Основные качества которыми должен обладать. Руководитель - опора компании. Образец резюме на должность директора

Работодателю важны как личные, так и деловые качества сотрудника. Какие способности важнее? Как отнестись к отрицательным чертам? Для каждой профессии важны свои характеристики. О том, как сделать правильный выбор и как оценить будущего работника, расскажем в нашей статье.

Деловые и личные качества

Деловые качества работника – это его способность выполнять определенные трудовые обязанности. Самые важные из них – уровень образования и опыт работы. В выборе работника ориентируйтесь на пользу, которую он может принести вашей компании.

Личные качества характеризуют сотрудника как личность. Они становятся важны, когда у претендентов на одну должность деловые качества на одном уровне. Личные качества характеризуют отношение сотрудника к работе. Ориентируйтесь на самостоятельность: он не должен делать вашу работу, а со своей обязан справляться в полной мере.

Деловые качества Личные качества
Уровень образования Аккуратность
Специальность, квалификация Активность
Опыт работы, должности, которые занимал Амбициозность
Производительность труда Бесконфликтность
Аналитические способности Быстрая реакция
Быстрая адаптация к новым информационным системам Вежливость
Быстрая обучаемость Внимательность
Внимание к деталям Дисциплинированность
Гибкость мышления Инициативность
Готовность к сверхурочной работе Исполнительность
Грамотность Коммуникабельность
Математический склад ума Максимализм
Навыки взаимодействия с клиентами Настойчивость
Навыки делового общения Находчивость
Навыки планирования Обаяние
Навыки подготовки докладов Организованность
Ораторские способности Ответственный подход к работе
Организаторские способности Порядочность
Предприимчивость Преданность
Профессиональная честность Принципиальность
Скрупулезность Пунктуальность
Способность заниматься несколькими проектами одновременно Решительность
Способность быстро принимать решения Самоконтроль
Способность работать с большим количеством информации Самокритичность
Стратегическое мышление Самостоятельность
Стремление к самосовершенствованию Скромность
Творческое мышление Стрессоустойчивость
Умение вести переговоры/деловую переписку Тактичность
Умение договариваться Терпеливость
Умение излагать мысли Требовательность
Умение находить общий язык Трудолюбие
Умение обучать Уверенность в себе
Умение работать в команде Уравновешенность
Умение располагать людей к себе Целеустремленность
Умение убеждать Честность
Хорошие внешние данные Энергичность
Хорошая дикция Энтузиазм
Хорошая физическая форма Этичность

Выбор качеств

Если в резюме вписано больше 5 характеристик, это сигнал о том, что претендент не способен сделать грамотный выбор. Причем стандартные «ответственность» и «пунктуальность» стали банальными, поэтому при возможности расспросите, что означают эти общие понятия. Яркий пример: фраза «высокая работоспособность» может означать «способность работать с большим количеством информации», в то время как вы рассчитывали на «готовность к сверхурочной работе».

Такие общие понятия, как «мотивация к труду», «профессионализм», «самоконтроль», претендент может раскрыть другими выражениями, конкретнее и содержательнее. Обратите внимание на несовместимые качества. Чтобы убедиться в честности претендента, можете попросить проиллюстрировать примерами указанные им характеристики.

Отрицательные качества сотрудника

Иногда их также вписывает в резюме соискатель вакансии. В частности такие как:

  • Гиперактивность.
  • Излишняя эмоциональность.
  • Жадность.
  • Мстительность.
  • Наглость.
  • Неумение врать.
  • Неумение работать в команде.
  • Неусидчивость.
  • Обидчивость.
  • Отсутствие опыта работы/образования.
  • Отсутствие чувства юмора.
  • Вредные привычки.
  • Пристрастие к сплетням.
  • Прямолинейность.
  • Самоуверенность.
  • Скромность.
  • Слабая коммуникабельность.
  • Стремление к созданию конфликта.

Претендент, вписавший в резюме отрицательные качества, может быть честным, а может – опрометчивым. Такой поступок не оправдывает себя, но, если вы хотите знать возможные проблемы с этим претендентом, попросите его перечислить свои отрицательные качества. Будьте готовы дать человеку возможность реабилитироваться и представить отрицательные качества в выгодном свете. Например, неусидчивость свидетельствует о легкой адаптации и быстром переключении с одной задачи на другую, а прямолинейность – о пользе, которую он может принести при заключении сделки.

Будьте готовы дать человеку возможность реабилитироваться и представить отрицательные качества в выгодном свете.

Качества для разных профессий

Определенные профессиональные качества нужны почти во всех видах деятельности. Вы можете облегчить претендентам работу и заодно сузить их круг, внеся информацию о нужных характеристиках в объявлении о приеме на работу. Для работника в области продвижения или развлечения основные качества – коммуникабельность, умение работать в команде, располагать людей к себе. В перечень выигрышных качеств также войдут: обаяние, уверенность в себе, энергичность. В сфере торговли список лучших качеств будет выглядеть так: гибкость мышления, навыки взаимодействия с клиентами, умение договариваться, работать в команде, а также быстрая реакция, вежливость, настойчивость, активность.

Руководителю в любой сфере должны быть свойственны такие профессиональные качества, как организаторские навыки, способность находить общий язык и работать в команде, находчивость, бесконфликтность, обаяние и умение обучать. Не менее важны умение быстро принимать решения, уверенность в себе, внимательность и уравновешенность.

Сильные стороны сотрудника, работающего с большим объемом данных (бухгалтера или системного администратора): внимание к деталям, аккуратность, быстрая обучаемость, внимательность, организованность и, конечно, способность работать с большим количеством информации.

Характеристика секретаря включает разнообразные положительные качества: навыки взаимодействия с клиентами, делового общения, грамотность, умение вести переговоры и деловую переписку, способность заниматься несколькими делами одновременно. Также обратите внимание на хорошие внешние данные, внимательность, тактичность и уравновешенность, исполнительность. В любой профессии пригодятся ответственность, внимательность и стрессоустойчивость. Но претендент, вписывая такие качества в резюме, не всегда относится к ним серьезно.

В любой профессии пригодятся ответственность, внимательность и стрессоустойчивость. Но претендент, вписывая такие качества в резюме, не всегда относится к ним серьезно.

Оценка профессиональных качеств работника

Чтобы не тратить время и деньги на испытание новых сотрудников, иногда компании оценивают их перед приемом на работу. Для этого созданы даже специальные центры оценки персонала. Список способов оценивания для тех, кто предпочитает делать это самостоятельно:

  • Рекомендательные письма.
  • Тесты. Сюда входят обычные тесты на профпригодность и тесты способностей, а также личностные и биографические тесты.
  • Экзамен на знания и умения работника.
  • Ролевая игра или кейсы.

Ролевая игра поможет выяснить на практике, подойдет ли вам претендент. Инсценируйте повседневную для его должности ситуацию и посмотрите, как он справится. Например, оцените его навыки взаимодействия с клиентами. Покупателем пусть будет ваш компетентный сотрудник или вы сами, а претендент покажет, на что он способен. Вы можете установить цель, которой он должен добиться во время игры, или просто наблюдать за стилем работы. Такой метод расскажет о претенденте намного больше, чем графа «Личные качества» в резюме.

Определяясь с критериями оценки, можете основываться на деловых качествах: пунктуальность, потенциальное количество и качество выполняемой работы, опыт и образование, навыки и др. Для большей эффективности сделайте упор на качества, необходмые для должности, на которую претендует оцениваемый кандидат. Чтобы быть уверенным в работнике, рассмотрите его личные качества. Вы можете сами провести оценивание в виде рейтинга кандидатов, расставляя + и – по определенным критериям, распределяя их по уровням или присуждая баллы. Избегайте ошибок, связанных с оцениванием, например предвзятости или стереотипов, а также придания одному критерию слишком большого веса.

Разговор о том, какие самые сильные стороны руководителя, возникает в нескольких ситуациях: на тренингах, семинарах по теме, при написании резюме, и самое главное – в работе, если руководитель озадачен оптимизацией всей работы в целом и своим совершенствованием, как специалиста, в частности. Такой руководитель достоин уважения, ведь самоанализ и работа над собой всегда есть залог перспективы личностного развития и развития всей компании.

Руководитель в мировой теории именуется менеджером. Причем в России у первого лица компании несколько названий: начальник, директор, управляющий, и даже топ-менеджер. Во всем мире руководитель носит одно имя – менеджер-профессионал. Еще в 20-ом веке Минцберг обозначил 10 ролей, которые обязан выполнять менеджер при руководстве компанией. Он делит все функции на 3 группы – межличностные, информационные и связанные с принятием решений. Зная эти основные роли, можно понять, какие же качества должны присутствовать в руководителе.

Межличностные роли

Итак, межличностные роли разделяются по трем направлениям:

  • менеджер-руководитель, это глава компании, который выполняет свои стандартные обязанности, записанные в различных документах, они носят правовой и социальный характер. Он является главным человеком на различных церемониях, традиционных в компании мероприятиях, в выполнении стандартов офиса, фирмы, он выдвигает инициативы, рождает идеи и новшества.
  • менеджер-лидер, который отвечает за своих подчиненных, активизирует и вдохновляет их на действия, на лучшую работу, с больше производительностью. Как лидер, менеджер за набор персонала, за его подготовку и ввод в должность. Он управляет всеми процессами, в которые вовлечены подчиненные.
  • менеджер-связующее звено, он обеспечивает взаимодействие компании с внешними партнерами во всех аспектах: в переписке, на общих отраслевых совещаниях, презентациях, других значимых мероприятиях. Менеджер не просто работает с внешними сторонами, он развивает связи, делает их прочнее, следовательно – выгоднее. Он отслеживает работу внешних источников информации, анализирует данные, поступающие от них, трансформирует в полезные комментарии, советы, стратегии, и поставляет их сотрудникам в зависимости от их специализации.

Информационные роли

Информационные роли менеджера можно разделить на три направления.

  • менеджер-приемник информации, он получает разнообразную информацию о работе, это могут быть текущие данные, экстренные и чрезвычайные. Если поступление такой информации затруднено по неким причинам (поломка техники, не выстроены каналы связи, коллектив укрывает данные), то она разыскивается менеджером. И это не всегда проходит гладко, потому что сотрудник с радостью сообщит положительное известие, а факт своего недосмотра никогда озвучен не будет. Поэтому менеджер должен выстроить каналы получения информации, проще говоря, у него всегда должен быть человек, который, не взирая на размер трагедии, сообщит директору все последние новости. Менеджер просматривает всю почту предприятия, связывается с нужными людьми, ищет дополнительные контакты. Для этого можно использовать как личные беседы, так и индивидуальные встречи за рамками офиса, поездки и осмотры территории производства, беседы с рабочими.
  • менеджер-распространитель информации, он не просто получает информацию, он ее распространяет в целях улучшения производства. Понятно, что речь идет не о сплетнях и слухах, мы рассматриваем профессиональные навыки руководителя. Полученные из внешних источников данные трансформируются в документы и инструкции, которые имеют практическое применение. По средствам современной связи или лично менеджер передает данные тем специалистам, которые отвечают за определенный спектр работ, причем это не только информация тактического характера, относительно действий и мер, способствующих улучшению работы, но и контакты, телефоны, адреса тех лиц, которые могут быть полезны при оптимизации узкого спектра функционирования. Работа менеджером в этом направлении может вестись как лично с каждым, так и на общих встречах, собраниях и пр.
  • менеджер-представитель, первое лицо компании просто обязано представлять свою организацию на всех уровнях, во всех инстанциях заинтересованных сторон, а это от дворника, который работает в ЖКХ и подметает улицу вокруг вашего учреждения, и до политических лидеров, которые пригласили директора фирмы в столицу на собрание профессионального сообщества.

Роли, связанные с принятием решений

Изучая, какими качествами должен обладать руководитель, надо понимать, что основные и самые главные роли, которые исполняет менеджер, связаны всегда с принятием решений и способность взять на себя ответственность.

  • менеджер-предприниматель, название говорит само за себя. Менеджер ищет пути увеличение прибыли, улучшения технологических процессов. Новых направлений в продажах, поиски ведутся как внутри своей организации, так и за ее пределами. Менеджер инициирует и запускает в работу проекты, он осуществляет изменения в организации, он осуществляет контроль хода всех новшеств. Он участвует в совещаниях и деловых собраниях, на которых разрабатываются стратегические и тактические приемы работы предприятия в целом и каждого подразделения в отдельности. Он утверждает окончательные документы, которые были разработаны в ходе коллективной работы по стратегии и тактике.
  • менеджер-устраняющий нарушения, выражается эта роль в корректировке каких-либо процессов, если были допущены нарушения в производстве. Это не означает, что менеджер должен всех лишать премии. Он устраняет не для того, чтобы наказать, а для того, чтобы в будущем не допустить повторения ситуации. Хотя момент наказания также должен обязательно присутствовать, только не для каждого сотрудника подойдет материальное лишение. Руководитель должен знать, какое наказание иметь будет большее воздействие на того или иного работника.
  • менеджер-распределитель ресурсов, которых в организации великое множество: начиная от канцтоваров, заканчивая прибылью. Также менеджер распределяет рабочее время, отпускное время, премиальный фонд, бонусный фонд, все, что необходимо для процесса производства, это сырье, спецодежда, орудия производства и многое другое. Кроме того, менеджер должен четко распределить работников по своим рабочим местам, исходя из степени полезности и уровня профессиональных навыков.
  • менеджер-ведущий переговоров, не только по поставкам или закупкам, но и по теме – почему Петр Иванович Сидоров опоздал сегодня на работу. Менеджер должен постоянно вести переговоры, чтобы быть в курсе событий. Разговариваем и с начальниками отдела на совещании и с простыми специалистами в столовой, и с уборщицей вечером, когда та заходит мыть пол, и с министром, который пригласил по поводу большой партии товара. В переговорах, по факту, проходит все рабочее время менеджера, а порой и большая часть нерабочего. Но именно в них он находит опору для принятия решений, для анализа ситуаций, для выстраивания верной политики предприятия.

Если тщательно проанализировать все сильные стороны руководителя по Минцбергу, то можно легко написать себе список качеств, которые стоит в себе развивать. Если вы читаете статью с практическим интересом, то рекомендую сейчас взять бумагу и ручку и написать, каким вы должны стать, чтобы быть идеальным менеджером, то есть руководителем. Не бойтесь слова «идеальный», оно просто обозначает направление, куда надо двигаться, оно не переводит вас в разряд эфемерных существ.

Итак, вы должны развивать в себе коммуникабельность, умение вести беседу, владеть мастерством переговорщика, отлично представительно выглядеть, уметь анализировать информацию и выдавать краткие распоряжения сотрудникам, видеть производство, как целое, но уметь ценить важность каждой составляющей его части и… многое другое. Практика показывает, что роли Минцберга каждому менеджеру советуют что-то свое, личное, индивидуальное. Как говорится, Минцберг один, ролей 10, а менеджеров – много миллионов, и списков качеств именно столько же – огромное количество.

Российский взгляд на качества руководителя

Российские учебники называют практически те же качества, но немного по-другому. Те, кто стремиться изучить многие теории управления, должны запомнить, что отличия европейских учений от русских пока сохраняются со времен плановой системы экономики. Если европейская система (вот, к примеру, учение Минцберга) предполагает дальнейшее размышление, додумывание, самостоятельные выводы и практическое наложение их на свои реалии, то русская школа доводит до учеников готовые рецепты. Поэтому если в основном после зарубежного учения появляются специалисты с самыми разными уклонами и взглядами, то у нас армия инженеров включает похожих друг на друга работников, и даже не исследователей.

Эта долгая тирада не просто рассуждение о различиях образования. Это первое качество руководителя. Он должен быть постоянным исследователем: своей отрасли, своего товара, новых рынков. Он должен стремиться как к трудовым, так и к личностным, к творческим открытиям. Он не должен жить спокойно в своем теплом болоте, среди подчиненных таким предостаточно. А менеджер должен быть возмутителем спокойствия в плане производства, источником неуспокоенности и энергии.

Так вот русская система менеджмента называет следующие профессиональные навыки руководителя. Хороший руководитель должен находить самый короткий путь к цели, он должен иметь способность думать самостоятельно, должен принимать оперативно решения. Руководитель должен обеспечить выполнение принятых им решений, причем так сформулировать задачу, чтобы подчиненные пошли на ее выполнение с горящими глазами, с энтузиазмом.

Деловые качества руководителя – это первое, что обозначает в директоре настоящее первое лицо компании. Он проводит анализ ситуации, практически ежедневно или даже по нескольку раз в день, он может разобраться даже в сложной обстановке, в которой не разберется рядовой сотрудник.

Руководитель всегда имеет надо собой других руководителей, поэтому он должен понимать их указания и воспринимать их правильно. Очень полезно развить в себе умение, принимая решение, видеть несколько путей решения проблемы и выбирать наиболее подходящий. Ставить задачи четко, ясно, коротко и по SMART – также неотъемлемое качество руководителя. Если в работе встретились трудности, даже такие, которые кажутся непреодолимыми, руководитель должен уметь проявлять здоровую настойчивость, упорство, волю. И последнее деловое качество руководителя, которое отсутствует у 9-ти из 10-ти российских директоров, в провинции это число еще больше, — это самокритика при оценке результатов работы, своей личной и всего производства в целом.

Организационные качества руководителя

Эти качества все могут уместиться в простом сравнении. Руководитель – часовщик, подчиненные – детали часов. Часовщик должен уметь собрать воедино все детали, завести часы, добиться их безукоризненной работы и постоянно следить, чтобы часы не сбивались, не останавливались. А если говорить словами учебника, то организаторские качества руководителя заключаются согласовании действий всех служб, отделов, в умении ставить задачи и добиваться их выполнения, в способности заставить службы сотрудничать, а не доказывать, что «здесь только мы работаем, а остальные спят».

Личностные качества руководителя


Странно, но факт, что рассказывая о ролях и функциях менеджера, мы уже назвали практически все личные качества руководителя. Чистый, опрятный, умный, способный увлечь и зажечь, настоящий лидер, способность взять все трудное на себя так, чтобы работали все подчиненные. Коммуникабельность и умение вести беседу, способность убеждать, спорить конструктивно также должны быть присущи руководителю. Речь руководителя должна быть внятной и четкой, лучше без дефектов. Многие считают, что главному человеку на производстве должна быть присуща амбициозность, высокая самооценка, напористость, способность рисковать.

Руководитель в идеале должен быть еще и высоко морален, иметь здоровую психику и физическое развитие выше среднего (имеется в виду занятия спортом и совершенствование своего тела). Внутренний мир руководителя должен быть наполнен культурой, оптимизмом и знаниями высокого уровня. Он должен блистать эрудицией, высоким уровнем образования, широтой взглядов.

В результате у нас получился отличный список качеств, который имеет самое маленькое отношение к жизни. Надеюсь, что после прочтения этой статьи, или после изучения других источников, хороших руководителей у нас в стране станет больше, что повлечет за собой процветание экономики.

Е.Щугорева

О том, какими базовыми качествами должен обладать современный руководитель, рассказывает генеральный директор консалтинговой компании IVM Consulting Group В. И. Солнцев:

Facebook Twitter Google+ LinkedIn

Для успешного осуществления деятельности на руководящей должности человеку необходимо обладать целым перечнем качеств – уверенностью, ответственностью, настойчивостью, умением делать оперативный выбор, просчитывать выгодный исход для компании, умело обращаться с деловой документацией, разумно делегировать обязанности. Все эти личные качества руководителю могут быть даны от природы. При желании, сильные стороны характера могут быть самостоятельно воспитаны им в себе, отточены и усовершенствованы собственными целенаправленными действиями. Каков же набор этих качеств? Это и не только рассмотрено далее.

Формирование набора качеств руководителя для обеспечения эффективной деятельности подчиненных

Хотя совокупность личных качеств руководителя находится в прямой зависимости от характеристики управленческой деятельности, психологи и теоретики в сфере управления выделяют наборы качеств, которые должны быть присущи человеку на любой руководящей должности.

Так, результаты психологических тестов свидетельствуют, что сочетание в одном лице официального начальника и неофициального лидера повышает эффективность работы сотрудников на 20-30%. Сущность явления заключается в удвоении силы влияния лидера на группу, использовании для внушения сотрудникам не только власти, предоставленной официально, но и личных качеств руководителя, возможностей убеждения и внушения. Те же психологические тесты подтвердили, что официальный авторитет руководителя обосновывает лишь 60% возможностей рабочей группы, тогда как психологический или неофициальный авторитет позволяет добиться 85-90% отдачи сотрудников.

Для построения эффективной системы управления деятельностью сотрудников руководителю следует знать личностную направленность. Направленность руководителя основывается на установках, которые в процессе личного общения получают наибольшее преимущество. Это равноправие, потенциал и творчество. Преобладание в процессе коммуникации одной или двух из вышеперечисленных установок может стать основанием для эффективного управления группой и позволит поддерживать сплоченность в коллективе.

Пренебрежение к каждой из трех установок является индикатором неэффективного стиля управления.

Требования, предъявляемые к руководителям

Попыткам определения совершенного набора личных качеств руководителя посвящено множество исследования последнего десятилетия. Они включали конструкт идеальной личности руководителя, формирование лидерских и субъективных качеств, перечень необходимых навыков и прочее. Многие исследование действительно подтверждали, что эффективная работа компании зависела от интеллекта руководителя, его надежности, ответственности, активности, социальной позиции и иного. Впрочем, эти качества не исключали проявления негативных черт, особенно в стрессовых ситуациях. Кроме того, существуют свидетельства, что руководители, обладающие вышеуказанным перечнем положительных характеристик, не добивались успеха. Играет роль и фактор количественного распределения усилий на каждую личностную характеристику, а также на глубину их проявления в коммуникации с подчиненными.

Человек не способен стать хорошим руководителем только при наличии определенных черт характера. Существенное значение имеет стиль управленческой деятельности человека, его поведение с сотрудниками.

Исследователи схожи во мнении, что руководитель не может обойтись без следующих качеств:

  • Энтузиазм, энергичность, разумная склонность к риску и борьбе, сильная мотивация к победе;
  • Постоянство;
  • Способность к правильной организации коллектива, личный подход к подчиненным, рациональное делегирование обязанностей, координация действий;
  • Высокий интеллект, компетентность, способность правильно оценивать собственные возможности, развитое воображение, интуиция, прозорливость;
  • Способности к коммуникации, длительному общению;

Определение первостепенных личных качеств руководителя и их развитие

Опрос генеральных директоров ведущих компаний России показал, какими чертами характера, с их точки зрения, обязаны обладать люди, желающие стать руководителями:

Опрошенные сотрудники же определили другие черты, которыми должен обладать их руководитель:

  • Наличие стратегического мышления.
  • Уверенность в себе.
  • Способность сплотить группу.
  • Умение расставлять приоритеты.
  • Коммуникабельность.

Очевидно совпадение по трем пунктам из пяти. Однако, коммуникабельность опустилась с первого на пятое место, а уверенность в себе – с четвертой позиции на вторую. Лидирующее место сотрудники отводят стратегическому мышлению – таланту решать задачи и добиваться целей с наименьшими затратами ресурсов. Именно такое личное качество руководителя, по мнению подчиненных, способно привести предприятие к процветанию.

Навыки, которыми обладает профессиональный руководитель

Подытоживая вышенаписанное, можно выделить такие навыки, присущие грамотному управленцу:

  • Психологическая уравновешенность. Умение не терять самообладания в сложных ситуациях, требующих жестких и быстрых реакций. Подчиненные должны видеть, что руководитель, вне зависимости от возникшей ситуации, не потерял хладнокровия.
  • Стремление к победе. Опытный руководитель должен мотивировать сотрудников, демонстрировать неисчерпаемый энтузиазм. Продвижение по карьерной лестнице невозможно без стремления подниматься вверх и занимать новые высокие должности.
  • Практический интеллект – талант мыслить логически, просчитывать свои шаги в перспективе, видеть последствия своих действий.
  • Социальный интеллект. Имеет много общего с эмпатией – способностью поставить себя на место другого и полностью разделить его чувства. Разумный руководитель использует этот инструмент наиболее эффективно во время распределения обязанностей – он знает, какую конкретно работу следует дать тому или иному человеку, и будет уверен, что ее хорошо выполнят.
  • Адекватная самооценка руководителя заключается в способности проанализировать весь объем информации о самом себе, воспринять его критично и правильно, а затем – откорректировать свое поведение. Также адекватная самооценка позволяет правильно оценивать свои возможности и не брать на себя непосильную работу.

Усовершенствование сильных сторон характера

Самое эффективное оттачивание лидерских навыков – это постоянная практика, с преодолением трудностей, взлетами и падениями. Только так можно усовершенствовать свои сильные стороны, взрастить личность, уверенную в себе и в своих действиях.

Также можно проделывать следующие упражнения для развития лидерских качеств и навыков:

  • Ставить себе амбициозные задачи. Для развития лидерских навыков полезнее выполнить на 80% максимально сложную задачу, чем справиться на 150% с простым заданием, не сулящим никаких перспектив.
  • Находить общий язык с коллективом. После беседы с подчиненными, донесения до них цели компании и роли рабочей группы в ее достижении финансовый результат деятельности хозсубъекта, зачастую, возрастает.
  • Совместное повышение квалификации – это пойдет на пользу и руководителю, и его подчиненным.
  • Хорошим упражнением для развития лидерских качеств может стать и простая беседа с клиентом. Спросив у обычного человека о его целях в жизни, можно получить идеи для развития собственного бизнеса.

Личные качества руководителя для характеристики

Характеристика на руководителя – это документ, содержащий список положительных личных качеств человека, а также перечень его профессиональных заслуг.

Характеристика может понадобиться органам государственной власти, а также сторонним организациям при решении вопросов о переводе в иные филиалы и на более высокие должности.

Документ составляется в свободной форме. Характеристика включает в себя персональные данные руководителя, специфику его трудовой деятельности и список профессиональных успехов. Также в документе кратко описываются черты характера и манера поведения руководителя.

Примеры личных качеств руководителя для характеристики:


Личные качества руководителя в резюме

Для человека, желающего устроиться на работу в роли руководителя, создание грамотного, адекватного, лаконичного, но максимально информативного резюме должно стать первостепенной задачей.

Необходимо, при этом, не преувеличивать своих умений, но и не скромничать, впечатлить работодателя и, затем, проявить себя с хорошей стороны в управленческой деятельности.

Резюме должно подвергаться регулярной корректировке по мере повышения квалификации. Пренебрегать обновлением информации не стоит.

В резюме детально и информативно должны быть прописаны пункты, касающиеся профессиональных знаний и навыков, сильных сторон, умений и положительных качеств.

Личные качества, которые должны присутствовать в резюме руководителя, следующие:

  • Профессиональные умения. Следует перечислить все, что имеет значение для занимаемой должности. В начале списка должны находиться навыки, имеющие непосредственное значение для успешного трудоустройства. Иным положительным, но не первостепенным для работы чертам характера место в конце списка.
  • Умение справляться с негативными эмоциями и стрессовыми ситуациями.
  • Усидчивость и трудолюбие – они помогают качественно справляться с поставленными задачами, создают репутацию педантичного и щепетильного руководителя.
  • Способность находить общий язык с подчиненными.
  • Стремление к усовершенствованию собственных профессиональных навыков.
  • Талант к руководству.

Таким образом, руководитель должен обладать достаточно внушительным перечнем личных качеств, позволяющим ему эффективно управлять подчиненными и справляться с иными поставленными перед ним профессиональными задачами.

Кто вы: исполнитель или руководитель? Какие качества важны для успеха лидера, порталу сайт рассказала Светлана Нефедова , консультант международного кадрового холдинга.

Не секрет, что в компаниях сотрудники делятся на две категории: на тех, кто принимает решения, руководит всеми процессами бизнеса, и тех, кто внедряет эти изменения. Первых называют руководителями, а вторых - исполнителями. В данной статье речь пойдет о том, какими личными и деловыми качествами должен обладать руководитель, чтобы направить компанию к росту и процветанию.

Качества лидера одинаковы как для руководителей корпораций, так и начальников небольших отделов. Это то, что помогает справляться с поставленными задачами, успешно строить карьеру и отношения с окружающими.

Основными составляющими успешного руководителя являются три категории качеств:

Личные (психологические) качества - с помощью них завоевывают уважение и авторитет среди подчиненных и вышестоящих коллег;

Деловые качества - умение организовать работу и распределить обязанности, лидерство, коммуникабельность, способность убеждать, инициативность и самоконтроль;

Профессиональные качества - это хорошее специальное образование, эрудиция, компетентность в своей профессии, высокая обучаемость, а также умение планировать свою работу.

Рассмотрим основные личные и деловые качества руководителя. Подчеркну, что пункты, указанные ниже, больше применимы к руководителям в международных компаниях с хорошо организованной системой управления бизнеса, четкими целями и стандартами.

1. Системное мышление является основой личных качеств руководителя. В процессе практической деятельности необходимо уметь мыслить - заранее определять возможные трудности и способы их преодоления. Навык системного мышления помогает охватывать все стороны дела и влияющие факторы.

2. Способность принимать решения. Руководители ежедневно сталкиваются с великим множеством проблем, и нужно делать это, основываясь не только на понимании ситуации, но и на личных ценностях и принципах. Если личные ценности не ясны для лидера и окружающих, они будут восприниматься в искаженном виде.

В результате эффективность принятия и реализация управленческих решений снизится. Руководитель, не способный определить свои цели, не может достичь успеха в управленческой деятельности, и ограничен этой нечеткостью.

3. Творческое мышление. Умение мыслить нешаблонно, сочетая преимущества накопленного опыта с оригинальными, новаторскими методами управления. Необходим навык разработки нестандартных управленческих решений в условиях, когда альтернативные варианты действий неясны или сомнительны.

4. Результатоориентированность. Успешный лидер быстро реагирует на изменения обстановки, самостоятельно принимает эффективные решения в условиях дефицита времени, последовательно и целеустремлённо добивается поставленной цели, отделяя главное от второстепенного, не утопая в текучке.

5. Способность к самоанализу , трезвая оценка своих действий, умение максимально использовать положительный опыт других. Человек должен понимать роль лидера в организации, уметь видеть, какое влияние он оказывает на организацию.

6. Коммуникабельность. Эффективный лидер строит систему коммуникаций в организации, получает надёжную информацию и эффективно её оценивает. Любой руководитель значительную часть своего рабочего времени тратит на общение. Поэтому важным профессиональным качеством для него является умение осуществлять деловые коммуникации с людьми вне зависимости от собственных эмоциональных оценок.

Он должен контролировать своё поведение - негативное отношение к кому-либо не может влиять на характер деловых отношений с ним, а положительное отношение к сотруднику срабатывает как дополнительный стимул повышения активности.


7. Лидерство. Руководитель поощряет участие сотрудников в обсуждении проблем, способен отказаться от своей точки зрения, если докажут, что она не эффективна. Высказывает подчинённым только конструктивную критику, стремясь помочь им лучше проявить себя профессионально.

Предоставляет им как можно больше свободы для служебных действий, допуская при этом компромиссы, но не проявляя беспринципности. Грамотный руководитель вызывает к себе расположение.

8. Стрессоустойчивость . Современный лидер должен обладать высокой сопротивляемостью к фрустрации, быть в какой-то степени хладнокровным. Те, кто не умеет управлять собой, бороться с конфликтами и стрессами, эффективно использовать свое время, энергию и навыки, ограничены этой неспособностью и не могут управлять другими людьми.

9. Постоянное саморазвитие. Профессионализм - это самовозрастающая величина. Лидер призван являть собой образец повышения уровня своих теоретических знаний и практических навыков, общекультурного роста. Крайне важна систематическая демонстрация им хорошего владения технологией интеллектуального самовыражения при выработке управленческих решений.

10. Ответственность за свои действия и делегирование. Иными словами, руководитель подает пример окружающим. Стандарты, применяемые для оценки качества работы, должны быть едиными для всех. Руководитель делит со своими подчиненными и радость победы, и горечь поражения.

Вы узнаете:

  • Какие качества нужно развивать, чтобы стать успешным руководителем?

  • Каким должен быть начальник, что-бы добиться чёткости управления своим подразделением?
  • Каким не должен быть руководитель, об этом .
  • 1. Что такое лидерские качества руководителя

    Из воспоминаний Уинстона Черчилля: "Сталин произвёл на нас величайшее впечатление… Когда он входил в зал на Ялтинской конференции, все, словно по команде, вставали, и страшное дело, держали почему-то руки по швам". Однажды он решил не вставать. Сталин вошёл: "и будто потусторонняя сила подняла меня с места".

    Несомненно вы сталкивались с такими людьми, которые качествами своей личности, своей харизмой, на людей так, что все автоматически им подчиняются. Так сказать . Люди, которые одним своим присутствием подчиняют окружающих, и те начинают вокруг них лебезить. Если человек обладает лидерскими качествами, это - значит он подчиняет окружающих своей воле, влияя на них энергетически, какими то не понятными флюидами.

    Алгоритм, как стать лидером,подробно описан .

    Лидерские качества - это качества характера, которые имеют отношение непосредственно к психологическому воздействию на людей. Воздействию без применения своих должностных полномочий, чисто личность на личность.

    Руководитель обязан уметь подчинять себе людей. Причём даже тогда, когда они сопротивляются. И важно уметь строить подчинённых без применения своих должностных полномочий. Чисто воздействуя психологически, своей личностью. А если в вас нет этого врождённого качества, то нужно учится и этот .

    2. Какие качества, и как, нужно развивать чтобы стать успешным руководителем?

    2.1. Как развить целеустремлённость

    Чтобы развить целеустремлённость необходимо научиться фокусироваться на определённой цели. Когда у вас есть конкретная цель, и вы ясно представляете, что хотите, вот тогда вы легко и конгруэнтно будите отдавать распоряжения подчинённым. Вы будете уверенно выглядеть, уверенно и чётко говорить, и люди автоматически будут вам подчинятся. Постоянно в голове держите цель, иначе со временем вы просто расслабитесь.

    Цели могут быть связанные с рабочим процессом, например вы составили план работы на неделю, и четко действуете согласно с ним.

    Или цели могут быть связаны с созданием вашего имиджа руководителя лидера, например вы хотите укрепить свою власть, или повысить авторитет.

    2.2. Как стать решительным

    Такое качество как решительность, прямо вытекает из предыдущего пункта, целеустремлённости. Для того чтобы быстро принимать правильные решения, руководитель должен постоянно и чётко осознавать цель своей деятельности.

    Большинство людей ленятся и боятся принимать решения, так как для того чтобы принять решение, и взять ответственность за результат на себя, тратится очень много психической энергии. Поэтому человеку, у которого есть чёткий и хорошо проработанный план действий, очень легко . Они подчиняются ему автоматически.

    Решительность - это одно из ключевых качеств успешного руководителя. Овладеть им очень легко. Достаточно просто заранее планировать свою работу. Составить подробный план. Разбить объём работы на подзадачи, и распределить их между своими подчинённым.

    Важно прокрутить все детали плана у себя в голове, продумать все возможные негативные варианты развития событий, предусмотреть запасные варианты, обходные маневры. Это многократно повысит уверенность в себе, и тогда все решения будет приниматься быстро и автоматически.

    2.3. Про уверенность

    Руководителю необходимо быть уверенным в себе. Уверенный руководитель:

    • Чётко и спокойно действует в соответствии со своими целями
    • Умеет отстоять свои интересы
    • Спокойно и с чувством достоинства защищает свои права
    • Немедленно и спокойно реагирует на ущемление своих интересов
    • Открыто и сразу же высказывает своё мнение, несогласие или недовольство ситуацией
    • Не унижает окружающих, не самоутверждается за их счёт
    • Взаимодействует с людьми без агрессии

    Агрессия - плохое качество, это оборотная сторона неуверенности в себе. Агрессия это сверхкомпенсация, когда человек чувствует себя ущемлённым.

    Уверенность имеет обратную положительную связь, так называемый замкнутый круг, в положительном смысле. Чем увереннее действует руководитель, тем выше его авторитет и уважение, и тем проще ему . А это в свою очередь порождает ещё большую уверенность.

    Неуверенный в себе руководитель:

    • Говорит негромко
    • При разговоре сбивается
    • Не смотрит собеседнику в глаза
    • Соглашается с чужим мнением, даже когда он против
    • Боится огорчить подчинённого
    • Избегает конфликтных ситуаций, в ущерб своим целям
    • Спрашивает разрешения у других, когда этого не требуется
    • Часто извиняется
    • Воспринимает себя ниже окружающих

    Другой вариант неуверенности, это агрессивное поведение:

    • Неадекватно реагирует на раздражающую ситуацию
    • Говорит неестественно громко
    • Оскорбляет подчинённых
    • Перебивает собеседника
    • Унижает подчинённых, самоутверждается за их счёт
    • Обвиняет в своих ошибках других

    Такой человек внешне производит впечатление очень самоуверенного человека, но на самом деле его агрессивность направлена на то что бы скрыть неуверенность в себе.

    Причиной неуверенного поведения является наличие в прошлом негативного опыта, а также психологических комплексов и необоснованных страхов.

    Уверенность в себе, одно из главных управленческих качеств необходимых руководителю. Совет который можно дать в таком случае людям, которые хотят повысить уверенность в себе. Это:

    • Вовлекаться в петлю положительного опыта, смотрите выше главу: "Каким должен быть руководитель - уверенным".
    • Искать материалы в интернете по проработке психологических комплексов:
      • Комплекс неполноценности
      • Комплекс стыда и стеснительности
      • Комплекс вины и обиды
      • Комплекс иррациональной, необоснованной тревожности
  • Обратится с данной проблемой к грамотному психотерапевту. Который избавит вас от неё на "раз, два, три".
  • Как самостоятельно избавится от них написано

    2.4. Как стать психологически устойчивым руководителем

    Эффективный руководитель - обязан быть психологически устойчивым. Руководящая работа часто связанна со стрессом, и часто встречаются люди, которые буквально "выбешивают" одним своим присутствием. Сами понимаете, что психическая неустойчивость руководителя не добавляет ему авторитета. Если его легко вывести из себя, то он как бы уже не может ассоциироваться с сильной личностью, и автоматически теряет часть власти и авторитета.

    Есть простые техники как сделать так, что бы человек не воздействовал на вас эмоционально:

    Например понизить значимость оппонента, представить его как конченого идиота, барана, который несёт полный бред. Убогого "человечешка", которого стоит только пожалеть, грешно обижаться на убогих. Ну а себя соответственно возвысить, вспомнить свои самые лучшие качества, свои достижения. И напряжение и агрессия автоматически пропадает.

    Ну а если такой человек ваш подчинённый, то возможно имеет смысл от него избавится. Психологический комфорт руководителя важен для эффективности его работы, поэтому я рекомендую иногда делать чистку кадров, и избавляться от .

    2.5. Почему руководителю нужно быть безэмоциональным

    Руководитель не должен эмоционально , это один из рычагов манипуляции, да и у вас просто может не хватить ресурсов психики. Поэтому важно быть безэмоциональным. Как это сделать? Например если ваш подчинённый говорить что-то типа:

    Я устал, я плохо себя чувствую

    То совсем не обязательно "входить в его положение". В частности, когда он в соответствии с должностной инструкцией должен делать эту работу. Начальника не должно особо волновать, устал он или болен, он получает за это зарплату. А если болен должен быть больничный лист.

    Конечно, вы можете войти в положение человека, если вы видите, что у него на самом деле температура, и это не очередная манипуляция на ваших чувствах, как это бывает в большинстве случаев. Но если ваш подчинённый, или человек, который обязан выполнить определенную работу, и которому вы платите деньги, начинает говорить вам, что он не будет этого делать, потому что у него, видите ли "насморк", то вот тут никакого "вхождения в положение" с вашей стороны быть не должно! Все эти отговорки направлены на то, чтобы вызвать в вас жалость, и манипулировать вами.

    Не допускайте никакой связи между и тем, что он не может это сделать. Если вы сами ЧЁТКО И КОНКРЕТНО держите перед собой свою цель, то остальное вас будет не сильно волновать, в том числе жалость к подчинённым.

    3. Каким должен быть руководитель - модель поведения

    В управлении персоналом, есть два аспекта, есть модель поведения руководителя, а есть качества характера. Есть характер, и есть поведение. И поведение это следствие характера. Конечно эта система с некоторым образом с обратной связью. То есть качества личности и характер, фактически полностью определяет поведение, но с другой стороны, мы можем формировать характер, через поведение. Но эта обратная связь чуть слабее

    И когда речь идёт об обучении руководителей, у большинства есть запрос на поведение. Попытка узнать те модели поведения, которые быстренько помогут решить проблемы. Но это не решение проблемы, это как будто бы, присыпка, пластырь, а не вылечив рану под пластырем, мы ситуацию только ухудшим.

    То есть в первую очередь, прорабатывайте личностные качества. А если мы будем пытается так, как бы вне со свойствами характера, то это будет как бы наносное, и будет легко распознано подчинёнными. И грубо говоря, ни какого влияния на них не окажет. Такие люди, наверняка вы с ними сталкивались, смешны. Пытаются казаться серьёзными, пытаются казаться значительными, пытаются казаться сильными.

    Воспитание руководителя происходит через проработку черт его характера. Потому что любая попытка освоить наносные техники, не выдержит столкновения с реальной жизнью. Поэтому при изучении , нужно уделять большое вниманию качествам характера. Не изменив характер, бесполезно учиться чему то. Руководитель должен научится оказывать воздействие на подчинённых без применения полномочий, чисто своей личностью на личность подчинённого.

    3.1. Руководитель должен реагировать с позиции силы

    Всегда реагируйте на ситуацию с позиции силы. Это значит: не важно говорите вы «да» или «нет». Важно, что вы говорите с позиции силы. Можно говорить «нет» от силы, осознавая за собой право принимать решение. Можно говорить «да» от слабости, боясь отказа, обидеть человека, и не находя в себе сил встретить последующее давление.

    Реагировать с позиции слабости, значит говорить, а что же я мог сделать, я должен был как то реагировать. А с позиции силы, вы взвесили ситуацию, и решили, что здесь нужно ответить на оскорбление или .

    С позиции силы решение всегда взвешенное, оно имеет цель, оно отвечает на вопрос: "Для того чтобы". А с позиции слабости всегда эмоциональное, спонтанное или принятое под давлением. И лидер должен выступать с позиции силы. Не важно, что он делает, важно из какой позиции. Здесь важна пауза, учась не сразу реагировать, мы сумеем взвесить все варианты, и выработать оптимальное решение. Решение, которое нужно нам! Решение, которое имеет цель!

    3.2. Руководитель должен уметь держать паузу

    И важнейшее качество руководителя, не реагировать эмоционально на вызов, а держать паузу и оставаться спокойным. Различается активное спокойствие, и пассивное спокойствие. Пассивное спокойствие, это пофигизм, это слабость, активное спокойствие, это умение взвесить, что делать. То есть, встретив некую ситуацию руководитель, не реагирует рефлекторно, а успевает её пропустить через логический блок, и для этого требуется в лучшем случае 2 секунды. Которые, абсолютно ни чего не решают в социальном контакте, в отличие от физического.

    Но часто, если наблюдать за переговорами, реплики даже на опережение идут. Это привычка, столкнулись два автомата убийцы, и они мочат друг друга, и логический блок при этом не участвует. И очень часто, когда мы участвуем в каких то , мы потом пытаемся понять, что мы собственно сделали? А главное пытаемся понять зачем?

    А в современной социальной сфере, доли секунды ни чего не решают. Поэтому надо учиться выдерживать паузу, встречать какую то ситуацию, и спокойненько подумать, что с ней делать. Соотнести её со своими целями, со своей выгодой. Мозг работает в 10000 раз быстрее, чем речевой аппарат. И вы спокойно можете подумать 2-3 секунды. 2-3 секунды в разговоре ни чего не решают. Пауза, которая не напрягает, продолжается примерно до 4 секунд. За 4-мя секундами пауза уже становится тяжёлой

    Но действуем мы в нём как в физическом, так как у нас нет другого инструмента. Особенно в конфликтных ситуациях, когда возможен ущерб нашим интересам, тут же врубается боевой блок, который берёт логику на себя. И потом мы иногда с ужасом оглядываемся на дымящиеся развалины и думаем, что теперь делать? А теперь уже поздно. Поэтому не реагируйте спонтанно, всегда пытайтесь держать паузу, это поможет оценить ситуацию, и найти оптимальное решение.

    Дело в том, что научиться этому можно, но сложно. 60 тысяч лет эволюции выживаемость человека во многом обеспечивалась скоростью реакции, то есть погибали медленные. В современном мире это уже давно не так, но рефлексы остались прежними. За последние 200 лет жизнь изменилась радикально, больше чем за все остальные тысячелетия, а рефлексы так быстро не могут меняться. И в нас остались старые рефлексы, та самая боевая машина, которая настроена на быстрое решение ситуации. Причём быстро, это доли секунды. Потому что они раньше определяли, жить или умереть.

    3.3. Руководитель должен быть ассертивным - видео

    Что еще можно добавить к вышесказанному? Напишите в комментариях!



    Отчетность за сотрудников