В каждой профессии – свои риски и свои защиты. Стюард - это не профессия, а призвание

Выполняющий на них работы по обслуживанию пассажиров , но главным образом ответственный за безопасность пассажиров (в случае аварии - помощь пассажирам, и т. п. ) .

На морских туристических круизных лайнерах в обязанности стюарда (стюардессы) входит:

1. Обслуживание пассажиров: 1.1. Разъяснение правил поведения и безопасности в морском круизе; 1.2. Ознакомление пассажиров с элементами судового распорядка; 1.3. Разъяснение устройства судна - что где находится, то есть требуется показать расположение баров, ресторанов, магазинов, мест активного отдыха - кортов, бассейнов и т. д. 1.4. Сопровождение пассажиров своего сектора во время судовых тревог в случае пожара или затопления судна на шлюпочную палубу. 2. Поддержание чистоты в пассажирских каютах. 3. Участие в определенных организационных и развлекательных мероприятиях, постоянно проводимых на судне для развлечения пассажиров. 4. Другая разноплановая технически несложная работа на судне в рабочее время стюарда.

В гражданской авиации (ГА) бортпроводники являются членами кабинного экипажа.

Бортпроводники на воздушном транспорте

Сингапурские стюардессы в национально стилизованной форме (цвет определяется рангом)

Первоначально на пассажирских авиарейсах пассажирами занимался второй пилот самолёта , что было рискованно с точки зрения безопасности. В 1928 году в Германии в экипажи пассажирских самолётов стали включать третьего члена - стюарда .

В США

Несмотря на то, что первыми бортпроводниками были мужчины и многие первые авиалинии запрещали нанимать женщин, эта работа скоро стала почти исключительно женской профессией. Маркетологи с удовольствием использовали присутствие женщин на борту для рекламы.

В военной авиации

СССР и РФ на всех типах воздушных судов, в том числе на транспортных , пассажирских, штабных и литерных должности стюарда не предусмотрено как таковой; за пассажирами и порядком в салоне (грузовой кабине) контроль осуществляется одним из членов экипажа: борттехником АДО , бортмехаником , оператором и т. п. Все пассажиры находятся полностью на самообслуживании, в том числе самостоятельно и заблаговременно беспокоятся о своём питании на протяжении полёта. Все без исключения пассажиры воздушного судна подчиняются командиру экипажа (корабля) и обязаны беспрекословно выполнять все требования членов экипажа воздушного судна. Независимо от званий и должностей, никто из пассажиров не имеет право давать указания или вмешиваться в работу экипажа.

Литература

  • Владислав Морозов. Принцессы пятого океана (рус.) // Авиация и космонавтика . - М. , 2018. - № 3 . - С. 10-19 . - ISSN 1682-7759 .

Стюард, стюардесса (бортпроводник, бортпроводница, англ. flight attendant) — специалист рядового состава на водных и воздушных судах, выполняющий на них работы по обслуживанию пассажиров: приборка жилых помещений, сервировка стола, но главным образом ответственный за безопасность пассажиров (в случае аварии — помощь пассажирам, и т. п.).

На особо крупных пассажирских судах в обязанности стюарда может входить также обслуживание капитана и старших офицеров.

С усложнением самолетов, появлением регулярных международных рейсов начинают предъявляться все более высокие требования к данным специалистам (общее представление об устройстве самолета, иностранные языки и др.). На сегодняшний день эта профессия не только очень сложна, но и опасна.

Функциональные обязанности

Предполетная подготовка;

Осмотр воздушного судна на предмет отсутствия посторонних предметов, в случае обнаружения извещение об этом супервизора;

Контроль санитарного состояния самолета;

Проверка комплектности бортового оборудования и его исправности;

Проверка комплектности аварийно-спасательных средств и их исправности;

Проверка работы внутренней связи;

Прием и размещение бортового имущества (салфетки, подушки, одеяла и т.д.);

Прием и размещение буфетно-кухонного инвентаря;

Встреча и размещение пассажиров;

Контроль за пассажирами при посадке;

Обслуживание пассажиров на земле до взлета самолета (раздача газет, журналов, напитков - в зависимости от класса);

Обслуживание пассажиров в полете;
- информационная работа (сообщение о температуре воздуха за бортом, о высоте полета, о пересекаемой местности и т.д.);

Работа с маршрутной картой (показ маршрута на экранах компьютеров в салонах);

Раздача напитков, еды;

Обслуживание больных пассажиров (предоставление питья, помощь в принятии лекарств, психологическая поддержка и т.д.);

Обслуживание детей (предоставление еды, питья, игрушек, помощь в самообслуживании и т.д.);

Организация работы в ночном полете (выключение освещения);

Контроль за температурой воздуха, давлением, влажностью в салоне;

Торговля;

Оказание индивидуальных услуг;

Оказание первой медицинской помощи в случае необходимости;

Психологическая поддержка пассажиров;

Поддержка чистоты в салоне;

Проведение развлекательных программ (показ фильмов);

Контроль за курящими и спящими пассажирами;

Контроль за поведением пассажиров во время полета (запрещение стоять в салоне и т.д.);

Контроль за самочувствием пассажиров во время и после посадки;

Контроль за высадкой пассажиров после полной остановки самолета;

Осмотр салона на предмет отсутствия посторонних предметов после ухода пассажиров.

Личные качества

Коммуникабельность;

Аккуратность;

Внимательность;

Аккуратность;

Способность принимать самостоятельные решения в критических ситуациях;

Ответственность;

Терпимость;

Эмоциональная устойчивость.

Образование

После собеседования в авиакомпании и успешного прохождения медкомиссии необходимо пройти подготовительные курсы. Чаще всего они длятся около трёх месяцев и включают в себя теоретическую и практическую части. По прохождении курсов будущей стюардессе необходимо сдать экзамены. Для получения международного свидетельства предусматривается обучение за границей, в период которого учащимся выплачивают стипендию. После сдачи «выпускного» экзамена необходимо получить 30 часов учебного налёта. Успешно пройдя этот этап, вы получаете сертификат бортпроводника третьего класса, последующее повышение зависит от налёта часов.

Профессиональные заболевания

Здоровье стюардессы подвергается в полёте воздействию вибрации и излучения; шум, смена часовых поясов и перепады давления — вот факторы, приводящие к ранней профнепригодности. Работа также связана с постоянным самоконтролем — некорректное поведение в отношении пассажиров недопустимо. Сложности с лихвой компенсируются открывающимися возможностями, ведь самая романтичная профессия XX века остаётся таковой и в веке XXI.

Зарплата высокая.

Историческая справка. Доподлинно неизвестна точная дата появления этой профессии. Однако в большей массе газетных и справочных материалов указывается, что первая стюардесса – это американская женщина Элен Черч. От нее к руководству компании Boeing Air Transport поступило предложение по улучшению работы экипажа. Оно заключалось в подключении к системе авиаперевозок женщин-медиков для оказания срочной помощи. В скором времени идея оправдалась. В первом полете на борту рейса Сан-Франциско-Чикаго задействовали 8 медицинских сестер. На тот момент профессия или специальность стюардессы называлась «девушка в небе». Их главной задачей было не только оказание первой помощи, но и пробивка билетов, обслуживание, общение с людьми, уборка в помещениях, проверка багажа. Доходило до того, что они могли подносить топливо во время дозаправки, а после посадки самолета в конечный пункт помогали завозить его в ангар на стоянку.

Рабочий график первых представителей этой профессии насчитывал 100 часов в месяц, за что им начислялось 125 долларов США. Другие авиакомпании быстро оценили преимущества стюардесс и в скором времени также начали внедрять их на борт. К кандидатам предъявлялись довольно лояльные требования: наличие документов, свидетельствующих о медицинском образовании, не быть замужем, категория веса до 52 килограмм и роста до 160 сантиметров, возраст обязательно моложе 25 лет.

Описание профессии

Сегодня бортпроводницы, или стюардессы (стюарды), стали квалифицированными рядовыми специалистами на всех воздушных рейсах. Они не только выполняют обслуживающую функцию, но, в основном, несут ответственность за всех пассажиров, их безопасность и здоровье. В общем, за этой профессией остались те же обязанности, что и были в начале, однако с небольшими корректировками. Например, теперь стюардессам не приходится заниматься погрузками пассажирского багажа или помощью в завозке самолетов в ангар. Ныне развитие всех отраслей авиаперевозок позволяет представителям этой профессии избавиться от тяжкого «ручного» труда. В общем, стюардессы стали милыми, обходительными официантками, способными оказать медицинскую помощь, разговаривающими на нескольких языках. Но не стоит забывать, что в их обязанности входит полный контроль ситуации на борту – пристегнуты ли пассажиры, в норме ли кислород, жилеты или крепления сидений.

Мужчина стюард

Как ни странно, но не только женщины могут стать бортпроводником. Многие авиакомпании практикуют наем стюардов. Изначально на борту авиалайнера заботой о пассажирах занимался второй пилот, но руководители компании довольно быстро поняли, что это очень опасно. В результате в 1928 на германских самолетах стали внедрять третьего члена экипажа – стюарда. Через какое-то время стюарды стали меняться на стюардесс, потому что людям удобнее, когда их обслуживают милые миниатюрные девушки.

Недостатки и преимущества

Быть стюардессой – это трудно, в этой профессии, как и в любой другой, существуют свои плюсы и минусы.

  1. Большие возможности. Авиа-стюардам открывается восхитительный шанс посмотреть на разные страны и города, узнать мир. Среднестатистический гражданин, как правило, не в состоянии отправиться в многочисленные путешествия.
  2. Неплохая зарплата, встроенный социальный пакет, предусмотренные льготы, предоставленные путевки и отпуск в 45 дней.
  3. Пенсионный возраст – в 45 лет.
  4. Разнообразная жизнь.
  1. Моменты, когда экипажу запрещается покидать аэропорт, в перерыве между полетами.
  2. Большие нагрузки. Весь рейс стюардессе приходится провести стоя.
  3. Тяжесть привыкания к регулярным изменениям временных поясов и климата, что тестирует организм «на прочность».
  4. Перегрузки. Статистика говорит о том, что из-за них здоровье ухудшается.

В каком месте обучаются?

Совсем необязательно учиться и сдавать экзамены в престижном заведении, чтобы устроиться работать стюардессой. Дорогостоящие ВУЗы можно заменить, сконцентрировавшись на специальных школах с обучающем курсом, где требования к кандидатам гораздо ниже. В среднем для профессии «стюардесса» придется учиться на протяжение 4 месяцев. Выбор образовательного заведения будет зависеть от желаемых перспектив, можно пройти курс колледжа, а можно поступить в ВУЗ. В последних предоставляет большой спектр знаний, что дает значительный толчок для карьеры. Вот несколько заведений, предлагающих готовиться к ремеслу:

  1. МГТУГА (город Москва).
  2. Летный институт (Санкт-Петербург).
  3. Гос. университет (Санкт-Петербург).
  4. Московское учреждение – МИД.
  5. «Школа бортового персонала» – НОУ.

Обязанности и оклад

Стюардессам приходится полностью выкладываться в каждом полете, ведь на их плечах огромная ноша ответственности . Вот их обязанности:

  1. Разносить напитки и обеды по салону.
  2. Руководствуясь целым сводом правил, обеспечить бортовую безопасность.
  3. Оказать, при необходимости, срочную медицинскую помощь.
  4. Рассадить пассажиров.
  5. Подготовить к полету.
  6. Проверить работу систем связи.
  7. Следить за настроением и поведением в салоне.
  8. Осмотреть борт на наличие запрещенных или посторонних вещей.
  9. Контролировать все параметры: сухость, температура и давление.
  10. Включать свет.
  11. Проверить целостность спасательных механизмов.
  12. Обеспечить правильную расстановку оборудования.

Заработная плата за такие требования зависит от класса профессии. Например, новички не будут зарабатывать больше 20000 р. за месяц. Но уже после окончания срока испытания и набора летных часов, авиа-стюардам начинают начислять различные бонусы и премии. После 6 месяцев рабочего стажа заработная плата достигает 60000 рублей. Первоклассные бортпроводницы могут получать свыше 100000 рублей, оклад за 60 минут составляет примерно 4 тысячи р.

Как стать бортпроводницей: возможные перспективы

В данной профессии существует целая система должностей:

  1. Стюардесса III категории.
  2. Сотрудник II класса.
  3. Первоклассная стюардесса.
  4. Инструктор.
  5. Руководитель.

Многие из стюардесс достигают максимум I-го класса. Устроиться на работу – несложно, особенно если учиться в отделе компании. Основные требования сводятся к знанию нескольких языков (предпочтительно английского), притягательному внешнему виду, крепкому здоровью. При приеме на работу может учитываться даже размер одежды – необходим 45-й. В общем, стюардесса должна быть миловидной позитивной девушкой.

Перед тем как окончательно решить трудоустроиться, хорошо оцените все плюсы и минусы этой профессии. Если вы уже определились, звоните в авиакомпанию и спросите, как записаться на курсы. Кандидату придется много учиться и сдавать экзамены, но после прохождения он точно отправится в полет. Дерзайте!

ФОТО Getty Images

Вы работаете с людьми

Риски. Основной фактор риска – это эмоциональная перегрузка, независимо от того, испытываете ли вы эмпатию, сострадание или регулярно сталкиваетесь с агрессивностью коллег. Стресс усиливается, если вы воспринимаете вашу работу как миссию. Чем больше зазор между идеалом и реальностью, тем выше опасность не выдержать давления.

Как лучше действовать

  • Сбросьте напряжение: найдите занятие, которое позволит сбросить физическое и эмоциональное напряжение в течение дня или вечером (бег, плавание, пение).
  • Не «пережевывайте» трудные моменты, вернитесь в «здесь и сейчас», в свое тело и голову. Особенно важно полностью присутствовать в общении с близкими.
  • Восстановите равновесие между идеалом и реальностью. Для этого внимательно пересмотрите имеющиеся в вашем распоряжении средства, оцените, насколько реальны цели, которые вы перед собой ставите.
  • Пообщайтесь с теми , кто находится в похожей ситуации, расскажите о своих трудностях, чтобы облегчить чувства вины и бессилия.
  • Не совершайте внезапных поступков. Не пишите, например, на волне переживаний и усталости заявление об увольнении. Эмоциональная перегрузка – чаще всего явление временное. Отдых и перераспределение сил помогут восстановить равновесие.

Вы исполнитель

Риски. Стресс будет различным в зависимости от того, как вы выполняете свои обязанности.

Первый случай: вы чувствуете себя комфортно в роли исполнителя. Стресс может быть связан с вашим руководством. Берет ли ваш начальник на себя ответственность? Четко ли он определяет цели работы? Способен ли поставить конкретную задачу? Хорошо ли ваши начальники ладят друг с другом? Если ответ «нет» – от вас может потребоваться слишком много усилий, чтобы примирить непримиримое.

Второй случай: роль исполнителя вам не подходит. Вы чувствуете стыд, гнев, отвержение. У вас невысокая мотивация, особенно если мало пространства для маневра. Стресс усиливается, когда вы подвергаетесь давлению или видите, что руководители работают неграмотно и принимают неправильные решения.

Как лучше действовать

  • Проясните причины дискомфорта: связаны ли они с обязанностями, которые вам тяжело выполнять, или с плохими условиями, в которых приходится работать.
  • Общайтесь. Обсудите с начальником ваши профессиональные цели, средства и сроки выполнения задач. Поделитесь своими ожиданиями и сомнениями. Информируйте его и коллег о трудностях, с которыми вы столкнулись и которые требуют их вмешательства.
  • Признайте без чувства вины, что вы не смогли достичь цели, так как у вас для этого не было нужных средств.
  • Ищите компенсацию: если работа не устраивает и нет возможности ее поменять, можно компенсировать этот дискомфорт в личной жизни. Занимайтесь той деятельностью, которая имеет для вас смысл и задействует навыки, не востребованные в работе.

Вы менеджер

Риски. Ваша работа требует гибкости, авторитета, эмпатии и независимости. Источники вашего стресса – это и вполне конкретные финансовые показатели, и эмоциональные связи. Немногим менеджерам удается их избежать. Стресс усиливается, когда вам приходится принимать трудные решения (увольнения, сокращения бюджета, конфликт ценностей). Или возникает ситуация, при которой у вас недостаточно пространства и полномочий для принятия решений. Вы оказываетесь «между двух огней» – между подчиненными и собственным начальством. И вынуждены примирять противоположные интересы.

Как лучше действовать

  • Старайтесь менять деятельность в течение рабочего дня (написав отчет, проведите совещание; подготовившись к презентации, пойдите на встречу с клиентом). Сочетайте работу и физические нагрузки, сократите потребление кофе, алкоголя или лекарств.
  • Улучшайте то, что может быть улучшено. Для этого определите области, в которых у вас есть возможность маневра. Это позволит вам компенсировать ощущение бессилия в ситуациях «под давлением».
  • Прислушивайтесь к критике, предложениям и жалобам. Внимательно анализируйте собранную информацию, ищите источники личной и коллективной мотивации.
  • Примите факт: вас могут не любить. Но не допускайте неуважения. Определяйте правила и границы и берите на себя ответственность за их поддержание. Короткий стресс лучше хронического стресса.
  • Выбирайте приоритеты и делегируйте полномочия. Работайте над проектами, которые требуют высокой квалификации и инновационного подхода. А однотипные и несложные передавайте подчиненным. Это позволит освободить время для отдыха и восстановления сил.
  • Защищайте себя от вмешательства в вашу работу тех, кто отнимает много времени и энергии, а отдает недостаточно. Говорите «нет» ленивым коллегам, нерадивым подчиненным, которые стремятся вовлечь вас в свою работу. Учитесь управлять своим временем.

Вы фрилансер

Риски. Независимость требует самостоятельности, дисциплины и любви к риску. Когда вы сами себе начальник, легко почувствовать себя буквально заваленным делами. Это происходит, если вы не сумели установить для себя четкие границы, разделить время частной и профессиональной жизни. Работа в одиночестве может быть тяжелой, если речь идет о принятии стратегических решений. Физическая усталость и тревога о своем финансовом положении – вот что прежде всего вызывает стресс у фрилансера.

Как лучше действовать

  • Спросите себя: действительно ли мне подходит независимость? Я сделал(а) настоящий, подходящий мне выбор, или мне просто хотелось избавиться от неприятной работы на полную ставку?
  • Ограничивайте рабочее время, чтобы ввести в рамки свою профессиональную жизнь, особенно если вы работаете дома. Создайте два адреса электронной почты, один рабочий, другой личный. Заведите два мобильных телефона.
  • Поддерживайте связь, войдя в интернет-сообщество независимых профессионалов, чтобы обсуждать свои проблемы и обмениваться ценными контактами.
  • Хвалите себя: при автономной работе признание может прийти только от вас самих. Выделяйте время на то, чтобы наслаждаться своими успехами и делиться ими с близкими людьми.
  • Заботьтесь о себе, о своей внешности, здоровье (регулярное питание, физические упражнения), социальной жизни. Фрилансер часто бывает склонен ограничиваться общением с женой (мужем) и детьми.

Стюард - это в первую очередь красивый и ухоженный молодой человек. Их часто называют «небесными ангелами», ведь такова специфика профессиональной деятельности. Стюарды - бортпроводники, воздушного средства передвижения. Их главная задача - обеспечить комфорт пассажиров на борту самолета.

Специфика отбора в бортпроводники

Эту профессию в мире считают самой романтической. Но какие трудности существуют у представителей «небесной канцелярии»? Сложно ли оказаться на борту самолета? По каким критериям осуществляется набор? Не секрет, что работа стюардом требует особой ответственности. Поэтому существует несколько этапов отбора кандидатов.

Для начала потенциальные бортпроводники приглашаются на собеседование с начальством. От его успешного результата напрямую зависит возможность перехода на следующий этап. Он заключается в сдаче теста по английскому языку. Затем будущим бортпроводникам предстоит пройти серьезную медицинскую комиссию, в ходе которой устанавливает пригодность к работе в воздухе. Если медики не обнаружат никаких отклонений в физическом состоянии, начинается обучение кандидата.

Обучение стюардов

Школа стюардов в основном функционирует при крупных авиаперевозчиках, чтобы ее ученики сразу же получили ту информацию, которая пригодится им в непосредственной трудовой деятельности. Длительность обучения зависит от разных факторов. Но она не должна быть меньше двух календарных месяцев. Что изучают слушатели таких школ? В первую очередь преподаватели объясняют своим воспитанникам, что стюард - это не только красивая форма, но и тяжелый труд.

В ходе учебных занятий изучают основы оказания медицинской помощи пассажирам во время полета. Кроме того, рассматриваются теоретические и практические ситуации, связанные с действием персонала во время захвата воздушного лайнера террористами. Не остаются без внимания и вопросы, касающиеся таких аварийных ситуаций, как пожар на борту самолета, незапланированная посадка на сушу либо в воду из-за проблем с двигателями либо сложных погодных условий. Такие занятия направлены на то, чтобы слушатели понимали: стюард - это человек, которому придется отвечать за жизни и здоровье пассажиров.

Особое значение в процессе обучения бортпроводников их преподаватели отводят практическим занятиям. Слушатели школы бортпроводников учатся эвакуироваться по аварийному трапу, держа руки на груди, чтобы не получить ожог от соприкосновения с поручнями. Понимая, что стюард - это человек, который постоянно самосовершенствуется, программа построена по принципу В случае успешной сдачи всех экзаменов можно рассчитывать на трудоустройство в авиакомпании. Сначала идут стажерские полеты. При успешном прохождении испытательного срока стюарда допускают к настоящей работе.

Особенности профессии

«Небесные ангелы» должны в совершенстве овладеть всеми правилами поведения на борту самолета, действовать четко и слаженно. Для этого старший бортпроводник перед каждым новым полетом обязательно проводит для своих подчиненных мини-экзамен, в ходе которого команда отвечает на вопросы. В случае неправильного ответа, старший бортпроводник имеет право отстранить стюарда от полета.

Заключение

Романтика и приключения, безусловно, характерны для такой профессии, как стюард. Но это лишь то, что видят обычные пассажиры. Попадая на борт самолета, они замечают красивых молодых юношей и девушек, готовых прийти на помощь. На самом деле представителям данной профессии приходится сталкиваться с существенными физическими и психологическими нагрузками во время многочисленных полетов. Постоянные посадки и взлеты негативно отражаются на физическом здоровье. Особенно от этого страдают представительницы прекрасного пола. Поэтому стюардов достаточно рано «списывают» на землю.



Открытие бизнеса