Ох, уж мне эти сказочки

Вася Пеночкин в очередной раз проспал. И потому до места пришлось добираться в одиночку...

Ролевая игра "Колобок" оказалась практически сорванной из-за неявки основного персонажа. "Волк", "Лиса", "Заяц" и другие ролевики с горя перегрызлись. Поом, правда, одумались и стали разрабатывать вариант "Теремок", используя подвернувшийся под руку шалаш...

Как выяснилось позднее, "Колобой" по ошибке забрел на ролевую игру "Курочка Ряба", где ему предложили роль яйца, да не простого, а золотого. Бедняга согласился, после чего его сначала на радостях заклевали, потом долго били (не разбили). А когда на горизонте появилась Мышка с хлыстом, нервы несостоявшегося Колобка не выдержали, и он с криком: "Мамочка, спаси!" рванул в сторону ближайшего леса.

Донельзя удрученные коллеги по игре вынуждены были, чтобы довести дело до логического конца, довольствоваться обычным куриным яйцом, сваренным вкрутую.

Пожелание горе-ролевика неожиданно оказалось выполненным. Он оказался на лесной поляне, где семеро ребятишек гонялись за здоровенной дородной теткой, скорее всего, воспитательницей... "Белоснежка и семь гномов", -- догадался Вася. -- "Но это же не по сценарию", -- пробормотал он...

Какой тут, к черту, сценарий! -- сказал кто-то под ухом. -- Он был у Сидорова, а тот проспал и не приехал. Слушай, яблоко будешь? -- спросил он у Пеночкина (по крайней мере, Васе послышалось именно так).

Буду, -- без задней мысли согласился он.

Народ, я Яблоко нашел! -- вдруг авопил тот.

ТИотчас от толпы догоняющих отделилось трое, и не успел вася и глазом моргнуть, сгребли его в охапку и понесли к оставшимся четверым, которые наконец-то догнали тетку и уселись на нее верхом.

Тетка слабо отбрыкивалась. Было видно, что бегать ей уже надоело, но жить все-таки хотелось. "Яблочко" поднесли ей под нос и сурово сказали: "Ешь!". Та, для приличия сначала помотала головой, а потом укусила Яблочко за пятку, да так, что у него искры из глаз посыпались. Одна из искр упала на куртку близсидящего гнома. Куртка начала дымиться. Гном заорал и плюхнулся в ближайшую лужу, которая тут же окуталась облаком пара.

В этот момент Белоснежка закатила глаза, пару раз дрыгнула ногой и затихла.

"А, это по сценарию," -- подумало Яблочко. Но, увидев расстроенные лица гномов, Вася догадался: что-то здесь не так!

Ты ноги давно мыл? -- почти хором заорали гномы.

Вася понял: сейчас будут бить.

Сегодня утром, в медном купоросе!

В МЕДНОМ КУПОРОСЕ???

Опешившие от такой наглости гномы даже не стали преследовать рванувшегося в галоп Пеночкина.

Спустя полчаса, отдышавшись, Вася, наконец, осмотрелся и с ужасом обнаружил неподалеку еще однгу компанию, от которой вдруг отделилась тонкая женская фигурка и повисла у него на шее. "Шурочка из соседнего подъезда", -- с нежностью подумал Вася.

Вася, солнышко! -- проорала Шурочка.

Вдруг с воплями: "Солнышко! Солнышко!" -- вся остальная толпа рванула к васе с явным намерением запихать того в близлежащего надувного крокодила.

"это, кажется, по Чуковскому", -- подумал вася, вырываясь из Шурочкиных объятий...

Еще после пятнадцати минут сумасшедшего бега Солнышко наткнулось на табличку: "Внимание! Мдет ролевая игра Эммануэль"".

Вася хлопнулся в обморок.

Сообщения информационных агентств за неделю до призыва на военную службу напоминали сводки с фронта. Вот некоторые из них: «Мать солдата, умершего от пневмонии, обвиняет врачей войсковой части в халатности»; «Власти села отменили призыв из-за гибели солдата»; «В Воронеже проводится проверка по фактам смерти двух военнослужащих»; бабушка Артема Кунаева: «Он задохнулся угарным газом»; «На полигоне «Ашулук» погибли трое солдат»; «Новое ЧП на службе кировчан: офицер привязал солдата к машине и протащил по земле».

И никакой реакции. Кто наказан? Кто лишился погон и должности? Кто сам из высших военных начальников сложил с себя полномочия, осознавая свою профнепригодность в организации нормальной службы и жизни в армии?

Наоборот, высшие армейские чины, не замечая таких мелочей как гибель солдат в мирное время в армии и называя это естественной убылью, очередной раз рассказывают нам сказки о светлом будущем армии. По мнению статс-секретаря Панкова для этого надо немного – заменить для военнослужащих по призыву казармы на общежития, и ввести должность главного сержанта вооруженных сил.

Для пыток и издевательств, для отказа в медицинской помощи и вымогательства у солдат денег, для использования солдат на работах, не связанных с исполнением обязанностей военной службы и доведения солдат до самоубийства, для того, чтобы привязать солдата к машине и протащить его на полном ходу по земле, не имеет значения где живет солдат - в казарме или в общежитии.

Это не значит, что не надо улучшать быт солдат. Для начала надо перестать кормить их собачьим кормом и начать, наконец, предоставлять солдатам полноценную медицинскую помощь, не отмахиваясь как в исправительных колониях, от их жалоб на состояние здоровья.

Еще один сказочник в Генштабе – это начальник Главного организационно-мобилизационного управления В.Смирнов. Это он очередной раз успокоил аспирантов, что их не будут призывать на военную службу осенью 2011 года. Но, то ли начальники районных отделений Нижегородского военного комиссариата не слушали В.Смирнова, то ли они игнорируют его установки, но, на уже третий день после начала призывной компании «осень 2011», аспиранты в Нижнем Новгороде получили повестки для отправки в воинские части.

Сказочник Министр обороны Сердюков уже не первый год обещает, что родителям не будут чинить препятствий в присутствии с призывником на медицинском освидетельствовании и призывной комиссии, а наоборот это будет даже приветствоваться. В большинстве районных отделений военного комиссариата в Нижнем Новгороде игнорируют данное пожелание министра обороны. Полагаю, что такая ситуация в большинстве регионов России. А еще он обещал, что по призыву солдат будет служить в своем регионе или на худой конец в своем военном округе. Опять обман. Призывники из Нижнего Новгорода весной 2011 года пополнили части в Буйнакске, а призывники из Дагестана служат в 6-й и 9-й бригадах, дислоцированных в Нижегородской области.

Пора уже гражданам перестать верить сказкам.


Ох уж мне эти сказочники. Попутно с мифами и легендами при изучении всего "мистического и загадочного" так или иначе натыкаешься и на такой культурный слой, как народные сказки. В злобненьом СССР их, помятуя о дружбе этих самых народов, даже публиковали довольно массово и неплохими изданиями. Правда, как оказалось местами, в адоптациях. Ибо народ ранее жил не то чтобы бескультурный, но такой, что даже в тоталитарном СССР печатать оригиналы, видимо, не решались. Хотя лично мне памятна книжка "Сказки народов Севера", где кровища лилась рекою, когда гордые и отважные чукчи и саамы уничтожали всякую чудь. Некотрые сказки из данной книжки легко переплевывали по накалу фильм "От заката до рассвета" и были несколько необычны. Уже став постарше я ознакомился и с более историческими книжками про чукчей их армию и все такое прочее. Суровые были ребята. А потом и анекдотов насочиняли.
Оказалось, что северные пацаны были не одиноки в своем подходе к сказочкам. Вот, например, образец корейской народной сказки про белоухого тигра.

В старину на высокогорном перевале Чхоллен, в районе Юян провинции Канвон, жили в небольшом домике муж и жена. И не было у них детей. Уйдет муж в горы, женьшень собирать, а жена дома сидит одна.
Прослышал о собирателе женьшеня человек по имени Ким Хен Ман, захотел несколько корешков женьшеня у него купить, попросил жителей села дорогу показать к его дому, а те говорят:
- Видишь вон тот лес на горе? Там и живет собиратель женьшеня. Доберешься до вершины - найдешь его дом. Мы там ни разу не были.
И отправился Ким Хен Ман в путь, через лесную чащобу пробирается. Обратно хотел повернуть - раздумал. Шел он, шел и дошел наконец до вершины. Видит - домик стоит. Стал хозяина звать, а из дома женщина вышла. Не старая, не молодая, и говорит:
- Муж с утра на базар ушел, на другую сторону горы. К вечеру вернется. Посиди, подожди! Теперь уже недолго.
Сел Ким Хен Ман в сторонке, хозяина дожидается. Хозяйка ужин готовить ушла. Стемнело, а хозяина нет да нет. Забеспокоилась жена.
- Не иначе как с мужем беда случилась. Пойду-ка я его поищу. И ты со мной. Ладно?
Ничего не поделаешь, пришлось Ким Хен Ману пойти. Взяла женщина факел, впереди идет, Ким Хен Ман за ней, тоже с факелом. Шли они, шли, вдруг смотрят - на дороге платок лежит, белый. Говорит женщина:
- Это муж обронил. А самого, видать, в живых нет. Горе-то какое!
Поглядели они во все стороны, кровь на земле увидели, свежую еще. Пошла женщина по следу, через кустарники пробирается. Вдруг где-то поблизости тигр зарычал. Посветила женщина факелом, смотрит - тигр человека жрет. Пригляделась, а это ее муж! Бросилась тут женщина на тигра, как хватит горящим факелом по голове. Испугался тигр, кинулся бежать, а мужа женщины из когтей не выпускает, за собой тащит. Женщина за тигром что есть мочи бежит. Бросил добычу тигр, сел в стороне, облизывается.
А женщина отдала Ким Хен Ману факел, припала к бездыханному телу мужа. На спину его взвалила, домой понесла. А Ким Хен Ману следом идти за ней велела, дорогу освещать. Идет Ким Хен Ман. В каждой руке по факелу держит. Пришли они домой. Хозяйка мертвого мужа в кладовую отнесла, а Ким Хен Ману в доме велела ложиться. Лежит Ким Хен Ман, дрожит, страшно ему, что в доме покойник. Вдруг слышит: тигр зарычал, потом треск раздался. На пороге хозяйка появилась и говорит:
- Я тигра убила! Пойди посмотри!
Вышел Ким Хен Ман, а возле дома тигр лежит. Шкура желтая, сам огромный. Рядом женщина стоит, топор в руке держит. Увидела она Ким Хен Мана и говорит:
- Знала я, что тигр придет добычу свою искать - запах крови его привел. Я за дверью ждала. Как увидела тигра - схватила топор и голову ему отрубила. - Сказала так женщина и тигра на куски разрубила - отомстила злодею. Потом говорит Ким Хен Ману: - Погляди! У него белые уши! Это тот самый белоухий тигр, за которым люди так долго охотились! А теперь я убила его.
Услышал это Ким Хен Ман и попросил женщину рассказать, что за тигр такой, белоухий. И вот что рассказала Ким Хен Ману женщина.
- Случилось это несколько лет назад. Собрались как-то жители летним вечером, разговаривают. А один мужчина возьми да отойди в сторонку. Отошел и больше не вернулся. Пошли его искать, на кукурузном поле нашли, мертвого, растерзанного на куски. Похоронили его, а потом смотрят: стоит он рядом с могилой, к дереву прислонился. Тронули его - он и завалился. А это, оказывается, тигр раскопал могилу, мертвеца вытащил, к дереву прислонил. А сам сидит на скале, огромный, с белыми ушами. Сказал тогда один старик, что если у белоухого тигра отнять добычу, он все равно назад придет, поиграть с ней. И сказал тот старик, что надо бросить тигру одежду ту, что мертвец носил. Сказано - сделано. Кинули тигру одежду, а он и рад. Схватил, прочь умчался. Шкура у того тигра желтая, уши белые. Он самый и есть.
Пока женщина говорила, светать стало. Приготовила она гостю еду, показала несколько корешков женьшеня и говорит:
- Ты наверняка за этим пришел. Так возьми! Очень тебя прошу! А денег не надо. Я и так перед тобой в долгу за то, что ты мне помог.
Вечером он пришел хоронить хозяина и узнал, что женщины тоже нет в живых, она подожгла дом и вместе с мужем сгорела. (перевод А. Иргебаева)

Недавно стало известно, что «Пиноккио» Гильермо дель Торо мы увидим еще не скоро: проект заморожен. В то же время студия Disney предложила снимать новую «Золушку» Кеннету Бране. Чем сказки так привлекательны для киноиндустрии? Вероятно, свободой жанра. КиноПоиск выбрал несколько интерпретаций сказок, которые, кстати, не всегда светлые и добрые.

«Три орешка для Золушки » (1973)

В версии братьев Гримм Золушка не просто добрая и красивая, но и непоседливая, причем настолько, что задает жару принцу и всей его свите. Именно этот вариант предпочли создатели фильма «Три орешка для Золушки» совместного производства Чехословакии и ГДР. Сказка появилась в 1973 году и с того времени приобрела огромную популярность, в некоторых странах Европы ее показывают по телевизору каждое Рождество. В 2010 году ленту отреставрировали и перевели в формат Full HD. И, кстати, с убитой по сюжету фильма лисой ничего не случилось, она осталась жива и здорова.

В некотором царстве, в некотором государстве…

…жила не только Золушка, но многие ее собратья по европейским легендам. Они тоже попали в полнометражное кино, при этом не всегда в традиционном своем виде.

«Охотники на ведьм » (2013)

Прошли времена, когда Гензель и Гретель ассоциировались только с маленькими детишками, которые сумели сбежать от злой ведьмы. Пряничный домик остался в прошлом, герои выросли и теперь любую злодейку в капусту покрошат. Гретель в исполнении Джеммы Артертон , помимо бездонного декольте, еще и боевыми навыками отличается. А уж как арбалет на плечо закидывает - прямо Ван Хельсинг в юбке! Ее друг в исполнении Джереми Реннера , похоже, чуть более сдержан в проявлении эмоций, однако во время драки это только помогает. Томми Виркола снял совсем недетскую сказку, заварив ее на жажде мести главных героев. Хотя почему недетскую? Знакомство с навыками самообороны в любом возрасте полезно.

«Красная Шапочка » (2011)

Что если сказка про Красную Шапочку, и без того достаточно жестокая, на деле оказывается еще более кровавой? Что если волк на самом деле оборотень, а бороться с ним придется самой юной героине Валери, которую играет Аманда Сайфред ? Режиссер Кэтрин Хардвик (которая, кстати, сняла первую часть «Сумерек») увидела в детской сказке мотивы для фэнтезийного триллера. В нем нашлось место и жутким загадочным убийствам, и романтическим отношениям. У критиков фильм получил в основном отрицательные отзывы, преимущественно из-за примитивности сюжета.

«Красавица и чудовище » (1978)

Чехословакия традиционно создавала сказочные картины, которые потом становились классикой. Благо и фольклорные традиции, и пейзажи подходят для этого как нельзя лучше. Режиссер Юрай Герц снял по мотивам сказки о красавице и чудовище темный, местами жутковатый, но очень добрый и проникновенный фильм с глубоким философским смыслом. Роль чудовища, которое в душе хочет стать человеком, исполнил чешский артист балета Властимил Харапес , впоследствии известный хореограф. Музыку для сказки написал чешский композитор Петр Гапка , на чьем счету саундтреки к более чем десятку фильмов.

«Пенелопа » (2006)

Сказка про девушку с пятачком вместо носа стала первым продюсерским опытом Риз Уизерспун . Она же пригласила на главную роль Кристину Риччи . Перед каждым съемочным днем пятачок актрисе приклеивали по полтора часа. Сказка про Пенелопу отчасти основана на легенде о свинорылой женщине - молодой особе из богатой аристократической семьи, мать которой обидела колдунью, заработав тем самым проклятие для дочери. Это предание появилось в Европе в XVII веке и вдохновило на творчество многих сказочников, но к середине XX века его популярность пошла на спад. В «Пенелопе» центром развития сюжета становится Лондон.

«Белоснежка и охотник » (2012)

Режиссер Руперт Сандерс на основе сказки про Белоснежку создал чуть ли не героический эпос с масштабными сражениями и суровыми поединками. Тору Крису Хемсворту тяжелое оружие держать не в первой. До него роль Охотника была предложена Тому Харди , но он предпочел сыграть Бейна у Кристофера Нолана. Белоснежка Кристен Стюарт на съемочной площадке умудрилась получить несколько травм. А еще она так от души ударила Хемсворта во время одной из сцен, что оставила ему синяк под глазом. И при этом многие критикуют ее за то, что она неэмоциональная!

«Белоснежка: Месть гномов » (2012)

Проиграв Кристен Стюарт главную роль в фильме «Белоснежка и охотник», Лили Коллинз все равно примерила на себя костюм сказочной принцессы, только уже в картине режиссера Тарсема Синха . А в истории с принцем все было наоборот. Его хотел сыграть Сэм Клафлин , но роль ушла к Арми Хаммеру. Тогда Клафлин попробовался на аналогичную роль в «Белоснежке и охотнике», и его взяли. Мачехой Белоснежки стала Джулия Робертс , которая до встречи с режиссером была в ужасе от готовящегося проекта. Однако потом ее мнение кардинально поменялось. В итоге совместной работы всех вышеперечисленных получилась забавная сказка-экшн.

Костюмы для фильма разработала обладательница «Оскара», дизайнер Эйко Исиока . К сожалению, этот проект стал для нее последним. Ее костюмы получились абсолютно феерическими. Джулия Робертс могла под юбками огромных платьев спрятать своих маленьких детей, да так, что их никто не замечал.

«Малефисента » (2014)

Во всех сказках колдуньи в основном плохие, а принцессы - хорошие. Первые оказываются повержены, добро торжествует, и все достается светлым силам. Довольно! Послушайте теперь сказку, рассказанную злой ведьмой. Анджелина Джоли , прекрасная и жестокая, играет колдунью Малефисенту, главного персонажа фильма Роберта Стромберга . Первоначально режиссером должен был стать Тим Бёртон , но не сложилось. Создатели обещают, что из этой картины, которая выйдет на экраны в 2014 году, мы узнаем историю Спящей Красавицы с неожиданной стороны, а Малефисента предстанет перед нами не таким уж абсолютным злом. В одном из интервью Анджелина Джоли признавалась, что альтернативной версией сказки очень заинтересовались ее дети.

«Страшно красив » (2011)

В 2007 году Мэттью Вон снял фильм по современной сказочной новелле Нила Геймана. Режиссером этой картины вполне мог стать Терри Гиллиам , однако тот только что завершил работу над «Братьями Гримм» и несколько устал от сказок. Узнав, кто будет снимать фильм, Нил Гейман предоставил права на экранизацию своей книги совершенно бесплатно, потому что доверял Вону. Закадровый текст в картине читает Иэн МакКелен . Роль юного Тристана, который попадает в волшебный мир, перебравшись через стену возле родной деревушки, исполнил Чарли Кокс . Одним из его конкурентов был Алекс Петтифер. Капитана Шекспира - ловца молний абсолютно пиратского вида - сыграл Роберт Де Ниро . Кстати, корабль его героя назван «Каспартиной» в честь детей режиссера. Такое же имя носит подводная лодка в другом в фильме Вона - ленте «Люди Икс: Первый класс».

И на закуску правда о сказочниках

По официальной версии, братья Яков и Вильгельм Гриммы были лингвистами и исследователями культуры родной Германии, особенно устного фольклора. Серьезные, уважаемые люди были. Но фантазия современных режиссеров не стоит на месте, поэтому их жертвами становятся не только сказки, но и сказочники.

«Братья Гримм » (2005)

Свое видение работы собирателей фольклора представил мастер иллюзий Терри Гиллиам , снявший в 2005 году картину «Братья Гримм». Авантюристы Вильгельм (Мэтт Дэймон) и Якоб (Хит Леджер) зарабатывают на легковерности селян, избавляя их от нечисти, пока нечисть не решает по правде пощекотать братьям нервишки. Прочитав сценарий, Дэймон и Леджер уговорили режиссера и продюсеров поменять их ролями. Сказочные пейзажи для съемок Гиллиам нашел в Чехии, что значительно сократило расходы на съемки. А прототипом для главной отрицательной героини стала одна из самых известных серийных убийц - Елизавета Батори, в XVII веке погубившая десятки юных девушек (хотя многие историки выступают против этого факта, утверждая, что Батори могли оклеветать). Фильм номинировался на венецианского «Золотого льва», но так его и не получил.

Последнее и вызвало в нашей стране довольно громкий скандал, который привлек к детской картине совершенно не детский интерес.

Сразу ответим на животрепещущий вопрос, последние несколько дней будоражащий наше и без того неспокойное общество: да, как и обещано режиссером Биллом Кондоном, среди персонажей есть геи. Причем не один, а целых два. В своей ориентации никаких сомнений они не оставляют, совершая в конце концов вполне недвусмысленный "каминг-аут".

На кой черт это нужно в наивной побасенке для дошкольников, спрашивать, учитывая нынешнюю американскую конъюнктуру , конечно, смысла никакого нет. Достаточно заметить, что этим печальные "знаки времени" в современной версии "Красавицы и чудовища" не исчерпываются: значительную часть второстепенных персонажей и массовки - жителей, напомним, образцовой европейско-голливудской сказочной вселенной - ненавязчиво обратили в негров, причем без помощи всяких там волшебных заклинаний (чтоб никакого расистского однообразия в этих ваших сказочках!).

Но если этот безобидный маневр во имя торжества политкорректности мог разве что вызвать усмешку цензоров (в том числе - самых жестких и самых буйных), то дурацкая гомосексуальная история, несмотря на всю свою мимолетность, спровоцировала еще более дурацкий ажиотаж, в итоге увенчав ленту в российском прокате рейтингом "16+" . Это означает, что лица до шестнадцати лет смогут посмотреть мюзикл только со взрослым конвоем. Зато теперь пятнадцатилетним отрокам будет у кого спросить что-нибудь в духе: "Папа, а зачем дядя так странно себя ведет?" или "Мама, а почему дяде нравится одеваться, как тётя?".

Сплошное, в общем, недоразумение, и что самое печальное - жестоко обрекшее многих родителей на двухчасовое высиживание на демонстрации переделки небылицы, которая каждому из них известна в нескольких вариантах. Три года назад, например, французы с немцами родили еще один - "игропрестольный", с эротикой, брутальным пожиранием трупов, смехотворной "богатой" графикой и уморительным котоподобным зверем. Фильм же Кондона (автора, напомним, замечательного "Мистера Холмса") почти покадрово воспроизводит мультик 1991 года. Исключение, помимо указанных ритуальных жертв божку толерантности, составили пара незначительных сценарных изменений - таких, как умильная начитанность монстра, с помощью коей он на этот раз завоевывает сердце Белль.

Вышеупомянутым взрослым, короче говоря, не позавидуешь: им предложат все тот же рассказ о милом и трогательном примере стокгольмского синдрома. Ну, то есть о прекрасной и чистой любви, конечно. Которой все формы жизни покорны. С тем же сюжетом, теми же песнями, но только теперь - с Эммой Уотсон, красочными тридэ-свистелками и всепроникающей царицей современного киноискусства - Ее Величеством Диверсификацией.

"Красавица и чудовище" свидетельствует о возникновении забавного парадокса: если раньше студии Disney удавалось перековывать суровые классические предания в ярко блестящий обезжиренный продукт для малышей, то теперь она запускает процесс в обратную сторону, причем сразу дав крен куда-то не туда.



Открытие бизнеса