Распространенные ошибки при принятии управленческих решений. Виды ошибок в процессе принятия решений

Анализ ошибок принятия решений и поведения после совершенных ошибок очень важен для достижения успеха в бизнесе. Поэтому ему уделяется внимание как в теоретических, так и прикладных исследованиях процесса принятия решений.

1. Распространенной ошибкой при принятии решений являются необдуманные решения, которые в большинстве случаев принимаются наспех. Данная ошибка скорее характерна для молодых руководителей и управленцев с небольшим опытом руководства. Некоторые менеджеры попадают в ловушку, думая, что принимать решения сразу же при возникновении проблемы эффективно, так как такой подход существенно экономит рабочее время. Безусловно, такое мнение часто ошибочно. Впоследствии оно ведет к безосновательным, неосмысленным решениям, которым не предшествовал тщательный анализ проблемной ситуации.

Другой стороной данной ошибки является необдуманное использование той или иной альтернативы для реализации решения некоторой проблемной ситуации. Такая поспешность в большинстве случаев продиктована нехваткой времени, которая происходит в связи с оттягиванием решений на неопределенный срок, или прокрастинацией. Подобное откладывание "на потом" реализации решения является типичной ошибкой управленцев, которые не склонны к планированию собственного времени. В то же время некоторые считают, что в проблемных ситуациях с высокой степенью неопределенности прокрастинация имеет положительное влияние, так как с течением времени в ряде случаев неопределенность может снижаться.

  • 2. Следующая ошибка происходит в результате проведения крайне поверхностного анализа проблемной ситуации или отсутствия такового. Некоторые исследователи называют такое действие слепым решением. Такое решение реализуется руководителем сразу же после возникновения единственной альтернативы без проведения ее анализа и прогнозирования возможных исходов ситуации. В таком случае менеджер не задумывается о возможных последствиях решения, что в дальнейшем может привести к крайне неблагоприятным результатам.
  • 3. Еще один вид ошибочных решений вытекает из использования шаблонов при принятии решений, которые были созданы ранее самим руководителем или же заимствованные у других. Такие решения похожи на слепые решения, так как опять же анализ проблемной ситуации отсутствует, не проводится оценка возможных результатов и т.д. Такие решения могут вызывать неожиданно негативные последствия, особенно в случае использования шаблонов для решения каких-либо новых, уникальных проблемных ситуаций.
  • 4. Ошибкой при принятии управленческого решения является также и разрыв между выбором альтернативы и ее реальной реализацией. Более того, многие руководители не счи

тают реализацию решения отдельной стадией данного процесса. Крайне редко выполняется операция просчета того или иного решения на возможность и сложность его реализации, хотя в реальности при осуществлении некоторого решения при каких-либо неучтенных условиях решение может исказиться до неузнаваемости.

5. Распространенным ошибочным управленческим решением является использование различных житейских стереотипов. Как правило, стереотипы дают возможность принимать решение достаточно быстро, причем решение будет казаться руководителю комфортным, но на практике может оказаться неправильным. Возможны случаи, когда управленцы просто закрывают глаза на факты, которые противоречат их решениям, что является серьезной ошибкой. Одним из проявлений данной ошибки является излишняя самоуверенность, вследствие которой руководители склонны занижать риск.

Медлительность, отодвигание решения до тех пор, когда для подготовки уже не остается времени. В результате принимаются необдуманные, скоропалительные решения, вред от которых очевиден.

Недостаточный анализ возможных последствий решения или просто его отсутствие. Принятые таким образом решения не случайно называются «слепыми»: негативные последствия, которыми они сопровождаются (не

смотря на то, что идеальных решений не бывает!), могут перечеркнуть положительный результат ранее совершенных действий. Перефразируя известный закон Мэрфи («Если неприятность может случиться, то она обязательно случится!»), скажем, что из всех возможных негативных последствий мы в таком случае получим самое негативное. Решение без анализа последствий (как ближних, так и дальних) - это бумеранг, который, возвращаясь, больно ударит того, кто его запустил.

Эгоцентризм в решениях, ориентация на себя, на собственную выгоду, без внимания к другим возможным последствиям.

Принятие решения по вдохновению, интуитивно. Спору нет, интуиция в управлении - дело не последнее. Однако, согласитесь, доверять интуиции судьбу предприятия не вполне разумно. Гораздо вернее делать выбор на основе анализа, доведя это до автоматизма, который со стороны может

выглядеть как вдохновение, как интуиция.

Отбрасывание рациональных аспектов, принятие решений на основании симпатий, настроений. Следует помнить, что человек - существо преимущественно иррациональное, эмоциональное и нелогичное. Однако деятельность, тем более управленческая, нелогичной, иррациональной быть не может и не должна. В данном случае эмоции - плохой советчик.

Уверенность руководителя в том, что он непогрешим,и отказ от здравых советов других людей. Решения, принятые в одиночку «непогрешимыми» руководителями, называются еще «самодовольными». Конечно, полностью зависеть от мнения окружающих менеджер не должен. Однако отказываться от разумных, здравых советов, безусловно, не следует. «Непогрешимость» иногда приводит к большим проблемам просто потому, что непогрешимых людей нет.

7. Нежелание или неспособность учиться на ошибках, повторение неправильных решений. Эта тактика, по-видимому, не нуждается в комментариях. Зададим себе вопрос: всегда ли ошибки в принятии решения приводят к негативному результату? С точки зрения логики - да. Однако в реальной жизни все сложнее (вспомните, что люди - существа нелогичные). Иногда решения, принятые вслепую или под влиянием эмоций, становятся на самом деле наилучшими. Это действительно так. Остановившиеся часы тоже показывают точное время два раза в сутки, и что из этого следует?

Перейдем теперь к ошибкам скрытым. Для того чтобы рассмотреть их системно, обратимся к анализу основных этапов подготовки и принятия решений. Это действие универсально, оно пригодно для использования в каждом случае, когда требуется принять управленческое решение. Конечно, анализ этапов не гарантирует от ошибок, однако, как показывает опыт, при его использовании риск уменьшается. Так что время (а анализ требует времени) не теряется напрасно. Кроме того, взяв на вооружение данный метод и освоив его, вы через некоторое время сможете пользоваться им автоматически, на уровне навыка. А это и есть мастерство, если его понимать как абсолютное владение техникой. Итак, процесс подготовки и принятия управленческого решения включает следующие этапы:

Постановка проблемы.

Выявление альтернатив и выбор оптимального варианта.

3. Реализация решения и контроль результатов. Сейчас мы рассмотрим более подробно первые два этапа, оставив анализ третьего для следующих лекций.

Итак, чтобы принять управленческое решение, следует прежде всего выяснить исходную ситуацию или, иначе говоря, увидеть проблему такой, какая она есть, а не такой, какой она нам представляется. Вообще я должен сказать, что ситуации, когда следствия либо симптомы принимаются за суть проблемы, не так уж редки. Подмена реальной проблемы ее следствиями - распространенная ошибка. Для того чтобы не совершить эту ошибку, можно воспользоваться следующим правилом: первое пришедшее вам в голову объяснение проблемной ситуации считайте следствием. Задайте вопрос: «Чем оно вызвано?». Получите ответ и воспринимайте его как следствие некоей исходной проблемной ситуации, его порождающей. Рассуждая таким образом, можно «докопаться» до действительных причин. Для упрощения этой процедуры используйте следующие вопросы:

Кто должен решать эту проблему (вы, другое лицо, группа людей и т. д.)? Если вы - продолжайте обдумывать. Если не вы - поручите решение проблемы другому: (другим) и на время забудьте о ней. Как правильно передать решение проблемы подчиненным, вы узнаете, когда мы будем говорить о таком управленческом действии, как делегирование.

Зачем надо принимать решение, в чем его цель, замысел, что его обусловливает?

Когда требуется принять решение?

4) Как, в какой форме оно должно быть выражено?

Лучше всего изложить ответы письменно. На первый взгляд, это кажется лишним, однако попробуйте - и убедитесь, что все не так просто. Вы непременно столкнетесь с тем, что вроде бы ясная и понятная проблема становится совершенно невыразимой в письменном виде. Так вот, если вы не можете четко и ясно изложить проблему на бумаге, вы ее не понимаете. Второй этап - это выявление альтернатив и выбор оптимального варианта. Вот рекомендации, которые помогут более или менее уверенно справиться с этим.

1. Если вы хорошо проработали постановку проблемы, то у вас скорее всего имеются ее возможные решения, и вы уже почти готовы ответить на известный вопрос русской интеллигенции: «Что делать?» Для начала расширьте круг потенциальных вариантов и возможностей действий. Для этого сформулируйте по отношению к проблеме вопросы такого типа:

¨ Какие возможности есть для...

¨ Что можно сделать для того, чтобы...

¨ Какие действия следует предпринять, чтобы...

И, наконец, постарайтесь систематизировать результаты, например, зафиксировав их на карточках, опять же в письменном виде.

2. Теперь выберите оптимальный вариант. Если ситуация стандартная, то ваши главные советчики - здравый смысл, опыт, интуиция и прецеденты (похожие случаи, имевшие место раньше). Для нестандартных ситуаций используйте следующие приемы:

Подберите критерии оценки вариантов, ведь качеством критериев и их обоснованностью определяется качество самого решения. Например, при покупке дома критериями выбора могут быть: стоимость, удаленность от города, наличие и качество дорог, площадь садового участка, качество дома, близость водоема, леса и т. д. Определите относительную значимость каждого критерия по пятибалльной системе, и тот вариант, который наберет максимальную

Однако не спешите действовать. Гораздо лучше проанализировать вероятные последствия каждого варианта с помощью следующих вопросов:

¨ Что я выигрываю?

¨ Что я проигрываю?

¨ Какие новые задачи встанут передо мной? » Какие новые обязанности появятся?

¨ Какими могут быть побочные результаты?

¨ Не возникнут ли новые проблемы, более сложные, чем решаемая?

Таким образом, вы фактически произведете анализ вариантов как количественно (с точки зрения критериев в баллах), так и качественно (с точки зрения возможных последствий). Это поможет вам выбрать действительно оптимальный вариант.

В случае, когда оптимального варианта найти не удалось, момент принятия решения лучше всего отложить, если, конечно, можно. Это полезно по двум причинам. Во-первых, может измениться ситуация, и потребуется решать другую задачу или не понадобится решать никакой. А во-вторых, если после активной проработки вариантов вы перейдете к другим делам, ваше подсознание будет продолжать работать над проблемой. Ваше подсознание - это ресурс, который нельзя не использовать. Решение может прийти неожиданно (даже во сне).

Если и это не помогает, можно воспользоваться одним из следующих двух способов:

а) разбейте проблему на этапы, примите частичное решение, которое позволит начать работу. Возможно, по мере развития ситуации принять окончательное решение будет легче;

б) примените правило «менее худшего», выберите наилучшее решение из имеющихся плохих.

II. После того как вы приняли решение, наступает пора действовать. Однако следует иметь в виду, что менеджер никогда или почти никогда не занимается только одной проблемой. Чаще всего ему приходится решать много проблем почти одновременно. Согласитесь, что это невозможно без тщательной организации своей работы. Ну а организация есть результат планирования. К анализу психологических проблем, связанных с планированием работы менеджера, мы сейчас и приступим. Итак, основными видами планирования в работе управленца являются два: планирование действий (определение их порядка и установление приоритетов) и планирование времени. Конечно, эти виды связаны) между собой, однако каждому из них присущи свои психологические особенности и закономерности. Рассмотрим их более подробно.

Принципы

планирования рабочих задач

Одна из проблем планирования - это группировка, классификация разнообразных задач, проблем и дел ежедневно встающих перед руководителем. По каким критериям сортировать задачи, как поступить с той или иной проблемой, с какой из них начать, как распределить их во времени? Для того чтобы найти ответы на эти вопросы, специалисты предлагают воспользоваться принципами Парето, АБВ-анализом или принципом Эйзенхауэра.

Принцип Парето

Этот принцип, названный именем своего автора - итальянского экономиста Вильфредо Парето, в общем виде сводится к утверждению, что внутри любой группы (например, группы задач) малые части приобретают намного большую значимость, чем предполагает их удельный вес. В результате многочисленных исследований в различных сферах было установлено следующее:

¨ 20\% клиентов (товаров) дают 80\% оборота или прибыли;

¨ 80\% клиентов (товаров) приносят 20\% оборота или прибыли;

¨ 20\% ошибок обусловливают 80\% потерь;

¨ 80\% ошибок обусловливают 20\% потерь и т. д.

Поэтому принцип Парето иногда называют принципом 80: 20, или принципом 8: 2. Если говорить об управлении, то здесь этот принцип проявляется так: в процессе работы 20\% задач обусловливают 80\% результатов, а 80\% задач обеспечивают 20\% результатов. Или иначе: в процессе работы за 20\% времени достигается 80\% результатов, а за оставшиеся 80\% времени - 20\% результатов. Между прочим, вы можете это проверить во время сессии. Не правда ли, что за первые 80\% времени, отпущенного на подготовку к экзамену, вы выучиваете 20\% вопросов, а за оставшиеся 20\% - 80\% материала. Если вы делаете наоборот, это означает, что вы овладели самоорганизацией по принципу Парето! Теперь осталось только воспользоваться опытом в решении управленческих задач. Ведь применительно к повседневной работе менеджера использование принципа Парето означает, что не следует браться сначала за самые легкие, интересные и требующие минимальных затрат времени дела. Необходимо приступить к вопросам, сообразуясь с их значением и важностью. Итак, сначала - немногие «жизненно важные» проблемы, а уже потом - многочисленные второстепенные.

Даже Бог, вероятно, ошибся, создав человека, который все больше проявляет свою неспособность сохранить его творения. Тем более каждый руководитель на протяжении своей деятельности принимает множество ошибочных решений. Наиболее типичные ошибки руководителей при принятии решений представлены в табл. 7.4.

Ошибки руководителей при принятии решений

Таблица 7.4

Субъективные ошибки

Объективные ошибки

1. Привычка принимать решение по

выбранному шаблону

(«Мы всегда так делали»)

1. Перенасыщенность принимаемых

решений, которые вследствие этого не всегда выполняются

2. Переоценка возможного успеха

(«Мне обязательно повезет»)

2. Новые решения противоречат тем,

которые уже приняты

3. Апелляция к собственному опыту

(«Мой опыт поможет сделать правильный выбор»)

3. При принятии решения определяются

нереальные сроки. Все понимают это, но тем не менее принимают решение

4. Настрой на субъективные

желания («Я этого очень хочу»)

4. Новые решения дублируют те, которые

были приняты ранее, но не работают

5. Недооценка риска («Со мной

этого не случится»)

5. Принимаемое решение оказывается в

силу обстоятельств половинчатым

6. Установка на самый исполнимый

(«Зато все сделаем быстро»)

6. В решениях существует определенная

возможность конфликта при их реализации

7. Стремление доказать свою

(«В конечном счете я всегда прав»)

7. Решение принимается большинством,

хотя правильным может быть мнение меньшинства

8. Подгонка информации под свой

замысел (вариант) решения

(«Моя идея должна сработать»)

8. Решения принимаются с расчетом на то,

что ошибки будут исправлены в процессе его реализации

9. Абстрактный стиль принятия

(«Смысл понятен, а там разберемся»)

9. В связи с нехваткой времени

игнорируется поэтапная процедура принятия решения

10. Давление неудач

(«Я уже не один раз обжегся»)

10. Некому готовить информацию,

необходимую для принятия решения

Вопросы и упражнения

1. Первая теорема компетентности Гилберта и ее следствия.

2. Как потенциал повышения производительности труда может повлиять на выбор альтернатив решения?

3. Каковы возможности применения третьей теоремы Гилберта для

повышения эффективности труда персонала?

4. Какие основные виды информации необходимы работникам для обеспечения возможности производительного труда?

5. Охарактеризуйте основные принципы управления с точки зрения их влияния на эффективность труда персонала.

6. Насколько, на Ваш взгляд, эффективны в российских условиях

применяемые фирмами США описанные выше практические меры по улучшению управления?

7. В каких случаях участие работников в управлении предприятием наиболее целесообразно? Поясните и приведите примеры.

8. Перечислите основные формы участия работников в управлении предприятием. Приведите примеры из своей практики.

9. Назовите теневые стороны жесткой системы контроля. Приведите

10.Ответственность руководителя за управленческое решение. Определение и виды ответственности.

11.Задачи контроллинга.

12.Поясните смысл конкретного гуманизма. В чем состоит его особая значимость для российских условий?

13.Назовите причины кризиса доверия к научной экспертизе.

14.Укажите причины особой ответственности ученых, работающих в области генетики.

15.Основные достоинства и недостатки привлечения персонала к выработке управленческих решений. В каких ситуациях настойчиво рекомендуется привлекать персонал к выработке управленческих решений?

16. Сформулируйте Золотое правило нравственности и категорический императив Канта.

17. Место этики в бизнесе.

18. Основные виды неэтического поведения в бизнесе. Приведите примеры из томской действительности.

19. Почему в долгосрочной перспективе для бизнеса более

целесообразно бороться за совершенствование рамочных условий, чем вставать на путь обхода ограничений?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Управленческое решение представляет собой основной вид деятельности руководителя. Сущность и характерные особенности решений. Психологические аспекты принятия управленческих решений. Методы принятия управленческих решений. Анализ и принятие решений.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2008

    Психические особенности и механизмы процесса принятия решений у работников служб экстренного вызова. Влияние личностных особенностей работников служб экстренного вызова на процесс принятия решений: характеристика, экспериментальное исследование и анализ.

    дипломная работа , добавлен 14.11.2008

    Групповая задача как объект и источник принятия группового решения. Групповая дискуссия и ее роль в принятии групповых решений. Методы и стратегии коллективного принятия решений. Закономерности структурной организации принятия группового решения.

    реферат , добавлен 12.01.2008

    Психологические аспекты и методы принятия управленческих решений. Индивидуальный стиль деятельности руководителя. Эмоционально-волевые качества и мотивация власти руководителя. Линии поведения руководителя как критерии принятия управленческих решений.

    дипломная работа , добавлен 23.09.2008

    Проведение исследования для выявления взаимосвязи между личностными факторами принятия решений и склонностью к предпринимательскому риску у студентов. Составление опросника "Личностные факторы принятия решений" и "Склонность к предпринимательскому риску".

    курсовая работа , добавлен 05.11.2014

    Психологические проблемы процесса принятия решения. Стилевые, типологические и гендерные особенности процесса принятия управленческих решений. Личности флегматического темперамента. Особенности реакции женщины на внешнюю среду, мотивации ее поступков.

    дипломная работа , добавлен 18.03.2015

    Механизмы, влияющие на принятие решений. Эмоционально-волевые качества и мотивация власти руководителя. Личностные характеристики политиков. Принятие управленческого решения. Анализ качеств политиков, влияющих на принятие управленческих решений.

    курсовая работа , добавлен 26.09.2011

    Принятие решений и участие в организациях как способ реализации личности человека. Основные функции процесса управления. Личностные качества руководителя в процессе разработки управленческих решений. Диагностика организаторских способностей начальника.

    курсовая работа , добавлен 07.08.2010

Принятие управленческих решений - основная функция менеджера. Как избежать ошибочных решений, которые могут привести к разрушению бизнеса? Кто наиболее часто склонен совершать ошибки? Какие правила нужно соблюдать для того, чтобы было принято оптимальное решение? Об этом читайте в статье.

Давно известно, что руководитель - это человек, должность которого обязывает принимать непременно правильные решения. Считается, что одним из основных критериев для назначения руководителем является умение найти самое оптимальное решение, даже если оно не самое благоприятное. Что называется, лучшее из возможных вариантов. Известно, что лауреат Нобелевской премии по экономике Герберт Симон считал: «Менеджмент равнозначен «принятию решений». Симон исходил из того, что большинство случаев принятия человеком решений связано с поиском и отбором удовлетворительных альтернатив. Только исключительные случаи связаны с выбором оптимальных решений.

Однако, действительность нередко опровергает мнение, что менеджеры умеют принять верное решение и по факту принимают неверные решения. В то же время по причине авторитета, силы власти или еще по какой-то другой причине подчиненные беспрекословно выполняют указания начальника, приводящие к негативным последствиям. Особенно такое явление характерно для опытных, считающихся «непогрешимыми» начальников. Но, практика показала, что они много раз заводили свои организации «в болото», считая, что находятся на правильном пути (подобно мальчику, который организовал «Крестовый поход детей»). К решениям начинающих руководителей относятся более критично и нередко саботируют их указания, что может иметь и позитивный эффект, в случае того, что они ошибаются.

Приведу пример одной компании, где владелец бизнеса практиковал авторитарный стиль управления, считал, что он значительно умнее своего персонала, ведь он, а не они создал бизнес, нанял их всех на работу. Интересно, что в момент старта бизнеса он вел себя совсем по-другому. В тот момент он был начинающим предпринимателем, много чего не знал, и потому часто обращался за советом или консультацией к своему персоналу. Бизнес рос, развивался и в какой-то момент владелец посчитал себя всезнающим, и перестал советоваться с людьми. Поначалу некоторые из них, замечая ошибку начальника, по привычке продолжали стараться корректировать его. Но встретившись с его негативной, откровенно агрессивной реакцией, постепенно перестали возражать, в то время как он уже считал, что ему не нужны никакие советы.

Вначале ошибки, которые он допускал, были не столь существенными, но в определенный момент он совершил сразу несколько глобальных ошибок, основанных на неверных решениях. Результатом стал развал бизнеса, который стал для него неожиданным, ситуация была, что называется «как гром среди ясного неба». И вот в этот трагический момент бизнесмен осознал, что он в течение длительного времени вел себя неправильно и даже начал упрекать некоторых подчиненных в том, что они не предупреждали его, не спорили с ним. Некоторых он даже обвинил в предательстве.

Приведенный пример демонстрирует, что излишняя самоуверенность, отсутствие критического отношения к своим действиям может привести к самым негативным последствиям. Характерно то, что неверные решения принимали даже самые талантливые люди из различных сфер деятельности: бизнесмены, военачальники, тренеры, пилоты и капитаны кораблей. Этот список можно продолжить и привести немало примеров.

Каковы же причины принятия неправильных решений? Основные из них:

  • низкая квалификация, неопытность руководителя;
  • отсутствие необходимой информации;
  • отсутствие времени на анализ, объективную оценку ситуации;
  • неумение делегировать полномочия, привлекая к принятию решений других людей, в том числе подчиненных, коллег, экспертов;
  • расчет на то, что любое решение можно изменить без существенных потерь;
  • излишняя самоуверенность;
  • излишнее доверие к собственной интуиции;
  • склонность к неоправданному риску, к слишком быстрым решениям.

Такие причины неверных решений как низкая квалификация, неопытность достаточно очевидны. При нынешней высокой степени кадровой динамики постоянно появляются новые, молодые руководители, которых никто не учил принятию решений. Ни в стенах ВУЗов, ни в бизнес-школах практике принятия решений не уделяется необходимого внимания. В учебном процессе доминирует теория, рассказывают о значении решений, но в реальности не учат методикам их принятия. Еще меньше практических примеров, особенно негативных. В основном говорят об историях успехов, как кто-то развил бизнес, заработал на отличном решении, но ведь известно, что больше бизнесов несостоявшихся, чем состоявшихся. Статистики количества верных и неверных решений нет, но наверняка можно говорить о том, что соотношение будет близким. Но, узнают преимущественно об успехах. Разве это правильный подход?

Безусловно, важно обратить внимание и на отсутствие необходимой информации, которое столь часто влияет на принятие решений. Наши менеджеры традиционно не уделяют должного внимания сбору и анализу информации, что обусловлено не только особенностями менталитета, но и недостатками профессиональной подготовки. Различные курсы по работе с информацией в основном построены так, что обучающиеся узнают о методах ее сбора, но не знают, как ей потом распорядиться. Известно, что в статьях затрат компаний затраты на приобретение информации находятся на последних местах, явно уступая корпоративным праздникам и прочим подобным мероприятиям. Специалисты по работе с информацией (речь идет не о программистах или системных администраторах) традиционно находились на вторых или третьих ролях, а в период кризиса были безжалостно сокращены во многих компаниях. В результате получается, что решения принимаются без наличия качественной информации, зачастую на основании откровенно субъективного, волюнтаристского подхода.

Отдельного разговора заслуживает склонность менеджеров к риску, которую можно назвать «комплексом адреналинщика». Стиль жизни на адреналине зародился еще в 90-е годы, но и сейчас его приверженцев довольно много. Пожалуй, за последние пару лет, их стало еще больше. Такой стиль предполагает быстрые решения с большими рисками, они напоминают ставки в казино с изначальным согласием на возможность проигрыша. Многие люди потому и становятся бизнесменами, что готовы существовать в реальности, где степень неопределенности исключительно высока, в то время как другие хотят стабильности и определенности. «Адреналинщики» нередко получают куш, но так же часто, приняв быстрое решение, проигрывают. Их игры могут продолжаться долго, а могут быстро привести к разрушению бизнеса, тут уж у кого как получается. Все как при игре в рулетку.

Таким образом, возникает вопрос как по возможности избежать крайне неудачных решений, что сделать для этого. Считаю, что для принятия оптимальных решений необходимо:

  • основываться на сборе максимального количества корректной, объективной информации;
  • изучать аналогичные кейсы, основываться на их опыте;
  • привлекать к принятию решений специалистов, экспертное мнение;
  • критично относиться к собственным возможностям, не впадая при этом в неверие в свои силы;
  • отводить на принятие решения ровно столько времени, сколько может позволить ситуация; чревато негативными последствиями, как затягивание принятия решения, так и излишняя поспешность.

Существует пословица «за одного битого двух небитых дают», смысл которой состоит в том, что опыт приходит на основе совершенных ошибок. Это, действительно, справедливо, но лучше учиться на чужих ошибках, а не на своих. Особенно в бизнесе.



Отчетность