Основными звеньями транспортного хозяйства являются. Транспортное хозяйство и его роль в производственном процессе. определить современное состояние транспортного хозяйства

Промышленные предприятия характеризуются большими объемами перемещения и складирования полуфабрикатов и готовой продукции. В условиях массового производства транспортные операции теснейшим образом переплетаются с технологическими и во многом обеспечивают ритмичный ход производственного процесса.

Основными задачами транспортного хозяйства являются: обеспечение внутризаводских перевозок; доставка на предприятие сырья, материалов, комплектующих изделий, а также отгрузка готовой продукции; техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.

Транспортные работы на предприятии выполняются с использованием внешнего, межцехового и внутрицехового транспорта.

Внешний транспорт обеспечивает связь предприятия, его материально-технических складов, складов готовой продукции с предприятиями-поставщиками, контрагентами, станциями железнодорожного, водного и воздушного транспорта.

Межцеховой транспорт выполняет функции связующего звена между цехами предприятия, его складами, службами и другими производственными объектами.

Внутрицеховой транспорт перемещает грузы в цеху в ходе производственного процесса, осуществляя движение сырья, материалов и комплектующих деталей и узлов не только от склада до рабочих мест, но и между рабочими местами, а также контрольными постами.

На предприятиях используются различные виды транспортных средств, начиная с железнодорожного, автомобильного, подъемно-транспортного и кончая конвейерами разнообразного вида, типа и назначения.

Структура транспортного хозяйства зависит от ряда факторов: объема внутризаводских и внешних перевозок, типа производства, массы и габаритов готовой продукции, уровня кооперированных связей.

В деятельности транспортного хозяйства большое значение имеет рациональная организация грузовых потоков и грузооборота предприятия.

Грузовой поток представляет собой объем грузов, перемещаемых в единицу времени между двумя пунктами.

Грузооборот – это общее количество грузов, перевозимых по территории завода, цеха, склада и т. д. в единицу времени (за год, месяц, сутки). Он складывается из суммы отдельных грузовых потоков и служит исходной величиной для определения потребности предприятия в транспортных средствах.

В планировании перевозок различают технико-экономическое, оперативно-календарное планирование и диспетчирование.

Технико-экономическое планирование заключается в составлении комплексных годовых планов, предусматривающих: грузооборот, потребное число транспортных средств и механизмов, объем погрузоразгру-зочных работ, необходимые для эксплуатации и ремонта транспортных средств штаты работающих, фонд заработной платы и другие показатели, характеризующие работу транспортного хозяйства предприятия.

Календарные планы перевозок предусматривают планирование по месяцам, суткам и сменам. Сменно-суточные планы составляются в разрезе отдельных маршрутов. В них указываются род грузов, пункты отправления и приема, время начала и окончания перевозок.

Диспетчирование, или оперативное регулирование перевозок, заключается в текущем оперативном управлении ходом транспортных работ на основе соответствующих планов и графиков.

Основной задачей организации и функционирования транспортного хозяйства на предприятии является своевременное и бесперебойное обслуживание производства транспортными средствами по перемещению грузов в ходе производственного процесса.

По своему назначению транспортные средства могут быть подразделены на внутренний, межцеховой и внешний транспорт.

Внешний транспорт обеспечивает связь предприятия, его материально-технических складов, складов готовой продукции с предприятиями-поставщиками, контрагентами, станциями железнодорожного, водного и воздушного транспорта.

Межцеховой транспорт выполняет функции связующего звена между цехами предприятия, его складами, службами и другими производственными объектами.

Внутрицеховой транспорт перемещает грузы в цехе в ходе производственного процесса, осуществляя движение сырья, материалов и комплектующих деталей и узлов не только от склада к рабочим местам, но и между рабочими местами, а также контрольными постами.

На предприятиях находят применение различные виды транспортных средств, начиная с железнодорожного, автомобильного, подъемно-транспортного и кончая конвейерами разнообразного вида, типа и назначения.

Структура транспортного хозяйства зависит от многих факторов, основными из которых являются объем внутризаводских и внешних перевозок, тип производства, масса и габариты изготавливаемой продукции, уровень кооперированных связей. Эти факторы влияют на состав подразделений службы транспортного хозяйства предприятия. Если, например, в ходе производства возникает необходимость частого использования в качестве внепроизводственного транспорта железнодорожных или автомобильных средств, то следует отдельно сформировать соответствующие цеха, кроме того, целесообразно создать цеха или участки безрельсового транспорта и электротранспорта с соответствующей ремонтной базой, техническим обслуживанием и заправкой.

К транспортным средствам непрерывного действия относятся конвейеры, которые нашли широкое распространение на предприятиях, относящихся к массовому и крупносерийному производству. Транспортное хозяйство подчинено главному инженеру, и кроме вышеназванных цехов в него входят диспетчерское бюро и группа учета.

В организационном отношении работа транспортного хозяйства строится на использовании таких понятий, как грузооборот и грузопоток.

Грузооборот представляет собой общее количество грузов, перемещаемых на территории завода, цеха, склада в единицу времени в течение учетного периода. Грузооборот складывается из отдельных грузовых потоков.

Грузовым потоком называется количество грузов, транспортируемых в единицу времени между двумя смежными пунктами.

Величина грузовых потоков зависит от организационно-производственного типа производства и может быть рассчитана в условиях постоянной номенклатуры и объемов производства аналитическим методом на основе норм расхода материалов и величины производственной программы. В условиях быстро и часто изменяющейся номенклатуры и объема производства можно применить метод специального обследования и накопления статистической информации о грузопотоках с последующей их обработкой или путем выбора типового представителя перемещаемых грузов и расчета на его основе показателя грузопотока. В конечном итоге, какой бы из названных методов ни был применен, данные о грузопотоке и грузообороте должны служить для определения необходимого количества транспортных средств и достижения их постоянной загрузки. О

Рациональности функционирования транспортного хозяйства можно судить на основе равномерного грузооборота.

Анализ грузопотоков и грузооборота за учетный период дает основание для совершенствования организации транспортного хозяйства, ликвидации чрезмерно дальних перевозок, встречных, возвратных, пустых и не полностью загруженных транспортных средств.

Выполнение межцеховых перевозок можно осуществлять, используя одну из схем. Первая схема получила название "маятниковая" или "веерная", а вторая - "кольцевая".

Для "маятниковой" схемы характерно одностороннее, двустороннее и веерное движение транспортных средств. Одностороннее движение характеризуется тем, что транспорт перемещает груз только в одну сторону, например, детали перевозятся из гальванического цеха в сборочный. Двустороннее движение осуществляется путем взаимодействия цехов - например, перевозка деталей из механического цеха в термический и обратно. Собственно маятниковая схема, или веерная, применима при включении в нее склада и поставки через него материалов и деталей в цеха. При этом следует отметить один существенный недостаток этой схемы движения грузов. Транспортные средства, отправляясь со склада в цех, имеют максимальную загрузку, а вот возвращаются пустые. Это снижает эффективность грузоперевозок по этой схеме и заставляет обратить внимание на "кольцевую" схему движения транспортных средств. Суть ее состоит в том, что маршрут движения составляется так, чтобы можно было, загрузившись на складе, объехать по очереди цеха и вернуться на склад за новой порцией грузов. Подобная схема получила название "кольцевая с затухающим грузооборотом".

Подобные схемы можно применять при осуществлении как межзаводских, так и межцеховых и внутрицеховых процессов перемещения грузов.

Например, организация процесса перемещения тарно-штучных грузов, что является характерным для большинства предприятий машиностроительного профиля. Для этого, прежде всего, следует осуществить выбор средств механизации и автоматизации процессов перемещения тарно-штучных грузов.

Выбор средств механизации и автоматизации процессов перемещения тарно-штучных грузов является составной частью разработки процессов перемещения и осуществляется на основе принятого технологического процесса производства и экономической оценки сопоставимых вариантов.

Основным показателем при оценке сопоставимых вариантов средств механизации и автоматизации процессов перемещения грузов является наименьшая величина приведенных затрат.

Выбор средств механизации и автоматизации процессов перемещения тарно-штучных грузов осуществляется таким образом. Сначала проводится анализ и учет факторов, влияющих на выбор, а затем производится непосредственно выбор и определение транспортных средств и производится экономическое обоснование.

При выборе средств механизации и автоматизации процессов транспортировки необходимо учитывать такие факторы, как транспортные свойства грузов (габариты, масса, подверженность повреждениям, огне - и взрывоопасность, необходимость соблюдения пространственной ориентации при перемещении). Кроме того, следует учесть условия перемещения, в состав которых входят количество перемещаемых грузов, маршрут и расстояние перемещения, строительные характеристики зданий, особые условия перемещения грузов. Данные факторы следует учитывать при всех видах перевозок. Однако необходимо указать на особенности выбора средств перемещения грузов при перевозках между предприятиями, цехами, при внутрицеховых и складских перевозках.

Выбор средств транспортировки при межзаводских перемещениях должен преследовать цели по сокращению стоимости транспортировки грузов, их консервации, упаковки, снижению грузовой массы, рациональной организации труда в местах разгрузки.

Стоимость транспортировки грузов может быть снижена за счет эффективного использования транспортных средств, их вместимости и грузоподъемности, соответствия грузовой единицы размерам транспортных средств, ускорения их оборачиваемости, сохранности груза в пути.

Межцеховые перевозки требуют соблюдения таких условий, как наличие необходимого объема накопления грузов в начале и в конце маршрутов, взаимосвязь и согласованность технологии перемещения с сопряженными с ними внутрицеховыми или складскими операциями, обеспечение фронта загрузки и разгрузки и рациональной организации рабочих мест транспортных рабочих.

При организации складских перевозок необходимо учитывать номенклатуру хранимых материалов, оборачиваемость грузов, периодичность их поступления и выдачи со склада, выполнение на складе операций комплектования, упаковки, выборочного контроля, вид транспорта, поставляющего грузы на склад и со склада в цеха.

Выбирая транспортные средства для внутрицеховых межоперационных перевозок, следует иметь в виду технологию и структуру производственного процесса в цехе, влияние выбора средств механизации и автоматизации на создание поточных и механизированных линий обработки и сборки изделий. В свою очередь рациональная организация рабочего места должна обеспечивать наименьшие затраты сил и времени рабочего на выполнение перемещений грузов в ходе производственного процесса.

вспомогательный производство ремонтный складской

Производство строительных материалов связано с получением со стороны различных видов материалов, сырья и топлива, отправкой готовой продукции и перемещением грузов в процессе переработки внутри завода от одного цеха к другому.

В состав транспортного хозяйства входит комплекс технических средств объединения (завода), предназначенных для транспортировки материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, отходов, вскрышных пород и других материалов, а также производства погрузочно-разгрузочных работ.

Правильная организация транспортного хозяйства на предприятии служит важным условием нормального процесса производства. Доставка грузов на тот или иной участок производства, вызов готовой продукции должны осуществляться строго по графику, согласовываться с основным процессом производства.

Транспортные операции на предприятиях промышленности строительных материалов приобретают особую сложность в связи с большими объектами выпуска продукции и необходимостью перемещения больших масс сырья, материалов и полуфабрикатов. Например, в 1980 г. В цементной промышленности объём погрузочно-разгрузочных работ, выполненный силами и средствами промышленных объединений и заводов, составил свыше 320млн. т. Значительный грузооборот имеют предприятия нерудных материалов, асбестовые комбинаты, стекольные, керамические заводы и другие предприятия промышленности строительных материалов.

Состав и организация транспортного хозяйства

Масштабы и состав транспортного хозяйства предприятия определяются его грузооборотом, т.е. количеством прибывающих, отгружаемых и перемещаемых внутри предприятия грузов.

По видам использования транспортных средств транспорт подразделяется на рельсовый, безрельсовый, водный, трубопроводный и конвейерный; по принципу действия - на непрерывный и прерывный. На каждом предприятии различают внешний и внутренний грузооборот.

К внешнему грузообороту относится доставка на предприятие грузов, пребывающих со стороны, и вывоз для реализации готовой продукции и полуфабрикатов.

Внутренний грузооборот составляют все межцеховые и внутризаводские перевозки, включая и перевозку сырья с заводских карьеров, если они не проходят по сетям общего пользования. Перемещение грузов внутри цехов, так называемые внутрицеховые перевозки, осуществляются силами и средствами основных производственных цехов и в состав работ транспортного хозяйства не включаются. На ряде предприятий промышленности строительных материалов перемещение грузов между цехами и передача готовой продукции на склад осуществляются силами основных производственных цехов.

В функции транспортного хозяйства помимо перевозки грузов входит и производство работ, связанных с разгрузкой прибывающих грузов и отгрузкой готовой продукции.

Таким образом, производственная деятельность транспортного хозяйства предприятия состоит из работы внутризаводского транспорта, включая и подачу грузов в сети общего пользования (железнодорожные, водные, автомобильные), и выполнения погрузочно-разгрузочных работ.

Расчет потребности в транспортных средствах. Объем и характер грузооборота обуславливают объем погрузочно-разгрузочных работ, способы их механизации и необходимые фронты выгрузки и погрузки.

По определяемому расчетным путем годовому количеству поступающих грузов устанавливается среднесуточное поступление каждого вида материалов, сырья, топлива в железнодорожных вагонах или автомашинах.

Среднесуточное число поступающих железнодорожных вагонов Nваг вычисляется по формуле:

где Q -количество вагонов, поступающих в среднем за сутки, т; Р- грузоподъемность одного вагона, т.

Данные о среднесуточном обороте вагонов являются основой для расчета величины фронтов выгрузки и погрузки, потребности в механизмах, вагонах для внутризаводского оборота и тяговых средствах (паровозах, электровозах или тепловозах).

По количеству грузов, перевозимых автомашинами, рассчитывается число требуемых заводу автомашин Nавт:

Nавт=Qt/(PT),

где Q-общее количество перевозимых на автомашинах грузов в сутки, т; t- продолжительность одного рейса автомашины включая погрузку и разгрузку, ч; P- грузоподъемность одной автомашины, т; T- число часов работы одной автомашины в сутки.

При работе автомашины в условиях загрузки ее экскаватором или краном полное время одного рейса Тр определяется по формуле:

Тр= t0+(60L)/v1+(60L)/ v2+tp,

где t0- время погрузки одного автосамосвала экскаватором или краном, мин; v1- скорость движения автосамосвала с грузом, км/ч; v2- скорость движения самосвала порожняком, км/ч; L - расстояние перевозки, км; - tp время разгрузки автосамосвала, мин.

Количество автомашин N, необходимое для обеспечения непрерывной работы экскаватора, рассчитывается по формуле:

Производительность одного самосвала за смену П определяется по формуле:

где - грузоподъемность автосамосвала, т; Квр- коэффициент использования автосамосвала по времени; Кт- то же, по грузоподъемности; Тр- время рейса, мин.

На кирпичных и некоторых других предприятиях широко применяется метод перевозок грузов на поддонах, позволяющих механизировать процессы отгрузки продукции с завода и разгрузки ее у потребителя.

Кирпич после обжига загружается на поддоны, дальнейшее перемещение продукции, ее хранение на складе, погрузка в вагоны и автомашины производится кранами или вилочными автопогрузчиками.

Поддоны после разгрузки обязательно возвращаются заводу-поставщику.

Количество поддонов, необходимое заводу, Кп определяется по формуле

Кп=ПсТо/gп,

где Пс - суточный выпуск продукции, шт; То- время оборота поддонов, дни; gп - количество продукции, помещаемой на один поддон, шт.

Организация железнодорожного хозяйства. Предприятия промышленности строительных материалов, как правило пользуется железнодорожным транспортом, связаны с железнодорожными станциями Министерства путей сообщения (МПС), имеют разветвленные выгрузки и погрузки железнодорожных вагонов. Расположение железнодорожных путей нормальной и узкой колеи, прирельсовых складов и наличие погрузочно-разгрузочных устройств и механизмов должны обеспечить выполнение прогрессивных норм оборота вагонов и минимальные их простои под погрузкой и выгрузкой.

Железнодорожные пути предприятий подразделяют на подъездные пути, соединяющие железнодорожные пути завода с сетью железных дорог МПС, и внутризаводские, на которых проводятся погрузочно-разгрузочные и маневровые работы.

В зависимости от грузооборота предприятия применяют различные схемы расположения железнодорожных путей.

Для небольших предприятий промышленности строительных материалов бывает достаточно одного тупикового пути, по которому производится подача вагонов под погрузку или выгрузку, на этом же пути производится и уборка вагонов. Маневренность при таком расположении путей весьма ограничена.

Для предприятий с большим грузооборотом применяют кольцевую, сквозную или смешанную схемы расположения железнодорожных путей.

При кольцевой схеме движение железнодорожных вагонов, предназначенных под погрузку или выгрузку, происходит по кольцу внутризаводских железнодорожных путей.

Сквозная (смешанная) схема предусматривает комбинацию двух схем - тупиковой и кольцевой. При такой схеме от кольцевого пути проектируют тупиковые ответвления для разгрузки и погрузки вагонов, что позволяет освободить кольцевой путь для маневровых работ и расширить фронт выгрузки и погрузки.

Предприятия с особо большим грузооборотом примыкают к железнодорожным путям МПС в двух или нескольких местах.

Эксплуатация и ремонт всех железнодорожных путей, сооружений, подвижного и тягового состава, находящихся в ведении транспортного хозяйства предприятия, должны осуществляться в соответствии с требованиями правил технической эксплуатации железных дорог, инструкции по движению поездов, инструкций по сигнализации, а также специальных инструкций и указаний МПС.

На каждом предприятии промышленности строительных материалов должны быть утверждены главным инженером инструкции, определяющие порядок приема и передачи грузов с путей МПС на пути предприятия и обратно, допустимую скорость движения поездов, правила производства маневровых работ.

Обслуживание движения поездов, маневровых работ и железнодорожных путей должно производиться работниками, изучившими и сдавшими в установленном порядке экзамены по правилам технической эксплуатации железных дорог, инструкции по движению поездов, инструкции по сигнализации на железных дорогах, правилам техники безопасности.

В целом работа на подъездных путях должна соответствовать действующим правилам технической эксплуатации железных дорог РК, правилам эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования, единому технологическому процессу и договору, заключенному с железной дорогой.

Заводской железнодорожный транспорт должен работать согласованно с той станцией МПС, к которой он примыкает.

Это достигается путем разработки станцией МПС и предприятием единого технологического процесса работы станции МПС и транспортного хозяйства предприятия.

Единый технологический процесс определяет порядок и количество одновременно подаваемых вагонов с различного рода грузами и порожняка под погрузку; фронт подачи и уборки вагонов; максимально возможную маршрутизацию; продолжительность выгрузки или погрузки одного или группы вагонов или маршрута; мероприятия по ускорению оборота вагонов, улучшению маневровой работы и механизации погрузочно-разгрузочных работ.

Разработанный единый технологический процесс является основой и неотъемлемой частью договора, заключаемого железной дорогой с предприятием. В договор помимо вопросов, касающихся технологического процесса, включает и вопросы коммерческих расчетов между предприятием и дорогой.

При несоблюдении предприятием договорных сроков простоя вагонов предприятие выплачивает железной дороге штраф. Размер штрафных санкций устанавливается в зависимости от времени излишнего простоя вагонов.

При досрочной выгрузке или погрузке вагонов дорога выплачивает предприятию премию за сокращение продолжительности простоя вагонов.

На каждом предприятии необходимо ежегодно разрабатывать и проводить мероприятия по сокращению времени простоя вагонов.

Каждое предприятие, отправляющее грузы по железной дороге, должно на основе своего плана перевозок представлять станции МПС квартальные или месячные заявки на вагоны. После утверждения вышестоящей организацией квартального лимита на вагоны предприятие представляет железной дороге месячные заявки на вагоны с указанием вида подвижного состава, рода груза, станции назначения.

Организация автотранспортного хозяйства. Автомобильный транспорт наряду с железнодорожным нашел широкое применение в промышленности строительных материалов.

Рост грузоподъемности автомобильного транспорта, его большая маневренность и возможность доставки грузов непосредственно к местам потребления делают его в ряде случаев вполне конкурентоспособным даже с железнодорожным транспортом.

Особенно широкое распространение нашел автомобильный транспорт на цементных заводах, предприятиях, выпускающих строительную керамику, сборные железобетонные конструкции, стеновые материалов, и карьерах нерудных строительных материалов.

Однако по сравнению с другими видами транспорта автомобильный имеет более высокие амортизационные отчисления и, следовательно, эксплуатационные затраты, удорожающие стоимость автомобильных перевозок.

Работа автомобильного транспорта характеризуется следующими показателями:

коэффициентом использования автопарка Ки, определяемым по формуле

Ки=Вр/(МВк),

где Вр - число машино-дней работы автотранспорта; М - среднесписочное количество автомашин в хозяйстве; Вк - число календарных дней в планируемом периоде;

коэффициентом использования пробега Кип, км, рассчитывается следующим образом

Кип=Пг/ (Пг+Пх+По),

где Пг - пробег автомашин с грузом, км; Пх - то же, без груза, км; По - нулевой пробег от гаража к месту работы и обратно, км;

коэффициент использования грузоподъемных Кгр, определяемым по формуле

Кгр=Го/(Пг*Тм),

где Го - запланированный объем грузоперевозок в т*км; Пг - планируемый объем пробега с грузом, км; Тм - средняя грузоподъемность работающих автомашин, т.

Кроме того, для оценки работы автомобильного транспорта применяют следующие измерители: продолжительность работы автомашин (ч), техническая скорость машин (км/ч), время нахождения автомашин под погрузочно-разгрузочными операциями (ч), среднее расстояние перевозки грузов (км).

Автомобильному хозяйству предприятия устанавливают задания по общему пробегу всех грузовых автомашин (км), грузообороту (т*км), расходу бензина и масла на 1 км перевозок (л).

Планирование работы транспорта. Исходным показателем планирования работы транспортного цеха является объем работ по перемещению грузов.

При расчете производственной программы этого цеха отдельно рассчитывают грузовые перевозки различными видами транспорта (железнодорожным, автомобильным, водным и др.). Исходными данными для составления плана грузовых перевозок служат:

план материально-технического снабжения (в части получения грузов);

план реализации продукции (в части отгрузки грузов);

расчет внутризаводских перевозок грузов, базирующийся на расчетах работы основных цехов и нормах расхода материалов;

договоры и другие обязательства по оказанию транспортных услуг на сторону.

Специализация транспортного хозяйства. В настоящее время во многих промышленных узлах созданы самостоятельные специализированные транспортные хозяйства, которые по договорам с предприятиями обеспечивают все внутризаводские перевозки и погрузочно-разгрузочные работы, независимо от ведомственной принадлежности предприятия.

Создание таких хозяйств освобождает предприятия от сложных функций управления транспортным хозяйством, давая им возможность сосредоточить все усилия на организации основного процесса производства продукции, выпускаемой предприятиями.

С другой стороны, крупные специализированные транспортные хозяйства способны более оперативно и эффективно осуществлять транспортные перевозки по кругу обслуживаемых предприятий, широкую механизацию погрузочно-разгрузочных работ, более рационально использовать рабочую силу и технику.

В крупных городах и промышленных центрах широкое распространение нашел метод централизованных перевозок грузов.

Опыт организации централизованных перевозок строительных материалов в Москве, Ленинграде, Киеве показал, что при таком методе более чем в 5 раз возрастает производительность автомашин и в несколько раз снижается себестоимость перевозок.

Подсистемы транспортировки и складирования взаимодополняют и взаимозамещают друг друга, что активно используется при генерации альтернативных вариантов организации поставок в технологических цепях предприятий. Именно затраты на хранение и транспортировку определяют выбор схем снабжения и сбыта, размещения производства, имеют решающее значение при принятии многих других решений в области управления операционной деятельностью предприятий (компаний). Они вместе выполняют важные функции обслуживания основных и вспомогательных процессов на всех уровнях (от рабочего места до уровня компании) в сфере производства, снабжения и сбыта.

Назначение и состав транспортного хозяйства предприятия. Назначение транспортного хозяйства предприятия — полное удовлетворение потребностей подразделений предприятия в грузоперевозках при максимальном использовании транспортных средств и минимальной себестоимости транспортных операций. Это возможно только на основе интеграции технологических процессов транспорта и производства, согласования их графиков работы, правильной организации транспортного хозяйства предприятия и эффективного планирования грузоперевозок. Перевозки, погрузка-разгрузка и экспедирование грузов являются основными функциями транспортного хозяйства предприятия. Транспортное хозяйство обслуживает потребности предприятия в грузоперевозках в сфере снабжения, производства и сбыта.

Производственная деятельность предприятия требует физического перемещения большого объема разнообразных грузов вне и внутри предприятия. На общезаводские склады предприятия и в цехи бесперебойно должны доставляться от внешних поставщиков материальные ресурсы (сырье, материалы, топливо, комплектующие и другие предметы материально-технического обеспечения). С общезаводских складов предприятия и из цехов непрерывно должна вывозиться готовая продукция для внешних потребителей, а также отходы, другие предметы утилизации и сбыта. Эти функции выполняет внешний транспорт. Внутри предприятия должно быть обеспечено перемещение грузов между цехами, участками и рабочими местами. Для выполнения этих функций предназначен внутризаводской транспорт, который включает межцеховой и внутрицеховой транспорт. Внутрицеховой транспорт подразделяется на межучастковый и внутриучастковый (межоперационный) транспорт.

На предприятии с общезаводских материальных складов в цехи должны доставляться сырье, материалы и комплектующие. Из цеха в цех по ходу технологического процесса должны перемещаться заготовки, детали и сборочные единицы. Из цехов на общезаводские склады готовой продукции должны вывозиться готовые изделия. Между основными, вспомогательными цехами и обслуживающими хозяйствами предприятия должны перевозиться разнообразные грузы: отходы, рабочий и отработанный инструмент, агрегаты в ремонт и из ремонта, запасные части, порожняя тара, топливо и горюче-смазочные материалы и т. д. Для выполнения этих функций предназначен межцеховой транспорт. Внутри каждого цеха с участка на участок в процессе изготовления и сборки должны транспортироваться заготовки, детали, сборочные единицы и готовые изделия. Для выполнения этих функций предназначен межучастковый транспорт. Внутри каждого участка между рабочими местами должна осуществляться межоперационная транспортировка заготовок, деталей, сборочных единиц и готовых изделий. Для выполнения этих функций предназначен межоперационный транспорт.

На предприятиях может применяться разнообразный парк транспорта. По видам транспорта различают рельсовый (железнодорожный узкоколейный), безрельсовый (автотранспорт. электротранспорт), водный (морской, речной), трубопроводный (трубопроводный пневмотранспорт, гравитационные продуктопроводы, нефтепроводы и т. д.), специальный (технологический) транспорт и подъемно-транспортные средства (конвейеры, краны, погрузчики, лифты и т. п.). По способу действия различают транспорт прерывного (например, электропогрузчики) и непрерывного действия (например, конвейеры); по направлению перемещения грузов — горизонтальный, вертикальный (лифты, подъемники), горизонтально-вертикальный (мостовые краны, кран-балки, электропогрузчики) и наклонный (наклонные канатные и монорельсовые дороги, конвейеры). Внешние перевозки осуществляются преимущественно транспортом общего пользования, внутризаводские - транспортным хозяйством предприятия. Транспортное хозяйство предприятия должно работать согласованно с внешними перевозчиками, в качестве которых обычно выступают специализированные транспортно-экспедиторские (логистические) компании и предприятия транспорта общего пользования. Ввоз и вывоз грузов с территории предприятия через внешние подъездные пути осуществляется, как правило, большегрузным автомобильным и железнодорожным транспортом. При этом требуют согласования: тип, количество, порядок и сроки подачи автопоездов, железнодорожных составов и отдельных групп вагонов на подъездной путь завода; организация маневрирования, погрузочно-разгрузочных работ и приемо-сдаточных операций. Согласование достигается в результате совместной разработки единого технологического процесса работы заводского и внешнего транспорта, а также единых графиков транспортных операций и суточного плана-графика работы подъездных путей. Точное соблюдение единого технологического процесса и графиков работы обеспечивает сокращение простоя подвижного состава под погрузкой и выгрузкой, ускорение обработки прибывающих и отправляемых грузов.

Часть внешних и все внутризаводские грузоперевозки осуществляются транспортом, принадлежащим предприятию. Для внешних грузоперевозок используется автомобильный транспорт большой и средней грузоподъемности. Для межцеховых грузоперевозок применяется рельсовый транспорт (обычно при производстве крупногабаритной и крупнотоннажной продукции), автомобильный транспорт малой (реже средней) грузоподъемности, средства безрельсового электротранспорта (электробуксировщики с прицепными тележками и электрокары) и специальный (технологический) транспорт. Для внутрицеховых грузоперевозок используются разнообразные средства безрельсового электротранспорта и подъемно-транспортные машины (электропогрузчики и мультикары) и специальный (технологический) транспорт. Внешние и внутризаводские транспортные операции являются составной частью производственного процесса предприятия. Часто внутрицеховые (реже межцеховые) транспортные операции являются составной частью технологического процесса изготовления или сборки изделий, поэтому для их выполнения используются средства специального (технологического) транспорта (например, рабочие конвейеры на сборке).

Состав применяемых на предприятии транспортных и погрузочно-разгрузочных средств зависит от характера выпускаемой продукции, ее весо-габаритных характеристик, особенностей технологии, типа и масштаба производства. В единичном и серийном производстве в обрабатывающих и сборочных цехах применяются электрические мостовые краны, кран-балки с тельферами, консольные краны, мультикары и т. д. Широкое применение кранов и каров различного типа связано с тем, что они могут использоваться и как транспортные, и как погрузочно-разгрузочные средства. В дополнение к универсальным подъемно-транспортным средствам для оснащения цехов со специфическим производством часто требуются специальные подъемно-транспортные устройства, приспособления и тара (например, в литейных цехах для перемещения формовочных земель, форм, жидкого металла). В гибких производственных системах на уровне производственного модуля, участка, цеха и завода создаются транспортно-накопительные подсистемы, в которых используются специальные автоматические устройства (промышленные роботы-загрузчики, роботы-штабелеры, роботокары, поворотные столы-перегружатели, транспортеры и т. п.).

На заводах крупносерийного и массового производства не только для внутрицеховой, но и для межцеховой транспортировки на отдельных стадиях производственного процесса широко применяется специальный (технологический) транспорт непрерывного действия. При наличии равномерного грузопотока в течение рабочего дня и постоянных точек пог- рузки-выгрузки используются средства непрерывного транспорта в виде различных конвейеров и монорельсовых путей с электрическими тельферами. В поточном производстве в качестве средств межоперационного транспорта используются конвейеры различной конструкции. На автоматических поточных линиях (станочных и других) применяются специальные встроенные транспортные устройства (транспортные роторы и конвейеры, автооператоры, и т. д.).

Транспортное хозяйство предприятия включает общезаводское транспортное хозяйство и транспортное хозяйство отдельных цехов (цеховое транспортное хозяйство). Внутрицеховой транспорт находится в ведении того цеха, где он применяется. Для эксплуатации, технического обслуживания и ремонта средств специального (технологического) транспорта в цехах могут создаваться специализированные подразделения. Техническое обслуживание и ремонт этих средств могут также выполнять общезаводские специализированные подразделения (например, подчиненные отделу главного механика) или ремонтные базы цехов (участки механиков цехов), осуществляющие техническое обслуживание и ремонт технологического оборудования в цехах.

Общезаводской рельсовый, а также безрельсовый электро- и автотранспорт предприятия. независимо от места его использования. концентрируется в общезаводском транспортном хозяйстве, оборудованном местами и устройствами для хранения техники, ее зарядки (заправки), технического обслуживания и ремонта. Общезаводское транспортное хозяйство включает транспортные магистрали (рельсовые и безрельсовые пути со средствами оснащения, сигнализации и т. д.), объекты транспортной инфраструктуры (боксы для хранения техники, пункты технического обслуживания и ремонта, центры хранения и ремонта транспортной тары и т. п.), подвижной состав и тяговые средства (прицепы и полуприцепы, буксировщики, электрокары, автомобили и др.).

Для эффективного управления транспортным хозяйством на его базе создается, как правило, единый транспортный цех промышленного предприятия или дочернее транспортное предприятие промышленной компании. В их составе может выделяться ряд служб. Служба движения осуществляет приемку и отправку подвижного состава, подачу под погрузку и выгрузку на погрузочно-разгрузочных пунктах. Грузовая и коммерческая служба ведает погрузочно-разгрузочными работами, оформляет перевозочные документы, ведет учет поступающих и отправляемых грузов, а также расчеты с внешними перевозчиками. Служба технического обслуживания и ремонта отвечает за содержание и ремонт подвижного состава и подъемно-транспортных средств, за обеспечение запасными частями и горюче-смазочными материалами. Служба дорожного хозяйства ведает содержанием и ремонтом заводского дорожного хозяйства, включая транспортные магистрали, инженерные сооружения, средства связи и сигнализации, дорожную разметку и указатели. Оперативное управление работой транспортного хозяйства осуществляет дежурный диспетчер, взаимодействующий с дежурным диспетчером предприятия (компании). При наличии на предприятии (в компании) централизованной службы логистики (управления цепью поставок) транспортное хозяйство входит в ее состав.

Организация я планирование транспортного обслуживания. Для рациональной организации перевозок и расчета потребности в транспортных средствах требуется определить грузооборот предприятия, грузовые потоки и номенклатуру перевозимых грузов. Грузооборот — количество грузов (в тоннах), перемещаемых на предприятии за определенный период времени (сутки, месяц, квартал, год). Грузопоток — количество грузов, перемещаемых в определенном направлении между отдельными пунктами погрузки и выгрузки в пределах предприятия за тот же период. Грузооборот предприятия равен cyмме всех его грузопотоков. На основе данных об объеме грузов (в тоннах), перемещаемых на определенные расстояния (в километрах), определяется объем транспортной работы (в тонно-километрах). Грузооборот определяется на основе транспортных таблиц (транспортных матриц), учитывающих поступление и отправку грузов по каждому пункту (адресу). В каждой клетке такой таблицы указывается наименование и количество груза, соответственно поступившего в данный пункт (если это позиция-потребитель) или отправленного из него.

Данные таблиц грузооборота принимаются за основу при разработке схем грузопотоков. Схема грузопотоков в графическом виде отображает направление движения грузов по отдельным пунктам обслуживаемой территории. Схема грузопотоков составляется на плане территории, вычерченном в определенном масштабе, с указанием транспортных путей. Направление грузопотоков указывается стрелками, объем перевозимых грузов проставляется цифрами над линиями. Целесообразно грузопотоки разного объема изображать линиями разной толщины, а грузопотоки разного наименования (различающиеся по составу перевозимых грузов) - линиями разного цвета. Схема грузопотоков упрощает анализ транспортной сети и размещения объектов с точки зрения рациональной организации в пространстве. Используя схему грузопотоков, можно достаточно быстро выявить и устранить излишние возвратные и встречные маршруты, сократить путь для отдельных грузов, проверить соответствие грузонапряженности отдельных транспортных путей их пропускной способное i и. Номенклатуру грузов, подлежащих перевозке, определяют в соответствии с классификацией грузов по технологии их погрузки и разгрузки, способу перевозки и виду тары.

В соответствии со схемой грузопотоков устанавливаются схемы маршрутизации перевозок между отдельными пунктами на территории обслуживания. Перевозки грузов могут осуществляться по разовым и постоянным маршрутам, возможно, их комбинированное использование. Разовые маршруты назначаются для выполнения неповторяющихся отдельных заявок, случайных как по направлению. так по составу и количеству транспортируемых грузов. Постоянные маршруты назначаются для выполнения систематически повторяющихся заявок, выбираются с учетом грузопотока и применяемых транспортных средств. Комбинированные маршруты представляют собой комбинацию различных постоянных маршрутов или их фрагментов, используемых для выполнения разовых и неповторяющихся заявок, имеющих общие (или достаточно близкие) направления и сроки доставки. Постоянные и сконструированные на их основе комбинированные маршруты могут быть маятниковыми и кольцевыми. Маятниковые маршруты устанавливаются при обслуживании двух пунктов; они могут быть односторонними, когда транспортные средства движутся в один конец с грузом, а в другой - без груза, двусторонними, когда грузы транспортируются в обоих направлениях. Koльцевые маршруты устанавливаются при обслуживании ряда пунктов, связанных последовательной передачей грузов от одного пункта к другому; они могут быть с равномерным, нарастающим и убывающим грузопотоком. Разновидностью кольцевых маршрутов являются цикловые маршруты, применяемые для обслуживания большого числа пунктов, расположенных на обширной территории; представляют собой совокупности нескольких замкнутых кольцевых маршрутов, связанных между собой специальными кольцевыми маршрутами, оснащенными пунктами передачи грузов с одного кольца на другое (без перевалки или с перевалкой грузов). Маятниковые двусторонние маршруты более экономичны, так как исключают холостой пробег транспортных средств. Кольцевые маршруты более сложны по организации, чем маятниковые, но позволяют лучше использовать транспортные средства.

Грузооборот завода рассчитывается на основе шахматной таблицы, содержащей данные об объеме перемещаемых грузов и их отправителях (получателях), в качестве которых выступают отдельные цехи и общезаводские склады. На плане завода строится и анализируется схема заводских грузопотоков, которая показывает распределение и направление движения грузов по цехам и общезаводским складам. Аналогично строится и анализируется схема грузопотоков каждого цеха, показывающая трассировку маршрутов движения грузов по территории цеха, его участкам и кладовым, а также схема грузопотоков каждого общезаводского склада.

Номенклатура перевозимых на заводе грузов обычно включает три основные группы: сыпучие/навалочные грузы (формовочные материалы, уголь, песок, гравий и т. д.), наливные грузы (нефтепродукты, химические жидкости и т. п.) и штучные грузы. В свою очередь, штучные грузы подразделяются на следующие группы:

  • длинномерные, длиной более 3 м (сортовой и профильный прокат, трубы, круглый лес, пиломатериалы и др.);
  • короткомерные, длиной до 3 м (заготовки, детали и пр.);
  • штучные массовые, весом до 50 кг (чушки, мелкие болванки, заготовки, детали и т. д.);
  • тарно-упако-вочные (контейнеры, ящики, кипы, бочки, рулоны и т. п.); тяжеловесные (оборудование, крупные слитки, поковки и др.).

Грузы каждой группы имеют определенные особенности перевозки, погрузки-выгрузки, хранения, требуют применения определенных способов транспортировки, технологии грузопереработки, транспортно-складской тары. Эти особенности учитываются при выборе типа транспортных средств и организации их работы.

Схемы маршрутизации перевозок между цехами и общезаводскими складами устанавливаются в соответствии со схемой грузопотоков завода. На основе схемы грузопотоков, объема перевозок по каждой группе грузов и выбранного типа транспортных средств рассчитывается потребность в транспортных средствах (например, в электрокарах).

В массовом и крупносерийном производстве грузопотоки являются относительно устойчивыми, что позволяет организовать грузоперевозки по постоянным маршрутам и работу транспортных средств по графику. За каждым маршрутом закрепляются постоянные транспортные средства (и водители), составляются постоянные графики-расписания работы на смену или сутки. В серийном производстве грузопотоки менее постоянны, поэтому грузоперевозки осуществляются и по постоянным, и по разовым маршрутам. На основе текущего уточнения запланированных потребностей в услугах транспорта и разовых заявок цехов, складов, служб предприятия каждый день составляется сменно-суточное задание на следующий день, в котором указывается распределение транспортных средств по отдельным маршрутам, включая разовые. В мелкосерийном и единичном производстве при отсутствии устойчивых грузопотоков грузоперевозки организуются по разовым маршрутам. Сменно-суточное задание составляется на основе поступивших от цехов, складов, служб предприятия заявок на перевозки. В соответствии со сменно-суточным заданием диспетчер выписывает водителям путевые листы или наряды. По отметкам в них грузополучателей и грузоотправителей о времени прибытия и убытия транспортных средств диспетчер ведет учет и контроль выполнения водителями сменно-суточных заданий.

Транспортное хозяйство предприятия осуществляет работы по обеспечению производства необходимыми материальными ресурсами (сырьем, полуфабрикатами, основными и вспомогательными материалами, топливом и др.), перемещению грузов между цехами и складами, холодильниками, внутри цехов и складов, отгрузке готовой продукции. Операции по перемещению грузов, погрузке, выгрузке и складированию выполняются транспортными средствами, от правильного выбора, технического состояния и рациональной организации использования которых во многом зависит организация производства на предприятии. Транспортные средства обеспечивают тесную связь между поставщиками материальных ресурсов и предприятием, предприятием и потребителями продукции, создают условия для согласованной работы цехов, участков и рабочих мест, своевременной переработки сырья, сокращения длительности производственного цикла, эффективного использования оборудования и рабочей силы, своевременного обеспечения населения продукцией.

Задача транспортного обслуживания - бесперебойная транспортировка грузов при полной загрузке используемых машин, минимальной стоимости перевозок и механизации комплекса погрузочно-разгрузочных работ.

Весь используемый на предприятии транспорт классифицируется в целях выработки типовых схем его организации. По способу действия различают: прерывный, непрерывный; по видам - рельсовый, безрельсовый, водный, подземно-транспортный, специальный; по назначению - внешний, внутренний и межцеховой транспорт. Используют также группировку транспорта по направлению перемещения грузов. Структура транспортного состава зависит от характера производства.

В зависимости от сферы обслуживания транспорт подразделяют на внешний (общезаводской), межцеховой, внутрицеховой или внут-рискладской.

Внешний {общезаводской) транспорт связывает предприятие с поставщиками сырья, материалов и топлива, а также с покупателями готовой продукции. К нему относится железнодорожный (специализированные вагоны, рефрижераторы, цистерны), автомобильный (грузовой и специализированный - цистерны, рефрижераторы), водный и гужевой.

Межцеховой транспорт (малотоннажные автомобили, электротележки, транспортеры, подвесные пути, подъемники, трубопроводы) предназначены для перемещения грузов между цехами, холодильником и складами в пределах территории предприятия.

Внутрицеховой транспорт осуществляет перемещение грузов в пределах отдельных цехов, обусловленное технологическим процессом, а внутрискладской - приемку грузов, складирование для хранения и отпуск грузов в складских помещениях (электротележки, трубопроводы, подвесные пути, конвейеры, подъемники, штабелеукладчики, погрузчики, спуски, роликовые пути).

Организация транспортного обслуживания охватывает определение грузооборота и грузовых потоков, выбор системы перевозок и транспортных средств, расчет потребности в транспортных средствах. Рациональной считают такую организацию транспортного обслуживания, которая обеспечивает своевременность доставки грузов в необходимом количестве, без потерь, при сохранении его качества, с наименьшими транспортными расходами и затратами труда, с высоким коэффициентом использования транспортных средств.

Грузооборотом называется общее число грузов, подлежащих перевозке за определенный период времени (сутки, месяц, год). Общий грузооборот складывается из грузовых потоков.

Общий грузооборот предприятия включает грузооборот внешний и внутренний. Внешний грузооборот представляет собой количество грузов, поступающих на предприятие и отправленных с предприятия за определенный период (сутки, месяц, квартал, год) всеми видами транспорта. Внутренний грузооборот - это количество груза, перемещаемого на предприятии между цехами и службами за определенный период, а также внутри них. Грузооборот исчисляют в тоннах.

Грузовой поток - это количество груза, перевозимого за период определенными видами транспортных средств между конкретными пунктами погрузки и выгрузки.

Грузооборот и грузовые потоки служат для правильного выбора транспортных средств, расчета их количества по каждому виду груза, установления маршрутов и системы перевозок грузов.

Для удобства расчета грузооборота применяется специальная таблица, так называемая шахматная, состоящая из двух равновеликих частей, определяющих пункты (приемки-отгрузки), наименование и количество грузов (табл. 16.2).

Каждый груз имеет особенности перевозки, погрузки и выгрузки. Транспорт предприятия должен учитывать их, обеспечивать своевременное перемещение, без потерь - при рациональном использовании грузоподъемности и пробега.

Основную долю перевозок должны составлять постоянные маршруты по повторяющимся заявкам. Тогда можно планировать

Шахматная таблица расчета грузооборта

Пункт отправления

Пункт получения грузов

Подъездные пути

маршруты перевозок, обеспечивающие наилучшее использование грузоподъемности применяемого транспорта. Различают маятниковые и кольцевые маршруты. При маятниковой схеме перевозки ведутся между двумя пунктами. Они могут быть односторонними (транспортное средство движется порожним в хозяйство и затем вывозит груз), двусторонними (перевозка груза в обе стороны) и веерными (в течение суток транспортное средство поочередно делает несколько ездок для обслуживания различных пунктов). Кольцевая схема предполагает последовательное обслуживание нескольких пунктов с отправкой (приемом) грузов от одного пункта к другому. Схема кольцевых маршрутов может быть простой и сложной, с передачей грузов с одного кольца на другой.

Маршруты устанавливаются в соответствии со схемой грузопотоков завода. С учетом избранной схемы и объема перевозок по данной группе грузов определяют выбор транспорта (специальный, общего пользования) и расчет потребности в нем.

Число транспортных средств прерывного действия (автомобили, Ч тп) можно определить с учетом количества перевозимых за смену грузов ((? см), расстояния перевозки (Ь п), средней скорости движения (И д), времени на одну погрузочно-разгрузочную операцию (/ пр), грузоподъемности транспорта (д), коэффициента ее использования (К), продолжительности смены (Т см) и процента регламентированных внутрисменных потерь времени (заправка, зарядка, ремонт) Ц зр):

Если маршрут двусторонний, то число транспорта уменьшается пропорционально сокращению холостого пробега. При кольцевых перевозках дополнительно учитывают фактор числа погрузочно-разгрузочных пунктов (К пр):

где К нп - коэффициент неравномерности грузопотока.

Количество груза, перевозимого за смену, определяется по формуле

где?) г - грузооборот в год, т; К см - количество смен в сутки; Д р - число рабочих дней в году.

Все многообразие грузов, поступающих, перемещаемых внутри предприятия и отправляемых, классифицируют по признакам однородности, транспортабельности, маршрутам перевозок и видам транспортных средств.

При выборе транспортных средств по каждому грузовому потоку прежде всего учитывают характер грузов (сыпучие, жидкие, штучные), вид упаковки (короба, ящики, бочки, фляги, контейнеры и пр.), массу груза, скорость и частоту подачи, маневренность транспортных средств.

Величина грузового потока, рассчитанная в тонно-километрах, зависит не только от объема груза, но и от расстояния, на которое груз перевозится. В свою очередь, грузовой поток и эффективность использования применяемых транспортных средств зависят от системы перевозок.

Внешние перевозки могут осуществляться транспортными средствами предприятия, транспортом поставщика или покупателей,

а также специализированным транспортом автобаз и железной дороги. В последнем случае предприятия заключают с транспортными хозяйствами договоры, представляют заявки на получение вагонов и автомашин.

Централизованная доставка сырья на предприятия и готовой продукции потребителям позволяет организовать доставку грузов по графику и в установленные сроки, устранить простои транспортных средств. Основанием для составления графиков служат данные о величине общего грузооборота, направлениях грузовых потоков, а также выбранные системы перевозок и маршруты.

При этом стремятся к тому, чтобы каждый маршрут обслуживался постоянными транспортными средствами и обслуживающими его рабочими, что уменьшает время на доставку и погрузочно-разгрузочные работы. По каждому маршруту с учетом расстояния, количества обслуживаемых объектов, грузоподъемности машин, времени погрузки или выгрузки рассчитывают общее организационно-техническое время доставки грузов, указывают время прибытия транспорта в пункт и остановки на погрузку (выгрузку).

Маршруты доставки готовой продукции определяют на основании заказов от получателей. Отдел сбыта сначала их обобщает, а затем при необходимости корректирует в соответствии с выпуском продукции и передает согласованные заявки в диспетчерский пункт автотранспортного предприятия. При этом учитывают возможности собственного автопарка по перевозке грузов, количество грузов по видам, то, на какие расстояния и в какие сроки их необходимо перевозить, возможные простои машин в ремонте или по причине бездорожья.

Для повышения эффективности использования автотранспорта (сокращения длительности пробега, уменьшения транспортных расходов), своевременной доставки сырья и продукции предприятия совместно с автотранспортными организациями разрабатывают оптимальные маршруты автомобилей с применением компьютерных программ и экономико-математических методов. Организация работы собственного автотранспорта во многом зависит от профилактики технического состояния и сокращения времени простоя машин в ремонте, четкости диспетчерского управления, заблаговременной подготовки транспортной и грузовой документации, создания достаточного фронта погрузочно-разгрузочных работ, их механизации, обеспечения надлежащего технического состояния весового хозяйства.

При перевозке грузов по железной дороге предприятия представляют в управление железных дорог заявки с необходимыми расчетами и обоснованиями на перевозку сырья и продуктов.

После их рассмотрения и согласования с предприятиями управления устанавливают среднесуточный план подачи вагонов в конкретные пункты погрузки и выгрузки. Если у предприятия имеются собственные тяговые средства, то железная дорога выставляет вагоны на подъездной путь, и дальнейшее маневрирование на нем производится силами предприятия. Вагоны до их разгрузки осматриваются представителем предприятия и железной дороги, затем после их принятия взвешиваются, подаются к местам разгрузки, после чего разгруженные вагоны сдаются железной дороге. Обо всех обнаруженных при приемке вагонов недостатках составляется акт. При простое вагона сверх обусловленного срока предприятие выплачивает штраф.

Для отправки готовой продукции предприятие за день до отправки подает железнодорожной станции заявку на подачу порожних вагонов. Не позднее чем за два часа станция должна сообщить предприятию о времени подачи вагонов. После загрузки в соответствии с грузоподъемностью вагоны взвешиваются на вагонных весах, пломбируются и вместе с сопроводительными документами сдаются железной дороге.

Организация меж- и внутрицехового транспорта непосредственно связана с организацией производственного процесса изготовления продукции.

Для рациональной расстановки оборудования применительно к проблеме транспортировки материалов следует предусмотреть соблюдение следующих условий:

  • проходы должны быть такими, чтобы можно было безопасно пользоваться новейшими типами транспортных средств;
  • первые производственные операции следует разместить как можно ближе к месту поступления материалов и подавать их сразу после приемки;
  • предметы труда должны переходить без промежуточного оседания от одного рабочего места к другому;
  • материалы, требующие промежуточного хранения, следует транспортировать крупными партиями в соответствующей таре (контейнеры, бункеры);
  • в целях экономии площади пола для перемещения материалов необходимо пользоваться подвесными транспортными средствами или надземными емкостями;
  • следует непрерывно удалять отходы во время производственного процесса, чтобы не допускать излишних накоплений их в местах перегрузки и транспортировки;
  • упаковывание продукции по возможности организовать в месте завершения производственных операций, избегать переупаковывания в другом месте;
  • межцеховое перемещение материалов следует осуществлять стандартными партиями в контейнерах;
  • на приемно-отгрузочных площадках целесообразно предусмотреть углубленные пути, чтобы подъемно-транспортные средства могли въезжать на грузовые машины или в товарные вагоны.

При выборе внутризаводских транспортных средств особое внимание уделяют обеспечению комплексной механизации труда, его облегчению на тех участках, где преобладают ручные, многократно повторяющиеся подъемно-транспортные операции.

Для перемещения и штабелирования грузов на рабочих местах производственных участков для разгрузки автомашин и вагонов следует предусматривать по возможности применение вилочных электропогрузчиков. Вместе с тем, при выборе системы транспортировки материалов надо учитывать допустимую нагрузку полов, высоту помещения, размеры дверей, мощности подъемников, изменения вида перемещения материалов по стадиям производственного процесса (непрерывная или прерывная транспортировка насыпных, жидких, штучных материалов).

Для рациональной организации транспортного обслуживания необходимо систематически изучать грузовые потоки, устанавливать оптимальные маршруты, устранять встречные и холостые пробеги транспорта, повышать коэффициент использования их грузоподъемности, сокращать время на погрузку и выгрузку, механизировать погрузочно-разгрузочные операции, применять прогрессивные виды тары, контейнеризацию и бестарное хранение грузов, осуществлять правильную эксплуатацию, обслуживание и ремонт транспортных средств.

Потребность в транспортных средствах (непрерывного и периодического действия) определяют отдельно для внутризаводских и внешних перевозок грузов. Основными данными для расчета являются грузооборот и грузовые потоки, расстояние между отдельными пунктами, грузоподъемность транспортных средств, скорость движения, фонд времени работы за период, продолжительность одного рейса, системы доставки грузов.

Потребность в транспортных средствах непрерывного действия (элеваторы, конвейеры и др.) (Анд) рассчитывают исходя из массы перевозимого груза 0 за смену, часовой производительности транспортного средства (П ч) и фонда времени работы за смену (Ф см)."

П ч =3,6д~,

где д - масса единицы штучного груза, кг; у с - скорость движения транспортера, конвейера, м/с; / - расстояние между двумя смежными штучными грузами на транспортере, конвейере, м.

Потребность в транспортных средствах периодического действия (автотранспорт, электротележки и др.) (УУ НД) определяют исходя из массы перевозимого груза (?)) за сутки, паспортной грузоподъемности транспортных средств Г, коэффициента использования грузоподъемности (К) в зависимости от характера грузов, продолжительности одного рейса (Т Р) и фонда времени работы транспорта за сутки

Продолжительность одного рейса (Т р) рассчитывают исходя из расстояния между пунктами отправки и назначения (2"), скорости движения машины с грузом (у г) и без груза (у 0) времени погрузки (/ п) и выгрузки (/ в) с учетом времени на оформление сопроводительных документов.

Тр=-+-+(? п +0-

Если по условиям эксплуатации предусмотрена временная остановка транспорта (например, зарядка аккумуляторов, заправка машин горючим и пр.), то эта величина простоя транспорта отражается на уменьшении фонда времени работы (Ф с - Т [|р), а потребность в транспорте увеличивается.

Потребность в специализированных вагонах, а также в железнодорожных цистернах рассчитывают исходя из объема перевозок (за месяц, квартал), грузоподъемности вагонов и коэффициента их загрузки, продолжительности одного оборота вагона в сутках и фонда времени в сутках за период (месяц, квартал). При этом продолжительность одного оборота зависит от расстояния доставки, скорости движения, простоев вагонов под погрузку и выгрузку, при формировании состава, на промежуточных станциях и т.п.

После определения потребности в транспортных средствах необходимо предусмотреть улучшение технико-экономических показателей их использования (скорости движения, коэффициентов использования, грузоподъемности, пробега и рабочего времени машин, технической готовности, трудоемкости и себестоимости транспортных работ.

Скорость движения транспортных средств характеризуется технической и эксплуатационной скоростью. Техническая скорость представляет собой отношение длины пройденного пути ко времени, затраченному непосредственно на движение, а эксплуатационная - отношение длины пути ко всему времени на рейс с учетом всех простоев транспортных средств. Чем меньше разница между ними, тем лучше используются транспортные средства.

К, определяется отношением массы перевезенного груза 0 к паспортной грузоподъемности Г, умноженной на количество выполненных рейсов:

К, = я((?/Г п).

На его величину влияют характер перевозимого груза, применяемая тара, неравномерность подачи сырья и материалов.

К пр представляет собой отношение длины пробега автомобиля с грузом I к общей длине пробега:

Величина этого коэффициента увеличивается, если применяют кольцевую систему перевозок, а также если при обратном возвращении транспорта он полностью или частично загружается другим грузом.

Коэффициент использования рабочего времени машин определяют из отношения фактического числа рейсов к нормированному или отношения полезного времени работы машины к календарному. Величина этого коэффициента зависит от затрат времени на погрузочно-разгрузочные работы, простоев из-за технических неполадок, при ремонте или из-за бездорожья, отсутствия водителей, несвоевременного снабжения топливом, запасными частями и т.д.

Коэффициент технической готовности рассчитывается, исходя из отношения технически исправных и готовых к эксплуатации машин к их списочному парку. Величина его зависит от срока службы и технического состояния машин. Он выше на предприятиях, где правильно организована система технического обслуживания и ремонта, своевременного списания устаревших машин и замены их новыми.

Трудоемкость транспортных работ определяет затраты труда на обслуживание транспортных средств и погрузочно-рагзрузочные работы, приходящиеся на единицу массы груза (по категориям грузов и видам транспортных средств). Эта величина зависит от уровня механизации погрузочно-разгрузочных работ, степени использования грузоподъемности и скорости движения транспортных средств, организации перевозок грузов.

Себестоимость перевозок рассчитывают отдельно для доставки грузов централизованным и собственным транспортом предприятия по каждому виду транспорта, груза и грузовому потоку. Себестоимость перевозки 1 т или 1 т-км определяют из отношения суммы общих затрат по смете к массе перевозимого груза в тоннах или объему перевозок в тонно-километрах.

В себестоимость перевозки грузов централизованным транспортом включают плату по тарифам на перевозку грузов различного класса в зависимости от расстояния их доставки, расходы на погрузочно-разгрузочные работы, а при использовании специализированного транспорта (автоцистерны, изотермические вагоны, авторефрижераторы и др.), кроме того, - надбавки к тарифу на перевозку этим транспортом.

При перевозке грузов собственным транспортом себестоимость складывается из затрат на содержание и эксплуатацию транспортных средств и погрузочно-разгрузочные работы. В затраты на содержание и эксплуатацию транспортных средств входят переменные расходы, зависящие от расстояния доставки грузов (заработная плата шоферов, стоимость горючего и смазочных материалов, амортизация и текущий ремонт транспорта и др.), и постоянные расходы (заработная плата административно-управленческого персонала, затраты на содержание, текущий ремонт и амортизацию зданий и сооружений, подъездных путей и дорог, водоснабжение и канализацию, конторские расходы и др.). Затраты на погрузочно-разгрузочные работы состоят из заработной платы грузчиков, расходов на материалы, содержание, текущий ремонт и амортизацию погрузочно-разгрузочных механизмов, контейнеров, поддонов и других технических средств, используемых для погрузки и разгрузки.

Для расчета потребности в транспорте и последующей организации его работы на предприятии следует рассчитать грузооборот, грузовые потоки и номенклатуру перевозимых грузов.

Потребность в транспорте непрерывного действия (транспортер, конвейер) (Ч тн) определяется из величины грузового потока за час (?),) пропускной способности средств в час при перемещении грузов

Расходы на перевозку грузов включают заработную плату водителей и грузчиков с отчислениями на социальные нужды, расходы на ремонт и техобслуживание, на топливо и горюче-смазочные материалы, амортизационные отчисления.

При планировании транспортного обслуживания рассчитывают грузооборот, объем погрузочно-разгрузочных, ремонтных работ, количество транспорта, численность работающих, размер оплаты труда, потребность в топливе и составляют смету расходов на перевозки. Объем плановых расчетов определяют масштабами перевозок и структурой парка машин. Для оценки эффективности транспортного обслуживания определяется себестоимость перевозки 1 т груза и 1 т-км (табл. 16.3).

Таблица 16.3

Себестоимость перевозки 1 тонны груза и 1 тонно-километра

измерения

Горюче-смазочные материалы

Амортизация

Перевезено грузов

Общий пробег

Себестоимость

Для проведения расчетов ежемесячно делают сводку количества перевезенных грузов, величины пробега и текущих расходов. На эффективность работы транспорта влияют срок его эксплуатации, техническое состояние, норма суточного пробега, скорость, качество шин, состояние дорог, время года, прочие факторы. Поэтому применяют ряд дополнительных показателей оценки уровня организации транспортного обслуживания: скорость движения, использование грузоподъемности, величину пробега и рабочего времени.

При определении скорости движения машин различают техническую (У Т) и эксплуатационную (У э) скорость, которые рассчитывают по формулам:

где Ь р - расстояние между пунктами, км; Т Д]1 - время движения от одного пункта до другого, часов; Т сп - время стоянок на промежуточных пунктах, часов; Т снк - время стоянки на начальных и конечных пунктах, часов.

Коэффициент использования грузоподъемности транспорта К ит определяют из отношения массы одновременно перевозимого груза (0 и грузоподъемности транспорта

Коэффициент использования пробега (К ип) определяют из соотношения пути с грузом (Ь Т) и без груза (Ь бТ):

Коэффициент использования рабочего времени (К^) транспорта рассчитывают по фактическому времени работы (Т тф) и календарному (Т тк):

Чем ближе значения технической и эксплуатационной скорости, тем эффективнее используется сменное время, меньше требуется транспортных средств, ниже себестоимость перевозок. Аналогичное воздействие оказывает улучшение использования грузоподъемности транспорта, пробега и рабочего времени.

Оперативное регулирование работы транспорта заключается в составлении программ перевозок и заданий, включая погрузочно-разгрузочные работы, выписки заявок, маршрутных листов, накладных учета проведенных работ.



Открытие бизнеса