Оптические дефекты изображения. Блог дмитрия евтифеева. Как избавиться от виньетирования

— оптическое
— натуральное
— механическое
— пиксельное

Оптическое виньетирование

Оптическое виньетирование возникает по причине того, что у объектива есть некая длина. Получается, что часть наклонных лучей света, попадая на переднюю линзу, экранируются передней частью оправы объектива.
Больше всего это касается полностью открытой диафрагмы объектива.

Теперь, если повернуть объектив влево или вправо, то будет видно, как часть наклонных лучей будет экранироваться оправой объектива.
Если же отверстие диафрагмы маленькое, то наклонные световые лучи гораздо меньше подвержены отсеканию.

Т.е. оптическое виньетирование «лечится» прикрыванием апертурной диафрагмы.

На приведенной картинке видно, что в первом случае (полностью открытая диафрагма) отсекается ~70% световых лучей от исходного изображения. Во втором случае (диафрагма прикрыта) отсекается лишь ~10%. Картинки даны лишь для понимания эффекта, реальное падение освещенности по краям рассчитывается по формуле.

Помимо эффекта затемнения краёв кадра оптическое виньетирование даёт эффект «кошачьего глаза» для точечных источников света, находящихся вне фокуса на удалении от центра кадра.

Натуральное виньетирование

Натуральное виньетирование не зависит от экранирования световых лучей, а зависит от 4-х других причин затемнения краёв снимка. Одна из основных причин - разница в расстоянии между плоскостью выходного зрачка объектива и поверхностью пленки/сенсора для центральных лучей и краевых лучей, проходящих через объектив.

Прикрыванием диафрагмы данный вид виньетирования не «лечится». Исправляется в RAW-конвертере.

Механическое виньетирование

Механическое виньетирование возникает при возникновении прямых преград на пути световых лучей перед попаданием на переднюю линзу объектива. Примером таких виньетирующих элементов могут быть светофильтры с толстой оправой или слишком крупные бленды.

Пиксельное виньетирование

Пиксельное виньетирование возникает из-за того, что матрица цифровой камеры не одинаково чувствительна к световым лучам, падающим под разным углом. В настоящее время с этим борются установкой собирающих микролинз перед фотодиодами цифровой матрицы.

Перед покупкой объектива

Перед покупкой объектива неплохо уточнять этот момент по специальному графику, с которым можно ознакомиться на сайте у всех именитых производителей объективов.

Вот, например, график одного объектива Carl Zeiss

По нижней стороне отмерено U, mm — расстояние от центра кадра. К краю кадра соответственно освещенность со 100% падает.
Здесь во внимание принимается и виньетирование, и натуральное падение освещенности (предполагаю, что источник света — неидеальный). График строится для разных значений диафрагмы. При более открытой диафрагме виньетирование сильнее.

Борьба с виньетированием

Виньетирование на большинстве снимков довольно успешно «лечится» в RAW-конвертере. Так, например, для многих объективов существуют профили, которые можно использовать в Adobe Camera Raw .

на картинке видно, что у меня выбран профиль Carl Zeiss 85/1.4 ZE.

Профили могут подключаться как автоматически, так и вручную (вкладка «custom»).

Помимо этого есть вкладка «Manual», на которой тоже есть коррекция виньетирования.

Кроме того есть вкладка «спецэффектов», в которой можно исправить виньетирование вручную.

Самый же старинный способ борьбы с - использование фильтра с затемнением центра. Для каждого объектива нужно подбирать подобный фильтр отдельно, т.к. виньетирование может быть разной силы, и падение освещенности может быть неравномерное.

Возможно, вы захотите знать

Типы объективов бывают разные. Сильнее всего подвержены широкоугольные объективы и объективы с коротким задним отрезком. Причина этого понятна — световые лучи от задней линзы объектива до края кадра идут под большим углом к оси объектива и потому проходят бОльшее расстояние. Например, по этой причине большему виньетированию подвержены дальномерные объективы, у которых - короткий. В меньшей степени явлению виньетирования подвержены объективы для зеркальных камер, т.к. рабочий отрезок у таких объективов относительно велик с целью оставить место для зеркала и потому световые лучи идут под меньшим углом к оси объектива.

Эффект виньетирования часто вводится намеренно для улучшения качества изображения. При этом отсекаются самые крайние световые лучи, которые и вносят львиную долю проблем в результирующее изображение. Разработка оптического дизайна - это всегда путь компромиссов.

Эффект виньетирования часто используется с художественной целью. Его можно вводить при портретной съемке для придания бОльшего объема изображению и отделению объекта от фона. В данном случае имитируется работа человеческого глаза.

Снимок с виньетированием

Компенсация виньетирования. М.М.Русиновым был разработан метод компенсации эффекта виньетирования с использованием аберрационного виньетирования. Для этого в качестве передних линз используются сильные отрицательные мениски.

АД — апертурная диафрагма
m должно быть больше, чем h

Кручение фона - это одно из следствий геометрического виньетирования. Т.е. на самом деле нет никакого кручения, а есть «сплющивание» дисков нерезкости, создающее подобный визуальный эффект. Особенно сильное кручение фона связано еще и с астигматизмом объектива.

Зум-объективы могут иметь разное значение виньетирования на разных фокусных расстояниях.

Некоторые фотокамеры считывают данные объектива и сразу корректируют эффект виньетирования согласно встроенным данным об объективе.

Человеческий глаз замечает падение освещенности когда оно составляет 50% и более.

Виньетирование (фр. vignette - заставка) - это ослабление проходящего под углом по отношению к оптической оси потока света в оптической схеме объектива. Она приводит к постепенному (градиентному) падению яркости изображения от центра к краям.

Говоря простым языком - это эффект затемнения изображения по краям кадра. Пожалуй, этот недостаток оптики проще всего исправить.

Типы и причины виньетирования

Виньетирование можно отнести к двум основным категориям:

1. Физическое виньетирование . Зачастую не просто скорректировать, в тяжелых случаях помогает использование штампа в ФШ или кадрирование. Проявляется на фото, как сильное, резкое затемнение - как правило, только по углам изображения. Причиной может быть использование нескольких фильтров, бленды (в особенности, не оригинальной) или других объектов физического блокирования света по краям изображения.

2. Внутреннее виньетирование *. Обычно его не так сложно исправить. Проявляется, как постепенное (градиентное) и зачастую малозаметное затемнение от центра изображения к краям. Причины следует искать в настройках вашего объектива и камеры. Как правило, наиболее очевидными причинами становятся: открытая диафрагма, использование зум-оптики и широкоугольных объективов, при фокусировке на удаленных объектах. Цифровые зеркальные фотоаппараты с кропнутой матрицей менее восприимчивы к проявлению виньетирования, в отличие от полнокадровых.

Эффект внутреннего виньетирования чаще всего заметен при использовании полнокадрового фотоаппарата в паре с бюджетной оптикой. Для полнокадровых цифровых фотоаппаратов Nikon эффект виньетирования в большей или меньшей степени проявляется всегда, при использовании объективов серии DX, которые предназначены для фотоаппаратов с кропнутой матрицей - конструкционно они проще, на их производство тратится меньше материалов, оттого и стоят примерно в полтора раза дешевле собратьев для полного кадра.

* Техническое примечание: Внутреннее виньетирование состоит из двух подкатегорий: оптическое и природное виньетирование. Первое может быть минимизировано путем закрытия диафрагмы объектива, а второе - не зависит от настроек объектива. Природное виньетирование неизбежно, если нет возможности использовать объектив с более длинным фокусным расстоянием (28 или 35 мм вместо 16 мм, к примеру), или специально разработанных корректирующих фильтров, которые задерживают световой поток от краев к центру изображения (такие фильтры для узкоформатных камер, привычных большинству из нас - большая редкость, в отличие от фотоаппаратов большого формата).

Коррекция виньетирования

Виньетирование обычно исправляется ​​с помощью применения профиля объектива.

В большинстве случаев этого приема достаточно, чтобы полностью убрать эффект.

Если же простого применения профиля объектива не достаточно, либо у вас профиля нет, можно настроить коррекцию виньетирования с помощью слайдера. Обратите внимание! Глубокая коррекция в некоторых случаях может повлиять на повышение «шумности» изображения по краям.

Возможность производить коррекцию виньетирования также есть в самом фотоаппарате. К примеру, у Canon такая функция называется «Коррекция периферийного освещения». Включить ее можно через меню, достаточно поставить галочку в первой вкладке - «коррекция периферийного освещения». Если вы читаете надпись «данные для коррекции доступны», значит ваша оптика распознается фотоаппаратом и все будет тип-топ. Эта функция, как вы наверное поняли, исправляет виньетирование в зависимости от установленного объектива. В случае, если камера не распознает ваш объектив - выскакивает надпись «данные не доступны».

Обратите внимание! Если данных профиля для вашего объектива нет в фотоаппарате, их можно туда загрузить. Для этого вам понадобится EOS Utility, которая обычно идет в комплекте с фотоаппаратом. Также можно утилиту скачать. Потом вы подключаете фотоаппарат к компьютеру посредством стандартного USB-кабеля, запускаете EOS Utility и выбираете опцию «peripheral illumination correction». Вам покажут список из объективов, которые вы сможете выбрать. Просто находите нужные вам объективы, ставите галочки и выходите из программы. После всех этих манипуляций в меню фотоаппарата должна появится надпись «данные для коррекции доступны». Если для вас это сопряжено с трудностями - воспользуйтесь коррекцией виньетирования вручную, через утилиту Lens Correction.

В фотоаппаратах Nikon pаходите в меню и находите функцию «vignette control». Подключить, как видите, не сложно, только вот работает коррекция здесь не достаточно хорошо, зато - универсальная. И еще один не приятный момент для владельцев бюджетных зеркалок - такая функция есть только в камерах высокого уровня, типа D700, D3 и им подобным, в отличие от Canon, где «коррекция периферийного освещения» есть во всех новых камерах, начиная от Canon 450D.

Кстати, если вам интересно, за счет чего происходит коррекция виньетирования в фотоаппарате, расскажу. Это дополнительное усиление сигнала по краям светочувствительной матрицы, может повлечь за собой незначительное повышение уровня шумов. Когда его нужно включать и нужно ли вообще - решать вам. Обычно задействовать такую функцию при съемке широкоугольным объективом бывает скорее полезно.

Да, есть и положительная сторона у эффекта виньетирования - незначительный его эффект, наряду с другими приемами (использование контрастных переходов, световых акцентов и т.п.) дополнительно концентрирует внимание зрителя на модели, в особенности, если человек находится в центре кадра. На портретных снимках многие фотографы любят вручную добавить этот эффект, подбирая на свое усмотрение лучшую плотность, градацию и площадь затемнения.

В третьей части материала я познакомлю вас с дисторсией, ее разновидностями и способами борьбы с ней.

Юрий Кривенко , специально для funPhoto.ua

Prime Lens – это объектив с фиксированным фокусным расстоянием (фикс.). Такой объектив не может приближаться, или отдалятся от объекта съемки. Очень часто, объективы такого типа стоят дешевле, чем зум-объективы, фотографии, сделанные ними, получаются более качественными. Многие профессиональные фотографы предпочитают использовать именно такие объективы. Фиксы обычно имеют максимальное относительное отверстие.

Что такое виньетирование?

В фотографии и оптике, виньетированием называется снижение яркости и насыщенности изображения по бокам, в то время, как в центре, яркость и насыщенность изображения не меняется. Слово виньетка, изначально обозначало декорирование границ в книге. Позже, начало использоваться для фотографического портрета, который четко виден в центре, и постепенно исчезает на краях. Аналогичный эффект возникает при съемке проецируемых изображений или фильмов с проекционного экрана.
Виньетирование, часто бывает случайным и нежелательным эффектом, обусловленное настройками камеры, или дефектом объектива. Тем не менее, иногда, этот эффект используется намеренно, для того, что б привлечь внимание к центру кадра. Фотограф может использовать специальные фильтры, создающие эффект виньетирование, или добавить его в процессе пост-обработки изображения.

Понимание диафрагмы и глубины резкости

Диафрагма – это устройство в объективе фотокамеры, с помощью которого регулируется размер относительного отверстия. Диафрагма позволяет регулировать уровень освещенности и определяет глубину резкости. Обычно, объектив имеет значение диафрагмы f/1.4, f/1.8, f/2.8, F / 4, f/5.6, F / 8, f/11, f/16. При значении f/1.4 в результате получаем размытое изображение с небольшой детализацией объекта съемки. При значении f/16, получаем абсолютно четкое изображение.
Значение диафрагмы полностью зависит от того, какую камеру вы используете. Изменить значение диафрагмы можно через меню камеры, это может быть сделано только в ручном режиме, или в режиме с приоритетом диафрагмы. В других режимах, камера сама устанавливает нужное значение диафрагме, не принимая во внимание глубину резкости. Многие фотографы снимают в режиме приоритета диафрагмы, так как это позволяет им самостоятельно контролировать глубину резкости, и дает возможность выбрать подходящую скорость затвора камеры.

Что такое красные глаза?

Красные глаза возникают, когда используется вспышка в условиях низкой освещенности и отражается от сетчатки глаз. Дело в том, что в условиях низкой освещенности, радужная оболочка глаза широко открыта, на глаз попадет яркий свет вспышки, который отражается еще до того, как затвор камеры закроется. Из-за того, что сетчатка глаза красного цвета, на фотографии получаются красные круги. В хорошей камере, есть режим подавления эффекта красных глаз. В этом случае вспышка срабатывает два раз, первый раз перед снимком, а второй раз во время съемки. Эффект красных глаз происходит и при фотографировании животных, но глаза у них получаются белыми, а не красными.

Использование зум-объективов

Зум-объектив сочетает в себе несколько фокусных расстояний в одном объективе, и может быть использован для создания интересных и необычных эффектов. Приближение, непосредственно, во время съемки создает эффект мягкого фильтра, предмет, как будто появляется в кадре из пустоты. Такой эффект делает фотографии интереснее и динамичнее. Лучше всего эффект будет работать если применить долгую выдержку. Изображение будет четким в центре, и несколько размытым по краям. Чем дольше выдержка, тем сильнее эффект. При создании снимков такого рода, лучше всего использовать штатив, он предотвратит нежелательное дрожание камеры.
«Всё в одном», зум-объектив обеспечивает максимальную гибкость съемки, но цена такого объектива значительно больше, чем цена объектива с фиксированным фокусным расстоянием. Хотя, если учитывать то, что объективов с фиксированным фокусным расстоянием вам понадобится несколько, для разных съемок, то в итоге, купить один зум-объектив окажется выгоднее. К тому же постоянно меняя фиксы, вы увеличиваете риск попадания грязи на объектив и в фотоаппарат.

48191 Совершенствуем знания 0

Как нужно фотографировать детей? Этот вопрос задают многие родители, поэтому и посвящаем этот урок, в котором мы поможет вам с выбором оборудования и параметров съёмки, дадим советы по компоновке и работе со светом, а так же приоткроем основы общения с детьми, необходимыми для их фотосъемки.

Традиционно для нашей фотошколы, все советы разделены на 2 части - настройки камеры и непосредственно практика съемки. И пусть вас не смущает номер урока - у вас все получится! :)

Давайте начнем с нескольких советов по настройке вашей фотокамеры для фотосъемки детей.

Режим приоритета диафрагмы. Съемка в данном режиме и светосильной оптике позволит вам контролировать глубину резкости (ГРИП), что является важным для портретной съемки, чтобы фон на фотографиях получался размытым, акцентируя внимание на объекте съемки. Оптимальным будет значение f/2.2-2.8 (по условиям съемки) для портрета крупным планом, и f/2.8-4 для съемки ростового портрета. Эти значения условны, используются лично автором урока, и вы можете практическим путем определить настройки своей камеры, которые посчитаете более правильными.

Если у вашей камеры нет режима приоритета диафрагмы (т.е ваша камера не имеет ручных настроек), вы можете воспользоваться режимом «портрет». При использовании данного режима автоматика фотоаппарата откроет максимально диафрагму для выбранного вами фокусного расстояния, уменьшив глубину резкости.


ISO - в зависимости от того, где происходит фотосъемка (в помещении или на улице) и от того, какой свет, устанавливайте значение светочувствительности на минимально возможное значение для предотвращения появления шумов. ISO на 100-200 - если освещение достаточно хорошее. Если освещение недостаточное и скорость затвора при малой ISO получается длинной, вы можете компенсировать это увеличением светочувствительности, но, рекомендую, не более 800.

Выдержка - старайтесь использовать 1/200 для статического прортета, когда ваш ребенок позирует, и, если дети не сидят на месте - поднимите до 1/500 или выше. Как уже было сказано выше, если света недостаточно и выдержка в режиме приоритета диафрагмы устанавливается длиннее 1/125 - увеличивайте ISO или приоткройте немного диафрагму. Если в вашей камере нет ручных настроек - используйте спортивный режим настроек.


Режим фокусировки - установите режим фокуса по одной точке - с детьми, которые постоянно двигаются, это будет оптимальным режимом. В простых мыльницах, к сожалению, выбрать режим фокусировки камеры нельзя (может стоит задуматься о смене камеры?).

Формат изображений при съемке - если у вас есть время и навыки обработки фотографий, то старайтесь делать снимки в формате RAW. Это даст больше возможностей для постобработки. И снова констатирую, что цифровые компакты не дают возможности выбора формата сохранения снимков.


Вспышка / Освещение - при наличии в камере разъема "горячий башмак" от использования встроенной вспышки лучше сразу отказаться. Если фотосъемка проходит в помещении свет используйте внешнюю вспышку с отражением светового импульса от стены или потолка (если они белые) или использовать рассеиватель, чтобы получить непрямой свет. Если внешней вспышки нет или камера не позволяет ее установить - постарайтесь фотографировать при натуральном свете и не беспокойтесь при этом о вспышке (за исключением моментов, когда вы снимаете против солнца и нужен будет заполняющий свет вспышки).

Объективы. Если ваша камера со сменной оптикой, то выбор определяется из условия, о которым рассказано в начале урока - большая светосила. При съемке детей в динамике необходимо использование объектива с зумом, при статической съемке - лучшим вариантом будет, конечно же, объектив с фиксированным фокусным расстоянием. Телевизионный зум-объектив позволит снимать непринужденные сцены с большой дистанции, а широкоугольный - делать панорамные снимки.

На этом с настройками закончено, пора переходить непосредственно к практике съемки.

Практика по фотографированию детей

Перед тем как давать специфические советы по фотосъемке детей, следует упомянуть о том, что ребенок в процессе фотосъемки должен чувствовать себя максимально комфортно и непринужденно. Можно показывать ребенку сделанные фотографии, давать смотреть фотокамеру или позволить самому сделать несколько снимков.

Место, где вы будете фотографировать , если будет ситуативным, но постарайтесь заранее продумать 2-3 сцены, которые вы хотели бы запечатлеть. Снимайте на природе (например, в парке или лесу), и в помещении (например, спальня или комната, где ребенок играет). Найдите место с простым, неярким фоном для постановочных поз (и посмотрите, чтобы сзади не было ковра!). Выбирайте места, где детям будет весело и интересно, тогда вы сможете сфотографировать их в непринужденной обстановке в игре.

Скрытая фотосъемка - старайтесь фотографировать детей настолько скрытно, насколько это возможно. Они могут заниматься в это время своими любимыми делами. Используйте телевизионный объектив.

Избегайте постановочной съемки, где ребенок, например, сидит среди игрушек с кислым лицом и безучастно смотрит на них. Картинка называется «Счастливый день рождения», но больше всего ей подходит другое название: «Достал этот фотограф и все ваши подарки». К сожалению, социальные сети просто кишат именно такими фотографиями.

Позирование - дети постарше любят позировать, а вот маленькие дети не очень к этому внимательны и фотографии, на которых они позируют, могут выглядеть немного неестественно и натянуто.

Самый лучший период для съемки младенцев - от 6 до 9 месяцев. Тогда у нас самые ангельские мордашки, распахнутые глазёнки и самое управляемое настроение. В этот период младенцы смотрят на то, что им показывают, лежат там, где их положат, трогают то, что дают. В общем, идеальные модели. В год-два начинает проявляться характер. Тут уже как повезет. Может быть все игры, которые вы ему приготовили, будут совершенно ему не интересны. В три-четыре детей трудно заставить постоять на одном месте. Даже не надейтесь, что вы поставите маленького ребенка перед объективом, и он будет вам лучезарно улыбаться, поворачиваться в разные стороны и реагировать на все, что вы скажете. Не будет. 100%. Съемочная площадка превращается в площадку для активных игр, причем играть всегда хочется не там, где фотографируют. А вот ближе к 5 годам ребенок может уже хорошо позировать.

Фотографируйте на уровне лица ребенка - обычный маленький ребенок не выше половины вашего роста и если фотографировать его с вашей высоты, снимки получатся обычными и не выразительными, и пропорции тела ребенка будут нарушены. Поэтому присядьте на уровень глаз ребенка.

Использование зума . Можно увеличивать фокусное расстояние зумированием, но не забывайте, что при этом объективы с переменным значением диафрагмы уменьшают светосилу, и, соответственно, возрастает выдержка и увеличивается ГРИП. Лучше при этом зум не использовать, оставив объектив в широкоугольном положении и сделать снимки в окружающем контексте, не забывая при этом, что на снимках должны также доминировать лица детей, а не только окружение.

Фокусируйтесь на глазах . Уделите максимальное внимание глазам ребенка. Четкие глаза на снимке всегда привлекут к нему внимание зрителя.

Фон. Обратите внимание на фон ваших фотографий. Фон придает контекст фотографиям, но он может и отвлекать внимание от главного объекта съемки. Перед съемкой уберите все лишние предметы из кадра. Экспериментируйте с фоном разных цветов и текстур или же наоборот сделайте снимок так, чтобы фон на нем вообще не было видно.

Одежда - выбирайте одежду, в которой ребенку будет комфортно, и которая будет отражать его индивидуальность. Также хорошо иметь несколько разных костюмов, если съемка будет происходить в разных местах. Избегайте ярких, кричащих цветов и аксессуаров в кадре - они отвлекают внимание от глаз ребенка и создают некое цветовое пятно - визуальный центр фотографии.

Для получения оригинальных снимков используйте режим непрерывной съемки .

Включайте в кадр других людей как еще один способ помочь ребенку раскрепоститься - добавьте родителей, братьев, сестер, друзей и т.д. Это добавит замысел взаимоотношений в кадр и отвлечет ребенка от фотографа. Двоих детей снимать интереснее, чем одного, но и сложнее. Тут эмоции одного ребенка должны совпадать с эмоциями другого, иначе получится полный разброд. Здесь тоже легче дать им какое-то задание и снимать, что они будут делать. Только тогда фотография не будет выглядеть наигранной.

Делайте фотосессию максимально веселой . Старайтесь развеселить ребенка, попросите его делать какие-нибудь забавные вещи, это сделает снимки более энергичными и поможет ребенку расслабиться. Чем веселее будет ребенок, тем более искренними и оригинальными будут его снимки.

Световая схема , которую вы будете применять в помещении, не должна быть сложной и тяжело настраиваемой. Детям скажешь стоять здесь, а они отойдут на полметра в сторону. И именно в стороне будут самые хорошие кадры. Если свет у вас настроен на конкретную точку и конкретный ракурс, у вас мало что получится. Легко снимать детей на белом фоне, где шаг в право, шаг влево, большой роли не играет, хотя, конечно, за светом все равно надо следить, и по возможности его править.

Выделим отдельно фотосъемку в детских садах и школах

Производственный процесс школьной фотосъемки требует тщательной организации. Дело в том, что на фото съемку одного класса, обычно, можно затратить время, сопоставимое с одним уроком. В классе от двадцати пяти до сорока пяти учеников. Урок длится сорок пять минут. Следовательно, на каждый портрет у фотографа есть всего одна минута.

Переносная студия в миниатюрном варианте состоит из студийной вспышки мощность 150 дж (при расстоянии от зонта до глаз ребенка 130 см дает диафрагму 8), зонта диаметром 100 см (отодвигать зонтик больше чем на метр тридцать от глаз — плохо. Он при этом перестает давать мягкий светотеневой рисунок, а использовать зонты большого диаметра — нельзя: они занимают слишком много места), отражателя справа от фотографа (в см двадцати от плеча ребенка) и источник рисующего свет (в идеале должен стоять так, чтобы в процессе съемки не надо было его слишком часто перемещать, примерно на 20 см выше головы ребенка, угол — 45 градусов к оси объектива).

Открывать дырку еще больше 8 плохо, потому что не остается запаса глубины резкости, и в случае малейшей ошибки можно получить брак. Учитывая темп съемки, лучше не рисковать.

Дети на переменке как с цепи срываются, носятся как метеоры, то и дело сбивая забор из стульев, сооруженный вокруг студии. Им ничего не стоит завалить любую из вспышек на пол. Поэтому на переменках съемка прекращается, фотограф переквалифицируется в секьюрити.

Объектив должен позволять снимать поясной портрет с расстояния вытянутой руки. Это важно, потому что то и дело приходится поправлять детям воротнички рубашек, галстуки, челки. Портретники отличаются мягким рисунком, небольшой глубиной резкости и обычно большой светосилой.

Начиная съемку класса, отключите автофокус и постройте кадр так, чтобы голова портретируемого занимала три четверти кадра, корпуса не было слишком много, а над головой оставалось небольшое пространство размытого фона. Теперь наведите резкость на глаза ребенка и заклейте кольцо наводки на резкость скотчем. Главное, чтобы в процессе работы не менялся масштаб изображения головок. Когда они соберутся все вместе на одной классной виньетке, разнокалиберные головы будут смотреться некрасиво. Наводить резкость придется путем изменения положения собственной головы: то приближаясь к глазам клиента, то отдаляясь от них. Не очень удобно, зато гарантирована стандартность продукта на выходе. Еще одна важная мелочь. В момент съемки зеркало камеры поднимается, и вы на короткое мгновение теряете человека из виду. А он именно в этот момент норовит моргнуть. Есть только один способ избежать этого в процессе съемки: нужно смотреть одним глазом в объектив, а другим - прямо на ребенка и в случае необходимости снять дубль. Страховаться от ошибок, то и дело рассматривая дисплей камеры, не выход — сбивается темп работы.

Накануне съемки дети обычно получают от родителей массу «полезных» советов. Надрессированное дитя, садясь на стул перед фотографом, надувается, как пузырь, начинает поправлять прическу, воротник, жевать собственные губы или выдает такую кривую улыбку, что впору самому расхохотаться. Очень многое в этом случае зависит от поведения фотографа. Нельзя давать ребенку опомниться. Как только вы усадили его и поправили прическу, одежду -сразу же задайте ему какой-нибудь дурацкий вопрос, не имеющий к съемке никакого отношения, но требующий переключения внимания. Например: «Сколько будет кважды ква?», «Как зовут твою кошку?», «Поверни нос чуть левее» и т. п. Таких заготовок должно быть у вас в запасе довольно много, чтобы для каждого следующего ребенка вопрос был неожиданным.

Дети обычно стоят в очереди возле студии и все происходящее наблюдают как маленький спектакль, в котором фотограф — и режиссер и актер одновременно. И оттого, интересен ли детям спектакль, зависит их поведение во время съемки. В тот момент, когда ребенок слышит вопрос, он волей-неволей переключает внимание с желания быть красивым и управлять мышцами лица на обдумывание неожиданного вопроса. Физиономия его в это время приобретает естественное выражение. Вот это и есть момент истины, ловите его, нажимайте на спуск. Спустя мгновение ребенок обдумает вопрос и отреагирует: начнет говорить, улыбаться и снова станет играть «красавчика».

Не стоит снимать говорящих детей, выжимать из них улыбки, если они сами вам не улыбаются с полной мерой доверия. Очень некрасивы неровные зубы или всякие железки во рту. Таким ребятам лучше вообще рот не открывать.

Не следует позволять детям стоять прямо за вашей спиной. Они начинают корчить рожицы, показывать рожки, словом, развлекать того, кто уже снимается. Это сбивает ритм съемки, мешает созданию оптимального настроения всего класса. Уверенность, доброжелательность, спокойствие, мягкая терпимость к детским шалостям и в то же время твердость в организационных требованиях - совершенно необходимы. Если удастся уговорить учительницу приводить в порядок своих сорванцов, и вы не будете тратить время на причесывание непокорных хохолков и приведение в порядок воротничков и галстуков, вам удастся снять весь класс за сорок пять минут и при этом не «наплодить» брака.

Старшие классы снимать сложнее. Девочки все сплошь фотомодели. Они могут сесть на стул спиной к свету, потому что эта сторона их лица им кажется лучше. Уговаривать пересесть - бесполезно. Необходимо заранее подготовиться к перестановке света и отметить на полу место установки стойки с зонтиком. Крупных ребят снимать придется стоя. Разговоры с ними и отвлекающие маневры должны быть более изощренными и с юмором. Команды приказным тоном не проходят. В обстановке конфронтации съемка идет плохо. У многих ребят подростковые прыщики. Поэтому запаситесь хорошей кроющей пудрой и маскирующими карандашами. Под дружный смех ребят придется в быстром темпе, не слушая возражений, красить щеки и лбы. В итоге получается вполне приличные портреты без прыщиков и веснушек. Альтернатива - компьютерная ретушь.

На этом на сегодня все. Надеюсь, материалы этого урока были интересны и полезны для вас. Успехов и всего вам фотографического!

Виньетированием называется затемнение углов фотографии. Виньетирование еще часто называют виньеткой .

Виньетирование

На самом деле, виньетирование может проявляться не только как затемнение, но и как осветление краев изображения. Правильная виньетка выглядит как плавное изменение тона фотографии от центра к краям.

Пример виньетирвоания

Виньетирование может появляться вследствие использования некоторых объективов в сочетании с определенными камерами. К примеру, можно рассмотреть виньетирование, которое получилось вследствие фотографирования белого листа бумаги на фотоаппарат Nikon D700 объективом Nikon 50mm f/1.8D AF Nikkor. Фото сделано при максимально открытой диафрагме на выдержке 1/80, ISO 400. Фокусировка настроена на бесконечность. На фото можно увидеть, как симок становится темнее к краям.

Если использовать объективы, предназначенные для полнокадровых камер на кропнутых фотоаппаратах, то эффект виньетирования не будет проявляться.

Настройки диафрагмы регулируют виньетирование

Закономерность проста. Чем больше диафрагма закрыта, тем виньетирование проявляется меньше.

Зависимость виньетирования от диафрагмы.

Виньетирование также может зависеть от расстояния фокусировки. К примеру, некоторые объективы на минимальном расстоянии фокусировки (когда объект съемки максимально близко) могут вовсе не давать виньетирование, а при фокусировке на далеких объектах виньетирование может проявляться очень сильно. В основном это проявляется если использовать объектив для кропнутой камеры на полнокадровом фотоаппарате.

Ниже можно увидеть, как влияет расстояние фокусировки на виньетирование при использовании на камере Nikon D700 объектива Nikon 28-105mm f/3.5-4.5D AF Nikkor.

У зум-объективов также виньетирование проявляется по-рзному в зависимости от фокусного расстояния. На максимальных значениях виньетка обычно сильнее, чем на минимальных. Виньетирование - это не всегда плохо. В портретной съемке оно позволяет сконцентрировать внимание зрителя на модели, а вот при фотографировании пейзажей виньетирование не желательно.

Легкая виньетка на портрете

Измеряют виньетирование стопами или EV. Если виньетка к краю изображения темнее чем в центре на 1EV - это означает, что по краям экспозиция в 2 раза меньше, чем в центре. Отрицательные значения говорят о затемнении (-1EV, -1,1/3EV), а положительные - об осветлении (1EV, 2EV).

К появлению виньетирования может приводить использование светофильтров или бленд. Неправильно одетая бленда может давать существенное затемнение кадра к краям. Бленды обычно имеют форму цветка с лепестками различного размера. Это связано с тем, что сенсор камеры имеет прямоугольную форму. Если бленду неправильно развернуть, то можно испортить все фотографии. В графическом редакторе часто бывает невозможно вытащить экспозицию на краях, и приходится кадрировать снимок.

В RAW конвертерах можно корректировать виньетирование. Его можно как ослабить, так и усилить для получения художественного эффекта.

Сильное виньетирование использовано в художественных целях

Не стоит сильно переживать из-за появления виньетирования. Оно обычно проявляется только при использовании кропнутых объективов на полнокадровых камерах и при неправильной установке бленды. Просто подберите правильный объектив и всегда закручивайте до конца бленду. Если вы наоборот хотите получить виньетирование, то лучше его делать в графическом редакторе. Там его можно более гибко настраивать и убрать его вовсе, если эффект не понравится.

На основе материалов с сайта:



Открытие бизнеса