Специалитет - что это? В чем разница между бакалавриатом, специалитетом и магистратурой? От специалиста к бакалавру: в чем разница

Различия между указанными участниками процесса закреплены в ст.57 и 58 Уголовно-процессуального кодекса. Как эксперты, так и специалисты обладают специальными знаниями, уровень которых подтверждён соответствующими документами. Они являются незаинтересованной стороной судебного разбирательства, а потому должны быть максимально объективными и беспристрастными.

Эксперт работает лишь с теми материалами, которые ему предоставлены лицом, назначившим экспертизу, и не может заниматься их самостоятельным сбором. За дачу заведомо ложного заключения предусмотрена уголовная ответственность. Специалист не занимается проведением экспертизы и лишь высказывает своё мнение. Он может быть привлечён к ответственности за разглашение информации, которая стала ему известна в силу профессиональной деятельности.

Для дачи ответов на поставленные вопросы эксперту необходимо проведение специальных исследований. Это касается судебно-медицинской, дактилоскопической, баллистической экспертизы. Специалист может высказать своё мнение без подготовки, используя собственные знания или обратившись к технической литературе. Его можно вызвать в процесс для разрешения отдельных вопросов, в то время как экспертизу можно только назначить.

Вопрос 54

Необходимость в назначении судебной экспертизы может возникнуть по делу практически любой категории. Потребность проведения судебной экспертизы того или иного рода, вида возникает в связи с необходимостью привлечения судом лица, обладающего необходимыми для решения дела специальными знаниями. Разумеется, судья, как и любое другое лицо, не имеет возможности владеть информацией по всем отраслям искусства, техники или науки, поэтому часто не имеет возможности самостоятельно провести оценку всех обстоятельств дела. В связи с чем, при возникновении у суда вопросов, решение которых требует применения специальных знаний, по делу назначается судебная экспертиза.

Назначение судебной экспертизы сопровождается вынесением определения суда с указанием в нем вопросов, на которые должен ответить судебный эксперт, и других данных, включая род или вид назначаемой экспертизы, наименование экспертного учреждения, сведения о суде и сторонах по делу, некоторые обстоятельства дела, перечень представленных эксперту на исследование материалов и объектов, срок проведения экспертизы, сторону, на которую судом была возложена обязанность по оплате, а также другие сведения и указания. При назначении экспертизы стороны могут ходатайствовать перед судом о постановке тех или иных вопросов, суд же определяет окончательный перечень вопросов, мотивировав при этом отклоненные им. Также у сторон имеется право ходатайствовать перед судом о назначении экспертизы в выбранном ими экспертном учреждении, судья же, соглашаясь с мнением какой-либо стороны по делу или нет, указывает наименование выбранного им экспертного учреждения. Обязанности мотивировать отклонение предложенного одной или обеими сторонами экспертных учреждений у суда не имеется. После вынесения определения суд отправляет его со всеми необходимыми экспертами материалами в адрес экспертного учреждения.

При получении судебно-экспертным учреждением определения о назначении экспертизы и представленных материалов, его руководитель поручает проведение экспертизы определенному эксперту или экспертам. Выбор руководителем эксперта обычно основан на загрузке экспертов данной области, сложности назначенной экспертизы, а также специфики поставленных задач. Нередки случаи, когда в определении суда указывается не только наименование выбранного им экспертного учреждения, но и Ф.И.О. конкретного эксперта. Тогда руководитель, при возможности, поручает проведение экспертизы именно ему. В случае невозможности привлечения указанного в определении эксперта, например, из-за большой загрузки, отпуска, длительной командировки, необладания им специальными знаниями в конкретной области (указан эксперт, который занимается другим видом экспертиз), руководитель предлагает суду другую кандидатуру эксперта и согласовывает с ним возможность его привлечения к проведению судебной экспертизы. Далее эксперт изучает определение и представленные материалы на возможность проведения исследования по поставленным вопросам, запрашиваю у суда при необходимости недостающие материалы или объекты. В случае возможности проведения назначенной экспертизы, экспертное учреждение связывается со стороной, на которую судом возложена обязанность по внесению оплаты за проведение экспертизы для осуществления данной функции.

По результатам произведенных действий, после получения всех необходимых материалов и оплаты экспертизы (или осуществления депонирования денежных средств на счет суда), эксперт приступает к проведению исследования, осуществляя при необходимости осмотр объекта экспертизы. В результате проведенного исследования составляется заключение эксперта, в котором отражается ход исследования, а также полученные в результате проведенного исследования выводы. Подготовленное заключение эксперта вместе с представленными материалами отправляется в суд, назначивший экспертизу. При этом важно отметить, что заключение не может быть передано стороне по делу, а также не могут быть сообщены стороне или другому лицу результаты экспертизы.

На основании вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: критериями использования специальных знаний, а следовательно экспертизы в гражданском процессе являются: 1) норма права (материального или процессуального), содержащая специаль­ные элементы в определенной форме; 2) уровень развития науч­ных знаний, позволяющий использовать их для практических це­лей; 3) нали­чие объективной связи между способом применения определенных научных знаний и юридической целью их использования.

Ко всему прочему следует учесть, что требования гражданско-процессуальной формы предполагают формализацию критериев и определение форм использования спе­циальных знаний для достижения определенных юридических це­лей. Соответственно, такие критерии (основания), формы и цели должны быть опосредованы законодательно. Фактическое исполь­зование специальных знаний вне процессуальных правил не может иметь никаких юридических последствий, ибо любые общественные отношения в процессе существуют только в правовой фор­ме. Однако одного указания в норме права на возможность приме­нения специальных знаний недостаточно – необходимо опреде­лить их форму; в противном случае возникают проблемы в прак­тической реализации правового предписания, его системном тол­ковании.

Вопрос: Добрый день! Я знаю, что похожие вопросы задавались, однако у меня очень спорная ситуация - очень надеюсь на ответ.
Я поступала в МГУ в 2007, когда ВУЗ еще не перешел на программу Болонской системы. Выпускаюсь в 2013 (специалитет). Хотела бы продолжать образование в магистратуре СПбГУ, но никак не могу понять, имею ли я право на бюджетное обучение.
В соответствии с пунктом 5 статьи 6 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
"дипломированный специалист" имеет право продолжить на конкурсной основе обучение по программе магистратуры соответствующего уровня высшего профессионального образования, которое не рассматривается как получение им второго высшего профессионального образования. Получение образования по программам магистратуры лицами, имеющими диплом специалиста, диплом магистра рассматривается как получение второго высшего профессионального образования, если иное не установлено федеральными законами.
В октябре 2007 вступил в силу закон № 232-ФЗ, которым введены уровни ВПО. Таким образом, все принятые студенты до этого закона в принципе не могли быть приняты на уровневые программы специалиста. Я была принята в МГУ летом 2007-го, то есть ДО принятия этого закона. Поэтому, если я правильно понимаю, я имею право на бесплатное обучение в магистратуре. Это же мне подтверждает и наш ректорат. НО! С 2011 года МГУ выдаёт новые образцы дипломов, там слова "дипломированный" нет. При этом сам же МГУ по таким дипломам принимает в магистратуру на бюджет.
Значит ли это, что меня возьмут на бюджет только в МГУ, а СПбГУ меня с таким дипломом не примет?

Ответ проректора по учебной работе Лавриковой Марины Юрьевны:

Обращаем Ваше внимание на то, что прием на обучение в СПбГУ осуществляется не на факультеты, а на образовательные программы. В настоящее время СПбГУ не осуществляется прием на обучение по заочной форме. В соответствии с п.15 ст.108 «Закона об образовании в Российской Федерации», введенной Федеральным законом от 03.02.2014 N 11-ФЗ, лица, имеющие высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением им квалификации "дипломированный специалист", имеют право быть принятыми на конкурсной основе на обучение по программам магистратуры, которое не рассматривается как получение этими лицами второго или последующего высшего образования.

Лица, успешно освоившие образовательные программы и получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании, подтверждаемом присвоением им квалификации «дипломированный специалист», в соответствующих документах об образовании в графе «квалификация (степень)» имеют запись вида «Астроном» (для лиц, успешно освоивших основную образовательную программу по специальности «Астрономия»), «Химик» (для лиц, успешно освоивших основную образовательную программу по специальности «Химия»), «Географ» (для лиц, успешно освоивших основную образовательную программу по специальности «География») и т.д.

Лица, успешно освоившие образовательные программы и получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании, подтверждаемом присвоением им квалификации «специалист», в соответствующих документах об образовании в графе «квалификация (степень)» будут иметь запись «Специалист».

Поступление в вуз лиц, имеющих диплом, подтверждающий присвоение квалификации «специалист», для обучения по основной образовательнойпрограмме магистратуры на местах, финансируемых за счет средств федерального бюджета, является нарушением действующего законодательства Российской Федерации. При этом они могут получать образование на местах по договарам с оплатой стоимости обучения.

Прием заявлений об участии в конкурсе на основные образовательные программы магистратуры направления «Юриспруденция» и иных документов от поступающих, предоставляющих документы лично или через операторов почтовой связи общего пользования, начинается 20 июня 2014 года и завершается (для всех форм предоставления документов) 10 июля 2014 года. (п. 7.8 Правил приема в 2014 году, см. ссылку) Также, поступающие с 01 марта 2014 года до дня окончания срока приема документов на основные образовательные программы магистратуры в 2014 году (10 июля 2014 года) при подаче заявления об участии в конкурсе могут предоставить документы, в электронно-цифровой форме через официальный сайт СПбГУ. (см. ссылку)

Информация о стоимости обучения на 2014/2015 год будет опубликована на официальном сайте Приемной комиссии СПбГУ к 1 апреля 2014 года. С информацией о стоимости обучения по основным образовательным программам магистратуры в 2013/2014 учебном году Вы можете ознакомиться, перейдя по

Ответить на вопрос кем лучше выйти из стен ВУЗа - специалистом или бакалавром, поднимается уже не первый год. С тех пор как Россия присоединилась к Болонскому процессу (а это уже 12 лет назад!) бакалавриат прочно вошел в нашу жизнь. Но ведь остаются ВУЗы, которые до сих пор готовят специалистов в различных областях. Так в чем же различие этих двух форм высшего образования? Редакция "сайт" попыталась в этом разобраться.

Бакалавры появились еще в средние века в странах Европы. Уже тогда это понятие относилось к студентам университетов, достигшим некой ступени мастерства в своем обучении. В частности, есть версия, что сам термин возник в связи с вручением бакалавру лаврового венка. В свою очередь специалист как термин появился и активно развивался на территории советского и постсоветского пространства. Дипломированным специалистом назвался, да и сейчас называется человек, получивший диплом о высшем образовании по конкретной специальности.

Разница между бакалавриатом испециалистом

Таким образом, можно сказать, что основное отличие бакалавра от специалиста кроется в терминах: бакалавр - это ученая степень , специалист - это квалификация .

В России бакалавры стали появляться лишь после 2003 года. Именно тогда наша страна присоединилась к Болонскому процессу на берлинской встрече министров образования европейских стран. Одной из основных целей Болонского процесса является «содействие мобильности путём преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения». Для этого необходимо, чтобы уровни высшего образования во всех странах были максимально сходными, а выдаваемые по результатам обучения научные степени — наиболее прозрачными и легко сопоставимыми. Это, в свою очередь, напрямую связано с введением в ВУЗах системы перезачёта кредитов, модульной системы обучения и специального Приложения к диплому. Это также находится в тесной связи с реформированием учебных планов.

Различия между бакалавриатом и специалистом

Кроме того, между специалитетом и бакалавриатом есть и вполне реальные различия. Так, например, бакалавру предстоит просидеть за партой всего 4 года, в то время как специалисту 5-6 лет в зависимости от специальности . Дело в том, что первые два года будущие бакалавры и будущие специалисты обучаются по одной программе, разделение начинается на третьем курсе. В то время как бакалавры продолжают изучать предметы широкого профиля, специалист переходит к узкопрофильным дисциплинам.

Кроме того, разница между бакалавром и специалистом по окончании ВУЗа состоит в том, что специалист получает диплом по своей специальности, а бакалавр об общем высшем образовании. При этом, бакалавр и специалист могут продолжить обучение в магистратуре. Но для бакалавра-магистра и специалиста-магистра разница состоит в том, что первый формально продолжает получать высшее образование и может это делать на бюджетной основе, а для специалиста - это второе образование, в любом случае платное.

Плюсы и минусы

Как мы видим, плюсы есть как у бакалавра, так и у специалиста. Так что делать выбор нужно так: если Вы точно уверены в своей будущей специальностью, то уверенно учитесь на специалиста. Если же хотите получить время для "подумать", либо планируете продолжить обучение за границей - смело шагайте в бакалавры, поскольку диплом бакалавра - унифицированный стандарт.

Редакция "сайт"

Ключевые слова : молодой специалист, опытный профессионал, качества человека

Многие путают слова «специалист» и «профессионал». Но если разобраться, так ли они похожи? Чтобы понять, кого надо называть профессионалом, а кого специалистом, нужно понять разницу между словами специальность и профессия . Казалось бы. Попробуем.

Со специалистом всё проще некуда. Закончил вуз, получил специальность. Всё. Стал специалистом. Есть кое-какая теория, кое-какие навыки в потенциале. Опыт необязателен. Как говорят в народе, это молодой специалист . Нулевой уровень.

Далее при помощи добавления прилагательных получаем более продвинутых специалистов. Есть опытный специалист – у него есть опыт, значит, он проработал по специальности несколько лет. Есть высококлассный специалист или специалист высокого уровня . Он получил статус человека, классно разбирающегося в каком-то аспекте совей специальности. А еще есть липовый спец – он с умным видом делает липу.

Что с профессионалом? По логике, профессионал – это тот, кто занимается чем-то в пределах своей профессии, дела. Присмотримся, используя этимологическую лупу:

Профессия – это слово из английского языка. Человек, называвший себя профессионалом, прилюдно объявлял какое-либо дело своей профессией. Глагол «profess» так и переводится – «открыто признавать».

Сегодня всё изменилось. Посмотрите на слова «киллер-профессионал» или «вор-профессионал». Есть еще профессиональные вымогатели и нищие. Что за бред? Пусть попробуют публично объявить о своих «делах». Их же сразу повяжут!

Если значение слова «профессионал» не вяжется со словами «киллер» и «вор», почему возникли такие словосочетания? Потому что значение слова «профессионал» изменилось. Теперь оно значит не столько «быть представителем профессии», сколько «делать дело без ошибок, на высшем уровне». А какое это дело, полезное или вредное, никого не волнует. То есть дело в данном случае не обязательно является социально «одобряемой» профессией. Вот так всё перевернулось с ног на голову.

В принципе, в этом и есть принципиальная разница между специалистом и профессионалом. Специалист ассоциируется только с работой в сфере деятельности, которой он обучался в университете и действует в рамках профессии, причем, как правило, на своём рабочем месте в одной организации.

Кстати, замечены случаи употребления в речи таких фраз, как «специалист-профессионал», что значит специалист, который выполняет свои обязанности без ошибок, беспредельно качественно.

Что касается профессионала, то в последнее время наблюдается тенденция называть профессионалом человека, который действует не столько в рамках профессии, работы, сколько совершает деятельность, которая приносит прибыль вообще . Получаешь много денег за то, что делаешь – называйся профессионалом! Прекрасно разбираешься в своей области, но не умеешь на этом заработать? Хоть тресни, профессионалом считаться не можешь.

Кроме этого профессионал более самостоятелен. Тот, кого называют профессионалом, всегда гораздо компетентнее специалиста в таких вопросах, как организация процессов и времени, коммуникация, управление финансами и деловая независимость. Грубо говоря, профессионал более самостоятелен и свободен, чем специалист, который, как правило, «прилипает» к организации и все вышеперечисленные «сложные» задачи оставляет решать руководству.

Вообще, слово «специалист» более понятно русскому человеку. Даже в словарях оно определено более четко, чем слово «профессионал». Загляните в словарь Ожегова, например. А слово «профессионал» как правило, определяется посредством слова «специалист» с добавлением отличительных признаков. Потому что это слово еще не до конца прижилось в русском языке. Поэтому пока его значение нестабильно.

Но подытожим.

Кто лучше работает? И профессионал, и специалист работают хорошо, только вот профессионал гораздо больше зарабатывает.

Кто компетентнее? В вопросах специальных тонкостей высококлассный специалист не уступает профессионалу. А вот в вопросах самостоятельности на уровне организации делового процесса профессионал выгодно отличается от специалиста.

Более чем в 50 странах мира и прежде всего в Европе действует двухуровневая система высшего образования. Вузы ежегодно выпускают из своих стен в «профессиональную» жизнь бакалавров и магистров. Правомочен вопрос – откуда же, в таком случае, берутся специалисты? Тоже из вузов и даже могут потом стать магистрами, как и бакалавры. Чтобы окончательно не запутаться, чем отличается бакалавр от специалиста, заглянем в историю.

Происхождение понятий «специалист» и «бакалавр»

Бакалавры появились еще в средние века в Восточной Европе, уже тогда это понятие относилось к студентам университетов, достигшим некой ступени мастерства, степени. Одна из версий происхождения слова «бакалавр» сводится к тому, что достигшим этой степени, вручали плод лавра, и звучало это как «bacca lauri». Термин «специалист» в свою очередь относится исключительно к советскому пространству. Дипломированным специалистом назвался, да и сейчас называется человек, получивший диплом о высшем образовании по конкретной специальности. В большинстве стран постсоветского пространства, в том числе в России и на Украине степень «специалист» уже отменена. Таким образом, можно сказать, что основное отличие бакалавра от специалиста кроется в терминах: бакалавр – это ученая степень, специалист – квалификация.

Отличия подготовки бакалавров и специалистов

  1. Чем отличается бакалавриат от специалитета, так это сроками обучения. Бакалавру предстоит просидеть за партой всего 4 года, в то время как специалисту 5-6 лет в зависимости от специальности.
  2. Первые два года будущие бакалавры и будущие специалисты обучаются по одной программе, разделение начинается на третьем курсе. В то время как бакалавры продолжают изучать предметы широкого профиля, специалист переходит к узкопрофильным дисциплинам.
  3. Разница между бакалавром и специалистом по окончании вуза состоит в том, что специалист получает диплом по своей специальности, а бакалавр об общем высшем образовании.
  4. Бакалавр и специалист могут продолжить обучение в магистратуре. Но для бакалавра-магистра и специалиста-магистра разница состоит в том, что первый формально продолжает получать высшее образование и может это делать , а для специалиста – это второе образование, в любом случае платное.
Плюсы и минусы

Получается, что ответить на вопрос, что выше бакалавр или специалист практически невозможно. И тот и другой получили высшее образование, и тот и другой могут работать по профессии. К плюсам выбора в пользу бакалавра можно отнести возможность обдумать выбор специализации. К примеру, окончив ВУЗ можно начать работать и уже в зависимости от сферы деятельности сделать выбор в магистратуре. Специалист рискует, получив специальность, так и не найти ей применение на практике.

Очевидным плюсом степень бакалавра будет для студента, собирающегося уезжать заграницу, поскольку диплом бакалавра – унифицированный стандарт. В то же время при приеме на работу в России или на Украине степень бакалавра оценивается неоднозначно – это минус. Многие работодатели воспринимают такое образование как незавершенное, вроде обо всем и ни о чем одновременно. В свою очередь европейские и американские работодатели с энтузиазмом принимают бакалавров в сотрудники с перспективой обучения «под себя».

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что выбирая высшее образование – специалист или бакалавр, нужно в первую очередь ориентироваться на свои личные планы. Мечтаете о или о скорейшей экономической самостоятельности, тогда бакалавриат, еще в старших классах определились со специальностью – очевидно, специалитет.



Отчетность