зайцев, надеющихся, что общественное благо будет предоставлено вне зависимости от их взноса.

Объективные причины: отсутствие у граждан полной информации, наличие высоких затрат на сбор платы за информацию о каждом отдельном общественном благе в сравнении с унифицированным налогообложением и ряда других причин, вызывающих высокие транзакционные издержки. Например, индивид, не интересующийся геологией может и не знать, сколько стоит добыча урана, который идет на производство ядерной бомбы. Поэтому он может несознательно искажать свои представления о затратах на оборону страны.

Налогоплательщик чаще всего довольствуется информацией, которую предоставляет государство в лице активных участников политической жизни: политиков, чиновников, журналистов, общественных деятелей. Часто последние убеждают индивидов о необходимости такого финансирования общественных благ, когда предельные издержки его производства (то есть налогообложение) превышают предельные выгоды, получаемые потребителями. Такой феномен, когда налогоплательщик недооценивает альтернативные издержки производства общественных благ, в экономической литературе называется фискальной иллюзией. Фискальная иллюзия - "ситуация, при которой преимущества от конкретных государственных расходов ясно видны их получателям, но этого нельзя сказать о связанных с ними издержках, которые распределены во времени и приходятся на большое число людей".

Фискальной иллюзией часто способствуют производители общественных благ. Так, по мнению ряда экономистов в России " баланс власти перекошен в пользу... производителей публичных благ за счет налогоплательщиков потребителей".

Объективные причины: ошибки при определении оптимального объема производства общественных благ, который, как мы знаем из предыдущего параграфа, находится на пересечении спроса и предложения на общественные блага.

Финансирование общественных благ происходит на основе коллективных решений. Но коллективный характер решения обуславливают меньшую по сравнению с частным выбором заинтересованность в том, чтобы решение было максимально эффективным. Этому способствуют два момента: во-первых, позиция отдельного индивида при коллективном принятии решения не имеет большого значения, во-вторых, на него приходится малая часть выгод и издержек, которые формируются в процессе реализации решения. Чем больше членов в коллективе, тем нагляднее данное положение.

Государство, региональные и муниципальные власти, собирающие налоги, взамен берут на себя значительную часть транзакционных затрат общества, обеспечивая граждан транзакционными благами. Имеет смысл выделить четыре основные сферы хозяйственной деятельности, в которых государство активно участвует в перераспределении бремени сопутствующих транзакционных издержек.

К ним относятся:

* контракты,
* измерения,
* защита действующих отношений собственности,
* предоставление фоновой информации.

Контракты. Гарантирование исполнения контрактов, заключенных в соответствии с законодательством, предоставление типовой или обязательной (в ) формы контрактов.

Измерения. Выпуск денег, как универсальной единицы измерения стоимости; обеспечение системы мер и весов, других государственных стандартов качества. Прежде всего, это денежная система. Деньги - основной и колоссальный элемент экономии на издержках измерения. А их может выпускать только государство (если печатать свои деньги начнет каждый, сложится ситуация, практически равная тому, что денег нет). Далее это система мер и весов, системы различных стандартов, также снижающих наши измерительные издержки. В те времена, когда государство не обеспечивало своих граждан институтами снижения издержек измерения, доход составлял до одной трети стоимости трансакции. А он именно этим и занимался - определял соответствие мер и весов, денег различных и т.п.

Защита действующих отношений собственности. Гарантирование правильно зарегистрированной собственности с использованием монопольного аппарата насилия и предоставления даровой информации об официально существующих правилах и правах собственности. Без государства защищать свою собственность крайне дорого и затруднительно. А так всем известно, что за вашей официально зарегистрированной собственностью или за контрактом, который вы подписали с ними и зарегистрировали у государственного нотариуса, стоит сила государства, а, точнее, угроза применить насилие по отношению к тому, кто осмелится покуситься на вашу собственность или сорвать контрактные обязательства. Гарантии обеспечиваются наличием суда, некой вооруженной силы (которой боятся люди, преступающие закон), да и самого закона - системы некоторых формальных правил. Этим правилам люди следуют не только из-за боязни наказания при их нарушении. В 90 % случаев им просто удобно следовать предложенным правилам, которые, например, позволяют партнерам прогнозировать действия друг друга, а в противном случае партнеры несли бы огромные информационные издержки.

Предоставление фоновой информации. Фоновой информацией, за счет нашей налоговой системы, мы пользуемся в наименьшей степени. Бесплатно предоставляется государством только правовая информация. Государство ничего не берет с граждан за то, что они знакомятся с законами. Берут только те, кто эти законы для нас размножает.

Обеспечение хозяйствующих субъектов всеми перечисленными выше транзакционными благами связано для государства со значительными расходами на:

Собственно государственный аппарат (включая ЦБ и судебно-правовую систему);
- аппарат принуждения (МВД и др.);
- обеспечение информации и стандартов;
- внешнюю политику, национальную оборону.

Поэтому, с точки зрения государства, все эти блага не являются бесплатными. Чтобы иметь возможность их использовать (каждое в отдельности - бесплатно или по символической цене), предприятия и индивиды должны выполнять свои обязанности перед государством: соблюдать законы и платить налоги.

В то же время, с точки зрения предприятия или хозяйствующего индивида, все налоги выступают:

А) внешними затратами по отношению к его производственной деятельности;
б) условием доступа к бесплатным транзакционным благам, предоставляемым государством.

Поэтому хозяйствующий субъект рассматривает налоги исключительно, как транзакционные издержки. Предприятия не учитывают положительный эффект сборов налогов для экономики в целом и рассматривают налоги, как издержки. При такой постановке проблемы, предприятия сталкиваются с дилеммой уклонения от платежей и опасности штрафов (взяток) со стороны государства. Налогоплательщик должен выбрать степень уклонений от налогов, не зная точно, будет ли осуществлена налоговая проверка.



Отчетность за сотрудников