(Документ)
n1.doc
Тема 3. Оборотные средства предприятий автомобильного транспорта3.1. Экономическая сущность, структура и кругооборот оборотных средств
Оборотные средства после основных фондов занимают по своей величине второе место в общем объеме ресурсов, определяющих экономику предприятия. С позиции требований эффективного ведения экономики предприятия объем оборотных средств должен быть достаточным для производства продукции в ассортименте и количестве, запрашиваемом рынком, и в то же время минимальным, не ведущим к увеличению издержек производства за счет образования сверхнормативных запасов.
Оборотные средства представляют собой сумму оборотных фондов и фондов обращения, выраженных в денежной форме.
Оборотные фонды, как уже отмечалось ранее, - это предметы труда, которые потребляются в однократном производственном цикле, полностью утрачивая свою натуральную форму, при этом их стоимость единовременно переносится на стоимость готовой продукции.
Фонды обращения предназначены для обслуживания сферы обращения. Они включают в себя готовую продукцию на складах предприятия; товары, находящиеся в пути; средства в расчетах и кассе.
Оборотные фонды находятся в непрерывном движении, совершая кругооборот. Кругооборот оборотных средств содержит три стадии:
денежную, которая завершается приобретением предметов труда для создания продукции. Предметы труда на этой стадии - производственные запасы и заработная плата;
производственную, в процессе которой производственные запасы вступают в процесс производства и создают готовую продукцию;
товарную, - представляющую процесс реализации созданной продукции и перехода товарной формы в денежную.
Таким образом, оборотные средства находятся одновременно в оборотных фондах и фондах обращения. От времени кругооборота зависит сумма оборотных средств, необходимых предприятию для производственной деятельности.
Существует мнение, что кругооборот на транспорте имеет только две стадии - денежную и производственную. Товарная стадия отсутствует, поскольку продукция транспорта не имеет вещественной формы.
Структура оборотных средств автотранспортного предприятия представлена на рис. 3.2.
Рис. 3.2. Структура оборотных средств предприятий автотранспорта
Незавершенное производство - это незаконченная продукция, подлежащая дальнейшей обработке. На ПАТ, занимающимися перевозками грузов и пассажиров, незавершенное производство отсутствует. Оно имеет место в авторемонтном производстве.
Расходы будущих периодов - это затраты, произведенные в текущем или прошлом году, но относимые на себестоимость в следующем году (арендная плата, освоение новой техники и т.п.).
В сфере обращения автотранспортных предприятий находятся в основном денежные средства. Это средства в расчетных документах за выполненные перевозки, погрузочно-разгрузочные работы, экспедиционные операции и др. виды услуг, все виды дебиторских задолженностей.
3.2. Источники формирования оборотных средств
Оборотные средства предприятия формируются в основном за счет двух источников:
собственных и приравненных к ним средств;
заемных средств.
минимальная задолженность персоналу по заработной плате;
минимальная задолженность по отчислениям в пенсионный фонд, фонды социального и медицинского страхования;
резерв предстоящих платежей на оплату очередных отпусков персонала, дивидендов на акции и паи и др.
Кроме собственных и заемных средств, в обороте предприятия постоянно находятся привлеченные средства. Это кредиторская задолженность всех видов, которая возникает, как правило, вследствие существующей системы расчетов между предприятиями, когда долг одного предприятия другому погашается по истечении определенного периода после возникновения задолженности.
Соотношение различных источников формирования оборотных средств во многом зависит от условий кредитования: при нормальной кредитной ставке, например, до 10 % в год, доля заемных средств превалирует - до 50...60 %; при высокой кредитной ставке (до 150...200 % в год) предприятие в основном ориентируется на собственные и приравненные к ним средства и прибегает к кредитам только в крайнем случае.
3.3. Нормирование оборотных средств
Достаточность оборотных средств устанавливается на основе нормирования расхода оборотных фондов по каждому виду продукции, а также определения оптимального объема текущего складского и гарантийного (страхового) запаса, необходимых для обеспечения непрерывности производства.
Необходимый объем оборотных денежных средств определяется как по общему количеству товарно-материальных ценностей, так и по каждому виду продукции. Особенность определения состоит в том, что их величина зависит не только от объема оборотных фондов, но и от времени отвлечения денежных средств, необходимых для обеспечения непрерывности производства. Это достигается путем их нормирования.
Нормативом оборотных средств называются денежные средства, достаточные для создания постоянных минимальных запасов, обеспечивающих выполнение бесперебойной производственной деятельности, незавершенного производства и расходов будущих периодов.
Нормируются оборотные средства, находящиеся в производственной сфере. Фонды обращения не нормируются, т. к. не являются постоянной величиной в различные периоды.
Нормативы оборотных средств разрабатываются непосредственно на предприятиях на основании норм оборотных средств по отдельным видам товарно-материальных ценностей, выраженных в относительных величинах, и нормативах оборотных средств в стоимостном выражении. Рациональность использования финансовых ресурсов в оборотные средства обеспечивается их нормированием по основным элементам: производственным запасам, незавершенному производству, расходам будущих периодов и остаткам готовой продукции на складе.
В общем виде нормативы оборотных средств Н i , руб., определяются исходя из норм оборотных средств t i , дн., и стоимости однодневного расхода по каждому виду товарно-материальных ценностей С i , руб.:
Н i = С i · t i
Размер оборотных средств для незавершенного производства определяется исходя из длительности производственного цикла Т ц и величины коэффициента нарастания затрат к н по следующей формуле:
Н = В · Т ц · к н,
Где В - объем среднегодового выпуска продукции по производственной себестоимости, руб.;
Т ц - общая длительность производственного цикла, дн.;
К н - коэффициент нарастания затрат.
Коэффициент нарастания затрат характеризует отношение среднего уровня расходов в незавершенном производстве к производственной себестоимости готовой продукции.
Норматив оборотных средств на расходы будущих периодов определяется по следующей формуле:
Н 6 = В О · Р - Р В,
Где В О - остаток средств вложений в расходы будущих периодов на начало планируемого года, руб.;
Р - расходы, предусмотренные в планируемом году, руб.;
Р В - расходы, погашаемые путем отнесения их на себестоимость продукции в планируемом году, руб.
Норматив на готовую продукцию, находящуюся на складе:
Н Г = (ТП С / Д) · t ,
Где ТП С - плановый объем товарной продукции по производственной стоимости, руб.;
Д - длительность планируемого периода, дн.;
T - установленный норматив пребывания готовой продукции на складе и на оформление платежных документов, дн.
Составной частью годовой потребности ПАТ в материальных ресурсах является потребность в производственных запасах материалов.
На ПАТ могут создаваться производственные запасы следующих материальных ценностей: топлива, автомобильных шин, запасных частей и фонда оборотных агрегатов, материалов для эксплуатации и ремонта основных фондов, малоценного и быстроизнашивающегося инструмента и инвентаря. Размер запасов зависит от величины потребности в различных видах материальных ценностей и сезонности их поставок.
Величина производственного запаса обосновывается его нормой, представляющей средний в течение года запас материала в днях, его среднесуточного потребления, и планируется на конец года как переходящий запас. Размер переходящего запаса:
T i P = N i · M i /Д н
Где N i - потребность в i-м материале на планируемый период;
М i - норма переходящего запаса i-ro материала;
Д н - число дней в планируемом периоде.
Норма переходящего запаса определяется суммой среднего, текущего и страхового запасов.
Однодневным расходом для исчисления нормативов оборотных средств по отдельным элементам считается сумма расходов по соответствующей статье сметы затрат за год, деленная на 360.
Далее рассмотрены методики определения нормативов оборотных средств по основным видам производственных оборотных фондов.
3.3.1. Расчет затрат на запасные части и ремонтные материалы
Годовые затраты на запасные части для ремонта подвижного состава определяются по формуле:
С ЗЧ = Н ЗЧ · L ОБЩ · к · к 1 · к 2 /1000,
Где Н ЗЧ - норма затрат на запасные части на 1000 км, руб.;
К - коэффициент корректирования, учитывающий категорию условий эксплуатации, тип подвижного состава и т.д.;
К 1 - коэффициент, учитывающий возраст подвижного состава;
К 2 - коэффициент, корректирующий Н ЗЧ с учетом инфляции.
Годовые затраты на ремонтные материалы для подвижного состава определяются по формуле:
С РМ = Н РМ · L ОБЩ · к · к 1 · к 2 /1000,
Где Н РМ - норма затрат на ремонтные материалы на 1000 км, руб.
3.3.2. Расчет затрат на восстановление и ремонт автомобильных шин
Потребное количество автомобильных шин:
N Ш = (L ОБЩ · n Ш) / L Ш
Где n Ш - число шин на автомобиле, шт.;
L Ш - норма пробега шины, км.
Отчисление на восстановление и ремонт шин:
С Ш = (Н Ш /100) · к Ш · Ц Ш · (L БОЩ /1000) · n Ш
Где Н Ш - норма затрат по шинам в руб. на 1000 км пробега;
L ОБЩ - обший пробег шин данной группы, км;
Ц Ш - цена комплекта (покрышка, камера, ободная лента), руб.;
К Ш - коэффициент корректировки нормы пробега шин, учитывающий условия эксплуатации подвижного состава и перепробег шин.
Возможность перепробега шин до выбраковки выявляется при планировании мероприятий технического развития и организации производства на основе анализа данных о пробеге шин в текущем периоде.
3.3.3. Определение затрат на автомобильное топливо
Понятие «норма расхода топлива или смазочного материала» применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры потребления данного расходного материала при работе конкретного автомобиля.
Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для ведения оперативной и статистической отчетности, планирования потребности предприятий в горюче-смазочных материалах (ГСМ) на последующий период, обеспечения расчетов, налогообложения предприятий, осуществления режима экономии и рационального использования потребляемых нефтепродуктов, а также расчетов с водителями.
Нормирование расхода того или иного расходного материала - это установление допустимой меры его потребления на определенном этапе эксплуатации, при техническом обслуживании или ремонте автомобиля. При этом различают базовое значение расхода данного материала, которое определяют для каждой модели автомобиля по стандартной методике в качестве общепринятой нормы, и расчетное нормативное значение расхода, учитывающее условия эксплуатации или ремонта рассматриваемого автомобиля. Расходование топлив, смазочных материалов и специальных жидкостей на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт автомобильной техники производится в соответствии с установленными нормами.
Нормы расхода ГСМ имеют статус постоянных или временных норм. Вновь устанавливаемые нормы действуют как временные до их введения в качестве постоянных.
Временные нормы разрабатываются по «Методике определения базовых норм расхода топлива на автомобильном транспорте», разработанной НИИАТ и утвержденной Федеральной автомобильно-дорожной службой России 4 октября 1996 года, и действительны на срок не более 2-х лет с момента их разработки (в системе Минобороны РФ и МВД РФ на срок до 5 лет). В этот период осуществляется проверка соответствия установленного значения временной нормы среднестатистическому расходу для данной модели автомобиля и, при необходимости, проводится уточнение значения нормы.
Апробация временных норм выполняется научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) с привлечением автотранспортных предприятий и других институтов и ведомств в установленном Минтрансом РФ порядке. После уточнения (апробации) временных норм они утверждаются в Минтрансе РФ и приобретают статус постоянно действующих норм.
Нормы расхода топлива для автомобилей общего назначения
Нормы расхода топлива устанавливаются для каждой марки и модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильного транспорта. Нормы включают расход топлива, необходимый для осуществления транспортного процесса. Расход топлива на гаражные и прочие хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов, в состав норм не включаются и устанавливаются отдельно.
Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:
базовая норма на 100 км пробега автомобиля;
норма на 100 ткм транспортной работы - учитывает дополнительный расход топлива при движении автомобиля с грузом;
норма на ездку с грузом - учитывает увеличение расхода топлива, связанное с маневрированием в пунктах погрузки и выгрузки.
Норма на транспортную работу зависит от разновидности двигателя, установленного на автомобиле: бензиновый, дизельный или газовый, и полной массы автомобиля.
Норма расхода топлива на ездку с грузом зависит только от полной массы автомобиля.
Базовые нормы расхода топлива на 100 км пробега автомобиля установлены в следующих измерениях:
для бензиновых и дизельных автомобилей - в литрах;
для автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе, - в литрах сжиженного газа;
для автомобилей, работающих на сжатом природном газе, - в м 3 ;
для газодизельных автомобилей норма расхода сжатого природного газа указывается в м 3 плюс рядом указывается норма расхода дизельного топлива в литрах.
Нормы расхода топлива повышаются при следующих условиях:
работа в зимнее время: в южных районах страны - до 5 %, в северных районах страны - до 15 %, в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - до 20 %, в остальных районах страны - до 10 %
работа в горных местностях при высоте над уровнем моря
От 801 до 2000 м - на 10%;
От 2001 до 3000 м - на 15 %;
Свыше 3000 м - на 20 %;
работа автотранспорта на дорогах со сложным планом (наличие в среднем на 1 км пути более пяти закруглений радиусом менее 40 м, т.е. на 100 км пути не менее 500 поворотов) - до 10 %;
работа в городах с населением от 250 тыс. до 1 миллиона человек - до 15 %;
работа в городах с населением от 100 тыс. до 250 тыс. человек - до 10 %;
при пробеге первой тысячи километров автомобилями, вышедшими из капитального ремонта и новыми, а также при централизованном перегоне автомобилей своим ходом в одиночном состоянии - до 10 %; при перегоне в спаренном - до 15 % или строенном состоянии - до 20 %;
для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 5 лет - до 15 %, более 8 лет - до 10 %;
работа в карьерах (с тяжелыми дорожными условиями), движение по полю (при проведении сельскохозяйственных работ), а также при вывозе леса (на лесных участках вне основной магистрали общего пользования) - до 40 %.
при работе на дорогах за пределом пригородной зоны из цементобетона, асфальтобетона, брусчатки, мозаики на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м) - до 15 %;
при работе на дорогах за пределом пригородной зоны, но с холмистой местностью (высота над уровнем моря свыше 300 м до 1000 м) - до 10%.
На основании приказа руководителя предприятия допускаются дополнительные затраты топлива
на внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей и двигателя и др.) нормативный расход топлива увеличивается до 1 % от общего его количества, потребляемого автотранспортным предприятием;
при простоях автомобилей под погрузкой и разгрузкой в пунктах, где по условиям пожарной безопасности запрещается выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады и т.п.), а также при простоях автомобилей в зимнее и холодное время года с работающим двигателем в ожидании инвалидов, больных клиентов и т.п. или при перевозке специальных грузов, не допускающих охлаждения салона (кузова) автомобиля, устанавливать нормативный расход топлива из расчета один час простоя соответствует 5 км пробега автомобиля.
Для новых моделей и модификаций автомобильной техники, на которые Департаментом автомобильного транспорта Минтранса РФ не утверждены базовые нормы расхода топлива, руководители предприятия вправе ввести в действие приказом по предприятию временную норму сроком до 1 года. Временная норма расхода топлива должна быть установлена в соответствии с требованиями «Методики определения базовых норм расхода топлива на автомобильном транспорте», утвержденной Федеральной автомобильно-дорожной службой 11 октября 1996 г.
В дополнение к нормированному расходу газа допускается расходование бензина или дизельного топлива для газобаллонных автомобилей в следующих случаях:
для заезда в ремонтную зону и выезда из нее после проведения технических воздействий на один газобаллонный автомобиль до 5 л;
для запуска двигателя газобаллонного автомобиля в зимнее время (при температуре окружающей среды ниже 0 °С) на один автомобиль 10 л в месяц;
на маршрутах, протяженность которых превышает запас хода одной заправки газа, - 25 % бензина и дизтоплива от общего расхода топлива на указанных маршрутах.
Бортовые грузовые автомобили
Для бортовых грузовых автомобилей или автопоездов нормируемое значение расхода топлива определяется по следующему соотношению:
Q Н = 0,01 · (Н L · L + Н ТКМ · Р) · (1 + 0,01 · к),
Где Q H - нормативный расход топлива, л или м 3 ;
К - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.
H L - норма расхода топлива на пробег автопоезда, л/100 км или м 3 /100 км
Н L = Н КМ + Н q · G ПР,
Где Н КМ - базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км или м 3 /100 км;
Н q - норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 ткм или м 3 /100 ткм;
Н ТКМ - норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 ткм или м 3 /100 ткм;
G ПР - собственная масса прицепа или полуприцепа, т;
Р - объем транспортной работы, ткм:
Р = Q ГР · L ГР,
Где Q ГР - масса груза, т;
L ГР - пробег с грузом, км.
Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в ткм, нормы на 100 ткм установлены в зависимости от вида используемого топлива в следующих размерах:
бензин - 2 л;
дизельное топливо - 1,3 л;
сжиженный нефтяной газ (ГСН) - 2,5 л;
сжатый природный газ (СПГ) - 2 куб. м;
при газодизельном питании - 1,2 куб. м природного газа и 0,25 л дизельного топлива.
Тягачи
Для седельных тягачей нормируемое значение расхода топлива определяется аналогично грузовым бортовым автомобилям.
Самосвалы
Для автомобилей-самосвалов и самосвальных автопоездов нормируемое значение расхода топлива определяется по следующему соотношению:
Q Н = 0,01 · (Н САМ · L) · (1 + 0,01 · к) + Н z · Z ,
Где Н САМ - норма расхода топлива самосвального автопоезда;
L - пробег автомобиля или автопоезда, км;
Н z - дополнительная норма расхода топлива на каждую ездку с грузом автомобиля-самосвала, л;
Z - количество ездок с грузом за смену, ед.;
К - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.
Н САМ = Н КМ + Н ТКМ · (G ПР + 0,5 · q ПР) ,
Где Н ТКМ - норма расхода топлива на транспортную работу и на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 ткм или м 3 /100ткм;
G ПР - собственная масса прицепа, полуприцепа, т;
Q ПР - грузоподъемность прицепа, т;
Н КМ - базовая норма расхода топлива автомобиля-самосвала с учетом транспортной работы, л/100 км;
Для автомобилей-самосвалов и автопоездов с самосвальными кузовами дополнительно устанавливается норма расхода топлива (H z) на каждую ездку с грузом при маневрировании в местах погрузки и разгрузки
0,25 л жидкого топлива (природного газа до 2 м 3) на каждую единицу самосвального подвижного состава;
до 2,64 л сжижженного газа и до 1,3 л дизельного топлива при газодизельном питании двигателя.
При работе автомобилей-самосвалов с самосвальными прицепами линейная норма расхода топлива увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепа и половину номинальной грузоподъемности в зависимости от вида топлива:
бензина - 2 л;
дизельного топлива - 1,3 л;
сжиженного газа - 2,5 л;
природного газа - 2 м 3 .
Фургоны
Для автомобилей-фургонов (специализированных автомобилей), выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, нормируемое значение расхода топлива определяется аналогично бортовым грузовым автомобилям. Для фургонов, работающих с почасовой оплатой, нормируемое значение расхода топлива определяется аналогично легковым автомобилям, с учетом надбавки за работу с почасовой оплатой (10 %).
Нормы расхода топлива для специальных автомобилей
Специальные и специализированные автомобили с установленным на них оборудованием подразделяются на две группы:
автомобили, выполняющие специальные работы в период стоянки (автокраны, компрессорные, бурильные установки и т.п.);
автомобили, выполняющие специальные работы в процессе передвижения (снегоочистители, поливомоечные и т.п.).
Q Н = (0,01 · Н СА · L + H Т · T) · (1 + 0,01 · к),
Где Н СА - индивидуальная норма расхода топлива на пробег специального автомобиля, л/100 км (в случаях, когда специальный автомобиль предназначен также для перевозки груза, индивидуальная норма рассчитывается с учетом выполнения транспортной работы:
Н СА = Н КМ + Н ТКМ · Р
Н Т - норма расхода топлива на работу специального оборудования, л/час или л на выполняемую операцию (заполнение цистерны и др.);
L - пробег автомобиля, км;
Т - время работы оборудования, час или количество выполненных операций;
К - суммарная относительная надбавка или снижение к норме, процент (при работе оборудования применяются только надбавки на работу в зимнее время и в горных местностях).
Нормативный расход топлива для специальных автомобилей, выполняющих работу в процессе передвижения, определяется следующим образом:
Q H = 0,01 · (Н СА ·L ґ + H s ґґ · L ґґ) · (1 + 0,01 · k) + H Р · N,
Где Н СА - индивидуальная норма расхода топлива на пробег спецавтомобиля, л/100 км;
L ґ - пробег спецавтомобиля к месту работы и обратно, км;
H s ґґ - норма расхода топлива на пробег при выполнении специальной работы во время передвижения, л/100 км;
L ґґ - пробег автомобиля при выполнении специальной работы при передвижении, км;
Н Р - дополнительная норма расхода топлива на разбрасывание одного кузова песка или смеси, л;
N - количество кузовов разбрасываемого песка или смеси за смену.
Для автомобилей, на которых установлено специальное оборудование, нормы расхода топлива на пробег (передвижение) устанавливаются исходя из норм расхода топлива, разработанных для базовых моделей автомобилей с учетом изменения массы спецавтомобиля.
При работе поливомоечных автомобилей со снегоочистительным оборудованием одновременно с плунжерным снегоочистителем и щеткой норму расхода топлива разрешается увеличивать.
3.3.4. Расчет годовой потребности в смазочных материалах
Нормы расхода смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для оперативного учета, расчета удельных норм расхода масел и смазок при обосновании потребности в них автотранспортными предприятиями.
Нормы расхода смазочных материалов установлены на 100 л общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля. Нормы расхода масел установлены в литрах на 100 л расхода топлива, нормы расхода смазок - соответственно в килограммах на 100 л расхода топлива.
Нормы расхода масел и смазок снижаются на 50 % для всех автомобилей, находящихся в эксплуатации до трех лет.
Нормы расхода масел увеличиваются до 20 % для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 8 лет.
Расход смазочных материалов при капитальном ремонте агрегатов автомобилей устанавливается в количестве, равном одной заправочной емкости системы смазки данного агрегата.
Расход тормозных и охлаждающих жидкостей определяется в количествах заправок на один автомобиль.
Определение потребности ПАТ в основных товарно–материальных ценностях составляет его план материально – технического снабжения, который в части ГСМ, шин и обтирочных материалов может быть представлен табл. 3.1.
Таблица 3.1
Расчет потребности в основных материальных ресурсах
Показатели | Марки автомобилей |
1 | 2 |
Автомобильное топливо |
|
Общий годовой пробег автомобилей L общ, км, в т.ч. в зимнее времяL общз, км | L общi L общзi = (L общi /12) ·N з где N з – число месяцев эксплуатации в зимнее время L общл = L общi - L общзi |
Грузооборот Р ткм, ткм, в т.ч. в зимнее время в летнее время | Р ткмi Р ткмлi |
Количество ездок с грузом за год z ег: в зимнее времяz егз в летнее времяz егл | z егi z еглi |
Норма расхода топлива, л на 100 км пробега: в зимнее времяn лз в летнее времяn лл на 100 ткм n ткм л /100 ткм на одну ездку n е, л | |
Расход топлива в зимнее время Q топз, л | Q топзi = (n лзi /100) · L общзi + + (n ткмi /100) · Р ткмзi + n е · z егзi |
Расход топлива в летнее время Q топл, л | Q топлi = (n ллi /100) · L общлi + + (n ткмi /100) · Р ткмлi + n е · z еглi |
Расход топлива автомобилями на линии Q топ, л | Q топi = Q топлi + Q топзi |
Внутригаражный расход топлива Q топгар, л | Q топгарi = 0,5/100 · Q топi , где 0,5% - норма расхода топлива на внутригаражные и технические нужды ПАТ |
Общая потребность в топливе Q топобщ, л | Q топобщi = Q топi + Q топгарi |
Цена 1 л топлива с учетом транспортно – заготовительных расходов в размере 6% Ц лтоп, руб./1 литр, руб. | Ц лтопi |
Общие затраты на топливо С топпат, руб. | С топпат = ?С топi |
Смазочные и эксплуатационные материалы |
|
Масло для двигателя |
|
Сорт масла | |
Норма расхода моторного масла n мм, л/100 км | n ммi |
Расход моторного масла по маркам автомобилей Q мм, л | Q ммi = Q топобщi / 100 · n ммi |
Цена 1 л моторного масла с учетом затрат на приобретение (6%) и без учета НДС Ц лмм, руб./1 л | Ц лммi |
Затраты на моторное масло по маркам автомобилей С мм, руб. | С ммi = Ц лммi · Q ммi |
Затраты на моторное масло в целом по ПАТ С ммпат, руб. | С мматп = ?С ммi |
Трансмиссионное масло |
|
Сорт масла | |
Норма расхода трансмиссионного масла n тм, л/100 км | n тмi |
Расход трансмиссионного масла по маркам автомобилей Q тм, л | Q тмi = Q топобщi / 100 · n тмi |
Цена 1 л трансмиссионного масла с учетом затрат на приобретение (6%) и без учета НДС Ц лтм, руб./1 л | Ц лтмi |
Затраты на трансмиссионное масло по маркам автомобилей С тм, руб. | С тмi = Ц лтмi · Q тмi |
Консистентная смазка |
|
Норма расхода консистентной смазки n кс, л/100 км | n ксi |
Расход консистентной смазки по маркам автомобилей Q кс, л | Q ксi = Q топобщi / 100 · n ксi |
Цена 1 л консистентной смазки с учетом затрат на приобретение (6%) и без учета НДС Ц кгкс, руб./1 л | Ц кгксi |
Затраты на консистентную смазку по маркам автомобилей С кс, руб. | С ксi = Ц кгксi · Q ксi |
Керосин |
|
Норма расхода керосина от весового расхода топлива n кер, % | n кер = 0,5% |
Плотность топлива? топ, кг/куб.м | ? топi |
Расход керосина Q кер, кг | Q керi = (Q топi /1000) · ? топi · (n кер /100) |
Цена 1 кг керосина с учетом затрат на приобретение (6%) и без учета НДС | Ц кер |
Затраты на керосин С кер, руб. | С керi = Q керi · Ц кер |
Затраты на керосин в целом по ПАТ С керпат, руб. | С кератп = ?С керi |
Обтирочные материалы |
|
Норма расхода обтирочных материалов на автомобиль n ом, кг/1 автомобиль | n ом = 36 кг / автомобиль |
Расход обтирочных материалов Q ом, кг | Q омi = n ом · А спi |
Цена 1 кг обтирочных материалов с учетом затрат на приобретение (6%) и без учета НДС Ц ом, руб./1 кг | Ц ом |
Прочие материалы |
|
Норма расхода на прочие материалы n пр, руб./1 автомобиль | n пр |
Затраты на прочие материалы С, руб. | С прi = n пр · А спi |
Затраты на прочие материалы в целом по ПАТ С, руб. | С пратп = ?С прi |
Всего затрат на смазочные и эксплуатационные материалы в целом по ПАТ С смиэмпат, руб. | С смиэмпат = С мматп + С тматп + С ксатп + С кератп + С оматп + С пратп |
Автомобильные шины |
|
Модель и размер шин | |
Цена комплекта (покрышка, камера, ободная лента) Ц ш, руб. | Ц шi |
Норма пробега L ш, км | L шi |
Число шин на автомобиле n ш, шт. | n шi |
Потребное количество шин N ш | N шi = (L общi · n шi)/ L шi |
Норма затрат на восстановление износа и ремонт шин Н ш, в % к стоимости комплекта на 1000км пробега | Н шi |
Отчисление на восстановление и ремонт шин С ш, руб. | С шi = (Н шi /100) · Ц шi · (L общi /1000) ·n ш |
Отчисление на восстановление и ремонт шин в целом по ПАТ С ш пат, руб. | С шатп = ?С шi |
3.3.5. Определение потребности в материальных ресурсах на прочие нужды и размерах производственных запасов
Объем строительных материалов, необходимых для ремонта основных фондов ПАТ, определяют исходя из их состояния на 1 января года, предшествующего планируемому (базового года), утвержденных норм расходов материала на 1 млн. руб. стоимости основных фондов и поправочного коэффициента, определяющего потребность в данном материале для ремонта вновь введенных орудий труда, производственных и непроизводственных зданий и сооружений.
Прокат черных и цветных металлов используется на ПАТ для изготовления нестандартного оборудования, на ремонтно-эксплуатационные и прочие нужды.
Потребность в металле на изготовление нестандартного оборудования рассчитывают исходя из норм расхода металлов на единицу продукции и количества соответствующего оборудования по плану. Потребность в металле на прочие нужды принимают на уровне базового года.
Потребность в оборудовании для замены физически износившегося и морально устаревшего на действующих ПАТ определяют с учетом необходимости планомерного обновления парка машин (на основании актов об их техническом состоянии) с целью увеличения производственной программы, повышения интенсификации производства, роста производительности труда.
Потребность в оборудовании и машинах на ремонтно-эксплуатационные нужды (за исключением ТО и ремонта подвижного состава) определяют с учетом наличия и намечаемого роста производственной базы, ее возрастного состава, сроков службы, прогрессивных норм расхода запасных частей.
Результаты расчетов нормативов оборотных средств по различным видам товарно-материальных ценностей приведены в табл. 3.2.
Использование вспомогательных материалов, инструмента и прочих материальных ресурсов не нормируют. Потребность в них на планируемый период принимается исходя из фактического потребления в базисном году и изменяется пропорционально изменению транспортной работы, выполняемой данными ПАТ (потребность в спецодежде планируют на основе изменения численности производственного персонала предприятия).
Потребность в котельно-печном топливе и энергоресурсах (электро- и теплоэнергии) на хозяйственные нужды рассчитывают на основе отчетных данных о расходе данного вида энергоресурсов в базисном году, нормы расходов топлива на 1000 м 2 площади предприятия, размера помещений ПАТ с учетом планового размера экономии каждого вида энергоресурсов.
Таблица 3.2
Расчет норматива оборотных средств ПАТ
Наименование нормируемых оборотных средств
| Сумма затрат на год, руб. | Норма запаса | Норматив оборотных средств, руб. |
|
Ед. измер. | Количество |
|||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Автомобильное топливо | ||||
Смазочные и прочие эксплуатационные материалы | ||||
Запасные части | ||||
Материалы для ремонта подвижного состава | ||||
Фонд оборотных агрегатов | ||||
Автомобильные шины в запасе | ||||
Топливо для хозяйственных нужд | ||||
Производственные бланки и канцелярские принадлежности | ||||
Малоценный и быстроизнашивающийся инвентарь и инструменты: в запасе в эксплуатации | ||||
Спецодежда в запасе в эксплуатации | ||||
Расходы будущих периодов | ||||
Общая сумма нормируемых оборотных средств |
Потребность в материальных ресурсах для обеспечения мероприятий по плану технического развития и организации производства рассчитывают на основе объемов работ по совершенствованию технологии, механизации и автоматизации производственных процессов, освоению и внедрению новой техники и норм расхода материалов на эти цели.
3.4. Показатели эффективности использования оборотных средств
Общая эффективность использования оборотных средств характеризуется показателями их оборачиваемости - коэффициентом оборачиваемости к 0 и периодом оборота Т 0Б.
Коэффициент оборачиваемости к 0 (или скорость оборота) выражает число оборотов оборотных средств в течение рассматриваемого периода (обычно года), т.е. сколько раз в течение этого периода оборотные средства перенесут свою стоимость на стоимость готовой продукции:
К о = С РП / С НОСс,
Где С РП - себестоимость реализуемой продукции за период (в год-руб./год),
С НОС - сумма оборотных средств, руб.
В качестве С НОС могут приниматься нормативное значение оборотных средств Н ОС или фактическое значение {их средний остаток за данный период). В соответствии с этим и к 0 будет принимать нормативное или фактическое значение.
Период оборота Т 0Б выражает продолжительность одного оборота оборотных средств в днях:
Т ОБ = Д К / к о,
Где Д К - количество календарных дней в периоде, в течение которого реализуется продукция (обычно принимается 360 дней, т.е. год).
Время, в течение которого оборотные средства совершают полный кругооборот, называется периодом оборота оборотных средств (оборачиваемостью). Чем быстрее оборачиваются оборотные средства, тем меньшая сумма оборотных средств требуется для обеспечения заданного объема производства.
Оборачиваемость оборотных средств определяется соотношением между всей суммой реализованной продукции (в промышленности), доходом от реализации услуг (в автомобильном транспорте) и средним остатком оборотных средств, который сложился у предприятия на конец отчетного периода.
Среднюю сумму остатка оборотных средств за квартал находят из суммы трех среднемесячных остатков, деленной на 3. Среднегодовой остаток оборотных средств С о рассчитывается путем деления на 12 полусуммы их остатков на начало и конец года плюс остатки на начало каждого месяца:
С о = (0,5а н + а 2 +... + а 12 + 0,5а к) /12,
Где а н - остаток оборотных средств на начало года;
А 2 , ..., а 12 - остаток на начало каждого месяца;
А„ - остаток на конец года.
Оборачиваемость оборотных средств на автомобильном транспорте исчисляется по общепринятой методике.
Оборачиваемость оборотных средств характеризует степень их использования: при ее ускорении предприятие производит и реализует больше продукции или выполняет производственную программу с меньшей суммой оборотных средств, приходящихся на 1 руб. доходов.
3.6. Пути эффективного использования оборотных средств
Ускорение оборачиваемости означает, что каждый рубль, предоставленный предприятию, функционирует эффективнее: быстрее совершается производственный цикл и ускоряется расчет с клиентурой.
Эффект от ускорения оборачиваемости оборотных средств имеет две основные формы проявления: абсолютное и относительное высвобождение оборотных средств. Для абсолютного высвобождения оборотных средств характерно то, что в результате ускорения их оборачиваемости плановый объем транспортной работы обеспечивается при фактическом нормативе оборотных средств, который ниже предусмотренного планом. Высвободившиеся в результате этого оборотные средства используются на расширение масштабов работы предприятия.
Эффект от относительного высвобождения оборотных средств проявляется в обеспечении прироста объема транспортной работы без увеличения общего норматива оборотных средств.
Формы проявления экономического эффекта от ускорения оборачиваемости оборотных средств зависят от конкретных производственных ситуаций и, в частности, от изменения объемов валового дохода на автотранспортном предприятии.
1. Увеличение валового дохода
Где Q 1 , Q 2 - объем валового дохода в базовом и планируемом вариантах соответственно, т.
Неизменный объем оборотных средств
F ОБ2 =F ОБ1 ,
ГдеF ОБ1 , F ОБ2 - объем оборотных средств в базовом и планируемом вариантах соответственно, руб./об.
Прирост валового дохода ∆Q , руб., при сохранении прежнего объема оборотных средств:
∆Q = Q 1 · (n О2 / n О1 – 1) .
2. Сохранение без изменений объема валового дохода
Сокращение потребности в оборотных средствах, руб./об.,
F ОБ2 >F ОБ1 .
F ОБ2 = n О1 / n О2 · F ОБ1 .
Высвобождение из оборота оборотных средств:
F ОБ = F ОБ1 - F ОБ2 = F ОБ1 (1 - n О1 / n О2) .
Увеличение объема валового дохода
Увеличение объема оборотных средств
F ОБ2 >F ОБ1 .
Если при n О2 = n О2 , то для обеспечения Q 2 понадобилось бы иметь оборотных средств в размере:
F ґ ОБ2 = Q 2 /(Q 1 ·F ОБ1) .
Благодаря ускорению оборачиваемости оборотных средств
F ОБ2 >F ґ ОБ2 .
Увеличение скорости оборота средств на транспорте способствует ускорению оборачиваемости оборотных средств во всех отраслях экономики. В результате ускорения доставки груза создается возможность уменьшить размер запасов, находящихся в пути, повысить ритмичность работы, включить в производство большее количество грузов и сэкономить капитальные вложения в транспортные средства и оборудование.
Экономия, полученная от сокращения сроков доставки и ускорения оборачиваемости оборотных средств, определяется по формуле:
Э = Q ГОД · Ц Т · (t 1 ДОСТ – t 2 ДОСТ) /365 ,
Где Э - экономия от ускорения оборачиваемости оборотных фондов, находящихся на транспорте, руб.;
Q ГОД - количество грузов, перевозимых за год, т;
Ц Т - средняя цена 1 т груза, находящегося в пути, руб.;
T 1 ДОСТ - средняя продолжительность доставки грузов до внедрения мероприятий по ускорению доставки грузов, дни;
T 2 ДОСТ - средняя продолжительность доставки грузов после внедрения мероприятий, дни.
Улучшение использования оборотных средств является составной частью программы ускоренного развития экономики.
В автомобильном транспорте повышение эффективности использования оборотных средств достигается при: сокращении остатков нормируемых товарно-материальных ценностей; снижении расходных норм потребляемых материалов; повышении размера прибыли на каждый рубль затрат на перевозки.
Чтобы обеспечить снижение средних остатков материальных ценностей, необходимо принять меры для сокращения их на всех стадиях транспортного процесса при:
нахождении в пути оплаченных материалов;
разгрузке, приемке и подготовке материалов к потреблению;
пребывании материалов в виде текущего запаса;
пребывании материалов в виде гарантийного (страхового) запаса.
Каковы особенности кругооборота оборотных средств на автомобильном транспорте?
Опишите структуру оборотных средств ПАТ.
Каковы особенности нормирования оборотных средств на автомобильном транспорте?
Что такое норма и норматив оборотных средств?
Как рассчитываются нормативы по основным видам товарно-материальных ценностей на автотранспорте?
Какие показатели характеризуют эффективность использования оборотных средств?
Назовите основные пути повышения эффективности использования оборотных средств на предприятиях транспорта.
Тест
Сколько стадий содержит кругооборот основных средств:
Что относят к заемным средствам предприятия?
Б) денежные средства, материальные ресурсы, которыми располагает предприятие в момент его учреждения
В)суммы, полученные от продажи облигаций, акций
Г) бюджетное ассигнование
Какие показатели характеризуют эффективность использования оборотных средств:
Б) коэффициент изношенности
В) коэффициент годности
Г) коэффициент оборачиваемости и период оборота
Увеличение скорости оборота средств на транспорте способствует:
Б) снижению оборачиваемости оборотных средств
В) не изменяется
Г) сокращению потребности в оборотных средствах
В каких случаях снижается норма расхода топлива?
Б) при поездке на автомобиле, находящемся в эксплуатации более 5 лет
В) при работе в карьерах (с тяжелыми дорожными условиями), движение по полю (при проведение с/х работ).
Г) при работе на дорогах за пределом пригородной зоны из цементобетона и асфальтобетона и брусчатки на равнинной слабохолмистой местности
Содержание
Введение 3
1. Значение и сущность оборотных средств 5
1.1 Структура оборотных средств 5
1.2 Источники образования оборотных средств. Норма и норматив оборотных средств 10
1.3 Эффективность использования оборотных средств 16
2. Анализ состояния оборотных средств ОАО «Щучинагрохимсервис» (применительно к отделу международных перевозок) 19
2.1 Краткая характеристика предприятия 19
2.2 Нормирование оборотных средств 21
2.3 Расчет эффективности использования оборотных средств 24
3. Мероприятия по эффективному использованию оборотных средств на АТП 25
4. Расчет эффективности предлагаемых мероприятий 30
Заключение 32
Список использованных источников 34
Введение
Экономику любого автотранспортного предприятия невозможно представить без оборотных средств.
Для обеспечения бесперебойного транспортного процесса автотранспортные организации кроме основных фондов (средств труда) нуждаются так же в оборотных фондах (топливе, автомобильных шинах, материалах для эксплуатации и ремонта автомобилей, различных инструментах для ремонта подвижного состава, спецодежде и многом другом).
Роль основных фондов и оборотных средств, эффективное их использование при различных экономических отношениях всегда важна. Это обусловлено тем, что главным источником прибыли любого предприятия, национального богатства страны является умелое, разумное достаточно полное использование основных фондов и оборотных средств.
Своевременная модернизация и обновление производственной базы предприятия в сочетании с человеческим трудом, развитым менеджментом на различных уровнях производства и маркетингом даёт максимальный экономический эффект использования основных фондов и оборотных средств.
В настоящей курсовой работе особое внимание уделено оборотным средствам, их структуре, составу, значению в деятельности предприятия, показателям их использования. Вместе с этим в курсовой работе рассматриваются методы повышения эффективного использования оборотных средств, а также произведен анализ состояния оборотных средств ОАО «Щучинагрохимсервис» (применительно к отделу международных перевозок).
Транспорт является одной из важной производственной инфраструктурой, обеспечивающей основное производство. Оборотными средствами для АТП являются ГСМ, шины, запчасти и т.д.Рационально используя автотранспорт, производственная деятельность любого АТП влияет на себестоимость перевозимой продукции (в условиях постоянной конкуренции автотранспортные предприятия постоянно стремятся снизить себестоимость перевозочных процессов. В аналитической части курсовой работы более подробно рассматривается влияние оборотных средств на прибыльность предприятия). Это, в свою очередь, сказывается на реализации продукции и в конечном итоге на экономике других предприятий (строительных, сельскохозяйственных, промышленных).
Особый акцент в курсовой работе ставится не только на важности наличия у предприятия достаточного количества оборотных средств, но и на быстроте их оборачиваемости. В отличие от основных фондов, неоднократно участвующих в процессе производства, оборотные средства функционируют только в одном производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на готовый продукт.
Поэтому автотранспортные предприятия любого рода заинтересованы в более быстром обороте производственных оборотных фондов и фондов обращения. От этого зависит эффективность производства, финансовая устойчивость и конкурентоспособность предприятия. На основе анализа использования оборотных средств ОАО «Щучинагрохимсервис» сделаны выводы об экономическом положении предприятия.
Актуальность работы заключается в подчёркивании:
· Важности анализа и своевременной модернизации основных оборотных средств и фондов обращения;
· Рационального использования оборотных средств в сочетании с маркетингом и изучением спроса;
· Важности планирования оборотных средств и влиянии их на суммарную прибыль предприятия.
· Необходимости бесперебойного обеспечения предприятия оборотными средствами для максимального поддержания транспортного процесса и получения наибольшей экономической эффективности.
1. Значение и сущность оборотных средств
1.1 Структура оборотных средств
Оборотные средства - это совокупность денежных средств, авансируемых для создания оборотных производственных фондов и фондов обращения, обеспечивающих непрерывный кругооборот денежных средств.
Рисунок 1.1. - Структура оборотных средств
Оборотные производственные фонды - это предметы труда (сырье, основные материалы и полуфабрикаты, вспомогательные материалы, топливо, тара, запасные части и др.); средства труда со сроком службы не более 1 года или стоимостью не более 50 - кратного установленного минимального размера оплаты труда в месяц (малоценные и быстроизнашивающиеся предметы и инструменты); незавершенное производство и расходы будущих периодов.
Оборотные фонды АТП включают в себя производственные запасы и незаконченные расчеты. На долю производственных запасов приходится примерно 40-50 % оборотных средств АТП и около 90 % общего количества производственных оборотных фондов. Производственные запасы не принимают непосредственного участия в производственном процессе. Создание запасов материалов, топлива, запасных частей, автомобильных шин и др. необходимо для обеспечения бесперебойной работы автомобилей на линии и своевременного выполнения технического обслуживания и ремонта автомобилей.
При планировании оборотных средств производственные запасы разделяют на следующие основные группы: топливо, материалы, автомобильные шины, запасные части и агрегаты, малоценный и быстроизнашивающийся инвентарь и инструменты, спецодежда.
1) Материалы для эксплуатации, ремонта автомобилей и других нужд составляют примерно 20 % производственных запасов;
2) Топливо - около 6 %;
3) Примерно 8 % производственных запасов приходится на автомобильные шины, находящиеся в запасе на складе АТП, в шинном цехе, на автомобилях технической помощи, автостанциях и линейных пунктах. Шины, смонтированные на колесах автомобиля (включая и запасное колесо), входят в состав основных средств и поэтому в оборотных средствах не учитываются.
4) На долю запасных частей фонда оборотных агрегатов для ремонта автомобилей агрегатным методом приходится до 40 % производственных запасов. Сюда включаются также материалы для ремонта подвижного состава.
5) До 30 % производственных запасов приходится на малоценные и быстроизнашивающиеся инструменты и материалы со сроком службы менее одного года.
Вследствие многократности использования инструмента и инвентаря установлен следующий порядок отнесения стоимости их износа на себестоимость перевозок: 50 % их стоимости списывается при первоначальной передаче в эксплуатацию и остальные 50 % списываются при окончательном износе (за вычетом стоимости реализуемых остатков от списываемых предметов).
К незаконченным расчетам относится незавершенное производство, которое имеет место лишь в процессе выполнения текущих ремонтов и не связано с основной деятельностью, а также расходы будущих периодов. Это обусловлено тем, что некоторые затраты осуществляются в предыдущем периоде с отнесением их на себестоимость перевозок в последующие периоды. К таким расходам относятся арендная плата, расходы на научно-исследовательские работы, печатные издания и т. д. Суммарное количество оборотных средств по указанной группе небольшое и составляет менее 1 % общего их количества.
Оборотные фонды в качестве предметов труда вступают в процесс производства постепенно и полностью входят в состав производимых товаров или полностью уничтожаются, теряют свою материальную форму и вещественно перестают существовать (топливо, смазочные материалы и т.п.), перенося таким образом, свою стоимость на создаваемый продукт в течение одного производственного цикла.
Фонды обращения - часть производственных оборотных средств предприятия, функционирующих в сфере обращения, а также средства снабженческих, сбытовых и торговых организаций.
Фонды обращения включают:
· денежные средства в кассе и на расчетном счете, аккредитивах, дебиторскую задолженность;
· средства в расчетах (причитаются организациям за выполненную работу, но не поступившие на их расчетный счет);
· готовую продукцию на складе и отгруженную покупателям, но еще не оплаченную ими.
Фонды обращения связаны с обслуживанием процесса обращения товаров (или услуг). Они не участвуют в образовании стоимости, а являются ее носителями. После окончания производственного цикла, изготовления готовой продукции и ее реализации стоимость оборотных средств возмещается в составе выручки от реализации продукции (услуг). Это создает возможность систематического возобновления процесса производства, который осуществл........
Список использованных источников
1. Ивуть, Р.Б. Экономика автомобильного транспорта: учебно-методическое пособие. В 2 Ч. Ч.1 / Р.Б. Ивуть. - Мн.: БНТУ, 2007. - 455 с.
2. Экономика автомобильного транспорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [А.Г. Будрин, Е.В. Будрина, М.Г.Григорян и др.] ; под ред. Г.А.Кононовой. - 2-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 320 с.
3. Лекции - Экономика отрасли. Тема 3. Оборотные средства автомобильного транспорта.
4. Организация, планирование и управление в автотранспортных предприятиях: Учеб. для вузов/ М. П. Улицкий, К. А. Савченко-Бельский, Н. Ф. Билибина и др.; Под ред. М. П. Улицкого. М.: Транспорт, 1994. 328 с.
5. Организация АТП.
6. / Оборотный фонд агрегатов.
Рис. 1 - Структура оборотных средств
Особенность транспортного производства, в полной мере присущая автомобильному транспорту, налагает отпечаток на структуру его оборотных средств. Вследствие того что автомобильный транспорт не даёт готового продукта, отделимого от процесса производства, на АТП нет основных материалов, составляющих материальную основу готового продукта, нет незавершенного производства по основной деятельности, представляющего собой определенную степень готовности продукта, нет готовой продукции как конечного результата производственной деятельности предприятий. Эта особенность автомобильного транспорта определяет относительно меньшую долю оборотных средств (примерно 15 %) в сумме всех средств АТП по сравнению с машиностроительными предприятиями, где она составляет 35-45 % общей суммы основных и оборотных средств.
Оборотные фонды АТП включают в себя производственные запасы и незаконченные расчеты (см. рис. 1). На долю производственных запасов приходится примерно 40-50 % оборотных средств АТП и около 90 % общего количества производственных оборотных фондов. Производственные запасы не принимают непосредственного участия в производственном процессе. Создание запасов материалов, топлива, запасных частей, автомобильных шин и др. необходимо для обеспечения бесперебойной работы автомобилей на линии и своевременного выполнения технического обслуживания и ремонта автомобилей.
Оборотные фонды – это производственные оборотные средства организации, которые, как правило, изменяют в процессе производства свою натурально-вещественную форму, целиком потребляются и переносят свою стоимость на готовый продукт в течение каждого производственного цикла. К ним относятся:
1. Предметы, служащие менее одного года, независимо от их стоимости;
2. Предметы, многократно используемые в хозяйственной деятельности организации, сохраняющие свою натурально-вещественную форму, стоимость единицы которых на момент приобретения не превышает величину, установленную учетной политикой организации в пределах лимита, определяемого Министерством финансов(стоимостью до установленного лимита – 30 базовых величин), независимо от срока их службы, за исключением сельскохозяйственных машин и орудий, строительногомеханизированного инструмента; рабочего, племенного и продуктивного скота (независимо от вида животных), библиотечных фондов, сценическо-постановочных средств и оборудования, которые считаются основными средствами независимо от их стоимости;
3. Предметы независимо от их стоимости и срока службы:
Орудия лова (тралы, неводы, сети, мережи, иные орудия);
Специальная одежда, специальная обувь и предохранительные принадлежности в соответствии с законодательством;
Форменная одежда и обувь, предназначенные для выдачи работникам в соответствии с законодательством;
Белье, постельные принадлежности, полотенца, одежда и обувь для выдачи контингенту в организациях здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и других организациях;
Специальные инструменты, специальные приспособления (инструменты и приспособления целевого назначения, предназначенные для серийного и массового производства определенных изделий или для изготовления индивидуального заказа) и сменное оборудование (многократно используемые в производстве приспособления к основным средствам и другие, обусловленные специфическими условиями изготовления продукции устройства);
Технологическая тара – тара, многократно используемая для хранения товарно-материальных ценностей на складах и / или непосредственно в технологическом процессе (контейнеры для транспортировки отдельных деталей, поддоны и т. п.);
Посуда, кухонный и столовый инвентарь и принадлежности;
4. Сплавной трос, сезонные дороги, усы и временные ветки лесовозных дорог, временные здания в лесу со сроком эксплуатации до двух лет (передвижные обогревательные домики, котлопункты, пилоточные мастерские, бензозаправки) и иные подобные объекты.
При планировании оборотных средств производственные запасы разделяют на следующие основные группы: топливо, материалы, автомобильные шины, запасные части и агрегаты, малоценный и быстроизнашивающийся инвентарь и инструменты, спецодежда.
1) Материалы для эксплуатации, ремонта автомобилей и других нужд составляют примерно 20 % производственных запасов;
2) Топливо - около 6 %;
3) Примерно 8 % производственных запасов приходится на автомобильные шины, находящиеся в запасе на складе АТП, в шинном цехе, на автомобилях технической помощи, автостанциях и линейных пунктах. Шины, смонтированные на колесах автомобиля (включая и запасное колесо), входят в состав основных средств и поэтому в оборотных средствах не учитываются.
4) На долю запасных частей фонда оборотных агрегатов для ремонта автомобилей агрегатным методом приходится до 40 % производственных запасов. Сюда включаются также материалы для ремонта подвижного состава.
5) До 30 % производственных запасов приходится на малоценные и быстроизнашивающиеся инструменты и материалы со сроком службы менее одного года.
Вследствие многократности использования инструмента и инвентаря установлен следующий порядок отнесения стоимости их износа на себестоимость перевозок: 50 % их стоимости списывается при первоначальной передаче в эксплуатацию и остальные 50 % списываются при окончательном износе (за вычетом стоимости реализуемых остатков от списываемых предметов).
К незаконченным расчетам относится незавершенное производство, которое имеет место лишь в процессе выполнения текущих ремонтов и не связано с основной деятельностью, а также расходы будущих периодов. Это обусловлено тем, что некоторые затраты осуществляются в предыдущем периоде с отнесением их на себестоимость перевозок в последующие периоды. К таким расходам относятся арендная плата, расходы на научно-исследовательские работы, печатные издания и т. д. Суммарное количество оборотных средств по указанной группе небольшое и составляет менее 1 % общего их количества.
Кроме оборотных фондов, предприятия должны иметь также фонды, обуславливающие сферу обращения.
Фонды обращения – часть производственных оборотных средств предприятия, функционирующих в сфере обращения, а также средства снабженческих, сбытовых и торговых организаций.
Фонды обращения включают:
Денежные средства в кассе и на расчетном счете, аккредитивах, дебиторскую задолженность;
Средства в расчетах, т. е. средства, которые причитаются организациям за выполненную работу, но не поступившие на их расчетный счет;
Готовую продукцию на складе (предназначенную к реализации) и отгруженную покупателям, но еще не оплаченную ими (находящуюся в пути).
Экономическая сущность оборотных средств состоит в том, что они находятся в непрерывном движении – кругообороте, в процессе которого последовательно изменяют свою форму, переходя из денежной в материальную, из материальной в товарную, из товарной в денежную, т. е. проходя три стадии кругооборота. При этом каждый раз стоимость материализованной части основных средств, израсходованных в производстве, полностью, переносится на стоимость готовой продукции, т. е. они участвуют в производственном процессе один раз и выбывают из него.
Время, в течение которого они проходят три стадии производственного цикла: денежную, производственную, товарную (полный кругооборот), называется периодом оборачиваемости оборотных средств (оборачиваемостью).
На первой стадии кругооборота , которая происходит в сфере обращения, оборотные средства выступают в денежной форме. Затем они используются на приобретение материальных ценностей – сырья, материалов, топлива, малоценного инструмента и других товарно-материальных ценностей, необходимых для производственной деятельности предприятия и оплату рабочей силы.
На второй стадии , которая происходит в производственной форме, товарно-материальные ценности используются для работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, зданий, сооружений, для выполнения транспортной и другой работы. При этом стоимость товарно-материальных ценностей полностью воплощается в стоимость вновь созданного продукта труда.
На третьей стадии , которая происходит в сфере обращения, вновь созданный продукт труда превращается в денежную форму. Процесс кругооборота повторяется и происходит многократно.
Кругооборот оборотных средств происходит по схеме:
Д – Т … П … Т` - Д`,
где Д – денежные средства, авансируемые хозяйствующим субъектом;
Т – средства производства;
П – производство;
Т` - готовая продукция;
Д` - денежные средства, полученные от продажи продукции и включающие в себя реализованную прибыль.
Точки (…) означают, что обращение средств прервано, но процесс их кругооборота продолжается в сфере производства.
Первая и третья стадии относятся к сфере обращения, вторая – к сфере производства. На каждой стадии оборотные средства принимают определенную функциональную форму: на первой – денежную, на второй – производственную и на третьей – товарную. Чтобы движение было непрерывным, определенные их части должны одновременно находиться в каждой из трех форм и проходить три стадии.
При кругообороте оборотных средств на транспорте (в отличие кругооборота оборотных средств в промышленности) выпадает товарная форма, т. к. продукцией транспорта является процесс перемещения грузов или пассажиров, который не имеет вещественной формы, а только стоимостную. В связи с этим нередко считают, что применительно к транспорту оборотные средства имеют две стадии оборота. Однако опыт показывает, что между процессом перевозок и возмещением затрат на него имеется некоторое время, в течение которого предприятие получает деньги от потребителей транспортной продукции – транспортных услуг. Этот промежуток времени и составляет продолжительность третьей стадии кругооборота. Если затраты на перевозки возмещаются авансом, то в этом случае затраты времени на третью стадию кругооборота отсутствуют.
Каждая стадия кругооборота имеет свои апробированные методы интенсификации использования денежных и материальных ресурсов.
На первой его стадии современный хозяйственный механизм требует от коллектива каждого предприятия научно обоснованного нормирования денежных средств. Оборотные фонды должны создаваться в таких размерах, чтобы обеспечивать бесперебойный ход транспортного процесса необходимыми материальными ценностями при их минимальных запасах.
На второй своей стадии кругооборот фондов должен происходить в условиях оптимальной организации транспортного процесса, способствующей максимальному использованию подвижного состава и росту эффективности грузовых и пассажирских перевозок.
На третьей, завершающей, стадии кругооборота возникает необходимость ускорения расчетов с клиентурой и своевременного поступления денежных средств за транспортные услуги, как важной предпосылки обеспечения непрерывности процесса воспроизводства, уплаты налогов, расчетов с собственником организации, образования фондов экономического стимулирования.
Тема 7.: Нормирование оборотных средств.
Вопросы для самостоятельной работы:
Нормируемые и ненормируемые оборотные средства.
Нормирование собственных оборотных средств.
Экономика отрасли автомобильный транспорт: Учебник / И.С. Туревский. М.: Инфра-М, 2012. 309 с.
Экономика автотранспортного предприятия: Учебник / В.П. Бычков. М.:Инфра-М, 2013. 384с.
3. Организация, планирование и управление в автотранспортных предприятиях: Учеб. для вузов / М.П. Улицкий, К.А. Савченко-Бельский, Н.Ф. Билибина и др.; под ред. М.П. Улицкого. М.: Транспорт, 2005.
Нормируемые и ненормируемые оборотные средства
Оборотные средства АТП подразделяются на нормируемые и ненормируемые.
К нормируемым оборотным средствам относятся собственные оборотные средства, функционирующие в сфере производства, т.е. производственные запасы, незавершенное производство по ремонту автомобилей и расходы будущих периодов. Эти средства закрепляются за предприятием и являются материальной основой его деятельности. Иными словами нормируемыми оборотными называют такие средства, которые выделяются АТП для создания минимальных запасов и обеспечения бесперебойного процесса перевозок.
При нормировании оборотных средств на каждом предприятии должны быть разработаны и осуществлены организационно-технические мероприятия, обеспечивающие ускорение оборачиваемости оборотных средств.
Запасы товарно-материальных ценностей определяются условиями производства. Планирование нормативов оборотных средств осуществляется в соответствии с планами материально-технического снабжения и нормами расхода материальных ресурсов.
Норма расхода оборотных средств – это плановое задание, которое определяет предельный расход товарно-материальных ценностей на производство продукции.
На основе норм расхода определяется потребность предприятия в материальных ресурсах. Нормы устанавливаются применительно к конкретным условиям с учетом опыта передовиков производства. Нормы на предприятии должны систематически пересматриваться, но нельзя допускать снижения запасов товарно-материальных ценностей ниже нормативов, так как это может вызвать перебои в ходе производственного процесса.
К ненормируемым оборотным средствам относятся средства, функционирующие в сфере обращения, которые покрываются за счет банковского кредита и свободных средств в обороте. Это – средства в расчетах и денежные средства.
По этим элементам невозможно установить норму расхода на какой-либо натуральный измеритель. Денежные средства у предприятия распределяются неравномерно и расходуются с расчетного счета по мере надоности.
Нормы расхода оборотных средств разрабатываются непосредственно на предприятиях с учетом конкретно сложившихся условий их работы т.е. учитываются:
отдаленность поставщиков от АТП;
условия снабжения, предусмотренные в договорах;
частота, равномерность и комплектность поставок;
размеры поставляемых партий;
скорость перевозок;
регулярность работы транспорта, доставляющего материальнные ценности;
система и форма расчетов;
скорость документооборота и т.д.
Нормы оборотных средств в днях по покупным производственным запасам включают время:
Нахождения материальных ценностей в пути (транспортный запас);
Разгрузки, складирования и подготовки материалов к производству (технологический запас);
Пребывание материальных ценностей в виде текущего запаса;
Пребывание в виде страхового (гарантийного) запаса.
Таким образом, общая норма запаса материальных ресурсов состоит из транспортного, технологического, текущего и страхового запасов.
Транспортный запас – создается в случае большой отдаленности поставщика материальных ценностей от данного АТП. Он охватывает период со дня оплаты счета поставщика материалов и до прибытия груза на склад получателя.
Транспортный запас возникает на предприятиях в тех случаях, когда удаленность их от поставщиков значительна и оплата материальных ценностей производится до поступления на склад. Если время доставки меньше или равно времени, необходимому для оплаты счета, то транспортный запас не создается.
Технологический запас на предприятии создается в том случае, если поступающие товарно-материальные ценности требуют предварительной обработки, лабораторного анализа, подготовки к производству и т.д. Например, при нормировании запаса дизельного топлива отводится время на отстой для отделения излишних примесей.
Время, затрачиваемое на приемку, разгрузку, сортировку, складирование, а также на лабораторный анализ.
Текущий запас создается для обеспечения непрерывности производства в период между двумя очередными поставками материальных ресурсов. Он занимает наиболее значительное место среди производственных запасов, систематически расходуется на производство продукции и регулярно восстанавливается за счет плановых поставок.
Размер текущего запаса рассчитывается на основе норм ежедневного потребления и времени между последовательными поставками. Длительность или интервал между двумя очередными поставками устанавливается либо на основе договоров с поставщиками, либо по отчетным данным складского учета о количестве и периодичности поступлений материалов.
Величину текущего запаса можно определить по формуле:
Зтек = а Тп,
где а – среднесуточный расход материала;
Тп – средневзвешенный интервал между поставками, дни.
При больших объемах поставок с интервалом свыше пяти дней текущий запас создается в размере 50 % средневзвешенного объема между двумя смежными поставками.
При большой частоте поставок материалов, при небольшом количестве поставщиков определенной группы материалов, а также по поставкам материалов с малыми интервалами, текущий запас может приниматься равным потребностям материалов на этот интервал, т.е. в размере до полного интервала между поставками.
Страховой (гарантийный) запас создается для обеспечения непрерывного производственного процесса в случае израсходования текущего запаса и опоздания поставки очередной партии материала, а также при увеличении потребности в материалах на производстве в связи с перевыполнением плановых заданий, т.е. для гарантии от возможных перебоев в снабжении.
Страховой запас материалов должен обеспечить нормальный производственный процесс предприятия на время, необходимое для срочной доставки материалов от поставщиков. На автомобильном транспорте норма страхового запаса установлена в размере 50% от величины текущего запаса. В случае частичного использования страхового запаса он должен быть пополнен из ближайшей очередной партии завоза до расчетной величины. Страховой запас определяется по формуле:
Зстр = а Тс,
где Тс – время восстановления страхового запас, дни.
Таким образом, норма запаса по отдельным элементам оборотных средств складывается из текущего, технологического, транспортного и страхового запасов.
Помимо текущих и страховых запасов, могут создаваться сезонные страховые запасы на зимний период или на время осенней распутицы. Сезонные запасы рассчитывают на основе показателей среднесуточного расхода материалов и продолжительности периода, в течение которого предполагается прекращение завоза того или иного вида материальных ценностей. При наличии значительного сезонного запаса материалов обычно их текущий запас не создается.
Н ормирование собственных оборотных средств
Важным экономическим фактором является разработка и внедрение научно обоснованных норм расхода и запасов оборотных средств, обеспечивающих рациональное использование товарно-материальных ценностей, на автомобильном транспорте.
Каждое автотранспортное предприятие должно иметь количество оборотных средств в соответствии с их действительной потребностью. Нормирование оборотных средств должно опираться на решение комплексной задачи по нахождению оптимального размера необходимых оборотных средств при определенном объеме производства.
Научно обоснованный норматив должен отражать минимальную величину потребности предприятия в оборотных средствах, необходимых для бесперебойного процесса перевозок.
Завышение норматива оборотных средств ведет к снижению плановой рентабельности и уменьшению размера отчислений в поощрительные фонды предприятия, к снижению оборачиваемости оборотных средств, к их чрезмерному накоплению на складах и в целом к нерациональному использованию материальных и денежных ресурсов.
Занижение норматива оборотных средств приводит к финансовым затруднениям и невыполнению производственной программы, т.е. недостаток в запасах топлива, автомобильных шинах, запасных частях и других необходимых производственных запасах может послужить причиной излишних простоев автомобилей, а следовательно, причиной снижения производительности подвижного состава предприятия.
Порядок и методика планирования собственных оборотных средств установлены основными положениями о нормировании оборотных средств предприятий и отраслевой инструкцией, учитывающей особенности автомобильного транспорта.
Нормативы оборотных средств рассчитывают ежегодно при составлении финансового плана с учетом потребности в оборотных средствах для основной деятельности, а также для выполнения хозяйственным способом капитальных ремонтов, непромышленных нужд, подсобных и вспомогательных производств.
Нормирование оборотных средств выполняется в 2 этапа:
На первом этапе устанавливаются нормы запаса в днях, процентах или других показателях. Например, для топлива, материалов, запасных частей, автомобильных шин норма запаса устанавливается в днях, для запаса агрегатов – в процентах к стоимости комплектов агрегатов на действующих автомобилях, для запаса спецодежды - в рублях на одного работника;
На втором этапе определяется норматив в денежном выражении.
При планировании собственных оборотных средств большое значение имеет правильное установление норматива в днях по каждому виду оборотных средств. Применяются различные методы расчета норматива оборотных средств.
Коэффициентный метод расчета норматива оборотных средств предусматривает установление норматива оборотных средств на плановый период путем внесения поправок в норматив предшествующего периода. Эти поправки учитывают рост объема перевозок, пропорционально затратам на которые увеличивается и норматив оборотных средств. Кроме того, учитывается необходимость ускорения оборачиваемости оборотных средств не менее чем на 3% в год.
Аналитический метод дает возможность определить нормативы на основе данных о фактических запасах по отдельным элементам оборотных средств в днях за предыдущие годы. При расчетах обычно используются данные за три-четыре года.
Сложившиеся за эти годы нормативы в днях корректируют с учетом исключения имевшихся ненужных и сверхнормативных материалов, с учетом изменения условий поставок материальных ценностей, а также в соответствии с изменением условий производства технического обслуживания и ремонта подвижного состава.
Аналитический метод позволяет с достаточной точностью определить норматив оборотных средств с учетом реальных условий снабжения и действующей организации технического обслуживания и ремонта подвижного состава.
Метод прямого расчета является дополнением к аналитическому методу. Он предусматривает расчеты по каждой статье оборотных средств и по каждому отдельному виду товарно-материальных ценностей в пределах каждой статьи с учетом всех факторов, определяющих размер отдельных видов запаса.
Вследствие большого объема работ прямые расчеты рекомендуется проводить один раз в 5-7 лет, а в промежутках между ними можно использовать аналитический и другие упрощенные методы расчета норматива оборотных средств.
Нормативы оборотных средств в денежном выражении рассчитывают в соответствии с балансовой группировкой нормируемых оборотных средств и включают в себя;
производственные запасы: автомобильное топливо; смазочные и прочие эксплуатационные материалы; топливо для хозяйственных нужд; ремонтно-строительные материалы для ремонта зданий и сооружений;
незавершенное производство;
расходы будущих периодов.
Нормативы оборотных средств определяют исходя из среднесуточного расхода отдельных видов оборотных фондов и необходимого их запаса в днях.
Норматив оборотных средств представляет собой минимально необходимый запас товарно-материальных ценностей, выраженный в денежном выражении (в рублях).
По каждому виду производственных запасов материальных ресурсов норматив оборотных средств определяется по формуле:
Ноб.ср. = ,
где Ноб.ср. – норматив оборотных средств, руб.;
- затраты согласно смете производства на планируемый период по данному элементу оборотных средств, дни;
- норма запаса по данному элементу оборотных средств, дни;
Д – продолжительность планируемого периода, дни.
Норматив оборотных средств можно определить как произведение однодневного расхода данного вида оборотных средств на его норму запаса.
Ноб.ср.=Расх. одн
,
где Расх. одн - однодневный расход данного элемента оборотных средств, руб.
Однодневный расход определяется по формуле:
Расх. одн =,
Норматив оборотных средств для различных видов материалов определяется по разному.
автомобильному топливу. Нормирование оборотных средств по топливу преследует цель – обеспечить необходимый его запас не только в топливных баках работающих автомобилей, но и в хранилищах и на заправочных пунктах АТП.
По АТП осуществляющим заправку на автозаправочных станциях, размер запас топлива определяется в зависимости от установленной по договору с нефтеснабжающей организацией периодичности приобретения талонов. При этом текущий запас в виде оплаченных талонов принимается в размере 70% стоимости их разового потребления.
Норматив оборотных средств по эксплуатационным и ремонтным материалам рассчитывается по видам материалов. По материалам, расход которых незначителен, норму оборотных средств определяют суммарно по всей группе с учетом фактических остатков этих материалов за отчетный год.
Норматив оборотных средств по всем видам топлива для технологических целей и отопления производственных и жилых помещений учитывает условия теплоснабжения и необходимость запаса топлива 4-6 месяца к началу отопительного сезона. Сумма затрат принимается по смете накладных расходов предприятия и расчету потребности топлива на планируемый период.
Норматив оборотных средств по автомобильным шинам предусматривает возможность их систематической замены на ходовых автомобилях по мере их износа. Норматив должен обеспечить создание запас автомобильных шин на складе, автомобилях технической помощи и линейных пунктах.
Норматив оборотных средств по запасным частям определяет потребность их с учетом обеспечения работ по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава, а также создания фонда агрегатов и выполнения хозяйственным способом работ по текущему и капитальному ремонту оборудования.
Для замены снятых с автомобилей и отправленных в ремонт агрегатов создается неснижаемый их складской запас. Число комплектов неснижаемого запаса устанавливается в пределах 3-5% к количеству автомобилей по маркам.
Норматив оборотных средств по малоценным и быстроизнашивающимся предметам устанавливает их запасы на складе и в эксплуатации.
Величина норматива по оборотному запасу малоценных и быстро изнашивающихся предметов определяется методом прямого счета, исходя из действующих норм на одного работника ли на один станок и др. По малоценному инвентарю расчет производится исходя из численности конторского персонала, численности проживающих в общежитии, численности автомобилей умноженных на стоимость единицы инвентаря.
По спецодежде и обуви расчет производится исходя из обеспеченности одного работника ими, а также стоимости одного комплекта и срока службы.
Нормативы оборотных средств на расходы будущих периодов определяются следующим образом:
(средства, израсходованные на начало планируемого периода + расходы, производимые в планируемом году) – расходы, включенные в себестоимость перевозок, а также затраты других работ и услуг планируемого периода.
На основании расчетов норм оборотных средств и нормативов собственных оборотных средств по каждому отдельному элементу определяют общую потребность АТП в собственных оборотных средствах, т.е. норматив оборотных средств в целом по АТП.
В АТП рассчитывают норматив по всем элементам оборотных средств с учетом конкретных условий и факторов, определяющих их величину.
Вопросы для самоконтроля
Дайте определение понятиям «оборотные средства», «оборотные производственные фонды», «фонды обращения». В чем проявляются их взаимосвязи и отличия?
Назовите методы планирования потребности в оборотных средствах. Какова сфера их применения?
Дайте характеристику аналитическому и коэффициентному методам определения потребности в оборотных средствах.
Назовите показатели эффективности использования оборотных средств и дайте им характеристику.
Наряду с основными фондами, необходимыми АТП для осуществления перевозок грузов и пассажиров, предприятия автомобильного транспорта должны иметь в своем распоряжении оборотные фонды и фонды обращения, которые в денежном выражении образуют в совокупности оборотные средства предприятий (рис. 2) .
Рис. 2. Структурная схема состава оборотных средств АТП
Особенность транспортного производства, в полной мере присущая автомобильному транспорту, налагает отпечаток на структуру его оборотных средств. Вследствие того что автомобильный транспорт не даёт готового продукта, отделимого от процесса производства, на АТП нет основных материалов, составляющих материальную основу готового продукта, нет незавершенного производства по основной деятельности, представляющего Собой определенную степень готовности продукта, нет готовой продукции как конечного результата производственной деятельности предприятий. Эта особенность автомобильного транспорта определяет относительно меньшую долю оборотных средств (примерно 15 %) в сумме всех средств АТП по сравнению с машиностроительными предприятиями, где она составляет 35-45 % общей суммы основных и оборотных средств.
К оборотным производственным фондам относятся средства производства, которые участвуют, как правило, только в одном производственном цикле. При этом их стоимость полностью включается в затраты на производство продукции .
Оборотные фонды АТП включают в себя производственные запасы и незаконченные расчеты (см. рис. 2). На долю производственных запасов приходится примерно 40-50 % оборотных средств АТП и около 90 % общего количества производственных оборотных фондов. Производственные запасы не принимают непосредственного участия в производственном процессе. Создание запасов материалов, топлива, запасных частей, автомобильных шин и др. необходимо для обеспечения бесперебойной работы автомобилей на линии и своевременного выполнения технического обслуживания и ремонта автомобилей.
При планировании оборотных средств производственные запасы разделяют на следующие основные группы: топливо, материалы, автомобильные шины, запасные части и агрегаты, малоценный и быстроизнашивающийся инвентарь и инструменты, спецодежда. Материалы для эксплуатации, ремонта автомобилей и других нужд составляют примерно 20 % производственных запасов; топливо - около 6 % .
Примерно 8 % производственных запасов приходится на автомобильные шины, находящиеся в запасе на складе АТП, в шинном цехе, на автомобилях технической помощи, автостанциях и линейных пунктах. Шины, смонтированные на колесах автомобиля (включая и запасное колесо), входят в состав основных средств и поэтому в оборотных средствах не учитываются.
На долю запасных частей фонда оборотных агрегатов для ремонта автомобилей агрегатным методом приходится до 40 % производственных запасов. Сюда включаются также материалы для ремонта подвижного состава.
До 30 % производственных запасов приходится на малоценные и быстроизнашивающиеся инструменты и материалы со сроком службы менее одного года. Вследствие многократности использования инструмента и инвентаря установлен следующий порядок отнесения стоимости их износа на себестоимость перевозок: 50 % их стоимости списывается при первоначальной передаче в эксплуатацию и остальные 50 % списываются при окончательном износе (за вычетом стоимости реализуемых остатков от списываемых предметов) .
К незаконченным расчётам относится незавершенное производство, которое имеет место лишь в процессе выполнения текущих ремонтов и не связано с основной деятельностью, а также расходы будущих периодов. Это обусловлено тем, что некоторые затраты осуществляются в предыдущем периоде с отнесением их на себестоимость перевозок в последующие периоды. К таким расходам относятся арендная плата, расходы на научно-исследовательские работы, печатные издания и т. д. Суммарное количество оборотных средств по указанной группе небольшое и составляет менее 1 % общего их количества.
Отчетность