Физиологические основы и виды восприятия. Восприятие и его физиологические основы

Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в ганах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Так, под действии ем раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные цент­ры и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь оно поступает в проекцион­ные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сен­сорная информация.

Следует отметить, что описанный выше механизм является механизмом воз­никновения ощущений. И действительно, на уровне предложенной схемы форми­руются ощущения. Следовательно, ощущения могут быть рассмотрены как струк­турный элемент процесса восприятия. Собственные физиологические механизмы восприятия включаются в процессе формирования целостного образа на последую­щих этапах, когда возбуждение ог проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга, где и происходит завершение формирования образов явлений реального мира. Поэтому интегративные зоны коры головного мозга, за­вершающие процесс восприятия, часто называют перцептивными зонами. Их фун­кция существенно отличается от функций проекционных зон.

Это различие отчетливо обнаруживается при нарушении деятачыюсти той или иной зоны. Например, при нарушении работы зрительной проекционной зоны наступает так называемая центральная слепота, т. е. при полной исправности пе­риферии - органов чувств - человек полностью лишается зрительных ощуще­ний, он ничего не видит. Совсем иначе обстоит дело при поражениях или наруше­нии работы интегративной зоны. Человек видит отдельные световые пятна, ка­кие-то контуры, но не понимает, что он видит. Он перестает осмысливать то, что воздействует на него, и не узнает даже хорошо знакомые предметы. Аналогичная картина наблюдается при нарушении деятельности интегративных зон других модальностей. Так, при нарушении слуховых интегративных зон.люди перестают понимать человеческую речь. Подобные заболевания получили название агности­ческих расстройств (расстройства, приводящие к невозможности познания), или агнозий.

Физиологическая основа восприятия еще более усложняется тем, что оно тес­но связано с двигательной деятельностью, с эмоциональными переживаниями, разнообразными мыслительными процессами. Следовательно, начавшись в орга­нах чувств, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, пере­ходят в нервные центры, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействия с другими нервными возбуждениями. Вся эта сеть возбужде­ний, взаимодействующих между собой и широко охватывающих разные зоны коры, и составляет физиологическую основу восприятия.


Поскольку восприятие тесно связано с ощущением, можно предположить, что оно, как и ощущение, является рефлекторным процессом. Рефлекторную основу восприятия раскрыл И. П. Павлов. Он показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, т. е. временные нервные связи, образующиеся в коре боль­ших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира. При этом последние выступают в качестве комплекс­ных раздражителей, так как при обработке вызванного ими возбуждения в ядрах корковых отделов анализаторов протекают сложные процессы анализа и синтеза; И. П. Павлов писал: «В гармонии с беспрерывно и многообразно колеблющейся ь ^ и ожиданиями человека. Например, ЪЪ когда иа основе только геонного опи-г г сания объекта последний узнается как лампа, то здесь участвуют только процессы «снизу-вверх»; все начинается с появления на аноде простых признаков этого объекта, далее определяется геонная конфигурация входных данных, и затем это описание сравнивается с хранящимися в памяти описаниями форм. На­оборот, если мы узнаем в некотором объекте пампу отчасти потому, что она находите» на ночном столике рядом с кроватью, то в зтом участ­вуют процессы «сверх у-вниз»; здесь привлека­ется не только та информация, которая посту­пила на сенсорный вход, но и контекст, в кото­ром воспринимается тот или иной объект.

Именно принцип обработки «сверху-вниз» обусловливает сильное влияние контекста на наше восприятие предметов и людей. Приме­ром такого механизма являются двойственные изображения. Этот эффект временного кон­текста виден на примере изображений, пред­ставленных на рис. 2. Смот­рите на них, как при чтении рассказа в картинках - слева направо и сверху вниз. Картинки в середине этой последовательности неоднозначны. Если вы смотрели на эти изображе­ния в предложенной по­следовательности, то ско­рее всего увидели в них мужское лицо. Если вы посиотрите на них в обрат­ном порядке, то в двой­ственных картинках скорее всего увидите молодую женщину.

природой, агенты в качестве условных раздражителей то выделялись полушария­ми для организма в виде крайне мелких элементов (анализировались), то слива­лись в многообразные комплексы (синтезировались)*. Анализ и синтез обеспечи­вают выделение объекта восприятия из окружающей среды, и на этой основе все его свойства объединяются в целостный образ.

Временные нервные связи, обеспечивающие процесс восприятия, могут быть двух видов: образуемые в пределах одного анализатора и межанализаторные. Пер­вый вид имеет место при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности. Например, таким раздражителем является мелодия, представ­ляющая собой своеобразное сочетание отдельных звуков, воздействующих на слу­ховой анализатор. Весь этот комплекс действует как один сложный раздражитель. При этом нервные связи образуются не только в ответ на сами раздражители, но и на их отношение - временное, пространственное и пр. (так называемый рефлекс на отношение). В результате в коре больших полушарий происходит процесс ин­тегрирования, или сложного синтеза.

Второй вид нервных связей, образуемых при воздействии комплексного раз­дражителя, - это связи в пределах разных анализаторов, возникновение которых И. М. Сеченов объяснял существованием ассоциаций (зрительных, кинестетиче­ских, осязательных и т. д.). Эти ассоциации у человека обязательно сопровождаются слуховым образом слова, благодаря которому восприятие приобретает це­лостный характер. Например, если вам завязать глаза и дать в руки шарообраз­ный предмет, предварительно сказав, что это съедобный предмет, и при этом вы можете ощутить его своеобразный запах, попробовать его вкус, то вы без труда поймете, с чем имеете дело. В процессе работы с этим знакомым, но невидимым для вас в данный момент предметом вы обязательно мысленно назовете его, т. е. произойдет воссоздание слухового образа, который по своей сути является свое­образным обобщением"свойств предмета. В результате вы сможете описать даже то, что в данный момент не наблюдаете. Следовательно, благодаря связям, обра­зуемым между анализаторами, мы отражаем в восприятии такие свойства предме­тов или явлений, для восприятия которых нет специально приспособленных ана­лизаторов (например, величина предмета, удельный вес и др.).

Таким образом, в основе сложного процесса построения образа восприятия ле­жат системы внутрианализаторных и межанализаторных связей, обеспечивающих наилучшие условия видения раздражителей и учет взаимодействия свойств пред­мета как сложного целого.

Восприятие, как и ощущение, носит рефлекторный характер. И.П. Павлов доказал, что почва восприятия составляют условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре головного мозга при воздействии предметов и явлений окружающего мира с различными свойствами на рецепторы. Предметы и явления выступают комплексными раздражителями в единстве всех своих свойств и черт, поэтому восприятие является комплексной деятельностью системы анализаторов. Это, в свою очередь, предполагает сложную аналитико - синтетическую деятельность мозговых отделов анализаторов. Анализ обеспечивает выделение объекта из окружающего мира, синтез - объединение отдельных свойств и черт объекта восприятия в целостный образ. Без анализа невозможно осмысленное восприятие объекта. Поэтому незнакомая иностранная речь воспринимается как звуковой поток. Для осмысленного восприятия языка необходимо разделить язык на отдельные слова или словосочетания, а затем, используя синтез, человек воспринимает не отдельные, разрозненные звуки, а слова и фразы.

При восприятии урока школьник видит учителя, слышит его объяснения, видит наглядность, делает определенные записи в тетради. Раздражитель в данном случае действует как комплексный и вызывает возбуждение в зрительном, слуховом, двигательном анализаторах. Возбуждение передается в мозг, в результате чего образуются сложные системы временных нервных связей, что и определяет целостность восприятия.

Основой восприятия есть два вида нервных связей: связи внутри одного анализатора и межанализаторных связи. Первый вид связи имеет место тогда, когда раздражитель имеет одну модальность (мелодия, которая представляет собой сочетание отдельных звуков и действует как сложный раздражитель). Второй вид нервных связей при воздействии комплексного раздражителя - это связи в пределах разных анализаторов.

Физиологическим основой восприятия, по мнению И.П. Павлова, является "рефлекс на отношения". Ученый показал, что при восприятии отдельных явлений сигнальное значение имеют не сами раздражители, а особенности отношений между ними. Поэтому в ходе восприятия вырабатывается условный рефлекс в большей степени на отношение между раздражителями.

Взаимодействие анализаторов обусловлено взаимосвязью объективных раздражителей, в результате чего возникает ассоциация ощущений, которая присуща любому восприятию. Целостный образ предмета или явления складывается постепенно благодаря взаимодействию анализаторов.

Отсутствие одного из анализаторов или повреждения его отдельных частей может компенсироваться за счет других анализаторов, способствует ориентированию человека в окружающей среде. Так, у слепых людей повышается чувствительность слухового, осязательного и обонятельного анализатора.

Физиологическое основание восприятия еще более усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной активностью, с эмоциональными переживаниями, с различными психическими процессами. Начавшись в органах чувств, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, переходят в нервные центры, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействие с другими нервными возбуждениями. Вся эта сеть возбуждений, которые взаимодействуют между собой и охватывают различные зоны коры, и составляет физиологическое основание восприятия.

Таким образом, физиологической основой восприятия является условно рефлекторная деятельность внутришньоанализаторного и межанализаторных комплекса нервных связей, обеспечивает целостность и предметность объекта восприятия.

Свойства восприятия

К свойствам восприятия относятся: предметность, константность, избирательность, структурность, целостность, Категориальность, осмысленность и апперцепция.

Предметность - это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. При предметном отражении действительности различные по качеству ощущения сочетаются, и объект воспроизводится в богатстве его свойств.

Предметность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. Предметность проявляется в том, что объект предстает перед нами именно как олицетворенное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко данное свойство проявляется в феномене выделения фигуры (предмета или объекта восприятия) из фона. Предмет - это то, на чем сосредоточено в данный момент восприятия и фон - все, что образуют другие предметы, которые действуют на нас в то же время, но отступают по сравнению с объектом восприятия "на задний план".

Сначала различие между фигурой (предметом) и фоном возникла в изобразительном искусстве. Фигурой называют замкнутую линию, которая выступает вперед и занимает часть феноменологического поля, а все, что окружает фигуру, является фоном. Таким образом, реальность, воспринимается, всегда делится на два слоя: на фигуру - образ предмета и фон - образ окружающего предмет пространства. Вследствие такого расчленения предметность сохраняет некоторую независимость восприятия от фона, на котором выступает объект.

Соотношение предмета и фона - динамичное. То, что в данный момент принадлежит к фону, может через некоторое время стать предметом, и наоборот, то, что было предметом может стать фоном. Выделение предмета из фона связано с особенностями нашего восприятия, а именно с предметностью восприятия. Легче выделяется то, что в действительности является отдельным предметом и хорошо знакомо из прошлого опыта. Хуже выделяются отдельные части предмета. В этом случае часто необходимые усилия для того, чтобы воспринять часть как особый объект. Выделение предмета затруднено также в том случае, если предмет находится в окружении подобных предметов. Для того, чтобы облегчить выделение объекта с ф ° ну, необходимо усилить его отличие. 1 наоборот, там, где нужно усложнить выделение предмета из фона, необходимо уменьшить различие между ними.

Константа восприятия заключается в относительной постоянства некоторых свойств предметов при изменении расстояния, ракурса и освещенности. Благодаря константности мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные по форме, цвету и величине. Форма, цвет и размер предметов воспринимаются нами как постоянные, несмотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств, непрерывно меняются. Как известно, размер проекции предмета на сетчатке глаза зависит от расстояния между предметом и глазом и от угла зрения. Однако знакомые нам предметы кажутся неизменными по величине независимо от расстояния. Восприятие цвета зависит от многих факторов: освещенности, фона, интенсивности. В то же время цвет знакомых предметов всегда воспринимается одинаково. Аналогично и форма привычных объектов воспринимается как постоянная, независимо от условий наблюдения и положения объекта.

Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Многочисленные восприятия одних и тех же предметов в разных условиях обеспечивают постоянство перцептивного образа относительно изменяющимся, а также движений самого рецепторного аппарата. Таким образом, свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное действие, имеющее механизм обратной связи и настраивается на особенности объекта восприятия и условий его существования. Константа восприятия играет значительную роль в ориентировании человека в окружающем мире. Если бы обиды не были константными, то при изменении расстояния, освещенности и ракурса все признаки предмета менялись бы, и человек потерял бы способность ориентироваться в широком окружающем мире.

Избирательность - это выделение отдельных предметов и явлений из всего многообразия окружающей среды, в то время как другие объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, то есть не отражаются. В избирательности раскрывается активность процесса восприятия как проявление содержательной стороны деятельности человека. Избирательность восприятия определяется интересами, установками и потребностями личности.

Любому образу восприятия свойственна целостность. Под этим понимается внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Благодаря целостности восприятия внешний раздражитель выступает как целостный образ. Он составляется на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качестве предмета, которые поступают в виде отдельных ощущений. Компоненты ощущения настолько тесно связаны между собой, что единственный сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта. Когда образ предмета не дается полностью, он мыслительно достраивается до целостной формы. Целостная форма предмета возникает на основе условных рефлексов, которые выработались в течение жизни и хранятся в опыте человека.

Важность роли восприятия части в восприятии целого не означает, что для узнавания предмета необходимо воспринимать все его части. Многое из того, что есть в объекте, совсем не воспринимается или воспринимается неясно, или не может быть воспринято в данный момент, но все-таки мы узнаем предмет. Это происходит потому, что каждый предмет имеет характерные, только ему присущие признаки. Отсутствие именно этих признаков в восприятии мешает опознать предмет, одновременно отсутствие других, менее существенных признаков при наличии в восприятии существенных не мешает узнать то, что мы воспринимаем.

Взаимоотношения восприятия целого и части неодинаковое на разных этапах ознакомления с предметом. Причем существенную роль здесь играют индивидуальные различия людей. Начальный период восприятия у большинства людей характеризуется тем, что на первый план выступает восприятия целого, без выделения отдельных частей. У некоторых людей наблюдается обратное явление: в первую очередь различаются отдельные части предмета.

Согласно индивидуальных различий по-разному протекает и второй этап восприятия. Если сначала воспринимается общая форма предмета без четкого различения его отдельных частей, то в дальнейшем части объекта воспринимаются все более четко. И наоборот, если сначала выделились только части предмета, то осуществляется переход к целому. В конце концов, которую том, так и в другом случае достигается восприятия в целом при достаточно четком различении его отдельных частей. Восприятие целого и его частей зависит не только от индивидуальных особенностей, но и от предыдущего опыта и установок.

С целостностью восприятия связана и его структурность. Структурность заключается в воспроизведении структуры предмета восприятия. При изменении отдельных ощущений от предмета и сохранении отдельных отношений между ними общая структура образа остается неизменной (одна и та же песня в исполнении разных певцов).

Восприятие носит обобщенный характер, каждый предмет восприятия сказывается определенным понятием и относится к определенному классу. Именно в этом заключается следующее свойство восприятия - Категориальность. Воспринимая новый предмет, человек стремится не только понять, что перед ней находится, но и относит к определенной группе известных ей предметов. В этом отражается влияние языка и личного опыта человека. По мере расширения личного опыта восприятия образ, сохраняя свою индивидуальность и отнесенность к конкретному предмету, к все большей совокупности предметов определенной категории, все более надежно классифицируется. Для этого необходимо обобщение, обращение к классу подобных объектов, которые хранятся в памяти, что означает переход от существующей ситуации к другой, к постижению реальности через призму лично обобщенной схемы действительности

Обобщенность и классификация обеспечивают надежность правильного узнавания объекта независимо от его индивидуальных особенностей и искажений, которые не выводят объекта за пределы класса. Обобщенность восприятия позволяет не только классифицировать и узнавать предметы и явления, но и предусматривать некоторые свойства, непосредственно не воспринимаются.

Следующим свойством восприятия является его осмысленность. Осмысленность предполагает осознание объекта восприятия. Хотя восприятие возникает при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Благодаря осмысленности становится возможным целенаправленное использование предметов. Осмысленность достигается в процессе понимания сущности предметов, то есть процесс восприятия осложняется мыслительной деятельностью. Связь мышления и восприятия прежде всего проявляется в том, что сознательно воспринимать предмет означает мыслительно называть его, то есть отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным понятием. Даже при восприятии незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Таким образом, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных.

Процесс осмысления информации представлено следующим этапам. На первом этапе процесса восприятия происходит выделение комплекса стимулов из потока информации и принятия решения о том, что они принадлежат к одному и тому же объекту. На втором этапе происходит поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущение комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект. На третьем этапе происходит отнесение объекта восприятия к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или отрицающих правильность принятого решения. И наконец, на четвертом этапе формируется окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса. Таким образом, восприятие - это в значительной степени интеллектуальный процесс.

Восприятие - сложный процесс, который определяется не только объективными, но и субъективными факторами. Воспринимает не само по себе глаз или ухо, а конкретный человек. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, от ее индивидуального опыта называется апперцепция. При восприятии предметов из окружающей среды человек пытается найти субъективные эталоны, к которым можно было бы отнести эти предметы. Иными словами, в ходе восприятия активизируются следы прошлого опыта. Кроме этого, в восприятии оказываются желания, интересы, мотивы, чувства человека и его отношение к предмету восприятия. Поэтому одни и те же предметы воспринимаются разными людьми по-разному.

Примером проявления аперцепции является восприятие одного и того же человека представителями разных профессий: филолог обратит внимание на произношение, фотограф-на внешность по поводу фотогеничности, врач заметит признаки определенного заболевания, модельер обратит рагу на правильность пропорций фигуры.

Процессы, происходящие в органах чувств, нервных волокнах, центральной нервной системе, являются физиологической основой восприятия. В окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств под действием раздражителей, возникает нервное возбуждение, передающееся в нервные центры по проводящим путям и в кору головного мозга . Возбуждение поступает в сенсорные зоны коры, представляющие собой центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. Определенная сенсорная информация формируется в зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона. Это, в принципе, механизм возникновения ощущений, которые являются отражением окружающей действительности. На уровне предложенной схемы, действительно, формируются ощущения, а это значит, что ощущения могут быть рассмотрены как структурный элемент процесса восприятия.

Процесс восприятия начинается с ощущений. На последующих этапах в процесс формирования целостного образа объекта включаются собственные физиологические механизмы. Возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга и происходит завершение формирования образов явлений реального мира. Интегративные зоны коры головного мозга называют перцептивными зонами, функция которых отличается от функций проекционных зон.

Обнаруживается различие в работе этих зон, когда у человека деятельность той или иной зоны нарушена. Нарушение зрительной проекционной зоны приводит к полному лишению зрительных ощущений, и он совсем ничего не видит. Это так называемая центральная слепота.

При сохранности проекционной, но поражении интегративной зоны, человек видит отдельные световые пятна, какие-то контуры, но не понимает что это такое. Аналогичная картина наблюдается и в других модальностях, например, при нарушении слуховых интегративных зон люди перестают понимать речь человека. Это агностические расстройства или агнозии, приводящие к невозможности познания.

Усложняется физиологическая основа восприятия тем, что связана и очень тесно, с двигательной деятельностью, эмоциональными переживаниями, мыслительными процессами. Нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями и начавшись в органах чувств, переходят в нервные центры, охватывают различные зоны коры и вступают во взаимодействие с другими нервными возбуждениями. Эта сеть возбуждений и составляет физиологическую основу восприятия.

Можно предположить, что восприятие, как и ощущение, является рефлекторным процессом, поскольку тесно с ним связано.

Рефлекторную основу восприятия раскрыл И.П. Павлов, показав, что условные рефлексы лежат в основе восприятия.

Большое значение в процессе восприятия имеют временные нервные связи. Они обеспечивают возможностью делать гипотезы, необходимые для анализа воспринимаемой ситуации.

Временные нервные связи могут быть двух видов:

  1. Связи в пределах одного анализатора. Он имеет место при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности.
  2. Межанализаторные связи. Эти связи образуются при воздействии комплексного раздражителя, в пределах разных анализаторов.

Избирательность восприятия: апперцепция

В процессе восприятия человек одни аспекты среды выделяет больше, чем другие. Это происходит в соответствии с его целями и намерениями, особенностями деятельности, личностной характеристикой. Совокупность этих факторов определяется как опыт человека. Зависимость процесса восприятия от прошлого опыта получила название апперцепция.

Человек как бы прикладывает свой опыт к восприятию, что дает возможность наполнить чувственный материал образа определенным смыслом.

Сегодня есть большой фактический материал, который иллюстрирует явления, связанные с избирательностью восприятия и с апперцепцией. Еще в прошлом веке многие из этих фактов были хорошо известны. Американский психолог У. Джемс этот феномен поясняет примером: впервые увидев лошадей, жители Полинезии стали называть их свиньями, потому что в их опыте это была наиболее подходящая рубрика. Мальчик, играя с апельсином целую неделю и впервые его увидевшим, стал называть его мячиком. Впервые увиденное цельное яйцо всмятку и вылитое в стакан, ребенок назвал картошкой, потому что видел и ел картофель без кожуры и знал его название.

В современной психологии феномены, вязанные с избирательностью восприятия, тоже широко изучались. Открытый К. Черри «эффект вечеринки» стал одним из интересных явлений, связанных с этим феноменом и известным многим людям. Суть в следующем – гости разбиваются на группы и каждая обсуждает ту или иную тему. Человеку, зашедшему в комнату случайно, кажется, что разговаривающие должны мешать друг другу. Но стоит только присоединиться к разговору, как все остальное просто не замечается.

Этот феномен изучался с помощью методики дихотического прослушивания. Смысл методики состоит в том, что испытуемому через наушники подавались две различные магнитные записи. Внимательно слушая одну из них, испытуемый легко повторял услышанные слова и фразы, но из другой записи он ничего не мог уловить, даже если слово повторялось много раз.

Такое слежение за сообщениями осуществляется на основе смысловых характеристик – если испытуемый следит, что ему подается на правое ухо и это сообщение начинает вдруг передаваться на левое ухо, то он продолжает следить за этим с легкостью. Эксперименты с дихотическим слежением показывают, что человек обращает внимание при выборе информации в зависимости от своего прошлого опыта.

Кроме устойчивой апперцепции место может иметь и временная апперцепция в которой сказывается влияние ситуативно возникающих психических состояний – установки, эмоции, ожидания и др.

Интересный пример приводит Л.С. Выготский, который говорит, что в процессе преподавания важно учитывать особенности прошлого опыта. Суть заключается в том, что курс советской валюты после революции резко упал, за продукты платили баснословные деньги. Когда на уроке дети услышали, что длина экватора 40 000 верст, то их реакция была далеко не та, которую ожидал учитель. Длину экватора ученики приравняли к стакану семечек, который стоил столько же. Получается, что в опыте детей значение больших чисел было скомпрометировано. Дети не понимали, почему при изображении громадных расстояний, используются такие цифры, о которых у них сложилось впечатление, как о незначительных величинах.

Процесс восприятия и психическое состояние

Человек даже в течение суток может находиться в разном психическом состоянии. Он может быть бодрым или утомленным, активным или пассивным, печальным и радостным и др. Это состояние сказывается на его восприятии и из окружающей социальной среды он выделит те воздействия, которые будут соответствовать его состоянию.

На восприятие окружающего мира большое влияние оказывают богатство и направленность знаний, умений, привычек, возрастной, житейский, профессиональный опыт. Чем больше человек знаком с объектом восприятия, тем больше признаков, сторон, изменений можно в нем заметить.

Особенно важно это при обучении детей. Их восприятие надо организовать так, чтобы они могли легко выделять существенные признаки предметов и явлений, независимо привлекают они к себе внимание или нет.

К благоприятным условиям при решении этой задачи относятся:

  • Отчетливость восприятия предмета – расстояние, освещенность, контрастность фона, наличие или отсутствие отвлекающих объектов в поле восприятия;
  • Обязательная умственная и практическая активность в процессе восприятия, определение существенных признаков, сравнение с другими объектами, зарисовки, возможность ощупывания и др.;
  • Указания учителя для направления процесса восприятия в нужную сторону;
  • Использование специальных приемов выделения замаскированных существенных признаков.

Интересную закономерность в своем экспериментальном исследовании обнаружила М.В. Зверева. Если свойство предмета познается при помощи одного анализатора, то и выделять его лучше тоже с помощью одного анализатора, если при помощи нескольких анализаторов, то полезнее комплексное восприятие.

При помощи зрения и осязания человек познает форму, величину, структуру поверхности тела, а это значит, что выделение каждого из этих свойств объекта легче осуществить через зрительно-осязательное восприятие.

Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Понятия «ощущение» и «восприятие» взаимосвязаны, однако между ними существуют и коренные различия. Суть процессов ощущения заключается в отражении лишь отдельных свойств объектов и явлений окружающего мира. Однако человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов. Поэтому основным отличием восприятия от ощущения является предметность осознания всего, что воздействует на человека, т. е. отображение объекта реального мира в совокупности всех его свойств, или, иными словами, целостное отображение предмета.

Восприятие включает ощущение и основывается на нем. При этом всякий перцептивный образ включает целый ряд ощущений, так как любой предмет или явление обладают многими и различными свойствами, каждое из которых способно независимо от других свойств вызвать ощущение. Однако было бы ошибочным полагать, что такой процесс (от относительно простых ощущений – к сложному образу восприятия) является простым суммированием отдельных ощущений. На самом деле восприятие (или отражение) целых предметов или ситуаций гораздо сложнее. Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т. е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высоко уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека.

В настоящее время существуют различные теории процесса распознавания образов. В этих теориях основное внимание уделено следующему вопросу: как внешние сигналы, воздействующие на органы чувств, преобразуются в осмысленные перцептивные образы? Как правило, человек опознает окружающие предметы и события легко и быстро; поэтому может создаться впечатление, что связанные с распознаванием операции просты и непосредственны. Однако это совсем не так. Попытки инженеров создать машины, которые были бы способны распознавать символы и звуки, обычные для окружающей человека среды, в большинстве случаев заканчиваются неудачей. Системы восприятия животных, даже самых примитивных, по своим возможностям далеко опережают подобные машины.

Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Так, под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и в конечном итоге в кору головного мозга. Здесь оно поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация.

Следует отметить, что описанный выше механизм является механизмом возникновения ощущений. И действительно, на уровне предложенной схемы формируются ощущения. Следовательно, ощущения могут быть рассмотрены как структурный элемент процесса восприятия. Собственные физиологические механизмы восприятия включаются в процессе формирования целостного образа на последующих этапах, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга, где и происходит завершение формирования образов явлений реального мира. Поэтому интегративные зоны коры головного мозга, завершающие процесс восприятия, часто называют перцептивными зонами. Их функция существенно отличается от функций проекционных зон.

Это различие отчетливо обнаруживается при нарушении деятельности той или иной зоны. Например, при нарушении работы зрительной проекционной зоны наступает так называемая центральная слепота, т. е. при полной исправности периферии – органов чувств – человек полностью лишается зрительных ощущений, он ничего не видит. Совсем иначе обстоит дело при поражениях или нарушении работы интегративной зоны. Человек видит отдельные световые пятна, какие-то контуры, но не понимает, что он видит. Он перестает осмысливать то, что воздействует на него, и не узнает даже хорошо знакомые предметы. Аналогичная картина наблюдается при нарушении деятельности интегративных зон других модальностей. Так, при нарушении слуховых интегративных зон люди перестают понимать человеческую речь. Подобные заболевания получили название агностических расстройств (расстройства, приводящие к невозможности познания), или агнозий.

Поскольку восприятие тесно связано с ощущением, можно предположить, что оно, как и ощущение, является рефлекторным процессом. Рефлекторную основу восприятия доказывал И. П. Павлов. Он показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, т. е. временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира. При этом последние выступают в качестве комплексных раздражителей, так как при обработке вызванного ими возбуждения в ядрах корковых отделов анализаторов протекают сложные процессы анализа и синтеза. И. П. Павлов писал: «В гармонии с беспрерывно и многообразно колеблющейся природой агенты в качестве условных раздражителей то выделялись полушариями для организма в виде крайне мелких элементов (анализировались), то сливались в многообразные комплексы (синтезировались)». Анализ и синтез обеспечивает выделение объекта восприятия из окружающей среды, и на этой основе все его свойства объединяются в целостный образ.

Временные нервные связи, обеспечивающие процесс восприятия, могут быть двух видов: образуемые в пределах одного анализатора и межанализаторные. Первый вид имеет место при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности. Например, таким раздражителем является мелодия, представляющая собой своеобразное сочетание отдельных звуков, воздействующих на слуховой анализатор. Весь этот комплекс действует как один сложный раздражитель. При этом нервные связи образуются не только в ответ на сами раздражители, но и на их отношение – временное, пространственное и пр. (так называемый рефлекс на отношение). В результате в коре больших полушарий происходит процесс интегрирования, или сложного синтеза.

Второй вид нервных связей, образуемых при воздействии комплексного раздражителя, – это связи в пределах разных анализаторов, возникновение которых И. М. Сеченов объяснял существованием ассоциаций (зрительных, кинестетических, осязательных и т. д.). Эти ассоциации у человека обязательно сопровождаются слуховым образом слова, благодаря которому восприятие приобретает целостный характер. Например, если вам завязать глаза и дать в руки шарообразный предмет, предварительно сказав, что это съедобный предмет, и при этом вы можете ощутить его своеобразный запах, попробовать его вкус, то вы без труда поймете, с чем имеете дело. В процессе работы с этим знакомым, но невидимым для вас в данный момент предметом, вы обязательно мысленно назовете его, т. е. произойдет воссоздание слухового образа, который по своей сути является своеобразным обобщением свойств предмета. В результате человек может описать даже то, что в данный момент не наблюдает. Следовательно, благодаря связям, образуемым между анализаторами, человек отражает в восприятии такие свойства предметов или явлений, для восприятия которых нет специально приспособленных анализаторов (например, величина предмета, удельный вес и др.).

Таким образом, в основе сложного процесса построения образа восприятия лежат системы внутрианализаторных и межанализаторных связей, обеспечивающих наилучшие условия видения раздражителей и учет взаимодействия свойств предмета как сложного целого.

Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие – форма целостного психического отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Так, под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь оно поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация. Описанный выше механизм является механизмом возникновения ощущений. Следовательно, ощущения могут быть рассмотрены как структурный элемент процесса восприятия. Собственные физиологические механизмы восприятия включаются в процессе формирования целостного образа на последующих этапах, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга, где и происходит завершение формирования образов явлений реального мира. Поэтому интегративные зоны коры головного мозга, завершающие процесс восприятия, часто называют перцептивными зонами. Их функция существенно отличается от функции проекционных зон.

Физиологическая основа восприятия еще более усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной деятельностью, с эмоциональными переживаниями, разнообразными мыслительными процессами.

26. Основные виды восприятия.

Опираясь на современную психологическую литературу, можно выделить несколько подходов к классификации восприятия. В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различают простые восприятия - зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.

Обычное восприятие – результат взаимодействия ряда анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятия. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестетический анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятии также участвует двигательный анализатор. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия.

Основой другого типа классификации типов восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

Явление ошибочного (ложного) или искаженного восприятия называется иллюзией восприятия. Иллюзии наблюдаются в любых видах восприятия (зрительных, слуховых и др.). Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как установка, направленность, эмоциональное отношение и т.п., но и физическими факторами и явлениями: освещенность, положение в пространстве и др.



Отчетность за сотрудников