Что такое ломография? Ломография: золотые правила

Цифровая камера произвела революцию в фотографии. Фотосъёмкой увлеклось больше людей, чем когда-либо ранее. Но умерла ли плёночная фотография? Ломографическое сообщество считает иначе. Несомненно, эта организация сделала для сохранения плёночной фотографии больше чем любая другая. Это руководство, написанное на основе 10 правил сообщества, поможет вам справиться с трудностями становления ломографом.

Правило 1: Всегда бери фотоаппарат с собой

Ломографическое сообщество было основано в 1990-х годах, когда несколько смелых студентов познакомились с русской камерой Ломо Компакт-Автомат (LC-A) . Сейчас сообщество продает, восстанавливает и производит огромное количество камер. С «LC-A» в качестве краеугольного камня, они стремятся предложить уникальную внешность камер, но большинство из них пластиковые с несколькими (если есть) настройками. Все они снимают на пленку. Ломография помогла популяризации среднеформатных камер Holga и Diana. И они продают восстановленные камеры, которые больше не производятся.

Покупка Ломо

Цена многих камер, продаваемых ломографическим сообществом, может показаться завышенной. Например, много лет назад я купил подержанный «Зоркий 4К» , русский дальномерный фотоаппарат, копию старых леек, за $35. Вскоре после этого, Ломографическое общество представило аналогичную модель на своем сайте, уже по цене $175.

Цены на эту камеру сейчас резко возросли на других интернет-площадках. Но то, что предлагает Ломографическое сообщество, имеет несколько отличий. Они дают послепродажную гарантию и гарантируют что их камеры продаются в рабочем состоянии. Также имейте в виду, что вы поддерживаете нишевой рынок. Многие из камер, продаваемых сообществом, больше нигде не продаются. Они берут на себя риск со своей бизнес-моделью и, выбирая покупку у них, вы поддерживаете жизнеспособность их бизнеса.

Единственная причина, по которой я уделяю столько внимания этому вопросу - это поток критики в адрес Ломографического сообщества за их цены. Я просто хотел показать почему мне удобно покупать у них. Следующий снимок был сделан камерой Holga Wide Pinhole - одной из многих, предлагаемых Ломографическим сообществом.

Правило 2: Используй его в любое время - днём и ночью

Большое количество разнообразных камер, предлагаемых сообществом, означает, что найдётся вариант для каждого. Люди часто спрашивают меня, почему я снимаю на пленку, когда у меня есть отличная цифровая камера. Ну, цифровые камеры в основном одинаковы. А пленочные - нет. Например, не производится панорамной цифровой камеры с вращающимся объективом, типа Горизонта.

Даже и не пытайтесь найти такую программу, которая позволит воссоздать картинку черно-белой пленки ISO 3200. Есть немного вещей в жизни, более захватывающих, чем выбор ролика пленки. Это всегда сюрприз. Когда я снимаю на пленку, особенно на простейшие ломографические камеры, я почти не беспокоюсь о технической стороне экспозиции. Я просто снимаю, что вдохновляет меня делать необычные для меня фотографии. Одни выходят хорошо, другие - не очень, но я всегда учусь чему-то новому.

Правило 3: Ломография - это не вмешательство в твою жизнь, это часть её

Я уже говорил, что ломография немного похожа на культ. Сходите на их сайт и посмотрите на онлайн сообщество. У них более 40 тысяч активных пользователей. Примерно у четверти из них есть Ломодом - персональная страница для демонстрации и обмена фотографиями и альбомами.

Есть порядка 4,5 миллионов фотографий, которыми пользователи делятся на сайте и это не их частные снимки друг для друга. Участники, живущие повсюду в мире, создают постоянно обновляемый глобальный снимок, который всегда приятно просматривать.

Одна из моих любимых частей сайта - это список из порядка 200 камер различных марок и типов. Вы можете причитать обзоры и посмотреть примеры фотографий. Эта часть сайта хорошо показывает, что Ломографическое сообщество развивает фотографию, а не просто продает свои специфические камеры.

Следующий кадр был снят на камеру Vivitar Wide and Slim, которая популярна на ломографическом сайте, хотя и не продается там. Вы можете различить отражение камеры в окне, через которое я снимал.

Правило 4: Снимай от бедра

Как я уже говорил, лучшая для меня часть пленочной фотографии в сюрпризе, который ожидает вас после проявки пленки. Наилучшим способом съемки в таком случае становится съемка не глядя.

Используя гиперфокальную настройку объектива (точка фокусировки, которая позволяет находиться в фокусе максимальному пространству при данной диафрагме) или используя камеру, не предназначенную для точной фокусировки (Типа Хольги или классического Ломо К-А), вы можете снимать с любого ракурса. Над головой, от земли или, как гласит правило, от бедра.

Правило 5: Чем ближе - тем лучше

Это совет применим не только для ломографии или пленочной фотографии, но ко всей фотографии. Независимо от того, снимаете ли вы ваших друзей или цветы. Приблизитесь! Я следую правилу двух шагов. Начиная снимать, я нахожу удобную дистанцию, а затем подхожу на 2 шага ближе.

Но это правило можно применить и ко всему вашему увлечению фотографией. Проникнитесь фотографией. Изучите ваше оборудование, историю и творчество великих фотографов. Важной частью фотосъемки для меня стало и полюбилось знание, что я использую те же камеры и те же процессы, что и люди до меня более сотни лет.

Хельмут Ньютон, Анри Картье-Брессон, Роберт Каппа и Ансель Адамс никогда не прикасались к цифровым камерам, пока они были на пике своей карьеры. Приблизиться к пониманию профессии также важно, как приблизиться к предмету съемки.

Правило 6: Не думай (Уильям Файербрэйс)

Это правило звучит совсем просто, да? Но я часто ловлю себя на обдумывании экспозиции и композиции. Я профессионал, но у меня до сих пор иногда бывают неудачные кадры когда я увлекаюсь использованием некоторых специфических техник. Особенно часто это происходит когда у меня нет подстраховки в виде экрана на задней панели камеры.

Ломография характерна простыми камерами, позволяющими легко снимать. Если на вашей камере есть только кнопка спуска - то о чем тут думать? На сайте Ломографического общества вы найдете людей, соблюдающих это правило. Импровизированные фотографии их друзей, сделанные на память гораздо лучше, чем ваши типичные постановочные фото с рукопожатиями и улыбками на камеру.

Правило 7: Будь быстр

Вы должны действовать быстро во время фотосъемки. Но вам следует поторопиться и для того, чтобы начать снимать на пленку. Ломография творит чудеса чтобы сохранить пленку как носитель, но она по-прежнему под угрозой. Кодак прекратил выпуск некоторых пленок, включая знаменитую Кодахром 64 , в 2009 году.

Полароид прекратил производство своей пленки, но был спасен другой компанией, метко названной «Impossible Project» (Невыполнимый проект), которая начала выпускать её небольшими тиражами. Пленки типа 110 практически невозможно купить, разве что в Интернете. И если вам не посчастливилось жить в городе с большой фотолабораторией - вам придется отправлять эту пленку на обработку почтой.

Другими словами, пленка может оказаться не вечной. Участвуйте в этой части истории фотографии пока не слишком поздно. Ломографическое сообщество продает множество пленок на своем сайте, даже таких, которые уже не производятся. Также вы можете прочитать обзоры пленок и посмотреть примеры фотографий.

Правило 8: Не обязательно знать заранее, что у тебя получится

Ломографы не боятся экспериментировать. Одно из самых популярных направлений - использование кросс-процесса для плёнок. Это когда вы обрабатываете пленку в реактивах, предназначенных для другого типа пленки. Наиболее употребительная техника - обрабатывать слайд-пленки в реактивах для обычной цветной негативной пленки.

Результаты получаются цветастые и интересные. Многие экспериментируют с просроченной пленкой. Снимок ниже был сделан на черно-белую пленку Kodak Tri-X чувствительностью 400 ISO, которая имела срок годности до 1994 года. Вид этого снимка не слишком необычен или драматичен, но некоторые пленки заметно меняются старея.

Правило 9: Не задумывайся об этом и потом

Ломография посвящена производству фотографий, которые отличаются. Все мы видели отлично экспонированные фотографии, резкие и с правильным горизонтом. Это неплохо, но предсказуемо со всеми технологиями, упакованными в современную цифровую мыльницу.

Ломографический подход - не для всех. Даже я не хочу, чтобы все мои фотографии были пересвечены, завалены и размыты. Но отношение к фотографии больше как к поиску приключений, чем к живописи - хорошее лекарство от моего ежедневного стиля съемки.

Правило 10: Забудь о правилах

Ломография охватывает много разных вещей - интересные камеры и пленки, международное сообщества, стремление сохранить жизнь пленочной фотографии, но наиболее полезной для меня частью оказалось открытие нового в фотографии.

Ломография - это не цель моих стремлений, это - начало пути. Ломография познакомила меня с русскими камерами и показала мне что эти старомодные пленочные «кирпичи» спрятанные в чулане, могут работать ещё. Этим специфическим вопросам посвящены и другие места в сети, но трудно найти ещё место, охватывающее столь различные аспекты пленочной фотографии. Ломографическое сообщество - информационный центр по всем вопросам аналоговой фотографии.

И последнее - съемка на пленочные камеры предполагает, что никто не увидит картинку на задней крышки вашей камеры. Просто скажите «Да, ваши волосы выглядят отлично и, да, я подождал пока вы доедите огромный кусок пирога, чтобы сделать фото».

«Ты не знаешь заранее, что получится. Да и после съемки тоже не знаешь». Ломография сегодня популярна, как и прежде, благодаря хипстерскому движению. Однако дело не только в моде, но и в необычных и красочных снимках, проявляя которые, нельзя предугадать, что же получится на этот раз. В статье мы пройдемся по всей истории развития ломографии и узнаем, как советский завод «ЛОМО» изменил жизни миллионов людей.

«Ты не знаешь заранее, что получится. Да и после съемки тоже не знаешь». Ломография сегодня популярна, как и прежде, благодаря хипстерскому движению. Однако дело не только в моде, но и в необычных и красочных снимках, проявляя которые, нельзя предугадать, что же получится на этот раз. В статье мы пройдемся по всей истории развития ломографии и узнаем, как советский завод «ЛОМО» изменил жизни миллионов людей.

Итак, что же такое ломография? Это вид пленочной фотографии, подразумевающий фотографирование с нарушением резкости, правдоподобности цветопередачи, равномерности плотности кадра. Проще говоря, это жизнь, запечатленная в своем собственном неповторимом виде. Такое направление фотоискусства появилось благодаря «ЛОМО-компакту», камере, с которой все и началось.

Тридцать лет назад Игорю Корницкому, заместителю министра оборонной промышленности, находившемуся с делегацией в немецком городе Кельне для обмена индустриальным опытом, попала в руки маленькая японская камера Cosina CX-2. Корницкий, обращавший пристальное внимание на советское фотоаппаратостроение, передал ее своему товарищу и директору завода «ЛОМО» в Петербурге Михаилу Панфилову.

В первую очередь японская камера была досконально изучена. «Уже на этом этапе, - вспоминает Михаил Холомянский, ведущий конструктор творческой бригады, работавшей над созданием фотоаппарата, - стало ясно, что полностью воспроизвести ее не получится. Мы пошли по пути создания своей, во многом оригинальной, конструкции». Таким образом, после многочисленных преобразований на свет появился наш ответ японской Cosina CX-2 - «ЛОМО-Компакт - Автомат» (LOMO LC-A).

В 1984 году началось массовое производство LOMO LC-A. Изготавливалось по 1 100 камер в месяц, работало над ними около 1 200 человек. Однако в скором времени «Компакт-Автомат» через советский рынок «просочился» и в другие коммунистические страны: в Польшу, Чехословакию, на Кубу. Кстати сказать, с начала запуска производства LOMO LC-A было выпущено примерно 1,5 миллиона этих фотоаппаратов.

В 1991 году, попав из пражского магазинчика подержанных камер прямо в руки студентов венской Академии искусств Маттиаса Фигля и Вольфганга Штранцингера, LOMO LC-A стал основоположником всемирного ломодвижения. Вернувшись из изъезженной вдоль и поперек Праги на родину и отпечатав снимки, друзья были поражены результатами своих спонтанных фоторабот - кадры получились неожиданно очень креативными и оригинальными, сохранив при этом милые памятные моменты.

Все хотели достать такую же потрясающую камеру, поэтому студенты стали довольно часто наведываться в Россию с целью приобрести LOMO LC-A для друзей и родственников.

В 1992 году поклонники этого фотоаппарата объединились в Международное ломографическое общество, штаб-квартира которого и по сей день находится в Вене.

В течение лета были написаны десять золотых правил ломографии, приведенные ниже, а 5 ноября 1992 года их напечатали в «Венской газете» (Wiener Zeitung). Вскоре после этого муниципальный совет города предоставил обществу пустующий дом в 7-ом районе на Брайтегассе (Breitegasse). Именно здесь состоялась самая первая ломографическая выставка, на которой было продано 700 фотоаппаратов LOMO LC-A и родилась одна из наиболее характерных черт Международного ломографического общества - ломостена.

В 1994 году завод «ЛОМО» планировал остановить выпуск своего фотобестселлера в связи с падением спроса на отечественную фототехнику, однако дело спасла первая московская ломографическая выставка, проводившаяся одновременно и в Нью-Йорке. Да и венские друзья постарались: убедили заводских начальников и тогдашнего вице-мэра города Владимира Путина в необходимости продолжения производства LC-A.

Развитие фототехники для ломографии

В 1998 году Ломографическое общество представляет миру странную пластиковую камеру ActionSampler, снимающую на пленку по четыре последовательных изображения, и она мгновенно становится хитом. Объективы в ней работают по очереди с промежутком в четверть секунды, то есть снимки асинхронно ложатся на одну фотографию. Одним нажатием спусковой кнопки можно получить серию из четырех мини-кадров по схеме 2 × 2 на одном стандартном кадре пленки, что позволяет запечатлеть действие в движении.

В 2000 году появляется SuperSampler - камера с четырьмя только панорамными объективами, расположенными в одну линию. Благодаря тому, что они срабатывают по очереди, на фотографии получается ряд из фотополос.

В 2005 году запускают в производство Fisheye Camera - небольшой фотоаппарат, оснащенный широкоугольным объективом «рыбий глаз» с углом охвата изображения 180°. Сейчас существует и Fisheye-2 - усовершенствованная камера Fisheye с алюминиевым корпусом и дополнительным видоискателем.

В общем, не так важна дата выпуска, как сама модель, поэтому перечислим все то, что было выпущено.

Frogeye Underwater - камера для съемки под водой с водонепроницаемым корпусом, оснащенная вспышкой.
Holga - среднеформатная ломокамера.
«Горизонт-компакт» - удобный панорамный фотоаппарат, позволяющий делать снимки с углом обзора 120°.
Horizon Perfekt - панорамный фотоаппарат с креплением для штатива и расширенными настройками.
Lomolitos Single Use - одноразовая камера, заряженная пленкой на 24 кадра.
Oktomat - камера с восемью объективами, срабатывающими по очереди.
Pop 9 - фотоаппарат с девятью мини-объективами и вспышкой, которые снимают одновременно.
ActionSampler Flash - камера с четырьмя объективами и четырехсегментной вспышкой.
Colorsplash - фотоаппарат с интегрированной вспышкой со сменными разноцветными (до 12 цветов) светофильтрами для подсвечивания объекта съемки и возможностью установки длительной выдержки.
Spinner 360° - камера, получившая в 2010 году премию European Consumers Choice Awards.
Sprocket Rocket - первая камера, целиком и полностью посвященная перфорации на пленке.

Стоит отметить, что каждый фотоаппарат выпускается в нескольких цветовых вариантах, а многие модели, выпущенные специально к какому-либо мероприятию (например, для Золотой недели в Японии), имеют уникальные расцветки - анималистические и прочие.

В 2009 году ломография отметила свое 25-летие, отпраздновав эту знаменательную дату выпуском ограниченных серий LC-А+, таких как No Nukes, разработанная южно-корейскими дизайнерами.

Десять заповедей ломографа

Именно эти забавные правила являются основополагающими для каждого любителя ломографии.

Всегда держи при себе камеру.
Снимай в любое время дня и ночи.
Ломография - часть твоей жизни.
Снимай от бедра.
Подходи к объекту съемки как можно ближе.
Не думай.
Будь быстрым.
Ты не знаешь заранее, что получится.
Да и после съемки тоже не знаешь.
А теперь забудь все правила и снимай.


Кстати сказать, ломография - прообраз Instagram, мобильного приложения для обмена фотографиями, в котором можно видоизменять снимки при помощи ломофильтров. Поэтому, если вы пользуетесь такой программой, можете с уверенностью считать себя ломографом.

В заключение нельзя не отметить скорость, с которой ломодвижение распространилось по всему миру. Ломографы - уже не просто «ленивые» фотолюбители-студенты из Вены, которым не хватало времени, желания и возможностей на создание классических снимков по правилам, это сотни тысяч людей во всем мире, объединенные общими интересами, это субкультура фотомира, которая и по сей день привлекает к себе массу новых сторонников, фиксирующих мир таким, какой он есть, - удивительным, необычным и солнечным в любую погоду!

Цифровая камера произвела революцию в фотографии. Фотосъёмкой увлеклось больше людей, чем когда-либо ранее. Но умерла ли плёночная фотография? Ломографическое сообщество считает иначе. Несомненно, эта организация сделала для сохранения плёночной фотографии больше чем любая другая. Это руководство, написанное на основе 10 правил сообщества, поможет вам справиться с трудностями становления ломографом.

Правило 1: Всегда бери фотоаппарат с собой

Ломографическое сообщество было основано в 1990-х годах, когда несколько смелых студентов познакомились с русской камерой Ломо Компакт-Автомат (LC-A) . Сейчас сообщество продает, восстанавливает и производит огромное количество камер. С «LC-A» в качестве краеугольного камня, они стремятся предложить уникальную внешность камер, но большинство из них пластиковые с несколькими (если есть) настройками. Все они снимают на пленку. Ломография помогла популяризации среднеформатных камер Holga и Diana. И они продают восстановленные камеры, которые больше не производятся.

Покупка Ломо

Цена многих камер, продаваемых ломографическим сообществом, может показаться завышенной. Например, много лет назад я купил подержанный «Зоркий 4К» , русский дальномерный фотоаппарат, копию старых леек, за $35. Вскоре после этого, Ломографическое общество представило аналогичную модель на своем сайте, уже по цене $175.

Цены на эту камеру сейчас резко возросли на других интернет-площадках. Но то, что предлагает Ломографическое сообщество, имеет несколько отличий. Они дают послепродажную гарантию и гарантируют что их камеры продаются в рабочем состоянии. Также имейте в виду, что вы поддерживаете нишевой рынок. Многие из камер, продаваемых сообществом, больше нигде не продаются. Они берут на себя риск со своей бизнес-моделью и, выбирая покупку у них, вы поддерживаете жизнеспособность их бизнеса.

Единственная причина, по которой я уделяю столько внимания этому вопросу - это поток критики в адрес Ломографического сообщества за их цены. Я просто хотел показать почему мне удобно покупать у них. Следующий снимок был сделан камерой Holga Wide Pinhole - одной из многих, предлагаемых Ломографическим сообществом.

Правило 2: Используй его в любое время - днём и ночью

Большое количество разнообразных камер, предлагаемых сообществом, означает, что найдётся вариант для каждого. Люди часто спрашивают меня, почему я снимаю на пленку, когда у меня есть отличная цифровая камера. Ну, цифровые камеры в основном одинаковы. А пленочные - нет. Например, не производится панорамной цифровой камеры с вращающимся объективом, типа Горизонта.

Даже и не пытайтесь найти такую программу, которая позволит воссоздать картинку черно-белой пленки ISO 3200. Есть немного вещей в жизни, более захватывающих, чем выбор ролика пленки. Это всегда сюрприз. Когда я снимаю на пленку, особенно на простейшие ломографические камеры, я почти не беспокоюсь о технической стороне экспозиции. Я просто снимаю, что вдохновляет меня делать необычные для меня фотографии. Одни выходят хорошо, другие - не очень, но я всегда учусь чему-то новому.

Правило 3: Ломография - это не вмешательство в твою жизнь, это часть её

Я уже говорил, что ломография немного похожа на культ. Сходите на их сайт и посмотрите на онлайн сообщество. У них более 40 тысяч активных пользователей. Примерно у четверти из них есть Ломодом - персональная страница для демонстрации и обмена фотографиями и альбомами.

Есть порядка 4,5 миллионов фотографий, которыми пользователи делятся на сайте и это не их частные снимки друг для друга. Участники, живущие повсюду в мире, создают постоянно обновляемый глобальный снимок, который всегда приятно просматривать.

Одна из моих любимых частей сайта - это список из порядка 200 камер различных марок и типов. Вы можете причитать обзоры и посмотреть примеры фотографий. Эта часть сайта хорошо показывает, что Ломографическое сообщество развивает фотографию, а не просто продает свои специфические камеры.

Следующий кадр был снят на камеру Vivitar Wide and Slim, которая популярна на ломографическом сайте, хотя и не продается там. Вы можете различить отражение камеры в окне, через которое я снимал.

Правило 4: Снимай от бедра

Как я уже говорил, лучшая для меня часть пленочной фотографии в сюрпризе, который ожидает вас после проявки пленки. Наилучшим способом съемки в таком случае становится съемка не глядя.

Используя гиперфокальную настройку объектива (точка фокусировки, которая позволяет находиться в фокусе максимальному пространству при данной диафрагме) или используя камеру, не предназначенную для точной фокусировки (Типа Хольги или классического Ломо К-А), вы можете снимать с любого ракурса. Над головой, от земли или, как гласит правило, от бедра.

Правило 5: Чем ближе - тем лучше

Это совет применим не только для ломографии или пленочной фотографии, но ко всей фотографии. Независимо от того, снимаете ли вы ваших друзей или цветы. Приблизитесь! Я следую правилу двух шагов. Начиная снимать, я нахожу удобную дистанцию, а затем подхожу на 2 шага ближе.

Но это правило можно применить и ко всему вашему увлечению фотографией. Проникнитесь фотографией. Изучите ваше оборудование, историю и творчество великих фотографов. Важной частью фотосъемки для меня стало и полюбилось знание, что я использую те же камеры и те же процессы, что и люди до меня более сотни лет.

Хельмут Ньютон, Анри Картье-Брессон, Роберт Каппа и Ансель Адамс никогда не прикасались к цифровым камерам, пока они были на пике своей карьеры. Приблизиться к пониманию профессии также важно, как приблизиться к предмету съемки.

Правило 6: Не думай (Уильям Файербрэйс)

Это правило звучит совсем просто, да? Но я часто ловлю себя на обдумывании экспозиции и композиции. Я профессионал, но у меня до сих пор иногда бывают неудачные кадры когда я увлекаюсь использованием некоторых специфических техник. Особенно часто это происходит когда у меня нет подстраховки в виде экрана на задней панели камеры.

Ломография характерна простыми камерами, позволяющими легко снимать. Если на вашей камере есть только кнопка спуска - то о чем тут думать? На сайте Ломографического общества вы найдете людей, соблюдающих это правило. Импровизированные фотографии их друзей, сделанные на память гораздо лучше, чем ваши типичные постановочные фото с рукопожатиями и улыбками на камеру.

Правило 7: Будь быстр

Вы должны действовать быстро во время фотосъемки. Но вам следует поторопиться и для того, чтобы начать снимать на пленку. Ломография творит чудеса чтобы сохранить пленку как носитель, но она по-прежнему под угрозой. Кодак прекратил выпуск некоторых пленок, включая знаменитую Кодахром 64 , в 2009 году.

Полароид прекратил производство своей пленки, но был спасен другой компанией, метко названной «Impossible Project» (Невыполнимый проект), которая начала выпускать её небольшими тиражами. Пленки типа 110 практически невозможно купить, разве что в Интернете. И если вам не посчастливилось жить в городе с большой фотолабораторией - вам придется отправлять эту пленку на обработку почтой.

Другими словами, пленка может оказаться не вечной. Участвуйте в этой части истории фотографии пока не слишком поздно. Ломографическое сообщество продает множество пленок на своем сайте, даже таких, которые уже не производятся. Также вы можете прочитать обзоры пленок и посмотреть примеры фотографий.

Правило 8: Не обязательно знать заранее, что у тебя получится

Ломографы не боятся экспериментировать. Одно из самых популярных направлений - использование кросс-процесса для плёнок. Это когда вы обрабатываете пленку в реактивах, предназначенных для другого типа пленки. Наиболее употребительная техника - обрабатывать слайд-пленки в реактивах для обычной цветной негативной пленки.

Результаты получаются цветастые и интересные. Многие экспериментируют с просроченной пленкой. Снимок ниже был сделан на черно-белую пленку Kodak Tri-X чувствительностью 400 ISO, которая имела срок годности до 1994 года. Вид этого снимка не слишком необычен или драматичен, но некоторые пленки заметно меняются старея.

Правило 9: Не задумывайся об этом и потом

Ломография посвящена производству фотографий, которые отличаются. Все мы видели отлично экспонированные фотографии, резкие и с правильным горизонтом. Это неплохо, но предсказуемо со всеми технологиями, упакованными в современную цифровую мыльницу.

Ломографический подход - не для всех. Даже я не хочу, чтобы все мои фотографии были пересвечены, завалены и размыты. Но отношение к фотографии больше как к поиску приключений, чем к живописи - хорошее лекарство от моего ежедневного стиля съемки.

Правило 10: Забудь о правилах

Ломография охватывает много разных вещей - интересные камеры и пленки, международное сообщества, стремление сохранить жизнь пленочной фотографии, но наиболее полезной для меня частью оказалось открытие нового в фотографии.

Ломография - это не цель моих стремлений, это - начало пути. Ломография познакомила меня с русскими камерами и показала мне что эти старомодные пленочные «кирпичи» спрятанные в чулане, могут работать ещё. Этим специфическим вопросам посвящены и другие места в сети, но трудно найти ещё место, охватывающее столь различные аспекты пленочной фотографии. Ломографическое сообщество - информационный центр по всем вопросам аналоговой фотографии.

И последнее - съемка на пленочные камеры предполагает, что никто не увидит картинку на задней крышки вашей камеры. Просто скажите «Да, ваши волосы выглядят отлично и, да, я подождал пока вы доедите огромный кусок пирога, чтобы сделать фото».

Однажды в 1982 году заместителю Министерства оборонной промышленности на фотовыставке в Кельне подарили японский фотоаппарат Cosina CX-1, и вскоре было решено, что в Советском Союзе нужна такая же своя камера - маленькая, удобная в использовании, на которой получаются хорошие снимки. Ленинградское оптико-механическое объединение ЛОМО запустило в массовое производство камеру ЛК-А, созданную по подобию «Косины». Но специалистам, работающим на этом заводе, пришлось значительно упростить конструкцию, так как скопировать японский электронный затвор по причине отсутствия соответствующей технологии не удалось. Впрочем, малыша ЛК-А оснастили светосильной широкоугольной оптикой и инновационной системой автоматической установки экспозиции, доступной в то время только в дорогих профессиональных камерах, что позволяло делать снимки практически в любых условиях освещенности.

Но история ломографии как движения, начинается десятью годами позже, когда два австрийских студента Матиас Фигль и Вольфганг Странцингер, приехав в Прагу на каникулы, смеха ради покупают себе в комиссионном магазине маленькие советские фотоаппараты по 8 долларов за штуку. Бездумно отщелкав по паре пленок, они приезжают в Вену, проявляют их и… удивляются ярким цветам, затемнению по краям и легкому искажению изображений.

В Венской школе искусств после открытой Фиглем и Странцингером первой в истории ломографии выставки (1992) движение быстро набирает популярность, и предприимчивые друзья начинают тайно импортировать советские ЛК-А из всех стран Восточного Блока и продавать их по 100 долларов за камеру. Позже они регистрируют культурный союз - Ломографическое общество (Die Lomographische Gesellschaft) и становятся его президентами.

В 1994 году в Москве и Нью-Йорке одновременно открываются первые международные выставки - огромные «ломостены», составленные из тысяч фотографий, имеют огромный успех у публики. Любители во всем мире задаются вопросом, где же можно достать чудо-фотоаппарат, а так как производство ЛК-А было давно прекращено, на ЛОМО отправляется письмо с просьбой возобновить выпуск. При поддержке В. В. Путина, который на тот момент занимал пост первого заместителя председателя правительства Санкт-Петербурга, Ломографическое общество заключает с ЛОМО контракт на поставку ЛК-А и становится эксклюзивным поставщиком ломокамер по всему миру.

Популярность ломографии объясняется еще и тем, что этот вид искусства доступен абсолютно каждому, вне зависимости от способностей. Здесь не нужны строго выстроенные композиции в кадре, замеры экспозиции, знание сложной теории - только наличие фотоаппарата с пленкой и желание запечатлеть моменты из жизни в любое время дня и ночи. Результат на пленке непредсказуем, как сама жизнь, поэтому каждый кадр самоценен.

Фотографии, снятые на ЛК-А, имеют большую глубину резкости , насыщенные цвета, характерные затемненные края снимков и легкие геометрические искажения. Благодаря малой массе (250 г), габаритам (107 x 68 x 43,5 мм), прочности корпуса и простоте в использовании, ЛК-А всегда можно носить с собой. Чтобы фотографировать, достаточно лишь выбрать автоматический режим фотосъемки, установить один из четырех параметров на шкале расстояний (от 0,8 м до бесконечности) и нажать кнопку спуска.

На сегодняшний день ломография приобретает все более коммерческий оттенок: кроме ЛК-А выпускается множество фотоаппаратов , на которых получаются причудливые снимки, - Holga, Fisheye, Supersampler, Diana+ и множество других незамысловатых камер, каждая со своей особенностью (Supersampler - с четырьмя объективами, Holga - среднеформатная камера, Fisheye дает искажение изображения из-за специфического строения объектива). В России простенький ЛК-А по-прежнему можно купить у скупщиков, в комиссионных магазинах, в магазинах старой фототехники примерно за 2000 руб.

Девизом ломографов по всему миру сейчас является своеобразная расшифровка названия LOMO - LOve & MOtion («Любовь и движение»), а на сайтах, посвященных ломографии, висят десять золотых правил искусства.

  • Всегда берите с собой фотоаппарат, где бы вы ни были. Это так просто: в отличие от громоздких профессиональных камер ЛК вполне помещается даже в маленькую сумочку. А прекрасные кадры могут вас получиться даже там, где вы совсем не ожидаете.
  • Фотографируйте в любое время дня и ночи. Жизнь с ее неповторимыми моментами не собирается ждать, пока вы подготовите свой фотоаппарат. Снимайте, выхватывая моменты, иначе они пройдут мимо вас.
  • Ломография - не вторжение в вашу жизнь, а часть ее. Ломография не прерывает естественного течения жизни, она является ее неотъемлемой частью.
  • Снимайте с бедра (на вытянутой руке, как угодно - не смотря в объектив).
  • Подойдите как можно ближе к объекту съемки.
  • Не думайте! Если будете думать, упустите хороший кадр.
  • Действуйте быстро (см. предыдущий пункт).
  • Необязательно знать заранее, что получится на пленке. Ломография прежде всего - случайный выбор, шанс.
  • И после проявки пленки тоже. «Ого, здорово выглядит, интересно, что это? Где я снимал?»
  • Не думайте о правилах. А теперь забудьте предыдущие девять пунктов и откройте для себя собственную ломографию: снимайте, как вам угодно. Это ваша жизнь, ваш вид искусства - абсолютно без правил.

Цифровые фотокамеры произвели настоящую революцию в фотографическом мире и искусстве. Фотографией и раньше люди увлекались, но это требовало известных усилий, потому что плёночный фото-процесс был небыстрый. А теперь фотография стала занятием “проще некуда”. С технической точки зрения; с творческой ничего не изменилось, и это радует! Увлечение фотосъемкой стало доступно огромному количеству людей. Однако, при всей свой привлекательности и доступности, цифровая фотосъемка лишена своего обаяния и шарма, присущих пленочной фотографии. Вот и Ломографическое сообщество считает, что дни «пленки» отнюдь не сочтены и мир должен знать об этом.

Особенностью ломографической съемки является способ фотографирования. Делается это без использования видоискателя – снимки производятся из положения «от плеча», «от бедра», «от колена», из-за спины, на вытянутой руке - как угодно, главное быстро и «не целясь», а сама съемка ведется на простой автоматический пленочный фотоаппарат.

Название этого направления произошло от названия фотоаппаратов «ЛОМО», производства Ленинградского оптико-механического объединения. В свое время эти фотоаппараты выпускались миллионными тиражами и были доступны каждой советской семье. Так что, очень высока вероятность, того, что компактные пленочные «ЛОМО» до сих пор хранятся на антресолях во многих пост-советских семьях.

Вот на снимке фотоаппарат “Любитель” объединения “ЛОМО”. У моего деда был такой, правда, сломанный; он стал одной из моих первых детских игрушек. Ни о какой фотосъёмке в четырёхлетнем возрасте речи не шло. Мне просто нравилось, как с сухим треском открываются створки шахты. Да, он имеет шахтный видоискатель. И гораздо позже я узнал, что этот аппарат среднеформатный – рассчитан на широкую плёнку, и негативы получаются размером 6х6 сантиметров, а это в наше время считается круто! Мы ведь знаем, что среднеформатные Хассельблады стоят заоблачных денег и являются чуть ли не статусной вещью! А тут простой “Любитель”! 🙂

О том, как возникла ломография

Ломография, как новое фотографическое и очень креативное направление возникло в 1991 году в Австрии. Под ломографией понимается вид или способ фотографирования и окончательные фотоснимки, художественную ценность которых составляет не столько отдельное изображение на снимке, сколько общее количество фотографий, некая серия из них, объединенная одной, глобальной идеей.

Однажды два австрийских студента Венской академии искусств проводили каникулы в Праге. Один из них, в комиссионном магазинчике, шутки ради, за 12 долларов приобрел «адскую машину» – фотоаппарат «ЛОМО-компакт автомат». Во время путешествия по Праге, приятели фотографировали все подряд не утруждая себя заглядыванием в видоискатель.

Вернувшись домой и напечатав пражские фотографии, друзья выложили из них панно. То, что получилось в результате сильно их поразило: цвета фотографий были ярче и интенсивнее, чем обычно, а от снимков исходили незримые, но ощутимые волны тепла и доброты.

Из-за того, что камера передавала изображения со значительными цветовыми и геометрическими искажениями, получался как бы своеобразный и нетривиальный взгляд на окружающий мир. А отсутствие продуманной постановки кадра документировало повседневные жизненные события «как они есть». Удачному объединению технического несовершенства и фотографирования жизни, «как она есть», венские студенты дали название «ломография».

Приятели решили, что выставка ломографий (фотографий, снятых на «ЛОМО-компакт автомат») просто обязана состояться. При этом денег на организацию и проведение мероприятия у студентов не было. Друзья вышли из положения, зарегистрировав себя в качестве официальной организации и обратившись за помощью к Венским властям. Вот таким вот незамысловатым образом в 1991 году в Австрии появилось Международное Ломографическое общество.

В настоящее время Ломографическое сообщество - это мощнейшая организация, со своими представительствами в 70 странах. Ряды ломографов постоянно пополняются, а само фотографическое направление распространяется по миру семимильными шагами. Ломографические представительства помогают начинающим ломографам, распространяют свежие новости из других стран, устраивают и проводят ломоконкурсы, ломотусовки, ломовечеринки. Девизом ломографического общества является фраза «любовь и движение» – именно так австрийские создатели расшифровали название LoMo – «love and motion».

Фотоаппараты для ломографии

Далеко не всякий фотоаппарат, даже если он произведен на заводе ЛОМО, подходит для ломографии. Своеобразного и специфического «ломо-кадра», в большинстве случаев, можно добиться только лишь при помощи «ЛОМО-Компакт автомат». Это становится возможным из-за того, что аппарат оснащен широкоугольным объективом (за счет чего снимки получаются как бы виньетированными, с эффектом затемнения углов) и автоматическим экспонометром, который достаточно часто срабатывает не очень точно. Фотографии, снятые на этот аппарат получаются более резкими, более насыщенными и с характерными затемнениями по краям снимка.

Однако, Ломографическое сообщество распространяет и другие модели фотоаппаратов, предназначенных исключительно для ломографии.
Среди них:

  • одноразовые аппараты с заправленной пленкой на 24 снимка;
  • камеры для подводной съемки;
  • четырех-, восьми- и даже девятиобъктивные фотокамеры (в момент съемки получаются несколько мини-кадров, асинхронно ложащихся на фотоснимок. Это позволяет запечатлевать действия в движении);
  • камеры со встроенными вспышками, в которых предусмотрены сменные разноцветные фильтры для подсвечивания объекта в процессе съемки;
  • панорамные фотоаппараты с углом обзора 120 и 170 градусов;
  • камеры с объективами «рыбий глаз»;
  • и др.

Ломопроекты

Организуя и проводя свои многочисленные фотовыставки, ломографы, как творческие и креативно мыслящие люди, очень часто проводят необычные акции.

Например, создаются и растягиваются на многие метры коллажи-ломостены, являющиеся коллективным потоком сознания. Для создания таких коллажей отщелкивается не одна сотня фотопленок. Ломографическое сообщество бесплатно рассылает по всему миру ломокамеры, которые предназначаются не только известным личностям - звездам эстрады, театра, кино, политикам, спортсменам, общественным деятелям, но и обычным людям: рабочим, служащим, учителям, воспитателям и т. д. С возращенных пленок распечатываются фотографии и создаются коллажи, многие из которых экспонируются на мероприятиях мирового уровня. Как например, на известной во всем мире книжной ярмарке во Франкфурте-на-Майне, где была создана гигантская ломостена.

Обо всех мероприятиях и ломособытиях, происходящих в десятках стран, можно узнать на официальном сайте Ломографического сообщества , где публикуются новости о настоящих или предстоящих проектах, акциях и выставках.

Когда я готовил эту статью и просматривал ломофотки в Интернете, меня не покидало чувство, что ведь маститые фотографы правы: снимает не камера, а человек. Фотографию, которая рассказывает историю, можно сделать и на ломоаппарат, если знать, как смотреть на мир. И наоборот, большая, чёрная и тяжёлая фотокамера с самым устрашающим объективом поможет вам всего только выглядеть солидно и круто, а толку вряд ли принесёт, опять же если её обладатель не умеет смотреть на мир. Очень советую посмотреть в Яндексе картинки по поиску “ломография”, будет о чём задуматься. В творческом направлении.

С другой стороны, фотографии в ломо-стиле вполне можно делать и на недорогой цифровой фотик. Хотя это будет уже “не по правилам” (по правилам, ломография, это всё же плёнка), но поможет научиться креативно мыслить и креативно видеть.

И ещё, хотя об этом можно было написать в самом начале. Ломография, конечно, не имеет никакого отношения к фотостоковому бизнесу. Какие-то снимки могут быть приняты на стоки, но в качестве курьёза. Эта индустрия развёрнута в другую сторону. Ломографию можно уже называть своеобразным искусством. Была бы у меня возможность, я бы попробовал! Всё чаще ловлю себя на таком желании. 🙂



Отчетность за сотрудников