О зависти и отношении к себе. Что такое зависть

Зависть – зависимость от чужого успеха, благополучия, достатка и других явлений, которые доступны одним, но упорно обходят стороной завистника.

Расцветки зависти

  • Чёрная зависть – когда удача является приятелем соседа, а на вашем огороде растёт успешно лишь полынь и крапива , чёрная зависть находит приют в вашем сердце. Вы обвиняете Всевышнего в несправедливости, но, когда он решает исправить ошибку и спрашивает вас, чего вы желаете получить, оговариваясь, что соседу он даст всё то же самое, но в двойном размере, вы мгновенно забываете о мерседесах, виллах, яхтах и прочих материальных благах, и просите Бога лишить вас глаза. Как же надо не любить своё тело и душу, чтобы дойти до такой зависти.

  • Зелёная зависть – она чуть посветлее чёрной. Вы не просите Всевышнего о лишении вас какого-либо органа, дабы сосед потерял два подобных, ваша кожа просто приобретает цвет затянутого тиной болота. Про "зеленокожих" в народе говорят: "Жаба душит". Видимо, жаба и передаёт свой цвет завистнику.
  • Синяя зависть - если в России зависть окрашивает личность в зелёный цвет, то в Древнем Риме окрашивала в синий. Поэтому про завистников римляне говорили: "Посинел от зависти". Стало быть, зависть не является порождением одного неблагополучного общества, объекты для зависти были во все времена.
  • Красная зависть - у китайцев от зависти поднимается кровяное давление и лопаются сосудики в глазах, отчего белки глаз становятся красными. Поэтому считается, что завистников настигает "болезнь красных глаз", стало быть, и цвет у зависти красный.
  • Белая зависть – глядя на парящих в небе птиц, хочется подпрыгнуть и последовать за ними. Именно пленённые такой завистью люди изобрели сначала сказочный ковёр-самолёт, потом воздушный шар, дирижабль, вертолёт, самолёт, космические корабли.

Вечный спутник человека

Зависть и человечество шагают по жизни бок о бок, она - порождение общества, у других представителей живого мира зависти нет. Одним людям она помогает творить и созидать, другим - разрушать и уничтожать.

Учёные проводят всевозможные эксперименты, пытаясь объяснить чувство зависти болезнями мозга, либо отклонениями в его работе от определённого стандарта. Пока, это получается неубедительно и примитивно. Гораздо успешнее чувство зависти объясняют философы.

Зависть по ОШО

Великий мистик XX века, ОШО, очень доходчиво и весело рассказал о причинах рождения зависти в человеке. Общество воспитывает людей, предлагая им стандарты, которые не всем по плечу. Человек сравнивает себя со стандартом, видит его недосягаемость и начинает комплексовать и завидовать тем, кто дотягивает до образца.

Но, каждый человек приходит в этот мир уникальным, неповторимым. Даже близнецы отличаются друг от друга. Всевышний создаёт лишь одни оригиналы, копии пытаются создавать люди. Для чего им это? Ведь мир прекрасен именно своей неповторимостью. Фиалка не мечтает превратиться в розу, ромашка в орхидею, попугай в павлина. Они украшают мир такими, какими их создала природа или Бог. И только человек вечно недоволен, не удовлетворён.

Недовольство человека ОШО объясняет неправильным выбором объекта для сравнения. Человек вечно стремится сравнивать себя с кем-то другим, с навязываемым обществом стандартом, с внешними показателями этого стандарта. Со школьной скамьи нас учат сравнивать себя с другими. "Попандопуло, ты сегодня написал сочинение хуже, чем это сделал Симпсон", - говорит учитель, ставя невыразительную "3" в тетрадь. Но ведь Попандопуло написал так, как мог написать только он один, Симпсон тут совсем ни при чём. Японский учитель, оценивая работы учеников, скажет: "Киото, ты сегодня выполнил домашнюю работу лучше, чем вчера".

Зависть — это сравнение. А нас научили сравнивать, у нас выработался условный рефлекс сравнивать, всегда сравнивать. У кого-то дом лучше, у кого-то более красивое тело, у кого-то больше денег, у кого-то больше обаяния. Сравнивайте, продолжайте сравнивать себя с каждым встречным, и результатом будет огромная зависть. Она — побочный продукт привычки сравнивать.

И наоборот, если вы прекратите сравнивать, зависть исчезает. Тогда вы просто знаете, что вы — это вы, и что вы — это не кто-то другой, и в сравнении нет необходимости. Хорошо, что вы не сравниваете себя с деревьями, иначе вы начнете чувствовать сильную зависть: почему вы не зеленые? И почему Существование было так жестоко к вам: на вас нет цветов?

Еще лучше, что вы не сравниваете себя с птицами, с реками, с горами; иначе вы будете страдать. Вы сравниваете себя только с людьми, потому что вас приучили сравнивать себя только с людьми, вы не сравниваете себя с павлинами и попугаями. Иначе ваша зависть становилась бы все больше и больше: вы бы так были придавлены бременем зависти, что вообще не смогли бы жить.

Сравнение — это очень глупое занятие, потому что каждый человек уникален и бесподобен. Когда понимание этого укореняется в вас, зависть исчезает. Каждый уникален и несравним. Вы — это просто вы: такого, как вы, никогда не было и никогда не будет. И вам вовсе не нужно быть таким, как кто-то еще.

Существование создает только оригиналы; оно не верит в копии.

Футбольный мяч, перелетевший через забор, падает во двор и попадает в самую середину находящейся там стаи кур. Петух подходит к нему, внимательно изучает и затем говорит:

— Девочки, я вас не обвиняю, но посмотрите, какую продукцию выпускают по соседству.

По соседству происходят великие дела: трава там зеленее, а розы — розовее. Кажется, что все так счастливы — все, кроме вас. Вы непрерывно сравниваете. И то же самое делают другие — они тоже сравнивают. Может быть, они думают, что на вашем газоне трава зеленее — на расстоянии она всегда выглядит зеленее, или что у вас жена красивее… Вы устали, вы не можете понять, как вы позволили этой женщине заманить вас в ловушку, вы не знаете, как от нее избавиться, а сосед, возможно, завидует вам — тому, что у вас такая красивая жена! А вы, возможно, завидуете ему…

Каждый завидует всем остальным. И из-за зависти мы создаем такой ад, из-за зависти мы становимся очень недоброжелательными.

Пожилой фермер угрюмо наблюдает за разрушительным действием наводнения.

— Хирам! — кричит ему сосед. — Всех твоих свиней смыло в реку.

—А что со свиньями Томпсона? — спрашивает фермер.

—И их тоже.

— А у Ларсена?

— Тоже.

—Фу! — выдыхает фермер, воспрянув духом. — Все не так плохо, как я думал.

Если у всех беда, это хорошо, если у всех потери, это хорошо. Если все счастливы и преуспевают, это вызывает горечь.

Но почему прежде всего именно мысль о других приходит вам в голову? Разрешите мне еще раз напомнить вам: это происходит потому, что вы не позволили вашим собственным сокам течь, не позволили вашему собственному блаженству расти, не позволили вашему собственному существу расцвести. И поэтому вы ощущаете внутри пустоту и смотрите на всех и каждого вокруг вас, поскольку видите лишь то, что снаружи.

Вам известно, что у вас внутри, и вам известно, что у других снаружи: это вызывает зависть. Им известно, что снаружи у вас и что внутри у них: это вызывает зависть. Но никто не знает, что у вас внутри. Вы же знаете, что там вы — ничто, пустышка. А другие снаружи выглядят такими улыбающимися. Их улыбки могут быть фальшивыми, но как вы узнаете, что они фальшивы? Может быть, их сердца также улыбаются. Вы же знаете, что ваша улыбка фальшива, потому что ваше сердце вовсе не улыбается; возможно, оно рыдает и плачет.

Вы знаете свое внутреннее пространство. Только вы его знаете, больше никто. И вы знакомы с фасадом всех остальных — а свой фасад люди сделали прекрасным. Фасад — это нечто, выставляемое напоказ, и он очень обманчив.

Есть одна древняя суфийская история.

Некий человек был очень обременен своими страданиями. Каждый день он взывал к Богу:

— Почему я? Все кажутся такими счастливыми, почему один лишь я так страдаю?

И однажды, в глубоком отчаянии, он взмолился:

—Боже, ты можешь отдать мне страдания какого-нибудь другого человека, и я готов принять их. Но только забери мои, я больше не в силах их нести.

Той же ночью ему приснился прекрасный сон — прекрасный и очень значимый. Ему приснилось, что в небе явился Бог и объявил всем людям: «Принесите все ваши страдания в храм». Каждый устал от своих страданий: на самом деле, каждый время от времени молил Бога: «Я готов принять чьи-нибудь еще страдания, но забери у меня мои — они чрезмерны, они невыносимы».

И поэтому все собрали свои страдания в мешки и пришли в храм, и все выглядели очень счастливыми: их день настал, их молитва была услышана. И этот человек также поспешил в храм.

И тогда Бог сказал:

—Поставьте свои мешки у стен.

И мешки были поставлены у стен. Бог же объявил:

— Теперь вы можете выбирать. Каждый может взять любой из мешков.

И вот что было самым удивительным: этот человек, всегда моливший Бога, бросился к своему мешку, пока его не выбрал кто-нибудь другой! Но к его удивлению, каждый тоже бросился к своему собственному мешку, и каждый был счастлив выбрать его снова. Что же случилось? Впервые каждый увидел чужие несчастья, чужие страдания — чужие мешки были такими же большими или даже еще больше!

А вторая проблема заключалась в том, что каждый из них привык к собственным страданиям. А теперь выбрать чьи-то еще — кто знает, что за страдания окажутся в мешке? Стоит ли овчинка выделки? Ваши собственные страдания, по крайней мере, вам знакомы, вы к ним привыкли, и они вполне терпимы. Столько лет вы терпели их — стоит ли выбирать неизвестность?

И все, довольные, разошлись по домам. Ничего не изменилось, те же самые страдания они несли обратно, но каждый был счастлив и улыбался, и радовался, что смог получить свой мешок обратно.

Утром этот человек обратился к Богу и сказал:

— Спасибо тебе за сон; я никогда больше не попрошу тебя. Все, что ты дал мне, для меня хорошо, должно быть для меня хорошо; именно поэтому ты мне это и дал.

Вы постоянно страдаете от зависти; вы становитесь недоброжелательными к окружающим. И из-за зависти вы начинаете становиться фальшивыми, потому что начинаете притворяться. Вы начинаете притворяться тем, кем вы не являетесь, вы начинаете притворяться тем, кем вы и не можете быть, кем быть для вас является неестественным. Вы становитесь все более и более искусственными. Подражая другим, соревнуясь с другими, что еще вы можете делать? Если у кого-то есть что-то, а у вас этого нет, и у вас нет естественной возможности иметь это, то единственным способом будет найти для этого какой-то дешевый заменитель.

Я слышал, что Джим и Нэнси Смит этим летом замечательно провели время в Европе. Это так здорово, когда супруги наконец получают возможность действительно пожить полной жизнью. Они везде побывали и все попробовали. Париж, Рим… назовите что угодно, и окажется, что там они были, и это они делали.

Но так неловко было по дороге домой проходить через таможню. Вы знаете, как эти таможенники суют нос во все ваши личные вещи. Они открыли чемодан и вынули три парика, шелковое нижнее белье, духи, краску для волос… действительно неловко. А ведь это был только чемодан Джима!

Просто загляните в свой чемодан, и вы обнаружите столько искусственного, фальшивого, ненастоящего — для чего? Почему вы не можете быть естественными и непосредственными? Из зависти.

Завистливый человек живет в аду. Прекратите сравнивать, и зависть исчезнет, недоброжелательность исчезнет, фальшивость исчезнет. Но прекратить это вы можете, только если начнете растить свои внутренние сокровища; другого способа нет.

Растите, становитесь все более и более подлинными индивидуальностями. Любите и уважайте себя такими, какими вас создал Бог, и тогда небесные врата сразу же откроются для вас. Они были открыты всегда, вы просто на них не смотрели.

Ошо

1816 7

«Близости боятся все. Другое дело, осознаешь ты это или нет. Быть близким — значит раскрываться перед незнакомцем. Мы все незнакомцы — никто никого не знает. Мы не знакомы даже с самими собой, потому что мы не знаем, кто мы такие.
Мы все очень многое скрываем, и не только от других, но и от самих себя, потому что нас воспитывает больное человечество, которое подавляет, сдерживает и многое запрещает.
Близость — это насущная необходимость, с одной стороны, поэтому все так ее и жаждут. Но каждый хочет, чтобы другой человек был близким, чтобы другой человек отбросил все свои защиты, стал уязвимым, раскрыл бы все свои раны, сорвал бы все маски, и отказался от ложных личин, и предстал обнаженным, таким, какой он есть. А с другой стороны, все боятся близости. Вы хотите ощущать близость с другим человеком, но сами не отказываетесь от своих защит...»

Ошо. Когда вечность проходит сквозь время

«Наличие вертикальной линии не означает, что вы должны отказаться от мира. Но это значит, что вы уже не относитесь к миру, что мир становится призрачным, теряет значимость. Амбиции, желания, зависть начнут испаряться, и чтобы от них избавиться, вам не потребуется никаких усилий. Они могут существовать только во мраке горизонтального, где все соревнуются, все переполнены жаждой власти, огромным желанием доминировать, стать кем-то особенным.
На вертикальной линии все эти глупости просто исчезают. Вы становитесь таким светлым, таким невесомым, совсем как цветок лотоса: он в воде, но вода его не касается. Вы остаетесь в мире, но мир больше не оказывает на вас никакого влияния.
Наоборот, вы сами начинаете влиять на мир — не сознательными усилиями, а просто фактом своего существования, вашим присутствием, вашим изяществом, вашей красотой. По мере того как все это растет внутри вас, оно начинает распространяться вокруг вас...»

Ошо. Когда нет ни «хорошо», ни «плохо». Существуют ли универсальные «добро» и «зло»?

Жить, возможно, становится проще и яснее, когда все заранее определено, и каждому явлению присвоен ярлык «хорошо» или «плохо».. Только настоящая ли это жизнь, и насколько соответствует она нашему внутреннему «Я»?
Ошо ярко и убедительно показывает, что любое представление о добре и зле ограничено рамками времени, народа, культуры. Слепое следование предписаниям и правилам вне ситуации и контекста лишает человека свободы и спонтанности. Только в свете осознанности рождается то пространство, где ничто не является «правильным» или «неправильным». Пробужденный человек проходит сквозь барьеры и обусловленности, чтобы найти свою внутреннюю правду и подлинное понимание.

Зависть - это сравнение. А нас научи­ли сравнивать, у нас выработался услов­ный рефлекс сравнивать, всегда сравни­вать. У кого-то дом лучше, у кого-то более красивое тело, у кого-то больше денег, у кого-то больше обаяния. Сравнивайте, продолжайте сравнивать себя с каждым встречным, и результатом будет огромная зависть. Она - побочный продукт привычки сравнивать.

И наоборот, если вы прекратите сравнивать, зависть исчезает. Тогда вы просто знаете, что вы - это вы, и что вы - это не кто-то другой, и в сравнении нет необходимости. Хорошо, что вы не сравниваете себя с деревьями, иначе вы нач­нете чувствовать сильную зависть: поче­му вы не зеленые? И почему Существова­ние было так жестоко к вам: на вас нет цветов? Еще лучше, что вы не сравниваете себя с птицами, с реками, с горами; иначе вы будете страдать.

Вы сравнивае­те себя только с людьми, потому что вас приучили сравнивать себя только с людь­ми, вы не сравниваете себя с павлинами и попугаями. Иначе ваша зависть стано­вилась бы все больше и больше: вы бы так были придавлены бременем зависти, что вообще не смогли бы жить.

Сравнение - это очень глупое заня­тие, потому что каждый человек уника­лен и бесподобен. Когда понимание это­го укореняется в вас, зависть исчезает. Каждый уникален и несравним. Вы - это просто вы: такого, как вы, никогда не было и никогда не будет. И вам вовсе не нужно быть таким, как кто-то еще.

Существование создает только ориги­налы; оно не верит в копии.

Футбольный мяч, перелетевший через забор, падает во двор и попадает в самую середину находящейся там стаи кур. Пе­тух подходит к нему, внимательно изуча­ет и затем говорит:

- Девочки, я вас не обвиняю, но по­смотрите, какую продукцию выпускают по соседству.

По соседству происходят великие дела: трава там зеленее, а розы - розовее. Ка­жется, что все так счастливы - все, кро­ме вас. Вы непрерывно сравниваете. И то же самое делают другие - они тоже сравнивают. Может быть, они думают, что на вашем газоне трава зеленее - на расстоянии она всегда выглядит зеленее, или что у вас жена красивее… Вы устали, вы не можете понять, как вы позволили этой женщине заманить вас в ловушку, вы не знаете, как от нее избавиться, а со­сед, возможно, завидует вам - тому, что у вас такая красивая жена! А вы, возмож­но, завидуете ему…

Каждый завидует всем остальным. И из-за зависти мы создаем такой ад, из-за зависти мы становимся очень недобро­желательными.

Пожилой фермер угрюмо наблюдает за разрушительным действием наводнения.

- Хирам! - кричит ему сосед. - Всех твоих свиней смыло в реку.

- А что со свиньями Томпсона? - спрашивает фермер.

- И их тоже.

- А у Ларсена?

- Тоже.

-Фу! - выдыхает фермер, воспрянув духом. - Все не так плохо, как я думал.

Если у всех беда, это хорошо, если у всех потери, это хорошо. Если все счаст­ливы и преуспевают, это вызывает горечь.

Но почему прежде всего именно мысль о других приходит вам в голову? Разреши­те мне еще раз напомнить вам: это про­исходит потому, что вы не позволили ва­шим собственным сокам течь, не позво­лили вашему собственному блаженству расти, не позволили вашему собствен­ному существу расцвести. И поэтому вы ощущаете внутри пустоту и смотрите на всех и каждого вокруг вас, поскольку ви­дите лишь то, что снаружи.

Вам известно, что у вас внутри, и вам известно, что у других снаружи: это вызы­вает зависть. Им известно, что снаружи у вас и что внутри у них: это вызывает за­висть. Но никто не знает, что у вас внутри. Вы же знаете, что там вы - ничто, пу­стышка. А другие снаружи выглядят таки­ми улыбающимися. Их улыбки могут быть фальшивыми, но как вы узнаете, что они фальшивы? Может быть, их сердца также улыбаются. Вы же знаете, что ваша улыбка фальшива, потому что ваше сердце вовсе не улыбается; возможно, оно рыдает и плачет.

Вы знаете свое внутреннее простран­ство. Только вы его знаете, больше ни­кто. И вы знакомы с фасадом всех осталь­ных - а свой фасад люди сделали прекрасным. Фасад - это нечто, выстав­ляемое напоказ, и он очень обманчив.

Есть одна древняя суфийская история.

Некий человек был очень обременен своими страданиями. Каждый день он взывал к Богу:

- Почему я? Все кажутся такими счаст­ливыми, почему один лишь я так страдаю?

И однажды, в глубоком отчаянии, он взмолился:

-Боже, ты можешь отдать мне стра­дания какого-нибудь другого человека, и я готов принять их. Но только забери мои, я больше не в силах их нести.

Той же ночью ему приснился прекрас­ный сон - прекрасный и очень значимый. Ему приснилось, что в небе явился Бог и объявил всем людям: «Принесите все ваши страдания в храм». Каждый устал от своих страданий: на самом деле, каждый время от времени молил Бога: «Я готов принять чьи-нибудь еще страдания, но забери у меня мои - они чрезмерны, они невыносимы».

И поэтому все собрали свои страдания в мешки и пришли в храм, и все выгля­дели очень счастливыми: их день настал, их молитва была услышана. И этот чело­век также поспешил в храм.

И тогда Бог сказал:

-Поставьте свои мешки у стен.

И мешки были поставлены у стен. Бог же объявил:

- Теперь вы можете выбирать. Каж­дый может взять любой из мешков.

И вот что было самым удивительным: этот человек, всегда моливший Бога, бросился к своему мешку, пока его не вы­брал кто-нибудь другой! Но к его удив­лению, каждый тоже бросился к свое­му собственному мешку, и каждый был счастлив выбрать его снова. Что же слу­чилось? Впервые каждый увидел чужие несчастья, чужие страдания - чужие меш­ки были такими же большими или даже еще больше!

А вторая проблема заключалась в том, что каждый из них привык к собствен­ным страданиям. А теперь выбрать чьи-то еще - кто знает, что за страдания окажут­ся в мешке? Стоит ли овчинка выделки? Ваши собственные страдания, по край­ней мере, вам знакомы, вы к ним при­выкли, и они вполне терпимы. Столько лет вы терпели их - стоит ли выбирать неизвестность?

И все, довольные, разошлись по до­мам. Ничего не изменилось, те же самые страдания они несли обратно, но каждый был счастлив и улыбался, и радовался, что смог получить свой мешок обратно.

Утром этот человек обратился к Богу и сказал:

- Спасибо тебе за сон; я никогда боль­ше не попрошу тебя. Все, что ты дал мне, для меня хорошо, должно быть, для меня хорошо; именно поэтому ты мне это и дал.

Если вы постоянно страдаете от зависти — вы становитесь недоброжелательными к окружающим. И из-за зависти вы начи­наете становиться фальшивыми, потому что начинаете притворяться. Вы начи­наете притворяться тем, кем вы не яв­ляетесь, вы начинаете притворяться тем, кем вы и не можете быть, кем быть для вас является неестественным. Вы стано­витесь все более и более искусственны­ми.

Подражая другим, соревнуясь с дру­гими, что еще вы можете делать? Если у кого-то есть что-то, а у вас этого нет, и у вас нет естественной возможности иметь это, то единственным способом будет найти для этого какой-то дешевый заменитель.

Я слышал, что Джим и Нэнси Смит этим летом замечательно провели время в Ев­ропе. Это так здорово, когда супруги нако­нец получают возможность действитель­но пожить полной жизнью. Они везде по­бывали и все попробовали. Париж, Рим… назовите что угодно, и окажется, что там они были, и это они делали.

Но так неловко было по дороге до­мой проходить через таможню. Вы зна­ете, как эти таможенники суют нос во все ваши личные вещи. Они открыли чемодан и вынули три парика, шелковое нижнее белье, духи, краску для волос… действительно неловко. А ведь это был только чемодан Джима!

Зависть,
Ты крадешь чистоту моего ума,
Ты посягаешь на покой моего сердца,
Ты вторгаешься в божественность моей жизни!

В обычной человеческой жизни зависть — распространенное явление. Мы не сознаем того факта, что зависть способна разрушить все наши возможности и нанести вред нашим внутренним задаткам. Вот почему мы не стараемся выйти за пределы зависти или победить ее.
Мы завидуем людям потому, что у них есть определенные способности, или потому, что они достигли того, чего мы не сумели. Но давайте посмотрим, куда нас может завести зависть. Она никоим образом не расширит нашего сознания. Напротив, мы чувствуем, что с завистью в нас проникает ограниченность. Вместе с ограниченностью входит ее друг, несовершенство. А за несовершенством всегда следует разрушение. Когда мы завидуем другим, мы широко распахиваем двери, чтобы три брата — ограниченность, несовершенство и разрушение — вошли в нас один за другим.

Зависть, восхищение или конкуренция?

Чем отличается зависть от восхищения? Искреннее восхищение создает в вашей жизни чувство идеального. Возможно, вы не можете сделать того, что сделал кто-то другой, но вы восхищаетесь им и его действиями. То есть у вас есть спонтанное стремление достичь или стать тем, чего достиг он. Искреннее восхищение подобного рода — это не признак неполноценности. Более того, зачастую это знак взаимного признания двух душ.
С завистью все обстоит иначе. Если вы завидуете чьим-то достижениям, вы будете чувствовать, что готовы всадить нож в этого человека, будь у вас возможность. Вы постараетесь скрыть свою зависть, потому что чувствуете, что либо во внутреннем, либо во внешнем мире вас поймают с поличным. Но одно то, что в вас вселилась зависть, уже чрезвычайно опасно.
Иногда зависть порождается чувством состязательности. Нам хочется превзойти достижения остальных. Но давайте же не будем соревноваться с другими, чтобы показать свое превосходство. Вместо этого давайте думать о необходимости собственного прогресса. Давайте будем пытаться превзойти только свои собственные способности. Наше отношение как личности — вот что имеет первостепенное значение. Надо чувствовать, что мы превосходим свои способности не ради личной славы, а чтобы увеличить способности мира и поднять его уровень. Затем с преданным и одухотворенным сердцем мы должны предложить свои достижения Богу, Источнику.

Преодоление зависти

Существует много практических способов преодолеть зависть. Обычный человеческий способ — это сказать себе: «Я могу петь гораздо лучше этого человека, только не пою, потому что не хочу терять время зря». Это удачный способ убедить себя в том, что вы лучше другого. Духовный же способ победить зависть — это почувствовать единство с тем, кому вы завидуете. К примеру, если кто-то гораздо более одаренный актер, чем вы, почувствуйте, что это вы играете на сцене. Таким образом, вы можете победить зависть и, в то же самое время, расширите свое сознание.
Как только зависть исчезнет, мы сразу же почувствуем, что человек, которому мы завидовали, — теперь наш лучший друг. Мы будем испытывать доброжелательность и любовь к нему или к ней. И в конечном счете мы почувствуем облегчение от того, что болезненная стрела зависти извлечена из нашего организма.
Когда мы устанавливаем единство с Источником, которым является Бог, мы не можем никому завидовать. Если мы чувствуем, что наша реальность — Бог, то каждый человек подобен части нашего сознательного, преданного и посвященного духовного организма. Если все они являются частями моего тела, значит, они — часть моего существования. Как я могу им завидовать? Если мы установим неразделимое единство с Источником, то проблема зависти легко разрешится.
Вы сможете победить зависть, испытывая больше любви к Богу. Может быть, вы завидуете кому-то, потому что он прекрасный фотограф. А он, может быть, завидует вам, потому что вы — превосходный журналист. Такого рода зависть никогда не прекратится. Но есть третий участник, ответственный за вас обоих, и это Бог. Если вы любите Бога и станете едины с Ним, то вы сможете отождествиться со способностями других людей. Если вы становитесь едины с Источником способностей, вопроса о зависти не возникает. Если вы по-настоящему хотите преодолеть зависть, любите Единого, который одарил всеми способностями и вас, и каждого.

Укус зависти —
Это болезнь.
Надежное и верное средство от нее —
Крепкое единство.

Вы только вредите себе

Если мы тратим время на негативные мысли о ком-то — на зависть, сомнение или злость, — то фактически мы делаем этого человека своим хозяином. Нужно быть очень осторожным относительно того, сколько времени мы проводим в мыслях о других и сколько — о Всевышнем. Если мы тратим время, размышляя о других с сомнением, завистью, злобой и другими небожественными силами, то наш собственный прогресс будет замедляться.
Если мы хотим совершать быстрый прогресс, то не следует критиковать или дурно отзываться о ком бы то ни было. У нас достаточно и своих проблем. Критикуя другого, мы выносим на передний план проблемы, которые он взвалил себе на плечи. Давайте не будем осуждать; давайте стремиться лишь к собственному совершенству. Мы будем отвечать за себя, а другие пусть отвечают за себя. И, таким образом, каждый получит достаточно свободы для достижения своей цели.

Кинжал зависти твоего ума
Нанес тебе тяжкую рану.
Если ты хочешь исцелиться,
Старайся как можно быстрее отыскать
Пламя своего сердца устремления.

Лекарство медитация

На самом деле несчастными нас делает не чувство страха, не сомнение или зависть, а последствия — когда мы осознаём, что натворили. А поскольку мы не раз страдали от последствий своих поступков, нужно немедленно принимать меры для того, чтобы излечиться. В Индии больным малярией врачи прописывают хинин. Хинин очень горький. Когда вы лелеете зависть, в это время медитация — как хинин, очень горькая и сухая. Но если вы знаете, что лекарство-медитация избавит вас от лихорадки сомнения, страха и зависти, то лучше всего принять его.
Прежде чем начать медитацию, произнесите четыре вещи: «Страх, прочь из моей жизни! Сомнение, прочь из моей жизни! Зависть, прочь из моей жизни! Неуверенность, прочь из моей жизни! Вы мне не нужны и никогда мне не понадобитесь». Тогда они все выйдут из вас и спросят: «Кто же тебе нужен?» И вы ответите: «Мне нужна только медитация. Мне нужен только Бог. Доказательство в том, что я без вас жить могу, а вы без меня не можете. Страх, тебе не выжить без меня, поэтому ты приходишь и прячешься в моем теле. Зависть, ты не можешь существовать без меня, поэтому ты приходишь и прячешься в моем витале. Сомнение, ты не можешь жить без меня, поэтому ты приходишь и прячешься в моем уме. Неуверенность, ты не можешь жить без меня, поэтому ты приходишь и прячешься в моем сердце». Когда вы бросите божественный вызов этой четверке, они заявят, что оставаться у вас внутри — ниже их достоинства. «Если ты можешь обойтись без нас, почему же это мы не можем обойтись без тебя?» — спросят они и удалятся. Вот тогда у вас будет совершенная медитация.

Вы хотите избавиться
От постоянной лихорадки зависти?
Открою вам большой секрет:
Просто любите и становитесь едиными
Со своим сердцем-единством.



Отчетность