Основы планирования в социальных организациях. Теоретические основы социального планирования. Формы социального планирования


Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГОУ ВПО «Оренбургский государственный аграрный университет»
Институт управления

Кафедра управления
персоналом и психологии

Курсовая работа
по дисциплине « Социология управления»
на тему:
«Методы социального планирования»

Выполнила: студентка
5 курса «УП» 51 группы
Гаскарова М.Б.
Проверил: преподаватель,
к.и.н. Алимбаева Б.Б.

Оренбург-2010г.

Введение……………………………………………………… …………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты методологии социального планирования…....5

      Сущность социального планирования………………………………………... .5
      Методы социального планирования……………………………………….…. .8
Глава 2. Анализ методов социального планирования МУСОН «Переволоцкий КЦСОН»……………………………………………………………… …………….15
2.1 Организационно-экономическая характеристика МУСОН «Переволоцкий КЦСОН»……………………………………………………………… …….………15
2.2 Программно-целевое планирование социального развития МУСОН «Переволоцкий КЦСОН»……………………………………………………..…. ..23
Заключение…………………………………………………… ……..………….….27
Список использованных источников и литературы……………………………..30

Введение
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью выявления, установления приоритетности и решения социальных проблем, так как социальное планирование необходимо в каждой организации для эффективного функционирования процессов социальной сферы.
Анализ различных периодов развития нашей страны позволяет сделать вывод, что социальные проблемы существовали всегда и современный этап не исключение. Безработица, неустойчивое моральное поведение, последствия социальных и экономических реформ - это лишь некоторые негативные аспекты социальной среды. Наше государство осуществляет решение актуальных проблем социальной сферы на всех уровнях управления, однако ведущая роль принадлежит предприятиям, так как именно здесь формируются важнейшие условия жизнедеятельности членов общества, их социальное положение и условия труда. Решение данных задач заключается в проведении социального планирования организации. Эффективность данного мероприятия и достижение поставленных целей зависит от правильного выбора того или иного метода социального планирования. В настоящее время, в теории и практике представлено большое количество методов, направленных на достижение определенной цели. Эти методы имеют свой инструментарий. Пользуясь этим, специалист в области социального планирования выбирает соответствующий метод в зависимости от особенностей своей организации и поставленных перед ним задач.
В отечественной социологии большой вклад в разработку проблем социального планирования внесли ленинградские исследователи: В.М. Ельмеев, Д.А. Керимов, Б.Я. Ляшенко, А.С. Пашков, В.Р. Полозов.
Объектом исследования является муниципальное учреждение социального обслуживания населения «Переволоцкий комплексный центр социального обслуживания населения».
Предметом курсовой работы является исследование методов социального планирования учреждения.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение методологии определения социального планирования, выявление областей применения наиболее эффективных методов.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и содержание методов социального планирования.

    Проанализировать состояние социального планирования в МУСОН «Переволоцкий КЦСОН»
    Применить программно-целевое планирование социального развития МУСОН «Переволоцкий КЦСОН»
В процессе написания данной курсовой работы были использованы учебники: Катаева В., Бухалкова М.И., Решетникова А.В., а также журнал «Проблемы прогнозирования», «Российский экономический журнал».

Глава 1. Теоретические аспекты методов социального планирования

1.1Сущность социального планирования
Социальное планирование представляет собой научно обоснованное определение целей, показателей, заданий развития социальных процессов и основных средств их претворения в жизнь. Каждое государство, заботясь о перспективах своего населения, постоянно планирует и реализует всевозможные программы социального развития.
Социальное планирование - форма регулирования социальных процессов в обществе, связанных с жизнедеятельностью населения. Главной задачей социального планирования является оптимизация процессов экономического и социального развития, повышение социально-экономической эффективности.
Объектом социального планирования являются социальные отношения на всех уровнях, включая:
- социальную дифференциацию;
- социальную структуру;
- качество и уровень жизни населения, качество и уровень потребления;
- обеспеченность жильем, его комфортность;
- обеспеченность населения важнейшими видами благ и услуг;
- развитие образования, здравоохранения, культуры;
- определение объема данных услуг, предоставляемых населению на платной и бесплатной основе.
Идея планирования по своему происхождению – идея социалистическая. Ее в наиболее полном виде высказали представители утопического социализма – А. Сен-Симон, Ш. Фурье, а Р. Оуэн даже попытался реализовать ее в жизни. Уже к концу XIX века необходимость планирования все чаще становилась достоянием практики решения экономических проблем. Плановость рассматривалась преимущественно в рамках крупных производственных образований – трестов, концернов, фирм. Сам термин социальное планирование впервые был употреблен в «Новом курсе» Ф. Рузвельта, который был выработан как путь выхода США из жесточайшего кризиса начала 30-х годов XX века. В дальнейшем в американской социологии это понятие анализировалось в тесной связи с формами и методами осуществления социальной политики, в частности с обеспечением социальной защиты населения.
Наиболее ярким примером социального планирования в Советской России является программа ликвидации неграмотности, когда комплекс мероприятий позволил в короткий исторический срок мобилизовать все силы на решение этой задачи перспективного значения. В отечественной социологии в 60–70-е годы большой вклад в разработку проблем социального планирования внесли ленинградские исследователи: В. М.Ельмеев, Д.А. Керимов, Б.Я. Ляшенко, А.С. Пашков, В.Р. Полозов. В 80-е годы интерес к данной проблематике снизился, а в 90-е годы практически исчез в значительной мере потому, что отвержение идей социализма привело к отказу от идей планирования вообще и социального планирования в частности .
Выделяют три уровня социального планирования:

    общегосударственный уровень;
    региональный уровень;
    уровень предприятия.
    Социальное планирование на общегосударственном уровне
Законодательные органы власти, реализуя свои функции, принимают ряд законов, регулирующих социальное планирование: например, Федеральный Закон «О минимальных государственных социальных стандартах» от 11 июня 2003 года, «Национальный стандарт Российской Федерации Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг», ГОСТ Р 52143-2003 .
На основе действующего законодательства, посредством социального планирования, разрабатываются федеральные программы социального развития. На общегосударственном уровне выбираются формы социального планирования, формулируется ряд задач, исполнение которых делегируется различным государственным и общественным учреждениям.
    Социальное планирование на региональном уровне
Планирование социальных программ в регионах предусматривает и определение содержания изменений. К ключевым элементам этого процесса относят: создание инициативного комитета по планированию, избрание местного координатора или организатора; выбор организационной структуры, которая может обеспечить участие населения. А также поиск, отбор и привлечения членов для организационной структуры, которые будут внедрять программы в регионе; определение цели и задач программы, распределение ролей и обязанностей, обеспечение обучения. Социальное планирование на региональном уровне заключается в том, что территориальные органы получают возможность самостоятельно выбрать метод определения социальной проблемы .
3.Социальное планирование на предприятиях
Планирование социального развития трудовых коллективов составляет третий уровень социального планирования. Различные виды производственных коллективов предполагают при планировании их развития различные методики. Опыт социального планирования говорит о том, что на уровне предприятия эффективнее всего применение планов, что основываются на принципах:
1. Способности и возможности каждого работника, влияющие на развитие производства и самосовершенствования должны учитываться в первую очередь.
2. Эффективность социального планирования напрямую зависит от условий, созданных на предприятии или в организации для работников, отдельных преимущественных сторон, которые они могут получить при распределение материальных и нематериальных благ. Следует объединить все ресурсы и усилия, предпринимаемые государством для улучшения уровня жизни работников и ресурсов, которыми обладает отдельный регион. Не менее важным фактором реализации этого принципа является совершенствование материального и морального стимулирования. В последние годы высказано много предложений и проведен ряд экспериментов по усилению заинтересованности людей в конечных результатах труда.
3. Процессы взаимодействия человека с производственной организацией, городом или районом не должны протекать спонтанно, случайно, стихийно, а должны быть выражением сознательной деятельности
Выработке данных принципов и проведению социального планирования на предприятии помогает система трудового права Российской Федерации .

1.2 Методы социального планирования
Социальное планирование является деятельностью, которая требует наличие приемов и способов, используемых для расчета плановых показателей и плана в целом. Это выражается в методах социального планирования.
Метод - это систематизированный способ достижения теоретического или практического результата, решения проблемы или получения новой информации на основе определенных регулятивных принципов познания и деятельности, осознания специфики изучаемой предметной области и законов функционирования ее объектов. Он очерчивает путь к достижению цели и включает в себя стандартные и однозначные правила, обеспечивающие надежность и достоверность полученного знания .
Выделим общеприменимые методы социального планирования, которые позволяют осуществлять планирование на различных уровнях:

    социальный эксперимент;
    балансовый метод;
    программно-целевое планирование;
    методы математического моделирования;
    нормативный метод;
    комплексный метод.
1.Социальный эксперимент
Социальный эксперимент – это метод изучения социальных явлений и процессов, осуществляемый путем наблюдения за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые контролируют и направляют его развитие. Социальный эксперимент предполагает:
- внесение изменений в сложившиеся отношения;
- контроль за влиянием изменений на деятельность и поведение личности и социальных групп;
- анализ и оценку результатов этого влияния.
Осуществление социального эксперимента предполагает изменение сложившейся ситуации, в которой в качестве управляемой подсистемы действует определенная общность людей (трудовой коллектив) и определенное подчинение видов деятельности этой общности целям самого эксперимента. Социальный эксперимент – это метод, применяемый в управлении, который позволяет получить информацию о количественном и качественном изменении показателей деятельности управляемого социального объекта в результате воздействия на него вводимых или видоизменяемых экспериментатором и контролируемых им новых факторов. Классическим примером успешного осуществления социального эксперимента в целях повышения эффективности управления является проведение под руководством известного американского социолога Э. Мэйо знаменитых исследований в 1924-1932 гг. на Хоуторнских предприятиях близ Чикаго .
    Балансовый метод
С помощью балансового метода реализуется принцип сбалансированности и пропорциональности. Сущность его заключается в увязке потребностей страны, региона, организации в различных видах продукции, материальных, трудовых и финансовых ресурсов с возможностями производства продукции и источниками ресурсов. Балансовый метод предполагает разработку балансов, представляющих собой систему показателей, в которой одна часть, характеризующая ресурсы по источникам поступления, равна другой, показывающей использование по всем направлениям их расхода. В настоящее время усиливается роль балансов, разрабатываемых на макроуровне: платежного баланса, баланса доходов и расходов государства, баланса денежных доходов и расходов населения, сводного баланса трудовых ресурсов, балансов спроса и предложения. Результаты балансовых расчетов служат основой при формировании структурной, социальной, финансово-бюджетной и кредитно-денежной политики, а также политики занятости и внешнеэкономической деятельности. Балансы применяются также для выявления диспропорций в текущем периоде, вскрытия неиспользованных резервов и обоснования новых пропорций. Система балансов, используемых в планировании, включает: материальные, трудовые и финансовые.
    Программно-целевое планирование
В мировой практике менеджмента и маркетинга программно- целевое планирование в организациях применяется с начала 60-х годов и за это время успело зарекомендовать себя как самый надежный метод планирования. Программно – целевое планирование - это один из видов планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. Ключевым понятием программно-целевого планирования является программа. Программа - это комплекс мероприятий по реализации стратегий. Постановка целей при программно-целевом методе планирования представляет собой формирование "дерева целей ". Затем в соответствии с ним определяется система мероприятий по реализации целей, называемая целевой комплексной программой. Для ее выполнения строится специальная система управления, которая доводит задания программы до конкретных исполнителей и контролирует их выполнение. Организационная структура этой системы определяется, таким образом, "деревом целей ", составом исполнителей и содержанием программы.
Рассмотрим его основные стадии:
1. Формирование общей структурной схемы системы и её главных характеристик (стадия композиции).
2. Разработка состава подразделений и основных связей между ними (стадия структуризации).
3. Разработка количественных характеристик аппарата управления, установление порядка его деятельности (стадия регламентации).
На данном этапе определяются система целей и задач организации, её тип и правовой статус, степень самостоятельности, границы деятельности, состав функций. На второй и третьей стадиях устанавливаются более детальные параметры системы.
Теория планирования и построения систем управления для решения новых проблем должна основываться на анализе практики создания и функционирования существующих систем. Основная сложность состоит в том, чтобы среди множества единичных фактов и наблюдений различных специалистов выявить какие-то ключевые положения, закономерности, общие для планирования и построения всех систем управления. Среди них можно выделить следующие:
1. Формирование системы управления - это многоэтапный процесс.
2. Необходимым условием для начала планирования, а затем и создания рассматриваемой системы является наличие определённой общественной потребности, требующей решения.
3. Решение вновь возникающих проблем не обязательно требует создания новых систем управления. Многие проблемы могут успешно решаться в рамках существующих систем. Обычно для этого разрабатывается специальный комплекс мероприятий (программа) и готовятся постановления или приказы, обязывающие соответствующие системы выполнять предписанные им новые функции.
4. Для выбора способа решения проблем предварительно проводится их исследование. Решение сложной проблемы обычно начинают с построения "дерева целей", которых требуется достичь путём организации и проведения определённого комплекса мероприятий. Программно-целевой метод планирования выглядит довольно привлекательным, так как позволяет в значительной степени влиять на исследуемую ситуацию. Однако у него есть ряд существенных недостатков:
1. Методическая незавершенность. К настоящему времени не создано чётких, устоявшихся определений по широкому кругу концептуальных положений разработки и реализации комплексных программ.

2. Программно-целевое планирование используется, в основном, для совершенствования действующих систем управления, а не для решения новых проблем.
3. «Забывчивость» систем управления. Имеется в виду ситуация, когда на каком-то этапе своего развития системы управления начинают утрачивать связь с проблемами, для решения которых создавались .
4. Методы математического моделирования
Математическое моделирование в социологии – это использование математического языка и аппарата для описания и последующего анализа основных свойств социальных явлений и процессов. Математическое моделирование дает возможность заменить непосредственный анализ реальных явлений анализом свойств и характеристик математических объектов. Математическая модель социального объекта представляет собой некоторый набор формальных соотношений между показателями модели, разделяемых на параметры и переменные. Параметры модели обычно отражают внешние условия и слабо меняющиеся характеристики. Переменные модели отражают основные для данного исследования характеристики; анализ изменения их значений представляет главную цель моделирования. Планирование экономических и социальных процессов с использованием моделей включает разработку модели, ее экспериментальный анализ, сопоставление результатов прогнозных расчетов на основе модели с фактическими данными состояния объекта или процесса, корректировку и уточнение модели.
Использование моделирования математического в социологии практически началось в конце XIX в. и особенно усилилось в середине ХХ в., чему способствовало появление электронно-вычислительной техники и широкое распространение социологических исследований. В настоящее время трудно дать однозначную классификацию математических моделей, используемых в социологических исследованиях.

    5. Нормативный метод
Нормативный метод - метод регулирования деятельности производственных и непроизводственных звеньев с помощью норм и нормативов, отражающих общественные требования к затратам и результатам деятельности, их распределению и использованию. Ориентирует трудовые коллективы на выполнение плановых заданий при наименьших затратах трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Единство процесса общественного воспроизводства, всех его сторон и элементов обеспечивает объективную возможность формирования единой системы взаимосвязанных норм и нормативов. Ее основные принципы:
- общность методологического подхода к формированию норм и нормативов независимо от уровней управления и горизонтов планирования;
- прогрессивность норм и нормативов, систематическое их обновление в соответствии с изменениями в процессе производства и непроизводственной сферы на базе научно-технического прогресса и других факторов;
- сопоставимость норм и нормативов, формируемых на различных уровнях управления.
На предприятиях нормативная база уточняется ежегодно на основе учета влияния таких факторов, как повышение технического уровня производства, улучшение организации производства и труда, повышение качества продукции, изменение ее состава и объема. В действующей системе норм и. нормативов они группируются следующим образом:
- нормативы эффективности общественного производства; нормы и нормативы затрат труда и заработной платы;
- нормы и нормативы расхода и запасов сырья, материалов, топлива и энергии; нормы и нормативы использования производственных мощностей и нормы продолжительности освоения проектных мощностей вновь вводимых предприятий и объектов;
- нормативы капитальных вложений и, капитального строительства;

Нормы и нормативы потребностей и запасов оборудования, а также его использования; финансовые нормы и нормативы;
- нормы денежных затрат на производство;
- социально-экономические нормы и нормативы;
- нормы и нормативы охраны окружающей среды.

    Комплексный метод
Комплексный метод представляет собой разработку программы с учетом всех главных факторов: материальных, финансовых и трудовых ресурсов, исполнителей, сроков. Его применение предполагает соблюдение следующих требований:
- определение темпов и пропорций развития социального процесса;
- статистической и динамической модели и выработка основных показателей плана.
Подводя итоги, необходимо отметить, что социальное планирование является совокупностью целей и показателей развития социальных процессов.Оно является важным элементом не только на государственном и региональном уровнях, но и на уровне предприятия. В данной главе представлены общепринятые методы социального планирования. Каждый метод отличается своей направленностью, областью применения, инструментарием. Такое разнообразие методов дает возможность широкого выбора. Следует отметить, что каждый метод наряду с положительными аспектами имеет и отрицательные, которые необходимо учитывать при выборе.

Глава 2. Анализ методов социального планирования МУСОН «Переволоцкий КЦСОН

2.1 Организационно-экономическая характеристика МУСОН «Переволоцкий КЦСОН»
Муниципальное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения "Переволоцкий комплексный центр социального обслуживания населения»" (далее - центр) создается в целях оказания семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса. Сокращенное наименование: МУСОН «Переволоцкий КЦСОН». Центр, является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении имущество, отраженное на его самостоятельном балансе, расчетный и иные счета в учреждениях банков, а также печати, штампы и бланки со своим наименованием.
Имущество центра является муниципальной собственностью Переволоцкого района Оренбургской области и принадлежит центру на праве оперативного управления. Учредителем центра является муниципальное образование Переволоцкий район Оренбургской области в лице главы администрации муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области. В своей деятельности центр руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральными Законами, Указами и распоряжениями президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства труда и Министерства социального развития Оренбургской области, Российской Федерации, Уставом муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области, другими нормативными правовыми актами и настоящим Уставом.
Юридический адрес: Оренбургская область Переволоцкий район, п. Переволоцкий, ул. Ленинская,86
Деятельность центра осуществляется по следующим функциональным направлениям:
- решение общих вопросов поддержки граждан;
- социальная поддержка семьи, женщин и детей;
- социальная поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов.
Деятельность центра направлена на проведение социальных, оздоровительных, педагогических, профилактических и иных мероприятий, в связи с чем, центр осуществляет:
- мониторинг социальной и демографической ситуации, уровня социально- экономического благополучия граждан на территории обслуживания;
- учет граждан, нуждающихся в социальной поддержке, определение необходимых им форм помощи и периодичности (постоянно, временно, на разовой основе) ее предоставления;
- оказание гражданам социальных, социально-педагогических, юридических, психологических, медицинских, бытовых, торговых, консультативных и иных услуг;
- участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;
- привлечение государственных, муниципальных и негосударственных органов, организаций и учреждений (здравоохранения, образования, миграционной службы, службы занятости и так далее), а также общественных и религиозных организаций и объединений (ветеранских, инвалидных, комитетов Общества Красного Креста, ассоциаций многодетных, неполных семей и так далее) к решению вопросов оказания социальной поддержки населению и координацию их деятельности в этом направлении;
и т.д.................

Каждое государство, заботясь о перспективах своего населения, постоянно планирует и реализует всевозможные программы социального развития. Важным в этом процессе является то, чтобы средства и методы, используемые в социальном развитии общества, соответствовали его нуждам и потребностям.

В связи с этим возникает необходимость научной обоснованности, системе критериев социальных потребностей в государстве или определенном регионе. Все социальные преобразования должны проходить проверку на эффективность и целесообразность. Обеспечить такую обоснованность может социальное планирование.

Социальное планирование - форма регулирования социальных процессов в обществе, связанных с жизнедеятельностью населения. Главной задачей социального планирования является оптимизация процессов экономического и социального развития, повышение социально-экономической эффективности.

Объектом социального планирования являются социальные отношения на всех уровнях, включая:

  • - социальную дифференциацию, социальную структуру;
  • - качество и уровень жизни населения, в т. ч., уровень реальных доходов в целом и по социальным группам;
  • - качество и уровень потребления;
  • - обеспеченность жильем, его комфортность;
  • - обеспеченность населения важнейшими видами благ и услуг;
  • - развитие образования, здравоохранения, культуры;
  • - определение объема данных услуг, предоставляемых населению на платной и бесплатной основе, и др.

Социальное планирование, начиная с середины 50-х гг. XX в., являлось важнейшим элементам индикативного планирования в странах с развитой рыночной экономикой, а с конца 70-х начала 80-х гг., в связи с переходом этих стран от индикативного планирования к программно-целевым методам регулирования социальное планирование стало важнейшей составной частью стратегических общегосударственных программ.

Примером может служить пятилетний план развития Франции, пятилетний план развития Японии, которые по существу являются общей концепцией социально-экономического развития страны.

Большой опыт социального планирования был накоплен в СССР, однако планирование носило в тех условиях директивный характер.

Социальное планирование имеет многоуровневый характер: общегосударственный, региональный, уровень предприятия (фирмы).

Социальное планирование сосредоточенно на техническом процессе решения социальных проблем.

Основу этой модели, которая опирается на программное развитие, представляет рациональный, тщательно спланированный и контролируемый процесс изменений, предназначенный для обеспечения услугами членов общества или определенного территориального органа.

Так как планирование является и наукой, и деятельностью, то метод нужно понимать не только как способ осуществления, но и как способ разработки программ или задач.

Общие методы планирования характеризуются тем, на какие объективные законы развития общества опираются возможные способы реализации целей, на что они направлены и в каких организационных формах воплощаются.

Долгое время ведущим методом планирования являлся балансовый, который возник как способ обеспечения связей между потребностями общества и его возможностями при ограниченности ресурсов. В настоящее время на первый план выходят методы, связанные с существованием рыночных отношений, когда особенно важно видеть социальные последствия принимаемых решений, уметь согласовывать интересы всех участников преобразований, предоставив им благоприятные условия для проявления творческой активности.

Научность социального планирования во многом зависит от использования нормативного метода. Его требования служат основой для составления показателей социального развития на различных уровнях социальной организации общества. Именно нормативы позволяют осуществить расчеты и обосновать реальность плановых заданий, определить ориентиры для развития многих общественных процессов.

Аналитический метод соединяет в себе анализ и обобщение. Его сущность сводится к тому, что в ходе планирования социальный прогресс расчленяется на составные части и на этой основе определяются направления реализации намеченной программы.

Все большее значение приобретает метод вариантов, суть которого заключается в определении нескольких возможных путей решения социальных задач при наличии возможно более полной и достоверной информации. Его разновидностью является метод вариантных приближений: вначале на базе имеющихся исходных данных определяется возможный путь в порядке первого приближения, а затем производятся последовательные уточнения. Применение этого метода связано с поиском оптимального варианта решений той или иной социальной задачи, с правильным выбором приоритетов.

Комплексный метод представляет собой разработку программы с учетом всех главных факторов: материальных, финансовых и трудовых ресурсов, исполнителей, сроков.

Его применение предполагает соблюдение следующих требований: определение темпов и пропорций развития социального процесса, его статистической и динамической модели и выработка основных показателей плана.

В социальном планировании все шире стал применяться проблемно-целевой метод, который обычно связан с решением ключевых неотложных задач общественного развития вне зависимости от ведомственной их принадлежности.

Широкое признание получил социальный эксперимент, в ходе которого уточняется механизм действия объективных законов и особенности их проявления на базе одного или нескольких социальных институтов. Полученные выводы помогают скорректировать ход развития планируемого процесса, проверить на практике прогнозируемые положения и выводы.

Важное место в социальном планировании занимают экономико-математические методы. Такое название в известной форме условно. В действительности речь идет о количественном анализе при использовании уже перечисленных выше методов планирования. Математические методы не отменяют социальный анализ, а опираются на него и в свою очередь влияют на дальнейшее его совершенствование.

В настоящее время количественный анализ опирается на такие методы, как линейное программирование, моделирование, многофакторный анализ, теория игр и т. д.

Но всем этим формально-логическим количественным процедурам отводится роль специфического инструмента, необходимого для решения различных задач.

В теории и методологии планирования важно уметь применять количественные характеристики. Ведь формальная логика (и математика соответственно) - средство получения новых знаний.

Но практическая реализация этих знаний требует не только истинности в математическом значении, но и правильной интерпретации результатов. Только на основе комплексного использования этих методов планирования с помощью количественного анализа возможна выработка оптимального решения. Количественный анализ всегда необходимо сопоставлять со здравым смыслом, чтобы не было абсолютизации количественных характеристик. Таким образом, количественный анализ и экономико-математический инструментарий играют важную, но не самодовлеющую роль в планировании. Они нуждаются в постоянном развитии и совершенствовании, в постоянном соотнесении их результатов с социальными целями общества.

Как нам известно, сущность государства проявляется в его функциях, которые являются основными направлениями деятельности государства. Функции органов власти делятся на внутренние (хозяйственно-организаторская, культурно-воспитательная, регулирование меры производства и потребление, охрана всех форм собственности, правопорядка, природы и окружающей среды, борьба с преступностью, защита прав и свобод граждан и др.) и внешние (борьба за мир и мирное сосуществование, содружество с другими странами, защита родины, суверенитета и независимости государства, участие государства в гуманитарных международных, культурных связях и др.). Социальное планирование можно отнести к разряду внутренних функций, так как оно одновременно способствует реализации прав и свобод граждан, а также формирует хозяйственно-организаторскую систему на всех уровнях.

Социальное планирование имеет свои объекты и субъекты.

Субъектом социального проектирования (т. е., тем, кто осуществляет проектирование) являются различные носители управленческой деятельности, как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты и т. п., ставящие своей целью организованное, целенаправленное преобразование социальной действительности.

Необходимая черта субъекта проектирования - его социальная активность, непосредственное участие в процессе проектирования.

Главным субъектом социального управления является государство. Таким образом, социальное планирование - это одна из управленческих функций государства.

Объектом социального проектирования (т. е., где или на ком осуществляется процесс проектирования) называют системы, процессы организации социальных связей, взаимодействий, включенных в проектную деятельность, подвергающиеся воздействиям субъектов проектирования и выступающие основанием для этого воздействия. Это могут быть объекты самой различной природы:

  • 1. человек как общественный индивид и субъект исторического процесса и социальных отношений с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений;
  • 2. различные элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т. п.);
  • 3. разнообразные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные и т. п.).

В широком смысле объектами и субъектами социального планирования выступает вся совокупность людей социума, которая не является однородной массой. Еще одним важным доказательством того, что социальное планирования является значимой функцией органов власти, то, что ему присуща комплексность, которая достигается только на уровне действия структур власти. Это потребует объединения усилий как специалистов субъектов управления, так и представителей науки (от социологов и экономистов, правоведов, политологов и др.). Скоординировать действия всех субъектов социального планирования может государство в лице законодательных и исполнительных органов власти.

Основной отличительной особенностью деятельности некоммерческих организаций является высокая степень социальной ориентации, оставляющей основу их организационной культуры и заключающейся в стремлении к предоставлению услуг, важных для общества, но зачастую не приносящих прибыли по причине отсутствия платежеспособного спроса или невозможности установления цен и взимания за них платы.

Другими словами, некоммерческие организации производят общественные блага, которые не могут быть эффективно произведены коммерческими организациями, поскольку деятельность по их производству не окупается. Ключевой целью функционирования некоммерческих организаций является не получение прибыли, а достижение социальной миссии. Социальная ориентация некоммерческих организаций включает следующие шесть поведенческих компонент:

  • 1. Бенефициары, или получатели услуг некоммерческих организаций, как правило, находятся в кризисном положении и неблагоприятных экономических, социальных и политических условиях. Деятельность некоммерческих организаций направлена на понимание их положения и потребностей и разработку программ и мероприятий, которые ценны для них.
  • 2. Спонсоры и поставщики ресурсов оказывают некоммерческим организациям зачастую безвозмездную финансовую поддержку и, как правило, являются частными и государственными представителями, вносящими пожертвования. Некоммерческие организации проводят определенные мероприятия в целях сохранения текущих спонсоров и привлечения новых финансовых ресурсов.
  • 3. Волонтеры и сотрудники некоммерческих организаций привлекаются в стратегическом процессе получения и сохранения мотивированных кадров с учетом их восприятия и предложения для планирования деятельности некоммерческих организаций, где добровольцы представляют собой уникальный и ключевой ресурс.
  • 4. Обучение и социальное предпринимательство относятся к организационному потенциалу некоммерческих организаций, отражающему общие возможности их производительности и способности адаптации к изменениям окружающей среды, посредством создания и внедрения инноваций.
  • 5. Интерфункциональная координация обеспечивает возникновение эффекта синергии в некоммерческих организациях, что вносит свой вклад в достижение организационной миссии. Это подразумевает последовательное планирование и обмен информацией.

Высокая социальная ориентация деятельности некоммерческих организаций и ненацеленность на получение прибыли обусловливает необходимость использования нетрадиционных методов для измерения их производительности и эффективности. Оценка производительности играет важную роль при планировании некоммерческих организаций и принятии решений по следующим причинам:

  • - это позволяет получить обратную связь и идентифицировать изменение производительности некоммерческой организации во времени;
  • - это позволяет установить стандарты и использовать их для сравнения в качестве ориентиров для самой организации и составить информационную базу для принятия организационных решений;
  • - результаты данной оценки служат сигналом для общественности и заинтересованных сторон деятельности некоммерческих организаций.

Наиболее используемые показатели в некоммерческом секторе являются финансовые. Цели деятельности некоммерческих организаций являются более сложными, чем у коммерческих организаций, потому их успех или неудача не могут быть измерены строго в финансовом плане. В некоммерческом секторе финансовые показатели - это только одна из преследуемых целей. Основной целью деятельности некоммерческих организаций является производство необходимого количества и качества социальных товаров и услуг.

Некоторые некоммерческие организации нацелены на максимальное использование определенных типов ресурсов на входе, а не на выходе, другие - могут стремиться максимизировать доходы. Третьи - сосредотачиваются на лоббировании социальных вопросов, направленных на максимальное политическое воздействие. Многочисленные цели деятельности некоммерческих организаций обусловливают необходимость многомерного измерения их производительности.

Следовательно, под эффективностью деятельности некоммерческой организации понимаются социальная ориентация и степень удовлетворенности заинтересованных сторон в ее деятельности, достижение ожиданий заинтересованных сторон, организационных ценностей и миссии. Чтобы охватить интересы многочисленных заинтересованных сторон в деятельности некоммерческой организации и составить прочную основу для оценки производительности некоммерческой организации и принятия решений, выделяют шесть составляющих производительности некоммерческих организаций. К ним относятся:

  • - удовлетворенность потребностей потребителей социальных услуг - определяется полнотой и своевременностью удовлетворения некоммерческой организацией их потребностей в социальных услугах;
  • - объем привлеченных организацией финансовых и других ресурсов - отражает имеющиеся в распоряжении некоммерческой организации финансовые и другие ресурсы, степень удовлетворенности спонсоров ее деятельностью и определяет ее возможности в реализации своих социальных функций;
  • - удовлетворенность сотрудников организации и волонтеров - определяется качеством управления и мотивации, развитием социального капитала организации и определяет способность организации к привлечению новых сотрудников и волонтеров;
  • - долгосрочные результаты и промежуточные итоги деятельности - отражают степень достижения целей и миссии некоммерческой организации;
  • - общая эффективность деятельности организации - отражает окупаемость социальных проектов, уровень прибыли и рентабельности, аналогична эффективности деятельности коммерческой организации.

На практике некоторые некоммерческие организации могут уделять больше внимания всего одному, двум или даже нескольким видам социальной ориентации, что повышает степень их организационной эффективности. Некоторые некоммерческие организации могут ориентироваться только на спонсоров или на привлечение ресурсов и инвестиций, что может привести к увеличению их финансовой гибкости и предоставлению более качественных социальных услуг потребителям.

В качестве другого примера можно привести ориентацию некоммерческой организации на интересы сотрудников-волонтеров, что в свою очередь может отвечать интересам спонсоров и привлечь в организацию дополнительные финансовые и другие ресурсы. Некоммерческие организации, которые способны удовлетворять интересы и потребности сразу нескольких групп заинтересованных лиц, являются более эффективными и действенными в различных организационных аспектах.

Показатели эффективности для каждого вида заинтересованных сторон должны быть адаптированы к конкретным условиям деятельности некоммерческой организации и быть согласованы с желаемыми результатами ее деятельности, ее миссией и ценностями. В идеале следует стремиться к удовлетворению интересов всех заинтересованных сторон.

В табл. 5.1 приводятся компоненты социальной ориентации и показатели производительности и эффективности некоммерческой организации.

На основе данных табл. 5.1 можно сделать следующие выводы:

  • - чем выше ориентация некоммерческой организации на бенефициаров (потребителей социальных услуг), тем выше удовлетворенность потребностей потребителей социальных услуг, удовлетворенность сотрудников организации и волонтеров, долгосрочные результаты и промежуточные итоги деятельности и общая эффективность деятельности организации;
  • - чем выше ориентация некоммерческой организации на привлечение финансовых ресурсов от спонсоров, тем выше удовлетворенность потребностей потребителей социальных услуг, удовлетворенность сотрудников организации и волонтеров, долгосрочные результаты и промежуточные итоги деятельности и общая эффективность деятельности организации;
  • - чем выше ориентация некоммерческой организации на интересы и мотивацию волонтеров и сотрудников, тем выше долгосрочные результаты и промежуточные итоги деятельности и общая эффективность деятельности организации;
  • - чем выше ориентация некоммерческой организации на обучение и ведение социально ответственного бизнеса, тем выше долгосрочные результаты и промежуточные итоги деятельности и общая эффективность деятельности организации;
  • - чем выше ориентация некоммерческой организации на интерфункциональную координацию и внутреннюю синергию, тем выше общая эффективность деятельности организации.

Влияние социальной ориентации некоммерческой организации на показатели эффективности ее деятельности

Вид социальной ориентации некоммерческой организации

Показатель эффективности деятельности организации

Удовлетворенность потребностей потребителей социальных услуг

Объем привлеченных организацией финансовых и других ресурсов

Удовлетворенность сотрудников организации и волонтеров

Долгосрочные результаты и промежуточные итоги

деятельности

Общая эффективность деятельности организации

Ориентация на бенефициаров (потребителей социальных услуг)

Ориентация на привлечение финансовых ресурсов от спонсоров

Ориентация на интересы и мотивацию волонтеров и сотрудников

Ориентация на обучение и ведение социально

ответственного бизнеса

Ориентация на интерфункциональную координацию и внутреннюю синергию

Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее предпочтительным видом социальной ориентации некоммерческой организации является ориентация на бенефициаров (потребителей социальных услуг), так как она обеспечивает повышение четырех из пяти выделенных показателей ее производительности и эффективности.

Планирование - это функция управления, включающая следующий комплекс работ: анализ ситуаций и факторов внешней среды; прогнозирование, оценку и оптимизацию альтернативных вариантов достижения целей, сформулированных на стадии стратегического маркетинга; разработку плана; реализацию плана. Планы по содержанию могут быть проблемными, комплексными или локальными; стратегическими, тактическими (как правило, годовыми) или оперативными.

Наиболее сложным направлением развития экономики является развитие на основе активизации инновационной деятельности, характеризующейся большой неопределенностью.

Соответственно и планирование для этих условий будет наиболее сложным, а задачи планирования - наиболее трудно осуществимыми. Приведем основные задачи планирования деятельности производственной системы (фирмы):

  1. выбор оптимальной стратегии фирмы: на перспективу на основе прогнозов альтернативных вариантов стратегического маркетинга;
  2. обеспечение устойчивости функционирования и развития фирмы;
  3. формирование оптимального по номенклатуре и ассортименту портфеля новшеств и инноваций с применением научных подходов;
  4. структуризация целей инновационной деятельности;
  5. комплексное обеспечение выполнения планов;
  6. формирование организационно-технических и социально-экономических мероприятий, обеспечивающих выполнение планов;
  7. координация выполнения планов по заданиям, исполнителям, ресурсам, срокам, месту и качеству работ;
  8. стимулирование выполнения планов.

Основные принципы планирования состоят из:

  • преемственность стратегического и тактического планов;
  • социальная ориентация плана;
  • ранжирование объектов планирования по их важности;
  • адекватность плановых показателей;
  • согласованность плана с параметрами внешней среды системы управления;
  • вариантность плана;
  • сбалансированность плана (при условии обеспечения резерва по важнейшим показателям);
  • экономическая обоснованность плана;
  • автоматизация системы планирования;
  • обеспечение обратной связи системы планирования.

Рассмотрим вкратце содержание перечисленных принципов планирования. Преемственность стратегического и текущего планов предусматривает, что состав текущих планов или разделов бизнес-плана должен повторять основные разделы стратегии фирмы. Число плановых показателей в разделах бизнес-плана должно быть больше, чем в разделах стратегии фирмы. Чем меньше горизонт планирования, тем больше число плановых показателей. Показатели бизнес-плана не должны противоречить утвержденным показателям стратегии фирмы, они могут быть только более жесткими и выгодными фирме в текущий момент.

Социальная ориентация плана предусматривает (наряду с техническими и экономическими проблемами) решение проблем обеспечения соответствия международным требованиям по экологичности, безопасности и эргономичности выпускаемых товаров и функционирования фирмы, а также показателей социального развития коллектива в соответствии с требованиями международного стандарта SA 8000.

Ранжирование объектов планирования по их важности необходимо осуществлять для рационального распределения имеющихся ресурсов. Например, если выпускаемые товары имеют примерно одинаковый уровень конкурентоспособности, то сначала необходимо направлять ресурсы на повышение конкурентоспособности товара, имеющего наибольший удельный вес (по стоимости продаж) в программе фирмы. При разном уровне конкурентоспособности товаров приоритеты распределения ресурсов определяются по методике, изложенной в учебнике автора «Стратегический менеджмент».

Адекватность плановых показателей реальной действительности обеспечивается, во-первых, увеличением числа учтенных факторов при прогнозировании альтернативных плановых показателей, во-вторых, снижением ошибки аппроксимации или повышением точности прогнозов.

Согласованность плана с параметрами внешней среды системы управления устанавливается с помощью анализа динамики факторов внешней среды и исследования влияния этих факторов на плановые показатели.

Вариантность плана связана с разработкой не менее трех альтернативных вариантов достижения одной и той же цели и выбора оптимального варианта, обеспечивающего достижение запланированной цели с наименьшими затратами.

Сбалансированность плана обеспечивается преемственностью баланса показателей по иерархии, например, функциональной модели объекта, стоимостной модели (при проведении функционально-стоимостного анализа), баланса поступления и распределения ресурсов и т.д. Одновременно по важнейшим показателям предусматривается создание резерва.

Экономическая обоснованность плана является одним из важнейших принципов планирования. Окончательный выбор варианта плановых показателей должен осуществляться только после проведения системного анализа, прогнозирования, оптимизации и экономического обоснования альтернативных вариантов. Подробно этот принцип планирования рассматривается в учебнике автора «Управленческие решения».

Автоматизация системы планирования - один из способов планирования, требующих применения современных информационных технологий и компьютерной техники, обеспечивающих кодирование информации на основе ее классификации, единство и системность информации по стадиям жизненного цикла объекта планирования в соответствии с принципами информационной технологии CALS, оперативную обработку, надежное хранение и передачу информации.

Принцип планирования - обеспечение обратной связи системы планирования - предполагает возможность для исполнителя плана (выход системы планирования) представлять предложения об изменении (корректировке) плана его разработчику.

Применять все рассмотренные принципы очень трудно. Это под силу только крупным фирмам, имеющим квалифицированные кадры, современные информационные технологии и необходимые ресурсы. Поэтому количество применяемых принципов определяется сложностью и количеством выпускаемых товаров и оказываемых услуг, имиджем и устойчивостью фирмы. Отметим, что в условиях жесткой конкуренции наблюдаются следующие тенденции в планировании: сокращение продолжительности разработки планов, повышение их обоснованности и качества, применение современных информационных технологий (например, CALS), опора на результаты стратегического маркетинга.

Функции службы вбирают все элементы управленческих действий: прогнозирование, планирование, организацию и координацию, мотивирование и контроль, а также информирование о состоянии социальной среды. Социальное прогнозирование и планирование предполагает глубокий и разносторонний анализ состояния социальной среды предприятия с учетом обстановки в отрасли, регионе, стран; диагностику и объяснение взаимосвязей элементов социальной ситуации в организации. В результате осуществления данной функции должны быть разработаны сценарии решения назревших социальных проблем. Для осуществления данного вида деятельности необходима достоверная информация о состоянии социальной среды в организации, следовательно, должен осуществляться постоянный мониторинг мнений и настроений в коллективе (социометрическая процедура) и привлекаться достоверные статистические данные о состоянии материальной базы, социально-бытовых и санитарно-гигиенических условий, техники безопасности в отдельных подразделениях и на предприятии в целом.

Основной задачей плана социального развития коллектива является разработка и осуществление системы мероприятий, обеспечивающей гармоничные и всесторонние повышения качества жизни персонала предприятия в быту и качества условий трудовой деятельности.
Разработка плана социального развития обычно входит в компетенцию планово-экономического отдела и социологической службы предприятия с привлечением профсоюзного комитета.
Социальное планирование выступает частью технико-экономического, так как в ходе составления плана социального развития решаются многие технико-экономические задачи – повышение производительности труда, организация рабочего места, совершенствуется оплата труда, обеспечивается качество работы и продукции и т.д. Качественная особенность социального планирования, обусловленная самим объектом (всестороннее и гармоничное развитие личности и коллектива), требует дополнительной и специфичной информации и нормативов: данных о социальном и возрастном составе работающих, об их запросах и склонностях, образовании, квалификации, взаимоотношениях в коллективе. Такая информация может быть получена лишь в результате конкретных социологических исследований, выполняемых по особым программам и методам. Для получения информации при составлении планов социального развития используют следующие основные методы: ………………………………… - непосредственное наблюдение за коллективом и деятельностью его общественных организаций, беседы с рабочими и руководителями; ………………………………………………………………
- изучение служебной документации и материалов общественных организаций, характеризующих социальную структуру работников, степень удовлетворения материальных и культурных потребностей;
- анкетный опрос и интервьюирование с целью выяснения мнений работников и их предложений по различным вопросам социальной жизни коллективов; структура анкет и метод обработки данных выбирается по рекомендациям социологических служб; …………………………………………………………………
- анализ и использование опыта планирования социального развития коллективов на других предприятиях, а также литературных данных; …………………………………………………………
- социальный эксперимент, цель которого - проверить возможности осуществления и эффективность рекомендаций, выработанных в результате анализа собранной информации; ……………………………
- статистический анализ массовых данных. ……………………………………………………….
План социального развития коллективов предприятий, как правило, составляется в виде перспективного на пятилетку с разбивкой заданий по годам планируемого периода. Типовая структура плана социального развития коллектива предприятия включает четыре раздела: изменение социально-демографической структуры коллектива; повышение квалификации и образования кадров работающих; основные мероприятия по улучшению условий и охраны труда, укреплению здоровья работников; улучшение социально-культурных и жилищно-бытовых условий работающих и членов их семей. ………………………………………………………………………………………………………..
Разработка плана социального развития коллектива включает в себя четыре этапа.


На первом - подготовительном этапе принимается решение о разработке плана социального развития, формируются рабочие группы, заключаются договоры с организациями, привлекаемыми к разработке плана, уточняется структура плана, составляются календарные графики выполнения работ, определяются программа и методы проведения исследований исходя из конкретных производственных условий; разрабатываются формы рабочей документации, определяется содержание работ и распределяются функции между исполнителями (творческими бригадами), проводятся инструктаж и информирование коллектива.

На втором - аналитическом этапе определяется степень выполнения предыдущего плана социального развития, изучается социальная структура, условия труда, быта и отдыха, уровень заработной платы и др. собранные материалы сравниваются с нормативными данными, достижениями передового опыта науки и техники, что способствует научному обоснованию плана. Собирается первичная социальная информация, проводятся конкретные социологические исследования. Результаты работы данного этапа (выявленные общие тенденции, закономерности) оформляются аналитической запиской.

На третьем - разработочном этапе проектируются мероприятия, предложения и рекомендации, определяются показатели социального развития коллектива, которые должны быть конкретными и реально выполнимыми. Составляется первоначальный вариант (проект) плана по разделам, определяется экономическая и социальная эффективность предлагаемых мероприятий. Эти мероприятия согласовываются с функциональными службами и передаются в рабочую группу, которая формирует сводный проект плана. Последний согласовывается с главными специалистами предприятия и руководителем предприятия.

На четвертом - контрольном этапе разрабатывается система контроля за реализацией плана социального развития, которая включает сложившуюся на предприятии систему учета, контроля и отчетности.

В плане социального развития целесообразно выделить следующие разделы и направления работ:

Совершенствование социальной структуры коллектива. В этом разделе обращается особое внимание на сокращение доли или полную ликвидацию тяжелых и вредных для здоровья работ, на сокращение доли малоквалифицированного труда, на повышение образовательного и квалификационного уровней работников, на изменение (если в этом есть необходимость) половозрастной структуры коллектива. Отдельно рассматривается труд женщин, подростков, лиц пожилого возраста с указанием тех структурных изменений, которые целесообразно провести среди этих категорий трудящихся.

Социальные факторы развития производства и повышения его экономической эффективности. Здесь планируются мероприятия, связанные с техническим перевооружением производства, с внедрением новой техники и технологии. Среди таких мероприятий можно назвать проектирование прогрессивных форм организации и оплаты труда, снижение его монотонности. Насыщение производства высокопроизводительной техникой обостряет проблему высвобождения работников и обеспечения занятости персонала предприятия. Целесообразно использовать различные формы занятости: неполный рабочий день, режимы гибкого рабочего времени, надомный труд для женщин и пенсионеров и др. Важно, чтобы в плане нашли отражение вопросы преодоления инфляции, повышения работникам реальной заработной платы. В условиях роста технической вооруженности предприятия следует всячески поддерживать обучение без отрыва от производства. Необходимо предусмотреть также меры по стимулированию рационализации и изобретательства.

Улучшение условий труда и быта работников. В плане нужно особо выделить участки и подразделения с неблагоприятными условиями труда, для которых необходимо предусмотреть меры по оздоровлению производственной среды, по замене оборудования, являющегося источником повышения вредности и опасности, или по надежной изоляции такого оборудования. Предусматриваются также мероприятия по соблюдению санитарно-технических норм, стандартов безопасности труда, по организации на предприятии хорошо оборудованных бытовок, пунктов приема пищи, стирки спецодежды, ремонта обуви, по доставке рабочим через столы заказов продуктов и промышленных товаров и др. Особо выделяются вопросы обеспечения работников жильем, детскими дошкольными учреждениями, местами отдыха и др.

Воспитание дисциплины труда, развитие трудовой активности и творческой инициативы. Мероприятия этого раздела плана разрабатываются на основе анализа ценностных ориентаций работников и должны быть направлены на стимулирование высокой трудовой и производственной дисциплины, на развитие различных форм вовлечения трудящихся в дело совершенствования производства.

Все мероприятия плана социального развития коллектива согласуются с другими разделами и в первую очередь с планом по труду, планом технического и организационного развития производства, финансовым планом. …….
Источники финансирования мероприятий плана социального развития разнообразны, но должны быть точно определены. В зависимости от характера мероприятий они могут финансироваться из фонда, выделяемого на реконструкцию, фондов освоения новой техники, развития производства, а также из кредитов банка, из части амортизационных отчислений, идущих на капитальный ремонт.



Открытие бизнеса