Матовая фотография. Свойства глянцевой бумаги. Рассмотрим структуру слоев подробнее

Почему важен правильный выбор бумаги для печати фотографий

Специализированная бумага разительно отличается от обычной, представляя собой многослойный «бутерброд», в котором каждый слой несет строго определенную нагрузку: один защищает от протекания чернил и коробления основы, второй фиксирует краску, третий предохраняет изображение от внешних воздействий. Слоев может быть не меньше трех, и чем их больше – тем выше качество и дороже бумага. Кроме того, различия заключаются в методе нанесения оттиска, и получить отпечаток хорошего качества удается только на правильно выбранном типе бумаги.

Как определить, на каких типах бумаги печатает ваш принтер

Универсальная бумага предназначена лишь для простых цветных изображений и не годится для качественной полноцветной печати. Для того чтобы получить высококачественную фотографию, надо приобрести материал, рассчитанный именно на тот способ нанесения изображения, который использован в вашем принтере: лазерный, струйный или термосублимационный способы печати требуют специальной бумаги. Например, для струйного принтера в ее состав включают слои, надежно удерживающее большое количество чернил, препятствующие их растеканию и защищающие нанесенное изображение от повреждения. Можно, конечно, напечатать и на «лазерной» бумаге струйным методом, но полученный отпечаток не будет отличаться ни качеством, ни долговечностью.

В инструкции по эксплуатации производители принтеров всегда предоставляют перечень рекомендованных типов бумаги, так что самый простой способ не ошибиться – прочитать прилагаемое описание. Если же это невозможно, следует ориентироваться по надписям на упаковке: изготовители бумаги помечают, для какой технологии печати она предназначена. Еще один способ – заглянуть в настройки драйвера печати. Как правило, там содержится поле, в котором можно указать плотность и тип бумаги, руководствуясь его содержимым, поэтому выбрать неправильную бумагу не получится.

Кроме обычной бумаги, принтеры печатают на картоне, ткани, двусторонней фотобумаге. Для поддерживаемого носителя должны быть обозначены допустимые параметры (плотность, размер). Отдельные виды фотобумаги снабжены самоклеющимся слоем, предполагающим последующее наклеивание на картон, дерево или пластик.

Чем глянцевая бумага отличается от матовой

Различают три основных типа покрытия: глянцевый (Glossy), полуглянцевый (Semi-gloss) и матовый (Matte). Кроме этого, глянцевые сорта бумаги бывают разными – полуглянцевые (semigloss), глянцевые (gloss), суперглянцевые (supergloss). Существуют также и бумаги с промежуточной степенью глянца, ближе к матовым – "шелковые" (silk). К сожалению, подобное разделение порождает ошибочные мнения о том, что одна из них лучше, а другая – хуже, причем на эту тему в Интернете разводят длинные и бессмысленные споры. На самом деле каждый тип предназначен для решения разных задач, они не взаимозаменяемы и не имеют разделения по качеству.

Глянцевое покрытие позволяет сделать фотографию на интенсивном свете более яркой и блестящей, придав цветам и оттенкам сочность и насыщенность. Кроме того, глянец обеспечивает лучшую защиту снимка от влаги. Однако глянцевое покрытие очень плохо подходит для частого просмотра: его легко повредить и на нем заметнее отпечатки пальцев. Поэтому лучший способ обеспечить сохранность отпечатка – поместить его в специальный альбом или фоторамку. Кроме того, при печати пигментными чернилами на простой глянцевой бумаге вы вообще не получите качественного результата: рисунок стирается просто рукой, что делает ее непригодной для принтеров такого типа. Необходимо использовать суперглянцевые сорта бумаги с микропористым покрытием - слоем, предотвращающим физический износ отпечатка.

На что влияет плотность бумаги

Кроме описанных свойств и особенностей обращайте внимание на параметр плотности: он определяет, для каких целей бумага предназначена. Чем плотность выше, тем более качественные отпечатки можно изготовить. Например, бумага плотностью от 150 до 300 г/м2 позволяет получить фотоснимки высокого разрешения (от 5760 т/д), а плотность 130 г/м2 означает, что бумага подойдет для утилитарных целей: брошюр, графиков или материалов для презентаций с разрешением до 2880 т/д. Но чем плотнее бумага, тем качественнее должен быть узел протяжки принтера. И потому не следует приобретать бумагу самой высокой плотности просто так, не убедившись предварительно, что принтеру она «не противопоказана». Это может оказаться неразумным решением.

Можно ли печатать фотографии на обычной бумаге

Такая мысль приходит в голову, когда надо напечатать много фотографий для мероприятия (в качестве иллюстраций) или пробных оттисков. К сожалению, подобные фото не смогут долго храниться, да и качество будет весьма посредственным. Зато по соотношению цена/качество данному варианту нет равных; правда, такая печать возможна не всегда. Во-первых, бумагу лучше брать потолще, во-вторых – струйному принтеру она может оказаться не по силам, если нужен очень красочный отпечаток. Обычный лист иногда коробится и протекает насквозь, так что пользоваться обычной бумагой для фотопечати надо, соблюдая предосторожности и сделав несколько пробных отпечатков, повышая качество печати постепенно. Лазерный принтер, конечно, не столь требователен к бумаге, как струйный, и на обычном офисном листе может дать хороший отпечаток.

Когда лучше фирменная и когда – универсальная фотобумага

Важно помнить, что бумага для фотопечати, по сути, разделяется на две основных категории: фирменная (ее производят для своих изделий HP, Epson, Canon и другие вендоры) и универсальная, выпускаемая сторонними производителями (Lomond, Colortek, Avery Zweckform).

На первой категории сэкономить не выйдет: она предназначена для тех случаев, когда требуются качественные отпечатки высокого разрешения. Разумеется, если вы решили использовать ее, приобретайте бумагу той же марки, что и ваш принтер – для обеспечения оптимальной цветопередачи (каждый производитель разрабатывает бумагу под тот тип красителя, который применяет в своих принтерах). Для получения самого высокого качества изображения поставщики оригинальной фотобумаги создают специальные ICC-профили, описывающие цветовой диапазон, воспроизводимый той или иной разновидностью бумаги; они доступны для загрузки с сайтов производителей и рекомендованы для печати фотографий из графических программ. К тому же фирменная фотобумага обладает долговечностью и светостойкостью, благодаря чему напечатанные на ней фотографии будут сохранять оригинальные цвета и оттенки в течение нескольких лет (особенно при использовании защитных средств – рамок или фотоальбома), да и отпечатки на оригинальной бумаге внешне зачастую неотличимы от снимков, отпечатанных в фотоателье на аналоговых машинах.

Универсальная бумага подходит для печати изображений разрешением до 9600 т/д практически на любых струйных принтерах, использующих водорастворимые и пигментные чернила. Качество отпечатка на универсальной бумаге ниже, чем на фирменной (при использовании на принтере одного вендора), но зато лучше соотношение цена/качество.

Иногда лучше иметь обе разновидности бумаги – только в таком случае можно получить как высококачественные художественные фотографии, так и «проходные» недорогие отпечатки. Разумеется, это оправдано, только если вы печатаете на струйном принтере, в котором используются оригинальные расходники.

«За кадром» я оставил такие параметры бумаги, как фактура и белизна (определяют степень отражения света от листа и влияют на восприятие изображения), жесткость листа (зависит от расположения волокон бумаги), его пористость (влияет на скорость высыхания, надежность подачи бумаги и долговечность фотографии), электропроводность и трение (влияет на устойчивость к слипанию листов при печати), качество кромок. Они интересны только тем, кто занимается профессиональной печатью и редко применимы в бытовом сегменте.

Пожалуй, осталось добавить, что любая фотобумага – нежный материал, требующий бережного обращения, хранения без воздействия влаги и прямых солнечных лучей; а закладывать в принтер дорогую фотобумагу лучше всего по одному листу. Соблюдение этих требований позволит вам получить максимальное удовлетворение от полученного результата.

Таблица. Сравнительные характеристики фотобумаги:


Типы покрытия бумаги Двусторонняя печать Форматы бумаги Максимальная плотность фотобумаги, г/м2 Максимальное разрешение печати, т/д Сайт
Avery Zweckform глянцевая, суперглянцевая, матовая, атласная есть A6, A5, A4, A3 300 9600

Обозреватель, аналитик, инженер-системотехник. Действительный член «Клуба экспертов Intel», сертифицированный специалист (Мюнхен) по сетевым и серверным технологиям с 1993 года. Компьютерами и сопутствующими решениями занимается с 1985-го, участник многочисленных выставок, обладатель наград за оригинальные схемотехнические и программные разработки. Первый диплом получил в 1984 году от «Патентного бюро» журнала «Юный техник». Увлекается охотой, рыбалкой, водно-моторным спортом. «Утомившись суетой цивилизации, предпочитаю уединенную жизнь вдали от нее. Все свободное время отдаю семье и детям».

Возможно вы сами лет 20-30 назад печатали фотографии в домашних условиях или могли видеть как это делает ваш отец. До начала 90-х годов печатать фотографии дома обходилась гораздо дешевле, чем в . Сейчас конечно же все наоборот. В основном в те далекие годы дома печатались черно-белые фотографии, т.к. химический процесс при печати черно-белых фоток гораздо проще, чем при цветной печати. Тогда вы сами покупали фотобумагу и отдавали предпочтение какому-то определенному заводу-изготовителю. Сейчас печать фотографий выполняет техника и участие человека сводится к контролю ее работы. Поэтому справедливо возникает вопрос: что скрывается за такой характеристикой бумаги как "премиум" и на какой бумаге лучше заказывать печать фотографий – на глянцевой или на матовой.

Любая бумага характеризуется фактурой поверхности, толщиной и цветом. Толщина бумаги зависит от ее плотности – величины, выраженной в граммах на квадратный метр. Чем выше плотность, тем толще бумага. Далее цвет. Не все белые бумаги одинаково белы. Если вы положите на стол бумагу разных производителей, то увидите, что один лист имеет холодный оттенок белизны, другой лист – теплый оттенок белизны, третий – что-то среднее. Поэтому, распечатывая фотографию то на одной, то на другой бумаге, вы будете получать каждый раз фотографию в разных оттенках.

Теперь посмотрим как фактура бумаги, т.е. структура ее поверхностного слоя, влияет на печать фотографии.

Бумага с глубокой фактурой идеально подходит для имитации живописи, печати репродукций картин . Это специальные бумаги с выдавленным рельефом, имитирующие какие-то определенные материалы – вельвет, лен, кожу. Хотя мы, например, для подобных целей используем холст, т.к. печать на холсте передает наибольшую натуральность нежели печать на текстурированной под холст бумаге. Помимо придания эффекта картины текстурная бумага используется для печати фотографий с низкой четкостью снимка, бумага позволяет частично скрыть дефекты изображения, такие как пиксельность и размытость . Подобные искажения в снимке возникают не только в процессе съемки. Когда заказчик хочет напечатать большую фотографию и предоставляет для этого обои для рабочего стола 1200х1800 pix, то появление артефактов неизбежно.

Печать фотографий на гладкой полуглянцевой и глянцевой бумаге дает оптимальный результат в работе с большинством качественно сделанных фотографий. Именно эти бумаги позволяют передавать малейшие детали фотоснимка, поэтому напечатанная фотография выглядит очень четкой . Полуглянцевая фотография меньше бликует по сравнению с глянцевой и идеальна для печати фотографий большого размера . Глянцевые фотографии передают максимальную детализацию снимка, это наилучший вариант для печати фотографий размером от 10х15 см до 20х30 см (или А4) . Кстати, вы где-нибудь видели матовые кружки с фото? Нет. Правильно, потому что глянцевая поверхность кружки радует глаз. И что интересно, как-то никого не волнует - бликует фото на кружке или нет. А вот если вы планируете повесить фото на стену, тогда вам лучше заказать печать матовой фотографии, это позволит избежать бликов . Стена - это вам не фотоальбом, и в данном случае это действительно важно. Характерный пример - печать календарей с фото на заказ .

Так, еще у нас осталась плотность (толщина) бумаги, это тоже очень важный показатель. Заказчики вообще не обращают на него внимания. Во-первых, потому что сами исполнители не указывают эту величину. Плотность сказывается на внешнем восприятии напечатанной фотографии, ее износостойкости, способности воспроизводить фотографии с темным фоном , например, вечерние, ночные съемки. Чем плотнее бумага, тем меньше она подвержена изгибанию, когда вы держите ее в руках. И это происходит даже с размером 10х15, не говоря уже про печать фотографий 20х30. Разница в цене между тонкой и толстой бумагой копеечная, поэтому мы не видим смысла печатать фотографии на тонкой бумаге. Печать фотографий - это не та статья ваших расходов, где нужно экономить.

Подводя итог хотелось бы ознакомить вас с нашим ассортиментом. Он достаточно скромен, потому что в процессе работы мы отобрали не просто оптимальные, а идеальные бумаги . Для печати фотографий от 10х15 до 20х30 (А4) мы используем только глянцевую бумагу 230 грамм/кв.м. (в большинстве салонов за 3-5 рублей вам печатают на бумаге 180 грамм). Наши заказчики никогда не говорят, что получают блеклые, неконтрастные фотографии. Когда нужно напечатать большую фотографию мы вставляем полуглянцевую бумагу 200 грамм. Да. Всего два вида. Зато вам не нужно ставить эксперименты. Печать перекидных настенных календарей это отдельная тема, кому интересно может ознакомиться в соответствующих разделах сайта фотосалона.

Вы хотите сами распечатать фото на струйном принтере для семейного альбома, креативные визитки или фотографию на футболке?! Предполагаю, что принтером вы уже обзавелись, значит в данный момент стоите перед выбором бумаги. Для того, чтобы качество печати вас устраивало, нужно представлять какая бумага вам подойдет.

Практически все картинки в тексте представляют универсальную бумагу Lomond, как один из основных брендов гармонично сочетающих в себе соотношение цена-качество.

Критерии для выбора фотобумаги.

Бумага для цифровой струйной печати различается по

производителю и стоимости

Стоимость глянцевого листа А4 200 г/м 2 определялась на 20.06.2015 по заявленным ценам для розничной продажи на сайте самого производителя либо в магазине Коралл-микро (КМ) где я приобретаю бумагу и, полагаю, что это самый недорогой магазин, особенно по расходникам. Найдете дешевле-пишите, буду признательна.

Основные бренды:

Black Diamond 0,13$

Cactus 0,10$

Canon 0,57$

Epson 0,58$

Hp 0,15$

Lomond 0,12$

Revcol 0,11$

Бумага Canon и Epson предназначена для соответствующих струйных принтеров и выдает, по тестам,отличное качество. Я, уже пару десятилетий печатаю на универсальной, т.е. подходящей для всех принтеров, бумаге Lomond.

плотности

определяет толщину листа. Для сравнения обычная писчая бумага имеет 80-90 грамм на метр квадратный (г/м 2). Для печати фото требуется бумага от ~180 до 300 г/м2:

  • на документы 180-230 г/м2;
  • для печати художественного фото, достаточно 230-270 г/м2;
  • для фото на футболках можно использовать LOMOND Ink Jet Transfer Paper for Bright Cloth, A4, 140 г/м2;
  • визитки печатаем на тисненной (огромный выбор) бумаге,напр., Lomond, глянцевая односторонняя ярко-белая с тиснением «Ящерица» 200 г/м2.
  • для флаеров желательно двухсторонняя бумага с плотностью 90-150 г/м2

Стандартные размеры листовой фотобумаги:


Можно привести еще массу стандартных форматов, но думаю, в том нет необходимости. Если вам встретится размер в дюймах, то надо помнить, что 1ʺ= 25,4 мм (классический английский дюйм).

Большинство струйных принтеров поддерживает формат А4 и менее.

Кроме того, если вы решитесь обратиться в пункты печати, то вам следует кадрировать фото под следующие размеры (в мм):

  • 10х15 —102х152
  • 15х20—152х203, 152х216, 152х224 — размеры на любой вкус, не забудьте предупредить лаборанта, какой размер вы выбрали. 20х30—203х305
  • 30х40—305х403
  • 30х45—305х457

покрытию или фактуре

  • Матовая (Matte) . Идеально подходит для вставки в рамку под стекло, для ламинирования,для фото на документы.
  • Глянцевая (Glossy). Используется для печати фото, имеет глянцевую поверхность. Вот чтоб блестело! И это именно та бумага.
  • Полуглянцевая (Semi Glossy) . Блестит, но менее, дополнительный плюс- отпечатки пальцев не столь заметны.
  • Cуперглянцевая (Super Glossy). Аж слепит,) особенно если учесть что она часто бывает повышенной белизны (см. др.параметры).

Тисненая бумага может быть как глянцевой так и матовой.

другим параметрам

разрешению , которое ответственно за прорисовку мелких деталей. Разрешение, по сути, плотность точек на дюйм. Соответственно чем больше разрешение (измеряется в в точках на дюйм (dpi– dots per inch) и dpi = ррi (пикселей на дюйм)) тем лучше качество фотоснимка. Но такое утверждение достаточно спорно. К сведению, фотографию на экране мы рассматриваем с разрешением 72 dpi, и лишь распечатанная она выглядит непривлекательной, что означает важность данного параметра только при выводе на печать. Считается, что человеческий глаз способен увидеть не более чем 300-320 dpi, т.е. фото, распечатанное с данным разрешением и рассматриваемое с расстояния 20-30см, ничем не будет отличаться от фотографии с более высоким разрешением. Причем чем больше картинка, и, соответственно, расстояние с которого ее рассматривают, тем меньше может быть разрешение.

У Lomond-а разрешение печати варьируется от 2880 dpi до 5760 dpi.

Для любознательных. Как соотнести такое разрешение фотобумаги с нашим разрешением при печати 300-320 dpi? Если я правильно разобралась, то несложный расчет показывает, что стороны формата А4 297мм=297/25,4=11,7ʺумножаем на разрешение 300 dpi получаем 3510 пикс, и для другой стороны А4 210 мм=210/25,4=8,3ʺумножаем на разрешение 300 dpi получаем 2490 пикс. Итак, чтобы распечатать фото с разрешением 300 dpi мы должны использовать бумагу повышенного разрешения,т.е.5760 dpi. При 2880 dpi мы получаем разрешение по большей стороне равное 244 dpi, которого, в принципе, предостаточно.

яркости или белизне. Белизна, как показывает сравнение, у Ломонда несколько ниже чем у его основных конкурентов. Но настолько ли важен этот критерий? Ломонд имеет линейку фотобумаг повышенной яркости(белизны).

Передача цветов, при использовании бумаги Lomond, без нареканий. Но при черно-белой печати, появляется легкий сине-зеленый оттенок особенно заметный на черных деталях фотографии. Убирается в настройках принтера: синий, в данном случае голубой, нейтрализуется добавлением красного, а зеленый — пурпурного, можно слегка убрать насыщенность.

водостойкости. Как и любая фотобумага, относительно влагостойкая, вы можете полить ее водой и, чернила (особенно оригинальные) не потекут, что связано с технологией струйной печати, но если вы потрете влажное фото пальцем, то увидите ослепительно белую подложку. Повторная качественная печать на такой бумаге невозможна.

Наибольший интерес представляет режим real size. Только в этом случае машина гарантированно не делает ресайз, т.е. пересчет линейных размеров изображения при его выводе на печать. При печати в режиме real size картинка печатается «пиксель в пиксель», что и позволяет нам в нужной степени управлять резкостью при печати. Более подробно я писал об этом в статье «Шарпинг под печать» .

Большинство лабораторий, в том числе профессиональных, в открытом виде предлагают клиентам лишь два режима печати - в обрез и целиком. Несмотря на сложности понимания этих параметров, напечатать фотографии, не задав один из них, невозможно. А вот режим real size относится к дополнительным возможностям печати. Он более сложен для понимания и заведомо приведет к браку, если файлы не готовить специальным образом. Однако профессиональные лаборатории позволяют печатать в real size, если это указать в примечаниях. На практике этот режим используется достаточно редко, т. к. готовить файлы к такой печати трудоемко и их нельзя с тем же качеством использовать для печати других форматов. Режим real size обычно используют для таких задач, когда высокоточная передача резкости картинки критична.

Какую бумагу выбрать - матовую или глянцевую?

Этот, казалось бы, простой вопрос заставляет нас задумываться почти каждый раз, когда мы заказываем печать фотографий. Именно из-за того что мы не можем сделать однозначный выбор раз и навсегда, производители фотобумаги и лаборатории предлагают как минимум два варианта, а в некоторых случаях и больше.

Выбор типа бумаги в большей степени субъективен и в меньшей - зависит от конкретных задач. Одним нравится блеск глянцевой бумаги, другим - возможность «бесследно» дотрагиваться до матовой. Широко распространено мнение, будто глянцевая бумага более контрастна, однако измерения этого не подтверждают. Вероятно, такое восприятие обусловливается особенностью человеческого глаза. Стоимость обоих типов бумаги также не различается.

Немаловажный фактор - условия просмотра. Если отпечаток будет висеть на солнечной стороне комнаты, я бы не советовал печатать его на глянцевой бумаге. А вот дать рекомендации против печати на матовой бумаге затруднительно, хотя многим она нравится меньше.

Не стоит забывать и про бумагу metallic, которую предлагают многие современные лаборатории. Она покрыта специальным слоем, который не только «играет» на свету, но и невероятно увеличивает прочность отпечатка: порвать такой снимок практически невозможно. Metallic отлично подходит для ярких и урбанистических сюжетов: подсолнухи в летний день, отражающие детали автомобилей и т. п. Однако такая бумага существенно дороже, редко где принимают к печати на ней форматы меньше 20 х 30.

На практике люди часто меняют тип бумаги от заказа к заказу или даже в рамках одного заказа. Я не советую уделять вопросу выбора бумаги слишком много внимания - действуйте по настроению, это принесет вам гораздо больше удовольствия. Меняйте тип бумаги, экспериментируйте! Старайтесь в момент заказа иметь под руками фотографии, отпечатанные на разной бумаге - тогда вы всегда сможете освежить ощущения и выбрать то, что вам по душе в данную минуту.

Как сделать так, чтобы отпечаток соответствовал картинке на мониторе?

Соответствие изображений на итоговом отпечатке и мониторе - комплексная задача, требующая поддержки со стороны и фотографа, и лаборатории. Для обеспечения максимально точной цветопередачи от файла к отпечатку необходимо: * аппаратным образом откалибровать свой монитор. Для этого можно воспользоваться услугами специалистов или приобрести спектрофотометр и научиться с ним работать. Некоторые практические советы по калибровке можно найти, например, в статье Сергея Щербакова «Настройка и калибровка монитора. Комплекты Pantone/Gretagmacbeth Eye-One Display LT и Eye-One Display 2» . Тем же, кого вопросы калибровки интересуют на глубоком уровне, советую изучить статью Алексея Шадрина «Колориметрическая настройка мониторов. Теория и практика» ; * выбрать фотолабораторию, которая обеспечивает поддержку профайлов фотобумаг: такой лабораторией является, в частности, «Фотопроект»;
* готовить файлы к печати с использованием профайлов бумаг, измеренных в данной лаборатории.

Профайл описывает цветовой охват бумаги и конкретного устройства, используемого в конкретных условиях. Поддержка профайлов со стороны лаборатории требует обеспечения стабильных условий печати (влажность, температура, химия, бумага и др.) и комплекса регламентных работ по калибровке оборудования. Если говорить о работе с Adobe Photoshop, то существует несколько способов работы с профайлами, основными из которых являются: * предпросмотр будущего отпечатка в режиме View - Proof Colors. Для этого необходимо предварительно записать профайл в специальную директорию операционной системы. В Windows XP профайлы располагаются в C:/WINDOWS/system32/spool/driver/color , в MacOS X профайлы находятся в Library/ColorSync/Profiles . Для установки достаточно кликнуть правой кнопкой мыши на файл и в открывшемся меню выбрать «Установить профиль». Далее при работе в Adobe Photoshop выбираем необходимый профайл в View - Proof Setup - Custom. В этом режиме мы можем увидеть, как примерно будет выглядеть наш файл на будущем отпечатке - с учетом особенностей конкретных условий печати. При необходимости можно внести в файл поправки, находясь непосредственно в режиме софт пруфинга;
* конвертация графического файла в профайл устройства/бумаги с помощью команды Edit - Convert to Profile. Рекомендуемый для большинства случаев метод конвертации (Intent) - Perceptual. В момент конвертации происходит математический подбор цвета исходя из возможностей печати - таким образом, чтобы цвета на отпечатке были максимально похожи на цвета в файле. Этот метод цветопередачи является более точным, но вносит необратимые изменения в файл, который нельзя использовать для других ситуаций. Если вы конвертируете картинку с профайлом, обязательно сохраняйте файл для печати в виде отдельной копии;
* конвертация средствами печатной машины. Как правило, минилабы не поддерживают такую возможность, однако машины большого формата Durst умеют пересчитывать цвета самостоятельно. Для этого машина должна знать исходное цветовое пространство, в котором производилась работа с файлом. При сохранении файлов всегда имеет смысл убедиться, что в параметрах сохранения выставлена галочка ICC Profile. Минилабы игнорируют встроенные профайлы, но некоторым машинам такая информация необходима для качественной печати.

Что такое цветокоррекция при печати и зачем она нужна?

Качество итогового отпечатка напрямую зависит от качества исходных файлов. Напечатать можно практически любое изображение вне зависимости от того, сделан кадр любителем или профессиональным фотографом. Однако для достижения наилучшего результата файлы из фотокамеры или сканера обычно расценивают как сырой материал, требующий дальнейшей интерпретации.

Как правило, любое изображение в той или иной степени можно улучшить с помощью элементарной или сложной компьютерной обработки. Результат улучшения зависит от качества исходного файла, характера изображения, творческих задач, опыта и имеющегося в распоряжении времени. Особенно актуально улучшение файлов в случае печати фотографий большого формата. К задачам подготовки файлов относят проверку, анализ проблем и возможных способов улучшения оригинала, цветокоррекцию, управление контрастом, яркостью, насыщенностью , резкостью, выделенную коррекцию областей (например, лиц) и т. д.

Если вы не владеете компьютерными программами обработки, некоторую элементарную цветокоррекцию можно поручить оператору печати. При печати малых форматов во многих лабораториях такая услуга предоставляется бесплатно и определяется параметром «Цветокоррекция» (делать или не делать). Если вы готовили файл самостоятельно, лучше выбрать «Не делать»: тогда оператор отправит изображение на печать как есть, без дополнительного вмешательства. Если же в параметре «Цветокоррекция» выбрать «Делать», то оператор внесет поправки в цветопередачу картинки, если посчитает это необходимым. Такая коррекция в первую очередь направлена на исправление явных огрехов съемки и производится согласно общепринятым нормам работы с цветом
(серый - нейтральный, небо - голубое, трава - зеленая). Если в кадре есть люди, цветокоррекция производится по лицам. При работе с цветом оператор манипулирует следующими основными параметрами: - цветовой баланс (желтый, пурпурный, голубой); - плотность; - контраст. В случае необходимости оператор может вмешаться в насыщенность и резкость картинки, а также сделать кадрирование.

Цветокоррекция оператором также необходима в случае печати с пленки, ведь не каждый фотограф может позволить себе отсканировать пленку и обработать ее перед печатью. Передавая пожелания по цветокоррекции, не поленитесь описать их как можно подробнее. Не стесняйтесь писать в примечаниях такие фразы, как «сделайте понасыщеннее», «лучше более контрастно, чем недоконтраст», «люблю потемнее (посветлее)» и т. п. Цветокоррекция субъективна, поэтому чем больше информации о ваших предпочтениях будет у оператора, тем более вероятен ожидаемый вами результат.

Как узнать параметры цветокоррекции, которую внес оператор при печати?

Если вам понравилась (или, наоборот, не понравилась) цветокоррекция оператора, вы можете узнать, что именно он сделал. При печати в профессиональных лабораториях такая информация располагается на обратной стороне каждого отпечатка и называется «бэкпринт» (backprint). Содержание бэкпринта зависит от типа печатной машины и параметров печати. Ниже приводится пример расшифровки бэкпринта в лабораториях «Фотопроект» (по аналогии можно расшифровать и любую другую печать). желтый - пурпурный - голубой, плотность. N - отсутствие коррекции.
После 9 идет A и так до F, что соответствует 16.
8 - Двузначная цифра - автоматическая коррекция плотности негатива. При печати с файлов - три прочерка. Первая цифра также заменяется на букву после 9, т. е. B9 означает 119.
9 - Другие корректуры, где
AC - контраст;
AСh - контраст в светах;
ACs - контраст в тенях;
SA - насыщенность;
AS - резкость;
GR - подавление зерна.
10 - Автоматическое масштабирование.
11 - Ручное масштабирование.

Можно ли напечатать настоящее ч/б?

В современных лабораториях печать осуществляется в «цветном процессе», т. е. с использованием цветной бумаги и цветной химии. Печать на настоящей ч/б бумаге возможна в теории, но на практике для этого необходимо поддерживать специальные настройки печатной машины (химия, бумага). Так как ч/б печать на фоне цветной является редкой услугой, найти лабораторию, которая содержит для такой печати специальную машину, весьма затруднительно - это не выгодно экономически. Поэтому приходится довольствоваться выводом ч/б изображения на цветной бумаге. Незначительный цветовой оттенок в этом случае неизбежен, однако его можно значительно минимизировать (вплоть до невидимого глазу), если печатать в профессиональных лабораториях, которые обеспечивают стабильные условия печати. Практика показывает, что наилучшие результаты достигаются при конвертировании черно-белого изображения в профайл бумаги/устройства.

Для того, чтобы получить яркие, сочные и максимально качественные цифровые фотографии, мало использовать соответствующее оборудование (фотоаппарат, и печатующую машину). Как бы не были важны эти две составляющие, но, пожалуй, одну из самых определяющих ролей отвечающих за качество конечного результата, играет используемая бумага для печати фотографий. Именно этот компонент является ключевым фактором, в получении качественных цифровых фотографий. О нем и поговорим в сегодняшнем материале.

обладает рядом свойств и параметров, выделяющий её в отдельный класс специализированных бумажных изделий. Благодаря этим свойствам, данный вид бумаги позволяет оптимальным образом закрепить наносимый слой красителя, исключая его протекание, растекание или размазывание сквозь, или по поверхности материала. Таким образом, краситель впитывается, и надежно фиксируется на поверхности фотобумаги.

Кстати говоря, качество самого красителя, это вторая по важности (после фотобумаги ) составляющая часть, яркого и детализированого отпечатка. Но это отдельная тема для разговора. Факт в том, что даже используя посредственные чернила (в случае, струйной фотопечати ) на профессиональной бумаге для печати фотографий, Вы получите удовлетворительный результат. Достигается это, специальной многослойной структурой фотобумаги, в которой каждый слой, отвечает за определенную функциональную задачу.

Профессиональная бумага для фотографий имеет не менее пяти структурных слоев. Большинство из них, стандартны для всех типов фотобумаг, за исключением самого верхнего, так называемого "воспроизводящего слоя ". Как правило, чем больше функциональных слоев использовано при изготовлении фотобумаги, тем она дороже. При этом, не всегда чем больше слоев, тем плотнее бумага. Просто эти слои могут быть ужаты до микронных размеров.

Рассмотрим структуру слоев подробнее:

  1. Укладочный слой (основа на которую укладываются все остальные слои)
  2. Нижний, посадочный слой (является скрепляющим элементом между укладочным слоем и последующими функциональными слоями)
  3. Полиэтиленовый слой (служит для эластичности и устойчивости к факторам внешнего воздействия)
  4. Бумажная основа (самый большой слой во всей структуре бумаги для фотографий)
  5. Абсорбирующий слой (впитывает влагу красителя)
  6. Воспроизводящий слой (данный слой зависит от типа бумаги и её плотности)

Какие типы бумаги для печати фотографий бывают?

Существуют разные виды фотобумаг различающиеся, в основном, по типу покрытия, общей плотности и формату. Типы покрытия бывают также разных видов (например, сатин, микропористая, шелк, полуглянец ), но класифицируются на два основных подвида - матовое и глянцевое покрытие . Плотность фотографии измеряется в граммах на метр. Как правило, чем выше плотность, тем больше слоев используется в бумаге, и, соответственно, тем она и дороже.

Формат бумаги для фотографий , определяет её стандартные размеры. Для печати любительских фотографий в большинстве случаев, используется формат 10 на 15 см . С плотностью и размером бумаги вопросов возникнуть не должно. Поэтому, более подробно остановимся на типах покрытия бумаги для фотографий.

Глянцевая фотобумага (Glossy) - данный тип покрытия легко отличить за счет гладкой, отсвечивающей поверхности, бликующей на солнечном свете. На этом покрытии особенно эффектно смотрятся яркие, насыщенные цвета со множеством цветовых оттенков. Поэтому глянцевые журналы, использующие яркие, профессиональные фотоизображения, выбирают для печати именно этот тип бумаги.

Матовая бумага (Matte) - отличительная особенность этого покрытия, поверхность с шершавой, пористой текстурой. За счет хорошей впитываемости, на данный тип бумаги прекрасно ложатся водорастворимые чернила, поэтому цвета на этой бумаге подвержены меньшему выгоранию, по отношению к глянцевой поверхности. Но минусом можно считать не столь ярко-выраженную цветопередачу, по отношению к той же глянцевой бумаге для фотографий. Особенно это заметно на мелких элементах изображения.

Полуглянцевая бумага (Semi-Glossy) - в отличии от глянцевой поверхности обладает чуть менее выраженным блеском и не столь гладкой текстурой. Данный вид бумаги нивилирует плюсы и минусы глянцевой и матовой поверхности, и является своего рода некой средней альтернативой, с отличной светостойкостью и приемлемой цветопередачей. На данном типе поверхности, не столь явно остаются отпечатки пальцев как на глянцевой, и, одновременно с этим, её можно не ламинировать во избежании скорого выцветания. Подойдет как для любительской фотопечати, так и для профессиональной

Суперглянцевая бумага (Super-glossy) - это покрытие с повышенным содержанием глянца. Отличается максимально возможной цветопередачей и насыщенностью цветовых оттенков. Обычно используется в профессиональной фото печати, и коммерческой полиграфии, соответственно, и стоит дороже других видов бумаги для печати фотографий

Шелковая бумага (Silk) - фактура данного покрытия скорее ближе к матовой текстуре, но в то же время, обладает свойствами глянца. Изображение на этой бумаге, выглядят такими же яркими и насыщенными, как и на глянцевой поверхности, но при этом данная бумага более устойчива к внешним воздействиям. Также на этой бумаге практически не остается отпечатков пальцев, и она не столь бликует на солнце.

Видео по теме:

Какую бумагу для печати фотографий выбрать?

Ознакомившись с классификацией фотобумаг, мы можем сделать ошибочный вывод, что если бумага с суперглянцевым или шелковым типом поверхности, стоят дороже фотобумаги с матовым, сатиновым или полуглянцевым покрытием, следовательно данные виды бумаг лучше всего подходят для печати. Это не совсем так. Более того, иногда купив, казалось бы, самую дорогую бумагу для фотографий, Вы получаете довольно-таки посредственный результат, порой ещё хуже, чем это получалось на самой дешевой матовой фотобумаге. Происходит это потому, что принтер или печатающая машина, изначально не настроены на печать с учетом особенностей типа поверхности бумаги. Настроив же отдельный профиль под конкретную связку используемой фотобумаги и чернил, Вы получите прекрасные отпечатки, намного более превосходящие стандартные результаты.

Помимо этого, некоторые типы бумаг предполагают использование только с определенными категориями оборудования (минилаб, струйный, лазерный или термосублимационный принтер ). Обычно, на упаковке бумаги, всегда можно найти маркировку информирующую о категории оборудования с которой она используется. Такую же информацию, Вы найдете и в инструкции по эксплуатации печатного оборудования в перечне типов носителей для данного оборудования. Конечно же, никто Вам не запретит использовать "термосублимационную " бумагу на струйном принтере, но, поверьте, качеством, полученное изображение, отличаться не будет.

Плотность и формат бумаги для печати фотографий

Формат фотобумаги , это, по сути, ее размеры. На данный момент, они стандартизированны, и используется по всему миру без изменений. Самые известные и наиболее часто используемые из них, следующие форматы - А6 (10 на 15 см.), А4 (21 на 29, 7 см.), и А5 (14,8 на 21 см.).

Почти 80% фотопечати в действующих фотолабараториях, приходится на формат 10 на 15 см ; и 14,8 на 21 см . Они же, и являются самыми популярными форматами для печати фотографий.

Что касается плотности фотобумаги, то чем она выше, тем лучше. На плотной бумаге можно получить более качественные отпечатки нежели на бумаге со сравнительными характеристиками, но с менее плотной консистенцией. К примеру, печать фотографий можно доверить фотобумаге плотностью от 160 до 300 грамм на квадратный метр, в то время как для печати текстовой информации с вкраплениями графики, например, буклетов, презентаций и пр; прекрасно подойдет бумага плотностью от 130 г/м2, и выше.

Для печати стандартной фотографии 10 на 15 см ; в основном используют бумагу плотностью 230 - 260 г/м2. При использовании бумаги с более плотной консистенцией, учитывайте то, что нагрузка на ленто-протяжный механизм фотопринтера возрастает в разы, что сказывается на последующем его износе.

Какая марка фотобумаги лучше?

Представлена, на сегодняшний день, в избытке, и от разных производителей. Хотя, надо сказать, что сами эти производители, в основном, выступают в роли монополистов рынка, поэтому конкуренция не такая живая как бы хотелось.

В этом плане, пожалуй, только китайские производители не опускают руки, и представляют на рынке альтернативные, и довольно-таки интересные решения. В целом же, основных мировых производителей фотобумаги, можно пересчитать по пальцам.


Из первого эшелона, можно выделить Epson, Canon, Kodak и НР . Классом по ниже идут сторонние производители - Colortek, Lomond, Zweckform . Брендовая бумага из первой категории, как правило, всегда дороже, но и отличается дорогостоящей технологией производства, что сказывается на конечном продукте. Снимки распечатанные на бумаге Epson, Canon, Kodak или НР , всегда будут отличаться светостойкостью и повышенной надежностью к факторам внешнего воздействия. А это, в свою очередь, позволяет сохранить первозданный вид фотографии на многие годы вперед, даже без соответствующей защиты.

Надо сказать, что фирменная бумага очень часто конфликтует со сторонними чернилами, поэтому если Вы хотите получить максимально качественную цветопередачу, то используйте чернила одноименного производителя

Второй класс бумаг (Colortek, Lomond, Zweckform ), или как его ещё называют, универсальный - не столь притязателен к наносимым чернилам. Более того, производители специально закладывают в данный тип бумаг, взаимодействие со сторонним красителем. Поэтому на этой фотобумаге, Вы всегда получите снимки приемлемого качества, вне зависимости от марки чернил. А если еще учитывать сравнительно не высокую стоимость, то данное предложение очень выгодно отличает её, в сравнении с брендовой фотобумагой. Это в общем-то и сыграло свою ключевую роль в последующем завоевании рынка. Так, к примеру, на российском рынке, одной из самых популярных марок, стала фотобумага марки Lomond .

Выводы

Мы с вами разобрали типы фотобумаг, основные их параметры, и марки производителей. Подведем некоторые итоги:

Напоследок, хотелось бы отметить, что любая бумага для печати фотографий, сама по себе, достаточно хрупкий материал, и требует соответствующего хранения и условий эксплуатации. Как правило, фотобумага всегда продается в надежно упакованном виде. В заводской упаковке лучше всего её и хранить, по мере необходимости доставая листы для использования.

Одно из самых главных условий для хранения фотобумаги - отсутствие внешних воздействий, таких как попадание прямых солнечных лучей и повышенной влажности. При эксплуатации фотобумаги, старайтесь не прикасаться к рабочей поверхности, ни до печати, ни после неё. Необходимо это для того, чтобы краситель подсох. Придерживаясь этих не хитрых правил, Вы всегда сможете насладиться прекрасным результатом, полученным на любом типе фотобумаги.



Открытие бизнеса