Презентация опыта работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ
Ануфриева Ирина Викторовна, старший воспитатель МДОУ «Детский сад «Колокольчик» р.п. Духовницкое Саратовской областиМоя презентация опыта работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ будет интересна старшим воспитателям, методистам, заместителям заведующего ДОУ, всем тем, кто занимается организацией воспитательно-методической работы в ДОУ.
Свое выступление я хочу начать со слов В.А.Сухомлинского
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Именно поэтому в последнее время делается акцент на духовно-нравственное воспитание дошкольников и подростков.
Мы, педагоги детского сада «Колокольчик», также решили обратить на это особое внимание. И именно поэтому одной из основных задач нашего ДОУ на 2014 – 2015 учебный год является:
«Способствовать формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе воспитательно-образовательной работы».
Решаем мы эту задачу посредством ОД, игровой деятельности в ходе РМ, формирования развивающей среды в группах и помещении детского сада.
Поделюсь с вами опытом данной работы по этой теме.
И начать я хочу с игр, значение которых в формировании духовно-нравственных качеств дошкольника очень велико.
Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Игра – основной вид деятельности в детском саду. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к современной, так и к народной.
Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Перед игрой педагоги, как правило, рассказывают о культуре и быте того или иного народа. Мы с детьми играем в русские народные игры:
«Кто сильнее», «Ловкий в кругу», «Ручеёк», «Перетягивание каната», Игра-инсценировка «Теремок»,
Из дидактических игр мы используем игры с национальным колоритом: «Чей сарафан?», «Укрась одежду национальным узором», «Сортируй узоры».
Яркой особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию является приобщение детей к крестьянской культуре и быту, фольклору.
Крестьянское искусство, фольклор входят в жизнь современного ребенка-дошкольника вместе с народными песенками, потешками, колыбельными, поэтому они так близки ему и понятны.
Далее, в старших группах приобщения детей к устному народному творчеству идёт через волшебные сказки, афоризмы, пословицы, поговорки, народные приметы, героический эпос.
Этот материал даётся в НОД, на кружках (фолькрорный кружок «Капелька» (народные танцы «Кадриль», «Комаринская»).
Великое счастье, что в нашем посёлке есть музей. Там ребёнок впервые осознаёт понятия «история», «традиции», «наше прошлое». Дети знакомятся в музее с предметами старины, народно-прикладного искусства, промысловой деятельности своих предков, историей Духовницкого района.
Во всех группах организованы уголки по нравственно-патриотическому воспитанию.
Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: «День матери»; «Защитники Отечества», «Масленица»; «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» «Пасха».
Дети узнали историю праздника, почему крашенные яйца, познакомились с понятиями «Великий пост», поиграли в игры, в которые на Пасху играли наши пра-прадеды.
Знакомя с культурным наследием нашей страны, педагоги приобщают детей к изготовлению народных игрушек, поделок и других предметов, где дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать что-то своими руками.
Это также работа ИЗО-студии «Радуга», роспись дымковской игрушки.
Также мы знакомим детей с народными костюмами. Это очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа.
Со старшими дошкольниками костюмы классифицируются по его принадлежности: праздничный, будничный; для женщины, девушки; женский, мужской. Происходит знакомство с декором костюма.
Дети украшают декором женский народный костюм, сарафан, мужскую косоворотку (в рисунке, аппликации, это выбор узора).
Наши педагоги организуют целевые прогулки, экскурсии по улицам поселка. Целевые наблюдения и короткий рассказ взрослого способствуют тому, что ребенок, не перегружаясь излишней информацией, получает яркие представления об объекте, об истории нашего посёлка.
И ещё хочется сказать об одной проблеме. Предпринятые на сегодняшний день наши попытки воспитания духовно-нравственной личности дошкольников показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому нам педагогам необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, прабабушками и прадедушками и что именно родители ответственны в первую очередь за воспитание детей.
Мы используем очень разнообразные формы работы с родителями:
*родительские собрания на духовно-нравственные темы;
*лекторий для родителей (клуб «Собеседница»)
*открытые показы воспитательно-образовательного процесса («Дни открытых дверей»)
*проведение совместных выставок, конкурсов, родительских семинаров на диалоговой основе;
*факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
*индивидуальные консультации специалистов;
*наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
*совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
*помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).
И в заключении, мне хочется сказать:
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы плохо ни было настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им правильную достойную жизнь.
Чтобы стать добрыми к людям, надо научить их понимать других, проявлять сочувствие, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней, знать историю и традиции своего народа.
Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Эта наша с вами главная задача, потому что мы ответственны за то, чтобы детство наших детей было счастливым.
Презентация на тему: Презентация опыта работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 комбинированного вида г. Бокситогорска»
Развитие мелкой моторики Рук у детей старшего Дошкольного возраста
Через художественно – Эстетическое развитие
Составила:
воспитатель старшей группы
А.С. Ксенофонтова
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног;
Уровень развития мелкой моторики – один из основных показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению;
ВЗАИМОСВЯЗЬ
восприятие
Развитие
речи
Нервная
система
зрение
память
Внимание
- Одной из важных задач перед педагогом дошкольного учреждения для детей с нарушениями речевого развития является – развитие мелкой моторики рук детей, что непременно будет способствовать их интеллектуальному и речевому развитию.
- Развитие мелкой моторики – является главным условием осуществления познавательной деятельности, обеспечивающим возможность успешного обучения.
Цель и задачи
Цель – развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста с ОНР через художественно – эстетическое развитие;
- Развивать мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности;
- Содействовать развитию умения детей мастерить из разных видов материала (пластилина, салфеток, бумаги, различных круп, пуговиц и т.д.);
- Способствовать развитию воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности;
- Создавать эмоционально – комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми;
Методы, приемы и средства
- Пальчиковые игры и гимнастика;
- Различные упражнения с крупой, зернобобовыми, семечками (аппликация, выкладывание на пластилине, рисование по манке);
- Игры с пуговицами (застегивание – расстегивание, выкладывать орнамент, нанизывать и т.д.);
- Занятия со счетными палочками, спичками (выполнение заданий по схеме и без нее);
- Работа с бумагой и салфетками (аппликация, сминание и выравнивание бумажных комочков, наматывание на них ниток, работа с трафаретами);
- Штриховка, раскраска;
- Работа с мелко нарезанной нитью (аппликация);
- Рисование в нетрадиционной технике (ватными палочками, пальчиками, штампами, поролоновой губкой) и т.д.;
Вся проводимая мною работа направлена на пробуждение познавательного интереса и в этом мне помогают дидактические игры и игровые приемы.
Весь процесс моей работы представляет собой единую систему, которая постепенно усложняется, и при этом раскрываются многообразные связи предметной практической деятельности детей, его культуры, а также мир природы, окружающей среды.
Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфических детских видов деятельности.
Творчество для детей – это отражение душевной работы.
Не расставаясь с карандашами, фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учиться наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать;
Сотрудничество со специалистами
воспитатель
Учитель - логопед
педагог - психолог
Инструктор по
Музыкальный
Физ. культуре
руководитель
Тесное сотрудничество со специалистами детского сада по развитию мелкой моторики рук детей улучшает качество результатов нашей работы.
Развивая мелкую моторику, мы обогащаем и расширяем работу, приобщив детей к разным видам деятельности, опираясь на интересы ребенка и семьи.
Используя разнообразный материал по детскому творчеству, мы всесторонне развиваем способности детей.
Работа с родителями
Создание
Для родителей
Консультации
Для родителей
Выставка детских
работ
Индивидуальные
Беседы с родителями
Развивающая среда
в группе
В группе была создана необходимая предметно-развивающая среда, способствующая развитию мелкой моторики:
- «Центр изобразительного искусства»;
- Уголок коррекционной работы;
- Игры и игрушки развивающего характера;
- Различные виды театров;
- Различный дидактических материал;
- Подборка художественной литературы и тематических картинок;
Игры с пуговицами
«Выложи орнамент»
Д/И «Бусы»
Застегивание
расстегивание
занятия
Со счетными
палочками
спичками
«Мы маленькие волшебники»
Творческая презентация
Опыта работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста воспитателя МБДОУ детский сад №10
Г.Вязьма
Будкиной Елены Сергеевны
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Василий Александрович Сухомлинский
Будкина Елена Сергеевна
Воспитатель МБДОУ ЦРР
Детский сад №10
Мой девиз в работе:
Чувствовать, познавать, творить вместе с детьми!
«… Это правда!
Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене.
И в трамвае на окне….»
Цель моей работы:
Формирование у детей художественных способностей в изобразительной деятельности, посредством методов нетрадиционного рисования.
Цели и задачи:
- Способствовать снятию детских страхов;
- Развивать уверенность в своих силах;
- Развивать пространственное мышление;
- Учить детей свободно выражать свой замысел;
- Побуждать детей к творческим поискам и решениям;
- Учить детей работать с разнообразным материалом;
- Развивать чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Развивать творческие способности, воображение и полёт фантазии.
- Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Составила перспективный план работы по каждой возрастной группе, написала конспекты занятий для детей разного дошкольного возраста. И выбрала тему для самообразования «Нетрадиционная техника рисования в детском саду».
Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как пособие А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», И.А. Лыковой - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Т.Н. Дороновой - «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей» Р.Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду» я нашла очень много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи
Воздействие художественного творчества
на развитие ребенка
Нацеленность на успех
Экспериментирова-
Заинтересованность
Стимулирование
Открытие возможностей
Решение проблем
Творческая фантазия
Инициатива
Отношение к собственному миру
Развитие качеств творческой личности Развитие детской самостоятельности
Самомотивация Энтузиазм
Терпение Аккуратность
Умение работать по одному или в группе
Творчество
Интеллект
Языковое развитие
Личные качества
Цветовое восприятие
Развитие творческого воображения, наглядно образного мышления
Цвет
Дизайн
Обследование
прикосновение
Ожидаемый результат
- В процессе рисования дети познакомятся с нетрадиционными техниками изображения.
- Овладеют приемами работы с разным художественными материалами.
- Научатся видеть необычное в обычных предметах.
- Разовьется наблюдательность, смелость и свобода детского восприятия и мышления.
- Рука ребенка постепенно подготовится к письму.
- Положительное влияние рисования для гиперактивных, закомлексованных, агрессивных детей.
Развивающая среда
Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлен на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.
Мини-музей
« Скульптуры малых форм»
«Художественная мастерская»
для самостоятельной художественной деятельности детей
Группа наша хороша
И нарядна и светла
Мини-мастерская
Стена творчества
Нетрадиционные способы изображения в рисовании
Рисование по сырому
Рисование крупами
Рисунок своими
руками (рисование пальцами
и ладошками)
Ниткография
Рисование штампом,
тычковое рисование,
оттиск
Способы
изображения
Монотипия
И другое
Граттаж
Игры с кляксами
(Кляксография)
Рисование расческой,
зубной щеткой
Рисунок капустным
листом
Совместная деятельность воспитателя и детей
Беседы с детьми
Заниматься будем мы,
многому научимся
Выставки детских рисунков
Упражнения
Показ способа изображения
Наблюдение на природе
Рассматривание книжных иллюстраций, сравнение их
Любознательны мы очень,
с нами не соскучишься
Художественно-развивающие, дидактические игры
Рисование и комментирование
Прогулки, наблюдения за окружающим миром
НОД фронтальная
Подгрупповая
Использование пальчиковых или сенсорных игр с детьми
На своих занятиях я стараюсь активизировать внимание ребят, стараюсь заинтересовать их, увлечь, побуждаю их к деятельности при помощи дополнительных стимулов, такими стимулами могут быть:
- Игра, которая является основным видом деятельности
- Сюрпризный момент
- Музыкальное сопровождение
Работа над творческими проектами
Семейный конкурс
«Все елки
в гости к нам»
В изобразительной деятельности уровень творчества ребенка зависит от богатства впечатлений, которые дети получат в процессе знакомства с изобразительными произведениями, от участия в праздниках, развлечениях и т.д. С целью вовлечения родителей и детей в интересное дело в группе прошел творческий семейный конкурс «Все елки в гости к нам».
«Вот она, елочка наша!...»
Коллективная работа детей с использованием пальцевой живописи
Наши руки-
Не для скуки
стенгазеты
Кляксография
Жила-была маленькая клякса, и решила она отправиться в необыкновенное путешествие. А что с ней произойдет дальше, знают только маленькие волшебники…
« Пластилиновые картины» (рисование пластилином)
Рисование пластилином – увлекательное и полезное занятие. Хорошо развивает мелкую моторику пальцев рук, цветовое восприятие, воображение.
Участие в выставках
«Мой город «Вязьма»
«Осенняя ярмарка»
«Я рисую штрихом»
Мастер-класс с родителями и детьми на тему
«Обучение с увлечением
За детским творчеством стоит большой напряженный труд педагога. Пусть нам, взрослым, сопутствуют ощущения детской пытливых мыслей, детских переживаний, детского своеобразия.
И как напоминание пусть звучат прекрасные слова Б.Н. Никитина:
«Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми?
Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества,
но… не опаздывайте и,
помогая,… думайте сами».
«Расскажи – и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать и я пойму» (китайская пословица) Маленькие дети любознательны и часто «докучают» взрослых вопросами. Те взрослые, которые отмахиваются от вопросов ребенка, совершают непоправимое: они задерживают его умственное развитие, тормозят духовный рост.
Дошкольники – природные исследователи. И тому подтверждение – любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Одним из направлений моей работы явилось изучение особенностей детского экспериментирования и внедрения его в свою практику.
Профессор Российской академии образования Н. Н. Поддъяков говорил: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка», «… в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью полного познания и освоения».
Работая по программе «Радуга», я обратила внимание, что несмотря на то, что в дошкольном возрасте метод экспериментирования является ведущим (он пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку), а в первые три года единственным познанием мира, на сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана не полно. В методических рекомендациях к программе запланирована экспериментальная деятельность, но она не удовлетворяет исследовательскую потребность ребенка.
Задачи: 1.Учить детей устанавливать причинно- следственные связи 2.Знакомить ребенка с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть и т. д.) 3.Знакомить с основными видами и характеристиками движения: скорость, направления 4.Развивать представления об основных физических явлениях: магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.
Работу экспериментальной деятельности построила, учитывая следующие принципы: 1.«Позитивный центризм» - отбор знаний наиболее актуальных для ребенка данного возраста 2.Непрерывность и преемственность педагогического процесса 3.Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психических особенностей, возможностей и интересов 4.Рациональное сочетание разных видов деятельности 5. Деятельный подход
Формы работы: 1.Наблюдение 2.Эвристическая беседа 3.Создание опорных схем 4.Проведение опытов с водой, воздухом, с сыпучими, несыпучими материалами, семенами, бумагой и т. д. 5.Создание группового дневника по экспериментированию для фиксирования результатов наблюдения и опыта 6.Использование художественного слова
Методы и приемы: 1.Объяснительно-иллюстративный: приемы - беседа, сообщение, объяснение, показ действий 2.Метод проблемного изложения: приемы – постановка проблемы, создание проблемной ситуации, рассказ, поиск, анализ полученного результата, умение анализировать, выделять главное
Методы и приемы: 3. Частично-поисковый: приемы – эвристическая беседа, самостоятельная работа с элементами исследования, игра, частичный эксперимент 4. Исследовательский метод: приемы – анализ, оценка, эксперимент, самостоятельное выдвижение гипотезы, обобщение по проблеме в целом
Реализовать поставленные задачи в полной мере можно только при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. С этой целью проводились консультации на тему: «Развитие творческой, исследовательской активности в процессе детского экспериментирования», «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности детей». В дни открытых дверей родители имели возможность участвовать в экспериментировании, что вызывало большую заинтересованность у детей. Взрослые помогли в оборудовании и пополнении необходимыми материалами уголков экспериментирования.
Вывод: Главное достоинство экспериментирования, в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, обогащает память, активизирует мыслительные процессы, учит рассуждать и аргументировать собственные утверждения, что является успешным переходом ребенка к новому этапу своей деятельности – обучению в школе.
МБДОУ «Юринский детский сад «Теремок»
Творческая презентация
воспитателя Великановой Юлии Николаевны
Методическая тема
Развитие пространственных представлений дошкольников на основе методики Р.И.Бардиной «Схематизация»
Цель:
Формирование пространственных представлений дошкольников.
Задачи:
- Изучить опыт выдающихся педагогов в области формирования пространственных представлений дошкольников.
- Определить возможность использования методики «Схематизация» не только в рамках диагностики в работе с детьми подготовительной группы.
Теоретические основы
- Литвак А.Г., Сорокина В.М., Головина Т.П. - Лурия А.Р и его последователи; - Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С.
Р.И.Бардина, «Схематизация»
Методика направлена на выявление уровня развития высших форм образного мышления, содержит задачи на использование схематических и условных изображений при ориентировке в пространственной ситуации. Ребенку предлагают отыскать «путь» в разветвленной системе дорожек, пользуясь обозначением этого «пути» при помощи линейной схемы и условного изображения в виде системы ориентиров.
Этапы работы:
- Знакомство с дидактическим пособием; - коллективная работа на занятиях; - индивидуальная работа детей.
Варианты игр:
«Что изменилось?»
«Какого домика не стало?»
«В гости к зайчику»
Вывод:
Методика Р.И.Бардиной «Схематизация» развивает способности ребенка свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Это является важным условием для успешного усвоения детьми знаний и умений в школе.
Мои студенты, работающие в нашем ДОУ.
Вязьмина Надежда Евгеньевна, закончила Оршанский ПК им.И.К.Глушкова, воспитатель с сентября 2015
Рязанова Юлия Константиновна воспитатель с апреля 2013 года
Желаем успехов
и творчества
в работе с детьми
Отчетность за сотрудников