Проектная работа по предмету экология. Лучшие проекты конкурса «Школа за экологию: думать, исследовать, действовать! Постановка задач и целей

В котором могут принять участие школьники 7-11 классов и их учителя немецкого языка и учителя-предметники (биологии, географии, химии, физики и экологии).

Конкурс призван привлечь внимание учащихся к проблемам окружающей среды, с которыми они ежедневно сталкиваются в своем городе или поселке. Школьники исследуют экологическую ситуацию в своем городе (поселке), на своей улице, в своей школе, например: качество воды и воздуха, состояние почвы, потребление энергии, растительный и животный мир, отходы, здоровье/питание. Исходя из результатов исследования, школьники предлагают конкретные идеи и проводят акции, направленные на улучшение экологической ситуации и привлечение к ней внимания широкой общественности.

Проекты, которые выбрало жюри по итогам конкурса 2015 г.:

Проект: О пластиковых бутылках и туалетной бумаге: экомероприятия в Гёте-гимназии №23 Бишкека (Бишкек, Кыргызстан)

Активное дорожное движение в непосредственной близости от школы ведет к повышенному уровню загрязнения вредными веществами, которые в одинаковой степени опасны для людей и растений.

Содержание проекта: чтобы оценить влияние транспорта на окржающую среду, мы взяли пробы воздуха на содержание частичек пыли, а также пробы земли рядом со школой. Мы зафиксировали существенное загрязнение воздуха на близлежащих улицах, а пробы земли имели очень низкие показатели PH. Чтобы улучшить экологическую ситуацию и помочь природе, мы посадили новые растения на школьном дворе, а также связались с перерабатывающим предприятием. Кроме того, мы запустили в нашей школе раздельный сбор мусора и постарались привлечь внимание общественности к нашим экологическим акциям.

Гёте-гимназия №23

Проектная команда: Диана Игольникова, Ильяра Изупжанова, Анастасия Сухорукова, Чинара Бапышова (учитель немецкого языка), Светлана Паремская (учитель химии).

Проект: Чистая и зеленая окружающая среда (Чамбарак, Армения)

Недостаток экологического сознания привел к тому, что школьная территория выглядела заброшенной.

Содержание проекта: В рамках проекта мы расчистили школьный двор, очистили реку от старых автопокрышек и разбили фруктовый сад. Вместе с другими школьниками, учителями, родителями и жителями поселка мы обработали почву школьного двора и посадили в общей сложности 27 фруктовых деревьев. Дополнительно мы внесли наш вклад и украсили школу.
Чамбаракская старшая школа

Команда проекта: Карен Арамян, Роза Арамян, Смбат Габриелян, Алина Самсонян (учитель немецкого языка), Хакоб Тизян (учитель географии)

Проект: фаст-фуд = почти еда? (Гаврилов-Ям, Россия)

Фаст-фуд все чаще становится одной из главных пищевых привычек людей, при этом совершенно не учитываются последствия для здоровья.

Содержание проекта: В рамках проекта мы занимались исследованием последствий нездорового питания, провели опрос в нашей школе о привычках питания и организовали просветительскую работу, рассказывая о здоровых продуктах. Кроме того, мы подготовили интерактивные занятия для школьников, написали статью для региональной газеты и сняли разнообразные просветительские видеоролики о здоровом питании.

Школа №1
Команда проекта: Полина Мачина, Дарья Замарёнкова, Надежда Чаркова, Ирина Сорокина (учитель немецкого языка), Евгения Мелькова (учитель биологии)

На фото школьница проводит эксперименты с едой типа Фаст-Фуд

Проект: Автомобили и почва на обочине: растения в опасности (Гродно, Беларусь)

Растущее количество автомобилей увеличивает и без того критические содержание вредных веществ и способствует загрязнению окружающей среды.

Содержание проекта: На основе различных проб почвы мы проанализировали результаты интенсивности трафика для окружающей среды. При этом мы сделали фитотест и сравнили между собой проростки семян белой горчицы. Чтобы оказать позитивное влияние на окружающую среду, мы провели экоакции в школе, рассказали о проблеме прохожим, а также посадили кустарники и деревья в своих дворах.

Средняя школа №28

Команда проекта: Аляксей Карпейчук, Илона Минко, Алена Тцяляк, Тацьяна Смолка (учитель немецкого языка), Алена Костсикава (учитель биологии)

На фото: школьники изучают состояние растений на придорожной территории.

Проект: Действительно ли Магнитогорск чистый и зеленый? (Магнитогорск, Россия)

Бытовые и промышленные отходы и массивное загрязнение воздуха представляют угрозу для окружающей среды.

Содержание проекта: Загрязнение окружающей среды – это очень многогранная тема, поэтому мы проанализировали две актуальнейшие проблемы – отсутствие раздельного сбора мусора и загрязнение воздуха промышленностью, Благодаря посещению предприятий по утилизации отходов мы смогли убедиться в большом потенциале переработки мусора. Проведя эксперименты, мы установили вред для экологии от сжигания мусора. Также в рамках проекта мы провели большую акцию по раздельному сбору мусора, а также акцию по сбору старых вещей, и высадили ели на школьном дворе.

Общеобразовательная школа №6

Команда проекта: Василина Варюха, Дмитрий Бабушкин, Регина Галимова, Светлана Шамшурина (учитель немецкого), Татьяна Емец (учитель биологии)


Проект: Предотвращение процесса опустынивания, реконструкция деградирующих ландшафтов и создание «зелёного оазиса» на нашей школьной территории (Шашубай, Казахстан)

Неблагоприятные климатические и экологические условия Северо-Балхашского региона приводят к эрозии почвы и образованию пустыни.

Содержание проекта: Мы занимались изучением влияния сурового климата на растительный мир нашего региона и искали пути предотвращения процесса опустынивания. Вместе со школой и всем поселком мы провели проектные занятия и беседы, чтобы донести до всех жителей важность проблемы. В сотрудничестве с различными спонсорами, жителями села и многочисленными представителями местных органов власти мы разработали большой проект по благоустройству «Зелёный оазис» и успешно совместно его реализовали. Нами посажено 550 саженцев устойчивых к местному климату деревьев.

Комплекс школа-детский сад

Команда проекта: Кристина Дылгина, Валерия Бурдман, Яна Дылгина, Даметкен Тасбулатова (учитель немецкого языка), Юлия Когай (учитель экологии)

На фото школьники изучают состав почвы с пришкольной территории.

Проект: Так начинается Куршская коса (Зеленоградск/Калининградская область, Россия)

Жителям города не хватает понимания исключительной ценности природного заповедника «Куршская коса», поэтому необходимая ему защита отсутствует; а загрязнение природной территории угрожает вымиранием многих видов.

Содержание проекта: В первую очередь мы занимались изучением экологической значимости влажной среды обитания растений и животных на территории «Куршской косы». А также определяли возможности возникновения угрозы для данного природного заповедника от расположенного рядом быстро развивающегося города Зеленоградска. Мы исходили из того, что все жители готовы защищать окружающую среду, но им не хватает информации о важности и уникальности природоохранной территории. Поэтому мы разработали тематическую природную тропу, а материалы о наших планах и результатах были опубликованы в местных газетах. Мы считаем, что экологическая тропа может без вмешательства в природу познакомить местных жителей с уникальной природной территорией.

Прогимназия «Вектор»

Команда проекта: Влада Карелина, Дарья Межуй, Назар Лукашев, Валерия Валль (учитель немецкого языка), Максим Напреенко (учитель биологии)

Проект: Вода и синтетические чистящие средства (Челябинск, Россия)

Вода подвергается значительной угрозе из-за содержащихся в синтетических чистящих средствах химикалий.

Содержание проекта: Сначала мы провели опрос среди школьников и узнали, какими чистящими средствами они чаще всего пользуются. Затем на основании частотности их использования распределили все чистящие средства по категориям. С помощью двух различных экспериментов мы установили, насколько вредны для окружающей среды синтетические чистящие средства и натуральное мыло - и рассказали об этом в школьной газете. Кроме того, мы занимались производством натурального мыла и открыли для себя экологически чистую альтернативу привычным химическим чистящим средствам. В будущем мы хотим проводить мастер-классы по этой теме, а также информировать школьников о вреде синтетических чистящих средств с помощью плакатов.

Гимназия №96

Команда проекта: Ирина Жукова, Марина Белозерова, Анастасия Дрон, Ольга Банникова (учитель немецкого языка), Екатерина Горват (учитель химии)

Проект: Эко-чистящие средства (Тула, Россия)

Химические вещества, содержащиеся в чистящих и моющих средствах, попадают в сточные воды, не могут быть полностью отфильтрованы и представляют риск для нашего здоровья.

Содержание проекта: Чтобы уменьшить загрязнение окружающей среды, в нашем проекте мы рассматриваем альтернативные привычным чистящие и моющие средства для дома. После того как мы проанализировали вещества, входящие в состав чистящих средств, и пришли к выводу об их опасности для окружающей среды, мы сконцентрировались на производстве безвредного для экологии энзима, который может заменить традиционные чистящие средства. После получения положительных результатов использования эко-чистящих средств мы рассказали об этой идее.

Команда проекта: Егор Турков, Дарья Ануфриева, Арина Лифанова, Светлана Лифанова (учитель немецкого языка), Марина Старина (учитель химии)

Проект: Новая жизнь водного источника (Зугдиди, Грузия)

Село Ахалсопели страдает от недостатка воды, так как вода из единственного источника постоянно исчезает.

Содержание проекта: Мы поставили себе задачу остановить массовое исчезновение родниковой воды в нашем селе, а также провести акцию в поддержку повторного запуска единственного бассейна под открытым небом. Благодаря экономному обращению с водой открытый бассейн мог бы наполняться родниковой водой. Поэтому для начала мы очистили сам источник и территорию вокруг него, установили защитное сооружение из бамбука, а затем провели просветительскую работу с населением поселка.
Общеобразовательная школа Ахалсопели

Команда: Мариам Джоджуа, Тамта Джоджуа, Мариам Шерозия, Кобалия Тцитцино (учитель немецкого языка), Китиа Кетеван (учитель экологии)


Проект: Когда деревья были зелёными… (Москва, Россия)

Растущее число парковочных мест угрожает тем немногим деревьям, которые еще украшают город.

Содержание проекта: Цель нашего проекта заключалась в установлении причинной связи между возникновением новых парковочных мест и вымиранием деревьев. Мы провели междисциплинарное исследование: не только взяли пробы почвы и собрали информацию о деревьях, но и узнали о правилах обращения с растениями при проведении дорожных работ. Была выявлена следующая проблема: в городе отсутствует необходимая оросительная система. Мы разработали многочисленные рекомендации, а также рассказали о нашем проекте в школе и в интернете.

Школа №1179
Команда проекта: Алина Аносова, Алина Погосян, Даниил Сидоров, Анна Цуканова (учитель немецкого языка), Наталья Кисляк (учитель биологии)

На фото школьники исследуют с помощью микроскопа состояние листьев.

Проект: Последствия кормления птиц в воде. Исследовательская работа школьников на реке Мироша
(Псков, Россия)

Загрязнение окружающей среды и массовое кормление птиц угрожают качеству воды и многообразию животного мира реки Мироша.

Содержание проекта: Проект нашей инициативной группы посвящен исследованию влияния кормления птиц в водоемах на экологию. Заинтересовавшись нашей локальной экосистемой, мы смогли установить связь между кормлением птиц и ухудшающимся качеством воды. Чтобы привлечь внимание жителей Пскова к последствиям их действий, мы установили в парке информационный щит «Кормить птиц запрещено» и рассказали об этом в интернете.

Школа №11
Команда проекта: Ольга Степанова, Сергей Соловьев, Елизавета Терентьева, Юлия Михайлова (учитель немецкого языка), Анастасия Фролова (учитель географии)

Проект: Начни экономить энергию сам! (Ровно, Украина)

Растущая по всему миру потребность в энергии вызывает целый ряд экологических проблем – увеличение выброса вредных веществ и загрязнение окружающей среды.

Содержание проекта: Хотя мы осознаем, что не сможем внедрить экологичные технологии обработки энергоресурсов по всему миру, мы всё же решили проявить инициативу ответственного энергопотребления в нашем городе. Для этого мы разработали подробные информационные брошюры об экономии электроэнергии, провели в нашей школе просветительские уроки и конкурс рисунков на соответствующую тему. Кроме того, мы подготовили рекомендации по экономии электроэнергии и опробовали их на практике.

Лицей №12
Команда проекта: Анастасия Ваврык, Оксана Мельничук, Олександра Труш, Ольга Мороз (учитель немецкого языка), Людмила Бондарук (учитель физики)

Проект: Определение концентрации углекислого газа в помещениях гимназии с помощью самодельного газоанализатора (Санкт-Петербург, Россия)

Повышенное содержание углекислого газа в закрытом помещении – серьезный фактор, вызывающий головные боли, чувство усталости и сердечно-сосудистые заболевания, а также оказывающий негативное влияние на другие показатели здоровья.

Содержание проекта: Так как нам известны последствия повышенного содержания углекислого газа, в рамках нашего проекта мы измерили концентрацию диоксида углерода в помещениях нашей школы и сравнили их с нормальными показателями. Мы самостоятельно разработали конструкцию газоанализатора и узнали о методике химических измерений. К счастью, все показатели выбросов диоксида углерода находятся в норме, однако мы все равно рекомендуем постоянно проветривать помещения.

Гимназия №116 Приморского района

Команда проекта: Роман Губенко, Алина Иванова, Михаил Мезенцев, Татьяна Хорунжая (учитель немецкого языка), Татьяна Пузикова (учитель химии)

Проект: Экологическая лаборатория. По лесозащитным тропам Мордовии. (Саранск, Россия)

Вырубка деревьев, загрязнение окружающей среды и другие проблемы, вызванные деятельностью человека, угрожают лесам Мордовии.

Содержание проекта: Поскольку приблизительно третья часть Республики Мордовии покрыта лесами, эти дары природы недостаточно ценятся многими местными жителями. Чтобы привлечь внимание школьников и жителей Саранска к красоте лесов, мы подготовили интерактивную экологическую лабораторию, развесили плакаты, провели акцию по сбору мусора и разработали экологическую тропу.

Гимназия №20
Команда проекта: Мария Долгаева, Александр Паткин, Анастасия Шибаева, Татьяна Шарашкина (учитель немецкого языка), Юлия Варданян (учитель географии)

Педагогический проект по развитию и ознакомлению детей младшего школьного возраста с экологией родного края посредством создания иллюстрированной книги «Рисуем ЭкоМир»

Паспорт проекта
Название проекта «Рисуем ЭкоМир»
Нормативные основания реализации проекта
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" Принят Законодательным Собранием Свердловской области 9 июля 2013 год Статья 4. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Статья 44. Пра-ва, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение 2011.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы.
Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726 – «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. No 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Основные идеи проекта Познакомить детей школьного возраста с экологической культурой родного края и создать полноценную иллюстрированную книгу «Рисуем ЭкоМир».

Цель проекта Создать условия для формирования и развития художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста посредством создания иллюстрированной книги «Рисуем ЭкоМир».
Задачи проекта
I. Обучающие:
- приобщать детей к книжной культуре, повышать интерес к стремлению получать знания через книгу;
- формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам;
- систематизировать имеющие знания детей о природе родного края в иллюстративной форме;
-формировать образное, пространственное мышление и умения выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм.
II. Развивающие:
- способствовать развитию познавательного интереса к миру природы, умение отражать это в художественно продуктивной деятельности;
- способствовать развитие у детей навыков исследовательской и творческой работы при изучении экологической культуры родного края;
- способствовать развитие творческого потенциала ребенка, внимательности и наблюдательности, творческого воображения и фантазии.
III. Воспитательные:
-воспитывать любовь к книгам, бережное отношение к ним;
- воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.
Задачи по работе с родителями:
- создать условия для совместной работы ДОУ и семьи по экологическому воспитанию детей;
- заинтересовать родителей актуальностью данной те-мы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта;
- привлечь родителей к непосредственному участию в совместной практической деятельности с детьми и участию в мероприятиях, согласовать формы их совместной деятельности тем самым сблизить интересы детей и родителей.
Объект и предмет педагогической деятельности
Объект: процесс создание иллюстративной книги «Рисуем ЭкоМир».
Предмет: процесс формирования художественно-творческих способностей детей посредством создания иллюстративной книги «Рисуем ЭкоМир».
Принципы реализации проекта
- последовательность;
- доступность материалов и заданий;
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
- право на самостоятельную деятельность ребёнка в процессе реализации проекта;
- право возможности выбора участия в проекте;
- творческое самовыражение (речевое, изобразительное, эмоциональное);
- тесное взаимодействие с родителями воспитанников.
Срок реализации проекта сентябрь-май 2017-2018уч.год
Участники проекта Дети младшего школьного возраста, педагог, родители
Ожидаемые результаты и социальный эффект реализации проекта:
Участники проекта – дети, педагоги, родители – приобретут опыт по ознакомлению с природой родного края. Проект будет способствовать развитию бережного и чуткого отношения к миру природы, животных, насекомых, птиц через изобразительное творчество.
Проявится активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта, что вызовет у ребёнка положительные эмоции, гордость за свою семью.
Педагог сможет выявить творческие способности детей, выявить одаренных детей.
Дети познакомятся с книжной графикой, с процессом создания иллюстраций для книг, познакомятся с особенностями природы родного края.
Источники финансирования Привлечение спонсорских средств, добровольные по-жертвования родителей

Актуальность проекта
На сегодняшний день проблема отношения человека к природе является одной из наиболее актуальных. С каждым днем воздух, водоемы, леса и другие экосистемы становятся все более загрязненными, исчезают растения и животные и все эти беды случаются по причине неправильного отношения человека к природе, причем неважно, делает ли это он осознанно или нет. Именно поэтому воспитание экологической культуры у подрастающего поколения очень важной задачей для современного общества.
Начинать это воспитание необходимо в раннем детстве. И в таком случае, возможно, нам удастся привить школьникам интерес к природе, научить ее любить и беречь. Необходимо, чтобы дети поняли, что человек является не главным действующим лицом в природе, а всего лишь ее частичкой. Поэтому он обязан соблюдать основные законы природы и всеми силами пытаться изменить свое потребительское отношение к ней.
Для воспитания экологической культуры у детей можно использовать самые разнообразные методы, но без чтения книг по экологии в любом случае не обойтись. Эффективнее процесс знакомство с экологической культурой будет, если дети создадут эту книгу сами. Ведь книга является одним из главных источников информации ребенка, а при создании книги самими детьми процесс изучения экологии родного края будет им очень интересен и полезен. К положительным сторонам знакомства с экологией с помощью книг является также то, что ученики 1-4классов уже могут делать это самостоятельно.
Родителям, которые пока еще не понимают, зачем ребенку раннего школьного возраста необходимы книги по экологии, следует знать, что этот период - наиболее подходящий для экологического воспитания. Ведь упомянутый возраст является важным этапом в формировании личности и ее ценностных ориентаций. А это значит, что глубинное восприятие окружающего мира и отношение к нему закладывается именно в этом возрастном периоде.
В ранний школьный период у ребенка формируются первые эмоциональные впечатления о природе, накапливаются представления о разных фактах жизни, особенно это интересно происходит через рисунок. Все это подтверждает факт формирования экологического сознания и культуры. Однако для того, чтобы все это происходило, родителям необходимо уделять должное внимание ребенку, а также на собственном примере показывать каким должен быть экологически культурный человек, говорить о проблемах человечества, восторгается природой, и относиться бережно даже к самым крохотным ее жителям.
Таким образом, работа по наблюдению природы родного края у детей младшего школьного возраста очень актуальна, но не эффективна. Беседы с детьми показали, что дети недостаточно знают о природе родного края.
Следовательно, необходимо создать условия для знакомства детей с природой родного края. Такие условия может создать дополнительное образование, так как дети могут уделить исследовательской работе по ознакомлению с природой родного края большое внимание. Поэтому и возникла идея создать проект по созданию иллюстрированной книги «Рисуем ЭкоМир». Для создания книги детям необходимо будет познакомиться с окружающей их природой, выявить особенности изучаемой области и запечатлеть это на листе бумаге. Тем самым у ребенка процесс знакомства с природой родного края будет очень эффективен и результативен.

Основное содержание проекта
Проект, направлен, на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей младшего школьного возраста о природе родного края, города. Знание детей приблизятся к системным. Дети проявят устойчивый, познавательный интерес к познанию природы нашего края, создадут эскизы и наброски рисунков для создания книги. Смогут прогнозировать негативные воздействия человека. Проявят чувства гордости и восхищения малой Родиной.
Проект является интегрированным. Он тесно вплетен в другие виды деятельности: ознакомление с художественной литературой, изобразительную деятельность, игровую. Все задания в проекте направлены на формирование способностей к переносу знаний и умений на лист бумаги. Творческие задания в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы, стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности. Реализация проекта осуществляется в тес-ном сотрудничестве с семьями воспитанников.
Основные этапы реализации проекта «Рисуем ЭкоМир»:
I этап – подготовительный (сентябрь)
Цель этапа: определение перспектив. Постановка цели и задачи, определение направлений, объектов и методов исследования. Предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов. Составление перспективно - творческого плана по ознакомлению детей с природой родного края.
II этап - основной (октябрь - май).
Это наиболее важный этап - непосредственная реализация самого проекта, в рамках которого будет проведена работа по трём направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей.
Работа педагога с детьми включает специально организованную деятельность (беседы, наблюдение, чтение художественной литературы, рассматривание картин, продуктивная деятельность, эскизы, наброски и т.д), со-здание условий для самостоятельной деятельности детей.
Работа детей и родителей заключается в совместном выполнении творческих заданий, исследовательской проектной деятельности.
Работа педагогов с родителями включает в себя проведение консультаций для родителей, родительское собрание по теме проекта, целью которых будет объяснить актуальность, важность проводимой работы по экологическому воспитанию детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.
III этап - заключительный (май).
Цель: Анализ и подведение итогов работы. Итоговый этап заключается в со-здании и выпуску полноценной иллюстрированной книги по природе родного края.

План- график реализации проекта

Сентябрь «Рисуем Эко Мир»
- Изучение и анализ литературы по проблеме, просмотр интернет ресурсов, выбор оптимальных для работы в данной группе.
- Систематизация материалов программно-методического обеспечения, создание условий для реализации проекта
- Разработка плана реализации проекта.
- Разработать цикл занятий и бесед опытно - экспериментальной деятельности (направления работы, тематика). Подбор методической литературы
План реализации проекта
Цикл занятий

Сентябрь –октябрь
«Мир вокруг нас»
- «Учитесь жалеть и беречь».
- «Земля – наш общий дом».
- Пленэры на свежем воздухе
- Оформление фотовыставки «Природа просит помощи».
- «Художественное творчество. Знаки природы».
-Рассматривание иллюстраций «Красота родного края». Цикл рисунков на данную тему.
Работа с родителями.
- Анкетирование родителей на тему: «Экологическое воспитание дошкольников»
Знакомство с красной книгой
Составление экологических сказок-рисунков.
Наброски
Фотовыставка
Рисунки детей на тему «Красота родного края»

Ноябрь «Птицы»
- Перелетные и зимующие птицы». Беседа «Жизнь птиц зимой».
- Презентация «Птицы зимой».
- Прогулки на свежем воздухе
- Цикл рисунков «Зимующие птицы».
- Выставка «Птицы зимой»
- Операция «Подарок птицам» развешивание кормушек.
Работа с родителями.
- Акция «Покормите птиц зимой»
- Конкурс на лучшую кормушку.
Беседа Презентация
Рисунки зимующих птиц
Выставка рисунков
Изготовление и развешивание кормушек для птиц

Декабрь «Зимушка - зима»
- Беседа «Зима пришла».
-Эксперимент «Свойства снега»
-Дидактическая игра «Зима в лесу»
- Художественное творчество. Рисуем зимний лес.
- Эксперименты «Превращение снега», «Иней».
- «Чудеса зимы». Цикл рисунков.
-Презентация «Ёлочка – хозяйка леса».
Работа с родителями.
Фотоконкурс «Елочка красавица» Беседа
Опыт, эксперимент
Игра
Рисуем зимний лес.
Эксперимент
Нетрадиционное рисование
Фотовыставка

Январь «Наши братья меньшие»
- Беседы «Животные нашего края», «Животные зимой».
- Чтение художественной литера-туры: Д. Зуев «Тайны леса», «Волки»; Г. Скребицкий «Бел-ка», «Заяц»; И. Соколов-Микитов «Медвежья семья», «Лоси»; А. Клыков «Лисицаи ворона».
- Дидактические игры: «Назови признаки животных», «Кто, чем питается?», «Кто, где живет?», «Назови детеныша?».
- Викторина «Дикие животные нашего края». Отгадывание за-гадок о животных.
- Цикл рисунков «Животные нашего края» (рисуем разными техниками, воскография, граттаж, ниткографика)
- Беседы «Где и как живут дикие животные», «Животные зимой».
- Опыт «Как маскируются животные»
Работа с родителями : Конкурс на лучший плакат, памятку-призыв, рекламный щит о бережном от-ношении к природе родного края.
Беседа
.
Дидактическая игра
Викторина
Нетрадиционное рисование. Выставка рисунков
Беседа
Опыт
Конкурс-выставка с участие родителей.

Февраль «Волшебница – вода»
- Беседа «Кто живет в воде?»
- Д/игра «Аквариум». Использование метода моделирования.
- «Кто живет в воде». Цикл рисунков «Подводный мир».
-Опыты «Свойства воды»
- Беседа «Значение воды в нашей жизни».
-Беседа «Берегите воду». Беседа
Дидактическая игра
Рисунки детей
Опыт
Беседа
Беседа

Март «Весна –красна»
- «Весеннее путешествие» Игра-путешествие.
- «Художественное творчество». Рисование «Весна красна».
- Чтение художественной литера-туры.Г.Скребицкий «Счастливый жучок».
-Рисуем «Перелетные птицы».
-Чтение художественной литера-туры. А Толстой «Сорока».
- Опыт «Встреча с ручейком», «Радуга»
Работа с родителями:
Изготовление поделок из бросового материала на тему: «Вторая жизнь упаковки» Игра-путешествие.
Рисунки детей
Просмотр иллюстрация книги.
Рисунки детей
Просмотр иллюстрация книги.
Опыт
Выставка поделок Педагог

Апрель «Растения и грибы»
- Беседы «Путешествие в мир растений», рассматривание иллюстраций и беседы с детьми по энциклопедии «Растения». Цикл рисунков на данную тему.
- Пленэры на природе
- «Растения как живое существо», «Лекарственные растения нашего края»
-Поисково-познавательная деятельность: «Может ли растения дышать?», «Нужен ли корешкам воздух?», «С водой и без воды». Наблюдение за растениями в объединении.
-Чтение художественной литера-туры: стихотворение Павловой «Зеленое платье планеты».
-Дидактические игры: «Что лишнее», «Назови плод».
- Цикл рисунков «Цветы», «Деревья».
-Викторина «Лучший знаток деревьев».
Работа с родителями: Оформление проекта «Моя семья и при-рода» Беседа
Наброски
Конспект-сценария мероприятия
Просмотр иллюстраций к книгам
Игра
Рисунки детей
Викторина
Проект «Моя семья и природа»

Май «Насекомые»
- Беседа «Таинственный мир насекомых». Наблюдения за насекомыми, просмотр иллюстраций, прогулки в парк.
- Рисование: коллективная работа: «Полянка», «Букашечки-таракашечки».
-Беседа «Насекомые и цветы со-зданы друг для друга».
-Художественное творчество «Рисуем насекомых».
-Чтение художественной литера-туры. М.Михайлов «Лесные хоромы»
-Книжная графика. Процесс со-здания книги. Сбор иллюстрированной книги «Рисуем ЭкоМир». Беседа
Коллективный рисунок
Беседа
Рисунки насекомых
Просмотр иллюстраций к книгам
Иллюстрированная книга «Рисуем ЭкоМир»

Ресурсы обеспечения проекта
- Информационные: детские энциклопедии, книги, интернет сайты о природе, животных, растениях, презентации.
- Организационные: мероприятия и консультации, которые предложат социальные партнеры.
- Материальные: спонсорская помощь родителей в опубликовании кни-ги.
Предполагаемые промежуточные продукты проекта:
Итоговыми продуктами проекта являются: создание иллюстрированной книги «Рисуем ЭкоМир».
Для педагогов планируется разработать методические рекомендации; конспекты занятий; сценарии совместных развлечений.
Для детей. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Умение различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода). Сформируется понимание детьми неразрывной связи человека с природой; Сформируется стремление к исследованию объектов природы.. Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года. Узнают растения родного края, нуждающиеся в защите и охране, занесенных в красную книгу; Узнают значение воды и воздуха, почвы в жизни всех живых объектов при-роды, их свойства. Научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять правила по-ведения и безопасности в природе. Научатся проводить простейшие, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
Для родителей.. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей. У родителей сформируется желание быть активным соучастником ребенка в его деятельности и творчестве.

Перспективы дальнейшего развития.
Опыт внедрения проекта по созданию иллюстративной книги «Рисуем ЭкоМир» эффективен и результативен, так как это непрерывный педагогический процесс, который позволяет познакомить детей с родной природой, научить бережно относиться к ней, учить помогать природе оставаться прежней. А использование метода проекта играет важную роль в развитии познавательной активности детей, в социализации личности школьников.
Считаю, что применение таких проектов позволяет не только сформировать осознанно правильное отношение к природе и экологическую культуру, но и дает уникальную возможность создать живую творческую атмосферу деятельности, стимулировать развитие художественно- творческого потенциала, влиять на развитие нравственных качеств школьника, тем самым формировать активную жизненную позицию, которая в дальнейшем определит грамотное отношение воспитанников ко всему окружающему. В доступ-ной, увлекательной форме дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, закрепляя пройденный материал рисунком, эскизом, наброском.
Тематика мероприятий может расширяться, дополняться. Материал будет подбираться в соответствии возрастных и индивидуальных особенностей детей, потребностей детей и родителей.
Особую роль в данном проекте играют родители. Без родительского внимания и участия проект не будет столь эффективен, так как родители являются примеров для своих детей. Работу в данном направлении мы будем продолжать и дальше вместе с детьми и родителями.

Актуальность темы: Планета Земля - наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относится к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию итоговый урок, завершающий цикл экологических бесед. На данном уроке детям был предложено на выбор: тестирование или экологический проект. Над экологическим проектом предлагалось работать в группах и темы проекта выбирались детьми самостоятельно из предложенных вариантов. Тесты можно выполнять как на бумажном варианте, так и в онлайн варианте. Материал разработан для учащихся 5-7 классов, так же может быть полезен учителям, родителям и воспитателям.
Рекомендации: Беседа сопровождается показом презентации (мультимедийное сопровождение), что позволяет полнее ощутить степень опасности от загрязнения нашего Дома-Земля и загрязнение водоёмов. Экологические проект защищаются в классе и оцениваются ребятами по предложенной таблице оценивания.
Цель: Закрепить и проверить знания детей о видах экологических проблем и способах их решения.
Вызвать стремление деятельности школьников по защите природы, дать установку на выполнение некоторых мероприятий по охране природы.
Задачи:
- разработать и защитить экологический проект
- ответить н вопросы тестов.Описание: детям предлагается ответить на 4 теста в бумажном варианте или онлайн.

Тест №1. Тема: «Экология. Первая глобальная проблема»



1.Экология это:
А)Наука о влиянии человека на окружающую среду;
Б)Наука, изучающая построение, функции и развитие живых организмов в экосистеме;
В)Наука о влиянии окружающей среды на человека;
Г)Наука о рациональном использовании природных ресурсов;
Д)Наука, изучающая живые организмы в природе.
Дайте один правильный ответ.
2.Слово «экология» происходит от:
А) Греческих слов б) немецких слов
В)английских слов г) Португальских слов
Запишите свои варианты ответ ов.
3. Что обозначает слово «экология»
4. В чем отличие современной упаковки и той, что использовалась 10-15 лет назад?
5. Назовите причины возникновения мусора.
6. Что обозначает слово «инертный»
7. Назовите цифру мусора на одного жителя планеты в год. (в среднем)
8. Как классифицируется мусор по степени опасности для окружающей среды? Какой класс самый опасный?
9. Назовите основные условные категории, на которые подразделяется мусор.
10. Каковы пути утилизации отходов?
11. Назовите плюсы и минусы одного способа утилизации (любого по-выбору).
12. Какой путь самый рациональный? Почему?
13. Что такое спецотходы? Как их уничтожают?
14. Назовите сроки естественного разложения мусора.
15. Варианты вторичной переработки мусора.

Тест №2. Тема: «Экология. Вторая глобальная проблема»


Дайте несколько правильных ответов.
1.Что относиться к основным экологическим проблемам:
А) Загрязнение атмосферы;
Б) Загрязнение Вод Мирового океана;
В) Загрязнение почв;
Г) Истребление флоры и фауны;
Д) Таянье льдов.
Е) Создание «красной книги»
Дайте один правильный ответ.
2.Загрязнение рек приводит:
А) Гибель икринок
Б) Гибель лягушек, раков
В) Гибель водорослей
Г) Гибель всего живого
Запишите свой вариант ответа.
3. На какие классы по качеству воды подразделяют загрязнение рек?
4. Загрязнение вод производиться (чем)?
5. Откуда берутся пестициды в воде?
6. Приведите пример «тяжёлых металлов»
7. Где находятся 10 самых грязных рек?
8. К чему приводит тепловое загрязнение воды?
9. Причины возникновения электромагнитного загрязнения вод.
10.Что вы знаете о радиоактивном излучении?
11. Напишите, что мы можем предпринять для сохранения водных ресурсов Земли.
12. Приведите пример последствий загрязнения вод нефтью и нефтепродуктами.

Тест №3. Тема: «Экология. Третья глобальная проблема»


Дайте несколько правильных ответов.
1.Загрязнение атмосферы это:
а.это привнесение в атмосферный воздух чужеродных для его состава веществ
б.изменение соотношения газов в составе воздуха
в.физические, химические, биологические вещества
г.грязный воздух
2.Болезни, вызванные высоким содержанием вредных веществ в воздухе, которым мы дышим:
а.головная боль
б.тошнота
в.раздражение кожи
г.астма
д.опухоль
е.растяжение суставов
Дайте свой вариант ответа.
3.Какие виды загрязнения атмосферы вы знаете?
4.Назовите источники естественного загрязнения атмосферы.

Дайте один правильный ответ.
5.Причины пыльных бурь:
а. засуха
б. вырубка лесов
г. разлив рек
д. гравитация луны
Дайте свой вариант ответа.
6. Назовите искусственные источники загрязнения атмосферы.
Дайте один правильный ответ.
7. Какой газ выделяется в атмосферу при сгорании топлива?
а.оксида углерода (СО2)
б.кислород (О2)
в.азот (N2)
г.азотная кислота (HNO3)
Дайте свой вариант ответа.
8. Что такое Смог. В чем его вред для жителей мегаполиса.
9. От чего происходит истощение озонового слоя?
10. К чему приводит радиоактивное загрязнение?
11. Чем опасен парниковый эффект?
Дайте один правильный ответ.
12. Сколько дней может прожить человек без воды?

а.7
б.1
в.30
г.5
13.Пути сохранения атмосферы. (Не менее 5)

Тест №4. Тема: «Экология. Итог»

Итоговый тест.
Дайте один правильный ответ.
1. Под загрязнением окружающей среды понимают:
а.привнесение в среду новых, нехарактерных для нее физических, химических и биологических компонентов
б.привнесение в среду новых, нехарактерных для нее физических, химических и биологических компонентов, а также превышение естественного уровня этих компонентов
в.превышение естественного уровня природных и антропогенных компонентов среды
г.рост антропогенного влияния на природные экосистемы
2. Загрязнение атмосферы в России в первую очередь вызывается:
а.химической промышленностью
б.теплоэнергетикой
в.сельским хозяйством
г.нефтедобычей и нефтехимией
3. Наиболее опасное загрязнение почв вызывается:
а.бытовыми отходами
б.отходами сельского хозяйства
в.тяжелыми металлами
г.сточными водами
4. Наибольшее загрязнение вод суши вызывают:
а.смыв удобрений и пестицидов с полей
б.бытовые и промышленные сточные воды
в.загрязнение твердыми бытовыми отходами
г.дампинг
5. Наибольшее загрязнение вод Мирового океана вызвано:
а.дампингом
б.кислотными дождями
в.отходами сельского хозяйства
г.нефтью и нефтепродуктами
6. Загрязнения, обнаруживаемые вокруг промышленных предприятий, называются:
а.локальные
б.региональные
в.глобальные
г.санитарно-защитные
7. К химическому загрязнению не относятся:
а.загрязнение тяжелыми металлами
б.попадание пестицидов в водоемы
в.загрязнение почв твердыми бытовыми отходами
г.увеличение концентрации фреонов в атмосфере
8. Загрязнение окружающей среды твердыми бытовыми отходами можно отнести к:
а.физическому загрязнению
б.биологическому загрязнению
в.механическому загрязнению
г.физико-химическому загрязнению
9.Вырубка лесных массивов приводит к:
а. увеличению видового разнообразия птиц;
б. увеличению видового разнообразия млекопитающих;
в. уменьшению испарения;
г. нарушению кислородного режима
10.Недостаток питьевой воды вызван, в первую очередь:
а. парниковым эффектом;
б. уменьшением объема грунтовых вод;
в. загрязнением водоемов;
г. засолением почв.
11.Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере:
а. угарного газа;
б. углекислого газа;
в. диоксида азота;
г. оксидов серы.
12.От жесткого ультрафиолетового излучения живые организмы защищают:
а. водяные пары;
б. облака;
в. озоновый слой;
г. азот.
13.Самыми распространенными заболеваниями, которые возникают в результате ухудшения экологической обстановки, являются:
а. болезни опорно-двигательной системы;
б. инфекционные болезни;
в. сердечно-сосудистые и онкологические заболевания;
г. болезни пищеварительного тракта.
14.Как называется источник возникновения новых аллелей при изменении генетической структуры популяции?
а. мутация;
б. миграция;
в. дрейф генов;
г. неслучайное скрещивание.
15. Сколько минут человек может прожить без воздуха?
а. 30
в. 5
б. 1
г. 10
16.Основной продукт потребления?
а. вода
б. пища
г. воздух
в. хлеб

Экологический проект.

Начать разговор можно с показа ролика. Возможно запустить ролик под песню группы Земляне " Прости Земля!"

Эпиграфом к уроку можно взять слова
"Жить в зеленом мире этом
хорошо зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком,
пестрым бегает зверьком
В облаках кружиться птицей,
шустрой бегает куницей.
Жизнь повсюду, жизнь вокруг.
Человек природе – друг!"

В современном мире экологические проблемы встают на первый план. Мы с вам успели разобрать только малую толику экологических проблем. В заключение наших экологических бесед, я хочу предложить вам разработать экологический продукт (назовем его проект), в котором вы расскажите об одной из экологических проблем и ее решении.
Для начала вспомним те проблемы, с которыми мы уже знакомы.
Называют дети.
Вы можете в качестве экологического продукта выпустить стенгазету, нарисовать комикс, придумать экологическую сказку, кроссворд, календарь.. Выбор за вами, что для вашей группы покажется интересным, тот проект и выполняет ваша группа.
Работа над проектом проходит по плану:
1. Обозначить проблему.
2. Выявить причину.
3. Выдвинуть решение данной проблемы.
План можно дополнять своими предложениями.
Оценивать проекты будет жюри, выбранное вами из учащихся класса по следующим критериям:
1.Оригинальность
2.Соответствие заданию
3.Защита продукта
4.Ответы на поставленные вопросы
5.Работа всех участников группы
Желаю творческих успехов.

Варианты проектных заданий:

Проектное задание 1
Изучите материал о макулатуре. Выполните задание: оформите плакат для жителей п. Вахтан о вреде сжигания бумаги и призывающий собирать макулатуру для вторичного использования
Макулатура
Материал: бумага, иногда пропитанная воском и покрытая различными красками.
Ущерб природе: Собственно бумага ущерба не наносит. Целлюлоза, входящая в состав бумаги, - естественный природный материал. Однако краска, которой покрыта бумага, может выделять ядовитые вещества.
Вред человеку: краска может выделять при разложении ядовитые вещества.
Пути разложения: используется в пищу некоторыми микроорганизмами.
Конечный продукт разложения: перегной, тела различных организмов, углекислый газ и вода.
Время разложения: 2-3 года.


Продукты, образующие при обезвреживании: углекислый газ, вода, зола.
Категорически запрещено сжигать бумагу в присутствии пищевых продуктов, так как могут образоваться диоксины.

Проектное задание 2
Изучите материал о пищевых отходах. Выполните задание: составьте памятку для жителей с.Частые о способах обезвреживания пищевых отходов.
Пищевые отходы
Ущерб природе: практически не наносят. Используются для питания различными организмами.
Вред человеку: гниющие пищевые отходы – рассадник микробов. При гниении выделяют дурно пахнущие и ядовитые в больших концентрациях вещества.
Пути разложения: используются в пищу разными микроорганизмами.
Конечный продукт разложения: тела организмов, углекислый газ и вода.
Время разложения: 1-2 недели.
Способ вторичного использования (в любых масштабах): компостирование.
Наименее опасный способ обезвреживания (в малых масштабах): компостирование.
Продукты, образующие при обезвреживании: перегной.
Категорически запрещено бросать в огонь, так как могут образоваться диоксины.

Проектное задание 3
Изучите материал о тканях. Выполните задание: оформите плакат для жителей с. Частые, призывающий найти новое применение ненужным вещам.
Изделия из тканей
Ткани бывают синтетические (при нагревании плавятся) и натуральные (при нагревании обугливаются). Всё, написанное ниже относится к натуральным тканям.
Ущерб природе: не наносят. Целлюлоза, входящая в состав бумаги, – естественный природный материал.
Пути разложения: используются в пищу некоторыми организмами.
Конечный продукт разложения: перегной, тела организмов, углекислый газ, вода.
Время разложения: 2-3 года.
Способ вторичного использования (в больших масштабах): переработка на обёрточную бумагу.
Способ вторичного использования (в малых масштабах): компостирование.
Наименее опасный способ обезвреживания (в малых масштабах): сжигание в условиях, обеспечивающих полноту сгорания.
Продукты, образующие при обезвреживании: углекислый газ, вода, зола

Проектное задание 4
Изучите материал о пластмассах. Выполните задание: составьте памятку для жителей с.Частые о вреде сжигания изделий из пластмасс.
Изделия из пластмасс неизвестного состава
Ущерб природе: препятствуют газообмену в почвах и водоёмах. Могут быть проглочены животными, что приводит к гибели. Могут выделять токсичные для многих организмов вещества.
Ущерб человеку: могут выделять при разложении ядовитые вещества.

Время разложения: зависит от пластмассы обычно – около 100 лет, может быть больше.
Способы вторичного использования: зависит от пластмассы (как правило -переплавка). Для многих пластмасс способов вторичного использования не существует (из-за трудностей определения конкретной пластмассы).

Продукты, образующиеся при обезвреживании: углекислый газ, вода, азот, аммиак, хлороводород, серная кислота, ядовитые хлорорганические соединения.
Категорически запрещено сжигать указанные материалы, так как при этом могут образоваться огромные количества диоксинов.

Проектное задание 5
Изучите материал об упаковочном материале. Выполните задание: оформите плакат для жителей с. Частые, призывающий не разбрасывать упаковочный материал.
Упаковка для пищевых продуктов
Материал: бумага и различные виды пластмасс, в том числе хлорсодержащие. Иногда - алюминиевая фольга.
Ущерб природе: могут быть проглочены крупными животными, что вызывает гибель последних.
Пути разложения: медленно окисляется кислородом воздуха. Очень медленно разрушается под действием солнечных лучей. Иногда используется в пищу некоторыми микроорганизмами.
Время разложения: зависит от изделия. Обычно – десятки лет, может быть больше.
Способ вторичного использования (в больших масштабах): как правило -не существует (из-за трудностей разделения на компоненты)
Наименее опасный способ обезвреживания (в любых масштабах): захоронение.
Продукты, образующиеся при обезвреживании: зависят от пластмассы. Обычно углекислый газ, вода, хлороводород, ядовитые хлорорганические вещества.
Категорически запрещено сжигать указанные материалы, так как при этом могут образоваться диоксины.

Проектное задание 6
Изучите материал о консервных банках. Выполните задание: составьте памятку для жителей с.Частые о правильном обезвреживании консервных банок.
Консервные банки
Материал: оцинкованное или покрытое оловом железо.
Ущерб природе: соединения цинка, олова и железа ядовиты для многих организмов. Острые края банок травмируют животных.
Вред человеку: выделяют при разложении ядовитые вещества.
Пути разложения: очень медленно окисляются кислородом. Очень медленно разрушаются под действием солнечных лучей.
Конечный продукт разложения: углекислый газ, вода и хлороводород.
Время разложения: на земле и в пресной воде – несколько сотен лет, в солёной воде - несколько десятков лет.
Способы вторичного использования (в больших количествах): не существует (из-за технологических трудностей).
Наименее опасный способ обезвреживания (в любых масштабах): вывоз на свалку.
Продукты, образующиеся при обезвреживании: углекислый газ, вода, хлороводород, ядовитые хлорорганические соединения.
Категорически запрещено сжигать указанные материалы, так как при этом образуются огромные количества диоксинов.
Проекты детей.

Экология занимает особое место среди глобальных проблем современного мира, имеющих транснациональный и межгосударственный характер.

Вопрос взаимоотношений людей и природы всегда стоял остро, однако с наступлением третьего тысячелетия противоречия в цепочке «индивидуум – общество – окружающая природа» достигли максимума.

В последние несколько десятков лет на фоне взаимоотношений человечества и природы проводятся самые острые дискуссии ученых, общественности, мировых организаций и правительств разных стран.

Темы исследовательских работ по экологии связаны с теми проблемами, которые существуют в современной действительности, сюда вошли все .

Загрязнение мирового океана

В наши дни в океан поступает множество вредных веществ: пластмасс, нефти, пестицидов, химических и производственных отходов, что негативным образом сказывается на существовании морской фауны. Из этого понятно, что напрямую связана с деятельностью человека, т.е. антропогенна.

Существенный урон океану наносят:

  • Промывка трюмов танкеров, в результате чего в его воды ежегодно сбрасывается от 8 до 20 баррелей нефти. Эта цифра названа без учета аварий, которые случаются в ходе перевозки нефти морскими путями. Образующаяся нефтяная пленка перекрывает доступ кислорода в воду, служа причиной вымирания планктона и рыбы.
  • Тяжелые металлы, попадающие в воду. Наиболее вредными из них являются хром, свинец, ртуть, никель, кадмий и медь. Согласно статистическим данным, только в воды Северного моря каждый год сбрасывается около 50000 этих металлов.
    попадание сточных вод с высоким содержанием пестицидов – альдрина, дильдрина и эн-дрина, способных откладываться в тканях живых организмов.
  • Губительно действует на морских обитателей трибутилоловохлорид (ТБТ), который нашел широкое применение для покраски корабельных килей – в качестве защиты от обрастания поверхности водорослями и ракушками. Ученые доказали, что это вещество препятствует размножению одного из ракообразных – трубача.
  • В течение последних лет воды океана стали все чаще использоваться для размещения ракетно-ядерного оружия и для захоронения радиоактивных веществ, что также приводит к отрицательным последствиям.

Сегодня охрана океанических вод является одной из наиболее актуальных проблем всего человечества. В 1982 году в ходе Конференции ООН участники приняли Конвенцию по морскому праву, которая ввела ряд ограничений по использованию вод Мирового океана.

Таким образом, охрана его ресурсов и борьба с загрязнением приобрели особое значение.

Соединенные Штаты, Канада, Япония, Индия, Европа и другие государства ежегодно запускают спутники для сбора данных методом дистанционного зондирования.

Точность возможности разрешения таких приборов постоянно растут; кроме того, расширяется набор параметров, которые характеризуют состояние внешней среды, измеряемой из космоса. Америка и Европейское космическое агентство открывают все больше доступа к спутниковым данным; постоянно растет число специалистов, вовлеченных в разработку и реализацию новых международных проектов.

Глобальное потепление в Арктике

Проблема глобального потепления в Арктике наступает с катастрофической скоростью. Последствиями может стать исчезновение мест летнего обитания белых медведей и критическое повышение уровня моря на планете.

Такую оценку глобальных климатических изменений сделали члены международной группы климатологов. Предупреждение, сделанное учеными, может повлиять на США и ряд других стран с развитой промышленностью, заставив их уменьшить эмиссии от сжигания ископаемых видов топлива.

Отчет исследования, направленного на изучение последствий глобального потепления в Арктике, гласит:

  • Таяние ледников, которые содержат огромное количество пресной воды, может спровоцировать поднятие уровня моря за несколько сотен лет на 7 метров. В соответствии с расчетами специалистов, в нашем столетии, из-за превышения пороговой температуры в Арктике может произойти длительное таяние ледяного щита.
  • Арктические температуры растут вдвое быстрее, чем на остальных участках планеты. В течение последних 50 лет среднезимовая температура на Чукотке, в западной Канаде и на Аляске выросла на 3,5 ºС. В следующем столетии данный показатель может достигнуть 6,5 ºС.
  • Резко сокращается площадь паковых льдов, расположенных в Северном Ледовитом океане. За последние 30 лет их площадь стала меньше на 20 %; к концу этого столетия их площадь может сократиться еще на 10-50%. Существует мнение, что к 2040 году арктические паковые льды могут полностью исчезнуть.

Каждое из вышеперечисленных изменений может способствовать ускорению . Приток пресной воды в Атлантический океан может привести к изменению планетарных океанических течений, что, в свою очередь, нарушит климатические условия, метеорологические явления и концентрацию ресурсов рыб и прочих морских обитателей.

Это исследование проводилось в течение 4,5 лет; в роли заказчика выступил Арктический совет и международный Арктический комитет по науке. Членами совета являются высшие чиновники из Соединенных Штатов, Канады, Финляндии, Дании, Швеции, Норвегии, Исландии России и лидеры организаций коренных народов Арктического региона. В работе принимают участие 300 ученых из центров полярных исследований из разных государств мира.

Сейчас наблюдаются и прогнозируются изменения, касающиеся всех аспектов жизни населения Арктики – сельского хозяйства, структуры перевозок и жизненного уклада, а также местной фауны – например, многие редкие виды перелетных птиц могут лишиться мест размножения.

Проблема утилизации пищевых отходов

В последние десять лет внимание многих экономических секторов привлекает проблема минимизации и утилизации отходов. Однако, среди прочих отходов, именно пищевым внимания уделяется меньше, чем другим. В течение многих десятилетий огромные объемы урожая, собранного в ряде развивающихся стран, так и не становятся полезными продуктами питания.
Ситуация принимает все более серьезный оборот вследствие того, что эти страны оказывают минимальное содействие для решения проблемы .

По данным, полученным в результате исследования, проведенного UNEP (программой ООН по вопросам окружающей среды), свыше 50 % всего объема производимых сегодня продуктов питания теряется, выбрасывается или тратится впустую вследствие не эффективной схемы пищевой цепочки в ресторанах и продовольственных магазинах.

Этот факт был подтвержден и другим исследованием, осуществленным по заказу NRA (национальной ассоциации ресторанов) – как оказалось, в ресторанах Британии 65% пищевых отходов выбрасывают во время приготовления пищи и всего лишь около 30 % остается на тарелках.

В 74 странах мира будут основаны объединения под названием «Вместе против отходов», членами которых станут группы специалистов отрасли, совместно работающие над решением вопроса о сокращении потерь в продовольственной сфере. Объединив потребителей и партнеров в стремлении минимизировать отходы, движение намерено разработать эффективные способы уменьшения потерь и утилизации отходов продуктов питания во всем мире.

Значение проведения международных исследований в области экологии

Задачи наблюдения за состоянием природы в масштабах планеты содержат много критериев. Одним из основных вопросов можно назвать определение максимально допустимого влияния населения на Землю, в частности, на ее .

В качестве примера современного проекта глобального мониторинга можно привести систему EOS в соединенных Штатах. Это долгосрочная программа, рассчитанная на 15 лет и имеющая научный характер. Работа проводится на основании данных, получаемых с трех спутников, которые обслуживаются орбитальной системой, с целью детального изучения состояния экологии планеты.

Исследования в школе

В нашей стране научно-исследовательские работы по экологии начинают проводить ещё в школе, приобщая таким образом детей к мировым проблемам. Начиная с младших классов для учащихся в школьную программу включены учебно-исследовательские работы.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 62

Проект, посвященный году экологии в России

«Без экологии, друзья, нам прожить никак нельзя».

Разработали:

педагоги МАДОУ

Д/С КВ № 62

Наро-Фоминск 2017г.

  1. Пояснительная записка:

1.1. Актуальность

1.2. Идея проекта

1.3. Новизна инновационного проекта.

1.4. Тип проекта.

1.5. Сроки реализации проекта.

1.6. Адресация проекта. Участники проекта.

  1. Целепологание

2.1. Цель проекта.

2.3. Задачи проекта.

4.Стратегия реализации проектной идеи:

4.1. Организационно - подготовительный этап.

  1. 2. Основной этап (деятельный - реализация проекта).

4.3. Третий этап - заключительный.

5.Оценка результатов проектной деятельности (предполагаемая) 6.Заключение.

  1. Перспектива дальнейшего развития идеи и тематики проекта.
  2. Отчет о реализации проекта

11.Список литературы и интернет сайтов.

  1. Приложение.
  1. Пояснительная записка

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека неза-висимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стране активно создаётся непрерывная система экологического образования населения. Всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнори-ровать.

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныни живущих людей, понимания сложившейся ситуации и сознатель-ного к ней отношения. Именно состояние экологии отражает тот уровень куль-туры, носителем которого является общество. Поэтому без изменений в культуре природопользования людей нельзя рассчитывать на позитивные изменения в эко-логии. Именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с законами жизни.

  • Актуальность

Изменить ситуацию можно только с помощью экологического образования начиная с дошкольного возраста. Обретение экологической культуры, экологи-ческого сознания, экологического мышления - это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации.

Недалёк тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты.

Вот почему так важно сегодня помочь детям освоить новую систему цен-ностей взаимоотношениях с природой:

Осознание ребёнком себя как части природы;

Воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам вне

зависимости от наших симпатий и антипатий;

Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;

Понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», и нельзя уничтожать то, что не можем создать;

Усвоение азов экологической безопасности (вместе с родителями) и перво-начальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на при-мерах использования воды, энергии в быту (вместе с родителями); - формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

Дошкольное детство - самый благоприятный период для формирования экологической культуры, начальный этап формирования личности человека.

Именно в это время формируются экологические представления об объектах и явлениях природы, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Но эти представления не формируются на пустом месте. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое слово взрослого, каждый жест, не говоря уже о поступках, могут служить для ребенка примером для подражания.

  • Идея проекта.

2017 год объявлен годом защиты экологии в России, в связи с этим в нашем детском саду был разработан долгосрочный проект, посвященный этой дате, для реализации проектной деятельности педагогами был подобран методический материал и создана разнообразная эколого - развивающая среда, являющаяся носителем экологической культуры, обеспечивающая непосредственный контакт ребенка с объектами природы и «живое» общение с ней.

  • Новизна.

Новизна проекта заключается в том, что он нацелен на работу как педагогов, детей и их родителей по экологическому воспитанию, через реализацию проектной деятельности (тематические мини - проекты), выстроенной согласно датам Между-народного экологического календаря. Данный проект интегрирован в разработан-ный годовой план мероприятий, посвящённых году Экологии в России (2017г.).Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий, обеспечивающих эффективность воспитательного процесса, личностную включённостью детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость, дающую бесспорные положительные результаты.

  • Тип проекта

- познавательно - исследовательский, практико - ориентировочный, долгосрочный.

1.5. Сроки реализации проекта .

По времени: долгосрочный

Сроки реализации: январь - декабрь 2017 год.

1.6. Адресация проекта.

Проект адресован на совместную работу педагогов МАДОУ ДС КВ №62 с детьми и их родителями по экологическому воспитанию, как среди детей, так и их родителей с января по декабрь 2017 год.

Участники проекта: педагоги, дети, родители Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбини-рованного вида № 62

  1. Целеполагание.

2.1. Цель:

- формирования экологической культуры, экологического сознания, экологичес-кого мышления в дошкольном возрасте, как начальный этап формирования лич-ности человека.

2.2.Задачи проекта.

- образовательные : формировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека, усвоение азов экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов, познавательные умения детей при овладении исследовательскими методами познания природы;

- развивающие: развивать осознание ребёнком себя как части природы, пони-мание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», что нельзя уничто-жать то, что не возможно создать;

- воспитательные: воспитывать у детей чувства сопричастности ко всему живо-му, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы через практическую природоохранную деятельность, эмо-ционально - положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость.

  1. Ожидаемые результаты проекта.
  2. У детей сформируются:

Экологические знания, экологическая культура;

Сознание важности природоохранных мероприятий;

Навыки правильного поведения в природной среде;

Чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природе;

Эстетическое отношение к окружающей действительности, желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в художественно - творческой деятельности.

У родителей:

Расширятся знания по экологическому воспитанию детей;

Повысится интерес к совместной деятельности по защите охране природы;

Гармонизируются детско-педагогические отношения;

Повысится уровень экологической культуры личности.

У педагогов:

Повышение профессионализма;

Внедрение новых методов и технологий в работе с детьми и родителями по экологическому воспитанию.

4.Стратегия реализации проектной идеи.

1 этап. Организационно-подготовительный.

2 этап. Основной. Реализация проекта.

3 этап . Обобщающий

4.1. Организационно - подготовительный этап.

  1. Постановка проблемы. Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
  2. Опрос детей, с целью выявление экологических знаний, проблемы.
  3. Анкетирование родителей.
  4. Консультирование, обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта. Подбор материала, форм и методов работы с родителями.
  5. Составление плана реализации проекта.
  6. Определение содержания деятельности всех участников проекта.
  7. Поиск различных средств достижения целей;
  8. Подбор и изучение методического материала, методической литературы.
  9. Создание дидактического и методического материала
  1. 2. Основной этап (деятельный - реализация проекта) .

Проведение комплекса мероприятий по теме проекта и включает в себя:

  1. Работу с детьми.
  2. Работу с родителями.
  1. Работа с детьми:
  • непосредственно - образовательная деятельность;
  • образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
  • совместная деятельность воспитателя и детей с учетом интеграции;
  • самостоятельная деятельность детей.

Познавательная - речевая деятельность по реализации задач проекта.

  • Тематические НОД экологической направленности.
  • Познавательно - исследовательская деятельность.
  • Чтение художественной литературы по проектной тематике.
  • Рассматривание иллюстраций экологического содержания, презентаций, видиофильмов;
  • Наблюдение за объектами живой и неживой природы
  • Эвристические, познавательные, ситуативные беседы.
  • Создание собственных проблемных ситуаций с помощью экологических моделей.
  • Сочинение экологических сказок. и, викторина, «Что, где, когда»

Социально - коммуникативная деятельность по реализации задач проекта:

Игровая деятельность экологического содержания:

Сюжетно-ролевые игры;

Дидактические игры;

Развивающие игры; Экологические интеллектуальные игры - театрализованные игры. .интеллектуальные игры: КВН, викторина, «Что, где, когда» Экологические интеллектуальные игры: КВН, викторина, «Что, Трудовая деятельность в экологическом центре и в природе:

- ход за растениями и посадками в группе;

Создание огорода и цветника, посадка, уход за растениями;

Поддержание чистоты и порядка на участке и территории детского сада (трудовой и экологический десант)

Художественно - эстетическая деятельность по реализации задач проекта.

Продуктивная деятельность:

  • рисование;
  • лепка;
  • аппликация;
  • прикладная деятельность;
  • конструктивно - модельная деятельность.

Музыкально - досуговая деятельность, экологические праздники.

Физкультурно - оздоровительная деятельность по реализации задач проекта:

Спортивные, подвижные игры;

- спортивные досуги, праздники экологического содержания

Организация и проведение с детьми с привлечением взрослых:

природоохранных акции на тему:

- «Гостеприимная кормушка» (изготовление кормушек, подкормка птиц)

- «Огород круглый год»

- «Цветник на подоконнике»

- «Сохрани подснежник»

- «Чей дом лучше» (изготовление скворечников)

- «Земля наш дом - пусть чисто будет в нём» (месячник по благоустройству территории детского сада).

- «Подарим книжке вторую жизнь - сохраним дерево»

- «Посади дерево и сохрани его»

- «Спасем елочку».

Выставок творческих работ на тему:

- «Сохраним подснежник»

- «Природа и творчество»

- «Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нём!» (Фото - работы)

- «Цветущий май» (Фото - работы)

- «Краски осени» (Фото - работы)

  1. Работа с родителями:

Проведение консультаций на тему: «Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому образованию дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края»,

семинара для родителей на тему: «Экологическая культура и сохранение здоровья ребенка в современных условиях»;

Анкетирование;

Оформление информационного уголка. Советы родителям на тему: «Научите детей любить и беречь природу!»;

Оформление папок-передвижек, проведение бесед экологического содержания;

- информирование родителей через создание природоохранных памяток, газет;

Участие в выставке поделок «Природа и творчество», в фотовыставках на тему: «Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нём!» «Цветущий май» «Краски осени»;

- привлечение к участию в природоохранных акции;

Проведение праздников, развлечений;

- привлечение родителей к активной реализации проектной деятельности в группах.

Перспективный план по внедрению проектной деятельности (тема-тические мини - проекты), выстроенной согласно датам Междуна-родного экологического календаря и посвящённый году экологии в России.

КАЛЕНДАРЬ

Вид деятельности

группы

ЯНВАРЬ

Проект - «Красная книга» - старший возраст.

Февраль

Проект - «Что мы знаем о дельфи-нах?» - средний, старший возраст

МАРТ

Проект - «Про котов, котят и кошек - обитателей окошек»- мл. возраст

Проект - «Семейство кошачьих» - ст. возраст

Проект - «Берегите лес» - старший возраст.

Проект - «Деревья и кустарники весной» - средний возраст

Проект - «Вода - это жизнь!» (ст.)

Проект - «Голубая капелька» (мл.)

Гр.№1

АПРЕЛЬ

Проект - «Пернатые друзья» - старший возраст.

Гр.№8

Проект - «Мы все в ответе за нашу планету» - средний возраст

Проект - «Пусть всегда будет солнце» - младший возраст.

Проект - «Природные явления»

июнь

Проект - «Берегите свою планету с теплым именем Земля» - старший возраст.

Проект - «Экология души»- младший возраст.

Проект - «Кто такие киты?»

ИЮЛЬ

Проект - «Рыбы живут не только в аквариуме» - младший возраст.

АВГУСТ

Проект - «Чем нас удивляют лошади»

СЕНТЯБРЬ

Проект - «Деревья наши зеленые друзья» средний возраст.

Проект - «Сосновая шишечка»

Проект - «Подводный мир морей»- старший возраст.

ОКТЯБРЬ

Проект - «Соседи по планете»

Проект - «Они просят защиты»- средний возраст

Гр.№7 Гр.№2

НОЯБРЬ

Проект - «Чудо в перьях»

Проект «Вторая жизнь бутылки»

ДЕКАБРЬ

Проект «Удивительный мир камней»- средний, старший возраст

Проект - «Путешествие снеговика» - средний возраст

4.3. Третий этап - заключительный.

Презентация проекта.

Итоговые мероприятия по мини - проектам в группах.

Посвящение дошкольников в юных защитников природы с вручением почётного значка.

Создание выставки методического и творческого материала.

Оформление информационно - справочных материалов (буклетов, папок, ширм - передвижек) по экологическому воспитанию дошкольников.

5.Оценка результатов проектной деятельности (предпологаемая) .

Дети:

- освоили новую систему ценностей по взаимоотношению с природой;

Сформировалось сознание важности природоохранных мероприятий;

Повысилось ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;

У детей проявилось развитие инициативы, активности, самостоятельности в экологической деятельности .

Родители:

Родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам экологического воспитания детей;
- принимают активное, живое участие в жизни группы;
- проявляют личную заинтересованность в реализации проектной деятельности, высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности экологического воспитания детей;
- проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении экологических знаний, экологической культуры;
- осознают особенности организации психолого - образовательного процесса и его влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств

Педагоги:

Личностный и профессиональный рост; самореализация.

Приобрели дополнительный опыт совместной деятельности с родителями и детьми.

6.Заключение.

Во время реализации проекта, получены разнообразные знания по экологии, повысилась значимость экологического и природоохранного воспитания детей, произошло повышение уровня личностного сознания, как у детей, так и у взрослых. Проект способствовал формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умение видеть его красоту и неповторимость, развитию эстетических чувств у дошкольников, их родителей, педагогов. Дети имеют первоначальные знания и понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», у них (вместе с родителями) сформировано понятие экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании при-родных ресурсов. У ребят появились навыки экологически грамотного и безо-пасного поведения в повседневной жизни. Родители и педагоги убедились в том, насколько актуальна тема экологического образования детей, как части нрав-ственно - патриотического воспитания подрастающего поколения по отношению к Родине, её природным богатствам.

Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил педагогов, родителей и детей в деле воспитания будущих граждан страны в целом.

  1. Перспектива дальнейшего развития идеи и тематики проекта.
  2. Отчет о реализации проекта (письменный, устный, открытое мероприятие, видиофильм, презентация и др.

11. Список литературы:

  1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию!: рабочая тетрадь для детей 5 - 6 лет Старшая группа; в 2ч - О.А. Воронкевич - СПб: Детство - пресс, 2002
  2. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, подготовительная группа - Волгоград: Учитель, 2012
  3. Сценарии занятий по экологическому воспитанию от 4 - 7 лет. Л.Г. Обухова, А.В. Кочерина, А.В. Обухова - Москва 2008
  4. Материалы интернет - сайтов.


Отчетность за сотрудников