Нужная "пятёрка": профессиограмма машиниста экскаватора. Профессия и работа экскаваторщика и забавный случай на работе

История экскаватора

Экскаватор - землеройная машина, оснащенная ковшом. Предназначена для разработки грунтов и погрузки сыпучих материалов на грузовой транспорт. Но экскаватор может выполнять и несвойственные ему функции, например, забивать сваи или выполнять снос аварийных зданий.

Слово «экскаватор» является производным от латинского «excavo», означающего «вынимаю, долблю». Отсюда выходит основное определение экскаваторов, как ведущего типа землеройных машин, главное предназначение которых состоит в разборке массива мягких горных пород или раздробленных скальных.

Идея постройки землеройной машины принадлежит Леонардо да Винчи, который ещё в начале XVI века разработал схему прототипа современного экскаватора-драглайна. Известен эскиз грейфера для землечерпалки, созданный им в 1500 году, позднее да Винчи принимал участие в строительстве каналов в Миланской долине при помощи своего изобретения. Но есть исторические факты того, что в 1420 году, в венецианском издании «Кодекс Джованни Фонтана» был опубликован текст с упоминанием землеройной машины, использовавшейся для углубления дна каналов и расширения морских гаваней.

Ещё некоторое время Италия, а именно Венеция, активно развивала экскаваторное дело - машины были необходимы для очистки венецианских каналов. Далее изобретение получило развитие во Франции и в Америке.

В 1795 году известный американский изобретатель, создавший первый практически пригодный пароход, Роберт Фултон сконструировал и первый четырехколесный грейдер-элеватор. Однако испытана машина была только через 70 лет на строительстве дорог в Америке. Но в 1796 году на дноуглубительных работах в английском порту Сандерленд была применена ковшовая драга с приводом от паровой машины. Построена она при участии изобретателя паровой машины Джеймса Уатта. За один рабочий ход ковши доставали со дна гавани до полутора тонн грунта, что примерно в 4 раза превышало производительность ручной драги.

Большой вклад в развитие технологии экскаваторостроения внести французы: в 1860 году инженер М. Кувре создал сухопутный цепной многоковшовый экскаватор с двигателем 15 лошадиных сил. Он был испытан на строительстве дороги Седан-Тионвиль, а позднее работал на сооружении Суэцкого канала. А уже 1862 году на улицах Парижа появился первый паровой каток с обеими ведущими осями. Изобретателем машины был механик Балейсон. Однако паровые катки большого распространения не получили. Ведь для поддержания необходимого давления в его котле требовалось сжигать 60- 80 килограммов топлива в час.

На территории США дальнейшим стимулом к совершенствованию подобной специализированной техники послужило активное железнодорожное строительство, развернутое в 30-х годах XIX века.

Дефицит рабочих рук и сложность выполнения труда подвигли американца Отиса в 1832-1836 годах разработать и воплотить в жизнь проект первой землеройной машины. Одноковшовый экскаватор (рис.1) предназначался для ускорения работ и облегчения сложного труда при прокладке железных дорог. Для Америки того времени это имело особое значение, так как экономика страны и прибыль многих компаний напрямую зависели от плотности железнодорожной сети.

Интерес к машине Отиса, созданной в 1836 году был велик. Безусловно, она была далека от совершенства: имела двигатель на пару и небольшой по размерам ковш, могла передвигаться только по железнодорожным путям и обладала малым углом поворота. Тем не менее, данные «недостатки» с лихвой окупались на практике, так как внедрение экскаватора позволяло заменить труд 50 человек, а усовершенствованные позже машины были способны заменить до 180 рабочих.


В Германии применялись «строительные локомобили», оснащенные одноканатными грейферами (рис.2).

Землеройные машины активно развивались во второй половине 19-го века, т.к. активно строились железные дороги и каналы, потому стали появляться новые экскаваторы, более усовершенствованные модели. Только Россия по старинке использовала ручной труд, и лишь во время строительства Транссибирской магистрали стали применять экскаваторы. Первый российский экскаватор был выпущен на Путиловском заводе в 1902 году. Это был железнодорожного типа неповоротный экскаватор, оснащенный съемным ковшом 1,5 куб. м и 2,3 куб. м, и его производительность составляла в час 100-290 куб. м.(рис.3). Также иногда в строительстве применяли плавучие неполноповоротные экскаваторы, оснащенные прямой лопатой.


Дальнейшее развитие землеройной техники происходило повсеместно и имело лавинообразный характер. Возникали все новые типы и конструкции экскаваторов как в «Старом Свете», так и других странах, в том числе и в России.

Освоение гусеничных тракторов позволило уже в начале 20 века использовать их как базу для землеройных машин, которые стали широко применяться при строительстве дорог, водных путей, в горнодобывающей промышленности.

Применение новых машиностроительных технологий во второй половине ХХ века позволило существенно усовершенствовать экскаватор, наряду с разработкой дополнительного оборудования он стал действительно универсальной машиной.

Что делает экскаватор экскаватором? Конечно, ковш!
При существующем множестве экскаваторов разных производителей и разных размеров можно только предположить, какое количество различных ковшей существует в мире для них. Иногда, несмотря на, казалось бы, простоту вопроса, правильно выбрать ковш сложно. Как мы можем узнать – какой ковш подходит для определенного экскаватора в определенных условиях эксплуатации? Давайте разберемся…

    Материалы, с которыми приходится работать ковшу, имеют ряд характеристик, которые надо учитывать при выборе ковша. Забегая вперед, заметим, что существуют различные типы ковшей, предназначенные для работы с определенными группами материалов. Для правильного выбора ковша необходимо знать не менее трех характеристик материала:
  • плотность (измеряется в т/м 3);
  • абразивность, т. е. способность материала «истирать» металл ковша;
  • связность грунта (когезия).

Плотность грунта зависит от его структуры, абразивность – от твердости материала или от твердости компонентов грунта. От связности грунта зависит коэффициент заполнения ковша: например, при правильной выемке влажной глины ковш будет заполнен «с горкой», а сухой песок не будет лежать в ковше «горкой», и коэффициент наполнения ковша песком будет меньше, чем при выемке глины.

В зависимости от ожидаемой производительности (т. е. количества грунта или материала, который мы хотим переместить с помощью экскаватора) мы определяем полезную нагрузку (грузоподъемность) ковша. Когда мы определились с производительностью/ грузоподъемностью, нам необходимо знать, на какое расстояние необходимо переместить грунт экскаватором – это поможет определить длину стрелы и рукояти и соответствующее соединение рукоять–ковш (существуют разные типы этого соединения). Только после этого мы можем выбрать экскаватор, который нам подходит в данном случае, потому как он должен обеспечивать грузоподъемность грунта/ материала, ковша и устройства быстрой смены навесного оборудования (если есть необходимость) при максимальном вылете стрелы и рукояти. Сумма этих трех компонентов определяет рабочий вес (фактический вес, который может поднять экскаватор на полном вылете), который указывают производители экскаваторов в своих брошюрах. (В данном контексте автор приводит термины и определения не по ГОСТу, а так, как их трактуют производители техники. – Прим. ред.)

Зная плотность материала и связность грунта, мы можем определить вместимость ковша (объем) по следующей формуле:

Вместимость ковша = Грузоподъемность/ (Коэффициент заполнения х Плотность).

    Структуру материала, его состав и абразивность также учитывают при выборе ковша, зубьев, режущих кромок и других компонентов. От правильного выбора материала ковша и указанных компонентов зависит его ресурс. Например, компания Caterpillar выделяет четыре основные группы ковшей:
  • экскавационный для выемки/ копания рыхлого среднеуплотненного грунта, например, это может быть земля, суглинок, глина, гравий или галька;
  • «экстремально» экскавационный для работы с уплотненными среднеабразивными материалами (смесь земля–скала–песок–гравий–глина, мел, низкоабразивные породы);
  • скальный для твердого и абразивного материала – скальных пород, известняка;
  • скальный для тяжелых условий работы (высокоабразивные породы, например, гранит, базальт).

Мы описали лишь самые общие и простые принципы подбора ковшей. На практике следует всегда учитывать систему полностью (экскаватор–самосвал–бульдозер и т. д.), потому что в этой цепочке существуют другие лимитирующие факторы.

Редакция благодарит московское представительство компании Caterpillar за помощь в подготовке статьи

Подробности

Это только кажется, что обязанности машиниста экскаватора просты и банальны. На деле же их много, они разные и прописаны в должностной инструкции машиниста экскаватора. Давайте узнаем о них подробно.

Чтобы выполнять должностные обязанности, машинисту экскаватора необходимо не только обладать навыками управления данной техникой, но и умениями обслуживать её и поддерживать в действующем состоянии.

Машинист экскаватора – важное и нужное лицо на каждых строительных работах. Невзирая на кажущуюся простоту рабочих функций, данная специальность требует не только умения управлять машиной, но и конкретных знаний по физике, геометрии, географии, горной геологии. Помимо этого, для выполнения всех обязанностей экскаваторщика требуется ответственность и внимательность, т.к. ошибка машиниста может иметь очень плачевный характер.

Должностные обязанности машиниста экскаватора

Сфера главных должностных правомочий определенного работника учреждается в должностной инструкции машиниста экскаватора, которая разрабатывается персонально в каждой организации.

Поскольку должностная инструкция – внутренний документ организации, то он может отличаться по содержанию даже в пределах одной профессии.

Все же имеются общие требования, позволяющие грамотно составить должностную инструкцию машиниста экскаватора.

Основа должностной инструкции машиниста экскаватора

Любая инструкция экскаваторщика, на каком бы предприятии она не была составлена, имеет схожий вид:

  • В правом верхнем углу размещается информация о служебном лице, утвердившем инструкцию, с датой ратификации и подписью настоящего лица.
  • Далее следует раздел с всеобщими положениями. Здесь указывается информация о требованиях, предъявляемых к претендентам на должность, последовательности приема, увольнения и замещения рабочего. В этом разделе содержится перечень документов, с которыми необходимо ознакомиться работнику. Важен такой список особенно для машиниста экскаватора. Ведь в связи со спецификой работы машинисту экскаватора необходимо выполнять ряд инструкций и требований.
  • Основной раздел включает определение прав и обязанностей машиниста экскаватора. Чем точнее составлен перечень требований, тем легче сотруднику выполнять свои прямые обязанности.
  • В последнем разделе речь идет об ответственности работника. Она не может быть требовательнее той, что предусмотрена нормами законодательства.

Основные обязанности машиниста экскаватора

Основными обязанностями экскаваторщика являются:

  • правильная эксплуатация экскаватора при проведении разнообразных видов работ (добычных, зачистных и др.);
  • разработка и транспортировка горной массы и грунта;
  • планировка поверхности забоя и передвижения экскаватора в период работы;
  • разработка грунта послойно;
  • погрузка и укладывание разрабатываемой породы;
  • уход и обслуживание экскаватора до работы и после;
  • непосредственное участие в ремонтных работах техники;
  • ведение и заполнение нужной техдокументации;
  • сортировка горных пород по сортам в ходе выемки;
  • загрузка полезных ископаемых на транспортные средства;
  • удаление с железнодорожных рельс и транспорта остатков различных пород;
  • контроль присутствия заземления и подключение в сеть кабеля подачи тока;
  • контроль уровня топлива и заправка его горючим;
  • контролировать исправную работу устройства;
  • удаление с ковша прилипших грунтов или горных пород;

При разработке должностной инструкции машиниста экскаватора, работодателю необходимо учитывать разряд экскаваторщика. Так как соответствующий разряд позволяет управлять машинисту техникой только с определенными характеристиками.

В данной профессии выделяют пять разрядов: с четвертого по восьмой. Все они отличаются объемом ковша, которым может управлять машинист. Как правило, чем выше разряд, тем больше обязанностей у машиниста экскаватора.

Нередко в процессе работы могут возникнуть аварийные ситуации. В данном случае машинисту необходимо также выполнение ряда требований. Так, например, при пожаре или обрушении грунта и других чрезвычайных ситуациях экскаваторщик обязан:

  • прервать рабочий процесс;
  • транспортировать технику на неопасное место, при этом оставив проход свободным;
  • в случае возникновения пожара приступить к его немедленному тушению;
  • если необходимо, оказать доврачебную помощь потерпевшим;
  • сообщить начальству о сложившейся ситуации.

Подобным образом, при разработке должностной инструкции для машиниста экскаватора важно учитывать значительное число немаловажных моментов, относящихся к требованиям, предъявляемых к соискателю указанной специальности, и списка должностных обязанностей сотрудника. Верно, составленная инструкция поможет и наемнику при приеме сотрудника на работу, и работнику при исполнении им своих трудовых обязанностей в дальнейшем.

Профессиограмма машиниста экскаватора




Общие сведения о профессии:

История профессии



Издавна люди придумывали различные механизмы, чтобы упростить себе жизнь и переложить всю тяжесть труда со своих плеч на различные изобретения или же на приручённых животных. Но машины появились после изобретения парового двигателя, тогда же появились и специально обученные люди, которые ими управляли. Итак — машинист крана появился в 20-м веке, когда придумали самоходный кран, машинист комбайна — примерно в то же время, когда изобрели первый самоходный комбайн в 1907 году в США. А вот машинист локомотива изначально работал не один, а с командой. Первыми машинистами паровоза были английские изобретатели и механики, построившие самый первый самоходный механизм Ракета, приводимый в движение круглым паровым котлом и двигателем. Примерно через десять лет железная дорога и машинисты появились уже и в России. Машинист экскаватора появился когда был изобретён сам экскаватор.




Тип и класс профессии

Профессия машинист экскаватора относится к типу:


« Человек – Техника », она ориентирована на использование и обслуживание экскаватора. Для успешного выполнения такой работы требуются оперативность, точность, определенность действий и исполнительность, дисциплинированность. Дополнительный тип профессии: « Человек- Знак », поскольку работа машиниста связана с работой со знаковой информацией (показаниями приборов, цифрами, показаниями приборов, схемами, картами). Для эффективного выполнения своей работы машинисту требуется развитое внимание. Профессия машиниста экскаватора относится к классу исполнительских, она предполагает совершение действий согласно определенным алгоритмам.

Смежные профессии

Близкие профессии (специальности): Машинист


Перспективность роста квалификации

Машинист

экскаватора   в зависимости от квалификации выполняет работы на одноковшовых и роторных   экскаваторах с ковшом различной вместимости. Профессия имеет 4-8 разряды.
4- й разряд: Одноковшовые экскаваторы с ковшом емкостью до 0,15 м3.
5- й разряд: Одноковшовые экскаваторы с ковшом емкостью свыше 0,15 м3 до 0,4 м3. Роторные экскаваторы (канавокопатели и траншейные) производительностью до 1000 м3/ч.
6- й разряд: Одноковшовые экскаваторы с ковшом емкостью свыше 0,4 м до 1,25 м3. Роторные экскаваторы (канавокопатели и траншейные) производительностью свыше 1000 м3/ч до 2500 м3/ч.  
7-
й разряд: Одноковшовые экскаваторы с ковшом емкостью свыше 1,25 м3 до 4 м3. Роторные экскаваторы производительностью свыше 2500 м3/ч до 4500 м3/ч.  
8-
й разряд : Одноковшовые экскаваторы с ковшом емкостью свыше 4 м3 до 9 м3. Роторные экскаваторы производительностью свыше 4500 м3/ч.

Спрос на профессию в компании АК АЛРОСА По данным Отдела кадров АК АЛРОСА в компании работает 142 человека по профессии машинист экскаватора.

Характеристика процесса труда:


Важнейшие технологические операции

выполнение работ одноковшовыми

  экскаваторами с ковшом и роторными   экскаваторами;

разработка грунтов при устройстве выемок, насыпей, резервов, кавальеров и банкетов при строительстве автомобильных дорог, оросительных и судоходных каналов, плотин, оградительных земляных дамб;

разработка котлованов под здания и сооружения, при возведении опор линий электропередачи и контактной сети;

рытье траншей для подземных коммуникаций, водоотводных кюветов, нагорных и забанкетных канав и других аналогичных сооружений;

выполнение работ по ведению установленной технической документации.

Орудия труда

дорожные и строительные машины;

системы и оборудование;

ручной и механизированный инструмент;

техническая документация.

Рабочее место

Рабочим местом машиниста экскаватора является его кабина, в которой должны быть максимальные удобства для самого машиниста.

Рабочая поза, преобладающие движения при труде

Машинист экскаватора, как и водитель автомобиля постоянно находится в кабине и управляет машиной. Рабочая поза постоянно сидя в кресле в машиниста, которое должно быть комфортно для человека. Если необходимо сделать небольшой ремонт экскаватора или его оборудования, то рабочая поза меняется в зависимости от профиля работы. Во время работы преобладают движения рук.

Продукция

Машинист
экскаватора   управляет землеройной машиной - экскаватором, предназначенным для разработки грунта при строительстве фундамента здания, дорог, канатов и других сооружений.

Видя брака по вине специалиста и возможности их устранения

Брак в работе машиниста экскаватора возникает, если человек безответственно отнёсся к выполнению рабочего задания, исправить можно путём переделывания работы.

Характер работы

Машинист экскаватора управляет землеройной машиной, предназначенной для разработки грунта при строительстве фундамента здания, дорог, канатов и других сооружений. Наряду с основными производственными операциями (наполнение ковша грунтом, подъем и опускание ковша, поворот стрелы к месту выгрузки ковша, перемещение экскаватора) машинист осуществляет техническое обслуживание машины, несложный ремонт, учитывает объем произведенной работы, расход горюче-смазочных материалов.


В зависимости от квалификации (профессия имеет 4-6 разряды) экскаваторщик выполняет работы на одноковшовых и роторных экскаваторах с ковшом различной вместимости - от 0,15 куб.м (4 разряд) до 4,0 куб.м (6 разряд). Трудности в выполнении производственных операций связаны с составом и состоянием разрабатываемого грунта, однообразной рабочей позой, напряжением зрения, слуха (экскаваторщик на слух определяет едва заметные отклонения в работе двигателя и механизмов, сигналы транспортных средств об их готовности грузить грунт).

Санитарно – гигиенические условия труда:
Режим труда и рабочий ритм

Режим работы машиниста экскаватора и его смежных профессий определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными на предприятии.


Микроклиматические условия
Требования к микроклимату, составу воздушной среды в рабочей зоне и к другим условиям труда машиниста экскаватора в основном регламентируются Санитарными правилами (СП) по гигиене труда. Санитарно-технические средства экскаватора (вентиляция, отопление, кондиционирование, теплоизоляция) должны обеспечивать поддержание в кабине оптимальных или допустимых параметров микроклимата (в холодный и переходный период года в диапазоне от 18 - 25 -С, в теплый - не более 28 -С) не позднее чем через 30 минут после начала непрерывного движения с прогретым двигателем. Перепад температуры по вертикали не должен превышать 3 - 5 -С.
Основные требования к состоянию организма работающего

хорошие зрение и слух;

физическое здоровье;

хороший вестибулярный аппарат;

точность движений;

эмоциональная устойчивость;

ответственность.

Медицинские противопоказания

нарушение функций опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха;

психические заболевания;

заболевания, сопровождающиеся потерей сознания.

Основные меры по охране труда

К числу важнейших профилактических мероприятий по охране труда и профилактике профессиональных болезней относятся предварительные (при поступлении на работу) и периодические осмотры трудящихся, подвергающихся воздействию вредных и неблагоприятных условий труда.

Возможные производственные травмы, профессиональные заболевания
К неблагоприятным факторам профессии машиниста экскаватора, отрицательно сказывающимся на здоровье работающего, относятся повышенный уровень шума, вынужденная рабочая поза, загазованность воздушной среды, поэтому существует перечень ограничений для приема на работу и обучение по этой специальности: болезни суставов и позвоночника (выраженный полиартрит, остеохондроз), язвенная болезнь желудка, заболевания сосудов (тяжелый эндартериит, варикозное расширение вен нижних конечностей, тромбофлебит), бронхиальная астма и другие хронические заболевания легких, а также болезни, сопровождающиеся приступами головокружения и потерей сознания. Для подтверждения профессиональной пригодности по здоровью необходимо прохождение специальную медицинскую комиссию
Психологические требования профессии к человеку:
Возможные трудности и напряжённые ситуации

Трудности в выполнении производственных операций связаны с составом и состоянием разрабатываемого грунта, однообразной рабочей позой, напряжением зрения, слуха.



Основные качества, которыми должен обладать работающий

Профессия машиниста экскаватора мужская, связана со значительными физическими нагрузками. Для эффективной работы машинисту бульдозера необходимы достаточное здоровье, физическая сила и выносливость, высокая острота слуха и зрения, высокая скорость и точность сенсомоторных реакций, развитый глазомер, умение распределять и быстро переключать внимание, хорошая зрительная память, склонность к работе с техникой.


Работает в две смены, индивидуально или в составе комплексной бригады. Возможны командировки.

Машинисту экскаватора необходимы хорошие знания в области физики (электротехника), геометрии, географии. Он должен знать устройство, принципы работы и технические характеристики обслуживаемых экскаваторов и их оборудования, причины возникновения неисправностей и способы их устранения, горно-геологическую характеристику своего участка, физико-механические свойства разрабатываемых пород, правила переезда через канавы, железнодорожные пути, мосты; слесарное дело Машинист экскаватора должен уметь различать состав и состояние грунта, выбирать место стоянки экскаватора, оценивать грунт по его внешнему виду, управлять экскаватором, ремонтировать его.


Процесс работы требует от рабочего большой внимательности, точности, хорошо развитого глазомера, сосредоточенности. У него должна быть быстрая реакция, оперативное мышление, конструктивное воображение, хорошая пространственная ориентация.


Должен знать:
 
- устройство, принцип работы и технические характеристики экскаваторов;
- принцип работы механического, гидравлического и электрического оборудования;
- правила монтажа и демонтажа навесного оборудования экскаваторов;
- причины возникновения неисправностей и способы их устранения;  
-
правила разработки грунтов различных категорий при различной глубине забоя;
- правила разработки грунтов с соблюдением заданных профилей и отметок;
- правила и нормы по охране труда и противопожарной безопасности,  
-
требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ;
- требования по рациональной организации труда на рабочем месте;
- виды брака и способы его предупреждения и устранения.
Должен уметь:

- выполнять основные операции технического осмотра   экскаватора;
- выполнять работы по разборке и сборке отдельных сборочных единиц и рабочих механизмов;
- применять ручной и механизированный инструмент;  
-
управлять экскаватором;
- производить земляные, дорожные и строительные работы;
- выполнять технические требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ;
- соблюдать безопасные условия производства работ.


Сведения о профессиональной подготовке
Пути получения профессии и характеристика учебных заведений

На машиниста экскаватора можно обучатся на производстве с помощью специальных курсов и в специальных колледжах.

Желающим стать в ряды этих


« романтиков » с технической специальностью ждут железнодорожные техникумы по всей стране. Для управления комбайнами, кранами, экскаваторами стоит окончить профессионально-техническое училище. Но, разумеется, без некоторого периода практики на рабочем месте, никто не допустит молодого специалиста к управлению сложным и опасным механизмом.


Условия поступления
Основания для обучения: полное среднее образование, физическое состояние работающего.
машинистов   экскаватора  4-6 разрядов требуется начальное профессиональное образование, для 7-8-го разрядов - среднее профессиональное образование .

Продолжительность обучения
Обучение после 9 класса – 2, 5 года

Основные изучаемые дисциплины Материаловедение
Слесарное дело
Основы технического черчения
Электротехника
Основы технической механики и гидравлики
Безопасность жизнедеятельности
Квалификация выпускника учебного заведения

Наличие квалификационных документов (диплом, свидетельства, запись в трудовой книжке, подтверждающая специализацию и присвоенный разряд).
Для управления экскаватором работнику необходимо иметь соответствующие документы (наличие удостоверения на управление спецтехникой).



Зарплата работающего По сведениям ОТиЗ АГОКа средняя заработная плата составляет - 90 385 рублей.
Перспективы профессионального роста или продвижения

Главным требованием к этой работе является технический склад ума и внимательность, так как дорога (в том числе и железная) ошибок не прощает. Машинист — это весьма распространённая профессия, так как железной дорогой

« обвязана » вся страна и вообще вся планета, за исключением разве что маленьких островов и Антарктиды. Этих специалистов можно встретить на земле и под землёй, так как там работают машинисты локомотивов метрополитена. Если учесть, что к этой профессии принадлежат и операторы других машин, то их можно встретить и в поле на комбайне, и на заводе и на турбогенераторной станции.

Продолжительность отпуска
 Продолжительность отпуска - 75 дней.
 

ирина польшина
Конспект занятия «Стройка и строительные профессии»

Тема : .

Цель : Обобщать знания детей о строительстве , строительных профессиях .

Ход занятия.

1. Ритуал начала занятия . Этюд «Солнышко» .

2. Оргмомент (второе слово из пары слов)

3. Игра : «Кто что делает?»

дома :

кирпичи, панели, рамы.

Штукатур - штукатурит стены.

4. Дидактическая игра : «Кому что нужно для работы» .

называли :

Тема : Стройка и строительные профессии .

Цель : Обобщать знания детей о строительстве , строительных профессиях .

Ход занятия.

1. Ритуал начала занятия . Этюд «Солнышко» .

2. Оргмомент (второе слово из пары слов) Кисть - краска топор - пила Доска - рубанок отвертка - шуруп Гвозди - молоток провод - электричество Дырка - дрель экскаватор - котлован Бревно - пила

3. Игра : «Кто что делает?»

Экскаваторщик - работает на экскаваторе и роет котлован бод будущее здание.

Крановщик - работает на кране; поднимает и доставляет тяжелые части дома :

кирпичи, панели, рамы.

Каменщик - кладет стены здания.

Кровельщик - кроет крышу здания.

Электрик - прокладывает электрическую проводку по квартирам.

Стекольщик - вставляет стекла.

Штукатур - штукатурит стены.

Маляр - красит стены, рамы, потолки, пол, двери.

4. Дидактическая игра : «Кому что нужно для работы» .

5. Обобщающая беседа - слова, которые мы с вами называли :

стекольщик, экскаваторщик, крановщик, каменщик, электрик - слова предметы, они

обозначают профессии .

Где работают люди этих профессий ?. (на стройке )

Значит какие эти профессии ?. (Это строительные профессии )

ФИЗКУЛЬ ТМИНУТКА.

6. Игра :

7. Беседа по картинке : «Как стать строителем » .

9. Ритуал окончания занятия .

обозначают профессии .

Где работают люди этих профессий ?. (на стройке )

Значит какие эти профессии ?. (Это строительные профессии )

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

6. Игра : «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем»

7. Беседа по картинке : «Как стать строителем » .

9. Ритуал окончания занятия .



Открытие бизнеса